Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 17.06.2016 № 441

 

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

О результатах мониторинга правоприменения закона области от 7 мая 2014 года № 3361-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области"ocref>

 

 

Законодательное Собрание области постановляет:

 

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 7 мая 2014 года № 3361-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области".

 

 

 

Председатель Законодательного

Собрания области Г.Е. Шевцов

 

 

г. Вологда

17 июня 2016 года

№ 441

 

Утверждены

постановлением

Законодательного

Собрания области

от 17.06.2016 № 441

 

 

 

Результаты мониторинга правоприменения

закона Вологодской области от 7 мая 2014 года № 3361-ОЗ

"Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области"

 

 

I. Общие положения

 

Объект мониторинга – закон Вологодской области от 7 мая 2014 года № 3361-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области" (далее – Закон области).

Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного

Собрания области по экологии и природопользованию (далее – постоянный комитет).

Цель мониторинга Закона области – проведение комплексного изучения правового регулирования отношений в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения на территории области, проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия областного законодательства по теме мониторинга с целью его дальнейшего совершенствования.

 

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

 

Мониторинг проводился постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного

Собрания области на первое полугодие 2016 года, утвержденным постановлением Законодательного

Собрания области от 23 декабря 2015 года № 974.

В рамках проведения мониторинга постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:

1. Совместно с правовым управлением Законодательного

Собрания области проведены анализ законодательства Вологодской области и других субъектов Российской Федерации, оценка эффективности действия Закона области.

2. Совместно с правовым управлением Законодательного

Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.

3. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга.

4. Выработаны предложения по совершенствованию правового регулирования отношений в вышеназванной области по результатам мониторинга.

 

III. Проведение мониторинга

 

1.Состояние законодательства субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения на территории области

 

Законы об особо охраняемых природных территориях приняты в 65 субъектах РФ, но подход к правовому регулированию данного вопроса не является единым для всех регионов. Законы некоторых субъектов РФ сводятся только к разграничению полномочий между органами государственной власти (Тульская, Новгородская области, Хабаровский край).

Однако некоторые региональные законы имеют более широкий предмет правового регулирования, чем Закон области. Многие регионы установили субъектов, которые выходят с предложениями о создании особо охраняемых природных территорий. Как правило, им является орган исполнительной государственной власти в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Законами Нижегородской и Челябинской областей, а также Пермского края предусмотрено, что с предложениями о создании особо охраняемых природных территорий могут выходить граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

В Свердловской области с предложениями об организации особо охраняемых природных территорий областного значения могут выступать Законодательное Собрание и Правительство области, областные и территориальные исполнительные органы государственной власти, федеральные органы государственной власти, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления и депутаты Законодательного Собрания области.

Важным аспектом для принятия решения о создании особо охраняемой природной территории, отраженным, например, в законах Костромской, Владимирской, Рязанской областей, является проведение комплексного экологического обследования территории (сбор, анализ и обобщение информации о природных и природно-антропогенных объектах, их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей необходимость организации особо охраняемой природной территории).

В некоторых регионах (Свердловская, Архангельская области) законы устанавливают критерии отнесения территорий к особо охраняемым: (минимальная антропогенная нарушенность, уникальность, редкость природных объектов; типичность, эталонность природных объектов; уязвимость ценных природных объектов; особые средосберегающие и средообразующие функции природных объектов; геолого-геоморфологическая ценность территории; высокое ландшафтное, экосистемное или видовое разнообразие территории; места обитания и произрастания редких и находящихся под угрозой исчезновения биологических видов; места обитания и произрастания ценных в хозяйственном отношении биологических видов; культурно-историческая и эстетическая ценность территории).

Вместе с тем, Закон области не определяет, кем разрабатывается и представляется обосновывающая документация, требования, предъявляемые к данной документации, субъекты, которые могут вносить предложения о создании особо охраняемых природных территорий, критерии принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий. В статье 13 Закона области только кратко перечислены документы, являющиеся основаниями для создания особо охраняемых природных территорий, в том числе подтверждающие изучение экологического состояния природной территории, предполагаемой стать особо охраняемой.

В силу Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях в Российской Федерации" важнейшее полномочие, которое имеется у субъектов РФ, – это установление своими законами дополнительных категорий особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

В связи с экологическим разнообразием регионов Российской Федерации виды особо охраняемых природных территорий, дополнительно установленных законами субъектов РФ, отличаются от тех, что установлены в Вологодской области. Это – экологические коридоры, заповедные участки, природно-исторические и экологические парки, водно-болотные угодья и т.д. (регионального значения) и парковые зоны, скверы, питомники, охраняемые природные объекты и т.д. (местного значения).

Решения Верховного Суда РФ, предметом рассмотрения которых были законы субъектов РФ, регулирующих правоотношения в сфере особо охраняемых природных территорий:

от 12 ноября 2002 года № 74-Г02-33 на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2002 года по заявлению прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) "Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)" от 6 мая 1996 года;

от 2 августа 2003 года № 92-Г03-7 на решение Верховного Суда Республики Тыва от 30 июня 2003 года по кассационному представлению прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 3 статьи 6 Закона Республики Тыва "Об особо охраняемых природных территориях Республики Тыва" от 9 декабря 1996 года № 645;

от 21 декабря 2005 года № 56-Г06-14 на решение Приморского краевого суда от 29 августа 2005 года по заявлению прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Приморского края "Об особо охраняемых природных территориях Приморского края" от 11 мая 2005 года № 245-КЗ;

от 30 мая 2007 года № 65-Г07-2 на решение суда Еврейской автономной области от 13 марта 2007 года по заявлению прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Еврейской автономной области от 20 июля 2005 года № 522-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Перечисленная судебная практика не является актуальной для проводимого мониторинга, так как Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" со дня его принятия претерпел значительные изменения. Законодательным Собранием области в 2014 году был принят новый закон "Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области".

Актуальных актов судебной практики по рассматриваемой теме не выявлено.

 

2. Состояние законодательства Вологодской области

по регулированию отношений в сфере организации, охраны

и использования особо охраняемых природных территорий

областного и местного значения на территории области

 

Закон Вологодской области "Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области" был принят 7 мая 2014 года (постановление Законодательного

Собрания области от 24 апреля 2014 года № 299, опубликован в областной газете "Красный Север" № 51, от 17 мая 2014 года).

Закон области носит комплексный характер и включает в себя следующие положения:

– принципы создания и функционирования особо охраняемых природных территорий;

– перечень категорий особо охраняемых природных территорий областного значения, к которым отнесены:

1) природные парки;

2) государственные природные заказники;

3) памятники природы;

4) дендрологические парки и ботанические сады;

5) охраняемые природные комплексы;

6) туристско-рекреационные местности;

– перечень категорий особо охраняемых природных территорий местного значения, к которым отнесены:

1) туристско-рекреационные местности;

2) природные резерваты;

3) природно-культурные местности;

4) болотные комплексы;

5) парки;

– определены полномочия органов законодательной и исполнительной государственной власти области;

– основания для создания, реорганизации или ликвидации особо охраняемых природных территорий;

– требования к режиму хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях.

Согласно информации, полученной постоянным комитетом из Управления Министерства юстиции по Вологодской области, прокуратуры области, правового управления Законодательного

Собрания области коррупциогенные факторы и противоречия закона Вологодской области от 7 мая 2014 года № 3361-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области" федеральному законодательству не выявлены.

 

3. Информация о правоприменительной практике закона области

"Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области"

 

За период действия Закона области Правительством области приняты следующие постановления:

– от 06.04.2015 № 289 "О создании особо охраняемой природной территории областного значения туристско-рекреационной местности "Лисицыно" в Вологодском районе Вологодской области" (вместе с "Положением об особо охраняемой природной территории областного значения туристско-рекреационной местности "Лисицыно" в Вологодском районе Вологодской области");

– от 04.04.2016 № 306 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 8 февраля 2010 года № 112"

– от 08.12.2014 № 1115 "Об особо охраняемой природной территории областного значения государственном природном зоологическом заказнике "Усть-Рецкий" в Сямженском районе Вологодской области"

(вместе с "Положением об особо охраняемой природной территории областного значения государственном природном зоологическом заказнике "Усть-Рецкий" в Сямженском районе Вологодской области");

– от 08.12.2014 № 1114 "Об особо охраняемой природной территории областного значения государственном природном зоологическом заказнике "Белозерский" в Белозерском районе Вологодской области"

(вместе с "Положением об особо охраняемой природной территории областного значения государственном природном зоологическом заказнике "Белозерский" в Белозерском районе Вологодской области");

– от 08.12.2014 № 1113 "Об особо охраняемой природной территории областного значения государственном природном зоологическом заказнике "Шемогодский" в Великоустюгском районе Вологодской области"

(вместе с "Положением об особо охраняемой природной территории областного значения государственном природном зоологическом заказнике "Шемогодский" в Великоустюгском районе Вологодской области");

– от 08.12.2014 № 1113 "Об особо охраняемой природной территории областного значения государственном природном зоологическом заказнике "Шемогодский" в Великоустюгском районе Вологодской области"

(вместе с "Положением об особо охраняемой природной территории областного значения государственном природном зоологическом заказнике "Шемогодский" в Великоустюгском районе Вологодской области");

 – от 04.04.2016 № 306 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 8 февраля 2010 года № 112";

– от 25.04.2016 № 373 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 2 сентября 1997 года № 882".

 

IV. Результаты проведения мониторинга

 

По результатам проведения мониторинга закона Вологодской области от 7 мая 2014 года № 3361-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области" постоянный комитет Законодательного

Собрания области по экологии и природопользованию отмечает, что проблем в правоприменении данного Закона области не выявлено.

На основании вышеизложенного постоянный комитет считает целесообразным принять информацию о результатах мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 7 мая 2014 года № 3361-ОЗ " Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области" к сведению.

 

 


Информация по документу
Читайте также