Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 17.06.2016 № 443

 

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

О результатах мониторинга правоприменения закона области

от 14 августа 1996 года № 95-ОЗ "О снижении брачного возраста"

 

 

Законодательное Собрание области постановляет:

 

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 14 августа 1996 года № 95-ОЗ "О снижении брачного возраста">

 

 

 

Председатель Законодательного

Собрания области Г.Е. Шевцов

 

 

г. Вологда

17 июня 2016 года

№ 443

 

 

Утверждены

постановлением

Законодательного

Собрания области

от 17.06.2016 № 443

 

 

Результаты мониторинга

правоприменения закона области от 14 августа 1996 года № 95-ОЗ

"О снижении брачного возраста"

 

I. Общие положения

 

Объект мониторинга – закон области от 14 августа 1996 года № 95-ОЗ "О снижении брачного возраста" (с изменением, внесенным законом области от 27 ноября 2000 года № 600-ОЗ) (далее также – закон области № 95-ОЗ).

Исполнители мониторинга:

ответственный за проведение мониторинга – постоянный комитет Законодательного

Собрания области по социальной политике (далее – постоянный комитет);

правовое управление Законодательного

Собрания области (далее – правовое управление).

Период проведения мониторинга – первое полугодие 2016 года.

Краткая характеристика предмета правого регулирования:

в соответствии со статьей 13 Семейного кодекса Российской Федерации закон области от 14 августа 1996 года № 95-ОЗ "О снижении брачного возраста" устанавливает право лиц, достигших возраста четырнадцати лет, вступить в брак по разрешению органа местного самоуправления по месту жительства или по месту жительства их родителей при наличии особых обстоятельств, которыми являются беременность, рождение ребенка, призыв жениха на службу в Вооруженные Силы РФ.

Основания проведения мониторинга – план мероприятий Законодательного Собрания области, утвержденный постановлением Законодательного

Собрания области от 23 декабря 2015 года № 974.

Цели проведения мониторинга:

проверка соответствия закона области № 95-ОЗ федеральному законодательству;

оценка соответствия нормативных положений закона области № 95-ОЗ планируемому результату правового регулирования;

анализ практики применения закона области № 95-ОЗ с целью дальнейшего совершенствования законодательства.

Мониторинг проводился в соответствии с Положением о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Вологодской области, утвержденным постановлением Законодательного

Собрания области от 25 декабря 2013 года № 988, с учетом Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694.

 

II. Сведения о мероприятиях, проведенных

постоянным комитетом в процессе мониторинга

 

Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:

1. Совместно с правовым управлением:

проведен анализ закона области от 14 августа 1996 года № 95-ОЗ "О снижении брачного возраста" (с изменением, внесенным законом области от 27 ноября 2000 года № 600-ОЗ) на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, в том числе: обеспечения гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; соблюдения пределов компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; наличия коррупциогенных факторов; полноты в правовом регулировании общественных отношений; наличия неоправданного дублирования нормативных положений федерального закона; наличия коллизий норм права;

проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего вопросы выдачи разрешений на вступление в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет;

проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.

2. При проведении мониторинга постоянным комитетом направлены письма и запросы об информации:

Губернатору области - о практике применения и реализации на территории области вышеуказанного закона области; о проблемах, возникающих при его реализации; о количестве и содержании обращений граждан по вопросам разъяснения данного закона области; о количестве и содержании удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан, органов местного самоуправления, связанных с применением указанного закона, в том числе в связи с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании; о наличии (отсутствии) факторов, снижающих эффективность реализации данного закона области; о предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования в данной сфере;

в городские, районные муниципальные образования области – о количестве обращений граждан, проживающих в соответствующих муниципальных образованиях, за разрешением на вступление в брак в возрасте от 14 до 16 лет, от 16 до 18 лет, о результатах рассмотрения таких обращений в период 2013-2015 годов, об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования в данной сфере;

в прокуратуру Вологодской области – о проблемах в реализации закона области № 95-ОЗ, в том числе о наличии фактов нарушения прав граждан, неправомерных или необоснованных решений органов местного самоуправления, неправомерных действий (бездействия) должностных лиц при реализации вышеуказанного закона области, о количестве и содержании обращений граждан, связанных с применением закона области № 95-ОЗ, о принятых мерах прокурорского реагирования, а также о предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

в Общественную палату Вологодской области – о предложениях по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в сфере объекта мониторинга;

в Молодежный парламент Вологодской области – о предложениях по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в сфере объекта мониторинга;

в Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) – о проведении независимой научной экспертизы закона области № 95-ОЗ, а также о предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

в управление Минюста России по Вологодской области – о проведении правовой и антикоррупционной экспертиз закона области № 95-ОЗ.

3. Информация, связанная с мониторингом закона области № 95-ОЗ, рассматривалась на заседаниях постоянного комитета.

 

III. Обобщение информации, полученной в результате мониторинга

 

1. В соответствии со статьей 13 Семейного кодекса Российской Федерации брачный возраст установлен восемнадцать лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить им вступить в брак при достижении возраста шестнадцати лет. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет.

Проанализировав совместно с правовым управлением законодательство субъектов Российской Федерации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации, установленных статьей 13 Семейного кодекса Российской Федерации, постоянный комитет отмечает следующее.

В ряде регионов определены порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, в частности:

с 1996 года – во Владимирской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской, Самарской, Тверской областях;

с 1997 года – Калужской, Тамбовской областях, Ханты-Мансийском автономном округе;

с 1998 года – Кабардино-Балкарской Республике, Республике Адыгея, Чукотском автономном округе;

с 1999 года – Карачаево-Черкесской Республике, Челябинской области;

с 2000 года – Белгородской области;

с 2001 года – Магаданской области;

с 2005 года – Еврейской автономной области, Сахалинской области;

с 2008 года – Московской области;

с 2009 года – Новгородской области;

с 2011 года – Орловской области.

В настоящее время более чем в 25 субъектах Российской Федерации приняты законы, устанавливающие порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет. Вместе с тем в Камчатском крае ранее принятый закон был отменен. Некоторые регионы в качестве аргументов против принятия таких законов высказывают доводы о том, что это способствует снижению брачного возраста, стимулирует ранние браки, что позволяет избегать установленной законом уголовной ответственности (примечание № 1 статьи 134 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Как показывает законодательная практика (Московской, Магаданской, Новгородской, Орловской, Рязанской, Сахалинской, Тверской, Тамбовской, Тульской областей, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа, Республик Адыгея и Татарстан), к особым обстоятельствам, с учетом которых в виде исключения вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, в большинстве случаев относятся:

1) беременность у девушки, не достигшей возраста 16 лет;

2) рождение ребенка (детей).

В ряде регионов (в Московской, Калужской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Тюменской, Тамбовской, Ростовской, Челябинской областях, Чукотском автономном округе, в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республиках) помимо таких обстоятельств, как беременность и рождение ребенка, в качестве особого обстоятельства установлена непосредственная угроза жизни одной из сторон. В Новгородской области особым обстоятельством является призыв на военную службу, а также учитываются и иные обстоятельства.

В Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республиках в качестве особых обстоятельств установлены:

рождение ребенка и фактическое нахождение его при матери, желающей вступить в брак;

наличие беременности (22 недели и более), прерывание которой невозможно из-за желания обеих сторон к ее сохранению либо противопоказано заключением медицинской комиссии;

в случае, когда беременная несовершеннолетняя находится в неблагоприятных условиях (сирота, неполная семья, неблагополучная семейная обстановка) и, вступая в брак, улучшает условия жизни для себя и будущего ребенка.

В качестве условий, при наличии которых может быть разрешено заключение брака лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет, в законах субъектов Российской Федерации, их установивших, определены:

в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республиках:

взаимное добровольное согласие желающих заключить брак;

согласие родителей, усыновителей, попечителей, других законных представителей несовершеннолетних, желающих вступить в брак;

наличие заключения органа опеки и попечительства об отсутствии установленных Семейным кодексом Российской Федерации препятствий для вступления в брак;

наличие одного из особых обстоятельств;

в Новгородской области:

достижение одним из вступающих в брак возраста шестнадцати лет;

наличие заключения органа опеки и попечительства об отсутствии препятствий для вступления в брак и наличие условий для совместной жизни;

в Рязанской области:

разрешение на вступление в брак лицу, не достигшему возраста шестнадцати лет, выдается при одновременном соблюдении следующих условий:

1) достижение лицом, желающим вступить в брак, возраста пятнадцати лет на день подачи заявления о разрешении на вступление в брак;

2) согласие лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, на вступление в брак;

3) согласие родителей (лиц, их заменяющих) на вступление в брак лица, не достигшего возраста шестнадцати лет;

4) наличие одного из особых обстоятельств;

5) отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака, предусмотренных статьей 14 Семейного кодекса Российской Федерации.

В большинстве законов субъектов Российской Федерации определены порядок подачи заявлений о разрешении на вступление в брак и сроки их рассмотрения, а также положения о принятии решения о разрешении или об отказе в разрешении на вступление в брак.

Так, например, в Московской области:

заявления о разрешении на вступление в брак подаются на имя Губернатора Московской области в письменной форме в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность по реализации на территории Московской области полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, лицом, не достигшим возраста шестнадцати лет, его родителями или лицами, их заменяющими (усыновителями, попечителем).

При наличии разногласий между родителями (лицами, их заменяющими) и лицом, желающим вступить в брак, заявление лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, о разрешении на вступление в брак рассматривается с согласия органа опеки и попечительства по месту его жительства.

Решение о разрешении или об отказе в разрешении на вступление в брак лицу, не достигшему возраста шестнадцати лет, принимается членом Правительства Московской области, уполномоченным Губернатором Московской области, и оформляется его распоряжением;

в Республике Адыгея:

на имя руководителя исполнительного органа записи актов гражданского состояния Республики Адыгея гражданином Российской Федерации в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, постоянно либо преимущественно проживающим на территории Республики Адыгея, желающим вступить в брак, его родителями (родителем) или лицами, их заменяющими, в письменной форме подается заявление на получение от Главы Республики Адыгея разрешения на вступление в брак.

Глава Республики Адыгея решает вопрос о разрешении на вступление в брак граждан Российской Федерации в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, постоянно либо преимущественно проживающих на территории Республики Адыгея, по представлению руководителя исполнительного органа записи актов гражданского состояния Республики Адыгея, согласованному с органом исполнительной власти Республики Адыгея в области образования и науки;

в Белгородской, Магаданской, Орловской, Самарской, Тамбовской, Тюменской областях, Кабардино-Балкарской Республике:

заявления лиц, достигших возраста четырнадцати лет, но не достигших возраста шестнадцати лет, о разрешении вступить в брак подаются главе местной администрации поселения (городского округа) по месту жительства одного из лиц, желающих вступить в брак;

разрешение на вступление в брак оформляется соответствующим распоряжением местной администрации поселения (городского округа);

в Еврейской автономной области:

документы для получения разрешения на вступление в брак лицом, не достигшим возраста шестнадцати лет, желающим вступить в брак, и его родителями (родителем) или лицами, их заменяющими (усыновителями, попечителем), подаются в орган исполнительной власти области, уполномоченный правительством области.

Рассмотрение заявлений о разрешении на вступление в брак и подготовка заключения о возможности дачи разрешения осуществляются уполномоченным органом в течение 20 дней со дня подачи заявлений.

Решение о разрешении или об отказе в разрешении на вступление в брак лицу, не достигшему возраста шестнадцати лет, принимается Губернатором области на основании заключения уполномоченного органа в течение 30 дней со дня подачи заявления о разрешении на вступление в брак;

в Калужской, Рязанской, Нижегородской, Сахалинской областях:

решение о разрешении либо об отказе на вступление в брак лицу, не достигшему возраста шестнадцати лет, принимается Губернатором области;

в Новгородской области:

решение о разрешении вступить в брак или об отказе в выдаче разрешения на вступление в брак принимается органом местного самоуправления с учетом заключения органа опеки и попечительства не позднее чем через тридцать календарных дней со дня представления заявления со всеми необходимыми документами.

В отдельных субъектах Российской Федерации определены основания для отказа в выдаче разрешения на вступление в брак.

Например, в Новгородской области:

1) отсутствие особых обстоятельств;

2) отсутствие условий выдачи разрешения на вступление в брак;

3) отсутствие документов, указанных в статье 3 областного закона, либо наличие документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства;

4) установление факта отсутствия условий для совместного проживания лиц, желающих вступить в брак;

в Орловской области:

1) отсутствие особых обстоятельств;

2) представление документов, предусмотренных областным законом, не в полном объеме или документов, содержащих недостоверные сведения;

в Рязанской области:

несоблюдение условий разрешения на вступление в брак;

представленные документы содержат заведомо недостоверные сведения;

в Тюменской области:

1) несоответствие возраста лица, желающего вступить в брак, возрасту, установленному статьей 1 закона области;

2) отсутствие особых обстоятельств, дающих несовершеннолетнему право на вступление в брак, указанных в законе области;

3) представление неполного перечня документов, предусмотренных законом области, представление которых является обязательным.

Изучив судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, постоянный комитет отмечает, что судебных актов об оспаривании соответствующих норм законов субъектов РФ не выявлено.

2. Анализ законодательства Вологодской области, регулирующего вопросы выдачи разрешений на вступление в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, показал следующее.

В целях реализации положений статьи 13 Семейного кодекса Российской Федерации на территории Вологодской области был принят закон области от 14 августа 1996 года № 95-ОЗ "О снижении брачного возраста". Данный закон области вступил в силу с 27 августа 1996 года (фактически действует почти 20 лет). Законом области от 27 ноября 2000 года № 600-ОЗ "О внесении изменения в закон области "О снижении брачного возраста" было внесено изменение в статью 2, которым отсылочная норма на пункт 2 статьи 13 Семейного кодекса Российской Федерации заменена положением, определяющим, что разрешение на вступление в брак выдается органом местного самоуправления по месту жительства вступающих в брак или их родителей.

Закон области № 95-ОЗ в действующей редакции состоит из 3 статей:

1) статьей 1 установлено, что при наличии особых обстоятельств разрешается вступление в брак по достижении возраста четырнадцати лет;

2) в статье 2 содержатся положения о том, что разрешение на вступление в брак выдается органом местного самоуправления по месту жительства вступающих в брак или их родителей. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния;

3) в статье 3 определены особые обстоятельства, при наличии которых разрешается вступление в брак по достижении возраста 14 лет: беременность, рождение ребенка, призыв жениха на службу в Вооруженные Силы РФ. Также в этой статье закрепляется норма о том, что брак регистрируется в срок по желанию вступающего в брак, но не более месяца с момента подачи заявления.

 

3. Информация о практике применения закона области от 14 августа 1996 года № 95-ОЗ "О снижении брачного возраста".

По данным Правительства Вологодской области, за период действия закона области № 95-ОЗ органами ЗАГС Вологодской области зарегистрированы браки в отношении 159 несовершеннолетних лиц в возрасте 14 и 15 лет, в том числе в возрасте 14 лет – 23 человека, в возрасте 15 лет – 136 человек (из них 4 лица мужского пола, 155 лиц женского пола).

Регистрация брака несовершеннолетних лиц в возрасте 14 и 15 лет производилась на территориях всех муниципальных образований области.

Наибольшее количество таких браков за период действия закона области № 95-ОЗ зарегистрировано по городу Череповцу и Череповецкому району – 38, городу Вологде и Вологодскому району – 20, городу Соколу и Сокольскому району – 12, Грязовецкому и Чагодощенскому районам – по 10, Никольскому и Шекснинскому районам – по 7, Вытегорскому району – 6 случаев. По одной регистрации брака произведено в Вашкинском, Верховажском, Вожегодском, Кирилловском, Междуреченском, Сямженском, Усть-Кубинском районах.

4. Согласно информации, содержащейся в специальном докладе уполномоченного при Губернаторе Вологодской области по правам ребенка "О соблюдении прав и законных интересов детей в Вологодской области в 2015 году":

 

 

2013 г.

2014 г.

2015 г.

численность беременных несовершеннолетних

162

159

119

в т.ч.

до 14 лет (вкл.)

3

 

159

3

 

156

5

 

114

 

15-17 лет (вкл.)

численность родивших несовершеннолетних

 

 

 

в т.ч.

до 14 лет (вкл.)

1

 

99

3

 

58

2

 

32

 

15-17 лет (вкл.)

количество абортов в возрасте до 14 лет (вкл.)

6

 

 

93

7

 

 

91

2

 

 

62

количество абортов в возрасте 15-17лет (вкл.)

 

5. Информация о выдаче разрешений и регистрации браков несовершеннолетних лиц в разрезе муниципальных образований области за период 2013-2015 годов

 

Наименование муниципального образования

от 14 до 16 лет

от 16 до18 лет


1

2

3

г. Вологда

5

30

г. Череповец

-

11

Бабаевский муниципальный район

-

11

Бабушкинский муниципальный район

1

1

Белозерский муниципальный район

1

10

Вашкинский муниципальный район

-

1

Великоустюгский муниципальный район

2

10

Верховажский муниципальный район

-

1

Вожегодский муниципальный район

-

2

Вологодский муниципальный район

-

19

Вытегорский муниципальный район

1

13

Грязовецкий муниципальный район

2

9

Кадуйский муниципальный район

1

11

Кирилловский муниципальный район

-

-

Кичменгско-Городецкий муниц.район

2

7

Междуреченский муниципальный район

3

1

Нюксенский муниципальный район

-

1

Сокольский муниципальный район

2

19

Сямженский муниципальный район

-

4

Тарногский муниципальный район

1

5

Усть-Кубинский муниципальный район

1

-

Устюженский муниципальный район

2

8

Харовский муниципальный район

3

 

Чагодощенский муниципальный район

-

2

Череповецкий муниципальный район

1

8

Шекснинский муниципальный район

-

4

 

6. Информации о проблемах, возникающих при реализации закона области № 95-ОЗ, не имеется.

По информации Правительства области, обращений граждан по вопросам разъяснения закона области № 95-ОЗ не поступало. Факторы, снижающие эффективность реализации закона, не выявлены.

По данным управления Минюста России по Вологодской области, закон области № 95-ОЗ принят в пределах компетенции законодательного (представительного) органа Вологодской области, положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также коррупциогенных факторов не содержит.

В ответе прокуратуры Вологодской области содержится указание на то, что жалоб и обращений по вопросам применения закона области № 95-ОЗ в органы прокуратуры области не поступало, информации о проблемах его применения не имеется.

 

IV. Информация о выявленных проблемах правового регулирования вопросов выдачи разрешений на вступление в брак лиц, не

достигших возраста шестнадцати лет, и предложения по совершенствованию закона области № 95-ОЗ

 

1. Правовое управление аппарата Законодательного

Собрания области отмечает следующее.

Статьей 13 Семейного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель предоставил право субъектам Российской Федерации устанавливать законами субъектов Российской Федерации порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет.

В действующей редакции закона области № 95-ОЗ "О снижении брачного возраста" не содержится положений ни о порядке, ни об условиях, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет.

Согласно статье 3 закона области № 95-ОЗ особыми обстоятельствами вступления в брак являются беременность, рождение ребенка, призыв жениха на службу в Вооруженные Силы РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах государственной охраны и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации. Поэтому статью 3 закона области № 95-ОЗ требуется привести в соответствие с федеральным законодательством.

В абзаце втором статьи 3 закона области № 95-ОЗ определено, что брак регистрируется в срок по желанию вступающего в брак, но не более месяца с момента подачи заявления. Данные положения являются излишними и требуют исключения, поскольку в статье 11 Семейного кодекса Российской Федерации урегулированы вопросы, связанные с порядком заключения брака, в том числе определены и сроки заключения брака.

2. Прокуратура Вологодской области по результатам анализа закона области № 95-ОЗ выражает сомнение в необходимости такого основания для получения разрешения на вступление в брак по достижении возраста четырнадцати лет, как призыв жениха на службу в Вооруженные Силы РФ.

3. Исключить из норм закона положение о призыве жениха в Вооруженные Силы РФ как основание для получения разрешения на вступление в брак по достижении возраста 14 лет предлагается также в письме администрации Вашкинского муниципального района.

4. Правительство области в целях совершенствования нормативного правового регулирования в данной сфере предлагает следующее:

1) исключить из перечня особых обстоятельств, предусмотренных статьей 3 закона области № 95-ОЗ, призыв жениха на службу в Вооруженные Силы РФ, позволяющий заключать брак с невестой в возрасте 14 и 15 лет, поскольку данное обстоятельство в отличие от других не направлено на защиту прав, установленных Семейным кодексом Российской Федерации;

2) исключить абзац второй статьи 3 закона, предусматривающий, что брак регистрируется в срок по желанию вступающего в брак, но не более месяца с момента подачи заявления, так как данные положения являются излишними. В статье 11 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что регистрация брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. Кроме того, вопрос о сокращении срока носит заявительный характер. В соответствии с законодательством при наличии уважительных причин либо особых обстоятельств решение о сокращении срока принимается руководителем органа ЗАГС.

5. Администрация Чагодощенского муниципального района предлагает рассмотреть вопрос о принятии нормативного правового акта области, регулирующего порядок и условия выдачи разрешений на вступление в брак, определить сроки и последовательность действий органов местного самоуправления.

6. В заключении по результатам экспертизы закона Вологодской области от 14.08.1996 № 95-ОЗ "О снижении брачного возраста" (в ред. закона Вологодской области от 27.11.2000 № 600-ОЗ), проведенной членами кафедры гражданского права и гражданского процесса к.ю.н. Е.А. Шелепиной, к.ю.н. А.В. Басковой, Е.Б. Шмаковой, утвержденном на заседании кафедры гражданского права и гражданского процесса Северо-Западного института (филиала) 10 июня 2016 года, сделан вывод о том, что закон области № 95-ОЗ соответствует федеральному законодательству, но отмечено следующее:

1) закон не предусматривает согласия родителей или лиц, их заменяющих, на заключение такого брака. Это не вполне целесообразно, так как, во-первых, родители являются законными представителями детей до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, а во-вторых, именно на родителей, скорее всего, ляжет ответственность за материальное содержание новой семьи. Следует указать в законе согласие родителей (иных законных представителей) как обязательное;

2) на практике орган местного самоуправления выдает разрешение формально, ориентируясь на наличие или отсутствие перечисленных в законе обстоятельств. Между тем, при даче такого разрешения следует учитывать способность жениха и невесты жить самостоятельно, заботиться о новорожденном ребенке, нести ответственность за себя и своего ребенка. Это следует учесть при разработке перечня документов, представляемых заявителями в орган местного самоуправления (в него можно включить заключение психолога, справку о доходах самих несовершеннолетних и их родителей);

3) следует оговорить в законе или административном регламенте порядок получения разрешения в органе местного самоуправления (куда именно обращаться, перечень документов, субъекты-заявители). При этом следует конкретизировать, что рассматривает данный вопрос именно орган опеки и попечительства;

4) беременность и рождение ребенка должны иметь отношение не только к девушке, но и к молодому человеку. Если оставлять формулировку в имеющемся виде, то, по сути, она подразумевает беременность именно от жениха, рождение именно общего ребенка, но в то же время отсутствие расшифровки допускает применить норму и для случаев, когда жених не является отцом будущего или уже рожденного ребенка. Следует уточнить данные основания следующим образом: "рождение совместного ребенка у несовершеннолетних родителей (несовершеннолетнего родителя) и фактическое нахождение его при несовершеннолетней матери, а также беременность несовершеннолетней независимо от срока";

5) необходимо включить преамбулу, в которой отразить цели принятия закона, например: "Принимая во внимание наличие особых ситуаций, когда граждане, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, вступают в отношения, которые вызывают последствия, схожие с семейными отношениями, и стремясь узаконить такие отношения и обеспечить при этом рождение и воспитание ребенка в его собственной семье с его настоящими отцом и матерью в соответствии с принципом семейного права о приоритетном воспитании ребенка в семье, устанавливается следующее…";

6) следует дополнить основания для вступления в брак такими, как "непосредственная угроза жизни одного из вступающих в брак, отсутствие обоих родителей у лиц, вступающих в брак" (по аналогии с иными субъектами Российской Федерации). При этом непосредственная угроза жизни может быть вызвана тяжелым (острым, хроническим) заболеванием, причинением вреда здоровью или иными подобными обстоятельствами;

7) эксперты считают возможным рассмотреть и вопрос о повышении возраста с 14 лет до иного предела, учитывая общую тенденцию повышения возраста вступления в брак в России (однако, для решения этого вопроса необходимо проведение специальных социологических, психологических исследований). Генеральная Ассамблея ООН 3 ноября 1965 года приняла рекомендацию об издании государствами - членами ООН законодательных актов, устанавливающих минимальный брачный возраст не менее чем 15 лет.

 

V. Предложения по результатам проведения мониторинга

 

По результатам мониторинга постоянный комитет считает необходимым разработать и внести на рассмотрение Законодательного

Собрания области проект закона области "О порядке и условиях выдачи разрешения на вступление в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет".

 

 

 


Информация по документу
Читайте также