Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 25.12.2013 № 1007ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О результатах мониторинга практики применения закона области от 3 июня 2011 года N 2524-ОЗ "О вознаграждении опекунам совершеннолетних недееспособных граждан" Законодательное Собрание области постановляет: Утвердить прилагаемые результаты мониторинга практики применения закона области от 3 июня 2011 года N 2524-ОЗ "О вознаграждении опекунам совершеннолетних недееспособных граждан". Заместитель председателя Законодательного Собрания области В.В. Вавилов Вологда 25 декабря 2013 года N 1007 Утверждены постановлением Законодательного Собрания области от 25.12.2013 N 1007 Результаты проведения мониторинга практики применения закона области от 3 июня 2011 года N 2524-ОЗ "О вознаграждении опекунам совершеннолетних недееспособных граждан" I. Общие положения Постоянным комитетом Законодательного Собрания области по социальной политике проведен мониторинг правоприменения закона области "О вознаграждении опекунам совершеннолетних недееспособных граждан" (далее также – Закон области) в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области. Целями мониторинга Закона области явились комплексное изучение реализации правового регулирования отношений, связанных с установлением и выплатой вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, а также оценка соответствия Закона области планируемому при его принятии результату. II. Сведения о деятельности постоянного комитета В процессе проведения мониторинга постоянным комитетом были проведены следующие мероприятия. 1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации по вопросу установления вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. 2. Постоянным комитетом проведено расширенное тематическое заседание по вопросу о реализации на территории области Закона области. К диалогу были приглашены представители Правительства области, Департамента социальной защиты населения области, представители органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов. 3. При проведении мониторинга запрошена следующая информация. Во всех муниципальных районах и городских округах - о практике применения Закона области, его положительных результатах и проблемах в реализации. В прокуратуре области - о поступающих в органы прокуратуры обращениях граждан и о мерах прокурорского реагирования по Закону области, а также имеющихся замечаниях и предложениях по его совершенствованию. В Общественной палате Вологодской области - о поступающих обращениях граждан по Закону области, а также замечаниях и предложениях по его совершенствованию. В Молодежном парламенте - о замечаниях и предложениях по совершенствованию Закона области. Закон направлялся в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области с целью проведения экспертизы на соответствие Закона области федеральному законодательству и отсутствия в нем коррупциогенных факторов. 4. Проведен анализ эффективности Закона области. III. Проведение мониторинга Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", орган опеки и попечительства исходя из интересов подопечного вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться в том числе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Исходя из смысла вышеуказанных норм, принятие закона, регулирующего вопросы заключения договора об осуществлении опеки на возмездных условиях, является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации. Учитывая это, законы, предусматривающие выплату вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан за счет средств бюджетов субъектов, приняты только в 6 регионах Российской Федерации, включая Вологодскую область (в Архангельской области, в Еврейской автономной области, в Калужской области, в Камчатском крае, в Ямало-Ненецком автономном округе). При этом в отдельных указанных регионах вознаграждение было принято относительно недавно. Так, если в Калужской области – с 1 сентября 2008 года, то в Архангельской области – с 1 января 2011 года, в Еврейской автономной области, Камчатском крае и Ямало-Ненецком автономном округе – с 1 января 2013 года. В Архангельской области законом от 19 ноября 2010 года N 226-17-ОЗ "О профессиональной опеке над недееспособными гражданами в Архангельской области" предусмотрена профессиональная опека над недееспособными гражданами, под которой понимается форма устройства совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, над которыми не установлена опека в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ввиду отсутствия близких родственников, имеющих возможность осуществлять опеку, при которой совершеннолетние дееспособные граждане, назначенные органом опеки и попечительства профессиональными опекунами, являются законными представителями совершеннолетних недееспособных граждан и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Постановлением Правительства Архангельской области от 2 декабря 2010 года N 370-пп установлен размер вознаграждения профессионального опекуна за осуществление им профессиональной опеки без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование: в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории Архангельской области – 2993 рубля за каждого недееспособного гражданина; в районах Крайнего Севера на территории Архангельской области – 3871,00 рубля за каждого недееспособного гражданина. В Еврейской автономной области законом от 27 июня 2012 года N 91-ОЗ "О размере и порядке выплаты вознаграждения, причитающегося опекунам совершеннолетних недееспособных граждан в Еврейской автономной области" выплата вознаграждения опекуну осуществляется со дня заключения им договора с органом опеки и попечительства. То есть договор заключается с опекуном вне зависимости от того, является он близким родственником подопечному или нет. Размер вознаграждения составляет 2000 рублей в месяц. В Калужской области законом от 2 декабря 2008 года N 498-ОЗ "О выплате вознаграждения опекунам или попечителям и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Калужской области" выплата вознаграждения опекунам осуществляется в случае установления опеки над гражданами, признанными недееспособными вследствие психического расстройства. В том случае, если опекун получает вознаграждение за счет средств третьих лиц или доходов от имущества подопечного, вознаграждение за счет средств бюджета ему не выплачивается. Вознаграждение опекуну или попечителю устанавливается: - неработающим опекунам – в размере 4000 рублей ежемесячно на каждого гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства и находящегося под опекой; - работающим опекунам и (или) опекунам, являющимся пенсионерами, - в размере 1200 рублей ежемесячно на каждого гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства и находящегося под опекой. Размер вознаграждения опекунам и попечителям ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого в соответствии с законодательством. В Камчатском крае законом от 14 ноября 2012 года N 150 "О выплате вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, проживающих в Камчатском крае" вознаграждение выплачивается опекунам в случае, если указанным опекунам не выплачивается вознаграждение за счет доходов от имущества подопечного и (или) средств третьих лиц и если у указанных опекунов отсутствуют алиментные обязательства по отношению к их подопечным, предусмотренные Семейным кодексом Российской Федерации. Вознаграждение опекунам устанавливается в размере 4611 рублей в месяц, который увеличивается на районный коэффициент, за работу в районах Крайнего Севера, установленный федеральным законодательством. Указанный размер вознаграждения опекунам подлежит индексации в сроки и размерах, устанавливаемых постановлением Правительства Камчатского края. В случае назначения совершеннолетним недееспособным гражданам нескольких опекунов вознаграждение распределяется между опекунами в равных долях. В случае назначения одного опекуна нескольким совершеннолетним недееспособным гражданам вознаграждение опекуну выплачивается за каждого подопечного. В Ямало-Ненецком автономном округе законом от 6 декабря 2012 года N 133-ЗАО "О выплате вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан" вознаграждение опекунам выплачивается при установлении опеки по договору об осуществлении опеки на возмездных условиях при соблюдении следующих условий: - отсутствия в договоре об осуществлении опеки на возмездных условиях условия о выплате вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также условия о безвозмездном пользовании опекуном имуществом подопечного в своих интересах; - постоянного проживания опекуна на территории Ямало-Ненецкого автономного округа; - если опекун не является лицом, обязанным в силу решения суда, вступившего в законную силу, содержать своего подопечного. Размер вознаграждения опекунам составляет 5750 рублей. В случае назначения совершеннолетнему недееспособному гражданину нескольких опекунов вознаграждение распределяется между ними в равных долях. В случае назначения одного опекуна нескольким совершеннолетним недееспособным гражданам вознаграждение выплачивается опекуну за осуществление опеки над каждым из подопечных по договору об осуществлении опеки на возмездных условиях. На основании анализа норм региональных законов наиболее явными отличиями от закона Вологодской области от 3 июня 2011 года N 2524-ОЗ "О вознаграждении опекунам совершеннолетних недееспособных граждан" являются: 1) в двух регионах (в Еврейской автономной и Калужской областях) выплата вознаграждения осуществляется любым опекунам совершеннолетних недееспособных граждан (вне зависимости от того, обязаны они в соответствии с федеральным законодательством содержать своих подопечных или нет); 2) в Архангельской области предусмотрена профессиональная опека в связи с отсутствием близких родственников; 3) в Калужской области предусмотрена дифференциация размеров вознаграждения в зависимости от того, работает опекун, или нет; 4) в Камчатском крае вознаграждение выплачивается, если у опекуна отсутствуют алиментные обязательства по отношению к их подопечным, предусмотренные Семейным кодексом Российской Федерации; 5) в отдельных регионах (Калужская область, Камчатский край) размер вознаграждения ежегодно индексируется; 6) размер вознаграждения варьируется от 1200 рублей до 5750 рублей. Информация о правоприменительной практике закона Вологодской области от 3 июня 2011 года N 2524-ОЗ "О вознаграждении опекунам совершеннолетних недееспособных граждан" Закон области, установивший вознаграждение опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, был принят в июне 2011 года и вступил в силу с 1 января 2012 года. Вознаграждение было установлено в размере 4330 рублей в месяц. Право на вознаграждение получили опекуны, которые не обязаны в соответствии с федеральным законодательством содержать своих подопечных. Также условием получения вознаграждения при установлении опеки по договору на возмездных условиях стало отсутствие в договоре условия о выплате вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц. В случае назначения совершеннолетнему недееспособному гражданину нескольких опекунов вознаграждение распределяется между ними в равных долях. В случае назначения одного опекуна нескольким совершеннолетним недееспособным гражданам вознаграждение выплачивается опекуну за каждого подопечного. В ходе реализации Закона области была выявлена категория граждан из числа опекунов, которые являются супругами опекаемых, но не имеют при этом достаточного материального обеспечения для содержания своих подопечных. Так, в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации нетрудоспособный нуждающийся супруг имеет право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами. В адрес депутатов Законодательного Собрания области поступали обращения от нетрудоспособных (в преклонном возрасте) супругов - опекунов, которые в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации не обязаны содержать своего подопечного нетрудоспособного супруга. В то же время действующая в то время редакция Закона области не давала однозначного ответа о возможности его применения в такой ситуации. В связи с этим по инициативе постоянного комитета в Закон области были внесены поправки, предусматривающие уточнение категории получателей вознаграждения. Так, право на вознаграждение было предоставлено опекунам, которые являются супругами подопечных, в случае, если эти опекуны являются инвалидами 1 - 2 групп и (или) достигли возраста 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин и имеют среднемесячный доход за последние 12 месяцев в размере менее двух с половиной прожиточных минимумов пенсионера, ежегодно устанавливаемых законом области в соответствии с частью 2 статьи 3 закона области от 5 июня 2013 года N 3077-ОЗ "О прожиточном минимуме в Вологодской области". В то же время в Закон области была введена норма, согласно которой вознаграждение не устанавливается в случае, если судом установлена обязанность опекуна по содержанию своего подопечного. В результате принятия указанных поправок 29 опекунов, являющихся супругами своих подопечных, получили право на вознаграждение, установленное законом области "О вознаграждении опекунам совершеннолетних недееспособных граждан". По информации, полученной от органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, после внесенных по инициативе постоянного комитета вышеназванных изменений в Закон области проблем в его реализации не имеется. Согласно полученным ответам из прокуратуры области, управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области, Общественной палаты Вологодской области, информации о проблемах в практике применения Закона области, а также обращений от граждан не имеется. Закон области "О вознаграждении опекунам совершеннолетних недееспособных граждан" не противоречит федеральному законодательству, коррупциогенных факторов не содержит, предложений по его совершенствованию не имеется. По информации Молодежного парламента области, был проведен опрос отдельных опекунов совершеннолетних недееспособных граждан, в ходе которого получены положительные отзывы получателей вознаграждения, предусмотренного Законом области. IV. Результаты проведения мониторинга По результатам проведения мониторинга Закона области постоянным комитетом был выявлен положительный эффект его правоприменения. Действие Закона области способствует повышению уровня социальной защищенности недееспособных граждан, проживающих на территории области и нуждающихся в опеке, обеспечению защиты их прав и законных интересов. На учете в органах опеки и попечительства области состоят 4373 недееспособных гражданина, в том числе 1850 подопечных, в отношении которых установлена опека физическими лицами. Реализация указанного Закона области позволила сократить очередность в стационарные учреждения. Уменьшилось количество недееспособных граждан, нуждающихся в экстренном помещении в учреждения. Недееспособные подопечные, в отношении которых была установлена возмездная опека, сохранили возможность проживать в обычных домашних условиях, а не в стационарных учреждениях психоневрологического профиля. Из 680 недееспособных граждан, в отношении которых оформлена возмездная опека, на учете для помещения в указанные учреждения области состоят только 110 подопечных. В период действия закона области зарегистрировано 17 отказов опекунов, исполняющих обязанности на возмездной основе, от получения на имя подопечных путевок в стационарные учреждения психоневрологического профиля области и 3 заявления - о снятии подопечных с учета для помещения в учреждения указанного профиля. Количество опекунов, осуществляющих опеку на возмездных условиях, ежемесячно увеличивается. Учитывая, что размер вознаграждения составляет 4330 рублей ежемесячно, а на пребывание каждого из клиентов в учреждении психоневрологического профиля ежемесячно расходуется около 10 тысяч рублей из средств областного бюджета, экономический эффект от введения Закона области составил более 30 млн. рублей в год. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|