Расширенный поиск
Постановление Губернатора Ненецкого автономного округа от 21.04.2016 № 31-пг
Губернатор Ненецкого автономного округа ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 апреля 2016 г. № 31-пг г. Нарьян-Мар О Концепции устойчивого
развития коренных малочисленных
народов Севера Ненецкого автономного
округа на 2016 – 2025 годы В
целях реализации Концепции устойчивого
развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 04.02.2009 № 132-р, Стратегии социально-экономического
развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года, утвержденной постановлением Собрания
депутатов Ненецкого автономного округа от
22.06.2010 № 134-сд, ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить Концепцию устойчивого развития
коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа на 2016 – 2025 годы (далее – Концепция)
согласно Приложению 1. 2. Утвердить План мероприятий реализации
Концепции на 2016 – 2020 годы
согласно Приложению 2. 3. Определить Департамент региональной
политики Ненецкого автономного округа в качестве уполномоченного органа по контролю за ходом реализации Концепции. 4. Рекомендовать главам
муниципальных образований Ненецкого автономного округа утвердить собственные
планы реализации Концепции. 5. Настоящее постановление вступает
в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Ненецкого автономного
округа
И.В. Кошин Приложение 1
к постановлению
губернатора Ненецкого автономного
округа от 21.04.2016 № 31-пг «О Концепции устойчивого развития коренных
малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа на 2016 – 2025
годы» Концепция устойчивого развития
коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного
округа на 2016 – 2025 годы Раздел I.
Введение Концепция
устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ненецкого
автономного округа на 2016-2025 годы (далее – Концепция) направлена на
объединение усилий органов государственной власти, органов местного
самоуправления и общественных объединений коренных малочисленных народов Севера
Ненецкого автономного округа для решения задач экономического, социального и
культурного развития коренных малочисленных народов Севера Ненецкого
автономного округа. Концепция разработана на основе положений
Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека и иных
нормах международного права, Федерального закона от 16.04.1999 № 82-ФЗ «О
гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Концепции устойчивого развития коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 №
132-р, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и
обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года,
утвержденной Президентом Российской Федерации в 2013 году, иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, Устава
Ненецкого автономного округа, Стратегии социально-экономического развития
Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года, утвержденной постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного
округа от
22.06.2010 № 134-сд, иных нормативных правовых актов Ненецкого
автономного округа. Концепция
представляет собой целостную систему мер правового, экономического,
социального, организационного характера, направленных на создание условий устойчивого
развития коренных малочисленных народов Севера и служит основой для разработки
и реализации целевых региональных и муниципальных программ. Раздел II. Современное
состояние малочисленных народов в Ненецком автономном
округе Территория
Ненецкого автономного округа является исконной средой обитания, ведения
традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов Севера (далее – малочисленные народы). Согласно Единому
перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденному
постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 255, на территории Ненецкого автономного округа
малочисленным народом являются ненцы. К местам традиционного проживания
и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов
Российской Федерации в Ненецком автономном округе отнесена территория
муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район», за
исключением муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей». По данным переписи
населения 2010 года в Ненецком автономном округе проживало 42090 человек, из
них 7704 человека (или 17,8 %) являются малочисленными народами, из которых
99,8% отнесли себя к ненцам. Этнообразующими,
этносохраняющими видами традиционной хозяйственной деятельности для
малочисленных народов являются: оленеводство, рыболовство, охота,
собирательство, традиционные и художественные промыслы. Малочисленные народы
преимущественно (93,8 %) проживают в сельской местности, из которых свыше 1,5
тысяч человек ведут традиционный кочевой и полукочевой образ жизни, порядка 1
тысячи из них заняты в оленеводстве. Оленеводческую деятельность в Ненецком
автономном округе осуществляют 23 сельскохозяйственных предприятия
(организации), в том числе 1 государственное унитарное предприятие, 13
сельскохозяйственных производственных кооперативов и 9 семейных родовых общин
малочисленных народов. Традиционный образ
хозяйствования малочисленных народов осложнен неприспособленностью к
современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных
видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объемами производства,
высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и
технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.
Нестабильное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности приводит к
обострению социальных проблем. Развитие
нефтегазового комплекса в Ненецком автономном округе, с одной стороны, дает
финансовую основу для долговременных вложений в традиционные отрасли
хозяйствования и повышения уровня жизни населения, с другой стороны,
сказывается на вынужденном сокращении территорий пастбищ и экологической
безопасности региона. Поэтому реализация мероприятий, направленных на
гармоничное сочетание промышленного освоения территорий и традиционного образа
жизни, имеет важное значение для устойчивого развития
малочисленных народов. Одним
из главных ориентиров государственной политики Ненецкого автономного округа
является не только эффективное освоение минеральных, энергетических и
биологических ресурсов, охрана окружающей среды, но и обеспечение комфортной
жизнедеятельности проживающего в регионе населения. С целью повышения качества
и стандартов жизни населения, создания благоприятных условий для долгой,
безопасной, здоровой и благополучной жизни людей при обеспечении экономического
роста и социальной стабильности в обществе, в отношении малочисленных народов
реализуется как федеральное законодательство, так и законодательство Ненецкого
автономного округа. Главой 4 Устава
Ненецкого автономного округа предусматриваются организационно-правовые и
социально-экономические меры, направленные на обеспечение устойчивого развития
малочисленных народов. На основе уставных норм сформирована
законодательная база Ненецкого автономного округа, включающая 25 нормативных
правовых актов, гарантирующих соблюдение прав малочисленных народов и
учитывающих их интересы в различных сферах деятельности. Оценивая современное
социально-экономическое положение малочисленных
народов и деятельность органов государственной
власти Ненецкого автономного округа, направленную на реализацию мер поддержки
малочисленных народов, можно сделать вывод о том, что для комплексного решения проблем малочисленных народов, носящих
межведомственный характер, необходимо четко урегулировать зоны ответственности
органов государственной власти всех уровней и уточнить
долгосрочные ориентиры социально-экономического развития малочисленных народов. Раздел III. Принципы
устойчивого развития малочисленных народов Устойчивое
развитие малочисленных народов строится на принципах: 1) соблюдения
гарантий прав малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации; 2) комплексного
решения задач социально-экономического и этнокультурного развития малочисленных
народов на основе единой политики органов государственной власти и органов
местного самоуправления; 3) обеспечения эффективного участия самих
малочисленных народов в достижении своего устойчивого развития; 4) признания
значения земли, других природных ресурсов и благополучия окружающей среды как
основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности
малочисленных народов; 5) рационального использования земель
и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной
хозяйственной деятельности; 6) признания права малочисленных
народов на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам, охотничьим угодьям,
биологическим ресурсам в местах традиционного проживания и традиционной
хозяйственной деятельности; 7) системного подхода в оказании мер
государственной поддержки малочисленным народам, с учетом категорий и видов
осуществляемой ими деятельности: а) представителям малочисленных
народов, ведущих традиционный образ жизни и являющихся субъектами права
традиционного природопользования, б) представителям малочисленных
народов, проживающих в сельской местности, для которых виды традиционной
хозяйственной деятельности являются неосновным способом жизнеобеспечения; в) представителям малочисленных
народов, проживающих в населенных пунктах, не отнесенных к местам традиционного
проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; 8) необходимости участия
представителей малочисленных народов и их объединений в принятии решений по
вопросам, затрагивающим права и интересы малочисленных народов при промышленном
освоении территорий в местах их традиционного проживания и традиционной
хозяйственной деятельности; 9) необходимости оценки культурных,
экологических и социальных последствий предлагаемых к реализации проектов и
работ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной
деятельности; 10) возмещения ущерба, нанесенного
исконной среде обитания, традиционному образу жизни и здоровью малочисленных
народов. Раздел IV. Цель, задачи
и основные направления реализации Концепции Целью
настоящей Концепции является создание условий для формирования устойчивого
развития малочисленных народов, на основе укрепления их
социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания,
традиционного образа жизни и культурных ценностей. Для достижения цели
необходимо решение следующих задач: 1) сохранение исконной
среды обитания, традиционного образа жизни малочисленных народов и развитие
хозяйственно-экономической инфраструктуры в местах их традиционного проживания
и традиционной хозяйственной деятельности при сохранении экологического
баланса. Решение указанной
задачи предусматривает: а) установление правового режима
охраны территорий традиционного природопользования с обеспечением доступа
малочисленных народов к управлению данными территориями; б) предоставление приоритетного доступа
малочисленных народов к земельным и рыбопромысловым участкам, охотничьим
угодьям, биологическим ресурсам в местах традиционного проживания и
традиционной хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации; в) содействие адаптации малочисленных
народов к экологическим, экономическим и социальным последствиям изменения
климата и другим техногенным факторам; г) содействие внедрению практики
общественных экологических и этнологических экспертиз в местах традиционного
проживания и традиционной хозяйственной деятельности, повышение уровня
экологических знаний малочисленных народов с целью соблюдения научных
требований по рациональному природопользованию; д) совершенствование мониторинга
состояния исконной среды обитания и экологической ситуации в местах
традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; 2) развитие и модернизация
традиционной хозяйственной деятельности, повышение экономической эффективности
деятельности общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих
виды традиционной хозяйственной деятельности. Решение указанной задачи предусматривает: а) внедрение инновационных
технологий, современной техники и оборудования, реконструкция и строительство
цехов по первичной и глубокой переработке продукции традиционной хозяйственной
деятельности; б) создание и развитие сети
организаций различных форм собственности по заготовке, переработке, хранению,
транспортировке и сбыту продукции традиционной хозяйственной деятельности; в) финансовую, правовую, имущественную, консультационную, информационную
помощь общинам малочисленных народов, а также поддержку в области подготовки,
переподготовки и повышения квалификации их работников; г) развитие и поддержку форм малого и
среднего предпринимательства малочисленных
народов, направленных на повышение эффективности традиционных видов
хозяйственной деятельности, включая развитие системы финансовой поддержки,
кредитования и лизинга; д) развитие экологического и
этнотуризма с участием малочисленных народов в местах их традиционного
проживания и традиционной хозяйственной деятельности; е) развитие традиционных промыслов и
ремесел (включая изготовление сувенирной продукции), а также содействие их
продвижению на внутреннем и внешнем рынках; 3) повышение
качества жизни малочисленных народов, улучшение системы жизнеобеспечения и
социально-бытовых условий в местах их традиционного проживания и традиционной
хозяйственной деятельности. Решение
указанной задачи предусматривает: а) увеличение
объемов жилищного строительства, обновление и модернизация жилищного фонда; б) создание,
развитие и модернизация объектов социального назначения и производственной
инфраструктуры; в) содействие
занятости, стимулирование экономической деятельности, повышение
профессиональной и трудовой мобильности малочисленных народов с учетом
этнических, социальных и культурных особенностей; г) расширение
мер социальной защиты и материального стимулирования, улучшение условий жилья,
труда и социально-культурного быта специалистов из числа малочисленных народов; д) повышение
качества и доступности транспортных услуг; е) обеспечение
доступа к качественным услугам связи, современным информационным и
телекоммуникационным услугам; ж) реализацию программы
оптимизации локальной энергетики для обеспечения качественного энергоснабжения; 4) обеспечение
доступности и повышение качества здравоохранения, улучшение здоровья
малочисленных народов. Решение указанной
задачи предусматривает: а) реализацию мер по сокращению
уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного
здоровья малочисленных народов; б) развитие мобильных форм
медицинской помощи, повышение доступности первой помощи и первичной
медико-санитарной помощи в местах традиционного проживания и традиционной
хозяйственной деятельности; в) развитие видов медицинской помощи,
направленных на сохранение и укрепление здоровья малочисленных народов,
устранение вредного влияния факторов среды обитания, предупреждение
возникновения и распространения заболеваний, раннее выявление их причин и условий
развития, а также формирование и реализация программ здорового образа жизни; г) внедрение систем дистанционного
медицинского обслуживания с использованием современных технических средств связи и коммуникаций; д) реализацию мер, направленных на
снижение потребления алкогольной продукции в местах традиционного проживания и
традиционной хозяйственной деятельности, осуществление в образовательных
организациях и учреждениях культуры профилактических программ, направленных на
недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками; 5) повышение уровня образования и
профессиональной подготовки малочисленных народов с учетом их этнических,
социальных и культурных особенностей, создание благоприятных условий для
сохранения и развития ненецкого языка. Решение указанной задачи предусматривает: а) обеспечение условий для
непрерывного образования детей малочисленных народов через создание сети
кочевых и других специфических моделей детских садов и школ в местах
традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; б) оснащение образовательных организаций в местах традиционного проживания
и традиционной хозяйственной деятельности современным оборудованием,
обеспечивающим высокий уровень образовательного процесса, внедрение технологий
дистанционного обучения; в) научное и учебно-методическое
обновление содержания этнокультурного образования, совершенствование
образовательных программ для малочисленных народов; г) содействие гражданам из числа
малочисленных народов в получении высшего профессионального образования, подготовке кадров высшей квалификации; д) создание нормативно-правовых,
финансовых, материально-технических условий для стимулирования деятельности,
направленной на изучение, исследование, преподавание и пропаганду ненецкого
языка; е) совершенствование системы
подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для
преподавания ненецкого языка в образовательных организациях, специалистов в
области средств массовой информации, науки и культуры; 6) сохранение и популяризация духовного и культурного наследия
малочисленных народов. Решение указанной задачи предусматривает: а) реализацию мероприятий,
направленных на сохранение и гармонизацию этнического единства малочисленных
народов, формирование общероссийской гражданской идентичности и патриотизма; б) создание и поддержку доступных для
малочисленных народов многофункциональных и мобильных учреждений культуры; в) поддержку и развитие традиционных
художественных промыслов, побуждение мастеров к передаче молодому поколению
своего опыта и мастерства; г) популяризацию культуры, традиций,
обычаев малочисленных народов, в том числе с использованием современных
технологий; д) поддержку и развитие творческих
инициатив малочисленных народов; е) поддержку средств массовой
информации, издающих (выпускающих) материалы на ненецком языке, издание
художественной и иной литературы на ненецком языке; ж) поддержку и развитие физической
культуры и национальных видов спорта малочисленных народов; з) поддержку культурных, спортивных,
молодежных, детских объединений и организаций малочисленных народов; и) укрепление межнациональных
отношений, культурных и партнерских связей малочисленных народов с другими
народами. Раздел
V. Механизмы реализации Концепции Механизмы реализации
настоящей Концепции предусматривают: 1) совершенствование
законодательства Ненецкого автономного округа в сфере защиты прав,
традиционного образа жизни и исконной среды обитания малочисленных народов с
учетом цели и задач Концепции, законодательства Российской Федерации,
общепризнанных принципов и норм международного права; 2) разработку
и реализацию региональных и муниципальных программ и планов мероприятий,
соответствующих основным направлениям реализации Концепции; 3) учет
целей и задач устойчивого развития малочисленных народов при формировании
регионального бюджета, привлечения внебюджетных средств на эти цели; 4) взаимодействие
органов государственной власти, органов местного самоуправления с региональным
общественным движением «Ассоциация ненецкого народа «Ясавэй» и другими
общественными организациями и объединениями малочисленных народов; 5) организацию
системы государственного статистического мониторинга состояния малочисленных
народов, соответствующей международным рекомендациям в области защиты прав
коренных народов; 6) осуществление
информационного обеспечения реализации Концепции, освещение в средствах
массовой информации объективных сведений об истории, традициях, культуре и
современном положении малочисленных народов. Раздел VI. Основные
этапы реализации Концепции Реализация Концепции осуществляется в соответствии с Планом
мероприятий реализации настоящей Концепции в 2016 – 2025 годах в два этапа: 1) на
первом этапе (2016 – 2020 годы) будет реализован комплекс первоочередных мер,
предусматривающих: а) совершенствование
нормативной правовой базы в области защиты прав малочисленных народов; б) разработку
и реализацию региональных программ развития малочисленных народов, программ
социально-экономического развития муниципальных образований; в) создание системы
мониторинга (информационного банка данных) социально-экономического положения
малочисленных народов; г) формирование
условий для модернизации традиционной хозяйственной деятельности; д) повышение
занятости малочисленных народов в традиционных видах хозяйственной
деятельности, в экологическом и этнотуризме, в организации землеустроительных и
природоохранных работ, в мониторинге состояния окружающей природной среды в
местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; е) формирование
условий для модернизации жилищной и социальной сферы (включая систему
образования, здравоохранения, культуры) в местах традиционного проживания и
традиционной хозяйственной деятельности; ж) подготовку
национальных кадров, что позволит увеличить долю малочисленных народов среди
сельских педагогов, врачей, работников культуры, специалистов традиционных
видов хозяйственной деятельности; 2) ожидается, что
на втором этапе (2021 – 2025 годы) произойдут существенные изменения качества
жизни малочисленных народов, их занятости в традиционных видах хозяйственной
деятельности и бюджетной сфере, снизится зависимость мест традиционного
проживания и традиционной хозяйственной деятельности от завоза топлива и
нефтепродуктов в связи с использованием местных (в том числе альтернативных)
источников тепло- и энергоснабжения, будет расширен доступ малочисленных
народов к образовательным, медицинским и культурным услугам (включая
возможности мобильной медицины и телемедицины, дистанционного обучения), к сети
Интернет и мобильной связи. Раздел VII. Прогнозируемые результаты и показатели эффективности реализации Концепции 1) прогнозируемыми результатами эффективности
реализации Концепции являются: а) совершенствование
нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы развития малочисленных
народов; б) повышение
эффективности системы государственной поддержки малочисленных народов; в) повышение конкурентоспособности продукции видов традиционной хозяйственной
деятельности малочисленных народов; г) улучшение
показателей качества и уровня жизни малочисленных народов; д) повышение уровня
образования, совершенствование образовательных программ, сочетающих задачи
подготовки детей к жизни в современном обществе с полноценным освоением
навыков, характерных для традиционного образа жизни малочисленных народов; е) активное
изучение ненецкого языка, сохранение малочисленными народами высокого уровня
владения ненецким языком; ж) духовное и
культурное развитие малочисленных народов; з) активизация
участия малочисленных народов и их объединений в принятии решений по вопросам
их экономического, социального и культурного развития; и) сохранение
исконной среды обитания малочисленных народов; 2) к числу
ожидаемых социальных показателей эффективности реализации Концепции относятся: а) увеличение
продолжительности жизни, снижение младенческой смертности, ликвидация
заболеваний социального характера лиц, принадлежащих к малочисленным народам; б) повышение
доходов малочисленных народов, заработной платы, пенсий, стипендий, всех
социальных выплат, сокращение региональных и районных различий в уровне жизни
населения; в) увеличение числа
лиц малочисленных народов, получивших среднее (полное) общее образование,
начальное и среднее профессиональное образование, высшее профессиональное
образование; г) подготовка
высококвалифицированных научных и производственных кадров для видов
традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; 3) к
числу ожидаемых экономических показателей эффективности реализации Концепции
относятся: а) объемы
финансирования общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих
виды традиционной хозяйственной деятельности; б) объемы средств,
ежегодно предусматриваемые в окружном бюджете на поддержание устойчивого
развития малочисленных народов; в) объемы
производства продукции и товаров, произведенных общинами малочисленных народов
и другими организациями, осуществляющими виды традиционной хозяйственной
деятельности; г) площадь земель,
используемых общинами малочисленных народов; д) восстановление
(реабилитация) земель, выведенных из хозяйственного оборота в результате
техногенного воздействия; е) формирование и
упреждающее развитие инфраструктуры (транспорт, связь, тепло и энергоснабжение)
в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности
малочисленных народов.
План мероприятий реализации «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных
народов Севера Ненецкого автономного
округа на 2016-2025 годы» на 2016-2020 годы
____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|