Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 22.06.2009 № 961

                                                                       
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                     ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          


     От 22.06.2009 N 961
     г. Вологда

     О "Стратегии развития системы
     противодействия деструктивным
     социальным явлениям в Вологодской
     области на период до 2020 года"

     (В редакции Постановлений Правительства Вологодской области
           от 06.12.2011 г. N 1509; от 02.07.2012 г. N 734;
                        от 27.01.2014 г. N 56)


      Во исполнение  постановления  Губернатора  области  от  12  июля  
2007  года   N   226   "О   разработке   Стратегий  развития  отраслей 
до 2020 года"

     Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1.   Одобрить   Стратегию   развития   системы    противодействия
деструктивным  социальным  явлениям в Вологодской области на период до
2020 года (прилагается).
     2.  Комитету гражданской защиты и социальной безопасности области
принять  меры  к реализации Стратегии развития системы противодействия
деструктивным  социальным  явлениям в Вологодской области на период до
2020  года.(В редакции Постановления Правительства Вологодской области
от  02.07.2012  г.  N  734,  изменения  настоящего  пункта  в редакции
указанного постановления вступают в силу с 24 июля 2012 года)
     3.  Контроль  за  исполнением  постановления возложить на первого
заместителя   Губернатора   области   А.А.   Травникова.  (В  редакции
Постановлений  Правительства  Вологодской  области  от 02.07.2012 г. N
734; от 27.01.2014 г. N 56)
     Информацию  о ходе исполнения постановления представлять ежегодно
к  15  февраля.  (В  редакции  Постановления Правительства Вологодской
области от 27.01.2014 г. N 56)
     Справку  о  исполнении  постановления представить к 20 марта 2021
года.  (В  редакции Постановления Правительства Вологодской области от
27.01.2014 г. N 56)
     4. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней  со  дня
его официального опубликования.


     Губернатор области          В.Е. Позгалёв


Одобрена
постановлением
Правительства области
от 22.06.2009 N 961
(приложение)

                                 Стратегия                            
                    развития системы противодействия 
                    деструктивным социальным явлениям 
              в Вологодской области на период до 2020 года         
                            (далее – Стратегия)                       

     Раздел 1. Анализ ситуации и оценки потенциала отрасли

     1.1. Общая характеристика ситуации в отрасли

     Разработка Стратегии осуществлена на основе проведенного  анализа
статистических   данных   о   состоянии   преступности  на  территории
Вологодской области за пять  лет,  перспектив  реализации  мероприятий
долгосрочных   целевых  программ  и  прогноза  развития  деструктивных
явлений.
     Результаты   анализа   преступности   за   истекшие   пять    лет
свидетельствуют    о    сложности  криминогенной  ситуации  в области. 
В  2007  году, как и на протяжении последних лет, в области  отмечался  
высокий коэффициент  преступности в  расчете  на  100  тыс.  населения 
(коэффициент   преступности   в  2007  году   по   области   -   2794;  
по   Северо-Западному   федеральному  округу  -  2386;  по  Российской 
Федерации  -  2519).  Количество    зарегистрированных   в  2007  году  
преступлений на 12,6% превышает показатель 2003 года.
     Увеличение количества зарегистрированных преступлений обусловлено
наращиванием  превентивных мер, направленных на снижение уровня тяжких
преступлений и предупреждение преступности  со  стороны  лиц,  имеющих
асоциальную  направленность  в  поведении,  в том числе зависимость от
психоактивных  веществ  (ПАВ).  Целенаправленность  действий   оказала
позитивное   влияние   на  сокращение  числа  тяжких  и  особо  тяжких
преступлений (-22,0%) с 11,0 тыс. (2003 год) до 8,6 тыс. (2007 год)  и
их  удельного  веса  в  структуре  преступности  с  46,3% до 25,1% (по
Российской Федерации – с 53,3 до - 26,8%), а также последующие начиная
с 2005 года устойчивые тенденции сокращения преступности.
     В  2007 году зарегистрировано 34,3 тыс.  преступлений  (-2,2%  по
сравнению  с  2006  годом;  по  Российской  Федерации – рост на 0,8%).
Снизилось количество зарегистрированных убийств  (-18,0%),  причинений
тяжкого  вреда здоровью (-9,8%), изнасилований (-18,2%), краж (-2,4%),
грабежей  (-21,3%),  разбоев   (-22,1%)   и   вымогательств   (-3,6%).
Уменьшились  число  и  удельный  вес преступлений, совершенных лицами,
находившимися в состоянии  алкогольного  опьянения  (-11,7%,  удельный 
вес - до 15,5%, по Российской Федерации удельный вес - 14,8%).
     Несмотря  на то, что в 2007 году,  по  сравнению  с  2003  годом,
количество  преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось
на  8,3%,  с  2005  года  отмечается  их  рост.  Удельный  вес  данной
преступности  на  протяжении  многих  лет  превышает  среднероссийский
показатель (в области - 10,9%; в Российской Федерации - 8,3%).

          Состояние преступности среди несовершеннолетних
                            (диаграмма)

Без диаграммы

     По сравнению с 2003 годом,  в  области  численность  населения  в
возрасте  0  до  18  лет  в  2007  году уменьшилась на 19 тыс. человек
(-19%), а число подростков, совершивших преступления,  сократилось  на
122  (-6,0%),  но  если  в  2003 году на 10 тыс. подростков, достигших
возраста привлечения  к  уголовной  ответственности,  приходилось  221
преступление,  то  в  2007  году  -  256 преступлений (среди взрослого
населения соответственно 143,8 и  151,6).  Как  и  в  прошедшие  годы,
большая  часть несовершеннолетних участников преступлений находилась в
возрасте 16-17 лет (68%-70%).

       Количество несовершеннолетних участников преступлений
                            (диаграмма)
                                                                      
Без диаграммы

     В    структуре   преступности    несовершеннолетних    отмечается
значительное   снижение   числа   убийств,  причинений  тяжкого  вреда
здоровью, грабежей, разбоев, мошенничеств. Ухудшилась ситуация за счет
роста  краж,  количество которых по сравнению с 2003 годом возросло на
14,3%, а удельный вес увеличился с 49,5% до 56,7% (2007 год).
     Около   половины  зарегистрированных  преступлений,   совершенных
подростками, приходится на города Вологду и Череповец (48,7%). Высокий
удельный вес подростковой преступности отмечается  в  Великоустюгском,
Грязовецком,   Череповецком,   Никольском,   Нюксенском,  Харовском  и
Чагодощеском районах (от 12,6 до 25%).
     Несмотря   на  то,  что  уровень  распространенности  зависимости
населения  области  от  ПАВ  значительно  ниже  среднероссийского и по
Северо-Западному федеральному округу, начиная с 2003  года  в  области
сложилась тенденция осложнения наркоситуации. Заметно расширился спрос
на  наркотики,  увеличилось  количество  лиц,   приобщившихся   к   их
употреблению, что обусловило рост нелегального оборота наркотиков.
     Численность  наркопотребителей, состоящих на учете в  медицинских
учреждениях на 1 января 2008 года, по сравнению с 2003 годом, возросла
на 40,4% и составила 2124 человек (2003  год  – 1512 человек),  в  том
числе  с  диагнозом  наркомания - на 11,7%. Коэффициент заболеваемости
наркоманией на 100 тыс. населения увеличился с 85,9 (2003 год) до 88,9
(2007  год  по  Российской  Федерации  -  245,4;  по  Северо-Западному
федеральному округу – 155,4).

                    Количество наркопотребителей, 
               в том числе с диагнозом "наркомания",
              в Вологодской области в 2003-2007 годах
                            (диаграмма)
                                                                      
Без диаграммы

     В  целом 8309 % лиц, состоящих на учете с диагнозом "наркомания",
приходится  на  города  Вологду  и  Череповец, 11,9 % - на Сокольский,
Череповецкий и Шекснинский районы.
     В  2007   году,   по   сравнению   с   2003   годом,   количество
зарегистрированных   преступлений,  связанных  с  незаконным  оборотом
наркотиков, возросло в  2,2  раза,  а  их  удельный  вес  в  структуре
преступности  возрос  с 2,0% до 4,3% (в Российской Федерации - 6,4%, в
Северо-Западном федеральном округе - 5,6%). Коэффициент преступности в
сфере  незаконного оборота наркотиков на 100 тыс. населения увеличился
за   исследуемый  период  с  49,6  до  121  (2007  год  по  Российской  
Федерации - 163; по Северо-Западному федеральному округу - 134).
     В  2007 году  наркопреступления  выявлены  практически  в  каждом
районе,    за   исключением   Бабушкинского,   Кичменгско-Городецкого,
Никольского и Усть-Кубинского.
     По-прежнему  основная доля данных преступлений (86,0%) приходится
на города Вологду и Череповец, а также Шекснинский район.
     Нарастающее  увеличение   объема   потребления   спиртосодержащей
продукции  на  душу  населения  отрицательно  сказалось  на  масштабах
процесса алкоголизации. В 2007 году  в  среднем каждый 10 - 11  житель
области  привлекался  к  административной ответственности за нарушение
антиалкогольного законодательства. Несмотря на то, что в 2007 году, по
сравнению   с  2003  годом,  количество  лиц,  состоящих  на  учете  с
диагнозом  алкоголизм,  уменьшилось  на  0,8%,   коэффициент   данного
показателя  в  расчете  на  100  тыс. населения увеличился с 1235,0 до
1258,7 (2007 год по Российской Федерации - 1513,1). Распространенность
пьянства  продолжает  оказывать  негативное  влияние  на криминогенную
ситуацию, так как каждое  пятое  преступление  в  области  совершается
лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
     1.2.   Ресурсный   потенциал   и   внутренние   условия     сферы
противодействия зависимости от ПАВ
     Многоаспектный    характер   социальных   проблем,    порождаемых
зависимостью  от  ПАВ,  обусловил  необходимость  создания эффективной
системы  противодействия  данному  деструктивному  явлению.  В   целях
обеспечения   участия  в  формировании  и  реализации  государственной
политики в области противодействия незаконному  обороту  наркотических
средств,  ПАВ и их прекурсоров организовано функционирование областной
антинаркотической комиссии, на которую возложена  функция  координации
работы   районных   антинаркотических   комиссий  и  взаимодействия  с
общественными объединения и  организациями.  Однако  на  муниципальном
уровне  данная  инфраструктура  не развита, антинаркотические комиссии
созданы не во всех муниципальных районах области.
     В  области  сложилась  практика  долгосрочного  межведомственного
планирования  антинаркотической  деятельности субъектов профилактики в
рамках  целевых  программ.  В  2007  году  на  реализацию  программных
мероприятий  выделено  18,1  млн. рублей, что в 6 раз превышает объемы
финансирования в 2003 году.
     С  целью определения уровня распространенности потребления ПАВ  в
молодежной  среде  и оценки данного деструктивного явления на базе ГОУ
ВПО  "Санкт-Петербургский  государственный  университет"  организовано
ежегодное  проведение  в  масштабах области мониторинга наркоситуации,
что позволяет детализировать проблемы и корректировать  направленность
мер   реагирования   на   изменение  ситуации.  Осуществлено  обучение
специалистов, организующих  проведение  мониторинговых  мероприятий  в
различных сферах противодействия злоупотреблению ПАВ.
     Нарабатывается  опыт инновационных  подходов  к  решению  проблем
борьбы   с   распространением  зависимости  от  ПАВ  и  стимулирования
активности участия  общественных  формирований  в  данном  направлении
деятельности   за  счет  проведения  конкурсов  на  соискание  грантов
Правительства области. За 3 года на конкурс представлено  57  программ
(проектов), из них 29 - общественными организациями. Грантополучателям
выделено  1,7  млн.  рублей  для  реализации   18   программ.   Однако
ограниченность  выделяемых  бюджетных  средств  на гранты не позволяет
организациям  представлять  на  конкурс   проекты   со   значительными
ресурсными  затратами.  Кроме того, при осуществлении грантовой работы
необходимо  организовать  отслеживание   эффективности   использования
полученных  финансовых  средств и их влияние на оценочные показатели в
заявленных сферах профилактической и реабилитационной деятельности,  а
также  обеспечить  тиражирование  опыта  организации  профилактической
работы по реализованным программам.
     Предпринимались  попытки активизации  деятельности  администраций
муниципальных  образований области по профилактике зависимости от ПАВ.
В  2005  и  2007  годах  проводились  конкурсы   среди   муниципальных
образований  области  на  лучшую  организацию  работы  по профилактике
зависимости от ПАВ, в которых приняли участие соответственно  13  и  9
муниципальных   образований  области.  Однако  ряд  представленных  на
конкурс  материалов  из-за   отсутствия   необходимой   инфраструктуры
районной    наркологической    службы,   освобожденных   ответственных
секретарей    антинаркотических    комиссий,    достаточных    средств
финансирования     реализации     мероприятий    по    противодействию
злоупотребления   ПАВ   свидетельствуют   о   недостаточном    участии
администраций в решении данной проблемы.
     Развивается   институт  социальной  рекламы.  В   то   же   время
недостаточность   бюджетных   средств   ограничивает   территориальные
возможности   размещения   рекламной    продукции,    а    также    ее
телекоммуникативных форм.
     Мониторинг   наркоситуации  показал,  что  за  последние  6   лет
количество  состоящих  на  учете в учреждениях здравоохранения области
лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических и токсических
веществ,  увеличилось  в  1,5 раза. Коэффициент взятых впервые на учет
лиц с диагнозом наркомания на 100 тыс. населения по сравнению  с  2003
годом   увеличился   с  8,8  до  9,9.  Нарастающее  увеличение  объема
потребления спиртосодержащей продукции на душу населения  отрицательно
сказалось  на  масштабах  процесса  его  алкоголизации.  В 2007 году в
среднем каждый 10-11 житель  области  привлекался  к  административной
ответственности  за нарушение антиалкогольного законодательства. На 10
тыс. взрослого населения приходится 200 человек, состоящих на учете  в
органах   здравоохранения   с  диагнозом  алкогольной  зависимости,  а
коэффициент взятых  впервые  на  учет  лиц  с  диагнозом  "алкогольный
психоз"  в  расчете  на  100  тыс.  населения,  несмотря  на снижение,
значительно   превышает   данный   показатель   по    Северо-Западному
федеральному   округу   (по   области   -  64,2;  по  Северо-Западному
федеральному округу - 46,3). Однако 78,9% введенных ставок  наркологов
приходится   на   города   Вологду   и   Череповец.  В  8-ми  районах:
Бабушкинском, Верховажском, Междуреченском,  Сямженском,  Белозерском,
Никольском, Тотемском и Чагодощеском должности наркологов не вводились
или  имеющиеся  не  укомплектованы.  В  6-ти  районах  наркологическая
помощь осуществляется специалистами на 0,25 или 0,5 ставки.
     С  2004 года в области с целью раннего  выявления  у  обучающихся
средних  общеобразовательных  школ  зависимости  от  ПАВ  организовано
проведение  выборочного   тестирования   учащихся   с   использованием
иммуннохроматографических  тестов.  Однако  в  последние  годы принцип
добровольности,  на  основе  которого   осуществляется   тестирование,
послужил   отказом   многих  от  участия  в  данном  мероприятии.  При
отсутствии необходимой нормативной базы проведение данного мероприятия
малоэффективно.
     В      области     осуществляется     программное     обеспечение
последовательного развития материально-технической базы для пропаганды
здорового образа жизни. Однако для многих жителей  сельской  местности
услуги в сфере физической культуры и спорта остаются недоступными.
     1.3.    Ресурсный    потенциал   и   внутренние   условия   сферы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
     В  области отмечается увеличение уровня рождаемости. Тем не менее
численность  населения  в  возрасте  от  0 до 18 лет по-прежнему имеет
тенденцию к снижению. В 2007  году  количество  несовершеннолетних  по
сравнению  с  2003  годом  снизилось  на  41,6 тыс. (- 15,2%). Как и в
среднем по России, удельный вес населения  в  возрасте,  не  достигшем
18-летия, составляет около 20%.
     В  области сформирована  система  профилактики  безнадзорности  и
правонарушений несовершеннолетних. Деятельность субъектов профилактики
координируют 29 комиссий  по  делам  несовершеннолетних  и  защите  их
прав:  1  -  областная,  2  -  городских  округов и 26 - муниципальных
районов,   штатная   численность    которых   составляет  44  человека  
(28 ответственных    секретарей    и   16   специалистов   по   работе 
с   несовершеннолетними),  однако  механизм  взаимодействия   комиссий 
по делам  несовершеннолетних  и  защите  их  прав  в  системе  органов 
публичной власти нормативно не определен.
     Социально-реабилитационная работа обеспечивается 45  учреждениями
социального  обслуживания  семьи  и  детей,  в  том  числе: 15 центров
социальной помощи семье и  детям  (262  места  в  отделениях  дневного
пребывания  несовершеннолетних);  20 специализированных учреждений для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, из  них  11
социальных  приютов  для  детей и 9 социально-реабилитационных центров
для   несовершеннолетних   (в   них   335   стационарных   мест);    1
"Реабилитационный   центр   для   несовершеннолетних  с  ограниченными
возможностями "Преодоление" города Череповца; 9 отделений по работе  с
семьей  и  детьми на базе комплексных центров социального обслуживания
населения.  Учреждения  социального   обслуживания   семьи   и   детей
функционируют   в  каждом  муниципальном  районе  и  городском  округе
области.   Особое   внимание   уделяется   сохранению   и   укреплению
материально-технической  базы данных учреждений. Внедрению в их работу
инновационных технологий социальной работы, направленных на сохранение
и   обеспечение   полноценного   развития   ребенка  в  семье,  раннюю
профилактику социального сиротства,  безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних.
     В   области  действует  достаточно   развитая   сеть   учреждений
дополнительного  образования  детей,  она  составляет  160  учреждений
различной  ведомственной  принадлежности,  в  том  числе   в   системе
образования  -  88,  в  системе  культуры - 48, в системе спорта - 23,
общественных организаций и предприятий - 5.  В  них  занимается  92015
детей  и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет 71,2% от
общего числа обучающихся (на уровне Российской Федерации  –  39,0%  от
общего  числа  обучающихся).  В  то  же  время  инфраструктура системы
дополнительного образования, особенно в  сельской  местности,  требует
дальнейшего развития.
     В  настоящее время в системе  образования  области  идет  процесс
формирования службы комплексного сопровождения детей, в которую входят
педагоги-психологи,     социальные     педагоги,     учителя-логопеды,
учителя-дефектологи.  Данная  служба  создана  для  координации усилий
специалистов в обеспечении обучения, воспитания и развития обучающихся
(воспитанников)  на  всех  возрастных  этапах.  На  1 января 2008 года
количество специалистов службы комплексного  сопровождения  в  системе
образования  области  составило  1628 человек (на 1 января 2005 года -
1440 человек). При этом остаются проблемы получения  доступной  помощи
специалистов данной службы в сельской местности.
     В  области действуют 1679 учреждений культуры и искусства, в  том
числе  681  муниципальное  учреждение  культурно-досугового  типа,  54
детские школы искусств, 35 детских библиотек.  Во  всех  муниципальных
районах   созданы   и   действуют  клубы  по  интересам,  общественные
объединения   молодежи,   основным   направлением   которых   является
содействие   творчеству   молодежи,  развитию  молодежной  инициативы,
организации досуга.
     В   то  же  время  инфраструктура  данных   учреждений   остается
неразвитой  и,  как  правило,  они  сосредоточены  в городах Вологде и
Череповце и крупных районных центрах.
     За  пять последних лет количество спортивных сооружений в области
увеличилось  на  13,1%  (с  1463  до  1655),  в  том  числе в сельской
местности – на  8,9%.  В  области  функционируют  51  детско-юношеская
спортивная   школа,   36   клубов  по  месту  жительства.  Численность
подростков, занимающихся физической культурой и спортом,  возросла  на
21,4%.   Однако   единовременная   пропускная   способность   объектов
физической культуры и спорта в расчете на 10 тыс. населения в  области
(0,3)  в  несколько раз ниже установленного норматива (1,9). При норме
обеспеченности населения спортивными залами 3,5 тыс. кв. м на 10  тыс.
человек фактическое обеспечение составляет 0,1.
     Для  оказания наркологической помощи подросткам должности  врачей
наркологов введены в 13 районах области и городах Вологде и Череповце,
однако укомплектованы они только  в  9-ти  муниципальных  образованиях
области.  Помощь в условиях стационара может быть им оказана только на
базе  ГУЗ  "Вологодский   областной  наркологический  диспансер  N  2"  
(г. Череповец).

     Раздел 2. Краткая характеристика системы плановых документов

     2.1. В сфере противодействия зависимости от ПАВ

     Деятельность    заинтересованных   ведомств   в   противодействии
незаконному     обороту    наркотиков    осуществляется    в    рамках
последовательной системы долгосрочных программных документов.
     В   период    2005 - 2008   годов   реализация   межведомственных 
мероприятий   "Комплексные    меры   противодействия   злоупотреблению
наркотиками   и  их  незаконному   обороту   на   2005 - 2007   годы", 
утвержденных постановлением Правительства области от 26 июня 2004 года 
N   719,  областной  целевой  программы  "Профилактика  правонарушений  
в   Вологодской  области   на    2006 - 2008    годы",    утвержденной 
постановлением   Законодательного   Собрания   области  от  15  ноября 
2006 года N  888  и  областной  целевой  программы  "Комплексные  меры  
противодействия  злоупотреблению  наркотиками и их незаконному обороту 
на 2007 - 2009  годы",  утвержденной  постановлением  Законодательного  
Собрания  области  от  15  ноября  2006 года N 889 и позволила  решить   
задачи по  дальнейшему  развитию  системы противодействия  незаконному  
обороту  наркотиков,   повышению  уровня  проводимых  профилактических 
мероприятий,  в  том  числе  среди  подростков.  Была  скоординирована  
работа   субъектов   профилактики     на   внедрение    и   накопление  
организационного  опыта  проведения   тестирования   среди    учащихся   
образовательных     учреждений      области      с      использованием
иммуннохроматографических  тестов  для  выявления  наркозависимых   на
ранней стадии потребления ПАВ. Осуществлена организационная работа для
обеспечения  системного  мониторинга   наркоситуации   в   Вологодской
области.     Получил    развитие    институт    социальной    рекламы,
активизировалась  деятельность  по  формированию  идеологии  здорового
образа жизни, распространению волонтерского движения.
     Реализован  ряд  мероприятий,  связанных  с  внедрением  новейших
технологий  в  пресечение  незаконного оборота наркотиков. Обеспечение
скоординированности    действий    всех    исполнителей    программных
мероприятий,   финансирование   плановых   мероприятий  способствовало
достижению   некоторых   позитивных    изменений    в    ситуации    с
противодействием   злоупотреблению   ПАВ.   Число   лиц,   совершивших
преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, по сравнению
с  2005  годом,  снизилось  на  3,0%  (с 541 до 525), за данный период
времени количественный показатель смертности от отравления алкоголем и
наркотиками  сократился  на  19,7%,  а его коэффициент в расчете на 10
тыс. населения  снизился  до  4,1.  На  33,2%  уменьшилось  количество
умерших от травм, полученных в состоянии алкогольного и наркотического
опьянения. На 20% снизилась преступность лиц, находящихся в  состоянии
алкогольного опьянения.
     В  2009 году планируется продолжение  мероприятий  по  сокращению
масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных
веществ,   укреплению   материально-технической   базы    органов    и
учреждений,   входящих   в   систему  противодействия  распространению
зависимости от ПАВ, упорядочению системы мониторинга  наркоситуации  и
совершенствованию    системы   подготовки   специалистов   в   области
профилактики  и  лечения  наркомании  и  алкогольной  зависимости.  На
реализацию  данных  мероприятий,  с  учетом  внесенных в постановление
Правительства области от 9 сентября 2008 года N 1707  "Об  утверждении
целевой  программы  "Комплексные  меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на 2009 год" корректив  в  объемы
финансирования предполагается выделение свыше 31 млн. рублей бюджетных
средств.
     Кроме  того, в раздел V "Профилактика алкоголизма  и  наркомании"
целевой  программы  "Профилактика преступлений и иных правонарушений в
Вологодской области на 2009 - 2012  годы", утвержденной постановлением
Правительства  области  от  9  сентября  2008  года  N  1714, включены
мероприятия,   направленные   на   профилактику   наркозависимости   в
образовательных   учреждениях   области   и   повышение  эффективности
проводимой оперативной работы.
     Постановлением  Правительства  области  от 30 октября  2007  года  
N 1452 "О мероприятиях  по  реализации  Плана  Губернатора  области на
2007 - 2012 годы" определены меры, создающие условия  для  обеспечения
устойчивого    экономического    роста   промышленного   производства,
позволяющего повысить уровень и качество жизни населения.
     Судя  по сложившимся тенденциям, наркоситуация в области  к  2020
году  будет оставаться сложной. Однако последовательная реализация мер
по созданию необходимой материально-технической  базы  для  накопления
превентивного потенциала противодействия потреблению ПАВ, оздоровления
обстановки в молодежной среде,  повышения  эффективности  реабилитации
наркозависимых  может позитивно отразится на количественном показателе
преступности   в    сфере    незаконного    оборота    наркотиков    и
распространенности зависимости от ПАВ.
     2.2.   В  сфере  профилактики  безнадзорности  и   правонарушений
несовершеннолетних
     Необходимость  комплексного подхода в решении проблем защиты прав
несовершеннолетних   обусловила   со   стороны  Правительства  области
устойчивую практику обеспечения  действий  заинтересованных  субъектов
профилактики  правонарушений  несовершеннолетних  в  рамках  областных
программ, межведомственных планов.
     За    последние   пять   лет   реализация   целевых   программных
мероприятий,  несмотря на сокращение объемов финансирования, позволила
расширить сеть  учреждений  социального  обслуживания  семьи  и  детей
области   с  17  до  20,  укрепить  их  материально-техническую  базу,
подготовить специалистов  в  сфере  организации  работы  с  семьями  и
детьми,  в  том  числе  по  профилактике  правонарушений  и  семейного
насилия, внедрить новые формы работы с семьями и  несовершеннолетними,
находящимися  в  трудной  жизненной  ситуации. Развитие инфраструктуры
учреждений социальной защиты, внедрение новых методик по  формированию
у   безнадзорных   подростков   позитивных   жизненных   навыков  дало
возможность увеличить охват оказанных услуг данной  категории  граждан
на  35%, а также возврат в родные семьи детей, прошедших реабилитацию,
до 68%. За данный период времени  не  допущено  ухудшения  ситуации  в
состоянии  преступности  несовершеннолетних  и  социального сиротства.
Количество подростков, совершивших преступления, уменьшилось на 4,9 %.

     Исходя  из оценки объективно сложившейся ситуации основные задачи
долгосрочной  целевой  программы  "Профилактика  преступлений  и  иных
правонарушений   в   Вологодской    области   на   2009 - 2012  годы",  
утвержденной постановлением  Правительства  области от 9 сентября 2008 
года N 1714, направлены    на  воссоздание системы  социальной  защиты
несовершеннолетних,   улучшение   координации  деятельности  субъектов
профилактики,    вовлечение    в     предупреждение     правонарушений
некоммерческих   организаций,   дальнейшее  укрепление  инфраструктуры
учреждений социального обслуживания семьи и детей.
     Исполнение  запланированных мероприятий окажет позитивное влияние
на реализацию гарантированных прав несовершеннолетних.

     Раздел 3. Краткая  характеристика  стратегических  приоритетов  и
целей развития системы профилактики деструктивных социальных явлений

     3.1. В сфере противодействия зависимости от ПАВ

     В    целях   преодоления   негативных   тенденций   в    развитии
наркоситуации     нуждается     в     дальнейшем     совершенствовании
организационно-управленческое      обеспечение       антинаркотической
деятельности,   связанной   с   нормативным   закреплением  статуса  и
полномочий  антинаркотических  комиссий,  их  функции  в   координации
действий  территориальных  органов  федеральных органов исполнительной
власти и органов  местного  самоуправления  муниципальных  образований
области.
     Необходима    организация   системного   мониторинга    процессов
наркотизации населения в области, позволяющего оценивать эффективность
проводимых    антинаркотических     мероприятий     и     своевременно
переориентировать    приоритеты    в   направлениях   профилактической
деятельности субъектов.
     Требуется  создание комплексных и целевых региональных и  местных
программ,   адекватных  сложившейся  наркоситуации.  Реализация  таких
программ  должна  стать  не   только   одним   из   главных   объектов
управленческой  деятельности  на  региональном и местном уровнях, но и
наиболее перспективным путем  развития  и  подъема  на  более  высокий
уровень  социокультурной  среды, а значит, и социальной сферы в целом.
Данная форма,  как  система  организации  деятельности  субъектов  для
достижения  программных  целей  (в нашем случае система взаимодействия
различных  структур),  с  течением  времени  потребует  оптимизации  и
совершенствования.
     Обеспечение  системного подхода к разрешению проблем  преодоления
зависимости   от  ПАВ  связанно  с  подключением  к  антинаркотической
деятельности  новых  субъектов  государственных  и   негосударственных
структур,   обеспечением  скоординированности  их  действий  в  едином
пространстве  модели  управления  наркоситуацией  с  целью  достижения
максимально   возможного  эффекта  от  их  участия  в  противодействии
наркоэкспансии. Работа в данном стратегическом  направлении  потребует
апробирования   инновационных  профилактических  программ  и  методик,
внесения  законодательных  инициатив,  в   том   числе   связанных   с
определением  порядка  оказания  помощи лицам, находящимся в состоянии
алкогольного  опьянения,  отработкой   механизма   выявления   раннего
алкоголизма  и  наркотической  зависимости  и  др.  Данные меры окажут
позитивное   влияние    на    снижение    уровня    распространенности
наркозависимости.
     К  2020 году планируется снижение доли подростков,  состоящих  на
учете  с диагнозами алкогольной и наркотической зависимости, от общего
количества несовершеннолетних, проживающих в области, до 0,2%.
     Необходимы  расширение реабилитационного  пространства  для  лиц,
имеющих  зависимость  от  ПАВ,  и  обеспечение доступности эффективных
методов противоалкогольного лечения. К 2020 году планируется  укрепить
материально-техническую   базу  наркологических  диспансеров  области,
повысить      укомплектованность       ЛПУ       районов       врачами
психиатрами-наркологами.   В   г.   Вологде   запланировано   открытие
наркологического стационара, а в его  структуре  отделение  неотложной
наркологической  помощи и отделение для детей и подростков, страдающих
алкоголизмом или наркоманией. Решение вопроса об открытии к 2015  году
государственного  реабилитационного центра для химически зависимых лиц
окажет позитивное влияние на  предупреждение  рецидива  заболевания  и
восстановление  личностного и социального статуса больного. Необходимо
оказание поддержки общественным организациям,  занимающимся  вопросами
реабилитации, социальной помощи химически зависимым лицам и их семьям.
Требуется создание системы  стимулирования  этих  организаций,  в  том
числе  за счет проведения конкурсов на соискание грантов Правительства
области.
     Эффективность  противодействия  ПАВ  связана  с  формированием  у
граждан  устойчивой  поведенческой  установки на отказ от их приема. В
этих  целях  предполагается  создание  к  2015  году   на   базе   ГУЗ
"Вологодский    областной    наркологический    диспансер"    кабинета
наркопрофилактики  для  формирования   у   населения   антиалкогольных
установок,   закрепления  навыков  здорового  образа  жизни,  а  также
дальнейшее развитие волонтерского движения в учреждениях образования.
     Решение     проблем    массового    вовлечения    населения     в
физкультурно-оздоровительные   мероприятия,   популяризации  здорового
образа   жизни,   разработки   и   реализации   мер    по    поддержке
спортивно-оздоровительных  учреждений,  а  также  активизации и поиска
новых форм участия населения в спортивно-оздоровительных праздниках  и
др.   мероприятиях  создаст  альтернативу  противоправному  поведению,
связанного с потреблением наркотиков.
     К   2020  году   планируется   довести   численность   спортивных
сооружений  до  2169  (+31,5%),  в  результате  чего  охват  населения
занятиями физической культурой и спортом составит 23%.
     Значительная  роль  в  мотивировании  населения  на  формирование
здорового образа жизни, профилактику деструктивных явлений принадлежит
средствам  массовой  информации.  В   этой   связи   предусматривается
разработка   специальных   информационных  проектов,  направленных  на
сохранение  физического  здоровья  и   моральных   устоев   населения,
поддерживаемых  Правительством области, учреждение специальных призов,
на лучшую публикацию или видеосюжет  по  заданным  темам  профилактики
зависимости  от  ПАВ. Позитивное влияние окажет возможность ежегодного
проведения месячных информационных  кампаний  в  СМИ  по  профилактике
наркомании,  алкоголизма  и  табакокурения,  а также их информационная
поддержка в печатных и электронных СМИ.
     Дальнейшее  укрепление материально-технической  базы  учреждений,
входящих   в   систему  профилактики,  позволит  создать  условия  для
внедрения на их площадках новых технологий противодействия зависимости
от ПАВ.
     Координация  деятельности субъектов  профилактики  по  достижению
намеченных   целевых   показателей   по   стратегическим  направлениям
противодействия  злоупотреблению  ПАВ  позволит  создать   необходимую
материально-техническую  базу  для накопления превентивного потенциала
противодействия потреблению ПАВ, оздоровления обстановки в  молодежной
среде,   что   позитивно   отразится   на   количественном  показателе
преступности   в    сфере    незаконного    оборота    наркотиков    и
распространенности зависимости населения от ПАВ.
     К  2020 году планируется снизить степень доступности  наркотиков,
добиться устойчивого снижения доли лиц, состоящих на учете с диагнозом
"наркомания", от общего числа наркопотребителей,  а  также  уменьшения
коэффициента  алкоголезависимых на 100 тыс. населения со 152 до 108, а
имеющих зависимость от наркотических веществ с 95,0 до 80,0.
     3.2.   В  сфере  профилактики  безнадзорности  и   правонарушений
несовершеннолетних
     Распад    системы   общественных   организаций,    обеспечивающих
идеологическое  воспитание молодежи и их досуговую занятость, а так же
бесконтрольность  со  стороны  родителей,  способствовали   увеличению
количества  детей,  находящихся  в  трудной  жизненной ситуации, в том
числе  в  опасных  для  жизни  условиях  (1,5%  от  общей  численности
несовершеннолетних).  Наличие  конфликтных  ситуаций  в  бытовой среде
провоцирует ежегодный самовольный уход из мест постоянного  проживания
в  среднем  около  800  несовершеннолетних,  из  них  61,9%  - из дома
родителей.  В  сложившейся  ситуации   приоритетным   направлением   в
предупреждении  преступности  несовершеннолетних  является  работа  по
обеспечению защиты прав  и  интересов  детей,  оказавшихся  в  трудной
жизненной ситуации.
     К  2012 году предполагается оказать помощь в преодолении  трудной
жизненной  ситуации  50  тыс.  семей с последующим увеличением охвата,
охватить не менее 85% детей школьного возраста организованными формами
отдыха,  оздоровления  и  занятости  (2008  год - 83%), в том числе не
менее 55% детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2008 год  -
45%).  Увеличить  долю  детей-инвалидов,  получивших  реабилитационные
услуги   в   специализированных   учреждениях,    к    общему    числу
детей-инвалидов до 25,0% (2008 год - 16,8%).
     Планируется   разработка  и  нормативное  закрепление   механизма
ограничения  пребывания  подростков в общественных местах в вечернее и
ночное время.
     Пребывание  детей в неблагополучных семьях связано  с  ухудшением
их  здоровья  и  увеличением  количества  детей с психопатологическими
расстройствами.      Это      потребует      развития      специальных
учебно-воспитательных  учреждений  для детей и подростков с девиантным
поведением,   внедрения   современных    технологий    в    проведении
психологической,     медицинской     и     социальной     реабилитации
несовершеннолетних  с  отклоняющимся  от   нормы   общественно-опасным
поведением.
     Необходимо  развитие инфраструктуры подростковой  наркологической
службы.  Сохраняется острота проблемы детской алкогольной зависимости.
Несмотря на то, что за 5 лет количество несовершеннолетних,  состоящих
под наблюдением в медицинских учреждениях за злоупотребление алкоголем
с вредными последствиями сократилось на 27%, в  9-ти  районах  области
их  численность  возросла  в  2  и  более раза, наиболее значительно в
Вологодском,   Кичменгско-Городецком,   Сямженском,   Тарногодском   и
Чагодощенском   районах.   В  течение  2007  года  за  злоупотребление
алкоголем медицинскими учреждениями области  поставлены  на  учет  352
несовершеннолетних  (2006  год  -  348), кроме того, на 37,5% возросло
количество подростков, поставленных на учет с диагнозом  "алкоголизм".
В  то  же  время,  за  2008 год лишь восемь подростков смогли получить
наркологическую помощь в условиях стационара.
     Решение  проблем обеспечения занятости несовершеннолетних  окажет
существенное    воздействие    на   сокращение   уровня   подростковой
преступности, безнадзорности. В  последние  годы  удалось  значительно
улучшить  обстановку  с  посещаемостью  в  общеобразовательных учебных
заведениях, тем не менее за это время около  2,5  тыс.  подростков  из
общеобразовательных  учреждений  были  исключены или отчислены, из них
продолжили вечернее обучение или трудоустроились 63,2%.  В  2007  году
каждый  третий подросток, совершивший преступления в возрасте от 16 до
17 лет, нигде не работал и не учился.  Значительное  увеличение  числа
незанятых    подростков,   совершивших   преступления,   произошло   в
Великоустюгском,  Вожегодском,   Вологодском,   Кичменгско-Городецком,
Чагодощенском районах, а наиболее высокий удельный вес преступности не
учащихся и не занятых трудовой  деятельностью  подростков  (от  40  до
70%)  отмечается  в  Бабушкинском,  Кичменгско-Городецком,  Тотемском,
Усть-Кубинском и Устюженском районах.
     Кроме  того, потребуется разработка и реализация системы  мер  по
поддержке  учреждений детского отдыха и оздоровления, в первую очередь
загородных детских оздоровительных лагерей, и обеспечения  доступности
услуг  для  нуждающейся  категории  за  счет  планирования необходимых
средств в областном бюджете.
     Планируется   создание  специальных   групп   в   образовательных
учреждениях  и учреждениях профессионального обучения для учащихся, не
имеющих основного общего и  среднего  общего  образования  и  желающих
продолжить обучение или получить специальность.
     Для  решения проблем досуга учащихся значительное внимание  будет
уделено   оказанию   поддержки  развитию  и  активизации  деятельности
общественных молодежных организаций.
     Противодействие  деструктивным явлениям  предусматривает  процесс
приобщения  детей  к культуре через организацию и проведение областных
тематических мероприятий по профилактике правонарушений и  утверждению
здорового  образа  жизни, развитие информационных центров по проблемам
детства и юношества на базе областных библиотек, комплектование  фонда
областных  библиотек  тематической  литературой  по  здоровому  образу
жизни.  Реализация  данных  направлений   неотделима   от   укрепления
материально-технической базы учреждений культуры области.
     Планируется  реализация системы  мер  по  формированию  здорового
образа  жизни,  связанных  с  расширением возможности детей заниматься
физической культурой и спортом. В этой  связи  потребуется  расширение
внеурочных  форм  занятий  физкультурой  и  спортом,  увеличение числа
доступных соревнований по массовым видам спорта,  развитие  физической
культуры    среди   детей-инвалидов,   детей,   имеющих   ограниченные
возможности  здоровья,  проживающих  в  малоимущих   семьях,   имеющих
отклонения  в  поведении,  а  так  же  среди  других  категорий детей,
находящихся в трудной жизненной  ситуации.  К  2020  году  планируется
довести  обеспеченность  населения  спортивными  сооружениями до 166 в
расчете на 100 тыс. человек (2007 год – 134),  а  численность  штатных
работников  в  сфере  физической культуры и спорта до 2,6 тыс. человек
(+13,0%).
     Требуется  улучшение положения детей-сирот  и  детей,  оставшихся
без попечения родителей, связанное с обеспечением дальнейшего развития
семейных  форм  их  устройства,  принятием   дополнительных   мер   по
популяризации  усыновления  и  принятия  ребенка под опеку, подготовке
потенциальных  усыновителей  и  опекунов,   приемных   родителей   для
воспитания  ребенка.  В отношении данной категории лиц Стратегия будет
направлена на обеспечение их прав, связанных  с  обеспечением  жильем,
трудоустройством, определением в образовательные учреждения, оказанием
социально-психологической помощи.
     К  2020  году  планируется  сокращение  численности  детей-сирот,
детей,  оставшихся  без попечения родителей, пребывающих в интернатных
учреждениях, до  8%  и  увеличение  до  20%  данной  категории  детей,
переданных на воспитание в приемные семьи.
     Предупреждение    рецидивной   преступности    несовершеннолетних
связано  с  совершенствованием  организации  воспитательной  работы  с
осужденными, оказания помощи в установлении  и  поддержании  социально
полезных связей, а также процесса общеобразовательного обучения, в том
числе   производственного,   в   местах   лишения   свободы.    Другим
стратегическим   направлением   борьбы   с   рецидивной  преступностью
несовершеннолетних  является  решение  проблем  бытового  и  трудового
устройства  подростков,  имеющих  судимость. Это потребует дальнейшего
укрепления взаимодействия органов социальной защиты населения и службы
занятости  с  учреждениями  системы  исполнения  наказания, разработки
нормативной базы, обеспечивающей гарантию реализации права  подростков
на   труд.   Проблемы  развития  инфраструктуры  социальной  адаптации
подростков, освободившихся  из  мест  лишения  свободы,  в  том  числе
института  социального  патронажа,  предусматривается  решать в рамках
целевых долгосрочных программ на областном и муниципальном уровнях.
     Обеспечение  обозначенных стратегических задач потребует усиления
организационно-управленческой      роли      комиссий     по     делам
несовершеннолетних и защите их прав области.  Повышение  эффективности
работы   комиссий   связано   с  переориентацией  их  деятельности  на
активизацию  осуществления   правозащитной   функции   и   обеспечение
адресности  профилактической  работы с подростками. Расширение спектра
участия  членов  комиссии  в  разработке  и  реализации   превентивных
мероприятий,   массовом  вовлечении  к  профилактической  деятельности
представителей общественности обусловит усиление контроля комиссии  за
комплексным  использованием  ресурсов  всех  субъектов  профилактики и
определение персональной  ответственности  членов  комиссий  по  делам
несовершеннолетних  и защите их прав за результаты работы, что связано
с    необходимостью    нормативного    правового     регламентирования
взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с
другими субъектами  системы  профилактики,  а  также  с  городскими  и
районными комиссиями.
     Расширение       полномочий,      консолидация       деятельности
заинтересованных органов исполнительной государственной власти области
в    обеспечении    защиты    прав    несовершеннолетних,     усиление
организационно-контрольных    функций    связаны    с   необходимостью
структурной    реорганизации    аппарата     комиссий     по     делам
несовершеннолетних и защите их прав.
     Профилактика  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних
предусматривает  задействование  многоотраслевого потенциала субъектов
профилактики,  что   обуславливает   необходимость   планирования   их
деятельности   в  рамках  долгосрочных  целевых  программ,  включающих
достаточный  комплекс  мер   для   достижения   обозначенных   целевых
показателей, соответствующее ресурсное обеспечение.
     Реализация  Стратегии позволит  создать  в  области  условия  для
снижения  уровня  детской  безнадзорности.  К  2020  году  планируется
снизить долю подростков, состоящих  на  учете  в  комиссиях  по  делам
несовершеннолетних  и  защите  их  прав,  до  2,8%  (2007 год - 3,0%),
безнадзорных детей  –  до  1,5%  (2007  год  -  1,9%)  от  численности
несовершеннолетних, проживающих в области.
     Основные     показатели    развития    системы    противодействия
деструктивным  явлениям в Вологодской области до 2020 года прилагаются
к настоящей Стратегии.


Приложение
к Стратегии

   Основные показатели развития системы противодействия
        деструктивным явлениям в Вологодской области

|———————|—————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————|——————————|—————————|
|N      |Наименование             |2007     |2008     |2009     |2010     |2011     |2012     |2013     |2014     |2015     |2016     |2017     |2018      |2019      |2020     |
|п/п    |показателей              |год      |год      |год      |год      |год      |год      |год      |год      |год      |год      |год      |год       |год       |год      |
|———————|—————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————|——————————|—————————|
|1      |2                        |3        |4        |5        |6        |7        |8        |9        |10       |11       |12       |13       |14        |15        |16       |
|———————|—————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————|——————————|—————————|
|1.     |Доля преступлений,       |10,9     |10,3     |9,8      |9,7      |9,7      |9,6      |9,5      |9,3      |9,0      |8,8      |8,8      |8,7       |8,6       |8,5      |
|       |совершенных              |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |несовершеннолетними,     |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |в общем количестве       |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |преступлений (%)         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|———————|—————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————|——————————|—————————|
|2.     |Доля несовершеннолетних, |3,67     |3,63     |3,60     |3,55     |3,50     |3,30     |3,25     |3,15     |3,0      | 2,80    | 2,70    |2,65      |2,60      |2,50     |
|       |состоящих на учете       |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |в комиссиях по делам     |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |несовершеннолетних,      |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |от общего числа          |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |несовершеннолетних       |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |в области (%)            |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|———————|—————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————|——————————|—————————|
|3.     |Доля лиц с диагнозом     |58,0     |58,0     |57,0     |56,0     |56,0     |55,0     |53,0     |53,0     |52,0     |50,0     |48,0     |47,5      | 47,0     |45,0     |
|       |"наркомания" от общего   |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |числа лиц, состоящих     |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |на учете за употребление |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |наркотических и          |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |психотропных веществ (%) |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|———————|—————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————|——————————|—————————|
|4.     |Доля преступлений,       |4,2      | 4,5     |4,6      |4,5      |4,4      |4,3      | 4,2     |4,2      | 4, 0    |3,9      | 3,6     |3,6       | 3,5      |3,3      |
|       |совершенных в сфере      |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |незаконного оборота      |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |наркотиков, в общем      |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |количестве преступлений  |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|       |(%)                      |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |         |
|———————|—————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————|——————————|—————————|












Информация по документу
Читайте также