Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 24.09.2014 № 555

                                                                       
                                                                      
                                                                      
                                                                      
               ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ           
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          


     О результатах мониторинга практики
     применения закона области от 30 марта
     2011 года N 2488-ОЗ "О единовременных    
     выплатах врачам, проживающим и работающим 
     в сельской местности"


     Законодательное Собрание области постановляет:

     Утвердить прилагаемые результаты мониторинга практики  применения
закона  области  от  30  марта  2011  года N 2488-ОЗ "О единовременных
выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности".


     Председатель Законодательного
     Собрания области          Г.Е. Шевцов


     Вологда
     24 сентября 2014 года
     N 555


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Законодательного Собрания
области от 24.09.2014 N 555

                                Результаты                            
       проведения мониторинга практики применения закона области  
  от 30 марта 2011 года N 2488-ОЗ "О единовременных выплатах врачам,     
            проживающим и работающим в сельской местности"            

     I. Общие положения

     Объект мониторинга практики применения  (далее  –  мониторинг)  –
закон  Вологодской  области  от  30  марта   2011   года   N   2488-ОЗ  
"О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской
местности" (далее – Закон области).
     Субъект  мониторинга  Закона   области   –   постоянный   комитет
Законодательного   Собрания   области   по   образованию,  культуре  и
здравоохранению (далее – постоянный комитет).
     Цели  мониторинга  Закона  области  –   проведение   комплексного
изучения   правового   регулирования   отношений   по  установлению  и
предоставлению единовременных выплат врачам, проживающим и  работающим
в    сельской    местности,    проведение    сравнительного    анализа
запланированных   и   полученных   результатов   действия   областного
законодательства   по   теме   мониторинга  с  целью  его  дальнейшего
совершенствования.

     II. Сведения о деятельности постоянного комитета

     Мониторинг  проводился  постоянным  комитетом  в  соответствии  с
планом   мероприятий   Законодательного  Собрания  области  на  первое
полугодие  2014  года,  утвержденным  постановлением  Законодательного
Собрания области от 25 декабря 2013 года N 994.
     В   процессе   проведения   мониторинга   постоянным    комитетом
осуществлены следующие мероприятия:
     1. Совместно с  правовым  управлением  Законодательного  Собрания
области   проведен   анализ   законодательства   субъектов  Российской
Федерации по  вопросу  установления  и  предоставления  единовременных
выплат  врачам, проживающим и работающим в сельской местности, за счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
     2. Совместно с  правовым  управлением  Законодательного  Собрания
области  проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных
нормативных правовых актов по теме мониторинга.
     3. При проведении мониторинга запрошена следующая информация:
     в Правительстве области –  о  практике  применения  и  реализации
Закона области на территории области;
     в прокуратуре  области  –  о  поступающих  в  органы  прокуратуры
обращениях  граждан  и  мерах  прокурорского  реагирования  по  Закону
области,  а  также  имеющихся  замечаниях  и   предложениях   по   его
совершенствованию;
     в Общественной палате области – о поступающих обращениях  граждан
по   Закону   области,  а  также  замечаниях  и  предложениях  по  его
совершенствованию;
     в Молодежном парламенте области – о замечаниях и предложениях  по
совершенствованию Закона области;
     в  управлении  Министерства  юстиции  Российской   Федерации   по
Вологодской  области  – о проведении экспертизы на соответствие Закона
области   федеральному   законодательству   и   отсутствие    в    нем
коррупциогенных факторов.
     4. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга.
     5. Выработаны предложения по совершенствованию Закона области  по
результатам мониторинга.

     III. Проведение мониторинга

     1. Состояние законодательства субъектов  Российской  Федерации  в
сфере  дополнительного  социального  обеспечения врачей, проживающих и
работающих в сельской местности

     Статьей 72 Федерального закона от 21 ноября 2011  года  N  323-ФЗ
"Об   основах   охраны   здоровья   граждан  в  Российской  Федерации"
установлено  право  медицинских  работников  на   основные   гарантии,
предусмотренные   трудовым   законодательством  и  иными  нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
     Правительству  Российской  Федерации,   органам   государственной
власти    субъектов    Российской   Федерации   и   органам   местного
самоуправления  предоставлено   право   устанавливать   дополнительные
гарантии  и  меры  социальной поддержки медицинским работникам за счет
соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета,  бюджетных
ассигнований   бюджетов   субъектов  Российской  Федерации  и  местных
бюджетов.
     Проанализировав законодательство субъектов  Российской  Федерации
по  состоянию  на  май  2014 года по данным справочно-правовой системы
"КонсультантПлюс" в части установления органами государственной власти
субъектов  Российской  Федерации  мер социальной поддержки медицинским
работникам, проживающим и работающим  в  сельской  местности,  следует
отметить следующее.
     Вышеуказанные  вопросы   в   субъектах   РФ   регулируются   либо
законодательными органами государственной власти, либо исполнительными
органами  государственной  власти  в  виде   принятия   соответственно
региональных  законов  либо  иных  региональных  нормативных  правовых
актов.
     Применяемые   в   субъектах   РФ   меры   социальной   поддержки,
направленные   на   привлечение   медицинских  работников  в  сельскую
местность, можно условно разделить на следующие группы:
     1.  Меры  социальной  поддержки  по  оплате  жилого  помещения  и
коммунальных   услуг  (отопления  и  освещения)  –  предоставляются  в
достаточно большом количестве регионов, например, в республиках Алтай,
Ингушетия  и  Мордовия,  Амурской,  Иркутской, Курганской, Магаданской
областях.
     Предоставляются  данные  меры   социальной   поддержки   в   виде
ежемесячной либо единовременной денежной выплаты (компенсации).
     2.    Меры    социальной    поддержки    специалистам     системы
здравоохранения,  оказываемые  в  виде единовременной денежной выплаты
(пособия), – предоставляются помимо Вологодской также в  Астраханской,
Омской,   Смоленской,   Псковской,   Саратовской,  Тульской  областях,
республиках Дагестан, Бурятия и Карелия,  Ханты-Мансийском  автономном
округе.
     Размер   предоставляемых  врачам  выплат  достаточно  вариативен: 
от   50 000   рублей   (например,    в   Астраханской    области)    и 
до 500 000 рублей (Смоленская область).
     В    большинстве    субъектов    РФ    единовременные     выплаты
предусматриваются   в   рамках   реализации  государственных  программ
развития  здравоохранения  (республики  Бурятия,  Дагестан,   Карелия,
Псковская,  Саратовская,  Тульская области). Какой-либо дополнительной
информации  об  условиях   реализации   данных   мероприятий   в   СПС
"КонсультантПлюс" в отношении данных регионов найти не удалось.
     Например,  программой  модернизации  здравоохранения   республики
Карелия  на  2011 - 2016 годы (утверждена распоряжением  Правительства
Республики Карелия от 28  марта  2011  года  N  124р-П)  запланировано
предоставление  единовременной  компенсации  в  размере  20 000 рублей
молодым  врачам,  отработавшим  не  менее  одного  года   в   сельской
местности.  Государственной  программой  Республики  Бурятия "Развитие
здравоохранения"   на  2013 - 2020  годы  (утверждена   постановлением
Правительства  Республики  Бурятия  от 2 июля 2013 года) запланировано
обеспечить выплатами  ежегодно  до  15  врачей  по  250 000  рублей  и  
до 10 средних медицинских работников – по 125 000 рублей каждому.
     Вместе с тем, в отношении некоторых субъектов удалось найти более
подробную информацию.
     Так, например, постановлением Правительства Астраханской  области
от  11  августа 2010 года N 361-П утвержден порядок предоставления мер
социальной  поддержки  молодым  специалистам  системы  здравоохранения
Астраханской  области,  в  соответствии с которым молодым специалистам
системы здравоохранения Астраханской  области  в  возрасте  не  старше  
35 лет, получившим высшее или среднее медицинское или фармацевтическое
образование, имеющим диплом и сертификат  специалиста  и  приступившим
впервые  к  работе  непосредственно  после  окончания образовательного
учреждения  либо  после  окончания  службы  в  рядах  Вооруженных  Сил
Российской  Федерации,  либо по окончании отпуска по уходу за ребенком
до достижения  им  возраста  трех  лет,  и  проживающим  в  городских,
сельских  поселениях и осуществляющим медицинскую или фармацевтическую
деятельность в медицинских  учреждениях,  расположенных  в  городских,
сельских  поселениях,  либо  желающим  переехать  на  постоянное место
жительства  в  городское,  сельское  поселение  для  работы   в   этих
медицинских   учреждениях,   в   качестве   мер  социальной  поддержки
устанавливается единовременное пособие в размере:
     50 000  рублей  –  молодому  специалисту,    получившему   высшее
медицинское или фармацевтическое образование;
     30 000  рублей  –  молодому  специалисту,   получившему   среднее
медицинское или фармацевтическое образование.
     При этом получатели мер социальной поддержки должны  заключить  с
медицинским  учреждением  трудовой  договор  на  срок не менее 3 лет и
приступить  к  медицинской   или   фармацевтической   деятельности   в
соответствии с полученной квалификацией.
     В случае расторжения трудового договора до истечения  трехлетнего
периода по инициативе молодого специалиста он обязан в срок не позднее
30 календарных дней после расторжения  трудового  договора  произвести
возврат  средств,  полученных  им  в  виде мер социальной поддержки, в
бюджет Астраханской области. Также установлено, что  в  случае  отказа
молодого  специалиста  возвратить  средства,  полученные им в виде мер
социальной  поддержки,  в  бюджет  Астраханской  области  министерство
здравоохранения  Астраханской  области осуществляет возврат в судебном
порядке.
     Статьей 38 Кодекса Омской области о социальной  защите  отдельных
категорий  граждан  от  4  июля  2008  года N 1061-ОЗ установлены меры
социальной поддержки  молодых  специалистов,  впервые  поступивших  на
работу  в государственные и муниципальные учреждения Омской области, а
именно установлено право на получение единовременных  пособий  молодым
специалистам,  впервые  поступившим  на  работу  в  государственные  и
муниципальные учреждения Омской области, расположенные на  территориях
муниципальных  районов Омской области, возраст  которых  не  превышает 
28 лет  включительно,   имеющим   высшее   образование   или   среднее
профессиональное  образование  и  заключившим  с  учреждением трудовой
договор по полученной специальности на срок не менее трех лет.  Размер
пособий,  а  также порядок и условия их предоставления устанавливаются
Губернатором Омской области, Правительством Омской области.
     Стоит отметить, что указанной статьей 38 также  установлено,  что
средства  областного  бюджета,  предоставляемые молодым специалистам в
виде пособий, подлежат возврату в следующих случаях:
     1) обнаружения в течение трех лет после выплаты пособия:
     недостоверных  сведений  в  документах,  представленных   молодым
специалистом  в  уполномоченный  орган  исполнительной  власти  Омской
области, наделенный полномочием по организации выплаты пособия молодым
специалистам;
     факта подложности вышеуказанных документов;
     2) досрочного  расторжения  трудового  договора,  заключенного  с
молодым  специалистом на срок не менее трех лет, расторжения в течение
трех лет трудового договора, заключенного с  молодым  специалистом  на
неопределенный срок, по основаниям, предусмотренным:
     частью 1 статьи 71 Трудового кодекса Российской Федерации;
     статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации (за исключением
случаев     установленного     нарушения    работодателем    трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов,  содержащих  нормы
трудового  права,  локальных  нормативных актов, условий коллективного
договора, соглашения или трудового договора);
     пунктами 3, 5 - 11 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской
Федерации;
     пунктами 1, 2 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации.
     Государственной   программой    Самарской    области    "Развитие
здравоохранения  в  Самарской области" на 2014 - 2018 годы (утверждена
постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013  года
N    674)   установлен,   помимо   прочего,   Порядок   предоставления
единовременного пособия на обустройство лицам с высшим  медицинским  и
(или)   фармацевтическим   образованием,   завершившим  послевузовское
профессиональное обучение в интернатуре или  ординатуре,  и  лицам  со
средним  медицинским  и  (или)  фармацевтическим  образованием. Размер
пособия – 165 996 рублей.
     При  этом  пособие  предоставляется  получателю  при   соблюдении
следующих условий:
     наличие  заявления  на  имя  министра  здравоохранения  Самарской
области о выплате пособия;
     наличие диплома о высшем  медицинском  и  (или)  фармацевтическом
образовании  (для  лиц  с  высшим медицинским и (или) фармацевтическим
образованием),  наличие  диплома  о  среднем   медицинском   и   (или)
фармацевтическом  образовании,  полученного в текущем году (для лиц со
средним медицинским  и (или) фармацевтическим образованием);
     наличие диплома о  послевузовском  профессиональном  образовании,
полученного  в  текущем  году  (для  лиц  с высшим медицинским и (или)
фармацевтическим образованием);
     наличие сертификата специалиста по соответствующей специальности;
     заключение  трудового  договора   с   учреждением   по   наиболее
востребованной медицинской (фармацевтической) специальности;
     заключение трехстороннего договора между учреждением, получателем
и министерством.
     Обязательными условиями договора являются:
     обязательство получателя отработать в учреждении  по  медицинской
или фармацевтической специальности не менее трех лет с даты заключения
договора;
     обязательство получателя возвратить выплаченную  сумму  в  случае
прекращения трудового договора до истечения трех лет;
     обязательство  министерства  предоставить  получателю  пособие  в
течение 40 календарных дней, начиная с даты заключения договора;
     обязательство учреждения о предоставлении министерству информации
об исполнении получателем обязательств по договору.
     В обязательный трехлетний срок  работы  получателя  в  учреждении
включается  время  работы,  выполняемой  по  основному месту работы на
условиях нормальной продолжительности рабочего времени,  установленной
трудовым   законодательством   для   данной  категории  работников,  в
соответствии  с трудовым договором, время  нахождения  в  оплачиваемом
основном   и   дополнительном   отпусках,  а  также  период  временной
нетрудоспособности (не более 1 календарного месяца в течение года).
     В случае прекращения трудового договора  до  истечения  трех  лет
выплаченное  получателю пособие (вся сумма) подлежит возврату в бюджет
Самарской  области  в  срок  не  позднее  даты  расторжения  трудового
договора.
     Выплаченное получателю пособие не  подлежит  возврату  в  случаях
прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами
5, 6 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
     Постановлением Администрации  Смоленской  области  от  30  января 
2013 года  N 33  был  утвержден  Порядок  предоставления  в  2013 году
дополнительной   меры   социальной   поддержки   отдельных   категорий
работников  областных  государственных  учреждений  здравоохранения, в
соответствии с которым в 2013  году  была  установлена  дополнительная
мера  социальной поддержки в виде единовременного денежного пособия, в
том  числе  в  размере  500 000  рублей  –   для  отдельных  категорий
работников   областных   государственных  учреждений  здравоохранения,
расположенных на территориях сельских поселений Смоленской области.
     Указанная мера социальной поддержки устанавливалась  в  отношении
работников,  окончивших  в 2012 году обучение в клинической ординатуре
(интернатуре), обучавшихся на основании договора  между  Департаментом
Смоленской   области   по  здравоохранению,  выпускником  медицинского
образовательного  учреждения  высшего  профессионального   образования
(работником),    медицинским   образовательным   учреждением   высшего
профессионального образования и областным государственным  учреждением
здравоохранения  (работодателем),  принятых  на  работу  в учреждение,
являющееся стороной договора, по установленным Порядком  должностям  и
заключивших  в  2012 году трудовой договор с учреждением, при условии,
что  данная  работа  в   учреждении   являлась   для   них   основной,
осуществлялась   в   объеме   полной  ставки  на  условиях  нормальной
продолжительности    рабочего    времени,    установленной    трудовым
законодательством для данной категории работников.
     В Смоленской области, так же как  и  в  Вологодской,  установлены
основания  для возврата полученных в качестве мер социальной поддержки
единовременных выплат.
     Пунктом 9 указанного Порядка установлено, что денежные  средства,
полученные  заявителем в виде пособия, подлежат возврату (взысканию) в
областной бюджет при условиях, когда  заявитель  на  дату  расторжения
трудового договора фактически отработал в учреждении менее трех лет со
дня  заключения  трудового  договора  и  при  этом  трудовой   договор
расторгается по следующим основаниям:
     по инициативе заявителя;
     по   инициативе   работодателя   по   основаниям,   связанным   с
дисциплинарными взысканиями;
     по соглашению сторон.
     При  этом  в  фактически  отработанное  в  учреждении  время   не
включаются следующие периоды:
     нахождение заявителя в отпуске по беременности и  родам,  отпуске
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора (трех) лет;
     прохождение    заявителем    действительной    военной     службы
(альтернативной гражданской службы);
     обучение заявителя в клинической ординатуре (интернатуре).
     В  Ханты-Мансийском  автономном  округе   на   основании   закона
ХМАО-Югры  от  26  июня  2012  года N 86-ОЗ "О регулировании отдельных
вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном
округе  –  Югре"  установлены  ежемесячные  и  единовременные денежные
выплаты   отдельным   медицинским    (фармацевтическим)    работникам,
оказывающим:
     первичную медико-санитарную помощь;
     специализированную, в том числе высокотехнологичную,  медицинскую
помощь;
     скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь
(за   исключением  осуществления    санитарно-авиационной   эвакуации) 
(далее – скорая медицинская помощь);
     паллиативную медицинскую помощь.
     При этом ежемесячные  денежные  выплаты  предоставляются  молодым
специалистам-врачам   (провизорам),   впервые  принятым  на  работу  в
медицинские организации, находящиеся в сельских населенных  пунктах  и
поселках  городского  типа автономного округа с численностью населения
до 5 тысяч человек, – в размере 3000 рублей в месяц.
     Предоставляются указанные выплаты молодым специалистам в  течение
первых   трех  лет  непрерывной  работы  в  медицинских  организациях,
находящихся в сельских населенных пунктах и поселках городского типа.
     Следует отметить, что аналогичные  ежемесячные  денежные  выплаты
установлены   также   и   молодым   специалистам   из  числа  среднего
медицинского (фармацевтического) персонала, впервые принятым на работу
в  медицинские  организации, находящиеся в сельских населенных пунктах
и поселках городского типа автономного округа с численностью населения
до  5  тысяч  человек,  но  в  меньшем  размере  – 2500 рублей в месяц
(предоставляются также в течение первых трех лет непрерывной работы).
     Под молодыми специалистами  для  целей  предоставления  указанных
выплат  понимаются  граждане не старше 35 лет на дату трудоустройства,
получившие   высшее   или   среднее   медицинское   (фармацевтическое)
образование  в  Российской  Федерации,  имеющие  диплом установленного
образца, а также сертификат специалиста.
     Кроме того, молодым специалистам, впервые принятым  на  работу  в
медицинские  организации,  находящиеся в сельских населенных пунктах и
поселках городского типа автономного округа с  численностью  населения
до 5 тысяч человек, однократно предоставляется единовременная денежная
выплата  на  хозяйственное  обустройство  в  размере  100 000  рублей,
которая не учитывается при исчислении средней заработной платы.
     Какие-либо основания для отказа в предоставлении указанных выплат
или  основания  для  возврата  уже  предоставленных  выплат  указанным
законом ХМАО-Югры не установлены.
     3. В ряде субъектов РФ предусмотрено одновременное предоставление
медицинским  работникам  сельской  местности нескольких мер социальной
поддержки одновременно (и  единовременных  выплат,  и  мер  социальной
поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг).
     Такая система действует,  например,  в  Ленинградской  области  –
постановлением Правительства Ленинградской области от 13 мая 2013 года
N 130 "Об осуществлении единовременных компенсационных выплат  средним
медицинским     работникам"     была     установлена    единовременная
компенсационная выплата  средним  медицинским  работникам  в  возрасте  
до 35 лет, прибывшим  в 2013  году  после  окончания  образовательного
учреждения среднего профессионального образования на работу в сельский
населенный  пункт  или  переехавшим  на  работу  в сельский населенный
пункт из другого населенного пункта, в размере 345 000 рублей  (в  том
числе   налог  на  доходы  физических  лиц)  на  каждого  медицинского
работника.
     При этом законом Ленинградской  области  от  1  марта  2005  года  
N 13-ОЗ "Об оплате  жилья  и  коммунальных  услуг  и  мерах социальной
поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской  местности
и  поселках  городского  типа Ленинградской области" установлено право
медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения,
находящихся   в   ведении   Ленинградской   области,  и  муниципальных
организаций  здравоохранения,  проживающих  и  работающих  в  сельской
местности   и   поселках  городского  типа,  на  ежемесячную  денежную
компенсацию части расходов по оплате жилого помещения  и  коммунальных
услуг,  размер  которой устанавливается областным законом об областном
бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год.
     Постановлением Правительства Орловской  области  от  18  сентября
2012  года  N 333 утверждено Положение о предоставлении мер социальной
поддержки   молодым   специалистам,   трудоустроившимся   в   сельской
местности,  в центральных районных больницах, расположенных в городах,
поселках городского типа и обслуживающих сельское население.  Согласно
указанному   Положению   молодым  специалистам  с  высшим  медицинским
образованием, прибывшим в 2013 - 2020 годах на работу после подготовки 
в клинической  интернатуре  (ординатуре)  в учреждения здравоохранения
Орловской области, расположенные  в  сельской  местности,  а  также  в
центральные  районные  больницы,  расположенные  в  городах,  поселках
городского типа и обслуживающие  сельское  население,  предоставляются
следующие меры социальной поддержки:
     единовременная выплата в размере 100 000 рублей;
     возмещение расходов за найм жилого  помещения  в  течение  одного
года в размере фактически произведенных затрат, но не более пяти тысяч
рублей ежемесячно.
     В случае принятия решения о предоставлении единовременной выплаты
между    молодым   специалистом,   Департаментом   здравоохранения   и
социального развития Орловской области и  учреждением  здравоохранения
заключается трехсторонний договор, предусматривающий:
     обязанность молодого специалиста в  течение  3  лет  работать  по
основному   месту  работы  на  условиях  нормальной  продолжительности
рабочего времени, установленной трудовым законодательством  Российской
Федерации  для  данной категории работников, в соответствии с трудовым
договором,  заключенным  медицинским  работником   с   соответствующим
учреждением здравоохранения;
     порядок перечисления молодому специалисту средств  единовременной
выплаты  в  течение  30  календарных  дней  со  дня заключения данного
договора  на  счет,  открытый   молодым   специалистом   в   кредитной
организации;
     обязанность молодого специалиста возвратить часть  единовременной
выплаты  в  случае  прекращения  трудового  договора с соответствующим
учреждением  здравоохранения  до  истечения  трехлетнего   срока   (за
исключением  случаев  прекращения  трудового  договора  по основаниям,
предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1,  2  и  4
части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83
Трудового  кодекса  Российской   Федерации),   рассчитанную   с   даты
прекращения   трудового   договора  пропорционально  не  отработанному
молодым специалистом периоду;
     ответственность    молодого    специалиста    за     неисполнение
обязанностей,   предусмотренных  данным  договором,  в  том  числе  по
возврату части единовременной выплаты.
     Согласно  закону  Еврейской  автономной  области  от  30  октября  
2013 года N 390-ОЗ  "О  мерах  по  привлечению медицинских  работников 
для работы в  областных  учреждениях здравоохранения и их закреплению"
врачам,  принятым  на  работу  в областные учреждения здравоохранения,
находящиеся в населенных пунктах Еврейской автономной области,  в  том
числе и сельских (кроме города Биробиджана), предоставляются следующие
меры поддержки:
     врачам, имеющим высшую квалификационную категорию:
     служебное жилое помещение (отдельная квартира);
     единовременная выплата в размере 350 000 рублей;
     врачам, имеющим первую квалификационную категорию:
     служебное жилое помещение (отдельная квартира);
     единовременная выплата в размере 250 000 рублей;
     врачам,  имеющим  вторую  квалификационную  категорию  и  молодым
специалистам:
     служебное жилое помещение (отдельная квартира);
     единовременная выплата в размере 132 000 рублей.
     При  этом   в   случае   отсутствия   служебного   жилья   врачам
выплачивается ежемесячная денежная компенсация за найм жилья в размере
10 000 рублей, но не более суммы, указанной в  договоре  найма  жилого
помещения.
     Кроме того, предоставленное врачу служебное жилое помещение может
быть    исключено    из    специализированного   жилищного   фонда   и
приватизировано в порядке, предусмотренном Правительством области, при
условии  проживания медицинского работника в служебном жилом помещении
не менее 10 лет со дня вступления в силу указанного закона.
     Указанные  меры  поддержки  предоставляются  врачам  при  условии
включения в трудовой договор положения о сроке обязательной отработки:
     для всех врачей, поступивших на  работу  в  областные  учреждения
здравоохранения,  за  исключением молодых специалистов, поступивших на
работу в областные учреждения здравоохранения, находящиеся в  сельской
местности, – не менее пяти лет;
     для иных лиц – не менее трех лет.
     Врачи, не  отработавшие  указанный  срок  на  момент  расторжения
трудового    договора,    обязаны   вернуть   всю   сумму   полученной
единовременной выплаты.
     Однако в  случае  приглашения  на  работу  областным  учреждением
здравоохранения  врача,  отработавшего не менее двух третей указанного
ранее срока (пять лет либо три года)  в  другом  областном  учреждении
здравоохранения,  по решению органа исполнительной власти области врач
вправе  не   возвращать   выплаченную   единовременную   выплату   при
расторжении  трудового  договора  при  условии включения в заключаемый
трудовой договор обязательства отработать срок, равный или превышающий
срок, который не отработан по прежнему трудовому договору.
     4.  В  ряде  субъектов  РФ  установлены  различные  стимулирующие
выплаты для медицинских работников сельской местности.
     Например, законом Сахалинской области от 25  сентября  2003  года  
N 425  "О дополнительных  социальных  гарантиях  молодым  специалистам
медицинских организаций Сахалинской области"  установлены  ежемесячные
надбавки   молодым   специалистам   (врачам-специалистам   и   средним
медицинским   работникам),   прибывшим   на   работу   в   медицинские
организации, расположенные в сельских населенных пунктах муниципальных
образований  Сахалинской  области,   в   размере   30   процентов   от
установленного оклада.
     Постановлением Правительства Ярославской  области  от  29  апреля
2013 года N 461-п утверждена региональная целевая программа "Улучшение
кадрового  обеспечения  государственных   учреждений   здравоохранения
Ярославской  области" на 2013 - 2017 годы, которой предусмотрено такое
мероприятие, как предоставление доплаты  к  заработной  плате  молодых
врачей-специалистов  в  размере  2 000 рублей в месяц в течение первых
трех лет работы после окончания высшего учебного заведения.
     5. Ряд регионов России пошел по пути установления различного рода
поощрений  для  медицинских  специалистов, в том числе и работающих на
селе.
     Например, в Липецкой области установлена областная премия "Лучший
молодой  врач"  (закон  Липецкой  области   от  27  марта   2009  года 
N   255-ОЗ).   Постановлением    Правительства    Ростовской   области 
от  18  ноября  2011  года  N  141  утверждено  положение   о  премиях 
Губернатора  Ростовской  области  врачам  областных государственных  и  
муниципальных учреждений здравоохранения, согласно которому Губернатор  
Ростовской  области присуждает 9  ежегодных  премий,  в  том  числе  и 
молодым специалистам.
     6. Постановлением Правительства Воронежской области от 31 декабря
2013  года  N  1189  утверждена  государственная программа Воронежской
области   "Развитие   здравоохранения",   которой    помимо    прочего
предусматривается  предоставление  врачам,  вновь прибывшим в сельскую
местность для работы в  государственных  учреждениях  здравоохранения,
субсидии на приобретение жилого помещения.
     Судебных решений  по  оспариванию  законов  субъектов  Российской
Федерации,   регулирующих  отношения  по  дополнительному  социальному
обеспечению врачей, проживающих и работающих в сельской местности,  не
выявлено.

     2.  Состояние  законодательства  Вологодской  области   в   сфере
дополнительного   социального   обеспечения   врачей,   проживающих  и
работающих в сельской местности

     В соответствии с  Конституцией  Российской  Федерации,  Бюджетным
кодексом  Российской  Федерации,  Федеральным  законом  от  6  октября 
1999 года N 184-ФЗ  "Об  общих принципах  организации  законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов  Российской  Федерации"  и  в  целях   привлечения   молодых
специалистов (врачей) в лечебные учреждения области и закрепления их в
сельской местности в Вологодской  области  был  принят  закон  области  
от 30  марта  2011  года  N 2488-ОЗ "О единовременных выплатах врачам,
проживающим и работающим в сельской местности".
     В первоначальной редакции указанный закон области был опубликован
в  газете  "Красный Север" N 59 от 6 апреля 2011 года и вступил в силу
через 10 дней со дня его официального опубликования.
     Законом  области  определены  условия  и  порядок  предоставления
единовременных  выплат  врачам,  проживающим  и  работающим в сельской
местности, а также размеры указанных выплат.
     Право   на  единовременные  выплаты  получили  врачи  в  возрасте  
до 30 лет, проживающие и работающие в сельской местности,  закончившие
образовательные учреждения высшего профессионального образования после
1  января  2011  года  и впервые поступившие на работу в муниципальные
учреждения  здравоохранения  в   течение   года   с   даты   окончания
образовательного учреждения (не считая периода отпуска по беременности
и родам; отпуска по уходу за ребенком до достижения им  возраста  трех
лет;   периода   прохождения  военной  службы  по  призыву),  а  также
заключившие трудовой договор на неопределенный срок по основному месту
работы.
     Единовременные выплаты были установлены в следующих размерах:
     в первый год работы – в размере 50 000 рублей;
     во второй год работы – в размере 30 000 рублей;
     в третий год работы – в размере 20 000 рублей.
     Со дня вступления в силу по настоящее  время  в  указанный  закон
области вносились изменения три раза.
     В 2012 году законом области от 28 сентября 2012  года  N  2841-ОЗ
"О  внесении  изменения  в  статью  1 закона области "О единовременных
выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности"  право
на  единовременные  выплаты  распространено  на врачей, поступивших на
работу:
     в    учреждения   здравоохранения,   находившиеся   по  состоянию  
на  30  июня  2012  года  в  собственности  муниципальных  образований 
области;
     в  государственные  учреждения  здравоохранения,  находящиеся   в
ведении Вологодской области, созданные после 30 июня 2012 года.
     Указанные изменения были внесены  с  учетом  положений  части  12
статьи  100  Федерального  закона  от 21 ноября  2011  года  N  323-ФЗ 
"Об основах  охраны  здоровья   граждан   в   Российской   Федерации",   
в  соответствии  с   которой    здания,    сооружения,   оборудование, 
транспортные средства  и   другое   имущество,  используемые  органами   
местного  самоуправления  в  целях  охраны  здоровья   и   находящиеся 
в муниципальной собственности  до дня  вступления  в  силу  указанного 
Федерального  закона,  передаются   в   собственность  соответствующих  
субъектов  Российской  Федерации  в  срок  до  1  января   2013  года. 
В Вологодской области  первое муниципальное учреждение здравоохранения 
было передано в собственность области с 1 июля 2012  года.  С 1 января  
2013   года   на   территории   области    муниципальные    учреждения 
здравоохранения отсутствуют.
     В 2013 году:
     законом области от  5  июня  2013  года  N  3081-ОЗ  "О  внесении
изменений в статью 1 закона области "О единовременных выплатах врачам,
проживающим и работающим в сельской местности" в целях  единообразного
применения  положений  данной  нормы  уточнены  требования  к возрасту
врача, имеющего право на единовременную выплату,  а  также  установлен
перечень  оснований, освобождающих врача от возвращения единовременных
выплат в  областной  бюджет  при  расторжении  трудового  договора  по
собственной инициативе;
     законом области от 10  июля  2013  года  N  3131-ОЗ  "О  внесении
изменения в статью 1 закона области "О единовременных выплатах врачам,
проживающим и работающим в сельской  местности"  внесены  изменения  в
связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
"Об  образовании  в  Российской  Федерации"  в  части   приведения   в
соответствие с ним понятий образовательных организаций.
     По обращению  постоянного  комитета  в  рамках  Соглашения  между
управлением  Министерства  юстиции Российской Федерации по Вологодской
области   и   Законодательным   Собранием   Вологодской   области    о
взаимодействии  в  сфере  обеспечения единства правового пространства,
заключенного  26 марта  2013  года,  управление  Министерства  юстиции
Российской   Федерации  по  Вологодской  области  провело  правовую  и
антикоррупционную экспертизы закона Вологодской области  от  30  марта
2011  года  N 2488-ОЗ "О единовременных выплатах врачам, проживающим и
работающим в сельской местности".
     Согласно экспертному заключению управления  Министерства  юстиции
Российской  Федерации  по  Вологодской  области  от 14 мая  2014  года 
N  35/02-2829,  указанный  нормативный  правовой   акт   не   содержит  
положений,   противоречащих   Конституции   Российской   Федерации   и 
федеральному    законодательству.    Требования    необходимости     и 
достаточности   акта   для   урегулирования   общественных   отношений 
соблюдены.  Форма  и текст соответствуют правилам юридической техники, 
коррупциогенные факторы не выявлены.
     Вместе с тем в ходе  проведенного  постоянным  комитетом  анализа
положений  Закона области выявлено противоречие нормы абзаца 4 части 3
статьи 1 Закона области положениям федерального законодательства.
     В соответствии с Законом области врач освобождается  от  возврата
единовременных  выплат  в  областной  бюджет  в  связи  с расторжением
трудового договора по своей инициативе  (по  собственному  желанию)  в
случае,  если  по  заключению  медицинской  организации  один  из  его
родителей или супруг (супруга),  которые  являются  инвалидами  первой
группы, либо ребенок-инвалид нуждаются в постоянном уходе.
     Согласно статье 60 Федерального закона  от 21  ноября  2011  года  
N 323-ФЗ "Об основах  охраны  здоровья граждан в Российской Федерации"
медико-социальная   экспертиза   проводится   в   целях    определения
потребностей  освидетельствуемого  лица  в  мерах  социальной  защиты,
включая  реабилитацию,  федеральными  учреждениями   медико-социальной
экспертизы  на  основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных
стойким расстройством функций организма.
     В силу статьи 8  Федерального  закона  от  24  ноября  1995  года  
N 181-ФЗ  "О  социальной  защите  инвалидов  в  Российской  Федерации"
медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными  учреждениями
медико-социальной  экспертизы,  на  которые,  в  частности,  возложено
установление инвалидности,  ее  причин,  сроков,  времени  наступления
инвалидности,   потребности  инвалида  в  различных  видах  социальной
защиты.
     Классификации  и   критерии,   используемые   при   осуществлении
медико-социальной  экспертизы  граждан  федеральными  государственными
учреждениями   медико-социальной   экспертизы,   утверждены   приказом
Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 года N 1013н.
     В  соответствии  со  ст.  2  Федерального  закона  от  21  ноября  
2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны  здоровья  граждан  в Российской
Федерации"  медицинской  организацией  признается   юридическое   лицо
независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве
основного (уставного) вида деятельности  медицинскую  деятельность  на
основании     лицензии,     выданной    в    порядке,    установленном
законодательством Российской Федерации.
     Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности  (за
исключением   указанной   деятельности,   осуществляемой  медицинскими
организациями и другими организациями,  входящими  в  частную  систему
здравоохранения,  на  территории  инновационного  центра  "Сколково"),
утвержденному   Постановлением   Правительства  Российской   Федерации 
от  16 апреля  2012  года  N 29, медико-социальная экспертиза включена 
в Перечень работ (услуг),  составляющих  медицинскую деятельность. При
этом  указанным  Положением  установлено  требование,  которому должно
соответствовать юридическое  лицо  (соискатель  лицензии),  намеренное
осуществлять  медико-социальную  экспертизу  – организационно-правовая
форма юридического лица, установленная ст. 60 Закона об основах охраны
здоровья  граждан и ст. 8 Федерального закона от 24 ноября  1995  года 
N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
     Таким  образом,  согласно  приведенным  нормам  медико-социальная
экспертиза   проводится  федеральными  учреждениями  медико-социальной
экспертизы.

     3. Информация о практике применения Закона области

     В соответствии с Порядком  предоставления  единовременных  выплат
врачам,  проживающим  и  работающим в сельской местности, утвержденным
постановлением Правительства  области  от  30  мая  2011  года  N  608  
"Об утверждении  Порядка предоставления единовременных выплат  врачам,
проживающим  и  работающим  в  сельской   местности",   предоставление
единовременных   выплат   производится  Департаментом  здравоохранения
области.
     Единовременные выплаты врачам предоставляются ежегодно в  течение
трех  лет работы в соответствии с договором по установленной форме при
условии предоставления учреждением здравоохранения конкретного перечня
документов.
     Единовременные  выплаты  предоставляются  врачам,  проживающим  и
работающим  в  городских  и  сельских поселениях муниципальных районов
области.
     Согласно   информации,   представленной  Правительством  области,  
за   2011 - 2014   годы   реализации    Закона    области     договоры 
о  предоставлении  единовременных  выплат  заключены   с  52  врачами, 
приехавшими  в  сельскую местность на работу по специальности,  в  том 
числе в разрезе:
     муниципальных образований:
     Вашкинский район –  2  чел.,  Великоустюгский  район  –  7  чел.,
Вологодский  район  –  7 чел., Вытегорский район – 1 чел., Грязовецкий
район – 5 чел., Кадуйский район – 2 чел., Кирилловский район – 1 чел.,
Кичм-Городецкий  район  –  4  чел.,  Междуреченский  район  –  1 чел.,
Никольский район –  4 чел.,  Нюксенский  район  –  2 чел.,  Сокольский 
район –  5  чел.,  Сямженский  район  –  2  чел.,  Тотемский  район  – 
2 чел., Усть-Кубенский район – 2 чел.,  Устюженский  район  –  3 чел.,  
Харовский район – 2 человек;
     врачебных специальностей:
     "терапия" – 20 чел., "педиатрия" – 8 чел., "хирургия" –  6  чел.,
"акушерство    и   гинекология"    –    6 чел.,   "анестезиология    и 
реаниматология" –  2  чел.,  "неврология"  –  2 чел., "стоматология" –   
2   чел.,   "клиническая    лабораторная    диагностика"   –  1  чел., 
"травматология и ортопедия"  –  1  чел.,  "общая врачебная практика" –
1   чел.,   "офтальмология"  –  1  чел.,  "рентгенология"   –  1 чел., 
"неонатология" – 1 человек.
     За период реализации Закона области в Департамент здравоохранения
области  поступило  одно  обращение  по  теме  мониторинга (о возврате
единовременной выплаты в связи с расторжением  трудового  договора  по
инициативе  врача  и его переездом из пос. Вохтога Грязовецкого района
на новое место жительства в с. Молочное (г. Вологда).
     Проблем в ходе реализации Закона области не выявлено.
     Согласно полученным ответам из  прокуратуры  области,  управления
Министерства  юстиции  Российской  Федерации  по  Вологодской  области
информации  о  проблемах  в  практике  применения  Закона  области   и
предложений  по  его  совершенствованию не имеется; обращений граждан,
связанных с применением Закона области, не поступало.

     IV. Результаты проведения мониторинга

     1.  По  результатам   проведения   мониторинга   Закона   области
постоянным комитетом выявлен положительный эффект его правоприменения:
действие Закона  области  способствует  решению  кадровой  проблемы  в
медицинских  организациях, расположенных в сельской местности, в части
укомплектования специалистами с высшим медицинским образованием.
     2.  По  результатам  проведения  мониторинга  постоянный  комитет
полагает  необходимым  подготовить  проект  закона области "О внесении
изменения в статью 1 закона области "О единовременных выплатах врачам,
проживающим  и  работающим  в  сельской  местности"  в части уточнения
организации,  уполномоченной   выдавать   заключения   о   нуждаемости
инвалидов в постоянном уходе.








Информация по документу
Читайте также