Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 24.12.2014 № 1011

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

О результатах мониторинга правоприменения закона

Вологодской области от 2 апреля 2013 года № 3023-ОЗ

"Об инвестиционном налоговом кредите"

 

 

Законодательное Собрание области постановляет:

 

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 2 апреля 2013 года № 3023-ОЗ "Об инвестиционном налоговом кредите".

 

 

Председатель Законодательного

Собрания области          Г.Е. Шевцов

 

 

Вологда

24 декабря 2014 года

№ 1011

 

 

Утверждены

постановлением

Законодательного Собрания области

от 24.12.2014 № 1011

 

 

Результаты мониторинга

правоприменения закона Вологодской области

от 2 апреля 2013 года № 3023-ОЗ

"Об инвестиционном налоговом кредите"

 

 

I. Общие положения

 

Объект мониторинга – закон Вологодской области от 2 апреля 2013 года № 3023-ОЗ "Об инвестиционном налоговом кредите" (далее также – Закон области).

Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по бюджету и налогам (далее – постоянный комитет).

Цель мониторинга Закона области – проведение комплексного изучения правового регулирования отношений в сфере поддержки реального сектора экономики региона путем предоставления инвестиционного налогового кредита, проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия областного законодательства по теме мониторинга с целью его дальнейшего совершенствования.

 

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

 

Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на второе полугодие 2014 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 25 июня 2014 года № 479.

Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:

1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведены анализ законодательства Вологодской области и других субъектов Российской Федерации об инвестиционном налоговом кредите и оценка эффективности действия Закона области.

2. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.

3. Проведен анализ проблем, возникающих в ходе правоприменения Закона области, и предложены пути их решения.

4. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга.

5. Выработаны предложения по совершенствованию законодательства области по результатам мониторинга.

 

III. Проведение мониторинга

 

1. Состояние законодательства субъектов Российской Федерации

об инвестиционном налоговом кредите

 

Законы об инвестиционном налоговом кредите приняты не во всех субъектах Российской Федерации. Законы субъектов РФ об инвестиционном налоговом кредите сходны по содержанию: определяют основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, срок такого кредита и орган, уполномоченный принимать решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита. При этом в законодательстве субъектов РФ нет единого подхода к наименованию законов об инвестиционном налоговом кредите. В 10 субъектах РФ закон об инвестиционном налоговом кредите имеет такое же наименование, как и аналогичный закон Вологодской области. В 5 субъектах РФ в наименовании закона указано, что это закон об основаниях и условиях предоставления инвестиционного налогового кредита.

В 3 субъектах РФ в наименовании закона указано, что это закон об основаниях и условиях предоставления не только инвестиционного налогового кредита, но и отсрочек, рассрочек по региональным налогам. В Красноярском крае закон имеет наименование "Об особенностях предоставления инвестиционного налогового кредита в Красноярском крае". В республике Коми – "Об инвестиционной деятельности на территории республики Коми".

По законам субъектов РФ о предоставлении инвестиционного налогового кредита имеется очень незначительная практика Верховного Суда РФ. Из судебных решений можно отметить Определение Верховного Суда РФ от 29 июня 2011 года № 12-Г11-4. В данном Определении Суд указал, что субъект Российской Федерации вправе по согласованию с управлением Федеральной налоговой службы России по субъекту РФ, в чью непосредственную компетенцию входит совершение юридически значимых действий, направленных на изменение объема прав и обязанностей налогоплательщика, определить управление Федеральной налоговой службы России по субъекту РФ органом, уполномоченным принимать решения об изменении сроков уплаты регионального налога в форме инвестиционного налогового кредита.

 

2. Состояние законодательства Вологодской области

об инвестиционном налоговом кредите

 

В целях активизации инвестиционного процесса на территории Вологодской области был принят закон Вологодской области от 2 апреля 2013 года № 3023-ОЗ "Об инвестиционном налоговом кредите" (принят постановлением Законодательного Собрания области от 27 марта 2013 года № 154, опубликован в областной газете "Красный Север" № 59 от 6 апреля 2013 года, вступил в силу с 6 апреля 2013 года).

Для практической реализации данного закона области необходимо было утвердить порядок принятия решений об изменении сроков уплаты налогов в форме инвестиционного налогового кредита (часть 7 статьи 2 закона области) и форму договора об инвестиционном налоговом кредите (пункт 5 статьи 66 Налогового кодекса РФ). Указанные положения утверждены постановлением Правительства Вологодской области от 1 июля 2013 года № 657 "Об утверждении порядка принятия решения об изменении сроков уплаты налогов в форме инвестиционного налогового кредита".

Закон области устанавливает основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на имущество организаций, и (или) транспортному налогу, и (или) налогу на прибыль организаций в части суммы, подлежащей зачислению в областной бюджет.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется следующим организациям:

1. Организациям, относящимся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, при одновременном соблюдении следующих оснований:

организация приобрела основные средства, ранее не бывшие в употреблении (эксплуатации), предназначенные для использования в производстве продукции, при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, и осуществила их постановку на баланс не позднее года, предшествовавшего году обращения за предоставлением инвестиционного налогового кредита;

стоимость приобретенных и поставленных на баланс основных средств, указанных выше, составляет не менее 40 процентов остаточной стоимости основных средств, находящихся на балансе организации по состоянию на 1 января года, предшествовавшего году обращения за предоставлением инвестиционного налогового кредита;

доля собственного капитала организации в итоге пассива бухгалтерского баланса организации за год, предшествовавший году обращения за предоставлением инвестиционного налогового кредита, составляет не менее 50 процентов.

2. Организациям, зарегистрированным на территории области в течение трех лет, предшествовавших году обращения за предоставлением инвестиционного налогового кредита, за исключением организаций, созданных путем реорганизации, при наличии следующего основания - организация приобрела основные средства, ранее не бывшие в употреблении (эксплуатации), предназначенные для использования в производстве продукции, при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, и осуществила их постановку на баланс не позднее года, предшествовавшего году обращения за предоставлением инвестиционного налогового кредита.

Согласно экспертному заключению управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области от 1 октября 2014 года № 35/02-5427 указанный нормативный правовой акт не содержит положений, противоречащих федеральному законодательству, коррупциогенных факторов не выявлено.

В рамках проведения мониторинга постоянным комитетом по бюджету и налогам проведен сравнительный анализ норм закона области с соответствующими нормативными правовыми актами других субъектов Российской Федерации.

В этой связи отмечаются наиболее явные отличия законодательства других регионов от законодательства Вологодской области в данной сфере. Различаются:

1) процентные ставки за пользование инвестиционным налоговым кредитом (от Ѕ до ¾ ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации);

2) способы обеспечения инвестиционного налогового кредита;

3) сроки предоставления инвестиционного налогового кредита

(от 1 года до 5 лет);

4) основания предоставления инвестиционного налогового кредита;

5) участие инвестиционного проекта в приоритетных инвестиционных программах региона;

6) предъявляемые требования к приобретаемому имуществу;

7) условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

 

3. Информация о правоприменительной практике закона области

"Об инвестиционном налоговом кредите"

 

Закон области № 3023-ОЗ вступил в силу 6 апреля 2013 года.

По данным, предоставленным Правительством Вологодской области, информация о возможностях и преимуществах использования налогового кредита доведена до субъектов предпринимательской деятельности при содействии Департамента экономического развития области с помощью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах Правительства области, Вологодской торгово-промышленной палаты, ОАО "Корпорация развития Вологодской области", БУ ВО "Бизнес-инкубатор", НО ВО "Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства", НП "Агентство городского развития", АНО "Инвестиционное агентство Череповец" и инвестиционном портале г. Вологды.

Одновременно законами области от 2 апреля 2013 года № 3022-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области о налогах" и от 9 июля 2013 года № 3114-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области о налогах" с 1 января 2013 года введен новый механизм налогового льготирования в отношении организаций-инвесторов, осуществляющих стратегически важные виды деятельности, чьи инвестиционные проекты признаны Правительством области приоритетными.

До настоящего времени на территории Вологодской области инвестиционных налоговых кредитов выдано не было.

По мнению мэрии города Череповца, данная ситуация сложилась ввиду того, что в законе области представлен очень специфический перечень субъектов малого и среднего предпринимательства по видам их деятельности, которые могут воспользоваться налоговым кредитом в соответствии со ст. 67 Налогового кодекса Российской Федерации. На практике за теми или иными существующими формами поддержки обращаются субъекты малого и среднего предпринимательства с видами деятельности в сферах торговли, производства, строительства.

Управление Федеральной налоговой службы России по Вологодской области допускает, что возможными проблемами в правоприменении закона области могут быть установленные ограничения в условиях и основаниях, необходимых для получения инвестиционного налогового кредита. В целях совершенствования закона области "Об инвестиционном налоговом кредите" управление Федеральной налоговой службы России по Вологодской области предлагает внести изменения в закон области в части предоставления инвестиционного налогового кредита организациям, которые приобрели не только новые основные средства, но и ранее бывшие в употреблении. Кроме того, снизить процентный порог соотношения стоимости приобретенных и поставленных на баланс основных средств и остаточной стоимости основных средств, находящихся на балансе организации по состоянию на 1 января года, предшествовавшего году обращения за предоставлением инвестиционного налогового кредита.

Проанализировав практику применения инвестиционных налоговых кредитов в субъектах Российской Федерации, можно сделать следующие выводы. На основании статистической отчетности Федеральной налоговой службы РФ (отчет форма № 4-НМ) инвестиционные налоговые кредиты предоставлены в 2 субъектах Российской Федерации – Республике Коми и Ханты-Мансийском автономном округе. В Республике Коми выдан инвестиционный налоговой кредит по налогу на имущество организации в размере 300 млн. рублей в 2011 году с отсрочкой начала гашения кредита в 2013 году. В Ханты-Мансийском автономном округе инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль организаций выдан Министерством финансов Российской Федерации в размере 98,531 млн. рублей.

 

IV. Результаты проведения мониторинга

 

По результатам проведения мониторинга постоянный комитет отмечает, что данная норма носит декларативный характер и не нашла должного применения на всей территории Российской Федерации.

По мнению постоянного комитета по бюджету и налогам, основными проблемами, не позволяющими эффективно реализовать областное законодательство в сфере инвестиционного налогового кредитования, являются следующие:

- в законе области представлен очень специфический перечень субъектов малого и среднего предпринимательства по видам их деятельности, которые в соответствии со ст. 67 Налогового кодекса Российской Федерации могут воспользоваться налоговым кредитом;

- высокий процентный порог соотношения стоимости приобретенных и поставленных на баланс основных средств и остаточной стоимости основных средств, находящихся на балансе организации по состоянию на 1 января года, предшествовавшего году обращения за предоставлением инвестиционного налогового кредита;

- требования к приобретаемым основным средствам.

В связи с изложенным, а также учитывая выявленные в ходе мониторинга несовершенства регионального правового регулирования в сфере инвестиционного налогового кредитования, постоянный комитет по бюджету и налогам полагает необходимым в 2015 году совместно с Правительством Вологодской области рассмотреть возможность внесения изменений в Закон области в части устранения выявленных проблем и совершенствования регионального законодательства в сфере инвестиционного налогового кредитования.

 


Информация по документу
Читайте также