Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 08.12.2006 № 1230

 



                     ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          


     От 8 декабря 2006 г. N 1230


     О КОНЦЕПЦИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
     ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
     И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
     БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В
     ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА
     ПЕРИОД ДО 2011 ГОДА


          (в ред. постановления Правительства Вологодской области     
                            от 20.01.2009 N 54)                       

     В соответствии  с  постановлением  Правительства  области  от  17
апреля 2006 года N 369 "Об утверждении Плана мероприятий Правительства
области по реформированию системы управления  региональными  финансами
Вологодской   области  на  2006  год"  и  для  оптимизации  управления
региональными финансами, повышения  результативности  и  эффективности
бюджетных расходов Правительство области постановляет:
     1. Утвердить Концепцию реструктуризации государственного  сектора
и  повышения эффективности бюджетных расходов в Вологодской области на
период до 2011 года (далее - Концепция) (прилагается).
     (в  ред.  постановления  Правительства  Вологодской  области   от
20.01.2009 N 54)
     2. Департаменту финансов  области  (С.С.  Тугарин),  департаменту
труда  и  социального  развития  области  (Е.К. Артемов), департаменту
здравоохранения области (А.А. Колинько), департаменту культуры области
(В.В.  Рацко),  департаменту  образования  области  (И.А.  Макарцева),
департаменту сельского хозяйства области (В.С.  Легких),  департаменту
имущественных    отношений    области    (А.А.    Пак),   Департаменту
строительства, энергетики и ЖКХ области (С.Н. Воробьев),  департаменту
дорожного хозяйства области (Б.Ф. Мельников), Комитету по транспорту и
связи области (В.И. Кравчук), департаменту  государственной  службы  и
вопросов  местного самоуправления Правительства области (И.П. Даценко)
обеспечить:
     - разработку плана мероприятий по реализации Концепции;
     - организацию  разработки  нормативных  правовых  актов  области,
принятие которых предусмотрено настоящей Концепцией.
     3.  Рекомендовать  главам   муниципальных   образований   области
разработать  мероприятия  по реструктуризации муниципального сектора и
повышению  эффективности   бюджетных   расходов   в   соответствии   с
Концепцией.


     Губернатор области           В.Е.ПОЗГАЛЕВ


     Утверждена
     Постановлением
     Правительства области
     от 8 декабря 2006 г. N 1230

                                 КОНЦЕПЦИЯ                            
                 РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА            
               И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ           
               В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2011 ГОДА           

          (в ред. постановления Правительства Вологодской области     
                            от 20.01.2009 N 54)                       

               Необходимость и условия реализации Концепции           

     В  целях  дальнейшего  развития  и  совершенствования   бюджетной
системы  области, стратегического осмысления, адаптации к особенностям
области и методической поддержки на  региональном  уровне  новых  форм
улучшения механизмов управления разработана Концепция реструктуризации
государственного сектора и повышения эффективности бюджетных  расходов
в Вологодской области на период до 2011 года (далее - Концепция).
     (в  ред.  постановления  Правительства  Вологодской  области   от
20.01.2009 N 54)

                    Цели и задачи реализации Концепции                

     Целями   реализации   Концепции   являются   повышение   качества
управления  региональными  финансами, внедрение более эффективных форм
предоставления   общественных   услуг,   повышение   удовлетворенности
населения области деятельностью органов государственной власти.
     Основными задачами реализации Концепции являются:
     - повышение результативности бюджетных расходов;
     -   повышение   справедливости   распределения   и    доступности
предоставляемых бюджетных услуг;
     -  более  полный  учет  предпочтений  населения  при  организации
предоставления бюджетных услуг;
     - оптимизация масштабов государственного сектора;
     -  адаптация  механизмов  управления  региональными  финансами  к
реформированию разграничения полномочий;
     - повышение конкурентности рынка государственных услуг.
     Концепция предусматривает проведение преобразований по  следующим
основным направлениям:
     - внедрение бюджетирования, ориентированного на результат;
     - переход к новым формам организации и  финансирования  бюджетных
учреждений;
     - оптимизация бюджетной сети;
     - реформирование имущественных отношений;
     -  взаимодействие  государственного  и  частного   секторов   при
предоставлении общественных услуг, решении общественно значимых задач;
     - совершенствование межбюджетных отношений.
     Концепция включает как общую часть, так и  отраслевые  программы,
направленные  на  учет  общих  концептуальных подходов в специфических
условиях отдельных секторов.
     Мероприятия Концепции будут реализованы в два этапа.
     Первый этап охватывает период 2007 - 2008 годов и включает в себя
в  первую очередь проведение и разработку мероприятий, направленных на
внедрение новых методов управления региональными финансами.
     Второй этап охватывает период 2009 - 2010 годов и включает в себя
проведение  мероприятий,  направленных  на  применение и использование
новых методов управления региональными финансами.

                 Основные направления реализации Концепции            

        I. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат    
                                                                      
     Важнейшим  направлением  совершенствования   системы   управления
бюджетными  расходами в области является внедрение в бюджетный процесс
принципов бюджетирования по результатам. В рамках внедрения  принципов
бюджетирования по результатам предполагается решить следующие задачи:
     - ориентация деятельности органов исполнительной  государственной
власти  области,  иных организаций общественного сектора на достижение
конкретных результатов;
     -  установление  и  измерение  взаимосвязи   между   затраченными
бюджетными ресурсами и полученными результатами;
     - оценка альтернативных способов достижения заданных результатов;
     - оценка  эффективности  бюджетных  расходов  на  основе  анализа
степени  достижения  заданных результатов, а также причин, позволивших
или не позволивших достичь ожидаемых результатов;
     - обеспечение взаимосвязи  объемов  бюджетного  финансирования  с
системой мер, направленных на достижение заданных результатов;
     - оптимизация структурных  подразделений  органов  исполнительной
государственной  власти  области исходя из их ориентации на достижение
общественно значимых результатов;
     - стимулирование органов  исполнительной  государственной  власти
области,  их  структурных  подразделений  к  поиску резервов повышения
эффективности бюджетных расходов;
     - учет мнения населения при оценке результативности  деятельности
органов исполнительной государственной власти области.
     Внедрение в практику управления региональными финансами бюджетных
процедур,  предполагающих  более  высокую  степень  взаимосвязи  между
бюджетным планированием, исполнением и контролем, с одной  стороны,  и
совокупностью  общественно  значимых  результатов,  с  другой стороны,
повлечет за собой существенные изменения в бюджетном процессе,  работе
главных   распорядителей   средств   областного  бюджета  и  бюджетных
учреждений.
     На  первом  этапе  реализации  Концепции  (2007  -   2008   годы)
предлагаются:
     1)    постепенное    внедрение     механизмов     бюджетирования,
ориентированного   на  результат.  В  рамках  данной  стратегии  новые
механизмы   бюджетирования,   связанные   с    подготовкой    главными
распорядителями  бюджетных  средств  докладов о результатах и основных
направлениях деятельности, определяющих их  цели,  задачи  и  основные
показатели  результатов  работы,  а  также  новые,  ориентированные на
результат механизмы финансирования бюджетных учреждений сначала  будут
внедряться  в  экспериментальном  порядке  в  нескольких  отраслях. На
основании проведенного  анализа  и  с  учетом  полученных  результатов
данные  механизмы  планируется  внедрить  в более широких масштабах. В
рамках   данного   подхода   пилотными   отраслями    для    внедрения
бюджетирования,  ориентированного  на  результат, в 2007 году являются
отрасли образования и здравоохранения. В 2008  году  данные  механизмы
будут  распространены  в  установленном  порядке  на отрасли культуры,
социальной политики и сельского хозяйства;
     2)     внедрение     технологий     бюджетного      планирования,
предусматривающих  первоочередное включение в перспективный финансовый
план и проект областного бюджета расходов  на  исполнение  действующих
обязательств,  под  которыми  понимаются  исполняемые  в  текущем году
обязательства, подлежащие исполнению  в  плановом  периоде  в  объеме,
определенном  в  соответствии  с  принятыми на момент внесения проекта
закона об областном бюджете нормативными правовыми актами  области,  а
также  договорами  и  соглашениями,  заключенными  от  имени  области.
Принимаемые  расходные  обязательства  планируется   формировать   как
положительную  разницу  между  объемом  доходов  областного  бюджета в
соответствии с  базовым  сценарием  прогноза  социально-экономического
развития и объемом действующих обязательств;
     3) совершенствование практики  использования  в  ходе  бюджетного
планирования   реестра  расходных  обязательств.  В  реестре  подлежит
фиксации денежное выражение расходных обязательств;
     4) формирование комиссии по повышению результативности  бюджетных
расходов   в  составе  руководителей  органов  государственной  власти
области,   главных   распорядителей   средств   областного    бюджета,
независимых экспертов. В функции комиссии будет входить:
     - оценка отчетности о  реализации  целевых  программ  и  отчетной
части  докладов  о  результатах  и  основных направлениях деятельности
главных распорядителей  средств  областного  бюджета  с  точки  зрения
результативности их деятельности;
     - согласование предложений по  изменениям  объема  действующих  и
распределению   объема   принимаемых   обязательств   между   главными
распорядителями  средств  областного   бюджета   в   ходе   подготовки
перспективного финансового плана и проекта закона области об областном
бюджете;
     5) включение  в  состав  показателей  перспективного  финансового
плана   области   распределения   объема   действующих  и  принимаемых
обязательств по главным распорядителям средств  областного  бюджета  в
целях повышения эффективности перспективного финансового планирования;
     6) закрепление  механизмов  бюджетирования,  ориентированного  на
результат, в следующих нормативных правовых актах области:
     - законе области "О бюджетном процессе в Вологодской области";
     - постановлениях Правительства области:
     "Об утверждении  порядка  разработки  перспективного  финансового
плана  и  проекта  закона  области  об  областном бюджете на очередной
финансовый год";
     "О порядке  ведения  реестра  расходных  обязательств  областного
бюджета";
     "О порядке разработки и формирования областных целевых программ";
     "Об  основных  направлениях  налоговой   и   бюджетной   политики
Вологодской области на очередной финансовый год";
     "Об утверждении Положения о докладах  о  результатах  и  основных
направлениях  деятельности  главных  распорядителей средств областного
бюджета Вологодской области".
     На  втором  этапе  реализации  Концепции  (2009  -   2010   годы)
предполагается:
     1)     завершить     внедрение     механизмов     бюджетирования,
ориентированного   на   результат,  в  бюджетный  процесс.  Подготовка
докладов о результатах  и  основных  направлениях  деятельности  будет
осуществляться   всеми  главными  распорядителями  средств  областного
бюджета. Вместо программы  социально-экономического  развития  области
ежегодно будет разрабатываться сводный доклад о результатах и основных
направлениях  деятельности  Правительства  области  на   среднесрочную
перспективу  (далее  - Сводный доклад). Доклад состоит из двух частей,
подготавливаемых на начальной и конечной стадиях  процесса  бюджетного
планирования.   Первая   часть  Сводного  доклада,  содержащая  оценку
результатов деятельности  главных  распорядителей  средств  областного
бюджета  в  отчетном периоде и определение их целей и задач в плановом
периоде,  будет  служить  отправной  точкой  для  подготовки  докладов
главных  распорядителей  средств  областного  бюджета  о результатах и
основных направлениях деятельности. Во второй части  Сводного  доклада
планируется   обобщить   предложения  главных  распорядителей  средств
областного бюджета о мерах, направленных  на  достижение  поставленных
Правительством области целей;
     2) усилить  связь  долгосрочной  стратегии  развития  области  со
среднесрочным и текущим бюджетным планированием. Отражаемые в докладах
цели главных распорядителей средств областного бюджета будут  вытекать
из  долгосрочной  региональной  стратегии  и  Сводного доклада. В ходе
анализа  результатов  деятельности  главных   распорядителей   средств
областного   бюджета  планируется  оценивать  их  вклад  в  реализацию
долгосрочных областных приоритетов;
     3) в соответствии со сформировавшейся структурой  целей  и  задач
Правительства  области  и  главных  распорядителей  средств областного
бюджета будет проведена  реформа  региональной  структуры  управления,
пересмотрены  полномочия  и функции отдельных управленческих структур.
Данное направление планируется реализовать как применительно к главным
распорядителям   средств   областного   бюджета,  так  и  к  отдельным
структурным подразделениям, входящим в их состав. Структура управления
в  рамках  каждого  главного  распорядителя средств областного бюджета
будет   создавать   предпосылки   для    оптимального    использования
программно-целевых методов управления расходами;
     4) усилить роль показателей количества и качества бюджетных услуг
в  бюджетном планировании; провести инвентаризацию бюджетных услуг, по
результатам  которой  будет  утвержден  их  перечень;  повысить   роль
опросов  населения  в выявлении предпочтений и определении приоритетов
при планировании бюджетных услуг.

         II. Переход к новой модели предоставления бюджетных услуг    

     Сложившаяся на настоящий момент модель  предоставления  бюджетных
услуг   порождает   серьезные   проблемы,   вызывающие   недостаточную
эффективность действующих механизмов. К подобным  системным  проблемам
относятся:
     - наличие конфликта между деятельностью, осуществляемой  за  счет
бюджетных   средств,  и  предпринимательской  деятельностью  бюджетных
учреждений;
     - нерациональное  распределение  средств  внутри  сети  бюджетных
учреждений;
     - отсутствие связи между объемами финансирования  и  результатами
деятельности   бюджетных   учреждений   и,   как   результат,   низкая
эффективность их деятельности;
     - ограничения права потребителей на выбор поставщика услуг.
     Для решения данных проблем  должен  быть  осуществлен  переход  к
новой модели предоставления бюджетных услуг, включающей в себя:
     - новые формы финансирования социальных бюджетных услуг;
     -  реструктуризацию  бюджетных  учреждений  с  внедрением   новой
организационно-правовой формы;
     - изменение  механизма  регулирования  внебюджетной  деятельности
бюджетных учреждений.
     Новые формы финансирования бюджетных услуг
     Внедрение новых форм финансирования  социальных  бюджетных  услуг
позволит   повысить   ответственность  поставщиков  услуг,  обеспечить
сосредоточение  предоставления  большего  объема  услуг   у   наиболее
эффективных  поставщиков,  а  в  перспективе - повысить конкурентность
предоставления социальных услуг путем привлечения на  рынок  бюджетных
услуг новых поставщиков, в том числе из частного сектора.
     К  новым  формам  финансирования   социальных   бюджетных   услуг
относятся:
     - нормативно-целевое финансирование;
     - субсидирование потребителя;
     - социальный заказ (договорное финансирование).
     В тех сферах, где применение новых форм финансирования  бюджетных
услуг   при   сохранении   организационно-правовой   формы  бюджетного
учреждения  невозможно   либо   неэффективно,   до   внедрения   новых
организационно-правовых   форм   сметное   финансирование   необходимо
дополнять установлением индивидуальных заданий бюджетным учреждениям.
     Реструктуризация  бюджетных   учреждений   с   внедрением   новой
организационно-правовой формы
     Сохранение  организационно-правовой  формы  бюджетных  учреждений
накладывает   существенные  ограничения  на  совершенствование  модели
предоставления бюджетных услуг, поэтому наряду с внедрением новых форм
финансирования    бюджетных    услуг    необходимо    внедрять   новую
организационно-правовую  форму,  позволяющую   повысить   гибкость   и
ответственность  поставщиков  бюджетных  услуг,  усилить  стимулы к их
ориентации на потребности населения.
     Особенностью новой организационно-правовой формы является:
     - осуществление финансирования деятельности из  бюджета  в  форме
субвенций и субсидий;
     - самостоятельное распоряжение любыми (в том числе полученными из
бюджета) доходами и приобретенным на эти доходы имуществом;
     - ответственность по своим обязательствам.
     Регулирование внебюджетной деятельности бюджетных учреждений
     С  принятием  федерального  законодательства  о  внедрении  новой
организационно-правовой  формы  в бюджетном секторе значительная часть
бюджетных   учреждений,   активно   занимающихся   предпринимательской
деятельностью,  сменит  организационно-правовую форму. В этих условиях
необходимо   проводить   политику,   направленную    на    ужесточение
регулирования  процесса  распоряжения  доходами  бюджетных учреждений.
Данная политика будет строиться на основе следующих подходов:
     - формирование единой сметы бюджетного учреждения,  включающей  в
себя   как  бюджетные  ассигнования,  так  и  доходы  от  внебюджетной
деятельности;
     -   возможность   частичного   перераспределения    доходов    от
внебюджетной деятельности между бюджетными учреждениями;
     - усиление мониторинга и контроля за  внебюджетной  деятельностью
бюджетных учреждений;
     - включение  в  договор  с  руководителем  бюджетного  учреждения
санкций   за  ненадлежащее  осуществление  внебюджетной  деятельности,
искусственное занижение ее объемов.
     На  первом  этапе  реализации  Концепции  (2007  -   2008   годы)
предполагается:
     1) осуществить  внедрение  нормативно-целевого  финансирования  в
следующих отраслях:
     - начальное и среднее профессиональное  образование  (по  группам
профессий с учетом различий в фондоемкости подготовки специалистов);
     - общее образование -  применительно  к  финансированию  учебного
процесса;
     - здравоохранение  -  применительно  к  региональным  учреждениям
здравоохранения, полностью финансируемым из областного бюджета области
(по законченным случаям лечения);
     2) отработать в сфере культуры сочетание сметного  финансирования
с  нормативно-целевым  финансированием,  а также механизм установления
индивидуальных заданий бюджетным учреждениям, финансируемым по смете;
     3) расширить в социальной сфере практику  социального  заказа,  а
также   принять  меры  по  более  широкому  привлечению  к  участию  в
государственных закупках организаций частного сектора;
     4)  изменить   механизм   санкционирования   расходов   бюджетных
учреждений.  Внедрение  механизмов бюджетирования, ориентированного на
результат,   предполагает   расширение   самостоятельности   бюджетных
учреждений  в определении направлений расходования средств, полученных
в порядке возмещения расходов на предоставление услуг потребителям  по
единым  нормативам,  возможность оперативного финансового маневра. Для
решения  данного  вопроса  предусматривается  внесение   изменений   в
нормативные правовые акты области, направленные на:
     -   установление   предельных   сроков    согласования    главным
распорядителем   средств   областного  бюджета  предложений  бюджетных
учреждений о внесении изменений в смету;
     - установление предельных сроков согласования изменений  в  смету
бюджетных учреждений и сводную бюджетную роспись областного бюджета;
     - снятие ограничений на  количество  возможных  случаев  внесения
изменений  в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств
по представлению главных распорядителей бюджетных средств;
     5) начать процесс  реорганизации  бюджетных  учреждений  в  новую
организационно-правовую  форму. На первоначальном этапе преобразование
бюджетных учреждений будет осуществляться на добровольной основе -  по
инициативе   самих   учреждений.  В  то  же  время  приоритет  в  ходе
преобразований будет отдан тем учреждениям:
     -   деятельность   которых   может   быть   адекватно    измерена
результативными показателями;
     -  которые  не  занимают   доминирующее   положение   на   рынках
предоставляемых ими услуг;
     - которые имеют значительные возможности для получения доходов от
внебюджетной, в первую очередь предпринимательской, деятельности;
     - которые имеют  управленческий  потенциал  для  самостоятельного
хозяйствования.
     На  втором  этапе  реализации  Концепции  (2009  -   2010   годы)
предполагается:
     1)   усовершенствовать   практику   использования   новых    форм
финансирования  бюджетных  услуг.  В  частности, на рынки данных услуг
будут  активнее  привлекаться  организации,  находящиеся   в   частной
собственности. Расширится практика использования социального заказа;
     2) осуществить преобразование бюджетных учреждений в  организации
новой  организационно-правовой  формы.  При  этом  учреждения, перевод
которых на новые формы финансирования бюджетных услуг  невозможен  или
нецелесообразен,  будут  сохранены  в  прежней организационно-правовой
форме;
     3)  при  наличии  соответствующих   предпосылок   в   федеральном
законодательстве  планируется  реализовать  новую модель регулирования
предпринимательской    деятельности    государственных     учреждений,
сохраняющихся в прежней организационно-правовой форме, направленную на
ужесточение режима регулирования внебюджетных доходов.

               III. Мониторинг и оптимизация бюджетной сети           

     Наряду с внедрением новых организационно-правовых  форм  и  новых
механизмов финансирования бюджетных услуг наиболее актуальным является
решение проблемы оптимизации сети бюджетных учреждений.
     Оптимизация   бюджетной   сети   включает   комплекс    мер    по
переподчинению,  разделению,  слиянию  и другим способам реорганизации
бюджетных  учреждений,  а  также  по  их  ликвидации.  Основанием  для
оптимизации сети могут являться следующие факторы:
     - существующая сеть не соответствует полномочиям, закрепленным за
данным уровнем власти;
     - существующая сеть не позволяет обеспечивать  удовлетворительное
качество  и адекватную структуру общественных услуг, достигать целей и
задач субъектов бюджетного планирования;
     -  ограниченность  бюджетных  средств  не   позволяет   содержать
бюджетную сеть в сложившихся объемах.
     Оптимизация  сети  с  целью  повышения  эффективности   бюджетных
расходов
     Бюджетная   сеть   области   изменяется   достаточно   динамично,
приспосабливаясь  к  потребностям населения. В то же время по-прежнему
актуальна проблема повышения эффективности ее  использования.  Так,  в
сфере  начального  и среднего профессионального образования необходимо
приближать структуру подготовки кадров  к  потребностям  рынка  труда,
осуществлять  интеграцию  учреждений  профессионального  образования с
целью    создания    многопрофильных    образовательных    комплексов,
оптимизировать   их   состав.   В   сфере  здравоохранения  необходимо
перемещение объемов  медицинской  помощи  из  сектора  стационарной  в
сектор амбулаторно-поликлинической помощи; из круглосуточных в дневные
стационары.
     Наряду   с   осуществлением   крупных   структурных   сдвигов   в
предоставлении  услуг  важными  задачами являются оценка эффективности
деятельности    отдельных    бюджетных    учреждений,    сопоставление
однопрофильных  бюджетных  учреждений  по показателям эффективности их
деятельности,  оптимизация  бюджетной  сети  за  счет   сосредоточения
предоставления  услуг  в  наиболее  эффективных бюджетных учреждениях.
Выполнение  данных  задач  требует  формирования  системы  мониторинга
эффективности  бюджетной  сети  и  принятия  решений  применительно  к
наименее эффективным бюджетным учреждениям.
     Эта проблема является острой не только на региональном, но  и  на
муниципальном уровне.
     Мониторинг бюджетной сети
     Мониторинг процесса реструктуризации бюджетной сети должен  стать
как средством контроля за ходом реструктуризации бюджетной сети, так и
одним из инструментов принятия  решений  о  реструктуризации.  Система
мониторинга  должна  быть нацелена на выявление потенциальных объектов
реструктуризации, оценку хода и результатов реструктуризации бюджетной
сети.   Развитие   системы  мониторинга  предусматривает  движение  от
отслеживания в первую очередь  формальных  показателей  (подчиненность
бюджетных  учреждений,  число  занятых, доля внебюджетных доходов), то
есть от  упрощенного  мониторинга,  к  формированию  реальной  системы
сравнительной  оценки  эффективности деятельности бюджетных учреждений
на  основе  удельных  показателей  расходов,  используемых   площадей,
оптимальности загрузки и т.п., то есть к углубленному мониторингу.
     Мониторинг должен осуществляться как на уровне каждого из главных
распорядителей  средств  областного  бюджета,  так  и на уровне органа
исполнительной  государственной  власти  области,  ответственного   за
управление  финансами.  Орган  исполнительной  государственной  власти
области,  ответственный  за  управление  финансами,  в  рамках  данной
системы:
     -  обобщает  результаты  мониторинга,   представленные   главными
распорядителями  средств  областного  бюджета, и готовит их в качестве
приложения к отчету об исполнении областного бюджета,  представляемому
представительному органу государственной власти области;
     - готовит форму  мониторинга,  характеризующую  динамику  главных
распорядителей  средств  областного  бюджета,  применительно к которым
целесообразно провести реструктуризацию.
     Принятие решений по оптимизации бюджетной сети
     На  основе  обобщения  результатов  мониторинга  ежегодно   будут
выявляться  наименее  эффективные бюджетные учреждения - потенциальные
кандидаты на реструктуризацию. Применительно к ним на  уровне  главных
распорядителей средств областного бюджета могут быть приняты следующие
решения:
     - сохранение бюджетного учреждения, несмотря на его недостаточную
эффективность,   если   ему  нет  альтернативы  либо  реструктуризация
требует неоправданно больших бюджетных средств;
     -  дополнительные  вложения  бюджетных  средств   для   повышения
эффективности деятельности бюджетного учреждения;
     - ликвидация бюджетного учреждения;
     -  присоединение  бюджетного  учреждения  к  другому   бюджетному
учреждению;
     -  реорганизация  бюджетного  учреждения  в  организацию   другой
организационно-правовой формы.
     Результаты анализа и предложенные меры по повышению эффективности
бюджетной   сети   будут  рассматриваться  на  комиссии  по  повышению
результативности  бюджетных   расходов,   создаваемой   Правительством
области,  и в виде программы мер по реструктуризации бюджетной сети на
соответствующий год представляться на рассмотрение  в  Законодательное
Собрание области.
     На  первом  этапе  реализации  Концепции  (2007  -   2008   годы)
предполагается:
     1) внедрить механизм упрощенного мониторинга  бюджетной  сети.  В
рамках   главных   распорядителей   средств   областного   бюджета,  в
первоочередном порядке внедряющих доклады  о  результатах  и  основных
направлениях  деятельности,  в  экспериментальном порядке будет начато
использование механизмов углубленного мониторинга  бюджетной  сети.  В
рамках  докладов  о  результатах  и основных направлениях деятельности
планируется  отражать  анализ  результатов  мониторинга  и   меры   по
реструктуризации бюджетной сети;
     2)  утвердить  постановлением   Правительства   области   порядок
мониторинга  бюджетной сети и методические рекомендации по организации
мониторинга    бюджетной    сети.    Данными     документами     будут
регламентироваться:
     - основные информационные потоки в рамках процесса мониторинга;
     - перечень индикаторов мониторинга;
     - сроки предоставления информации;
     - основные направления использования результатов мониторинга  при
принятии решений по реструктуризации бюджетной сети.
     На  втором  этапе  реализации  Концепции  (2009  -   2010   годы)
предполагается:
     1)  осуществить  внедрение   системы   углубленного   мониторинга
бюджетной  сети  применительно  ко всем главным распорядителям средств
областного бюджета, имеющим развитую бюджетную сеть;
     2) включить в составную часть Сводного  доклада  общую  программу
реструктуризации бюджетной сети (включая меры по ее оптимизации).

                 IV. Реформирование модели предоставления             
                   услуг государственными предприятиями               

     Реформирование  модели  предоставления   услуг   государственными
унитарными предприятиями включает в себя следующие элементы:
     -  значительное  сокращение  сектора  государственных   унитарных
предприятий путем ликвидации, приватизации, слияния и преобразования в
бюджетные учреждения;
     - уточнение границ  и  задач  сектора  государственных  унитарных
предприятий;
     -  совершенствование   управления   государственными   унитарными
предприятиями,  остающимися в прежней организационно-правовой форме, и
регулирования  их  деятельности  со  стороны  органов  государственной
власти.
     Принятие  нового  законодательства  по  разграничению  полномочий
между   федеральным   центром,   субъектами   Российской  Федерации  и
муниципальными  образованиями  служит  дополнительным  основанием  для
значительного    сокращения    сектора    государственных    унитарных
предприятий.
     На  первом  этапе  реализации  Концепции  (2007  -   2008   годы)
предполагается:
     1) ускорить темпы сокращения  сектора  государственных  унитарных
предприятий. За 3 года путем приватизации, ликвидации и преобразования
ГУПов  в  бюджетные  учреждения   сектор   государственных   унитарных
предприятий  будет сокращен более чем на три четверти. Реорганизация и
приватизация  крупных  государственных  унитарных  предприятий   будет
осуществляться с учетом следующих принципов:
     - распределение собственности  в  соответствии  с  разграничением
полномочий между различными уровнями власти;
     - создание условий для демонополизации рынков;
     - создание условий для развития частного предпринимательства;
     2)  внести  следующие   изменения   в   документы,   регулирующие
деятельность  государственных  унитарных  предприятий, направленные на
усиление контроля собственника:
     в примерный устав государственного унитарного предприятия области
- изменения, направленные на:
     -  корректировку  цели  и  видов   деятельности,   осуществляемых
предприятием (требование закрытого перечня видов деятельности);
     -  расширение  перечня  действий,   осуществляемых   с   согласия
собственника;
     - повышение роли программы деятельности предприятия;
     - расширение круга обязанностей предприятия;
     - детализацию порядка ликвидации;
     в примерный трудовой  договор  с  руководителем  государственного
унитарного предприятия области - изменения, направленные на:
     - расширение перечня обязанностей руководителя;
     - расширение обязанностей собственника перед руководителем;
     - расширение перечня оснований, по которым  может  быть  досрочно
расторгнут  трудовой  договор  с  руководителем (в точности в качестве
безальтернативной меры);
     3)   усовершенствовать   использование   механизма    организации
деятельности  ГУПов на основе программ их деятельности. Для реализации
данного направления:
     -  будут  утверждены  примерная  форма  и  правила  разработки  и
утверждения    программ    деятельности    государственных   унитарных
предприятий области;
     -  временной  горизонт  программ   деятельности   государственных
унитарных   предприятий  будет  распространен  не  только  на  текущий
(годичный) период, но и на среднесрочную (до 3 лет) перспективу;
     - в примерный устав  государственного  унитарного  предприятия  и
примерный   трудовой   договор  с  его  руководителем  будет  включена
обязанность   утверждения   и   выполнения   программы    деятельности
государственного унитарного предприятия;
     4)  оказывать  методическую  помощь  муниципальным   образованиям
области  в  сокращении  сектора  муниципальных унитарных предприятий и
демонополизации рынков муниципальных услуг.
     На  втором  этапе  реализации  Концепции  (2009  -   2010   годы)
предполагается:
     1)  провести  по  мере   возникновения   предпосылок   дальнейшее
сокращение сектора государственных предприятий;
     2)   осуществить   поддержку   преобразования   в   муниципальных
образованиях  области  организаций  в  сфере коммунального хозяйства и
городского      электрического      транспорта      в      организации
частно-государственного партнерства.

                V. Совершенствование межбюджетных отношений           

     Реформирование системы разграничения полномочий между  различными
уровнями  власти  включает  в  себя изменение организации межбюджетных
отношений между областным  и  местными  бюджетами.  Основные  элементы
новой  идеологии  межбюджетных отношений нашли отражение в нормативных
правовых  документах,  принятых  на  федеральном  уровне,  в   которых
отражены следующие базовые подходы:
     1) четкое разделение в местных бюджетах средств на финансирование
вопросов  местного  значения  (собственные  доходы,  включая  средства
финансовой  помощи)  и   финансирование   переданных   государственных
полномочий (целевые субвенции);
     2)  регулирование   межбюджетных   отношений   с   муниципальными
образованиями  не  на  основе  оценки их расходов и определения объема
финансовой помощи с целью "подтягивания"  доходов  к  расходам,  а  на
основе выравнивания бюджетной обеспеченности;
     3)  самостоятельное  формирование  муниципальными   образованиями
стандартов и нормативов финансирования муниципальных услуг;
     4) использование регионального фонда софинансирования  социальных
расходов  и  вновь  создаваемого  регионального  фонда  муниципального
развития  для  поддержки  реализации  в   муниципальных   образованиях
направлений, приоритетных с точки зрения региональной политики.
     В настоящий  момент  реформа  межбюджетных  отношений  в  области
начата,  но  не завершена. Подход, предусматривающий переходный период
от  прежней  к  новой  системе  финансового   выравнивания,   является
продуктивным  и  позволяет  избежать  резких  перепадов  в  финансовой
обеспеченности муниципальных образований  области,  чреватых  падением
объема и качества муниципальных услуг, ущемлением интересов населения.
В  то  же  время  для  наиболее  эффективного  использования   данного
инструмента необходимо:
     - определить четко временные границы перехода к новым  механизмам
финансового выравнивания;
     - установить, что на переходный период муниципальным образованиям
области,   несущим   потери   вследствие   внедрения   новой  методики
межбюджетных отношений, компенсируется  не  разница  между  расчетными
доходами  и  расходами,  а  из  года в год уменьшающаяся часть разницы
между объемами финансовой помощи в прежних и новых условиях;
     - обязать муниципальные образования области, получающие  средства
из    регионального   фонда   сбалансированности   местных   бюджетов,
представлять  программы  обеспечения  сбалансированности   доходов   и
расходов  местных  бюджетов,  в  результате реализации которых расходы
местного  бюджета  должны  вписываться  в  те  бюджетные  ограничения,
которые  формируются  новой  системой  финансового  выравнивания,  без
существенного снижения качества предоставляемых муниципальных услуг;
     -   утвердить   методики   распределения   регионального    фонда
софинансирования    социальных    расходов   и   регионального   фонда
муниципального развития, предусматривающие, в числе прочего, поддержку
реализации    муниципальных    программ   сбалансированности   местных
бюджетов;
     -  производить  ежегодный  мониторинг  реализации   муниципальных
программ  сбалансированности  местных  бюджетов,  на  основе  которого
должна производиться  корректировка  программ  и,  при  необходимости,
условий их поддержки с регионального уровня.
     Предусмотренные   в   Концепции   мероприятия    направлены    на
практическую реализацию данных подходов.
     На  первом  этапе  реализации  Концепции  (2007  -   2008   годы)
предполагается:
     1) внести изменения в закон области от 4 июля 2005 года N 1308-ОЗ
"О межбюджетных трансфертах в Вологодской области", направленные на:
     - установление применительно к муниципальным районам и  городским
округам   четырехлетнего   переходного   периода   к   новой   системе
межбюджетных отношений начиная с 2007 года;
     -  формирование  на   переходный   период   регионального   фонда
сбалансированности   местных   бюджетов,   из  которого  муниципальным
образованиям,  несущим  потери  вследствие  введения  новой   методики
финансового выравнивания, будет компенсироваться:
     не менее 90% потерь по сравнению с 2006 годом - в 2007 году;
     не менее 70% потерь - в 2008 году;
     не менее 50% потерь - в 2009 году;
     не менее 30% потерь - в 2010 году;
     2) внести изменения в закон  области  от  16  июля  2005  года  N
1323-ОЗ "О нормативах расходных потребностей", ограничивающие действие
этого закона исключительно регулированием нормативов для  формирования
расходов областного бюджета на содержание региональных учреждений;
     3) утвердить методики формирования и распределения  регионального
фонда  софинансирования  социальных  расходов  и  регионального  фонда
муниципального развития, предусматривающие, в числе прочего, поддержку
реализации  программ сбалансированности местных бюджетов муниципальных
районов и городских округов;
     4) утвердить регламент предоставления, рассмотрения и мониторинга
программ  сбалансированности  местных бюджетов муниципальных районов и
городских округов, рассмотрение соответствующих программ  должно  быть
осуществлено в 2007 году.
     На  втором  этапе  реализации  Концепции  (2009  -   2010   годы)
предполагается:
     1)  продолжить  мониторинг  и   поддержку   реализации   программ
сбалансированности  местных бюджетов муниципальных районов и городских
округов области;
     2)  применить  инструменты  адаптации  муниципальных  образований
области  к  новым механизмам финансового выравнивания, отработанные на
первом этапе реализации Концепции, к уровню поселений.

                   Отраслевые программы реструктуризации              
            государственного сектора и повышения эффективности        
                 бюджетных расходов в Вологодской области             

                     1. Жилищно-коммунальное хозяйство                

     Основные  полномочия  в  сфере  жилищно-коммунального   хозяйства
сосредоточены  на  федеральном  и муниципальном уровнях. Тем самым, на
региональном  уровне  полномочия  связаны  с  созданием  условий   для
наиболее    эффективного   выполнения   муниципальными   образованиями
полномочий в данной  сфере,  повышения  надежности  и  бесперебойности
функционирования   муниципальных  систем  жизнеобеспечения,  повышения
комфортности проживания, функционирования ориентированных на результат
институциональных  механизмов  предоставления  жилищных и коммунальных
услуг.
     Деятельность   в   сфере   жилищно-коммунального   хозяйства   на
региональном уровне направлена на решение следующих задач:
     -  содействие  в  оптимизации  разграничения   полномочий   между
муниципальными   районами   и   поселениями,   создание   условий  для
эффективного решения вопросов местного значения в сфере ЖКХ на  уровне
поселений;
     - содействие  муниципальным  образованиям  области  в  реализации
требований    Жилищного   кодекса   Российской   Федерации   в   сфере
совершенствования  механизмов  управления   многоквартирным   жилищным
фондом;
     - содействие  муниципальным  образованиям  области  в  реализации
требований  Федерального  закона  от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об
основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
     - содействие муниципальным  образованиям  области  в  привлечении
инвестиций в коммунальный комплекс;
     - обеспечение в полном объеме компенсации затрат  организаций  за
предоставленные льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
в пределах, установленных действующим законодательством;
     -  содействие  реформированию   коммунальной   энергетики   путем
реорганизации   6   электротеплоснабжающих  областных  государственных
унитарных предприятий, предоставляющих соответствующие услуги  в  ряде
муниципальных  районов  и  городских  округов  области.  Реорганизация
данных предприятий должна проводиться с учетом интересов муниципальных
образований   области,   на   территории   которых   располагается  их
имущество,  предназначенное  для  оказания   услуг   по   электро-   и
теплоснабжению   с   обеспечением   их  бесперебойного  предоставления
населению и организациям.
     На первом этапе реализации Программы (2007 - 2008 годы)  основные
усилия  планируется направить на содействие в разграничении полномочий
между муниципальными районами  и  поселениями,  а  также  на  создание
условий    для    реализации    нового    законодательства   в   сфере
жилищно-коммунального   хозяйства.   Также    необходимо    определить
направления  софинансирования  инвестиций в ЖКХ из регионального фонда
муниципального развития.
     На  втором  этапе  реализации  Программы  (2009  -   2010   годы)
муниципальным  образованиям области необходимо обеспечить содействие в
привлечении внешних инвестиций в капитальный ремонт жилищного фонда  и
в   объекты   инженерной   инфраструктуры,   в   том  числе  в  поиске
потенциальных инвесторов и установлении контактов с  ними,  разработке
методических   рекомендаций   по   привлечению   заемных   средств   в
жилищно-коммунальный сектор и т.п.

                              2. Образование                          

     В  целях   формирования   системы   образования,   обеспечивающей
потребности  экономики  в  квалифицированных  специалистах,  способной
сохранять и повышать уровень образования населения, необходимо  решить
следующие задачи:
     - обеспечение  государственных  гарантий,  доступности  и  равных
возможностей получения качественного образования всех уровней;
     -  создание  условий  для   обеспечения   современного   качества
образования;
     - оптимизация сети образовательных учреждений;
     - повышение эффективности  рынка  профессионального  образования,
устранение  диспропорций  и излишнего дублирования в подготовке кадров
через   оптимизацию   сети   учреждений   и   перечня   профессий    и
специальностей,  обновление  материально-технической  базы  учреждений
профессионального образования;
     - подготовка кадров с учетом квалификационных  ожиданий  бизнеса,
участие  работодателей  в определении требований к объему и содержанию
подготовки   выпускников,   в   организации   учебно-производственного
процесса  и  производственной  практики,  в  финансировании учреждений
профессионального образования;
     -  формирование   государственно-общественных   форм   управления
образованием.
     Для решения данных  задач  в  рамках  настоящей  Программы  будут
использоваться следующие инструменты:
     - механизмы бюджетирования, ориентированного на результат;
     - нормативно-подушевое финансирование;
     - оптимизация бюджетной сети;
     - развитие форм социального партнерства.
     Данные преобразования планируется осуществлять в два этапа.
     На первом этапе  предполагается  разработать  нормативно-правовую
базу  и провести подготовительные мероприятия по оптимизации бюджетной
сети, внедрению новых механизмов финансирования бюджетных учреждений.
     На   втором   этапе   предполагается   введение   бюджетирования,
ориентированного  на  результат,  в штатный режим, широкое привлечение
общественности  к  управлению  образованием  и  развитие   социального
партнерства   в   сфере   начального   и   среднего  профессионального
образования.
     На  первом  этапе  реализации  Программы  (2007  -   2008   годы)
предполагается:
     -  внедрить  в  практику  бюджетного   планирования   доклады   о
результатах   и   основных   направлениях   деятельности  департамента
образования области;
     -  подготовить  нормативно-правовую  базу,  разработать  методику
расчетов, технологии и апробировать через пилотные проекты нормативное
подушевое финансирование в общем образовании;
     - осуществить подготовительные мероприятия и разработать правовую
базу  для внедрения нормативного подушевого финансирования в начальном
и среднем профессиональном образовании;
     - разработать отраслевую систему  оплаты  труда  в  сфере  общего
образования   и   апробировать  ее  на  отдельных  общеобразовательных
учреждениях, муниципальных образованиях в установленном порядке;
     - продолжить реструктуризацию и оптимизацию сети  образовательных
учреждений   с  учетом  поэтапного  введения  нормативного  подушевого
финансирования пилотных проектов;
     -   развивать   формы   государственно-общественного   управления
образованием;
     -   развивать   систему   социального   партнерства    в    сфере
профессионального    образования;    заложить    основы   формирования
социального заказа в сфере  начального  и  среднего  профессионального
образования.
     На  втором  этапе  реализации  Программы  (2009  -   2010   годы)
предполагается:
     -    совершенствовать    механизмы    нормативного     подушевого
финансирования  в  общем  образовании  и  ввести нормативное подушевое
финансирование общеобразовательных учреждений в штатном режиме;
     -  апробировать  и  начать   поэтапное   внедрение   нормативного
подушевого  финансирования  в  начальном  и  среднем  профессиональном
образовании;
     -    совершенствовать    систему     государственно-общественного
управления образованием на всех его уровнях;
     - развивать социальное партнерство и расширять  практику  участия
работодателей      в      создании      условий     для     подготовки
высококвалифицированных рабочих и специалистов на  основе  социального
заказа в сфере начального и среднего профессионального образования.

                            3. Здравоохранение                        

     Целью  реализации  Программы  реструктуризации   государственного
сектора  и  повышения  эффективности  государственных расходов в сфере
здравоохранения области является  повышение  качества,  доступности  и
эффективности  медицинской помощи, оказываемой жителям области за счет
бюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования.
     Основными задачами реализации Программы являются:
     -   внедрение   методов   бюджетирования,   ориентированного   на
результат, в бюджетный процесс;
     - внедрение новых методов бюджетного финансирования ЛПУ;
     - внедрение новых методов оплаты  медицинской  помощи  в  системе
ОМС;
     -  конкретизация  государственных  гарантий  оказания  бесплатной
медицинской    помощи    и   обеспечение   их   сбалансированности   с
финансированием из бюджетных и страховых источников;
     - реструктуризация системы оказания медицинской помощи.
     Мероприятия Программы будут реализованы в два этапа.
     Первый этап включает в себя мероприятия,  направленные  в  первую
очередь   на   внедрение  новых  методов  бюджетирования  расходов  на
здравоохранение, отработку новых организационно-финансовых  механизмов
деятельности государственных учреждений здравоохранения.
     Второй  этап  включает  в  себя  мероприятия,   направленные   на
совершенствование  практики  использования  новых  методов  бюджетного
финансирования  государственных  ЛПУ,  методов  планирования   объемов
медицинской  помощи  и  тарифов  ее  оплаты  на  основе  использования
стандартов оказания медицинских услуг по заболеваниям.
     На  первом  этапе  реализации  Программы  (2007  -   2008   годы)
предполагается:
     -  осуществить  в  установленном   порядке   пилотную   апробацию
подготовки департаментом здравоохранения области доклада о результатах
и основных направлениях деятельности,  определяющего  цели,  задачи  и
основные показатели результатов работы;
     - включить на постоянной основе в  бюджетный  процесс  подготовку
бюджетного доклада по здравоохранению;
     - внедрить метод  нормативно-целевого  финансирования  выполнения
государственными    ЛПУ   заданий   на   оказание   специализированной
медицинской помощи;
     -  разработать  и  начать  реализацию  территориальной  программы
реструктуризации      системы     оказания     медицинской     помощи,
предусматривающей  уменьшение  объемов  стационарной  помощи  на  13%,
увеличение объемов амбулаторной помощи (количество врачебных посещений
на одного жителя) на  20%,  включая  рост  объемов  помощи  в  дневных
стационарах  на 17%; развитие сети и расширение масштабов деятельности
межтерриториальных  консультативно-диагностических  центров  на   базе
многопрофильных  медицинских  учреждений, объединяющих в своем составе
поликлинику и стационар; развитие первичной  медико-санитарной  помощи
по  принципу  общих  врачебных практик; структурные изменения коечного
фонда;
     - после принятия федерального закона  об  автономных  учреждениях
провести апробацию преобразования бюджетных учреждений здравоохранения
в автономные учреждения в установленном законодательством порядке;
     - разработать рекомендации о порядке преобразования подразделений
ЛПУ,     оказывающих    первичную    медико-санитарную    помощь,    в
самостоятельные групповые и индивидуальные общие врачебные практики.
     На  втором  этапе  реализации  Программы  (2009  -   2010   годы)
предполагается:
     -   продолжить   реализацию   мер   по    выполнению    программы
реструктуризации системы оказания медицинской помощи и ее мониторинг;
     - оказать содействие  в  апробации  преобразования  подразделений
муниципальных  ЛПУ,  оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в
самостоятельные групповые и индивидуальные общие врачебные практики;
     -  разработать  порядок  финансирования  из  средств  ОМС   общих
врачебных  практик  на  основе  метода  фондодержания и проведения его
апробации.
     Возможность преобразования  части  учреждений  здравоохранения  в
иные    организационно-правовые    формы    зависит    от    появления
соответствующих предпосылок в федеральном законодательстве.

                          4. Социальная политика                      

     Целями Правительства области в социальной сфере являются создание
необходимых   условий   для   обеспечения   всеобщей   доступности   и
общественно приемлемого качества базовых  социальных  благ;  повышение
защиты   социально   уязвимых   слоев   населения,  которые  не  имеют
возможностей  для  самостоятельного  решения  социальных   проблем   и
нуждаются  в  государственной  поддержке; создание для трудоспособного
населения  экономических  условий,  позволяющих  гражданам   за   счет
собственных доходов обеспечить более высокий уровень жизни.
     Достижение данных целей предусматривает решение следующих задач:
     -   выработка   эффективных    механизмов    социальной    защиты
малообеспеченных слоев населения;
     -  развитие  рынка  социальных  услуг  с  активным   привлечением
негосударственного сектора;
     - повышение эффективности и качества, а также расширение  спектра
социальных услуг, предоставляемых различным категориям населения;
     -   завершение   построения   единой,    прозрачной    и    четко
структурированной  системы  принятия  решений  по управлению финансами
отрасли;
     - создание и внедрение современных ориентированных  на  результат
методов социального обслуживания;
     - создание условий для институционального  развития  и  повышения
бюджетной обеспеченности отрасли.
     Для решения данных  задач  в  рамках  настоящей  Программы  будут
использоваться следующие инструменты:
     - механизмы бюджетирования, ориентированного на результат;
     - подушевое финансирование социальных услуг;
     - реструктуризация бюджетных учреждений;
     - внедрение заказа на социальное обслуживание населения;
     - привлечение частного сектора к предоставлению социальных  услуг
путем  конкурсного  размещения  государственного  заказа на социальное
обслуживание населения.
     Данные мероприятия будут реализовываться в два этапа.
     На первом  этапе  предполагается  расширить  и  усовершенствовать
показатели   результативности   деятельности   департамента   труда  и
социального развития области в  сфере  социальной  политики;  провести
апробацию  механизма конкурсного размещения государственного заказа на
социальное  обслуживание,   способствующего   демонополизации   рынка,
привлечению  негосударственных  поставщиков  к  оказанию  услуг, росту
эффективности   социального   обслуживания;   с   учетом    объективно
ограниченных  возможностей  размещения  заказа  по ряду услуг и в ряде
территорий области на конкурсной основе  внедрить  систему  разработки
государственных   заданий  подведомственным  учреждениям  на  оказание
услуг, сопровождающихся  финансированием,  на  основе  четко  заданных
подушевых   нормативов   полной   стоимости   услуг;   начать  процесс
стандартизации и регламентации предоставления социальных услуг.
     На втором этапе планируется завершить внедрение и распространение
комплексной    системы   мониторинга   результативности   деятельности
государства в сфере социальной политики, а также  системы  конкурсного
размещения  заказа на социальное обслуживание, включая необходимую для
широкого применения заказа  реструктуризацию  бюджетных  учреждений  и
внедрение новых организационно-правовых форм; завершить стандартизацию
социальных  услуг  и  разработать   административные   регламенты   их
предоставления.
     На  первом  этапе  реализации  Программы  (2007  -   2008   годы)
предполагается:
     - провести пилотную апробацию подготовки  департаментом  труда  и
социального   развития   области  доклада  о  результатах  и  основных
направлениях  деятельности,  определяющего  цели,  задачи  и  основные
показатели результатов работы;
     -   разработать   показатели   эффективности   деятельности    по
предоставлению  системой социальной защиты населения различных пособий
и услуг;
     - усовершенствовать  нормативно-правовую  базу,  регламентирующую
предоставление социальных пособий и услуг;
     -  проведение  различных  мер  социальной   поддержки   отдельных
категорий граждан в рамках единого дифференцированного пособия;
     -  разработать  комплексную  систему  мониторинга  предоставления
социальной    помощи   и   услуг,   включая   разработку   показателей
результативности услуг и  элементы  независимого  профессионального  и
общественного мониторинга;
     -   провести   обучающие    мероприятия    в    департаменте    и
подведомственных  учреждениях  по  технологиям  мониторинга социальных
услуг, социальных расходов, удовлетворенности получателей;
     - усовершенствовать нормативную базу  формирования  и  размещения
социального  заказа,  обучения  сотрудников, выбора приоритетных услуг
для апробации механизма заказа;
     - внедрить государственные задания по  предоставлению  социальных
услуг  подведомственными  учреждениями  на основе подушевых параметров
обслуживания;
     -  внедрить  нормативно-целевое   финансирование   предоставления
социальных услуг;
     - разработать стандарты оказания услуг и предоставления населению
области пособий и других мер социальной поддержки;
     - провести апробацию комплексной системы мониторинга состояния  и
развития  системы социальной защиты и предоставления социальной помощи
и услуг в пилотных муниципальных образованиях области;
     - провести реструктуризацию бюджетных учреждений в координации  с
аналогичными процессами реструктуризации в других социальных отраслях.
     На  втором  этапе  реализации  Программы  (2009  -   2010   годы)
предполагается:
     - включить на постоянной основе в  бюджетный  процесс  подготовку
департаментом труда и социального развития области бюджетного доклада;
     - распространить систему мониторинга состояния и развития системы
социальной  защиты,  предоставления  социальной  помощи и услуг на всю
территорию области с учетом итогов апробации;
     -  внедрить  новую  организационно-правовую  форму  и   завершить
процесс   реструктуризации   бюджетных   учреждений   в  установленном
законодательством порядке;
     -  развивать  новые   формы   предоставления   социальных   услуг
(межмуниципальная   кооперация   и   конкурсный  социальный  заказ)  в
муниципальных образованиях области, не располагающих сетью учреждений,
для  предотвращения  возникновения  избыточных  расходов  на  создание
подобных учреждений;
     -  внедрить  механизм  размещения  государственного   заказа   на
социальное  обслуживание  населения на конкурсной основе по территории
области;
     - завершить процесс монетизации льгот.

                         5. Общественный транспорт                    

     Основные  направления  реструктуризации  в  сфере   общественного
транспорта    связаны    с   развитием   рынка   транспортных   услуг,
использованием  конкурентных   механизмов   для   повышения   качества
обслуживания  населения,  оптимизацией  маршрутной  сети  и расписания
движения  общественного  транспорта,   внедрением   ресурсосберегающих
технологий   и   снижением   негативных   экологических   воздействий,
формированием эффективных институциональных механизмов.
     Целями   программы   реструктуризации   в   сфере   общественного
транспорта  являются  обеспечение  бесперебойной  работы общественного
транспорта,  повышение   качества   обслуживания   населения   и   его
удовлетворенности  предоставляемыми  услугами.  Для  достижения данных
целей необходимо решить следующие задачи:
     -  совершенствование  разграничения  полномочий  между   органами
государственной  власти  области  и  органами  местного самоуправления
муниципальных образований области  в  сфере  организации  обслуживания
населения общественным транспортом;
     - разработка  и  внедрение  государственных  стандартов  качества
обслуживания   населения   на   межмуниципальных   и   межрегиональных
маршрутах;
     - совершенствование системы управления региональным  общественным
транспортом;
     - введение государственного заказа на пассажирские  перевозки  по
межмуниципальным и межрегиональным маршрутам.
     Мероприятия Программы будут реализованы в два этапа.
     На первом  этапе  реализации  Программы  предполагается  провести
мероприятия    по   разграничению   полномочий   в   сфере   тарифного
регулирования общественного транспорта  на  внутригородских  маршрутах
между  органами  государственной  власти  области  и органами местного
самоуправления  области;   усовершенствовать   методику   установления
тарифов на межмуниципальных и межрегиональных маршрутах. Для повышения
качества услуг общественного  транспорта  разработать  государственные
стандарты обслуживания населения транспортными предприятиями.
     На втором этапе - ввести  процедуру  государственного  заказа  на
перевозки  по социально значимым маршрутам, в договоры с перевозчиками
в  обязательном  порядке  будут   включаться   требования   выполнения
государственных стандартов.
     На  первом  этапе  реализации  Программы  (2007  -   2008   годы)
предполагается:
     -  разработать  государственные  стандарты  услуг   общественного
транспорта;
     - рассмотреть вопрос о  преобразовании  ГУП  "Областная  дирекция
автобусных перевозок".
     На  втором  этапе  реализации  Программы  (2009  -   2010   годы)
предполагается:
     -  определить  перечень  маршрутов,  перевозки  по  которым   при
действующем тарифе являются убыточными;
     -  ввести  процедуру   государственного   заказа   по   убыточным
маршрутам,   входящим   в   региональную   компетенцию;   договоры   с
перевозчиками,  осуществляющими  перевозки  по  дотируемым  маршрутам,
будут  содержать  требования  соблюдения государственных стандартов на
услуги общественного транспорта;
     - завершить процесс монетизации льгот.

                           6. Дорожное хозяйство                      

     Целью реализации Программы в дорожном хозяйстве является создание
эффективной  системы планирования, финансирования и выполнения работ в
дорожном хозяйстве.
     Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:
     инвентаризация существующей сети автомобильных дорог;
     определение  расходных  обязательств  в  дорожном   хозяйстве   и
закрепление принципов планирования расходов на дорожное хозяйство;
     повышение эффективности закупок для нужд дорожного хозяйства.
     Достижение цели и решение задач предполагается осуществить в  два
этапа.
     На  первом  этапе  реализации  Программы  (2007  -   2008   годы)
предполагается:
     - составление и ведение реестра муниципальных автомобильных дорог
и улично-дорожной сети поселений;
     - подготовить и  утвердить  план  мероприятий  по  инвентаризации
имущества   автомобильных   дорог   общего  пользования  регионального
значения,   инвентаризации   данного   имущества,   освобождению    от
непрофильного имущества;
     - осуществить передачу дорог  от  одного  уровня  государственной
власти и местного самоуправления к другому.
     На  втором  этапе  реализации  Программы  (2009  -   2010   годы)
предполагается:
     - установить порядок планирования расходов на дорожное хозяйство,
дифференцировать  расходы  с  учетом социально-экономического значения
автомобильных дорог;
     - откорректировать и утвердить нормативы содержания автомобильных
дорог  с  учетом  разделения  их на группы по интенсивности и важности
(экономическому и социальному значению);
     - установить порядок  планирования  ремонтных  работ  на  дорогах
общего пользования на перспективу не менее 5 лет;
     - обеспечить финансирование расходов на  содержание  и  ремонт  в
соответствии с нормативами;
     -  подготовить  и  представить  на  согласование  предложения  по
софинансированию  расходов на содержание и ремонт муниципальных дорог,
являющихся  продолжениями  автомобильных  дорог   общего   пользования
федерального и регионального значения;
     - определить (уточнить) программу развития автомобильных дорог  с
определением   основных  объектов  строительства  и  реконструкции  на
ближайшие 3 - 5 лет с учетом уже установленных расходных  обязательств
по  содержанию  и  ремонту подведомственной сети автомобильных дорог -
обоснованных потребностью в строительстве и реконструкции  дорог  -  а
также    предполагаемых   финансовых   ограничений.   При   подготовке
(уточнении)  программы  развития  автомобильных  дорог   предусмотреть
координацию  работ  по  содержанию и ремонту дорог на (по возможности,
федеральных) региональных и муниципальных дорогах в части  как  сроков
их проведения, так и возможного укрупнения соответствующих заказов;
     - провести апробацию подготовки доклада о результатах и  основных
направлениях  деятельности  департамента дорожного хозяйства области в
установленном порядке.

                      7. Культура, рекреация и досуг                  

     Целью  реализации  Программы  реструктуризации   государственного
сектора  и повышения эффективности бюджетных расходов в сфере культуры
является   создание   институционально-экономических    условий    для
обеспечения широкого доступа населения области к культурным ценностям,
знаниям и информации, сохранения и развития регионального  культурного
пространства,   развития   профессионального   искусства  и  народного
творчества.
     Основными задачами реализации Программы являются:
     -   внедрение   методов   бюджетирования,   ориентированного   на
результат, в бюджетный процесс;
     -  изменение  механизмов  бюджетного  финансирования   учреждений
культуры;
     - реструктуризация сети учреждений культуры.
     Мероприятия Программы будут реализованы в два этапа.
     Первый этап включает в себя мероприятия,  направленные  в  первую
очередь на внедрение новых методов бюджетирования расходов на культуру
и  искусство,  отработку  новых  организационно-финансовых  механизмов
деятельности государственных учреждений культуры.
     Второй  этап  включает  в  себя  мероприятия,   направленные   на
совершенствование   практики  использования  новых  методов  повышения
эффективности  государственных   расходов;   преодоление   трудностей,
выявившихся в рамках реализации первого этапа.
     На  первом  этапе  реализации  Программы  (2007  -   2008   годы)
предполагается:
     - провести в установленном порядке пилотную апробацию  подготовки
департаментом  культуры  области  доклада  о  результатах  и  основных
направлениях  деятельности,  определяющего  цели,  задачи  и  основные
показатели результатов работы;
     -   разработать   новый   механизм   бюджетного   финансирования.
Финансовое  обеспечение  функции  сохранения  бюджетных  фондов  будет
осуществляться на сметной основе. Функция распространения (обеспечения
доступности)  культурных  ценностей  будет  финансироваться  на основе
нормативно-целевого метода по нормативу затрат  в  расчете  на  одного
посетителя;
     - провести апробацию преобразования областных учреждений культуры
в автономные учреждения в установленном законодательством порядке.
     На  втором  этапе  реализации  Программы  (2009  -   2010   годы)
предполагается:
     - включить на постоянной основе в  бюджетный  процесс  подготовку
бюджетного доклада по культуре на среднесрочную перспективу;
     -   разработать   и   внедрить   новые    механизмы    бюджетного
финансирования для каждого вида учреждений культуры с учетом специфики
выполняемых ими функций, особенностей ресурсного потенциала и  условий
деятельности;
     -   провести   мониторинг   функционирования   новых   механизмов
бюджетного   финансирования   государственных   учреждений   культуры,
доработать  методы  формирования  государственных  заданий  и  расчета
нормативов финансирования;
     - осуществить  преобразование  областных  учреждений  культуры  в
автономные учреждения.

                       8. Капитальное строительство                   

     Меры по повышению эффективности  расходов  в  сфере  капитального
строительства    изложены   в   разделе   Концепции   реструктуризации
государственного сектора и повышения эффективности бюджетных расходов,
посвященном бюджетированию, ориентированному на результат.

                           9. Сельское хозяйство                      

     Для повышения эффективности бюджетных расходов на АПК  необходимо
решить следующие задачи:
     - усиление программно-целевого подхода при  разработке  бюджетной
поддержки АПК;
     -   повышение   эффективности   отдельных   программ    поддержки
сельхозпроизводителей;
     -  расширение  политики  сельского  развития  на  мероприятия  по
формированию альтернативной занятости в сельской местности.
     Преобразования в АПК будут осуществляться в два этапа.
     На   первом   этапе   предполагается    доработать    методологию
среднесрочного  бюджетирования  в  АПК,  в  частности,  в  программные
документы включить  конкретные  механизмы  реализации  мероприятий,  а
также  индикаторы  достижения  программных  задач. Областной бюджетный
классификатор  привести  в  соответствие  с  реализуемыми  программами
поддержки   АПК.   На  первом  этапе  планируется  пересмотреть  формы
поддержки лизинговой деятельности, а также предполагается  рассмотреть
возможность   создания  механизма  гарантийного  фонда  по  средне-  и
долгосрочным кредитам в сельском хозяйстве.
     Отработанный механизм будет внедрен на  втором  этапе  реализации
Концепции.
     Программу  социального  развития   села   планируется   дополнить
подпрограммой   формирования   альтернативной   занятости  в  сельской
местности.
     На первом этапе будет проведена разработка такой подпрограммы, на
втором  этапе  -  ее внедрение в практику. На первом этапе планируется
пересмотреть  отдельные  механизмы  программы  подготовки   кадров   в
сельском хозяйстве, а также разработать новые направления.
     На  первом  этапе  реализации  Программы  (2007  -   2008   годы)
предполагается:
     - внести соответствующие изменения в закон области от 16  декабря
2005 года N 1384-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного
производства  в  Вологодской  области"   и   среднесрочную   программу
развития  АПК  "Об  основных  направлениях по развитию АПК Вологодской
области на период 2006 - 2010 годов" (включение механизмов  реализации
мероприятий и индикаторов реализации задач);
     -   завершить   работу   по   созданию   областного    бюджетного
классификатора  в  части  сельского  хозяйства  (приведение  в  полное
соответствие с реализуемыми программами поддержки областного АПК);
     - рассмотреть возможность создания механизма  гарантийного  фонда
по средне- и долгосрочным кредитам сельскохозяйственным производителям
с сохранением субсидирования процентных ставок по ним;
     - подготовить программу формирования альтернативной  занятости  в
сельской местности;
     - завершить работу по созданию программы  подготовки  кадров  АПК
(повышение  действенности механизмов реализации мероприятий программы,
включение   в   нее   мероприятий    по    подготовке    кадров    для
несельскохозяйственной деятельности);
     - создать информационный сайт  департамента  сельского  хозяйства
области   для   повышения   прозрачности   деятельности  департамента,
доступности информации для сельскохозяйственных производителей.
     На  втором  этапе  реализации  Программы  (2009  -   2010   годы)
предполагается:
     - внедрить гарантийный фонд по средне- и долгосрочным кредитам  в
сельском  хозяйстве  с сохранением субсидирования процентных ставок по
ним;
     - разработать программу формирования альтернативной  занятости  в
сельской местности.

                      10. Государственное управление                  

     На настоящий момент совершенствование государственного управления
в   области   связано  с  началом  реализации  на  федеральном  уровне
Концепции административной реформы в Российской  Федерации  в  2006  -
2008  годах,  которая  предполагает  постепенное  включение  субъектов
Российской   Федерации   в   работу    по    проведению    мероприятий
административной  реформы  на  своих  территориях,  а  также с началом
процесса  внедрения  механизмов  бюджетирования,  ориентированного  на
результат. В этой ситуации основными задачами являются:
     -  внедрение  в  органах  исполнительной  государственной  власти
области принципов и процедур управления по результатам;
     -  разработка  и  внедрение  стандартов  государственных   услуг,
предоставляемых   органами   исполнительной   государственной   власти
области, а также стандартов административных регламентов;
     -    оптимизация    функционирования    органов    исполнительной
государственной  власти  области,  исключение  дублирования  функций и
полномочий органов исполнительной государственной власти области;
     - повышение эффективности взаимодействия  органов  исполнительной
государственной власти области и гражданского общества;
     -  формирование   необходимого   организационного   и   кадрового
обеспечения   реализации   Концепции   реструктуризации  общественного
сектора и повышения эффективности расходов областного бюджета.
     Мероприятия данной Программы будут осуществлены в два этапа.
     На первом этапе предусматривается  осуществление  организационных
изменений,  необходимых для внедрения бюджетирования по результатам, а
также подготовка персонала к проведению реформ в бюджетной сфере.
     На втором этапе основные усилия будут  направлены  на  разработку
стандартов   государственных  услуг,  административных  регламентов  и
системы мониторинга соблюдения стандартов.
     На  первом  этапе  реализации  Программы  (2007  -   2008   годы)
предполагается:
     -  создать  комиссию  по  повышению  результативности   бюджетных
расходов,   в  функции  которой  будут  входить  оценка  отчетности  о
реализации  целевых  программ  и  отчетной  части   докладов   главных
распорядителей   средств  областного  бюджета,  а  также  согласование
предложений по изменениям объема действующих  и  распределению  объема
принимаемых обязательств;
     - разграничить полномочия между департаментом  финансов  области,
департаментом   экономики   Правительства   области   и  Департаментом
строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области  в
сфере планирования капитальных расходов;
     -  изменить  подходы  к   формированию   положений   об   органах
исполнительной  государственной  власти области в направлении большего
соответствия принципам управления по результатам;
     -  преобразовать  комиссию  по   разработке   плана   мероприятий
административной  реформы  в  комиссию  по административной реформе, в
функции которой будут включены методическое сопровождение  и  контроль
за реализацией мероприятий административной реформы;
     -  расширить  программу   курсов   подготовки,   профессиональной
переподготовки  и  повышения  квалификации государственных служащих, в
которую  будут  включены   дополнительные   дисциплины   "Проблемы   и
перспективы  внедрения  бюджетирования  по  результатам"  и "Механизмы
повышения эффективности бюджетных расходов";
     - завершить работу по созданию официального  сайта  Правительства
области.
     На  втором  этапе  реализации  Программы  (2009  -   2010   годы)
предполагается:
     - разработать реестры и стандарты услуг, предоставляемых органами
исполнительной    государственной    власти    области   населению   и
организациям области. Стандарты услуг  будут  закреплены  нормативными
правовыми  актами области и доведены до населения области, в том числе
с помощью интернет-ресурсов;
     -   разработать   административные    регламенты,    регулирующие
взаимодействие   структурных  подразделений  Правительства  области  и
должностных лиц органов исполнительной государственной власти  области
в  процессе предоставления услуг для обеспечения исполнения стандартов
услуг;
     -  разработать  и   внедрить   систему   мониторинга   соблюдения
стандартов государственных услуг.


Информация по документу
Читайте также