Расширенный поиск

Закон Вологодской области от 14.08.1996 № 91-ОЗ

 
                                ЗАКОН
                         ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                                          Утратил силу - Закон
                                        Законодательного Собрания
                                           Вологодской области
                                        от 12.10.2001 г. N 710-ОЗ

         О СОЗДАНИИ, ПОДДЕРЖАНИИ В ГОТОВНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ
         СИЛ И СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И
            ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ
                         ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

   (В редакции Закона Законодательного Собрания Вологодской области
                      от 16.10.2000 г. N 548-ОЗ)


     Настоящий закон определяет и закрепляет правовые основы создания,
поддержания    в   готовности   и   использования   сил   и   средств,
предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
их финансового и материально-технического обеспечения, а также права и
обязанности   органов   государственной   власти,   органов   местного
самоуправления  и администрации предприятий,  учреждений и организаций
(независимо от их  организационно-правовых  форм  и  собственности)  в
отношении к силам и средствам всех уровней.
     Действие настоящего закона Вологодской  области  распространяется
на   отношения,   возникающие   в  процессе  создания  сил  и  средств
территориальных  и  функциональных   звеньев   Вологодской   областной
подсистемы  единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  природного   и   техногенного   характера   на
территории Вологодской области.

     Статья 1. Основные понятия

     Предупреждение чрезвычайных  ситуаций - это комплекс мероприятий,
проводимых заблаговременно и  направленных  на  максимально  возможное
уменьшение  риска  возникновения  чрезвычайных  ситуаций,  а  также на
сохранение  здоровья  людей,  снижение  размеров   ущерба   окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
     Ликвидация чрезвычайных ситуаций -  это  аварийно-спасательные  и
другие  неотложные  работы,  проводимые при возникновении чрезвычайных
ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей,
снижение  размеров  ущерба  окружающей  природной среде и материальных
потерь,  а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение
действия характерных для них опасных факторов.
     Силы и  средства  областной  подсистемы  единой   государственной
системы   предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций  (в
дальнейшем  -  силы  и  средства  областной  подсистемы   чрезвычайных
ситуаций  ОПЧС)  - силы и средства областной подсистемы чрезвычайных и
функциональных звеньев областной подсистемы  ЧС,  предназначенные  или
привлекаемые  для  выполнения  задач  по  предупреждению  и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     Силы и  средства  ликвидации  чрезвычайных ситуаций (в дальнейшем
силы и средства ликвидации ЧС) - силы  и  средства  территориальных  и
функциональных  звеньев  областной подсистемы ЧС,  предназначенные или
привлекаемые       для        проведения        аварийно-спасательных,
аварийно-восстановительных   и   других  работ  в  зонах  чрезвычайной
ситуации и очагах поражения.
     Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась
чрезвычайная ситуация.
     Очаг поражения  -  ограниченная территория,  в пределах которой в
результате чрезвычайной  ситуации  произошли  массовое  поражение  или
гибель  людей,  сельскохозяйственных  животных и растений,  разрушение
зданий и сооружений и  экологические  изменения  элементов  окружающей
природной среды.
     Аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации -  работы  в
зоне   чрезвычайной   ситуации   по  локализации  и  тушению  пожаров,
аварийному отключению источников поступления  жидкого  топлива,  газа,
электроэнергии  и  воды в очаг поражения,  по поиску и спасению людей,
оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в  случае
необходимости в безопасные районы.
     Аварийно-восстановительные работы  в  чрезвычайной   ситуации   -
первоочередные  работы  в  зоне чрезвычайной ситуации по креплению или
обрушению   конструкций   зданий,   грозящих   обвалом,   ремонту    и
восстановлению   по   временным   схемам   объектов   жизнеобеспечения
пострадавшего населения и спасателей,  а также  работы  по  санитарной
очистке и обеззараживанию территории.

     Статья 2. Основные   принципы   создания,
               поддержания  в готовности  и  применения
               сил  и  средств  для  предупреждения  и
               ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Основными принципами   создания,   поддержания    в    надлежащей
готовности   и   использования  сил  и  средств,  предназначенных  для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
     состав сил и средств областной подсистемы ЧС и ее территориальных
звеньев  должен   соответствовать   уровню   опасности   возникновения
чрезвычайных  ситуаций  на  подведомственной  территории  и  позволять
принимать необходимые меры по их локализации и ликвидации;
     силы и  средства  должны  быть  рассчитаны  для  предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и сочетать
в  себе  (объединять) как штатные военизированные и невоенизированные,
так и добровольные формирования;
     функциональные и  территориальные звенья областной подсистемы ЧС,
объекты экономики,  расположенные на подведомственной  им  территории,
должны  иметь  свои  силы  и  средства,  позволяющие  им  осуществлять
необходимые  меры  по   предотвращению,   локализации   и   ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     структура и состав сил и  средств  определяются  соответствующими
руководящими документами федеральных органов,  организация,  состав их
группировки,  порядок   комплектования,   привлечения   и   применения
определяются органами самоуправления городов, районов;
     управление деятельностью сил и средств осуществляется по принципу
единоначалия  и  должно  обеспечивать эффективное осуществление мер по
локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций своими силами;
     содержание личного   состава  формирований,  предназначенных  для
предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных    ситуаций,    и    их
материально-техническое  обеспечение  осуществляются  за  счет средств
местных бюджетов и объектов, которым принадлежат эти формирования;
     органы государственной    власти   области   призваны   оказывать
всемерную помощь в предоставлении  льгот,  снижать  в  соответствии  с
действующим  законодательством  размеры налоговых платежей со средств,
израсходованных на цели создания, оснащения и содержания сил и средств
территориальных  и  функциональных  звеньев  областной  подсистемы ЧС,
предприятий,  организаций и учреждений (в дальнейшем - организаций)  и
потенциально опасных объектов, расположенной территории;
     формирования сил и средств  и  их  личный  состав  допускаются  к
выполнению   обязанностей   только   после  прохождения  установленным
порядком подготовки к выполнении задач;
     покрытие расходов,   связанных   с   локализацией  и  ликвидацией
возникших  чрезвычайных  ситуаций,  должно  осуществляться   за   счет
виновных  в  их  возникновении,  а также за счет создаваемых для этого
резервных фондов.

     Статья 3. Состав сил и средств областной подсистемы ЧС

     Силы и  средства  областной  подсистемы,  являющиеся   силами   и
средствами ее звеньев, подразделяются на силы и средства:
     наблюдения и контроля;
     ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Силы и средства наблюдения и контроля состоят из:
     сил органов надзора;
     сил государственной  контрольно-инспекционной  службы  областного
комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов;
     служб (учреждений) и  организаций,  осуществляющих  наблюдение  и
контроль  за  состоянием  природной  среды,  а также за обстановкой на
потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ
воздействия  на  состояние  здоровья  населения  функционирования этих
объектов;
     сил ветеринарной службы области;
     сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
     службы наблюдения  и лабораторного контроля за качеством пищевого
сырья и продуктов питания;
     службы предупреждения о стихийных гидрометеорологических явлениях
и об экстремально высоких уровнях загрязнения окружающей среды;
     службы контроля  источников  выбросов вредных веществ в природную
среду.
     Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
     сил и средств городских и районных звеньев  областной  подсистемы
ЧС;
     военизированных и       невоенизированных        противопожарных,
аварийно-спасательных,     аварийно-восстановительных     формирований
предприятий, организаций, управлений, объединений области;
     учреждений и  формирований  службы  медицины катастроф управления
здравоохранения Администрации  области; (В       редакции       Закона
Законодательного          Собрания         Вологодской         области
от 16.10.2000 г. N 548-ОЗ)
     формирований экстренной   ветеринарной  помощи  и  службы  защиты
животных и растений комитета по сельскому хозяйству  и  продовольствию
Администрации  области; (В  редакции  Закона Законодательного Собрания
Вологодской области от 16.10.2000 г. N 548-ОЗ)
     частей и подразделений управления государственной противопожарной
службы УВД области;
     территориальных и  объектовых  формирований  гражданской  обороны
области;
     сил и  средств   службы   поискового   и   аварийно-спасательного
обеспечения полетов гражданской авиации объединенного авиаотряда;
     восстановительных и  пожарных  поездов   Вологодского   отделения
Северной железной дороги;
     отрядов, служб   и   специалистов    добровольных    общественных
организаций.
     Состав сил    и     средств     определяется     соответствующими
постановлениями Губернатора области,  органами местного самоуправления
городов,   районов,   приказами   и    распоряжениями    руководителей
организаций.  Их  деятельность  строится  на  принципе  единоначалия и
двойной подчиненности в период  выполнения  задач  органам  управления
территорий и непосредственным руководителям работ (организаций).
     На   базе   частей  и  подразделений  управления  государственной
противопожарной  службы  УВД  области, газоспасательных подразделений,
медицинских  формирований,  строительных  и  монтажных  организаций  и
других   аналогичных  профессиональных  служб  различных  организаций,
предприятий,    управлений,    объединений    области   создаются   по
согласованию        с        ними        аварийно-спасательные       и
аварийно-восстановительные     подразделения     (силы)     постоянной
готовности,  которые  могут  привлекаться  комиссией  по  чрезвычайным
ситуациям  Администрации области, комиссиями по чрезвычайным ситуациям
различных  уровней  в пределах их возможностей для проведения работ по
оперативной   локализации   и   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций  в
различных районах области. (В    редакции    Закона   Законодательного
Собрания Вологодской области от 16.10.2000 г. N 548-ОЗ)
     Силы постоянной     готовности    привлекаются    к    выполнению
аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных  работ  по  заданию
комиссии по чрезвычайным ситуациям на контрактной основе с возмещением
произведенных затрат за счет  виновных  в  возникновении  чрезвычайных
ситуаций   или   чрезвычайных   резервных   фондов  в  соответствии  с
действующим законом о них.

     Статья  4. Основные задачи сил и средств
                областной подсистемы ЧС

     Основными задачами   сил   и   средств  областной  подсистемы  ЧС
являются:
     проведение аварийно-спасательных  и  других  неотложных работ при
ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
     проведение первоочередных    мероприятий   по   спасению   людей,
локализации очагов чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
     обеспечение развертывания  группировки  сил  в  зоне чрезвычайных
ситуации.

     Статья 5. Полномочия администрации области по созданию,
                поддержанию в готовности и использованию сил и средств

     Администрация области:
     организует  работу  и  руководит силами и средствами наблюдения и
контроля  за состоянием внешней среды в санитарно-защитной зоне вокруг
потенциально-опасных  объектов,  а  также  в  зонах  санитарной охраны
источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
     осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил
и  средств,  предназначенных  для  защиты  населения  и  территорий от
чрезвычайных ситуаций;
     принимает  решения о привлечении необходимых для предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств;
     организует  и  проводит аварийно-спасательные и другие неотложные
работы, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения
силами  и  средствами  областной  подсистемы  ЧС,  при недостаточности
собственных  сил  и  средств  обращается  к  Правительству  Российской
Федерации за оказанием помощи;
     осуществляет  финансирование работ привлекаемых сил и средств для
ликвидации  последствий  чрезвычайных  ситуаций  областного масштаба в
соответствии с действующим законодательством;
     создает   резервы   финансовых   и   материальных   ресурсов  для
обеспечения  действий  сил  и  средств в зонах чрезвычайных ситуаций и
очагах поражения согласно закону;
     создает  заблаговременно  и  поддерживает в постоянной готовности
системы  управления  силами  и  средствами  в  чрезвычайных ситуациях,
оповещения и связи при выполнении работ.
     (Статья  в  редакции Закона Законодательного Собрания Вологодской
области от 16.10.2000 г. N 548-ОЗ)

     Статья  6. (Исключена    -    Закон   Законодательного   Собрания
Вологодской области от 16.10.2000 г. N 548-ОЗ)

     Статья  6. Порядок  организации  подготовки,
                поддержания  в готовности  и  использования
                сил  и  средств Вологодской области,
                органов местного самоуправления, а также
                предприятий, учреждений и организаций

     1. Подготовка  работников  органов исполнительной власти области,
местного  самоуправления  предприятий,  учреждений  и  организаций   в
составе  аварийно-спасательных,  военизированных  и специализированных
формирований постоянной готовности осуществляется в учебных заведениях
повышения  квалификации и переподготовки кадров,  учебно-тренировочных
центрах,  центрах  подготовки  министерств   и   ведомств   Российской
Федерации с учетом профиля их профессиональной подготовки.
     Подготовка командно-начальствующего   состава   невоенизированных
формирований  проводится  в  учебно-методическом центре по гражданской
обороне и чрезвычайным ситуациям и курсам гражданской обороны  городов
в   соответствии  с  программой,  ежегодно  утверждаемой  Губернатором
области.
     Подготовка работников  предприятий,  учреждений  и  организаций в
составе невоенизированных формирований осуществляется  непосредственно
по  месту работы по программе специальной подготовки невоенизированных
формирований  к  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях,   утвержденной
Министерством  Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий  в
объеме  15  часов.  При  этом общая тематика (10 часов) отрабатывается
всеми формированиями,  специальная тематика (5 часов) отрабатывается с
учетом их предназначения.
     2. Поддержание в  готовности  сил  и  средств  территориальных  и
отраслевых  звеньев,  входящих в состав единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,  достигается  путем
их   своевременного   укомплектования   личным   составом,  оснащением
необходимыми материальным и техническими  средствами,  систематическим
проведением  учений  и  тренировок  с практической отработкой задач по
предназначению.
     Командно-штабные учения в органах управления областной подсистемы
чрезвычайных ситуаций проводятся  один  раз  в  два  года,  в  органах
местного самоуправления - один раз в три года.
     Тактико-специальные учения проводятся с формированиями повышенной
готовности  предприятий,  учреждений  и организаций один раз в год,  с
остальными формированиями - один раз в три года.
     3. Созданные  на  базе  частей  и  подразделений  государственной
противопожарной службы,  газоспасательных  подразделений,  медицинских
формирований,   строительных   и   монтажных   организаций   и  других
соответствующих  профессиональных  служб  организаций   и   управлений
области   аварийно-спасательные   и   аварийно-восстановительные  силы
постоянной готовности могут привлекаться  комиссиями  по  чрезвычайным
ситуациям  различных уровней в пределах их возможностей для проведения
работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций  в
различных районах области.
     Силы постоянной    готовности    привлекаются    к     выполнению
аварийно-спасательных  работ  по  заданию  соответствующих комиссий по
чрезвычайным ситуациям с последующим возмещением произведенных  затрат
этими   комиссиями   установленным   порядком   за  счет  предприятий,
учреждений и организаций, на территории которых произошла чрезвычайная
ситуация, а также за счет созданных в соответствии с законом резервных
фондов при чрезвычайных ситуациях природного характера.

     Статья 8. (Исключена    -    Закон    Законодательного   Собрания
Вологодской области от 16.10.2000 г. N 548-ОЗ)

     Статья 9. (Исключена    -    Закон    Законодательного   Собрания
Вологодской области от 16.10.2000 г. N 548-ОЗ)

     Статья 6. Порядок финансирования деятельности
                сил и средств

     Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности
сил и средств производятся: (В    редакции   Закона   Законодательного
Собрания Вологодской области от 16.10.2000 г. N 548-ОЗ)
     сил и  средств  предприятий,  учреждений,  организаций  - за счет
средств  самих  организаций,   независимо   от   форм   собственности,
полученных   за   счет   прибыли,   а  при  привлечении  к  ликвидации
чрезвычайных ситуаций на  территории  других  организаций  -  за  счет
средств организаций, оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
     территориальных  сил  и  средств (формирований) - за счет средств
организаций,  на базе которых они созданы, а также могут производиться
за счет МЧС России и других источников. (В       редакции       Закона
Законодательного          Собрания         Вологодской         области
от 16.10.2000 г. N 548-ОЗ)
     Обеспечение  формирований  специальной  техникой  и имуществом по
нормам  оснащения  с  учетом  их  предназначения  и  наличия техники и
имущества  может  производиться из фондов МЧС России с оплатой за счет
предприятий,   учреждений   и  организаций  -  формирователей.  Данные
техника  и  имущество  закладываются  в  запас объекта экономики или в
мобилизационный резерв. (В  редакции  Закона Законодательного Собрания
Вологодской области от 16.10.2000 г. N 548-ОЗ)
     Организация финансирования и материально-технического обеспечения
деятельности   сил   и   средств   возлагается   на    соответствующих
руководителей организаций,  а при проведении работ по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций - соответствующие  территориальные  и
ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям.
     Оплата расходов,  выполняемых  силами  и  средствами   работ   по
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  осуществляется  за  счет органов,
принявших  решение  об  их  привлечении  к  работам,   с   последующей
компенсацией  организациями,  виновными  вы возникновении чрезвычайной
ситуации.

     Статья 8. Организация надзора и контроля в области
                создания, подготовки, поддержания в
                готовности и применения сил и средств

     Государственный надзор и контроль в области создания, подготовки,
поддержания  в  готовности и применения сил и средств осуществляются и
проводятся в соответствии с задачами областной подсистемы чрезвычайных
ситуаций  по  выполнению  законодательных  требований  по  организации
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Организацию надзора     и     контроля     осуществляют    органы
государственного управления области и местного самоуправления  городов
и  районов  через постоянно действующие органы управления,  специально
уполномоченные на решение задач по защите населения  и  территории  от
чрезвычайных ситуаций, с привлечением органов государственного надзора
Вологодской области.
     Порядок проведения государственного надзора и контроля отражается
в ежегодных и перспективных планах, утверждаемых Губернатором области,
районными и городскими органами местного самоуправления, и практически
осуществляется в ходе:
     учений и тренировок с силами и средствами;
     комплексных и  внезапных  проверок  состояния  готовности  их   к
применению,  подготовки  и  поддержания  в  готовности  к  действиям в
чрезвычайных ситуациях.
     При применении  сил  и  средств в условиях угрозы и возникновения
чрезвычайных  ситуаций  контроль  за  их  применением  и   надзор   за
деятельностью   и  решением  задач  по  предназначению  осуществляются
соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

     Статья 1 Правовое  положение,  социальная
                защита лиц, принимающих  непосредственное
                участие  в  ликвидации чрезвычайных
                ситуаций

     Правовые основы    и    социальную    защиту   лиц,   принимающих
непосредственное   участие   в   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,
составляют  Конституция  Российской Федерации,  федеральные законы "Об
аварийно-спасательных  службах  и  статусе  спасателей",   "О   защите
населения   и   территорий   от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного характера",  другие законы и  иные  нормативные  правовые
акты.
     Рабочим, служащим, студентам высших и средних специальных учебных
заведений,  учащимся  профессионально-технических училищ,  выполняющим
задачи в составе  формирований  сил  и  средств,  за  время  с  начала
приведения  формирований в готовность и до возвращения личного состава
к  месту  работы  (учебы)  выплачивается  средняя   заработная   плата
(стипендия) за счет соответствующих бюджетов.
     Решением органов местного самоуправления может  быть  установлена
дополнительная  плата  личному составу всех или отдельных формирований
за счет средств местного бюджета.
     Лицам,  зачисленным  в  формирования повышенной готовности, могут
выплачиваться  надбавки  к  должностным окладам после сдачи ими зачета
(аттестования)  и получения формированием при проверке оценки "готово"
или   "ограниченно   готово".  Размер  надбавки,  порядок  ее  выплаты
устанавливает соответствующий руководитель объекта экономики.       (В
редакции   Закона   Законодательного   Собрания   Вологодской  области
от 16.10.2000 г. N 548-ОЗ)
     (Часть   шестая   исключена  -  Закон  Законодательного  Собрания
Вологодской области от 16.10.2000 г. N 548-ОЗ)

     Статья 61 Юридическая ответственность
                должностных лиц и граждан, предприятий,
                учреждений и организаций, виновных в
                невыполнении или недобросовестном выполнении
                требований данного нормативного правового акта

     Должностные лица  и  граждане,  виновные   в   невыполнении   или
недобросовестном  выполнении требований данного нормативного правового
акта,  несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или
уголовную   ответственность   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации.

     Статья 184Вступление настоящего закона в силу

     Настоящий закон области вступает в силу со дня  его  официального
опубликования.

     Статья 15.9 иведение   нормативных   правовых
                актов  в  соответствие с настоящим
                законом Вологодской области

     Нормативные  акты  Администрации  области,  нормативные  правовые
акты  районных  и городских органов местного самоуправления приводятся
в соответствие с настоящим законом области в трехмесячный срок.     (В
редакции   Закона   Законодательного   Собрания   Вологодской  области
от 16.10.2000 г. N 548-ОЗ)


     Губернатор области          В.Е. Позгалев

     Принят Законодательным Собранием области 1 августа 1996 года

     г. Вологда
     14 августа 1996 года
     N 91-ОЗ

Информация по документу
Читайте также