Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 17.06.2016 № 428

 

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

О результатах мониторинга правоприменения

закона области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ>

"Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы

по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения"

 

 

Законодательное Собрание области постановляет:

 

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения".

 

 

 

Председатель Законодательного

Собрания области          Г.Е. Шевцов

 

 

 

г. Вологда

17 июня 2016 года

№ 428

 

Утверждены

постановлением

Законодательного

Собрания области         

от 17.06.2016 № 428

 

 

Результаты мониторинга правоприменения закона области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения"

 

I. Общие положения

 

Объект мониторинга – закон Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" (далее также – Закон области).

Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного

Собрания области          по бюджету и налогам (далее – постоянный комитет).

Цель мониторинга Закона области – проведение комплексного изучения реализации государственной политики в области налогообложения имущества физических лиц, реализации предоставленного законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта РФ права установления единой даты начала применения на своей территории порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, деятельности представительных органов муниципальных образований области при принятии местных нормативных актов о введении на своей территории налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

 

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

 

Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного

Собрания области          на первое полугодие 2016 года, утвержденным постановлением Законодательного

Собрания области          от 23 декабря 2015 года № 974, а также Положением о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Вологодской области, утвержденным постановлением Законодательного

Собрания области          от 25 декабря 2013 года № 988.

Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия.

1. Совместно с правовым управлением Законодательного

Собрания области          проведен анализ законодательства Вологодской области и законодательства других субъектов Российской Федерации по практике установления единой даты начала применения на своей территории порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

2. Совместно с правовым управлением Законодательного

Собрания области          проведен анализ судебной практики по спорным региональным нормативным правовым актам по теме мониторинга.

3. Проведен анализ проблем, возникающих в ходе правоприменения Закона области.

4. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга.

5. Выработаны рекомендации по результатам проведенного мониторинга.

 

III. Проведение мониторинга

 

1. Состояние законодательства субъектов Российской Федерации в части установления единой даты начала применения на своей территории порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения

 

Налог на имущество физических лиц, основанный на кадастровой стоимости объектов налогообложения, введен в 49 субъектах РФ. Первый закон об установлении единой даты начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения был принят 17 октября 2014 года в Ханты-Мансийский автономном округе - Югра.

В большинстве субъектов РФ закон об установлении единой даты начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения имеет такое же наименование, как и Закон области.

С 1 января 2015 года на уплату налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения перешли 28 субъектов РФ. С 1 января 2016 года – 21 субъект РФ (в том числе Вологодская область). Остальные субъекты РФ – с 1 января 2017 года. В одном субъекте РФ (Чукотском автономном округе) дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения была перенесена с 1 января 2016 года на 1 января 2017 года.

Все законы субъектов РФ одинаковы по содержанию - устанавливают дату начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и не содержат иных положений.

 

Судебная практика по законам субъектов РФ об установлении единой даты начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц незначительна.

В 2016 году в Вологодский областной суд было направлено административное исковое заявление об оспаривании закона области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения".

Решением Вологодского областного суда от 3 марта 2016 года № 3а - 15/2016 заявителю в удовлетворении заявления отказано. В своем решении суд указал, что закон области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" соответствует подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункту 1 статьи 402, статьям 3, 5 Налогового кодекса РФ.

Указанное решение суда не было обжаловано заявителем в установленный срок и вступило в законную силу.

 

2. Состояние законодательства Вологодской области в части установления единой даты начала применения на своей территории порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения

 

В целях реализации предоставленного законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта РФ права установления единой даты начала применения на своей территории порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения был принят закон Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" (принят постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 25 ноября 2015 года № 767ref>�ликован в областной газете "Красный Север" № 134 от 28 ноября 2015 года, вступил в силу с 1 января 2016 года).

Законом области установлена единая дата начала применения на территории Вологодской области порядка налогообложения имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости – 1 января 2016 года.

При принятии Закона области на сессии депутатами Законодательного Собрания Вологодской области были приняты рекомендации в адрес органов местного самоуправления, предусматривающие, что при установлении налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц не следует допускать резкого и необоснованного увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков в сравнении с действующими условиями налогообложения.

Кроме того, Законодательное Собрание области рекомендовало при принятии муниципальных правовых актов уделить особое внимание налогообложению индивидуальных предпринимателей.

Департаментом финансов области разработан и направлен поселениям и городским округам области макет решения о налоге на имущество физических лиц, рекомендуемый к принятию.

В целях реализации Закона области и обеспечения введения на территории области с 1 января 2016 года порядка исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости муниципальными образованиями приняты соответствующие решения о налоге на имуществе физических лиц.

Решениями представительных органов муниципальных образований области определяются конкретные налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, установлены дополнительные налоговые льготы.

Большинством муниципалитетов налоговые ставки для коммерческой недвижимости установлены аналогично принятым на областном уровне налоговым ставкам по налогу на имущество организаций. Налоговые ставки в отношении жилого имущества также большинством органов местного самоуправления установлены в одинаковых размерах. Это обеспечивает равные условия налогообложения для субъектов бизнеса и населения на территории области.

При установлении налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости на 2016 год и будущие периоды большинством муниципальных образований области (198 муниципальных образований, или 95,2 % от общего количества муниципальных образований) установлена максимальная налоговая ставка в размере 0,3 % в отношении жилых домов, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов, гаражей, хозяйственных строений и сооружений (до 50 кв.м).

Двумя муниципальными образованиями (1,0 % от общего количества муниципальных образований) налоговая ставка в размере 0,3 % установлена в отношении вышеуказанных объектов недвижимости, за исключением гаражей. По гаражам ставка установлена в размере 0,1 и 0,2 %.

Пятью муниципальными образованиями (2,4 % от общего количества муниципальных образований) в отношении всех вышеуказанных объектов недвижимости установлена налоговая ставка в размере 0,2 %, двумя муниципальными образованиями (1,0 % от общего количества муниципальных образований) установлена налоговая ставка в размере 0,1 %, одним муниципальным образованием (0,4 % от общего количества муниципальных образований) установлена налоговая ставка в размере 0,25 %.

В части налогообложения коммерческой недвижимости предпринимателей следует отметить следующее.

Законом области по налогу на имущество организаций для организаций, применяющих УСН и (или) ЕНВД для отдельных видов деятельности, в отношении объектов, расположенных в муниципальных районах, за исключением административных центров муниципальных районов, на 2016 год установлена ставка налога в размере 0,2 %. Начиная с 2017 года, ставка будет увеличиваться с шагом 0,2 % ежегодно на протяжении 9 лет.

В отношении объектов коммерческой недвижимости налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, принято поэтапное повышение налоговых ставок: в 2016 году - 0,5 %, в 2017 году - 1 %, в 2018 - 1,5 %, в 2019 году и последующие годы - 2 %.

Для организаций, применяющих общий режим налогообложения, налоговая ставка установлена в размере 2 %.

С учетом данных рекомендаций в отношении коммерческой недвижимости предпринимателей, находящихся на общей системе налогообложения и не являющихся льготной категорией, на 2016 год 98,6 % муниципальных образований установили ставки в размере 2,0 %.

В отношении коммерческой недвижимости предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения и не являющихся льготной категорией, муниципальными образованиями области установлены ставки в зависимости от места нахождения объектов недвижимости (административный центр района или городской округ и поселения, не являющиеся административным центром района).

Так, для предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения, в отношении объектов коммерческой недвижимости, расположенных в административном центре района или городском округе, 89,3 % муниципальных образований приняли поэтапное повышение налоговых ставок: в 2016 году - 0,5 %, в 2017 году - 1 %, в 2018 - 1,5 %, в 2019 году и последующие годы - 2 %.

Для предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения, в отношении объектов коммерческой недвижимости, расположенных в поселениях, не являющихся административным центром района, всеми муниципальными образованиями на 2016 год установлена ставка налога в размере 0,2 %. Начиная с 2017 года, ставка будет увеличиваться с шагом 0,2 % ежегодно на протяжении 9 лет.

Дополнительно к установленным Налоговым кодексом Российской Федерации налоговым льготам и вычетам по имущественным налогам физических лиц в ряде муниципальных образований области установлены следующие льготы:

льгота в виде полного освобождения от уплаты налога гражданам - собственникам аварийных индивидуальных жилых домов, место жительства которых неизвестно (муниципальные образования Сокольского муниципального района);

льгота в виде полного освобождения от уплаты налога многодетных семей, имеющих трех и более детей (п. Хохлово Кадуйского муниципального района);

льгота в виде освобождения от уплаты налога несовершеннолетних детей на один объект имущества, находящийся на территории поселения (Сосновское сельское поселение Вологодского муниципального района);

льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении видов объектов налогообложения, предусмотренных п. 4 ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации (квартира или комната, жилой дом, помещение или сооружение, хозяйственное строение или сооружение, гараж или машино-место), следующих категорий граждан: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - обучающиеся общеобразовательных организаций и студенты профессиональных образовательных организаций; дети - обучающиеся общеобразовательных организаций и студенты профессиональных образовательных организаций, имеющие родителей - инвалидов I и II групп (г. Вологда);

льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством), а также несовершеннолетних, чьи родители являются пенсионерами, инвалидами I - II групп, - в случае, если средний доход на члена семьи не превышает прожиточного минимума, установленного на территории Вологодской области (г. Череповец);

льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (городское поселение Кузино Великоустюгского муниципального района).

Согласно информации правового управления Законодательного

Собрания области          правовых и лингвистических замечаний и предложений по тексту Закона области не имеется. Коррупциогенных факторов при проведении антикоррупционной экспертизы Закона области не выявлено.

 

3. Информация о правоприменительной практике закона области

"Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения"

 

Учитывая, что Законом области установлена единая дата начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года, уплата налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения впервые будет осуществляться гражданами в 2017 году за 2016 год.

По информации Департамента финансов области в целях максимального использования доходного потенциала и создания равных условий налогообложении для субъектов бизнеса и населения на территории области муниципальным образованиям области было рекомендовано установить унифицированные налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц.

Большинство муниципальных образований области установило налоговые ставки на уровне рекомендованных.

Вместе с тем, отдельными поселениями Верховажского, Кадуйского, Тотемского, Шекснинского, Великоустюгского, Сокольского районов, а также городами Вологдой и Череповцом размеры налоговых ставок установлены ниже рекомендованного уровня. В связи с чем по мнению Департамента финансов области существуют риски снижения доходов бюджетов поселений указанных муниципальных районов по налогу на имущество физических лиц в 2017 году по сравнению с 2015 годом.

Согласно информации прокуратуры Вологодской области жалоб и обращений по вопросам применения Закона области в органы прокуратуры не поступало, информации о проблемах его применения не имеется.

Вместе с тем представительными органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований области принимались решения о введении налога до принятия рассматриваемого Закона области, что противоречит действующему законодательству.

Так, Советом муниципального образования город Харовск решение № 60 "О налоге на имущество физических лиц" принято 13 ноября 2015 года. Вместе с тем Закон области № 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" был принят 26 ноября 2015 года.

С учетом того, что на момент принятия решения Совета муниципального образования город Харовск Закон области не был принят и единая дата начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения не определена, на указанное решение Совета прокуратурой Харовского района был внесен протест. По аналогичным основаниям были опротестованы и другие решения представительных органов муниципальных образований Харовского района. В настоящее время решения муниципальных образований Харовского района приведены в соответствие с действующим законодательством.

Согласно информации муниципальных образований области в настоящее время отсутствует правоприменительная практика Закона области, поскольку уплата по новой системе налогообложения будет осуществляться только в 2017 году.

Вместе с тем проведенный анализ показывает наличие проблем, которые касаются результатов проведенной кадастровой оценки, сведений Кадастра недвижимости и Реестра прав, ошибок при формировании Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость и в целом недостаточной информированности граждан и представителей малого и среднего бизнеса по новой системе налогообложения имущества и оспаривании результатов кадастровой оценки имущества.

Так, в целях реализации действующего законодательства о налогообложении имущества исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23.12.2015 № 2066-р утвержден на 2016 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень). Перечень сформирован на основании данных, предоставленных органами местного самоуправления.

Постоянным комитетом проведен анализ утвержденного Перечня, который показал, что там содержится значительное число объектов недвижимости, которые сложно идентифицировать. В соответствии с описанием объектов в Перечень включены такие объекты, как гаражи (в том числе ведомственные), ветеринарные кабинеты, поликлиники, учебные корпуса, учреждения, оказывающие медицинские услуги, хлебопекарни, частные газопроводы, фитнес-клубы и другие объекты. Вызывает сомнение обоснованность их включения в указанный Перечень.

Чтобы не допустить социального напряжения, требуется проведение тщательного анализа объектов, включенных в этот Перечень.

Кроме того, вопросы возникают и в части полноты отражения объектов недвижимости, включенных в Перечень, поскольку невозможно определить, все ли объекты, подпадающие под действие подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, в нем отражены.

Актуальность данного вопроса подтверждают и обращения хозяйствующих субъектов, поступающие в адрес Законодательного Собрания области, об исключении тех или иных объектов недвижимости из утвержденного Перечня.

Мониторинг показал и наличие системных ошибок при проведении кадастровой оценки недвижимости. В ряде случаев кадастровая стоимость имущества значительно выше рыночной. Это может привести к росту налоговой нагрузки в первую очередь на граждан и индивидуальных предпринимателей. Постоянный комитет считает необходимым организовать работу по выявлению системных ошибок при проведении кадастровой оценки объектов недвижимости. Данная работа позволит не допустить необоснованного роста налоговой нагрузки и избежать данных ошибок в дальнейшем при проведении кадастровой оценки.

Имеет место недостаточная информированность граждан о результатах кадастровой оценки объектов недвижимости, о возможности и механизме оспаривания результатов кадастровой оценки имущества.

Постоянный комитет по бюджету и налогам считает необходимым сейчас проводить работу по выявлению системных ошибок и их решению.

 

 

IV. Результаты проведения мониторинга

 

1. По результатам проведения мониторинга и правовой экспертизы закона области "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" постоянный комитет считает, что внесение изменений в Закон области не требуется.

2. Постоянный комитет считает необходимым рекомендовать органам государственной исполнительной власти области, органам местного самоуправления области:

организовать активную работу по вопросам обоснованности и полноты включения объектов недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость;

рассмотреть возможность письменного информирования собственников недвижимого имущества о включении принадлежащих им объектов недвижимости в утвержденный Перечень;

рассмотреть возможность письменного информирования граждан о кадастровой стоимости принадлежащего им на праве собственности имущества и предварительном размере налога на данное имущество;

при установлении налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц не допускать резкого и необоснованного увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков в сравнении с действующими условиями налогообложения;

активизировать разъяснительную работу с гражданами, представителями бизнеса о введении новой системы исчисления налога на имущество исходя из кадастровой стоимости, о кадастровой оценке объектов недвижимости, о механизмах оспаривания кадастровой оценки в случае её завышения;

обеспечить доступность информации в средствах массовой информации, сети "Интернет" и проведение семинаров и совещаний по данным вопросам с гражданами и представителями предпринимательства.

 

 


Информация по документу
Читайте также