Расширенный поиск
Распоряжение Главы администрации Архангельской области от 31.01.2005 № 75рГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 31 января 2005 г. № 75р г. Архангельск Утратилo силу - Указ Губернатора Архангельской области от 16.06.2014 г. N 64-у О Концепции развития трудового потенциала Архангельской.области В целях определения основных направлений и приоритетов деятельности администрации области по осуществлению государственной политики повышения эффективности использования трудового потенциала: 1. Утвердить прилагаемые: Концепцию развития трудового потенциала Архангельской области; план мероприятий по реализации Концепции развития трудового потенциала Архангельской области. 2. Руководителям департаментов, управлений и комитетов администрации области, главам муниципальных образований области начиная с 2006 года ежегодно до 1 марта направлять в комитет по труду администрации области информацию о ходе выполнения плана мероприятий по реализации Концепции развития трудового потенциала Архангельской области. 3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на комитет по труду. Глава администрации Н.И. Киселев УТВЕРЖДЕНА распоряжением Главы администрации области от 31 января 2005 г. № 75р КОНЦЕПЦИЯ развития трудового потенциала Архангельской области Содержание 1. Введение 2. Содержание проблемы и необходимость ее решения концептуальными методами в Архангельской области 2.1. Социально-экономическое положение 2.2. Демографический кризис 2.3. Негативные тенденции на рынке труда 2.4. Ситуация на рынке образовательных услуг 2.5. Ухудшение кадрового потенциала 2.6. Основные проблемы в развитии трудового потенциала 3. Цели и задачи Концепции 4. Основные направления по реализации Концепции 5. Механизм реализации концепции 6. Оценка эффективности и социально-экономических последствий (ожидаемые результаты) от реализации мероприятий Концепции 1. Введение Концепция развития трудового потенциала Архангельской области (далее - Концепция) разработана в соответствии с распоряжением Главы администрации области от 24 августа 2004 года № 875р "О создании рабочей группы по разработке Концепции развития трудового потенциала Архангельской области". Основные положения Концепции определены в соответствии с федеральным и областным законодательством и нормативными правовыми актами в сфере занятости населения, рынка труда, управления персоналом и социально-трудовых отношений. Концепцию развития трудового потенциала региона определяют: приоритетность направлений развития экономики региона; объективная потребность выработки кадровой политики региона как составной части реформирования экономики; необходимость анализа реального состояния трудового потенциала, выявление в нем позитивных и негативных тенденций, перспектив развития; цели и стратегии развития кадровой политики региона; характеристики основных черт и принципов в кадровой политике региона; взаимодействие кадровой политики государства, региона и предприятия. Концепция включает лишь ключевые, ведущие позиции кадровой деятельности, что определяет её взаимоотношения с государственной кадровой политикой и спецификой жизнедеятельности региона. 2. Содержание проблемы и необходимость ее решения концептуальными методами в Архангельской области 2.1. Социально-экономическое положение области Общая экономическая ситуация в Архангельской области в 90-х годах характеризовалась спадом производства продукции и обострением проблем в социальной сфере: финансовое положение большинства предприятий области было неудовлетворительным; наблюдалась низкая инвестиционная активность; основные фонды предприятий имели высокую степень износа; произошел разрыв сложившихся хозяйственных связей; ощущалась острая нехватка высококвалифицированных руководящих кадров, способных управлять в рыночных условиях; сельскохозяйственное производство свертывалось из-за отсутствия государственной политики поддержки села. Существенные позитивные изменения в экономике области произошли лишь в 2001-2003 годах: возросла доля промышленной продукции, в первую очередь -машиностроительного комплекса и потребительских отраслей. Рост выпуска промышленной продукции увеличился на 29,2%, в том числе в машиностроении - в 2 раза, в топливной промышленности - в 1,7 раза, в электроэнергетике - на 13,9%, в лесопромышленном комплексе - на 7,3%; инвестиции в основной капитал возросли в 2,1 раза; началось постепенное обновление основных фондов и снижение степени износа производственных фондов в промышленности и на транспорте; грузооборот предприятий транспорта увеличился на 8,8%; реальные располагаемые среднедушевые доходы населения возросли на 33,2%; средняя заработная плата увеличилась в 2,4 раза, реальная заработная плата возросла на 47,9%; оборот розничной торговли возрос на 47%. В то же время ряд показателей социально-экономического развития Архангельской области свидетельствует о том, что результаты негативных процессов прошлых лет еще не преодолены. Так, например, продолжается снижение сельскохозяйственного производства. В 2003 году по отношению к 2000 году производство продукции сельского хозяйства сократилось на 15,3%. На 30,7% сократилась численность поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров - на 32,5%. Прекратила работу крупная птицефабрика "Сельхозфирма Приморская" с поголовьем птицы 450 тыс. голов. Доля сельскохозяйственных предприятий в общем объеме продукции остается низкой (27,4%). Низкотоварный сектор экономики (личные подсобные хозяйства - 66,8% в общем объеме сельхозпродукции) по-прежнему продолжает определять объемы и темпы производства сельхозпродукции во всех категориях хозяйств. В сельском хозяйстве происходит старение и выбытие основных фондов из-за недостаточного объема привлечения инвестиций в отрасль. В строительстве коэффициент обновления соизмерим с коэффициентом ликвидации, что говорит об отсутствии положительных изменений состояния основных фондов в этой отрасли в последние годы и недостаточном объеме инвестиций. Таким образом, в целом социально-экономическая ситуация в области начиная с 2000 года имеет положительную динамику, однако экономический подъем последних лет нельзя назвать достаточным для реального оживления хозяйственной и социальной жизни. За относительно благополучными макроэкономическими показателями скрываются ограничители дальнейшего экономического роста и развития человеческого потенциала региона. 2.2. Демографический кризис Одним из важнейших условий воспроизводства трудовых ресурсов, естественной основой которых является народонаселение, является улучшение демографической ситуации. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, численность постоянного населения Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ, составляла 1336,5 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с данными Всесоюзной переписи населения 1989 года на 233,2 тыс. человек (14,9%). В городских поселениях проживало 999,6 тыс. человек, что на 152 тыс. человек (13,2%) меньше ВПН-1989 года, в сельской местности - 336,9 тыс. человек, что на 81,2 тыс. человек меньше (19,4%) ВПН-1989 года. К началу 2004 года численность населения Архангельской области составила 1317,9 тыс. человек, в том числе в городских поселениях - 981,6 тыс. человек (75%), в сельской местности - 336,3 (25%) тыс. человек. Основной причиной сокращения численности населения является естественная убыль (превышение числа умерших над числом родившихся), которая наблюдается в Архангельской области с 1992 года и находится на стабильно высоком уровне с 1993 года. Высокий уровень смертности и низкий уровень рождаемости ведут к дальнейшему сокращению численности жителей нашего региона. По прогнозам, численность населения Архангельской области будет сокращаться ежегодно в среднем на 1%. К 2010 году снижение численности трудоспособного населения прогнозируется на уровне 6%, что приведет к дефициту рабочей силы. Население старше трудоспособного возраста увеличится на 5%, а численность населения младше трудоспособного возраста сократится на 22%. Общая тенденция динамики смертности населения области характеризуется и сверхсмертностью людей трудоспособного возраста. Смертность в этой возрастной группе в 2003 году увеличилась на 5% по сравнению с 2002 годом (в 2002 году - на 12,9% лго сравнению с 2001 годом) и в 2,2 раза - по сравнению с 1989 годом. Среди умерших в трудоспособном возрасте около 80% составляют мужчины, а уровень смертности мужчин всего населения области в 4 раза превосходит уровень смертности женщин. Стабильно высокими сохраняются показатели смертности от системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений и травм (включая отравления алкоголем и автотранспортные травмы), новообразований. В структуре смертности трудоспособного населения на первом месте -смертность от системы кровообращения и несчастных случаев, отравлений и травм. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения области, которая в настоящее время составляет 63,3 года (общероссийский показатель - 65,9) против 66 лет в 1992 году. Негативные явления в демографической сфере во многом связаны и с ухудшением миграционной ситуации в регионе. Основной тенденцией развития миграционных процессов за 1992-2003 годы является сокращение миграционного оборота. Отрицательное сальдо миграционного оборота является закономерным следствием сочетания природно-климатических условий и уровня жизни населения области. Итоги миграции за 2003 год показывают, что общий объем миграционных перемещений по сравнению с 2002 годом уменьшился на 4,9%, величина отрицательного сальдо миграции составила 5,4 тыс. человек. Таблица 1 ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | Наименование | 1992 | 1998 | 2002 | 2003 | |————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| |Численность постоянного населения (на конец | 1561,0| 1478,0| 1414,6| 1317,9| |года), тысяч человек | | | | | |в том числе: | | | | | |————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | городское | 1142,2| 1097,0| 1053,6| 981,6| |————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| | сельское | 418,8| 381,0| 361,0| 336,3| |————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| |Коэффициент рождаемости (родившихся на 1000 | 10,3| 8,7| 9,8| 10,8| |человек) | | | | | |————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| |Коэффициент смертности (умерших на 1000 | 11,6| 12,8| 16,5| 17,9| |человек) | | | | | |————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| |Естественный прирост, убыль (-), человек |-2070 |-6055 |-9583 |-9502 | |————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| |Сальдо миграции, тысяч человек | -7,4| -7,8| -4,7| -5,4| |————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————| В настоящее время область теряет население моложе трудоспособного и трудоспособного возрастов гораздо интенсивнее, чем лиц пенсионных возрастов, что ведет к старению населения, разрушает демографический и трудовой потенциал, создававшийся на протяжении десятилетий. Население области неизбежно будет уменьшаться в размере и быстро стареть, формируясь только за счет процессов естественного воспроизводства. Низкие показатели рождаемости недостаточны для необходимого уровня воспроизводства населения, а сужение воспроизводственной базы населения области на фоне увеличения количества разводов и роста новорожденных в незарегистрированных браках требуют принятия мер по пропаганде ценности семьи и брака. Высокие темпы показателей смертности и, как следствие, уменьшение ожидаемой продолжительности жизни населения области особенно критичны. Тенденция старения населения приводит к увеличению доли пенсионеров, уменьшению доли детей и трудоспособного населения, что со временем приведет к дефициту рабочей силы, перегрузке систем здравоохранения, пенсионного и социального обеспечения. Сокращение миграционного оборота и отрицательное сальдо миграции требуют необходимых мер по сокращению оттока эмигрантов трудоспособного возраста и привлечению иммигрантов в область исходя из кадровых потребностей экономики области. 2.3. Негативные тенденции на рынке труда. Современный рынок труда в Архангельской области, как и в Российской Федерации, формировался в условиях социально-экономического кризиса 90-х годов. Сегодня подавляющую часть трудовых ресурсов составляет трудоспособное население в трудоспособном возрасте (96,5%), лица старше трудоспособного возраста (работающие пенсионеры) - 3,4%, лица моложе трудоспособного возраста (работающие подростки) - 0,1%. В 1992 году численность трудовых ресурсов в области составляла 930 тыс. человек, к 1997 году она снизилась и достигла самой низкой отметки за предыдущее десятилетие - 850,2 тыс. человек. В период с 1998 по 2003 годы рост численности трудовых ресурсов составил 3,1%, а, по прогнозам, к 2010 году она уменьшится на 7,7% и составит 826,6 тыс. человек. Эффективность использования трудовых ресурсов характеризуется занятостью населения. Важнейшим показателем изменений в исследуемом периоде является динамика распределения занятых по отраслям и формам собственности. Изменилось соотношение занятых в производственных и непроизводственных сферах. Общее падение объемов производства в отраслях экономики области привело к сокращению численности персонала в сфере материального производства. В 2003 году по сравнению с 1992 годом существенно сократилось количество занятых в промышленности (на 31,7%), сельском хозяйстве (на 43,6%), строительстве (на 55,7%), транспорте и связи (на 20,9%). В то же время увеличилось число работающих в торговле и общественном питании (на 34,6%), здравоохранении (на 7,9%), органах управления (в 2,1 раза). Таблица 2 СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (тыс. чел.) |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | Наименование | 1992 | 1998 | 2002 | 2003 | |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| |Численность трудовых ресурсов | 930,9| 861,5| 890,2| 889,0| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| |Численность экономически активного населения | 820,1| 729,0| 767,4| 762,7| |в том числе: | | | | | |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | занятых в экономике | 779,5| 622,5| 705,0| 687,7| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | безработных (МОТ) | 40,5| 106,6| 62,4| 75,0| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| |Всего занятых | 750,0| 567,1| 617,7| 626,0| |в том числе: | | | | | |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | промышленность | 243,9| 155,9| 167,7| 166,8| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | сельское хозяйство | 57,8| 31,6| 31,9| 32,6| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | лесное хозяйство | 4,1| 4,0| 4,4| 4,3| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | транспорт | 74,7| 55,1| 58,8| 59,1| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | связь | 13,4| 11,6| 11,3| 11,4| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | строительство | 69,2| 31,1| 31,3| 30,7| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | торговля, общественное питание, материально- | 67,2| 71,0| 87,4| 90,5| | техническое снабжение, сбыт и заготовки | | | | | |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | жилищно-коммунальное хозяйство, | 37,6| 35,3| 36,7| 37,5| | непроизводственные виды бытового обслуживания | | | | | | населения | | | | | |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | здравоохранение, физическая культура | 45,5| 47,4| 48,6| 49,1| | и социальное обеспечение | | | | | |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | образование | 77,9| 63,1| 65,9| 66,4| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | культура и искусство | 11,1| 10,7| 12,3| 13,1| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | наука и научное обслуживание | 2,7| 2,0| 2,1| 2,2| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | финансы, кредит, страхование и пенсионное | 5,1| 6,3| 6,6| 6,8| | обеспечение | | | | | |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | управление | 16,5| 31,6| 32,6| 34,6| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | другие отрасли | 23,3| 10,4| 20,1| 20,9| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| Проводимый курс экономических реформ, направленный на разгосударствление экономики, вызвал трансформацию структуры занятости населения по секторам экономики. Если в 1992 году в организациях государственной и муниципальной форм собственности работало 77,8% занятого населения, то в 2003 году - 49%. Одновременно доля занятых в частном секторе в 2003 году возросла в 6,6 раза по сравнению с 1992 годом. Таблица 3 СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (тыс. чел.) |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | Наименование | 1992 | 1998 | 2002 | 2003 | |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| |Всего | 750,0| 567,1| 617,7| 628,4| |в том числе: | | | | | |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | государственная и муниципальная | 583,6| 302,5| 307,6| 308,2| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | в том числе: | | | | | |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | государственная | | 185,6| 179,3| 180,6| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | муниципальная | | 116,9| 128,3| 127,5| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | частная | 37,9| 147,5| 233,2| 252,6| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | собственность общественных и религиозных | 6,8| 2,4| 2,6| 2,5| | организаций (объединений) | | | | | |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | смешанная российская | 121,1| 101,0| 34,8| 31,3| |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| | иностранная, совместная российская | 0,6| 13,8| 39,6| 33,9| | и иностранная | | | | | |————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————| Как известно, уровень индустриального развития, тип хозяйственного механизма и способность к инновационному обновлению производства характеризует профессионально-квалификационная структура рабочей силы. В Архангельской области с 1930 по 1980 годы была сформирована новая профессионально-квалификационная структура. Из 900,5 тыс. потенциальных работников 800 тыс. (84%) было занято в экономике области, из них 560 тыс. человек занимались физическим трудом (120 тыс. человек - машиностроители, 60 тыс. человек - транспортники, 50 тыс. человек - рабочие лесопромышленного комплекса, 40 тыс. человек - строители и др.). В среднем у рабочих уровень образования составлял 9 классов. Умственным трудом были заняты 240 тыс. человек. В их числе 110 тыс. человек - руководители, инженерно-технические работники, 72% которых имели высшее инженерное образование; 24 тыс. человек - врачи, 35 тыс. человек - преподаватели, учителя. Таким образом, в период индустриализации в Архангельской области была создана новая профессионально-квалификационная структура. В настоящее время все изменилось. Переход к новому хозяйственному механизму показал полную непригодность как технологий индустриальной эпохи, так и соответствующей старой профессионально-квалификационной структуры персонала. В 2002 году из 890 тыс. потенциальных работников было занято во всех сферах 618 тыс. человек (70%). Профессионально-квалификационная структура среди имеющих высшее образование также кардинально изменилась: если раньше на 1 инженера мы имели 2 специалиста по технической специальности, то сейчас - 7, причем с принципиально новыми квалификациями - менеджер, юрист, экономист, банкир и т.д. Современное информационное общество требует принципиально иного качества персонала, поэтому все областные программы должны быть нацелены на технологический прорыв, который приведет к увеличению безработицы в десятки раз. Система образования должна быстро реагировать на эти изменения, чтобы работников средних квалификаций переподготовить на качественно новые профессии, востребованные на рынке труда. Важнейшим компонентом функционирования рынка труда является цена рабочей силы. Размер среднемесячной заработной платы в регионе в 2003 году составил 6198,5 рублей и увеличился по сравнению с 2000 годом в 2,2 раза. В регионе имеются: проблема дифференциации в уровне оплаты труда по отраслям экономики и в разрезе муниципальных образований, низкий уровень оплаты труда в социальной сфере, а также задолженность по выплате заработной платы. Одна из приоритетных социальных задач по сохранению трудового потенциала - это улучшение состояния условий и охраны труда в организациях области. Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работающего населения является составной частью социальной политики государства. Выбытие из сферы производства работников трудоспособного возраста в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями серьезно осложняет реализацию мер по достижению положительной динамики роста экономики и увеличению ВВП. По данным официальной статистики, более 40% работников промышленности, строительства, транспорта и связи работают в неблагоприятных условиях труда (в том числе женщины - 27,5%). Численность этих работников в последние годы растет. Численность работающих, занятых тяжелым физическим трудом, - более 8% (в том числе женщины - 3%). Сохраняется высокий уровень травматизма: за 2003 год количество несчастных случаев в области составило 2955, со смертельным исходом - 72, тяжелых - 238. Состояние условий и охраны труда работающих в отдельных отраслях экономики нельзя признать даже удовлетворительным. В анализе проблем экономически активного населения особое место занимают безработные. За период с 1992 года по 2002 год уровень безработицы по методике МОТ вырос с 4,9 до 8,1. Уровень регистрируемой безработицы за период с 1992 года по 2003 год вырос с 1,4 до 2,3. С 1992 до 1998 года в области наблюдался стремительный рост регистрируемой безработицы - до 8%. Активизация работы службы занятости населения по содействию занятости граждан позволила снизить этот уровень к 2003 году до 2,3%. Таблица 4 СВЕДЕНИЯ О ЗАЯВЛЕННОЙ В СЛУЖБУ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В РАБОТНИКАХ ДЛЯ ЗАМЕЩЕНИЯ СВОБОДНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ (ВАКАНТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ) |——————————————————|——————————————————|————————————————|—————————————————————| | | Количество | Потребность |Из них доля вакансий,| | |зарегистрированных| в работниках | в % | | | безработных |(на конец года),|——————————|——————————| | | (человек) | человек | служащих | рабочих | |——————————————————|——————————————————|————————————————|——————————|——————————| |1991 год | 1585 | 2128 | 15,5 | 84,5 | |——————————————————|——————————————————|————————————————|——————————|——————————| |1998 год | 20900 | 698 | 49,1 | 50,9 | |——————————————————|——————————————————|————————————————|——————————|——————————| |2002 год | 18800 | 6262 | 40,3 | 59,7 | |——————————————————|——————————————————|————————————————|——————————|——————————| |2003 год | 16900 | 5394 | 32,4 | 67,6 | |——————————————————|——————————————————|————————————————|——————————|——————————| Наметившийся экономический рост увеличивает спрос на рабочую силу. Растущую потребность в кадрах испытывают промышленность, строительство, торговля, учреждения здравоохранения, социального обеспечения, образования. Устойчивый спрос сохраняется на водителей, слесарей, электриков, электрогазосварщиков, плотников, маляров, поваров, продавцов, пекарей, кондитеров. Среди вакансий для ИТР и служащих преобладают бухгалтеры, учителя и преподаватели, воспитатели, инженеры, мастера. Сохраняется тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом в сельском хозяйстве, связи и на железнодорожном транспорте. На регистрируемом рынке труда в настоящее время количественный спрос на рабочую силу и ее предложение практически сбалансированы, однако остается проблема несоответствия спроса и предложения по качественным параметрам. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству трудового потенциала, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню. В последние годы обострилась проблема несоответствия имеющейся профессионально-квалификационной структуры потребностям экономики, а также дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Отмечается недостаточный спрос на рабочую силу при одновременном ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия качества профессионально-квалификационной структуры кадров текущим потребностям экономики. 2.4. Ситуация на рынке образовательных услуг. В 1991 - 2003 годах ежегодные объемы подготовки рабочих кадров, обучавшихся по программам начального профессионального образования на бюджетной основе, устанавливались контрольными цифрами Министерства образования и практически не изменялись. Ежегодный план приема обучающихся в этот период составлял 9750 человек, выпуск - от 8600 до 9000 человек. По состоянию на 01.10.2004 на бюджетной основе в профессиональных училищах и лицеях обучалось 23022 человека. В структуре контингента обучающихся на бюджетной основе преобладают выпускники 9 классов, получающие наряду с рабочей профессией среднее (полное) общее образование, - 74%, без получения - 11%. Доля выпускников средней (полной) школы составляет 15%. Номенклатура подготавливаемых видов трудовой деятельности насчитывает 137 рабочих профессий и 22 специальности среднего профессионального образования. Сложившаяся в системе начального профессионального образования структура подготовки позволяет удовлетворить потребность в рабочих кадрах массовых профессий среднего уровня квалификации, задаваемого соответствующими образовательными стандартами НПО, в территориальном, отраслевом и профессионально-квалификационном разрезах. В сфере среднего профессионального образования на территории области функционируют 24 государственных и муниципальных, 4 негосударственных средних специальных учебных заведения (ссузов) и 6 подразделений вузов, в общей сложности обеспечивающих подготовку по 85 специальностям среднего профессионального образования. Количество специальностей СПО за последние 5 лет увеличилось более чем на 25%, и существующая структура способна обеспечить кадрами практически все основные отрасли экономики и социальной сферы области. Но следует признать, что в течение 90-х годов значительная часть вновь открываемых специальностей и, как следствие, увеличение численности студентов пришлись, главным образом, на блок "Экономика и управление", особенно в негосударственных ссузах. Общая численность студентов ссузов в области - 23 тыс. человек. За счет средств бюджетов всех уровней получают образование 13,5 тыс. человек (58,7%), и 9,5 тыс. человек (41,3%) учатся по договорам с юридическими и физическими лицами с полным возмещением затрат на обучение. Численность студентов ссузов на 10 тыс. жителей Архангельской области составляет 165 человек. В 2004 году в учреждения среднего профессионального образования было зачислено около 8 тыс. студентов, из них 3 тыс. - по очной форме обучения на бюджетной основе. В сфере высшего профессионального образования на территории области функционируют 30 высших учебных заведений, филиалов и представительств, причем почти половина из них (13) находится в областном центре. Среди них: 3 государственных вуза и 20 филиалов и представительств, а также 2 негосударственных вуза и 5 филиалов и представительств. В течение 90-х годов одной из основных тенденций стало развитие в области сети филиалов и представительств - как архангельских вузов (6), так и вузов из Москвы и Санкт-Петербурга, количество которых достигло 19. При этом ряд филиалов и представительств открывались профильными столичными вузами, осуществляющими подготовку по специальностям, отсутствующим в архангельских вузах. Кроме этого, новые специальности активно открывались в ведущих вузах Архангельска - АГТУ, ПГУ имени М.В.Ломоносова и СГМУ - в связи с развитием новых отраслей экономики и социальной сферы. Только за последние 5 лет количество специальностей и направлений подготовки в вузах и филиалах увеличилось на 65% и достигло 132. Общая численность студентов высших учебных заведений в области составляет 45 тыс. человек (по всем формам обучения). Из них на долю негосударственных вузов приходится лишь 11%, большая же часть - 40 тыс. человек - обучается в государственных вузах, в т.ч. 19 тыс. человек - на бюджетной основе. Численность студентов вузов за последние 5 лет увеличилась в полтора раза, главным образом, за счет возросшего приема на платное обучение в государственных вузах и филиалах. Но количество бюджетных мест в вузах не сокращалось, а, напротив, постоянно увеличивалось. С 1999 года количество мест для приема на I курс за счет средств федерального бюджета по очной форме обучения в трех ведущих вузах Архангельской области - АГТУ, ПГУ имени М.В.Ломоносова и СГМУ - увеличилось более чем на 10% (с 2405 до 2670). Общая численность студентов вузов на 10 тыс. человек населения в Архангельской области составляет 320 человек, в т.ч. обучающихся за счет средств федерального бюджета - 135. В 2004 году в архангельские вузы и филиалы было зачислено около 11 тыс. студентов, из них почти 5,5 тыс. - по очной форме обучения. В области действует система целевого приема и подготовки специалистов в государственных вузах. В течение 2000 - 2004 годов в государственные вузы области по целевому приему ежегодно поступают более 500 абитуриентов из районов. Дальнейшее развитие системы профессионального образования в Архангельской области, как и в других регионах России, будет проходить в условиях постепенного сокращения бюджетного финансирования, в том числе в связи с передачей большинства учреждений начального и среднего профессионального образования на областной бюджет. Этот фактор, как и необходимость дальнейшего развития основных отраслей экономики и социальной сферы области, неизбежно приведет к изменению структуры и объемов подготовки кадров, особенно с начальным и средним профессиональным образованием. Следствием этого должно стать формирование государственного заказа на подготовку кадров за счет бюджетных средств, а также развитие системы непрерывного профессионального образования, в том числе путем интеграции образовательных учреждений различных уровней. Кроме того, в процессе подготовки кадров значительно возрастает роль работодателей, которые должны вкладывать средства в развитие учреждений профессионального образования. 2.5. Ухудшение кадрового потенциала. Большинство организаций области за десять последних лет в значительной мере свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации кадров. Функции отделов технического обучения персонала сведены до минимума либо ликвидированы, материальная база для подготовки кадров устарела и не соответствует современным требованиям. Нет действенной нормативной правовой и методической базы по развитию персонала на производстве и обеспечению качества рабочей силы. Экспертные опросы организаций области, проведенные в 2001 - 2004 годах, показали, что объемы внутрифирменной подготовки персонала начинают увеличиваться, растет количество организаций, восстанавливающих систему внутрифирменного обучения. Но данная положительная тенденция пока не в состоянии обеспечить новое качество и мобильность рабочей силы. Отсутствие эффективной системы подготовки и переподготовки кадров в области в связи с происходящими переменами в технологиях, производстве, экономике накладывает отпечаток на качество и мобильность рабочей силы, серьезно подрывает конкурентоспособность работников на рынке труда и ставит под сомнение возможности предприятий в части обеспечения качества товаров и услуг. В настоящее время требуется принципиальное изменение существующей практики внутрифирменного обучения, так как эта система, являясь самостоятельной формой развития кадров, должна стать своеобразным коррективом государственных образовательных стандартов и образовательных программ на всех ступенях профессионального образования. В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) необходимо провести сертификацию продукции на соответствие международным стандартам серии ISO 9000 и разработать новую систему профессиональных стандартов. Это, в свою очередь, требует ускоренного развития и совершенствования системы внутрипроизводственного обучения и переподготовки работников. 2.6. Основные проблемы развития трудового потенциала Архангельской области. За период перехода из эпохи командно-директивной в эпоху рыночных отношений катастрофически ухудшаются составляющие трудовых ресурсов: количественная (депопуляция, связанная с низкой рождаемостью и высокой смертностью, высокая смертность трудоспособного населения, старение населения, сокращение миграционного оборота, рост миграционного оттока преимущественно трудоспособных граждан); качественная (несоответствие имеющейся профессионально-квалификационной структуры, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда, несоответствие качества профессионально-квалификационной структуры кадров текущим потребностям экономики). Анализ социально-экономической ситуации, демографических процессов и тенденций, сложившихся на рынке труда и рынке образовательных услуг, а также прогнозные оценки их развития на среднесрочную перспективу выявили несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, дефицит специалистов и квалифицированных рабочих в основных отраслях экономики, обусловленные следующими проблемами: 1. Наличие негативных демографических и миграционных тенденций в Архангельской области, резкое снижение численности населения. 2. Дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда области, несоответствие качества профессионально-квалификационной структуры кадров текущим потребностям экономики. 3. Низкая цена труда и неплатежи заработной платы. Это ведет к отсутствию стимулов: у работников - к добросовестному труду, у работодателей - к технологическим преобразованиям, что порождает низкую производительность труда. 4. Низкое качество жизни, климатические условия и, как следствие, - отток трудовых ресурсов, что приводит к уменьшению экономического потенциала территории, снижению конкурентоспособности региона, сокращению возможностей экономического роста и уменьшению привлекательности для инвесторов и мигрантов. 5. Отсутствие устойчивых механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, гибкое и оперативное взаимодействие всех уровней системы профессионального образования с работодателями. 6. Низкая привлекательность вакантных рабочих мест в организациях, осуществляющих различные виды экономической деятельности, низкий уровень заработной платы, неудовлетворительные условия труда, отсутствие жилья и т.д. 7. Недостаточное развитие корпоративной (внутрифирменной) подготовки и переподготовки кадров в организациях области, отсутствие внимания к функционированию системы дополнительного профессионального образования. 8. Разрушение системы трудовой мотивации и профессиональной ориентации молодежи и незанятого населения, потеря интереса молодежи к рабочим профессиям, в том числе и наиболее востребованным на рынке труда. 9. Дефицит квалифицированных кадров руководителей высшего звена, топ-менеджеров практически во всех отраслях экономики (на уровне 8% - 12% от общей численности), недостаточная организация работы по формированию резерва руководящих кадров. 10. Слабая материально-техническая база и недостаточное финансирование учреждений профессионального образования, необходимые для подготовки квалифицированных кадров по многим профессиям, специальностям и специализациям, ориентированным на современные технологии. 11. Отсутствие достоверного банка данных об уровне обеспеченности и потребности организаций области, бизнеса в специалистах и рабочих кадрах. Анализ социально-экономической ситуации, характеристик системы профессионального образования и рынка труда Архангельской области позволяет сделать вывод, что состояние и развитие трудового потенциала требует координации усилий со стороны государства, работодателей, образовательных учреждений и граждан. Интеграция усилий должна быть направлена на решение задачи оптимизации использования трудового потенциала, поскольку недооценка этого фактора может стать ограничителем экономического прогресса региона. 3. Цели и задачи Концепции Стратегической целью реализации Концепции является повышение эффективности использования трудового потенциала Архангельской области. Миссия (предназначение) Концепции - определение основных направлений и приоритетов деятельности администрации области по осуществлению государственной политики в развитии трудового потенциала региона, направленной на распределение и эффективное использование трудового потенциала, совершенствование системы кадровой подготовки, обеспечение приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными рабочими и специалистами, повышение качества и мобильности рабочей силы на рынке труда, развитие системы профессионального образования региона. Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи: совершенствование нормативной правовой базы по развитию трудового потенциала; создание условий для улучшения демографической ситуации; изменение профессионально-квалификационной структуры населения, соответствующей потребностям развития рыночной экономики; совершенствование управления кадровым обеспечением отраслей экономики; развитие региональной системы непрерывного образования, укрепление ее материально-технической базы и улучшение качества подготовки кадров; совершенствование работы по профессиональной ориентации и развитию трудовой мотивации молодежи и незанятого населения; улучшение качества рабочей среды и условий труда работников; формирование резерва руководящих кадров для отраслей экономики; развитие социального партнерства как одного из решающих факторов в подготовке и переподготовке кадров, повышении их квалификации; повышение информированности населения, организаций и образовательных учреждений о состоянии и развитии регионального рынка труда. Субъектами управления трудовым потенциалом являются государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, работодатели, агентства, осуществляющие подбор и подготовку кадров, образовательные учреждения и граждане, занимающиеся профессионально-трудовой деятельностью или готовящиеся к ней. 4. Основные направления по реализации Концепции Процесс реализации Концепции представляет собой комплекс стратегических и текущих мероприятий организационно-управленческого характера, а также совокупность отдельных программ, разработанных на основе соответствующих принципов: соответствие федеральных и региональных целей социально-экономического развития; сочетание стратегических и текущих программ развития области; формирование эффективного механизма реализации программ, гарантирующих социальную и экономическую стабильность региона; системность и комплексность, динамичность и непрерывность программ формирования и развития человеческих ресурсов в области; адаптация кадровой политики региона к изменяющимся внешним и внутренним условиям; эффективность действий всех структур управления кадровыми процессами. Деятельность администрации Архангельской области будет направлена на реализацию комплекса мер правового, административно-управленческого и социально-экономического характера, способствующих формированию единой образовательной и кадровой политики, по следующим направлениям: 4.1. Совершенствование нормативной правовой базы кадрового обеспечения: разработка нормативных актов по стимулированию работодателей в развитии кадрового потенциала; разработка областных социально-экономических целевых программ государственной поддержки молодых семей в строительстве (реконструкции) жилья, содействии занятости населения, улучшении условий и охраны труда работников организаций Архангельской области, развитии предпринимательства (среднего и малого бизнеса), пропаганды здорового образа жизни и др.; включение в областные социально-экономические целевые программы развития отраслей экономики мероприятий по развитию трудового потенциала. 4.2. Развитие системы профессиональной ориентации и трудовой мотивации школьников, молодежи и незанятого населения: осуществление мероприятий по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ; создание сети центров, оказывающих услуги по профориентации учащихся общеобразовательных учреждений и незанятой молодежи, содействие в получении профессионального образования незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии и специальности, до начала трудовой деятельности; разработка и реализация мер по планированию и поддержке профессиональной карьеры выпускников в системе профессионального образования; развитие технического творчества, технических и военно-прикладных видов спорта среди детей и молодежи; развитие трудовой мотивации подростков через организацию временной занятости несовершеннолетних по профессиям, востребованным на рынке труда; обучение безработных граждан по заявкам работодателей, в том числе по профессиям, наиболее востребованным на региональном рынке труда, а также способствующим самозанятости и предпринимательству. 4.3. Создание системы аналитического обеспечения рынка труда и рынка образовательных услуг: проведение систематического мониторинга областного и местных рынков труда в профессиональном и квалификационном разрезах; разработка методов исследования и проведение анализа потребности экономики в кадрах; прогнозирование занятости выпускников учебных заведений с учетом перспектив их профессионального обучения и трудоустройства. 4.4. Повышение эффективности функционирования системы профессионального образования области: реструктуризация системы начального и среднего профессионального образования на основе реального спроса на их услуги для оптимизации структуры и объемов профессиональной подготовки кадров; создание базовых учебных комплексов, оснащенных современным оборудованием и новейшими материалами, для подготовки учащихся начального профессионального образования по дефицитным профессиям; формирование и реализация государственного областного заказа на подготовку кадров с учетом потребностей рынка труда и перспектив развития экономики; создание новой модели взаимодействия учебных заведений профессионального образования с работодателями в вопросах подготовки кадров; совершенствование целевой контрактной подготовки специалистов и рабочих; укрепление связи образовательных учреждений с организациями области с целью улучшения практической подготовки учащихся; подготовка и переподготовка незанятого населения по рабочим профессиям по заявкам работодателей; осуществление оценки качества подготовки специалистов учебных заведений по единой методике, обеспечивающей сопоставимость результатов, и доведение результатов оценки до сведения работодателей; совершенствование учебных программ учреждений профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями современной экономики. 4.5. Развитие системы обучения персонала на производстве: совершенствование системы внутрифирменной подготовки персонала с учетом сертификации продукции на соответствие международным стандартам серии ISO 9000, сертификации управления окружающей средой ISO 14000, управления охраной здоровья и безопасностью персонала OHSAS 18000; стимулирование разработки в организациях программ развития персонала и повышения производительности труда, системы планирования потребности в кадрах на перспективу; содействие созданию условий для профессионального роста, максимальной реализации профессиональных способностей и профессиональных качеств человека на основе повышения мотивации труда и овладения современными технологиями; повышение социальной ответственности работодателей; организация обучения работников кадровых служб по вопросам кадрового обеспечения организаций, развития персонала на производстве; содействие развитию договорных отношений работодателей с образовательными учреждениями по вопросам целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; организация опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению, с целью сохранения их квалификации и трудоустройства на предприятии; содействие созданию системы сертификации персонала; изучение и распространение передового опыта в сфере организации работы с персоналом и новых методов подбора кадров; организация обучения руководителей и специалистов организаций по охране труда. 4.6. Использование механизмов социального партнерства для решения проблемы кадрового обеспечения организаций: включение в трехстороннее соглашение с объединениями профсоюзов и работодателей мероприятий по профессиональной подготовке и обеспечению кадрами приоритетных отраслей экономики, развитию кадрового потенциала; регулирование вопросов кадрового обеспечения при заключении отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров на предприятиях; привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки необходимых им высококвалифицированных кадров, в разработке учебных планов, формировании перечня специальностей, необходимых различным сферам экономики; содействие включению в коллективные договоры мероприятий по социальной поддержке и закреплению молодых специалистов в организациях; создание условий для организации производственной, технологической, преддипломной практики студентов и учащихся в организациях области; введение дополнительных стимулирующих мер для молодых специалистов и рабочих по приоритетным отраслям и наиболее дефицитным профессиям и специальностям. 4.7. Формирование условий для повышения миграционной привлекательности территории: регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы; привлечение молодежи из стран ближнего зарубежья для получения профессионального образования с последующим трудоустройством на территории области; выработка механизма привлечения наиболее востребованных контингентов рабочей силы через подготовку предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в организациях области; регулирование трудовой миграции с учетом профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы; обеспечение контроля за соблюдением условий трудового законодательства в организациях, использующих иностранную рабочую силу; формирование банка данных организаций, использующих иностранную рабочую силу. 4.8. Внедрение высокомеханизированных и автоматизированных технологий, позволяющих сократить потребность в трудовых ресурсах. 4.9. Информационное обеспечение рынка труда и рынка образовательных услуг, информирование населения: о состоянии и перспективах развития отраслей экономики области и регионального рынка труда; о качестве подготовки специалистов учебных заведений профессионального образования; о трудоустройстве, карьерном росте и уровне оплаты выпускников различных специальностей; о трудоустройстве выпускников высших учебных заведений и временной занятости студентов; о профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и молодежи; о развитии инфраструктуры рынка труда, элементом которой являются негосударственные учреждения - кадровые агентства и др.; о прогнозируемой потребности в кадрах в разрезе профессий (специальностей) в целях формирования сознательного отношения к выбору профессий, профилю и уровню получаемого образования; о совершенствовании системы информационной поддержки государственной политики содействия занятости населения (развитие сети информационных услуг о состоянии рынка труда, перспективах трудоустройства и обучения, тенденциях спроса и предложениях рабочей силы). 5. Механизм реализации Концепции Механизм реализации Концепции предполагает разработку и осуществление мероприятий по созданию правовых, финансово-экономических и организационно-методических условий для развития трудового потенциала региона. 5.1. На областном уровне механизм реализации Концепции включает: разработку нормативных правовых актов, регулирующих процессы кадрового обеспечения (об образовании, о регулировании заработной платы, об обеспечении непрерывного профессионального образования, о восстановлении системы распределения выпускников учреждений профессионального образования, о льготном налогообложении образовательной сферы и др.); разработку планов социально-экономического развития; разработку областных целевых программ и мероприятий, направленных на развитие приоритетных отраслей экономики, обеспечение занятости населения; улучшение условий и охраны труда работников; совершенствование системы профессионального образования; профессиональную ориентацию по специальностям, востребованным на рынке труда; развитие технического творчества детей, молодежи, детско-юношеского спорта, оказание государственной поддержки молодежи и молодым семьям; заключение областного и отраслевых соглашений с объединениями профсоюзов и работодателей, предусматривающих меры по развитию внутрипроизводственной (внутрифирменной) подготовки персонала, повышению привлекательности рабочих мест, защите социальных прав и гарантий трудящихся, созданию условий для закрепления молодых специалистов и рабочих кадров в организациях; взаимодействие администрации области, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, работодателей по вопросам кадрового обеспечения отраслей экономики. 5.2. В организациях реализация Концепции предполагает: разработку программ развития персонала, активизацию работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и рабочих кадров; определение перспективной потребности в кадрах с учетом развития производства; заключение соглашений и коллективных договоров, предусматривающих вопросы подготовки кадров, повышение социальных гарантий работников, меры по закреплению молодых специалистов, улучшение условий и охраны труда работников через механизм социального партнерства; осуществление повышения квалификации персонала кадровых служб организаций области с целью обучения их методике определения перспективной потребности в кадрах. 5.3. Важнейшим элементом механизма реализации Концепции является формирование у молодежи трудовой мотивации, воспитание потребности в получении профессионального образования, повышении уровня квалификации. 5.4. Научное сопровождение разработки нормативных правовых актов, организационных и практических мероприятий, областных целевых программ, определения ресурсов будет осуществляться через конкурсный отбор, систему грантов и т.д. 5.5. Для совершенствования информационного обеспечения хода реализации Концепции, корректировки принятия управленческих решений планируется продолжить мониторинговые исследования рынка труда, совершенствовать методику определения перспективной потребности рабочих и специалистов в организациях области, а также разработать методику определения потребности в кадрах организаций малого и среднего бизнеса и провести соответствующие исследования в этой отрасли. Для реализации Концепции планируется привлечение финансовых ресурсов по следующим основным источникам: федеральный бюджет - инвестиционные проекты, средства, используемые территориальными органами федеральных органов власти на мероприятия по ориентации населения, профессиональному обучению высвобождаемых работников и безработных граждан, переселению и др.; областной бюджет - государственная поддержка инвестиционной деятельности, областные социально-экономические целевые программы и др.; местные бюджеты - финансирование подготовки кадров для бюджетных отраслей экономики на контрактной основе, работы по профессиональной ориентации и трудовой мотивации школьников; средства работодателей - внутрипроизводственная (внутрифирменная) подготовка персонала, помощь учебным заведениям профессионального образования в рамках социального партнерства и др.; внебюджетные источники - доходы учебных заведений профессионального образования, частные инвестиции, личные сбережения граждан и иные не запрещенные законодательством источники, направляемые на развитие учебных заведений профессионального образования, на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. 6. Оценка эффективности и социально-экономических последствий (ожидаемые результаты) от реализации мероприятий Концепции Реализация Концепции позволит: повысить эффективность проведения демографической политики, направленной на воспроизводство трудовых ресурсов; повысить эффективность использования трудового потенциала области; достичь более полного соответствия структуры подготовки кадров требованиям рынка труда; повысить обеспеченность приоритетных отраслей экономики квалифицированными кадрами; улучшить профессионально-квалификационную структуру занятого населения; снизить напряженность на локальных рынках труда в районах и городах области; сократить дефицит специалистов и рабочих кадров в наиболее проблемных сегментах рынка труда; повысить профессиональную готовность выпускников учебных заведений к трудовой деятельности до уровня требований работодателей; снизить непроизводительные затраты средств бюджетов всех уровней, населения и организаций на получение гражданами образования, не соответствующего сегодняшним и перспективным потребностям экономики и социальной сферы; создать условия для перевода экономики области на инновационный путь развития путем упреждающего создания трудового потенциала, необходимого для этих целей. Утвержден распоряжением главы администрации области от 31.01.2005 N 75р ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| | N | Наименование мероприятия | Сроки |Ответственные исполнители | |п/п | |разработки| | | | | и | | | | |реализации| | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |1 |Нормативно-правовое обеспечение | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |1.1 |Подготовка проекта областного |2005 г. |Департамент образования | | |закона "О внесении дополнений | |и науки | | |и изменений в областной закон | | | | |"Об образовании" в части | | | | |начального и среднего | | | | |профессионального образования" | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |1.2 |Разработка проекта областного |2005 г. |Комитет по труду | | |закона о государственном | | | | |управлении охраной труда | | | | |в Архангельской области | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |1.3 |Рассмотрение на Совете глав |2005 г. |Департамент образования | | |муниципальных образований вопроса| |и науки | | |"Об условиях формирования | | | | |и финансирования муниципального | | | | |(межмуниципального) заказа | | | | |на подготовку рабочих кадров | | | | |в областных государственных | | | | |учреждениях начального | | | | |профессионального образования" | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |1.4 |Разработка областной целевой |2005 - |Комитет по труду совместно| | |программы по кадровому |2006 годы |со структурными | | |обеспечению ведущих отраслей | |подразделениями | | |экономики области | |администрации области, | | | | |администрациями | | | | |муниципальных образований,| | | | |ДФГСЗН по Архангельской | | | | |области, советами ректоров| | | | |вузов и директоров сузов | | | | |и НПО | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |1.5 |Разработка областной целевой |2006 г. |Комитет по труду совместно| | |программы "Улучшение условий | |с объединениями | | |и охраны труда в Архангельской | |работодателей, Федерацией | | |области" | |профсоюзов Архангельской | | | | |области | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |1.6 |Разработка целевой программы |2005 г. |Департамент образования | | |"Твой выбор" по содействию | |и науки совместно | | |занятости молодежи, в том числе | |с ДФГСЗН по Архангельской | | |выпускников учебных | |области, комитетом | | |профессиональных заведений | |по труду | | |и подростков | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |1.7 |Разработка и реализация областной|2005 г. |Комитет по делам женщин, | | |программы "Молодой рабочий" | |семьи и молодежи совместно| | | | |с комитетом по труду | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |1.8 |Разработка механизма определения |2005 - |Департамент экономического| | |(прогнозирования) кадровой |2006 годы |развития Архангельской | | |потребности области в отраслевом,| |области совместно | | |территориальном | |с комитетом по труду, | | |и профессиональном разрезах | |департаментом образования | | | | |и науки, ДФГСЗН | | | | |по Архангельской области, | | | | |территориальным органом | | | | |Федеральной службы | | | | |государственной статистики| | | | |по Архангельской области, | | | | |представителями науки | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |1.9 |Разработка механизма формирования|2005 г. |Департамент образования | | |государственного заказа | |и науки совместно | | |на подготовку кадров на всех | |с департаментом | | |уровнях системы профессионального| |экономического развития | | |образования | |Архангельской области, | | | | |комитетом по труду, ДФГСЗН| | | | |по Архангельской области, | | | | |муниципальными | | | | |образованиями, | | | | |территориальным органом | | | | |Федеральной службы | | | | |государственной статистики| | | | |по Архангельской области, | | | | |представителями науки | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |1.10|Формирование и введение |2005 г. |Департамент образования | | |в действие Регионального перечня | |и науки совместно | | |рабочих профессий | |с ДФГСЗН по Архангельской | | |и специальностей среднего | |области | | |профессионального образования, | | | | |подготавливаемых на бюджетной | | | | |основе | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |1.11|Разработка нормативных правовых |2006 г. |Департамент образования | | |актов по стимулированию участия | |и науки совместно | | |работодателей в развитии системы | |со структурными | | |профессионального образования | |подразделениями | | |и подготовке кадров | |администрации области, | | | | |муниципальными | | | | |образованиями, | | | | |объединениями | | | | |работодателей | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |1.12|Разработка и согласование |2005 г. |Департамент образования | | |с Федерацией профсоюзов | |и науки совместно | | |и областными объединениями | |с комитетом по труду | | |и организациями работодателей | | | | |"Примерного положения | | | | |об организации производственной | | | | |практики обучающихся | | | | |в учреждениях начального, | | | | |среднего и высшего | | | | |профессионального образования" | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |1.13|Разработка специального раздела |2005 г. |Комитет по труду совместно| | |по вопросам развития кадрового | |со структурными | | |потенциала Архангельской области | |подразделениями | | |при подготовке нового областного | |администрации области, | | |трехстороннего соглашения | |объединениями | | |между администрацией области, | |работодателей, Федерацией | | |объединениями (союзами) | |профсоюзов Архангельской | | |работодателей и Федерацией | |области | | |профсоюзов области | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2 |Организационно-аналитическое | | | | |обеспечение | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.1 |Создание координационного совета |2005 г. |Комитет по труду совместно| | |при главе администрации области | |со структурными | | |по вопросам кадрового обеспечения| |подразделениями | | |отраслей экономики области | |администрации области, | | |в составе представителей органов | |ДФГСЗН по Архангельской | | |власти, профсоюзов, | |области, Федерацией | | |работодателей, науки | |профсоюзов Архангельской | | |и образования | |области, объединениями | | | | |работодателей, НИИ, | | | | |учебными заведениями | | | | |профессионального | | | | |образования | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.2 |Проведение постоянного |2006 - |Департамент экономического| | |мониторинга кадровой потребности |2010 годы |развития Архангельской | | |организаций области всех форм | |области совместно | | |собственности на основе | |с комитетом по труду, | | |разработанного механизма | |департаментом образования | | |определения (прогнозирования) | |и науки, ДФГСЗН | | |кадровой потребности, | |по Архангельской области, | | |предусмотрев в областном бюджете | |территориальным органом | | |средства, необходимые | |Федеральной службы | | |на его проведение | |государственной статистики| | | | |по Архангельской области, | | | | |представителями науки | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.3 |Осуществление реорганизации сети |2005 - |Департамент образования | | |областных государственных |2007 годы |и науки | | |учреждений начального и среднего | | | | |профессионального образования | | | | |на основе анализа демографической| | | | |ситуации в разрезе муниципальных | | | | |образований | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.4 |Проведение краткосрочной |Постоянно |Департамент образования | | |профессиональной подготовки | |и науки совместно | | |персонала по рабочим профессиям | |с учебными заведениями | | |на базе государственных | |среднего и начального | | |учреждений начального и среднего | |профессионального | | |профессионального образования | |образования, ДФГСЗН | | | | |по Архангельской области | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.5 |Оптимизация структуры и объема |2005 - |Департамент образования | | |подготовки специалистов |2007 годы |и науки совместно | | |со средним и начальным | |с комитетом по труду | | |профессиональным образованием, | | | | |обучающихся на бюджетной основе, | | | | |с учетом потребностей рынка труда| | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.6 |Расширение практики создания |2005 - |Департамент образования | | |опорных учреждений начального |2006 годы |и науки совместно | | |профессионального образования | |со структурными | | |в отраслевом разрезе | |подразделениями | | |и обеспечение в приоритетном | |администрации области | | |порядке модернизации | | | | |их учебно-материальной базы | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.7 |Улучшение условий труда |Постоянно |Комитет по труду совместно| | |в организациях области путем | |с объединениями | | |повышения активности проведения | |работодателей, | | |аттестации рабочих мест | |работодателями, | | |по условиям труда | |государственной инспекцией| | | | |труда в Архангельской | | | | |области | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.8 |Создание областного центра |2006 г. |Комитет по труду | | |по охране труда, социальному | | | | |партнерству и трудовым отношениям| | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.9 |Реализация федеральной программы |Ежегодно |Комитет по труду совместно| | |"Первое рабочее место". | |с ДФГСЗН по Архангельской | | |Организация стажировок | |области, администрациями | | |безработных граждан в возрасте | |муниципальных образований,| | |от 18 до 20 лет из числа | |работодателями | | |выпускников учреждений начального| | | | |и среднего профессионального | | | | |образования | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.10|Реализация Федеральной программы |Ежегодно |Комитет по труду совместно| | |"Обеспечение временной занятости | |с ДФГСЗН по Архангельской | | |несовершеннолетних граждан | |области, администрациями | | |в возрасте от 14 до 18 лет" | |муниципальных образований,| | | | |работодателями | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.11|Осуществление мероприятий |Ежегодно |Комитет по делам женщин, | | |по дальнейшему расширению | |семьи и молодежи совместно| | |профориентационной работы | |с учреждением "Молодежная | | |с учащимися общеобразовательных | |биржа труда" и ДФГСЗН | | |учреждений и незанятой молодежью,| |по Архангельской области | | |обеспечению получения | | | | |профессионального образования | | | | |незанятой молодежью в возрасте | | | | |до 18 лет, не имеющей профессии, | | | | |специальности, до начала | | | | |их трудовой деятельности | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.12|Организация и проведение |Ежегодно |Комитет по делам женщин, | | |областного конкурса по развитию | |семьи и молодежи совместно| | |малого и среднего бизнеса | |с ассоциацией женщин- | | |"Молодой директор года" | |предпринимателей России, | | |по содействию предпринимательской| |администрациями | | |деятельности молодежи (в возрасте| |муниципальных образований | | |16 - 29 лет) | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.13|Организация и проведение |Ежегодно |Комитет по делам женщин, | | |областного конкурса "Женщина - | |семьи и молодежи совместно| | |директор года" по реализации | |с департаментом | | |регионального плана действий | |экономического развития, | | |по улучшению положения женщин | |ассоциацией женщин- | | |в сфере занятости, повышению | |предпринимателей России, | | |их роли в обществе, содействию | |администрациями | | |развития женского | |муниципальных образований | | |предпринимательства | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.14|Организация работы студенческих |Ежегодно |Комитет по делам женщин, | | |отрядов Архангельской области | |семьи и молодежи совместно| | | | |с АГТУ, СГМУ, ПГУ, | | | | |СевмашВТУЗ | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.15|Реализация программ обучения |Ежегодно |Комитет по труду совместно| | |безработных граждан | |с ДФГСЗН по Архангельской | | |в соответствии с потребностями | |области, структурными | | |рынка труда, в том числе | |подразделениями | | |для последующей работы в сфере | |администрации области | | |предпринимательской деятельности | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.16|Реализация проекта социальной |Ежегодно |Комитет по делам женщин, | | |поддержки творческой работающей | |семьи и молодежи совместно| | |молодежи, проведение фестиваля | |с отделами по делам | | |"Первоцвет" | |женщин, семьи и молодежи | | | | |муниципальных образований | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.17|Реализация областной программы |Ежегодно |Комитет по делам женщин, | | |профилактики наркозависимости | |семьи и молодежи совместно| | |среди студентов "ВУЗ - территория| |с факультетом | | |без наркотиков" | |по социальной работе СГМУ | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.18|Реализация проекта "Юридическая |Ежегодно |Комитет по делам женщин, | | |школа" | |семьи и молодежи совместно| | | | |с негосударственным | | | | |образовательным | | | | |учреждением "Юридическая | | | | |школа" | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.19|Организация и проведение акций |Ежегодно |Комитет по делам женщин, | | |по профилактике наркомании, | |семьи и молодежи совместно| | |алкоголизма | |с администрациями | | | | |муниципальных образований | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.20|Проведение агитмарафона "Я нужен |Ежегодно |Комитет по делам женщин, | | |России здоровым" | |семьи и молодежи совместно| | | | |с администрацией | | | | |муниципального образования| | | | |"Приморский район" | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |2.21|Организация и проведение |Ежегодно |Комитет по делам женщин, | | |мероприятий по техническим | |семьи и молодежи совместно| | |и военно-прикладным видам спорта | |с областным советом РОСТО,| | |среди молодежи | |федерациями автоспорта, | | | | |авиамодельного спорта, | | | | |судомодельного спорта | | | | |и др. | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |3 |Научное, методическое | | | | |и информационное обеспечение | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |3.1 |Информирование населения области |2005 - |Комитет по труду совместно| | |о состоянии рынка труда, наиболее|2010 годы |со структурными | | |востребованных и перспективных | |подразделениями | | |профессиях, возможностях | |администрации области, | | |получения профессионального | |администрациями | | |образования и трудоустройства | |муниципальных образований,| | | | |ДФГСЗН по Архангельской | | | | |области, кадровыми | | | | |агентствами, объединениями| | | | |работодателей, | | | | |образовательными | | | | |учреждениями, | | | | |работодателями, НИИ | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |3.2 |Проведение семинаров |Ежегодно |Департамент экономического| | |и краткосрочных курсов | |развития Архангельской | | |по вопросам содействия развитию | |области совместно | | |экономики и кадрового потенциала | |с администрациями | | |на областном и муниципальных | |муниципальных образований,| | |уровнях | |вузами | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |3.3 |Подготовка и издание |Ежегодно |Комитет по труду совместно| | |информационных материалов | |со структурными | | |по вопросам развития кадрового | |подразделениями | | |потенциала | |администрации области, | | | | |администрациями | | | | |муниципальных образований,| | | | |ДФГСЗН по Архангельской | | | | |области, кадровыми | | | | |агентствами, объединениями| | | | |работодателей | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |3.4 |Подготовка и издание |Ежегодно |Департамент образования | | |информационных материалов | |и науки совместно | | |об уровне квалификации | |со структурными | | |и образования работников | |подразделениями | | |и по вопросам подготовки, | |администрации области, | | |переподготовки и повышения | |администрациями | | |квалификации рабочих | |муниципальных образований | | |и специалистов ведущих отраслей | | | | |экономики области и социальной | | | | |сферы | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |3.5 |Организация и проведение |Ежегодно |Структурные подразделения | | |обучающих семинаров, "круглых | |администрации области | | |столов" по управлению персоналом | |совместно | | |на производстве и конкурсов | |с администрациями | | |профессионального мастерства | |муниципальных образований | | |работников отраслей экономики | | | | |и социальной сферы | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |3.6 |Обучение по охране труда |Постоянно |Комитет по труду совместно| | |руководителей и специалистов | |с образовательными | | |организаций, в том числе за счет | |учреждениями | | |средств Фонда социального | | | | |страхования РФ | | | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |3.7 |Информирование населения области |Постоянно |Комитет по труду совместно| | |через СМИ о привлекательности, | |с ДФГСЗН по Архангельской | | |важности и востребованности | |области, департаментом | | |рабочих профессий в целях | |образования и науки, | | |поднятия их престижа | |администрациями | | | | |муниципальных образований | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| |3.8 |Издание материалов по развитию |Постоянно |Департамент экономического| | |предпринимательства, в том числе | |развития Архангельской | | |молодежного, проведение "круглых | |области совместно | | |столов", научно-практических | |со структурными | | |конференций, семинаров и т.д. | |подразделениями | | | | |администрации области, | | | | |администрациями | | | | |муниципальных образований,| | | | |объединениями | | | | |работодателей, учреждением| | | | |"Молодежная биржа труда" | |————|—————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|