Расширенный поиск

Постановление Собрания депутатов Архангельской области от 21.01.2009 № 2149

  



              АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
                   четвертого созыва (тридцать третья сессия)

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                     от 21 января 2009 г. № 2149 


       О ХОДАТАЙСТВЕ О ПРИСВОЕНИИ ГОРОДУ АРХАНГЕЛЬСКУ ПОЧЕТНОГО
          ЗВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ"


     Рассмотрев предложение    органов     местного     самоуправления
муниципального  образования  "Город  Архангельск"  о присвоении городу
Архангельску почетного звания  Российской  Федерации  "Город  воинской
славы",  в  соответствии  с  Федеральным  законом от 9 мая 2006 года №
68-ФЗ "О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы" и
Положением   об   условиях   и  порядке  присвоения  почетного  звания
Российской  Федерации  "Город  воинской  славы",  утвержденным  Указом
Президента  Российской  Федерации  от  1  декабря  2006  года  № 1340,
областное Собрание депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Поддержать   предложение   органов   местного   самоуправления
муниципального  образования  "Город  Архангельск"  о присвоении городу
Архангельску почетного звания  Российской  Федерации  "Город  воинской
славы".
     2. Обратиться к Президенту Российской Федерации Д.А.  Медведеву с
ходатайством   о   присвоении  городу  Архангельску  почетного  звания
Российской Федерации "Город воинской славы".
     3. Направить   ходатайство   о   присвоении  городу  Архангельску
почетного звания  Российской  Федерации  "Город  воинской  славы"  для
совместного подписания главе администрации Архангельской области.
     4. Признать   утратившим   силу   постановление    Архангельского
областного  Собрания  депутатов  от  20  октября  2006  года № 913 "Об
обращении к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с ходатайством
о присвоении городу Архангельску почетного звания Российской Федерации
"Город воинской славы" ("Ведомости Архангельского областного  Собрания
депутатов", 2006, октябрь, внеоч.).


Председатель областного 
Собрания депутатов                                       В.С. Фортыгин



                             ХОДАТАЙСТВО
          о присвоении городу Архангельску почетного звания
             Российской Федерации "Город воинской славы"


     Город Архангельск  был  основан  в  1584 году двинскими воеводами
П.А.  Нащокиным и А.Н. Волоховым (Залешанином) по указу Ивана Грозного
изначально  как  военная крепость,  форпост государства российского на
Севере.
     Таковым он и оставался на протяжении всей его истории.
     Само название города  в  честь  предводителя  небесного  воинства
Михаила  Архангела  во  многом  определяло и его назначение:  охранять
северные российские рубежи.
     Положение Архангельска  как  мощной  крепости  и  крупного  (а до
основания Санкт-Петербурга  -  единственного)  морского  порта  России
определяло     его    геополитическое    место.    Не    случайно    в
военно-стратегических   планах   России   и   ее   союзников   обороне
Архангельска   всегда  отводилось  особое  место,  и  его  роль  резко
возрастала именно в военное время.
     Практически во   всех   крупных  военных  конфликтах  со  времени
основания  города  противник  стремился   захватить   или   уничтожить
Архангельск.
     Немалую роль сыграли архангелогородцы в  становлении  и  развитии
русской армии в XVII веке.  В ходе подготовки к Смоленской войне (1632
- 1634  годы)  многие  северяне  вошли  в  полки  "иноземного  строя",
положившие  начало  русской  регулярной армии.  Первый солдатский полк
нового строя состоял примерно из 60  беспоместных  боярских  детей  из
северных  городов,  а  отборная  конница,  поступившая  в распоряжение
главнокомандующего М.Б.  Шеина,  была  составлена  преимущественно  из
представителей северовосточных уездов.
     Мужественно сражались северяне в войне за  освобождение  Украины,
равно  как и в походах во время русско-польской и русско-шведской войн
середины XVII века.
     Особая роль  отводилась  Архангельску,  в  то время единственному
стратегическому  морскому  порту  и  крупнейшей  судоверфи  России,  в
многолетней  Северной  войне  (1700  -  1721  годы)  со  Швецией  и ее
союзниками.  5  июля  (24  июня)  1701  года  состоялось  Новодвинское
сражение,  знаменитое  подвигом "морского Сусанина" Ивана Рябова (И.Е.
Седунова), в ходе которого была одержана первая морская победа России.
     Именно в Архангельске началось строительство военных кораблей для
Балтийского флота.  С 1693 года по 1862 год на пригородных верфях были
построены  506  судов разных типов,  включая 160 линейных кораблей,  6
клиперов, 78 фрегатов, составивших основу российского флота.
     12 (24) июня 1812 года началась Отечественная война,  в водоворот
которой был втянут и  Архангельский  Север.  Тысячи  архангелогородцев
записались в народное ополчение уже в первые дни.
     В веках прославил Архангельск построенный на  его  верфи  в  1826
году линейный корабль "Азов". Под командованием выдающегося флотоводца
М.П.  Лазарева он принял участие в Наваринском сражении в октябре 1827
года.  За  героизм  и  стойкость  экипажа,  проявленные в бою,  "Азов"
впервые  в  истории   российского   флота   был   награжден   кормовым
Георгиевским флагом.  На "Азове" в Наваринском сражении в октябре 1827
года получили не только боевое крещение,  но и огромный  опыт  будущие
прославленные российские флотоводцы:  лейтенант П.С.  Нахимов,  мичман
В.А. Корнилов, гардемарин В.И. Истомин.
     Значение Архангельска  как  морского  порта  и  базы судостроения
вновь резко возросло с началом Восточной (Крымской) войны (1853 - 1856
годы).  В  стремлении  установить блокаду России с Севера,  уничтожить
Архангельск и строящиеся там корабли англичане и  французы  дважды  (в
1854  и  1855 годах) направляли в Белое море свои эскадры.  И оба раза
неприятельские набеги были успешно отражены.
     В ходе  Русско-японской войны (1904 - 1905 годы) архангелогородцы
принимали активное участие во всех решающих сражениях как на суше, так
и   на   море.   Командир   броненосца   "Ретвизан"  капитан  1  ранга
архангелогородец Э.Н.  Щенснович был награжден орденом Святого Георгия
IV степени, содержатель шкиперской части крейсера "Варяг" А.Ф. Денисов
-  орденом  Святого  Станислава   III   степени   с   мечами,   минный
квартирмейстер  2-й  статьи миноносца "Стерегущий" Ф.Д.  Юрьев - двумя
Георгиевскими крестами.
     В годы   Первой   мировой  войны  военно-стратегическое  значение
Архангельска было очень велико.  В связи  с  закрытием  из-за  военных
действий   портов   Балтийского   и  Черного  морей  Архангельск  стал
единственным   европейским   российским    портом,    через    который
осуществлялись связи России с союзниками по Антанте. Не случайно город
был  включен  в  восточную  оконечность  созданного  с  началом  войны
"арктического  фронта",  по  линии  которого проходила трасса поставок
стратегических грузов.
     С началом   Второй   мировой   войны   роль   Архангельска  вновь
значительно возросла.  В коалиционной стратегии  "периферийной  войны"
город  стал  восточным  пунктом  созданного  союзниками  "арктического
фронта",  с которого в 1941 -  1942  годах  предполагалось  развернуть
наступление  на  Германию  и  вдоль которого проходил основной маршрут
поставок стратегических грузов в СССР.
     Яркую страницу  в летопись войны вписали работники Архангельского
морского  торгового  порта.  В   первые   дни   войны   порт   получил
ответственное  задание организовать прием и переработку стратегических
грузов, поставлявшихся по ленд-лизу из США и Англии.
     Северный морской  коридор  в  годы  войны  обслуживали  около 800
транспортных судов и десятки боевых кораблей  под  флагами  двенадцати
стран:  США,  Великобритании,  Франции,  Норвегии,  Польши и других, а
также весь советский Северный военный и транспортный флот.
     В 1941  - 1945 годах в северные порты пришел 41 конвой с грузами,
в составе которых были 738 транспортов; убыли на запад 36 конвоев, 726
транспортов.  Из  17,5  миллиона  тонн различных грузов,  доставленных
союзниками  в  СССР  через  Северную  Атлантику,  Дальний   Восток   и
Каспийское  море,  4  миллиона  тонн,  то  есть  одна четвертая часть,
прибыли в Архангельск, Молотовск (Северодвинск) и Мурманск.
     По неполным  данным  на  Север были доставлены 5 тысяч танков,  7
тысяч самолетов,  тысячи автомашин,  десятки паровозов, сотни зенитных
артиллерийских установок, десятки тысяч тонн боеприпасов, авиационного
бензина и спирта,  продовольствия и снаряжения.  Все это в  кратчайшие
сроки отправлялось на фронт.
     За 1941 - 1945 годы во время проводки северных конвоев и доставки
импортно-экспортных   грузов  погибли  в  Баренцевом,  Гренландском  и
Норвежском морях 13 советских судов  Северного  морского  пароходства:
"Поморье", "Родина", "Вишера", "Крестьянин", "Уфа", "Шквал", "Диксон",
"Архангельск",  "Марина Раскова",  "Муссон",  "Революция",  "Тбилиси",
"Онега".   В   холодных   водах  арктических  морей  за  годы  Великой
Отечественной войны погибли 317 членов экипажей.
     Свой вклад в дело разгрома врага внесли моряки Северного морского
бассейна.  С первого дня войны торговый флот  перестроился  на  работу
по-военному.  Он пополнился десятками транспортных и рыболовных судов,
переведенных в Архангельск из Мурманска, находившегося в зоне активной
деятельности вражеской авиации.
     Основной задачей транспортного флота в то  время  являлся  подвоз
людских   резервов,   боевой   техники,   боеприпасов,   снаряжения  и
продовольствия для армии и  флота.  Не  менее  важной  проблемой  была
эвакуация  морем  в  Архангельск  из  фронтовой зоны Мурманска мирного
населения и оборудования промышленных предприятий.
     Выполнение военных   заказов,   решение   всех   сложных  проблем
происходили в обстановке,  когда люди жили  впроголодь.  Норма  выдачи
хлеба  едва превышала минимальную норму блокадного Ленинграда.  Жители
Архангельска узнали непривычный вкус кайры и тюленьего жира. По данным
органов  записи  актов  гражданского состояния,  за 1941 - 1944 годы в
городе умерли 38 тысяч жителей.  Из них половина пришлась на  голодный
цинготный  1942  год.  По  смертности  среди  мирного населения страны
Архангельск оказался на втором месте после  блокадного  Ленинграда,  и
это  при  том,  что  через  архангельский  порт  проходили тысячи тонн
продовольствия. Жизнью каждого пятого горожанина, умершего от голода и
болезней,  заплатил  Архангельск за своевременно направленные на фронт
ленд-лизовские грузы,  за построенные и отремонтированные корабли,  за
лес, целлюлозу, рыбу - за все то, что он мог дать стране.
     10 мая 1984 года город Архангельск был награжден высшей  наградой
Родины  -  орденом  Ленина.  В Указе Президиума Верховного Совета СССР
отмечено,  что этой награды город удостоен за большой вклад в развитие
морского флота,  освоение северных районов страны,  заслуги трудящихся
города  в  Великой  Отечественной  войне,  успехи  в  хозяйственном  и
культурном  строительстве и в связи с 400-летием со времени основания.
Государство высоко оценило заслуги Архангельского  морского  торгового
порта в Великой Отечественной войне.  4 мая 1985 года он был награжден
орденом Отечественной войны I степени.
     2009 год   является   для   города  Архангельска  юбилейным,  ему
исполняется 425 лет.  Боевые и  трудовые  свершения  северян  навсегда
останутся  в  памяти  потомков  как образец служения своей Отчизне,  а
имена павших - священными для всех поколений.  Мы должны  сделать  все
возможное  для  того,  чтобы  подвиг  предков  остался  в памяти наших
потомков,  чтобы современная молодежь  не  забывала,  благодаря  чьему
героизму и мужеству они живут сейчас на этом свете.
     Присвоение Архангельску почетного звания "Город  воинской  славы"
станет  достойной наградой подвигам жителей города в борьбе за свободу
и независимость нашей Родины.
     Руководствуясь нормами  Федерального  закона  "О  почетном звании
Российской  Федерации  "Город   воинской   славы",   ходатайствуем   о
присвоении  городу  Архангельску почетного звания Российской Федерации
"Город воинской славы".


Председатель Архангельского
областного Собрания депутатов                            В.С. Фортыгин

Глава администрации
Архангельской области                                   И.Ф. Михальчук

Информация по документу
Читайте также