Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 30.11.2006 № 959

                                                                       
                                                                      
                                                                      
               ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ           

                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ                           

    От 30.11.2006 N 959
    г.Вологда

    О проекте закона области "О начальном
    и среднем профессиональном образовании
    в Вологодской области"


    Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

    1. Принять в первом чтении проект закона области  "О  начальном  и
среднем профессиональном образовании в Вологодской области".
    2.  Направить  указанный  законопроект  Губернатору   области,   в
экспертно-правовое  управление  и постоянные комитеты Законодательного
Собрания области. Установить, что поправки к указанному  законопроекту
направляются в постоянный комитет Законодательного Собрания области по
образованию, культуре и здравоохранению в двадцатидневный срок со  дня
принятия настоящего постановления.
    3.  Постоянному  комитету  Законодательного  Собрания  области  по
образованию,   культуре   и   здравоохранению   доработать   указанный
законопроект  с  учетом  поступивших  поправок   и   внести   его   на
рассмотрение очередной сессии Законодательного Собрания области.


    Заместитель председателя
    Законодательного Собрания
    области          В.В.Буланов


Проект
принят в I чтении 30.11.2006

                                  ЗАКОН                               
                           ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                        
                                                                      
                  О НАЧАЛЬНОМ И СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ              
                    ОБРАЗОВАНИИ  В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                

    Настоящий  закон  области  регулирует   отношения,   связанные   с
реализацией  права граждан на получение начального профессионального и
среднего профессионального образования в  соответствии с  Конституцией
Российской   Федерации,   законодательством   Российской  Федерации  и
Вологодской  области,  в  различных  формах  и  объеме,  установленных
государственными образовательными стандартами.


    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Цели начального и среднего профессионального образования

    Начальное и среднее профессиональное образование осуществляется  в
целях:
    получения гражданами  профессионального  образования,  отвечающего
потребностям  личности  в  профессиональном  росте  и самоопределении,
потребностям  общества  в  эффективной  профессиональной  деятельности
граждан, потребностям экономики области в стабильном развитии;
    подготовки  работников   квалифицированного   труда   (рабочих   и
служащих)  и  специалистов, отвечающих требованиям современного уровня
квалификации, передовым  технологиям  и  прогнозам  развития  отраслей
экономики;
    обеспечения квалифицированными кадрами организаций, осуществляющих
свою деятельность на территории области.

    Статья 2. Региональная политика в области  начального  и  среднего
профессионального образования

    1. Основными задачами региональной политики в области начального и
среднего профессионального образования являются:
    создание  условий  для  развития  личности  в  процессе  получения
начального и среднего профессионального образования;
    предоставление гражданам бесплатного начального  профессионального
образования  в  государственных  образовательных учреждениях области в
пределах государственных образовательных стандартов, если  образование
данного уровня гражданин получает впервые;
    предоставление гражданам на конкурсной основе бесплатного среднего
профессионального   образования   в   государственных  образовательных
учреждениях  области  в   пределах   государственных   образовательных
стандартов,   если   образование  данного  уровня  гражданин  получает
впервые.
    2. Приоритетными направлениями  региональной  политики  в  области
начального и среднего профессионального образования являются:
    удовлетворение   потребностей   граждан    в    высококачественных
профессиональных образовательных услугах;
    формирование  социального  заказа  области   на   профессиональное
обучение  работников  квалифицированного  труда (рабочих и служащих) и
специалистов с учетом потребностей рынка труда;
    повышение   образовательного   уровня   и    конкурентоспособности
выпускников   образовательных   учреждений   начального   и   среднего
профессионального образования на рынке труда;
    создание условий для опережающего развития начального  и  среднего
профессионального   образования   области    в  связи  с  возрастающей
потребностью  организаций  в   работниках   квалифицированного   труда
(рабочих и служащих) и специалистах среднего звена;
    создание современной  учебно-материальной  и  информационной  базы
обучения;
    расширение  перечня  профессий  и   специальностей,   предлагаемых
обучающимся,  (в  том  числе  обучающимся с отклонениями в развитии) в
образовательных учреждениях начального  и  среднего  профессионального
образования;
    формирование    механизма    мониторинга    и     государственного
регулирования   востребованности   и  качества  подготовки  работников
квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов,  имеющих
начальное  и  среднее  профессиональное  образование, в соответствии с
потребностями граждан и рынка труда;
    развитие социального партнерства в  сфере  начального  и  среднего
профессионального образования;
    осуществление дифференцированной социальной поддержки обучающихся,
педагогических работников;
    сохранение   и   укрепление   здоровья   обучающихся   в   системе
начального и среднего профессионального образования.
    3.  Органы   государственной  власти   области   разрабатывают   и
реализуют   региональную   политику  в  сфере  начального  и  среднего
профессионального образования на основе межведомственного подхода  при
участии   работодателей,  общественных  объединений,  профессиональных
 и творческих ассоциаций  и  объединений,  родительских и  ученических
советов, молодежных организаций, иных объединений граждан.
    4.  Организационной   основой   региональной  политики  в  области
начального и среднего профессионального образования является областная
программа   развития   начального   и    среднего    профессионального
образования, утверждаемая Законодательным Собранием области.

    Статья 3. Реализация  права  граждан  на  получение  начального  и
среднего профессионального образования

    1.   Органы   государственной    власти    области    обеспечивают
государственные  гарантии прав граждан на получение ими общедоступного
и бесплатного начального  профессионального  образования, а  также  на
конкурсной основе бесплатного  среднего  профессионального образования
в  государственных образовательных учреждениях начального  и  среднего
профессионального   образования   области   (далее  –  образовательные
учреждения начального  и  среднего  профессионального  образования)  в
пределах    государственных    образовательных    стандартов,     если
 образование этих  уровней  получается впервые.
    2.   Образовательные   учреждения    среднего    профессионального
образования могут осуществлять дополнительный прием обучающихся (сверх
численности, финансируемой  за  счет  средств  областного  бюджета)  с
полным  возмещением затрат на их обучение на основе договоров или иных
соглашений.
    3. Ограничения прав граждан на  получение  начального  и  среднего
профессионального   образования   допускаются  в  случаях  и  порядке,
установленных федеральным законодательством.


    Глава  2.  СИСТЕМА   НАЧАЛЬНОГО   И   СРЕДНЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ

    Статья  4.  Система  начального   и   среднего   профессионального
образования области

    Система  начального  и  среднего   профессионального   образования
области включает совокупность:
    преемственных   и  интегрированных  образовательных   программ   и
государственных  стандартов  начального  и  среднего профессионального
образования;
    образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования  различных  организационно-правовых  форм,  типов и видов,
реализующих образовательные программы;
    органов исполнительной государственной власти области,  имеющих  в
введении    учреждения   начального   и   среднего   профессионального
образования;
    общественных       организаций,        государственно-общественных
координационных  советов  по  подготовке работников квалифицированного
труда (рабочих и служащих) и специалистов.

    Статья 5. Государственные образовательные стандарты  начального  и
среднего профессионального образования

    1.    Образовательные    программы    начального    и     среднего
профессионального  образования  области  реализуются  в соответствии с
требованиями государственных образовательных стандартов  начального  и
среднего   профессионального   образования,   включающих  федеральный,
региональный (национально-региональный) компоненты, а также  компонент
образовательного учреждения.
    Региональный (национально-региональный) компонент государственного
образовательного  стандарта  начального  и  среднего профессионального
образования разрабатывается образовательным учреждением и утверждается
органом   исполнительной   государственной  власти  области   в  сфере
образования.
    Компонент образовательного  учреждения  образовательной  программы
разрабатывается и утверждается образовательным учреждением.
    2. Государственные образовательные стандарты начального и среднего
профессионального  образования  являются  основой  объективной  оценки
уровня образования, квалификации выпускников.
    3. Реализация  образовательных  программ   начального  и  среднего
профессионального   образования   для  обучающихся  с  отклонениями  в
развитии  может  осуществляться   в   соответствии   со   специальными
образовательными стандартами по индивидуальным учебным планам, а также
на  основе  сочетания  различных  форм  организации   образовательного
процесса   и   сдачи   квалификационных  экзаменов  в  соответствии  с
медицинскими показаниями и индивидуальными возможностями обучающихся.

    Статья  6.  Реализация  образовательных  программ   начального   и
среднего профессионального образования

    1.    Образовательные    программы    начального    и     среднего
профессионального  образования  области  реализуются в государственных
образовательных учреждениях начального  и  среднего  профессионального
образования,  в  других образовательных учреждениях, в которых созданы
условия для реализации образовательных программ начального и  среднего
профессионального   образования,  в  порядке,  установленном  типовыми
положениями  о   соответствующих   типах   и   видах   образовательных
учреждений.
    2.    Образовательные    программы    начального    и     среднего
профессионального  образования  реализуются в следующих формах: очная,
очно-заочная  (вечерняя),  заочная,   экстернат,   в   том   числе   с
использованием дистанционных образовательных технологий.
    3. В целях обеспечения непрерывности  и  интеграции  всех  уровней
профессионального  образования образовательные учреждения начального и
среднего профессионального образования осуществляют  взаимодействие  с
соответствующими  им  по профилю образовательными учреждениями высшего
профессионального  образования,  в  том  числе  путем   предоставления
студентам учреждений высшего профессионального образования возможности
овладения  рабочими  профессиями  и  стажировки  по   соответствующему
профилю подготовки с полным возмещением затрат на обучение.
    4. Нормативные сроки освоения  образовательных программ начального
и     среднего     профессионального    образования,     установленные
соответствующим государственным  образовательным  стандартом,  при  их
интеграции  и  сопряжении  в  образовательных  учреждениях  могут быть
изменены органом исполнительной государственной власти области в сфере
образования.

    Статья   7.   Реализация   иных   образовательных    программ    и
образовательных  услуг  в  образовательных  учреждениях  начального  и
среднего профессионального образования

    1.    Образовательные    учреждения    начального    и    среднего
профессионального    образования    могут    реализовывать   программы
дополнительного  образования  детей,  дополнительные  профессиональные
образовательные   программы,   программы   переподготовки,   повышения
квалификации,  а  также  профессиональной  подготовки  работников   по
ускоренной форме обучения.
    2.    Образовательные    учреждения    начального    и    среднего
профессионального     образования    могут    создавать    структурные
подразделения, реализующие программы дополнительного образования детей
художественной,       научно-технической,       эколого-биологической,
физкультурно-спортивной,                      туристско-краеведческой,
социально-педагогической,      военно-патриотической      и     другой
направленности для обучающихся.
    3. Профессиональная подготовка,  переподготовка,  обучение  вторым
профессиям  и  повышение  квалификации  рабочих  (служащих), незанятых
граждан, а также высвобождаемых работников осуществляется по  дневной,
вечерней  (сменной)  формам  обучения,  с  отрывом  и  без  отрыва  от
производства,  путем  сочетания  этих  форм,   а   также   посредством
индивидуального обучения или в рамках экстерната.


    Глава  3.  УПРАВЛЕНИЕ   НАЧАЛЬНЫМ   И   СРЕДНИМ   ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
ОБРАЗОВАНИЕМ

    Статья  8.   Органы   управления   образовательными   учреждениями
начального и среднего профессионального образования

    1. Управление начальным и  средним  профессиональным  образованием
осуществляется органами исполнительной государственной власти области,
имеющими в  своем  ведении  образовательные  учреждения  начального  и
среднего профессионального образования.
    2. Орган исполнительной государственной  власти  области  в  сфере
образования осуществляет:
    лицензирование,    аттестацию,    государственную     аккредитацию
образовательных  учреждений  начального  и  среднего профессионального
образования    (за     исключением     образовательных     учреждений,
лицензирование,  аттестация  и  государственная  аккредитация  которых
отнесены к компетенции Российской Федерации);
    координацию деятельности образовательных учреждений  начального  и
среднего  профессионального образования и их взаимодействие с органами
местного самоуправления по вопросам  формирования  социального  заказа
области и иным вопросам, входящим в их компетенцию;
    другие полномочия,  установленные  нормативными  правовыми  актами
области.

    Статья  9.  Государственно-общественные   координационные   советы
области по подготовке квалифицированных рабочих кадров

    1. В целях   координации  деятельности  по  подготовке  работников
квалифицированного   труда   (рабочих   и  служащих)  и  специалистов,
привлечения  работодателей,  научных  и  общественных  организаций   к
 поддержке  начального  и  среднего  профессионального  образования  в
области Правительство области может создавать  как  временные,  так  и
постоянно    действующие     областные,   в   том   числе   отраслевые
государственно-общественные  координационные  советы   по   подготовке
квалифицированных рабочих кадров.
    2.    Положения    об    областном     государственно-общественном
координационном совете  по подготовке квалифицированных рабочих кадров
и об отраслевых  государственно-общественных  координационных  советах
по  подготовке  квалифицированных  кадров  и  их  составы утверждаются
Правительством области.
    3. Органы местного самоуправления могут создавать  координационные
советы  по  подготовке  квалифицированных  рабочих  кадров  на  уровне
муниципального образования.
       

    Глава  4.  СОЦИАЛЬНАЯ  ПОДДЕРЖКА  ОБУЧАЮЩИХСЯ   И   ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   УЧРЕЖДЕНИЙ   НАЧАЛЬНОГО   И   СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Статья  10.  Сохранение  здоровья  обучающихся  в  образовательных
учреждениях начального и среднего профессионального образования

    1.    Образовательные    учреждения    начального    и    среднего
профессионального  образования  области  создают  условия для охраны и
укрепления  физического  и   психического   здоровья   обучающихся   в
соответствии  с  нормами и требованиями, установленными федеральными и
областными нормативными правовыми актами.
    2.    Медицинское    обслуживание    обучающихся    осуществляется
учреждениями  здравоохранения  на условиях договора с образовательными
учреждениями начального и среднего профессионального образования.
    3.    Образовательные    учреждения    начального    и    среднего
профессионального    образования   создают   условия   для   получения
обучающимися бесплатной психологической,  медицинской,      социальной
помощи и обеспечения их питанием.

    Статья 11. Меры социальной поддержки обучающихся

    1. Обучающимся образовательных учреждений  начального  и  среднего
профессионального  образования  по  очной   форме  обучения   за  счет
средств областного бюджета предоставляются меры социальной  поддержки,
установленные законодательством области.
    2.    Образовательные    учреждения    начального    и    среднего
профессионального   образования   в  пределах  имеющихся  бюджетных  и
внебюджетных  денежных  средств  вправе  самостоятельно  предоставлять
дополнительные  меры социальной поддержки обучающимся в зависимости от
материального положения и академических успехов.
    3. Выпускники образовательных  учреждений  начального  и  среднего
профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без  попечения  родителей,  и  детей  с  ограниченными   возможностями
здоровья  пользуются  преимущественным  правом  на  трудоустройство  в
соответствии с  областным  законодательством  о  квотировании  рабочих
мест.

    Статья 12. Меры  социальной  поддержки  педагогических  работников
государственных  образовательных  учреждений   начального  и  среднего
профессионального образования

    1. Педагогическим работникам образовательных учреждений начального
и   среднего   профессионального   образования   предоставляются  меры
социальной поддержки в соответствии с законодательством области.
    2.   Образовательные    учреждения     начального    и    среднего
профессионального  образования   вправе  в  пределах своей компетенции
самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной  поддержки
работников.


    Глава   5.   ПАРТНЕРСТВО   В   ОБЛАСТИ   НАЧАЛЬНОГО   И   СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Статья  13.  Партнерство   в   области   начального   и   среднего
профессионального образования

    1. Социальное партнерство в профессиональном образовании –  особая
форма взаимодействия  образовательных учреждений начального и среднего
профессионального образования с  работодателями  и  их  объединениями,
органами  государственной  власти  области, органами службы занятости,
государственно-общественными        координационными         советами,
профессиональными  союзами,  нацеленная  на согласование  и реализацию
интересов всех участников  этого  процесса  в  вопросах  подготовки  и
трудоустройства   работников   квалифицированного   труда  (рабочих  и
служащих) и специалистов.
    2. Взаимодействие партнеров осуществляется на  основе  заключаемых
ими  договоров  и  соглашений,  направленных  на  обеспечение основных
аспектов  модернизации   начального   и   среднего   профессионального
образования   в   области   по  содержанию  образования,  кадрового  и
материально-технического   обеспечения   образовательного    процесса,
обеспечения  соответствия  структуры  и  объемов подготовки работников
квалифицированного  труда  (рабочих   и   служащих)   и   специалистов
потребностям отраслей экономики.
    3. Основными направлениями  взаимодействия  партнеров   в  области
начального и среднего профессионального образования являются:
    содействие трудоустройству выпускников образовательных  учреждений
начального  и  среднего профессионального образования путем заключения
образовательными   учреждениями   с   организациями   -    заказчиками
квалифицированных  кадров  и  с  учащимися  образовательных учреждений
договоров о трудоустройстве в соответствии  с  полученной  профессией,
специальностью (квалификацией);
    привлечение   работодателей   к   разработке    учебно-программной
документации  по  подготовке  квалифицированных  работников (рабочих и
служащих) и  специалистов,  учитывающих  современные  и  перспективные
региональные   и   отраслевые   требования  к  уровню  их  подготовки,
организации практического обучения  с  использованием  технологической
базы организаций, обеспечению контроля качества подготовки выпускников
при проведении их государственной (итоговой) аттестации;
    развитие  взаимодействия  образовательных  учреждений  с  органами
 службы  занятости  населения  по  созданию  условий  для  обеспечения
занятости выпускников; заключение и реализация договоров о  подготовке
квалифицированных работников (рабочих и служащих) и специалистов;
    привлечение образовательными  учреждениями  специалистов,  имеющих
опыт   профессиональной   деятельности   в   соответствующих  отраслях
производства,  к  проведению  теоретических  и  практических  занятий,
руководству курсовым и дипломным проектированием;
    привлечение   финансовых   средств   работодателей   на   развитие
образовательных  учреждений,  укрепление  материально-технической базы
учреждений, оказание материальной поддержки обучающимся в  зависимости
от учебных успехов;
    использование и обновление работодателями  материально-технической
базы   образовательных   учреждений   на  договорной  основе  в  целях
обеспечения процесса обучения и переподготовки кадров.
    4. Законодательством области о налогах  могут  быть  предусмотрены
налоговые   льготы  организациям,  вкладывающим  средства  в  развитие
профессионального образования, а также предоставляющим свое  имущество
в   безвозмездное   пользование   учреждениям  начального  и  среднего
профессионального образования области.


    Глава  6.  ЭКОНОМИКА  НАЧАЛЬНОГО  И   СРЕДНЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

    Статья 14. Финансирование образовательных учреждений начального  и
среднего профессионального образования

    1. Финансирование образовательных учреждений начального и среднего
профессионального   образования   осуществляется   за   счет   средств
областного бюджета, а также внебюджетных источников.
    2.    Образовательные    учреждения    начального    и    среднего
профессионального   образования  вправе  привлекать  на  содержание  и
развитие своей деятельности внебюджетные средства, в том числе:
    доходы   от   предоставления   платных   образовательных    услуг,
предусмотренных    законодательством    и   уставами   образовательных
учреждений;
    добровольные пожертвования и целевые  взносы  физических  и  (или)
юридических лиц;
    доходы   от   предпринимательской   и   иной   приносящей    доход
деятельности,    предусмотренной    законодательством    и    уставами
образовательных учреждений;
    средства партнеров;
    иные средства, разрешенные законодательством.
    3.    Образовательные    учреждения    начального    и    среднего
профессионального   образования  вправе  самостоятельно  распоряжаться
внебюджетными средствами (от  реализации  продукции,  работ  и  услуг,
произведенных   в   учебно-производственных   мастерских   и   учебных
хозяйствах   образовательных   учреждений,   предоставления    платных
образовательных  услуг,  предпринимательской  и иной, приносящей доход
деятельности, и иными средствами) в соответствии с уставными целями, в
том  числе   направлять  на  развитие  образовательного  учреждения  и
заработную плату  педагогическим  работникам,  выплату  дополнительных
стипендий и материальной помощи обучающимся.
    4. Привлечение образовательными учреждениями начального и среднего
профессионального  образования внебюджетных средств не влечет за собой
снижения  расходов,  запланированных  в  областном   бюджете   на   их
финансирование.

    Статья   15.    Социальный    заказ    области    на    подготовку
квалифицированных работников (рабочих и служащих) и специалистов

    1.  Социальный  заказ  на  подготовку  кадров  в   образовательных
учреждениях   начального   и  среднего  профессионального  образования
представляет   собой   сбалансированную   совокупность    потребностей
населения   и   экономики   области,  которая  формируется  на  основе
прогнозных оценок развития экономики области, потребности  организаций
в   кадрах,   образовательной   потребности   населения,  возможностей
образовательных учреждений.
    2.  Порядок  формирования   социального   заказа   на   подготовку
работников   квалифицированного   труда   (рабочих   и   служащих)   и
специалистов устанавливается Правительством области.
    3. Орган исполнительной государственной  власти  области  в  сфере
образования   на   основании  социального  заказа  ежегодно  формирует
контрольные цифры приема,  объемы  и  профессионально-квалификационную
структуру   подготовки   кадров   в   государственных  образовательных
учреждениях  начального  и  среднего   профессионального   образования
области.

    Статья 16. Вступление в силу настоящего закона области

    Настоящий закон области вступает в силу по истечении  десяти  дней
после  дня  его  официального  опубликования,  за  исключением части 4
статьи 2.
    Часть 4 статьи 2 настоящего закона области вступает  в  силу  с  1
января 2008 года.


    Губернатор области          В.Е. Позгалев













Информация по документу
Читайте также