Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 06.12.2011 № 1514

 
                                                                      
                                                                      
                                                                      
 
                     ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          
                                                                      
 
     От 06.12.2011 N 1514
     гологда
 
     О Концепции непрерывного экологического
     образования, воспитания и просвещения
     населения Вологодской области в интересах
     устойчивого развития региона до 2020 года
 
      (В редакции Постановления Правительства Вологодской области     
                         от 24.08.2015 № 698)                         
 
     В целях развития экологической культуры населения,  сохранения  и
улучшения социо-природной среды Вологодской области
 
     Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
 
     1.        Утвердить    прилагаемую     Концепцию     непрерывного
экологического   образования,   воспитания   и  просвещения  населения
Вологодской области в интересах устойчивого развития региона  до  2020
года (далее также - Концепция).
     2.       Рекомендовать   Концепцию   для    реализации    органам
исполнительной   государственной   власти  области,  органам  местного
самоуправления,  образовательным   учреждениям   (организациям)   всех
уровней   и   типов,  учреждениям  культуры,  организациям  всех  форм
собственности,   связанным   с    образовательной,    оздоровительной,
производственной,  природоохранной  деятельностью,  средствам массовой
информации, общественным  организациям  и  объединениям,  занимающимся
экологическим образованием.
     3.      Признать  утратившим  силу  постановление   Правительства
области  от  9  августа  2002  года  N  507  "О Концепции непрерывного
экологического образования в Вологодской области".
     4.      Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со  дня  его
официального опубликования.
 
 
     Губернатор области          В.Е. Позгалев
 
 
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 06.12.2011 N 1514
 
      (В редакции Постановления Правительства Вологодской области     
                         от 24.08.2015 № 698)                         
 
                                 Концепция                            
     непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения
      населения Вологодской области в интересах устойчивого развития  
                           региона до 2020 года                       
 
     1. Общие положения
 
     Концепция представляет собой совокупность современных взглядов  и
целевых    установок    в    деятельности    органов    исполнительной
государственной  власти  области,  органов  местного   самоуправления,
образовательных   учреждений   (организаций)  всех  уровней  и  типов,
учреждений культуры, организаций всех форм собственности, связанных  с
образовательной,  оздоровительной,  производственной,  природоохранной
деятельностью, средств массовой информации (далее – СМИ), общественных
организаций  и  объединений,  направленной  на развитие экологического
образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области, и
является  частью социально-экономической политики устойчивого развития
региона.
     Концепция определяет:
     ведущие идеи,  которые  необходимо  учитывать  при  разработке  и
реализации программ и планов по экологическому образованию, воспитанию
и просвещению населения области;
     цель, задачи и ожидаемые результаты  непрерывного  экологического
образования, воспитания и просвещения населения области;
     основные  принципы   непрерывного   экологического   образования,
воспитания и просвещения населения области;
     основные направления деятельности по экологическому  образованию,
воспитанию и просвещению населения области;
     основные  механизмы  управления   и   координации   действий   по
экологическому   образованию,   воспитанию   и  просвещению  населения
области.
 
     1.1. Нормативно-правовая основа Концепции
 
     Концепция  базируется  на  следующих   нормативных   и   правовых
документах:
     Конституция Российской Федерации;
     Федеральный закон от 10  января  2002  года  N  7-ФЗ  "Об  охране
окружающей среды";
     Закон Российской Федерации от 10 июля  1992  года  N  3266-1  "Об
образовании";
     Закон Российской Федерации  от  9  октября  1992  года  N  3612-1
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
     Основы государственной  политики  Российской  Федерации  в  сфере
развития  правовой  грамотности  и правосознания граждан, утвержденные
Президентом Российской Федерации от 28 апреля 2011 года N Пр-1168;
     постановление Правительства Российской  Федерации  от  4  октября
2000  года  N  751    национальной доктрине образования в Российской
Федерации";
     распоряжение Правительства Российской  Федерации  от  31  августа
2002 года N 1225-р "Об Экологической доктрине Российской Федерации";
     приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября  2010  года  N  373  "Об  утверждении  и  введении  в действие
федерального государственного  образовательного  стандарта  начального
общего образования";
     приказ Министерства образования и науки Российской  Федерации  от
17   декабря   2010   года   N   1897   "Об  утверждении  федерального
государственного   образовательного   стандарта    основного    общего
образования".
     Концепция разработана на  основе  ежегодных  Посланий  Президента
Российской  Федерации  Федеральному  Собранию  Российской Федерации. В
Послании Президента  Российской  Федерации  от  30  ноября  2010  года
отмечено,  что "свою решающую, принципиальную роль в охране окружающей
среды должно сыграть наше гражданское общество",  поэтому  чрезвычайно
важна роль экологического воспитания и образования.
     При разработке Концепции учтены основные положения Стратегии  ЕЭК
ООН  для  образования  в  интересах  устойчивого  развития и Концепции
духовно-нравственного  развития  и  воспитания   личности   гражданина
России,   опыт   Вологодской   области  в  экологическом  образовании,
воспитании  и  просвещении  населения,  а  также   региональный   опыт
разработки концепций в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
 
     1.2. Концептуальные основы развития  экологического  образования,
воспитания и просвещения населения области
 
     Экологическое образование в настоящей  Концепции  понимается  как
нацеленный       на       достижение       экологической      культуры
познавательно-воспитательный процесс,  осуществляемый  во  всех  видах
педагогически  организованной жизнедеятельности учащихся. Оно отражает
новый  социальный  заказ  образованию:  формирование   у   обучающихся
способности   проектировать  свою  жизнедеятельность  на  основе  идей
устойчивого экологического, экономического и социального  развития,  с
учетом  ее  экономических,  социальных и экологических последствий для
состояния  окружающей  среды,  здоровья,  безопасной  жизни  населения
Вологодской области.
     Важнейшая цель экологического образования и одна из  приоритетных
задач   образования   для   устойчивого   развития      это  развитие
экологической культуры личности. В этой связи  процесс  экологического
образования   должен   пониматься   не  только  как  процесс  усвоения
определенной  системы  экологических  знаний,  умений  и  компетенций,
составляющих     инструментальную     основу     учебно-познавательной
деятельности  обучающихся,  но  и  как  процесс  развития   ценностных
ориентаций   личности,   принятия   экологических  ценностей.  Поэтому
экологическое  воспитание  не  должно  быть   оторвано   от   процесса
экологического  образования,  а,  наоборот,  должно  быть  органически
включено в него.
     Экологическое   просвещение   определяется   в   Концепции    как
распространение   экологических   знаний,   информации   о   состоянии
окружающей среды, охране, рациональном использовании и  восстановлении
природных ресурсов в целях формирования в обществе основ экологической
культуры.
     Экологическое образование, воспитание и просвещение  в  Концепции
рассматриваются  как процесс преемственного и поступательного развития
экологической культуры людей всех возрастов.
     Экологическая культура рассматривается  как  разновидность  общей
культуры,  проявляющаяся  в  сфере взаимодействия человека с природой,
базирующаяся на особой системе  экологических  ценностей,  ведущей  из
которых  является  гармония  человека и природы, позволяющая в аспекте
гармоничного развития общества и биосферы осуществлять взаимосвязанные
виды  деятельности  по  использованию,  сохранению  и  воспроизводству
жизненных сил природы.
     Экологическая  культура  есть  качественное  состояние   духовной
культуры,  выражающей  гармонию  человека и природы в целях сохранения
как целостности человека, так и саморегулирующих возможностей природы.
     Структура экологической  культуры  отражает  ее  аксиологическое,
информационное,   эмоциональное,   поведенческое  содержание.  Ведущим
компонентом    в    структуре    экологической    культуры    являются
эколого-ценностные  ориентации,  как выражаемые человеком предпочтения
или отвержения определенных экологических ценностей, предпочтения вида
взаимодействия  человека и природы, готовность личности к практической
деятельности  в  соответствии  с  избираемым  видом  взаимодействия  с
природой.  Это  позволяет  выделить основные результаты экологического
образования, воспитания и просвещения, выраженные в терминах  ключевых
компонентов экологической культуры:
     эколого-ценностные ориентации;
     эколого-значимые знания;
     адекватные эколого-ценностные отношения;
     эколого-оправданная деятельность.
 
     2. Термины и понятия
 
     В рамках настоящей Концепции  используются  следующие  термины  и
понятия:
     базовые национальные  ценности    основные  моральные  ценности,
приоритетные   нравственные   установки,  существующие  в  культурных,
семейных,      социально-исторических,      религиозных      традициях
многонационального   народа   Российской  Федерации,  передаваемые  из
поколения в поколение и  обеспечивающие  успешное  развитие  страны  в
современных условиях;
     экологические ценности – разновидность ценностей,  относящихся  к
сфере взаимодействия человека и природы;
     эколого-ценностные  ориентации    выражаемые  личностью  векторы
предпочтений  экологических ценностей, определяющие вид взаимодействия
человека с природой и готовность личности к практической  деятельности
в соответствии с избираемым видом взаимодействия с природой;
     эколого-значимые  знания  -  знания,  значимые  для  установления
рационального взаимодействия человека и природы;
     эколого-ценностные  отношения  -  весь  спектр  интеллектуальных,
нравственных,  эстетических  чувств, возникающих у человека в процессе
его знакомства с  экологическими  проблемами  или  в  непосредственном
контакте  с  природой,  а  также  принятие  (неприятие)  тех  или иных
выделенных видов взаимодействия человека и природы;
     эколого-оправданная практическая деятельность - это деятельность,
направленная   на   охрану  природы  и  восстановление  утраченных  ее
элементов,  активную  пропаганду  экологических   идей   и   принципов
эколого-нравственного императива.
 
     3. Состояние экологического образования, воспитания и просвещения
населения области и перспективы его развития
 
     3.1.  Итоги  реализации  Концепции  непрерывного   экологического
образования в Вологодской области (2002 - 2010 годы)
 
     К основным  достижениям  в  сфере  экологического  образования  и
просвещения населения области отнесены:
     разработка проекта закона Вологодской области  "Об  экологическом
образовании и просвещении в Вологодской области";
     создание и  функционирование  межведомственного  координационного
Совета   по   экологическому   образованию   и  просвещению  населения
Вологодской области;
     формирование  системы  экологического   образования   на   уровне
отдельных муниципальных образований Вологодской области;
     включение в региональный компонент  школьного  образования  курса
"Экология Вологодской области";
     осуществление мониторинга экологической культуры учащихся;
     изучение и распространение  положительного  опыта  экологического
образования  Вологодской области, выпуск научных и учебно-методических
материалов;
     проведение   областных   школ   практической   экологии,    школы
безопасности, школы экологической безопасности;
     развитие театрального экологического движения;
     формирование  молодежного  экологического  движения,  создание  и
проведение  школы практической экологии "Школа лидеров" для активистов
молодежных экологических объединений;
     опубликование в СМИ тематических экологических выпусков;
     реализация   программы   "Природное   и    культурное    наследие
Вологодчины",  разработанная  и  курируемая БУК "Вологодская областная
универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина";
     реализация проекта "Экология. Культура.  Образование.  Творческая
лаборатория библиотекарей Северо-Западного региона";
     разработка   и   реализация    программы    работы    музеев    и
культурно-досуговых   учреждений   по   экологическому   воспитанию  и
просвещению.
 
     3.2.   Проблемы   экологического   образования,   воспитания    и
просвещения населения области
 
     В настоящее время выделяются следующие основные проблемы:
     несовершенство  нормативно-правовой   базы   на   федеральном   и
региональном    уровнях,   регламентирующей   деятельность   в   сфере
экологического образования, воспитания и просвещения;
     в  действующей  системе  экологического  образования   не   нашел
должного отражения аспект воспитания, отсутствует единство в понимании
и  принятии  социумом  важнейшей  цели  экологического  воспитания   
развитие  экологической  культуры  человека,  без  которой не возможно
устойчивое экологическое, экономическое и социальное развитие региона;
     отсутствует целостная система непрерывного развития экологической
культуры    населения,   наблюдается   недостаточная   преемственность
отдельных этапов экологического образования, воспитания и просвещения,
несогласованность действий участников системы.
 
     3.3. Цель, задачи и ожидаемые  результаты  развития  непрерывного
экологического образования, воспитания и просвещения населения области
 
     Цель настоящей  Концепции  -  объединение  усилий  всех  структур
гражданского  общества  в  развитии экологической культуры населения в
интересах сохранения и  улучшения  социо-природной  среды  Вологодской
области.
     Задачами настоящей Концепции являются:
     развитие   системы   всеобщего,   комплексного   и   непрерывного
экологического   образования,   воспитания   и  просвещения  населения
области;
     профессиональная  экологическая   подготовка   и   переподготовка
специалистов,  ответственных  за  принятие  решений  в  области охраны
окружающей среды и безопасного экологического развития региона;
     информированность населения об экологическом состоянии региона;
     консолидация  населения  региона  вокруг  проблем  сохранения   и
улучшения социо-природной среды;
     выработка  необходимых   нормативно-правовых,   экономических   и
этических  механизмов  в  вопросах устойчивого экологического развития
региона.
     Итогом   успешной   реализации   Концепции   станет    достижение
качественно  нового  уровня  развития экологической культуры населения
области, что позволит вооружить  людей  эколого-значимыми  знаниями  и
умениями,  повысить  их  личную  ответственность  и  компетентность  в
решении экологических проблем региона, расширить их возможности  вести
здоровый образ жизни в гармонии с природой, проявлять заботу о базовых
национальных ценностях,  а  именно  стремиться  к  обустройству  малой
Родины как процветающему экологически комфортному уголку Земли.
 
     3.4. Основные принципы непрерывного  экологического  образования,
воспитания и просвещения населения области
 
     В соответствии с  Основами  государственной  политики  Российской
Федерации  в  сфере  развития  правовой  грамотности  и  правосознания
граждан, утвержденными  Президентом  Российской  Федерации,  в  основу
разработки Концепции положены следующие принципы:
     законность;
     демократизм;
     гуманизм:
     взаимосвязь с патриотическим, трудовым, экологическим  и  другими
видами воспитания на общей нравственной основе;
     обеспечение взаимодействия государства с институтами гражданского
общества и конфессиями;
     соответствие закономерностям  развития  правового  государства  и
гражданского общества;
     возможность    финансового    обеспечения    реализации     задач
государственной   политики  за  счет  средств  бюджетов  всех  уровней
бюджетной  системы  Российской  Федерации  в  сочетании  с  финансовой
поддержкой на основе государственно-частного партнерства.
     Кроме того основополагающими следует также считать:
     принцип    всемерного     расширения     эколого-образовательного
пространства;
     культурологический и ценностный принципы;
     принцип консолидации;
     принцип ориентации на  реальные  жизненно-значимые  экологические
проблемы региона;
     принцип  учета  интересов  не  только  нынешнего,  но  и  будущих
поколений;
     принцип  непрерывности   и   преемственности   отдельных   этапов
экологического образования, воспитания и просвещения.
     Среда для развития  экологической  культуры  рассматривается  как
многомерная  и  многофакторная, состоящая из совокупности различных по
характеру и функциям сред: природной, социальной, культурной и других.
Принцип  всемерного  расширения  эколого-образовательного пространства
направлен на  управление  процессом  развития  экологической  культуры
населения региона.
     Также важную роль в  развитии  экологической  культуры  населения
региона    играют    принципы    культурологический    и    ценностный
(аксиологический),     поскольку     экологические     ценности      и
эколого-ценностные    ориентации   являются   стержнем   экологической
культуры,  выполняя  нормативно-регулирующую  роль  во  взаимодействии
человека   и   природы.  Указанные  принципы  обеспечивают  ориентацию
экологического    образования,    воспитания    и    просвещения    на
духовно-нравственное развитие личности. Данная система ценностей имеет
важное значение для организации жизнедеятельности населения региона.
     Принцип консолидации связан с развитием экологических ценностей в
обществе,   а   также  с  установлением  эколого-ценностных  отношений
человека   с   природным   окружением.   Он   способствует   выработке
экологически   оправданного   поведения   с   позиций  общественной  и
индивидуальной экологической безопасности.
     Принцип ориентации на  реальные  жизненно-значимые  экологические
проблемы  региона  предполагает  включение в содержания экологического
образования и просвещения населения  Вологодской  области  достоверной
информации  об экологических проблемах региона, ориентацию на развитие
субъектного  опыта   каждого   жителя   региона,   его   экологической
компетенции в принятии решений в конкретных ситуациях.
 
     3.5. Концепция как инструмент реализации региональной политики  в
области экологического образования, воспитания и просвещения населения
 
     В Концепции экологически устойчивое развитие Вологодской  области
рассматривается       как       обеспечение      эколого-экономической
жизнеспособности,   охраны   и   восстановления   окружающей    среды,
устойчивого управления природными ресурсами в интересах каждого жителя
региона.   Экологическое   образование,   воспитание   и   просвещение
выступают  как предпосылки для достижения устойчивого развития региона
и  важнейшие  инструменты   эффективного   управления,   обоснованного
принятия   решений   в   области   природопользования,   сохранения  и
восстановления окружающей среды.
     Концепция разработана  на  основе  процесса  консолидации  усилий
Правительства   области,   ведомственных   департаментов,   учреждений
образования, культуры и других  заинтересованных  участников  процесса
развития экологической культуры населения региона.
     Настоящая Концепция должна  содействовать  непрерывному  процессу
развития экологической культуры населения области.
     Для  реализации  Концепции  в  регионе   существуют   не   только
предпосылки,   но  и  необходимость  в  её  осуществлении.  Необходимо
всемерно повышать уровень экологической культуры населения посредством
вовлечения  гражданского  общества  в  решение эколого-экономических и
эколого-социальных   проблем    региона,    мобилизовать    адекватную
институциональную  и  материально-техническую  поддержку экологических
программ и проектов.
     Достижение  цели  и  решение  задач  Концепции  будут  обеспечены
посредством осуществления комплекса взаимоувязанных мероприятий:
     принятие закона Вологодской области "Об экологическом образовании
и просвещении в Вологодской области";
     разработка   целевой    межведомственной    программы    развития
непрерывного  экологического  образования,  воспитания  и  просвещения
населения  области  до  2020  года  (Департамент  образования  области
совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды
области  и  Департаментом  культуры  и  охраны  объектов   культурного
наследия области при участии всех заинтересованных структур);
     разработка перспективного плана развития  экологической  культуры
населения области на 2012-2015 годы;
     обновление программ повышения квалификации руководящих работников
и  специалистов  предприятий,  учреждений и органов власти по вопросам
экологического  права  и  экологического   образования   в   интересах
устойчивого развития региона;
     создание  областного   банка   данных   культурно-образовательных
программ,    включающего    образцы   учебных   программ,   учебников,
учебно-методических  пособий,   справочников,   а   также   материалы,
содержащие   важнейший  опыт  разработки  и  использования  технологий
экологического образования для устойчивого развития в  образовательных
учреждениях различного уровня;
     создание  единого   областного   информационного   экологического
портала, содержащего полную информацию о событиях, новостях, проблемах
экологии и экологического образования,  воспитания  и  просвещения,  а
также  ссылки  на  уже  имеющиеся  сайты  БУК  "Вологодская  областная
универсальная научная библиотека им.  И.В.  Бабушкина",  национального
парка   "Русский   Север",   Дарвинского  государственного  природного
биосферного заповедника и других;
     рассмотрение  и  утверждение  программ  и   учебных   планов   по
дисциплинам,   включающим   вопросы   экологического   образования   и
воспитания, на всех уровнях системы формального образования;
     разработка дополнительных программ курсов повышения  квалификации
педагогов   и   работников   культуры   по   проблемам  экологического
образования, воспитания и просвещения населения области;
     обеспечение  проведения   учреждениями   культуры   совместно   с
природоохранными  и общеобразовательными учреждениями целенаправленной
работы по экологическому воспитанию и просвещению населения области;
     размещение в  СМИ  и  на  Интернет-сайтах  ежегодных  докладов  о
состоянии   и   охране   окружающей   среды   в  Вологодской  области,
экологического  образования,  воспитания   и   просвещения   населения
области;
     организация    и    проведение    ежегодных     смотров-конкурсов
образовательных  учреждений  и  учреждений  культуры, внедряющих новые
инновационные  образовательные  программы  и  технологии   в   области
экологического  образования,  воспитания  и  просвещения  в  интересах
устойчивого развития региона;
     сохранение олимпиады школьников по экологии в  перечне  предметов
областной олимпиады школьников, принимая во внимание не только большое
социальное значение экологической олимпиады,  но  и  ее  значение  как
фактора  модернизации  образования  в  интересах  устойчивого развития
региона;
     обеспечение государственной  поддержки  молодежным  экологическим
объединениям области;
     развитие театрального экологического движения области;
     совершенствование   работы   любительских   объединений,   клубов
экологического профиля на базе различных учреждений области;
     включение вопросов мониторинга состояния и развития экологической
культуры  учащихся  и  студентов,  изучения  экологических  настроений
населения в программы социально-экономического развития области;
     предоставление различным организациям возможности  участвовать  в
тендерах   по   программам   поддержки   экологического   образования,
воспитания и просвещения;
     формирование программ  поддержки  разработки  учебно-методических
материалов для педагогов, учащихся, научных работников на всех уровнях
системы   образования   и   профессиональной   подготовки,   поощрения
разработки   и   применения   электронных,   аудио,      видео,    и
мультимедийных средств;
     формирование   программ   поддержки   научных   исследований    и
разработок,  а  также  их  своевременного  распространения  среди всех
участников процесса на местном и региональном уровнях.
 
     4.   Основные   направления   деятельности   по    экологическому
образованию,  воспитанию  и  просвещению населения области в интересах
устойчивого развития региона
 
     4.1.  Экологическое  образование  и  воспитание  в  дошкольных  и
общеобразовательных   учреждениях,   в   учреждениях   дополнительного
образования
 
     Экологическое   образование   и   воспитание   в   дошкольных   и
общеобразовательных   учреждениях,   в   учреждениях   дополнительного
образования  базируются   на   нормативно-правовых   актах   в   сфере
образования   и   направлены   на   развитие   экологической  культуры
обучающихся.
     Экологическое образование и воспитание – это непрерывный  процесс
становления    и    развития    экологической    культуры    личности,
осуществляющийся на протяжении всей жизни.
     Экологическое воспитание дошкольников  предполагает  формирование
начал   экологической   культуры     базисных  компонентов  личности,
позволяющих в дальнейшем в соответствии с Концепцией успешно осваивать
в  совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с
природой, который обеспечивает его выживание и развитие.
     Формирование  начал  экологической  культуры  дошкольника    это
становление  осознанно-правильного  отношения  непосредственно к самой
природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающим ее,
а  также  к  людям,  созидающим на основе ее богатств материальные или
духовные ценности. Это отношение к самому  себе,  как  части  природы,
ценности  жизни  и  здоровья  и их зависимости от состояния окружающей
среды.
     Экологическое образование в  начальной  школе  осуществляется  на
основе   Федерального   государственного   образовательного  стандарта
начального общего образования и направлено на  воспитание  ценностного
отношения к природе, окружающей среде.
     В результате реализации стандарта предполагается:
     усвоение элементарных представлений об  экокультурных  ценностях,
традициях   этического   отношения   к   природе  населения  России  и
Вологодчины, нормах экологической  этики,  об  экологически  грамотном
взаимодействии человека с природой;
     получение   первоначального    опыта    эмоционально-чувственного
непосредственного  взаимодействия  с природой, экологически грамотного
поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов
и путешествий по родному краю);
     получение первоначального опыта  участия  в  природоохранительной
деятельности    школе и на пришкольном участке, экологические акции,
десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных
территорий  от  мусора,  подкормка  птиц  и  т.  д.),  в  деятельности
школьных экологических центров,  лесничеств,  экологических  патрулей,
участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
посильное  участие  в   деятельности   детско-юношеских   общественных
экологических организаций;
     усвоение в семье позитивных образцов  взаимодействия  с  природой
(при  поддержке  родителей  (законных представителей) расширение опыта
общения с природой, заботы о животных и растениях,  участие  вместе  с
родителями (законными представителями) в экологической деятельности по
месту жительства;
     осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение    основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения
в  мире  природы  и  людей,  норм  здоровьесберегающего  поведения   в
природной и социальной среде.
     Экологическое образование на ступени основной общеобразовательной
школы  осуществляется  в  соответствии  с  Федеральным государственным
образовательным   стандартом   основного    общего    образования    и
ориентировано  на повышение уровня экологической культуры обучающихся,
проявляющегося в:
     формировании экологического сознания на основе признания ценности
жизни   во   всех   ее  проявлениях  и  необходимости  ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
     осознании главных особенностей и проблем взаимодействия природы и
общества   на   современном   этапе   его  развития,  значения  охраны
окружающей  среды  и   рационального   природопользования   с   учетом
регионального опыта;
     формировании   умения   применять   эколого-значимые   знания   в
повседневной  жизни  для  объяснения  и оценки разнообразных явлений и
процессов, адаптации к условиям проживания на определенной  территории
региона,  самостоятельного  оценивания  уровня безопасности окружающей
среды как сферы жизнедеятельности;
     формировании  навыков  и  умений   безопасного   и   экологически
целесообразного  поведения в окружающей среде, умения выбирать целевые
и смысловые установки в своих действиях и  поступках  по  отношению  к
живой природе, здоровью своему и окружающих.
     Экологическое образование на старшей ступени  общеобразовательной
школы  осуществляется  в  соответствии  с  Федеральным государственным
образовательным   стандартом   среднего   (полного)   образования    и
ориентировано  на повышение уровня экологической культуры обучающихся,
проявляющегося в:
     сформированности  представлений  об  экологической  культуре  как
средстве  достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества
и природы, об экологических связях в системе  "человек  -  общество  -
природа",   их   противоречиях,  закономерностях,  теориях  и  моделях
развития, историческом опыте экологической культуры  разных  времен  и
народов;
     сформированности основ экологического мышления, осознание влияния
общественной  нравственности  и  социально-экономических  процессов на
состояние  природной   среды;   приобретение   опыта   природоохранной
деятельности;
     владении экологическим мышлением как средством научного познания,
опытом  его  творческого применения в познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, при самоопределении;
     владении умениями применять экологические знания  при  обсуждении
(анализе)   жизненных   ситуаций,  связанных  с  выполнением  типичных
социальных  ролей  (гражданин,  труженик,  потребитель,  член  семьи),
знание  экологических  императивов, гражданских прав и обязанностей по
бережному  потреблению  энергии  и  материальных  благ   в   интересах
сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
     умении моделировать по заданным параметрам влияние  экологических
рисков  на  здоровье  и  безопасность  жизни, увеличение экономических
затрат в разных сферах человеческой деятельности;
     способности выражать личное отношение к экологическим  ценностям,
сформированность    моральной    ответственности    за   экологические
последствия  своих  действий  в  окружающей  среде,  умение  принимать
решения   в   условиях  противоречия  экологических,  экономических  и
социальных интересов;
     способности повышать экологическую грамотность свою и  окружающих
людей;
     способности к выполнению  проектов  экологически  ориентированной
социальной деятельности, индивидуальной и партнерской, направленной на
решение личностно и социально значимых  проблем  местного  сообщества,
связанных  с  его  устойчивым  развитием,  экологической безопасностью
окружающей  среды,  здоровьем  людей  и  повышением  их  экологической
культуры;
     способности к рефлексии личного опыта воспроизводства,  выбора  и
порождения  новых  эколого-культурных  образцов поведения и применение
его в  экологическом  просвещении  (сверстников,  родителей  и  других
социальных групп населения).
     Экологическое   образование   в    учреждениях    дополнительного
образования    способствует    формированию    экоцентрического   типа
экологического   сознания    как    новой    востребованной    системы
взаимоотношений   человечества   с   природой   и   обладает   большим
психолого-педагогическим потенциалом, дает больше возможностей, чем  в
общеобразовательной школе для развития эколого-ценностного отношения к
природе и общественного экологического сознания.
     В системе дополнительного  образования  детей  уделяется  большее
внимание    индивидуальному   подходу,   предоставляется   возможность
формирования  личности  с  высоким  уровнем   развития   субъективного
отношения  к природе, человека как индивидуального природопользователя
с его эколого-оправданным поведением в природной среде.
 
     4.2.  Экологическое  образование   в   профессиональных   учебных
заведениях
 
     Экологическое образование в профессиональных  учебных  заведениях
(начальное,   среднее   и   высшее)   базируется   на  государственных
нормативно-правовых актах  в  сфере  профессионального  образования  и
ориентировано  на  развитие эколого-профессиональной культуры будущего
специалиста.
     Экологическое образование в начальных и средних  профессиональных
учебных заведениях направлено на формирование общих и профессиональных
знаний в области экологии, привлечение обучающихся  к  природоохранной
общественной    деятельности   в   соответствии   с   профессиональной
специализацией.
     Экологическое  образование  в  высших  профессиональных   учебных
заведениях    направлено    на    подготовку   высококвалифицированных
специалистов, бакалавров и магистров, имеющих глубокие научные  знания
в  области  взаимодействия  человека и окружающей среды, основанные на
принципах  устойчивого  развития,  выполнения  экологических  прав   и
обязанностей,   умеющих   оценить  степень  возможного  антропогенного
воздействия  на  природу  и  здоровье  людей,  способных  осуществлять
эколого-оправданную профессиональную деятельность.
 
     4.3. Профессиональная  переподготовка  и  повышение  квалификации
руководящих   работников  и  специалистов  предприятий,  учреждений  и
органов власти, ответственных за принятие  решений  в  области  охраны
окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
 
     Понимание  руководящими  работниками  предприятий,  учреждений  и
органов   власти   важности   решения  экологических  проблем,  умение
оценивать возможные экологические последствия всех  проектов  развития
еще  на стадии предварительного рассмотрения, принятие мер по охране и
рациональному  использованию  окружающей  среды  имеют  первостепенное
значение в реализации экологической политики области.
     Современные условия требуют  наличия  как  руководителей,  так  и
исполнителей,   способных  к  быстрой  адаптации,  готовых  к  решению
постоянно усложняющихся проблем развития и  охраны  окружающей  среды.
Осуществление    и    совершенствование    системы    профессиональной
переподготовки  и  повышения  квалификации  государственных  служащих,
принимающих   ответственные   решения  на  областном  и  муниципальном
уровнях, руководителей организаций и специалистов (за счет собственных
средств),    непосредственно   связанных   с   природопользованием   и
осуществляющих хозяйственную и иную  деятельность,  которая  оказывает
или  может  оказывать  негативное  воздействие  на окружающую среду, а
также преподавателей образовательных учреждений  всех  уровней  должно
составлять неотъемлемую часть процесса экологического образования.
 
     4.4. Экологическое просвещение и информирование населения области
 
     Экологическое просвещение  и  информирование  населения  является
неотъемлемой    частью   структуры   экологического   образовательного
пространства и осуществляется на территории области через деятельность
СМИ,   учреждений  культуры  (музеев,  библиотек,  культурно-досуговых
учреждений),  особо  охраняемых  природных   территорий   федерального
значения, учреждений искусства и отдыха, спорта и туризма, природных и
историко-архитектурных комплексов, научных и общественных  организаций
и учреждений, осуществляющих мониторинг окружающей среды.
     СМИ играют важную роль  в  распространении  экологических  знаний
среди  населения,  выступая  не только самостоятельным субъектом, но и
выполняя  функцию  общественного  посредника   между   представителями
государственной      власти,     бизнес-структурами,     общественными
организациями и  населением.  По  мере  того,  как  общество  начинает
осознавать     важность    и    сложность    экологических    проблем,
культурообразующая,  воспитательная  функция  СМИ   с   каждым   годом
становится   все   актуальнее.   СМИ  обладают  реальной  способностью
формирования общественного мнения в защиту окружающей среды. Вместе  с
тем  СМИ  должны  не  только  оперативно  реагировать  на  случившиеся
происшествия, но и прилагать все усилия для того, чтобы  не  допустить
подобного  в  будущем,  выступать  организатором активной общественной
позиции в вопросах экологии и охраны окружающей среды,  способствовать
формированию  экологизированного  мировоззрения широкой читательской и
зрительской  аудитории.  В  этой  работе  должны  быть   задействованы
центральные, областные и районные СМИ.
     В соответствии с  действующим  законодательством  государственные
природные  заповедники и национальные парки являются природоохранными,
научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями,  в
число   основных   задач   которых   входит   эколого-просветительская
деятельность. Разработка и  реализация  просветительских  программ  на
базе Дарвинского государственного природного биосферного заповедника и
национального  парка   "Русский   Север"   с   учетом   их   природных
особенностей  и  опыта научно-информационной деятельности способствуют
расширению  знаний  и  представлений  о  природе  родного   края,   об
уникальной   ценности   природных  территорий,  развитию  бережного  и
ответственного отношения к живой  природе,  вовлечению  широких  слоев
населения   в   практическую   исследовательскую   и   природоохранную
деятельность, заинтересованности и готовности населения участвовать  в
решении экологических проблем.
 
     4.5. Библиотеки, музеи и культурно-досуговые учреждения в системе
экологического воспитания и просвещения населения области
 
     Деятельность учреждений культуры области в  сфере  экологического
образования  и  просвещения  населения  как  часть их профессиональной
деятельности направлена на:
     соблюдение права гражданина на получение достоверной информации о
состоянии окружающей среды;
     оказание содействия в деятельности  по  охране  окружающей  среды
органам   государственной   власти   Российской   Федерации,   органам
государственной  власти  субъектов   Российской   Федерации,   органам
местного    самоуправления,   общественным   и   иным   некоммерческим
объединениям, юридическим и физическим лицам;
     оказание содействия в активизации участия граждан, общественных и
иных  некоммерческих  объединений  в  решении  задач охраны окружающей
среды.
     Деятельность  учреждений  культуры   в   области   экологического
образования и просвещения населения осуществляется во взаимодействии с
учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области  охраны
окружающей    среды:   научными   и   образовательными   учреждениями,
природоохранными  территориями  и  организациями,   СМИ,   участниками
общественного экологического движения и другими.
     Библиотеки обеспечивают  доступ  пользователей  к  информационным
ресурсам  по экологии и охране окружающей среды собственной генерации,
своих партнеров по региональным библиотечным консорциумам, баз  данных
международных   информационных   центров,   а   также   сами   создают
информационные  продукты:   тематические   подборки   (пресс-клиппинг)
материалов,      экологические      дайджесты,      специализированные
справочники-путеводители, фактографические базы данных по долгосрочным
природоохранным программам.
     Отделы  природы  краеведческих  музеев,  музеи  природы      это
важнейшее  звено  в  экологическом воспитании и просвещении населения,
которое  позволяет  донести  до  самого  широкого  круга   посетителей
достоверную  информацию  о  природе  области,  природных  процессах  и
явлениях на нашей территории, современных  экологических  проблемах  и
путях их решения.
 
     4.6.  Участие  общества  и  общественных  организаций  в  системе
экологического воспитания и просвещения населения области
 
     Нравственные нормы экологической культуры  закладываются,  прежде
всего,  в  семье:  культура  поведения  родителей во многом определяет
культуру  детей.  Экологическое  воспитание  в  семье  заключается   в
формировании такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает
осознанное стремление  к  овладению  знаниями,  умениями  и  навыками,
необходимыми  для  личного  участия  каждого  члена  семьи в решении и
предупреждении  экологических   проблем,   уменьшении   антропогенного
воздействия на окружающую среду; формировании основ понимания единства
и  взаимосвязи  человека  и  окружающего  мира;  воспитании  принципов
взаимодействия с окружающим миром.
     Особая роль в обеспечении  экологически  безопасного  устойчивого
развития  области  отводится общественным организациям, способствующим
формированию  и  развитию   общественного   экологического   движения,
становлению  его  как  позитивной  социальной  силы  общества. Участие
общественных организаций в обсуждении проектов,  потенциально  опасных
для  окружающей среды, в принятии управленческих решений, направленных
на  обеспечение  экологической  безопасности  региона,  в  организации
общественного     контроля     за     соблюдением     природоохранного
законодательства, в  реализации  конкретных  природоохранных  массовых
мероприятий  и  акций гарантирует привлечение широкой общественности к
активной  экологической  деятельности   и   практическому   выполнению
экологических  программ,  формированию  общественного  мнения в защиту
окружающей среды.
 
     5. Механизм управления и координации действий  по  экологическому
образованию, воспитанию и просвещению населения области
 
     5.1.  Необходимые  условия  реализации  региональной  политики  в
области экологического образования, воспитания и просвещения населения
 
     В целях реализации региональной политики в области экологического
образования,    воспитания    и   просвещения   населения   необходимо
обеспечить:
     широкое распространение и  пропаганду  устойчивого  развития  как
стратегии коэволюционного развития человека в гармонии с природой;
     создание государственных и негосударственных систем  непрерывного
экологического образования, воспитания и просвещения;
     включение вопросов  экологии,  рационального  природопользования,
охраны   окружающей   среды   и   устойчивого  развития  в  содержание
образования на всех его уровнях;
     усиление роли социальных и гуманитарных  аспектов  экологического
образования и эколого-просветительской деятельности;
     экологическую подготовку и переподготовку  педагогических  кадров
для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и
просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития;
     включение  вопросов  экологического  образования,  воспитания   и
просвещения в региональные и местные программы развития территорий;
     конкурсную   целевую    государственную    поддержку    структур,
осуществляющих экологическое образование, воспитание и просвещение;
     развитие  системы  экологической  подготовки   лиц,   принимающих
решения  в  различных  сферах  производства, экономики и управления, а
также  повышение  квалификации  специалистов  природоохранных   служб,
системы правоохранительных и судебных органов;
     повышение   информированности   деловых    кругов    в    области
природоохранного  законодательства,  рационального природопользования,
охраны окружающей среды, устойчивого развития,  а  также  обучение  их
методам экологического управления;
     поддержку  производства  и  публикации  материалов  по   вопросам
экологии в СМИ.
 
     5.2. Контроль за реализацией Концепции
 
     Управление  системой  непрерывного  экологического   образования,
воспитания   и   просвещения   осуществляется   на   областном  уровне
Правительством    области,    Департаментом    образования    области,
Департаментом  природных  ресурсов  и охраны окружающей среды области,
Департаментом  культуры  и  туризма  Вологодской  области на принципах
координации.   Координационным   органом   выступает  межведомственный
координационный  Совет  по  экологическому  образованию,  воспитанию и
просвещению   населения   Вологодской   области   (далее      Совет).
Деятельность  Совета осуществляется на основе ежегодных планов работы.
Отчеты  о деятельности Совета и о ходе реализации Концепции освещаются
в  ежегодном докладе о состоянии и охране окружающей среды Вологодской
области  и  в СМИ. (В редакции Постановления Правительства Вологодской
области от 24.08.2015 № 698)
 
 


Информация по документу
Читайте также