Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 01.07.2008 № 1277

                                                                       


                                                                      
                     ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          


     От  01.07.2008 N 1277
     г.Вологда


     О концепции развития и использования
     информационно-коммуникационных
     технологий в Вологодской области
     на период 2008-2012 годов


     В  целях   повышения   эффективности   системы   государственного
управления       процессами       развития       и       использования
информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического
развития   Вологодской  области  и  в  соответствии  с  рекомендациями
Концепции  региональной  информатизации  до  2010   года,   одобренной
распоряжением  Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года
N 1024-р,

     Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1.    Утвердить    концепцию     развития     и     использования
информационно-коммуникационных  технологий  в  Вологодской  области на
период 2008-2012 годов (прилагается).
     2. Признать утратившими силу постановления Правительства области:
     от 9 июня 2003 года N 522  «О  Концепции  информатизации  органов
исполнительной государственной власти области»;
     от  15  сентября  2003  года  N  850  «О  внесении  дополнения  в
постановление Правительства области от 9 июня 2003 года N 522».
     3. Рекомендовать органам  местного  самоуправления  муниципальных
образований   области   применять   положения   концепции  развития  и
использования информационно-коммуникационных технологий в  Вологодской
области   на   период   2008-2012   годов  при  организации  работ  по
информатизации органов местного самоуправления  области  муниципальных
образований области.


     По поручению Губернатора области
     вице-губернатор области          Н.В. Костыгов


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 01.07.2008 N 1277

                                 КОНЦЕПЦИЯ                            
          развития и использования информационно-коммуникационных     
        технологий в Вологодской области на период 2008-2012 годов    
                            (далее – Концепция)                       

                                 ВВЕДЕНИЕ                             

     Информационно-коммуникационные технологии (далее  -  ИКТ)  играют
постоянно  возрастающую  роль в жизни современного общества, являясь и
самостоятельной отраслью экономики, и  инструментом,  и  катализатором
развития  социально-экономических, политических, научных, культурных и
иных процессов.
     Актуальность   разработки   настоящей   Концепции    определяется
необходимостью  обеспечить  (с учетом современных внешних и внутренних
факторов влияния) координацию процессов развития и использования ИКТ в
Вологодской  области  в  соответствии  с действующими на федеральном и
областном  уровнях  нормативными  правовыми  актами,   в   том   числе
регламентирующими    процессы    социально-экономического    развития,
совершенствования      системы       государственного       управления
(административной реформы), развития отрасли ИКТ.
     Также необходимо обозначить ориентиры для  субъектов  рынка  ИКТ,
разрабатывающих  собственные  стратегии  развития и продвижения ИКТ на
территории области.
     Настоящая Концепция разработана как дальнейшее развитие Концепции
информатизации    органов    исполнительной   государственной   власти
Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области
от 9 июня 2003 года N 522.
     Концепция разработана по принципу модульной структуры: в основном
разделе   сформулированы  базовые  положения  развития  информатизации
области.  Специальные  разделы  по  отдельным  направлениям   развития
информатизации  области  оформляются  в  виде  приложений  к настоящей
Концепции.
     Направление   «Развитие   рынка    информационно-коммуникационных
технологий  для  малого  и  среднего  предпринимательства  Вологодской
области» излагается в приложении к настоящей Концепции.
     В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
     ИКТ – совокупность методов и средств реализации информационных  и
телекоммуникационных процессов;
     СOBIT (Control Objectives for Information and related Technology)
-  систематизированный  набор  принципов  и рекомендаций по проведению
аудита процессов управления ИКТ.  Основное  положение  СOBIT:  ресурсы
информационных  систем управляются набором естественно сгруппированных
процессов  для  обеспечения   организации   необходимой   и   надежной
информации;
     G2B (Government To Business) - международный  термин,  означающий
оказание   государственных   услуг   бизнесу  в  рамках  «электронного
правительства»;
     G2C (Government To Citizen) -  международный  термин,  означающий
оказание   государственных  услуг  гражданам  в  рамках  «электронного
правительства»;
     G2E (Government To Employee) - международный  термин,  означающий
оказание  государственных  услуг  работникам  органов  государственной
власти   и   государственных   учреждений   в   рамках   «электронного
правительства»;
     G2G (Government To Government) - международный термин, означающий
взаимное   оказание  государственных  услуг  органами  государственной
власти и госучреждениями в рамках «электронного правительства»;
     Gap-анализ  –  анализ   разрыва,   отклонения   (gap)   -   метод
стратегического    исследования,    позволяющий    выявить    наиболее
существенные отклонения существующего состояния изучаемого  объекта  и
тенденций его отклонения от желаемого состояния и требуемых тенденций;
     IP-телефония -  организация  телефонной  связи  с  использованием
компьютерных сетей и протоколов передачи пакетов данных;
     SWOT-анализ -  метод  стратегического  исследования,  разделяющий
факторы   и   явления,  влияющие  на  состояние  и  динамику  развития
изучаемого  объекта,  на  четыре  категории  -  Strengths   (Cилы   ),
Weaknesses  (Слабости), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы).
Сильные и  слабые  стороны  рассматриваются  как  внутренние  свойства
изучаемого  объекта,  а возможности и угрозы – как свойства внешней по
отношению к изучаемому объекту среды;
     «электронное правительство» области - комплекс государственных  и
муниципальных    информационных   систем,   обеспечивающих   поддержку
деятельности органов государственной власти области и органов местного
самоуправления  муниципальных образований области и объединяющих их на
основе общей информационно-технологической инфраструктуры области.

                  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЛАСТИ             

     Главной целью информатизации области  является  совершенствование
социально-экономических   и   управленческих   процессов   на   основе
эффективного внедрения и использования ИКТ.
     Важнейшим  критерием  эффективности  данных  процессов   является
повышение качества и продолжительности жизни населения области.
     Целями информатизации области являются:
     обеспечение  уровня   развития   ИКТ   на   территории   области,
адекватного целям стратегии социально-экономического развития области,
и достаточного для решения задач по достижению данных целей;
     стимулирование развития и повышение эффективности традиционных  и
постиндустриальных отраслей и секторов экономики области;
     обеспечение  уровня  развития  ИКТ   в   органах   исполнительной
государственной   власти   области,   достаточного   для   обеспечения
эффективного управления социально-экономическим развитием  Вологодской
области, в том числе в условиях трансформации самой системы управления
в рамках административной реформы;
     создание   условий   для   развития   на    территории    области
инфраструктуры    ИКТ,    отвечающей    современным    требованиям   и
обеспечивающей потребности  граждан,  юридических  лиц,  в  том  числе
субъектов  малого и среднего предпринимательства, организаций, органов
исполнительной  государственной  власти  области  и  органов  местного
самоуправления   муниципальных  образований  области  в  информации  и
информационном  взаимодействии,  в  том  числе  в   целях   построения
«электронного правительства» области;
     взаимное  предоставление   информации   органами   исполнительной
государственной  власти  области  и  органами  местного самоуправления
муниципальных образований области для осуществления возложенных на них
полномочий,   в   том   числе  путем  ведения  регистра  муниципальных
нормативных правовых  актов  области,  в  целях  обеспечения  создания
системы   информационного   взаимодействия   в   рамках   действующего
законодательства.
     Для  реализации  указанных  целей  необходимо  решить   следующие
задачи:
     обеспечение комплексного подхода к территориальному развитию  ИКТ
(включая   техническую   инфраструктуру,  систему  подготовки  кадров,
развитие научного потенциала, создание  центров  высокотехнологических
производств и сервисов, центров компетенции и инноваций и т.д.);
     повышение  качества  государственного   управления,   оптимизация
структуры  управления  в рамках административной реформы, разработка и
реализация формальных описаний и правил (административных регламентов)
предоставления  государственных  услуг, в том числе в электронном виде
(электронных административных регламентов);
     обеспечение    в     порядке,     предусмотренном     действующим
законодательством,  доступа  граждан  и  юридических лиц к оперативной
информации  о  деятельности  органов  исполнительной   государственной
власти   области   и  органов  местного  самоуправления  муниципальных
образований области, к областным и муниципальным нормативным  правовым
актам в соответствии с принципом информационной открытости;
     обеспечение   информационной    безопасности    региональных    и
муниципальных                  информационных                  систем,
информационно-телекоммуникационной   инфраструктуры   на    территории
Вологодской области;
     развитие  системы  управления  ИКТ  (ИТ-менеджмента)  в   органах
исполнительной государственной власти области;
     создание условий для  равномерного  развития  ИКТ  и  обеспечения
равных   возможностей   по   использованию   ИКТ  для  всех  категорий
пользователей на всей территории области;
     развитие   в   соответствии   с   действующим   законодательством
рациональных    экономических    механизмов    частно-государственного
партнерства,  стратегического  сотрудничества  органов  исполнительной
государственной  власти  области  с зарубежными и российскими лидерами
индустрии ИКТ;
     стимулирование в соответствии с действующим законодательством при
помощи  административных  и экономических методов мотивации выполнения
всеми категориями пользователей ИКТ и субъектами рынка ИКТ  требований
международного     и    российского    законодательства    о    защите
интеллектуальной  собственности  в  условиях   свободной   конкуренции
программно-технических   продуктов   и  информационно-коммуникационных
технологий;
     использование  в  соответствии  с  действующим  законодательством
рациональных  и  экономически  выгодных  механизмов  приобретения прав
(лицензирования)   на   использование   (в   необходимых   случаях   -
распространение,   модификацию   и   т.д.)  объектов  интеллектуальной
собственности;
     использование ИКТ  в  целях  оказания  государственной  поддержки
субъектам  малого  и  среднего  предпринимательства  в  соответствии с
действующим законодательством;
     разработка и актуализация стратегических принципов информатизации
области,  областных  целевых  программ,  проектов  развития  в  тесной
координации  с  общей  стратегией  социально-экономического   развития
области и как ее неотъемлемая часть.

           2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЛАСТИ       

     Основные принципы в сфере информатизации области:
     использование информационных технологий для решения  приоритетных
задач  социально-экономического  развития  области, повышения качества
государственного управления, обеспечения прав и свобод граждан;
     выявление приоритетных направлений  и  концентрация  ресурсов  на
решении важнейших задач информатизации области;
     использование     научно-обоснованных     методов      управления
информатизацией области;
     открытость  программ  и  проектов  информатизации   области   (за
исключением    сведений,    распространение   которых   ограничено   в
соответствии   с    требованиями    действующего    законодательства),
обеспечение  участия  всех  заинтересованных  сторон в их разработке и
оценке результатов реализации;
     комплексный    подход,    обеспечение    последовательности     и
согласованности реализации проектов и программ информатизации области;
     стандартизация, унификация и обеспечение совместимости  отдельных
решений в рамках информатизации области;
     гармонизация     областной     нормативной     правовой     базы,
регламентирующей     процессы     информатизации,     с    федеральным
законодательством;
     обеспечение безопасности информационных систем и баз  данных,  их
защиты, сохранности, целостности и достоверности;
     обеспечение  прав  граждан  и  юридических  лиц   на   доступ   к
создаваемой  органами  исполнительной государственной власти области и
органами местного  самоуправления  муниципальных  образований  области
информации   (за   исключением   сведений,   распространение   которых
ограничено    в    соответствии    с     требованиями     действующего
законодательства).

                3. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЛАСТИ            

     Высокие  технологии,  в  частности  ИКТ,  являются  инструментом,
обеспечивающим   достижение  конкурентных  преимуществ  в  современной
экономической и политической  деятельности.  Одной  из  задач  органов
исполнительной   государственной   власти  области  является  создание
необходимых  условий  для  развития  ИКТ  на  территории   области   в
соответствии   с   той   ролью,   которую   они   играют   в  развитых
постиндустриальных  странах  мира  и  наиболее   развитых   российских
регионах.
     Процесс развития ИКТ  в  области  требует  проведения  постоянной
работы  по  оценке  текущего  состояния,  сопоставления его с желаемым
состоянием и выявления способов достижения целей при наличии различных
содействующих и противодействующих факторов.
     Данная работа  осуществляется,  в  частности,  при  помощи  таких
методов,  как  мониторинг  статистических  данных,  проведение  аудита
использования ресурсов информационных систем.
     В настоящее время в области  сложилась  достаточно  благоприятная
ситуация   для   проведения   работ  в  сфере  информатизации  органов
исполнительной  государственной  власти  области,   органов   местного
самоуправления  муниципальных  образований  области, образовательных и
медицинских  учреждений,  органов  социальной   защиты   населения   и
учреждений  культуры.  Тем  не  менее  следует отметить и наличие ряда
проблем.
     В целях выявления сильных и слабых сторон системы  информатизации
области,   внешних   возможностей   и   угроз   проведен   укрупненный
SWOT-анализ.
     Сильные стороны:
     наличие   общей   стратегии   социально-экономического   развития
области.  Все  программы  и  проекты  в  части  информатизации следует
рассматривать только  в  контексте  достижения  общих  целей  и  задач
развития, не допуская распыления ресурсов на «процесс ради процесса»;
     социально-экономическая и политическая стабильность в области;
     наличие высококвалифицированных кадров;
     реализация соглашений  о  стратегическом  сотрудничестве  крупных
российских и международных ИКТ-компаний и Правительства области;
     обеспеченность   рабочих   мест    в    органах    исполнительной
государственной  власти  области  компьютерной техникой, количественно
близкая к насыщению;
     понимание     важности     информатизации     как     инструмента
государственного  управления  в органах исполнительной государственной
власти области;
     решение во  многом  отдельных  отраслевых  задач  информатизации,
создание  и  внедрение  большого  количества информационных ресурсов и
систем в органах исполнительной государственной власти области.
     Слабые стороны:
     разнородность   информационных   ресурсов   и   систем    органов
исполнительной   государственной   власти  области,  отсутствие  общих
стандартов органов исполнительной государственной власти области по их
формированию  и  внедрению (так называемая «лоскутная автоматизация»),
отсутствие   в   некоторых   необходимых   случаях   централизованного
управления  данными  ресурсами  и системами и возможности оперативного
информационного взаимодействия;
     не  разработанная  в  полном  объеме  нормативная  правовая  база
области, необходимая для развития и использования ИКТ;
     необходимость существенных  инвестиций  в  приобретение  прав  на
использование  объектов интеллектуальной собственности в сфере ИКТ при
решении задач перспективного развития;
     дублирование  в  ряде  случаев  мероприятий  по   информатизации,
реализуемых  в  рамках областных целевых программ (планов мероприятий)
развития отдельных отраслей;
     отсутствие   реестра   государственных   услуг,   стандартов    и
административных   регламентов   их  предоставления,  в  том  числе  в
электронной   форме,   что   затрудняет   организацию    «электронного
правительства» области;
     недостаточно развитая  общая  ИКТ-инфраструктура,  обеспечивающая
эффективное  информационное  взаимодействие  населения,  организаций и
органов государственной власти области;
     недостаточный уровень использования  современных  технологических
возможностей  обмена  документами  в  электронной  форме с электронной
цифровой   подписью   (далее   -   ЭЦП)   в   органах   исполнительной
государственной  власти  области,  как  следствие, процесс прохождения
документов в условиях территориальной удаленности участников  процесса
проходит медленнее, чем это возможно при помощи ИКТ;
     недостаточно развитая система содействия информатизации субъектов
малого и среднего предпринимательства;
     затрудненный процесс укомплектования ИКТ-специалистами в  органах
местного   самоуправления   муниципальных   образований   области,   в
частности,  в  сфере   менеджмента   ИКТ.   Недостаточно   собственных
финансовых ресурсов для поддержания и развития ИКТ-инфраструктуры;
     удовлетворение      потребностей      органов      исполнительной
государственной  власти  области  и  органов  местного  самоуправления
муниципальных  образований   области   в   систематическом   повышении
квалификации  ИКТ-специалистов  в  сфере  новейших достижений ИКТ не в
полном объеме;
     низкий  уровень   оплаты   труда   ИКТ-специалистов   в   органах
исполнительной  государственной  власти  области  и  органов  местного
самоуправления муниципальных образований области, в сравнении с  рядом
отраслей     экономики    области,    что    затрудняет    привлечение
высококвалифицированных специалистов;
     при  реализации  процессов  информатизации  в  ряде  случаев   не
учтенная в полном объеме совокупная стоимость владения ИКТ-ресурсами и
их использования (затраты на реновацию и модернизацию  парка  техники,
научно-исследовательские   работы,   консалтинг,  обучение  персонала,
организацию и оплату каналов передачи данных и т.д.).
     Возможности:
     государственная политика Российской  Федерации  по  использованию
инноваций  и  высоких технологий для социально-экономического развития
страны, централизованное выделение на федеральном уровне  значительных
ресурсов     для     проведения     фундаментальных    и    прикладных
научно-исследовательских работ в данной сфере;
     стабильное  и  поступательное   развитие   экономики   страны   и
Вологодской  области  как  субъекта  Российской Федерации, позволяющее
осуществлять долгосрочное планирование мероприятий  в сфере ИКТ;
     стабильный рост опережающими темпами (20-30  процентов  в  год  в
среднем   на   момент   разработки   данной   Концепции)   ИКТ-сектора
национальной  экономики,  приводящий  к  тому,   что   данный   сектор
становится  одним  из  приоритетных  направлений  частных инвестиций и
корпоративных стратегий мировых лидеров в сфере ИКТ;
     развитие ИКТ-инфраструктуры Российской Федерации в целом;
     развитие  областной  нормативно-правовой  базы,  регламентирующей
процессы в сфере ИКТ.
     Угрозы:
     ряд регионов Российской  Федерации  осуществляет  систематическое
масштабное  инвестирование  в сферу ИКТ, что усиливает их конкурентные
позиции на внутреннем и внешнем  рынках  по  отношению  к  Вологодской
области;
     имеет место  эффект  «отложенного  спроса»,  когда  недостаточное
финансирование  информатизации  области предыдущих периодов приводит к
необходимости выделения существенных ресурсов для решения накопившихся
проблем в настоящем;
     вследствие  недостаточного  обоснования   социально-экономических
эффектов от инвестиций в процессы информатизации задачи в данной сфере
могут  быть  признанными  менее  значимыми  по  сравнению  с   другими
задачами социально-экономического развития области;
     экономический  эффект   информатизации   органов   исполнительной
государственной  власти  области  и  органов  местного  самоуправления
муниципальных образований области не всегда может быть  предварительно
оценен  объективно - количественно, а качественные оценки субъективны.
Количественная оценка возможна с учетом совокупности всех  факторов  в
средне- и долгосрочной перспективе;
     реализация   масштабных   проектов   информатизации   в   органах
исполнительной  государственной  власти  области  требует  привлечения
квалифицированных  ИКТ-специалистов,  что   в   ряде   случаев   может
потребовать увеличения численности государственного аппарата;
     существует дефицит квалифицированных ИКТ-специалистов.
     SWOT-анализ  более  высокой  степени  детализации   целесообразно
разрабатывать  по  отношению к каждому конкретному направлению в сфере
информатизации области.
     Для выявления наиболее существенных проблем проведен  укрупненный
Gap-анализ (таблица 1).

        Таблица 1. Укрупненный Gap-анализ процессов информатизации    
                               области          
                      
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Несоответствия между существующим и целевым   | Необходимые мероприятия по устранению         |
| состоянием                                    | несоответствия                                |
|                                               |                                               |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Общая ИКТ-инфраструктура                                                                      |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Отсутствует единая защищенная сеть передачи   | Проведение научно-исследовательских работ по  |
| данных для организации информационного        | разработке архитектуры ИКТ-инфраструктуры     |
| взаимодействия. Это не позволяет использовать | системы государственного и муниципального     |
| современные технологии (защищенный юридически | управления области.                           |
| значимый документооборот, IP-телефонию,       | Построение единой защищенной высокоскоростной |
| видеоконференции, системы дистанционного      | мультисервисной сети передачи данных в целях  |
| обучения, электронные сервисы типа G2G и G2E, | создания единого информационного пространства |
| единый центр обработки данных и т.п.) в целях | органов исполнительной государственной власти |
| сокращения бюджетных расходов на обеспечение  | области.                                      |
| требуемых результатов традиционными способами | Организация непрерывно действующей системы    |
| и значительного ускорения процедур подготовки | мониторинга состояния мультисервисной сети и  |
| и принятия управленческих решений.            | управления оборудованием мультисервисной сети |
| Отсутствует единая инфраструктура ЭЦП органов | в целях обеспечения надежности и              |
| исполнительной государственной власти         | информационной безопасности.                  |
| области, что приводит к многократному         | Создание единого центра обработки данных,     |
| дублированию затрат на приобретение           | позволяющего организовать их централизованное |
| уникальных ЭЦП для различных систем.          | хранение, защиту, резервное копирование,      |
| Решения о закупке типового программного       | индексирование, поиск, аналитическую          |
| обеспечения принимаются в ряде случаев        | обработку, визуализацию и т.д.                |
| несистематизированно и по остаточному         | Создание общей единой инфраструктуры ЭЦП      |
| принципу, что создает риски, связанные с      | органов исполнительной государственной власти |
| использованием нелицензионного программного   | области и органов местного самоуправления     |
| обеспечения.                                  | муниципальных образований области.            |
|                                               | Реализация механизма централизованного        |
|                                               | управления правами на используемое типовое    |
|                                               | программное обеспечение. Использование        |
|                                               | экономически обоснованных и эффективных       |
|                                               | методов приобретения прав на используемое     |
|                                               | программное обеспечение.                      |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Создание «электронного правительства» области                                                 |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Государственные услуги гражданам и            | Проведение научно-исследовательских работ по  |
| юридическим лицам предоставляются             | разработке:                                   |
| преимущественно традиционными способами.      | - описания и модели взаиморасположения и      |
| (Исключение - возможность предоставления      | взаимосвязей основных компонентов системы     |
| юридически значимой налоговой отчетности в    | «электронного правительства» области          |
| электронном виде и обработка обращений,       | (архитектуры «электронного правительства»);   |
| направленных по электронной почте).           | - реестра государственных услуг, оказываемых  |
| Организация обмена юридически значимой        | при помощи ИКТ (электронных услуг);           |
| информацией органов исполнительной            | - электронных административных регламентов    |
| государственной власти области между собой    | (правил и алгоритмов оказания электронных     |
| (G2G) и государственными служащими (G2E)      | услуг).                                       |
| производится преимущественно традиционными    | Создание единой системы защищенного           |
| способами. (Исключение - обмен финансовыми    | юридически значимого документооборота органов |
| документами с казначейством).                 | исполнительной государственной власти области |
| Обмен юридически значимыми документами        | и органов местного самоуправления             |
| происходит преимущественно в бумажной форме.  | муниципальных образований области, являющейся |
| Отсутствуют формальные описания               | основой электронных сервисов типа G2G и G2E.  |
| государственных услуг, их реестр и регламенты | Проведение работ по интеграции сервисов и     |
| их предоставления в электронном виде.         | информации:                                   |
|                                               | - на уровне Правительства области;            |
|                                               | - на уровне органов исполнительной            |
|                                               | государственной власти области.               |
|                                               | Создание Интернет/интранет-портала органов    |
|                                               | исполнительной государственной власти         |
|                                               | области, представляющего собой единую точку   |
|                                               | входа («одно окно») для                       |
|                                               | предоставления/получения государственных      |
|                                               | услуг в электронном виде.                     |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Совершенствование системы информационной безопасности                                         |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Существует постоянное противостояние          | Проведение научно-исследовательских работ по  |
| созидательного и разрушительного,             | разработке с последующим внедрением:          |
| противоправного применения ИКТ.               | - распределенной архитектуры безопасности     |
| Действующие нормативные правовые акты,        | информационных систем и ресурсов;             |
| методики и механизмы обеспечения безопасности | - системы защиты и контроля доступа на уровне |
| информационных систем и ресурсов во многом    | отдельных документов.                         |
| основаны на системе ограничений и не содержат | Разработка стандарта органов исполнительной   |
| описания оптимальных методов решения проблем  | государственной власти области оптимальной    |
| в рамках данных ограничений.                  | защиты информационных систем в условиях       |
| В ряде случаев затруднен поиск эффективного   | действующих ограничений.                      |
| решения по построению информационных систем,  |                                               |
| не конфликтующего с указанными ограничениями. |                                               |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Совершенствование системы ИКТ-менеджмента                                                     |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Проведенные исследования показывают наличие   | Проведение научно-исследовательских работ по  |
| существенного разрыва в уровнях организации   | разработке и организации с последующим        |
| процесса информатизации в органах             | внедрением:                                   |
| исполнительной государственной власти         | - единой службы поддержки (service desk) на   |
| области.                                      | основе методологии ITIL;                      |
| В большинстве случаев процесс предоставления  | - внедрение в качестве стандартного           |
| услуг ИТ-службами представляет собой          | постоянного процесса стратегического и        |
| непосредственное устранение возникающих       | оперативного планирования процесса            |
| проблем в работе оборудования, программного   | информатизации, в том числе организация       |
| обеспечения, сетей. Решение вопросов          | непрерывно действующей системы мониторинга,   |
| ориентировано на краткосрочные тактические    | анализа, оценки эффективности и планирования  |
| цели.                                         | изменений процесса информатизации.            |
| Процессы предоставления услуг недостаточно    | Использование методики аудита процессов       |
| документированы, вопросы стратегии развития,  | управления ИКТ;                               |
| рисков понимаются на интуитивном уровне. Как  | - проведение формальных описаний              |
| следствие, чрезмерно большое значение имеет   | ИКТ-сервисов, стандартизация и регламентация  |
| человеческий фактор, возникают критические    | их предоставления.                            |
| зависимости рабочего процесса от конкретных   | Внедрение в рамках действующего               |
| участников.                                   | законодательства системы контроля исполнения  |
| В отдельных случаях ИКТ рассматриваются       | государственных контрактов в сфере ИКТ        |
| исключительно как затратные мероприятия, не   | уполномоченным органом по вопросам ИКТ.       |
| производится связь инвестиций в ИКТ с общей   | Оптимизация стратегий определения источников  |
| стратегией развития органов исполнительной    | предоставления ИКТ-услуг (сорсинга).          |
| государственной власти области и отраслей     | Определение перечня ИКТ-услуг, которые могут  |
| экономики области.                            | приобретаться в порядке, установленном        |
|                                               | действующим законодательством, у внешних      |
|                                               | поставщиков (аутсорсинг) и централизация      |
|                                               | ИКТ-услуг, предоставляемых ИКТ-службами       |
|                                               | органов исполнительной государственной власти |
|                                               | области (инсорсинг).                          |
|                                               | Проведение конференций, семинаров, совещаний  |
|                                               | и иных мероприятий для органов исполнительной |
|                                               | государственной власти области и органов      |
|                                               | местного самоуправления муниципальных         |
|                                               | образований области по вопросам развития ИКТ. |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Организация использования ИКТ в целях содействия развитию субъектов малого и среднего         |
| предпринимательства                                                                           |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Рациональное использование ИКТ является       | Создание регионального ресурсного центра,     |
| эффективным инструментом повышения            | оказывающего совместно с партнерами в         |
| конкурентоспособности субъектов малого и      | муниципальных образованиях области            |
| среднего предпринимательства, но в силу       | комплексное содействие субъектам малого и     |
| ограниченных ресурсов далеко не все           | среднего предпринимательства по вопросам ИКТ: |
| руководители субъектов малого и среднего      | - обучение;                                   |
| предпринимательства могут произвести          | - консалтинг;                                 |
| самостоятельно разработку стратегии           | - услуги пункта коллективного доступа в сети  |
| использования ИКТ в своей деятельности или    | Интернет;                                     |
| привлечь для этого высококвалифицированных    | - проведение семинаров и иных мероприятий с   |
| консультантов на рыночных условиях.           | участием крупных ИКТ-компаний;                |
| Отсутствует единый информационный ресурс для  | - подготовка, тиражирование и распространение |
| субъектов малого и среднего                   | учебных материалов.                           |
| предпринимательства, при помощи которого      | Проведение региональных конкурсов по          |
| можно было бы получать как необходимую        | определению лучших субъектов малого и         |
| нормативно-правовую, маркетинговую,           | среднего предпринимательства в сфере ИКТ.     |
| справочную и иную информацию и интерактивные  | Разработка интегрирующего Интернет-портала,   |
| сервисы.                                      | предоставляющего различные сервисы субъектам  |
| На базе государственного учреждения           | малого и среднего предпринимательства.        |
| Вологодской области «Бизнес-инкубатор»        | Развитие электронных интерактивных услуг      |
| проводится цикл лекций для субъектов среднего | органов исполнительной государственной власти |
| и малого предпринимательства, в том числе и   | области для субъектов малого и среднего       |
| по вопросам ИКТ, однако масштаб охвата данной | предпринимательства (G2B):                    |
| услугой недостаточен.                         | - развитие по согласованию с территориальными |
|                                               | органами федеральных органов исполнительной   |
|                                               | государственной власти и в порядке,           |
|                                               | установленном действующим законодательством,  |
|                                               | инфраструктуры предоставления налоговой,      |
|                                               | статистической, таможенной отчетности в       |
|                                               | электронном виде;                             |
|                                               | - внедрение автоматизированной системы        |
|                                               | государственных закупок с возможностью        |
|                                               | использования всех преимуществ ИКТ в рамках   |
|                                               | действующего законодательства.                |
-------------------------------------------------------------------------------------------------

     Gap–анализ  более  высокой  степени   детализации   целесообразно
разрабатывать  по  отношению к каждому конкретному направлению в сфере
информатизации области.
     На основании анализа в дальнейших  разделах  настоящей  Концепции
содержатся предложения по развитию информатизации области.

                   4. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ОБЛАСТИ              

     Для реализации целей и  задач  социально-экономического  развития
области  необходима  оптимальная  система  управления  и координации в
сфере информатизации области.
     В   числе   первоочередных   управленческих   задач    в    сфере
информатизации области рассматриваются:
     исключение дублирования  функций  государственного  управления  в
сфере   информатизации   области,   оптимизация  структуры  и  штатной
численности исходя как из текущих задач, так  и  задач  перспективного
развития;
     разработка стратегии и тактики применения ИКТ, использование  ИКТ
в   важнейших   сферах   жизни   общества,  в  частности,  в  системах
жилищно-коммунального хозяйства, социальной  защиты,  здравоохранения,
образования, развития малого и среднего предпринимательства;
     обеспечение информационно-технологической основы  прозрачности  и
эффективности  процесса  государственных  закупок (в том числе в сфере
информационных  технологий),  контроль  за   исполнением   заключенных
государственных контрактов в данной сфере;
     разработка политики привлечения необходимых ресурсов  (сорсинга),
использование   экономически  обоснованных  и  рациональных  вариантов
использования внешних ресурсов (аутсорсинга).
     В  целях  разработки  и   актуализации   стратегических   планов,
эффективной   координации   областных   целевых  программ  и  проектов
информатизации области,  нормативно-правового  регулирования  в  сфере
информатизации  представляется  необходимой  организация  деятельности
коллегиального совещательного  органа  -  Координационного  совета  по
информатизации Вологодской области (далее – Совета).
     Основными задачами деятельности Совета являются:
     анализ основных  направлений  и  темпов  развития  информатизации
области;
     рассмотрение областных целевых программ и проектов информатизации
области   и   подготовка   рекомендаций   по  их  совершенствованию  и
реализации;
     рассмотрение типовых решений в  сфере  информатизации  области  и
подготовка рекомендаций по их развитию и использованию;
     подготовка   предложений   по   развитию   и    совершенствованию
нормативно-правовой   и   методической  базы  в  сфере  информатизации
области.
     К  работе   Совета   могут   привлекаться   как   государственные
гражданские  служащие  области,  так  и  по  согласованию  в  порядке,
установленном действующим законодательством, государственные  служащие
федеральных  органов  государственной  власти,  муниципальные служащие
органов местного  самоуправления  муниципальных  образований  области,
специалисты  из  хозяйствующих  субъектов,  научных  и образовательных
учреждений, представители общественности.
     Исполнение  государственных  функций  управления  в  сфере   ИКТ,
предусмотренных    федеральным    и    областным    законодательством,
обеспечивает  орган  исполнительной  государственной  власти  области,
уполномоченный   в   сфере  развития  и  использования  ИКТ  (далее  -
Уполномоченный орган).
     Уполномоченный  орган   осуществляет   функции   государственного
заказчика-координатора   областной  целевой  программы  информатизации
области  и  главного  распорядителя  бюджетных  средств,  обеспечивает
выполнение указанной программы, координацию действий по ее реализации.
     Органы    исполнительной    государственной    власти     области
взаимодействуют   по   вопросам   информатизации  области  в  порядке,
установленном  действующим  законодательством,   со   всеми   группами
участников данного процесса – потребителями товаров и услуг рынка ИКТ,
хозяйствующими субъектами, действующими на  рынке  ИКТ,  общественными
объединениями, профессиональными союзами, ассоциациями и т.д.
     В случаях  когда  органы  исполнительной  государственной  власти
области  являются  потребителями на рынке товаров и услуг в сфере ИКТ,
взаимодействие с хозяйствующими субъектами, действующими на рынке ИКТ,
осуществляется   в  соответствии  с  действующим  законодательством  о
государственных закупках.
     При   осуществлении   взаимодействия    органов    исполнительной
государственной    власти   области   с   хозяйствующими   субъектами,
независимыми  экспертами   по   вопросам   развития   ИКТ   необходимо
обеспечивать  условия,  исключающие  искажение  конкурентной  среды на
рынке ИКТ области.
     Органы    исполнительной    государственной    власти     области
взаимодействуют  по вопросам развития и использования ИКТ с субъектами
рынка ИКТ в следующих основных направлениях:
     совершенствование  законодательства области в сфере ИКТ;
     защита интеллектуальной собственности;
     снижение административных барьеров;
     защита прав и законных интересов субъектов рынка ИКТ;
     обеспечение равных возможностей жителей  Вологодской  области  по
доступу  к публичной инфраструктуре ИКТ и предоставляемым на ее основе
услугам;
     использование ИКТ в целях содействия развитию субъектов малого  и
среднего предпринимательства;
     применение ИКТ в соответствии с действующим  законодательством  в
целях использования и популяризации объектов культурного наследия;
     изучение и распространение передового зарубежного опыта и знаний;
     поддержка инноваций в сфере ИКТ;
     развитие инфраструктуры  повышения  квалификации  специалистов  в
сфере ИКТ, работающих как в государственном, так и в негосударственном
секторах;
     формирование благоприятного инвестиционного климата области.
     Для осуществления работ по данным направлениям могут привлекаться
финансовые ресурсы в соответствии с действующим законодательством.
     Субъекты  рынка  ИКТ   в   порядке,   установленном   действующим
законодательством, для участия в работах по вышеуказанным направлениям
могут создавать саморегулируемые некоммерческие организации.

              5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЛАСТИ          

      5.1. Совершенствование нормативно-правовой базы информатизации  
                               области                                

     Важнейшим  условием  информатизации  области  является   развитие
нормативно-правовой    базы   области   в   сфере   информационных   и
коммуникационных технологий, в  том  числе  по  вопросам  эффективного
функционирования «электронного правительства» области.
     Основные направления совершенствования  нормативно-правовой  базы
области в сфере использования ИКТ:
     приведение областной нормативно-правовой базы  в  соответствие  с
изменениями в федеральном законодательстве;
     систематизация  и  унификация  терминологии  по   вопросам   ИКТ,
употребляемой  в  действующих  и  разрабатываемых нормативных правовых
актах области;
     совершенствование областной нормативно-правовой базы по  вопросам
информационной   открытости   органов  исполнительной  государственной
власти области, что является необходимым этапом комплексного  создания
и развития «электронного правительства» области;
     разработка нормативных правовых актов области, регламентирующих в
рамках    действующего    законодательства   организационные   вопросы
использования ЭЦП  в  органах  исполнительной  государственной  власти
области,  вопросы  использования ИКТ при закупках продукции, товаров и
услуг  для  государственных  нужд   области,   вопросы   использования
электронного документооборота в органах исполнительной государственной
власти области;
     разработка  и  совершенствование   нормативных   правовых   актов
области,   регламентирующих   вопросы   совместимости  государственных
информационных  ресурсов  области  с  требованиями  по  информационной
безопасности;
     разработка  методических  материалов  по  управлению  и  развитию
инфраструктурой   ИКТ   (в   том   числе   обеспечения  информационной
безопасности) системы органов  исполнительной  государственной  власти
области;
     разработка методических материалов по организации,  управлению  и
развитию «электронного правительства» области;
     разработка областной целевой программы информатизации.

         5.2. Организационное, кадровое и методическое обеспечение    
                        информатизации области                        

     Для обеспечения эффективности информатизации  области  необходимо
предусмотреть:
     разработку нормативных правовых актов,  регламентирующих  порядок
использования     и    администрирования    подсистем    «электронного
правительства» области в соответствии с действующим законодательством;
     подготовку и обучение пользователей «электронного  правительства»
области   и   работников,   обеспечивающих   его  администрирование  и
поддержку;
     создание  системы  мотивации  использования  ИКТ  в  деятельности
государственных    гражданских    служащих    органов   исполнительной
государственной  власти  области,   муниципальных   служащих   органов
местного  самоуправления муниципальных образований области, работников
подведомственных учреждений;
     создание   системы   анализа    эффективности    и    результатов
использования    «электронного    правительства»    области,    оценки
экономического и социального эффекта ее внедрения;
     популяризация использования ИКТ населением в целях взаимодействия
с   органами   исполнительной   государственной   власти   области   и
подведомственными учреждениями;
     соответствие периодического повышения квалификации специалистов в
сфере  ИКТ, работающих в органах исполнительной государственной власти
области   и    в   органах   местного   самоуправления   муниципальных
образований   области,   наиболее   актуальным   направлениям   ИКТ  в
соответствии с общемировыми тенденциями развития в данной сфере;
     разработку и внедрение в органах  исполнительной  государственной
власти   области   и  органов  местного  самоуправления  муниципальных
образований области системы управления знаниями в сфере  ИКТ  в  целях
накопления,  сохранения  и  распространения передового опыта, снижения
зависимости от нехватки и  текучести  кадров,  сокращения  времени  на
устранение возникающих типовых проблем.

     5.3. Стандартизация и сертификация в сфере информатизации области

     В целях унификации решений  в  сфере  информационных  технологий,
используемых    в   процессе   информатизации   области,   обеспечения
совместимости и взаимодействия соответствующих подсистем «электронного
правительства»   области,  информатизация  области  осуществляется  на
основе общих стандартов в сфере ИКТ.
     В целях обеспечения эффективности использования решений  в  сфере
информатизации  области,  их тиражирования в случае успешного опыта их
применения целесообразно создание системы добровольной сертификации.
     Стандартизация и  сертификация  в  сфере  информатизации  области
осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством.

     5.4. Совершенствование системы ИТ-менеджмента

     Одной из наиболее важных задач  информатизации  области  является
развитие системы управления ИКТ (ИТ-менеджмента).
     Реализация областных целевых  программ  и  планов  мероприятий  в
сфере  информатизации требует существенных человеческих, материальных,
финансовых ресурсов, и в целях экономии и рационального  использования
бюджетных   средств  необходимо  постоянно  оптимизировать  выполнение
осуществляемых процессов в сфере ИКТ.
     Существует    ряд     международных     стандартов     управления
информационными технологиями, опыт использования которых целесообразно
учитывать при организации работ по информатизации области.
     В частности, является актуальным  применение  основных  положений
стандартов  СOBIT  (Control  Objectives  for  Information  and related
Technology)  и  ITIL  (IT  Infrastructure  Library)/ITSM  (IT  Service
Management),   используемых   соответственно  при  организации  аудита
процессов управления ИТ и реализации  модели  сервисно-ориентированной
инфраструктуры ИКТ.
     В  рамках  модели  сервисно-ориентированной  инфраструктуры   ИКТ
пользователям    предоставляются   не   информационные   системы   или
оборудование, а  услуги  по  решению  проблем  и  задач  пользователей
средствами  информационных  технологий.  При  этом объектом управления
является функциональность и качество  предоставления  услуг.  Подобный
подход   позволяет  объединить  усилия  всех  участников  процесса  по
достижению необходимого конечного результата.
     Внедрение  принципов   управления   ИТ-сервисами   ITSM   требует
реинжиниринга    ключевых   процессов,   связанных   с   эксплуатацией
информационных   технологий:   управление   изменениями,    управление
проблемами, управление ИТ-активами, создание общекорпоративной системы
обслуживания пользователей (Service Desk).
     Деятельность по  оптимизации  ключевых  процессов  должна  носить
постоянный характер.
     Использование международных стандартов управления информационными
технологиями   требует   целенаправленной   работы  специализированной
службы, что невозможно в ряде органов  исполнительной  государственной
власти  области,  не  имеющих  в  своем  штате достаточного количества
специалистов в сфере  ИКТ,  поэтому  целесообразно  сосредоточить  ряд
функций  по  управлению  инфраструктурой ИТК в Уполномоченном органе и
подведомственном     государственном     учреждении,      предоставляя
соответствующие  сервисы органам исполнительной государственной власти
области на основе принципов аутсорсинга.

     5.5. Разработка областной целевой программы информатизации
области

     В целях повышения эффективности бюджетных расходов и планирования
деятельности  органов исполнительной государственной власти области по
осуществлению информатизации области, разрабатывается  и  утверждается
областная целевая программа информатизации области.
     Представляется    целесообразной    разработка    и    реализация
Уполномоченным  органом  областной  целевой  программы  информатизации
области, обеспечивающей создание единого информационного  пространства
с  учетом  мероприятий по информатизации, предусмотренных нормативными
правовыми актами области  (в  отраслях  здравоохранения,  образования,
финансов, социального обеспечения и т.д.), разрабатываемой при участии
отраслевых специалистов.
     Областная целевая программа информатизации области направлена  на
решение   общих   вопросов   информатизации   органов   исполнительной
государственной  власти  области,  выходящих  за  рамки  ведомственных
целевых   программ,   в   частности,   связанных   с  развитием  общей
ИКТ-инфраструктуры, совершенствованием системы ИТ-менеджмента.
     Областная целевая программа информатизации области включает набор
показателей  ее  результативности  и  выполнения отдельных мероприятий
для обеспечения контроля эффективности  использования  соответствующих
бюджетных расходов.

      5.6. Финансирование областной целевой программы информатизации  
                               области                                

     Финансирование областной целевой программы информатизации области
осуществляется  за  счет  областного  бюджета  и  других  источников в
соответствии с действующим законодательством.
     Объем  бюджетного  финансирования  областной  целевой   программы
информатизации области определяется ежегодно в установленном порядке.
     В соответствии с объемом выделяемого бюджетного финансирования  и
финансирования   за   счет  средств  других  источников,  а  также  по
результатам  анализа  выполнения  указанной  программы  осуществляется
корректировка   перечня   мероприятий   и   ожидаемых  результатов  их
реализации.
     Реализация   коммерческих   проектов    информатизации    области
осуществляется  за  счет  средств  внебюджетных  источников в порядке,
установленном действующим законодательством.

                     6. Механизм реализации Концепции                 

     Реализация   настоящей   Концепции   осуществляется   посредством
выполнения  мероприятий  по  информатизации  области,  предусмотренных
областной  целевой  программой  информатизации   области   и   другими
нормативными правовыми актами области, в координации с реализуемыми на
федеральном уровне целевыми программами, планами и проектами.
     Органы   исполнительной   государственной   власти   области    в
установленном   порядке   вносят   по  вопросам  своей  компетенции  в
федеральные    органы    исполнительной    власти    предложения    по
совершенствованию  нормативной  правовой базы, по формированию целевых
программ, планов, проектов и технических решений,  разрабатываемых  на
федеральном  уровне и затрагивающих вопросы информатизации Вологодской
области, с  учетом  реализуемых  областных  целевых  программ  (планов
мероприятий) развития в данной сфере.
     Для организации централизованного предоставления различных  услуг
(сервисов)  в  сфере  ИКТ  для  органов исполнительной государственной
власти области  целесообразно  создание  государственного  учреждения,
действующего в сфере ИКТ, подведомственного Уполномоченному органу.
     Государственное  учреждение   также   в   установленном   порядке
обеспечивает  выполнение  технического  обслуживания  и развития общей
инфраструктуры  ИКТ  органов  исполнительной  государственной   власти
области, созданной за счет (при участии) средств областного бюджета.

                       7. Этапы реализации Концепции                  

     Реализация настоящей Концепции осуществляется в несколько этапов.
     На первом этапе (2008 год):
     совершенствуется структура органов  управления  и  координации  в
сфере информатизации области с учетом положений данной Концепции;
     проводится детальный и комплексный  анализ  уровня  использования
информационных    технологий    в    социально-экономической    сфере,
государственном  управлении  и   местном   самоуправлении,   а   также
потребностей населения в информации и услугах;
     осуществляется реализация мероприятий по информатизации  области,
предусмотренных действующими нормативными правовыми актами области;
     производятся формальные описания правил и процедур предоставления
государственных   услуг  (административных  регламентов)  и  правил  и
процедур  предоставления  государственных   услуг   при   помощи   ИКТ
(электронных административных регламентов).
     На втором этапе (2009-2010 годы):
     производится изучение проектных решений  в  сфере  информатизации
области,   разработанных  и  апробированных  на  федеральном  уровне в
рамках реализации федеральной целевой  программы  «Электронная  Россия
(2002 - 2010 годы)»;
     формируется система добровольной  сертификации  решений  в  сфере
информатизации области;
     разрабатывается   и    утверждается    структура    «электронного
правительства» области и план мероприятий по его реализации;
     осуществляется реализация мероприятий по информатизации  области,
предусмотренных действующими нормативными правовыми актами области.
     На третьем этапе (2010-2012 годы):
     вводятся в эксплуатацию проектные решения в сфере  информатизации
области, разработанные и апробированные на федеральном уровне в рамках
реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия  (2002  -
2010 годы)» и отобранные для внедрения в Вологодской области;
     вводятся в эксплуатацию, развиваются и обслуживаются региональные
информационные    системы    в   соответствии   с   мероприятиями   по
информатизации  области,  предусмотренными  действующими  нормативными
правовыми актами области.
     В  течение  всего  периода  действия   Концепции   осуществляются
мероприятия  по  мониторингу  внешних  и внутренних факторов влияния и
осуществляются  необходимые   коррективы   Концепции   как   в   части
формулировки задач, так и в выборе альтернативных путей реализации.


Приложение
к Концепции

РАЗВИТИЕ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МАЛОГО
        И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

     1. Содержание и актуальность проблемы

     Одним из главных направлений развития области  согласно  Основным
положениям   концепции   стратегии  социально-экономического  развития
Вологодской области  является  малое  и  среднее  предпринимательство.
Деятельность  субъектов  малого и среднего предпринимательства области
способствует решению важнейших социально-экономических  задач,  в  том
числе обеспечивая:
     производство общественно необходимых товаров,  выполнение  работ,
оказание услуг;
     формирование конкурентной рыночной среды как основы для повышения
качества продукции и сдерживания роста цен;
     создание рабочих мест;
     уплату налогов в бюджеты всех уровней и платежей во  внебюджетные
фонды;
     формирование  и  рост  среднего  класса  как  политической  силы,
заинтересованной       в       стабильности      и      поступательном
социально-экономическом развитии области;
     стимулирование экономической активности граждан;
     повышение инвестиционной привлекательности области.
     Органы   исполнительной   государственной   власти   области    в
соответствии   с   действующим   законодательством  осуществляют  меры
поддержки малого и среднего предпринимательства области.
     В настоящем  приложении  представлена  концепция  развития  рынка
информационно-коммуникационных   технологий   (далее   –  рынка  ИКТ),
ориентированного на малое и среднее предпринимательство области.
     В настоящем приложении под  рынком  ИКТ  понимается  совокупность
следующих сегментов:
     производство и реализация компьютерного  и  телекоммуникационного
оборудования, комплектующих и периферийных устройств;
     разработка и реализация программных продуктов;
     предоставление внешним исполнителем  услуг  по  консультированию,
проектированию,  внедрению,  поддержке  ИКТ,  в  том  числе выполнению
функций по обслуживанию ИКТ-инфраструктуры заказчика;
     оказание  услуг  по  профессиональной  переподготовке,  повышению
квалификации и сертификации специалистов в сфере ИКТ;
     предоставление иных связанных с ИКТ услуг в  рамках  действующего
законодательства.
     Субъекты   малого   и   среднего   предпринимательства    области
осуществляют   свою   деятельность   в  условиях  роста  экономической
конкуренции вследствие следующих факторов:
     процессов глобализации мировой экономики;
     повышения реального  курса  рубля  относительно  ведущих  мировых
валют,  что  способствует  увеличению  импорта и снижает эффективность
экспорта;
     системного  противодействия  государственных  органов  применению
незаконных  методов  повышения  эффективности производства (незаконных
методов  налоговой  оптимизации,  выплаты   зарплат   «в   конвертах»,
использования  контрафактных объектов интеллектуальной собственности и
т.д.);
     экспансии коммерческих организаций (в частности, крупных торговых
сетей) из других регионов на рынок области.
     Развитие рынка ИКТ области является одной из инфраструктурных мер
повышения  эффективности  и  конкурентоспособности  малого  и среднего
предпринимательства  области. При этом необходимо  ориентироваться  на
лучшие зарубежный и отечественный опыт.
     Анализ статистики развитых стран показывает, что  сектор  отрасли
ИКТ,     ориентированный     на    субъекты    малого    и    среднего
предпринимательства, развивается опережающими темпами. Таким  образом,
необходимы    адекватные    усилия    для   поддержания   и   усиления
конкурентоспособности экономики области.

     2.  Классификация  уровней  информатизации  субъектов  малого   и
среднего  предпринимательства  и возможные меры поддержки на различных
уровнях

     При определении направлений развития рынка ИКТ  необходимо  иметь
систему  объективных  критериев  оценки уровня информатизации («уровня
зрелости») субъектов малого и  среднего  предпринимательства.  С  этой
целью  предлагается  система  с  условным  наименованием  «7 ступеней»
(таблица 2). В  таблице  2  также  указаны  возможные  меры  поддержки
информатизации   субъектов   малого  и  среднего  предпринимательства,
находящихся на той или  иной  ступени.  Данные  меры  поддержки  могут
предоставляться органами исполнительной государственной власти области
в    порядке,    предусмотренном    действующим     законодательством,
хозяйствующими   субъектами,  некоммерческими  организациями  и  иными
лицами.

     Таблица  2.  «Уровни  зрелости»  субъектов  малого   и   среднего
предпринимательства

-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Критерии оценки нахождения субъектов малого и | Возможные меры поддержки                      |
| среднего предпринимательства на данном уровне |                                               |
| зрелости                                      |                                               |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| 1 Ступень. Предварительная                                                                    |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| 25% субъектов малого и среднего               | Финансирование (в том числе предоставление    |
| предпринимательства имеют компьютер в офисе.  | банковских гарантий, грантов и т.д.)          |
| 25% субъектов малого и среднего               | приобретения компьютерной техники и           |
| предпринимательства ведут бухгалтерию в       | программного обеспечения.                     |
| электронном виде (в том числе при             | Обучение сотрудников субъектов малого и       |
| использовании внешней бухгалтерии).           | среднего предпринимательства по вопросам ИКТ. |
| 10% субъектов малого и среднего               | Создание пунктов коллективного доступа в      |
| предпринимательства имеют доступ в Интернет и | Интернет.                                     |
| имеют адрес электронной почты.                |                                               |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| 2 Ступень. Начальная                                                                          |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| 50% субъектов малого и среднего               | Проведение специализированных учебных и       |
| предпринимательства имеют компьютер в офисе.  | выставочных мероприятий по использованию      |
| 50% субъектов малого и среднего               | Интернет в бизнесе.                           |
| предпринимательства ведут бухгалтерию в       | Предоставление Интернет-провайдерами          |
| электронном виде.                             | специальных пакетов услуг для субъектов       |
| 25% субъектов малого и среднего               | малого и среднего предпринимательства.        |
| предпринимательства имеют доступ в Интернет и | Обучение сотрудников субъектов малого и       |
| имеют адрес электронной почты.                | среднего предпринимательства по вопросам ИКТ  |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| 3 Ступень. Коммуникационная                                                                   |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| 50% субъектов малого и среднего               | Развитие инфраструктуры публичных сетей       |
| предпринимательства имеют доступ в Интернет   | передачи данных, использование технологий     |
| (на скорости 56 кб/с и выше).                 | xDSL с целью улучшения качества телефонной    |
| 30% субъектов малого и среднего               | связи и передачи данных, развития             |
| предпринимательства имеют простой             | конкурентной среды доступа в Интернет и       |
| сайт-визитку в Интернет.                      | снижение затрат для субъектов малого и        |
| 30% субъектов малого и среднего               | среднего предпринимательства.                 |
| предпринимательства рассматривают электронную |                                               |
| почту и Интернет-пейджеры как основное        |                                               |
| средство коммуникаций.                        |                                               |
| 10% субъектов малого и среднего               |                                               |
| предпринимательства используют сети на основе |                                               |
| Интернет-технологий для объединения           |                                               |
| информационных систем удаленных офисов.       |                                               |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| 4 Ступень. Электронная торговля                                                               |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| 50% субъектов малого и среднего               | Организация региональных ИКТ выставок для     |
| предпринимательства имеют доступ в Интернет   | субъектов малого и среднего                   |
| (на скорости 64 кб/с и выше).                 | предпринимательства.                          |
| 30% субъектов малого и среднего               | Организация мероприятий по распространению    |
| предпринимательства предлагают системы заказа | лучшего опыта использования ИКТ субъектов     |
| товаров и услуг через Интернет.               | малого и среднего предпринимательства.        |
| 10% субъектов малого и среднего               | Развитие электронных услуг «электронного      |
| предпринимательства участвуют в               | правительства для бизнеса» (G2B).             |
| государственных электронных торгах.           |                                               |
| 30% субъектов малого и среднего               |                                               |
| предпринимательства внедрили системы          |                                               |
| автоматизации работы с заказчиками (CRM).     |                                               |
| 20% субъектов малого и среднего               |                                               |
| предпринимательства используют ЭЦП.           |                                               |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| 5 Ступень. Электронная коммерция                                                              |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| 50% субъектов малого и среднего               | Специализированные выставки ИКТ для субъектов |
| предпринимательства имеют скоростной доступ в | малого и среднего предпринимательства,        |
| Интернет (на скорости 128 кб/с и выше).       | распространение лучшего опыта.                |
| 50% субъектов малого и среднего               | Предусмотренные действующим законодательством |
| предпринимательства, имеющих сайт, принимают  | налоговые льготы для разработчиков ИКТ,       |
| платежи за товары и услуги на сайте.          | создание и развитие ИКТ-инкубатора            |
| 50% субъектов малого и среднего               | (технопарка).                                 |
| предпринимательства осуществляют налоговые и  | Стимулирование разработки online-приложений   |
| прочие платежи в электронном виде.            | для бизнеса и программного обеспечения с      |
| 30% субъектов малого и среднего               | открытым кодом.                               |
| предпринимательства используют системы        | Содействие продвижению субъектов малого и     |
| электронного планирования и групповой работы. | среднего предпринимательства с использованием |
| 30% субъектов малого и среднего               | Интернет-маркетинга и рекламы.                |
| предпринимательства используют системы        | Развитие субъектов малого и среднего          |
| электронного взаимодействия с подрядчиками    | предпринимательства в важнейших кластерах     |
| (SCM).                                        | экономики области.                            |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| 6 Ступень. Электронная компания                                                               |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| 50% субъектов малого и среднего               | Предоставление большей части государственных  |
| предпринимательства ввели системы             | услуг для бизнеса (G2B) в электронном виде.   |
| электронного планирования ресурсов компаний   | Совершенствование нормативной правовой базы   |
| (ERP).                                        | области, регламентирующей вопросы             |
| Электронные платежи являются основными        | предоставления государственных услуг          |
| средствами осуществления расчетов.            | организациям в электронном виде.              |
| Контракты с зарубежными партнерами            |                                               |
| осуществляются в электронном виде.            |                                               |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| 7 Ступень. Информационное общество                                                            |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Большинство компаний имеют широкополосный     | Предоставление подавляющего большинства       |
| доступ в Интернет.                            | государственных услуг для бизнеса (G2B) в     |
| Электронное планирование собственных ресурсов | электронном виде.                             |
| и производства является нормой.               | Развитие экономических кластеров, в том числе |
| Взаимодействие с клиентами и заказчиками      | в сфере ИКТ.                                  |
| (B2B) осуществляется в основном в электронном | Совершенствование нормативной правовой базы   |
| виде.                                         | области, регламентирующей вопросы             |
| 30% субъектов малого и среднего               | предоставления государственных услуг          |
| предпринимательства активно работают на       | организациям в электронном виде.              |
| международных рынках.                         |                                               |
-------------------------------------------------------------------------------------------------

     Эффективное  применение  ИКТ   субъектами   малого   и   среднего
предпринимательства    может   быть   достигнуто   при   одновременном
эффективном использовании ИКТ в органах исполнительной государственной
власти   области,   развитии   «электронного  правительства»  области,
совершенствовании ИКТ-инфраструктуры области  и  нормативной  правовой
базы области.

     3.  Варианты  стратегии  органов  исполнительной  государственной
власти   области   по   развитию  рынка  ИКТ  для  малого  и  среднего
предпринимательства

     Можно выделить следующие основные варианты развития рынка ИКТ:

     3.1. Вариант «Созерцание»

     В  этом  случае  органы  исполнительной  государственной   власти
области  не  предпринимают  какие-либо  специальные усилия по развитию
рынка ИКТ области для  малого  и  среднего  предпринимательства,  либо
предпринимают в ограниченных формах.
     SWOT-анализ данного варианта:
     Сильные стороны:
     минимизация усилий и затрачиваемых ресурсов;
     отсутствие   предпосылок   для   нерационального    использования
ресурсов, необходимых для развития рынка ИКТ области, ориентированного
на малое и среднее предпринимательство;
     не возникает искажений условий  свободной  конкуренции  субъектов
малого и среднего предпринимательства, возможных при самой объективной
системе оказания поддержки.
     Слабые стороны:
     возможности субъектов малого  и  среднего  предпринимательства  в
районах  области по использованию ИКТ существенно отстают от условий в
городах Вологде и Череповце;
     достигнутые конкурентные преимущества могут быть легко утрачены;
     снижается   эффективность   инвестиций   органов   исполнительной
государственной     власти    области    в    развитие    услуг    G2B
(автоматизированной  системы  государственных  закупок,  систем  сдачи
отчетности и т.д.);
     развитие кластера ИКТ области происходит замедленными темпами.
     Возможности:
     развитие рынка ИКТ области, ориентированного на малое  и  среднее
предпринимательство,   усилиями  только  хозяйствующих  субъектов  без
координации со стороны органов исполнительной  государственной  власти
области.
     Угрозы:
     ослабление конкурентоспособности экономики области по отношению к
экономикам     регионов     Российской    Федерации,    осуществляющим
систематическое масштабное инвестирование в сферу ИКТ;
     неразвитость рынка ИКТ создает предпосылки для нарушений в  сфере
интеллектуальной собственности и увеличивает юридические риски ведения
бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства;
     в социально-экономических процессах  развития  области  снижается
эффективность  взаимодействия  органов  исполнительной государственной
власти области с субъектами малого и среднего предпринимательства;
     снижается инвестиционная привлекательность области.

     3.2. Вариант «Точечная поддержка»

     Данный  вариант  предполагает  оказание  в  рамках   действующего
законодательства  поддержки по вопросам информатизации незначительному
количеству   субъектов   малого   и   среднего    предпринимательства,
участвующих   в  социально  значимых  для  области  проектах  развития
туризма, народных промыслов и т.д.
     Поскольку подобная избирательная поддержка  не  имеет  системного
воздействия  на  развитие рынка ИКТ в целом, то для данного варианта в
основном применим SWOT-анализ варианта «Созерцание».

     3.3. Вариант «Комплексное развитие»

     Данный  вариант  предполагает  комплексное  развитие  рынка  ИКТ,
ориентированного  на среднее и малое предпринимательство, и содействие
процессам    информатизации    субъектов     малого     и     среднего
предпринимательства.
     Целью данного варианта является стимулирование субъектами  малого
и  среднего предпринимательства области рыночного спроса на услуги ИКТ
и адекватное развитие рыночного предложения услуг в сфере ИКТ.
     В   качестве   основных    направлений    деятельности    органов
исполнительной  государственной  власти области по развитию рынка ИКТ,
ориентированного на субъекты малого  и  среднего  предпринимательства,
рассматриваются следующие:
     развитие «электронного правительства», активное использование ИКТ
для   организации   взаимодействия  с  субъектами  малого  и  среднего
предпринимательства области, оказания государственных услуг типа G2B в
электронном виде;
     популяризация предусмотренных действующим  законодательством  мер
государственной     поддержки     субъектов    малого    и    среднего
предпринимательства, основная деятельность которых связана с созданием
и развитием высоких технологий, в том числе ИКТ;
     в рамках предусмотренных  действующим  законодательством  области
мер  поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства (в том
числе  системы  бизнес-инкубирования)  необходимо   уделять   внимание
вопросам    применения    ИКТ    для    повышения    эффективности   и
конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
     анализ потребности органов исполнительной государственной  власти
области  в  специалистах в области ИКТ и формирование государственного
заказа на подготовку таких специалистов.
     Целесообразна     разработка     и     реализация      механизмов
частно-государственого  партнерства, при котором в рамках действующего
законодательства могут осуществляться:
     взаимодействие  органов  исполнительной  государственной   власти
области с зарубежными и российскими организациями-лидерами рынка ИКТ в
целях развития инфраструктуры ИКТ  области,  программных  продуктов  и
технических  решений,  ориентированных  на  субъекты малого и среднего
предпринимательства;
     консультации по координации стратегий деятельности  хозяйствующих
субъектов    на    территории    области   и   направлений   стратегии
социально-экономического развития области;
     организация и проведение выставок, конференций, семинаров и  иных
мероприятий  по  вопросам  информатизации,  в том числе информатизации
субъектов малого и среднего предпринимательства;
     разработка   специализированных    банковских    продуктов    для
финансирования  проектов  информатизации  субъектов  малого и среднего
предпринимательства и программ страхования рисков таких проектов;
     развитие сетей передачи данных, в том числе беспроводных;
     информирование субъектов малого и среднего предпринимательства  о
нормативных  правовых  документах,  регламентирующих  функционирование
рынка ИКТ;
     венчурное финансирование;
     развитие технопарков, в том числе частных;
     предоставление грантов на реализацию проектов в сфере ИКТ;
     развитие дистрибьюторских и дилерских каналов на ИКТ-рынке и т.д.
     Сильные стороны:
     создание условий  для  равных  возможностей  субъектов  малого  и
среднего   предпринимательства  в  части  использования  ИКТ  на  всей
территории области;
     достигнутые конкурентные преимущества сохраняются и усиливаются;
     возрастает  эффективность   инвестиций   органов   исполнительной
государственной  власти  области  в  развитие  системы  предоставления
государственных услуг для бизнеса при помощи  ИКТ  (автоматизированных
систем государственных закупок, сдачи отчетности и т.д.);
     развитие кластера ИКТ  области  происходит  ускоренными  темпами.
Появляются   дополнительные  стимулы  для  организации  новых  учебных
центров,  возрастает  потребность  в  ИКТ-специалистах  и  уровень  их
доходов,   сектор  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства
ИКТ-рынка  области  увеличивает  свою  привлекательность  для  лидеров
ИКТ-индустрии,  возрастающий  уровень конкуренции стимулирует снижение
цен на рынке ИКТ.
     Слабые стороны:
     необходимость привлечения финансовых и человеческих ресурсов  для
реализации  системы  мер  по  стимулированию использования ИКТ в целях
развития сектора субъектов малого и среднего предпринимательства.
     Возможности:
     существует потенциальная возможность привлечения софинансирования
из  средств  федерального  бюджета  и софинансирования из внебюджетных
источников;
     профессиональная  информатизация  субъектов  малого  и   среднего
предпринимательства обеспечивает совершенствование деловых процессов и
повышение эффективности их деятельности;
     снижение   юридических   рисков   для   бизнеса,   связанных    с
непрофессиональными    действиями    субъектов   малого   и   среднего
предпринимательства  в  сфере   ИКТ   (использование   нелицензионного
программного обеспечения, противоправного применения ИКТ и т.д.);
     повышается инвестиционная привлекательность области.
     Угрозы:
     возможны попытки манипулирования  субъектами  малого  и  среднего
предпринимательства  со  стороны  производителей  и  поставщиков ИКТ с
целью  сбыта   неэффективных   для   субъектов   малого   и   среднего
предпринимательства  технических  средств,  программного обеспечения и
технологий (заведомо избыточных по  возможностям,  требующих  сложного
сопровождения,  имеющих завышенную совокупную стоимость владения). Это
может  привести  к  снижению  экономического  эффекта  от   инвестиций
субъектов малого и среднего предпринимательства в ИКТ;
     широкое использование ИКТ влечет за собой  угрозы  информационной
безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства;
     снижение  эффективности  инвестиций  в  проекты  ИКТ   вследствие
неравномерного уровня развития инфраструктуры ИКТ и различных «уровней
зрелости»  субъектов  малого  и  среднего   предпринимательства,   что
накладывает  ограничения  на  широкое  использование типовых решений в
сфере ИКТ.
     Возможные  способы  минимизации  рисков   варианта   «Комплексное
развитие» приведены в таблице 3.

      Таблица 3. Риски варианта «Комплексное развитие»  и  способы  их
минимизации

-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Риски                                         | Возможные способы                             |
|                                               | минимизации рисков                            |
------------------------------------------------|------------------------------------------------
| Недостаточность финансовых ресурсов.          | Технико-экономическое обоснование инвестиций  |
| Неэффективность расходования ресурсов.        | в проекты развития в сфере ИКТ, поддержка     |
|                                               | проектов с лучшими показателями               |
|                                               | рентабельности и периода окупаемости.         |
|                                               | Развитие в рамках действующего                |
|                                               | законодательства механизмов                   |
|                                               | государственно-частного партнерства,          |
|                                               | привлечение средств из внебюджетных           |
|                                               | источников.                                   |
------------------------------------------------|------------------------------------------------
| Снижение экономического эффекта от инвестиций | Развитие консалтинговых услуг, в том числе по |
| субъектов малого и среднего                   | вопросам стратегии информатизации и           |
| предпринимательства в ИКТ вследствие          | оптимизации деловых процессов.                |
| неправильного выбора технологий.              |                                               |
------------------------------------------------|------------------------------------------------
| Снижение эффективности инвестиций в проекты   | Разработка и реализация областной целевой     |
| ИКТ вследствие неравномерного уровня развития | программы информатизации области.             |
| инфраструктуры ИКТ и различных «уровней       | Расширение перечня типовых решений            |
| зрелости» субъектов малого и среднего         | информатизации, разработка типовых решений    |
| предпринимательства.                          | для каждого «уровня зрелости» субъектов       |
|                                               | малого и среднего предпринимательства.        |
------------------------------------------------|------------------------------------------------
| Угрозы информационной безопасности субъектов  | Развитие консалтинговых услуг, в том числе по |
| малого и среднего предпринимательства при     | вопросам информационной безопасности, в сфере |
| широком использовании ИКТ.                    | ИКТ.                                          |
------------------------------------------------|------------------------------------------------
| Отсутствие быстрого видимого эффекта и        | Разработка системы объективных показателей    |
| принятие решения о нецелесообразности         | эффективности и создание системы мониторинга. |
| продолжения работ.                            |                                               |
-------------------------------------------------------------------------------------------------
                                                                                 
     При  реализации   варианта   «Комплексное   развитие»   ожидаются
следующие результаты:
     создание   рабочих   мест,   увеличение   доли    среднесписочной
численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в
среднесписочной численности  работников  (без  внешних  совместителей)
всех предприятий и организаций;
     увеличение доли продукции, произведенной малыми предприятиями,  в
общем объеме валового регионального продукта;
     устойчивое превышение количества создаваемых субъектов  малого  и
среднего   предпринимательства  над  количеством  субъектов  малого  и
среднего предпринимательства, прекратившим свою деятельность;
     рост налоговых сборов и платежей во внебюджетные фонды;
     повышение    количества    субъектов    малого     и     среднего
предпринимательства, использующих ИКТ в своей деятельности;
     увеличение эффективности деятельности субъектов малого и среднего
предпринимательства и увеличение объема продаж за счет внедрения ИКТ;
     развитие  инфраструктуры  сетей  публичного  доступа  (Интернет),
увеличение  количества  высокоскоростных  каналов  связи  для конечных
потребителей, снижение стоимости услуг Интернет-провайдеров;
     увеличение количества пунктов коллективного доступа  к  Интернет,
расширение  возможностей  высокоскоростного  доступа  в  Интернет  при
помощи беспроводных технологий.
     Реализация варианта «Комплексное развитие» позволит стимулировать
спрос  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства  области на
услуги рынка ИКТ и адекватное развитие рыночного предложения  в  сфере
ИКТ.
     При этом будет происходить развитие «электронного  правительства»
области,  предоставление  государственных  услуг  субъектам  малого  и
среднего предпринимательства области при помощи ИКТ. Субъекты малого и
среднего  предпринимательства смогут более широко использовать ИКТ для
повышения конкурентоспособности и  эффективности  своей  деятельности.
Получит  импульс для дальнейшего развития рынок ИКТ области, ускорится
формирование  экономически  значимого  кластера   высоких   технологий
экономики области.



                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 










Информация по документу
Читайте также