Расширенный поиск
Закон Ненецкого автономного округа от 12.04.1996 № 22-ОЗЗАКОН НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Принят Собранием депутатов Ненецкого автономного округа (Постановление от 27 марта 1996 года N 102) Утратил силу - Закон Ненецкого автономного округа от 14.01.99 г. N 155-ОЗ О РЕФЕРЕНДУМЕ В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ (ОКРУЖНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ) Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы окружного референдума 1. Для решения важных вопросов жизни Ненецкого автономного округа проводится окружной референдум (далее референдум). 2. Вопросы подготовки и проведения референдума регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О референдуме Российской Федерации" и настоящим законом. Статья 2. Право участия в референдуме 1. Право участвовать в референдуме принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18 лет на день референдума и постоянно проживающему на территории округа, без каких-либо прямых или косвенных ограничений прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, времени проживания в данной местности, рода и характера занятости. 2. В референдуме не участвуют граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 3. Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является добровольным. Голосование на референдуме осуществляется тайно. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Жители округа участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного или временного проживания. Каждый гражданин имеет один голос. Статья 3. Вопросы, выносимые на референдум 1. На окружной референдум могут выноситься вопросы, которые в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации относятся к ведению Ненецкого округа или совместному ведению Российской Федерации и округа: - образование, реорганизация, упразднение, наименование и переименование, установка границ округа, изменение его наименования; - концепции перспективного развития округа, включая создание особых зон, размещение стратегических и экологически опасных объектов на территории округа; - о доверии окружному Собранию депутатов и главе администрации округа; - другие важные вопросы округа. 2. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна обеспечивать возможность ясного однозначного ответа на него. 3. На окружной референдум не могут выноситься вопросы, касающиеся целостности существующих на территории округа административно-территориальных образований, бюджета, чрезвычайных и срочных мер по обеспечению порядка, здоровья и безопасности населения, досрочного прекращения или продления полномочий Собрания депутатов, а также вопросы местного значения. 4. Решения, принятые референдумом, обладают юридической силой, не нуждаются в каком-либо утверждении и обязательны для исполнения на всей территории округа всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. 5. По решению Собрания депутатов вопрос, отнесенный к ведению округа, может быть вынесен на референдум в порядке выявления мнения населения по данному поводу. Результаты голосования в этом случае имеют рекомендательное значение и проводятся в жизнь постановлениями главы администрации и актами Собрания депутатов. Статья 4. Язык референдума Решения окружных органов по вопросам подготовки и проведения референдума, текст проекта решения, выносимого на референдум, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах референдума, а также принятые по ним решения публикуются на государственном языке - русском. Статья 5. Гласность референдума 1. Деятельность государственных и общественных органов в округе, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно. Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума в округе, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом и получением соответствующей информации. Все решения, касающиеся референдума, вопросы, выносимые на референдум, подлежат опубликованию средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия. 2. На заседаниях комиссий референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать представители политических и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, собрания граждан, а также средств массовой информации. Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций или иной документ, удостоверяющих их полномочия. Предварительное уведомление комиссий референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется. Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ ОКРУЖНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 6. Право назначения референдума 1. Право принятия решения о проведении референдума принадлежит Собранию депутатов Ненецкого автономного округа. Решение о проведении референдума принимается сессией Собрания депутатов по его собственной инициативе, а также по требованию лиц, указанных в п. 2 настоящей статьи. 2. Собрание депутатов обязано назначить референдум по требованию: - не менее, чем 10% жителей округа, имеющих право на участие в референдуме, собравших подписи под этим требованием; - не менее 1/2 от общего числа депутатов окружного Собрания депутатов, принятого путем поименного голосования на сессии. Инициатива проведения референдума может исходить от администрации округа, государственных и общественных органов, коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также отдельных граждан. В этом случае она может быть реализована через Собрание депутатов и органы, обладающие правом требования референдума. Статья 7. Порядок организации референдума по требованию граждан 1. Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении окружного референдума принадлежит каждому жителю округа или группе граждан, имеющих право на участие в референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно. Сбор подписей организует и осуществляет инициативная группа референдума, образуемая из граждан округа в соответствии с требованием настоящего закона. 2. Для назначения инициативной группы созывается собрание граждан. Инициаторы проведения собраний обязаны не позднее чем за 7 дней уведомить палату законодательных предположений Собрания депутатов о месте и времени проведения собрания. Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 50 граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Перед собранием проводится регистрация участников. Собрание избирает президиум собрания, обсуждает необходимость проведения окружного референдума, а также текст проекта решения, предлагаемого на референдум. В случае принятия решения о необходимости проведения референдума и утверждения текста, выносимого на референдум, собрание открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу референдума в составе не менее 10 человек и поручает ей организацию сбора подписей. 3. Протокол собрания с данными о регистрации его участников и списком избранной инициативной группы передается для регистрации инициативной группы в избирательную комиссию Ненецкого автономного округа. К протоколу прилагается текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на референдум. Избирательная комиссия рассматривает обращение инициативной группы о регистрации не позднее 15 дней с момента получения ею протокола собрания и соответствующих приложений к нему. Избирательная комиссия после проверки правильности проведения собрания выдает представителям инициативной группы свидетельство о регистрации группы и соответствующие удостоверения ее членам. Отказ в регистрации инициативной группы не допускается, если собрание было проведено с соблюдением требований настоящего закона. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации и настоящего закона. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление избирательной комиссии Ненецкого автономного округа. Отказ регистрации инициативной группы может быть обжалован заинтересованными лицами в суде. 4. С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума. Общий период сбора подписей по вопросу о проведении референдума не должен превышать одного месяца со дня выдачи свидетельства о регистрации инициативной группы. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимое количество подписей жителей округа, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее чем по истечении одного года. 5. Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении окружного референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум, или изложение существа предлагаемого проекта решения (при условии обеспечения возможности ознакомления с полным текстом проекта решения по первому его требованию). Подписные листы изготовляются по форме, указанной в приложении к закону. Гражданин, поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом лично: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию своего паспорта или заменяющего его документа и дату подписания. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы. 6. По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей. Итоговый протокол, требование о проведении референдума, подписные листы вместе с актом о сдаче документов направляются в избирательную комиссию Ненецкого автономного округа и хранятся в течение двух месяцев после опубликования решения о проведении референдума. Требование инициативной группы о проведении референдума, адресованное Собранию депутатов, должно содержать обоснование необходимости референдума, четкую формулировку вопросов, требующих однозначного ответа, либо проект решения, предлагаемого на референдум. Избирательная комиссия обеспечивает регистрацию полученных материалов и обобщение содержащихся в них сведений. При необходимости комиссия референдума может провести выборочную или полную проверку достоверности полученных документов от инициативной группы. Данная проверка должна быть проведена в течение двух недель. При этом вызов лиц, подписавших требование о проведении референдума, не допускается. При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина, его подписи не учитываются. Заключение комиссии референдума передается в Собрание депутатов. Собрание депутатов включает вопрос о назначении окружного референдума в повестку дня ближайшей сессии Собрания депутатов. Надлежащие заверенные копии заключения, а также информация о времени рассмотрения Собранием депутатов вопроса о назначении окружного референдума незамедлительно направляются инициативной группе. 7. Сессия Собрания депутатов по требованию о проведении референдума вправе принять одно из следующих решений: а) о назначении окружного референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению; б) об отклонении требования о назначении окружного референдума в случае нарушения настоящего закона инициаторами референдума; в) о принятии решения по предлагаемому для референдума вопросу без последующего проведения референдума. Принятое решение в трехдневный срок публикуется в окружной газете и передается по окружному радио. Не позднее 10 дней после принятия решения о проведении окружного референдума публикуется проект выносимых на окружной референдум вопросов. Статья 8. Сроки проведения референдума Референдум не может проводиться ранее двух месяцев и позднее четырех месяцев со дня принятия решения о его проведении. Дата проведения референдума может быть совмещена с выборами органов государственной власти или местного самоуправления, а также проведением другого референдума. Совмещение даты проведения референдума с выборами федеральных органов власти допускается, если это не противоречит действующему законодательству. Референдум не может проводиться более 2-х раз в год и более чем по двум вопросам одновременно. Статья 9. Виды комиссий референдума и порядок их формирования 1. Для подготовки и проведения референдума образуются следующие комиссии: а) комиссия референдума; б) участковые комиссии референдума. 2. Все избирательные комиссии обеспечивают защиту и реализацию избирательных прав граждан. 3. Полномочия комиссии референдума возлагаются на избирательную комиссию Ненецкого автономного округа, утвержденную Собранием депутатов Ненецкого автономного округа и окружной администрацией, и возникают с момента назначения, а прекращаются после опубликования окончательных результатов референдума. Статья 10. Порядок формирования комиссий окружного референдума 1. Порядок формирования, статус члена комиссии референдума, обжалование решений и действий комиссии определяются Положением об избирательной комиссии Ненецкого автономного округа. 2. Участковые комиссии референдума формируются комиссией референдума не позднее 40 дней до дня референдума в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 2 - 10 членов комиссии по представлению органов местного самоуправления. Статья 11. Полномочия комиссии референдума 1. Комиссия референдума: а) дает разъяснения о порядке применения настоящего закона и обеспечивает единообразное его исполнение; б) образует участки окружного референдума, утверждает состав участковых комиссий и организует их деятельность; в) заслушивает сообщения руководителей городского, поселковых и сельских органов самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам подготовки и проведения референдума; г) распределяет денежные средства, выделенные на проведение референдума, по городскому, поселковым и сельским органам местного самоуправления и контролирует их использование; д) контролирует и содействует предоставлению участковым комиссиям помещений, транспорта, средств связи и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения референдума; е) устанавливает формы бюллетеней, обеспечивает изготовление и рассылку их, устанавливает форму протоколов и других документов, порядок хранения документации референдума. Издает инструкции и иные акты по вопросам организации референдума; ж) контролирует своевременность и правильность составления списков участников референдума и представления их для всеобщего обозрения; з) обеспечивает соблюдение равных правовых условий деятельности сторонников "за" и "против", содействует организации встреч, лекций и других мероприятий, направленных на разъяснение сути проектов решений, вынесенных на референдум; и) получает от участковых комиссий протоколы об итогах референдума, устанавливает результаты референдума, публикует их в печати, обеспечивает передачу в архив документов, связанных с проведением референдума; к) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий и принимает по ним решения; л) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом. 2. Решения комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями и должностными лицами Ненецкого автономного округа. 3. Комиссия референдума в пределах своей компетенции рассматривает жалобы и заявления по решениям и действиям участковых комиссий референдума и обязана не позднее чем в пятидневный срок дать ответ по существу, а в день референдума - немедленно. 4. Решения и действия комиссии могут быть обжалованы в суд. Статья 12. Полномочия участковых комиссий 1. Участковая комиссия окружного референдума: а) составляет и уточняет списки участников референдума, знакомит с ними граждан, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; б) организует составление дополнительного списка избирателей по избирательному округу; в) за 20 дней оповещает население об адресе, времени работы участковой комиссии, о дне референдума и месте голосования; г) осуществляет размещение агитационных материалов, получаемых от комиссий референдума; д) обеспечивает подготовку помещения и надлежащее оборудование для проведения голосования; е) организует голосование на избирательном участке и на дому в день референдума и голосование в буровых и оленеводческих бригадах, охотничьих избах и рыболовецких участках, на маяках и метеостанциях до дня референдума; ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования по участку, составляет протокол и передает их в комиссию референдума; з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимает по ним решения; и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. 2. Полномочия участковой комиссии окружного референдума прекращаются с момента передачи ею избирательной документации в комиссию референдума. 3. В случае истечения установленного законом срока полномочий избирательной комиссии во время подготовки и проведения референдума, ее полномочия сохраняются вплоть до официального опубликования (обнародования) результатов голосования и принятого на референдуме решения. Статья 13. Организация работы комиссий референдума 1. Комиссия референдума проводит свое первое заседание не позднее трех дней со дня опубликования решения Собрания депутатов о назначении референдума, участковые комиссии - не позднее 2-х дней с момента формирования. 2. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует более половины состава комиссии. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего количества членов комиссии. В случае равенства голосов "за" и "против" принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании комиссии. 3. Государственные и общественные органы и организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям референдума в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссии по проведению референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в органы государственной власти и местного самоуправления, общественные органы и организации, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок. 4. Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, организациями и должностными лицами. 5. Председатели участковых комиссий назначаются комиссией референдума по предложениям органов местного самоуправления. 6. Заместители председателя и секретари участковых комиссий избираются на первом заседании комиссии из числа членов комиссии. 7. Заседания комиссии созываются и проводятся председателем или его заместителем, а также по требованию не менее одной трети членов комиссии. Протоколы заседаний подписываются председательствующим на заседании и его секретарем. 8. По решению участковой комиссии председатель либо заместитель, или секретарь, или отдельные члены могут работать в комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы по согласованию с комиссией референдума. Оплата труда членов комиссии производится в пределах бюджетных средств, выделенных на содержание соответствующих комиссий. 9. Председатель, заместитель председателя, секретарь или член участковой комиссии референдума могут быть освобождены от своих обязанностей в комиссии образовавшим ее органом по личному заявлению либо по представлению общественной организации, трудового коллектива, инициативной группы референдума, органа общественного самоуправления, собрания граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав комиссии референдума производится в порядке, установленном настоящим законом. 10. Комиссия референдума своевременно информирует население о месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме. 11. Решения и действия участковой комиссии могут быть обжалованы в комиссию референдума, а также в суд. Данные органы должны принять решение по жалобе в течение недели. 12. При разборе жалоб и заявлений на заседаниях комиссий референдума вправе присутствовать представители сторон "за" и "против", представители средств массовой информации. Глава III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА Статья 14. Избирательные участки Для проведения голосования и подсчета голосов комиссией референдума образуются избирательные участки на всей территории Ненецкого автономного округа не позднее чем за 45 дней до дня референдума по предложениям органов местного самоуправления округа (должностных лиц местного самоуправления). Территории участков могут совпадать с территориями избирательных участков, сформированных для проведения выборов федеральных и окружных депутатов и органов местного самоуправления. Избирательные участки образуются с учетом создания максимальных удобств для участников референдума из расчета от 20 до 3000 граждан, имеющих право участвовать в референдуме, на каждом участке. Каждый участок для проведения референдума должен иметь помещение, где в момент опечатывания ящиков для голосования, подсчета голосов должны свободно размещаться члены участковой комиссии, представители политических и иных общественных организаций, трудовых коллективов, а также средств массовой информации. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, кабинами для тайного голосования, ящиками для бюллетеней. Каждый участок должен иметь переносные ящики для голосования. Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами, где укреплен текст проекта решения, вынесенного на референдум, а также авторучками. Применение карандашей не допускается. 2. Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий публикуется комиссией референдума в средствах массовой информации в течение пяти дней после принятия решения об образовании избирательных участков, но не позднее 40 дней до дня референдума. Статья 15. Списки участников референдума 1. Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются участковыми комиссиями по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме органами местного самоуправления (должностными лицами местного самоуправления), не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума. В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме, на момент составления списков постоянно или временно проживающие на территории данного участка. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях. Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен не более чем в один список. 2. Список по участку референдума, образованному в воинской части, составляется на основе данных, представляемых командиром воинской части в установленные сроки. 3. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка в период менее чем за 30 дней до референдума, включаются участковой комиссией референдума в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства. 4. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам). В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес избирателя. При этом против фамилии тех избирателей, которым исполняется к дате референдума 18 лет, ставится число, месяц и год рождения. 5. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, предоставляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за один месяц до дня референдума, также доводятся до сведения граждан другими способами. 6. Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в списки или исключение из списка, а также допущенные в списках неточности. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией референдума, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день референдума - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителю мотивированное решение об отклонении его заявления. Решение комиссии может быть обжаловано в суде, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение суда окончательно. Исправление в списке в соответствии с решением суда производится участковой комиссией референдума немедленно. 7. Вносить в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, после начала подсчета голосов запрещается. Глава IV. АГИТАЦИЯ Статья 16. Право на ведение агитации 1. В округе гарантируется право политическим партиям, профсоюзам, другим общественным организациям и массовым движениям, трудовым коллективам и гражданам беспрепятственной агитации "за" или "против" предложения об объявлении референдума, "за" или "против" проекта решения или иного вопроса, выносимого на референдум, в допущенных законом формах и законными методами. 2. Сторонникам "за" и "против" гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации округа. Статья 17. Порядок проведения агитации 1. Органы государственной власти Ненецкого автономного округа, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны оказывать содействие в организации и проведении собраний и встреч по вопросам референдума. Заявления о выделении помещений для проведения собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пятидневный срок и удовлетворяются в порядке, установленном комиссиями окружного референдума. 2. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию комиссий референдума безвозмездно предоставлять их для встреч. При этом комиссии референдума обязаны обеспечить равные возможности сторонникам "за" и "против" проекта решения референдума. 3. Митинги по вопросам референдума организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. 4. Окружные средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации и учреждения, а также средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет государственных средств, обязаны обеспечить равные возможности для выступлений сторонников "за" и "против". 5. Порядок выступлений сторонников "за" и "против" по окружному радио и телевидению устанавливается комиссией окружного референдума Ненецкого автономного округа и должен обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности выступлений, времени выхода в эфир и другим условиям). Сторонники "за" и "против" имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время для выступлений сверх того времени вещания, которое было предоставлено сторонникам бесплатно. 6. При проведении агитации не допускается злоупотребление свободой слова, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, пропаганда войны. В случае совершения указанных нарушений комиссия окружного референдума вправе обратиться в суд. 7. Политические партии и иные общественные объединения, принимающие участие в референдуме, а также отдельные граждане вправе выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все печатные агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Комиссии окружного референдума, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной деятельности. 8. Агитационная кампания проводится со дня объявления референдума и прекращается за день до референдума. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах. В течение семи дней до дня референдума и в день референдума запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом. 9. Запрещается проводить агитацию органам государственной власти округа и местного самоуправления, а также должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, благотворительным организациям и религиозным объединениям, членам избирательной комиссии и членам комиссий по проведению референдума. 10. Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. 11. Комиссии референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения агитации. Глава V. ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕФЕРЕНДУМА Статья 18. Финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума 1. Средства на организацию и проведение референдума выделяются администрацией округа по решению Собрания депутатов из бюджета округа на основании сметы расходов, представляемой комиссией референдума, поступают в ее распоряжение для распределения между участковыми комиссиями и согласно смете расходов переводятся на расчетные счета органов местного самоуправления муниципальных образований. 2. Органы местного самоуправления представляют комиссии референдума сводные отчеты о расходовании выделенных им средств не позднее 10 дней со дня официального опубликования результатов референдума. Форма отчета устанавливается комиссией референдума. В случае, если финансирование подготовки и проведения референдума не было предусмотрено в бюджете округа, данные расходы оплачиваются за счет кредитов банка, покрываемых за счет средств окружного бюджета. Неизрасходованные бюджетные средства после проведения референдума возвращаются на счет администрации округа. 3. Комиссия референдума представляет финансовому управлению администрации Ненецкого автономного округа отчет по установленной форме о расходовании средств в целом по округу не позднее 60 дней после официального опубликования результатов референдума. Финансовый отчет должен быть опубликован в средствах массовой информации через месяц со дня представления. Статья 19. Фонды проведения референдума и порядок их создания 1. Сторонники "за" и "против" текста поставленного на референдум вопроса или проекта решения вправе создавать свои фонды для финансирования агитации. Также фонды могут состоять из: а) средств, выделенных сторонниками "за" и "против" на агитацию; б) добровольных пожертвований физических и юридических лиц. 2. Сумма добровольного пожертвования физического лица в фонд не может превышать 150-кратного установленного законом размера минимальной заработной платы. Сумма пожертвования отдельного юридического лица не может превышать установленного законом размера минимальной месячной заработной платы более чем в 10000 раз. 3. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, а также международных общественных объединений. 4. Право распоряжения средствами фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды объединениям и лицам. 5. Объединения и лица, создавшие фонды в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, обязаны в 2-х месячный срок после официального опубликования результатов референдума представить отчеты по установленной форме комиссии референдума об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты комиссия референдума обязана опубликовать в окружных средствах массовой информации сразу после получения отчетов. Статья 20. Порядок расходования средств фондов референдума 1. Все денежные средства объединений, поступающие в фонды референдума, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается по заявлению объединения, прошедшего регистрацию в комиссии референдума. 2. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам фондов устанавливается комиссией референдума по согласованию с банком. 3. Неизрасходованные денежные средства фондов в размере, пропорциональном размеру денежных средств, которые были выделены организациями и отдельными лицами, возвращаются им, в том числе администрации округа. Глава VI. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИТОГОВ РЕФЕРЕНДУМА Статья 21. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых комиссий референдума руководителями администраций муниципальных образований по согласованию с собственниками зданий. 2. Помещения для голосования должны иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них до избирательных участков должны находиться в поле зрения участковой комиссии и наблюдателей. 3. В помещении для голосования либо непосредственно в кабине для тайного голосования должен быть оборудован стенд с текстом проекта решения и указанием о порядке заполнения бланков. Статья 22. Бюллетень для голосования 1. Бюллетень голосования публикуется на русском языке. 2. На бюллетене помещается указание о порядке заполнения бюллетеня. 3. Бюллетени референдума печатаются типографским способом и рассылаются в участковые комиссии референдума не позднее 20 дней до дня референдума. 4. Число бюллетеней, передаваемых участковым комиссиям, не может превышать число зарегистрировавшихся по участку избирателей более чем на два процента. На обороте, полученных бюллетеней, ставятся участковой комиссией референдума подписи двух ее членов, заверенные печатью комиссии. 5. В бюллетени для голосования вносятся текст поставленного на референдум вопроса или проекта решения и варианты волеизъявления голосующего "за" и "против". В случае постановки на референдум нескольких вопросов или альтернативных проектов решений, все они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от друга горизонтальными линиями и голосуются отдельно. В случае проведения референдума по проектам различных решений, а также в случае проведения референдума Российской Федерации в один день с окружным референдумом все проекты предложенных на референдумы решений печатаются на различных по цвету бюллетенях, голосуются отдельно и независимо друг от друга. Текст бюллетеней на окружной референдум утверждается окружным Собранием депутатов не позднее чем за 30 дней до дня референдума. Окружная комиссия референдума обеспечивает бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее чем за 15 дней до дня референдума. Статья 23. Порядок голосования 1. На всех участках для проведения референдума голосование начинается с 8 часов утра и заканчивается в 22 часа. О времени и месте голосования участковая комиссия своевременно оповещает граждан своего участка. Голосование может быть закончено ранее 22 часов на участке, где проголосовали все внесенные в списки граждане. 2. В случае, если менее чем за 15 дней до дня референдума и при наличии на участке бюллетеней, гражданин, включенный в списки имеющих право участвовать в референдуме, узнает, что не будет иметь возможность принять участие в референдуме в связи с убытием за пределы округа, он вправе получить в комиссии окружного референдума или участковой комиссии референдума бюллетень для голосования. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке. После заполнения бюллетеня гражданин вкладывает его в конверт который, для обеспечения тайны голосования заклеивается, скрепляется печатью комиссии. Данный конверт хранится в опечатанном виде до подсчета голосов в день референдума. 3. Комиссия окружного референдума дает разрешение на проведение досрочного голосования избирателей, но не ранее 15 дней до референдума, в оленеводческих бригадах, охотничьих избах, рыболовецких участках, буровых бригадах, геологических партиях, на полярных станциях, маяках, метеостанциях. Голосование среди данной категории граждан проводится участковыми комиссиями, результаты голосования подводятся в день референдума по окончании голосования на соответствующем избирательном участке. 4. В случае, если менее чем за 30 дней до референдума гражданин, включенный в списки имеющих право участвовать в окружном референдуме, узнает, что не будет иметь возможность прибыть в день референдума в помещение участка для голосования, на котором включен в списки голосования, он вправе получить в участковой комиссии референдума открепительное удостоверение, о чем делается соответствующая отметка в списках для голосования. Получение открепительного удостоверения подтверждается подписью гражданина. Гражданин округа по предъявлению открепительного удостоверения должен быть внесен в дополнительный список для голосования на другом участке округа. Статья 24. Порядок заполнения бюллетеней для голосования Если гражданин голосует "за" поставленный вопрос на референдум - вычеркивает в бюллетене слово "против". Если гражданин голосует "против" поставленного вопроса на референдум вычеркивает в бюллетене слово "за". Бюллетени, в которых вычеркнуты оба слова или ни одно не вычеркнуто, признаются недействительными. Заполненные бюллетени опускаются в ящики для голосования. В день проведения референдума председатель участковой комиссии за полчаса до начала голосования в присутствии членов комиссии, представителей политических и иных общественных организаций, трудовых коллективов, собраний граждан, средств массовой информации проверяет ящики для голосования и опечатывает их. Опускает бюллетени досрочно проголосовавших на участке. Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам участников окружного референдума по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность голосующего. При получении бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в референдуме, не могут по уважительным причинам (болезнь и др.) прибыть на участок для голосования, участковая комиссия при наличии их устного или письменного заявления поручает двум членам комиссии организовать голосование по месту жительства или работы этих граждан. Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или общественным наблюдателем. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченные бюллетени погашаются, о чем составляется акт. Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в ящик для голосования в день проведения референдума председателем участковой комиссии в присутствии наблюдателей перед началом всеобщего голосования. Если одновременно проводятся всероссийский и окружной референдумы, голосующие заполняют бюллетени по каждому из них. Статья 25. Подсчет голосов на избирательном участке 1. После окончания голосования участковая комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия погашает все неиспользованные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность ящиков, вскрывает их и извлекает из них избирательные бюллетени. 2. Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования, находящихся в переносных ящиках для голосования. Их число не должно превышать число подтверждений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка референдума. В случае обнаружения большего числа бюллетеней, чем число подтверждений в письменной форме, все бюллетени в переносном ящике для голосования признаются недействительными решением участковой комиссии по проведению референдума. Этот факт с указанием фамилии членов участковой комиссии, обеспечивающих проведение голосования вне помещения участка, отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования. 3. На основании списков для голосования, в том числе дополнительных, с учетом поданных заявлений граждан о досрочном голосовании и заявлений о голосовании на дому, комиссия подсчитывает общее число получивших бюллетени. По числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней участковая комиссия устанавливает и вносит в протокол следующие данные: 1. число граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных по участку, включая граждан, внесенных в список дополнительно; 2. число бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковой комиссией; 3. число выданных участковой комиссией открепительных удостоверений; 4. число предъявленных прибывшими для голосования гражданами открепительных удостоверений; 5. число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных гражданам в помещении участка референдума; 6. число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка референдума; 7. число погашенных бюллетеней для голосования; 8. число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 9. число бюллетеней для голосования, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 10. число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; 11. число действительных бюллетеней; 12. число бюллетеней, признанных недействительными; 13. число голосов, поданных "за" вопрос, вынесенный на референдум; 14. число голосов, поданных "против". Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденного образца, без двух подписей участковой комиссии, заверенных ее печатью, либо по которым нельзя установить волеизъявление гражданина. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия, фиксируя количество таких случаев в протоколе. В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных против всех вариантов. В число граждан, имеющих право на участие в референдуме, внесенных в список по участку, включаются также граждане, проголосовавшие по открепительным удостоверения на данном участке, и не включаются граждане, получившие открепительные удостоверения на данном участке. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно. Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. При подсчете голосов могут присутствовать представители региональных объединений и партий, представители общественных организаций. Указанные лица не имеют права непосредственно принимать участие в подсчете голосов и вмешиваться в работу участковых комиссий. 5. Участковая комиссия окружного референдума после подсчета голосов заполняет протокол в 2-х экземплярах. Протоколы подписываются всеми присутствующими членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру приобщаются все жалобы и заявления на нарушения настоящего закона, поступившие в участковую комиссию в день проведения референдума, а также принятые по ним решения участковой комиссии. Первый экземпляр протокола доставляется в окружную комиссию, второй остается на хранении в участковой комиссии. Участковые комиссии окружного референдума после подсчета голосов сдают документы референдума в комиссию окружного референдума, где они хранятся в течение одного года, а затем уничтожаются, если за это время результаты референдума не были опротестованы. Статья 26. Подведение итогов голосования 1. Комиссия окружного референдума на основании протоколов участковых комиссий суммирует полученные данные и не позднее чем за 7 дней составляет протокол в 2-х экземплярах, докладывает итоги референдума Собранию депутатов округа и извещает население о результатах референдума. Комиссия окружного референдума на основании протоколов всех участковых комиссий референдума определяет и вносит в протокол: - число граждан, имеющих право участвовать в референдуме: суммарные данные протоколов участковых комиссий, установленные статьей 26 настоящего закона, а также общее число изготовленных бюллетеней. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий. Член комиссии референдума, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу приобщаются жалобы и заявления на нарушение настоящего закона, поступившие в комиссии референдума, а также принятые по ним решения. Референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее, чем через два года. Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными, и их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее чем через год. Результаты референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений закона о референдуме, повлиявших на результаты голосования. В случаях обнаружения таких нарушений результаты референдума могут быть обжалованы в суде в течение месяца. 2. Результаты референдума доводятся до сведения населения Ненецкого автономного округа через средства массовой информации комиссией референдума не позднее десяти дней со дня окончания голосования. 3. В случае признания результата голосования по какому-либо участку недействительным, комиссия окружного референдума вправе поручить соответствующей участковой комиссии референдума провести на данном участке повторное голосование в течение двух недель со дня принятия решения об этом комиссией референдума. Принятый на референдуме правовой акт публикуется не позднее семи дней с момента последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок. 4. Изменение либо отмена решения, принятого референдумом, производится только новым референдумом. Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМЕ Статья 27. Последствия фальсификации подписных листов В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах, если таковые превышают 3 процента собранных подписей либо если количество оставшихся подписей недостаточно для требования о проведении референдума, согласно условиям настоящего закона с требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее чем по истечении одного года. Статья 28. Ответственность за нарушение закона о референдуме Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином его права на участие в референдуме Ненецкого автономного округа путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, нарушения условий проведения агитации, создания препятствий работе избирательных комиссий по проведению референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей, либо препятствующие выполнению решения принятого на референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. Статья 29. Обжалование принятого решения Решение, принятое по вопросу, выносимому на референдум, может быть обжаловано в судебном порядке по мотивам его противоречия или нарушения законности при проведении референдума. Статья 30. Вступление настоящего закона в силу Настоящий закон вступает в силу со дня его опубликования. С момента вступления в силу настоящего закона признать утратившим силу Положение о референдуме в Ненецком автономном округе (окружном референдуме). Председатель Собрания депутатов Глава администрации Ненецкого автономного округа Ненецкого автономного округа В.А.ВЫУЧЕЙСКИЙ В.В.ХАБАРОВ г. Нарьян-Мар. 12 апреля 1996 года. N 22-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|