Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 03.09.2002 № 569

 
                  ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 03.09.2002   N 569
     г.Вологда
                                      Утратилo силу - Постановление
                                    Правительства Вологодской области
                                         от 25.07.2011 г. N 899
     О Концепции семейной политики
     Вологодской области


     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 мая
1996  года  N  712  "Об основных направлениях государственной семейной
политики",  в  целях  укрепления  и  развития  семьи  как  социального
института,  определения  общей  стратегии  и  приоритетных направлений
политики в отношении семьи Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить  Концепцию  семейной  политики  Вологодской  области
согласно приложению.

     2. Органам    исполнительной   государственной   власти   области
организовать  работу  по  реализации  Концепции  семейной  политики  в
Вологодской области.

     3. Рекомендовать  органам  местного  самоуправления муниципальных
образований  области  разработать  план  мероприятий   по   реализации
Концепции семейной политики в Вологодской области.

     4. Контроль  за  выполнением  постановления  возложить на первого
заместителя Губернатора области И.А.Позднякова.


     Губернатор области          В.Е. Позгалев


                                                   УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                          области от 03.09.2002 N 569


                              КОНЦЕПЦИЯ
                семейной политики  Вологодской области

                             I. Введение

     Семейная политика  как  составная   часть   социальной   политики
представляет  собой  целостную систему мер экономического,  правового,
социального,              медицинского,              психологического,
информационно-пропагандистского    и    организационного    характера,
осуществляемых органами исполнительной государственной власти области,
направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи.
     По официальным  данным  на  1  января   2002   года   численность
постоянного  населения области составляет 1305,9 тысяч человек,  в том
числе 302,0 тысяч детей.  Большинство населения  области  проживает  в
семьях.  Всего  насчитывается более 210 тысяч семей с детьми.  Семья в
области переживает  серьезные  изменения.  Это  доказывает  наличие  в
области таких проблем как:
     - Ухудшающаяся демографическая ситуация. Превышение числа умерших
над числом родившихся в области носит устойчивый характер. Численность
населения области за период 1990-2001 годов сократилась на 54,8  тысяч
человек,  за  пять месяцев текущего года население области уменьшилось
на 4,5 тысяч человек. Сокращается количество многодетных семей: за три
последних   года  их  число  уменьшилось  более  чем  на  три  тысячи.
Повсеместное распространение получила семья,  в которой  воспитывается
1-2 ребенка,  семьи откладывают рождение первого ребенка.  Современные
параметры рождаемости меньше требуемого для замещения поколений  почти
в 2 раза.
     - Рост количества неполных семей.  В области более 53 тысяч детей
проживает  в  неполных  семьях.  В подавляющем большинстве случаев это
семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми. Количество
разводов превышает число заключаемых браков. В 1995 году вне брака был
рожден каждый 5-й ребенок, в 2001 году уже каждый третий.
     - Социальное  сиротство.  В  Вологодской области на 1 января 2002
года проживает 6230 детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей.   В   течение  1997-2001  годов  в  области  прослеживается
тенденция увеличения числа детей,  оставшихся без попечения родителей.
Рост   социального   сиротства  развивается  на  фоне  неблагоприятной
социально-экономической обстановки.  В этот период  ежегодно  остаются
без  попечения  родителей  более тысячи детей.  Из общего числа детей,
оставшихся без попечения родителей, ежегодно 65 процентов устраиваются
в семьи граждан и 35 процентов в учреждения.
     В семьях опекунов и попечителей воспитываются 2769 детей-сирот  и
детей,  оставшихся без попечения родителей,  в 17 приемных семьях - 40
детей-сирот.  На протяжении трех лет в области ежегодно растет  (на  4
процента)  число детей,  переданных под опеку и попечительство в семьи
граждан   области.   За   последние   годы   в    области    сложилась
дифференцированная  сеть  образовательных учреждений для детей-сирот и
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей:  32  детских  дома,   4
школы-интерната,  3 детских дома-школы. В них воспитываются около 2500
детей.  Около  200   детей-сирот   содержится   в   23   коррекционных
образовательных   учреждениях.   В   течение  2001  года  открыты  два
муниципальных детских дома на  50  мест.  В  области  13  тысяч  детей
проживают  в  6320  неблагополучных  семьях,  в  которых  родители  не
выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей. По данным
социально-педагогического мониторинга,  проведенного весной 2002 года,
не получают начального образования 116  детей,  основного  образования
773 ребенка,  среднего (полного) образования - 1119 человек. Отчислены
из профессиональных училищ (лицеев) до достижения 18 лет 345 детей.
     По данным  учреждений социальной защиты населения в области более
2000 детей,  проживающих в  семьях,  нуждаются  в  срочной  социальной
реабилитации.
     - Увеличение  числа  малообеспеченных   слоев   населения.   Доля
населения  области  с  доходами  ниже  прожиточного  минимума  за пять
месяцев  текущего  года  возросла  с  37  до  41  процента   в   общей
численности.  Среди  безработных  женщины  составляют  64,2  процента,
молодежь в возрасте от 16  до  29  лет  -  22,9  процента.  По  данным
муниципальных органов управления образованием 25 тысяч детей проживают
в семьях, где совокупных доход члена семьи ниже прожиточного минимума.
В  отношении  семей  такая статистика не ведется,  хотя семьи с детьми
по-прежнему являются большей частью бедного населения.
     - Проблема  жилья  для  семьи.  За  последние шесть лет построено
только 4 процента жилых  домов  от  общего  жилищного  фонда  области.
Основная  категория  жилищного  фонда  -  здания с износом от 31 до 65
процентов.  В ветхих  и  аварийных  домах  проживают  более  59  тысяч
человек.  Стоимость  жилья  по  отношению  к  средней заработной плате
остается очень высокой, особенно это касается молодежи.
     В льготных   очередях   на  получение  жилой  площади  стоят  987
выпускников-сирот, 367 человек стоят в очереди более 10 лет.
     Из областного   бюджета  в  2000  году  выделено  2  млн.  рублей
(обеспечен жилой площадью 21 выпускник),  в 2001  году  на  покупку  и
строительство  жилья  выделен  1  млн.  рублей  для  городов Вологды и
Череповца (обеспечено жильем 7 чел). В 2002 году планируется направить
в  районы  500 тыс.  рублей.  С 2000 года 182 выпускника не обеспечены
жилой площадью и снимают жилье или живут у знакомых и случайных людей.
     Отсутствие жилья  и  подчас  даже  временной  регистрации  лишает
возможности   выпускников   образовательных   учреждений   из    числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроиться на
работу,  встать на учет  в  органы  государственной  службы  занятости
населения,  получить  медицинскую  помощь.  Все это лишает их права на
достойный образ жизни,  на уверенность в  будущем,  в  конечном  итоге
толкает на путь преступлений.
     В современной ситуации необходимо четко определить принципы, цели
и  основные  подходы  к  их  реализации в сфере регулирования семейной
политики области.  Это позволит целенаправленно предпринимать действия
по стабилизации положения семьи и создать предпосылки для улучшения ее
жизнедеятельности.


                        II. Основные принципы
              осуществления семейной политики в области

     2.1. Обязательный учет интересов  семьи  при  подготовке  решений
органами исполнительной государственной власти области.

     2.2. Равные  права  семьи  и всех ее членов на оказание помощи со
стороны государства,  независимо от  социального  положения,  расовой,
национальной,  религиозной  принадлежности,  места  жительства  и рода
занятий.

     2.3. Самостоятельность и автономность семьи. Семейная политика не
регламентирует   поведение  семьи,  а  способствует  ее  сохранению  и
самостоятельному  развитию,  предоставляет  возможность  выбора   форм
поддержки.

     2.4. Самообеспечение семьи.  Государственная поддержка направлена
на  создание  условий  для  самообеспечения  семьи,   полноценного   и
всестороннего  осуществления ее функций,  укрепления ответственности и
самостоятельности,  против социального иждивенчества.  Государственные
органы предоставляют гарантии поддержания социально приемлемого уровня
жизни нетрудоспособных членов семьи  и  создают  условия  экономически
активным членам семьи для обеспечения благосостояния.

     2.5. Дифференцированность   подхода   в  предоставлении  гарантий
семьям.  Государственные органы осуществляют социальную  защиту  семьи
исходя из дифференцированного подхода, путем выделения категорий семей
и   граждан,   требующих   специальных    мер    социальной    защиты.
Совершенствование форм социальной защиты и поддержки семьи.

     2.6. Приоритет   интересов  ребенка.  Интересы  каждого  ребенка,
независимо от очередности рождения и особенностей его семьи,  являются
приоритетом в семейной политике.  Меры семейной политики направлены на
обеспечение выживания,  защиты  и  полноценного  развития  всех  детей
области.

     2.7. Социальное      партнерство.      Органы     государственной
исполнительной  власти  области  осуществляют  семейную  политику   на
принципах   социального  партнерства  и  сотрудничества  с  различными
организациями.


                   III. Основные цели осуществления
                     семейной политики в области

     3.1. Создание  условий   для   повышения   правовой   грамотности
населения    области    в    вопросах    семейного    и   гражданского
законодательства.

     3.2. Расширение возможностей для обеспечения благосостояния семьи
на  трудовой  основе,  совместной  трудовой деятельности членов семьи,
увеличение благосостояния семей с детьми.

     3.3. Создание благоприятных условий  для  рождения  и  воспитания
здоровых   детей,  снижения  младенческой  и  материнской  смертности,
частоты генетических  заболеваний  и  врожденных  пороков  развития  у
детей.

     3.4. Формирование   эффективной   системы   профилактики  детской
безнадзорности  и  беспризорности,  способной  обеспечить  преодоление
негативных проявлений среди детей и молодежи.

     3.5. Обеспечение  условий  для  образования и развития всех детей
области, семейного и детского отдыха и досуга.

     3.6. Создание условий для семейного  воспитания,  реабилитации  и
последующей интеграции в общество детей с ограниченными возможностями.

     3.7. Сокращение   масштабов   социального  сиротства,  переход  к
преимущественному  воспитанию  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей, в семейной среде.

     3.8. Создание      условий     для     роста     воспитательного,
духовно-нравственного   потенциала   семьи;   улучшение   физического,
психического  и  социального  здоровья  населения  и,  на этой основе,
достижение социальной и психологической стабильности общества.


                     IV. Организационный механизм
              осуществления семейной политики в области

     4.1. Семейная  политика   в   области   осуществляется   органами
исполнительной государственной власти области.

     4.2. Реализация конкретных мер семейной политики (оказание семьям
различных  форм  помощи)  проводится   как   через   органы   местного
самоуправления городов, районов, так и непосредственно через различные
социальные учреждения области.

     4.3. Финансирование мероприятий по реализации  семейной  политики
обеспечивается   за  счет  выделения  бюджетных  средств  на  семейную
политику  по  отраслям:  образование,  здравоохранение  и   физическая
культура,  социальная политика,  культура, искусство и кинематография,
жилищно-коммунальное   хозяйство,   промышленность,    энергетика    и
строительство и других источников.

     4.4. Осуществляется   постоянный  мониторинг  положения  семей  в
области.

     4.5. Разрабатываются областные целевые программы по осуществлению
семейной политики.

     4.6. Обеспечивается   подготовка,   переподготовка   и  повышение
квалификации  кадров  социальных  работников,   психологов,   юристов,
педагогов и медицинских работников, работников физкультуры и спорта, а
также иной специализации,  занимающихся проблемами  семьи  и  детей  в
соответствии    с   потребностями   области   для   квалифицированного
осуществления семейной политики.

     4.7. Вопросы   семейной   политики,   в   частности   недопущения
дискриминации  женщин,  включаются  в  трехсторонние  соглашения между
органами  власти,  работодателями  и  профсоюзами  и  в   коллективные
договоры.

     4.8. Обеспечивается   совершенствование  системы  информационного
обеспечения  механизма  осуществления  семейной  политики  в  области.
Регулярно  освещаются  в средствах массовой информации такие темы как,
здоровый  образ  жизни,  активная  гражданская  позиция,  рациональные
стереотипы   поведения  населения  в  различных  жизненных  ситуациях,
повышение общественного престижа устойчивой семьи с  детьми,  приемной
семьи,  ответственное  отношение  к  своему здоровью и здоровью членов
семьи.


                V. Основные направления осуществления
                     семейной политики в области

     5.1. Улучшение  материальных  условий  жизни  семьи  и  поддержка
семей, нуждающихся в особой заботе государства:
     а) выдача различных пособий и социальных  выплат,  предоставление
льгот,  установленных  для  различных категорий семей,  женщин и детей
федеральными    нормативными    актами,     обеспечение     соблюдения
законодательства по этим вопросам;
     б) оказание  адресной  денежной  и  натуральной  помощи   семьям,
нуждающимся в особой заботе государства;
     в) разработка  и  реализация  программ  правовой,  финансовой   и
экономической     поддержки    предпринимательства    и    фермерства,
индивидуальной трудовой деятельности;
     г) развитие   и   улучшение   качества  жилищного  строительства,
дальнейшее развитие  системы  ипотечного  кредитования  с  сохранением
льготного обеспечения жильем малообеспеченных семей;
     д) развитие в области производства товаров детского  ассортимента
(одежда,   обувь,   игрушки,  спорттовары,  детское  питание  )  путем
финансово-экономического   стимулирования   организаций-производителей
различных форм собственности;
     е) развитие системы бытового обслуживания населения;
     ж) стимулирование   развития   системы  негосударственной  помощи
нуждающимся семьям.

     5.2. Обеспечение сочетания занятости в общественном  производстве
с выполнением семейных обязанностей:
     а) усиление контроля за соблюдением трудового законодательства;
     б) сохранение  и развитие сети дошкольных учреждений.  Сохранение
доступности  детских  дошкольных  учреждений   для   детей,   открытие
специализированных групп для детей с ограниченными возможностями;
     в) обеспечение гарантий занятости граждан, особенно из неполных и
многодетных семей,  а также инвалидов, стимулирование создания для них
специальных рабочих мест;
     г) обеспечение   условий   для  профессиональной  переподготовки,
повышения квалификации и переобучения  матерей  с  несовершеннолетними
детьми,  оказавшихся  безработными  или  имеющих  перерывы  в трудовой
деятельности,  особенно при возвращении из отпуска по  беременности  и
родам и по уходу за ребенком;
     д) обеспечение   трудоустройства   выпускников,   относящихся   к
категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     5.3. Обеспечение охраны здоровья матери и ребенка:
     а) предоставление  бесплатных  медицинских   услуг   для   детей,
беременных   женщин,   а   также  услуг  по  охране  и  восстановлению
репродуктивного здоровья граждан в  рамках  Программы  государственных
гарантий  по  оказанию  гражданам  РФ бесплатной медицинской помощи на
территории    Вологодской    области,     совершенствование     работы
родовспомогательной,   гинекологической   и   педиатрической  служб  в
области, укрепление их материально-технической базы;
     б) обеспечение  семьи  по  ее желанию информацией,  медицинской и
социальной  помощью  по  планированию  семьи,  полное   удовлетворение
потребностей  населения  в  надежных и удобных средствах контрацепции;
пропаганда рождаемости и ее сознательного регулирования;
     в) развитие  медико-генетической  помощи населению,  профилактика
врожденных заболеваний;
     г) совершенствование    медико-социальной    помощи    детям    с
ограниченными возможностями,  включая восстановительное  и  санаторное
лечение,   протезирование,   реабилитационные   мероприятия,  создание
реабилитационных центров для детей данной категории;
     д) приоритетное  обеспечение  сбалансированным  питанием (включая
лечебное) детей,  в первую очередь раннего возраста, беременных женщин
и кормящих матерей,  выделение средств на эти цели, развитие в области
производства продуктов детского питания;
     е) санитарное просвещение населения,  пропаганда здорового образа
жизни,  грудного  вскармливания  детей  раннего  возраста,   повышение
эффективности   работы   по  профилактике  употребления  психоактивных
веществ;
     ж) развитие  системы  учреждений социального обслуживания семьи в
целях оказания услуг по  уходу  за  детьми,  престарелыми  и  больными
членами семьи,  материальной и консультативной поддержки нуждающихся в
помощи семей. Создание учреждений для временного проживания беременных
женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также
обеспечение   проживающих   в   указанных   учреждениях   правовой   и
психологической помощью, информацией и их социальное устройство.

     5.4. Усиление помощи семье в воспитании детей:
     а) развитие в системе органов социальной защиты населения области
учреждений  социального  обслуживания  семьи  и детей различных типов:
центров социальной помощи семье  и  детям,  социально-реабилитационных
центров   для  несовершеннолетних,  социальных  приютов  для  детей  и
подростков, кризисных центров для женщин;
     б) формирование  в области системы подготовки молодежи к семейной
жизни; развитие и совершенствование сети "телефонов доверия", развитие
служб, предоставляющих семье консультационные услуги и психологическую
помощь;  индивидуальное и групповое консультирование детей,  родителей
по   вопросам   разрешения  проблемных  ситуаций,  конфликтов,  снятию
стресса, воспитанию детей в семье;
     в) обеспечение   постоянной   и   временной   трудовой  занятости
подростков,  которые не учатся и не работают,  путем создания для  них
специальных рабочих мест, привлечения к общественным работам;
     г) создание  специальных  учебно-воспитательных  учреждений   для
несовершеннолетних,  совершивших правонарушения, в системе образования
области;
     д) открытие  центров психолого-педагогической и медико-социальной
помощи детям;
     е) устройство  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей, преимущественно на воспитание в семьи граждан (усыновление,
опека     и     попечительство,     приемная    семья);    обеспечение
психолого-педагогического  сопровождения  таких  семей;  своевременное
обеспечение жилыми помещениями выпускников-сирот;
     ж) формирование областного  банка  данных  семей,  готовых  стать
приемными родителями;
     з) организация  в  области  системы  социальных   общежитий   для
обеспечения   временным   жильем   граждан,  относящихся  к  категории
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     и) сохранение  и  развитие  системы  дополнительного образования,
учреждений культуры и  спорта,  работающих  с  детьми  и  подростками,
детских   кружков,   секций  и  коллективов  в  ведомственных  клубных
учреждениях и спортивных организациях; развитие семейных видов отдыха,
обеспечение его доступности для большинства семей в области;  создание
и развитие клубов и творческих объединений по месту жительства;
     к) осуществление   постоянного   мониторинга  положения  семей  в
области,  создание  областного  банка  данных  о   семьях   и   детях,
находящихся в социально опасном положении;
     л) обеспечение поддержки деятельности  общественных  организаций,
объединений, фондов, занимающихся решением проблем семьи;
     м) создание и реализация  программ  нравственного,  этического  и
экологического просвещения населения, возрождение культурного наследия
семьи;  обобщение и  распространение  положительного  опыта  семейного
воспитания.


         VI. Основные результаты проведения семейной политики

     6.1. Укрепление семьи, повышение статуса семьи в обществе.

     6.2. Повышение благосостояния семьи с  детьми,  создание  условий
для самообеспечения семьи.

     6.3. Реализация семьей своих репродуктивных намерений и улучшение
на этой основе демографической ситуации в области.

     6.4. Снижение  младенческой  и  материнской  смертности,  частоты
врожденных  пороков  развития  и  развития  генетических заболеваний у
детей.

     6.5. Сокращение  масштабов  социального  сиротства,   обеспечение
преимущественного  воспитания  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей, в семейных условиях.

     6.6. Создание условий для воспитания в семье и  возможностей  для
последующей интеграции в общество детей с ограниченными возможностями.

     6.7. Снижение   уровня   детской  безнадзорности  и  преступности
несовершеннолетних в области.

     6.8. Повышение уровня  физического,  психического  и  социального
здоровья   семьи.   Формирование   духовной   культуры,   развитие   и
совершенствование нравственных устоев и норм поведения,  уклада  семьи
на основе лучших национальных традиций.


Информация по документу
Читайте также