Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 17.06.2016 № 411
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ
ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е О результатах мониторинга правоприменения закона области от 17 июля 2013 года № 3140-ОЗ "О
мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права
на образование" Законодательное Собрание
области постановляет: Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона
области от 17 июля 2013 года № 3140-ОЗ "О мерах социальной поддержки
отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование". Председатель Законодательного Собрания области Г.Е. Шевцов г. Вологда 17 июня 2016 года № 411 Утверждены постановлением Законодательного Собрания области от 17.06.2016 № 411 Результаты мониторинга правоприменения закона области от 17 июля 2013 года № 3140-ОЗ "О
мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях
реализации права на образование" Объект мониторинга – закон области от 17 июля
2013 года № 3140-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий
граждан в целях реализации права на образование" (далее также – закон
области № 3140-ОЗ). Субъект мониторинга – постоянный комитет
Законодательного Собрания области по образованию, культуре и
здравоохранению (далее – постоянный комитет). Цели мониторинга: проведение комплексного изучения правового
регулирования отношений по оказанию мер социальной поддержки отдельным
категориям граждан в целях реализации права на образование, указанным в законе
области № 3140-ОЗ; проведение сравнительного анализа
запланированных и полученных результатов действия областного законодательства
по теме мониторинга с целью дальнейшего совершенствования законодательства. II. Сведения о деятельности
постоянного комитета Мониторинг осуществлялся постоянным
комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания
области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 23 декабря 2015 года № 974. Постоянным комитетом осуществлены
следующие мероприятия: 1. Совместно с правовым управлением
Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства субъектов
Российской Федерации в сфере оказания государственной социальной помощи
населению. 2. Совместно с правовым управлением
Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию
региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга. 3. Проведен сбор и анализ информации о
реализации закона области № 3140-ОЗ Правительством Вологодской области. 4. При проведении мониторинга постоянным
комитетом запрошена следующая информация: в прокуратуре Вологодской области – о
реализации областного законодательства по теме мониторинга (в
т.ч. о соблюдении (нарушении) права на получение мер
социальной поддержки категорий граждан, указанных в законе области № 3140-ОЗ; о
принятых мерах прокурорского реагирования), а также полноте правового
регулирования рассматриваемых общественных отношений и предложениях по их
совершенствованию; в Общественной палате Вологодской области
– об эффективности законодательства области по теме проводимого мониторинга, а
также имеющихся проблемах в практике применения закона области № 3140-ОЗ,
предложениях по совершенствованию соответствующего нормативно-правового
регулирования; в Молодежном парламенте Вологодской
области – о практике применения закона области № 3140-ОЗ, предложениях по
совершенствованию законодательства. 5. В рамках
Соглашения между управлением Министерства юстиции Российской Федерации по
Вологодской области и Законодательным Собранием Вологодской области о
взаимодействии в сфере обеспечения единства правового пространства,
заключенного 6 ноября 2013 года, в управление Минюста России по Вологодской
области направлен запрос о проведении правовой и антикоррупционной
экспертизы закона области № 3140-ОЗ. 6. Информация, связанная с мониторингом правоприменения закона области № 3140-ОЗ, рассматривалась
на заседаниях постоянного комитета. 7. Проведен анализ проблем, возникающих в
ходе правоприменения закона области № 3140-ОЗ, и
предложены пути их решения. III. Проведение мониторинга 1. Состояние законодательства
субъектов Российской Федерации по регулированию отношений по оказанию мер
социальной поддержки гражданам в целях реализации права на образование Основополагающим нормативным правовым актом, закрепляющим основы
правового регулирования сферы образования в Российской Федерации, в том числе
регулирующим отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки
обучающимся, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации", вступивший в силу с 1
сентября 2013 года (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). В целях
реализации отдельных положений Федерального закона № 273-ФЗ Законодательным
Собранием области был принят закон области от 17 июля 2013 года № 3140-ОЗ
"О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях
реализации права на образование". Кроме того, в законе
области № 3140-ОЗ нашли свое отражение и положения о социальной поддержке
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа
детей-сирот в части права на образование, отнесенные Федеральным законом от 21
декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее
– Федеральный закон № 159-ФЗ) к полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации. Помимо этого, законом области № 3140-ОЗ
определены меры социальной поддержки и иным категориям граждан: детям из
малоимущих семей, многодетных семей, обучающимся в государственных
общеобразовательных организациях области со специальным наименованием
"кадетская школа", родителям детей-инвалидов, ВИЧ-инфицированных
детей, находящихся на индивидуальном обучении на дому,
детям-инвалидам и лицам из их числа, признанным инвалидами в установленном
порядке после достижения ими возраста 18 лет, обучающимся по образовательным
программам среднего профессионального образования и образовательным программам
высшего образования и др. Проанализировав
законодательство субъектов Российской Федерации по предоставлению мер
социальной поддержки отдельным категориям граждан, постоянный комитет отмечает
следующее. 1.1. По
вопросу обеспечения питанием обучающихся Пунктом 4
статьи 37 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение питанием обучающихся за счет
бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в
случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований
местных бюджетов – органами местного самоуправления. В
Вологодской области статьей 4 закона области № 3140-ОЗ установлено:
По данным
справочно-правовой системы Консультант – плюс по состоянию на март 2016, года в
отдельных регионах страны, также, как и в Вологодской
области, осуществляется обеспечение бесплатным питанием детей из малоимущих, а
также многодетных семей, однако с учетом ряда особенностей. Так,
бесплатное питание детей из малоимущих семей предоставляется: в
Еврейской автономной области, Забайкальском, Красноярском краях, Республике
Мордовия, Свердловской области - обучающимся в общеобразовательных
организациях; в Иркутской
области - обучающимся в муниципальных общеобразовательных организациях, а при
отсутствии в указанных организациях организованного питания им предоставляется
набор продуктов питания; в
Мурманской области обучающимся как в
общеобразовательных организациях, так и обучающимся по очной форме в
профессиональных образовательных организациях; в
Алтайском крае - обучающимся по программам подготовки квалифицированных
рабочих, служащих, профессиональной подготовки по профессиям рабочих,
должностям служащих в краевых государственных профессиональных образовательных
организациях со сроком обучения не менее 10 месяцев по очной форме обучения в
дни теоретического, производственного обучения и производственной практики; в
Чувашской Республике - обучающимся, осваивающим
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Обеспечение
бесплатным питанием детей из многодетных семей осуществляется: в
Республике Башкортостан - в отношении обучающихся в государственных и
муниципальных общеобразовательных организациях, а также государственных
профессиональных образовательных организациях до окончания ими обучения, но не
дольше чем до достижения возраста 23 лет; в
Белгородской, Кемеровской, Свердловской областях - обучающихся в
общеобразовательных организациях; в
Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, в Рязанской области - в
виде завтраков, обедов для учащихся общеобразовательных и профессиональных
учебных заведений; в
Иркутской области - для учащихся, посещающих муниципальные общеобразовательные
организации, а при отсутствии в данных организациях организованного питания -
предоставление набора продуктов питания; в
Республике Калмыкия - в виде ежемесячной денежной выплаты на бесплатное питание
(обеды) на каждого обучающегося в общеобразовательной организации в размере 500
рублей; в Тамбовской области - обучающихся в образовательных организациях и
организациях профессионального образования или производится заменяющая питание
ежемесячная денежная выплата на питание (при отсутствии по месту обучения
столовой или при обучении ребенка (детей) за пределами области) из расчета 40
рублей в день на одного обучающегося и фактического количества дней посещения
обучающимся образовательной организации (организации профессионального
образования); в Тульской
области - в отношении обучающихся 6-9 классов в общеобразовательных
организациях; в
Ленинградской области - для обучающихся с частичной
компенсацией его стоимости; в
Удмуртской Республике - в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не
превышает величину прожиточного минимума в Удмуртской Республике. В некоторых субъектах Российской Федерации (в Ленинградской,
Белгородской, Калининградской областях, Республике Адыгея, Еврейской автономной
области, Краснодарском крае, Красноярском крае, Чеченской Республике) бесплатное
питание предоставляется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Определение
понятия "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" в указанных
регионах осуществляется самостоятельно. Так например,
в Еврейской автономной области к детям, находящимся в трудной жизненной
ситуации, относятся дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в
экстремальных условиях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате
сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства
самостоятельно или с помощью семьи. Также в
ряде регионов бесплатное питание предоставляется и иным категориям граждан: в
Ленинградской области: - обучающимся из неполных семей, родители которых (один из родителей)
погибли (погиб) при выполнении служебных обязанностей в качестве
военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной
противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы; - обучающимся, состоящим на учете в противотуберкулезном
диспансере; -
усыновленным обучающимся; - обучающимся 1-4 классов образовательных организаций, реализующих
основные общеобразовательные программы, ежедневно бесплатно предоставляется по
0,2 литра молока или иного молочного продукта в течение учебного года в
определенные образовательной организацией часы с учетом режима учебных занятий; в
Астраханской области: - детям,
находящимся под опекой (попечительством), обучающимся за счет средств бюджета
Астраханской области в общеобразовательных организациях, а также по
образовательным программам среднего профессионального образования или высшего
образования по очной форме обучения; в
Еврейской автономной области, Белгородской области: - студентам, обучающимся по очной форме обучения по
образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, и
слушателям, осваивающим основные программы профессионального обучения -
программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям
служащих в областных государственных профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального
образования; в
Кабардино-Балкарской Республике: -
обучающимся из семей, в которых один из родителей является инвалидом I и II
групп; в
Калининградской области: - обучающимся, осваивающим интегрированные образовательные
программы в области физической культуры и спорта, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической
культуры и спорта; - обучающимся государственных образовательных организаций
Калининградской области по основным образовательным программам основного общего
и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку
несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе,
проживающим в образовательных организациях; в
Камчатском крае: -
обучающимся из числа беженцев и вынужденных переселенцев в пе-риод получения ими общего образования в
государственных и муниципальных общеобразовательных организациях и в период
получения ими среднего профессионального образования по программам подготовки
квалифицированных рабочих, служащих, профессионального обучения по программам
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в
государственных профессиональных образовательных организациях; в
Краснодарском крае: - обучающимся, осваивающим образовательные программы
дополнительного образования в области искусств и проживающим в образовательных
организациях для одаренных детей; - обучающимся, осваивающим программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих; в
Красноярском крае: - учащиеся
муниципальных общеобразовательных организаций с 1-го по 4-й класс включительно (за исключением находящихся на полном
государственном обеспечении) обеспечиваются бесплатно: молоком и продуктами,
обогащенными йодом. В труднодоступных населенных пунктах допускается замена
молока и продуктов, обогащенных йодом, иными равноценными продуктами питания; в
Приморском крае: - обучающимся в младших классах (1-4 включительно)
предоставляется один раз в день бесплатное питание в период учебного процесса; в Тульской
области: - обучающиеся 1-5 классов обеспечиваются бесплатным питанием; в Ярославской области: -
бесплатное питание предоставляется обучающимся
общеобразовательных организаций, если оба родителя (единственный родитель)
обучающегося зарегистрированы в качестве безработных в органах государственной
службы занятости населения. 1.2. По вопросу предоставления мер социальной
поддержки детям из многодетных семей в сфере образования В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 263
Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее –
Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти
субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым
данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за
исключением субвенции из федерального бюджета), относится решение вопросов
социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей). На
федеральном уровне перечень мер социальной поддержки многодетных семей
закреплен в Указе Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431
"О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее – Указ).
Одними из мер социальной поддержки, которые Указом предписано установить
органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, являются: -
бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус,
метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах
пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ; - бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами
школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения
школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в
общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных
средств. В целях
реализации указанных положений статьей 5 закона области № 3140-ОЗ на детей из
многодетных семей, обучающихся в государственных общеобразовательных
организациях области и муниципальных общеобразовательных организациях, на весь
период обучения устанавливаются денежные выплаты: -
ежемесячно на каждого ребенка на проезд (кроме такси) на городском транспорте,
а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов; - один раз
в два года на каждого ребенка на приобретение комплекта одежды для посещения школьных
занятий, спортивной формы для занятий физической культурой. Размеры
этих выплат установлены постановлением Правительства области от 25
февраля 2005 года № 199 "О порядке предоставления мер социальной
поддержки отдельным категориям граждан в целях реализации права на образование,
их размере, а также порядке возмещения расходов" (далее – Порядок №199) и
составляют: -
ежемесячно из расчета 150 рублей в месяц на одного учащегося
для выплаты на проезд на внутригородском транспорте, а также в автобусах
пригородных и внутрирайонных линий; - ежегодно
из расчета 1500 рублей на одного обучающегося для выплаты на приобретение
комплекта детской одежды для посещения школьных занятий и спортивной формы для
занятий физической культурой. Указанная выплата производится один раз в два
года на каждого ребенка. Следует отметить, что в некоторых регионах (Новгородской, Белгородской,
Липецкой, Московской, Ивановской областях, в Республике Алтай и др.)
предусматривается бесплатный проезд детей из многодетных семей на указанных
видах транспорта. Также в
отдельных субъектах Российской Федерации предусмотрены следующие меры
социальной поддержки детей из многодетных семей: в
Смоленской области: мера социальной поддержки многодетных семей, имеющих пятерых и более
детей, в виде единовременной денежной выплаты на приобретение одежды для
обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного
общего и среднего общего образования по очной (дневной) форме обучения в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории
Смоленской области, в размере 3000 рублей на каждого обучающегося; в
Московской области: норма
ежегодной денежной компенсации родителям (законным представителям) учащихся из
многодетных семей за приобретенную школьную одежду (школьную форму) и
спортивную форму для посещения школьных занятий в размере до 3000 (трех тысяч)
рублей на одного учащегося; в Ненецком
автономном округе: ежегодная
единовременная компенсационная социальная выплата к учебному году на
приобретение зимней одежды, обуви, школьной и спортивной формы, а также
школьных канцелярских принадлежностей в размере 15 000 рублей на каждого
ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации или организации
среднего профессионального образования или поступающего в общеобразовательную
организацию; несовершеннолетним
предоставлено право на оплачиваемый один раз в два года проезд к месту
использования отпуска (каникул, отдыха) в пределах территории Российской
Федерации и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе
личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до в Брянской
области: бесплатный
проезд на внутригородском транспорте (в троллейбусах и автобусах городской
линии (кроме такси) всем членам многодетных семей, а учащимся
общеобразовательных школ и профессиональных училищ также в автобусах
пригородных линий; во
Владимирской области: бесплатное
предоставление физкультурно-спортивных услуг государственными и муниципальными
учреждениями физкультуры и спорта; в городе
Москве: безвозмездное
пользование детьми платными физкультурно-оздоровительными и спортивными
услугами, оказываемыми учреждениями, входящими в городскую систему физической
культуры и спорта, в порядке, установленном Правительством Москвы; в
Орловской области: 50-процентная
скидка при оплате за обучение детей в государственных организациях
дополнительного образования, муниципальных организациях дополнительного
образования в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей; в Тамбовской
области: бесплатный
проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а также в автобусах
пригородных и внутрирайонных линий для обучающихся общеобразовательных
организаций (организаций профессионального образования); единовременное
возмещение расходов за обучение (подготовку и переподготовку) членов
многодетной семьи в организациях профессионального образования, за исключением
повышения квалификации; содействие
в организации семейных детских групп на базе муниципальных образовательных
организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, для
занятости родителей (родителя) многодетной семьи, имеющей трех и более детей в
возрасте до 7 лет; в
Астраханской области: бесплатный
проездной билет установленного образца детям из многодетных семей для проезда в
общественном пассажирском транспорте; в
Волгоградской области: ежегодная
дотация на детей школьного возраста (от 6 до 17 лет включительно) на подготовку
к школе в размере 1000 рублей на одного ребенка; в Амурской
области: освобождение от платы за проезд на пассажирском автомобильном
транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным
маршрутам, а также троллейбусным маршрутам для обучающихся в
общеобразовательных организациях по образовательным программам начального
общего, основного общего и (или) среднего общего образования на период учебного
года путем предоставления ежемесячного проездного документа; в
Иркутской области: выплата студентам, обучающимся по очной форме обучения в
государственных профессиональных образовательных организациях области,
осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную
аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования,
социальных стипендий; в
Новосибирской области: первоочередное
предоставление мест в областных государственных образовательных учреждениях
высшего и среднего профессионального образования для детей из многодетных
семей, сдавших единый государственный экзамен, при прочих равных условиях; бесплатные
образовательные услуги государственных и муниципальных образовательных
учреждений дополнительного образования детей Новосибирской области; в Томской
области: право на
ежегодную денежную выплату на подготовку ребенка к занятиям в
общеобразовательном учреждении имеют малоимущие многодетные семьи и малоимущие
неполные семьи, имеющие двух и более несовершеннолетних детей. 1.3. По вопросу установления компенсации родителям
(законным представителям) детей, посещающих образовательные организации,
реализующие образовательные программы дошкольного образования В статье 7
закона области № 3140-ОЗ содержатся положения о компенсации, выплачиваемой
родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные
организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования. Данные положения были приняты в целях реализации части 5 статьи 65
Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которой "размер компенсации
устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера
родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и
муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории
соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти
процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов
размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер
родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и
муниципальных образовательных организациях устанавливается органами
государственной власти субъекта Российской Федерации". В
соответствии с постановлением
Правительства Вологодской области от 11 ноября 2013 года № 1155 средний
размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и
муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу дошкольного образования, составляет 1450 рублей. В
отдельных субъектах Российской Федерации средний размер родительской платы
устанавливается также в твердой денежной сумме (таблица 1). Таблица 1
Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в
государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается по
каждому муниципальному образованию в отдельности - в Нижегородской,
Новосибирской областях, Пермском крае, Псковской, Саратовской областях,
Республике Северная Осетия-Алания, Удмуртской Республике, Республике Хакасия,
Челябинской области. Например: в Воронежской области - от 959 до 2010 рублей; в
Ивановской области - от 660 рублей до 1380 рублей; в Калининградской
области - от 733,3 до 1312,5 рубля; в Курской области - от 877 до 2520 рублей;
в Липецкой области - от 891 до 1188 рублей; в Республике Марий Эл - от 880 до
1543 рублей, в Республике Тыва - от 1500 до 2886 рублей; в Ямало-Ненецком автономном
округе - от 850 до 2565 рублей. В отдельных субъектах Российской Федерации (в Калужской, Кировской
областях, Камчатском крае, Республике Коми, Магаданской области, Республике
Мордовия, Омской, Пензенской, Самарской, Смоленской, Ульяновской областях,
Чувашской Республике, Чукотском автономном округе, Ярославской области) средний
размер родительской платы установлен за 1 день пребывания ребенка в дошкольной
организации. Так, например: в
Республике Карелия - 147 рублей; во
Владимирской области - 110 рублей; в
Иркутской области - 65,81 рубля; в
Республике Крым - 105 рублей; в
Чукотском автономном округе - 150 рублей. В
Хабаровском крае установлена размерная сетка среднего размера месячной
родительской платы в зависимости от фактически установленного размера месячной
родительской платы (таблица 2). Таблица 2
1.4. По вопросу установления мер социальной поддержки
детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей при
обучении на дому В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года
№ 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей)
детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным
программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат
родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и
являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В целях реализации вышеназванных норм статьей 71 закона
области № 3140-ОЗ определены положения, в соответствии с которыми родителям
(законным представителям) детей-инвалидов, ВИЧ-инфицированных
детей, являющихся обучающимися государственных или муниципальных
образовательных организаций, обучение которых по основным общеобразовательным
программам осуществляется родителями (законными представителями) на дому
самостоятельно, компенсируются затраты в размерах нормативов подушевого финансирования на обеспечение
общеобразовательного процесса при индивидуальном обучении на дому,
установленных законом области об областном бюджете на очередной финансовый
год и плановый период. Проанализировав
сходные правоотношения в иных субъектах Российской Федерации, постоянный
комитет отмечает следующее: в
Алтайском крае размер ежемесячной компенсации для жителей сельской местности на
обучение детей-инвалидов составляет 459 рублей, для жителей городов - 366
рублей; в
Воронежской области - минимальный размер оплаты труда
(на каждого ребенка-инвалида); в
Иркутской области - один раз в год для детей-инвалидов дошкольного возраста -
16983 рубля, для детей-инвалидов школьного возраста - 12658 рублей; Пермский
край - размер компенсации на одного ребенка в год соответствует размеру
расчетного показателя по расходам на обеспечение воспитания и обучения
детей-инвалидов дошкольного возраста на дому (для непосещающих
дошкольные образовательные организации) в расчете на одного ребенка в год,
который утверждается постановлением Правительства Пермского края; Саратовская
область - размер ежемесячной компенсации составляет 2969 рублей. 1.5. По вопросу установления мер социальной поддержки
детей-инвалидов и лиц из их числа, признанных инвалидами в установленном
порядке после достижения ими возраста 18 лет, обучающихся по образовательным
программам среднего профессионального образования и образовательным программам
высшего образования В статье 8
закона области № 3140-ОЗ определены меры социальной поддержки,
предусматривающие сохранение за вышеуказанными категориями граждан права
пользования предоставленным им ранее компьютерным оборудованием на период обучения по образовательным программам среднего
профессионального образования и образовательным программам высшего образования.
Аналогичные меры социальной поддержки установлены во Владимирской области, Республике Мордовия, Сахалинской области, городе Москве, Ивановской области, Республике Калмыкии. 2. Состояние
законодательства Вологодской области в
сфере оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в целях
реализации права на образование Во исполнение закона области № 3140-ОЗ принят ряд
подзаконных актов, которые утверждают порядки предоставления мер социальной
поддержки и нормы полного государственного обеспечения указанным в законе
категориям граждан. Так, постановлением
Правительства области от 16 июня 2014 года № 510 утвержден порядок
предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в целях реализации права на образование. Постановлением
Правительства области от 11 ноября 2013 года № 1149 утвержден порядок
предоставления мер социальной поддержки по обеспечению питанием отдельных
категорий обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных
организациях. Постановлением Правительства области от 21 апреля 2014 года № 323 утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки детям с
ограниченными возможностями здоровья, проживающим и обучающимся в
государственных организациях области, осуществляющих образовательную
деятельность, и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, в виде зачисления на полное государственное обеспечение и
бесплатного обеспечения питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Постановлением Правительства области от 2 декабря 2013 года № 1214 утверждены нормы полного государственного обеспечения детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанных категорий,
находящихся в государственных и муниципальных организациях для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающихся по очной форме
обучения за счет средств областного бюджета в профессиональных образовательных
организациях, детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих
и обучающихся в государственных организациях области, осуществляющих
образовательную деятельность, и муниципальных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность. Постановлением Правительства области от 1 декабря 2014 года № 1061 утверждены порядки обеспечения вещевым имуществом
(обмундированием), в том числе форменной одеждой, а также учебниками,
школьно-письменными принадлежностями, хозяйственным инвентарем и бесплатным
питанием обучающихся в государственных общеобразовательных организациях области
со специальным наименованием "кадетская школа". Постановлением Правительства области от 29 декабря 2014 года № 1208 утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки
детям-инвалидам и ВИЧ-инфицированным детям при
обучении на дому и порядок регламентации и оформления отношений государственной
или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их
родителями (законными представителями) в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях. Постановлением
Правительства области от 11 ноября 2013 года № 1155 установлен средний
размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и
муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу дошкольного образования. Постановлением
Правительства области от 17 марта 2014 года № 209 утвержден порядок
предоставления компенсации родителям (законным представителям) детей,
посещающих образовательные организации, реализующие образовательные программы
дошкольного образования. Виды мер социальной поддержки, нормативы, категории
граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в целях реализации
права на образование, приведены в таблице 3.
3. Информация о
практике применения закона области № 3140-ОЗ По обращению постоянного комитета управление Минюста России по
Вологодской области провело правовую и антикоррупционную экспертизы закона области № 3140-ОЗ. Согласно экспертному заключению управления Минюста России по
Вологодской области от 03.12.2015 года № 35/02-6250 закон области № 3140-ОЗ
принят в пределах компетенции законодательного органа Вологодской области,
положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному
законодательству, а также коррупциогенных факторов не
содержит. Информации о возможных проблемах в правоприменении
закона области № 3140-ОЗ, о факторах, снижающих эффективность реализации
указанного закона, предложений по совершенствованию не имеется. По обращению постоянного комитета прокуратура Вологодской области
сообщила о следующих выявленных нарушениях в реализации норм закона области №
3140-ОЗ. В рамках осуществления надзора в указанной сфере прокуратурой Вашкинского района вскрыты нарушения статьи 3 закона
области № 3140-03 при проверке БОУ "Покровская общеобразовательная
школа", выразившиеся в необеспечении бесплатным
двухразовым питанием ребенка-инвалида. Также при проверке
соблюдения требований части 2 статьи 71 закона области № 3140-ОЗ в части
обеспечения ребенка-инвалида Решетовой Д.Н., обучающейся по индивидуальной
программе с использованием дистанционного обучения, установлено, что с
компьютера, предназначенного для дистанционного обучения несовершеннолетней,
имеется свободный доступ на сайты, включенные в федеральный список
экстремистских материалов, а также к иной информации, не совместимой с задачами
обучения и воспитания, что влечет нарушения прав на защиту от
информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и
духовному развитию. Кроме того, необходимая техническая база (компьютерные
программы) не обновлялись более двух лет. По результатам проверки прокурором Вашкинского района 26.07.2015 в адрес начальника управления
образования Вашкинского муниципального района внесено
представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и
удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной
ответственности. Обращений граждан в сфере реализации закона области № 3140-ОЗ в 2015
году в органы прокуратуры области не поступало. Вместе с тем при рассмотрении в 2014 году
прокуратурой области обращения председателя Вологодского регионального
общественного движения "Семейный лад" С. В. Старостина установлено,
что вопреки части 6 статьи 2 закона области № 3140-03, п.п. 17-24 Порядка
предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из их числа в целях реализации права на образование,
утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 16 июня 2014 года № 510, специалистом управления образования
администрации города Вологды, ответственным за организацию бесплатного проезда
вышеуказанной категории детей, своевременно не получены заявления опекунов на
получение проездных билетов, в связи с чем вышеуказанная категория детей не
смогла воспользоваться правом бесплатного проезда в сентябре 2014 года. По результатам проверки заместителем прокурора города Вологды
18.12.2014 в адрес начальника управления образования
администрации города Вологды внесено представление об устранении
нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено. Прокуратура Вологодской области обращает внимание на следующее. Предусмотренная статьей 5 закона области № 3140-03, п. 11.1 Порядка
предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в целях
реализации права на образование, их размере, утвержденного постановлением
Правительства Вологодской области 25 февраля 2005 года № 199, ежемесячная
выплата на проезд детям из многодетных семей в размере 150 рублей фактически не
способствует реализации права на образование данных детей, поскольку в
настоящее время выделяемой суммы хватает лишь на 6 поездок на
внутригородском транспорте на территории муниципального образования "Город
Вологда". Правительство Вологодской области предложений по совершенствованию
нормативно-правового регулирования в сфере предоставления мер
социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации их
права на образование по Вологодской области не имеет. Обращений органов местного самоуправления по вопросам, связанным с
применением закона области № 3140-ОЗ, в адрес Департамента образования области
не поступало. С момента принятия закона области № 3140-ОЗ по настоящее время
Департаментом образования области рассмотрено 40 письменных обращений граждан,
касающихся реализации данного закона. Основная масса вопросов касалась
родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных
организациях. Часть вопросов касалась предоставления мер социальной поддержки
детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, а также многодетным семьям. Всем
заявителям направлены ответы с разъяснением положений указанного закона. По
обращениям граждан, по результатам рассмотрения
которых установлены факты неисполнения требований закона области №3140-ОЗ,
приняты меры - в соответствующие государственные образовательные организации
или органы местного самоуправления Департаментом образования области направлены
письма с требованием предоставления мер социальной поддержки в соответствии с
положениями закона области №3140-ОЗ. Вместе с тем, Правительство области отмечает фактор, снижающий
эффективность предоставления мер социальной поддержки, указанных в законе
области № 3140-ОЗ. Частью 9 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации
обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не
имеющими основного общего или среднего общего образования. Частью 3 статьи 5 указанного Федерального закона гарантируется
бесплатность и общедоступность дошкольного, начального общего, основного общего
и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также
на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного
уровня гражданин получает впервые. Ежегодно Департамент образования области устанавливает необходимый
объем бюджетных мест для обучения данной категории детей по программам
профессионального обучения, где выпускники за 10 месяцев (срок реализации таких
программ) получают одну рабочую квалификацию. По завершении обучения
выпускники, как правило еще несовершеннолетние, не
имеют опыта самопрезентации и трудоустройства. В связи с изложенным поступило предложение Правительства области к
депутатам Законодательного Собрания области рассмотреть вопрос о разработке
законодательной инициативы о внесении изменений в Федеральный закона от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с
целью закрепления за такими детьми возможности получения на бесплатной основе
второй рабочей квалификации по программам профессионального обучения в профессио-нальных образовательных организациях. По мнению постоянного комитета, основной проблемой,
не позволяющей эффективно реализовать закон области № 3140-ОЗ, является
недостаточное финансирование расходов на оказание такой меры социальной
поддержки, как льготное питание детей из малоимущих семей, многодетных семей,
детей, состоящих на учете в противотуберкулезном диспансере, обучающихся в
государственных общеобразовательных организациях области и муниципальных
общеобразовательных организациях по очной форме обучения. Размер норматива (не менее 25 рублей в день на одного обучающегося) не
менялся с 2012 года (был ранее установлен законом Вологодской области от 28
января 2005 года № 1218-ОЗ (в ред. от 25 октября 2012 года) "О мерах социальной поддержки
отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование"). Аналогичное мнение высказывают органы местного самоуправления
муниципальных образований области. В адрес постоянного комитета поступило
обращение Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от
14.04.2016 (вх. № 1866) о внесении изменений в закон
области № 3140-ОЗ в части увеличения норматива льготного питания с 25 рублей
до: возрастная категория 7-11 лет - 50 (пятьдесят) рублей в день; возрастная категория 12-18 лет - 55 (пятьдесят пять) рублей в день; категория детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в
образовательной организации, - 190 (сто девяносто) рублей; категория детей с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих
в образовательной организации, - 75 (семьдесят пять) рублей. Указанное обращение получило поддержку органов местного самоуправления
в Чагодощенском, Кирилловком,
Сямженском, Усть-Кубинском,
Кадуйском районах, о чем в адрес постоянного комитета
поступили соответствующие обращения. Разрешение подобной ситуации постоянный комитет видит в увеличении финансирования расходов на оказание государственной меры социальной поддержки в рамках закона области № 3140-ОЗ в части увеличении размера норматива льготного питания отдельных категорий обучающихся. Результаты проведения мониторинга Учитывая
выявленные в ходе мониторинга проблемы в реализации закона области № 3140-ОЗ,
постоянный комитет считает необходимым: 1)
обратиться в Правительство Вологодской области с предложениями о возможности
увеличения размера финансирования из областного бюджета расходов на оказание
государственных мер социальной поддержки в рамках закона области № 3140-ОЗ в
части: увеличения
размера норматива льготного питания отдельных категорий обучающихся; увеличения
размера ежемесячной выплаты на проезд (кроме такси) на городском транспорте, а
также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для детей из
многодетных семей, обучающихся в государственных общеобразовательных
организациях области и муниципальных общеобразовательных организациях, на весь
период обучения; 2) рассмотреть вопрос о внесении в порядке
законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" с целью
закрепления за детьми с ограниченными возможностями здоровья права получения на
бесплатной основе второй рабочей квалификации по программам профессионального
обучения в профессиональных образовательных организациях.. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|