Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 25.03.2015 № 211

 

 

 

ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ  СО­Б­РА­НИЕ  ВОЛОГОД­СКОЙ  ОБ­ЛАС­ТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

О результатах мониторинга правоприменения закона

Вологодской области от 30 октября 1998 года № 305-ОЗ

"О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении

распространения туберкулеза в Вологодской области"

 

 

Законодательное Собрание области постановляет:

 

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 30 октября 1998 года № 305-ОЗ "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Вологодской области".

 

 

Председатель Законодательного

Собрания области          Г.Е. Шевцов

 

 

Вологда

25 марта 2015 года

№ 211

 

 

Приложение

к постановлению

Законодательного Собрания

области от 25.03.2015 № 211

 

Результаты

проведения мониторинга правоприменения закона области
от 30 октября 1998 года № 305-ОЗ

"О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении

распространения туберкулеза в Вологодской области"

 

I. Общие положения

 

Объект мониторинга правоприменения (далее – мониторинг) – закон Вологодской области от 30 октября 1998 года № 305-ОЗ "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза  в Вологодской области" (далее – Закон области).

Субъект мониторинга Закона области – постоянный комитет Законодательного Собрания области по образованию, культуре и здравоохранению (далее – постоянный комитет).

Цели мониторинга Закона области – проведение комплексного изучения правового регулирования отношений в сфере организации оказания противотуберкулезной помощи населению и предупреждения распространения туберкулеза на территории Вологодской области, проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия областного законодательства по теме мониторинга с целью его дальнейшего совершенствования.

 

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

 

Мониторинг проводился постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на второе полугодие 2014 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 25 июня 2014 года № 479.

В процессе проведения мониторинга постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:

1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства Вологодской области и субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с организацией оказания противотуберкулезной помощи населению и предупреждением распространения туберкулеза.

2. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.

3. При проведении мониторинга запрошена следующая информация:

в Правительстве области – о практике применения и реализации Закона области на территории области;

в прокуратуре области – о поступающих в органы прокуратуры обращениях граждан и мерах прокурорского реагирования по Закону области, а также имеющихся замечаниях и предложениях по его совершенствованию;

в Общественной палате Вологодской области – о поступающих обращениях граждан по Закону области, а также замечаниях и предложениях по его совершенствованию;

в Молодежном парламенте – о замечаниях и предложениях по совершенствованию Закона области;

в управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области – о проведении экспертизы на соответствие Закона области федеральному законодательству и отсутствие в нем коррупциогенных факторов.

4. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга.

5. Выработаны предложения по совершенствованию Закона области по результатам мониторинга.

 

III. Проведение мониторинга

 

Состояние законодательства Вологодской области в сфере
организации оказания противотуберкулезной помощи населению и
предупреждения распространения туберкулеза

 

В соответствии с пунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 ст. 76 Конституции).

Одним из основных нормативных правовых актов, устанавливающих правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее также – Федеральный закон № 77-ФЗ).

Федеральным законом № 77-ФЗ:

определены основные понятия и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации;

регламентированы вопросы организации и оказания противотуберкулезной помощи;

раскрываются вопросы, связанные с диспансерным наблюдением за больными туберкулезом, ведением государственного статистического наблюдения в области предупреждения распространения туберкулеза;

определены права и обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом и больных туберкулезом, а также меры их социальной поддержки;

определены меры социальной поддержки медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи;

предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 25 декабря 2001 года № 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", которым утверждены:

порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза;

порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом;

порядок ведения государственного статистического наблюдения в целях предупреждения распространения туберкулеза.

Кроме того, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 932н утвержден Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом.

Вместе с тем в статье 5 Федерального закона № 77-ФЗ федеральный законодатель определил, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют предупреждение распространения туберкулеза, включая противотуберкулезную помощь больным туберкулезом в противотуберкулезных диспансерах, других специализированных медицинских противотуберкулезных организациях и иных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в статье 6.1 Федерального закона № 77-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области предупреждения распространения туберкулеза относятся реализация мероприятий по профилактике туберкулеза и формированию здорового образа жизни, информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения туберкулеза на территории муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

Таким образом субъекты Российской Федерации вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в  указанной сфере в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.

Следует отметить, что до принятия Федерального закона № 77-ФЗ действующие в то время законодательные акты Российской Федерации (Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан", Гражданский процессуальный кодекс и Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях) не содержали правовой базы по регулированию мер общественной профилактики заболеваний туберкулезом, и  ими не были  предусмотрены права и обязанности лиц, страдающих туберкулезом.

До урегулирования этих вопросов на федеральном уровне, т.е. до 2001 года, в отдельных субъектах Российской Федерации, в том числе и в Вологодской области, были приняты собственные законы о защите населения от туберкулеза (в Мурманской, Владимирской, Липецкой, Курганской, Рязанской областях, Краснодарском крае, Республике Бурятия, Республике Саха (Якутия), Республике Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Тыва, Томской области, Пермском крае, Саратовской области). 

Принятый Законодательным Собранием области закон области "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Вологодской области" вступил в силу с 1 января 1999 года.

На протяжении 15 лет в закон области № 305-ОЗ 5 раз вносились изменения, направленные как на приведение его в соответствие с положениями федерального законодательства, так и на уточнение отдельных его положений.

В настоящее время Закон области состоит из V глав:

в главе I "Общие положения" (статьи 1 - 4) определены основные понятия, принципы противотуберкулезной помощи населению, содержатся положения о законодательстве области о противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза, о действии Закона области; 

в главе II "Организация противотуберкулезной помощи населению и предупреждения распространения туберкулеза в области" (статьи 5 - 9) определена компетенция органов государственной власти области в указанной сфере, раскрываются вопросы организационно-методического руководства противотуберкулезной помощью населению, организации и финансирования противотуберкулезной помощи населению;

в главе III "Предупреждение распространения туберкулеза в области" (статьи 10 - 16) определены меры по предупреждению распространения туберкулеза, обязанности граждан, установлено право граждан на получение информации о результатах медицинского обследования, раскрываются вопросы регистрации заболеваний туберкулезом, учета больных туберкулезом и лиц, относящихся к группам повышенного риска заболевания туберкулезом, определены права и обязанности лиц, состоящих на учете в специализированных противотуберкулезных учреждениях; предусмотрена ответственность за нарушение Закона области;

в главе IV "Социальная поддержка медицинских работников государственных специализированных противотуберкулезных учреждений, подвергающихся риску заражения туберкулезом при исполнении служебных обязанностей" (статьи 17 - 18) определены дополнительные гарантии для медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также содержатся положения об обязательном социальном страховании этих работников в соответствии с федеральным законодательством;

в главе V "Заключительные положения" (статья 19) указывается срок вступления закона области в силу – с 1 января 1999 года.

По итогам проведения правовым управлением Законодательного Собрания области мониторинга федерального законодательства была выявлена необходимость приведения Закона области в соответствие с положениями Федерального закона от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В связи с этим Законодательным Собранием области был принят закон области от 13 ноября 2014 года № 3473-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Вологодской области".

По обращению постоянного комитета в рамках Соглашения между управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области и Законодательным Собранием Вологодской области о взаимодействии в сфере обеспечения единства правового пространства, заключенного 26 марта 2013 года, управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области провело правовую и антикоррупционную экспертизы закона области "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Вологодской области".

Согласно экспертному заключению управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области от 30 июля 2014 года № 35/02-4370 Закон области не содержит положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Требования необходимости и достаточности акта для урегулирования общественных отношений соблюдены. Форма и текст соответствуют правилам юридической техники, коррупциогенные факторы не выявлены.

Вместе с тем необходимо отметить следующее.

По рассматриваемой теме предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации были статьи 4, 5 и пункт 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в той мере, в какой решается вопрос о принадлежности конкретному уровню публичной власти установленного им полномочия по внеочередному предоставлению гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), отдельных жилых помещений с учетом права этих граждан на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, а также обязанности по обеспечению данного полномочия материальными и финансовыми средствами.

Конституционный Суд признал пункт 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40 и 41 (части 1 и 2) в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств и тем самым обеспечить защиту права указанных граждан на данную меру социальной поддержки, притом что по смыслу, придаваемому названному законоположению правоприменительной практикой, не предполагается осуществление этого полномочия органами государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации.

В отношении проверки конституционности статей 4 и 5 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" Конституционный Суд постановил прекратить производство по делу.

В настоящее время в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации Правительством области внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона № 555553-6 "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в статью 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".

Указанным проектом федерального закона предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части предоставления субъектам Российской Федерации полномочия по предоставлению жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, и соответственно изложить в новой редакции часть 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", признанную Постановлением не соответствующей Конституции Российской Федерации.

В случае принятия данного проекта федерального закона в представленной редакции потребуется внесение изменений в Закон области и закон области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области".

Кроме того, по результатам анализа Закона области выявлены концептуальные замечания и предложения, которые требуют урегулирования:

требуется определить, каким образом будут реализовываться полномочия органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулеза, предусмотренные статьей 6.1 Федерального закона № 77-ФЗ;

из части 2 статьи 9 непонятно, о каком взаимодействии учреждений здравоохранения с организациями на договорной основе идет речь;

в статье 10 установлены положения о действиях руководителей учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов внутренних дел по вопросам предупреждения распространения туберкулеза. Поскольку в ведении Российской Федерации находятся вопросы установления системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, уголовно-исполнительное законодательство, то законом субъекта  РФ не могут диктоваться условия их деятельности;

в статье 14 лицам, состоящим на учете в специализированных противотуберкулезных учреждениях, предусмотрена компенсация проезда один раз в год туда и обратно при вызове или направлении на консультацию в областной противотуберкулезный диспансер и иные специализированные противотуберкулезные организации и службы за счет средств областного бюджета. Между тем механизм реализации данной нормы в Законе области не определен;

частью 3 статьи 14 установлено, что лица, состоящие на диспансерном учете по туберкулезу, в случае госпитализации в стационарные учреждения здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел имеют право на предоставление дополнительного питания в соответствии с нормами питания для туберкулезных больных. Также в указанной части  не определен механизм реализации указанной нормы и, кроме того, непонятно, речь идет о дополнительном питании в соответствии с нормами питания для туберкулезных больных, установленных на федеральном уровне, или нет;

вызывает сомнение правомерность нормы части 9 статьи 10, согласно которой при обмене или продаже жилья организации и физические лица, оформляющие данные сделки, вправе требовать предоставление справки об отсутствии у проживающих заболевания туберкулезом. 

 

Состояние законодательства субъектов Российской Федерации
в сфере организации оказания противотуберкулезной помощи
населению и предупреждения распространения туберкулеза

 

Проанализировав законодательство субъектов Российской Федерации по рассматриваемому вопросу по состоянию на сентябрь 2014 года по данным справочно-правовой системы Консультант-плюс, отмечаем следующее.

Как ранее указывалось, в 14 субъектах Российской Федерации были приняты собственные законы области о защите населения от туберкулеза до принятия Федерального закона № 77-ФЗ. В настоящее время эти законы не отменены, приведены в соответствие с федеральным законодательством и  продолжают свое действие.

Помимо этого в других регионах также были приняты законы, направленные на организацию предупреждения распространения туберкулеза, включая противотуберкулезную помощь больным туберкулезом в противотуберкулезных диспансерах, других специализированных медицинских противотуберкулезных организациях и иных учреждениях здравоохранения (в Ленинградской, Новгородской, Воронежской, Волгоградской, Магаданской, Ивановской, Иркутской, Новосибирской, Костромской, Орловской, Омской, Ярославской областях, Республике Адыгея, Камчатском крае, Еврейской автономной области, Республике Алтай, Алтайском крае, Красноярском крае, Республике Марий Эл, Пензенской области, Республике Дагестан, Республике Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике).

Вместе с тем, поскольку в Федеральном законе № 77-ФЗ определены основные понятия, урегулированы вопросы организации и оказания противотуберкулезной помощи и другие вопросы, то большинство законов субъектов РФ, в том числе и наш закон области, содержат много дублирующих норм. 

Так, например:

1) в статье 1 Закона области продублированы основные понятия (противотуберкулезная помощь, профилактика туберкулеза, медицинские противотуберкулезные организации и др.).

Ряд субъектов РФ также раскрывают основные понятия в своих законах (во Владимирской, Волгоградской областях, Республике Бурятия, Липецкой, Курганской области, Кабардино-Балкарской Республике).

В то же время некоторые субъекты РФ (Орловская, Воронежская, Магаданская области, Еврейская автономная область и др.) пошли по иному пути, применив в своих законах следующую формулировку: "Основные понятия, используемые в настоящем законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации";  

2) в статье 2 Закона области указаны основные принципы противотуберкулезной помощи населению (законность и соблюдение прав человека и гражданина; доступность, безопасность; ответственность граждан за сохранение своего здоровья, здоровья членов семьи и окружающих и др.).

Отдельные субъекты РФ в своих законах при определении принципов оказания противотуберкулезной помощи дублируют положения части 1 статьи 7 Федерального закона № 77-ФЗ. Так, например, в Пензенской области ч. 1 ст. 3 закона от 28 мая 2007 года № 1285-ЗПО действует в следующей редакции:

"оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Пензенской области".

Такая же конструкция применяется в Краснодарском крае, Владимирской, Орловской областях, Кабардино-Балкарской Республике. 

Что касается законодательного урегулирования вопросов, отнесенных статьей 5 Федерального закона № 77-ФЗ к полномочиям субъектов РФ в части организации предупреждения распространения туберкулеза, включая противотуберкулезную помощь больным туберкулезом в противотуберкулезных диспансерах, других специализированных медицинских противотуберкулезных организациях и иных учреждениях здравоохранения субъектов РФ, то ситуация складывается следующая. 

В нашей области:

в статье 7 Закона области закреплено, что организационно-методическое руководство, координация и экспертная оценка деятельности по противотуберкулезной помощи населению и предупреждению распространения туберкулеза, проводимой на территории области организациями независимо от их подчиненности, осуществляются органом исполнительной государственной власти области в сфере здравоохранения и органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.

В статье 8 указывается, что противотуберкулезную помощь населению оказывают медицинские противотуберкулезные организации, имеющие соответствующие лицензии.

В статье 10 Закона области определены меры по предупреждению распространения туберкулеза, а также учреждения и органы, реализующие эти меры:

1) учреждения здравоохранения, осуществляющие противотуберкулезную помощь населению и предупреждение распространения туберкулеза; 

2) руководители учреждений уголовно-исполнительной системы;

3) органы внутренних дел;

4) органы государственной ветеринарной службы.

В основном субъекты Российской Федерации в своих законах указывают, что организацию противотуберкулезной помощи в регионе осуществляет орган исполнительной власти, а также в большинстве случаев в законе дополнительно дублируются положения статьи 7 Федерального закона № 77-ФЗ. 

В Краснодарском крае:

"организация противотуберкулезной помощи осуществляется органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае.

Противотуберкулезная помощь несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из его родителей или иного законного представителя, лицу, признанному недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, – при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных статьями 3.2 и 3.3 закона, и в иных случаях, установленных федеральным законодательством".

В Пензенской области:

"организационно-методическое руководство работой по борьбе с туберкулезом в Пензенской области осуществляется специализированной медицинской организацией государственной системы здравоохранения, определяемой исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным в сфере здравоохранения".

Во Владимирской области:

"противотуберкулезная помощь во Владимирской области осуществляется государственными, ведомственными специализированными учреждениями и учреждениями общей лечебной сети".

В Орловской области:

"противотуберкулезная помощь в Орловской области оказывается гражданам при их добровольном обращении или с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 Федерального закона № 77-ФЗ и другими федеральными законами. Противотуберкулезная помощь несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет, а также гражданам, признанным в установленном законом порядке недееспособными, оказывается с согласия их законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 Федерального закона № 77-ФЗ и другими федеральными законами".

Как ранее указывалось, федеральный законодатель определил меры социальной поддержки лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, больных туберкулезом.

Для вышеуказанных категорий граждан предусмотрены меры социальной поддержки пунктами 2 - 5 статьи 14 Федерального закона № 77-ФЗ, а именно:

за гражданами, временно утратившими трудоспособность в связи с туберкулезом, сохраняется место работы (должность) на срок, установленный законодательством Российской Федерации;

за время отстранения от работы (должности) в связи с туберкулезом больным туберкулезом выдаются пособия по государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом бесплатно обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, – в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Отдельные субъекты Российской Федерации, несмотря на то, что это правоустанавливающие нормы федерального законодателя, либо полностью, либо частично дублируют вышеуказанные положения (в Курганской, Магаданской, Воронежской, Орловской, Рязанской областях, Краснодарском крае, Республике Адыгея, Республике Башкортостан, в Саратовской области, Чеченской Республике).

Анализ законодательства субъектов РФ показал, что в ряде регионов установлены и дополнительные к федеральным меры социальной поддержки лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, больных туберкулезом.

В нашей области статьей 14 закона области № 305-ОЗ для лиц, состоящих на учете в специализированных противотуберкулезных учреждениях, в качестве дополнительных мер поддержки предусмотрена компенсация проезда один раз в год туда и обратно при вызове или направлении на консультацию в областной противотуберкулезный диспансер и иные специализированные противотуберкулезные организации и службы за счет средств областного бюджета.

В Пензенской области (закон от 28 мая 2007 года № 1285-ЗПО "О защите населения от туберкулеза и о противотуберкулезной помощи") лица, больные туберкулезом, имеют право на полное возмещение стоимости проезда один раз в год к месту санаторно-курортного лечения в противотуберкулезном санатории в пределах Российской Федерации и обратно в порядке, установленном Правительством Пензенской области.

Лица, больные активными формами туберкулеза, находящиеся на амбулаторном лечении, ежемесячно обеспечиваются бесплатными продуктовыми наборами на сумму не менее 300 рублей и в ассортименте, установленном исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным в сфере здравоохранения, в порядке, установленном Правительством Пензенской области.

В Липецкой области (закон от 10 апреля 2000 года № 73-ОЗ "О противотуберкулезной помощи населению Липецкой области") дети лиц, больных туберкулезом, пользуются правом внеочередного приема в государственные и муниципальные ясли, сады, интернаты, санаторные оздоровительные учреждения после полного клинического обследования, в том числе на туберкулез.

В Костромской области (закон от 25 ноября 2010 года № 11-5-ЗКО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, больных туберкулезом, проживающих на территории Костромской области") установлены следующие меры социальной поддержки граждан, в том числе несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, проживающих на территории Костромской области, которые проходят амбулаторное лечение или лечение на дневном стационаре в связи с заболеванием туберкулезом в медицинских противотуберкулезных организациях, находящихся в ведении Костромской области:

1) бесплатное получение продовольственного набора на сумму 150 рублей еженедельно и гигиенического набора на сумму 100 рублей один раз за курс лечения;

2) компенсация расходов в размере 100 процентов стоимости проезда на автомобильном транспорте городского сообщения, городском наземном электрическом транспорте общего пользования до места лечения и обратно;

3) обеспечение бесплатными противотуберкулезными препаратами.

В Ленинградской области (закон от 27 декабря 2013 года № 106-ОЗ "Об охране здоровья населения Ленинградской области") лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больным туберкулезом предоставляется  компенсация транспортных расходов за проезд при вызове или направлении на консультацию и госпитализацию к месту лечения на территории Ленинградской области на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.

Во Владимирской области (закон области от 3 марта 1998 года № 11-ОЗ "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза") больные активными формами туберкулеза, находящиеся на амбулаторно-поликлиническом лечении и выполняющие лечебно-оздоровительные мероприятия, назначенные врачом медицинской противотуберкулезной организации, обеспечиваются ежедневно одноразовым бесплатным питанием в порядке, установленном постановлением Губернатора области.

В Кабардино-Балкарской Республике (закон от 3 марта 2000 года № 12-РЗ "Об организации борьбы с туберкулезом в Кабардино-Балкарской Республике") при обнаружении заразных форм заболевания туберкулезом у лиц, проживающих в общежитиях и коммунальных квартирах совместно с детьми, органами государственной власти, предприятиями и организациями всех форм собственности предоставляется изолированная жилая площадь в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики;

дети больных туберкулезом пользуются правом бесплатного приема в санаторные образовательные организации и специализированные санатории;

неработающие граждане, пенсионеры и дети, страдающие туберкулезом, один из родителей несовершеннолетних детей, больных туберкулезом, имеют право на оплату проезда железнодорожным транспортом один раз в год в туберкулезный санаторий и обратно за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.

В Еврейской автономной области (закон от 23 апреля 2013 года № 291-ОЗ "О дополнительных мерах по снижению заболеваемости туберкулезом на территории Еврейской автономной области") больные активными формами туберкулеза, находящиеся на амбулаторно-поликлиническом лечении и выполняющие лечебно-оздоровительные мероприятия, назначенные врачом медицинской противотуберкулезной организации, обеспечиваются продуктовыми наборами один раз в неделю.

В Республике Саха (Якутия) (закон от 17 февраля 1999 года З № 73-II "О защите населения Республики Саха (Якутия) от туберкулезной инфекции и оказании противотуберкулезной помощи") лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больным туберкулезом, а также одному из родителей ребенка и (или) подростка, больных туберкулезом, которым по медицинским показаниям необходимы консультация и лечение в головной противотуберкулезной организации и детском санатории, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), оплачивается проезд в эти организации и обратно за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, определенном нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).

Гражданам, не имеющим возможности работать на ранее занимаемых должностях по причине заболевания туберкулезом, обеспечивается бесплатное профессиональное переобучение и содействие трудоустройству по новой специальности. Перечень профессий и должностей, к занятию которых не допускается лицо, переболевшее туберкулезом, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В Республике Тыва (закон от 31 декабря 1996 года № 696 "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза") дети больных туберкулезом пользуются правом внеочередного приема в специализированные дошкольные, образовательные организации и санаторно-оздоровительные учреждения.

Больные туберкулезом, а также лица, сопровождающие их, имеют право на бесплатный проезд в республиканские специализированные медицинские противотуберкулезные и санаторные организации один раз в год за счет средств местного бюджета.

В Томской области (закон от 4 марта 1999 года № 9-ОЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Томской области") лица, состоящие на учете в специализированных противотуберкулезных организациях и службах, имеют право на бесплатный проезд не менее одного раза в год при вызове или направлении на консультацию в областные государственные специализированные противотуберкулезные медицинские учреждения Томской области за счет средств областного бюджета.

В Пермском крае (закон от 3 марта 1995 года № 186-28 "О защите населения от туберкулеза и о противотуберкулезной помощи") дети больных туберкулезом пользуются правом внеочередного приема в детские дошкольные и школьные учреждения и другие санаторно-оздоровительные учреждения. Лица, страдающие туберкулезом, а также родители, имеющие инфицированных, больных туберкулезом или контактных с больными туберкулезом детей, имеют право на бесплатный проезд один раз в год в туберкулезный санаторий и обратно.

В Саратовской области (закон от 27 марта 1996 года "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза") лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом имеют право на денежную компенсацию за проезд на транспорте общего пользования городского, пригородного и внутриобластного сообщения при вызове или направлении на консультации в медицинские противотуберкулезные учреждения на территории области за счет средств областного бюджета в размере и порядке, установленных Правительством области.

В Республике Северная Осетия - Алания (закон от 10 июля 2001 года № 29-рз "О предупреждении распространения туберкулеза в Республике Северная Осетия – Алания") больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются единовременные выплаты на приобретение жилого помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Северная Осетия - Алания. Норматив общей площади жилого помещения, используемый для расчета размера социальной выплаты, предоставляемой данным категориям граждан, с учетом их права на дополнительную жилую площадь составляет 28 кв. метров.

Также отмечаем, что во многих региональных законах содержатся положения о социальной поддержке медицинских работников государственных специализированных противотуберкулезных учреждений.

Однако в основном в региональных законах полностью или частично продублированы нормы статьи 15 Федерального закона № 77-ФЗ, устанавливающей гарантии медицинским, ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи.

Вместе с тем в отдельных субъектах РФ, в том числе и в Вологодской области, предусмотрены и дополнительные гарантии медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи.

Так, в статье 17 закона Вологодской области № 305-ОЗ определено, что дополнительно к гарантиям, установленным федеральным законодательством, медицинские работники государственных специализированных противотуберкулезных учреждений, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи и подвергающиеся риску заражения при исполнении служебных обязанностей, имеют право на:

дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней;

единовременное денежное пособие за счет средств областного бюджета в размере 5000 рублей в связи с назначением пенсии в соответствии с федеральным законодательством при наличии стажа работы в специализированных противотуберкулезных организациях и службах не менее 20 лет. Данное пособие выплачивается независимо от прекращения работником трудовой деятельности. Порядок выплаты указанного единовременного денежного пособия определяется Правительством области (постановление Правительства области от 7 июля 2014 года № 573).

В других субъектах Российской Федерации ситуация складывается следующим образом:

в Орловской области в качестве дополнительной меры стимулирования труда работникам государственных медицинских организаций Орловской области, оказывающих противотуберкулезную помощь, выплачивается надбавка за интенсивность и напряженность труда в размере 10 процентов от должностного оклада (оклада, тарифной ставки) с учетом повышающих коэффициентов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера; 

в Республике Бурятия:

медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, в соответствии с перечнем должностей, утвержденным Правительством Республики Бурятия имеют право:

на получение безвозмездной субсидии на строительство, реконструкцию и приобретение жилья за счет финансовых средств республиканского бюджета;

на бесплатный проезд в санатории федерального и местного значения для работников медицинских противотуберкулезных организаций один раз в год в случае развития туберкулеза в результате исполнения служебных обязанностей;

на выходное пособие в размере 50 месячных должностных окладов при достижении пенсионного возраста (мужчины 60 лет и женщины 55 лет) и работы не менее 25 лет во вредных условиях;

Участковые врачи-фтизиатры, медицинские сестры фтизиатрических участков имеют право на бесплатный проезд на муниципальном транспорте (кроме такси) в пределах обслуживаемых административных территорий.

Камчатский край:

компенсационные выплаты к отпуску в размере 50 процентов среднего месячного должностного оклада;

единовременное пособие при увольнении из противотуберкулезных (специализированных) медицинских учреждений в связи с уходом на пенсию по старости:

в размере годового фонда окладов последнего года работы с учетом северных льгот при наличии стажа работы не менее 25 лет в Камчатской области, в том числе в Корякском автономном округе не менее 10 лет;

в размере полугодового фонда окладов последнего года работы с учетом северных льгот при наличии стажа работы не менее 15 лет в Камчатской области, в том числе в Корякском автономном округе не менее 10 лет;

в размере квартального фонда окладов последнего года работы с учетом северных льгот при наличии стажа работы не менее 10 лет в Камчатской области, в том числе в Корякском автономном округе не менее 5 лет;

врачи, медицинский персонал, работающие в передвижных противотуберкулезных медицинских отрядах автономного округа по оказанию противотуберкулезной помощи, во время командировочных выездов имеют право, в связи с опасными и особо тяжелыми условиями труда, на повышение должностного оклада:

не менее пятидесяти процентов с первого дня работы;

не менее 75 процентов через три года непрерывной работы;

не менее 100 процентов через пять лет непрерывной работы;

санаторно-курортное лечение при возникновении туберкулеза как профессионального заболевания с оплатой путевки, проезда туда и обратно за счет средств окружного или муниципальных бюджетов;

при трудоустройстве первоочередное получение благоустроенного жилья, представление их детям мест в детских дошкольных учреждениях.

Судебных решений в части обжалования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы предупреждения распространения туберкулеза, не имеется.

 

Информация о правоприменительной практике Закона области

 

В целях реализации Закона области осуществлялись следующие мероприятия:

ежегодное флюорографическое обследование всего населения старше 15 лет (в 2012 г. – 63,4%, в 2013 г. – 65%, на 1 июля 2014 года – 66,7%);

бактериологическое обследование на микобактерии туберкулеза с профилактической целью у лиц, относящихся к группам повышенного риска заболевания туберкулезом, проводятся медицинскими учреждениями общей лечебной сети (в 2012 году было проведено 2557 исследований, в 2013 году – 2612 исследований, на 1 июля 2014 года – 1512 исследований);

флюорографическое обследование граждан, прибывающих в область, перед временной и постоянной регистрацией;

организация специализированных отделений в домах-интернатах общего типа и психоинтернатах для лиц, имеющих остаточные изменения в легких после перенесенного туберкулеза, что позволило сконцентрировать социальную группу риска по туберкулезу в 2 учреждениях социальной помощи и целенаправленно проводить профилактические мероприятия;

больные с активными формами туберкулеза направляются на обязательную госпитализацию в специализированные стационары, в случае отказа от лечения пациенты направляются  на принудительное лечение по решению суда;

организация специализированных отделений и проведение флюорографических обследований два раза в год в учреждениях исправительной системы Вологодской области привели к снижению показателя заболеваемости туберкулезом (с 3200,0 в 1996 году до 555,6 в 2013 году);

организация дополнительного детского питания тубинфицированных детей в школах;

выделение больным активными формами туберкулеза средств для оплаты проезда в стационары и санатории. Показатель госпитализации бактериовыделителей составляет 90,0%. Показатель изоляции детей из очага туберкулезной инфекции в санатории – от 85% до 86,3%;

организация лечения детей в санаториях "Родничок", "Гледенский" для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Санатории рассчитаны на 110 мест, финансируются из областного бюджета. Кроме того, имеются санаторные детские сады в городах Вологде и Череповце на 195 мест;

ежегодные обследования детей и подростков с применением туберкулиновой диагностики (охват туберкулиновой диагностикой детей в 2012 г. – 36%, в 2013 г. – 35%);

вакцинация и ревакцинация по эпидемиологическим показаниям лиц, контактировавших с больными активными формами туберкулеза (охват в 2012 г. составил 92%, в 2013 г. – 91,8%);

дезинфекция в очагах туберкулезной инфекции проводится в 100% (дезкамерная обработка проводится в 48 - 50% случаев);

списки больных туберкулезом с установленным бактериовыделением, имеющих право на изолированную жилплощадь, передаются в администрации муниципальных образований в обязательном порядке.

Органами внутренних дел направляется информация о больных туберкулезом, освободившихся из мест лишения свободы, в противотуберкулезные учреждения области, которая позволяет оперативно организовывать лечение этих больных.

Дополнительно к гарантиям, установленным федеральным законодательством, медицинским работникам государственных специализированных противотуберкулезных учреждений области, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи и подвергающимся риску заражения при исполнении служебных обязанностей, выплачивается единовременное денежное пособие за счет средств областного бюджета в размере 5000 рублей в связи с назначением пенсии в соответствии с федеральным законодательством при наличии стажа работы в специализированных противотуберкулезных организациях и службах не менее 20 лет. В 2012 году данное пособие выплачено 6 медицинским работникам, в 2013 году – 19 сотрудникам, в 2014 году – 1 сотруднику.

Закон области применяется в ежедневной практике работы противотуберкулезных учреждений Вологодской области, при этом каких-либо существенных проблем в реализации данного нормативного правого акта не возникает.

За время действия Закона области обоснованных жалоб и обращений граждан по вопросам разъяснения данного закона области не зарегистрировано.

Прокуратурой области представлена следующая информация по вопросу правоприменения Закона области.

По вопросу уклонения от прохождения противотуберкулезного лечения в 2013 году в органы прокуратуры поступило три обращения (г. Великий Устюг). Вопрос о принудительной госпитализации был решен в судебном порядке. В 2014 году поступило 2 обращения о принятии мер в отношении граждан, болеющих туберкулезом.

При реализации Закона области на практике возникают проблемы, связанные с исполнением решений суда о принудительной госпитализации гражданина в противотуберкулезную организацию для прохождения лечения и обеспечением прохождения больным непрерывного курса лечения от туберкулеза, поскольку действующее законодательство обеспечивает только возможность принудительной госпитализации, не обеспечивая при этом принудительного лечения. Противотуберкулезные учреждения не являются учреждениями закрытого типа, в связи с чем обеспечить принудительное лечение не представляется возможным. На практике возникают случаи отказа от продолжения лечения.

Также на практике возникает следующая проблема: граждане, представляющие опасность для окружающих, при установлении данного факта в судебном порядке еще в течение месяца (время, предоставленное законом для обжалования решения суда в апелляционном порядке) продолжают посещать места массового пребывания людей и пользоваться общественным транспортом, не ограничены в праве пребывания на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждений культуры.

         

IV. Результаты проведения мониторинга

 

По результатам проведения мониторинга постоянный комитет Законодательного Собрания области по образованию, культуре и здравоохранению считает необходимым подготовить проект закона области "О внесении изменений в закон области "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Вологодской области" и внести его на рассмотрение сессии Законодательного Собрания Вологодской области в 2015 году.

 

 

 

 


Информация по документу
Читайте также