Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 28.10.2013 № 1113

                                                                       
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                     ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          


     От 28.10.2013 N 1113
     г. Вологда

     О прогнозе социально-экономического развития
     Вологодской области на 2014-2016 годы


     В  соответствии  со  статьями  169  и  173   Бюджетного   кодекса
Российской Федерации

     Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития
Вологодской  области  на  2014-2016  годы, применяемый для составления
проекта областного бюджета на  2014  год  и  плановый  период  2015  и  
2016 годов.
     2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия  и
подлежит опубликованию в областной газете "Красный Север".


     Губернатор области          О.А. Кувшинников


Одобрен
постановлением
Правительства области
от 28.10.2013 N 1113

                                  ПРОГНОЗ                             
           социально-экономического развития Вологодской области      
                             на 2014-2016 годы                        

     1.   Основные   показатели   социально-экономического    развития
Вологодской области на 2014-2016 годы

|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————————————————————————|
|Основные показатели                        |Единица               |Оценка   |Прогноз                      |
|                                           |измерения             |         |                             |
|                                           |                      |—————————|—————————————————————————————|
|                                           |                      |2013 год |2014 год |2015 год |2016 год |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|1                                          |2                     |3        |4        |5        |6        |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Численность постоянного населения          |тыс. чел.             |1195,7   |1195,0   |1194,6   |1194,6   |
|(в среднегодовом исчислении)               |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Валовой региональный продукт               |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|в основных ценах                           |млрд. руб.            |352,7    |382,1    |406,7    |441,2    |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|в сопоставимых ценах                       |%                     |100,0    |102,5    |102,0    |103,5    |
|                                           |к предыдущему году    |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Индекс промышленного производства          |%                     |101,5    |102,0    |102,8    |102,0    |
|                                           |к предыдущему году    |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Индекс производства продукции сельского    |%                     |90,5     |102,2    |103,7    |101,8    |
|хозяйства во всех категориях хозяйств      |к предыдущему году    |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Прибыль прибыльных организаций             |млрд. руб.            |16,0     |17,3     |18,9     |19,9     |
|до налогообложения (без учета прибыли      |                      |         |         |         |         |
|организаций сельского хозяйства)           |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Экспорт                                    |млн. долл. США        |4381,1   |4448,8   |4752,9   |5048,2   |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Импорт                                     |млн. долл. США        |673,0    |692,4    |719,7    |752,0    |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Инвестиции в основной капитал за счет всех |                      |         |         |         |         |
|источников финансирования                  |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|в действующих ценах                        |млрд. руб.            |97,7     |107,5    |78,3     |98,5     |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|в сопоставимых ценах                       |%                     |61,3     |104,6    |69,3     |119,8    |
|                                           |к предыдущему году    |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Объем инвестиций в основной капитал        |млрд. руб.            |91,0     |99,8     |70,6     |91,8     |
|(за исключением бюджетных средств)         |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Остаточная балансовая стоимость основных   |млрд. руб.            |516,2    |541,3    |597,1    |636,7    |
|фондов на конец года по крупным и средним  |                      |         |         |         |         |
|организациям (без организаций сельского    |                      |         |         |         |         |
|хозяйства) с учетом стоимости основных     |                      |         |         |         |         |
|фондов структурных подразделений           |                      |         |         |         |         |
|(расчетно)                                 |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Удельный вес введенной общей площади жилых |%                     |1,27     |1,34     |1,40     |1,55     |
|домов по отношению к общей площади         |                      |         |         |         |         |
|жилищного фонда                            |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Оборот продукции (услуг), производимой     |млрд. руб.            |217,6    |226,3    |237,8    |249,3    |
|малыми предприятиями, в том числе          |                      |         |         |         |         |
|микропредприятиями, и индивидуальными      |                      |         |         |         |         |
|предпринимателями                          |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Оборот розничной торговли                  |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|в действующих ценах                        |млрд. руб.            |138,2    |151,8    |166,3    |181,0    |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|в сопоставимых ценах                       |%                     |103,5    |104,8    |105,5    |105,0    |
|                                           |к предыдущему году    |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Объем платных услуг населению              |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|в действующих ценах                        |млрд. руб.            |44,7     |48,3     |52,1     |56,3     |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|в сопоставимых ценах                       |%                     |100,2    |101,4    |102,0    |102,3    |
|                                           |к предыдущему году    |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Фонд заработной платы работников           |млрд. руб.            |126,4    |137,1    |149,9    |164,3    |
|организаций                                |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Среднемесячная номинальная начисленная     |руб.                  |24903    |27103    |29618    |32455    |
|заработная плата                           |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Реальная заработная плата                  |%                     |103,1    |103,0    |104,4    |104,7    |
|                                           |к предыдущему году    |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Реальные располагаемые денежные доходы     |%                     |107,6    |102,4    |102,4    |104,4    |
|населения                                  |к предыдущему году    |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Прожиточный минимум в среднем на душу      |руб.                  |7573     |7973     |8386     |8818     |
|населения в месяц                          |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Доля населения с денежными доходами ниже   |% к общей численности |13,4     |13,3     |12,8     |12,3     |
|величины прожиточного минимума             |населения             |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Уровень официально зарегистрированной      |% к численности       |1,6      |1,6      |1,5      |1,4      |
|безработицы (в среднегодовом исчислении)   |экономически          |         |         |         |         |
|                                           |активного населения   |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Уровень общей безработицы (в среднегодовом |% к численности       |6,0      |5,9      |5,8      |5,6      |
|исчислении)                                |экономически          |         |         |         |         |
|                                           |активного населения   |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Смертность населения (без показателей      |число умерших         |1318,4   |1282,8   |1248,1   |1219,2   |
|смертности от внешних причин)              |на 100 тыс. населения |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Ожидаемая продолжительность жизни          |лет                   |69,5     |70,1     |71,2     |71,8     |
|при рождении                               |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Объем стационарной медицинской помощи      |койко-дней            |2,43     |2,405    |2,405    |2,405    |
|                                           |на 1 жителя           |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Объем скорой медицинской помощи            |вызовов               |0,318    |0,318    |0,318    |0,318    |
|                                           |на 1 жителя           |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Объем амбулаторно-поликлинической помощи   |посещений             |8,21     |8,78     |9,90     |9,90     |
|                                           |на 1 жителя           |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Объем амбулаторно-поликлинической помощи,  |пациенто-дней         |0,59     |0,61     |0,71     |0,71     |
|оказанной в условиях дневных стационаров   |на 1 жителя           |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Объем паллиативной медицинской помощи      |койко-дней            |0,106    |0,106    |0,112    |0,112    |
|                                           |на 1 жителя           |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Обеспеченность койками в стационарных      |мест                  |38       |38       |38       |38       |
|учреждениях социального обслуживания для   |на 10 тыс. населения  |         |         |         |         |
|престарелых и инвалидов (взрослых и детей) |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Доля выпускников государственных           |%                     |4,3      |3,0      |2,5      |2,5      |
|(муниципальных) общеобразовательных        |                      |         |         |         |         |
|учреждений, не сдавших единый              |                      |         |         |         |         |
|государственный экзамен, в общей           |                      |         |         |         |         |
|численности выпускников государственных    |                      |         |         |         |         |
|(муниципальных) общеобразовательных        |                      |         |         |         |         |
|учреждений                                 |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Доля детей, оставшихся без попечения       |%                     |97,89    |97,94    |97,98    |98,0     |
|родителей, всего, в том числе переданных   |                      |         |         |         |         |
|неродственникам (в приемные семьи,         |                      |         |         |         |         |
|на усыновление (удочерение), под опеку     |                      |         |         |         |         |
|(попечительство), охваченных другими       |                      |         |         |         |         |
|формами семейного устройства (семейные     |                      |         |         |         |         |
|детские дома, патронатные семьи),          |                      |         |         |         |         |
|находящихся в государственных              |                      |         |         |         |         |
|(муниципальных) учреждениях всех типов     |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Доля загрязненных сточных вод в общем      |%                     |82,2     |82,2     |82,2     |82,2     |
|объеме отводимых в водные объекты сточных  |                      |         |         |         |         |
|вод, подлежащих очистке                    |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Доля использованных, обезвреженных отходов |%                     |75,0     |75,0     |75,0     |75,0     |
|в общем объеме образовавшихся отходов      |                      |         |         |         |         |
|в процессе производства и потребления      |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Справочно:                                 |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Индекс потребительских цен                 |                      |         |         |         |         |
|(в % к предыдущему году) по прогнозу       |                      |         |         |         |         |
|Министерства экономического развития       |                      |         |         |         |         |
|Российской Федерации                       |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|декабрь к декабрю                          |%                     |106,0    |104,5-   |104,0-   |104,0-   |
|                                           |                      |         |105,5    |105,0    |105,0    |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|в среднем за год                           |%                     |106,7    |105,6    |104,7    |104,7    |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|
|Курс доллара США                           |руб./долл.            |32,0     |33,4     |34,3     |34,9     |
|(среднегодовой) по прогнозу Министерства   |                      |         |         |         |         |
|экономического развития Российской         |                      |         |         |         |         |
|Федерации                                  |                      |         |         |         |         |
|———————————————————————————————————————————|—————————————————————-|—————————|—————————|—————————|—————————|

     2.  Пояснительная  записка  к  прогнозу  социально-экономического  
развития Вологодской области на 2014-2016 годы

     Экономика Вологодской области развивается  в  достаточно  сложных
внешних  условиях. В 2013 году на экономическую ситуацию в Вологодской
области оказывают влияние как нестабильность в мировой экономике,  так
и сохранение факторов замедления экономического роста в России.
     Развитие  мировой  экономики  в  последние  годы  характеризуется
тенденцией  последовательного  снижения темпов  экономического  роста: 
с 5,2% в 2010 году до 3,1% в 2012 году. Ожидается, что снижение темпов
роста продолжится в 2013 году - до 2,9%. Это связано как со стагнацией
экономики в отдельных развитых странах, так и  со  снижением  динамики
роста развивающихся стран.
     В  России  в  первом  полугодии  2013 года   в   соответствии   с
общемировыми    тенденциями    происходило    дальнейшее    замедление
экономического  роста,  начавшееся  в  2012 году.  Одним  из  основных
факторов, повлиявших на снижение экономического роста, стало ухудшение
внешнеэкономической  конъюнктуры  и  снижение  внешнего   спроса.   Со
стороны  внутреннего  спроса  тенденция  замедления роста в наибольшей
степени связана с негативной динамикой инвестиционного спроса. В целом
за  2013 год  прирост  валового  внутреннего  продукта  составит  1,8% 
(2012 год – 3,4%).
     В Вологодской области  в  2013  году  темпы  роста  промышленного
производства  (в  сопоставимых  ценах)  имеют  неустойчивую  динамику.
Ухудшение конъюнктуры на мировых товарных рынках  привело  к  снижению
цен  на ключевые виды промышленной продукции области и, как следствие,
к снижению прибыли основных организаций области. Кроме того, в связи с
завершением   ряда   крупных   проектов  снижается  объем  инвестиций.
Ситуация усугубляется дефицитностью  бюджета  области  и  значительным
объемом государственного долга.
     Прогноз социально-экономического развития Вологодской области  на
2014-2016 годы подготовлен с учетом тенденций экономического развития,
складывающихся  в  текущем  году,  на  основе  сценарных   условий   и
параметров   прогноза   социально-экономического  развития  Российской
Федерации,   разработанных   Министерством   экономического   развития
Российской Федерации.
     Прогноз    основывается    на    базовом    варианте     прогноза
социально-экономического   развития   Российской   Федерации,  который
отражает  относительное  повышение  конкурентоспособности   российской
экономики,   в   том   числе   за   счет  торможения  роста  первичных
энергетических   и   инфраструктурных   издержек    и    определенного
перераспределения  доходов в пользу перерабатывающих отраслей, а также
предполагает последовательное улучшение делового  климата,  расширение
поддержки малого бизнеса.
     При  подготовке  прогноза  использованы   прогнозные   показатели
территориальных  органов  федеральных  органов  исполнительной власти,
органов  исполнительной  государственной   власти   области,   органов
местного  самоуправления  муниципальных  районов  и  городских округов
области и организаций области.
     В  соответствии  с  изменениями  исходных  условий  в  2013  году
уточнены параметры одобренного постановлением Правительства области от
29  октября  2012  года  N  1294   прогноза   социально-экономического
развития Вологодской области на 2013-2015 годы.
     Корректировка  параметров  прогноза  связана,  прежде  всего,   с
ухудшением   мировой   и  российской  конъюнктуры  и,  как  следствие,
изменением тенденций, складывающихся  в  различных  сферах  в  текущем
году,  а  также  изменением  сроков реализации инвестиционных программ
отдельных  организаций  области,   понижением   планируемых   расходов
бюджетной  системы  и  уточнением  отчетных  статистических  данных за
2011-2012 годы.
     В  2013  году  скорректированы  в   сторону   снижения   значения
показателей   прогноза   на   2014  год  по  сравнению  со  значениями
аналогичных показателей прогноза на 2014 год, одобренными в 2012 году,
по   прибыли   прибыльных   организаций  до  налогообложения,  индексу
производства  продукции  сельского  хозяйства,  объему  инвестиций   в
основной  капитал,  объему  платных  услуг  населению,  среднемесячной
заработной  плате,  фонду  заработной  платы,  реальным  располагаемым
денежным доходам населения.
     Социально-экономическое развитие области в 2013  году  и  базовый
вариант   прогноза   социально-экономического   развития   области  на
2014-2016 годы характеризуются следующими параметрами.

     Валовой региональный продукт

     Объем валового регионального продукта (далее – ВРП) в  2013  году
оценивается  в  объеме  352,7  млрд.  рублей  с  ростом  к  2012  году 
в действующих ценах на 0,4%, в сопоставимых ценах – уровень 2012 года.
     Определяющим  фактором,  сдерживающим  рост  индекса  физического
объема  ВРП  в  2013  году, станет существенное снижение объема работ,
выполненных в строительстве (на 17,4% в сопоставимых ценах) в связи  с
завершением   реализации   инвестиционных  проектов  в  трубопроводном
транспорте.
     В  2014  году  объем ВРП в действующих ценах увеличится  на  8,3% 
к уровню  2013 года и составит  382,1  млрд. рублей,  в  2015  году  - 
на 6,4% к 2014 году (406,7  млрд. рублей),  в  2016  году  –  на  8,5%  
к 2015 году (441,2 млрд. рублей).
     Индекс физического объема ВРП области в предстоящий среднесрочный
период  прогнозируется  в  2014  году  на  уровне 102,5% к предыдущему
году, в 2015 году – 102,0%, в 2016 году – 103,5%.
     Рост ВРП предполагается в основном  за  счет  увеличения  объемов
промышленного  производства  и  торговли.  Кроме  того,  положительное
влияние на рост ВРП в 2014 году и 2016 году будет оказывать увеличение
инвестиций в основной капитал.

     Промышленное производство

     Индекс промышленного производства за 8 месяцев 2013 года составил
103,1%   к   аналогичному   периоду  прошлого  года,  при  этом  объем
отгруженных товаров собственного  производства,  выполненных  работ  и
услуг   собственными  силами  в  промышленности  сократился  на  4,8%.
Сокращение обусловлено снижением цен  на  основные  виды  промышленной
продукции, в первую очередь, на готовый прокат черных металлов.
     По итогам 2013 года индекс промышленного производства оценивается
на уровне 101,5% к 2012 году.
     В  металлургии  индекс  производства  в  2013  году,  по  оценке,
составит 101,0%, в химическом производстве – 104,0%.
     Наибольший прирост ожидается в целлюлозно-бумажном производстве –
на 15,0% за счет модернизации действующего производства.
     Наибольшее снижение - в производстве стекла и изделий из стекла –
на  40,0%. Ситуация в стекольной промышленности остается напряженной в
связи с проблемами в сбыте  готовой  продукции  в  результате  высокой
конкуренции на рынке стеклотары.
     В  отраслях  машиностроения  индекс  производства  в  2013   году
ожидается  на  уровне  95,0-96,0%.  Ряд машиностроительных организаций
имеют  проблемы  с  загрузкой  производственных  мощностей  вследствие
отсутствия достаточного количества заказов на продукцию.
     Индекс производства пищевых продуктов в 2013  году  составит,  по
оценке,   96,0%,   при  этом  прослеживается  тенденция  снижения  как
производства  молочных  продуктов,   так   и   производства   мяса   и
мясопродуктов,      что     обусловлено     снижением     производства
животноводческого сырья в области.
     В 2014-2016 годах  в  области  ожидаются  умеренные  темпы  роста
промышленного   производства,   являющиеся   продолжением   тенденций,
заложенных в 2012 году. Развитие  промышленного  комплекса  области  в
среднесрочной перспективе будет определяться преимущественно динамикой
внутреннего   спроса   при   ограниченности   внешнего    спроса    на
отечественную  продукцию.  При  этом динамика внутреннего спроса будет
определяться инвестиционной активностью отдельных секторов экономики.
     Индекс    промышленного   производства   области   прогнозируется  
в  2014 году  – 102,0% к предыдущему  году,  в  2015  году  –  102,8%, 
в 2016 году – 102,0%.
     В металлургии в 2014-2016  годах  рост  производства  планируется
прежде  всего за счет продаж на внутреннем рынке, поскольку на внешних
рынках в предстоящем  среднесрочном  периоде  в  связи  с  торможением
экономики   Китая   и  незначительными  темпами  развития  европейской
автомобильной промышленности высоких темпов роста потребления стали не
прогнозируется.
     В    результате     индекс     металлургического     производства  
в 2014-2016 годах ожидается на уровне 101,5% ежегодно.
     В химическом комплексе области индекс производства прогнозируется
в   2014-2016   годах   на  уровне  102,0%  ежегодно.  Ожидается,  что
конкуренция на мировых рынках удобрений будет усиливаться  в  связи  с
вводом новых мощностей в газодобывающих регионах мира, что повлечет за
собой некоторое  снижение  конкурентоспособности  экспортных  поставок
удобрений, в том числе азотных и фосфорных.
     В лесопромышленном комплексе области  основными  направлениями  в
среднесрочной    перспективе    являются   модернизация   действующего
целлюлозно-бумажного производства, развитие деревянного  домостроения,
увеличение  производства  плитных материалов (ламинированная ДСП, ДВП,
фанера), а также создание производственных мощностей по лесопилению  в
рамках  реализации  инвестиционных  проектов, включенных Министерством
промышленности и торговли Российской Федерации в перечень приоритетных
инвестиционных проектов в области освоения лесов.
     Модернизация действующих производств и реализация новых  проектов
в  сфере  углубленной  переработки древесины позволят увеличить объемы
производства:
     в обработке древесины в 2014-2016 годах на 6,0% ежегодно;
     в  целлюлозно-бумажном  производстве  в  2014-2015  годах  –   на
9,0-10,0% ежегодно, в 2016 году – на 5,0%.
     Ведущим  звеном  в  производстве  пищевых  продуктов  области   в
прогнозируемом  периоде  по-прежнему  останется  производство молока и
молочных продуктов. Индекс производства пищевых продуктов ожидается  в
2014  году  –  103,0%  к  предыдущему году, в 2015-2016 годах – 102,0%
ежегодно.
     На   предприятиях   машиностроительного   комплекса   продолжится
техническое  перевооружение  и  модернизация  действующих производств,
совершенствование технологических процессов,  разработка  новых  видов
конкурентоспособной продукции, обновление продуктового ряда.
     В результате рост в отраслях  машиностроения  в  2014-2016  годах
прогнозируется на уровне 103,0% ежегодно.
     В производстве и распределении  электроэнергии,  газа  и  воды  в
связи  с  вводом  в  эксплуатацию  новых  генерирующих объектов индекс
производства ожидается в  2014  году  –  105,0%  к  предыдущему  году, 
в 2015 году – 115,0%, в 2016 году – уровень 2015 года.

     Сельское хозяйство

     Диспаритет цен,  высокие  затраты,  сильная  закредитованность  и
последовавшая    в   начале   лета   засуха   усугубили   ситуацию   в
сельскохозяйственном производстве в 2013 году.
     За 8 месяцев 2013 года индекс  производства  продукции  сельского
хозяйства  во  всех  категориях  хозяйств снизился на 3,8% к 8 месяцам
2012 года, к концу 2013 года индекс составит, по оценке, 90,5%.  Объем
продукции   сельского  хозяйства,  произведенной  во  всех  категориях
хозяйств, оценивается в 2013 году на уровне 20,1 млрд. рублей.
     В растениеводстве в 2013 году ввиду роста  цен  на  удобрения,  а
также  сокращения  объемов  кредитования отрасли приобретено и внесено
меньше минеральных удобрений, чем  в  предыдущем  году  (в  2012  году
внесено  13,3  тыс.  тонн,  в  2013  году – 9,8 тыс. тонн действующего
вещества).  Из-за  отсутствия  в   первом   квартале   2013   года   у
сельхозорганизаций  необходимых  финансовых ресурсов были не выполнены
планы посевных площадей (снижение к уровню 2012 года на 14,5 тыс. га).
Все  это, а также засушливая погода в мае-июне текущего года привели к
снижению  урожайности.  В  результате  индекс  производства  продукции
растениеводства по итогам 2013 года ожидается на уровне 93,7%.
     Нестабильность цен на продукцию сельхозпроизводителей (в  августе
2013  года  к декабрю 2012 года цены снизились на 1,2%), необходимость
выполнения  обязательств  перед  банками,  рост  затрат  на  корма   и
материально-технические   ресурсы   повлияли  на  снижение  доходности
отрасли животноводства.
     Ожидается, что индекс производства  продукции  животноводства  по
итогам 2013 года составит 89,4%.
     Прогноз развития сельского хозяйства области  в  2014-2016  годах
учитывает  реализацию  комплекса  мер, предусмотренных государственной
программой "Развитие агропромышленного  комплекса  и  потребительского
рынка Вологодской области на 2013-2020 годы".
     С  учетом  государственной   поддержки,   а   также   планируемой
реализации  инвестиционных  проектов по строительству, реконструкции и
модернизации животноводческих объектов планируется, что  в  2014  году
объем сельскохозяйственного производства компенсирует потери 2013 года
и выйдет на  уровень  2012  года  -  21,4  млрд.  рублей  при  индексе
производства   102,2%.  В  2015  году  индекс  производства  продукции
сельского хозяйства во  всех  категориях  хозяйств  прогнозируется  на
уровне 103,7%, в 2016 году – 101,8%.

     Прибыль

     За 8 месяцев 2013 года прибыль прибыльных организаций области  до
налогообложения  (без  учета  прибыли организаций сельского хозяйства,
без   учета   субъектов    малого    предпринимательства)    составила  
9,7  млрд. рублей  (за  8  месяцев  2012  года  –  19,8 млрд. рублей). 
Произошло  уменьшение  прибыли   в  металлургическом  производстве   –  
до  0,9   млрд.  рублей  в  текущем  году  против   8,3  млрд.  рублей 
в 2012 году, что вызвано неблагоприятной мировой конъюнктурой, а также     
ростом  внереализационных  расходов  в  металлургическом  производстве 
из-за роста курса доллара. Кроме  того,  получение  прибыли  в  начале 
2012  года   было   связано   не   с   основной    деятельностью,    а 
с восстановлением оценочных резервов и выручкой от продажи акций.
     В  целом  в  2013  году   прибыль   прибыльных   организаций   до
налогообложения  (без  учета  прибыли организаций сельского хозяйства,
включая субъекты  малого  предпринимательства)  составит,  по  оценке, 
16,0 млрд. рублей (2012 год – 67,1 млрд. рублей).
     В металлургическом производстве  прибыль  оценивается  на  уровне 
1,2 млрд. рублей (6,7% к 2012 году).
     Цены на прокат черных  металлов  в  2013  году  снизятся  как  на
внешнем  (на 8,5%), так и на внутреннем рынке (на 11,5%). Снижение цен
связано с уменьшением спроса.
     Ожидается   уменьшение   прибыли    в   химическом   производстве  
до  1,6 млрд. рублей  (12,0% к уровню 2012 года), что связано с ростом 
цен на сырье. Цены на минеральные удобрения в  2013  году  на  внешнем  
рынке снизятся на 7,7%, рост на внутреннем рынке составит 130,1%.
     Снижение цен на внешних рынках связано с  ухудшением  конъюнктуры
мирового рынка, а также повышением уровня конкуренции.
     Кроме того, снижение прибыли  в  2013  году  связано  с  эффектом
высокой  базы  2012  года,  когда  были получены значительные доходы в
таком виде деятельности как "операции с недвижимым имуществом,  аренда
и  предоставление  услуг"  за счет дивидендов. В 2013 году аналогичных
поступлений по данному виду деятельности не планируется.
     В  последующие  годы  в  целом  по  области  прибыль   прибыльных
организаций   до   налогообложения   (без  учета  прибыли  организаций
сельского хозяйства, включая субъекты малого предпринимательства),  по
прогнозу,     увеличится    с    17,3    млрд.  рублей   в  2014  году 
до 19,9 млрд. рублей в 2016 году.
     Рост прибыли будет  ограничен  увеличением  себестоимости  прежде
всего  за счет увеличения стоимости сырья, а также из-за отрицательных
результатов внереализационной деятельности крупнейших предприятий.
     В  2014-2016  годах,  по  прогнозу  Министерства   экономического
развития  Российской  Федерации,  темпы  прироста цен на прокат черных
металлов  составят  5,0-8,0%  ежегодно.  В  связи  с   восстановлением
экономик  стран  на  мировом  рынке  черных металлов будет наблюдаться
некоторый рост цен на  металлопродукцию.  Однако  ввиду  достаточности
металлопродукции  на  мировом  рынке  рост  будет незначительным. Рост
внутренних   цен   будет    обусловлен    реализацией    проектов    в
отраслях-потребителях   –  это  прежде  всего  топливно-энергетический
комплекс, машиностроительный комплекс, строительство.
     Цены  на  минеральные   удобрения   в   2014-2016   годах   будут
увеличиваться на 2,0-3,0% ежегодно.
     При разработке прогноза финансовых результатов учтена  инициатива
Правительства   Российской  Федерации  по  ограничению  роста  тарифов
естественных монополий. Совокупная доля  расходов  на  электроэнергию,
газ и железнодорожные перевозки в структуре себестоимости производства
(за  исключением  металлургического  и  химического   производств)   в
области  занимает  3,6%.  С учетом планируемого снижения роста тарифов
экономия предприятий в 2014 году составит 1,1 млрд. рублей.

     Внешнеэкономическая деятельность

     За 8 месяцев 2013  года  объем  экспорта  (без  учета  Республики
Беларусь и Республики Казахстан) составил 2563,6 млн. долларов США (за
аналогичный   период  прошлого  года  –  2772,8  млн.  долларов  США),  
импорта –  351,2  млн.  долларов  США  (за аналогичный период прошлого 
года – 273,4 млн. долларов США).
     В целом по итогам 2013 года  планируется  увеличение  натуральных
объемов  реализации  продукции  на  экспорт.  В то же время в связи со
снижением экспортных цен  на  прокат  черных  металлов  и  минеральные
удобрения  объем  экспорта  в  денежном  выражении снизится на 1,7% по
сравнению с 2012 годом и составит, по  оценке,  4381,1  млн.  долларов
США.
     Рост импорта в соответствии с текущей динамикой  оценивается  как
103,3% к уровню 2012 года (673,0 млн. долларов США).
     В 2014-2016 годах в связи с улучшением экономической  ситуации  в
большинстве  стран-партнеров  и, как следствие, постепенным повышением
спроса на экспортируемую  областью  продукцию  планируется  увеличение
экспорта:  2014  год  –  4448,8  млн.  долларов  США  (рост  на 1,5% к
предыдущему году), 2015 год – 4752,9 млн. долларов США (рост на 6,8%),
2016 год - 5048,2 млн. долларов США (рост на 6,2%).
     Импорт    в   прогнозируемом  периоде  составит  на  2014  год  – 
692,4   млн.  долларов  США   (рост  на  2,9%   к  предыдущему  году), 
на 2015 год – 719,7 млн. долларов США (рост на 3,9%),  на 2016  год  -  
752,0 млн. долларов США (рост на 4,5%).

     Инвестиции в основной капитал

     За 6 месяцев 2013 года инвестиции в  основной  капитал  составили
21,4  млрд.  рублей  и сократились на 66,6% по сравнению с аналогичным
периодом 2012 года (в  сопоставимых  ценах).  Основными  направлениями
инвестиционной  деятельности  в  области  являются  металлургическое и
химическое производства,  лесопромышленный  комплекс,  производство  и
распределение  электроэнергии,  газа  и  воды,  сельское  хозяйство  и
транспортирование по трубопроводам.
     В 2013 году инвестиции оцениваются в сумме 97,7  млрд.  рублей  с
уменьшением  к  2012 году в действующих ценах на 35,0% (в сопоставимых
ценах – на 38,7%).  Снижение  связано  с  завершением  основной  части
объектов по строительству системы магистральных газопроводов.
     Инвестиции в основной капитал на 2014 год прогнозируются в  сумме
107,5  млрд.  рублей  с увеличением к 2013 году в действующих ценах на
10,0%  (в  сопоставимых  ценах   –   на   4,6%),   на   2015   год   –   
78,3  млрд. рублей  (уменьшение  к  2014  году  в  действующих ценах – 
на   27,2%,   в  сопоставимых  ценах  –  на  30,7%),  на  2016  год  – 
98,5 млрд. рублей  (рост к  2015 году в действующих ценах – на  25,9%, 
в сопоставимых ценах – на 19,8%).
     Инвестиции в основной капитал по прочим  видам  деятельности  (за
исключением   транспортирования   по   трубопроводам)   на   2014  год
прогнозируются в сумме 72 млрд. рублей с увеличением  к  2013  году  в
действующих  ценах на 10,5%, на 2015 год – 67 млрд. рублей (снижение к
2014  году   в   действующих  ценах   –   на  6,9%),  на  2016  год  –  
76 млрд. рублей (рост к 2015 году в действующих ценах – на 13,5%).
     В среднесрочном периоде  в  химическом  производстве  планируется
реализация    крупного    инвестиционного    проекта    по    созданию
энергоэффективного агрегата по производству аммиака.
     В   электроэнергетике   завершится   строительство   энергоблока,
парогазовой   установки,   продолжится   реконструкция  и  техническое
перевооружение подстанций.
     В сфере  теплоэнергетического  комплекса  продолжится  реализация
проекта  по строительству, реконструкции и техническому перевооружению
объектов  теплоэнергетического  комплекса  муниципальных   образований
области.
     В лесопромышленном комплексе планируется создание энергетического
лесопромышленного   кластера   "Сокол - Вытегра"  с выпуском продукции
глубокой механической переработки березового пиловочника.
     В производстве пищевых продуктов продолжится  реализация  проекта
по созданию   и   функционированию   круглогодичного  производства  по
выращиванию и полной (глубокой) переработке садовых ягодных и  овощных
культур.
     Для   развития   региональной   системы   устойчивого   снабжения
нефтепродуктами потребителей продолжится строительство автозаправочных
станций.
     В  целях   развития   транспортной   инфраструктуры   планируется
строительство   и  реконструкция  автомобильных  дорог,  реконструкция
аэропортного  комплекса  в  г.  Великом  Устюге,  реализация  проектов
развития объектов Волго-Балтийской водной системы.
     Объем инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств  на
2014  год  прогнозируются  в сумме 7,7 млрд. рублей,  на  2015  год  – 
7,7 млрд. рублей, на 2016 год – 6,8 млрд. рублей.
     В  рамках  инвестирования  строительства  социальных  объектов  в
сложившихся    условиях   жесткого   ограничения   бюджетных   средств
финансирование  капитальных  вложений  планируется  сосредоточить   на
объектах  с  высокой  степенью  готовности, а также имеющих наибольшую
социальную направленность.
     Всего   в   2014-2016  годах  планируется  ввод   в  эксплуатацию  
15 объектов социальной сферы.

     Основные фонды

     В результате обновления  основных  фондов  организациями  области
происходит увеличение стоимости основных фондов. Остаточная балансовая
стоимость   основных   фондов   в   2013  году  оценивается   в  сумме 
516,2  млрд. рублей,  в 2014 году прогнозируется – 541,3 млрд. рублей, 
в 2015 году – 597,1 млрд. рублей, в 2016 году – 636,7 млрд. рублей.

     Жилищное строительство

     На рынке  строительства  домов  отмечается  позитивная  динамика. 
За 8 месяцев  2013  года  введено  в действие 207,7 тыс. кв.  м  жилых 
домов, что на 20,0% больше, чем  за  аналогичный период прошлого года.  
По итогам  года  планируется, что данный показатель достигнет значения 
в 410 тыс. кв. м.
     В  2014-2016  годах  за  счет  всех   источников   финансирования
планируется ввести 1350 тыс. кв. м общей площади  жилья  (2014  год  – 
430 тыс. кв. м, 2015 год – 450 тыс. кв. м, 2016 год – 470 тыс. кв. м).
     При среднем ежегодном вводе жилья по 450 тыс.  кв.  м  и  выбытии
аварийного  жилищного  фонда  области  по  20  тыс. кв. м удельный вес
введенной общей площади жилых  домов  по  отношению  к  общей  площади
жилищного фонда области прогнозируется от 1,34%  в 2014 году  до 1,55% 
в 2016 году.

     Малое и среднее предпринимательство

     Начиная  с  2013  года  содействие  развитию  малого  и  среднего
предпринимательства  оказывается  в  рамках  государственной программы
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской  области
на 2013-2016 годы".
     Планируется, что с учетом государственной поддержки в  2013  году
оборот  продукции  (услуг),  производимой  малыми предприятиями, в том
числе   микропредприятиями,   и   индивидуальными   предпринимателями,
составит,   по   оценке,   217,6   млрд.  рублей.  В  2014-2016  годах
прогнозируется  ежегодный  прирост  данного  показателя   в   пределах
4,0-5,0%,  в  результате  в 2016 году он достигнет 249,3 млрд. рублей,
что на 14,6% выше уровня 2013 года.

     Потребительский рынок

     За  8  месяцев  2013  года  оборот  розничной  торговли  составил  
86,6 млрд.  рублей,  что  в  сопоставимых  ценах  на  0,9% больше, чем 
за 8 месяцев 2012 года. На долю продовольственных  товаров  приходится  
54,0% товарооборота, непродовольственных – 46,0%.
     В августе 2013 года (к  декабрю  2012  года)  цены  и  тарифы  на
потребительском   рынке   области   выросли   на  4,5%,  в  том  числе
продовольственные товары подорожали на 3,4%, непродовольственные –  на
3,1%, платные услуги населению – на 8,7%.
     Стоимость набора основных продуктов питания,  входящих  в  расчет
прожиточного  минимума,  в  целом  по  области  в  августе  2013  года
составила 3063,4 рублей, увеличившись с начала года на 9,3%.
     В  среднесрочном  периоде   продолжится   работа   по   насыщению
потребительского  рынка  продовольственными  товарами. Особое внимание
будет уделяться продвижению товаров местных производителей.
     За 2013 год  оборот  розничной  торговли  достигнет,  по  оценке, 
138,2  млрд.  рублей   и  увеличится  в  сопоставимых  ценах  на  3,5% 
в сравнении с 2012 годом, в 2014 году (к предыдущему году) -  на 4,8%, 
в 2015 году  – на  5,5%,  в  2016  году  –  на  5,0%.  Ожидаются  рост  
цен   на  рынке  продовольствия  и,  как  следствие,  увеличение  доли  
продовольственных товаров в общем товарообороте.
     За 8 месяцев 2013 года реализовано  платных  услуг  населению  на
сумму  29,0 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,7% больше, чем
в аналогичном периоде 2012 года. В структуре платных услуг  наибольший
объем  приходится  на  услуги жилищно-коммунального хозяйства (33,3%),
транспортные  услуги  (19,2%),  услуги  связи   (12,3%),   бытовые   и
медицинские услуги (8,9% и 8,1%, соответственно).
     Рост объема платных  услуг,  оказанных  населению,  в  2013  году
ожидается на уровне 100,2% в сопоставимых ценах. Определяющим фактором
замедления  темпов  потребления  услуг   населением   будет   являться
увеличение  цен на платные услуги – по итогам 2013 года, по оценке, на
8,2%.
     В 2014-2016 годах среднегодовой рост  объема  платных  услуг,  по
прогнозу,  составит   101,9%   ежегодно   (в   2014  году   –  101,4%, 
в 2015 году – 102,0%, в 2016 году  –  102,3%).  Несмотря  на различные  
тенденции развития  отдельных  видов услуг, существенного изменения их
структуры не ожидается.
     Индекс потребительских цен на товары и  услуги  прогнозируется  в
соответствии   с   общероссийскими   тенденциями,   представленными  в
параметрах прогноза Минэкономразвития России: в 2014 году – 105,6%  (в
среднем за год), в 2015 году – 104,7%, в 2016 году – 104,7%.

     Уровень жизни населения

     В  2013  году  уровень   жизни   населения   области   продолжает
повышаться,  хотя  наблюдается  замедление  динамики  роста заработной
платы и доходов населения.
     Среднемесячная заработная плата работников организаций по  итогам
8  месяцев 2013 года составила 24501 рубль и относительно аналогичного
периода 2012 года выросла в номинальном выражении на  10,2%,  реальном
(с учетом инфляции) – на 3,9%.
     Рост  заработной  платы  наблюдался  практически  во  всех  видах
экономической  деятельности,  но  наиболее  высокие  темпы  роста  - в
образовании (129,9% к  8  месяцам  2012  года),  а  также  в  подвидах
обрабатывающих  производств:  в  производстве  транспортных  средств и
оборудования   (117,4%),   металлургическом   производстве   (115,9%),
химическом  производстве  (113,3%),  целлюлозно-бумажном  производстве
(112,5%).
     Учитывая  дальнейшее   повышение   заработной   платы   отдельным
категориям   работников  бюджетной  сферы  в  соответствии  с  указами
Президента  Российской  Федерации  от  7  мая  2012  года  N  597   "О
мероприятиях   по  реализации  государственной  социальной  политики", 
от  1  июня  2012  года  N  761  "О  национальной  стратегии  действий 
в интересах детей",  от  28  декабря 2012 N 1688 "О некоторых мерах по 
реализации демографической  политики  в  сфере  защиты  детей-сирот  и
детей,   оставшихся  без  попечения  родителей"  во  втором  полугодии 
2013 года, индексацию  с  1  октября  2013  года на 5,5% фондов оплаты  
труда  работников  федеральных  государственных  учреждений,  а  также 
тенденции роста  заработной платы  во внебюджетном секторе  экономики,
среднемесячная  заработная плата  за  2013  год  ожидается  в  размере 
24903 рублей с ростом к 2012 году в номинальном  выражении  на  10,0%.
Реальная заработная плата относительно 2012 года вырастет на 3,1%.
     В 2014-2016 годы рост заработной  платы  прогнозируется  по  всем
видам  экономической  деятельности,  но при опережающих темпах роста в
бюджетной сфере.
     В 2014 году среднемесячная заработная плата составит 27103  рубля
(108,8%  к  уровню  предыдущего  года),  в  2015  году  - 29618 рублей
(109,3%), в 2016 году - 32455 рублей (109,6%).
     Рост  реальной  заработной  платы  в   2014   году   относительно
предыдущего  года составит 103,0%, в 2015 году – 104,4%, в 2016 году -
104,7%.
     Фонд заработной платы вырастет со 137,1 млрд. рублей в 2014  году
до 164,3 млрд. рублей в 2016 году, или на 19,8%.
     Рост заработной платы повлечет за  собой  и  увеличение  денежных
доходов  населения,  так  как  оплата труда традиционно является самой
весомой их составляющей (порядка 50,0%).
     За 8  месяцев  2013  года  среднедушевой  денежный  доход  жителя
области  составил  18602  рубля  в  месяц.  Увеличение  в  номинальном
выражении, по сравнению с 8 месяцами 2012 года,  составляет  16,9%,  в
реальном - 10,2%. Реальные располагаемые денежные доходы населения (за
вычетом   налогов   и   обязательных   платежей)   по   сравнению    с
соответствующим периодом прошлого года, увеличились на 6,1%.
     В 2013 году среднедушевой денежный доход жителя области  в  месяц
оценивается  в  20879 рублей, что номинально превысит уровень прошлого
года на 14,2%, реально –  на  7,0%.  Реальные  располагаемые  денежные
доходы населения в 2013 году увеличатся, по оценке, на 7,6%.
     Кроме оплаты труда увеличиваются и другие  составляющие  денежных
доходов населения. Так, с начала 2013 года проведена индексация:
     страховой части трудовой пенсии по  старости,  размеров  трудовой
пенсии  по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца с
1 февраля на 6,6%, с 1 апреля на 3,3%;
     государственных пенсий, в том числе социальных,  с  1  апреля  на
1,8%;
     размера ежемесячных выплат с 1 апреля на 5,5%.
     Трудовые пенсии  в  прогнозный  период  будут  индексироваться  в
соответствии  с  нормами  Федерального  закона от 17 декабря 2001 года
N 173-ФЗ  "О  трудовых  пенсиях  в  Российской  Федерации"  на  индекс
потребительских цен с 1 февраля ежегодно.
     Также предусмотрено ежегодное дополнительное увеличение  трудовых
пенсий с 1 апреля.
     Доходы   от    предпринимательской    деятельности    в    период
2014-2016 годов  будут  увеличиваться  в  среднем  на  7,1% ежегодно в
результате  планируемой  государственной  поддержки,  направленной  на
развитие малого и среднего бизнеса.
     Среднедушевой денежный  доход  жителя  области  в  прогнозируемом
периоде  составит  в  2014  году - 22437 рублей в месяц, в 2015 году -
23939 рублей в месяц, в 2016 году - 26506 рублей в месяц.
     Реальные располагаемые денежные  доходы  населения  в  2014  году
увеличатся  на 2,4% к уровню 2013 года, в 2015 году – на 2,4% к уровню
2014 года, в 2016 году – на 4,4% к уровню 2015 года.
     Величина прожиточного минимума в среднем  на  душу  населения  во
втором  квартале   2013  года  постановлением   Правительства  области 
от 12 августа 2013 года N 822 установлена в размере 7685 рублей.
     Постановлением Правительства Российской Федерации  от  29  января
2013   года   N   56  утверждены  новые  Правила  исчисления  величины
прожиточного   минимума   на   душу   населения    и    по    основным
социально-демографическим группам населения (трудоспособное население,
пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации.
     В  соответствии  с  нормативно-статистическим  методом   продукты
питания  включаются  в потребительскую корзину по нормам в натуральных
объемах, а непродовольственные товары и услуги – по их  доле  в  общих
потребительских  расходах.  Применение нового метода позволит избежать
нарастающего  несоответствия   потребительской   корзины   фактическим
расходам домашних хозяйств.
     По оценке, в 2013 году величина прожиточного минимума  в  среднем
на душу населения составит 7573 рубля, увеличившись за год на 14,0% (в
том числе и за счет изменения методики расчета).
     Региональная величина прожиточного минимума  в  среднем  на  душу
населения,   по  прогнозу,  увеличится  с  7973  рублей  в  2014  году 
до 8818 рублей в 2016 году.  За 2014-2016 годы  показатель  увеличится 
на 16,4%.
     Доля населения с денежными доходами  ниже  величины  прожиточного
минимума  будет последовательно снижаться с 13,4% от общей численности
населения области в 2013 году до 12,3% в 2016 году. Реализация мер  по
повышению   доходов  населения  (в  частности,  по  повышению  зарплат
работникам  бюджетной  сферы)  позволит  снизить  долю   населения   с
денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

     Безработица

     В июне-августе 2013 года уровень общей безработицы составил  6,5%
от  численности   экономически  активного  населения  (в  июне-августе 
2012 года – 5,6%).
     Уровень регистрируемой безработицы по  состоянию  на  1  сентября
2013 года составил 1,3% (на 1 сентября 2012 года - 1,5%).
     В   прогнозируемом   периоде   уровень   общей   безработицы   (в
среднегодовом  исчислении)  будет  снижаться  –  с  6,0% к численности
экономически активного населения в 2013 году до 5,6% в 2016 году.
     Уровень регистрируемой безработицы (в  среднегодовом  исчислении)
также  будет  снижаться  – с 1,6% к численности экономически активного
населения в 2013 году до 1,4% в 2016 году.
     Решение вопросов, направленных на стабилизацию ситуации на  рынке
труда,   будет   осуществляться   в  ходе  реализации  государственной
программы  "Содействие  занятости  населения  Вологодской  области  на
период 2014-2018 годов".

     Демография

     Численность населения области в 2013  году  ожидается  на  уровне
1195,7   тыс.  человек,   в  2014  году   -   1195,0   тыс.   человек, 
в 2015-2016 годах – 1194,6 тыс. человек.
     В  2013  году  значение  коэффициента  рождаемости  составит,  по
оценке,  14,0   родившихся   в  расчете  на  1000  человек  населения, 
в  2014  году  планируется на уровне 14,1, в 2015-2016 годах  -  14,2.  
К  концу прогнозируемого  периода  ожидается некоторое снижение темпов 
роста рождаемости  из-за  уменьшения   численности   женщин  активного
репродуктивного возраста.
     Общий коэффициент смертности в 2013  году  составит,  по  оценке,
14,8   умерших   в   расчете   на  1000  человек  населения,  во  всем
прогнозируемом периоде он будет снижаться - с 14,6 умерших  в  расчете
на  1000  человек населения в 2014 году и до 14,3 умерших в расчете на
1000 человек  населения  в  2016  году.  Снижение  данного  показателя
ожидается за счет реализации мер, направленных на модернизацию системы
здравоохранения, повышение доступности и качества медицинской  помощи,
сохранение  и укрепление здоровья населения с формированием устойчивых
установок на ведение здорового образа жизни.

     Здравоохранение

     Приоритетными  направлениями  работы  системы  здравоохранения  в
среднесрочном  периоде  являются  снижение  смертности  от управляемых
причин,  охрана  здоровья  детей  и  матерей,  повышение  качества   и
доступности   медицинской  помощи,  а  также  повышение  эффективности
деятельности медицинских организаций.
     По итогам 2013 года  ожидается,  что  смертность  населения  (без
показателей  смертности  от  внешних причин) снизится на 2,7% к уровню
2012  года  и  составит  1318,4  умерших  на  100  тыс.  населения.  В
прогнозируемом  периоде  2014-2016  годов  смертность  населения  (без
показателей смертности от внешних причин)  составит:  в  2014  году  -
1282,8  умерших  на 100 тыс. населения (снижение на 2,7% к предыдущему
году), в 2015 году - 1248,1 умерших на 100 тыс. населения (снижение на
2,7%),  в  2016  году - 1219,2 умерших на 100 тыс. населения (снижение
на 2,3%).
     Принимаются  меры  по  сбалансированности   показателей   объемов
медицинской   помощи   с  учетом  половозрастного  состава,  уровня  и
структуры заболеваемости.
     Объем  стационарной  медицинской  помощи  в  2013  году  составит  
2,43  койко-дня  на  1  жителя,  объем  скорой  медицинской  помощи  - 
0,318 вызова в расчете на 1 жителя,  объем амбулаторно-поликлинической 
помощи - 8,21 посещения на 1 жителя, объем амбулаторно-поликлинической  
помощи, оказанной в условиях дневных стационаров, -  0,59 пациенто-дня  
на 1 жителя.
     В 2014-2016 годах объем стационарной медицинской помощи  снизится
на  1,0%  по  сравнению  с  2013  годом  и  составит  2,405  койко-дня 
на  1 жителя  ежегодно,  объем  скорой  медицинской  помощи  останется 
на уровне 2013 года - 0,318 вызова в расчете на 1 жителя ежегодно.
     Объем амбулаторно-поликлинической помощи в 2014 году составит, по
прогнозу,  8,78  посещения  на  1 жителя (рост на 6,9% к 2013 году), к
2016  году  увеличится  до  9,9  посещения  на   1   жителя   (уровень
федерального норматива).
     К   концу   прогнозного   периода    также    увеличится    объем
амбулаторно-поликлинической  помощи,  оказываемой  в  условиях дневных
стационаров: в 2014 году до 0,61 пациенто-дня на  1  жителя  (рост  на
3,4%  к  2013  году),  к  2016 году - до 0,71 пациенто-дня на 1 жителя
(уровень федерального норматива).
     С 2013 года в области проводится работа, направленная на развитие
паллиативной   медицинской  помощи.  В  настоящее  время  паллиативная
медицинская  помощь   оказывается   на   койках   сестринского  ухода.  
К  2016 году  объем  паллиативной медицинской помощи прогнозируется на 
уровне   федерального  норматива   -  0,112  койко-дня   на  1  жителя 
(2013 год - 0,106 койко-дня на 1 жителя).
     Ожидаемая   продолжительность   жизни   при  рождении  по  итогам  
2013 года оценивается на уровне 69,5 лет с ростом к 2012 году на 0,4%, 
к 2016 году данный показатель увеличится до 71,8 года.

     Социальная защита населения

     Сеть стационарных учреждений социального  обслуживания  населения
представлена  46 учреждениями. В 2013-2016 годы обеспеченность койками
в стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых  и
инвалидов (взрослых и детей) сохранится на уровне 38 мест в расчете на
10 тыс. населения, но при значительном улучшении условий проживания  в
стационарах.
     Решение  вопросов,  направленных   на   создание   безопасных   и
комфортных  условий  проживания в стационарных учреждениях социального
обслуживания, будет осуществляться в ходе  реализации  государственной
программы   "Социальная   поддержка  граждан  Вологодской  области  на
2014-2018 годы".

     Образование

     Среди основных задач, стоящих перед сферой образования,  остаются
задачи  по  обеспечению  равных  возможностей  получения качественного
общего образования и востребованности экономикой и  обществом  каждого
выпускника региональной системы профессионального образования.
     Обеспечение   равного   доступа   к   качественному   образованию
предполагается:
     в    условиях    недостаточности     ресурсов     малокомплектных
образовательных  учреждений  (организаций)  за  счет изменения статуса
средних   образовательных   учреждений   (организаций)   в    основные
посредством  создания  структурных подразделений либо филиалов крупных
(базовых) образовательных учреждений (организаций);
     за счет создания школ третьей ступени и образовательных центров в
городах  Вологда, Череповец, Сокол, которые будут интегрировать в себе
дошкольное, общее и дополнительное образование.
     Реализация указанных мероприятий  позволит  усилить  контроль  за
качеством   образования,   что  обеспечит  снижение  доли  выпускников
государственных  (муниципальных)  общеобразовательных  учреждений,  не
сдавших   единый   государственный   экзамен,   в   общей  численности
выпускников   государственных   (муниципальных)    общеобразовательных
учреждений с 4,3% в 2013 году до 2,5% в 2016 году.
     Планируется  увеличение  доли  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей,  в  том числе переданных неродственникам (в приемные семьи,
на усыновление (удочерение), под опеку  (попечительство),  в  семейные
детские  дома  и  патронатные  семьи),  находящихся  в государственных
(муниципальных) учреждениях всех типов, с 97,89% в 2013 году до  98,0%
в 2016 году.

     Экология

     Доля  использованных,  обезвреженных  отходов  в   общем   объеме
образовавшихся   отходов  в  процессе  производства  и  потребления  в
2013-2016 годах не изменится и составит 75,0% (уровень 2012 года).
     Доля загрязненных сточных вод в общем объеме отводимых  в  водные
объекты   сточных  вод,  подлежащих  очистке,  в  2013-2016  годах  по
прогнозным   данным   стабилизируется   на   отметке   82,2%  (уровень  
2012 года).
     Объем сброса загрязненных сточных  вод  спрогнозирован  с  учетом
планируемого   увеличения   объемов  металлургического  и  химического
производств, в результате которого вырастет  объем  отводимых  сточных
вод,   а  также  реализации  плана  мероприятий  по  снижению  сбросов
загрязняющих  веществ  в   окружающую   среду   (водные   объекты)   в
металлургическом производстве.



Информация по документу
Читайте также