Расширенный поиск

Закон Вологодской области от 05.09.1994 № 2-ОЗ

                                 ЗАКОН
                         ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                                          Утратил силу - Закон
                                        Законодательного Собрания
                                           Вологодской области
                                        от 27.11.2000 г. N 595-ОЗ

            О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  (В редакции Законов Законодательного Собрания Вологодской области
           от 25.03.95 г. N 18-ОЗ; от 21.11.95 г. N 38-ОЗ)


     Настоящий закон   в   соответствии   с   Конституцией  Российской
Федерации  устанавливает   организацию   местного   самоуправления   в
Вологодской  области  в целях формирования демократической организации
общества и государства, обеспечения права граждан на участие в местном
самоуправлении.

                               РАЗДЕЛ 1

                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                               Глава 1

                           Общие положения


     Статья 1. Понятие местного самоуправления

     1. Местное    самоуправление    в    Российской    Федерации    -
самостоятельная,  инициативная,  под свою ответственность деятельность
местных сообществ по решению вопросов местного значения в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,  Федеральными  законами,  Уставом
области,  законами,  нормативными  правовыми  актами представительного
органа  государственной  власти  Вологодской  области  и   положениями
(уставами) о местном самоуправлении.

     2. Местное   сообщество   составляет   население,  проживающее  в
городских,  сельских поселениях и на других  территориях,  в  границах
которых с учетом исторических и иных местных традиций в соответствии с
Конституцией  Российской  Федерации,  Федеральными  законами,  Уставом
области,    законами    и    иными   нормативными   правовыми   актами
представительного органа государственной власти  Вологодской  области,
положениями (уставами) о местном самоуправлении осуществляется местное
самоуправление.

     3. Членом местного  сообщества  признается  гражданин  Российской
Федерации,   постоянно  проживающий  на  территории  данного  местного
сообщества.

     4. Гражданин,  не  проживающий  на  территории  данного  местного
сообщества,  но  имеющий  на  этой  территории недвижимое имущество на
праве собственности,  уплачивающий налоги в местный бюджет и заявивший
о желании участвовать в делах данного местного сообщества,  может быть
членом местного сообщества по решению местного сообщества,  если  иное
не предусмотрено законодательством Вологодской области.


     Статья 2. Система местного самоуправления

     1. Местное   самоуправление   осуществляется   населением   через
представительные  и  исполнительные  органы  местного  самоуправления,
органы  территориального  общественного  самоуправления  населения,  а
также непосредственно - путем проведения местных референдумов,  сходов
(собраний), конференций жителей и в других формах.

     2. Местное     самоуправление     осуществляется    в    пределах
соответствующих территориальных единиц области. Территориальную основу
местного самоуправления составляют:
     а) районы;
     б) города областного значения: Вологда, Череповец, Сокол, Великий
Устюг  (в  городах могут быть образованы районы и иные внутригородские
территории административного управления);
     в) сельсоветы, города, поселки, села и деревни.

     3. Система местного самоуправления включает:
     а) местное самоуправление города, района:
        представительные органы (городские, районные);
        исполнительные органы (городские, районные администрации),
        управляющих территориями административного управления;
     б) органы     территориального    общественного    самоуправления
(поселковые, сельские, уличные, домовые комитеты и т.п.);
     в) местные  референдумы,  собрания (сходы),  конференции граждан,
другие формы непосредственного волеизъявления населения.
     В городах    и    районах   может   избираться   глава   местного
самоуправления,  возглавляющий представительный  орган  и  руководящий
деятельностью местной администрации.


     Статья 3. Право граждан на участие в местном самоуправлении

     1. Каждый  член  местного  сообщества  имеет  право участвовать в
управлении делами местного сообщества как непосредственно, так и через
своих представителей.

     2. Члены  местного  сообщества,  достигшие  18-летнего  возраста,
имеют  право  избирать   и   быть   избранными   в   органы   местного
самоуправления,  а также участвовать в референдуме,  сходе (собрании),
конференции  жителей.  Не  допускаются  ограничения  прав  граждан  по
политическим убеждениям,  расовой и национальной принадлежности, полу,
социальному или имущественному положению, языку, отношению к религии.

     3. Члены местного сообщества  имеют  равный  доступ  к  службе  в
аппарате    представительных   и   исполнительных   органов   местного
самоуправления.

     4. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично,  а
также  направлять  личные  и  коллективные обращения в органы местного
самоуправления.

     5. Органы местного самоуправления,  их должностные  лица  обязаны
обеспечить   каждому   возможность   ознакомления   с   документами  и
материалами,  непосредственно затрагивающими его права и свободы, если
иное не предусмотрено законом.

     6. Права   и  свободы  человека  и  гражданина  определяют  смысл
деятельности  органов   местного   самоуправления   и   обеспечиваются
правосудием.  Гражданам  Российской  Федерации  гарантируется судебная
защита права на участие в местном самоуправлении.


     Статья 4. Основные начала организации местного самоуправления

     Основными началами организации местного самоуправления являются:
     самостоятельность местного    самоуправления   в   пределах   его
полномочий;
     многообразие форм организации местного самоуправления;
     поиск местным сообществом и его органами новых форм и направлений
деятельности;
     защита прав населения на местное самоуправление;
     участие населения  в  выработке,  принятии  и  реализации решений
вопросов местного значения;
     гласность и учет общественного мнения;
     обособленность органов местного самоуправления от системы органов
государственной власти;
     выборность представительных органов  местного  самоуправления,  а
также  по  решению  представительных органов выборность исполнительных
органов местного самоуправления;
     ответственность органов  местного  самоуправления  за принимаемые
решения;
     достаточность материальных   и   финансовых   ресурсов   местного
самоуправления;
     экономическая и     финансовая     самостоятельность     местного
самоуправления     (самостоятельность     управления     муниципальной
собственностью,   формирование,   утверждение  и  исполнение  местного
бюджета);
     сочетание интересов местных сообществ и государственных интересов;
     государственная гарантия местного самоуправления.


     Статья 5. Правовая основа местного самоуправления

     1. Местное    самоуправление    составляет    одну    из    основ
конституционного  строя  в  Российской Федерации,  форму осуществления
принадлежащей  народу  власти  и  осуществляется  в   соответствии   с
Конституцией  Российской  Федерации,  Федеральными  законами,  Уставом
области,  нормативными правовыми актами органов государственной власти
Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами
представительного органа государственной власти Российской  Федерации,
законами  и  другими  нормативными  правовыми актами представительного
органа государственной власти Вологодской области,  а также  настоящим
законом.

     2. Компетенция    и   порядок   деятельности   органов   местного
самоуправления  конкретизируются  в  положениях  (уставах)  о  местном
самоуправлении.


     Статья 6. Положение (устав) о местном самоуправлении

     1. Каждое  местное  сообщество  имеет положение (устав) о местном
самоуправлении.

     2. Положение  (устав)  о   местном   самоуправлении   принимается
представительным    органом    местного   самоуправления   или   может
утверждаться населением непосредственно.

     3. Положение (устав) о местном самоуправлении  города  областного
значения, района подлежит государственной регистрации.

     4. В положении (уставе) о местном самоуправлении устанавливаются:
     границы   территории   местного   самоуправления;
     структура и  организационные основы деятельности органов местного
самоуправления;
     полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц;
     срок полномочий органов местного самоуправления и их  должностных
лиц;
     основания и виды ответственности органов местного  самоуправления
и их должностных лиц;
     порядок и формы участия населения в  управлении  делами  местного
сообщества;
     экономические и   финансовые   условия   осуществления   местного
самоуправления;
     виды и порядок принятия актов органов местного самоуправления;
     национально-культурные особенности местного сообщества;
     гарантии прав должностных лиц органов местного самоуправления;
     вопросы муниципальной службы;
     права органов   местного   самоуправления   по   пользованию    и
распоряжению муниципальной собственностью;
     финансово-экономические условия      осуществления       местного
самоуправления;
     другие положения   об   организации   местного    самоуправления,
компетенции  и  порядке деятельности органов местного самоуправления в
соответствии с законодательством Российской  Федерации  и  Вологодской
области.


     Статья 7. Отношения органов государственной власти
               области и органов местного самоуправления

     1. Органы  государственной  власти  обязаны создавать необходимые
условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать
содействие   органам   местного   самоуправления  в  осуществлении  их
полномочий.

     2. Органы государственной власти не вправе  принимать  решения  и
совершать    действия,    ограничивающие    права   органов   местного
самоуправления,  установленные  Конституцией  Российской  Федерации  и
законами.

     3. Органы   государственной   власти  вправе  передавать  органам
местного   самоуправления   исполнение    отдельных    государственных
полномочий.   Передача   полномочий   должна  в  обязательном  порядке
предусматривать   обеспечение    органов    местного    самоуправления
достаточными   для   исполнения   этих   полномочий   материальными  и
финансовыми ресурсами.  Реализация переданных полномочий подконтрольна
государству.

     4. В случае невозможности решения отдельных вопросов местного или
государственного  значения  органы  местного   самоуправления   вправе
передавать  их  органам  государственной  власти вместе с необходимыми
материальными и финансовыми ресурсами.


     Статья 8. Формы взаимодействия органов государственной власти
               области и органов местного самоуправления

     Формами взаимодействия органов государственной власти  и  органов
местного самоуправления являются:
     принятие органами государственной власти Российской  Федерации  и
Вологодской  области  законов  и  иных  нормативных  правовых актов по
вопросам местного самоуправления;
     наделение органов    местного    самоуправления   дополнительными
полномочиями по решению вопросов местного значения;
     взаимное делегирование полномочий органами государственной власти
и органами местного самоуправления;
     заключение органами  государственной  власти  и органами местного
самоуправления соглашений и договоров.


     Статья 9. Особенности местного самоуправления
               в пригородных зонах городов

     По представлению  органов  местного   самоуправления   города   и
окружающих  его  местных  сообществ  Законодательное  Собрание области
своим  правовым  актом  утверждает  вокруг  города   зону   совместных
интересов  городского  и  иных  местных  сообществ - пригородную зону,
закрепляет  ее  границы  и  правовой   статус,   устанавливает   путем
согласительных процедур, а при недостижении согласия в законодательном
порядке разграничение отдельных  полномочий  между  органами  местного
самоуправления  города  и  находящихся  на территории пригородной зоны
местных  сообществ,  в  том   числе   по   содержанию   инфраструктуры
пригородной зоны.


     Статья 10. Местное самоуправление в городских, сельских
                поселениях и других территориях закрытого типа

     Организация местного   самоуправления   в   городских,   сельских
поселениях  и   других   территориях   закрытого   типа   регулируется
федеральным законом.


     Статья 11. Право местных сообществ на объединение

     1. Местные сообщества имеют право на объединение.

     2. Решение   об   объединении   местных   сообществ   принимается
населением  соответствующих  городских,  сельских  поселений  и других
территорий местного самоуправления непосредственно.

     3. При объединении местных сообществ образуется единая территория
местного   самоуправления   и  органы  местного  самоуправления  вновь
созданного местного сообщества.

     4. Органам местного самоуправления вновь  образованного  местного
сообщества   передаются  полностью  или  частично  полномочия  органов
местного самоуправления объединившихся местных сообществ.


     Статья 12. Ассоциации городских, сельских поселений и
                других территорий местного самоуправления

     Городские, сельские  поселения  и  другие   территории   местного
самоуправления  в  целях  более  эффективного  осуществления  местного
самоуправления  вправе  объединяться  в  экономические,  финансовые  и
другие ассоциации.


     Статья 13. Право органов местного самоуправления на объединение

     1. В  Вологодской  области  признается  право  органов   местного
самоуправления  на объединение в ассоциации,  союзы и иные образования
для защиты своих интересов и реализации  задач,  представляющих  общий
интерес   для   соответствующих  территорий.  Полномочия  объединенных
органов не могут превышать полномочий органов местного  самоуправления
и определяются учредительными документами объединений.


     Статья 14. Символика городских, сельских поселений и
                других территорий местного самоуправления

     Городские, сельские   поселения   и   иные   территории  местного
самоуправления  вправе   иметь   собственную   символику,   отражающую
исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные
особенности соответствующего местного сообщества.


                              РАЗДЕЛ II

          ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ  ОСНОВА  МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ

                               Глава II

            Территориальная основа местного самоуправления

     Статья 15. Территория местного сообщества

     1. Территория местного сообщества может состоять из:
     а) земель целого компактного поселения (город,  село,  поселок  и
др.);
     б) территорий целого поселения  и  смежных  дворов,  крестьянских
хозяйств и др.;
     в) территорий разрозненных дворов, выселок, крестьянских хозяйств
и  т.п.,  пользующихся  сообща  природными  угодьями или их частью или
имеющих общие интересы хозяйствования и управления.

     2. Территорию  местного  сообщества  составляют   все   земли   в
установленных границах, независимо от форм собственности.

     3. При  добровольном  объединении  нескольких  поселений  в  одно
местное сообщество или присоединении  поселения  к  другому  поселению
территория    местного    сообщества   составляет   сумму   территорий
объединившихся поселений.

     4. Муниципальная  собственность  местного  сообщества  на   землю
формируется  путем  безвозмездной  передачи  органами  государственной
власти Российской  Федерации  и  Вологодской  области  государственных
земель,  находящихся  в  границах  территории  местного сообщества,  в
порядке, предусмотренном областным законодательством.


     Статья 16. Установление границ местного сообщества

     1. Территория   местного   сообщества   устанавливается  органами
местного        самоуправления        в         соответствии         с
административно-территориальным   делением  области  с  учетом  мнения
населения  в  исторически-сложившихся  местах  компактного  проживания
граждан в размерах, достаточных для развития территории.

     2. Передача территорий в ведение местного сообщества производится
в  соответствии  с  нормативами  обеспечения  земельными  ресурсами  с
обязательным   выделением  пригородной  зоны  городов,  земель  общего
пользования и земель, необходимых для развития.

     3. Порядок  использования  территорий,   переданных   в   ведение
местного    сообщества,    устанавливается   местным   сообществом   и
закрепляется в уставе территории.

     4. Границы   территорий,   в   которых   осуществляется   местное
самоуправление,  не  могут  быть  изменены  без учета мнения населения
соответствующих  территорий,  выраженного  в  порядке,   установленном
положением (уставом) о местном самоуправлении.


                              РАЗДЕЛ III

            ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

                               Глава 3

                    Органы местного самоуправления


     Статья 17. Структура органов местного самоуправления

     Население самостоятельно  определяет  структуру  органов местного
самоуправления в положении (уставе) о местном самоуправлении.


     Статья 18. Представительные и исполнительные
                органы местного самоуправления

     1. Органами   местного   самоуправления   в   городских, сельских
поселениях и на других территориях местного самоуправления могут быть:
     выборные представительные органы местного самоуправления;
     выборные или   формируемые   иным   путем  исполнительные  органы
местного самоуправления.

     2. Наименование представительных органов местного  самоуправления
и   исполнительных  органов  местного  самоуправления  устанавливается
положением (уставом) о местном самоуправлении.


     Статья 19.  Представительные и исполнительные органы
                 местного самоуправления - юридические лица

     Представительные и исполнительные органы местного  самоуправления
являются    юридическими   лицами,   имеют   обособленное   имущество,
собственные источники финансирования из местного бюджета,  могут  быть
истцом и ответчиком в суде,  арбитражном суде,  имеют печати,  штампы,
бланки с собственной символикой,  расчетные, валютные и другие счета в
банковских учреждениях.


     Статья 20. Представительный орган местного самоуправления

     1. Представительный  орган  местного  самоуправления  состоит  из
депутатов,   избираемых   на   основе   всеобщего  равного  и  прямого
избирательного  права  при  тайном  голосовании   в   соответствии   с
федеральными законами и законами Вологодской области.
     2. Численный    состав    представительного    органа    местного
самоуправления определяется уставом муниципального образования.
     Численный состав  впервые  создаваемого  представительного органа
местного   самоуправления   определяется   Законодательным   Собранием
Вологодской  области  в  том  случае,  если  численность  депутатов не
установлена уставом муниципального образования.
     3. В  небольших  по численности поселениях уставом муниципального
образования  может  быть   предусмотрена   возможность   осуществления
полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями
(сходами) граждан.
     4. Срок     полномочий    представительных    органов    местного
самоуправления - 4 года.

     (Статья  в  редакции Закона Законодательного Собрания Вологодской
области от 21.11.95 г. N 38-ОЗ)


     Статья 21. Вопросы организации и деятельности представительного
                органа местного самоуправления

     1. Представительные органы местного  самоуправления  осуществляют
свои полномочия на заседаниях в коллегиальном порядке.

     2. Правомочность заседаний,  требования, необходимые для принятия
решений,  другие вопросы организации и  деятельности  представительных
органов  местного самоуправления определяются регламентом и положением
о местном самоуправлении.


     Статья 22. Функции представительных органов
                местного самоуправления

     Представительные органы местного самоуправления в соответствии со
своей компетенцией на подведомственной территории:
     а) принимают устав территории,  если не установлен  иной  порядок
его принятия;
     б) определяют   порядок   формирования   исполнительных   органов
местного  самоуправления  и утверждают отчеты о их деятельности,  если
иное не предусмотрено уставом (положением) о местном самоуправлении;
     в) разрабатывают и принимают местные нормативные акты;
     г) устанавливают ставки местных налогов и  сборов  и  порядок  их
использования;
     д) устанавливают порядок формирования и направления  расходования
бюджета   соответствующей   территории   и   утверждают  отчет  о  его
исполнении;
     е) осуществляют  связь  с  представительными  органами  области и
соседних территорий;
     ж) представляют   граждан   своей   территории   в  предприятиях,
организациях,   учреждениях,   общественных   объединениях,    органах
государственной  власти  области,  в  органах  местного самоуправления
соседних территорий и в международных организациях.


     Статья 23. Исполнительные органы местного самоуправления

     1. Исполнительный   орган   местного   самоуправления  -  местная
администрация  состоит  из  главы  администрации  и  подчиненных   ему
исполнительных   органов   местного   самоуправления   -   структурных
подразделений администрации.

     2. Глава администрации:
     а) избирается непосредственно населением;
     б) избирается соответствующим представительным  органом  местного
самоуправления;
     в) занимает эту  должность  в  силу  избрания  его  председателем
соответствующего  представительного  органа  местного самоуправления и
приобретает статус главы местного самоуправления;
     г) назначается  на эту должность соответствующим представительным
органом местного самоуправления по контракту по результатам конкурса.

     3. Исполнительные    органы    местного     самоуправления     на
подведомственной территории непосредственно обеспечивают:
     а) жизнедеятельность населения и защиту законных прав граждан;
     б) функционирование любых хозяйствующих субъектов;
     в) создание условий для привлечения на территорию  дополнительных
финансовых и материальных ресурсов;
     г) гармоничное    развитие    инфраструктуры     подведомственной
территории в рамках народнохозяйственного комплекса области;
     д) реализацию федеральных, областных или местных целевых программ
самостоятельно или совместно с другими органами;
     е) регистрацию  сделок  и   залоговых   операций   физических   и
юридических лиц с землей, недвижимостью и хозяйственными комплексами в
установленном законом порядке;
     ж) регистрацию актов гражданского состояния.

     4. В  границах  небольших по численности территорий или городских
образований функции исполнительной власти может  выполнять  одно  лицо
(староста,  старшина,  городской  или  сельский голова,  управляющий и
др.).  По решению собрания или схода населения  нескольких  населенных
пунктов  функции  исполнительной  власти  могут  быть  переданы общему
органу или лицу.

     5. Срок полномочий главы  местной  администрации  устанавливается
представительным  органом  местного  самоуправления  и  не  может быть
меньше  срока  полномочий  соответствующего  представительного  органа
местного самоуправления.


     Статья 24. Подотчетность исполнительных органов
                местного самоуправления

     Местная администрация подотчетна соответствующим представительным
органам  местного  самоуправления.  Формы  подотчетности  определяются
положением (уставом) местного самоуправления.


     Статья 25. Акты органов местного самоуправления

     1. Органы местного  самоуправления  по  вопросам  своего  ведения
принимают правовые акты.

    2. Нормативные правовые   акты   органов  местного  самоуправления,
затрагивающие права,  свободы и  обязанности  человека  и  гражданина,
вступают  в  силу  после  их  официального опубликования для всеобщего
сведения, а также после информирования населения иным образом       (В
редакции   Закона   Законодательного   Собрания   Вологодской  области
от 21.11.95 г. N 38-ОЗ)


                               Глава 4

        Территориальное общественное самоуправление населения


     Статья 26. Система территориального общественного
                самоуправления населения

     Территориальное общественное       самоуправление       населения
осуществляется   через   собрания   (сходы)   и  конференции  жителей,
обсуждение  населением  важных  вопросов  местной  жизни,  иные  формы
непосредственной  демократии,  органы  территориального  общественного
самоуправления  населения  (советы  и  комитеты  населенных   пунктов,
старосты  и  т.п.),  а  также иные органы общественного самоуправления
населения по месту жительства (домовые, уличные комитеты и т.п.).


     Статья 27. Территории, на которых действуют органы
                территориального общественного
                самоуправления населения

     Территории, на    которых   действуют   органы   территориального
общественного самоуправления населения, устанавливаются по предложению
жителей соответствующими органами местного самоуправления.


     Статья 28. Основы организации и деятельности органов
                территориального общественного
                самоуправления населения

     1. Порядок организации и  деятельности  органов  территориального
общественного  самоуправления  населения,  их компетенция определяются
представительными органами местного самоуправления.

     2. Органы местного самоуправления вправе передавать на договорной
основе  органам  общественного  самоуправления  часть своих полномочий
вместе с материальными и финансовыми ресурсами,  необходимыми  для  их
осуществления.


                               Глава 5

                          Местный референдум


     Статья 29. Понятие местного референдума

    1.  Местный  референдум  - голосование членов местного сообщества,
обладающих избирательным правом, которое проводится по наиболее важным
вопросам  местного  значения в порядке, определяемом представительными
органами  местного самоуправления в соответствии с законом области. (В
редакции  Закона  Законодательного  Собрания  Вологодской  области  от
25.03.95 г. N 18-ОЗ)

     2. Члены  местного  сообщества участвуют в местном референдуме на
основе всеобщего  равного  прямого  избирательного  права  при  тайном
голосовании. Участие в местном референдуме является свободным.

     3. Расходы,   связанные   с   проведением  местного  референдума,
производятся за счет средств соответствующего местного бюджета.


     Статья 30. Назначение местного референдума

     Местный референдум  назначается  органами местного самоуправления
по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с
положением (уставом) о местном самоуправлении.


     Статья 31.  Вопросы, которые могут выноситься на
                 местный референдум

     1. На   местный   референдум   выносятся   вопросы,  определенные
положением (уставом) о местном самоуправлении.

     2. Формулировка  вопроса,  выносимого   на   референдум,   должна
исключать множественность толкования.


     Статья 32. Выполнение решений, принятых местным референдумом

     1. Решения,   принятые   референдумом,   оформляются    принятием
правового акта соответствующим органом местного самоуправления.

     2. Порядок изменения решений, принятых императивным референдумом,
устанавливается положением (уставом) о местном самоуправлении.


                               Глава 6

                      Законодательство о выборах


     Статья 33. Законодательство о выборах

     1. Порядок проведения выборов представительных  органов  местного
самоуправления  и избираемых населением должностных лиц исполнительных
органов местного самоуправления устанавливается законом  о  выборах  в
органы местного самоуправления Вологодской области.

     2. Расходы,   связанные  с  выборами  депутатов  представительных
органов местного самоуправления и  избираемых  населением  должностных
лиц исполнительных органов местного самоуправления,  осуществляются за
счет средств соответствующего бюджета.


                               Глава 7

                 Прямые формы осуществления местного
              самоуправления непосредственно населением


     Статья 34. Собрание (сход), конференция жителей

     1. В  городских  и  сельских  поселениях  местное  самоуправление
осуществляется   собраниями    (сходами),    конференциями    жителей,
созываемыми по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

     2. Правомочность,   порядок   созыва  и  проведения,  компетенция
собрания  (схода),  конференции  жителей  определяются   в   положении
(уставе)   о   местном   самоуправлении   в  соответствии  с  законами
Вологодской области.

     3. Решения,  принятые собранием (сходом),  конференцией жителей в
пределах   компетенции,   обязательны  для  исполнения  на  территории
местного самоуправления.

     4. В работе собраний (сходов)  принимают  участие  все  граждане,
достигшие 16 лет и постоянно проживающие на данной территории.


     Статья 35. Народные инициативы

     1. Положением (уставом) о местном самоуправлении группам  граждан
определенной   численности  может  быть  предоставлено  право  местной
правотворческой  инициативы.  Проекты  местных  нормативных   правовых
актов,  внесенные  в  органы  местного  самоуправления такими группами
граждан,  подлежат обязательному  рассмотрению  в  открытом  заседании
соответствующего  органа  при участии представителей групп граждан,  а
результаты их рассмотрения - публичному  обнародованию  через  местные
средства массовой информации.

     2. Положением  (уставом) о местном самоуправлении группам граждан
определенной  численности  может  быть  предоставлено  право   вносить
запросы  в  органы  местного  самоуправления.  Ответы на такие запросы
подлежат  публичному  опубликованию  в  местных   средствах   массовой
информации.


                              РАЗДЕЛ IV

                 ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕПУТАТА
           ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

                               Глава 8

                 Основы правового положения депутата
           представительного органа местного самоуправления


     Статья 36. Депутат представительного органа
                местного самоуправления

     Депутат представительного органа местного самоуправления является
полномочным    представителем    соответствующего    органа   местного
самоуправления  и  населения,  проживающего  на  территории   местного
самоуправления.
     Депутату гарантируются   условия   для    беспрепятственного    и
эффективного  осуществления его полномочий,  защита его прав,  чести и
достоинства.
     В своей   деятельности   депутат   руководствуется   Конституцией
Российской Федерации,  законами Российской Федерации, Уставом области,
Законами   Вологодской   области,  положениями  (уставами)  о  местном
самоуправлении и предвыборной программой.


     Статья 37. Срок полномочий депутата представительного
                органа местного самоуправления

     Полномочия депутата начинаются со дня его  избрания  депутатом  и
заканчиваются  в  день  открытия  первого  заседания представительного
органа местного самоуправления нового созыва.
     Полномочия депутата не могут быть переданы другому лицу.


     Статья 38. Осуществление депутатской деятельности
                на профессиональной основе

     Депутат представительного  органа  местного  самоуправления может
осуществлять   свои   полномочия   на   профессиональной   основе    с
освобождением от основной трудовой или служебной деятельности.  В этом
случае депутат представительного органа местного самоуправления  может
заниматься  иной  трудовой (служебной) деятельностью только с согласия
представительного  органа   местного   самоуправления.   Согласия   не
требуется  для  депутатов,  занимающихся  научной,  преподавательской,
литературной или иной творческой деятельностью.


     Статья 39. Взаимоотношения депутата представительного
                органа местного самоуправления с избирателями

     Депутат поддерживает  связи   с   избирателями   своего   округа,
ответственен перед ними и им подотчетен.
     Депутату предоставляется  время  для  осуществления   депутатской
деятельности в своем избирательном округе.
     Депутат может  быть  отозван  избирателями  до  окончания   срока
полномочий.  Порядок  отзыва  депутата  избирателями устанавливается в
положении (уставе) местного самоуправления.


     Статья 40. Гарантии деятельности депутата представительного
                органа местного самоуправления

     1. Депутату гарантируется:
     обязательное рассмотрение внесенного им предложения;
     внеочередной прием  руководителями  и другими должностными лицами
органов местного самоуправления;
     получение необходимой информации;
     неприкосновенность, защита чести и достоинства;
     защита трудовых прав;
     социальные гарантии по окончании депутатской деятельности;
     достаточные материально-финансовые  условия   для   осуществления
депутатских полномочий;
     возмещение расходов в связи с выполнением депутатских полномочий.

     2. Правовое положение депутата представительного органа  местного
самоуправления    определяется    в    положении   (уставе)   местного
самоуправления.


                               РАЗДЕЛ V

         СЛУЖБА В АППАРАТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
                   ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

                               Глава 9

         Служба в аппарате представительных и исполнительных
                   органов местного самоуправления


     Статья 41. Условия муниципальной службы

     1. Органы местного  самоуправления,  не  нарушая  законодательных
положений,  сами определяют свои внутренние административные структуры
с  тем,  чтобы  они  отвечали  местным  потребностям  и   обеспечивали
эффективное управление.

     2. Условия   муниципальной   службы  должны  обеспечивать  подбор
высококвалифицированных   кадров   и   соответствующие   условия    их
профессиональной подготовки, оплаты труда и продвижения по службе.


     Статья 42. Служба в аппарате представительных и исполнительных
                органов местного самоуправления

     1. Лица,  зачисленные  в  штаты представительных и исполнительных
органов местного самоуправления, признаются муниципальными служащими.

     2. Общие  требования  к  службе  в  аппарате  представительных  и
исполнительных  органов  местного самоуправления определяются органами
государственной  власти   области   на   основе   законодательства   о
государственной службе.

     3. Правовая  регламентация  службы,  в  том  числе  требования  к
должностям,  статус   служащего,   особенности   прохождения   службы,
управления   службой  в  аппарате  представительных  и  исполнительных
органов местного самоуправления закрепляются в  положении  (уставе)  о
местном самоуправлении.

     4. Расходы,  связанные  с  содержанием  органов и должностных лиц
местного самоуправления, осуществляются за счет местного бюджета.


     Статья 43. Ограничения, связанные со службой в аппарате
                представительных и исполнительных органов
                местного самоуправления

     Муниципальный служащий не вправе:

     1. Быть поверенным или  представителем  в  делах  третьих  лиц  в
органе местного самоуправления,  в котором он состоит на службе,  либо
непосредственно подчиненном или подконтрольном ему.

     2. Использовать       в      неслужебных      целях      средства
материально-технического,  финансового и информационного  обеспечения,
другое муниципальное имущество и служебную информацию.

     3. Получать  в  связи  с  исполнением  должностных  полномочий от
юридических лиц и граждан подарки,  денежные  вознаграждения,  услуги,
оплату отдыха, транспортных расходов и иные незаконные вознаграждения.


                              РАЗДЕЛ VI

      ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

                               Глава 10

            Экономические условия местного самоуправления


     Статья 44. Экономическая основа местного самоуправления

     Экономическую основу местного самоуправления составляют природные
ресурсы (земля,  ее недра,  воды,  леса, растительный и животный мир),
находящиеся в границах территорий местного самоуправления,  имущество,
находящееся в  муниципальной  собственности,  имущество,находящееся  в
государственной    собственности,    переданное    органам    местного
самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий,
а  также  иная  собственность,  служащая  удовлетворению  потребностей
местного сообщества.


     Статья 45. Муниципальная собственность

     1. Муниципальная  собственность  выступает  в  виде собственности
местных сообществ городских,  сельских поселений и  других  территорий
местного самоуправления.

     2. В муниципальной собственности находятся:
     земли городских,  сельских поселений,  других территорий местного
самоуправления, не переданные в иные формы собственности;
     имущество органов местного самоуправления,
     средства местных бюджетов, внебюджетных и валютных фондов;
     муниципальный жилищный фонд;
     нежилые помещения в домах муниципального и иного жилищного фонда;
     имущество, приобретенное   в    результате    предпринимательской
деятельности   предприятиями   и  организациями,  входящими  в  состав
муниципальной собственности;
     имущество, переданное     органам     местного     самоуправления
безвозмездно на основе соглашений и договоров,  а также  односторонних
актов передачи имущества.

     3. В муниципальной собственности могут находиться:
     иные земельные  участки,   горные   отводы,   природные   объекты
(водоемы,  леса,  луга  и  другое),  ценные бумаги и другие финансовые
активы,   нежилые   помещения,   предприятия,   другие   имущественные
комплексы,     учреждения     народного     образования,     культуры,
здравоохранения,   а   также   иное   имущество,    необходимое    для
удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей
населения соответствующей территории;
     имущество, имущественные     комплексы,     объекты    инженерной
инфраструктуры,  другие  объекты,  используемые   для   удовлетворения
коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения.

     4. В  муниципальную  собственность  могут  быть  переданы объекты
частной собственности в качестве различных взносов и пожертвований  на
добровольной основе.

     5. Средства  местных  бюджетов,  внебюджетных  и валютных фондов,
иное  муниципальное  имущество,  не  закрепленное  за   муниципальными
предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.

     6. Местные   сообщества   самостоятельно  владеют,  пользуются  и
распоряжаются имуществом,  находящимся в муниципальной  собственности,
через  органы  местного самоуправления,  а в случаях,  предусмотренных
законом и другими  правовыми  актами  органов  государственной  власти
Вологодской области,  положениями (уставами) о местном самоуправлении,
непосредственно.

     7. Реализуя  право   распоряжения   имуществом,   находящимся   в
муниципальной собственности, органы местного самоуправления вправе:
     а) передавать объекты муниципальной  собственности  во  временное
или  постоянное  пользование юридическим лицам и гражданам,  сдавать в
аренду,   приватизировать,   передавать   и   отчуждать   в   порядке,
установленном органом местного самоуправления;
     б) определять в договорах  и  соглашениях  условия  использования
продаваемых или передаваемых в пользование объектов.


     Статья 46. Право органов местного самоуправления на
                создание предприятий

     Органы местного  самоуправления  вправе  создавать  предприятия в
соответствии с действующим законодательством.


     Статья 47. Взаимоотношения органов местного самоуправления
                c предприятиями, учреждениями, организациями,
                находящимися в муниципальную собственности

     1. Органы  местного  самоуправления  в пределах своей компетенции
определяют условия и  порядок  деятельности  предприятий,  учреждений,
организаций,  находящихся в муниципальной собственности, утверждают их
уставы,  назначают и увольняют с учетом  мнения  трудового  коллектива
руководителей данных предприятий, учреждений, организаций, заслушивают
отчеты об их деятельности.

     2. Права    по    управлению     предприятиями,     учреждениями,
организациями,  находящимися в муниципальной собственности, могут быть
переданы органом местного самоуправления отдельным юридическим лицам и
гражданам   с  обязательным  установлением  контроля  за  пользованием
указанными правами.

     3. Отношения   между   органами   местного    самоуправления    и
руководителями  предприятий,  учреждений,  организаций,  находящихся в
муниципальной  собственности,  строятся  на   контрактной   основе   в
соответствии с трудовым законодательством.
     Предприятия, учреждения,  организации  самостоятельно  определяют
структуру своего аппарата управления, затраты на его содержание, штаты
и порядок оплаты труда работников.

     4. Имущество,  находящееся в муниципальной  собственности,  может
быть  закреплено  за  предприятием  на  праве  полного  хозяйственного
ведения.
     Имущество, закрепленное    за   учреждениями   и   организациями,
находящимися  в  муниципальной  собственности  и   финансируемыми   из
бюджета, находится в их оперативном управлении.


     Статья 48. Взаимоотношения органов местного самоуправления
                с предприятиями, учреждениями, организациями, не
                находящимися в муниципальной собственности

     1. Отношения органов  местного  самоуправления  с  предприятиями,
учреждениями,   организациями,   не   находящимися   в   муниципальной
собственности, строятся на основе договоров.

     2. Органы местного самоуправления вправе  координировать  участие
предприятий,      учреждений,      организаций      в      комплексном
социально-экономическом    развитии    территории,    объединять    на
добровольной основе средства предприятий ,  учреждений,  организации к
участию  в  строительстве,  благоустройстве,  содержании  объектов  на
соответствующей   территории,   участвовать   на   правах   одного  из
собственников в создании предприятий смешанных форм собственности.


     Статья 49. Право на муниципальный заказ

     Органы местного  самоуправления на подведомственной им территории
вправе выступать заказчиком на  выполнение  работ  по  благоустройству
территории,  коммунальному  обслуживанию  населения,  строительству  и
ремонту   жилищного   фонда,   объектов   социальной   инфраструктуры,
выполнение  других  работ,  производство  продукции,  оказание  услуг,
необходимых     для     удовлетворения      коммунально-бытовых      и
социально-культурных     потребностей     населения    соответствующей
территории,  с использованием предусмотренных  для  этого  собственных
материальных и финансовых ресурсов.


     Статья 50. Право на внешнеэкономическую деятельность

     Органы местного самоуправления в  установленном  законом  порядке
вправе  самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в
интересах населения подведомственной территории.


     Статья 51. Предпринимательство на территории
                местного самоуправления

     1. Органы местного самоуправления не вправе  своими  нормативными
актами  и  актами  управления  ограничивать  права  предпринимателей и
хозяйствующих  субъектов,  а  также  устанавливать   препятствия   для
свободного  перемещения  трудовых,  материальных и финансовых ресурсов
вовнутрь и за пределы подведомственной территории.

     2. Органы местного самоуправления вправе создавать  благоприятные
условия  для  предпринимательства в рамках соответствующей территории,
устанавливая  льготные  налоговые  ставки,  размеры  сборов,  оказывая
прямую   финансовую  помощь,  предоставляя  кредиты  из  муниципальных
источников и др.


                               Глава 11

              Финансовые основы местного самоуправления


     Статья 52. Финансовые ресурсы местного самоуправления

     Финансовые ресурсы местного  самоуправления  состоят  из  средств
местного   бюджета,   внебюджетных   и  валютных  фондов,  средств  на
компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений,
принятых   органами   государственной   власти,  получаемых  кредитных
ресурсов,    средств    органов     территориального     общественного
самоуправления, ценных бумаг, заемных средств, долговых обязательств и
иных финансовых активов.


     Статья 53. Финансовые институты местного самоуправления

     1. Для осуществления операций с финансовыми ресурсами территории,
а также для установления  экономических  связей  с  областью,  другими
регионами   Российской  Федерации  и  смежными  территориями  местного
самоуправления   органы    местного    самоуправления    создают    на
подведомственной   территории   различные   муниципальные   финансовые
институты - муниципальные банки различного направления  (коммерческие,
инвестиционные, земельные, ипотечные и др.), инвестиционные компании и
фонды,  трастовые  учреждения,   страховые   конторы,   брокерские   и
маклерские конторы.

     2. Местное  самоуправление  может  участвовать в таких институтах
любым своим имуществом и средствами в соответствии со своим уставом.


     Статья 54. Федеральные и областные субвенции и кредиты

     1. Федеральные  и  областные  субвенции  поступают  в  финансовые
ресурсы  местного  самоуправления  в  соответствии  с   принципами   и
правилами, установленными областным законом.

     2. Субвенции могут быть направлены только целевым назначением для
финансирования какой-либо программы.

     3. Для  сбалансирования  расходной  и  доходной  частей   бюджета
территории  областью  могут быть выделены кредиты на возвратной основе
либо выделена дотация путем оставления в распоряжении территории  доли
областных  налогов и сборов на определенный период (налоговый кредит).
Порядок выделения  кредитов  (в  том  числе  и  налоговых)  и  дотаций
определяется областным законом.

     4. Для  решения  общих  задач  смежные  территории  на договорной
основе  могут  объединять  частично  или  полностью  свои   финансовые
ресурсы.


     Статья 55. Местный бюджет

     1. Городские,  сельские поселения и  другие  территории  местного
самоуправления имеют свои бюджеты.

     2. Разработка   проекта,   утверждение   и   исполнение   бюджета
осуществляются  органами  местного  самоуправления  в  соответствии  с
положением  (уставом)  местного самоуправления.  Утверждение бюджета и
контроль за его исполнением осуществляются представительными  органами
местного самоуправления или населением.

     3. Самостоятельность местного бюджета гарантируется:
     а) наличием собственных бюджетных доходов и уровнем  закрепленных
доходов;
     б) правом определять  направления  использования  и  расходования
бюджетных средств;
     в) запретом  на  изъятие  свободных  остатков  средств   местного
бюджета,  полученных  в результате увеличения поступлений в бюджет или
экономии расходов;
     г) возмещением     ущерба,    нанесенного    решениями    органов
государственной  власти  и  органов  местного  самоуправления  другого
уровня.

     4. Органы    государственной   власти   Вологодской   области   в
соответствии  с  законодательством   обеспечивают   сбалансированность
местных бюджетов.


     Статья 56. Доходы и расходы местного бюджета

     1. В доход местного бюджета зачисляются местные налоги  и  сборы,
отчисления от общефедеральных налогов и налогов области в соответствии
с  нормативами,   установленными   федеральным   законодательством   и
законодательством   области,   а  также  поступления  от  приватизации
государственного и муниципального имущества,  от сдачи  муниципального
имущества    в    аренду,    от   местных   займов   и   лотерей,   от
внешнеэкономической деятельности,  дивиденды от муниципальной  доли  в
уставном капитале предприятий и организаций,  дотации, субвенции, иные
поступления в соответствии с  законодательством  и  решениями  органов
местного самоуправления.

     2. Органы   местного   самоуправления  самостоятельно  определяют
направления использования  средств  местного  бюджета,  устанавливают,
исходя   из   имеющихся   средств,   нормы   расходов   на  содержание
жилищно-коммунального хозяйства,  учреждений социальной сферы, органов
охраны   правопорядка   и   на  другие  цели,  устанавливают  за  счет
собственных средств дополнительные  льготы  и  пособия  для  отдельных
категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.


     Статья 57. Право органов местного самоуправления на получение
                платежей за пользование природными ресурсами

     1. Органы   местного   самоуправления  в  порядке,  установленном
законодательством,  получают   плату   от   пользователей   природными
ресурсами, которые разрабатываются или добываются на их территории. По
решению представительных органов местного самоуправления такие платежи
могут  производиться  в  натуральной  форме,  если это не противоречит
законодательству Российской Федерации.

     2. Органы местного самоуправления вправе получать часть  валютной
выручки  от  продажи  добываемых на их территории природных ресурсов в
соответствии с законами Российской Федерации.


     Статья 58. Внебюджетные и валютные фонды

     Представительные органы     местного     самоуправления    вправе
образовывать целевые  внебюджетные  фонды,  а  также  валютные  фонды.
Порядок   и   использование  фондов  устанавливаются  представительным
органом местного самоуправления.


     Статья 59. Финансовые гарантии обеспечения минимальных
                государственных социальных стандартов

     1. Местным сообществам в  области  гарантируется  финансирование,
достаточное   для   удовлетворения   основных  жизненных  потребностей
населения,  не ниже уровня с учетов  утвержденных  сверх  федерального
минимума минимальных областных социальных стандартов.

     2. Областные социальные стандарты устанавливаются Законодательным
Собранием,  на   их   основе   устанавливаются   нормативы   бюджетной
обеспеченности и другие финансовые нормативы для районов (городов).

     3. Органы    местного    самоуправления    обеспечивают   уровень
удовлетворения  основных  жизненных  потребностей  населения  не  ниже
минимальных  областных  социальных  стандартов и несут ответственность
перед местными сообществами за их соблюдение.

     4. В случаях, когда минимальные областные социальные стандарты не
могут  быть  обеспечены  закрепленными за местными бюджетами доходными
источниками,  органы государственной власти области  передают  органам
местного    самоуправления   иные   доходные   источники,   отнесенные
законодательством к доходам бюджета Вологодской области.


     Статья 60. Участие органов местного самоуправления
                в кредитных отношениях

     Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством
Российской  Федерации  вправе выпускать муниципальные займы и лотереи,
получать  государственные  кредиты,  создавать  муниципальные   банки,
получать кредиты в коммерческих банках и кредитных учреждениях.


                              РАЗДЕЛ VII

             КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

                               Глава 12

             Компетенция органов местного самоуправления


     Статья 61. Предметы ведения органов местного самоуправления

     Предметы ведения  органов местного самоуправления включают в себя
вопросы  местного  значения  и  отдельные   вопросы   государственного
значения, переданные органам местного самоуправления.


     Статья 62. Вопросы местного значения

     1. Вопросами местного значения являются вопросы,  непосредственно
связанные с жизнедеятельностью местного сообщества и находящиеся в его
ведении,  последствия решения  которых  ограничены,  по  преимуществу,
территорией местного сообщества.

     2. К вопросам местного значения относятся:
     социально-экономическое развитие территории;
     формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
     местное энерго-, тепло- и водоснабжение;
     муниципальный жилой фонд;
     сохранение и  развитие   исторических   и   культурных   традиций
населения местного сообщества;
     муниципальные дороги;
     планировка и застройка населенных пунктов;
     бытовое и торговое обслуживание;
     благоустройство и санитарное благополучие;
     местные коммуникации;
     коммунальное хозяйство;
     муниципальный транспорт;
     охрана общественного порядка;
     пожарная безопасность;
     другие вопросы,  перечень  которых определяется законодательством
Российской   Федерации,   законами   и   другими   правовыми    актами
государственной  власти  Вологодской  области  с учетом мнения органов
местного самоуправления.


     Статья 63 Вопросы государственного значения

     1. К  вопросам  государственного  значения,  в  решении которых в
соответствии с законодательством  принимают  участие  органы  местного
самоуправления   в   целях   реализации   государственных   социальных
стандартов, относятся:
     защита прав и свобод человека и гражданина;
     охрана природной      среды;      организация       рационального
землепользования и природопользования;
     организация здравоохранения,       образования,       социального
обеспечения,  занятости и социальной защищенности населения,  развития
культуры, физкультуры и спорта.
     Органам местного самоуправления может передаваться решение других
вопросов государственного значения.

     2. Органы   местного   самоуправления   могут   привлекаться    к
осуществлению федеральных и региональных государственных программ.

     3. Выполнение  органами  местного  самоуправления  переданных  им
полномочий,  а  также  их  участие  в  осуществлении   государственных
программ     должно     обеспечиваться    соответствующими    органами
государственной власти необходимыми  материально-финансовыми  и  иными
ресурсами.

     4. Органы  местного  самоуправления  вправе отказаться от решения
переданных им вопросов государственного значения, а также от участия в
осуществлении  федеральных  и  региональных  государственных программ,
если они не обеспечены достаточными ресурсами.

     5. Реализация   переданных   органам   местного    самоуправления
государственных полномочий подконтрольна государству.


     Статья 64. Основные обязанности органов местного
                самоуправления при решении социальных вопросов

     1. Органы     местного     самоуправления    поощряют    жилищное
строительство,  создают условия для  осуществления  права  на  жилище.
Малоимущим,  иным  указанным в законе гражданам,  нуждающимся в жилье,
оно предоставляется из муниципальных жилищных фондов бесплатно или  за
доступную плату в соответствии с установленными законом нормами.

     2. Медицинская помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения
оказывается  гражданам  бесплатно  за  счет  средств  соответствующего
бюджета, страховых взносов, других поступлений.

     3. Гарантируется   общедоступность  и  бесплатность  дошкольного,
основного  общего   и   среднего   профессионального   образования   в
муниципальных  образовательных  учреждениях и на предприятиях.  Каждый
вправе на конкурсной основе бесплатно получить  высшее  образование  в
муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.


     Статья 65. Гарантии компетенции органов местного
                самоуправления

     В целях  обеспечения самостоятельности местного самоуправления не
могут быть  отменены  или  изменены  органами  государственной  власти
Российской   Федерации  и  Вологодской  области  следующие  полномочия
органов местного самоуправления:
     разработка, утверждение и исполнение местного бюджета;
     установление местных налогов, сборов и тарифов;
     выпуск муниципальных займов и лотерей;
     регулирование цен и тарифов на товары и  услуги,  производимые  и
оказываемые     муниципальными     предприятиями,    учреждениями    и
организациями;
     осуществление от  имени  местного  самоуправления всех полномочий
собственника  в  отношении  объектов,  находящихся   в   муниципальной
собственности;
     утверждение программ и планов  социально-экономического  развития
соответствующей территории;
     утверждение схемы   управления    территорией    соответствующего
местного сообщества;
     определение основных   направлений   деятельности   муниципальных
предприятий, учреждений и организаций;
     образование и упразднение  органов  местного  самоуправления,  их
структурных подразделений.


                             РАЗДЕЛ VIII

                   ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

                               Глава 13

                   Гарантии местного самоуправления


     Статья 66. Обязательность решений органов
                местного самоуправления

     1. Решения органов местного самоуправления,  принятые в  пределах
их  компетенции,  обязательны  для  исполнения всеми расположенными на
соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями,
независимо  от  форм  их  собственности,  а  также  органами  местного
самоуправления и гражданами.

     2. Решения органом местного самоуправления,  принятые в  пределах
их  компетенции,  не  могут  быть  отменены  органами  государственной
власти, а также другими органами местного самоуправления.

     3. Законами Вологодской области устанавливается  административная
ответственность должностных лиц предприятий,  учреждений, организаций,
общественных объединений,  органов местного самоуправления, граждан за
неисполнение или нарушение решений органов местного самоуправления.

     4. Предприятия,     учреждения,     организации,     общественные
объединения,  их  должностные  лица,  граждане  несут  перед  органами
местного  самоуправления  ответственность,  в том числе имущественную,
возмещают ущерб,  причиненный их действиями или бездействием  местному
сообществу, в порядке, установленном законодательством.


     Статья 67. Обеспечение законности на местной территории

     1. Органы местного самоуправления на подведомственной  территории
вправе   осуществлять   в  случае  стихийных  бедствий,  экологических
катастроф,  эпидемий,  эпизоотий,  пожаров,  наводнений,  оползней   и
нарушений   общественного  порядка  предусмотренные  законом  меры  по
обеспечению личной безопасности граждан,  защиты их  прав  и  законных
интересов, охране всех форм собственности и порядка.

     2. Органы  местного  самоуправления  вправе предъявлять в суд или
арбитражный суд  иски  о  признании  недействительными  актов  органов
государственной власти и управления,  органов местного самоуправления,
предприятий,  учреждений,  организаций независимо от их  ведомственной
принадлежности,  общественных объединений и иных субъектов, нарушающих
права и законные интересы  граждан,  проживающих  на  подведомственной
территории, а также права самих органов местного самоуправления.

     3. Невыполнение решений органов местного самоуправления, принятых
в пределах их  компетенции,  влечет  административную  ответственность
должностных  лиц  и  граждан в виде штрафа в размере от одного до пяти
минимальных размеров оплаты труда, налагаемого в судебном порядке.

     4. Органы местного самоуправления вправе вносить представления  в
соответствующие  органы о привлечении к дисциплинарной ответственности
должностных  лиц  федеральных  или  областных  органов,   предприятий,
организаций,  учреждений,  общественных  организаций,  не  исполняющих
решения органов местного самоуправления.


     Статья 68. Рассмотрение предложений органов местного
                самоуправления

     Официальные предложения  местных  сообществ,  представительных  и
исполнительных органов местного самоуправления подлежат  обязательному
рассмотрению  теми государственными органами и организациями,  которым
эти предложения направлены. О результатах рассмотрения должен быть дан
мотивированный ответ соответствующему органу местного самоуправления в
срок, установленный законодательством.


                              РАЗДЕЛ IX

           ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

                               Глава 14

           Ответственность органов местного самоуправления
                    и контроль за их деятельностью


     Статья 69. Ответственность органов местного самоуправления

     1. Органы  местного  самоуправления  несут  ответственность перед
соответствующим местным сообществом и перед государством.

     2. Ответственность   органов   местного   самоуправления    перед
соответствующим  местным  сообществом наступает в случае нарушения ими
местных правовых актов либо утраты доверия со стороны населения.

     3. Ответственность   органов   местного   самоуправления    перед
государством  наступает в случае нарушения ими законов и иных правовых
актов  органов   государственной   власти   Российской   Федерации   и
Вологодской области, принятых в пределах их компетенции.


     Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления
                перед местным сообществом

     Ответственность органов  местного  самоуправления  перед  местным
сообществом   реализуется   через   выражение   недоверия,   досрочное
прекращение     полномочий    органов,    право    отзыва    депутатов
представительных органов и должностных лиц местного самоуправления.
     Конкретные формы  ответственности органов местного самоуправления
и  должностных   лиц   перед   соответствующим   местным   сообществом
устанавливается в положении (уставе) о местном самоуправлении.


     Статья 71. Ответственность органов местного самоуправления
                перед государством

     1. В  случае  принятия  органами местного самоуправления решений,
нарушающих  Конституцию  Российской  Федерации,  федеральные   законы,
законы  и иные правовые акты Вологодской области,  такие решения могут
быть отменены в судебном порядке.

     2. Ущерб,  причиненный в результате незаконных решений,  действия
или  бездействия  органов  местного самоуправления,  возмещается ими в
полном объеме.


     Статья 72. Прокурорский надзор за соблюдением законности в
                деятельности органов местного самоуправления

     1. Генеральный прокурор Российской Федерации  и  подчиненные  ему
прокуроры осуществляют надзор за исполнением законодательства органами
местного   самоуправления,   их   структурными    подразделениями    и
должностными лицами.

     2. Решения   органов   местного  самоуправления,  их  структурных
подразделений  и  должностных  лиц,  противоречащие   законодательству
Российской  Федерации,  законам  и  иным  правовым  актам  Вологодской
области, продлежат опротестованию прокурорами.


     Статья 73. Обжалование в суд решений и действий органов
                местного самоуправления

     Решения и  действия  органов   местного   самоуправления   и   их
должностных лиц могут быть обжалованы в суд.


     Глава администрации области          Н.М. Подгорнов

     г. Вологда
     5 сентября 1994 года
     N 2-ОЗ

Информация по документу
Читайте также