Расширенный поиск
Постановление Правительства Вологодской области от 14.10.2013 № 1009
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратило силу с 1 января 2017 года - Постановление Правительства
Вологодской области от 19.12.2016 № 1149
От 14.10.2013 N 1009
г. Вологда
Об одобрении Стратегии развития отрасли
защиты населения и территорий области
от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения безопасности на водных объектах),
обеспечения пожарной безопасности, гражданской
обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований
в Вологодской области до 2020 года
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития отрасли защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения
безопасности на водных объектах), обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в Вологодской области до 2020 года. 2. Комитету гражданской защиты и социальной безопасности области (А.В. Колычев) принять меры по реализации Стратегии развития отрасли защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения
безопасности на водных объектах), обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в Вологодской области до 2020 года. 3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области В.В. Рябишина. Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 апреля. Справку об исполнении постановления представить к 1 апреля 2021 года. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области О.А. Кувшинников Одобрена постановлением Правительства области от 14.10.2013 N 1009 СТРАТЕГИЯ развития отрасли защиты населения и территорий области
от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера
(в том числе обеспечения безопасности на водных объектах),
обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований
в Вологодской области до 2020 года Введение
Стратегия развития отрасли защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения безопасности на водных объектах), обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в Вологодской области до 2020 года (далее – Стратегия) основывается на принципах создания эффективной системы защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения безопасности на водных объектах), обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований. Стратегия определяет основные цели, задачи и направления реализации государственной политики в сферах обеспечения защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения
безопасности на водных объектах), обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее - комплексная безопасность
жизнедеятельности населения области). Стратегия содержит анализ ситуации за предшествующий период (2008-2012 годы), оценку состояния комплексной безопасности жизнедеятельности населения области, проблемы и возможные сценарии инновационного и инерционного развития. Исходя из определенных Стратегией целей, задач и направлений развития комплексной безопасности жизнедеятельности населения области
установлен механизм ее реализации, приведены ожидаемые результаты, на достижение которых и направлена разработанная Стратегия.
1. Анализ ситуации за предшествующий период
В процессе обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности
населения области одним из важных направлений является разработка нормативной правовой базы области, соответствующей федеральному законодательству, отвечающей современным требованиям, учитывающей происходящие экономические и социальные изменения в обществе. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон N 184-ФЗ) законы области и иные нормативные правовые
акты области в сфере комплексной безопасности жизнедеятельности населения области приведены в соответствие с федеральными нормативными
правовыми актами. В 2011-2012 годах осуществлен мониторинг правоприменения нормативных правовых актов, принятых до введения обязательной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере комплексной безопасности жизнедеятельности населения области, по
результатам которого актуализирована соответствующая нормативная правовая база, устранены имеющиеся коллизии, коррупциогенные факторы. Постановлением Правительства области от 22 октября 2012 года N 1220 утверждена государственная программа Вологодской области «Развитие системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения области на 2013-2017 годы», в результате чего завершен переход к программно-целевому принципу организации деятельности в отрасли, установленный основными направлениями бюджетной и налоговой политики Вологодской области. В результате на данный момент создана нормативная правовая база, достаточная для принятия эффективных управленческих решений по вопросам комплексной безопасности жизнедеятельности населения области. Сфера обеспечения безопасности жизнедеятельности населения области является комплексной и включает в себя несколько направлений: обеспечение пожарной безопасности;
снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; совершенствование гражданской обороны.
Пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны и области. Обеспечение требуемого уровня пожарной безопасности на объектах защиты создает условия для поддержания высокого уровня социально-экономического развития Российской Федерации и области. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства области, приводят к травматизму и гибели людей и являются наиболее часто возникающей и опасной из всех угроз. Основной целью обеспечения пожарной безопасности на территории области является качественное повышение уровня защищенности населенных
пунктов и населения от пожаров. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года на территории области расположено 8030 населенных пунктов, в которых проживает 1 млн. 202 тыс. 444 человека, из них городское население 849 тыс. 853 человека (71%), сельское население 352 тыс. 591 человек (29%). Одним из главных показателей защищенности населенных пунктов и населения от пожаров является такой показатель, как доля населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, используемый для оценки результатов выполнения мероприятий государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 513-р, и для оценки результатов выполнения мероприятий государственной программы Вологодской области «Развитие системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения области на 2013-2017 годы». Для более наглядной оценки в текстовой части Стратегии применяется обратный показатель – прикрытие населенных пунктов, то есть количество населенных пунктов, находящихся в зоне 20-минутного прибытия пожарных расчетов. В 2008 году процент прикрытия населенных пунктов области составлял 17%. С созданием в 2008 году государственного учреждения «Противопожарная служба Вологодской области» (далее – противопожарная
служба области) указанный процент возрос до 54,46% (по состоянию на 1 января 2009 года), а в дальнейшем (после создания дополнительных подразделений) – до сегодняшнего уровня. В настоящее время (по состоянию на 1 января 2013 года) прикрытие населенных пунктов области подразделениями пожарной охраны всех видов
составляет 67,91% (5452 населенных пункта), прикрытие населения области составляет 97,22% (1 млн. 165 тыс. чел.). Неприкрытыми остаются 2576 населенных пунктов (32,09%).
Защиту территории и населения Вологодской области от пожаров осуществляет группировка сил и средств состоящая из 761 подразделения
различных видов пожарной охраны общей численностью 6643 единиц личного
состава и 843 единицы техники, из них профессиональной пожарной охраны: - 38 частей и 1 отдельный пост федеральной противопожарной службы
МЧС России (1193 человека и 143 единицы техники); - 13 частей и 92 отдельных поста противопожарной службы области (887 человек и 203 единицы техники). В целях повышения эффективности действий по тушению пожаров и спасению людей и имущества от пожаров все подразделения пожарной охраны объединены в 1 территориальный и 7 местных гарнизонов, управление которыми осуществляется на принципах единоначалия.
С принятием Федерального закона от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» и закона области от 6 июля 2011 года N 2560-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов добровольной пожарной охраны в Вологодской области» продолжилось развитие добровольной пожарной охраны на территории области: в реестр общественных объединений пожарной охраны внесено 360 общественных учреждений; в реестр добровольных пожарных внесено 9250 добровольных пожарных. В рамках долгосрочной целевой программы развития материально-технической базы пожарных и спасательных сил на территории Вологодской области на 2009-2011 годы осуществлены закупки пожарно-технического вооружения, произведены многочисленные ремонты пожарной техники, приобретено 12 единиц пожарных автомобилей. Совместно с подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России регулярно проводятся пожарно-тактические и тактико-специальные учения. Проведенный комплекс организационных мероприятий дал свой эффект: начиная с 2009 года наблюдается тенденция по значительному улучшению наиболее важных показателей по обеспечению пожарной безопасности на территории области (таблица 1). Таблица 1 Динамика основных показателей обстановки с пожарами на территории Вологодской области за последние 5 лет
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| |Данные о пожарах |2008 год |2009 год |2010 год |2011 год |2012 год |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| |Количество пожаров |1660 |1658 |1576 |1429 |1215 | |——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| |Погибло людей при пожарах |197 |180 |168 |172 |156 | |——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| Значительное внимание уделяется еще одной составляющей обеспечения пожарной безопасности – профилактике пожаров. На территории области реализуется Соглашение об организации взаимодействия по профилактике пожаров на 2012-2014 годы, участниками
которого являются заинтересованные органы власти и организации: Главное управление МЧС России по Вологодской области, Управление МВД России по Вологодской области, Департамент лесного комплекса области,
Департамент образования области, противопожарная служба области, Комитет информационной политики области, а также общественные организации (ВОО ООО «ВДПО», ВРО ООО «Российский союз спасателей»). Ежегодно проводятся пожарно-профилактические операции по различным отраслям и направлениям. В области действует План основных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах на территории области, утвержденный Правительством области, который направлен в первую очередь на выполнение практических мероприятий по повышению уровня пожарной безопасности. В 2013 году впервые на территории области организован областной конкурс «Пожарная безопасность – 2013», направленный на стимулирование обеспечения пожарной безопасности и профилактики пожаров на социально значимых объектах: учебные и медицинские учреждения, места отдыха детей, учреждения социальной защиты населения. В целях обмена опытом между экстренными оперативными службами, анализа проблем, возникающих при обеспечении пожарной безопасности населения и территорий в августе 2013 года в городе Вологде впервые проведена межрегиональная конференция «Организация деятельности противопожарных служб субъектов Российской Федерации», участие в которой приняли представители 10 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного и Центрального федеральных округов.
Конференция позволила определить наиболее типичные проблемы противопожарных служб регионов, а также пути их решения в различных вариантах.
На территории области существует угроза возникновения некоторых видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В техносфере угрозу может представлять наличие на территории области 28 химически опасных объектов, 36 крупных взрывопожароопасных
объектов, 3 газопроводов, 1 нефтепровода, 29 крупных гидротехнических
сооружений. Свыше 500 тыс. человек населения области проживает в зонах опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе около 460 тыс. человек в зоне возможного химического заражения. С учетом климатических особенностей возможно возникновение следующих чрезвычайных ситуаций природного характера: подтопления и затопления в период прохождения весенних паводков, вызванных повышением уровней воды в водоемах вследствие таяния снега и возникновения заторов на реках Сухона, Малая Северная Двина, Юг, а также подтопления в межсезонный или летний период при выпадении атмосферных осадков свыше 500 мм. Зоны подтопления в результате высоких уровней воды и заторных явлений могут возникнуть на территории 12 муниципальных районов области. Всего прогнозируемых зон подтопления 18. В зоны возможных подтоплений попадают 72 населенных пункта, 3344 жилых дома с населением 8420 человек. Наибольшая вероятность подтопления территорий существует в районе городов Великий
Устюг и Красавино; торфяные и лесные пожары.
Для решения вопросов в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создана Вологодская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальная подсистема), объединяющая органы управления области всех уровней, силы и средства органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Ежегодно проводятся мероприятия по подготовке сил и средств
территориальной подсистемы к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: командно-штабные учения, тренировки, комплексные проверки муниципальных звеньев средств территориальной подсистемы. Комплекс мер, обеспечивающих снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
в Вологодской области, включает в себя: 1) деятельность аварийно-спасательных служб и формирований;
2) работоспособность систем оповещения и информирования и наличие
системы вызова экстренных служб через единый номер; 3) обеспечение оперативности управления силами и средствами, участвующими в ликвидации чрезвычайной ситуации. Для непосредственной ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории области, помимо федеральных поисково-спасательных формирований, создана аварийно-спасательная служба области, включающая в себя 10 подразделений, оснащенных аварийно-спасательной техникой и оборудованием. В целях обеспечения безопасного пропуска паводковых вод в службе имеются специалисты по взрывным работам. Дополнительно на территории области созданы и действуют 2 муниципальных аварийно-спасательных формирования в городах Вологде
и Череповце, а также объектовые аварийно-спасательные формирования.
На территории области активную деятельность ведет региональное отделение общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей», в котором состоит свыше 1 тыс. человек.
Всего на территории области осуществляют деятельность по обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций 18 поисково-спасательных
отрядов (295 человек и 160 единиц техники). Дополнительно на проведение аварийно-спасательных работ аттестована часть подразделений пожарной охраны. Созданная группировка аварийно-спасательных формирований позволяет достаточно оперативно реагировать на крупные чрезвычайные ситуации. Ежегодно сводный отряд спасателей обеспечивает безопасный пропуск паводковых вод в Великоустюгском районе, что позволяет минимизировать ущерб от подтопления территорий. В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах регулярно проводятся совместные контрольно-надзорные мероприятия по проверке соблюдения Правил охраны жизни людей на водных объектах в Вологодской области, Правил пользования водными объектами, расположенными на территории области, для плавания на маломерных судах, а также совместные патрулирования водных объектов с участием федеральных и областных служб. С владельцами маломерных судов проводятся профилактические мероприятия по разъяснению правил безопасного поведения на водных объектах. Профилактические мероприятия, проведению которых в последние 3 года уделяется первоочередное внимание федеральных и областных служб, дает свой положительный эффект по снижению гибели людей на водных объектах в 2011 и 2012 годах (таблица 2).
Таблица 2 Статистические данные о состоянии безопасности людей
на водных объектах на территории Вологодской области
за последние 5 лет |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| |Данные о происшествиях |2008 год |2009 год |2010 год |2011 год |2012 год |
|на водных объектах | | | | | | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| |Погибло людей на водных объектах |127 |142 |147 |112 |82 | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| |в том числе с маломерных судов |3 |3 |0 |0 |0 | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| Составной частью предупреждения чрезвычайных ситуаций является своевременное оповещение населения и оперативных служб. Своевременность оповещения обеспечивается наличием и работоспособностью систем управления и связи, оповещения и информирования пожарных, спасательных сил, к которым относятся: территориальная автоматизированная система централизованного оповещения гражданской обороны «Маяк» (далее - ТАСЦО ГО «Маяк»), являющаяся составной частью комплексной системы экстренного оповещения
населения; общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее – ОКСИОН); система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее также - Система-112).
ТАСЦО ГО «Маяк» является основной системой оповещения населения. В настоящее время завершены работы по реконструкции ТАСЦО ГО «Маяк» в городах Вологде, Череповце, а также в шести районах области, возникновение крупных чрезвычайных ситуаций в которых наиболее вероятно. Завершение реконструкции ТАСЦО ГО «Маяк» создаст технические условия для своевременного оповещения населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации любого уровня или при введении режимов гражданской обороны. В области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» начато создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», которая направлена на обеспечение возможности приема и обработки по принципу «одного окна» круглосуточных и бесплатных вызовов (сообщений о происшествиях) от населения в адрес экстренных оперативных служб для снижения времени их реагирования. На данный момент во всех городских округах и муниципальных районах области созданы единые дежурно-диспетчерские службы, на базе которых впоследствии будут созданы муниципальные центры обработки вызовов Системы – 112. На территории области создана федеральная составляющая ОКСИОН, направленной на повышение оперативности информирования населения о правилах безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных
ситуаций и на повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности с помощью современных технических средств (видеоэкраны, «бегущие строки»). В области на протяжении многих лет реализуется значимый российский проект, направленный на воспитание среди подрастающего поколения культуры безопасности: соревнования «Школа безопасности». Их цель – формирование у детей сознательного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях и совершенствование морально-психологического и физического развития подрастающего поколения. Число участников детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» за последние годы превысило 14000 человек, отделения движения созданы в 26 муниципальных районах и 2 городских округах области.
Комплекс мер, обеспечивающих совершенствование гражданской обороны в области, включает в себя создание условий для обеспечения защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основными задачами в этой сфере являются:
создание и поддержание в постоянной готовности к использованию объектов и имущества гражданской обороны области; создание запасов имущества гражданской обороны и средств индивидуальной защиты для обеспечения населения области. В реестре защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО)
Вологодской области состоит на учете 1147 ЗС ГО (317 убежищ и
830 противорадиационных укрытий). По состоянию на сентябрь 2013 года количество готовых к приему укрываемых защитных сооружений составляет
542 единицы, что составляет 47,2%, из них 367 противорадиационных укрытий (44,2%) и 176 убежищ (55,5%). В целях упорядочения учета ЗС ГО в области начата их инвентаризация. В области действуют 2 склада мобилизационного резерва и 54 пункта ответственного хранения имущества гражданской обороны. Таблица 2 Состояние обеспеченности установленных категорий населения средствами индивидуальной защиты |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Обеспеченность населения СИЗ и ее изменение за год (% к потребности) в зонах: |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |химического заражения в том числе со временем выдачи до 10 мин. |радиоактивного загрязнения | | |в том числе со временем выдачи | | |до 10 мин. | |————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————| |камерами |противогазами |противогазами |дополнительными |промышленными |антидотами |респираторами |радиопротекторами | |защитными |детскими |гражданскими |патронами |противогазами |от АХОВ | | | |детскими | | |ДПГ-1, ДПГ-3 | | | | | |——————————|——————————————|——————————————|————————————————|——————————————|———————————|——————————————|——————————————————| |10100/0 |208008/0 |291360/0 |16000/0 |- |- |- |- | |——————————|——————————————|——————————————|————————————————|——————————————|———————————|——————————————|——————————————————| В области сформирована единая система подготовки населения и должностных лиц территориальной подсистемы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, объединившая совокупность программ обучения, сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления подготовкой, которая объединяет 2241 объект учебно-материальной базы, в том числе: Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области (классы подготовки должностных лиц и специалистов ГО
и РСЧС, организации защиты населения, ОБЖ и «Школы безопасности», пожарной техники и оборудования, пожарной тактики, пожарной профилактики, подготовки водолазов, медицинской подготовки и библиотека); учебные городки – 6;
классы гражданской обороны – 330;
учебные пункты – 15;
уголки гражданской обороны – 1472;
учебно-консультационные пункты – 390;
убежища, используемые в качестве учебных точек – 28.
Помимо этого в процессе подготовки населения применяются современные средства – комплексы ОКСИОН. На территории области организованы профильный класс «Пожарный-спасатель» (25 обучаемых), 6 кадетских классов по профилю «Защита в ЧС» (116 обучаемых), 23 кружка «Юный спасатель» (846 обучаемых). В целях подготовки кадров для территориальной подсистемы в Вологодском государственном техническом университете открыта специальность 280700 «Защита в ЧС», проведено одиннадцать наборов студентов. На базе данной специальности создан добровольный студенческий спасательный отряд. В Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области внедрено применение выездного метода обучения должностных лиц и специалистов районного и объектового уровней территориальной подсистемы, что позволяет обучить большее количество с наименьшими затратами. В этом же центре организована и проводится подготовка сотрудников (работников) подразделений государственной противопожарной службы. В целях стимулирования мероприятий по обеспечению безопасности населения ежегодно проводится областной смотр – конкурс «Лучшее муниципальное образование по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области». 2. Оценка состояния и проблемы отрасли
Анализ состояния комплексной безопасности жизнедеятельности населения области дает возможность определить проблемы, которые снижают эффективность управления процессами обеспечения безопасности населения и территории области, а также основные факторы, влияющие на ее уровень: 1) одной из основных проблем в обеспечении безопасности является недостаточный уровень прикрытия населенных пунктов области пожарными подразделениями, что связано со спецификой территории области: ее значительные размеры, большое количество населенных пунктов и их распределенность по территории обуславливают необходимость наличия большого количества противопожарных подразделений для обеспечения своевременного прибытия на пожар. В свою очередь своевременное прибытие пожарных подразделений напрямую влияет на размеры ущерба от пожаров, а также количество пострадавших. Аналогичная проблема существует и в отношении аварийно-спасательных служб и формирований: так называемый «золотой час», то есть первый час с момента чрезвычайного происшествия, в течение которого необходимо оказать помощь пострадавшим, также непосредственно влияет на последствия происшествия – количество пострадавших и размеры ущерба; 2) своевременность оказания помощи при пожарах и чрезвычайных ситуациях также зависит от технического состояния автопарка специальной техники. Из 206 единиц пожарной техники, находящейся в эксплуатации в подразделениях противопожарной службы области, 90% (186 единиц) находятся в эксплуатации более 12 лет: от 34 до 43 лет –
18% (37 единиц); от 24 до 33 лет – 51% (105 единиц); от 14 до 23 лет – 21% (43 единиц). Специальная техника аварийно-спасательной службы области также требует обновления; 3) непосредственное влияние на оперативность действий экстренных служб оказывает регулярное проведение совместных учений по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе с привлечением иных служб, обеспечивающих безопасность населения. Необходимо увеличение количества практических тренировок подразделений экстренных оперативных служб, действующих на территории области; 4) значительное влияние на эффективность действий экстренных оперативных служб оказывает уровень заработной платы и уровень социальной защиты персонала. Особенно остро данная проблема стоит в противопожарной и аварийно-спасательной службах области, финансируемых
из областного бюджета; 5) в 2012 году проведена комплексная техническая проверка региональной автоматизированной системы централизованного оповещения «Маяк», целью которой было определение технического состояния системы. Данная проверка показала, что ТАСЦО ГО «Маяк» оценивается как «ограниченно готова» и требует завершения реконструкции. Кроме того, необходимо внедрение современных систем информирования и оповещения населения, позволяющих помимо выполнения основной функции по доведению
до населения информации о чрезвычайных ситуациях осуществлять обучение населения способам защиты от чрезвычайных ситуаций, правилам
безопасного поведения, правилам пожарной безопасности; 6) значительная часть имеющихся на складах резерва средств индивидуальной защиты для обеспечения населения имеет сверхнормативные сроки хранения и требует замены (последние обновления запасов данного
вида производились в 1980–1990-х годах); 7) расположенные на территории области защитные сооружения гражданской обороны введены в эксплуатацию более 30 лет назад и имеют
значительный износ. Для оценки их готовности, определения перспектив развития для создания оптимальной сети защитных сооружений, учитывающей изменившееся размещение населения области, требуется полномасштабная оценка текущего состояния защитных сооружений; 8) одним из важнейших вопросов является совершенствование нормативно-правовой базы в сфере комплексной безопасности жизнедеятельности населения. Здесь основной упор необходимо сделать на
инициировании изменений в федеральные нормативные правовые акты по следующим направлениям: предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (для решения вопросов, требующих
значительных затрат: замена пожарной и спасательной техники, реконструкция и создание систем оповещения и информирования населения, приобретение средств индивидуальной защиты населения); обеспечение равной социальной защиты пожарных и спасателей субъектов Российской Федерации по сравнению с пожарными и спасателями
МЧС России (право на предоставление досрочной пенсии по старости); 9) в целях стимулирования развития пожарного добровольчества необходимо формирование на уровне области и на местном уровне нормативной правой базы, направленной на усиление социальной защиты добровольных пожарных и членов их семей, а также стимулирующей деятельность общественных объединений добровольной пожарной охраны. С целью проведения всестороннего анализа состояния комплексной безопасности жизнедеятельности населения области и выбора в дальнейшем основных направлений Стратегии был выполнен SWOT-анализ, в процессе которого определены сильные (S) и слабые (W) стороны, а также возможности (O) и угрозы (T) внешних факторов, влияющих на состояние комплексной безопасности жизнедеятельности населения области. Результаты приведены в приложении 1 к настоящей Стратегии.
3. Сценарии развития в сфере комплексной безопасности жизнедеятельности населения области В комплексной безопасности жизнедеятельности населения области можно выделить 2 наиболее вероятных сценария развития на долгосрочную перспективу. Инерционный вариант развития:
поддержание эффективной нормативной правовой базы по вопросам комплексной безопасности жизнедеятельности населения области; сохранение принципов тесного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами местного
самоуправления и организациями, участвующими в обеспечении безопасности населения и территории области; поддержание текущего уровня обеспечения безопасности населения и территории области (недопущение его снижения); принятие управленческих решений по повышению эффективности подразделений служб, обеспечивающих безопасность населения и территории области; оптимизация расходов и сети подразделений служб, обеспечивающих безопасность населения и территории области, с целью наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов; обеспечение сохранности имеющихся запасов средств индивидуальной защиты населения области и иного имущества гражданской обороны. Инерционный вариант предполагает при минимальных ресурсах и рисках достаточно медленное развитие всех составляющих комплексной безопасности жизнедеятельности населения области. Инновационный вариант развития:
актуализация нормативной правовой базы по вопросам комплексной безопасности жизнедеятельности населения области с учетом тенденций по
изменению действующего законодательства, в том числе направление предложений по совершенствованию федерального законодательства в сфере комплексной безопасности жизнедеятельности населения области; проведение комплекса мероприятий по развитию сети подразделений служб, обеспечивающих безопасность населения и территории области, в том числе за счет стимулирования добровольчества и увеличения количества муниципальных служб и формирований; массовая замена специальной пожарной и спасательной техники;
создание современной комплексной системы информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций; замена средств индивидуальной защиты населения области и иного имущества гражданской обороны, хранящихся на складах гражданской
обороны; развитие в крупных населенных пунктах сети учебных консультационных пунктов, осуществляющих обучение населения в области
гражданской обороны. Инновационный вариант развития требует значительных как материальных, так и кадровых ресурсов. При благоприятном прогнозе затраченные ресурсы будут на порядок меньше полученного от его реализации экономического эффекта, выражающегося в минимизации ущерба
от пожаров и чрезвычайных ситуаций. Кроме того, спецификой данной отрасли является то, что одним из основных результатов деятельности является сохранение жизни и здоровья населения области. Реализация активного варианта дает возможность совершенствования системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения области. Основным сценарием развития сферы комплексной безопасности жизнедеятельности населения области выбран второй вариант (активные
действия). 4. Цели, задачи и приоритетные направления развития
Стратегическая цель – обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности населения области. Основные цели:
1) обеспечение координации взаимодействия территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления при решении вопросов обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения области, в том числе путем проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений
и тренировок формирований, участвующих в тушении пожаров и ликвидации
чрезвычайных ситуаций; 2) обеспечение максимально высокого уровня пожарной безопасности; 3) обеспечение своевременного доведения информации, сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, территориальной подсистемы и населения; 4) снижение рисков возникновения и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение защиты населения. Реализация Стратегии должна обеспечить решение следующих задач:
актуализация нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы комплексной безопасности жизнедеятельности населения области; расширение сети пожарных и спасательных подразделений всех видов, обеспечение их современной техникой и оборудованием; создание комплексной системы информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций; создание достаточного и оптимального материального резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в интересах гражданской обороны;
обучение населения правилам безопасного поведения современными способами; совершенствование гражданской обороны, в том числе адаптация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в современных условиях ведения военных действий, и определение реальной потребности в защитных сооружениях гражданской обороны и в запасах имущества гражданской обороны. Для реализации указанных задач, для оперативной оценки и принятия
управленческих решений необходимо постоянно проводить мониторинг в целях получения достоверной и комплексной информации.
В этой ситуации ключевое значение имеет взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, для чего в 2017 году планируется завершить на территории области создание Системы-112. Необходимо сохранить курс на создание сети современных и высокоэффективных подразделений пожарных и аварийно-спасательных служб (формирований), для чего к 2020 году планируется: обеспечить приобретение специальной пожарной и спасательной техники; стимулировать создание муниципальных аварийно-спасательных формирований в поселениях области; стимулировать увеличение количества подразделений добровольной пожарной охраны; увеличить штатную численность противопожарной службы области для увеличения количества подразделений в сельской местности; рассмотреть возможность объединения пожарных и спасательных подразделений в единые формирования. Приоритетным направлением также будет завершение реконструкции ТАСЦО ГО «Маяк» (в том числе с возможностью использования новых видов
аппаратуры), а также создание областного сегмента ОКСИОН. 5. Механизмы реализации Стратегии
Организационно-управленческий:
внедрение механизма промежуточной оценки эффективности реализуемых мероприятий и разработки альтернативных вариантов достижения поставленных Стратегией целей; повышение эффективности расходования бюджетных средств (развитие целевого программного планирования, снижение доли текущих затрат). Правовой - актуализация нормативно-правовой базы.
Финансово-экономический - реализация Государственной программы «Развитие системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения области на 2013-2017 годы» (с возможностью продления сроков ее
реализации). Информационный - информирование в сфере обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения области. Мониторинг реализации Стратегии и управление изменениями будут осуществляться Комитетом гражданской защиты и социальной безопасности
области. 6. Результаты реализации Стратегии
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных в Стратегии, будет способствовать обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности населения области. Достижение целей и задач, указанных в настоящей Стратегии, позволит обеспечить: снижение ущерба от пожаров и чрезвычайных ситуаций;
минимизацию гибели людей от пожаров и в результате чрезвычайных ситуаций; повышение эффективности действий подразделений экстренных оперативных служб. К 2020 году прогнозируются следующие показатели реализации Стратегии: наличие нормативно-правовой базы, соответствующей федеральному законодательству, достаточной для принятия управленческих решений по вопросам обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения области, а также нормативной правовой базы, стимулирующей участие граждан и общественных объединений в деятельности добровольной пожарной охраны; увеличение прикрытия населенных пунктов области пожарными подразделениями (снижение доли населенных пунктов, в которых не
обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности), в том числе за счет стимулирования создания подразделений добровольной пожарной охраны; увеличение количества поселений области, в которых созданы муниципальные аварийно-спасательные формирования; снижение количества гибели людей на пожарах в сельской местности;
создание дополнительных подразделений противопожарной службы области в сельской местности; увеличение количества подразделений противопожарной службы области, имеющих на вооружении пожарные машины со сроком эксплуатации не более 8 лет; увеличение количества подразделений аварийно-спасательной службы области, обеспеченных не менее чем одним автомобилем повышенной проходимости со сроком эксплуатации не более 8 лет; увеличение доли городских округов и административных центров муниципальных районов области, в которых завершена реконструкция территориальной системы централизованного оповещения «Маяк»; увеличение доли городских округов и административных центров муниципальных районов области, в которых создан областной сегмент общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения «ОКСИОН»; увеличение доли городских округов и муниципальных районов области, в которых создана система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112». Показатели ожидаемых результатов реализации Стратегии отражены в приложении 2 к настоящей Стратегии.
Приложение 1 к Стратегии SWOТ-анализ развития сферы комплексной безопасности жизнедеятельности населения области
|———————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————-| |S (сильные стороны) |W (слабые стороны) | |———————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————-| |законодательное регулирование (наличие системы |недостатки в правовом регулировании отдельных вопросов, |
|федеральных и областных нормативных правовых актов); |касающихся комплексной безопасности жизнедеятельности | | |населения области, в том числе в части социальной защиты | |эффективное взаимодействие территориальных органов |персонала экстренных оперативных служб; | |федеральных органов исполнительной власти, органов | | |исполнительной власти области и органов местного |недостаточное финансирование выполнения полномочий; | |самоуправления при решении вопросов обеспечения | | |комплексной безопасности жизнедеятельности населения |высокий уровень износа пожарной и спасательной техники; | |области; | | | |недостаточная мотивация персонала ввиду низкого уровня | |наличие квалифицированных специалистов; |заработной платы; | | | | |наличие развитой сети подразделений экстренных |устаревшая региональная система оповещения населения | |оперативных служб; | | | | | |наличие системы планирования на среднесрочную | | |перспективу (5 лет); | | | | | |наличие отраслевого органа исполнительной | | |государственной власти области – Комитета гражданской | | |защиты и социальной безопасности области | | |———————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————-| |O (возможности) |T (угрозы) | |———————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————-| |внесение изменений в действующие нормативные правовые |отсутствие необходимых изменений в федеральное | |акты; |законодательство; | | | | |участие в реализации федеральных государственных и |финансирование не в полном объеме мероприятий | |целевых программ (в том числе поучение субсидий |по развитию сферы комплексной безопасности |
|из федерального бюджета); |жизнедеятельности населения области | | | | |объединение пожарных и спасательных подразделений в | | |пожарно-спасательные подразделения и развитие их сети; | |
| | | |повышение квалификации специалистов | | |———————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————-| Приложение 2 к Стратегии Ожидаемые результаты реализации Стратегии |----|----------------------------|-------------|-----------------------------------------------------------------------------------------| |№ |Показатель |Единица |Значение показателя | |п/п | |измерения | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------| | | | |2012 год |2013 год |2014 год |2015 год |2016 год |2017 год |2018 год |2019 год |2020 год | | | | |(факт) | | | | | | | | | |----|----------------------------|-------------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 | |----|----------------------------|-------------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------| |1. |Доля населенных пунктов, |% |40,82 |40,82 |40,82 |40,82 |30,42 |23,32 |16,32 |9,32 |2,32 | | |в которых не обеспечивается | | | | | | | | | | | Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|