Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 07.09.2009 № 1342

 
                                                                      
 
 
                                                                      
                     ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          
 
      Утратило силу с 1 января 2017 года - Постановление Правительства
Вологодской области  от 19.12.2016 № 1149
 
     От  07.09.2009 N 1342
     гологда
 
 
     О внесении изменений в постановление
     Правительства области
     от 2 сентября 2008 года N 1654
 
      (В редакции Постановления Правительства Вологодской области     
                         от 05.10.2009 № 1499)  
                      
     Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
 
     1. Внести в постановление Правительства  области  от  2  сентября
2008  года  N  1654  "Об  одобрении  стратегии "Развитие архитектуры и
градостроительства Вологодской области" (с  последующими  изменениями)
следующие   изменения:      редакции   Постановления   Правительства
Вологодской области от 05.10.2009 № 1499)
      пункт 1 после слов  и  цифр  "до  2020  года"  дополнить  словом
"(прилагается)";
      дополнить   приложением   согласно   приложению   к   настоящему
постановлению.
     2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
 
 
     Губернатор области          В.Е. Позгалев
 
 
     Приложение к постановлению
     Правительства области
     от 07.09.2009 N 1342
 
     "Одобрена постановлением
     Правительства области
     от 2 сентября 2008 года N 1654
 
 
                                 СТРАТЕГИЯ                            
                "Развитие архитектуры и градостроительства            
                     Вологодской области до 2020 года"                
                            (далее – Стратегия)                       
 
      1. Анализ ситуации и оценка потенциала отрасли
 
     1.1. Общая характеристика ситуации в отрасли
 
      Градостроительный  кодекс   Российской   Федерации   впервые   в
российской практике ввел в правовое поле документацию территориального
планирования,  придав  ей  статус  правового  акта,  а  также  признал
обязательной  составляющей  процесса  оборота  земли  и недвижимости в
муниципальных   образованиях   градостроительную    документацию    по
планировке территории.
      Документы  территориального  планирования   разрабатываются   на
основании  проведенного  комплексного  анализа существующего состояния
территорий в целях  создания  условий  устойчивого  градостроительного
развития    территорий,    инженерной,   транспортной   и   социальной
инфраструктур, благоприятных условий жизнедеятельности граждан.
      До принятия Градостроительного кодекса Российской  Федерации  от
29   декабря   2004   года   N  191-ФЗ  вопросы  градостроительства  и
территориального  планирования   уступали   по   значимости   вопросам
земельных  отношений,  охраны  окружающей  среды.  В основном внимание
уделялось развитию земельной реформы без учета особенностей  элементов
планировочной  структуры застроенных и подлежащих застройке территорий
(в частности, проекты планировки) и  территориальному  планированию  в
целом   (генеральные   планы  городских  и  сельских  поселений).  Это
обстоятельство негативно сказалось на  современном  облике  населенных
пунктов:  ценнейшие  градостроительные земли были отданы под огороды и
садовые  участки,  зачастую  территории,  предназначенные  под   жилую
застройку,  отводились  под площадки ТБО, складские и производственные
объекты  (котельные,  пилорамы),  в   некоторых   населенных   пунктах
интенсивно  застраивались  территории,  занятые зелеными насаждениями.
Результатом комплексного освоения территорий без учета документации по
планировке  стало  "новое средневековье в российских городах и селах":
узкие криволинейные проезды,  тупиковые  улицы,  застроенные  площади,
отсутствие    автостоянок,    трамвайные    пути,   используемые   как
автомобильные дороги. Во многих населенных  пунктах  нанесен  огромный
ущерб объектам культурного наследия не столько в результате их утраты,
сколько из-за  высокоэтажной  плотной  застройки  исторических  частей
населенного   пункта,   которая   меняет   эстетическое  восприятие  и
историческую планировочную структуру городских и  сельских  поселений.
Погоня  за  сиюминутной  прибылью  застройщиков  оборачивается потерей
уникального облика населенных пунктов и, в конечном  счете,  снижением
их инвестиционного потенциала.
     За период 70-90х годов в Вологодской области разработка  проектов
генеральных планов осуществлялась исключительно на населенные пункты –
центральные    усадьбы     колхозов     и     совхозов.     Прибыльные
сельхозпредприятия,    являвшиеся   градообразующими,   самостоятельно
заключали договоры с проектными  институтами  на  разработку  проектов
планировки  деревни  или  села.  В 1976 году на территорию Вологодской
области была разработана Комплексная схема районной планировки,  в  26
муниципальных  районах были разработаны проекты районной планировки за
счет  средств  федерального  бюджета.  Практически  вся  разработанная
градостроительная   документация   утверждена  решениями  Вологодского
облисполкома и в обязательном порядке учитывается при разработке новых
документов территориального планирования.
     В условиях новых рыночных отношений разработанные в 70-80х  годах
градостроительные  документы  реализованы  и  не  отражают  дальнейшую
перспективу развития  территории  Вологодской  области,  муниципальных
образований, отдельных населенных пунктов.
     С  принятием  Градостроительного  кодекса  Российской   Федерации
требования  к  территориальному планированию кардинально изменились. В
соответствии  с  Градостроительным   кодексом   Российской   Федерации
подготовка  генеральных планов поселений, генеральных планов городских
округов осуществляется применительно ко  всем  территориям  поселений,
городских   округов.   При   этом   согласно   пункту   2   статьи  23
Градостроительного   кодекса    Российской    Федерации    сохраняется
возможность  разработки  генеральных  планов применительно к отдельным
населенным  пунктам,  входящим  в  состав  поселения,  с   последующим
внесением изменений в генеральные планы поселений.
     Ситуация в отрасли на май 2008 года выглядит следующим образом:
     Во исполнение постановления Правительства области от 5 июля  2006
года  N  621 "О подготовке проекта схемы территориального планирования
Вологодской  области",  по  результатам  открытого  конкурса  заключен
государственный  контракт на разработку проекта схемы территориального
планирования Вологодской области (далее – проект Схемы области) от  24
ноября 2006 года N 5 с ООО Научно-проектный институт пространственного
планирования "ЭНКО" (Санкт-Петербург). В феврале 2008 года  подготовка
проекта Схемы области завершена.
     Разработка данного нормативного правового документа направлена на
определение   территорий   под  строительство  объектов  регионального
значения   исходя   из   совокупности    социальных,    экономических,
экологических   и  иных  факторов,  в  целях  обеспечения  устойчивого
развития территорий, развития инженерной,  транспортной  и  социальной
инфраструктур,  обеспечения  учета интересов граждан и их объединений,
муниципальных образований, развитие  народно-хозяйственного  комплекса
Вологодской области в целом.
     Разработанный  проект  Схемы  области   полностью   совпадает   с
основными  положениями  концепции  стратегии  социально-экономического
развития области на долгосрочную перспективу.
     В   марте   2008   года    в    соответствии    с    требованиями
Градостроительного  кодекса  Российской Федерации проект Схемы области
направлен на согласование в Департамент территориального  планирования
и  регионального  развития  Минрегиона России, в органы исполнительной
государственной  власти  области,  в  субъекты  Российской  Федерации,
имеющие  общую  границу  с  Вологодской  областью, и в органы местного
самоуправления муниципальных образований области.
     В  2007   году   количество   разрабатываемой   градостроительной
документации  для  муниципальных образований области увеличилось в 3,7
раза (приложения 1 и 2 к Стратегии).
     В  апреле  2008   года   завершена   разработка   проекта   схемы
территориального   планирования   Шекснинского  муниципального  района
(далее – проект Схемы района).
     Заключены контракты в 2006-2007 году (проекты  Схем  находятся  в
стадии   разработки)   в   10   муниципальных   районах:   Бабаевском,
Великоустюгском, Вожегодском, Вытегорском, Грязовецком,  Кирилловском,
Кадуйском, Устюженском, Череповецком, Шекснинском.
     Планируется заключить контракты в 2008 году  в  12  муниципальных
районах:   Белозерском,   Бабушкинском,   Верховажском,   Вологодском,
Кичм.-Городецком, Междуреченском, Сокольском,  Тарногском,  Тотемском,
Усть-Кубинском, Харовском, Чагодощенском.
     Планируется заключить контракты в 2009  году  в  4  муниципальных
районах: Вашкинском, Никольском, Нюксенском, Сямженском.
     В  рамках  подготовки  документов  территориального  планирования
городских  и сельских поселений утверждены генеральные планы следующих
муниципальных образований области: города Вологды,  города  Череповца,
поселка  Кадуй,  сельского  поселения  Городецкое, сельского поселения
Кичменгское, Устьянского сельского поселения, города Устюжны.
     В стадии согласования или проведения публичных слушаний находятся
следующие  муниципальные  образования  области:  поселок Чагода, город
Белозерск, Вожегодское городское поселение,  город  Вытегра,  сельское
поселение   Нюксенское,   Бабушкинское  сельское  поселение,  сельское
поселение Липинобрское.
     Разработка проекта генерального плана будет завершена в 2008 году
в  следующих  муниципальных  образованиях области: в городе Бабаево, в
муниципальном образовании Грязовецкое, в городе  Кириллове,  в  городе
Никольске,  в городе Соколе, в городе Великий Устюг, в поселке Шексна,
в сельском поселении Верховажское, в городе Тотьме, в городе Харовске.
     Контракты на разработку генеральных планов заключены в 2007  году
в  следующих  муниципальных  образованиях области: Тарногское cельское
поселение, сельское поселение Сямженское.
     На  основании  предложений  глав  муниципальных  районов  Главным
управлением  архитектуры и градостроительства области (далее – Главное
управление) был  сформирован  перечень  из  89  городских  и  сельских
поселений,  где  активно  ведется  жилищное  строительство, существует
производственная и  социальная  база  для  дальнейшего  развития.  Эти
поселения определены как приоритетные (приложение 3 к Стратегии).
     В  2007  году  заключены   контракты   на   разработку   проектов
генеральных  планов  в  35  городских и сельских поселениях области. В
дальнейшем работа по  подготовке  градостроительной  документации  для
муниципальных образований области будет продолжена (приложение 4 и 4.1
к Стратегии).
 
     1.2. Анализ внешних  условий,  влияющих  на  отраслевое  развитие
(российские и региональные тенденции как внешние условия развития)
 
     Внешними  условиями,  влияющими   на   отраслевое   развитие   на
территории  области,  являются  социально-экономические и политические
требования современной России, действующие нормативные правовые акты.
     Ситуация  в  России  в  период  с  80-х  по  90-е  годы  XX  века
характеризуется   изменением  политического  и  экономического  строя,
направленного  на   развитие   рыночной   экономики   и   прозрачности
демократических процедур.
     Экономика за последние 25 лет стала более эффективной,  множество
разнообразных   рыночных   субъектов,  крупных  и  мелких,  частных  и
государственных (муниципальных),  с  разными  организационно-правовыми
формами,   целями   и   интересами  достигают  каждый  своих  целей  и
одновременно  результаты  их  деятельности  складываются  в  некоторое
планируемое общественно значимое целое.
     В  сфере   градостроительной   деятельности   субъекты   рыночной
деятельности    вкладывают    денежные    средства   в   строительство
градообразующих объектов, реконструкцию существующих и в другие  сферы
жизни  общества.  Одним  из главных критериев эффективности в рыночных
условиях  становится  объем  инвестиций,  направление   их   вложений,
последствия инвестиционных процессов.
     Только в современный период отрасль приобретает  свою  значимость
как   один   из   инструментов  урегулирования  взаимных  интересов  и
разногласий участников градостроительной деятельности. Государственный
интерес    в    развитии    отрасли    неоспорим      решение   задач
социально-экономического развития Российской Федерации, взаимодействие
интересов  субъектов  Российской  Федерации  в  соответствии  с  общей
социально-экономической стратегией России, уделение внимания  развитию
различных  форм  местного  самоуправления,  регулирование расселения в
условиях формирования  "смешанной"  (социальной)  рыночной  экономики.
Перечисленные  тенденции взаимных интересов являются основополагающими
во внутренней политике государства.
     Баланс общественных и частных интересов в регламентировании  прав
на использование участков и другой недвижимости, в построении процедур
градостроительного  проектирования  становится  одним   из   важнейших
факторов, определяющим эффективность развития всех уровней экономики –
достатка  семей,  малого,  среднего  и  крупного   частного   бизнеса,
муниципального и областного бюджетов.
     Общество вступило в градостроительные отношения  с  федеральными,
региональными  и,  прежде  всего,  с муниципальными властями. Период с
2004 по 2008 годы характеризуется ростом законотворческой деятельности
в    сфере    земельных    отношений,    градостроительстве,   местном
самоуправлении.
     Впервые Градостроительный кодекс  Российской  Федерации  закрепил
обязательность   наличия   документов  территориального  планирования,
правил   землепользования   и   застройки   для    органов    местного
самоуправления  и определил ответственность за их отсутствие. Так, с 1
января 2010 года при отсутствии  утвержденных  генеральных  планов  не
допускается   принятие  решения  органами  местного  самоуправления  о
резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных
участков  для муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории
в другую; с 1 января 2010 года при отсутствии правил  землепользования
и   застройки   не   допускается   выделение  земельных  участков  под
строительство  с  предварительным   согласованием   места   размещения
объекта.  Следовательно,  органы  местного  самоуправления  не  смогут
реализовать свои полномочия, а граждане - свои права.
     Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О  введении
в   действие   Градостроительного   кодекса  Российской  Федерации"  и
Федеральным законом от 18 декабря  2006  года  N  232-ФЗ    внесении
изменений  в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации" на уровень субъекта передан
ряд  полномочий в сфере архитектуры и градостроительства, а именно: по
организации   и   проведению   государственной   экспертизы   проектов
территориального  планирования,  проектной  документации и результатов
инженерных  изысканий,  а  также  по  осуществлению   государственного
контроля    за    соблюдением    органами    местного   самоуправления
законодательства о градостроительной деятельности.
      Законом области от 1 мая 2006 года N  1446-ОЗ    регулировании
Градостроительной  деятельности  на  территории  Вологодской  области"
определены   основные   требования   к    деятельности    в    области
градостроительства.
      Постановлением Правительства области от 20 марта 2006 года N 241
"Об  утверждении структуры органа в области государственной экспертизы
проектов документов территориального  планирования  и  государственной
экспертизы проектной документации на территории Вологодской области" и
постановлением Правительства области от 22 января 2007 года  N  81  
внесении  изменений  в постановление Правительства области от 20 марта
2006   года   N   241"   установлено,   что   органом   исполнительной
государственной   власти   области,   осуществляющим   полномочия   по
государственной  экспертизе  и  государственному  контролю,   является
Главное управление.
      Названные внешние условия предполагают форсирование действий  по
развитию  отрасли в целом как на уровне субъекта Российской Федерации,
так и на уровне муниципальных образований.
 
      1.3. Анализ ресурсного потенциала и внутренних условий развития
 
      Для реализации требований Градостроительного кодекса  Российской
Федерации  и  других нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы
планирования,   требуются   определенные    ресурсы,    связанные    с
финансированием  полномочий,  решением  вопросов  кадровой  политики в
управленческих структурах в области градостроительства на региональном
и    муниципальном   уровнях,   а   также   наличие   архитекторов   -
градостроителей   -    непосредственных    разработчиков    документов
территориального планирования, градостроительной документации.
      За последние 15 лет в 26 муниципальных районах увеличилось число
руководителей   отделов   архитектуры  и  градостроительства,  из  них
образование по специальности "Архитектура и градостроительство"  имеют
40%.  В  большинстве случаев все специалисты выполняют обязанности, не
связанные напрямую с вопросами градостроительства  и  планирования.  В
городских   и  сельских  поселениях  Вологодской  области  подготовкой
конкурсной  документации,  объемом   проектных   работ   (направлением
развития   поселения)   занимаются   заместители   глав  администраций
муниципальных образований, бухгалтеры.
      В  соответствии  с   требованиями   Градостроительного   кодекса
Российской  Федерации  полномочия  в области градостроительства уровня
субъекта  Российской  Федерации  на  территории  Вологодской   области
возложены  на  орган исполнительной государственной власти Вологодской
области  -  Главное  управление  архитектуры   и   градостроительства.
Основополагающими функциями Главного управления являются:
     1.      Совместная   подготовка    документов    территориального
планирования.
     2.    Осуществление контроля  за  соблюдением  органами  местного
самоуправления   законодательства   о  градостроительной  деятельности
(разработка   и   корректировка   градостроительной   документации   в
соответствии с действующим федеральным законодательством).
     3.       Проведение    государственной    экспертизы    проектной
документации и результатов инженерных изысканий.
      Основной  причиной,   влияющей   на   своевременную   подготовку
градостроительной   документации,   является   финансовое  обеспечение
органов местного самоуправления городских и сельских поселений.
      В период до 2007 года средства областного бюджета на  разработку
градостроительной документации выделялись за счет капитальных вложений
по остаточному принципу.
      В 2005 году из областного бюджета выделено 1,7  млн.  рублей,  в
2006 году - 3,0 млн. рублей.
      Законом области "Об  областном  бюджете  на  2007  год"  органам
местного  самоуправления  муниципальных  образований  области выделено
субсидий на разработку градостроительной  документации  в  сумме  15,0
млн. рублей.
      На 2008 год законом области "Об областном бюджете на  2008  год"
на    разработку    градостроительной    документации    предусмотрено
финансирование в сумме 19800,0 тыс. рублей (в том числе  10053,8  тыс.
рублей, на разработку схем территориального планирования муниципальных
районов области,  9746,2  тыс.  рублей    на  разработку  генеральных
планов   городских   и  сельских  поселений),  что  в  2,4  раза  ниже
потребности, которая составляет 45200 тыс. рублей.
      Контроль  за  соблюдением   органами   местного   самоуправления
законодательства  о  градостроительной  деятельности  осуществляется с
момента  введения  статьи  81  Градостроительного  кодекса  Российской
Федерации  Федеральным  законом  от  18  декабря  2006  года N 232-ФЗ.
Главным управлением  подготовлен  перечень  необходимых  к  разработке
нормативных    правовых    актов   органов   местного   самоуправления
муниципальных образований области, в соответствии с которым проводится
мониторинг и осуществляется контроль.
      Во исполнение пункта 6 Перечня поручений  Президента  Российской
Федерации   по   итогам  заседания  Совета  приоритетных  национальных
проектов  7  апреля  2006  года  от  25  апреля  2006  года  N  Пр-676
Министерство    регионального    развития   Российской   Федерации   в
соответствии   с   поручением   Первого    заместителя    Председателя
Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 4 мая 2006 года N
ДМ-П45-1969 проводит мониторинг по планированию  развития  территорий,
в  том числе городских округов, городских и сельских поселений области
и  увеличению  площадей  земельных   участков,   предоставляемых   под
комплексную   жилую   застройку  в  соответствии  с  разработанными  и
утвержденными документами территориального планирования. С  2007  года
Главное  управление является главным распорядителем средств областного
бюджета в виде субсидии на разработку градостроительной  документации,
предоставляемой муниципальным образованиям области.
 
     1.4. Определение сильных и слабых сторон отрасли
 
     Информация о состоянии отрасли с выявлением ее сильных  и  слабых
сторон, возможностей для развития и угроз при отсутствии благоприятных
условий развития проанализирована по методике  SWOT-  структурирование
знаний  о  текущей  ситуации  и  тенденциях, конструирование стратегии
развития отрасли.
 
     1.4.1. Сильные стороны отрасли
 
     Территориальное  планирование   обеспечивает   реформирование   и
устойчивое    развитие   территорий,   позволяет   сфокусировать   все
стратегически   важные   вопросы   народно-хозяйственного    комплекса
социально-стратегического развития региона на долгосрочную перспективу
(25-30лет)   в   одном   документе:   на   уровне   субъекта    (схема
территориального   планирования   Вологодской   области),   на  уровне
муниципального    района    (схема    территориального    планирования
муниципального  района), на уровне городского округа (генеральный план
городского округа),  на  уровне  городского  или  сельского  поселения
(генеральный план городского или сельского поселения).
      Наглядность картографического материала и  технико-экономические
обоснования   документов  территориального  планирования  способствуют
принятию грамотных управленческих решений.  Основные  положения  Схемы
решают  вопросы  территориально-пространственного устройства от уровня
поселения до межрегионального уровня. Перечисленные  выше  возможности
отрасли являются конкурентным преимуществом.
      Полноценная  градостроительная  деятельность,   реализуемая   на
основании     требований    законодательства    о    градостроительной
деятельности, дает  возможность  резервирования  земель  под  массовую
жилую  застройку,  увеличения  территорий населенных пунктов в составе
сельских  поселений,   способствует   реализации   всех   национальных
проектов,  в  первую  очередь  "Доступное и комфортное жилье гражданам
России"  и  подпрограммы   "Обеспечение   инженерной   инфраструктурой
земельных  участков  малоэтажного  строительства", развитию ипотечного
строительства.  Данные  прогнозируемые  возможности   по   результатам
градостроительной  деятельности  являются  конкурентным  преимуществом
отрасли.
      Своевременно   разработанная   градостроительная    документация
позволяет  вести  контроль  за развитием застраиваемых и перспективных
территорий  под  массовую  жилую  застройку,   прогнозировать   объемы
вводимого   жилья   в   квадратных   метрах.  Данный  фактор  является
конкурентным преимуществом отрасли.
      Мероприятия,   предусмотренные   документами    территориального
планирования,    учитывают   социально-экономические   интересы   всех
участников градостроительной  деятельности,  способствуют  активизации
инвестиционной   деятельности,   являются  конкурентным  преимуществом
отрасли.
      В    рамках    реализации    требований    законодательства    о
градостроительной   деятельности   на   территории  области  создается
информационная  система  обеспечения  градостроительной   деятельности
(далее    ИС  ОГД), которая позволяет вести постоянное информирование
граждан,  юридических  лиц,  общественных  организаций  по   вопросам,
связанным  с  территориальным  устройством  региона,  жизнеобеспечения
населения.  Данное  направление  в   отрасли   является   конкурентным
преимуществом.
 
     1.4.2.Слабые стороны отрасли
 
      Слабыми сторонами отрасли являются:
     1.    Несвоевременное принятие федеральных  нормативных  правовых
актов,  регулирующих отношения в сфере градостроительной деятельности.
Многократные  поправки,  вносимые  в   Градостроительный   кодекс   на
протяжении всего периода действия с момента его принятия.
     2.    Отсутствие на  федеральном  уровне  национального  проекта,
связанного  с  территориально-пространственным  планированием, который
должен предшествовать или реализовываться параллельно  с  существующим
финансированием  публичных  национальных  проектов России. Отсутствует
комплексность решения всех четырех национальных проектов как на уровне
Российской Федерации, так и на уровне субъекта.
     3.    Национальным  проектом  "Доступное  и  комфортное  жилье  -
гражданам  России"  положен принцип доступности приобретения жилья, то
есть  его  стоимость.  Снижение  себестоимости   строительства   жилья
напрямую  связано  с вопросами градостроительной подготовки территории
для      размещения      объекта      капитального      строительства:
инженерно-геологических  характеристик  участка (наличие магистральных
инженерных сетей), его нормативно-правовой обеспеченности (генеральный
план   поселения,   Правила   землепользования   и  застройки,  проект
планировки,   градостроительный   план   земельного   участка,   схема
планировочной  организации  земельного  участка),  наличия проектной и
разрешительной    документации.    Вышеперечисленные    характеристики
инженерной  и  градостроительной  подготовки  земельного  участка  под
застройку в значительной степени влияют на рыночную стоимость  объекта
жилищного строительства.
     4.    Отсутствие заинтересованности в расстановке  приоритета  на
пространственно-территориальное   планирование   территории   субъекта
Российской Федерации.
     5.    Организационно-управленческие недоработки и просчеты.
     6.    Отсутствие единой системы обмена информации  на  территории
Вологодской области.
     7.    Недостаточность или отсутствие кадров:
      - низкая профессиональная  подготовка  управленческих  кадров  в
муниципальных образованиях;
      - отсутствие необходимого количества кадров для исполнения своих
полномочий органом исполнительной государственной власти области;
      - отсутствие необходимого числа специалистов-градостроителей  и,
как   следствие,   невозможность   в  установленные  Градостроительным
кодексом Российской Федерации сроки разработать  или  откорректировать
документы территориального планирования.
 
     1.4.3. Возможности отрасли
 
      При наличии необходимого количества документов  территориального
планирования,    документации   по   планировке   территории,   правил
землепользования и застройки городских и сельских поселений увеличится
социально-экономическая  мотивация,  консолидация усилий Правительства
Вологодской области, органов местного самоуправления и  общественности
в решении следующих вопросов:
     реализация на территории области национальных проектов;
     решение проблем занятости населения;
     развитие технологий и пространства;
     повышение качества жизни граждан;
     сохранение чистой окружающей среды;
     способствование   росту    социально-экономического    потенциала
области;
     сохранение  культурного  наследия   исторических   поселений   на
территории области.
      В областном центре - г.  Вологде  имеется  возможность  обучения
профессиональных кадров – специалистов-градостроителей на базе кафедры
"Архитектуры    и    градостроительства"    ГОУ    ВПО    "Вологодский
государственный технический университет".
 
     1.4.4. Угрозы развития отрасли
 
      При  отсутствии  должного  финансирования  возможно  прекращение
деятельности   в   области   градорегулирования   и   территориального
планирования. В следствие чего появляются следующие угрозы:
      -  утрата  целостности  социально-экономического   пространства,
стагнация   городов   и  целых  территорий,  неравномерность  развития
городских округов и поселений;
      - с 1 января 2010 года при отсутствии  утвержденных  генеральных
планов    не    допускается   принятие   решения   органами   местного
самоуправления о резервировании земель, об изъятии, в том числе  путем
выкупа,  земельных  участков для муниципальных нужд, о переводе земель
из одной категории в другую;
      - с 1 января 2010 года при отсутствии правил землепользования  и
застройки    не   допускается   выделение   земельных   участков   под
строительство  с  предварительным   согласованием   места   размещения
объекта;
      -   прекращение   инвестиционной   деятельности    и    снижение
строительной    привлекательности    на    территориях   муниципальных
образований в виду отсутствия возможности резервирования перспективных
территорий под любой вид застройки;
      - увеличение миграционного потока из периферийных центров, малых
городов,  роста  депрессивных  территорий,  поляризация  расселения  в
городских округах области;
      -  удорожание  жилищного   строительства,   усложнение   решения
транспортных, инженерно-технических, экологических проблем, вызывающих
острые социальные конфликты.
 
     1.5.   Позиционирование   отрасли   по    ключевым    показателям
относительно   среднероссийского   уровня,  а  также  по  сравнению  с
регионами Северо-Западного федерального округа
 
      Состояние  дел  по  подготовке  проекта  схемы  территориального
планирования  области  на  первое полугодие 2008 года, согласно данным
официального  сайта  Министерства  регионального  развития  Российской
Федерации,   оценивается  по  следующему  критерию:  из  83  субъектов
Российской Федерации получили положительное согласование проекты  Схем
14  субъектов Российской Федерации, в том числе Вологодская область, в
общем количестве указанных  положительных  заключений  Северо-Западный
федеральный округ представлен только Вологодской областью.
      Данные  о  ходе  разработки  градостроительной  документации   в
соседних   с  Вологодской  областью  регионах  страны  представлены  в
приложении 6 к Стратегии.
      В результате определенных конкурентных преимуществ и  выявленных
проблем по основным направлениям деятельности определены три возможных
сценария  развития  отрасли:  период  стагнации   и   кризис;   период
стагнации и подъем; устойчивое развитие.
 
     2.    Краткая характеристика системы плановых документов
 
     В соответствии с Градостроительным кодексом Российской  Федерации
принят  закон  области  от  1 мая 2006 года N 1446-ОЗ "О регулировании
градостроительной деятельности на территории Вологодской области".
     Во исполнение действующего законодательства, посланий  Президента
Российской   Федерации   Федеральному   Собранию,  проводимых  реформ,
отраслевых концепций, приоритетных национальных проектов,  федеральных
целевых  программ,  в  соответствии  с требованиями Градостроительного
кодекса   Российской   Федерации   Правительством   области    приняты
постановления:
     - от 14 августа 2006 года N 785 "Об  утверждении  Порядка  выдачи
разрешений  на  строительство  на  земельных  участках,  на которые не
распространяется  действие  градостроительных  регламентов   или   для
которых    не   устанавливаются   градостроительные   регламенты"   
последующими изменениями);
     - от  5  июля  2006  года  N  621    подготовке  проекта  схемы
территориального планирования Вологодской области";
     - от 20 марта 2006 года N 241 "Об  утверждении  структуры  органа
исполнительной  власти  Вологодской  области в области государственной
экспертизы   проектов   документов   территориального    планирования,
проектной документации, результатов инженерных изысканий на территории
Вологодской области, а также осуществления  государственного  контроля
за  соблюдением  органами  местного  самоуправления законодательства о
градостроительной деятельности";
     - от 30 июля 2007 года N 967 "О Главном управлении архитектуры  и
градостроительства Вологодской области";
     - от 13 августа 2007 года N 1072  проверке  сметной  стоимости
инвестиционных  проектов, финансируемых полностью или частично за счет
средств областного бюджета,  средств  местных  бюджетов  муниципальных
образований Вологодской области".
     Принятые нормативные правовые акты области  являются  стержнем  в
реализации  на территории области национального проекта – "Доступное и
комфортное жилье –  гражданам  России",  поскольку  одним  из  условий
участия  регионов  и муниципальных образований в отборе для реализации
инвестиционных проектов в рамках подпрограммы  "Обеспечение  земельных
участков  объектами  инженерной  инфраструктуры"  федеральной  целевой
программы "Жилище" является наличие утвержденного  проекта  планировки
территории,  разработка  которого,  в  свою очередь, осуществляется на
основании документов территориального планирования.
 
     3. Краткая качественная характеристика стратегических
     приоритетов и целей развития отрасли
 
     3.1. Определение миссии и целей Стратегии развития отрасли
 
      На основании проведенного SWOT – анализа  и  выявленных  проблем
отраслевого  развития  определены миссия, главная стратегическая цель,
основные стратегические направления,  задачи,  требующие  решения  для
достижения стратегических направлений и поставленных целей.
     Миссия    ведение  единой  градостроительной  политики,  которая
представляет     собой     составляющую    политики    уполномоченного
Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной
власти,  органов  исполнительной  государственной  власти  Вологодской
области и органов местного самоуправления по  вопросам  архитектуры  и
градостроительства,    пространственной    организации    обустройства
территории как материальной среды обитания своих граждан.
     Главная  стратегическая  цель    формирование  градостроительной
политики    посредством    разработки,    согласования    и   принятия
(утверждения):
     - нормативных правовых актов по  регулированию  градостроительной
деятельности;
     -  документов  территориального  планирования  (по   действующему
Градостроительному кодексу Российской Федерации);
     -   осуществления   контроля   за   реализацией    разработанных,
подготовленных и утвержденных документов территориального планирования
субъекта   Российской   Федерации   в   соответствии   со   стратегией
социально-экономического развития региона.
      Проекты  стратегического  территориального  планирования  должны
соответствовать  принципам  устойчивого  развития,  отвечать  целям  и
задачам, которые ставит общество, и служить основой  нормативной  базы
соответствующего уровня.
     Основные стратегические направления:
     - подготовка  и  принятие  требуемых  правовых  актов,  модельных
правовых актов для муниципальных образований области;
     -  разработка,   согласование   и   утверждение   документов   по
планированию   пространственной  организации  обустройства  территории
(единиц  территориального  деления,  их  групп  или  их   частей)   на
перспективу;
     -   распределение   субсидий,   предоставляемых    Правительством
Вологодской   области  из  средств  областного  бюджета  муниципальным
образованиям  области  для  разработки   документов   территориального
планирования;
     -     осуществление      образовательно-просветительных      мер,
способствующих  подготовке  профессионалов-градостроителей, подготовке
лиц, принимающих решения по вопросам управления развитием  территорий,
подготовке  граждан  к участию в обсуждении градостроительных решений,
связанных с территориальным планированием;
     -   разработка   проектной   документации   по   пространственной
организации обустройства территории Вологодской области;
     - информационное обеспечение реализации всех перечисленных  видов
деятельности.
     Задачи достижения стратегических направлений:
     1.     Создание  условий   для   градостроительной   деятельности
(адекватная стоимость проектирования, обеспечение исходными данными).
     2.    Обеспечение данными ИС ОГД в  соответствии  с  требованиями
законодательства о градостроительной деятельности.
     3.     Совершенствование  системы  подготовки,  переподготовки  и
непрерывного   образования   кадров   градостроителей.   Включение   в
образовательную программу кафедры "Архитектуры  и  градостроительства"
ГОУ  ВПО  "Вологодский  государственный технический университет" курса
лекций  по  теме  "Соблюдение  законодательства  о   градостроительной
деятельности".
     4.    Ведение градостроительной политики, направленной на:
     - информирование специалистов с высшим архитектурным образованием
о    роли    профессиональной    деятельности   в   органах   местного
самоуправления, несущую как общественно социальную значимость,  так  и
личную  мотивацию  творческой  деятельности,  направленную на развитие
личности;
     -  повышение   заинтересованности   руководителей   муниципальных
образований  в  наличии  профессиональных  кадров  в  органах местного
самоуправления в целях исполнения полномочий согласно законодательству
о градостроительной деятельности.
 
     3.2. Сценарии развития отрасли
 
      В результате определенных конкурентных преимуществ и  выявленных
проблем по основным направлениям деятельности определены три возможных
сценария развития отрасли:
      1. "Период стагнации и кризис"  -  отсутствие  финансирования  и
недостаток кадров.
      В соответствии с методикой SWOT у данного  сценария  отсутствует
сильная сторона. Слабыми сторонами является:
     - решение частичных краткосрочных  экономических  задач  в  ущерб
территориальным и градостроительным задачам;
     - затягивание разработки градостроительной документации;
     - отсутствие  возможности  дальнейшего  положительного  развития,
результатом    чего    являются    следующие   угрозы:   невозможность
резервирования земельных участков под  любой  вид  строительства  с  1
января  2010  года;  изъятие,  в  том  числе  путем  выкупа, земельных
участков для муниципальных нужд; перевод земель из одной  категории  в
другую;  невозможность  выдачи  разрешения  на  строительство  и  ввод
объекта капитального строительства в эксплуатацию.
     Результат   вышеперечисленного    -    невыполнение    требований
действующего законодательства.
     2.  "Период  стагнации  и  подъем"  -   рост   финансирования   и
постепенное  увеличение  числа кадров (на краткосрочную перспективу до
2010 года).
      Сильной стороной данного сценария является  его  стабильность  с
тенденцией     постепенного     наращивания    ресурсов    (документов
территориального  планирования),  высокая   степень   мотивации   всех
участников градостроительного процесса. Слабые стороны:
     - постепенная разработка градостроительной документации;
     -     несоблюдение     сроков,     установленных      действующим
законодательством;
     - несвоевременное выполнение поручений Президента и Правительства
Российской  Федерации.  При  достаточном финансировании начиная с 2008
года  появится  возможность  разработки  до   2010   года   документов
территориального  планирования  для 89 городских и сельских поселений,
выделенных   как   приоритетные,   на   основании   предложений   глав
муниципальных образований.
     Данный сценарий может быть не реализован  по  причине  отсутствия
комплексного   финансирования   всех  уровней  бюджета  на  разработку
документов территориального планирования, в том числе и на  подготовку
топографического материала.
     3.     "Устойчивое  развитие"  -  резкое  увеличение   финансовых
средств   до   2009   года   и   постоянное,   достаточное   ежегодное
финансирование с  2010  года,  правильное  решение  кадровых  вопросов
(использование  существующего  потенциала  профессиональных  кадров  в
градостроительном проектировании и муниципальном управлении).
      Данный  сценарий  имеет  отличительные  характеристики   сильной
стороны, такие как:
     - наличие плана  развития  отрасли,  наличие  графика  выполнения
работ  и  исполнения  поставленных  планом задач, согласованного между
всеми уровнями органов исполнительной власти;
     -  комплексное,  своевременное   и   достаточное   финансирование
разработки документов территориального планирования.
      В представленном сценарии отсутствуют  слабые  стороны  развития
отрасли.  Появляется  возможность  уже  на начальном этапе форсировать
работы по подготовке  документов  территориального  планирования  (320
документов  до 2020 года, в том числе 89 документов до 2010 года), тем
самым будут реализованы требования действующего законодательства.  При
развитии    отрасли    по   данному   сценарию   возможна   реализация
градостроительной политики в  соответствии  со  стратегическим  планом
социально-экономического  развития  Вологодской  области до 2020 года.
Угрозы развития отрасли в данном случае отсутствуют.
      Анализ всех возможных сценариев по методике SWOT показывает, что
сценарий  "Период  стагнации  и  кризис"  с учетом выявленных рисков и
ресурсных возможностей отрасли маловероятен, так как в настоящее время
существует   ряд   факторов,  способствующих  изменению  существующего
сценария "Период стагнации и  подъем"  на  более  позитивный  основной
(целевой)   сценарий   развития   отрасли     "Устойчивое  развитие".
Федеральное    законодательство    в     области     архитектуры     и
градостроительства,  национальный проект "Доступное и комфортное жилье
  гражданам  России",  влияние  результата  деятельности  отрасли  на
уровень   жизни  общества  (планирование,  функциональное  зонирование
территории, резервирование земель, определение проектной документацией
уровня    комфорта,   безопасности   жизнедеятельности)      основные
направления в развитии  сценария  "Устойчивое  развитие".  Общество  в
целом  будет постоянно проявлять интерес к развитию градостроительства
и   архитектуры,   выступая   в   роли   "заказчика".   На   основании
вышеизложенного   сценарий   развития  отрасли  "Устойчивое  развитие"
является  наиболее  благоприятным  и  реализуемым  сценарием  развития
отрасли до 2020 года.
 
     3.3. Разработка системы мероприятий для решения задач,
     направлений и главной стратегической цели в рамках
     "Устойчивого развития" отрасли
 
      В целях исполнения и дальнейшей реализации намеченного  целевого
сценария предлагаются следующие мероприятия, направленные на:
     1.   развитие   организационных   возможностей   для   реализации
требований градостроительного законодательства;
     2. разработку и реализацию проектов и программ;
     3. расширение бюджетно-ресурсной базы и  повышение  эффективности
использования    бюджетных   средств,   направленных   на   достижение
оптимального результата по реализации градостроительной политики.
     Для  реализации   намеченного   целевого   сценария   "Устойчивое
развитие" требуется:
     -  изменение  структуры  органа  исполнительной   государственной
власти  и  органов  местного  самоуправления  в  области архитектуры и
градостроительства по качественным и  количественным  характеристикам,
проведение   оптимизации  исполнения  государственных  (муниципальных)
функций и предоставления государственных (муниципальных) услуг в целях
эффективного   исполнения   полномочий.  В  отсутствии  реформирования
органов архитектуры областного  и  муниципального  уровней  реализация
целевого сценария будет невозможна;
     - создание ассоциации проектировщиков для целей  территориального
планирования  на  базе  ведущих институтов области, тем самым создание
рабочих мест для будущих разработчиков генеральных планов.
      В  рамках  реализации   национального   проекта   "Доступное   и
комфортное  жилье - гражданам России" необходимо разработать областную
целевую   программу    "Территориально-пространственная    организация
территории  Вологодской  области  до  2020 года", целями которой будут
являться:
     - подготовка специалистов по  территориальному  планированию  для
органов  местного  самоуправления  муниципальных  образований области,
проектировщиков - генпланистов, аналитиков (приложение 5 к Стратегии);
     -   разработка   всех   требуемых   документов   территориального
планирования для муниципальных образований области;
     - разработка концепции развития  единой  системы  информационного
обеспечения  градостроительной  деятельности на территории Вологодской
области,   посредством   которой    будет    осуществляться    ведение
территориальных     информационных    систем,    мониторинг    условий
использования и изменений состояния территории области,  в  том  числе
застроенных и подлежащих застройке.
     В  целях  реализации  основных  положений   настоящей   Стратегии
необходимо обеспечить участников процесса реализации градостроительной
политики  материально-техническим  оснащением,   специалисты   органов
местного  самоуправления  в  области градостроительства должны иметь в
наличии персональные компьютеры и серверы, рабочие места  должны  быть
связаны   между   собой   оптико-волоконной   связью.   Без  указанных
мероприятий  по  автоматизации  рабочих   мест   невозможно   создание
полноценной ИСОГД.
      Данные мероприятия повысят эффективность использования бюджетных
средств  на  региональном  и  муниципальном уровнях за счет сокращения
сроков  передачи  информации  и  оперативности  взаимодействия   между
участниками процесса градорегулирования.
 
     3.4.   Оценка ожидаемых результатов реализации Стратегии
 
      Для достижения  поставленных  целей  определены  основные  шесть
задач,   требующих  анализа  ожидаемых  результатов  (приложение  7  к
Стратегии).
      Главным    управлением    разработана    система     показателей
(индикаторов),  необходимых  для  осуществления  мониторинга  развития
отрасли. Определены четыре показателя  оценки  реализации  программ  и
степени решения стратегических задач, такие как: финансирование (схема
1), разработка и утверждение документов территориального  планирования
(схема  2)  в  рамках  анализа  реализации  целевого сценария развития
отрасли "Устойчивое развитие" (приложение 8 к  Стратегии);  исполнение
требований  законодательства  о  градостроительной деятельности (схема
1), объемы и качество проведения государственной экспертизы  проектной
документации  и  результатов  инженерных  изысканий (схема 2) в рамках
сравнительного  анализа   изменения   показателей   развития   отрасли
(приложение 9 к Стратегии).
      По  разработанной   системе   показателей   Главное   управление
планирует  проводить  ежеквартальный мониторинг, использовать данные в
годовых  отчетах,  информировать  федеральные  органы  государственной
власти  о  результатах  деятельности  Главного  управления и оценивать
степень достижения поставленных перед ним задач.
 
     3.5.  Механизмы реализации Стратегии
 
      Эффективность   достижения   стратегических   целей   и   выбора
приоритетов   развития  отрасли  в  определяющей  степени  зависит  от
выбранной системы  управления,  то  есть  инструментария,  посредством
которого    органы   исполнительной   государственной   власти   будут
реализовывать намеченные планы.
      Таким  образом,  должны  быть  созданы   следующие   необходимые
механизмы,   обеспечивающие   и   сопровождающие   процесс  реализации
Стратегии:
      Организационно-управленческий механизм
      В  период  подготовки  и   реализации   Схемы   территориального
планирования   Вологодской   области   создана   рабочая   группа  под
председательством первого заместителя Губернатора области, курирующего
вопросы архитектуры и градостроительства.
      На    базе    Главного    управления     планируется     создать
архитектурно-градостроительный   Совет,   в   состав  которого  войдут
профессиональные архитекторы, градостроители.
      Нормативно-правовой механизм
      Муниципальными образованиями области, Правительством Вологодской
области   утверждаются  (при  непосредственном  участии  в  подготовке
проектов нормативно-правовых актов  Главного  управления)  нормативные
правовые   акты  как  регламентирующего  характера,  так  и  требующие
финансового  обеспечения.  Разработаны   методические,   инструктивные
материалы  в  области  архитектуры  и  градостроительства для оказания
помощи  органам  местного  самоуправления  в  области  архитектуры   и
градостроительства.
      Финансово – экономический механизм
      Финансирование    разработки     документов     территориального
планирования  должно  осуществляться  в  соответствии  с  расстановкой
взаимных  интересов.  Так,  подготовка   документов   территориального
планирования   Российской  Федерации  финансируется  исключительно  из
федерального бюджета, документы территориального планирования субъекта
Российской    Федерации    должны    разрабатываться    на    условиях
софинансирования с федеральным бюджетом в равном соотношении. По  мере
изменений   интересов   "от   общего  к  частному"  доля  федерального
финансирования должна ослабевать, уступая место областному, а затем  и
местному бюджетам.
      Финансирование  проекта  схемы   территориального   планирования
области  осуществлялось  в  полном  объеме  за счет средств областного
бюджета.
      На  разработку  градостроительной   документации   муниципальных
образований  области  предусмотрено выделение субсидий за счет средств
областного бюджета при условии долевого финансирования за счет средств
местного   бюджета  50  процентов,  в  соответствии  с  постановлением
Правительства  области  "Об  утверждении  Положений  о  предоставлении
субсидий" от 21 января 2008 года N 65. Объем финансирования из местных
бюджетов подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей  местных
бюджетов на очередной финансовый год.
      В     случае     заинтересованности     отдельных     участников
градостроительной деятельности в расширении границ сельского поселения
рассматриваются варианты разработки концепции развития  поселения  (за
счет  средств  частных инвестиций), которая является одним из разделов
разработки генерального плана.
      Механизм мониторинга, оценки и корректировки Стратегии
      Для   оценки   достижений,    принятия    необходимых    решений
(своевременного  внесения  корректив, если запланированные действия не
дают   ожидаемых    результатов),    Главное    управление    проводит
ежеквартальный  мониторинг разработки градостроительной документации с
последующим  представлением  данных   в   Министерство   регионального
развития Российской Федерации по установленным формам.
      По  разработанным  показателям  (индикаторам)  информация  также
будет  собираться и обновляться с периодичностью один раз в квартал, о
результатах  мониторинга  намечено  информировать  федеральные  органы
государственной власти.
 


Информация по документу
Читайте также