Расширенный поиск
Постановление Правительства Вологодской области от 09.08.2002 № 507ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 09.08.2002 N 507 г. Вологда О Концепции непрерывного экологического образования в Вологодской области В целях развития экологического образования населения Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять Концепцию непрерывного экологического образования в Вологодской области (прилагается). 2. Рекомендовать Концепцию для реализации органам исполнительной государственной власти области, органам местного самоуправления, образовательным учреждениям (организациям) всех уровней и типов, учреждениям культуры, организациям всех форм собственности, связанным с образовательной, оздоровительной, производственной, природоохранной деятельностью, средствам массовой информации, общественным организациям и объединениям, занимающимся экологическим образованием. Губернатор области В.Е. Позгалев Приложение к постановлению Правительства области от 09.08.2002 N 507 КОНЦЕПЦИЯ непрерывного экологического образования в Вологодской области Паспорт документа Заказчик - Правительство Вологодской области, департамент образования Вологодской области, Законодательное Собрание Вологодской области. Основные разработчики программы - лаборатория экологического образования Вологодского института развития образования (ВИРО), лаборатория педагогических исследований Вологодского государственного педагогического университета (ВГПУ), ученые и специалисты в области охраны окружающей среды и природопользования. Назначение документа: концепция - единый для всех организаторов и участников системы экологического образования населения области стратегический документ по реализации целей, содержания, форм и методов непрерывного экологического образования на дошкольном, школьном, внешкольном, профессиональном этапах и во всех видах неформального экологического образования, направленный на преодоление недостатков в квалификационной подготовке кадров для основных отраслей экономики - промышленности, сельского хозяйства, энергетики, малого и среднего бизнеса и т.д. Концепция является основой для обеспечения конструктивного взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления, учреждений образования и культуры, средств массовой информации и общественных формирований в области экологического образования. Настоящий документ призван: - способствовать установлению обязательного уровня экологического образования в различных учебных заведениях в соответствии с государственными стандартами, включающими национально-региональные компоненты; - обеспечивать развитие экологического образования с учетом требований региона; - совершенствовать подготовку и переподготовку педагогических кадров; развивать материальную базу для преподавания экологии; - информировать учащихся, учителей, родителей, педагогическую общественность и население о нормативных требованиях, предъявляемых к усвоению образовательного курса "Экология" на разных этапах общего и профессионального образования. Сроки реализации концепции - 2002-2010 годы. Исполнители: учреждения образования Вологодской области: дошкольные учреждения, начальная школа, основная школа, полная средняя школа, учреждения дополнительного образования, средние и высшие учебные заведения, факультеты повышения квалификации работающих специалистов, природоохранные организации и учреждения культуры, общественные объединения, занимающиеся экологическим просвещением населения. Ожидаемые результаты: обеспечение постоянного повышения уровня экологической культуры населения через создание системы непрерывного экологического образования для эффективного решения обостряющихся проблем природопользования и охраны окружающей среды, воспитания граждан, способных к мобильной адаптации в период перехода общества на модель устойчивого развития. Реализация Концепции позволит получить эколого-экономический эффект, выражаемый в улучшении состояния окружающей природной среды и здоровья населения области. Авторский коллектив: Н.А.Архипов, председатель постоянного комитета по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Вологодской области; Н.Л.Болотова, доктор биологических наук, профессор ВГПУ; В.А.Карьенов, кандидат педагогических наук, заместитель начальника департамента образования Вологодской области; Л.А.Коробейникова, доктор педагогических наук, профессор ВГПУ (руководитель коллектива); В.М.Кумзеров, кандидат экономических наук, начальник департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области; Е.А.Лебедева, кандидат технических наук, доцент ВоГТУ; А.П.Лешуков, профессор, ректор ВГПУ; О.Н.Сергеева, заместитель начальника департамента образования Вологодской области; Л.И.Кашина, заместитель начальника департамента культуры Вологодской области; Л.И.Соколов, доктор технических наук, первый проректор ВоГТУ; В.В.Судаков, доктор педагогических наук, профессор, ректор ВИРО; Т.А.Суслова, кандидат биологических наук, профессор ВГПУ; при участии кандидата филологических наук, доцента ВГПУ С.Ю.Баранова; кандидата филологических наук, доцента ВГПУ Л.Ю.Зориной. 1. Введение 1.1. Состояние экологического образования в Вологодской области В общеобразовательных учреждениях Вологодской области образовательный курс "Экология" входит в состав школьного компонента, оставаясь на положении инициативного факультативного курса. Экологическое образование в настоящий период наиболее успешно осуществляется в сфере дополнительного образования по разнообразным программам. В экологическом образовании участвуют государственные общеобразовательные учреждения и общественные формирования детей и молодежи. В целом работа по экологическому обучению и воспитанию детей и молодежи носит общественно-инициативный характер, о чем свидетельствует развернувшееся в 90-е годы экологическое движение детей и молодежи. В сфере профессионального образования картина более определенная: экологическое образование включено в учебные программы подготовки специалистов на всех уровнях профессионального обучения, но стандарт экологического образования не утвержден. Успехи в практике экологического образования и воспитания отмечаются в отдельных учреждениях общего, дополнительного, профессионального образования и общественных подразделениях, но эти этапы не имеют преемственности и не объединены системообразующими связями в единое русло непрерывного экологического образования. Позитивными чертами опыта экологического воспитания и обучения в учреждениях образования в Вологодской области являются: * широкий охват инициативной экологической тематикой сферы дополнительного образования, начиная с дошкольного возраста и заканчивая экологической подготовкой работающих специалистов, просветительской работой среди населения; * значительные достижения в определении задач, содержания, форм и методов экологического образования на отдельных его этапах: в опыте детских садов, начальных школ, основных школ, полных средних школ, учреждений дополнительного образования и системы повышения квалификации работающих специалистов; * с 1992 года успешно реализуется программа "Практическая экология для студентов и школьников", инициированная областным комитетом по охране окружающей среды и научно-методическим советом по экологическому образованию; * организация областной Школы практической экологии для совместного обучения учителей, студентов, учащихся на основе педагогики со-гласия, со-участия, со-действия, со-трудничества и со-творчества, отработки новых технологий экологического образования и внедрения их в учебные заведения области; * связь вузов и школ в разработке программ экологического просвещения молодежи и практического участия в решении региональных экологических проблем; * широкий охват учащейся молодежи экологической практикой, организуемой по программам экологического мониторинга, изучения особо охраняемых природных территорий и т.п.; * систематический выпуск учебно-методических пособий по практической экологии, организация научно-познавательной и исследовательской работы школьников в области охраны окружающей среды (ВГПУ, ВоГТУ); * организация конкурсов учебно-исследовательских экологических проектов среди школьников и студентов на областном уровне и успешное участие вологжан в конкурсах, объявленных в Российской Федерации и СНГ; * целенаправленная деятельность библиотек всех ведомств по экологическому просвещению населения. Негативными моментами в организации экологического образования населения Вологодской области являются: * отсутствие областных документов законодательного и рекомендательного характера в сфере экологического образования и его стратегии на ближайшее десятилетие; * отсутствие в системе образования общих директивных документов областного значения (концепции, постановлений Правительства области, о направлениях развития и целевых программах), организующих и перспективно направляющих развитие этой системы; * отсутствие образовательного курса "Экология" в инварианте региональной учебной программы для школ; * отсутствие единого руководящего центра, определяющего стратегию и тактику системы экологического образования в области; * недостаточная преемственность и согласованность отдельных этапов экологического образования в реализации единой системы непрерывного обучения и воспитания; * недостаточное материально-техническое обеспечение экологического образования; * недостаточная согласованность в работе по экологическому воспитанию и просвещению населения учреждений образования с учреждениями культуры. Отсюда следуют неотложные задачи совершенствования системы экологического образования в области: * преодоление противоречий между требованиями Программы устойчивого развития к гражданину Российской Федерации ХХI века и современным уровнем и результатами экологического образования; * включение образовательного курса "Экология" в инвариант регионального учебного плана; * развитие педагогических инициатив в области экологического образования через систему грантов государственного областного экологического фонда; * учет, анализ, обобщение и внедрение в практику экологического образования положительного опыта, накопленного в учреждениях образования и культуры Вологодской области, смежных регионов Российской Федерации; * дальнейшая поддержка и развитие оправдавшей себя программы "Практическая экология для студентов и школьников" как реального шага образовательной системы региона в ХХI век; * создание областного координационного центра экологического образования при Вологодском институте развития образования; * улучшение материальной базы экологического образования, создание в школах и вузах экологических кабинетов и лабораторий; * создание и развитие стационарных баз для проведения полевых экологических практик школьников и студентов в национальном парке "Русский Север" и на других особо охраняемых природных территориях области. 1.2. Концепция непрерывного экологического образования и ее назначение в Вологодской области Вологодская область нуждается в кадрах, готовых решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период формирования рыночной экономики и перехода общества к модели устойчивого развития. Для этого необходимо повысить уровень экологической культуры населения области через создание эффективной системы непрерывного экологического образования. Экологическое образование должно дать представление не только о физических и биологических составляющих окружающей среды, но и способствовать пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития общества. Экологическое образование позволит усвоить экологические и этические нормы, ценности, выработать профессиональные навыки и будет способствовать формированию такого образа жизни, который требуется для обеспечения устойчивого развития. 1.3. Предпосылки подготовки концепции Основными предпосылками, подчеркивающими назревшую необходимость принятия концепции, является совокупность следующих общественно-исторических факторов: * изменение исторического фона образования за последние 10 лет; * усиление гуманитарного характера всей системы образования и экологического образования в частности; * усиление потребности в позитивных результатах экологического образования в период экологического кризиса; * принятие идеи устойчивого (поддерживающего) развития общества в экологическом образовании; * необходимость опережающего развития науки и экологического образования как условия выполнения программы устойчивого развития цивилизованного общества. Стратегия экологического образования направлена на создание единой системы непрерывного экологического образования каждого гражданина Вологодской области в течение всей его жизни. Данный документ составлен с учетом основных положений Международной и Российской стратегий в области экологического образования и Концепции природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2010 года, принятой постановлением Губернатора Вологодской области от 3 августа 2001 года N 756. Методология. Концепция составлена на основе анализа современного состояния экологического образования и воспитания населения Российской Федерации и Вологодской области, современной законодательной и регламентирующей базы его развития. 1.4. Концептуальное обоснование развития экологического образования Исходные положения Концепции экологического образования: * экологическое образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения с целью формирования экологической культуры населения области на основе принципов Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года N 440); * основной целью экологического образования является формирование экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой содействующего устойчивому развитию общества; экологическое сознание должно стать мировоззренческой доминантой общественного сознания; * стратегическая задача экологического образования - обеспечение возможности получения вологжанами ключевых представлений о естественном развитии природных систем и путях безопасного взаимодействия с окружающей средой; * глобальный характер экологических проблем размывает четкие границы между областями знаний и, следовательно, требует нового подхода к охране окружающей среды на основе экологизации всех наук - как естественных, так и гуманитарных; * основные направления экологического образования: экологизация образовательного процесса в дошкольных учреждениях; в учреждениях базового массового образования (школы, средние и высшие учебные заведения); * развитие экологического образования населения носит непрерывный характер, так как оно способствует формированию у человека целостной картины мира и помогает ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях. Правовая основа экологического образования - Закон Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (с последующими дополнениями и изменениями) и другие нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти на федеральном, областном и районном уровнях. 2. Организация экологического образования 2.1. Цели, задачи и принципы экологического образования Цель экологического образования - формирование нового мировоззрения и нового образа жизни, находящегося в гармонии с окружающей средой для преодоления кризисного ее состояния и создания благоприятных условий перехода России и Вологодской области на модель устойчивого развития. Задачами экологического образования являются: создание нормативно-правовой базы экологического образования как общественной областной системы, адекватной сложности задач в период перехода Вологодской области на модель устойчивого развития; разработка методологических и научно-методических основ формирования нового мировоззрения и нового образа жизни, согласованных с законами природы; создание системы экологического образования на основе приоритетных ценностей гармоничного развития природы, человека и общества; органичное включение системы экологического образования в общее и профессиональное образование граждан Вологодской области, следуя принципу: "образование - через всю жизнь". Основными принципами стратегии экологического образования служат: - приоритетность экологического образования как гуманитарной и социоестественной компоненты общего и профессионального образования; - единство и взаимосвязь экологического образования, экологического просвещения, информированности и общественной активности населения в области экологии и охраны окружающей среды; - участие граждан на всех этапах принятия решений по реализации любых проектов, затрагивающих использование природных ресурсов, а также потенциально влияющих на окружающую среду и здоровье людей; - всеобщность экологического образования, обеспечение обучения и просвещения всех социальных и возрастных групп населения; - эволюционность, историзм, природосообразность и культуросообразность экологического образования; - гуманистический принцип экологического образования на основе права человека на благоприятную среду жизни, в сочетании с формированием нового типа мышления человека, способного к экологически целесообразной деятельности с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф; - непрерывность экологического образования, обусловленная: 1) поэтапным овладением разнообразными знаниями, устойчивыми убеждениями и интеллектуальными умениями, накопленными в процессе экологического образования и развития личности; 2) необходимостью постоянного обновления сведений по мере быстрого научно-технического развития человечества; 3) необходимостью обеспечивать и связывать воедино все звенья образовательной, воспитательной, информационной и культурной систем; - комплексность и междисциплинарность экологического образования, учитываемая в форме параллельного развития как самостоятельных, так и междисциплинарных областей знаний и учебных дисциплин, рассмотрения экологических проблем в каждой науке (учебной дисциплине); - практическое значение приобретаемых знаний в части реализации их в повседневной жизни, выработке соответствующих навыков и стереотипов природоохранного поведения; - регионализация прикладной компоненты получаемых знаний в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, облегчающая быстрое применение на практике теоретических сведений и усвоенных навыков с учетом местных природных, производственных и социально-экономических особенностей. 2.2. Значение экологического образования в развитии образовательной системы Вологодской области Для обеспечения системы непрерывного экологического образования необходимо определить его статус в общей системе образования при переходе к Программе устойчивого развития. Его статус определяется следующими принципиальными положениями: - экологическое образование человека - важнейшая составная часть мировой культуры, непрерывного процесса познания и преобразования окружающей действительности; - экологизация содержания образования и, следовательно, формирования мировоззрения человека, сохранения и созидания культурных ценностей - стратегическая линия развития всей современной системы образования и воспитания молодого поколения; признание и утверждение экологической направленности образования как государственной и региональной политики и стратегии в развитии образования на всех его этапах, начиная с семейного и дошкольного и заканчивая экологической сертификацией работающих специалистов; - программа устойчивого развития общества - это прежде всего программа устойчивого, опережающего образования, в том числе и его экологического аспекта. Что дает экологическое образование отдельной личности, системе образования, обществу и государству. Значение для личности. Психофизиологической предпосылкой индивидуального экологического образования является замещение утраченного людьми "территориального" инстинкта в поддержании безопасной среды обитания экологически целесообразным поведением на основе экоцентрического типа экологического сознания. Исходным моментом экологического образования является индивидуальность, проявляемая в особом отношении к природе и духовности. Духовное содержание не функционирует самостоятельно, а накладывается на природное и преломляется через него. Однако ценность индивидуального, субъективного, зависит от того, насколько оно наполнено объективным содержанием. К объективному в экологическом образовании относится: 1) научное содержание; 2) естественнонаучные традиции мирового и российского естествознания; 3) общечеловеческие нормы и традиции, нравственного отношения к природе. Высшим принципом экологического образования является формирование личности обучающегося на основе логики развития естественнонаучной культуры и ее тесном взаимодействии с культурой гуманитарной. Усвоение научной картины мира выражается в основных логических структурах, к которым относятся: * интеллектуальная форма, выраженная отраслями естественных наук и натурфилософией; * нравственно-правовая форма, выраженная в системе нравственно-правовых норм и законов по отношению к природе и человеку как части природы; * эстетическая форма, выраженная искусством. Следовательно, главная ценность экологического образования как составной части естественнонаучного - это воспитание личности, воплотившей в себе достижения мировой экологической культуры. При этом само экологическое образование выступает как развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья. Значение для развития системы образования. За последние 20 лет произошли заметные изменения в естественнонаучном образовании: * антропоцентрическая концепция по отношению к природе вызвала к жизни более гуманную биоцентрическую (экоцентрическую) концепцию; * системно-эволюционный подход постепенно уступает место эколого-эволюционному подходу; * воинствующий атеизм в преподавании естествознания, противостоявший долгие годы религиозному фанатизму, сменился терпимостью к устоям веры и повышенным вниманием к соблюдению нравственных принципов и этических норм по отношению человека к природе; * проблемы экологии стали рассматриваться не только в системе естественнонаучного, но и гуманитарного образования. Отсюда вытекают особенности влияния экологического содержания на систему образования, выражающиеся в гуманитарно-экологической направленности всей его системы. Значение для государства и общества. Полноценная и развитая система экологического образования поставляет в информационное пространство государства точную и новейшую информацию об окружающей среде и связанных с ней экологических проблемах, формирует в доминанте общественного сознания экоцентрический тип, воспитывает граждан на основе экоимператива. В результате такого обучения общество и государство получает образованных людей, способных к разумному труду на любом рабочем месте. Усвоенный людьми в процессе обучения алгоритм экологически целесообразной деятельности делает обязательными последовательные шаги: выделение и обдумывание экологической проблемы, планирование своих действий, принятие решений, осуществление деятельности, анализ результатов, критическая оценка своих действий. В этом плане экологическое образование всегда профессионально, какую бы сферу трудовой деятельности ни избрал человек. Есть и другая, не менее важная в государственном и общественном отношении сторона экологического образования. Она требует для своей реализации особой категории учителей. Для экологического образования необходим учитель, который по натуре своей должен быть широко образованным и мыслящим педагогом-гуманитарием, краеведом - гармонически развитой личностью, человеком с богатой эмоциональной сферой. Отсюда вытекает необходимость перестройки естественнонаучного образования в педагогических вузах. 2.3. Этапы и уровни непрерывного экологического образования Проект стандарта экологического образования как обязательного минимума в содержании образовательного курса "Экология" разработан для основной и полной средней школы. Стандарты следует рассматривать как совокупность требований к наиболее важному и динамичному этапу в системе непрерывного образования. Требования стандарта сформулированы в интеллектуальных категориях "знать" и "уметь". Стандарт акцентирует внимание учителей и учащихся на контрольных точках учебно-воспитательного процесса, где в ходе образовательного мониторинга проводится обязательный анализ соответствия результатов целям обучения. Однако это вовсе не означает, что другие этапы экологического образования игнорируются. Возможность их реализации, как и мониторингового контроля за результатами каждого этапа, может быть сформулирована на уровне региональных требований. Следовательно, создание системы независимой аудиторской проверки результатов экологического образования на каждом этапе - не менее важная задача. Фактически в системе обучения выделяются следующие уровни экологического образования, где необходим учет результатов и разработка средств контроля: * дошкольный; * общеобразовательный (основная и полная средняя школа); * профессиональный. Цели, задачи, рекомендуемые содержательные программы, формы и методы - в целом технологии экологического образования, ниже охарактеризованы для каждого этапа. Все этапы экологического образования рассматриваются в единой непрерывной системе как объединенные общей целью, взаимосвязанные и преемственные звенья. Успех каждого последующего звена будет зависеть от результатов, достигнутых на предыдущем этапе. 2.4. Научно-методическое обеспечение экологического образования Методологической базой экологического образования являются основные положения о единстве природы и человеческого общества в широком космическом понимании их эволюции как коэволюции, учения о биосфере и ноосфере, о согласованном с законами природы развитии человека и общества. Научные исследования должны быть направлены на формирование системы экологического образования как целостной научной картины мира, методологическое и методическое обеспечение учебных программ и другой документации. Содержание экологического образования складывается из трех составных частей: 1. Представления о мире природы и окружающей человека среде; 2. Субъектные отношения человека с миром природы; 3. Ресурсосберегающие технологии взаимодействия с миром природы. Соответственно основным частям содержания применяются три группы специфических методов: 1. Методы формирования экологических представлений: метод экологической неустойчивости, метод экологических ассоциаций, метод художественной репрезентации природных объектов. 2. Методы формирования субъективного отношения к природе: метод психологической идентификации, метод экологической эмпатии, метод экологической рефлексии. 3. Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой: метод коактивности (содействия) в мире природы, метод экологического ожидания, метод ритуализации экологической деятельности. Задачи научно-методического обеспечения: В общеобразовательной школе необходимо, учитывая приоритет биологии, расширить фундамент экологических знаний через уроки географии, физики, химии, общественные и гуманитарные дисциплины, на которых формировать у подрастающего поколения ответственное отношение к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм принятых в нашем обществе. В высшей и средней профессиональной школе сформировать у специалистов-профессионалов экоцентрический тип экологического сознания, понимание самоценности ресурсов природы как приоритетного направления научного познания, так и насущных вопросов практики; экологоориентированное обучение в профессиональной школе должно не просто фиксировать достигнутый уровень знаний, а носить поисковый, проблемный характер. В сфере научных исследований в области экологического образования провести философско-методологические и дидактические исследования для формирования методологической и научно-методической базы экологического образования, чтобы "превратить концепцию устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества" (Рио-де-Жанейро, 1992); изучить, обобщить региональный опыт экологического образования и составить обзорный аналитический отчет. Основные направления научно-методического обеспечения непрерывного экологического образования: разработка научных основ целостной научной картины мира и экоцентрической доминанты в общественном экологическом сознании; формирование экологической культуры, этических и законодательных норм по вопросам окружающей среды, выработка ценностного отношения к природе; разработка и обновление базовых экологических программ, учитывающих как глобальные (загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов, изменение климата, снижение биоразнообразия), так и местные экологические проблемы; экологизация системы общего и специального образования, в т.ч. таких наук как биология, химия, география, физика, гуманитарные и общественные дисциплины. Средства научно-методического обеспечения экологического образования: - научно-информационная поддержка экологического образования, опирающаяся на новейшие технологии образования; - развитие и внедрение новых методов обучения, в том числе методов дистанционного обучения и самообразования населения; - вовлечение сети особо охраняемых природных территорий в систему экологического обучения и воспитания; - системный анализ состояния экологического образования в Вологодской области и опубликование его отдельным разделом в ежегодном докладе "О состоянии окружающей природной среды в Вологодской области". Первоочередные мероприятия в области научно-методического обеспечения экологического образования: - разработать систему мероприятий по улучшению экологии жилища в целях экологизации быта; - разработать методические рекомендации по формированию механизмов инвестиционной политики в области экологического образования; - разработать методики мониторинга и оценки общественного экологического сознания и экологической информированности различных социальных групп населения и на этой основе - системы мониторинга состояния экологического образования и просвещения населения; - осуществить региональный проект "Экологическая книга" для учебно-методического обеспечения всех уровней экологического образования. 2.5. Взаимосвязь регионального, федерального и международного аспектов экологического образования Целью регионального сотрудничества в области экологического образования является активное подключение Вологодской области к деятельности российских и международных организаций и развитие экологического образования с учетом опыта стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные направления международного сотрудничества в области экологического образования: сотрудничество и взаимодействие со странами СНГ по созданию эффективной системы экологического образования; активное подключение к системе российских и международных организаций по подготовке и проведению мероприятий в области экологического образования; адаптация и использование российского и международного опыта в области экологического образования наряду с областными разработками. Первоочередные мероприятия: - изучить, проанализировать и отобрать среди изданных отечественных и зарубежных учебников пригодные для обучения учащихся, студентов и работающих специалистов учебные книги с целью адаптации их к условиям образовательной системы Вологодской области; - провести сравнительный анализ стратегий экологического образования близлежащих регионов Российской Федерации с целью изучения опыта и совершенствования системы экологического образования, разработки программных и директивных документов; - организовать совместно с соседними областями действующую выставку материалов и средств по экологическому образованию, а также постоянный обмен научно-методической информацией; - провести сравнительный анализ образовательных экологических программ, используемых в разных регионах Российской Федерации на отдельных этапах и уровнях, содержания и методов обучения, информационного обеспечения, форм общественного участия в решении экологических проблем. 3. Основные направления развития этапов непрерывного экологического образования Важнейшим условием создания системы экологического образования в Вологодской области является участие в этом процессе всех областных и муниципальных учреждений, социальных групп и слоев населения. В формировании экологической культуры должны принимать участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, общественные, политические и профсоюзные организации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта, средства массовой информации, вооруженные силы и религиозные конфессии. Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека - от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, экоцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни. 3.1. Экологическое образование в семье Цель - формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром. Направления: обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям; обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания; формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов; осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей; организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях. Средства: - организация работы с молодыми родителями в учреждениях образования и культуры, в подростковых и туристских клубах путем включения их в активную экологическую деятельность вместе с детьми; - создание и распространение методик осуществления технологичных, не требующих значительных затрат, экологических проектов для семей с целью привлечения внимания к экологическим проблемам быта, дачного и фермерского хозяйства; - создание привлекательных практически полезных пособий по приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни и курсов для городских и сельских жителей, домохозяек, молодых матерей, владельцев дачных участков, автолюбителей; - разработка и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи; - разработка и использование в практике экологического самообразования игр, в том числе компьютерных. Первоочередные мероприятия: - создать сеть семейных клубов и объединений для организации совместного культурного досуга детей и их родителей, в том числе и на лоне природы; - создать сеть консультационно-информационных советов, открытых экологических школ и университетов для желающих получить знания на базе вузов, учреждений дополнительного образования и культуры; - подготовить к печати серию книг для родителей по экологическому воспитанию детей разного возраста. 3.2. Экологическое образование в дошкольных учреждениях Цель - формирование базовой системы ценностей в отношении окружающего мира; формирование представлений о природных объектах и процессах, о связях человека и природы; умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Направления: формирование знаний о природе родного края; формирование знаний о преобразованной человеком природе; формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в окружающем мире; воспитание любви и уважения к объектам природы и миру природы в целом; формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни; воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира; формирование практических умений и навыков в разнообразных видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение социоприродной среды; приобщение детей к общественно полезному труду, оказание помощи старшим членам семьи по уходу за домашними растениями и животными. Средства: * экологизация предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольных образовательных учреждений, так и за их пределами; * создание экологических комплексов (экологические комнаты, живые уголки, зимний сад, комната-музей природы, модельных и искусственных экосистем); * организация экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения; * взаимодействие дошкольных учреждений в области экологического образования с государственными (органы образования, комитеты по экологии, музеи, библиотеки и др.) и общественными организациями; * разработка и внедрение в работу дошкольных учреждений педагогических моделей, основанных на принципах интеграции, экологизации всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду; экологическое воспитание дошкольников через музыкальные и художественные виды деятельности, элементарное экспериментирование и наблюдение). Первоочередные меры: - создать районные и областные базы данных об опыте работы дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей; - разработать требования, предъявляемые к дошкольным учреждениям, в области экологического образования и экологический компонент в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника. - разработать и опубликовать серию учебно-методических комплектов, пособий, научно-популярных книг для педагогов и детей; - проводить ежегодно районные и областные конкурсы среди дошкольных общеобразовательных учреждений на лучшую организацию работы по экологическому воспитанию детей; - ввести в дошкольных учреждениях должность воспитателя-эколога (или методиста-эколога). 3.3. Экологическое образование в школе и учреждениях дополнительного образования Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественнонаучных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер. Комплексный характер экологического образования в общеобразовательной школе. Школьный этап является основным в системе непрерывного экологического образования. Он обобщает результаты деятельности на предыдущем этапе и создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте, закладывает фундамент для последующих этапов в непрерывном обучении и поэтому характеризуется более подробно. Школьный этап экологического образования может осуществляться в практике работы образовательных учреждений в следующих вариантах: * на однопредметной основе (преподавание экологии); * на многопредметной основе (экологизация содержания основных дисциплин образовательной программы); * по смешанной модели конструирования учебного процесса; * по особой учебно-воспитательной модели экологического образования, отличной от базового плана (проекты "Экология и диалектика", "Ноосферная школа" и др.). В настоящее время в массовой школе преобладает второй вариант, дополняемый факультативными программами экологических курсов и практикумов, а также программами учреждений дополнительного образования. Однако основу содержания экологического образования на школьном этапе составляют научные представления о различных классах экосистем, накапливаемые и формируемые в разных учебных предметах. Для целей обучения экологии в школе выделены три класса экосистем: Природные: биосфера; экосистемы биосферы. Социоприродные: социоэкосистема (природа - общество); антропоэкосистема; агроэкосистема; урбоэкосистема. Искусственные: аквариум; обитаемый космический корабль. Это входит в единую научную картину мира - ЕНКМ, где природа подчиняется всеобщим фундаментальным законам. ЕНКМ формируется в основном изучением дисциплин естественно-математического цикла. Однако их содержание не исчерпывает всех сторон экологического образования, дополняется системой гуманитарного образования. Жизнь на планете в рамках биосферы представлена биологическим разнообразием разного типа: генетическое (разнообразие генов всех популяций вида), видовое (разнообразие видов), экосистемное (разнообразие природных сообществ, мест обитания, экологических явлений). Экологические представления являются составной частью исторического и социального сознания, формируемые на уроках истории, граждановедения, обществознания. Человеческое общество на протяжении всей истории непрерывно взаимодействует с окружающей средой. Это взаимодействие можно ярко показать при изучении всемирной и отечественной истории: традиций поселений и градостроения, землепользования, развития ремесел и отраслей экономики, этнических традиций в отношении к природе и взаимодействия с ней, а также раскрыть губительное влияние для народов, государств и цивилизаций войн и технократической политики. Язык и речь, усваиваемые на уроках языка и литературы, - главные элементы среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов. Чистота речевой среды не менее важна, чем чистота природной среды. Реализация экологических идей применительно к языку и речи предполагает органичное свободное развитие языка, недопустимость насильственного воздействия на него; уважительное отношение к русскому литературному языку, овладение им на всех стадиях социализации человека; бережное отношение к местным диалектам как репрезентам русского национального языка; осознание обществом необходимости соблюдения норм и правил речевого этикета. Язык - вербальное средство закрепления культурных достижений; культура языка - составная часть экологической и общей культуры человека. Реализации принципов экологического образования через предмет "Литература" способствуют следующие факторы: * Широкая представленность в литературных текстах, изучаемых по действующим программам, образов природы и отчетливая экспликация в них комплекса проблем, связанных с общекультурной оппозицией "человек (общество, цивилизация) - природа". * Устойчивая связь идеалов, утверждаемых в литературе на протяжении всей истории ее существования, с миром природы в тесном контакте с которым наиболее полно реализуются важные для человечества категории красоты, естественности, простоты, нравственной чистоты, божественной мудрости. * В плане регионального компонента - предельная сосредоточенность писателей - вологжан (поэтов, прозаиков, публицистов) на проблемах духовной значимости гармонических отношений человека с природой. * Актуальность категории "экология культуры" для дальнейшего развития литературы как вида искусства и для существования образовательной области "Литература" в условиях технократического общества. Программы учебных курсов по иностранным языкам дополняются освещением экологических проблем глобального характера по странам и континентам и путей их решения, примерами практического участия людей в экологических движениях и природоохранной работе. Следовательно, в каждой учебной дисциплине можно найти свои аспекты экологического образования. В системе непрерывного образования они нуждаются в обобщении - на внутрипредметном и межпредметном уровнях. Стратегическая цель экологического образования предполагает идеал, образ человека будущего. Идеал приобретает конкретные черты и при определении целей каждого этапа формального и неформального обучения и воспитания. Система общего образования. В системе общего образования учитываются следующие его этапы и цели: Начальная школа: * воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных представлений о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях; * освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и человеку; * становление начального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды. Основная школа: становление экологической культуры разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимании опасности потери жизнепригодных качеств природной среды. Полная средняя школа: становление экологической ответственности как основной черты личности через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности. Система дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования: Если сфера обязательного образования достаточно формализована и регламентирована, то дополнительное образование ориентировано на проявление инициативы, использование разнообразия форм и методов, самостоятельность и самодеятельность. Оно рассчитано на массовые формы и методы привития экологической культуры детям, молодежи, населению. Разделение компетенции по уровням в этой сфере не обязательно. Важнее другое: создание таких условий, предоставление таких образовательных услуг и таких траекторий индивидуального приобщения к экологии, чтобы каждый, кто приходит в эту сферу, получил возможности для развития интересов и способностей, включения экологических стереотипов в любой вид своей деятельности. В системе дополнительного образования экологическое образование по самым разнообразным программам осуществляют: учреждения дополнительного образования: дома (дворцы) творчества детей и молодежи, областные станции юных натуралистов, туристов, юных техников и др.; учреждения культуры: краеведческие музеи, библиотеки, дома культуры и др.; особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки и др.; общественные формирования: отделения общества охраны природы, экологические и краеведческие клубы, экологические кружки и секции школьных научных обществ, общественные движения и др.; информационные экологические программы радио, телевидения, которые доступны каждому в процессе индивидуального экологического самообразования. Цель - формирование понимания учащимися единой картины мира и на этой основе научного мировоззрения, экоцентрического типа экологического сознания, ответственного отношения к окружающей среде; привлечение школьников к практической экологической деятельности. Направления: * формирование целостных научных представлений и знаний о системе природных сообществ и месте человека в ней, в системе: "Я - сам"; "Я и другие", "Я и природа"; "Я и общество"; * формирование умений и навыков практического участия учащихся в природоохранной деятельности (работа на пришкольных и садовых участках, озеленение территорий, создание живых уголков, школьных лесничеств, "зеленых" патрулей, кружков и станций юннатов); * обучение навыкам учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы (определение важнейших экологических проблем своей местности и посильное практическое участие в их реализации, поиск решения при выполнении экологических проектов); * участие в детском экологическом движении; * внедрение многопредметного варианта изучения основ экологии в школах области. Средства: - создание профильных экологических классов, школ юных фермеров, биологов, летних экологических постов, школьных лесничеств и др.; - разработка системы подготовки профессионалов, учителей, организаторов экологического образования в учебном процессе, а также во внеклассной и внешкольной деятельности; - экологизация содержания традиционных учебных предметов; - внедрение модульного принципа в конструировании учебного процесса по экологии; - введение в образовательную программу общеобразовательных школ в составе инварианта национально-регионального компонента специальной учебной дисциплины "Экология" в специализированных выпускных классах. Первоочередные мероприятия: - разработать базисную составляющую курса "Экология" для основной и полной средней школы; - разработать национально-региональный компонент стандарта экологического образования для базовой и полной средней общеобразовательной школы, а также уровни требований к результатам образования; - разработать и внедрить в базовой школе комплексный экологический практикум "Экология вокруг нас" для многопредметного изучения основ знаний; - ввести в школах организацию сезонной экологической практики на основе природоведческого комплекса знаний с целью их актуализации, особенно в проведении школьного экологического мониторинга (при условии инициативного выбора школами одной или нескольких его программ); - подготовить для школ комплект настольных экологических игр для базового этапа и деловых игр - для старшеклассников; - организовать постоянно действующую научно-практическую конференцию для педагогов-экологов; - ежегодно проводить районные и областные экологические олимпиады и конкурсы исследовательских работ школьников по экологии, декады и месячники по озеленению школьных дворов и населенных пунктов; - создать в сельской местности опорные базы для проведения полевых и экологических практик для западных, восточных и центральных районов Вологодской области; - создать областной учебно-методический комплекс по обеспечению школьного этапа экологического образования; - создать систему базовых компьютерных банков: а) по образовательному мониторингу на всех этапах дошкольного и школьного обучения; б) по выполнению программ школьного экологического мониторинга по изучению природных экосистем, отдельных их компонентов, охраняемых территорий, антропогенных комплексов; в) передового опыта экологического образования. 3.4. Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе Цель - подготовка трудовых ресурсов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира, грамотно использовать полученные экологические знания на конкретном рабочем месте, в своей будущей профессиональной деятельности. Направления: формирование систематических знаний в области экологии и достижение понимания учащимися необходимости применения безопасных ресурсосберегающих технологий; формирование потребности в рационализаторской деятельности и поиске новых путей рационального природопользования и экологически безопасной деятельности; развитие эстетического чувства и культуры производства на рабочем месте; привлечение учащихся и преподавателей к природоохранной общественной деятельности в соответствии с профессиональной специализацией. Средства: - привлечение учащихся к участию в экологических мероприятиях - конкурсах, семинарах, конференциях, районных, областных, региональных и международных экологических программах; - включение экологических аспектов в производственную практику учащихся учреждений начального профессионального образования; - экологизация традиционных естественнонаучных предметов - химии, биологии, географии, природоведения, гуманитарных предметов - истории, языка, литературы, этики, обществознания, человековедения и др. Первоочередные мероприятия: - ввести в учебные планы средних специальных учебных заведений общие экологические дисциплины (экология, охрана окружающей среды и рациональное природопользование и др.) с учетом специализации и уровня квалификации; - ввести в учебные планы изучение специализированных экологических предметов и практикумов (химические основы экологии, экологическое моделирование, мониторинг окружающей среды, экологический менеджмент и др.); - ввести в учебный план специальные общеобразовательные курсы ("Человек и биосфера", "Здоровье и окружающая среда", "Лес и человек", "Памятники природы и культуры" и др.); - провести областные экологические чтения по содержанию и методике экологического образования в профессиональном обучении. 3.5. Экологическое образование в высших учебных заведениях Цель - подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих широким культурным и интеллектуальным уровнем, имеющих глубокие научные знания об основах устойчивого (поддерживающего) развития, а также о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей среды, умеющих оценить степень возможного антропогенного воздействия на природу и здоровье людей без нанесения ущерба природе и способных осуществлять экологическое просвещение населения. Университетское экологическое образование. В Вологодской области основными профилями высшего профессионального образования являются: педагогический, технический, сельскохозяйственно-технологический и юридический. Направления: Экологическое образование в гуманитарных и технических вузах имеет общие цели и направления. К ним относятся: формирование у специалиста современного научного мировоззрения, включающего оценку возможных неблагоприятных последствий антропогенной деятельности для биосферы и человечества; подготовка научных и научно-педагогических кадров в области экологии и рационального природопользования, организаторов и будущих руководителей всех уровней экологического образования в образовательных учреждениях Вологодской области; * формирование широкой инфраструктуры и информационного обеспечения экологического просвещения населения с участием вузов; * формирование умений и навыков в организации профессионального труда и просвещения в соответствии с профилем профессиональной деятельности;. * понимание необходимости личного, конкретного участия в практической экологической деятельности и ее результативное осуществление; * представление о технических, экономических, организационных, информационных возможностях и путях решения экологических проблем. Высшее специальное экологическое образование осуществляется в ЧГУ и ВоГТУ. Его основные направления: * подготовка высокопрофессиональных специалистов для научных, профессиональных и административных учреждений областного и районного уровней, природоохранных органов и ведомств эколого-ресурсного блока; * обеспечение практического участия студентов в областных экологических программах и научно-исследовательских работах; * привлечение студентов к работе в общественных экологических структурах и к организации экологического образования. Средства: - приобщение студентов к конкретной экологической деятельности через организацию производственной, полевой и общественно-политической практики, экологических студенческих отрядов;. - расширение практики создания творческих студенческих коллективов по решению проблем рационального природопользования и экологического образования; - осуществление в рамках педагогической практики в детских оздоровительных лагерях и других внешкольных формах специальной экологической практики по изучению экологической обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению; - оказание студентам по месту жительства помощи в организации экологических мероприятий; - включение в кафедральные планы научно-исследовательских работ тематики связанной с экологией и природоохранной деятельностью и вовлечение студентов в выполнение этих работ; - внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексных планов непрерывной экологической подготовки студентов, в том числе и экологической практики; - создание и укрепление материальной базы для профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Первоочередные мероприятия: - создать в ведущих вузах области специальные кафедры по экологии, экологические факультеты и отделения; - разработать методику эколого-ориентированной подготовки студентов, не специализирующихся в области экологии (включение в дисциплины их специализации разделов по общей и социальной экологии, введение курсов "Охрана природы" и "Общая экология", подготовка курсовых и дипломных проектов по проблемам охраны природы); - ввести систему социального заказа на подготовку специалистов-экологов и организаторов экологического образования с гарантией их трудоустройства; - разработать и ввести в педвузах учебный курс "Научные основы непрерывного экологического образования". 3.6. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов управления Цель - организация, осуществление и совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, принимающих ответственные решения на областном и муниципальном уровнях, а также руководителей организаций и специалистов (за счет собственных средств), непосредственно связанных с природопользованием и осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Направления: создание нормативно-правовой и учебно-методической базы обязательного экологического образования госслужащих и руководителей предприятий, непосредственно связанных с природопользованием и влияющих на состояние окружающей среды; переподготовка и повышение квалификации лиц, не имеющих высшего экологического образования; организация переподготовки и повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений всех уровней и сферы дополнительного образования через курсовую учебу и учебу в областной Школе практической экологии. Средства: - развитие системы дистанционного обучения для всех форм вузовской профессиональной экологической переподготовки; - совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса в системе экологической переподготовки и повышения квалификации кадров; - обеспечение аппаратными и программными средствами. Первоочередные мероприятия: разработать учебно-методическую основу для профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов управления. 3.7. Средства массовой информации в системе экологического просвещения и информирования населения Цель - формирование общественного мнения в защиту окружающей среды; обеспечение оперативного информирования системы экологического образования и просвещения населения. Направления: - обеспечение просвещения по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов; - формирование активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны природы; - повышение требовательности общественности и работников СМИ к достоверности данных и к обоснованности аналитических обзоров и прогнозов экологического содержания. Средства: - разработка информационно-законодательных основ природопользования; - создание серии видеофильмов о природе Вологодской области; - выпуск брошюр, информационных листков, календарей, открыток, буклетов с описанием и красочным изображением уникальных видов флоры и фауны Вологодской области, заповедных и подлежащих охране территорий, отдельных природных объектов; - активное воздействие на стереотипы сознания и поведения граждан, привитие экологически ориентированных моделей поведения и деятельности, а также предоставление экологически чистых товаров и услуг для воспитания разумного потребления; - распространение специальных и общих знаний об окружающей среде для развития экоцентрического типа экологического сознания у населения и непрагматических видов взаимодействия с природой; - регулярное информирование граждан о состоянии окружающей среды и здоровье населения. Обеспечение доступа общественности к экологической информации; - обеспечение информационной поддержки, разработанных с участием общественности, мер по снижению социальной напряженности на объектах, оказывающих влияние на экологическую обстановку; - организация постоянно действующего мониторинга общественного мнения по проблемам экологии (социально-экологический мониторинг); - проведение открытых, публичных "круглых столов", семинаров, с участием ученых, общественности, руководителей отраслей и ведомств по проблемам снижения экологической опасности и риска от деятельности предприятий с опубликованием материалов в печати; - создание условий для совершенствования профессионального мастерства журналистов, освещающих вопросы природопользования и охраны окружающей среды. Первоочередные мероприятия: - создать открытый экологический университет на страницах местной прессы, в радио- и телепрограммах; - проводить ежегодные конкурсы на лучшие публикации, теле- и радиопередачи на экологические темы; - расширить рекламу подписных экологических журналов: "Зеленый мир", "Экология и жизнь", "Лазурь", "Свирель", "Свирелька", "Вестник экологического образования в России", "Экологическое образование до школы, в школе, вне школы" и др. 3.8. Участие партий, политических и общественных движений в экологическом образовании Цель - формирование высокого уровня экоцентрического типа сознания как общественной доминанты; привлечение партий, политических и общественных движений к проведению эколого-просветительской работы среди своих членов и населения; взаимодействие с органами образования для исследования путей формирования устойчивого и сбалансированного общества; влияние на разработку и осуществление государственной экологической политики. Направления: - формирование общественного мнения в защиту окружающей среды, нетерпимости к нарушениям природоохранного законодательства, норм и правил экологической морали и этики; - использование политических методов с целью решения экологических проблем на областном и муниципальном уровнях; - привлечение членов политических движений и партий, общественных организаций и религиозных конфессий к активной экологической деятельности; - организация широкой пропаганды массовых акций в защиту природы. Средства: - определение и отстаивание социальных приоритетов, связанных с охраной здоровья и окружающей среды; - осуществление мер общественной борьбы с экологическими преступлениями; - поиск путей экологизации научно-технической политики, всех сфер человеческой деятельности; - развитие и укрепление контактов общественных организаций с Законодательным Собранием области, природоохранными, образовательными органами, учреждениями спорта, туризма, науки, СМИ, трудовыми коллективами в решении вопросов экологического образования и экологической безопасности; - содействие участию населения в активной природоохранной деятельности, в проведении дискуссий по проблемам поддерживающего развития; - выработка у населения активной жизненной позиции, отдающей предпочтение здоровой, безопасной, полноценной жизни человека, его духовному общению с природой и культурному развитию; - формирование условий для практического, конструктивного участия граждан в решении экологических проблем своего района и области, в том числе и на этапах проектирования новых и реконструирования старых производственных объектов; - защита экологических прав каждого гражданина области на создание условий для безопасной жизни. Первоочередные мероприятия: - сформировать в политических движениях и партиях специальные структуры, отвечающие за работу по экологическому просвещению; - создать систему общественного содействия в защите окружающей среды; - проводить общественную экологическую экспертизу всех потенциально опасных для природной среды проектов; - разработать процедуру позитивного диалога между органами власти и экологическими организациями в процессе принятия экологически значимых решений; - организовать общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства; - организовать объединения цветоводов, аквариумистов, голубеводов, садоводов и т.д. для освоения и пропаганды технологий непрагматического взаимодействия с природой; - инициировать систему финансовой поддержки на местном и областном уровнях деятельности общественных экологических организаций и семинаров по обмену опытом экологического просвещения населения; - стимулировать творческую активность отдельных групп и движений, активно ведущих экологическое просвещение населения. 3.9. Природоохранные территории, библиотеки и музеи в системе экологического воспитания и просвещения населения Цель - распространение среди населения полной, разносторонней и объективной информации о состоянии и динамике природных процессов различной сложности на охраняемых природных территориях; формирование личного, заинтересованного отношения жителей Вологодской области к природе. Направления: - получение и распространение информации о целях и задачах охраняемых природных территорий, их биосферном значении, роли в сохранении биоразнообразия и экологического равновесия, о накоплении и использовании научных данных об экологических системах и их растительных и животных компонентах, месте особо охраняемых природных территорий в природоохранном просвещении и экологическом образовании; - осознание и постижение роли биологического разнообразия в поддержании биологического круговорота, сохранении устойчивости и повышении биологической продуктивности экологических систем; предотвращении утраты редких экосистем, видов растений и животных; изучение и пропаганда идей национальной экологической стратегии. Средства: - сохранение областного культурного и природного наследия Вологодской области и России, его изучение, организация постоянных экспозиций и экскурсионных маршрутов для отечественных и зарубежных туристов, развитие краеведения; - реализация экосистемного подхода к построению экспозиций в отделах природы краеведческих музеев; - разработка и реализация просветительских программ на базе Государственного Дарвинского заповедника и национального парка "Русский Север" с учетом их природных особенностей, традиций природопользования и опыта научно-информационной деятельности; - создание условий для профессиональной стажировки организаторов экологического просвещения при учреждениях культуры (библиотеки, музеи и пр.); - совершенствование методической базы экологического просвещения в музеях и библиотеках области; - продолжение практики организации центров экологической культуры на базе библиотек области; - разработка инициативных программ экологического самообразования и привлечение населения к участию в экологических акциях; - формирование материальной базы и оснащение современными информационными технологиями эколого-просветительской деятельности музеев и библиотек. Первоочередные мероприятия: * проводить районные и областные конкурсы заповедников, музеев, библиотек на лучшие экспозиции и реализованные программы эколого-просветительской работы среди населения; * поддержать участие библиотек всех ведомств в ежегодном Всероссийском смотре-конкурсе работы библиотек по экологическому просвещению населения; * реализовать областную библиотечную программу "Сохранение природного и культурного наследия Вологодчины"; * подготовить фотоальбомы, видеофильмы, научно-популярные справочники и путеводители, картографические материалы, значки, календари по природоохранной и экологической тематике. 4. Управление, координация и финансирование организации экологического образования на областном и местном уровнях Учитывая общественно-государственную значимость экологического образования, управление его системой осуществляется на областном уровне Правительством области, департаментом образования области, департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области, департаментом культуры области на принципах координации. Координационным органом может являться межведомственный совет (комиссия) по вопросам экологического образования и просвещения населения области. Для обеспечения высокого профессионального уровня работы могут создаваться при департаменте образования области и областном координационном центре экологического образования рабочие или экспертные группы специалистов образования, природоохранной деятельности, ученых, опытных учителей и преподавателей высших учебных заведений. Работа координационного совета, рабочих и экспертных групп строится на основе перспективного и текущего (годового) планирования. Отчеты об их деятельности освещаются: а) в ежегодном докладе "О состоянии окружающей природной среды Вологодской области"; б) в средствах массовой информации. Деятельность по функционированию, развитию экологического образования на территории Вологодской области финансируется за счет: средств федерального бюджета, средств областного бюджета; областного экологического фонда; средств бюджетов муниципальных образований; экологических фондов муниципальных образований; благотворительных поступлений; других, не запрещенных законодательством источников. Лучшие организаторы и исследователи в области экологического образования могут быть представлены муниципальными образованиями к соответствующим наградам и знакам отличия областного уровня, а также к федеральным званиям и наградам. Структура и содержание нормативно-правовой базы формирования и развития экологического образования должны обеспечивать права и обязанности граждан на экологическую информацию и участие в принятии решений в области охраны окружающей среды, а также ответственность участников процесса экологического образования и порядок взаимодействия с общественностью на основе областной политики и утвержденной концепции экологического образования. Первоочередные меры нормативно-правового характера: разработать на базе государственного образовательного стандарта национально-региональный компонент стандарта экологического образования и утвердить его соответствующим правовым актом для всех учреждений, участвующих в его осуществлении. ("Экологическое образование в средней школе", "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", "Экологический контроль и управление", "Экологический менеджмент"). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|