Расширенный поиск
Постановление Правительства Вологодской области от 01.07.2008 № 1277ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ От 01.07.2008 N 1277 г.Вологда О концепции развития и использования информационно-коммуникационных технологий в Вологодской области на период 2008-2012 годов В целях повышения эффективности системы государственного управления процессами развития и использования информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития Вологодской области и в соответствии с рекомендациями Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р, Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить концепцию развития и использования информационно-коммуникационных технологий в Вологодской области на период 2008-2012 годов (прилагается). 2. Признать утратившими силу постановления Правительства области: от 9 июня 2003 года N 522 «О Концепции информатизации органов исполнительной государственной власти области»; от 15 сентября 2003 года N 850 «О внесении дополнения в постановление Правительства области от 9 июня 2003 года N 522». 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области применять положения концепции развития и использования информационно-коммуникационных технологий в Вологодской области на период 2008-2012 годов при организации работ по информатизации органов местного самоуправления области муниципальных образований области. По поручению Губернатора области вице-губернатор области Н.В. Костыгов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства области от 01.07.2008 N 1277 КОНЦЕПЦИЯ развития и использования информационно-коммуникационных технологий в Вологодской области на период 2008-2012 годов (далее – Концепция) ВВЕДЕНИЕ Информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) играют постоянно возрастающую роль в жизни современного общества, являясь и самостоятельной отраслью экономики, и инструментом, и катализатором развития социально-экономических, политических, научных, культурных и иных процессов. Актуальность разработки настоящей Концепции определяется необходимостью обеспечить (с учетом современных внешних и внутренних факторов влияния) координацию процессов развития и использования ИКТ в Вологодской области в соответствии с действующими на федеральном и областном уровнях нормативными правовыми актами, в том числе регламентирующими процессы социально-экономического развития, совершенствования системы государственного управления (административной реформы), развития отрасли ИКТ. Также необходимо обозначить ориентиры для субъектов рынка ИКТ, разрабатывающих собственные стратегии развития и продвижения ИКТ на территории области. Настоящая Концепция разработана как дальнейшее развитие Концепции информатизации органов исполнительной государственной власти Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 9 июня 2003 года N 522. Концепция разработана по принципу модульной структуры: в основном разделе сформулированы базовые положения развития информатизации области. Специальные разделы по отдельным направлениям развития информатизации области оформляются в виде приложений к настоящей Концепции. Направление «Развитие рынка информационно-коммуникационных технологий для малого и среднего предпринимательства Вологодской области» излагается в приложении к настоящей Концепции. В настоящей Концепции используются следующие основные понятия: ИКТ – совокупность методов и средств реализации информационных и телекоммуникационных процессов; СOBIT (Control Objectives for Information and related Technology) - систематизированный набор принципов и рекомендаций по проведению аудита процессов управления ИКТ. Основное положение СOBIT: ресурсы информационных систем управляются набором естественно сгруппированных процессов для обеспечения организации необходимой и надежной информации; G2B (Government To Business) - международный термин, означающий оказание государственных услуг бизнесу в рамках «электронного правительства»; G2C (Government To Citizen) - международный термин, означающий оказание государственных услуг гражданам в рамках «электронного правительства»; G2E (Government To Employee) - международный термин, означающий оказание государственных услуг работникам органов государственной власти и государственных учреждений в рамках «электронного правительства»; G2G (Government To Government) - международный термин, означающий взаимное оказание государственных услуг органами государственной власти и госучреждениями в рамках «электронного правительства»; Gap-анализ – анализ разрыва, отклонения (gap) - метод стратегического исследования, позволяющий выявить наиболее существенные отклонения существующего состояния изучаемого объекта и тенденций его отклонения от желаемого состояния и требуемых тенденций; IP-телефония - организация телефонной связи с использованием компьютерных сетей и протоколов передачи пакетов данных; SWOT-анализ - метод стратегического исследования, разделяющий факторы и явления, влияющие на состояние и динамику развития изучаемого объекта, на четыре категории - Strengths (Cилы ), Weaknesses (Слабости), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы). Сильные и слабые стороны рассматриваются как внутренние свойства изучаемого объекта, а возможности и угрозы – как свойства внешней по отношению к изучаемому объекту среды; «электронное правительство» области - комплекс государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области и объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры области. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЛАСТИ Главной целью информатизации области является совершенствование социально-экономических и управленческих процессов на основе эффективного внедрения и использования ИКТ. Важнейшим критерием эффективности данных процессов является повышение качества и продолжительности жизни населения области. Целями информатизации области являются: обеспечение уровня развития ИКТ на территории области, адекватного целям стратегии социально-экономического развития области, и достаточного для решения задач по достижению данных целей; стимулирование развития и повышение эффективности традиционных и постиндустриальных отраслей и секторов экономики области; обеспечение уровня развития ИКТ в органах исполнительной государственной власти области, достаточного для обеспечения эффективного управления социально-экономическим развитием Вологодской области, в том числе в условиях трансформации самой системы управления в рамках административной реформы; создание условий для развития на территории области инфраструктуры ИКТ, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности граждан, юридических лиц, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области в информации и информационном взаимодействии, в том числе в целях построения «электронного правительства» области; взаимное предоставление информации органами исполнительной государственной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований области для осуществления возложенных на них полномочий, в том числе путем ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов области, в целях обеспечения создания системы информационного взаимодействия в рамках действующего законодательства. Для реализации указанных целей необходимо решить следующие задачи: обеспечение комплексного подхода к территориальному развитию ИКТ (включая техническую инфраструктуру, систему подготовки кадров, развитие научного потенциала, создание центров высокотехнологических производств и сервисов, центров компетенции и инноваций и т.д.); повышение качества государственного управления, оптимизация структуры управления в рамках административной реформы, разработка и реализация формальных описаний и правил (административных регламентов) предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде (электронных административных регламентов); обеспечение в порядке, предусмотренном действующим законодательством, доступа граждан и юридических лиц к оперативной информации о деятельности органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, к областным и муниципальным нормативным правовым актам в соответствии с принципом информационной открытости; обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории Вологодской области; развитие системы управления ИКТ (ИТ-менеджмента) в органах исполнительной государственной власти области; создание условий для равномерного развития ИКТ и обеспечения равных возможностей по использованию ИКТ для всех категорий пользователей на всей территории области; развитие в соответствии с действующим законодательством рациональных экономических механизмов частно-государственного партнерства, стратегического сотрудничества органов исполнительной государственной власти области с зарубежными и российскими лидерами индустрии ИКТ; стимулирование в соответствии с действующим законодательством при помощи административных и экономических методов мотивации выполнения всеми категориями пользователей ИКТ и субъектами рынка ИКТ требований международного и российского законодательства о защите интеллектуальной собственности в условиях свободной конкуренции программно-технических продуктов и информационно-коммуникационных технологий; использование в соответствии с действующим законодательством рациональных и экономически выгодных механизмов приобретения прав (лицензирования) на использование (в необходимых случаях - распространение, модификацию и т.д.) объектов интеллектуальной собственности; использование ИКТ в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с действующим законодательством; разработка и актуализация стратегических принципов информатизации области, областных целевых программ, проектов развития в тесной координации с общей стратегией социально-экономического развития области и как ее неотъемлемая часть. 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЛАСТИ Основные принципы в сфере информатизации области: использование информационных технологий для решения приоритетных задач социально-экономического развития области, повышения качества государственного управления, обеспечения прав и свобод граждан; выявление приоритетных направлений и концентрация ресурсов на решении важнейших задач информатизации области; использование научно-обоснованных методов управления информатизацией области; открытость программ и проектов информатизации области (за исключением сведений, распространение которых ограничено в соответствии с требованиями действующего законодательства), обеспечение участия всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации; комплексный подход, обеспечение последовательности и согласованности реализации проектов и программ информатизации области; стандартизация, унификация и обеспечение совместимости отдельных решений в рамках информатизации области; гармонизация областной нормативной правовой базы, регламентирующей процессы информатизации, с федеральным законодательством; обеспечение безопасности информационных систем и баз данных, их защиты, сохранности, целостности и достоверности; обеспечение прав граждан и юридических лиц на доступ к создаваемой органами исполнительной государственной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований области информации (за исключением сведений, распространение которых ограничено в соответствии с требованиями действующего законодательства). 3. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЛАСТИ Высокие технологии, в частности ИКТ, являются инструментом, обеспечивающим достижение конкурентных преимуществ в современной экономической и политической деятельности. Одной из задач органов исполнительной государственной власти области является создание необходимых условий для развития ИКТ на территории области в соответствии с той ролью, которую они играют в развитых постиндустриальных странах мира и наиболее развитых российских регионах. Процесс развития ИКТ в области требует проведения постоянной работы по оценке текущего состояния, сопоставления его с желаемым состоянием и выявления способов достижения целей при наличии различных содействующих и противодействующих факторов. Данная работа осуществляется, в частности, при помощи таких методов, как мониторинг статистических данных, проведение аудита использования ресурсов информационных систем. В настоящее время в области сложилась достаточно благоприятная ситуация для проведения работ в сфере информатизации органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, образовательных и медицинских учреждений, органов социальной защиты населения и учреждений культуры. Тем не менее следует отметить и наличие ряда проблем. В целях выявления сильных и слабых сторон системы информатизации области, внешних возможностей и угроз проведен укрупненный SWOT-анализ. Сильные стороны: наличие общей стратегии социально-экономического развития области. Все программы и проекты в части информатизации следует рассматривать только в контексте достижения общих целей и задач развития, не допуская распыления ресурсов на «процесс ради процесса»; социально-экономическая и политическая стабильность в области; наличие высококвалифицированных кадров; реализация соглашений о стратегическом сотрудничестве крупных российских и международных ИКТ-компаний и Правительства области; обеспеченность рабочих мест в органах исполнительной государственной власти области компьютерной техникой, количественно близкая к насыщению; понимание важности информатизации как инструмента государственного управления в органах исполнительной государственной власти области; решение во многом отдельных отраслевых задач информатизации, создание и внедрение большого количества информационных ресурсов и систем в органах исполнительной государственной власти области. Слабые стороны: разнородность информационных ресурсов и систем органов исполнительной государственной власти области, отсутствие общих стандартов органов исполнительной государственной власти области по их формированию и внедрению (так называемая «лоскутная автоматизация»), отсутствие в некоторых необходимых случаях централизованного управления данными ресурсами и системами и возможности оперативного информационного взаимодействия; не разработанная в полном объеме нормативная правовая база области, необходимая для развития и использования ИКТ; необходимость существенных инвестиций в приобретение прав на использование объектов интеллектуальной собственности в сфере ИКТ при решении задач перспективного развития; дублирование в ряде случаев мероприятий по информатизации, реализуемых в рамках областных целевых программ (планов мероприятий) развития отдельных отраслей; отсутствие реестра государственных услуг, стандартов и административных регламентов их предоставления, в том числе в электронной форме, что затрудняет организацию «электронного правительства» области; недостаточно развитая общая ИКТ-инфраструктура, обеспечивающая эффективное информационное взаимодействие населения, организаций и органов государственной власти области; недостаточный уровень использования современных технологических возможностей обмена документами в электронной форме с электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) в органах исполнительной государственной власти области, как следствие, процесс прохождения документов в условиях территориальной удаленности участников процесса проходит медленнее, чем это возможно при помощи ИКТ; недостаточно развитая система содействия информатизации субъектов малого и среднего предпринимательства; затрудненный процесс укомплектования ИКТ-специалистами в органах местного самоуправления муниципальных образований области, в частности, в сфере менеджмента ИКТ. Недостаточно собственных финансовых ресурсов для поддержания и развития ИКТ-инфраструктуры; удовлетворение потребностей органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области в систематическом повышении квалификации ИКТ-специалистов в сфере новейших достижений ИКТ не в полном объеме; низкий уровень оплаты труда ИКТ-специалистов в органах исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, в сравнении с рядом отраслей экономики области, что затрудняет привлечение высококвалифицированных специалистов; при реализации процессов информатизации в ряде случаев не учтенная в полном объеме совокупная стоимость владения ИКТ-ресурсами и их использования (затраты на реновацию и модернизацию парка техники, научно-исследовательские работы, консалтинг, обучение персонала, организацию и оплату каналов передачи данных и т.д.). Возможности: государственная политика Российской Федерации по использованию инноваций и высоких технологий для социально-экономического развития страны, централизованное выделение на федеральном уровне значительных ресурсов для проведения фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в данной сфере; стабильное и поступательное развитие экономики страны и Вологодской области как субъекта Российской Федерации, позволяющее осуществлять долгосрочное планирование мероприятий в сфере ИКТ; стабильный рост опережающими темпами (20-30 процентов в год в среднем на момент разработки данной Концепции) ИКТ-сектора национальной экономики, приводящий к тому, что данный сектор становится одним из приоритетных направлений частных инвестиций и корпоративных стратегий мировых лидеров в сфере ИКТ; развитие ИКТ-инфраструктуры Российской Федерации в целом; развитие областной нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы в сфере ИКТ. Угрозы: ряд регионов Российской Федерации осуществляет систематическое масштабное инвестирование в сферу ИКТ, что усиливает их конкурентные позиции на внутреннем и внешнем рынках по отношению к Вологодской области; имеет место эффект «отложенного спроса», когда недостаточное финансирование информатизации области предыдущих периодов приводит к необходимости выделения существенных ресурсов для решения накопившихся проблем в настоящем; вследствие недостаточного обоснования социально-экономических эффектов от инвестиций в процессы информатизации задачи в данной сфере могут быть признанными менее значимыми по сравнению с другими задачами социально-экономического развития области; экономический эффект информатизации органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области не всегда может быть предварительно оценен объективно - количественно, а качественные оценки субъективны. Количественная оценка возможна с учетом совокупности всех факторов в средне- и долгосрочной перспективе; реализация масштабных проектов информатизации в органах исполнительной государственной власти области требует привлечения квалифицированных ИКТ-специалистов, что в ряде случаев может потребовать увеличения численности государственного аппарата; существует дефицит квалифицированных ИКТ-специалистов. SWOT-анализ более высокой степени детализации целесообразно разрабатывать по отношению к каждому конкретному направлению в сфере информатизации области. Для выявления наиболее существенных проблем проведен укрупненный Gap-анализ (таблица 1). Таблица 1. Укрупненный Gap-анализ процессов информатизации области ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Несоответствия между существующим и целевым | Необходимые мероприятия по устранению | | состоянием | несоответствия | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Общая ИКТ-инфраструктура | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Отсутствует единая защищенная сеть передачи | Проведение научно-исследовательских работ по | | данных для организации информационного | разработке архитектуры ИКТ-инфраструктуры | | взаимодействия. Это не позволяет использовать | системы государственного и муниципального | | современные технологии (защищенный юридически | управления области. | | значимый документооборот, IP-телефонию, | Построение единой защищенной высокоскоростной | | видеоконференции, системы дистанционного | мультисервисной сети передачи данных в целях | | обучения, электронные сервисы типа G2G и G2E, | создания единого информационного пространства | | единый центр обработки данных и т.п.) в целях | органов исполнительной государственной власти | | сокращения бюджетных расходов на обеспечение | области. | | требуемых результатов традиционными способами | Организация непрерывно действующей системы | | и значительного ускорения процедур подготовки | мониторинга состояния мультисервисной сети и | | и принятия управленческих решений. | управления оборудованием мультисервисной сети | | Отсутствует единая инфраструктура ЭЦП органов | в целях обеспечения надежности и | | исполнительной государственной власти | информационной безопасности. | | области, что приводит к многократному | Создание единого центра обработки данных, | | дублированию затрат на приобретение | позволяющего организовать их централизованное | | уникальных ЭЦП для различных систем. | хранение, защиту, резервное копирование, | | Решения о закупке типового программного | индексирование, поиск, аналитическую | | обеспечения принимаются в ряде случаев | обработку, визуализацию и т.д. | | несистематизированно и по остаточному | Создание общей единой инфраструктуры ЭЦП | | принципу, что создает риски, связанные с | органов исполнительной государственной власти | | использованием нелицензионного программного | области и органов местного самоуправления | | обеспечения. | муниципальных образований области. | | | Реализация механизма централизованного | | | управления правами на используемое типовое | | | программное обеспечение. Использование | | | экономически обоснованных и эффективных | | | методов приобретения прав на используемое | | | программное обеспечение. | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Создание «электронного правительства» области | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Государственные услуги гражданам и | Проведение научно-исследовательских работ по | | юридическим лицам предоставляются | разработке: | | преимущественно традиционными способами. | - описания и модели взаиморасположения и | | (Исключение - возможность предоставления | взаимосвязей основных компонентов системы | | юридически значимой налоговой отчетности в | «электронного правительства» области | | электронном виде и обработка обращений, | (архитектуры «электронного правительства»); | | направленных по электронной почте). | - реестра государственных услуг, оказываемых | | Организация обмена юридически значимой | при помощи ИКТ (электронных услуг); | | информацией органов исполнительной | - электронных административных регламентов | | государственной власти области между собой | (правил и алгоритмов оказания электронных | | (G2G) и государственными служащими (G2E) | услуг). | | производится преимущественно традиционными | Создание единой системы защищенного | | способами. (Исключение - обмен финансовыми | юридически значимого документооборота органов | | документами с казначейством). | исполнительной государственной власти области | | Обмен юридически значимыми документами | и органов местного самоуправления | | происходит преимущественно в бумажной форме. | муниципальных образований области, являющейся | | Отсутствуют формальные описания | основой электронных сервисов типа G2G и G2E. | | государственных услуг, их реестр и регламенты | Проведение работ по интеграции сервисов и | | их предоставления в электронном виде. | информации: | | | - на уровне Правительства области; | | | - на уровне органов исполнительной | | | государственной власти области. | | | Создание Интернет/интранет-портала органов | | | исполнительной государственной власти | | | области, представляющего собой единую точку | | | входа («одно окно») для | | | предоставления/получения государственных | | | услуг в электронном виде. | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Совершенствование системы информационной безопасности | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Существует постоянное противостояние | Проведение научно-исследовательских работ по | | созидательного и разрушительного, | разработке с последующим внедрением: | | противоправного применения ИКТ. | - распределенной архитектуры безопасности | | Действующие нормативные правовые акты, | информационных систем и ресурсов; | | методики и механизмы обеспечения безопасности | - системы защиты и контроля доступа на уровне | | информационных систем и ресурсов во многом | отдельных документов. | | основаны на системе ограничений и не содержат | Разработка стандарта органов исполнительной | | описания оптимальных методов решения проблем | государственной власти области оптимальной | | в рамках данных ограничений. | защиты информационных систем в условиях | | В ряде случаев затруднен поиск эффективного | действующих ограничений. | | решения по построению информационных систем, | | | не конфликтующего с указанными ограничениями. | | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Совершенствование системы ИКТ-менеджмента | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Проведенные исследования показывают наличие | Проведение научно-исследовательских работ по | | существенного разрыва в уровнях организации | разработке и организации с последующим | | процесса информатизации в органах | внедрением: | | исполнительной государственной власти | - единой службы поддержки (service desk) на | | области. | основе методологии ITIL; | | В большинстве случаев процесс предоставления | - внедрение в качестве стандартного | | услуг ИТ-службами представляет собой | постоянного процесса стратегического и | | непосредственное устранение возникающих | оперативного планирования процесса | | проблем в работе оборудования, программного | информатизации, в том числе организация | | обеспечения, сетей. Решение вопросов | непрерывно действующей системы мониторинга, | | ориентировано на краткосрочные тактические | анализа, оценки эффективности и планирования | | цели. | изменений процесса информатизации. | | Процессы предоставления услуг недостаточно | Использование методики аудита процессов | | документированы, вопросы стратегии развития, | управления ИКТ; | | рисков понимаются на интуитивном уровне. Как | - проведение формальных описаний | | следствие, чрезмерно большое значение имеет | ИКТ-сервисов, стандартизация и регламентация | | человеческий фактор, возникают критические | их предоставления. | | зависимости рабочего процесса от конкретных | Внедрение в рамках действующего | | участников. | законодательства системы контроля исполнения | | В отдельных случаях ИКТ рассматриваются | государственных контрактов в сфере ИКТ | | исключительно как затратные мероприятия, не | уполномоченным органом по вопросам ИКТ. | | производится связь инвестиций в ИКТ с общей | Оптимизация стратегий определения источников | | стратегией развития органов исполнительной | предоставления ИКТ-услуг (сорсинга). | | государственной власти области и отраслей | Определение перечня ИКТ-услуг, которые могут | | экономики области. | приобретаться в порядке, установленном | | | действующим законодательством, у внешних | | | поставщиков (аутсорсинг) и централизация | | | ИКТ-услуг, предоставляемых ИКТ-службами | | | органов исполнительной государственной власти | | | области (инсорсинг). | | | Проведение конференций, семинаров, совещаний | | | и иных мероприятий для органов исполнительной | | | государственной власти области и органов | | | местного самоуправления муниципальных | | | образований области по вопросам развития ИКТ. | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Организация использования ИКТ в целях содействия развитию субъектов малого и среднего | | предпринимательства | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Рациональное использование ИКТ является | Создание регионального ресурсного центра, | | эффективным инструментом повышения | оказывающего совместно с партнерами в | | конкурентоспособности субъектов малого и | муниципальных образованиях области | | среднего предпринимательства, но в силу | комплексное содействие субъектам малого и | | ограниченных ресурсов далеко не все | среднего предпринимательства по вопросам ИКТ: | | руководители субъектов малого и среднего | - обучение; | | предпринимательства могут произвести | - консалтинг; | | самостоятельно разработку стратегии | - услуги пункта коллективного доступа в сети | | использования ИКТ в своей деятельности или | Интернет; | | привлечь для этого высококвалифицированных | - проведение семинаров и иных мероприятий с | | консультантов на рыночных условиях. | участием крупных ИКТ-компаний; | | Отсутствует единый информационный ресурс для | - подготовка, тиражирование и распространение | | субъектов малого и среднего | учебных материалов. | | предпринимательства, при помощи которого | Проведение региональных конкурсов по | | можно было бы получать как необходимую | определению лучших субъектов малого и | | нормативно-правовую, маркетинговую, | среднего предпринимательства в сфере ИКТ. | | справочную и иную информацию и интерактивные | Разработка интегрирующего Интернет-портала, | | сервисы. | предоставляющего различные сервисы субъектам | | На базе государственного учреждения | малого и среднего предпринимательства. | | Вологодской области «Бизнес-инкубатор» | Развитие электронных интерактивных услуг | | проводится цикл лекций для субъектов среднего | органов исполнительной государственной власти | | и малого предпринимательства, в том числе и | области для субъектов малого и среднего | | по вопросам ИКТ, однако масштаб охвата данной | предпринимательства (G2B): | | услугой недостаточен. | - развитие по согласованию с территориальными | | | органами федеральных органов исполнительной | | | государственной власти и в порядке, | | | установленном действующим законодательством, | | | инфраструктуры предоставления налоговой, | | | статистической, таможенной отчетности в | | | электронном виде; | | | - внедрение автоматизированной системы | | | государственных закупок с возможностью | | | использования всех преимуществ ИКТ в рамках | | | действующего законодательства. | ------------------------------------------------------------------------------------------------- Gap–анализ более высокой степени детализации целесообразно разрабатывать по отношению к каждому конкретному направлению в сфере информатизации области. На основании анализа в дальнейших разделах настоящей Концепции содержатся предложения по развитию информатизации области. 4. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ОБЛАСТИ Для реализации целей и задач социально-экономического развития области необходима оптимальная система управления и координации в сфере информатизации области. В числе первоочередных управленческих задач в сфере информатизации области рассматриваются: исключение дублирования функций государственного управления в сфере информатизации области, оптимизация структуры и штатной численности исходя как из текущих задач, так и задач перспективного развития; разработка стратегии и тактики применения ИКТ, использование ИКТ в важнейших сферах жизни общества, в частности, в системах жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты, здравоохранения, образования, развития малого и среднего предпринимательства; обеспечение информационно-технологической основы прозрачности и эффективности процесса государственных закупок (в том числе в сфере информационных технологий), контроль за исполнением заключенных государственных контрактов в данной сфере; разработка политики привлечения необходимых ресурсов (сорсинга), использование экономически обоснованных и рациональных вариантов использования внешних ресурсов (аутсорсинга). В целях разработки и актуализации стратегических планов, эффективной координации областных целевых программ и проектов информатизации области, нормативно-правового регулирования в сфере информатизации представляется необходимой организация деятельности коллегиального совещательного органа - Координационного совета по информатизации Вологодской области (далее – Совета). Основными задачами деятельности Совета являются: анализ основных направлений и темпов развития информатизации области; рассмотрение областных целевых программ и проектов информатизации области и подготовка рекомендаций по их совершенствованию и реализации; рассмотрение типовых решений в сфере информатизации области и подготовка рекомендаций по их развитию и использованию; подготовка предложений по развитию и совершенствованию нормативно-правовой и методической базы в сфере информатизации области. К работе Совета могут привлекаться как государственные гражданские служащие области, так и по согласованию в порядке, установленном действующим законодательством, государственные служащие федеральных органов государственной власти, муниципальные служащие органов местного самоуправления муниципальных образований области, специалисты из хозяйствующих субъектов, научных и образовательных учреждений, представители общественности. Исполнение государственных функций управления в сфере ИКТ, предусмотренных федеральным и областным законодательством, обеспечивает орган исполнительной государственной власти области, уполномоченный в сфере развития и использования ИКТ (далее - Уполномоченный орган). Уполномоченный орган осуществляет функции государственного заказчика-координатора областной целевой программы информатизации области и главного распорядителя бюджетных средств, обеспечивает выполнение указанной программы, координацию действий по ее реализации. Органы исполнительной государственной власти области взаимодействуют по вопросам информатизации области в порядке, установленном действующим законодательством, со всеми группами участников данного процесса – потребителями товаров и услуг рынка ИКТ, хозяйствующими субъектами, действующими на рынке ИКТ, общественными объединениями, профессиональными союзами, ассоциациями и т.д. В случаях когда органы исполнительной государственной власти области являются потребителями на рынке товаров и услуг в сфере ИКТ, взаимодействие с хозяйствующими субъектами, действующими на рынке ИКТ, осуществляется в соответствии с действующим законодательством о государственных закупках. При осуществлении взаимодействия органов исполнительной государственной власти области с хозяйствующими субъектами, независимыми экспертами по вопросам развития ИКТ необходимо обеспечивать условия, исключающие искажение конкурентной среды на рынке ИКТ области. Органы исполнительной государственной власти области взаимодействуют по вопросам развития и использования ИКТ с субъектами рынка ИКТ в следующих основных направлениях: совершенствование законодательства области в сфере ИКТ; защита интеллектуальной собственности; снижение административных барьеров; защита прав и законных интересов субъектов рынка ИКТ; обеспечение равных возможностей жителей Вологодской области по доступу к публичной инфраструктуре ИКТ и предоставляемым на ее основе услугам; использование ИКТ в целях содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства; применение ИКТ в соответствии с действующим законодательством в целях использования и популяризации объектов культурного наследия; изучение и распространение передового зарубежного опыта и знаний; поддержка инноваций в сфере ИКТ; развитие инфраструктуры повышения квалификации специалистов в сфере ИКТ, работающих как в государственном, так и в негосударственном секторах; формирование благоприятного инвестиционного климата области. Для осуществления работ по данным направлениям могут привлекаться финансовые ресурсы в соответствии с действующим законодательством. Субъекты рынка ИКТ в порядке, установленном действующим законодательством, для участия в работах по вышеуказанным направлениям могут создавать саморегулируемые некоммерческие организации. 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЛАСТИ 5.1. Совершенствование нормативно-правовой базы информатизации области Важнейшим условием информатизации области является развитие нормативно-правовой базы области в сфере информационных и коммуникационных технологий, в том числе по вопросам эффективного функционирования «электронного правительства» области. Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы области в сфере использования ИКТ: приведение областной нормативно-правовой базы в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве; систематизация и унификация терминологии по вопросам ИКТ, употребляемой в действующих и разрабатываемых нормативных правовых актах области; совершенствование областной нормативно-правовой базы по вопросам информационной открытости органов исполнительной государственной власти области, что является необходимым этапом комплексного создания и развития «электронного правительства» области; разработка нормативных правовых актов области, регламентирующих в рамках действующего законодательства организационные вопросы использования ЭЦП в органах исполнительной государственной власти области, вопросы использования ИКТ при закупках продукции, товаров и услуг для государственных нужд области, вопросы использования электронного документооборота в органах исполнительной государственной власти области; разработка и совершенствование нормативных правовых актов области, регламентирующих вопросы совместимости государственных информационных ресурсов области с требованиями по информационной безопасности; разработка методических материалов по управлению и развитию инфраструктурой ИКТ (в том числе обеспечения информационной безопасности) системы органов исполнительной государственной власти области; разработка методических материалов по организации, управлению и развитию «электронного правительства» области; разработка областной целевой программы информатизации. 5.2. Организационное, кадровое и методическое обеспечение информатизации области Для обеспечения эффективности информатизации области необходимо предусмотреть: разработку нормативных правовых актов, регламентирующих порядок использования и администрирования подсистем «электронного правительства» области в соответствии с действующим законодательством; подготовку и обучение пользователей «электронного правительства» области и работников, обеспечивающих его администрирование и поддержку; создание системы мотивации использования ИКТ в деятельности государственных гражданских служащих органов исполнительной государственной власти области, муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований области, работников подведомственных учреждений; создание системы анализа эффективности и результатов использования «электронного правительства» области, оценки экономического и социального эффекта ее внедрения; популяризация использования ИКТ населением в целях взаимодействия с органами исполнительной государственной власти области и подведомственными учреждениями; соответствие периодического повышения квалификации специалистов в сфере ИКТ, работающих в органах исполнительной государственной власти области и в органах местного самоуправления муниципальных образований области, наиболее актуальным направлениям ИКТ в соответствии с общемировыми тенденциями развития в данной сфере; разработку и внедрение в органах исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области системы управления знаниями в сфере ИКТ в целях накопления, сохранения и распространения передового опыта, снижения зависимости от нехватки и текучести кадров, сокращения времени на устранение возникающих типовых проблем. 5.3. Стандартизация и сертификация в сфере информатизации области В целях унификации решений в сфере информационных технологий, используемых в процессе информатизации области, обеспечения совместимости и взаимодействия соответствующих подсистем «электронного правительства» области, информатизация области осуществляется на основе общих стандартов в сфере ИКТ. В целях обеспечения эффективности использования решений в сфере информатизации области, их тиражирования в случае успешного опыта их применения целесообразно создание системы добровольной сертификации. Стандартизация и сертификация в сфере информатизации области осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством. 5.4. Совершенствование системы ИТ-менеджмента Одной из наиболее важных задач информатизации области является развитие системы управления ИКТ (ИТ-менеджмента). Реализация областных целевых программ и планов мероприятий в сфере информатизации требует существенных человеческих, материальных, финансовых ресурсов, и в целях экономии и рационального использования бюджетных средств необходимо постоянно оптимизировать выполнение осуществляемых процессов в сфере ИКТ. Существует ряд международных стандартов управления информационными технологиями, опыт использования которых целесообразно учитывать при организации работ по информатизации области. В частности, является актуальным применение основных положений стандартов СOBIT (Control Objectives for Information and related Technology) и ITIL (IT Infrastructure Library)/ITSM (IT Service Management), используемых соответственно при организации аудита процессов управления ИТ и реализации модели сервисно-ориентированной инфраструктуры ИКТ. В рамках модели сервисно-ориентированной инфраструктуры ИКТ пользователям предоставляются не информационные системы или оборудование, а услуги по решению проблем и задач пользователей средствами информационных технологий. При этом объектом управления является функциональность и качество предоставления услуг. Подобный подход позволяет объединить усилия всех участников процесса по достижению необходимого конечного результата. Внедрение принципов управления ИТ-сервисами ITSM требует реинжиниринга ключевых процессов, связанных с эксплуатацией информационных технологий: управление изменениями, управление проблемами, управление ИТ-активами, создание общекорпоративной системы обслуживания пользователей (Service Desk). Деятельность по оптимизации ключевых процессов должна носить постоянный характер. Использование международных стандартов управления информационными технологиями требует целенаправленной работы специализированной службы, что невозможно в ряде органов исполнительной государственной власти области, не имеющих в своем штате достаточного количества специалистов в сфере ИКТ, поэтому целесообразно сосредоточить ряд функций по управлению инфраструктурой ИТК в Уполномоченном органе и подведомственном государственном учреждении, предоставляя соответствующие сервисы органам исполнительной государственной власти области на основе принципов аутсорсинга. 5.5. Разработка областной целевой программы информатизации области В целях повышения эффективности бюджетных расходов и планирования деятельности органов исполнительной государственной власти области по осуществлению информатизации области, разрабатывается и утверждается областная целевая программа информатизации области. Представляется целесообразной разработка и реализация Уполномоченным органом областной целевой программы информатизации области, обеспечивающей создание единого информационного пространства с учетом мероприятий по информатизации, предусмотренных нормативными правовыми актами области (в отраслях здравоохранения, образования, финансов, социального обеспечения и т.д.), разрабатываемой при участии отраслевых специалистов. Областная целевая программа информатизации области направлена на решение общих вопросов информатизации органов исполнительной государственной власти области, выходящих за рамки ведомственных целевых программ, в частности, связанных с развитием общей ИКТ-инфраструктуры, совершенствованием системы ИТ-менеджмента. Областная целевая программа информатизации области включает набор показателей ее результативности и выполнения отдельных мероприятий для обеспечения контроля эффективности использования соответствующих бюджетных расходов. 5.6. Финансирование областной целевой программы информатизации области Финансирование областной целевой программы информатизации области осуществляется за счет областного бюджета и других источников в соответствии с действующим законодательством. Объем бюджетного финансирования областной целевой программы информатизации области определяется ежегодно в установленном порядке. В соответствии с объемом выделяемого бюджетного финансирования и финансирования за счет средств других источников, а также по результатам анализа выполнения указанной программы осуществляется корректировка перечня мероприятий и ожидаемых результатов их реализации. Реализация коммерческих проектов информатизации области осуществляется за счет средств внебюджетных источников в порядке, установленном действующим законодательством. 6. Механизм реализации Концепции Реализация настоящей Концепции осуществляется посредством выполнения мероприятий по информатизации области, предусмотренных областной целевой программой информатизации области и другими нормативными правовыми актами области, в координации с реализуемыми на федеральном уровне целевыми программами, планами и проектами. Органы исполнительной государственной власти области в установленном порядке вносят по вопросам своей компетенции в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию нормативной правовой базы, по формированию целевых программ, планов, проектов и технических решений, разрабатываемых на федеральном уровне и затрагивающих вопросы информатизации Вологодской области, с учетом реализуемых областных целевых программ (планов мероприятий) развития в данной сфере. Для организации централизованного предоставления различных услуг (сервисов) в сфере ИКТ для органов исполнительной государственной власти области целесообразно создание государственного учреждения, действующего в сфере ИКТ, подведомственного Уполномоченному органу. Государственное учреждение также в установленном порядке обеспечивает выполнение технического обслуживания и развития общей инфраструктуры ИКТ органов исполнительной государственной власти области, созданной за счет (при участии) средств областного бюджета. 7. Этапы реализации Концепции Реализация настоящей Концепции осуществляется в несколько этапов. На первом этапе (2008 год): совершенствуется структура органов управления и координации в сфере информатизации области с учетом положений данной Концепции; проводится детальный и комплексный анализ уровня использования информационных технологий в социально-экономической сфере, государственном управлении и местном самоуправлении, а также потребностей населения в информации и услугах; осуществляется реализация мероприятий по информатизации области, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами области; производятся формальные описания правил и процедур предоставления государственных услуг (административных регламентов) и правил и процедур предоставления государственных услуг при помощи ИКТ (электронных административных регламентов). На втором этапе (2009-2010 годы): производится изучение проектных решений в сфере информатизации области, разработанных и апробированных на федеральном уровне в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)»; формируется система добровольной сертификации решений в сфере информатизации области; разрабатывается и утверждается структура «электронного правительства» области и план мероприятий по его реализации; осуществляется реализация мероприятий по информатизации области, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами области. На третьем этапе (2010-2012 годы): вводятся в эксплуатацию проектные решения в сфере информатизации области, разработанные и апробированные на федеральном уровне в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» и отобранные для внедрения в Вологодской области; вводятся в эксплуатацию, развиваются и обслуживаются региональные информационные системы в соответствии с мероприятиями по информатизации области, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами области. В течение всего периода действия Концепции осуществляются мероприятия по мониторингу внешних и внутренних факторов влияния и осуществляются необходимые коррективы Концепции как в части формулировки задач, так и в выборе альтернативных путей реализации. Приложение к Концепции РАЗВИТИЕ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 1. Содержание и актуальность проблемы Одним из главных направлений развития области согласно Основным положениям концепции стратегии социально-экономического развития Вологодской области является малое и среднее предпринимательство. Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства области способствует решению важнейших социально-экономических задач, в том числе обеспечивая: производство общественно необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг; формирование конкурентной рыночной среды как основы для повышения качества продукции и сдерживания роста цен; создание рабочих мест; уплату налогов в бюджеты всех уровней и платежей во внебюджетные фонды; формирование и рост среднего класса как политической силы, заинтересованной в стабильности и поступательном социально-экономическом развитии области; стимулирование экономической активности граждан; повышение инвестиционной привлекательности области. Органы исполнительной государственной власти области в соответствии с действующим законодательством осуществляют меры поддержки малого и среднего предпринимательства области. В настоящем приложении представлена концепция развития рынка информационно-коммуникационных технологий (далее – рынка ИКТ), ориентированного на малое и среднее предпринимательство области. В настоящем приложении под рынком ИКТ понимается совокупность следующих сегментов: производство и реализация компьютерного и телекоммуникационного оборудования, комплектующих и периферийных устройств; разработка и реализация программных продуктов; предоставление внешним исполнителем услуг по консультированию, проектированию, внедрению, поддержке ИКТ, в том числе выполнению функций по обслуживанию ИКТ-инфраструктуры заказчика; оказание услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и сертификации специалистов в сфере ИКТ; предоставление иных связанных с ИКТ услуг в рамках действующего законодательства. Субъекты малого и среднего предпринимательства области осуществляют свою деятельность в условиях роста экономической конкуренции вследствие следующих факторов: процессов глобализации мировой экономики; повышения реального курса рубля относительно ведущих мировых валют, что способствует увеличению импорта и снижает эффективность экспорта; системного противодействия государственных органов применению незаконных методов повышения эффективности производства (незаконных методов налоговой оптимизации, выплаты зарплат «в конвертах», использования контрафактных объектов интеллектуальной собственности и т.д.); экспансии коммерческих организаций (в частности, крупных торговых сетей) из других регионов на рынок области. Развитие рынка ИКТ области является одной из инфраструктурных мер повышения эффективности и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства области. При этом необходимо ориентироваться на лучшие зарубежный и отечественный опыт. Анализ статистики развитых стран показывает, что сектор отрасли ИКТ, ориентированный на субъекты малого и среднего предпринимательства, развивается опережающими темпами. Таким образом, необходимы адекватные усилия для поддержания и усиления конкурентоспособности экономики области. 2. Классификация уровней информатизации субъектов малого и среднего предпринимательства и возможные меры поддержки на различных уровнях При определении направлений развития рынка ИКТ необходимо иметь систему объективных критериев оценки уровня информатизации («уровня зрелости») субъектов малого и среднего предпринимательства. С этой целью предлагается система с условным наименованием «7 ступеней» (таблица 2). В таблице 2 также указаны возможные меры поддержки информатизации субъектов малого и среднего предпринимательства, находящихся на той или иной ступени. Данные меры поддержки могут предоставляться органами исполнительной государственной власти области в порядке, предусмотренном действующим законодательством, хозяйствующими субъектами, некоммерческими организациями и иными лицами. Таблица 2. «Уровни зрелости» субъектов малого и среднего предпринимательства ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Критерии оценки нахождения субъектов малого и | Возможные меры поддержки | | среднего предпринимательства на данном уровне | | | зрелости | | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | 1 Ступень. Предварительная | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | 25% субъектов малого и среднего | Финансирование (в том числе предоставление | | предпринимательства имеют компьютер в офисе. | банковских гарантий, грантов и т.д.) | | 25% субъектов малого и среднего | приобретения компьютерной техники и | | предпринимательства ведут бухгалтерию в | программного обеспечения. | | электронном виде (в том числе при | Обучение сотрудников субъектов малого и | | использовании внешней бухгалтерии). | среднего предпринимательства по вопросам ИКТ. | | 10% субъектов малого и среднего | Создание пунктов коллективного доступа в | | предпринимательства имеют доступ в Интернет и | Интернет. | | имеют адрес электронной почты. | | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | 2 Ступень. Начальная | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | 50% субъектов малого и среднего | Проведение специализированных учебных и | | предпринимательства имеют компьютер в офисе. | выставочных мероприятий по использованию | | 50% субъектов малого и среднего | Интернет в бизнесе. | | предпринимательства ведут бухгалтерию в | Предоставление Интернет-провайдерами | | электронном виде. | специальных пакетов услуг для субъектов | | 25% субъектов малого и среднего | малого и среднего предпринимательства. | | предпринимательства имеют доступ в Интернет и | Обучение сотрудников субъектов малого и | | имеют адрес электронной почты. | среднего предпринимательства по вопросам ИКТ | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | 3 Ступень. Коммуникационная | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | 50% субъектов малого и среднего | Развитие инфраструктуры публичных сетей | | предпринимательства имеют доступ в Интернет | передачи данных, использование технологий | | (на скорости 56 кб/с и выше). | xDSL с целью улучшения качества телефонной | | 30% субъектов малого и среднего | связи и передачи данных, развития | | предпринимательства имеют простой | конкурентной среды доступа в Интернет и | | сайт-визитку в Интернет. | снижение затрат для субъектов малого и | | 30% субъектов малого и среднего | среднего предпринимательства. | | предпринимательства рассматривают электронную | | | почту и Интернет-пейджеры как основное | | | средство коммуникаций. | | | 10% субъектов малого и среднего | | | предпринимательства используют сети на основе | | | Интернет-технологий для объединения | | | информационных систем удаленных офисов. | | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | 4 Ступень. Электронная торговля | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | 50% субъектов малого и среднего | Организация региональных ИКТ выставок для | | предпринимательства имеют доступ в Интернет | субъектов малого и среднего | | (на скорости 64 кб/с и выше). | предпринимательства. | | 30% субъектов малого и среднего | Организация мероприятий по распространению | | предпринимательства предлагают системы заказа | лучшего опыта использования ИКТ субъектов | | товаров и услуг через Интернет. | малого и среднего предпринимательства. | | 10% субъектов малого и среднего | Развитие электронных услуг «электронного | | предпринимательства участвуют в | правительства для бизнеса» (G2B). | | государственных электронных торгах. | | | 30% субъектов малого и среднего | | | предпринимательства внедрили системы | | | автоматизации работы с заказчиками (CRM). | | | 20% субъектов малого и среднего | | | предпринимательства используют ЭЦП. | | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | 5 Ступень. Электронная коммерция | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | 50% субъектов малого и среднего | Специализированные выставки ИКТ для субъектов | | предпринимательства имеют скоростной доступ в | малого и среднего предпринимательства, | | Интернет (на скорости 128 кб/с и выше). | распространение лучшего опыта. | | 50% субъектов малого и среднего | Предусмотренные действующим законодательством | | предпринимательства, имеющих сайт, принимают | налоговые льготы для разработчиков ИКТ, | | платежи за товары и услуги на сайте. | создание и развитие ИКТ-инкубатора | | 50% субъектов малого и среднего | (технопарка). | | предпринимательства осуществляют налоговые и | Стимулирование разработки online-приложений | | прочие платежи в электронном виде. | для бизнеса и программного обеспечения с | | 30% субъектов малого и среднего | открытым кодом. | | предпринимательства используют системы | Содействие продвижению субъектов малого и | | электронного планирования и групповой работы. | среднего предпринимательства с использованием | | 30% субъектов малого и среднего | Интернет-маркетинга и рекламы. | | предпринимательства используют системы | Развитие субъектов малого и среднего | | электронного взаимодействия с подрядчиками | предпринимательства в важнейших кластерах | | (SCM). | экономики области. | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | 6 Ступень. Электронная компания | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | 50% субъектов малого и среднего | Предоставление большей части государственных | | предпринимательства ввели системы | услуг для бизнеса (G2B) в электронном виде. | | электронного планирования ресурсов компаний | Совершенствование нормативной правовой базы | | (ERP). | области, регламентирующей вопросы | | Электронные платежи являются основными | предоставления государственных услуг | | средствами осуществления расчетов. | организациям в электронном виде. | | Контракты с зарубежными партнерами | | | осуществляются в электронном виде. | | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | 7 Ступень. Информационное общество | ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Большинство компаний имеют широкополосный | Предоставление подавляющего большинства | | доступ в Интернет. | государственных услуг для бизнеса (G2B) в | | Электронное планирование собственных ресурсов | электронном виде. | | и производства является нормой. | Развитие экономических кластеров, в том числе | | Взаимодействие с клиентами и заказчиками | в сфере ИКТ. | | (B2B) осуществляется в основном в электронном | Совершенствование нормативной правовой базы | | виде. | области, регламентирующей вопросы | | 30% субъектов малого и среднего | предоставления государственных услуг | | предпринимательства активно работают на | организациям в электронном виде. | | международных рынках. | | ------------------------------------------------------------------------------------------------- Эффективное применение ИКТ субъектами малого и среднего предпринимательства может быть достигнуто при одновременном эффективном использовании ИКТ в органах исполнительной государственной власти области, развитии «электронного правительства» области, совершенствовании ИКТ-инфраструктуры области и нормативной правовой базы области. 3. Варианты стратегии органов исполнительной государственной власти области по развитию рынка ИКТ для малого и среднего предпринимательства Можно выделить следующие основные варианты развития рынка ИКТ: 3.1. Вариант «Созерцание» В этом случае органы исполнительной государственной власти области не предпринимают какие-либо специальные усилия по развитию рынка ИКТ области для малого и среднего предпринимательства, либо предпринимают в ограниченных формах. SWOT-анализ данного варианта: Сильные стороны: минимизация усилий и затрачиваемых ресурсов; отсутствие предпосылок для нерационального использования ресурсов, необходимых для развития рынка ИКТ области, ориентированного на малое и среднее предпринимательство; не возникает искажений условий свободной конкуренции субъектов малого и среднего предпринимательства, возможных при самой объективной системе оказания поддержки. Слабые стороны: возможности субъектов малого и среднего предпринимательства в районах области по использованию ИКТ существенно отстают от условий в городах Вологде и Череповце; достигнутые конкурентные преимущества могут быть легко утрачены; снижается эффективность инвестиций органов исполнительной государственной власти области в развитие услуг G2B (автоматизированной системы государственных закупок, систем сдачи отчетности и т.д.); развитие кластера ИКТ области происходит замедленными темпами. Возможности: развитие рынка ИКТ области, ориентированного на малое и среднее предпринимательство, усилиями только хозяйствующих субъектов без координации со стороны органов исполнительной государственной власти области. Угрозы: ослабление конкурентоспособности экономики области по отношению к экономикам регионов Российской Федерации, осуществляющим систематическое масштабное инвестирование в сферу ИКТ; неразвитость рынка ИКТ создает предпосылки для нарушений в сфере интеллектуальной собственности и увеличивает юридические риски ведения бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства; в социально-экономических процессах развития области снижается эффективность взаимодействия органов исполнительной государственной власти области с субъектами малого и среднего предпринимательства; снижается инвестиционная привлекательность области. 3.2. Вариант «Точечная поддержка» Данный вариант предполагает оказание в рамках действующего законодательства поддержки по вопросам информатизации незначительному количеству субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в социально значимых для области проектах развития туризма, народных промыслов и т.д. Поскольку подобная избирательная поддержка не имеет системного воздействия на развитие рынка ИКТ в целом, то для данного варианта в основном применим SWOT-анализ варианта «Созерцание». 3.3. Вариант «Комплексное развитие» Данный вариант предполагает комплексное развитие рынка ИКТ, ориентированного на среднее и малое предпринимательство, и содействие процессам информатизации субъектов малого и среднего предпринимательства. Целью данного варианта является стимулирование субъектами малого и среднего предпринимательства области рыночного спроса на услуги ИКТ и адекватное развитие рыночного предложения услуг в сфере ИКТ. В качестве основных направлений деятельности органов исполнительной государственной власти области по развитию рынка ИКТ, ориентированного на субъекты малого и среднего предпринимательства, рассматриваются следующие: развитие «электронного правительства», активное использование ИКТ для организации взаимодействия с субъектами малого и среднего предпринимательства области, оказания государственных услуг типа G2B в электронном виде; популяризация предусмотренных действующим законодательством мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основная деятельность которых связана с созданием и развитием высоких технологий, в том числе ИКТ; в рамках предусмотренных действующим законодательством области мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе системы бизнес-инкубирования) необходимо уделять внимание вопросам применения ИКТ для повышения эффективности и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; анализ потребности органов исполнительной государственной власти области в специалистах в области ИКТ и формирование государственного заказа на подготовку таких специалистов. Целесообразна разработка и реализация механизмов частно-государственого партнерства, при котором в рамках действующего законодательства могут осуществляться: взаимодействие органов исполнительной государственной власти области с зарубежными и российскими организациями-лидерами рынка ИКТ в целях развития инфраструктуры ИКТ области, программных продуктов и технических решений, ориентированных на субъекты малого и среднего предпринимательства; консультации по координации стратегий деятельности хозяйствующих субъектов на территории области и направлений стратегии социально-экономического развития области; организация и проведение выставок, конференций, семинаров и иных мероприятий по вопросам информатизации, в том числе информатизации субъектов малого и среднего предпринимательства; разработка специализированных банковских продуктов для финансирования проектов информатизации субъектов малого и среднего предпринимательства и программ страхования рисков таких проектов; развитие сетей передачи данных, в том числе беспроводных; информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о нормативных правовых документах, регламентирующих функционирование рынка ИКТ; венчурное финансирование; развитие технопарков, в том числе частных; предоставление грантов на реализацию проектов в сфере ИКТ; развитие дистрибьюторских и дилерских каналов на ИКТ-рынке и т.д. Сильные стороны: создание условий для равных возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства в части использования ИКТ на всей территории области; достигнутые конкурентные преимущества сохраняются и усиливаются; возрастает эффективность инвестиций органов исполнительной государственной власти области в развитие системы предоставления государственных услуг для бизнеса при помощи ИКТ (автоматизированных систем государственных закупок, сдачи отчетности и т.д.); развитие кластера ИКТ области происходит ускоренными темпами. Появляются дополнительные стимулы для организации новых учебных центров, возрастает потребность в ИКТ-специалистах и уровень их доходов, сектор субъектов малого и среднего предпринимательства ИКТ-рынка области увеличивает свою привлекательность для лидеров ИКТ-индустрии, возрастающий уровень конкуренции стимулирует снижение цен на рынке ИКТ. Слабые стороны: необходимость привлечения финансовых и человеческих ресурсов для реализации системы мер по стимулированию использования ИКТ в целях развития сектора субъектов малого и среднего предпринимательства. Возможности: существует потенциальная возможность привлечения софинансирования из средств федерального бюджета и софинансирования из внебюджетных источников; профессиональная информатизация субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечивает совершенствование деловых процессов и повышение эффективности их деятельности; снижение юридических рисков для бизнеса, связанных с непрофессиональными действиями субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере ИКТ (использование нелицензионного программного обеспечения, противоправного применения ИКТ и т.д.); повышается инвестиционная привлекательность области. Угрозы: возможны попытки манипулирования субъектами малого и среднего предпринимательства со стороны производителей и поставщиков ИКТ с целью сбыта неэффективных для субъектов малого и среднего предпринимательства технических средств, программного обеспечения и технологий (заведомо избыточных по возможностям, требующих сложного сопровождения, имеющих завышенную совокупную стоимость владения). Это может привести к снижению экономического эффекта от инвестиций субъектов малого и среднего предпринимательства в ИКТ; широкое использование ИКТ влечет за собой угрозы информационной безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства; снижение эффективности инвестиций в проекты ИКТ вследствие неравномерного уровня развития инфраструктуры ИКТ и различных «уровней зрелости» субъектов малого и среднего предпринимательства, что накладывает ограничения на широкое использование типовых решений в сфере ИКТ. Возможные способы минимизации рисков варианта «Комплексное развитие» приведены в таблице 3. Таблица 3. Риски варианта «Комплексное развитие» и способы их минимизации ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Риски | Возможные способы | | | минимизации рисков | ------------------------------------------------|------------------------------------------------ | Недостаточность финансовых ресурсов. | Технико-экономическое обоснование инвестиций | | Неэффективность расходования ресурсов. | в проекты развития в сфере ИКТ, поддержка | | | проектов с лучшими показателями | | | рентабельности и периода окупаемости. | | | Развитие в рамках действующего | | | законодательства механизмов | | | государственно-частного партнерства, | | | привлечение средств из внебюджетных | | | источников. | ------------------------------------------------|------------------------------------------------ | Снижение экономического эффекта от инвестиций | Развитие консалтинговых услуг, в том числе по | | субъектов малого и среднего | вопросам стратегии информатизации и | | предпринимательства в ИКТ вследствие | оптимизации деловых процессов. | | неправильного выбора технологий. | | ------------------------------------------------|------------------------------------------------ | Снижение эффективности инвестиций в проекты | Разработка и реализация областной целевой | | ИКТ вследствие неравномерного уровня развития | программы информатизации области. | | инфраструктуры ИКТ и различных «уровней | Расширение перечня типовых решений | | зрелости» субъектов малого и среднего | информатизации, разработка типовых решений | | предпринимательства. | для каждого «уровня зрелости» субъектов | | | малого и среднего предпринимательства. | ------------------------------------------------|------------------------------------------------ | Угрозы информационной безопасности субъектов | Развитие консалтинговых услуг, в том числе по | | малого и среднего предпринимательства при | вопросам информационной безопасности, в сфере | | широком использовании ИКТ. | ИКТ. | ------------------------------------------------|------------------------------------------------ | Отсутствие быстрого видимого эффекта и | Разработка системы объективных показателей | | принятие решения о нецелесообразности | эффективности и создание системы мониторинга. | | продолжения работ. | | ------------------------------------------------------------------------------------------------- При реализации варианта «Комплексное развитие» ожидаются следующие результаты: создание рабочих мест, увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций; увеличение доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта; устойчивое превышение количества создаваемых субъектов малого и среднего предпринимательства над количеством субъектов малого и среднего предпринимательства, прекратившим свою деятельность; рост налоговых сборов и платежей во внебюджетные фонды; повышение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих ИКТ в своей деятельности; увеличение эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличение объема продаж за счет внедрения ИКТ; развитие инфраструктуры сетей публичного доступа (Интернет), увеличение количества высокоскоростных каналов связи для конечных потребителей, снижение стоимости услуг Интернет-провайдеров; увеличение количества пунктов коллективного доступа к Интернет, расширение возможностей высокоскоростного доступа в Интернет при помощи беспроводных технологий. Реализация варианта «Комплексное развитие» позволит стимулировать спрос субъектов малого и среднего предпринимательства области на услуги рынка ИКТ и адекватное развитие рыночного предложения в сфере ИКТ. При этом будет происходить развитие «электронного правительства» области, предоставление государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства области при помощи ИКТ. Субъекты малого и среднего предпринимательства смогут более широко использовать ИКТ для повышения конкурентоспособности и эффективности своей деятельности. Получит импульс для дальнейшего развития рынок ИКТ области, ускорится формирование экономически значимого кластера высоких технологий экономики области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|