Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 29.12.2008 № 2532

                                                                       


                                                                      
                     ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          


     От  29.12.2008 N 2532
     г.Вологда


     Об утверждении концепции
     «Наследие Вологодчины» на
     2009-2015 годы


     В  целях  реализации  основных  направлений,  приоритетов  и  мер
государственной культурной политики в сфере сохранения, использования,
популяризации и государственной охраны объектов  культурного  наследия
народов  Российской Федерации, расположенных на территории Вологодской
области,

     Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     Утвердить концепцию  «Наследие  Вологодчины»  на  2009-2015  годы
(прилагается).


     Губернатор области          В.Е. Позгалев


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 29.12.2008 N 2532


                                 КОНЦЕПЦИЯ                            
                 «НАСЛЕДИЕ ВОЛОГОДЧИНЫ» на 2009-2015 годы             
                            (далее - Концепция)                       


                                I. Введение                           

     Культурное наследие  народов  Российской  Федерации  представляет
собой  материальные  и духовные ценности, созданные в прошлом, а также
памятники и историко-культурные территории  и  объекты,  значимые  для
сохранения  и  развития  самобытности  Российской  Федерации и всех ее
народов,  их  вклада  в  мировую  цивилизацию.   Неотъемлемой   частью
культурного    наследия   народов    являются   памятники,   ансамбли,
достопримечательные   места   –    объекты    культурного    наследия,
представляющие  живой  исторический  опыт народов и служащие базой для
современного культурного процесса.
     В  современную   эпоху   глобализации   проблемы   сбережения   и
эффективного использования культурного наследия чрезвычайно актуальны.
Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы,  они  неизбежно
отразятся  на  всех  областях  жизни  нынешнего  и  будущих поколений,
приведут  к  духовному  оскудению,   разрывам   исторической   памяти,
обеднению общества в целом.
     Концепция реализуется в отношении объектов  культурного  наследия
(памятников   истории   и   культуры)  народов  Российской  Федерации,
расположенных  на  территории  Вологодской  области,   полномочия   по
сохранению,  популяризации,  обеспечению  особенностей использования и
государственной охране  которых  в  соответствии  с  законодательством
Российской  Федерации  и  Вологодской  области относятся к полномочиям
органов исполнительной государственной власти области, в том  числе  к
полномочиям,      переданным     Российской     Федерацией     органам
государственной  власти   Вологодской   области   (далее   –   объекты
культурного   наследия),   как   части   российского   и  общемирового
культурного наследия.
     Концепция определяет цель, задачи, основные  направления, а также 
механизм ее реализации.

                       II. Правовые основы Концепции                  

     Вопросы    сохранения,     использования,     популяризации     и
государственной   охраны  объектов  культурного  наследия  решаются  в
соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
     Конституцией Российской Федерации;
     Гражданским кодексом Российской Федерации;
     Основами законодательства Российской Федерации о культуре;
     Федеральным законом от 25 июня 2002 года  N  73-ФЗ  «Об  объектах
культурного   наследия   (памятниках   истории   и  культуры)  народов
Российской  Федерации»  (далее  –  Федеральный  закон   «Об   объектах
культурного   наследия   (памятниках   истории   и  культуры)  народов
Российской Федерации») и принимаемыми в  соответствии  с  ним  другими
федеральными законами;
     законом Вологодской области от 24 июля  2001  года  N  705-ОЗ  «О
сохранении,  использовании,  популяризации  и  государственной  охране
объектов  культурного  наследия  (памятниках  истории   и   культуры),
находящихся на территории Вологодской области»;
     а также иными нормативными правовыми актами Российской  Федерации
и Вологодской области.
     В тексте настоящей Концепции использованы  понятия,  определенные
Федеральным  законом  «Об  объектах  культурного  наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации»,  а  также  основные
понятия,  определенные  для  единообразного  понимания  целей, задач и
содержания настоящей Концепции:
          популяризация объектов культурного наследия – комплекс  мер,
направленных  на  организацию   общественной  доступности и восприятия
объектов культурного наследия;
     база  данных  –  совокупность  систематизированных  сведений   об
объектах культурного наследия, расположенных на территории Вологодской
области, содержащаяся на бумажном и электронном носителях.

               III. Объекты  культурного наследия: состояние          
                     и социально-культурный потенциал                 

     Вологодская область  является  особым  регионом,  сохранившим  во
многом  нетронутым  культурное наследие, находящееся на ее территории.
С точки зрения истории и преемственности традиций  культурное наследие
Вологодской  области  является составляющей культуры Русского Севера и
неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
     На территории области расположены более 3500 объектов культурного
наследия.  Под  государственной  охраной  состоят  757 объектов, в том
числе 214 объектов культурного  наследия  федерального  значения,  543
объекта   культурного  наследия  регионального  значения.  Одиннадцать
населенных пунктов Вологодской области внесены в  Список  исторических
городов  и  населенных мест России. Среди них  города Вологда, Великий
Устюг,  Белозерск,  Вытегра,  Грязовец,  Кириллов,  Никольск,  Тотьма,
Устюжна, Череповец и село Ферапонтово.
     Старинные архитектурные ансамбли в сочетании с таинственностью  и
утонченностью  северной  природы, выдающиеся памятники, представленные
уникальными   образцами    деревянного    и    каменного    зодчества,
достопримечательные    места,   объекты   археологического   наследия,
позиционируют  Вологодчину  как  самобытный,  богатый   традициями   и
культурой регион.
     Наиболее  многочисленными  объектами  культурного   наследия   на
территории  Вологодской  области  являются  объекты   археологического
наследия,  большая их часть датирована X-XVI вв.
     Особый  интерес  представляют    объекты   культурного   наследия
религиозного    назначения.    На   территории   Вологодской   области
существовало 1340 церквей, в том числе 138 монастырей,  большая  часть
которых на сегодняшний день утрачена. В числе сохранившихся и наиболее
значимых монастырских ансамблей можно  назвать  ансамбль  Вологодского
Кремля,  Спасо-Прилуцкого,  Троице-Гледенского, Кирилло-Белозерского и
других монастырей.  Самый  знаменитый  Ферапонтов  монастырь  вошел  в
историю  отечественного  и  мирового  искусства  благодаря  фресковому
ансамблю, не  имеющему  аналогов  среди  памятников  Древней  Руси  по
сохранности  и  мастерству  исполнения.  Это  первый и единственный на
сегодняшний день объект  культурного наследия  области,  включенный  в
2000 году в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
     Хрупкую  ценность  составляют  объекты   деревянного   зодчества:
церкви,  часовни,  жилые  дома  и  хозяйственные постройки. Именно они
формируют   традиционную   среду   и   социально-культурную   ценность
исторических поселений. Примерами архитектурных памятников деревянного
зодчества   являются   Ильинская   церковь,   с.   Саминский    погост
Вытегорского района (1692 год), Успенская церковь Александро-Куштского
монастыря - один из очень редких и  интересных   уцелевших  памятников
деревянного  зодчества  XVI  столетия,  Ильинская  церковь на  Цыпином
погосте Кирилловского района (1755 год) и  Ильинская церковь XVII в. в
г.  Белозерске  -  редчайший  пример деревянной церковной архитектуры,
сохранившейся в городской  черте.
     Среди  объектов  культурного  наследия  важное   место   занимают
старинные   усадебные  комплексы.  Являясь  природными  и  культурными
феноменами,  они  представляют  собой  центры,   где   синтезировались
традиции   семьи   и   рода,   культура   дворянская  и  крестьянская,
социально-экономические и  культурные  процессы  России.  В  их  числе
усадьба  Брянчаниновых  в  с.  Покровском Грязовецкого района, усадьба
Гальских в г. Череповце,  усадьба  Батюшковых  –  А.И.  Куприна  в  д.
Даниловское  Устюженского  района,  усадьба  Резановых-Андреевых  в п.
Куркино  Вологодского  района,   усадьба   Грязева   в   д.   Ботаново
Междуреченского района и другие.
     На территории Вологодской области  также  сохраняются  интересные
объекты  культурного  наследия,  отразившие  развитие  промышленности,
науки и техники: соляные  варницы,  железоделательный  район,  система
водных каналов.
     Ежегодно  из  областного  бюджета  выделяются   ассигнования   на
проведение  ремонтно-реставрационных  работ  на  объектах  культурного
наследия, которые ведутся одновременно  более чем на  60  объектах  по
всей  области.  За  период  2001-2007 годов за счет всех источников на
цели реставрации было выделено более 1 миллиарда рублей, в  2008  году
финансирование   работ   на   объектах,   находящихся  в  областной  и
федеральной собственности, из областного бюджета  составит  более  400
миллионов рублей. Каждый год формируется перечень объектов культурного
наследия, на которых за счет  средств  областного  бюджета  проводятся
ремонтно-реставрационные  работы:  противоаварийные,  консервационные,
реставрационные, научно-исследовательские и другие.

             IV. Цель, задачи и основные направления Концепции        

     Цель Концепции  -  обеспечение  сохранности  и  развитие объектов  
культурного наследия как  части российского и общемирового культурного 
наследия.
     Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
     создание и поддержание в актуализированном состоянии единой  базы
данных объектов культурного наследия;
     совершенствование  системы  контроля  состояния   и   надлежащего
использования объектов культурного наследия;
     создание условий для подготовки  и повышения квалификации  кадров
в области реставрации;
     обеспечение полноты реализации мероприятий по сохранению объектов
культурного   наследия   собственниками   и   пользователями  объектов
культурного наследия;
     создание  условий  для  реализации  гражданами  своего  права  на
получение полной информации об объектах культурного наследия;
     создание условий для использования объектов культурного  наследия
в  качестве  ресурса  социально-культурного  и экономического развития
области.
     Основными направлениями Концепции  являются:
     государственная охрана объектов  культурного наследия;
     сохранение объектов  культурного наследия;
     обеспечение  особенностей  использования  объектов    культурного
наследия;
     популяризация объектов  культурного наследия.

         V. Государственная охрана объектов  культурного наследия     

     Данное   направление   предполагает   реализацию   системы   мер,
направленных  на  выявление  и  учет  объектов  культурного  наследия,
предотвращение их разрушения, утраты или причинения им вреда, контроль
за их сохранением и использованием.
     Отсутствие  до  настоящего   времени   единого   государственного
реестра  объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации требует проведения работы по формированию
базы   данных  об  объектах  культурного  наследия,  расположенных  на
территории  Вологодской  области.  Для  этого  необходимо  осуществить
мероприятия  по  учету,  исследованию,  инвентаризации и паспортизации
объектов культурного наследия.
     Российская Федерация  с  1  января  2008  года  передала  органам
государственной власти субъектов Российской Федерации часть полномочий
по государственной охране объектов культурного  наследия  федерального
значения,  в  том числе и полномочия по разработке проектов зон охраны
объектов культурного наследия федерального значения.
     Разработка проектов  зон  охраны  объектов  культурного  наследия
регионального    значения    является    одним   из   мероприятий   по
государственной охране объектов культурного наследия.  На  сегодняшний
день  многие  имеющиеся  проекты  зон  охраны исторических поселений и
объектов культурного наследия, находящихся на  территории  Вологодской
области, устарели и нуждаются в корректировке.
     Отдельно  следует   отметить   вопросы,   возникающие   в   сфере
градостроительной    деятельности.   Одним   из   основных   принципов
законодательства  о   градостроительной   деятельности   является   ее
осуществление с соблюдением требований сохранения объектов культурного
наследия. К градостроительным отношениям применяется  в  том  числе  и
законодательство  об  охране  объектов  культурного  наследия  народов
Российской Федерации.
     Нормы   градостроительного   законодательства,    устанавливающие
требование  к отображению в документах территориального планирования и
градостроительного зонирования, в том числе правилах  землепользования
и  застройки, границ зон с особыми условиями использования территорий,
к которым относятся зоны охраны объектов культурного  наследия,  могут
быть  реализованы  только  при наличии разработанных и согласованных в
установленном  порядке  проектов  зон  охраны   объектов   культурного
наследия, а также утвержденных на основании данных проектов границ зон
охраны.
     Реализация  вышеназванных  мероприятий  осложняется   отсутствием
необходимого   нормативного  правового  регулирования  на  федеральном
уровне.     Например, актов, на основании которых должна выстраиваться
система   формирования   единого   государственного  реестра  объектов
культурного наследия,  разработки и  реализации  проектов  зон  охраны
объектов культурного наследия.
     Реализация  мероприятий  по  данному направлению позволит создать  
единую базу данных объектов культурного наследия области, в том  числе  
сформировать   реестр   объектов   культурного  наследия, своевременно  
выявить  угрозу  разрушения  и  утраты объектов  и принять необходимые 
меры.

               VI. Сохранение объектов культурного наследия           

     Данное   направление    предполагает   определение  системы  мер,
направленных    на   обеспечение   физической   сохранности   объектов
культурного  наследия   и   научно   обоснованную   последовательность
проведения  ремонтно-реставрационных  работ  на  объектах  культурного
наследия.
     Осуществляемый   в  рамках  государственной  охраны  контроль  за
состоянием   объектов   культурного  наследия  позволит  в  дальнейшем
определить перечень мероприятий  по  сохранению  объектов  культурного
наследия  и объем необходимых финансовых средств. На основе полученных
данных будут формироваться ежегодные перечни мероприятий по сохранению
объектов  культурного наследия, финансируемых из областного бюджета  и
реализуемых комитетом историко-культурного наследия области,  а  также
перечни  мероприятий  по  сохранению  конкретных  объектов культурного
наследия  федерального  и  регионального   значения,   которые   будут
включаться  в  охранные  обязательства  собственников  и пользователей
объектов как неотъемлемая, а, следовательно, обязательная к исполнению
за счет средств данных лиц их часть.
     К  проведению работ  по  сохранению объектов культурного наследия     
допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие 
лицензии  на  осуществление   деятельности  по  реставрации   объектов  
культурного  наследия (памятников  истории и культуры). В связи с этим  
одним  из   наиболее  значимых   мероприятий  является   контроль   за  
проведением  работ  по  сохранению   объектов  культурного   наследия,   
проводимый   вне   зависимости   от    формы собственности  на  объект 
культурного наследия.
     Ситуация  с сохранением объектов культурного наследия осложняется  
отсутствием   региональной   производственно й  реставрационной  базы. 
Сегодня  основная  часть  реставрационных  работ в области выполняется   
несколькими   небольшими   организациями,   не   имеющими  возможности 
обеспечить  обучение  и  повышение   квалификации своих специалистов в  
крупных  центрах  России,  поэтому  одним  из  направлений  реализации  
данной  Концепции   является   государственная   поддержка  и создание 
условий для подготовки кадров в области реставрации.
     Создание  реставрационного   центра  решит  и  множество   других
вопросов,  таких  как  проведение научно-исследовательских и проектных
работ     на     объектах     культурного     наследия,     пропаганда
ремонтно-реставрационных    работ,    привлечение   общественности   к
сохранению  объектов  культурного  наследия,  поддержка   и   развитие
общественных инициатив в  данной области.
     В целом реализация мероприятий по сохранению объектов культурного  
наследия призвана решить задачу предотвращения разрушения и физической 
утраты объектов  культурного  наследия,  максимально  и  целесообразно  
используя все возможные финансовые, информационные и кадровые ресурсы.

           VII. Обеспечение особенностей использования объектов       
                           культурного наследия                       

     Это  направление предполагает  реализацию  в  рамках действующего 
законодательства системы мер, направленных на обеспечение особенностей    
владения, пользования  и  распоряжения объектами культурного наследия, 
как особым видом недвижимого имущества.
     Каждый объект культурного наследия обладает присущей  только  ему  
культурной  ценностью.  Вобрав  в  себя  традиции, ремесла, уникальные
технологии  строительства,  объекты  культурного   наследия   зачастую
предопределяют цели своего современного использования.
     Реализация  права  каждого  члена  общества на доступ  к объектам
культурного  наследия обеспечивается через законодательно закрепленную
обязанность  собственника  определить  и   согласовать   с   комитетом
историко-культурного наследия области такого доступа с учетом режима и
характера его использования.
     Каждый пользователь и  собственник объекта культурного наследия в
полной  мере несет ответственность за результаты использования данного
объекта.  Законодатель, установив, что  объекты  культурного  наследия
могут  находиться в федеральной собственности, собственности субъектов
Российской Федерации,  муниципальной  собственности,  частной  и  иных
формах  собственности, ограничил их права, возложив на собственников и
пользователей  обязательства  по   сохранению   объектов   культурного
наследия.   Данные   ограничения  (обременения)  прав   указываются  в
охранном   обязательстве   собственника   или   пользователя   объекта
культурного  наследия.  Оформление  охранных  обязательств в отношении
объектов культурного наследия федерального  и  регионального  значения
осуществляется комитетом историко-культурного наследия области.
     Цель реализации  мероприятий   настоящего  раздела  -  пресечение
действий, создающих угрозу сохранности объектов культурного наследия и
утраты ими своего значения. Мониторинги  использования,   технического
состояния   объектов   культурного  наследия,  выявление  нарушений  и
применение мер воздействия, а также обеспечение пожарной  безопасности
и  другие  мероприятия   будут обеспечивать рациональное использование
объектов культурного наследия с учетом установленных особенностей.

             VIII. Популяризация объектов культурного наследия        

     Это   направление   является   новым  в  сфере   охраны  объектов
культурного  наследия и призвано обеспечить общественную доступность и
восприятие объектов культурного наследия.
     В  рамках  данного  направления  предусматриваются   мероприятия,
обозначающие  объекты  культурного  наследия  в  ракурсе  исторических
событий,  традиций,  религии  и  персоналий.  С   этой   целью   будут
разработаны и реализованы проекты в области просвещения и образования,
туризма и духовного развития,  в  частности,  проведение  мероприятий,
посвященных    памятным    датам,   юбилеям   памятников,   ансамблей,
достопримечательных мест,  возрождение и укрепление народных традиций,
организация   особых  туристских  маршрутов,  создание  новых  центров
туристского интереса.
     Предусматривается  подготовка  информации об объектах культурного  
наследия  для размещения в средствах массовой информации, в  том числе 
выпуск   популярных   информационно-справочных  и  рекламных  изданий,  
создание  теле-  и  радиопередач,  кино  -  и  документальных фильмов.  
Работа по формированию  и  ведению информационных ресурсов культурного  
наследия  области  будет  одним  из  ключевых мероприятий раздела.
     Особое внимание будет уделено усадебным  комплексам, в частности,   
их  воссозданию, возрождению и наполнению культурной, образовательной,  
духовной и просветительской жизнью. Усадебные комплексы являются  пока  
не   востребованным,  но  неиссякаемым    ресурсом   экономического  и 
культурного   развития   Вологодчины  и России в целом. Их изучение  и  
популяризация способствуют приобщению населения, прежде всего, детей и  
молодежи  к культурному наследию, формированию нравственных и духовных  
основ   через  осознание  исторических  корней  и  воспитание  чувства 
патриотизма.

                     IX. Механизм реализации Концепции                

     Реализация Концепции  предусматривает следующие этапы.
     На первом этапе  будут  проведены  мероприятия,  направленные  на
формирование  базы данных об объектах  культурного наследия области, в
числе  которых  выявление,  инвентаризация,  мониторинг   технического
состояния и использования объектов культурного наследия.
     На  втором  этапе  предполагается  на  основе  полученных  данных
определить   степень   физической   сохранности  объектов  культурного
наследия, условно разделив их на две группы:  объекты,  находящиеся  в
неудовлетворительном    состоянии,    и    объекты,    находящиеся   в
удовлетворительном  состоянии.  Будут  определены  объемы  необходимых
финансовых  средств  на  выполнение мероприятий по сохранению объектов
культурного  наследия.  В  отношении  первой  группы  объектов   будут
приниматься   первоочередные  меры,  направленные   на  предотвращение
ухудшения их состояния. В отношении  второй  группы  будет  определена
последовательность проведения ремонтно-реставрационных работ.
     Третий   этап    предполагает    последовательность    проведения
ремонтно-реставрационных  работ  на  объектах  культурного наследия, в
отношении которых уже были проведены противоаварийные работы,  включая
четкие   сроки   выполнения   отдельных   видов  работ  и   завершения
реставрации.
     На четвертом  этапе  объекты  культурного  наследия,  на  которых
завершены ремонтно-реставрационные работы, будут включены в культурную
жизнь Вологодчины. Наполнение жизнью, использование для  экскурсионных
показов  и  организация  туристских  маршрутов  позволят создать новые
возможности для развития туризма и привлечения инвестиций в  экономику
области, развития исторических поселений.
     На каждом из перечисленных этапов  непрерывно  будут  проводиться
мероприятия   по   выявлению,  изучению,  учету  объектов  культурного
наследия, предотвращению их разрушения, причинения им вреда,  контролю
за  сохранением  и  использованием  объектов.  Издание  информационных
материалов, проведение научно-практических  и тематических конференций
по   вопросам   охраны   объектов   культурного   наследия   обеспечат
доступность информации об объектах культурного наследия.
     Контроль  и  ответственность  за  реализацию  Концепции,  а также
принятых   на   ее  основе  планов  мероприятий  осуществляет  комитет
историко-культурного наследия области.
     Динамика  изменения  состояния  объектов   культурного   наследия
области   и  достижение  результатов  реализации  настоящей  Концепции
отражены  в  таблице  целевых   показателей   (индикаторов)   согласно
приложению к настоящей Концепции.
     Реализация Концепции окажет  существенное  влияние  на  состояние
социально-культурного потенциала культурного наследия области, так как
позволит  обеспечить  сохранность   объектов   культурного   наследия,
соблюдение особенностей владения, пользования и распоряжения объектами
культурного наследия как особым  видом  недвижимого  имущества,  будет
стимулировать   активное   участие  физических  и  юридических  лиц  в
инвестировании объектов культурного наследия.  В  конечном  итоге  это
приведет   к  повышению  значимости   культурного  наследия,  созданию
привлекательного  имиджа  области,  социально-экономическому  развитию
области  и  положительно  отразится  на  общественном  интересе к этой
сфере, реализации гражданами права на доступ  к  объектам  культурного
наследия   и   обеспечит  гарантии  сохранности  объектов  культурного
наследия в интересах настоящего и будущих поколений многонационального
народа Российской Федерации.


Приложение
к Концепции

                Целевые показатели (индикаторы) к концепции           
             «Наследие Вологодчины» на период 2009 - 2015 годы        
                                                                      

                                 Без схемы                            

Информация по документу
Читайте также