Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 24.09.2014 № 555ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О результатах мониторинга практики применения закона области от 30 марта 2011 года N 2488-ОЗ "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности" Законодательное Собрание области постановляет: Утвердить прилагаемые результаты мониторинга практики применения закона области от 30 марта 2011 года N 2488-ОЗ "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности". Председатель Законодательного Собрания области Г.Е. Шевцов Вологда 24 сентября 2014 года N 555 УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Законодательного Собрания области от 24.09.2014 N 555 Результаты проведения мониторинга практики применения закона области от 30 марта 2011 года N 2488-ОЗ "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности" I. Общие положения Объект мониторинга практики применения (далее – мониторинг) – закон Вологодской области от 30 марта 2011 года N 2488-ОЗ "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности" (далее – Закон области). Субъект мониторинга Закона области – постоянный комитет Законодательного Собрания области по образованию, культуре и здравоохранению (далее – постоянный комитет). Цели мониторинга Закона области – проведение комплексного изучения правового регулирования отношений по установлению и предоставлению единовременных выплат врачам, проживающим и работающим в сельской местности, проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия областного законодательства по теме мониторинга с целью его дальнейшего совершенствования. II. Сведения о деятельности постоянного комитета Мониторинг проводился постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на первое полугодие 2014 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 25 декабря 2013 года N 994. В процессе проведения мониторинга постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия: 1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации по вопросу установления и предоставления единовременных выплат врачам, проживающим и работающим в сельской местности, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. 2. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга. 3. При проведении мониторинга запрошена следующая информация: в Правительстве области – о практике применения и реализации Закона области на территории области; в прокуратуре области – о поступающих в органы прокуратуры обращениях граждан и мерах прокурорского реагирования по Закону области, а также имеющихся замечаниях и предложениях по его совершенствованию; в Общественной палате области – о поступающих обращениях граждан по Закону области, а также замечаниях и предложениях по его совершенствованию; в Молодежном парламенте области – о замечаниях и предложениях по совершенствованию Закона области; в управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области – о проведении экспертизы на соответствие Закона области федеральному законодательству и отсутствие в нем коррупциогенных факторов. 4. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга. 5. Выработаны предложения по совершенствованию Закона области по результатам мониторинга. III. Проведение мониторинга 1. Состояние законодательства субъектов Российской Федерации в сфере дополнительного социального обеспечения врачей, проживающих и работающих в сельской местности Статьей 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено право медицинских работников на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Проанализировав законодательство субъектов Российской Федерации по состоянию на май 2014 года по данным справочно-правовой системы "КонсультантПлюс" в части установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, следует отметить следующее. Вышеуказанные вопросы в субъектах РФ регулируются либо законодательными органами государственной власти, либо исполнительными органами государственной власти в виде принятия соответственно региональных законов либо иных региональных нормативных правовых актов. Применяемые в субъектах РФ меры социальной поддержки, направленные на привлечение медицинских работников в сельскую местность, можно условно разделить на следующие группы: 1. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопления и освещения) – предоставляются в достаточно большом количестве регионов, например, в республиках Алтай, Ингушетия и Мордовия, Амурской, Иркутской, Курганской, Магаданской областях. Предоставляются данные меры социальной поддержки в виде ежемесячной либо единовременной денежной выплаты (компенсации). 2. Меры социальной поддержки специалистам системы здравоохранения, оказываемые в виде единовременной денежной выплаты (пособия), – предоставляются помимо Вологодской также в Астраханской, Омской, Смоленской, Псковской, Саратовской, Тульской областях, республиках Дагестан, Бурятия и Карелия, Ханты-Мансийском автономном округе. Размер предоставляемых врачам выплат достаточно вариативен: от 50 000 рублей (например, в Астраханской области) и до 500 000 рублей (Смоленская область). В большинстве субъектов РФ единовременные выплаты предусматриваются в рамках реализации государственных программ развития здравоохранения (республики Бурятия, Дагестан, Карелия, Псковская, Саратовская, Тульская области). Какой-либо дополнительной информации об условиях реализации данных мероприятий в СПС "КонсультантПлюс" в отношении данных регионов найти не удалось. Например, программой модернизации здравоохранения республики Карелия на 2011 - 2016 годы (утверждена распоряжением Правительства Республики Карелия от 28 марта 2011 года N 124р-П) запланировано предоставление единовременной компенсации в размере 20 000 рублей молодым врачам, отработавшим не менее одного года в сельской местности. Государственной программой Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 июля 2013 года) запланировано обеспечить выплатами ежегодно до 15 врачей по 250 000 рублей и до 10 средних медицинских работников – по 125 000 рублей каждому. Вместе с тем, в отношении некоторых субъектов удалось найти более подробную информацию. Так, например, постановлением Правительства Астраханской области от 11 августа 2010 года N 361-П утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам системы здравоохранения Астраханской области, в соответствии с которым молодым специалистам системы здравоохранения Астраханской области в возрасте не старше 35 лет, получившим высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, имеющим диплом и сертификат специалиста и приступившим впервые к работе непосредственно после окончания образовательного учреждения либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и проживающим в городских, сельских поселениях и осуществляющим медицинскую или фармацевтическую деятельность в медицинских учреждениях, расположенных в городских, сельских поселениях, либо желающим переехать на постоянное место жительства в городское, сельское поселение для работы в этих медицинских учреждениях, в качестве мер социальной поддержки устанавливается единовременное пособие в размере: 50 000 рублей – молодому специалисту, получившему высшее медицинское или фармацевтическое образование; 30 000 рублей – молодому специалисту, получившему среднее медицинское или фармацевтическое образование. При этом получатели мер социальной поддержки должны заключить с медицинским учреждением трудовой договор на срок не менее 3 лет и приступить к медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной квалификацией. В случае расторжения трудового договора до истечения трехлетнего периода по инициативе молодого специалиста он обязан в срок не позднее 30 календарных дней после расторжения трудового договора произвести возврат средств, полученных им в виде мер социальной поддержки, в бюджет Астраханской области. Также установлено, что в случае отказа молодого специалиста возвратить средства, полученные им в виде мер социальной поддержки, в бюджет Астраханской области министерство здравоохранения Астраханской области осуществляет возврат в судебном порядке. Статьей 38 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ установлены меры социальной поддержки молодых специалистов, впервые поступивших на работу в государственные и муниципальные учреждения Омской области, а именно установлено право на получение единовременных пособий молодым специалистам, впервые поступившим на работу в государственные и муниципальные учреждения Омской области, расположенные на территориях муниципальных районов Омской области, возраст которых не превышает 28 лет включительно, имеющим высшее образование или среднее профессиональное образование и заключившим с учреждением трудовой договор по полученной специальности на срок не менее трех лет. Размер пособий, а также порядок и условия их предоставления устанавливаются Губернатором Омской области, Правительством Омской области. Стоит отметить, что указанной статьей 38 также установлено, что средства областного бюджета, предоставляемые молодым специалистам в виде пособий, подлежат возврату в следующих случаях: 1) обнаружения в течение трех лет после выплаты пособия: недостоверных сведений в документах, представленных молодым специалистом в уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, наделенный полномочием по организации выплаты пособия молодым специалистам; факта подложности вышеуказанных документов; 2) досрочного расторжения трудового договора, заключенного с молодым специалистом на срок не менее трех лет, расторжения в течение трех лет трудового договора, заключенного с молодым специалистом на неопределенный срок, по основаниям, предусмотренным: частью 1 статьи 71 Трудового кодекса Российской Федерации; статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации (за исключением случаев установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора); пунктами 3, 5 - 11 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации; пунктами 1, 2 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации. Государственной программой Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2018 годы (утверждена постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года N 674) установлен, помимо прочего, Порядок предоставления единовременного пособия на обустройство лицам с высшим медицинским и (или) фармацевтическим образованием, завершившим послевузовское профессиональное обучение в интернатуре или ординатуре, и лицам со средним медицинским и (или) фармацевтическим образованием. Размер пособия – 165 996 рублей. При этом пособие предоставляется получателю при соблюдении следующих условий: наличие заявления на имя министра здравоохранения Самарской области о выплате пособия; наличие диплома о высшем медицинском и (или) фармацевтическом образовании (для лиц с высшим медицинским и (или) фармацевтическим образованием), наличие диплома о среднем медицинском и (или) фармацевтическом образовании, полученного в текущем году (для лиц со средним медицинским и (или) фармацевтическим образованием); наличие диплома о послевузовском профессиональном образовании, полученного в текущем году (для лиц с высшим медицинским и (или) фармацевтическим образованием); наличие сертификата специалиста по соответствующей специальности; заключение трудового договора с учреждением по наиболее востребованной медицинской (фармацевтической) специальности; заключение трехстороннего договора между учреждением, получателем и министерством. Обязательными условиями договора являются: обязательство получателя отработать в учреждении по медицинской или фармацевтической специальности не менее трех лет с даты заключения договора; обязательство получателя возвратить выплаченную сумму в случае прекращения трудового договора до истечения трех лет; обязательство министерства предоставить получателю пособие в течение 40 календарных дней, начиная с даты заключения договора; обязательство учреждения о предоставлении министерству информации об исполнении получателем обязательств по договору. В обязательный трехлетний срок работы получателя в учреждении включается время работы, выполняемой по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, время нахождения в оплачиваемом основном и дополнительном отпусках, а также период временной нетрудоспособности (не более 1 календарного месяца в течение года). В случае прекращения трудового договора до истечения трех лет выплаченное получателю пособие (вся сумма) подлежит возврату в бюджет Самарской области в срок не позднее даты расторжения трудового договора. Выплаченное получателю пособие не подлежит возврату в случаях прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации. Постановлением Администрации Смоленской области от 30 января 2013 года N 33 был утвержден Порядок предоставления в 2013 году дополнительной меры социальной поддержки отдельных категорий работников областных государственных учреждений здравоохранения, в соответствии с которым в 2013 году была установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременного денежного пособия, в том числе в размере 500 000 рублей – для отдельных категорий работников областных государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территориях сельских поселений Смоленской области. Указанная мера социальной поддержки устанавливалась в отношении работников, окончивших в 2012 году обучение в клинической ординатуре (интернатуре), обучавшихся на основании договора между Департаментом Смоленской области по здравоохранению, выпускником медицинского образовательного учреждения высшего профессионального образования (работником), медицинским образовательным учреждением высшего профессионального образования и областным государственным учреждением здравоохранения (работодателем), принятых на работу в учреждение, являющееся стороной договора, по установленным Порядком должностям и заключивших в 2012 году трудовой договор с учреждением, при условии, что данная работа в учреждении являлась для них основной, осуществлялась в объеме полной ставки на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников. В Смоленской области, так же как и в Вологодской, установлены основания для возврата полученных в качестве мер социальной поддержки единовременных выплат. Пунктом 9 указанного Порядка установлено, что денежные средства, полученные заявителем в виде пособия, подлежат возврату (взысканию) в областной бюджет при условиях, когда заявитель на дату расторжения трудового договора фактически отработал в учреждении менее трех лет со дня заключения трудового договора и при этом трудовой договор расторгается по следующим основаниям: по инициативе заявителя; по инициативе работодателя по основаниям, связанным с дисциплинарными взысканиями; по соглашению сторон. При этом в фактически отработанное в учреждении время не включаются следующие периоды: нахождение заявителя в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора (трех) лет; прохождение заявителем действительной военной службы (альтернативной гражданской службы); обучение заявителя в клинической ординатуре (интернатуре). В Ханты-Мансийском автономном округе на основании закона ХМАО-Югры от 26 июня 2012 года N 86-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" установлены ежемесячные и единовременные денежные выплаты отдельным медицинским (фармацевтическим) работникам, оказывающим: первичную медико-санитарную помощь; специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь; скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь (за исключением осуществления санитарно-авиационной эвакуации) (далее – скорая медицинская помощь); паллиативную медицинскую помощь. При этом ежемесячные денежные выплаты предоставляются молодым специалистам-врачам (провизорам), впервые принятым на работу в медицинские организации, находящиеся в сельских населенных пунктах и поселках городского типа автономного округа с численностью населения до 5 тысяч человек, – в размере 3000 рублей в месяц. Предоставляются указанные выплаты молодым специалистам в течение первых трех лет непрерывной работы в медицинских организациях, находящихся в сельских населенных пунктах и поселках городского типа. Следует отметить, что аналогичные ежемесячные денежные выплаты установлены также и молодым специалистам из числа среднего медицинского (фармацевтического) персонала, впервые принятым на работу в медицинские организации, находящиеся в сельских населенных пунктах и поселках городского типа автономного округа с численностью населения до 5 тысяч человек, но в меньшем размере – 2500 рублей в месяц (предоставляются также в течение первых трех лет непрерывной работы). Под молодыми специалистами для целей предоставления указанных выплат понимаются граждане не старше 35 лет на дату трудоустройства, получившие высшее или среднее медицинское (фармацевтическое) образование в Российской Федерации, имеющие диплом установленного образца, а также сертификат специалиста. Кроме того, молодым специалистам, впервые принятым на работу в медицинские организации, находящиеся в сельских населенных пунктах и поселках городского типа автономного округа с численностью населения до 5 тысяч человек, однократно предоставляется единовременная денежная выплата на хозяйственное обустройство в размере 100 000 рублей, которая не учитывается при исчислении средней заработной платы. Какие-либо основания для отказа в предоставлении указанных выплат или основания для возврата уже предоставленных выплат указанным законом ХМАО-Югры не установлены. 3. В ряде субъектов РФ предусмотрено одновременное предоставление медицинским работникам сельской местности нескольких мер социальной поддержки одновременно (и единовременных выплат, и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг). Такая система действует, например, в Ленинградской области – постановлением Правительства Ленинградской области от 13 мая 2013 года N 130 "Об осуществлении единовременных компенсационных выплат средним медицинским работникам" была установлена единовременная компенсационная выплата средним медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 году после окончания образовательного учреждения среднего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, в размере 345 000 рублей (в том числе налог на доходы физических лиц) на каждого медицинского работника. При этом законом Ленинградской области от 1 марта 2005 года N 13-ОЗ "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области" установлено право медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ленинградской области, и муниципальных организаций здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа, на ежемесячную денежную компенсацию части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размер которой устанавливается областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год. Постановлением Правительства Орловской области от 18 сентября 2012 года N 333 утверждено Положение о предоставлении мер социальной поддержки молодым специалистам, трудоустроившимся в сельской местности, в центральных районных больницах, расположенных в городах, поселках городского типа и обслуживающих сельское население. Согласно указанному Положению молодым специалистам с высшим медицинским образованием, прибывшим в 2013 - 2020 годах на работу после подготовки в клинической интернатуре (ординатуре) в учреждения здравоохранения Орловской области, расположенные в сельской местности, а также в центральные районные больницы, расположенные в городах, поселках городского типа и обслуживающие сельское население, предоставляются следующие меры социальной поддержки: единовременная выплата в размере 100 000 рублей; возмещение расходов за найм жилого помещения в течение одного года в размере фактически произведенных затрат, но не более пяти тысяч рублей ежемесячно. В случае принятия решения о предоставлении единовременной выплаты между молодым специалистом, Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области и учреждением здравоохранения заключается трехсторонний договор, предусматривающий: обязанность молодого специалиста в течение 3 лет работать по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством Российской Федерации для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с соответствующим учреждением здравоохранения; порядок перечисления молодому специалисту средств единовременной выплаты в течение 30 календарных дней со дня заключения данного договора на счет, открытый молодым специалистом в кредитной организации; обязанность молодого специалиста возвратить часть единовременной выплаты в случае прекращения трудового договора с соответствующим учреждением здравоохранения до истечения трехлетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанную с даты прекращения трудового договора пропорционально не отработанному молодым специалистом периоду; ответственность молодого специалиста за неисполнение обязанностей, предусмотренных данным договором, в том числе по возврату части единовременной выплаты. Согласно закону Еврейской автономной области от 30 октября 2013 года N 390-ОЗ "О мерах по привлечению медицинских работников для работы в областных учреждениях здравоохранения и их закреплению" врачам, принятым на работу в областные учреждения здравоохранения, находящиеся в населенных пунктах Еврейской автономной области, в том числе и сельских (кроме города Биробиджана), предоставляются следующие меры поддержки: врачам, имеющим высшую квалификационную категорию: служебное жилое помещение (отдельная квартира); единовременная выплата в размере 350 000 рублей; врачам, имеющим первую квалификационную категорию: служебное жилое помещение (отдельная квартира); единовременная выплата в размере 250 000 рублей; врачам, имеющим вторую квалификационную категорию и молодым специалистам: служебное жилое помещение (отдельная квартира); единовременная выплата в размере 132 000 рублей. При этом в случае отсутствия служебного жилья врачам выплачивается ежемесячная денежная компенсация за найм жилья в размере 10 000 рублей, но не более суммы, указанной в договоре найма жилого помещения. Кроме того, предоставленное врачу служебное жилое помещение может быть исключено из специализированного жилищного фонда и приватизировано в порядке, предусмотренном Правительством области, при условии проживания медицинского работника в служебном жилом помещении не менее 10 лет со дня вступления в силу указанного закона. Указанные меры поддержки предоставляются врачам при условии включения в трудовой договор положения о сроке обязательной отработки: для всех врачей, поступивших на работу в областные учреждения здравоохранения, за исключением молодых специалистов, поступивших на работу в областные учреждения здравоохранения, находящиеся в сельской местности, – не менее пяти лет; для иных лиц – не менее трех лет. Врачи, не отработавшие указанный срок на момент расторжения трудового договора, обязаны вернуть всю сумму полученной единовременной выплаты. Однако в случае приглашения на работу областным учреждением здравоохранения врача, отработавшего не менее двух третей указанного ранее срока (пять лет либо три года) в другом областном учреждении здравоохранения, по решению органа исполнительной власти области врач вправе не возвращать выплаченную единовременную выплату при расторжении трудового договора при условии включения в заключаемый трудовой договор обязательства отработать срок, равный или превышающий срок, который не отработан по прежнему трудовому договору. 4. В ряде субъектов РФ установлены различные стимулирующие выплаты для медицинских работников сельской местности. Например, законом Сахалинской области от 25 сентября 2003 года N 425 "О дополнительных социальных гарантиях молодым специалистам медицинских организаций Сахалинской области" установлены ежемесячные надбавки молодым специалистам (врачам-специалистам и средним медицинским работникам), прибывшим на работу в медицинские организации, расположенные в сельских населенных пунктах муниципальных образований Сахалинской области, в размере 30 процентов от установленного оклада. Постановлением Правительства Ярославской области от 29 апреля 2013 года N 461-п утверждена региональная целевая программа "Улучшение кадрового обеспечения государственных учреждений здравоохранения Ярославской области" на 2013 - 2017 годы, которой предусмотрено такое мероприятие, как предоставление доплаты к заработной плате молодых врачей-специалистов в размере 2 000 рублей в месяц в течение первых трех лет работы после окончания высшего учебного заведения. 5. Ряд регионов России пошел по пути установления различного рода поощрений для медицинских специалистов, в том числе и работающих на селе. Например, в Липецкой области установлена областная премия "Лучший молодой врач" (закон Липецкой области от 27 марта 2009 года N 255-ОЗ). Постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2011 года N 141 утверждено положение о премиях Губернатора Ростовской области врачам областных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, согласно которому Губернатор Ростовской области присуждает 9 ежегодных премий, в том числе и молодым специалистам. 6. Постановлением Правительства Воронежской области от 31 декабря 2013 года N 1189 утверждена государственная программа Воронежской области "Развитие здравоохранения", которой помимо прочего предусматривается предоставление врачам, вновь прибывшим в сельскую местность для работы в государственных учреждениях здравоохранения, субсидии на приобретение жилого помещения. Судебных решений по оспариванию законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения по дополнительному социальному обеспечению врачей, проживающих и работающих в сельской местности, не выявлено. 2. Состояние законодательства Вологодской области в сфере дополнительного социального обеспечения врачей, проживающих и работающих в сельской местности В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в целях привлечения молодых специалистов (врачей) в лечебные учреждения области и закрепления их в сельской местности в Вологодской области был принят закон области от 30 марта 2011 года N 2488-ОЗ "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности". В первоначальной редакции указанный закон области был опубликован в газете "Красный Север" N 59 от 6 апреля 2011 года и вступил в силу через 10 дней со дня его официального опубликования. Законом области определены условия и порядок предоставления единовременных выплат врачам, проживающим и работающим в сельской местности, а также размеры указанных выплат. Право на единовременные выплаты получили врачи в возрасте до 30 лет, проживающие и работающие в сельской местности, закончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования после 1 января 2011 года и впервые поступившие на работу в муниципальные учреждения здравоохранения в течение года с даты окончания образовательного учреждения (не считая периода отпуска по беременности и родам; отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; периода прохождения военной службы по призыву), а также заключившие трудовой договор на неопределенный срок по основному месту работы. Единовременные выплаты были установлены в следующих размерах: в первый год работы – в размере 50 000 рублей; во второй год работы – в размере 30 000 рублей; в третий год работы – в размере 20 000 рублей. Со дня вступления в силу по настоящее время в указанный закон области вносились изменения три раза. В 2012 году законом области от 28 сентября 2012 года N 2841-ОЗ "О внесении изменения в статью 1 закона области "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности" право на единовременные выплаты распространено на врачей, поступивших на работу: в учреждения здравоохранения, находившиеся по состоянию на 30 июня 2012 года в собственности муниципальных образований области; в государственные учреждения здравоохранения, находящиеся в ведении Вологодской области, созданные после 30 июня 2012 года. Указанные изменения были внесены с учетом положений части 12 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с которой здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу указанного Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года. В Вологодской области первое муниципальное учреждение здравоохранения было передано в собственность области с 1 июля 2012 года. С 1 января 2013 года на территории области муниципальные учреждения здравоохранения отсутствуют. В 2013 году: законом области от 5 июня 2013 года N 3081-ОЗ "О внесении изменений в статью 1 закона области "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности" в целях единообразного применения положений данной нормы уточнены требования к возрасту врача, имеющего право на единовременную выплату, а также установлен перечень оснований, освобождающих врача от возвращения единовременных выплат в областной бюджет при расторжении трудового договора по собственной инициативе; законом области от 10 июля 2013 года N 3131-ОЗ "О внесении изменения в статью 1 закона области "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности" внесены изменения в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части приведения в соответствие с ним понятий образовательных организаций. По обращению постоянного комитета в рамках Соглашения между управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области и Законодательным Собранием Вологодской области о взаимодействии в сфере обеспечения единства правового пространства, заключенного 26 марта 2013 года, управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области провело правовую и антикоррупционную экспертизы закона Вологодской области от 30 марта 2011 года N 2488-ОЗ "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности". Согласно экспертному заключению управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области от 14 мая 2014 года N 35/02-2829, указанный нормативный правовой акт не содержит положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Требования необходимости и достаточности акта для урегулирования общественных отношений соблюдены. Форма и текст соответствуют правилам юридической техники, коррупциогенные факторы не выявлены. Вместе с тем в ходе проведенного постоянным комитетом анализа положений Закона области выявлено противоречие нормы абзаца 4 части 3 статьи 1 Закона области положениям федерального законодательства. В соответствии с Законом области врач освобождается от возврата единовременных выплат в областной бюджет в связи с расторжением трудового договора по своей инициативе (по собственному желанию) в случае, если по заключению медицинской организации один из его родителей или супруг (супруга), которые являются инвалидами первой группы, либо ребенок-инвалид нуждаются в постоянном уходе. Согласно статье 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. В силу статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, на которые, в частности, возложено установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты. Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 года N 1013н. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинской организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 29, медико-социальная экспертиза включена в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. При этом указанным Положением установлено требование, которому должно соответствовать юридическое лицо (соискатель лицензии), намеренное осуществлять медико-социальную экспертизу – организационно-правовая форма юридического лица, установленная ст. 60 Закона об основах охраны здоровья граждан и ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Таким образом, согласно приведенным нормам медико-социальная экспертиза проводится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. 3. Информация о практике применения Закона области В соответствии с Порядком предоставления единовременных выплат врачам, проживающим и работающим в сельской местности, утвержденным постановлением Правительства области от 30 мая 2011 года N 608 "Об утверждении Порядка предоставления единовременных выплат врачам, проживающим и работающим в сельской местности", предоставление единовременных выплат производится Департаментом здравоохранения области. Единовременные выплаты врачам предоставляются ежегодно в течение трех лет работы в соответствии с договором по установленной форме при условии предоставления учреждением здравоохранения конкретного перечня документов. Единовременные выплаты предоставляются врачам, проживающим и работающим в городских и сельских поселениях муниципальных районов области. Согласно информации, представленной Правительством области, за 2011 - 2014 годы реализации Закона области договоры о предоставлении единовременных выплат заключены с 52 врачами, приехавшими в сельскую местность на работу по специальности, в том числе в разрезе: муниципальных образований: Вашкинский район – 2 чел., Великоустюгский район – 7 чел., Вологодский район – 7 чел., Вытегорский район – 1 чел., Грязовецкий район – 5 чел., Кадуйский район – 2 чел., Кирилловский район – 1 чел., Кичм-Городецкий район – 4 чел., Междуреченский район – 1 чел., Никольский район – 4 чел., Нюксенский район – 2 чел., Сокольский район – 5 чел., Сямженский район – 2 чел., Тотемский район – 2 чел., Усть-Кубенский район – 2 чел., Устюженский район – 3 чел., Харовский район – 2 человек; врачебных специальностей: "терапия" – 20 чел., "педиатрия" – 8 чел., "хирургия" – 6 чел., "акушерство и гинекология" – 6 чел., "анестезиология и реаниматология" – 2 чел., "неврология" – 2 чел., "стоматология" – 2 чел., "клиническая лабораторная диагностика" – 1 чел., "травматология и ортопедия" – 1 чел., "общая врачебная практика" – 1 чел., "офтальмология" – 1 чел., "рентгенология" – 1 чел., "неонатология" – 1 человек. За период реализации Закона области в Департамент здравоохранения области поступило одно обращение по теме мониторинга (о возврате единовременной выплаты в связи с расторжением трудового договора по инициативе врача и его переездом из пос. Вохтога Грязовецкого района на новое место жительства в с. Молочное (г. Вологда). Проблем в ходе реализации Закона области не выявлено. Согласно полученным ответам из прокуратуры области, управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области информации о проблемах в практике применения Закона области и предложений по его совершенствованию не имеется; обращений граждан, связанных с применением Закона области, не поступало. IV. Результаты проведения мониторинга 1. По результатам проведения мониторинга Закона области постоянным комитетом выявлен положительный эффект его правоприменения: действие Закона области способствует решению кадровой проблемы в медицинских организациях, расположенных в сельской местности, в части укомплектования специалистами с высшим медицинским образованием. 2. По результатам проведения мониторинга постоянный комитет полагает необходимым подготовить проект закона области "О внесении изменения в статью 1 закона области "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности" в части уточнения организации, уполномоченной выдавать заключения о нуждаемости инвалидов в постоянном уходе. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|