Расширенный поиск
Решение Собрания депутатов Архангельской области от 20.03.2001 № 104АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ (третьего созыва)четвертая сессия РЕШЕНИЕ от 20 марта 2001 г. N 104 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Областное Собрание депутатов решает: 1. Внести изменения и дополнения в Устав Архангельской области ("Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" N 4, N 8, 1995; N 10, 1997; N 17, 1998; N 22, 1999; N 27, 2000), приняв его в редакции от 20 марта 2001 года. 2. Устав Архангельской области вступает в силу с момента его официального опубликования. Председатель областного Собрания депутатов В.С.Фортыгин УСТАВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (в редакции, принятой областным Собранием депутатов 20 марта 2001 года) Архангельское областное Собрание депутатов, руководствуясь статьей 66 Конституции Российской Федерации и Федеративным Договором, основываясь на истории, традициях и культуре населения области, признавая необходимость закрепления правового статуса области и создания правовой основы для ее всестороннего развития, принимает УСТАВ Архангельской области. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Статус Архангельской области 1. Архангельская область является равноправным субъектом Российской Федерации и находится в ее составе. 2. Органы государственной власти Архангельской области представляют ее в установленном порядке как участника международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Российской Федерации. 3. Изменение статуса Архангельской области возможно по итогам референдума Архангельской области, по взаимному согласию органов государственной власти Архангельской области и Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. 4. Архангельская область может иметь свой флаг, герб, гимн. Статус и порядок использования символов Архангельской области устанавливаются областным законом Архангельской области ( далее областной закон). Статья 2. Устав Архангельской области. Порядок принятия Устава Архангельской области. Внесение в него изменений и дополнений 1. Устав Архангельской области имеет высшую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам органов государственной власти Архангельской области и применяется на всей территории Архангельской области. 2. Областные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Архангельской области, а также решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не должны противоречить Уставу Архангельской области. 3. Устав Архангельской области, изменения и дополнения к нему принимаются Архангельским областным Собранием депутатов большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Устав Архангельской области, изменения и дополнения к нему вступают в силу после их официального опубликования. 4. Изменения и дополнения в Устав Архангельской области принимаются к рассмотрению Архангельским областным Собранием депутатов по требованию не менее одной трети депутатов Архангельского областного Собрания депутатов от установленного числа депутатов, по предложению главы администрации Архангельской области, по предложению не менее 3 процентов от числа граждан Российской Федерации, обладающих избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающих на территории Архангельской области, а также по требованию председателя Архангельского областного Собрания депутатов при наличии решения суда, вступившего в законную силу, протеста прокурора. Статья 3. Права и свободы граждан 1. Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации, действуют на территории Архангельской области непосредственно и не могут быть ограничены Уставом Архангельской области, областными законами и иными нормативными правовыми актами Архангельской области. 2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на территории Архангельской области гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина. 3. Органы государственной власти Архангельской области обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Областным законом может быть введена должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области. 4. Органы государственной власти Архангельской области в пределах имеющихся средств и ресурсов гарантируют населению обеспечение основных социальных потребностей не ниже уровня минимальных государственных социальных стандартов и нормативов в сфере жилищного и коммунально-бытового обслуживания, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, охраны окружающей природной среды, социального обеспечения, культуры, науки, искусства, обеспечивают сохранение и приумножение исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры. 5. Органы государственной власти Архангельской области обеспечивают за счет выделенных в установленном порядке средств областного и федерального бюджетов дополнительные права и льготы лицам, работающим и проживающим на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с федеральным законодательством. 6. На территории Архангельской области поддерживаются и поощряются традиции русского поморского Севера, обеспечиваются в соответствии с федеральным законодательством права коренных малочисленных народов на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания и традиционных образов жизни и хозяйствования. Статья 4. Государственно территориальное устройство 1. Территория Архангельской области является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации и граничит с республиками Коми, Карелия, а также Кировской, Вологодской, Тюменской областями. В состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ государственно - территориальное образование, являющееся субъектом Российской Федерации и одновременно составной частью области. Территория Архангельской области, включая острова Северного Ледовитого океана и Белого моря, отнесенные в установленном порядке к Архангельской области, составляет 589,9 тыс. кв. км, в том числе 176,8 тыс. кв. км Ненецкий автономный округ. 2. В состав Архангельской области входят муниципальные образования: "Город Архангельск", "Вельский район", "Верхнетоемский район", "Вилегодский район", "Виноградовский район", "Каргопольский район", "Коношский район", "Город Коряжма", "Котласский район", "Котлас", "Красноборский район", "Ленский район", "Лешуконский район","Мирный", "Мезенский район", "Новая Земля", "Город Новодвинск", "Няндомский район", "Город Онега и Онежский район", "Пинежский район", "Плесецкий район", "Приморский район", "Северодвинск","Соловецкий район", "Устьянский район", "Холмогорский район", "Шенкурский район". 3. В Архангельской области имеются территории со специальным статусом. Специальный статус отдельных территорий регулируется законодательством Российской Федерации. Отнесение отдельных территорий Архангельской области к территории со специальным статусом осуществляется по согласованию с органами государственной власти Архангельской области. 4. Пользование территориями со специальным статусом в целях удовлетворения федеральных нужд осуществляется на договорной компенсационной основе. 5. Границы между Архангельской областью и соседними субъектами Российской Федерации могут быть изменены только по их взаимному согласию с учетом мнения населения. Соглашение об изменении границ Архангельской области утверждается постановлением Архангельского областного Собрания депутатов. 6. Административно территориальное устройство Архангельской области и порядок его изменения устанавливается областным законом. Глава администрации Архангельской области и представительные органы местного самоуправления в Архангельской области в пределах их компетенции могут вносить в установленном порядке соответствующие предложения по вопросам административно территориального устройства Архангельской области. 7. Остальные вопросы изменения административно территориального устройства решаются Архангельским областным Собранием депутатов обязательно с учетом мнения населения территорий, интересы которого затрагиваются. Статья 5. Областной центр 1. Город Архангельск имеет статус областного центра. 2. Особенности правового статуса города Архангельска как областного центра определяются областным законом. Статья 6. Взаимоотношения органов государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа 1. В составе Российской Федерации находятся равноправные субъекты Российской Федерации Архангельская область и Ненецкий автономный округ, образованный 15 июля 1929 года. 2. Отношения Архангельской области с Ненецким автономным округом регулируются договором между органами государственной власти Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Архангельской области, а также могут регулироваться федеральным законом. Статья 7. Осуществление государственной власти Архангельской области, местного само-управления в Архангельской области 1. Население Архангельской области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти Архангельской области и органы местного самоуправления в Архангельской области. Высшим непосредственным выражением власти населения Архангельской области являются референдум Архангельской области и свободные выборы. 2. По предметам ведения Российской Федерации, изложенным в Конституции Российской Федерации, принимаемые федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на территории Архангельской области. 3. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Архангельской области, изложенным в Конституции Российской Федерации, на основе принимаемых федеральных законов принимаются областные законы и иные нормативные правовые акты Архангельской области. 4. В случае отсутствия федерального закона по предметам совместного ведения Российской Федерации и Архангельской области Архангельское областное Собрание депутатов имеет право осуществлять собственное правовое регулирование (принятие областных законов) до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона областные законы и иные нормативные правовые акты Архангельской области приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. 5. Вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Архангельская область обладает на своей территории всей полнотой государственной власти, осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие областных законов и иных нормативных правовых актов. 6. По отдельным вопросам органы исполнительной власти Архангельской области вправе заключать договоры с исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления в Архангельской области. 7. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Архангельской области по взаимному соглашению могут передавать каждой из сторон осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Архангельской области. 8. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, находящиеся на территории Архангельской области, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, Устав Архангельской области и законодательство Архангельской области. Статья 8. Органы, осуществляющие государственную власть в Архангельской области 1. Система государственной власти в Архангельской области строится в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, принципами федеративного устройства Российской Федерации и на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Архангельской области осуществляют: - законодательную (представительную) Архангельское областное Собрание депутатов; - исполнительную - высший исполнительный орган администрация Архангельской области, возглавляемая главой администрации Архангельской области. В соответствии с Уставом Архангельской области могут образовываться иные органы государственной власти Архангельской области. 2. Судебную власть в Архангельской области осуществляют суды, мировые судьи Архангельской области, входящие в единую судебную систему Российской Федерации. Порядок назначения и деятельности мировых судей устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также областными законами. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются областными законами. В соответствии с областным законом может образовываться Уставный суд Архангельской области. 3. В Архангельской области действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Взаимоотношения между ними и органами государственной власти Архангельской области осуществляются на основе сотрудничества и координации действий. 4. Общественные объединения граждан содействуют органам государственной власти Архангельской области в управлении Архангельской областью в соответствии с федеральными, областными законами и учредительными документами. Вмешательство органов государственной власти Архангельской области и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти Архангельской области и должностных лиц не допускается, кроме случаев, когда это предусмотрено федеральным законодательством. Статья 9. Система управления Архангельской областью Областным законом утверждается схема управления Архангельской областью, определяются основы организации, деятельности органов государственной власти Архангельской области и структура высшего исполнительного органа государственной власти Архангельской области. ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ Статья 10. Основа жизнедеятельности населения Архангельской области 1. Земля, недра, полезные ископаемые, водоемы, леса, животный и растительный мир, другие природные ресурсы Архангельской области используются и охраняются как основа жизнедеятельности населения, проживающего на ее территории. 2. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами на территории Архангельской области регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, областными законами и нормативными правовыми актами Архангельской области и не могут решаться в ущерб интересам населения Архангельской области. 3. Органы государственной власти Архангельской области осуществляют контроль за соблюдением федеральных и областных законов, обеспечивающих основы жизнедеятельности населения Архангельской области. Статья 11. Экономическая основа развития Архангельской области 1. Экономической основой развития Архангельской области являются природные, материальные, финансовые, информационные и другие ресурсы, находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, предусмотренных федеральными законами. 2. В Архангельской областной государственной собственности (далее областной собственности) находятся имущество органов государственной власти Архангельской области, культурные, исторические ценности Архангельской области, средства областного бюджета Архангельской области и областные внебюджетные средства, предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, обеспечивающее самостоятельность Архангельской области как субъекта Российской Федерации. Учет имущества, находящегося в областной собственности, а также объектов федеральной собственности и имущества, переданных в хозяйственное ведение Архангельской области и (или) управление Архангельской области, составление реестра этого имущества и своевременное внесение в него изменений осуществляет администрация Архангельской области. 3. По отношению к объектам федеральной собственности органы государственной власти Архангельской области осуществляют контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, а также за социальной защитой населения. 4. Порядок владения, пользования и распоряжения объектами областной собственности определяется областными законами и осуществляется администрацией Архангельской области. 5. Отчуждение, залог и приватизация объектов областной собственности производится администрацией Архангельской области на основании нормативных правовых актов Архангельского областного Собрания депутатов. Статья 12. Субъекты и виды хозяйственной деятельности 1. Хозяйственную деятельность в Архангельской области осуществляют юридические лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Органы государственной власти Российской Федерации и Архангельской области устанавливают общие принципы налогообложения в соответствии с их компетенцией. Органы государственной власти Архангельской области в соответствии с федеральным законодательством принимают областные законы и иные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения в Архангельской области. ГЛАВА III. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 13. Референдум Архангельской области 1. Референдум Архангельской области проводится для решения важных вопросов государственного значения, относящихся к ведению Архангельской области либо к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если данный вопрос не урегулирован Конституцией Российской Федерации или федеральным законом. 2. На референдум Архангельской области не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Архангельской области; о приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Архангельской области; о проведении досрочных выборов органов государственной власти Архангельской области либо об отсрочке указанных выборов; о формировании состава органов государственной власти Архангельской области; об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов Архангельского областного Собрания депутатов и должностных лиц органов государственной власти Архангельской области; о принятии или об изменении областного бюджета Архангельской области, выполнении и изменении финансовых обязательств Архангельской области; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. На референдум Архангельской области не могут быть вынесены также вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. 3. Орган государственной власти Архангельской области, утвердивший дату проведения референдума Архангельской области, разрабатывает и публикует проекты нормативных правовых актов Архангельской области, необходимые для выполнения решений референдума Архангельской области. Статья 14. Основные принципы выборов 1. Выборы депутатов в Архангельское областное Собрание депутатов, главы администрации Архангельской области, органов местного самоуправления в Архангельской области проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан в выборах является добровольным. Выборы могут проводиться по мажоритарной, пропорциональной или иной системе. 2. Право избирать принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста и постоянно или преимущественно проживающему на территории Архангельской области. 3. Право быть избранным в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов, представительных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему 21-летнего возраста; право быть избранным главой администрации Архангельской области принадлежит гражданину Российской Федерации не моложе 30 лет. 4. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 15. Проведение выборов и референдумов на территории Архангельской области 1. Порядок проведения и определение результатов выборов устанавливаются областными законами. 2. Порядок назначения и проведения референдумов, а также основания и порядок изменения или отмены решений, принятых на референдумах, устанавливаются областным законом. 3. Подготовку и проведение выборов, референдумов осуществляет постоянно действующий государственный орган - избирательная комиссия Архангельской области в соответствии с федеральными и областным законами. Статья 16. Обсуждение гражданами важных вопросов государственного значения 1. Архангельское областное Собрание депутатов, глава администрации Архангельской области имеют право выносить на обсуждение граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Архангельской области, важные вопросы государственного значения, проекты областных законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых Архангельским областным Собранием депутатов и главой администрации Архангельской области. 2. Результаты обсуждения носят рекомендательный характер и оформляются соответствующим актом органа государственной власти Архангельской области. Статья 17. Обращения граждан 1. Гражданам обеспечивается право на индивидуальные и коллективные обращения к Архангельскому областному Собранию депутатов, главе администрации Архангельской области, органам местного самоуправления в Архангельской области. 2. О результатах рассмотрения коллективных обращений граждане информируются через средства массовой информации либо через организаторов коллективного обращения. 3. Депутаты Архангельского областного Собрания депутатов, должностные лица органов государственной власти Архангельской области, органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления в Архангельской области обязаны дать ответ на обращение гражданина в установленные законодательством сроки и форме. Статья 18. Гласность в деятельности органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления в Архангельской области 1. Органы государственной власти Архангельской области, органы местного самоуправления в Архангельской области информируют население Архангельской области о социально-экономической ситуации в Архангельской области. Принятые органами государственной власти Архангельской области, местного самоуправления в Архангельской области нормативные правовые акты публикуются в средствах массовой информации, за исключением решений, составляющих государственную тайну. 2. Представители средств массовой информации имеют право присутствовать на сессиях Архангельского областного Собрания депутатов (за исключением закрытых заседаний), заседаниях коллегиальных органов государственной власти Архангельской области. Порядок аккредитации представителей средств массовой информации определяется Архангельским областным Собранием депутатов, администрацией Архангельской области. ГЛАВА IV. АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ Статья 19. Депутат Архангельского областного Собрания депутатов 1. Депутат Архангельского областного Собрания депутатов (далее депутат областного Собрания) представитель населения, избранный в соответствующем избирательном округе, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Архангельском областном Собрании депутатов и иные полномочия, предусмотренные Уставом Архангельской области и областными законами. 2. Срок полномочий депутата областного Собрания одного созыва составляет 4 года. Начало и окончание срока полномочий депутата областного Собрания устанавливается областным законом. 3. Депутат областного Собрания в течение всего срока своих полномочий не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, главой администрации Архангельской области, занимать иные государственные должности Архангельской области или государственные должности государственной службы Архангельской области, не может быть выборным должностным лицом местного самоуправления, муниципальным служащим, если иное не предусмотрено федеральным законом. 4. Число депутатов областного Собрания, осуществляющих депутатскую деятельность на постоянной профессиональной основе, устанавливается областным Собранием самостоятельно. Работающие на постоянной профессиональной основе депутаты областного Собрания не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой деятельности. 5. Депутат областного Собрания участвует в работе сессий Архангельского областного Собрания, пользуется правом решающего голоса по всем рассматриваемым вопросам, выполняет поручения Архангельского областного Собрания и его должностных лиц, избранных из числа депутатов областного Собрания, рассматривает поступившие к нему обращения граждан, осуществляет иную деятельность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Архангельской области. 6. Полномочия депутатов областного Собрания прекращаются досрочно в случае: а) личного заявления депутата областного Собрания о сложении полномочий; б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом областного Собрания; в) отзыва депутата областного Собрания; г) утраты депутатом областного Собрания российского гражданства; д) признания гражданина, являющегося депутатом областного Собрания, недееспособным по решению суда, вступившего в законную силу; е) смерти депутата областного Собрания; ж) избрания или назначения депутата областного Собрания на должность, занятие которой несовместимо с выполнением полномочий депутата областного Собрания; з) избрания его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, выборным должностным лицом органа местного самоуправления; и) досрочного прекращения деятельности областного Собрания депутатов. Решение о прекращении полномочий депутата областного Собрания в указанных случаях принимается областным Собранием депутатов. 7. Порядок избрания и отзыва депутатов областного Собрания, их правовой статус устанавливаются федеральными и областными законами. 8. Депутат областного Собрания обладает неприкосновенностью в соответствии с федеральным законом. 9. Депутат областного Собрания, работающий на постоянной профессиональной основе, получает денежное содержание, установленное областным законом. Депутатам, совмещающим депутатскую деятельность с выполнением трудовых обязанностей по основному месту работы, могут возмещаться расходы, связанные с исполнением депутатских полномочий. Статья 20. Архангельское областное Собрание депутатов 1. Архангельское областное Собрание депутатов (далее - областное Собрание) является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Архангельской области. 2. Областное Собрание избирается гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Архангельской области, в количестве 39 депутатов, часть из которых работает на постоянной профессиональной основе. 3. Областное Собрание осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Архангельской области и областными законами. Порядок деятельности областного Собрания, его органов и должностных лиц определяется областными нормативными правовыми актами и регламентом областного Собрания. 4. Областное Собрание является юридическим лицом. Статья 21. Организация работы областного Собрания 1. Основными формами работы областного Собрания являются сессии, заседания постоянных комиссий, депутатские (парламентские) слушания. 2. Первая сессия областного Собрания проводится не позднее чем на двадцатый день после дня выборов, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Первую сессию открывает старейший по возрасту депутат. Он ведет заседание сессии до избрания председателя областного Собрания или председательствующего на сессии из числа депутатов областного Собрания. 3. С момента начала работы сессии областного Собрания нового созыва полномочия должностных лиц областного Собрания, избранных из числа депутатов областного Собрания прежнего созыва, прекращаются. 4. Сессия областного Собрания правомочна, если на ней присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов областного Собрания. 5. Областное Собрание из своего состава тайным голосованием избирает председателя областного Собрания; по представлению председателя заместителей председателя областного Собрания; иных должностных лиц областного Собрания; образует постоянные комиссии областного Собрания. 6. Правовое, организационное и материально-техническое обеспечение деятельности областного Собрания осуществляет аппарат областного Собрания в соответствии с областными законами и иными нормативными правовыми актами областного Собрания. 7. Финансирование областного Собрания производится отдельной строкой в областном бюджете. Расходы на обеспечение деятельности областного Собрания устанавливаются областным Собранием самостоятельно. Статья 22. Правовые формы осуществления полномочий областного Собрания 1. Областное Собрание осуществляет свои полномочия посредством принятия областных законов, нормативных и иных правовых актов по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 2. Областные законы и иные нормативные правовые акты областного Собрания, принимаемые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия областных законов и иных нормативных правовых актов областного Собрания федеральным законам действует федеральный закон. 3. Областное Собрание депутатов реализует право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и право обращения в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Статья 23. Полномочия областного Собрания депутатов 1. Областное Собрание принимает: а) Устав Архангельской области, изменения и дополнения в него; б) областные законы; в) постановления областного Собрания; г) решения областного Собрания и иные акты областного Собрания. 2. Областное Собрание депутатов осуществляет следующие полномочия: а) по представлению главы администрации Архангельской области рассматривает и утверждает областной бюджет Архангельской области и целевые бюджетные фонды, отчет об их исполнении, а также информацию о консолидированном бюджете Архангельской области и его исполнении; б) утверждает по представлению главы администрации Архангельской области схему управления Архангельской областью, определяет структуру администрации области; в) дает согласие главе администрации Архангельской области на назначение заместителей главы администрации Архангельской области, руководителя органа управления финансами (бюджетом) Архангельской области; г) устанавливает основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа Архангельской области и органов исполнительной власти Архангельской области; д) устанавливает порядок проведения выборов в областное Собрание депутатов и главы администрации области и назначает выборы депутатов областного Собрания и выборы главы администрации Архангельской области; е) устанавливает основы организации и деятельности органов местного самоуправления в Архангельской области, порядок проведения выборов в органы местного самоуправления; ж) утверждает программы социально-экономического развития Архангельской области, представленные главой администрации области; з) устанавливает налоги, сборы, а также порядок их взимания, установление которых отнесено законодательством Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации; и) устанавливает порядок образования и деятельности областных внебюджетных, валютного и иных фондов, утверждает годовые сметы расходов внебюджетных и иных фондов и отчеты о расходовании средств этих фондов; к) устанавливает в пределах своей компетенции порядок землепользования, использования природных ресурсов, охраны объектов природного и культурного наследия; л) устанавливает порядок приобретения, управления и распоряжения областной собственностью Архангельской области, в том числе порядок управления и распоряжения долями (паями, акциями) Архангельской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм; м) дает согласие администрации Архангельской области на отчуждение, залог и приватизацию объектов государственной собственности Архангельской области; н) устанавливает порядок назначения и проведения референдума Архангельской области, назначает референдум в случаях, предусмотренных областным законом; о) принимает решение о недоверии (доверии) главе администрации Архангельской области, а также решение о недоверии (доверии) должностным лицам администрации Архангельской области, в назначении которых областное Собрание депутатов принимало участие, в порядке, предусмотренном Уставом Архангельской области и областными законами; п) утверждает соглашение об изменении границ Архангельской области; р) избирает представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от областного Собрания депутатов, рассматривает вопрос назначения представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от администрации Архангельской области, назначает уполномоченного по правам человека в Архангельской области, мировых судей, судей Уставного суда Архангельской области; с) решает вопросы административно - территориального устройства Архангельской области; т) устанавливает административную ответственность за нарушение Устава Архангельской области, законов и иных нормативных правовых актов Архангельской области в случаях и порядке, определенных федеральным законодательством; у) дает толкование Устава Архангельской области и областных законов в установленном порядке; ф) устанавливает порядок опубликования областных законов и иных нормативных правовых актов; х) утверждает заключение и расторжение договоров Архангельской области; ц) обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и правом обращения в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; ч) согласовывает с участием главы администрации Архангельской области назначение прокурора Архангельской области и иных должностных лиц в соответствии с федеральными законами; ш) назначает половину членов избирательной комиссии Архангельской области в соответствии с областным законом; щ) учреждает награды и почетные звания Архангельской области; э) имеет право предложить представительному органу местного самоуправления в Архангельской области привести в соответствие с законодательством Российской Федерации и Архангельской области либо отменить нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления в случае, если он противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Архангельской области, областным законам и иным нормативным правовым актам Архангельской области, имеет право обратиться в суд по этим вопросам, а также принять областной закон о роспуске представительного органа местного самоуправления в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством; ю) принимает решения по организационным вопросам своей деятельности; я) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Архангельской области и областными законами. 3. Областное Собрание депутатов через создаваемые им органы (постоянные комиссии, специально создаваемые временные рабочие группы, контрольно-счетную палату) осуществляет контроль за: а) исполнением областных законов, постановлений областного Собрания; б) исполнением областного бюджета Архангельской области, расходованием средств областных целевых бюджетных и внебюджетных, валютного и иных фондов, а также кредитных ресурсов и ассигнований за счет средств федерального бюджета; в) выполнением программ и планов социально-экономического развития области; г) использованием органами местного самоуправления материальных и финансовых средств для реализации переданных им отдельных государственных полномочий; д) своевременным приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации законодательства Архангельской области. 4. Областные законы о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств Архангельской области, а также областные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет областного бюджета, принимаются по представлению или при наличии заключения главы администрации Архангельской области или лица, исполняющего его обязанности. Заключение главы администрации Архангельской области или лица, исполняющего его обязанности, представляются в областное Собрание не позднее, чем за 21 день до начала сессии. Статья 24. Председатель областного Собрания депутатов и его заместители 1. Работу областного Собрания организует его председатель в порядке, предусмотренном областными законами и регламентом областного Собрания. Председатель областного Собрания избирается на срок полномочий областного Собрания и исполняет свои должностные обязанности до начала работы первой сессии областного Собрания нового созыва. Председатель подотчетен областному Собранию и может быть отозван путем тайного голосования на заседании сессии. Председатель областного Собрания и его заместители могут сложить полномочия по личному заявлению. 2. Председатель областного Собрания: а) созывает очередные и внеочередные сессии областного Собрания, доводит до сведения депутатов и населения Архангельской области время, место их проведения, а также проект повестки дня сессии; б) подписывает постановления, решения и иные акты областного Собрания, протоколы сессий, другие документы областного Собрания; в) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Собрания; г) обеспечивает в соответствии с решениями областного Собрания организацию проведения референдумов Архангельской области, обсуждение гражданами проектов важнейших областных законов и нормативных правовых актов, принимаемых областным Собранием, а также вопросов областного и государственного значения; д) открывает и закрывает расчетные и текущие счета областного Собрания в банках и является распорядителем по этим счетам; е) является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным областным бюджетом, связанным с деятельностью областного Собрания; ж) от имени областного Собрания подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд, в случаях, предусмотренных действующим законодательством; з) является представителем работодателя, отвечает за соблюдение трудовой и производственной дисциплины в областном Собрании, назначает и освобождает от должности лиц, работающих в областном Собрании и замещающих государственные должности категории "А" и "Б"; и) координирует работу постоянных комиссий, дает им поручения по исполнению решений областного Собрания; к) решает другие вопросы в соответствии с действующим законодательством, Уставом Архангельской области. 3. Заместители председателя областного Собрания выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных регламентом областного Собрания, и поручения председателя областного Собрания, а в случае его отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей выполняют функции председателя областного Собрания. Статья 25. Постоянные комиссии областного Собрания депутатов 1. Областное Собрание образует из числа депутатов областного Собрания на срок своих полномочий постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению областного Собрания. 2. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комиссий определяются регламентом областного Собрания. 3. Областное Собрание вправе создавать в целях реализации своих полномочий временные комиссии и рабочие группы. Статья 26. Прекращение полномочий областного Собрания действующего созыва 1. Областное Собрание действующего созыва прекращает исполнение своих полномочий в случае: а) истечения срока полномочий депутатов действующего созыва; б) самороспуска, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов областного Собрания; в) роспуска областного Собрания федеральным законом, главой администрации Архангельской области по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; г) вступления в силу решения Архангельского областного суда о неправомочности данного состава депутатов областного Собрания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. 2. В случае досрочного прекращения полномочий областного Собрания действующего созыва выборы проводятся не позднее шести месяцев с момента прекращения полномочий. ГЛАВА V. АДМИНИСТРАЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ. ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 27. Администрация Архангельской области 1. Администрация Архангельской области (далее - администрация области) является высшим, постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Архангельской области. Администрацию области возглавляет глава администрации Архангельской области - высшее должностное лицо исполнительной власти Архангельской области (далее - глава администрации области). 2. Глава администрации области формирует в установленном порядке администрацию области, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия, несет персональную ответственность за результаты ее работы. 3. Администрация области включает в себя отраслевые и территориальные структурные подразделения (департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы), коллегиальные органы управления, наделяемые собственной компетенцией. 4. Администрация области имеет право создавать совместные с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в Архангельской области формирования областной государственной исполнительной власти. 5. Администрация Архангельской области является юридическим лицом. Отраслевые и территориальные структурные подразделения администрации области могут обладать правами юридического лица, наделяются областным государственным имуществом в соответствии с областными законами. Статья 28. Глава администрации области 1. Главой администрации области избирается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Архангельской области, областными законами сроком на 4 года гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом. Количество сроков избрания одного и того же лица на должность главы администрации области устанавливается федеральным законом. 2. Глава администрации области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом областного Собрания, выборным должностным лицом местного самоуправления, депутатом представительного органа местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой. 3. Порядок избрания и отзыва главы администрации области устанавливается федеральными и областными законами. 4. В случае признания выборов главы администрации области несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, исполнение обязанностей главы администрации области осуществляет действующий глава администрации области. При этом повторные выборы проводятся в срок не позднее чем через шесть месяцев после официального объявления результатов предыдущих выборов. 5. Глава администрации области вступает в должность не позднее чем через 14 дней со дня официального объявления избирательной комиссией области итогов выборов главы администрации области. Порядок вступления в должность, компетенция главы администрации области и порядок выражения недоверия главе администрации области устанавливается областным законом. 6. Глава администрации Архангельской области приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги: "Вступая в должность главы администрации Архангельской области, торжественно клянусь: добросовестно исполнять обязанности главы администрации области, защищать интересы населения Архангельской области, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Архангельской области". Статья 29. Полномочия главы администрации области 1. Глава администрации области: а) представляет интересы области в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать в установленном порядке необходимые документы от имени Архангельской области; б) принимает в пределах своей компетенции постановления и распоряжения, в том числе носящие нормативный характер, подписывает и обнародует областные законы, принятые областным Собранием, или возвращает их на повторное рассмотрение, подписывает иные акты администрации области; в) представляет областному Собранию проект областного бюджета Архангельской области, включающий целевые бюджетные фонды, сметы расходов областных внебюджетных, валютного и других фондов и отчеты о их исполнении; г) назначает по согласованию с областным Собранием заместителей главы администрации области, руководителя органа управления финансами (бюджетом) Архангельской области. Самостоятельно назначает остальных должностных лиц. Несогласование областным Собранием депутатов указанных должностных лиц влечет освобождение их от исполнения обязанностей по должности; д) принимает отставку назначенных им государственных служащих; е) учреждает и формирует совещательные и вспомогательные органы при главе администрации области; ж) согласовывает решения об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Архангельской области и назначении соответствующих должностных лиц в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, а также вносит предложения по вопросам деятельности указанных органов на рассмотрение Правительства Российской Федерации; з) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении областного бюджета, за исключением расходов, предусмотренных на содержание областного Собрания депутатов; и) вносит в областное Собрание депутатов предложения о создании областных целевых бюджетных, областных внебюджетных, валютного и других фондов, осуществляет их использование; к) осуществляет функции по распоряжению и управлению имуществом, относящимся к областной собственности, в соответствии с областными законами; л) обеспечивает руководство в сфере внешней торговли и других видов внешнеэкономических связей, научно-технического и культурного сотрудничества; м) созывает внеочередные сессии областного Собрания; н) назначает референдум Архангельской области в соответствии с действующим законодательством; о) вносит по своей инициативе в областное Собрание предложения о внесении изменений в Устав Архангельской области, проекты областных законов и постановлений; п) представляет областному Собранию на сессии областного Собрания ежегодное послание о положении в Архангельской области; р) имеет право участвовать в работе областного Собрания депутатов с правом совещательного голоса; с) решает вопрос о представительстве Архангельской области при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации и субъектах Российской Федерации; т) содействует развитию местного самоуправления на территории Архангельской области; у) принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, безопасности и правопорядка в Архангельской области; ф) обращается к Президенту Российской Федерации по введению на территории области чрезвычайного положения; х) назначает половину членов избирательной комиссии Архангельской области в соответствии с областным законом; ц) присваивает почетные звания Архангельской области; ч) назначает представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; ш) отрешает от должности глав муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральным законом; щ) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом Архангельской области, областными законами. 2. Глава администрации области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, Устав Архангельской области, областные законы и постановления областного Собрания депутатов. Статья 30. Прекращение полномочий главы администрации области 1. Полномочия действующего главы администрации области прекращаются по окончании срока, на который он был избран, с момента вступления в должность вновь избранного главы администрации области в порядке, установленном областными законами. 2. Полномочия действующего главы администрации области прекращаются досрочно в случае: а) его отставки в связи с выражением ему недоверия областным Собранием по основаниям, предусмотренным федеральным законом; б) его отставки по собственному желанию; в) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; г) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; д) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; е) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; ж) утраты им гражданства Российской Федерации; з) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом; и) его отзыва избирателями Архангельской области; к) его смерти. 3. Областное Собрание депутатов имеет право выразить недоверие главе администрации области в случае: а) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Архангельской области и областным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а глава администрации области не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; б) иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Архангельской области и областных законов, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан. Порядок установления факта грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Архангельской области и областных законов, повлекшего за собой массовое нарушение прав и свобод граждан, определяется областным законом. 4. Решение областного Собрания депутатов о недоверии главе администрации области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов. Решение о недоверии главе администрации области оформляется постановлением областного Собрания депутатов. Решение областного Собрания депутатов о недоверии главе администрации области влечет за собой немедленную отставку главы администрации области. 5. Во всех случаях, когда глава администрации области не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей главы администрации области на основании распоряжения главы администрации области. Исполняющий обязанности главы администрации области не имеет права вносить предложения о поправках в Устав Архангельской области, подписывать и обнародовать областные законы, требовать созыва внеочередного заседания областного Собрания, назначать референдум Архангельской области. Статья 31. Полномочия администрации области В пределах своих полномочий администрация области разрабатывает и осуществляет меры, обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие Архангельской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Администрация области: а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; б) разрабатывает проект областного бюджета, отчет о его исполнении и представляет их главе администрации области для внесения в Архангельское областное Собрание депутатов; в) исполняет областной бюджет; г) управляет и распоряжается областной собственностью в соответствии с областными законами и федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральным законодательством; д) обеспечивает в соответствии с законами Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации нормативное регулирование и руководство органами исполнительной власти Архангельской области по защите прав собственности на всей территории Архангельской области; е) обеспечивает проведение на территории Архангельской области экономической, социальной и культурной политики государства; ж) разрабатывает программы социально-экономического развития Архангельской области, готовит отчеты о их выполнении, представляет программы и отчеты главе администрации области для внесения в областное Собрание депутатов; з) способствует осуществлению мер по укреплению финансово-кредитной системы в Архангельской области, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно установленных размеров оплаты труда и уровня социального обеспечения; и) осуществляет меры по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; к) обеспечивает поддержку социально незащищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан; л) разрабатывает направления социальной политики, принимает меры к обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд, совершенствует систему социального обеспечения; м) координирует работу органов исполнительной власти Архангельской области и органов местного самоуправления в Архангельской области по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации областных экологических программ, принимает меры по ликвидации последствий аварий и катастроф, а также стихийных бедствий; н) осуществляет взаимодействие с политическими партиями, общественными движениями, средствами массовой информации; о) имеет право предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные им правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным актам Российской Федерации, Уставу Архангельской области, законам и иным нормативным правовым актам области, а также обратиться в суд; п) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения, полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий; р) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом Архангельской области, областными законами и актами главы администрации области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти. ГЛАВА VI. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) И ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 32. Основы взаимодействия областного Собрания депутатов и администрации области 1. Областное Собрание депутатов и администрация области взаимодействуют в установленных законодательством формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития Архангельской области и в интересах ее населения. 2. Постановления главы администрации области направляются в областное Собрание депутатов в сроки, установленные областным законом. 3. Областное Собрание депутатов вправе обратиться к главе администрации области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления главы администрации области либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии постановлений главы администрации области Конституции Российской Федерации. 4. Глава администрации области вправе обратиться в областное Собрание депутатов с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления областного Собрания депутатов либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке. 5. Областное Собрание депутатов направляет главе администрации области планы законопроектной работы и проекты областных законов. 6. На сессиях областного Собрания депутатов и заседаниях постоянных депутатских комиссий и рабочих групп вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти области или лица, уполномоченные указанными руководителями. 7. На заседаниях органов исполнительной власти области вправе присутствовать депутаты областного Собрания или по поручению председателя областного Собрания депутатов работники аппарата областного Собрания депутатов. 8. Областное Собрание депутатов вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти области, в назначении которых на должность областное Собрание депутатов принимало участие. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет освобождение их от должности. 9. Споры между областным Собранием депутатов и администрацией области по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами либо в судебном порядке. Статья 33. Принятие и вступление в силу областных законов 1. Право внесения проектов областных законов и постановлений в порядке законодательной инициативы в областное Собрание имеют депутаты областного Собрания, глава администрации области, а в его отсутствие - лицо, исполняющее его обязанности, органы местного самоуправления, законодательный (представительный) орган государственной власти Ненецкого автономного округа, а также по вопросам их ведения Архангельский областной суд, Арбитражный суд Архангельской области, прокуратура Архангельской области, избирательная комиссия Архангельской области, областные объединения профессиональных союзов. 2. Проекты законов Архангельской области рассматриваются областным Собранием депутатов не менее чем в двух чтениях. Второе чтение, как правило, проводится на следующей сессии областного Собрания депутатов. 3. Решения о принятии либо об отклонении проекта областного закона, а также о принятии областного закона оформляется постановлением областного Собрания депутатов. 4. Областные законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областного Собрания и в пятидневный срок направляются главе администрации для подписания и обнародования. 5. Глава администрации в течение четырнадцати дней с момента поступления принятого областным Собранием депутатов областного закона подписывает и обнародует его. 6. Принятый областной закон до истечения срока, установленного для его подписания и обнародования, может быть возвращен главой администрации области со своим заключением областному Собранию для повторного рассмотрения. При повторном рассмотрении отклоненный главой администрации области областной закон может быть принят областным Собранием в прежней редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областного Собрания. В этом случае глава администрации области обязан подписать и обнародовать его в течение семи дней. 7. В случае принятия областного закона в измененной редакции он рассматривается как вновь принятый областной закон. 8. Областные законы вступают в силу после их официального опубликования. Областные законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Архангельской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. ГЛАВА VII. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 34. Общие положения государственной службы 1. Государственная служба Архангельской области, порядок ее прохождения, права, обязанности и гарантии государственных служащих определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, Уставом Архангельской области, областными законами. 2. Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным федеральным и областным законами для государственных служащих. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. В случаях, предусмотренных федеральными и областными законами, поступление на государственную службу осуществляется на конкурсной основе. 3. Государственная служба основана на принципах: а) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; б) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; в) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; г) разделения законодательной, исполнительной и судебной властей; д) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; е) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации; ж) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; з) профессионализма и компетентности государственных служащих; и) гласности в осуществлении государственной службы; к) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; л) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства; к) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах. ГЛАВА VIII. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 35. Общие принципы местного самоуправления в Архангельской области 1. Местное самоуправление в Архангельской области (далее местное самоуправление) - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. 2. Органы государственной власти Архангельской области содействуют развитию местного самоуправления на основе федеральных и областных законов. 3. Местное самоуправление осуществляется в районах, городах, поселках, сельских и других населенных пунктах или нескольких поселениях, объединенных общей территорией в различных организационных формах в соответствии с действующим законодательством, на основе уставов муниципальных образований, принимаемых представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. 4. Порядок выборов в органы местного самоуправления, порядок проведения местных референдумов устанавливаются областными законами. 5. Границы муниципальных образований устанавливаются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти Архангельской области. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующей территории. 6. По предложению граждан в населенных пунктах и территориях могут создаваться в соответствии с действующим законодательством органы территориального общественного самоуправления. Компетенция этих органов определяется областным законом, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 7. Органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Архангельской области, областными законами, другими нормативными правовыми актами Архангельской области, уставом муниципального образования. Статья 36. Предметы ведения органов местного самоуправления 1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления федеральными и областными законами. 2. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения областными законами, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. 3. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Статья 37. Гарантии местного самоуправления 1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. 2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. 3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется с передачей им необходимых для осуществления этих полномочий материальных и финансовых средств. 4. Органам местного самоуправления гарантируется право на судебную защиту и компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них органами государственной власти дополнительных полномочий, неправомерными действиями органов государственной власти. 5. Решения органов местного самоуправления могут быть обжалованы гражданами, органами государственной власти, общественными объединениями, предприятиями и организациями в судебном порядке, а также опротестованы прокурором. 6. Органы государственной власти Архангельской области не вправе ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Архангельской области. 7. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Статья 38. Взаимодействие органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления 1. Органы государственной власти Архангельской области содействуют развитию системы местного самоуправления на территории Архангельской области. В этих целях они: а) принимают меры по сбалансированию бюджетов муниципальных образований; б) организуют проведение хозяйственных, природоохранительных и иных мероприятий областного и межтерриториального характера, могут привлекать к их осуществлению органы местного самоуправления; в) решают предусмотренные Уставом Архангельской области и областными законами вопросы территориального устройства Архангельской области; г) оказывают органам местного самоуправления организационную, методическую и иную помощь в работе, в том числе подготовку типовых проектов актов органов местного самоуправления. 2. Органы государственной власти Архангельской области обязаны рассматривать и учитывать в своей деятельности предложения органов местного самоуправления, сообщать им о результатах рассмотрения этих предложений. ГЛАВА IX. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ И АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 39. Защита интересов Архангельской области 1. В случае противоречия между областными законами, областными нормативными правовыми актами и законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на территории Архангельской области применяются областные законы и областные нормативные правовые акты. 2. Законы, нормативные правовые акты иных субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления иных субъектов Российской Федерации применяются на территории Архангельской области с принятого и оформленного в установленном порядке согласия соответствующего органа государственной власти Архангельской области. Статья 40. Обязательность исполнения областных законов и иных нормативных правовых актов Архангельской области Областные законы и иные нормативные правовые акты, принятые областным Собранием депутатов, главой администрации области в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Архангельской области органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Статья 41. Ответственность областного Собрания депутатов и главы администрации области за принятые ими областные законы и нормативные правовые акты 1. Областное Собрание депутатов и глава администрации области, а также их органы и должностные лица несут ответственность за принятые ими областные законы и нормативные правовые акты. 2. В случае принятия областным Собранием депутатов нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам, оно может быть распущено в порядке, установленном федеральным законом. 3. В случае издания главой администрации области нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, он может быть временно отстранен либо отрешен от должности в порядке, установленном федеральным законом. 4. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов власти Архангельской области или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту акта государственного органа власти Архангельской области, подлежат возмещению соответствующим органом государственной власти Архангельской области. 5. Областное Собрание депутатов, администрация области, их органы, возместившие ущерб, причиненный их работниками или должностными лицами, имеют право предъявить регрессный иск этому лицу в размере выплаченной суммы, если иной размер не установлен федеральным законом. Статья 42. Контроль за законностью деятельности областного Собрания депутатов и главы администрации области 1. Областные законы, иные нормативные правовые акты, принятые областным Собранием депутатов, главой администрации области, могут быть обжалованы гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, органами местного самоуправления в судебном порядке. 2. Имущественные споры с участием областного Собрания депутатов и администрации области разрешаются судом в установленном порядке. ГЛАВА X. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Положения подпункта "в" пункта 6 статьи 19, пункта 7 статьи 19 (в части отзыва депутата областного Собрания) настоящего Устава вводятся в действие с момента принятия и вступления в силу областного закона, регулирующего порядок отзыва депутата областного Собрания. Положения пункта 3 статьи 28, подпункта "и" пункта 2 статьи 30 (в части отзыва главы администрации области) настоящего Устава вводятся в действие с момента принятия и вступления в силу областного закона, регулирующего порядок отзыва главы администрации области". Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|