Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 09.08.2002 № 507

 
                  ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 09.08.2002  N 507
     г. Вологда

     О Концепции непрерывного
     экологического образования
     в Вологодской области


     В целях    развития    экологического    образования    населения
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять Концепцию непрерывного  экологического  образования  в
Вологодской области (прилагается).

     2. Рекомендовать  Концепцию для реализации органам исполнительной
государственной  власти  области,  органам  местного   самоуправления,
образовательным  учреждениям  (организациям)  всех  уровней  и  типов,
учреждениям культуры,  организациям всех форм собственности, связанным
с образовательной,  оздоровительной, производственной, природоохранной
деятельностью,    средствам    массовой    информации,    общественным
организациям и объединениям, занимающимся экологическим образованием.


     Губернатор области          В.Е. Позгалев


                                                   Приложение
                                         к постановлению Правительства
                                          области от 09.08.2002 N 507


                              КОНЦЕПЦИЯ
               непрерывного экологического образования
                        в Вологодской области


                          Паспорт документа

     Заказчик -   Правительство   Вологодской   области,   департамент
образования Вологодской области,  Законодательное Собрание Вологодской
области.

     Основные разработчики   программы  -  лаборатория  экологического
образования  Вологодского  института  развития   образования   (ВИРО),
лаборатория  педагогических исследований Вологодского государственного
педагогического университета (ВГПУ),  ученые и специалисты  в  области
охраны окружающей среды и природопользования.

     Назначение документа: концепция - единый для всех организаторов и
участников  системы  экологического  образования   населения   области
стратегический  документ  по  реализации  целей,  содержания,  форм  и
методов  непрерывного  экологического   образования   на   дошкольном,
школьном,   внешкольном,  профессиональном  этапах  и  во  всех  видах
неформального экологического образования,  направленный на преодоление
недостатков в квалификационной подготовке кадров для основных отраслей
экономики - промышленности,  сельского хозяйства, энергетики, малого и
среднего бизнеса и т.д.
     Концепция является  основой   для   обеспечения   конструктивного
взаимодействия   органов   государственной   власти  области,  органов
местного самоуправления,  учреждений образования и  культуры,  средств
массовой    информации   и   общественных   формирований   в   области
экологического образования.

     Настоящий документ призван:
     - способствовать установлению обязательного уровня экологического
образования  в  различных  учебных   заведениях   в   соответствии   с
государственными   стандартами,  включающими  национально-региональные
компоненты;
     - обеспечивать   развитие  экологического  образования  с  учетом
требований региона;
     - совершенствовать  подготовку  и  переподготовку  педагогических
кадров; развивать материальную базу для преподавания экологии;
     - информировать  учащихся,  учителей,  родителей,  педагогическую
общественность и население о нормативных требованиях,  предъявляемых к
усвоению  образовательного  курса "Экология" на разных этапах общего и
профессионального образования.

     Сроки реализации концепции - 2002-2010 годы.

     Исполнители: учреждения    образования    Вологодской    области:
дошкольные учреждения, начальная школа, основная школа, полная средняя
школа,  учреждения  дополнительного  образования,  средние  и   высшие
учебные   заведения,   факультеты  повышения  квалификации  работающих
специалистов,  природоохранные  организации  и  учреждения   культуры,
общественные   объединения,  занимающиеся  экологическим  просвещением
населения.

     Ожидаемые результаты:  обеспечение постоянного  повышения  уровня
экологической  культуры  населения через создание системы непрерывного
экологического  образования  для  эффективного  решения  обостряющихся
проблем  природопользования  и  охраны  окружающей  среды,  воспитания
граждан, способных к мобильной адаптации в период перехода общества на
модель устойчивого развития.
     Реализация Концепции  позволит   получить   эколого-экономический
эффект,  выражаемый в улучшении состояния окружающей природной среды и
здоровья населения области.

     Авторский коллектив:
     Н.А.Архипов, председатель  постоянного  комитета  по  экологии  и
природопользованию Законодательного Собрания Вологодской области;
     Н.Л.Болотова, доктор биологических наук, профессор ВГПУ;
     В.А.Карьенов, кандидат    педагогических    наук,     заместитель
начальника департамента образования Вологодской области;
     Л.А.Коробейникова, доктор  педагогических  наук,  профессор  ВГПУ
(руководитель коллектива);
     В.М.Кумзеров, кандидат экономических наук, начальник департамента
природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области;
     Е.А.Лебедева, кандидат технических наук, доцент ВоГТУ;
     А.П.Лешуков, профессор, ректор ВГПУ;
     О.Н.Сергеева, заместитель  начальника  департамента   образования
Вологодской области;
     Л.И.Кашина, заместитель    начальника    департамента    культуры
Вологодской области;
     Л.И.Соколов, доктор технических наук, первый проректор ВоГТУ;
     В.В.Судаков, доктор педагогических наук, профессор, ректор ВИРО;
     Т.А.Суслова, кандидат биологических наук, профессор ВГПУ;

     при участии   кандидата   филологических   наук,   доцента   ВГПУ
С.Ю.Баранова;
     кандидата филологических наук, доцента ВГПУ Л.Ю.Зориной.


                             1. Введение

              1.1. Состояние экологического образования
                        в Вологодской области

     В общеобразовательных     учреждениях     Вологодской     области
образовательный  курс "Экология" входит в состав школьного компонента,
оставаясь   на   положении   инициативного   факультативного    курса.
Экологическое   образование   в   настоящий  период  наиболее  успешно
осуществляется в сфере дополнительного  образования  по  разнообразным
программам.
     В экологическом     образовании     участвуют     государственные
общеобразовательные  учреждения  и  общественные  формирования детей и
молодежи. В целом работа по экологическому обучению и воспитанию детей
и    молодежи   носит   общественно-инициативный   характер,   о   чем
свидетельствует развернувшееся  в  90-е  годы  экологическое  движение
детей и молодежи.
     В сфере профессионального образования картина более определенная:
экологическое  образование  включено  в  учебные  программы подготовки
специалистов на всех уровнях профессионального обучения,  но  стандарт
экологического образования не утвержден.
     Успехи в  практике  экологического   образования   и   воспитания
отмечаются    в   отдельных   учреждениях   общего,   дополнительного,
профессионального образования и общественных  подразделениях,  но  эти
этапы  не  имеют  преемственности  и  не объединены системообразующими
связями в единое русло непрерывного экологического образования.
     Позитивными чертами  опыта экологического воспитания и обучения в
учреждениях образования в Вологодской области являются:
     * широкий   охват   инициативной  экологической  тематикой  сферы
дополнительного  образования,  начиная  с   дошкольного   возраста   и
заканчивая    экологической   подготовкой   работающих   специалистов,
просветительской работой среди населения;
     * значительные достижения в определении задач, содержания, форм и
методов экологического образования на отдельных его  этапах:  в  опыте
детских  садов,  начальных школ,  основных школ,  полных средних школ,
учреждений   дополнительного   образования   и    системы    повышения
квалификации работающих специалистов;
     * с  1992  года  успешно  реализуется   программа   "Практическая
экология   для   студентов  и  школьников",  инициированная  областным
комитетом по охране окружающей среды и научно-методическим советом  по
экологическому образованию;
     * организация   областной   Школы   практической   экологии   для
совместного   обучения   учителей,   студентов,   учащихся  на  основе
педагогики  со-гласия,  со-участия,  со-действия,  со-трудничества   и
со-творчества, отработки новых технологий экологического образования и
внедрения их в учебные заведения области;
     * связь   вузов  и  школ  в  разработке  программ  экологического
просвещения молодежи и практического участия  в  решении  региональных
экологических проблем;
     * широкий  охват  учащейся  молодежи   экологической   практикой,
организуемой по программам экологического мониторинга,  изучения особо
охраняемых природных территорий и т.п.;
     * систематический    выпуск    учебно-методических   пособий   по
практической    экологии,    организация    научно-познавательной    и
исследовательской  работы школьников в области охраны окружающей среды
(ВГПУ, ВоГТУ);
     * организация  конкурсов  учебно-исследовательских  экологических
проектов среди школьников и студентов на областном уровне  и  успешное
участие  вологжан  в  конкурсах,  объявленных в Российской Федерации и
СНГ;
     * целенаправленная   деятельность   библиотек  всех  ведомств  по
экологическому просвещению населения.

     Негативными моментами в  организации  экологического  образования
населения Вологодской области являются:
     * отсутствие    областных    документов    законодательного     и
рекомендательного  характера  в сфере экологического образования и его
стратегии на ближайшее десятилетие;
     * отсутствие  в  системе образования общих директивных документов
областного значения (концепции, постановлений Правительства области, о
направлениях   развития   и   целевых   программах),   организующих  и
перспективно направляющих развитие этой системы;
     * отсутствие   образовательного  курса  "Экология"  в  инварианте
региональной учебной программы для школ;
     * отсутствие единого руководящего центра, определяющего стратегию
и тактику системы экологического образования в области;
     * недостаточная   преемственность   и  согласованность  отдельных
этапов  экологического  образования  в   реализации   единой   системы
непрерывного обучения и воспитания;
     * недостаточное        материально-техническое        обеспечение
экологического образования;
     * недостаточная  согласованность  в  работе   по   экологическому
воспитанию   и   просвещению   населения   учреждений   образования  с
учреждениями культуры.

     Отсюда следуют  неотложные   задачи   совершенствования   системы
экологического образования в области:
     * преодоление   противоречий   между    требованиями    Программы
устойчивого  развития  к  гражданину  Российской  Федерации ХХI века и
современным уровнем и результатами экологического образования;
     * включение   образовательного   курса   "Экология"  в  инвариант
регионального учебного плана;
     * развитие  педагогических  инициатив  в  области  экологического
образования  через   систему   грантов   государственного   областного
экологического фонда;
     * учет,  анализ,  обобщение и внедрение в практику экологического
образования   положительного   опыта,   накопленного   в   учреждениях
образования  и  культуры   Вологодской   области,   смежных   регионов
Российской Федерации;
     * дальнейшая поддержка  и  развитие  оправдавшей  себя  программы
"Практическая  экология для студентов и школьников" как реального шага
образовательной системы региона в ХХI век;
     * создание   областного  координационного  центра  экологического
образования при Вологодском институте развития образования;
     * улучшение   материальной   базы   экологического   образования,
создание в школах и вузах экологических кабинетов и лабораторий;
     * создание  и  развитие  стационарных  баз для проведения полевых
экологических практик школьников  и  студентов  в  национальном  парке
"Русский  Север"  и  на  других особо охраняемых природных территориях
области.


        1.2. Концепция непрерывного экологического образования
                и ее назначение в Вологодской области

     Вологодская область   нуждается   в   кадрах,   готовых    решать
обостряющиеся  проблемы  природопользования,  охраны окружающей среды,
способных к адаптации  и  переменам  в  период  формирования  рыночной
экономики и перехода общества к модели устойчивого развития. Для этого
необходимо повысить уровень экологической культуры  населения  области
через   создание   эффективной   системы  непрерывного  экологического
образования.  Экологическое образование должно дать  представление  не
только о физических и биологических составляющих окружающей среды,  но
и  способствовать  пониманию  социально-экономической   обстановки   и
проблем развития общества.  Экологическое образование позволит усвоить
экологические и этические нормы, ценности, выработать профессиональные
навыки  и  будет  способствовать  формированию  такого  образа  жизни,
который требуется для обеспечения устойчивого развития.


                1.3. Предпосылки подготовки концепции

     Основными предпосылками,  подчеркивающими назревшую необходимость
принятия     концепции,      является      совокупность      следующих
общественно-исторических факторов:
     * изменение исторического фона образования за последние 10 лет;
     * усиление  гуманитарного  характера  всей  системы образования и
экологического образования в частности;
     * усиление  потребности  в  позитивных результатах экологического
образования в период экологического кризиса;
     * принятие идеи устойчивого (поддерживающего) развития общества в
экологическом образовании;
     * необходимость  опережающего  развития  науки  и  экологического
образования как  условия  выполнения  программы  устойчивого  развития
цивилизованного общества.
     Стратегия экологического  образования  направлена   на   создание
единой   системы   непрерывного   экологического  образования  каждого
гражданина Вологодской области в течение всей его жизни.
     Данный документ    составлен    с   учетом   основных   положений
Международной  и  Российской  стратегий   в   области   экологического
образования  и  Концепции природопользования и охраны окружающей среды
Вологодской области на период до 2010  года,  принятой  постановлением
Губернатора Вологодской области от 3 августа 2001 года N 756.
     Методология. Концепция составлена на основе анализа  современного
состояния экологического образования и воспитания населения Российской
Федерации  и  Вологодской  области,  современной   законодательной   и
регламентирующей базы его развития.


               1.4. Концептуальное обоснование развития
                      экологического образования

     Исходные положения Концепции экологического образования:
     * экологическое образование - целенаправленный процесс воспитания
и  обучения  с  целью  формирования  экологической  культуры населения
области на основе принципов Концепции перехода Российской Федерации  к
устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года N 440);
     * основной целью экологического образования является формирование
экологического мировоззрения,  основанного на представлении о единстве
человека с  природой  содействующего  устойчивому  развитию  общества;
экологическое   сознание  должно  стать  мировоззренческой  доминантой
общественного сознания;
     * стратегическая  задача экологического образования - обеспечение
возможности   получения   вологжанами   ключевых    представлений    о
естественном   развитии   природных   систем   и   путях   безопасного
взаимодействия с окружающей средой;
     * глобальный  характер  экологических  проблем  размывает  четкие
границы  между  областями  знаний  и,  следовательно,  требует  нового
подхода  к  охране окружающей среды на основе экологизации всех наук -
как естественных, так и гуманитарных;
     * основные  направления экологического образования:  экологизация
образовательного процесса  в  дошкольных  учреждениях;  в  учреждениях
базового  массового  образования  (школы,  средние  и  высшие  учебные
заведения);
     * развитие экологического образования населения носит непрерывный
характер,  так как оно способствует формированию у человека  целостной
картины  мира  и  помогает  ориентироваться  в  постоянно изменяющихся
условиях.
     Правовая основа  экологического  образования  -  Закон Российской
Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей  среды",
Закон  Российской  Федерации  от  10  июля  1992  года  N  3266-1  "Об
образовании" (с последующими  дополнениями  и  изменениями)  и  другие
нормативно-правовые  акты  органов  законодательной  и  исполнительной
власти на федеральном, областном и районном уровнях.



              2. Организация экологического образования

     2.1. Цели, задачи и принципы экологического образования

     Цель экологического    образования    -    формирование    нового
мировоззрения  и  нового  образа  жизни,  находящегося  в  гармонии  с
окружающей средой для преодоления кризисного ее состояния  и  создания
благоприятных  условий перехода России и Вологодской области на модель
устойчивого развития.
     Задачами экологического образования являются:
     создание нормативно-правовой базы экологического образования  как
общественной  областной  системы,  адекватной сложности задач в период
перехода Вологодской области на модель устойчивого развития;
     разработка методологических     и    научно-методических    основ
формирования нового мировоззрения и нового образа жизни, согласованных
с законами природы;
     создание системы    экологического    образования    на    основе
приоритетных  ценностей  гармоничного  развития  природы,  человека  и
общества;
     органичное включение системы экологического образования в общее и
профессиональное  образование  граждан  Вологодской  области,   следуя
принципу: "образование - через всю жизнь".

     Основными принципами стратегии экологического образования служат:
     - приоритетность экологического образования  как  гуманитарной  и
социоестественной компоненты общего и профессионального образования;
     - единство    и    взаимосвязь    экологического     образования,
экологического    просвещения,    информированности   и   общественной
активности населения в области экологии и охраны окружающей среды;
     - участие  граждан  на всех этапах принятия решений по реализации
любых проектов,  затрагивающих  использование  природных  ресурсов,  а
также потенциально влияющих на окружающую среду и здоровье людей;
     - всеобщность экологического образования,  обеспечение обучения и
просвещения всех социальных и возрастных групп населения;
     - эволюционность,      историзм,      природосообразность       и
культуросообразность экологического образования;
     - гуманистический принцип экологического  образования  на  основе
права   человека   на   благоприятную   среду  жизни,  в  сочетании  с
формированием нового типа мышления человека, способного к экологически
целесообразной деятельности с установкой на сохранение жизни на Земле,
спасение человечества от экологических катастроф;
     - непрерывность экологического образования, обусловленная:
     1) поэтапным  овладением  разнообразными  знаниями,   устойчивыми
убеждениями  и  интеллектуальными  умениями,  накопленными  в процессе
экологического образования и развития личности;
     2) необходимостью   постоянного   обновления   сведений  по  мере
быстрого научно-технического развития человечества;
     3) необходимостью  обеспечивать  и  связывать  воедино все звенья
образовательной, воспитательной, информационной и культурной систем;
     - комплексность и междисциплинарность экологического образования,
учитываемая в форме параллельного развития как самостоятельных,  так и
междисциплинарных  областей  знаний и учебных дисциплин,  рассмотрения
экологических проблем в каждой науке (учебной дисциплине);
     - практическое  значение  приобретаемых знаний в части реализации
их  в  повседневной  жизни,  выработке   соответствующих   навыков   и
стереотипов природоохранного поведения;
     - регионализация  прикладной  компоненты  получаемых   знаний   в
области  охраны  окружающей  среды и рационального природопользования,
облегчающая быстрое применение на практике  теоретических  сведений  и
усвоенных  навыков  с  учетом  местных  природных,  производственных и
социально-экономических особенностей.


         2.2. Значение экологического образования в развитии
             образовательной системы Вологодской области

     Для обеспечения системы непрерывного  экологического  образования
необходимо  определить  его  статус  в  общей  системе образования при
переходе к Программе устойчивого  развития.  Его  статус  определяется
следующими принципиальными положениями:
     - экологическое образование человека - важнейшая составная  часть
мировой  культуры,  непрерывного  процесса  познания  и преобразования
окружающей действительности;
     - экологизация    содержания    образования   и,   следовательно,
формирования мировоззрения человека, сохранения и созидания культурных
ценностей  -  стратегическая  линия  развития всей современной системы
образования и воспитания молодого поколения;  признание и  утверждение
экологической   направленности   образования   как  государственной  и
региональной политики и стратегии в развитии образования на  всех  его
этапах,  начиная  с семейного и дошкольного и заканчивая экологической
сертификацией работающих специалистов;
     - программа  устойчивого  развития  общества  -  это прежде всего
программа устойчивого,  опережающего образования,  в том числе  и  его
экологического аспекта.
     Что дает экологическое образование  отдельной  личности,  системе
образования, обществу и государству.

     Значение для    личности.    Психофизиологической    предпосылкой
индивидуального   экологического   образования   является    замещение
утраченного   людьми   "территориального"   инстинкта   в  поддержании
безопасной среды обитания экологически  целесообразным  поведением  на
основе экоцентрического типа экологического сознания.
     Исходным моментом     экологического     образования     является
индивидуальность,   проявляемая   в   особом  отношении  к  природе  и
духовности.  Духовное содержание не  функционирует  самостоятельно,  а
накладывается на природное и преломляется через него.  Однако ценность
индивидуального,  субъективного,  зависит  от  того,   насколько   оно
наполнено  объективным  содержанием.  К  объективному  в экологическом
образовании относится:
     1) научное содержание;
     2) естественнонаучные    традиции    мирового    и    российского
естествознания;
     3) общечеловеческие нормы и традиции,  нравственного отношения  к
природе.
     Высшим принципом экологического образования является формирование
личности  обучающегося  на  основе  логики развития естественнонаучной
культуры и ее тесном взаимодействии с культурой гуманитарной. Усвоение
научной  картины  мира выражается в основных логических структурах,  к
которым относятся:
     * интеллектуальная форма,  выраженная отраслями естественных наук
и натурфилософией;
     * нравственно-правовая     форма,     выраженная     в    системе
нравственно-правовых норм и законов по отношению к природе и  человеку
как части природы;
     * эстетическая форма, выраженная искусством.
     Следовательно, главная  ценность  экологического  образования как
составной  части  естественнонаучного  -  это   воспитание   личности,
воплотившей в себе достижения мировой экологической культуры. При этом
само экологическое образование выступает как развитие  личности  через
приобщение  к  мировой  экологической  культуре,  в том числе культуре
сохранения и поддержания здоровья.

     Значение для развития системы образования.  За последние  20  лет
произошли заметные изменения в естественнонаучном образовании:
     * антропоцентрическая концепция по отношению к природе вызвала  к
жизни более гуманную биоцентрическую (экоцентрическую) концепцию;
     * системно-эволюционный   подход   постепенно   уступает    место
эколого-эволюционному подходу;
     * воинствующий    атеизм    в    преподавании     естествознания,
противостоявший   долгие   годы   религиозному   фанатизму,   сменился
терпимостью  к  устоям  веры  и  повышенным  вниманием  к   соблюдению
нравственных  принципов  и  этических  норм  по  отношению  человека к
природе;
     * проблемы  экологии  стали  рассматриваться  не только в системе
естественнонаучного, но и гуманитарного образования.
     Отсюда вытекают  особенности влияния экологического содержания на
систему   образования,   выражающиеся   в    гуманитарно-экологической
направленности всей его системы.

     Значение для  государства  и  общества.  Полноценная  и  развитая
система  экологического  образования   поставляет   в   информационное
пространство  государства  точную  и новейшую информацию об окружающей
среде и связанных с ней экологических проблемах, формирует в доминанте
общественного  сознания  экоцентрический  тип,  воспитывает граждан на
основе  экоимператива.  В  результате  такого  обучения   общество   и
государство  получает образованных людей,  способных к разумному труду
на любом рабочем месте.  Усвоенный людьми в процессе обучения алгоритм
экологически    целесообразной   деятельности   делает   обязательными
последовательные шаги: выделение и обдумывание экологической проблемы,
планирование   своих   действий,   принятие   решений,   осуществление
деятельности, анализ результатов, критическая оценка своих действий. В
этом плане экологическое образование всегда профессионально,  какую бы
сферу трудовой деятельности ни избрал человек.
     Есть и  другая,  не менее важная в государственном и общественном
отношении сторона экологического образования.  Она требует  для  своей
реализации  особой категории учителей.  Для экологического образования
необходим  учитель,  который  по  натуре  своей  должен  быть   широко
образованным    и   мыслящим   педагогом-гуманитарием,   краеведом   -
гармонически развитой личностью,  человеком  с  богатой  эмоциональной
сферой.  Отсюда вытекает необходимость перестройки естественнонаучного
образования в педагогических вузах.


                   2.3. Этапы и уровни непрерывного
                      экологического образования

     Проект стандарта  экологического  образования  как  обязательного
минимума в содержании образовательного курса "Экология" разработан для
основной и полной средней школы.  Стандарты следует рассматривать  как
совокупность  требований  к  наиболее  важному  и  динамичному этапу в
системе непрерывного образования.  Требования стандарта сформулированы
в интеллектуальных категориях "знать" и "уметь".  Стандарт акцентирует
внимание    учителей    и    учащихся    на     контрольных     точках
учебно-воспитательного   процесса,   где   в   ходе   образовательного
мониторинга проводится обязательный  анализ  соответствия  результатов
целям обучения.
     Однако это вовсе не означает,  что  другие  этапы  экологического
образования   игнорируются.   Возможность   их   реализации,   как   и
мониторингового контроля за результатами  каждого  этапа,  может  быть
сформулирована   на  уровне  региональных  требований.  Следовательно,
создание  системы   независимой   аудиторской   проверки   результатов
экологического образования на каждом этапе - не менее важная задача.
     Фактически в  системе  обучения   выделяются   следующие   уровни
экологического   образования,   где   необходим   учет  результатов  и
разработка средств контроля:
     * дошкольный;
     * общеобразовательный (основная и полная средняя школа);
     * профессиональный.
     Цели, задачи,  рекомендуемые содержательные  программы,  формы  и
методы   -   в   целом  технологии  экологического  образования,  ниже
охарактеризованы  для  каждого   этапа.   Все   этапы   экологического
образования   рассматриваются   в   единой   непрерывной  системе  как
объединенные общей  целью,  взаимосвязанные  и  преемственные  звенья.
Успех  каждого  последующего  звена  будет  зависеть  от  результатов,
достигнутых на предыдущем этапе.


                 2.4. Научно-методическое обеспечение
                      экологического образования

     Методологической базой   экологического   образования    являются
основные  положения  о  единстве  природы  и  человеческого общества в
широком космическом понимании их эволюции  как  коэволюции,  учения  о
биосфере  и  ноосфере,  о  согласованном  с  законами природы развитии
человека и общества.
     Научные исследования   должны  быть  направлены  на  формирование
системы экологического образования как целостной научной картины мира,
методологическое  и методическое обеспечение учебных программ и другой
документации.
     Содержание экологического   образования   складывается   из  трех
составных частей:
     1. Представления о мире природы и окружающей человека среде;
     2. Субъектные отношения человека с миром природы;
     3. Ресурсосберегающие технологии взаимодействия с миром природы.
     Соответственно основным частям содержания применяются три  группы
специфических методов:
     1. Методы   формирования   экологических   представлений:   метод
экологической  неустойчивости,  метод экологических ассоциаций,  метод
художественной репрезентации природных объектов.
     2. Методы  формирования субъективного отношения к природе:  метод
психологической  идентификации,  метод  экологической  эмпатии,  метод
экологической рефлексии.
     3. Методы формирования стратегий и  технологий  взаимодействия  с
природой:  метод  коактивности  (содействия)  в  мире  природы,  метод
экологического    ожидания,    метод    ритуализации     экологической
деятельности.

     Задачи научно-методического обеспечения:
     В общеобразовательной  школе   необходимо,   учитывая   приоритет
биологии,   расширить   фундамент  экологических  знаний  через  уроки
географии,  физики,  химии, общественные и гуманитарные дисциплины, на
которых  формировать у подрастающего поколения ответственное отношение
к окружающей среде,  своему здоровью и здоровью  окружающих  людей  на
основе правовых и нравственных норм принятых в нашем обществе.
     В высшей  и  средней  профессиональной   школе   сформировать   у
специалистов-профессионалов    экоцентрический    тип   экологического
сознания,  понимание самоценности ресурсов природы  как  приоритетного
направления  научного  познания,  так  и  насущных  вопросов практики;
экологоориентированное обучение в  профессиональной  школе  должно  не
просто  фиксировать  достигнутый  уровень знаний,  а носить поисковый,
проблемный характер.
     В сфере научных исследований в области экологического образования
провести философско-методологические и дидактические исследования  для
формирования     методологической     и    научно-методической    базы
экологического образования,  чтобы "превратить  концепцию  устойчивого
развития в систему духовных и профессиональных установок человечества"
(Рио-де-Жанейро,   1992);   изучить,   обобщить   региональный    опыт
экологического образования и составить обзорный аналитический отчет.

     Основные направления       научно-методического       обеспечения
непрерывного экологического образования:
     разработка научных   основ   целостной  научной  картины  мира  и
экоцентрической доминанты в общественном экологическом сознании;
     формирование экологической культуры,  этических и законодательных
норм по вопросам окружающей среды,  выработка ценностного отношения  к
природе;
     разработка и   обновление   базовых    экологических    программ,
учитывающих  как  глобальные (загрязнение окружающей среды,  истощение
ресурсов,  изменение климата, снижение биоразнообразия), так и местные
экологические проблемы;
     экологизация системы общего и специального  образования,  в  т.ч.
таких  наук как биология,  химия,  география,  физика,  гуманитарные и
общественные дисциплины.

     Средства научно-методического     обеспечения      экологического
образования:
     - научно-информационная  поддержка  экологического   образования,
опирающаяся на новейшие технологии образования;
     - развитие и  внедрение  новых  методов  обучения,  в  том  числе
методов дистанционного обучения и самообразования населения;
     - вовлечение сети особо охраняемых природных территорий в систему
экологического обучения и воспитания;
     - системный  анализ  состояния   экологического   образования   в
Вологодской области и опубликование его отдельным разделом в ежегодном
докладе  "О  состоянии  окружающей  природной  среды   в   Вологодской
области".

     Первоочередные мероприятия    в    области   научно-методического
обеспечения экологического образования:
     - разработать  систему мероприятий по улучшению экологии жилища в
целях экологизации быта;
     - разработать    методические    рекомендации   по   формированию
механизмов   инвестиционной   политики   в   области    экологического
образования;
     - разработать  методики  мониторинга   и   оценки   общественного
экологического  сознания  и  экологической информированности различных
социальных групп населения и на  этой  основе  -  системы  мониторинга
состояния экологического образования и просвещения населения;
     - осуществить  региональный  проект  "Экологическая  книга"   для
учебно-методического    обеспечения    всех   уровней   экологического
образования.


             2.5. Взаимосвязь регионального, федерального
         и международного аспектов экологического образования

     Целью регионального  сотрудничества  в   области   экологического
образования   является  активное  подключение  Вологодской  области  к
деятельности  российских  и  международных  организаций   и   развитие
экологического  образования  с  учетом опыта стран ближнего и дальнего
зарубежья.

     Основные направления   международного  сотрудничества  в  области
экологического образования:
     сотрудничество и  взаимодействие  со  странами  СНГ  по  созданию
эффективной системы экологического образования;
     активное подключение   к   системе   российских  и  международных
организаций  по  подготовке  и  проведению   мероприятий   в   области
экологического образования;
     адаптация и использование российского и  международного  опыта  в
области экологического образования наряду с областными разработками.

     Первоочередные мероприятия:
     - изучить,    проанализировать    и   отобрать   среди   изданных
отечественных и зарубежных учебников пригодные для обучения  учащихся,
студентов и работающих специалистов учебные книги с целью адаптации их
к условиям образовательной системы Вологодской области;
     - провести    сравнительный   анализ   стратегий   экологического
образования близлежащих регионов Российской Федерации с целью изучения
опыта   и   совершенствования   системы   экологического  образования,
разработки программных и директивных документов;
     - организовать   совместно   с  соседними  областями  действующую
выставку материалов и средств по экологическому образованию,  а  также
постоянный обмен научно-методической информацией;
     - провести  сравнительный  анализ  образовательных  экологических
программ,  используемых  в  разных  регионах  Российской  Федерации на
отдельных  этапах  и   уровнях,   содержания   и   методов   обучения,
информационного  обеспечения,  форм  общественного  участия  в решении
экологических проблем.



               3. Основные направления развития этапов
               непрерывного экологического образования

     Важнейшим условием  создания системы экологического образования в
Вологодской области является участие в этом процессе всех областных  и
муниципальных  учреждений,  социальных  групп  и  слоев  населения.  В
формировании экологической культуры должны принимать  участие:  семья,
образовательные учреждения всех уровней,  общественные, политические и
профсоюзные организации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта,
средства   массовой   информации,   вооруженные   силы  и  религиозные
конфессии.
     Экологическое образование  должно  осуществляться  на  протяжении
всей жизни человека -  от  эмоциональных  представлений  о  природе  в
раннем  младенчестве  и понимания основ картины мира в младших классах
школы до формирования экологического  мировоззрения,  экоцентрического
типа  сознания  и  необходимости  собственного участия в экологической
деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни.


                3.1. Экологическое образование в семье

     Цель - формирование такого отношения к окружающему миру,  которое
обеспечивает осознанное стремление к овладению  знаниями,  умениями  и
навыками,  необходимыми  для  личного  участия  каждого  члена семьи в
решении   и   предупреждении   экологических    проблем,    уменьшении
антропогенного  воздействия  на  окружающую среду;  формирование основ
понимания  единства  и  взаимосвязи  человека  и   окружающего   мира;
воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.

     Направления:
     обучение детей навыкам бережного отношения к собственному  жилью,
домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;
     обучение детей  бережному  использованию  воды,   электроэнергии,
продуктов питания;
     формирование у членов  семьи  культуры  потребления  и  понимания
необходимости вторичного использования бытовых отходов;
     осознание связи  между   каждодневным   поведением   человека   и
состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и
благополучие ее членов и других людей;
     организация просветительской   деятельности   среди  детей  и  их
родителей   в   неформальных   объединениях    при    учреждениях    и
домоуправлениях.

     Средства:
     - организация  работы  с  молодыми   родителями   в   учреждениях
образования  и  культуры,  в  подростковых  и  туристских клубах путем
включения их в активную экологическую деятельность вместе с детьми;
     - создание и распространение методик осуществления технологичных,
не требующих значительных затрат,  экологических проектов для семей  с
целью  привлечения внимания к экологическим проблемам быта,  дачного и
фермерского хозяйства;
     - создание   привлекательных   практически  полезных  пособий  по
приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни и  курсов
для   городских  и  сельских  жителей,  домохозяек,  молодых  матерей,
владельцев дачных участков, автолюбителей;
     - разработка  и  внедрение  методик  экологического  образования,
основанных на внимании к традиционным ценностям,  культурным  обычаям,
накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи;
     - разработка   и   использование   в   практике    экологического
самообразования игр, в том числе компьютерных.

     Первоочередные мероприятия:
     - создать сеть семейных  клубов  и  объединений  для  организации
совместного культурного досуга детей и их родителей,  в том числе и на
лоне природы;
     - создать  сеть консультационно-информационных советов,  открытых
экологических школ и университетов для  желающих  получить  знания  на
базе вузов, учреждений дополнительного образования и культуры;
     - подготовить к печати серию книг для родителей по экологическому
воспитанию детей разного возраста.


       3.2. Экологическое образование в дошкольных учреждениях

     Цель -  формирование  базовой  системы  ценностей   в   отношении
окружающего  мира;  формирование  представлений о природных объектах и
процессах,  о связях человека и природы;  умение  прогнозировать  свои
действия  по  отношению  к  окружающей среде;  воспитание с первых лет
жизни гуманной,  социально активной  личности,  способной  понимать  и
любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

     Направления:
     формирование знаний о природе родного края;
     формирование знаний о преобразованной человеком природе;
     формирование навыков  экологически   грамотного   и   безопасного
поведения в окружающем мире;
     воспитание любви и уважения к объектам природы и миру  природы  в
целом;
     формирование элементарных   представлений    о    человеке    как
биосоциальном существе и среде его жизни;
     воспитание осознанно-бережного отношения  к  объектам  природы  и
предметам рукотворного мира;
     формирование практических умений и навыков в разнообразных  видах
деятельности,  направленных  на  сохранение и улучшение социоприродной
среды;
     приобщение детей  к общественно полезному труду,  оказание помощи
старшим членам семьи по уходу за домашними растениями и животными.

     Средства:
     * экологизация предметно-развивающей среды,  создание условий для
каждодневного  общения  ребенка  с  природой  как  внутри   дошкольных
образовательных учреждений, так и за их пределами;
     * создание экологических комплексов (экологические комнаты, живые
уголки,  зимний сад,  комната-музей природы, модельных и искусственных
экосистем);
     * организация экологического просвещения родителей,  дети которых
посещают дошкольные образовательные учреждения;
     * взаимодействие  дошкольных  учреждений в области экологического
образования  с  государственными  (органы  образования,  комитеты   по
экологии, музеи, библиотеки и др.) и общественными организациями;
     * разработка  и  внедрение   в   работу   дошкольных   учреждений
педагогических    моделей,   основанных   на   принципах   интеграции,
экологизации всего воспитательно-образовательного процесса  в  детском
саду;   экологическое  воспитание  дошкольников  через  музыкальные  и
художественные виды деятельности,  элементарное экспериментирование  и
наблюдение).

     Первоочередные меры:
     - создать районные  и  областные  базы  данных  об  опыте  работы
дошкольных   учреждений  по  экологическому  образованию  детей  и  их
родителей;
     - разработать требования, предъявляемые к дошкольным учреждениям,
в области  экологического  образования  и  экологический  компонент  в
базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника.
     - разработать   и    опубликовать    серию    учебно-методических
комплектов, пособий, научно-популярных книг для педагогов и детей;
     - проводить  ежегодно  районные  и   областные   конкурсы   среди
дошкольных общеобразовательных учреждений на лучшую организацию работы
по экологическому воспитанию детей;
     - ввести  в  дошкольных учреждениях должность воспитателя-эколога
(или методиста-эколога).


                3.3. Экологическое образование в школе
              и учреждениях дополнительного образования

     Научные основы     содержания     экологического      образования
закладываются   изучением   цикла   естественнонаучных,   гуманитарных
дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.

     Комплексный характер      экологического      образования       в
общеобразовательной школе.
     Школьный этап    является   основным   в   системе   непрерывного
экологического образования.  Он обобщает  результаты  деятельности  на
предыдущем  этапе  и  создает  основу  для  практической экологической
деятельности  в  подростковом  возрасте,  закладывает  фундамент   для
последующих  этапов  в  непрерывном обучении и поэтому характеризуется
более подробно.
     Школьный этап  экологического  образования может осуществляться в
практике работы образовательных учреждений в следующих вариантах:
     * на однопредметной основе (преподавание экологии);
     * на многопредметной  основе  (экологизация  содержания  основных
дисциплин образовательной программы);
     * по смешанной модели конструирования учебного процесса;
     * по    особой    учебно-воспитательной   модели   экологического
образования,  отличной  от  базового  плана   (проекты   "Экология   и
диалектика", "Ноосферная школа" и др.).
     В настоящее время в массовой школе  преобладает  второй  вариант,
дополняемый   факультативными   программами   экологических  курсов  и
практикумов,   а   также   программами   учреждений    дополнительного
образования.  Однако  основу  содержания экологического образования на
школьном этапе составляют научные представления  о  различных  классах
экосистем, накапливаемые и формируемые в разных учебных предметах.
     Для целей  обучения  экологии  в  школе   выделены   три   класса
экосистем:
     Природные: биосфера; экосистемы биосферы.
     Социоприродные: социоэкосистема     (природа     -     общество);
антропоэкосистема; агроэкосистема; урбоэкосистема.
     Искусственные: аквариум; обитаемый космический корабль.
     Это входит в единую научную картину  мира  -  ЕНКМ,  где  природа
подчиняется  всеобщим  фундаментальным  законам.  ЕНКМ  формируется  в
основном изучением дисциплин естественно-математического цикла. Однако
их  содержание  не исчерпывает всех сторон экологического образования,
дополняется системой гуманитарного образования.
     Жизнь на  планете  в  рамках  биосферы представлена биологическим
разнообразием разного  типа:  генетическое  (разнообразие  генов  всех
популяций    вида),   видовое   (разнообразие   видов),   экосистемное
(разнообразие  природных  сообществ,  мест   обитания,   экологических
явлений).
     Экологические представления     являются     составной     частью
исторического  и социального сознания,  формируемые на уроках истории,
граждановедения,  обществознания.  Человеческое общество на протяжении
всей  истории  непрерывно  взаимодействует  с  окружающей средой.  Это
взаимодействие  можно  ярко  показать   при   изучении   всемирной   и
отечественной    истории:    традиций   поселений   и   градостроения,
землепользования,  развития ремесел и отраслей  экономики,  этнических
традиций  в  отношении  к  природе  и  взаимодействия  с ней,  а также
раскрыть губительное влияние для  народов,  государств  и  цивилизаций
войн и технократической политики.
     Язык и речь,  усваиваемые на уроках языка и литературы, - главные
элементы среды обитания людей,  отдельных коллективов и целых народов.
Чистота речевой среды не менее важна,  чем  чистота  природной  среды.
Реализация   экологических   идей   применительно   к   языку  и  речи
предполагает  органичное  свободное  развитие  языка,   недопустимость
насильственного воздействия на него; уважительное отношение к русскому
литературному  языку,  овладение  им  на  всех  стадиях   социализации
человека;  бережное  отношение  к  местным  диалектам  как репрезентам
русского  национального  языка;  осознание   обществом   необходимости
соблюдения норм и правил речевого этикета.  Язык - вербальное средство
закрепления культурных достижений;  культура языка -  составная  часть
экологической и общей культуры человека.
     Реализации принципов  экологического  образования  через  предмет
"Литература" способствуют следующие факторы:
     * Широкая представленность в литературных текстах,  изучаемых  по
действующим программам, образов природы и отчетливая экспликация в них
комплекса проблем,  связанных  с  общекультурной  оппозицией  "человек
(общество, цивилизация) - природа".
     * Устойчивая  связь  идеалов,  утверждаемых   в   литературе   на
протяжении  всей  истории  ее существования,  с миром природы в тесном
контакте с которым наиболее полно реализуются важные для  человечества
категории  красоты,  естественности,  простоты,  нравственной чистоты,
божественной мудрости.
     * В плане регионального компонента - предельная сосредоточенность
писателей - вологжан (поэтов,  прозаиков,  публицистов)  на  проблемах
духовной значимости гармонических отношений человека с природой.
     * Актуальность  категории  "экология  культуры"  для  дальнейшего
развития   литературы   как   вида   искусства   и  для  существования
образовательной  области  "Литература"  в  условиях  технократического
общества.  Программы  учебных курсов по иностранным языкам дополняются
освещением экологических проблем глобального характера  по  странам  и
континентам и путей их решения,  примерами практического участия людей
в экологических движениях и природоохранной работе.
     Следовательно, в  каждой  учебной  дисциплине  можно  найти  свои
аспекты экологического образования. В системе непрерывного образования
они  нуждаются  в  обобщении  -  на  внутрипредметном  и межпредметном
уровнях.
     Стратегическая цель   экологического   образования   предполагает
идеал,  образ человека будущего.  Идеал приобретает конкретные черты и
при  определении  целей  каждого  этапа  формального  и  неформального
обучения и воспитания.

     Система общего образования.
     В системе  общего  образования  учитываются следующие его этапы и
цели:
     Начальная школа:
     * воспитание   ценностного  отношения,  формирование  и  развитие
научных и образных представлений о человеке и окружающей его среде, их
экологических взаимодействиях;
     * освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению  к
природной среде и человеку;
     * становление начального опыта здорового образа  жизни  и  защиты
природной среды.
     Основная школа:
     становление экологической    культуры    разумного   потребления,
здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе
знаний  о  системном  строении  окружающей среды и понимании опасности
потери жизнепригодных качеств природной среды.
     Полная средняя школа:
     становление экологической  ответственности  как  основной   черты
личности   через   усвоение   элементарных   знаний  об  экологических
взаимодействиях  глобального,  регионального  и  локального   уровней,
экологических проблемах современности.

     Система дополнительного образования.
     Учреждения дополнительного образования:
     Если сфера  обязательного  образования достаточно формализована и
регламентирована,  то  дополнительное  образование  ориентировано   на
проявление  инициативы,  использование  разнообразия  форм  и методов,
самостоятельность и самодеятельность. Оно рассчитано на массовые формы
и методы привития экологической культуры детям,  молодежи,  населению.
Разделение компетенции по уровням в этой сфере не обязательно.  Важнее
другое:  создание таких условий,  предоставление таких образовательных
услуг и таких траекторий индивидуального приобщения к экологии,  чтобы
каждый,  кто  приходит  в эту сферу,  получил возможности для развития
интересов и способностей,  включения экологических стереотипов в любой
вид своей деятельности.
     В системе дополнительного образования  экологическое  образование
по самым разнообразным программам осуществляют:
     учреждения дополнительного образования:  дома (дворцы) творчества
детей и молодежи,  областные станции юных натуралистов, туристов, юных
техников и др.;
     учреждения культуры:   краеведческие   музеи,   библиотеки,  дома
культуры и др.;
     особо охраняемые природные территории:  заповедники, национальные
парки и др.;
     общественные формирования:  отделения  общества  охраны  природы,
экологические и краеведческие клубы,  экологические  кружки  и  секции
школьных научных обществ, общественные движения и др.;
     информационные экологические   программы   радио,    телевидения,
которые  доступны  каждому  в  процессе индивидуального экологического
самообразования.
     Цель -  формирование понимания учащимися единой картины мира и на
этой   основе   научного    мировоззрения,    экоцентрического    типа
экологического сознания,  ответственного отношения к окружающей среде;
привлечение школьников к практической экологической деятельности.

     Направления:
     * формирование целостных научных представлений и знаний о системе
природных сообществ и месте человека в ней, в системе: "Я - сам"; "Я и
другие", "Я и природа"; "Я и общество";
     * формирование умений и навыков практического участия учащихся  в
природоохранной   деятельности   (работа   на  пришкольных  и  садовых
участках,  озеленение территорий,  создание  живых  уголков,  школьных
лесничеств, "зеленых" патрулей, кружков и станций юннатов);
     * обучение       навыкам        учебно-исследовательской        и
научно-исследовательской  работы  (определение важнейших экологических
проблем  своей  местности  и  посильное  практическое  участие  в   их
реализации, поиск решения при выполнении экологических проектов);
     * участие в детском экологическом движении;
     * внедрение  многопредметного  варианта изучения основ экологии в
школах области.

     Средства:
     - создание профильных экологических классов,  школ юных фермеров,
биологов, летних экологических постов, школьных лесничеств и др.;
     - разработка   системы   подготовки   профессионалов,   учителей,
организаторов экологического образования в учебном процессе,  а  также
во внеклассной и внешкольной деятельности;
     - экологизация содержания традиционных учебных предметов;
     - внедрение   модульного   принципа  в  конструировании  учебного
процесса по экологии;
     - введение в образовательную программу общеобразовательных школ в
составе инварианта  национально-регионального  компонента  специальной
учебной дисциплины "Экология" в специализированных выпускных классах.

     Первоочередные мероприятия:
     - разработать базисную составляющую курса "Экология" для основной
и полной средней школы;
     - разработать   национально-региональный   компонент    стандарта
экологического    образования    для    базовой   и   полной   средней
общеобразовательной школы,  а также уровни  требований  к  результатам
образования;
     - разработать   и   внедрить   в   базовой   школе    комплексный
экологический  практикум  "Экология  вокруг  нас" для многопредметного
изучения основ знаний;
     - ввести  в школах организацию сезонной экологической практики на
основе природоведческого комплекса знаний  с  целью  их  актуализации,
особенно   в  проведении  школьного  экологического  мониторинга  (при
условии  инициативного  выбора  школами  одной  или   нескольких   его
программ);
     - подготовить для школ комплект настольных экологических игр  для
базового этапа и деловых игр - для старшеклассников;
     - организовать    постоянно    действующую    научно-практическую
конференцию для педагогов-экологов;
     - ежегодно проводить районные и областные экологические олимпиады
и  конкурсы  исследовательских работ школьников по экологии,  декады и
месячники по озеленению школьных дворов и населенных пунктов;
     - создать  в  сельской  местности  опорные  базы  для  проведения
полевых и экологических практик для западных,  восточных и центральных
районов Вологодской области;
     - создать областной учебно-методический комплекс  по  обеспечению
школьного этапа экологического образования;
     - создать систему базовых компьютерных банков:
     а) по  образовательному  мониторингу на всех этапах дошкольного и
школьного обучения;
     б) по выполнению программ школьного экологического мониторинга по
изучению природных экосистем,  отдельных  их  компонентов,  охраняемых
территорий, антропогенных комплексов;
     в) передового опыта экологического образования.


         3.4. Экологическое образование в начальной и средней
                        профессиональной школе

     Цель - подготовка трудовых ресурсов,  способных адаптироваться  к
изменяющимся   условиям   окружающего   мира,   грамотно  использовать
полученные экологические знания на конкретном рабочем месте,  в  своей
будущей профессиональной деятельности.

     Направления:
     формирование систематических  знаний   в   области   экологии   и
достижение  понимания  учащимися  необходимости  применения безопасных
ресурсосберегающих    технологий;    формирование    потребности     в
рационализаторской  деятельности  и  поиске  новых путей рационального
природопользования и экологически безопасной деятельности;
     развитие эстетического чувства и культуры производства на рабочем
месте;  привлечение  учащихся  и  преподавателей   к   природоохранной
общественной    деятельности   в   соответствии   с   профессиональной
специализацией.

     Средства:
     - привлечение  учащихся  к участию в экологических мероприятиях -
конкурсах, семинарах, конференциях, районных, областных,  региональных
и международных экологических программах;
     - включение экологических аспектов  в  производственную  практику
учащихся учреждений начального профессионального образования;
     - экологизация традиционных естественнонаучных предметов - химии,
биологии, географии, природоведения, гуманитарных предметов - истории,
языка, литературы, этики, обществознания, человековедения и др.

     Первоочередные мероприятия:
     - ввести  в  учебные  планы средних специальных учебных заведений
общие экологические дисциплины (экология,  охрана окружающей  среды  и
рациональное природопользование и др.) с учетом специализации и уровня
квалификации;
     - ввести    в    учебные    планы   изучение   специализированных
экологических предметов и  практикумов  (химические  основы  экологии,
экологическое     моделирование,    мониторинг    окружающей    среды,
экологический менеджмент и др.);
     - ввести  в  учебный  план  специальные общеобразовательные курсы
("Человек и биосфера", "Здоровье и окружающая среда", "Лес и человек",
"Памятники природы и культуры" и др.);
     - провести  областные  экологические  чтения  по   содержанию   и
методике экологического образования в профессиональном обучении.


      3.5. Экологическое образование в высших учебных заведениях

     Цель -    подготовка    высококвалифицированных     специалистов,
обладающих  широким  культурным  и  интеллектуальным уровнем,  имеющих
глубокие  научные  знания  об  основах  устойчивого  (поддерживающего)
развития,  а  также  о  правах  и  обязанностях  граждан  в  отношении
окружающей среды,  умеющих оценить степень  возможного  антропогенного
воздействия на природу и здоровье людей без нанесения ущерба природе и
способных осуществлять экологическое просвещение населения.

     Университетское экологическое образование.
     В Вологодской     области     основными     профилями     высшего
профессионального образования являются:  педагогический,  технический,
сельскохозяйственно-технологический и юридический.

     Направления:
     Экологическое образование  в  гуманитарных  и  технических  вузах
имеет общие цели и направления. К ним относятся:
     формирование у специалиста современного  научного  мировоззрения,
включающего оценку возможных неблагоприятных последствий антропогенной
деятельности для биосферы и человечества;
     подготовка научных   и  научно-педагогических  кадров  в  области
экологии и рационального природопользования,  организаторов и  будущих
руководителей    всех    уровней    экологического    образования    в
образовательных учреждениях Вологодской области;
     * формирование    широкой    инфраструктуры   и   информационного
обеспечения экологического просвещения населения с участием вузов;
     * формирование  умений  и навыков в организации профессионального
труда  и  просвещения  в  соответствии  с  профилем   профессиональной
деятельности;.
     * понимание  необходимости   личного,   конкретного   участия   в
практической    экологической   деятельности   и   ее   результативное
осуществление;
     * представление  о технических,  экономических,  организационных,
информационных возможностях и путях решения экологических проблем.

     Высшее специальное экологическое образование осуществляется в ЧГУ
и ВоГТУ. Его основные направления:
     * подготовка  высокопрофессиональных  специалистов  для  научных,
профессиональных  и административных учреждений областного и районного
уровней, природоохранных органов и ведомств эколого-ресурсного блока;
     * обеспечение   практического   участия   студентов  в  областных
экологических программах и научно-исследовательских работах;
     * привлечение  студентов  к  работе  в общественных экологических
структурах и к организации экологического образования.

     Средства:
     - приобщение  студентов  к  конкретной экологической деятельности
через организацию производственной, полевой и общественно-политической
практики, экологических студенческих отрядов;.
     - расширение   практики    создания    творческих    студенческих
коллективов  по  решению  проблем  рационального  природопользования и
экологического образования;
     - осуществление   в  рамках  педагогической  практики  в  детских
оздоровительных  лагерях  и  других  внешкольных  формах   специальной
экологической практики по изучению экологической обстановки местности,
поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению;
     - оказание  студентам  по  месту  жительства помощи в организации
экологических мероприятий;
     - включение  в  кафедральные планы научно-исследовательских работ
тематики связанной  с  экологией  и  природоохранной  деятельностью  и
вовлечение студентов в выполнение этих работ;
     - внедрение в учебно-воспитательный  процесс  комплексных  планов
непрерывной   экологической   подготовки  студентов,  в  том  числе  и
экологической практики;
     - создание  и  укрепление  материальной базы для профессиональной
подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

     Первоочередные мероприятия:
     - создать   в   ведущих  вузах  области  специальные  кафедры  по
экологии, экологические факультеты и отделения;
     - разработать    методику    эколого-ориентированной   подготовки
студентов,  не специализирующихся  в  области  экологии  (включение  в
дисциплины  их  специализации разделов по общей и социальной экологии,
введение  курсов  "Охрана  природы"  и  "Общая  экология",  подготовка
курсовых и дипломных проектов по проблемам охраны природы);
     - ввести    систему    социального    заказа    на     подготовку
специалистов-экологов  и  организаторов  экологического  образования с
гарантией их трудоустройства;
     - разработать  и  ввести  в педвузах учебный курс "Научные основы
непрерывного экологического образования".


           3.6. Профессиональная переподготовка и повышение
          квалификации руководящих работников и специалистов
             предприятий, учреждений и органов управления

     Цель -  организация,  осуществление  и  совершенствование системы
профессиональной    переподготовки    и     повышения     квалификации
государственных   служащих,   принимающих   ответственные  решения  на
областном и муниципальном уровнях, а также руководителей организаций и
специалистов (за счет собственных средств),  непосредственно связанных
с  природопользованием   и   осуществляющих   хозяйственную   и   иную
деятельность,   которая   оказывает   или   может  оказать  негативное
воздействие на окружающую среду.

     Направления:
     создание нормативно-правовой     и    учебно-методической    базы
обязательного экологического образования госслужащих  и  руководителей
предприятий,   непосредственно   связанных   с  природопользованием  и
влияющих на состояние окружающей среды;
     переподготовка и  повышение квалификации лиц,  не имеющих высшего
экологического образования;
     организация переподготовки      и      повышения     квалификации
преподавателей  образовательных  учреждений  всех  уровней   и   сферы
дополнительного  образования  через курсовую учебу и учебу в областной
Школе практической экологии.

     Средства:
     - развитие   системы   дистанционного   обучения  для  всех  форм
вузовской    профессиональной    экологической    переподготовки;
     - совершенствование материально-технического обеспечения учебного
процесса  в   системе   экологической   переподготовки   и   повышения
квалификации кадров;
     - обеспечение аппаратными и программными средствами.

     Первоочередные мероприятия:    разработать    учебно-методическую
основу  для  профессиональной  переподготовки и повышения квалификации
руководящих  работников  и  специалистов  предприятий,  учреждений   и
органов управления.


      3.7. Средства массовой информации в системе экологического
                просвещения и информирования населения

     Цель -  формирование  общественного  мнения  в  защиту окружающей
среды;  обеспечение оперативного информирования системы экологического
образования и просвещения населения.

     Направления:
     - обеспечение  просвещения  по  вопросам  развития  и  сохранения
окружающей среды для людей всех возрастов;
     - формирование активной общественной позиции в вопросах  экологии
и охраны природы;
     - повышение требовательности общественности и  работников  СМИ  к
достоверности  данных  и  к  обоснованности  аналитических  обзоров  и
прогнозов экологического содержания.

     Средства:
     - разработка          информационно-законодательных         основ
природопользования;
     - создание серии видеофильмов о природе Вологодской области;
     - выпуск брошюр,  информационных листков,  календарей,  открыток,
буклетов с описанием и красочным изображением уникальных видов флоры и
фауны Вологодской области,  заповедных и подлежащих охране территорий,
отдельных природных объектов;
     - активное  воздействие  на  стереотипы  сознания   и   поведения
граждан,  привитие  экологически  ориентированных  моделей поведения и
деятельности,  а также предоставление экологически  чистых  товаров  и
услуг для воспитания разумного потребления;
     - распространение специальных и общих знаний об окружающей  среде
для развития экоцентрического типа экологического сознания у населения
и непрагматических видов взаимодействия с природой;
     - регулярное  информирование граждан о состоянии окружающей среды
и   здоровье   населения.   Обеспечение   доступа   общественности   к
экологической информации;
     - обеспечение информационной поддержки,  разработанных с участием
общественности,  мер по снижению социальной напряженности на объектах,
оказывающих влияние на экологическую обстановку;
     - организация  постоянно  действующего  мониторинга общественного
мнения по проблемам экологии (социально-экологический мониторинг);
     - проведение открытых,  публичных "круглых столов",  семинаров, с
участием ученых,  общественности, руководителей отраслей и ведомств по
проблемам  снижения  экологической  опасности  и риска от деятельности
предприятий с опубликованием материалов в печати;
     - создание   условий   для   совершенствования  профессионального
мастерства журналистов, освещающих вопросы природопользования и охраны
окружающей среды.

     Первоочередные мероприятия:
     - создать открытый экологический университет на страницах местной
прессы, в радио- и телепрограммах;
     - проводить ежегодные конкурсы  на  лучшие  публикации,  теле-  и
радиопередачи на экологические темы;
     - расширить рекламу подписных  экологических  журналов:  "Зеленый
мир",  "Экология и жизнь",  "Лазурь", "Свирель", "Свирелька", "Вестник
экологического образования в России",  "Экологическое  образование  до
школы, в школе, вне школы" и др.


      3.8. Участие партий, политических и общественных движений
                     в экологическом образовании

     Цель -   формирование   высокого   уровня  экоцентрического  типа
сознания как общественной доминанты;  привлечение партий, политических
и  общественных  движений к проведению эколого-просветительской работы
среди своих членов и населения;  взаимодействие с органами образования
для  исследования  путей  формирования устойчивого и сбалансированного
общества;  влияние  на  разработку  и  осуществление   государственной
экологической политики.

     Направления:
     - формирование общественного мнения в  защиту  окружающей  среды,
нетерпимости  к  нарушениям природоохранного законодательства,  норм и
правил экологической морали и этики;
     - использование    политических    методов    с   целью   решения
экологических проблем на областном и муниципальном уровнях;
     - привлечение членов политических движений и партий, общественных
организаций  и  религиозных   конфессий   к   активной   экологической
деятельности;
     - организация широкой пропаганды массовых акций в защиту природы.

     Средства:
     - определение  и отстаивание социальных приоритетов,  связанных с
охраной здоровья и окружающей среды;
     - осуществление   мер   общественной   борьбы   с  экологическими
преступлениями;
     - поиск путей экологизации научно-технической политики, всех сфер
человеческой деятельности;
     - развитие  и  укрепление  контактов  общественных  организаций с
Законодательным Собранием области,  природоохранными, образовательными
органами,   учреждениями   спорта,   туризма,  науки,  СМИ,  трудовыми
коллективами  в  решении   вопросов   экологического   образования   и
экологической безопасности;
     - содействие  участию  населения   в   активной   природоохранной
деятельности,  в  проведении  дискуссий  по  проблемам поддерживающего
развития;
     - выработка  у  населения  активной  жизненной позиции,  отдающей
предпочтение здоровой,  безопасной,  полноценной жизни  человека,  его
духовному общению с природой и культурному развитию;
     - формирование условий для практического, конструктивного участия
граждан в решении экологических проблем своего района и области, в том
числе и на этапах  проектирования  новых  и  реконструирования  старых
производственных объектов;
     - защита  экологических  прав  каждого  гражданина   области   на
создание условий для безопасной жизни.

     Первоочередные мероприятия:
     - сформировать в политических  движениях  и  партиях  специальные
структуры, отвечающие за работу по экологическому просвещению;
     - создать систему общественного содействия  в  защите  окружающей
среды;
     - проводить   общественную    экологическую    экспертизу    всех
потенциально опасных для природной среды проектов;
     - разработать процедуру позитивного диалога между органами власти
и   экологическими  организациями  в  процессе  принятия  экологически
значимых решений;
     - организовать     общественный     контроль    за    соблюдением
природоохранного законодательства;
     - организовать     объединения     цветоводов,     аквариумистов,
голубеводов,  садоводов и т.д.  для освоения и  пропаганды  технологий
непрагматического взаимодействия с природой;
     - инициировать  систему  финансовой  поддержки   на   местном   и
областном  уровнях деятельности общественных экологических организаций
и семинаров по обмену опытом экологического просвещения населения;
     - стимулировать творческую активность отдельных групп и движений,
активно ведущих экологическое просвещение населения.


         3.9. Природоохранные территории, библиотеки и музеи
     в системе экологического воспитания и просвещения населения

     Цель - распространение среди населения полной,  разносторонней  и
объективной  информации  о  состоянии  и  динамике природных процессов
различной сложности на охраняемых природных территориях;  формирование
личного,  заинтересованного  отношения  жителей  Вологодской области к
природе.

     Направления:
     - получение  и  распространение  информации  о  целях  и  задачах
охраняемых  природных  территорий,  их  биосферном  значении,  роли  в
сохранении биоразнообразия и экологического равновесия, о накоплении и
использовании  научных  данных  об   экологических   системах   и   их
растительных и животных компонентах,  месте особо охраняемых природных
территорий в природоохранном просвещении и экологическом образовании;
     - осознание  и  постижение  роли  биологического  разнообразия  в
поддержании  биологического  круговорота,  сохранении  устойчивости  и
повышении    биологической    продуктивности   экологических   систем;
предотвращении утраты редких экосистем,  видов  растений  и  животных;
изучение и пропаганда идей национальной экологической стратегии.

     Средства:
     - сохранение  областного  культурного   и   природного   наследия
Вологодской  области  и России,  его изучение,  организация постоянных
экспозиций и экскурсионных маршрутов для  отечественных  и  зарубежных
туристов, развитие краеведения;
     - реализация экосистемного  подхода  к  построению  экспозиций  в
отделах природы краеведческих музеев;
     - разработка  и  реализация  просветительских  программ  на  базе
Государственного   Дарвинского   заповедника   и  национального  парка
"Русский  Север"  с  учетом  их   природных   особенностей,   традиций
природопользования и опыта научно-информационной деятельности;
     - создание условий для профессиональной стажировки  организаторов
экологического просвещения при учреждениях культуры (библиотеки, музеи
и пр.);
     - совершенствование  методической базы экологического просвещения
в музеях и библиотеках области;
     - продолжение практики организации центров экологической культуры
на базе библиотек области;
     - разработка инициативных программ экологического самообразования
и привлечение населения к участию в экологических акциях;
     - формирование   материальной   базы   и  оснащение  современными
информационными  технологиями  эколого-просветительской   деятельности
музеев и библиотек.

     Первоочередные мероприятия:
     * проводить районные и областные конкурсы  заповедников,  музеев,
библиотек    на    лучшие   экспозиции   и   реализованные   программы
эколого-просветительской работы среди населения;
     * поддержать   участие   библиотек   всех  ведомств  в  ежегодном
Всероссийском  смотре-конкурсе  работы  библиотек  по   экологическому
просвещению населения;
     * реализовать  областную   библиотечную   программу   "Сохранение
природного и культурного наследия Вологодчины";
     * подготовить   фотоальбомы,    видеофильмы,    научно-популярные
справочники   и   путеводители,  картографические  материалы,  значки,
календари по природоохранной и экологической тематике.


       4. Управление, координация и финансирование организации
      экологического образования на областном и местном уровнях

     Учитывая общественно-государственную  значимость   экологического
образования,  управление  его  системой  осуществляется  на  областном
уровне  Правительством  области,  департаментом  образования  области,
департаментом  природных  ресурсов  и охраны окружающей среды области,
департаментом культуры области на принципах координации.
     Координационным органом  может  являться  межведомственный  совет
(комиссия)  по  вопросам  экологического  образования  и   просвещения
населения области.
     Для обеспечения высокого профессионального  уровня  работы  могут
создаваться   при   департаменте   образования   области  и  областном
координационном  центре   экологического   образования   рабочие   или
экспертные    группы    специалистов    образования,   природоохранной
деятельности, ученых, опытных учителей и преподавателей высших учебных
заведений.
     Работа координационного  совета,  рабочих  и   экспертных   групп
строится  на основе перспективного и текущего (годового) планирования.
Отчеты об их деятельности освещаются:
     а) в  ежегодном  докладе  "О состоянии окружающей природной среды
Вологодской области";
     б) в средствах массовой информации.
     Деятельность по   функционированию,    развитию    экологического
образования  на  территории Вологодской области финансируется за счет:
средств федерального бюджета,  средств областного бюджета;  областного
экологического  фонда;  средств  бюджетов  муниципальных  образований;
экологических  фондов  муниципальных  образований;   благотворительных
поступлений; других, не запрещенных законодательством источников.
     Лучшие организаторы  и  исследователи  в  области  экологического
образования  могут  быть  представлены  муниципальными образованиями к
соответствующим наградам и знакам отличия областного уровня, а также к
федеральным званиям и наградам.
     Структура и содержание нормативно-правовой  базы  формирования  и
развития   экологического  образования  должны  обеспечивать  права  и
обязанности граждан на экологическую информацию и участие  в  принятии
решений  в  области  охраны окружающей среды,  а также ответственность
участников   процесса    экологического    образования    и    порядок
взаимодействия  с  общественностью  на  основе  областной  политики  и
утвержденной концепции экологического образования.

     Первоочередные меры нормативно-правового характера:
     разработать на  базе  государственного образовательного стандарта
национально-региональный    компонент     стандарта     экологического
образования  и  утвердить  его соответствующим правовым актом для всех
учреждений,   участвующих   в   его   осуществлении.   ("Экологическое
образование в средней школе",  "Охрана окружающей среды и рациональное
использование   природных   ресурсов",   "Экологический   контроль   и
управление", "Экологический менеджмент").


Информация по документу
Читайте также