Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 21.10.2009 № 731ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание области постановляет: 1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". 2. Назначить представителем Законодательного Собрания Вологодской области при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Белоречеву Веру Владимировну, начальника департамента земельных отношений Вологодской области. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Заместитель председателя Законодательного Собрания области В.А. Сверчков Вологда 21 октября 2009 года N 731 Вносит Законодательное Собрание Вологодской области Проект РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018) дополнить статьей 121 следующего содержания: "Статья 121 Создание общей долевой собственности на земельный участок Не допускается создание общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащий на праве собственности одному лицу, путем отчуждения доли в праве собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Требования настоящей статьи не применяются при совершении сделок по отчуждению доли в праве собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения между лицами, признаваемыми членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.". Президент Российской Федерации Д. Медведев ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" В настоящее время на практике складывается ситуация, когда собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предпочитают использовать такие земельные участки не для сельскохозяйственного производства, которое установлено Земельным кодексом Российской Федерации в качестве приоритетного вида использования, а как объект гражданского оборота. Во избежание указанной ситуации, для обеспечения использования сельскохозяйственных земель в соответствии с их целевым назначением Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Закон об обороте земель) предусматривает ряд ограничений, связанных с оборотом земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и земельных долей в праве общей долевой собственности. Одним из таких ограничений является право субъекта Российской Федерации или муниципальных образований (в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации) на преимущественную покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его продажи. Однако в обход указанного права лица, являющиеся единоличными собственниками земельных участков, осуществляют отчуждение долей в праве собственности на принадлежащие им земельные участки посредством совершения сделок купли-продажи, дарения и т.п., в результате чего в силу положений абзаца второго п. 4 ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает право общей долевой собственности на земельные участки, и зачастую участниками долевой собственности становятся лица, не имеющие отношения к сельскохозяйственному производству. После этого приобретатель доли в соответствии с Законом об обороте земель действует одним из следующих способов: как участник общей долевой собственности на земельный участок приобретает оставшиеся доли в праве собственности на него и становится единоличным собственником этого земельного участка; осуществляет выдел земельного участка в счет приобретенной доли в праве собственности и также становится единоличным собственником земельного участка. Дальнейший оборот такого земельного участка может продолжаться по той же схеме путем совершения очередной сделки по отчуждению другому лицу доли в праве собственности на указанный земельный участок. Таким образом, в настоящее время посредством искусственного создания общей долевой собственности на земельные участки, принадлежащие единоличным собственникам, путем отчуждения долей в праве собственности фактически организован оборот земельных участков, осуществляемый в рамках закона, но без какого-либо участия со стороны государства. В результате сложившейся ситуации возникает реальная угроза вывода значительного числа земель сельскохозяйственного назначения из сельскохозяйственного оборота за счет увеличения коммерческого оборота таких земель. Закон об обороте земель в действующей редакции не содержит специального регулирования по вопросам реализации указанной схемы, в связи с чем в этом случае в силу п. 1 ст. 12 данного закона применяются общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации общая собственность на делимые вещи возникает в случаях, установленных законом или договором. В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не запрещенные законом. Таким образом, гражданское законодательство также не содержит запрета для единоличного собственника по отчуждению доли в целом объекте недвижимости, включая и земельные участки (такое толкование указанных норм поддержано судебной практикой). Однако те же нормы допускают и установление особого режима оборота земель путем специального регулирования федеральным законом. Учитывая изложенное, в целях устранения сложившейся ситуации настоящим проектом закона в Законе об обороте земель, осуществляющем специальное регулирование, предлагается ограничить возможность создания общей долевой собственности путем отчуждения долей в праве собственности на земельные участки, принадлежащие единоличному собственнику. Предлагаемое ограничение не лишает единоличного собственника земельного участка права осуществить раздел исходного земельного участка и совершать гражданско-правовые сделки в отношении вновь образованных земельных участков. Поскольку предметом сделки будет уже не доля в праве, а непосредственно земельный участок, возникнет необходимость соблюдения требований Закона об обороте земель, установленных для оборота земельных участков, включая и преимущественное право субъектов Российской Федерации (или муниципальных образований) покупки такого земельного участка. Кроме этого, предлагаемая норма позволит избежать заключения притворных сделок по отчуждению долей в праве собственности (например, сделок дарения, заключаемых в качестве прикрытия сделок купли-продажи). Поскольку проект закона направлен на предотвращение злоупотреблений, связанных с коммерческим оборотом земель, осуществляемым в ущерб сельскохозяйственному обороту земель, предлагается не распространять предусмотренное ограничение на совершение "бытовых" сделок, совершаемых между членами семьи и близкими родственниками (при определении круга лиц, исключаемого из пределов действия предлагаемой нормы, применена формулировка, имеющая положительную практику применения Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно – п. 5 ст. 208). Принятие настоящего законопроекта обеспечит возможность предотвращения вывода земель сельскохозяйственного назначения, являющихся важнейшим средством производства в сельском хозяйстве, из сельскохозяйственного оборота. ПЕРЕЧЕНЬ законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Принятие указанного законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|