Расширенный поиск
Постановление Правительства Вологодской области от 22.01.2007 № 36ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ От 22.01.2007 N 36 г.Вологда О Концепции развития страхования на территории Вологодской области на 2007-2010 годы Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ: Утвердить Концепцию развития страхования на территории Вологодской области на 2007 - 2010 годы (прилагается). Губернатор области В.Е. Позгалёв УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства области от 22.01.2007 N 36 К О Н Ц Е П Ц И Я развития страхования на территории Вологодской области на 2007-2010 годы (далее – Концепция) Концепция направлена на создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц на территории Вологодской области. Период действия Концепции - с 2007 года до 2010 года. 1. Состояние страхового дела в Вологодской области Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса, в том числе и в Вологодской области. Данный вид деятельности представляет собой особую отрасль финансовой системы, функции которой направлены на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц путем создания страховых фондов, используемых для покрытия ущерба страхователя при наступлении непредвиденных природных, техногенных и иных явлений. Основной задачей страхования на современном этапе является оказание позитивного влияния на укрепление финансов, защиту имущественных интересов граждан и организаций. Страхование, аккумулируя денежные средства, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. На протяжении ряда лет страховой рынок Вологодской области входит в пятерку лучших в Северо-Западном федеральном округе. По итогам 2005 года Вологодская область удерживает прочное второе место после Санкт-Петербурга как по количеству собранных страховых премий, так и по произведенным страховым выплатам. В 2005 году на территории Вологодской области работало 11 местных страховых компаний и 72 компании из других субъектов Российской Федерации. Из них – 3 специализированные медицинские страховые компании, остальные компании – универсальные. 18 страховых компаний, осуществляющих деятельность на территории Вологодской области, имеют кредитные рейтинги класса «А» - высокий уровень надежности и «АА++» - высокий уровень надежности с позитивными перспективами. Объемы операций на страховом рынке Вологодской области неуклонно растут, наблюдается положительная динамика страховых премий и выплат. Конкуренция между страховыми компаниями ведет к повышению их ответственности перед страхователями за выполнение принятых обязательств, а также качества и перечня предоставляемых страховых услуг, появления новых страховых продуктов. Общие сборы страховщиков в Вологодской области в 2005 году составили 4,6 млрд. рублей с ростом к 2004 году на 900 млн. рублей. Страховые выплаты в 2005 году зафиксированы на уровне 3,3 млрд. рублей, с ростом к 2004 году на 800 млн. рублей. Отношение выплат к сборам в 2005 году составило 72 %. Наиболее востребованными в области являются следующие виды страхования: - обязательное медицинское страхование: сумма страховых взносов составила 2,2 млрд. рублей, с ростом к 2004 году на 28 %; - имущественное страхование: сумма страховых взносов составила 1,3 млрд. рублей, с ростом к 2004 году на 17 %; - личное страхование: сумма страховых взносов составила 0,7 млрд. рублей, с ростом к 2004 году на 42 %. Ускоренные темпы развития обязательного страхования по сравнению с добровольным объясняются, в первую очередь, успешной реализацией в Вологодской области Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Одним из результатов действия этого закона явилось и ощутимое увеличение выплат по обязательному страхованию (страховых взносов по закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» собрано 340,8 млн. рублей). В настоящее время в Вологодской области создана современная инфраструктура страхового рынка, активно способствующая развитию страхового дела в области. С 1998 года в области действует Координационный совет по вопросам страхования при Правительстве области, который является экспертно-консультативным и координационным органом, объединяющим органы исполнительной государственной власти области и страховые организации в регионе. Созданы две ассоциации: Ассоциация страховщиков Вологодской области и Ассоциация медицинских страховщиков Вологодской области. Активное взаимодействие страховщиков Вологодской области с органами исполнительной государственной власти области осуществляется через участие их представителей в рабочих группах, экспертных советах при Правительстве Вологодской области. Активно развивается рынок посреднических и дополнительных услуг в области страхования (услуги страховых агентов, страховых брокеров, страховых консультантов и др.). В системе страхования, по различным оценкам, занято до 4 000 человек. Вместе с тем, остается еще ряд нерешенных проблем по развитию рынка страховых услуг, в полной мере соответствующего современным потребностям общества. Главными причинами недостаточного, низкого охвата страховыми услугами организаций и населения области, особенно в муниципальных образованиях области, являются низкая страховая культура, высокая стоимость некоторых видов страхования и недоверие к страховым компаниям со стороны населения. Большинство людей не воспринимают страхование как финансовый институт, позволяющий за небольшую плату максимально защитить имущественные интересы. При этом основными проблемами являются: - недостаточная информированность населения: о назначении различных видов страхования, их экономическом содержании; о возможности согласовывать и изменять базовые (стандартные) условия договора страхования и снижать тарифные ставки путем проведения целенаправленных мероприятий по уменьшению рисков; о возможности оплаты страховых взносов в рассрочку; о праве на льготные тарифы для постоянных клиентов за безубыточность страхования; - укоренившееся в 70-80 годах у граждан представление о страховании как о дополнительном налоге, которое трудно искоренить без систематического информирования по вопросам страхования; - отсутствие на страховом рынке области единого координирующего органа. Статистические показатели подтверждают, что страховщики Вологодской области, получив возможность стать реальными инвесторами в экономику области, могли бы внести более существенный вклад в решение социально-экономических задач, стоящих перед Вологодской областью. Этому мешает целый ряд проблем: - несовершенство и противоречивость страхового законодательства; - неразвитость системы социально-значимых видов страхования; - низкий уровень капитализации местных страховых компаний по сравнению с ведущими страховыми компаниями; - ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций; - несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора. 2. Основные цели, задачи и направления развития страхования на территории Вологодской области Для развития рынка страховых услуг необходимо взаимодействие и консолидация усилий профессиональных участников страхового рынка и органов исполнительной государственной власти области. Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач: • совершенствование взаимодействия органов исполнительной государственной власти области со страховыми организациями; • разработка и реализация областных программ страхования; • развитие и дальнейшее совершенствование инфраструктуры страхового рынка (институт брокерства, институт урегулирования убытков и претензий, др.); • стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни; • создание условий для повышения капитализации рынка страховых услуг; • совершенствование системы противодействия страховому мошенничеству; • создание в области эффективной системы обучения, переобучения и повышения квалификации кадров страховых компаний; • повышение страховой культуры населения посредством целенаправленной работы со средствами массовой информации. Привлечение инвестиционных ресурсов в экономику области потребует дальнейшего развития страхования предпринимательских, в том числе финансовых, рисков; развития страховых технологий в сфере промышленных, транспортных, строительных и сельскохозяйственных рисков, лизинговых операций; развития комплексного страхования ипотечных рисков с уменьшающейся страховой суммой. Основными видами страхования, которые могут войти в комплексную программу страхования ипотечных рисков, являются: страхование имущества физических лиц, титула, гражданской ответственности физических лиц, жизни заемщика, строительно-монтажных работ с включением риска послепусковых гарантийных обязательств, с увеличенным периодом страхового покрытия. Развитие этих видов страхования будет способствовать развитию рынка жилья за счет расширения возможностей для жителей области с низким и средним достатком. Система обязательного государственного страхования должна быть направлена на защиту наиболее значимых имущественных интересов граждан и организаций в целях повышения эффективности защиты субъектов экономики от высокоубыточных рисков с минимальными затратами бюджетных средств. Основным направлением развития обязательного страхования должно явиться введение обязательного страхования объектов, подверженных значительным рискам и убыткам, граждан и юридических лиц, которым причинен существенный ущерб в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф (страхование производственных объектов от аварий техногенного характера, страхование имущества от пожаров и стихийных бедствий, страхование на случай причинения вреда в результате крупных аварий при перемещении опасных грузов и т.п.). Приоритетными направлениями в развитии добровольного личного страхования должны стать смешанное и комбинированное страхование жизни на случай смерти и дожития до определенного возраста или события; добровольное медицинское страхование по программам амбулаторно-поликлинического и лекарственного обеспечения; пенсионное страхование. Необходимо выработать меры по расширению сферы и объемов добровольного медицинского страхования и добровольного страхования от несчастных случаев. Указанные виды страхования должны стать важным элементом «социального пакета», предоставляемого работодателями своим работникам. 3. Совершенствование взаимодействия органов исполнительной государственной власти Вологодской области со страховыми организациями по развитию страхования С целью разработки и реализации целостной государственной политики в сфере страхования крайне необходим качественно новый уровень взаимодействия страхового сообщества Вологодской области и органов государственной власти области. Указанное взаимодействие должно осуществляться с помощью Координационного совета по вопросам страхования области, а также при непосредственном участии страховщиков, представителей органов государственной власти области, СМИ и других структур для решения общих вопросов развития страхового рынка Вологодской области и разработки новых страховых продуктов. Необходима также активизация работы Ассоциаций страховщиков области. Основными направлениями этой деятельности необходимо определить следующие: • совместная разработка законодательных и иных нормативных правовых актов области, способствующих развитию страхового рынка в области, формирующих целостную систему страховой защиты населения, организаций и государства, развития экономики области; • активное использование права законодательной инициативы Законодательного Собрания области и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Вологодской области с целью внесения изменений в федеральное законодательство в целях развития страхового рынка; • недопущение заключения соглашений и ведения согласованных действий страховых организаций с органами исполнительной государственной власти, если таковые соглашения или согласованные действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке страховых услуг; • координация усилий страхового сообщества и правоохранительных органов в борьбе с проявлениями страхового мошенничества. Представители страхового сообщества области должны активно привлекаться к работе областных комиссий (по чрезвычайным ситуациям, по безопасности дорожного движения и т.д.). Требуется также развитие системы мониторинга за финансовым состоянием страховщиков, расширение деятельности рейтинговых агентств. 4. Основные направления развития страхования на территории Вологодской области Формирование региональной системы страховой защиты, призванной обеспечить гарантированное возмещение ущерба за счет страховых резервов, предполагает использование большого спектра страховых продуктов. В области, прежде всего, необходимо развивать страхование жилого фонда; имущества, находящегося в областной и муниципальной собственности, в том числе передаваемого в оперативное управление, аренду, пользование или залог третьим лицам; страхование имущества, передаваемого в доверительное управление товариществам собственников жилья; страхование гражданской ответственности организаций за вред, нанесенный третьим лицам; гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности; гражданской ответственности организаторов массовых мероприятий; ответственности производителя за качество товара (работ, услуг); страхование историко-архитектурных памятников Вологодской области; долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 4.1. Развитие страхования жилого и нежилого фонда Вологодской области В целях гарантирования возмещения убытков, связанных с утратой (разрушением) или повреждением жилых помещений, необходимо создать в области условия для страхования жилых помещений в соответствии с законодательством, включая областной и муниципальный жилищный фонд. Для этого необходимо разработать комплекс мер по защите имущественных интересов собственников жилья и жилищных прав пользователей жилых помещений с использованием механизма страхования, в том числе путем принятия областной программы страхования жилых помещений на территории Вологодской области. Соответствующий механизм страхования должен быть разработан и в отношении нежилых помещений. 4.2. Развитие страхования в системе ипотечного жилищного кредитования В настоящее время в области осуществляется комплексное ипотечное страхование в рамках областной Программы ипотечного жилищного кредитования, ипотечных жилищных программ, реализуемых кредитными организациями, зарегистрированными на территории области. Кредитные организации, осуществляющие кредитование населения на приобретение жилья, в целях снижения финансовых рисков используют в качестве одного из видов обеспечения возврата кредитов специальную страховую программу. В рамках данной программы осуществляется страхование жизни, потери трудоспособности заемщика, приобретаемого с использованием кредитных ресурсов жилья и права собственности владельца жилья, являющегося предметом ипотеки. Перспективными направлениями развития страхования в данной сфере являются: страхование строительно – монтажных работ с предусмотрением риска послепусковых гарантийных обязательств с увеличенным периодом страхового покрытия. Развитие и внедрение новых видов страхования будет способствовать развитию рынка недвижимости. 4.3. Развитие обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Для продолжения успешной реализации федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» необходимо подготовить предложения в действующие законодательные и нормативные правовые акты, предусматривающие: - усиление контроля со стороны государства и страхового сообщества за соблюдением законодательства в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (соблюдение тарифной политики, мониторинг финансовой устойчивости страховщиков, борьба с проявлениями недобросовестной конкуренции и рекламы, соблюдение принятых Российским союзом автостраховщиков норм комиссионного вознаграждения агентам и т.д.); - дальнейшее совершенствование взаимодействия страховых компаний с органами ГИБДД УВД Вологодской области (разработка механизма реализации пункта 2.6 Правил дорожного движения, упорядочение информационного обмена, в том числе получение административных материалов и иных документов страховщиками, усиление контроля со стороны сотрудников ГИБДД за исполнением указанного федерального закона автолюбителями и т.п.); - расширение взаимодействия правоохранительных органов со страховыми компаниями по противодействию страховому мошенничеству; - обобщение и анализ опыта работы страховых компаний области по реализации Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», их взаимодействия с органами государственной власти с целью внесения через соответствующие механизмы предложений по совершенствованию Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», правил и тарифов страхования. 4.4. Развитие страхования иных видов гражданской ответственности В настоящее время актуальной задачей является страхование гражданской ответственности юридических лиц перед третьими лицами. В этой связи требуется дальнейшее развитие страхования гражданской ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты (в том числе и пожароопасные). Дальнейшее совершенствование этой работы предполагает: - создание единого реестра опасных производственных объектов и их ревизию (включая гидротехнические сооружения, предприятия, использующие радиоактивные вещества, пожароопасные производства и др.); - усиление контроля со стороны государства и страхового сообщества за безусловным заключением и перезаключением договоров страхования гражданской ответственности предприятиями-источниками повышенной опасности. Органам исполнительной государственной власти, общественным организациям, средствам массовой информации и страховщикам необходимо совместно разработать комплекс мер по максимально широкому внедрению страхования ответственности производителей за качество своей продукции, способствующего защите интересов как граждан Вологодской области, юридических лиц, так и государства в целом. В последние годы резко возросла потребность в страховании населения и имущества от страховых событий, возникающих вследствие террористических актов. Также необходимо развивать направление страхования ответственности владельцев квартир (квартиросъемщиков) перед третьими лицами (соседями) при эксплуатации помещений (квартир). 4.5. Развитие страхования в агропромышленном комплексе С целью обеспечения должного уровня страховой защиты, снижения рисков и обеспечения финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских и фермерских хозяйств необходимо осуществление мер по развитию страхования в агропромышленном комплексе. Важным направлением является страхование урожая от различных видов рисков с привлечением собственных ресурсов предприятий АПК, крестьянских и фермерских хозяйств и бюджетных средств. 4.6. Развитие медицинского страхования В настоящее время возрастает роль как обязательного, так и добровольного видов медицинского страхования. Медицинское страхование делает доступными основные медицинские услуги для населения, повышает эффективность и качество медицинского обслуживания как работающего, так и неработающего населения. В настоящее время осуществляется реформирование федеральной системы обязательного медицинского страхования. Возрастает роль страховых компаний в осуществлении обязательного медицинского страхования. Медицинские страховые компании начинают играть важную роль в системе реализации политики социальных гарантий. Важным направлением развития страхования является совершенствование системы обязательного медицинского страхования граждан. В первую очередь необходимо перейти к страховому принципу в осуществлении данного вида страхования и иных видов страхования, имеющих социальную направленность и дополняющих системы обязательного социального страхования и социального обеспечения. Рынок медицинского страхования приобретает государственное значение. Однако в данном сегменте страхового рынка по-прежнему остаются проблемы, решение которых невозможно без реализации целого ряда мер. В связи с этим необходимо: • объединить для формирования рынка страховых услуг и для соответствия предложений медицинских услуг пожеланиям граждан усилия заинтересованных структур: органов здравоохранения, медицинских ассоциаций, союзов, органов по защите прав потребителей; • создать условия для ведения постоянного мониторинга состояния защиты прав застрахованных граждан как в системе обязательного медицинского страхования, так и по системе добровольного медицинского страхования; • разработать механизм формирования регистра неработающего населения области для целей исполнения обязательств страхователя данной категории населения по государственным контрактам обязательного медицинского страхования. Требуется выработка мер по расширению сферы и объемов добровольного медицинского страхования, страхования от несчастных случаев и болезней. Указанные виды страхования должны стать важным элементом «социального пакета», предоставляемого организациями своим сотрудникам. Для дальнейшего развития добровольного медицинского страхования необходимо продолжить совершенствование норм, регулирующих взаимодействие субъектов медицинского страхования и особенности налогообложения операций (страховых платежей и выплат) по медицинскому страхованию. 4.7. Развитие накопительного страхования жизни Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту экономики. Для массового развития страхования жизни в области и в России в целом должны сложиться определенные условия: стабильная экономика, рост доходов населения, повышение доверия к финансовым институтам. По мнению западных экспертов у российского рынка долгосрочного страхования жизни большие перспективы и в ближайшие годы сборы по личному страхованию по России могут достичь 1 млрд. долларов. Резервы, формируемые страховыми организациями по операциям страхования жизни в развитых странах являются важнейшим источником внутренних инвестиций. Для расширения этого вида страховых услуг в России, в том числе и в Вологодской области, необходимы соответствующие налоговые стимулы, то есть частичное исключение из налогооблагаемой базы физического лица расходов на долгосрочное накопительное страхование жизни. Для этого необходимо использовать право законодательной инициативы Законодательного Собрания области, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Российской Федерации от Вологодской области для внесения поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации. 4.8. Развитие инвестиционной деятельности и страхование инвестиций Усиление инвестиционной привлекательности области является важной задачей органов государственной власти области. Решить эту проблему возможно путем осуществления следующих задач: • выявлением перспективных направлений участия страховых компаний области в процессах формирования благоприятного инвестиционного климата области; • привлечение страховщиков Вологодской области к страхованию крупных инвестиционных проектов на конкурсной основе. Органам исполнительной государственной власти области совместно со страховыми организациями необходимо создать предпосылки для инвестирования страховых резервов в объекты, которые будут способствовать усилению инвестиционной привлекательности области, развитию экономики региона, повышению благосостояния жителей области. 5. Повышение страховой культуры населения, уровня информированности потенциальных страхователей о деятельности страховых организаций, предлагаемых ими услугах Недостаточный уровень страховой культуры большей части потенциальных потребителей страховых продуктов и услуг ограничивает использование механизмов страхования. Это относится как к населению, так и к субъектам хозяйственной деятельности. Недоверие к страховым организациям, недостаточность информации о страховании в средствах массовой информации – вот причины такого отношения к страховщикам. В этой связи необходимо постоянное размещение в средствах массовой информации и в сети Интернет объективных материалов о деятельности страховщиков, о роли и значении страхования, о зарубежной практике страхования. Кроме того, на повышение уровня страховой культуры населения следует сориентировать всю систему образования от школы до вузов, включая и систему подготовки кадров. 6. Ожидаемые результаты реализации положений Концепции В результате реализации положений Концепции ожидается дальнейшее развитие рынка страхования в области. За счет реализации отдельных его видов, в том числе страхования жилья, медицинского страхования, страхования гражданской ответственности перед третьими лицами, других видов, повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной государственной власти со страховыми организациями по решению общих задач развития страхования произойдут дальнейший рост страхового рынка, повышение капитализации страховых организаций. Увеличение объема страховых премий позволит страховщикам аккумулировать дополнительные финансовые средства, которые послужат источником инвестирования финансовых средств в экономику области. Рост информированности потенциальных страхователей о деятельности страховых организаций, постепенное повышение уровня страховой культуры населения, руководителей предприятий и организаций будут способствовать росту объема финансовых средств в системе страхования и предоставлению более широкому кругу граждан и юридических лиц страховой защиты. Предполагается более активное участие страховых компаний в процессах формирования благоприятного инвестиционного климата в Вологодской области, рост качества и спектра предоставляемых страховых услуг. Реализация мероприятий, предусмотренных в Концепции, позволит: • повысить уровень защищенности организаций и граждан от различных групп рисков, качество предлагаемых страховых услуг; • привлечь в экономику области дополнительные инвестиционные ресурсы; • создать систему всесторонней страховой защиты населения, организаций и государства; • создать структурные основы для развития обязательного и добровольного страхования; • повысить качество страхового обслуживания населения. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|