Расширенный поиск
Решение городского Совета депутатов г. Архангельска от 25.09.2001 № 93АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ девятая сессия двадцать третьего созыва РЕШЕНИЕ от 25 сентября 2001 г. N 93 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" Для закрепления основных целей и принципов политики органов местного самоуправления в области планирования и управления муниципальным сектором экономики Архангельский городской Совет депутатов решил: Утвердить прилагаемую Концепцию управления имуществом муниципального образования "Город Архангельск". Мэр города Архангельска О.В.НИЛОВ Утверждена решением Архангельского городского Совета депутатов от 25.09.2001 N 93 КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" Введение Настоящая Концепция управления имуществом муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Концепция) определяет основные цели и принципы политики органов местного самоуправления муниципального образования в области управления муниципальным сектором экономики, под которым в целях настоящей Концепции понимается совокупность экономических отношений с участием имущества казны, имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями. Целями разработки Концепции являются: - формулирование и закрепление в нормативно-правовой форме интересов города в сфере управления собственностью; - установление границ, степени и способов влияния города на общий хозяйственный оборот; - определение основных направлений, способов, методов и механизмов использования муниципальной собственности для решения задач, стоящих перед муниципальным образованием "Город Архангельск". Целью управления муниципальным имуществом является обеспечение доходной части бюджета для решения социально-экономических проблем города, повышение благосостояния и жизненного уровня населения, создание благоприятной среды для проживания. Управление муниципальным имуществом - комплекс административных, экономических и законотворческих действий органов местного самоуправления, объединенных единой политикой и нацеленных на: - максимизацию доходов бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью; - оптимизацию структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; - вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов муниципальной собственности; - использование всех активов муниципального образования в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики; - повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций. Для реализации обозначенных целей управления муниципальным сектором экономики задачами органов местного самоуправления являются: - проведение полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, построение системы учета этих объектов, разграничение и оформление прав на них; - повышение эффективности управления муниципальным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления; - классификация объектов муниципальной собственности по признакам, определяющим специфику управления; - оптимизация количества объектов управления; - постановка целей муниципального управления по каждому объекту управления (группе объектов); - обеспечение прав города, как участника (акционера), в коммерческих и некоммерческих организациях; - обеспечение контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих; - увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города за счет вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых объектов имущества; - вовлечение в арендные отношения льготных категорий землепользователей, использующих участки для целей, не соответствующих заявленным при предоставлении льгот; - переход к конкурсному исполнению городских заказов; - введение экономически обоснованных нормативов на эксплуатацию и содержание объектов муниципальной собственности; - инвестирование реального сектора экономики для создания конкурентоспособной продукции и услуг, рабочих мест; - развитие института управляющих; - прием объектов федеральной и областной собственности в муниципальную собственность; - усиление контроля органов власти за использованием имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передачи в доверительное управление, аренду, договоров купли-продажи, в том числе обязательств покупателя в части использования приобретенного имущества, за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, планов приватизации; - совершенствование нормативно-правовой базы управления собственностью, формирование организационных и финансовых условий, обеспечивающих эффективное управление муниципальным имуществом. В результате поставленных Концепцией задач: - завершается формирование и наполнение системы учета муниципального имущества; - создается единое информационное пространство по управлению городским хозяйством; - увеличиваются поступления арендной платы за счет оформления единого договора аренды на имущество и земельный участок и сокращения сроков оформления; - осуществляется переход на принятие управленческих решений на основе применения экономико-математических методов. Идеология настоящей Концепции основана на следующих основных принципах управления муниципальным имуществом, вне реализации которых невозможно достижение указанных целей и задач. Определение цели Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) должна быть осознана и зафиксирована цель, которую преследует собственник и достижению которой служит объект. Способы достижения цели В большинстве случаев, привлекая к процессу управления управляющих, город в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности получения и оперативной обработки потока актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, не может и не должен определять способы достижения цели, т.е. детальные экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления. В целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, представители города в органах управления иных коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие муниципальным имуществом, управляющие компании. Система управления Важнейшим принципом системы управления является использование в каждом случае управления муниципальным имуществом системы управления, как неразрывного единства следующих элементов: - создание условий и обязательного порядка определения способа достижения цели; - порядка выбора управляющих; - контроля за объектами управления и деятельностью управляющих; - отчетности управляющих; - управленческих решений по результатам контроля и отчетности; - ответственности за результаты управления; - постоянного поступления, обработки и анализа информации о состоянии дел управляющих и объектов управления. Эффективность управления Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности объекта) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности управляющих муниципальным имуществом. Профессиональность управления Город крайне заинтересован в эффективном, высокопрофессиональном управлении муниципальным имуществом. Привлечение лиц в качестве управляющих должно сопровождаться созданием системы их подготовки и аттестации. Вышеуказанные принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются настоящей Концепцией применительно к таким объектам управления, как: - муниципальные унитарные предприятия и учреждения; - движимое имущество (пакеты акций, доли муниципальной собственности в уставных капиталах хозяйственных обществ, оборудование, транспорт, нематериальные активы, финансовые ресурсы города); - недвижимое муниципальное имущество (здания, сооружения, нежилые помещения, объекты озеленения и иные объекты, земля), в следующей логической последовательности: 1. Оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между органами местного самоуправления, положение дел и основные выводы). 2. Постановка целей и задач управления. 3. Предлагаемый механизм управления. 4. Критерии эффективного управления. Объект управления (домовладение, кондоминиум и т.д.) может включать составные части, принадлежащие разным субъектам. I. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ 1. Оценка состояния В настоящее время в городе зарегистрировано 214 муниципальных учреждений и 50 муниципальных унитарных предприятий. 1.1. Муниципальные предприятия. Количество муниципальных предприятий и их круг в настоящее время не является сознательным выбором (решением) органов местного самоуправления, принятым исходя из оценки своих функций и задач. В число действующих муниципальных предприятий входят и предприятия, планировавшиеся ранее к приватизации, но не приватизированные по ряду причин. Предусмотренные гражданским законодательством и существующие в настоящее время организационно-правовая форма муниципального унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств. Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единоличным органом предприятия - его руководителем, взаимоотношения которого с собственником находятся в сфере действия законодательства о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство органов местного самоуправления в деятельность соответствующих предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным. В частности, руководители муниципальных унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в т.ч. самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласования своих решений с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом). Устаревшее трудовое законодательство, эффективно защищая трудовые права руководителей, приводит к значительным трудностям применения к ним мер ответственности и, как следствие, к отсутствию реального стимула улучшать качество управления. Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности требовать от руководителей достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, изымать неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. Порядок взаимодействия различных городских органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества муниципальных предприятий должным образом не регламентирован. Для муниципальных унитарных предприятий не предусмотрено обязательное требование периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен. Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие цели и задачи создания муниципальных унитарных предприятий, а также порядок их функционирования. Воспроизводство основных средств осуществляется крайне недостаточно. Основные фонды постепенно стареют. На практике широкие полномочия руководителей в отсутствие действенных инструментов и установленного порядка управления, контроля и мотивации руководителей могут приводить: - к переводу части финансовых потоков муниципальных унитарных предприятий в фирмы-спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков. В результате вся прибыль, которую могли бы получить муниципальные унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах; - к заключению сделок, в которых имеется заинтересованность руководства предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции; - к отсутствию у органов местного самоуправления актуальной информации о состоянии дел в муниципальных предприятиях; - к невозможности городских органов предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей; - к росту количества неплатежеспособных муниципальных предприятий. Основные выводы: - существующая система управления муниципальными предприятиями не эффективна и требует реформирования; - деятельность муниципальных предприятий, как правило, не эффективна; - имеющееся количество муниципальных унитарных предприятий не соответствует возможностям администрации города по управлению ими и контролю за их деятельностью; - отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования организаций в форме муниципальных унитарных предприятий, низкая эффективность деятельности муниципальных унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в бюджет. 1.2. Учреждения. По ныне действующему законодательству органы местного самоуправления наделены правом создания учреждений. Учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится из бюджета. Регламентированная правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. В тоже время собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. Последствия этого могут привести к нанесению прямого ущерба бюджету. Кроме того, на практике нередки случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества. В частности, анализ данных, полученных в результате проведенных проверок, показал, что достаточно большое количество учреждений использует закрепленное за ними имущество в коммерческих целях (в т.ч. путем передачи в аренду). При этом доходы от использования имущества не перечисляются и не учитываются в бюджете. Профильные департаменты, имеющие подведомственные учреждения, недостаточно контролируют эффективность использования имущества, закрепленного за учреждениями. Мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений ими не проводятся. 2. Цели и задачи управления Цели и задачи управления муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями заключаются: - в оптимизации количества муниципальных унитарных предприятий и учреждений; - в повышении эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества; - в ужесточении контроля за деятельностью муниципальных унитарных предприятий и учреждений; - в погашении имеющейся у предприятий и учреждений кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, и, как следствие, увеличении поступлений в бюджет от использования имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями; - в изъятии высвобождаемого предприятиями и учреждениями имущества и включении его в гражданский оборот; - в снижении расходов бюджета на содержание муниципальных унитарных предприятий и учреждений. 3. Механизм управления Достижение поставленных целей, решение задач управления муниципальными предприятиями, учреждениями связано как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением органами местного самоуправления соответствующим муниципальным имуществом, путем принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определения предмета и целей их деятельности, соответствующих целям города, устанавливаемым в рамках настоящей Концепции, приватизации муниципального имущества, согласования решений о распоряжении муниципальным имуществом, осуществления контроля за сохранностью и использованием его по назначению, изъятием, распоряжением имуществом; иными решениями в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством. Реализация системы управления предполагает: 3.1. Определение круга и количества муниципальных унитарных предприятий, необходимых для выполнения городских функций. Для оптимизации количества муниципальных унитарных предприятий необходимо, чтобы создание организаций в форме муниципального унитарного предприятия осуществлялось исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых оно создается, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм. Необходимо провести оценку содержания деятельности всех муниципальных унитарных предприятий, исходя из того, что использование указанной организационно-правовой формы обосновано в следующих случаях: - использование имущества, запрещенного к приватизации, в том числе имущества, необходимого для обеспечения стратегических интересов города; - осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам путем ограничения прибыльности; - эксклюзивная разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящихся в сфере городских интересов; - производство отдельных дотируемых видов деятельности, ведение убыточных производств. В случае принятия решения о несоответствии деятельности предприятия определенным задачам осуществляется: - преобразование предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего муниципального имущества иным способом; - реорганизация предприятий (учреждений); - ликвидация предприятий (учреждений). 3.2. Определение целей города применительно к каждому предприятию, учреждению. Установление обязательных требований представления руководителями предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности предприятий и учреждений. Установление обязательных требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных выше предложений, правил и порядка их оценки. Установление требований к качественным показателям деятельности предприятий и организаций, а также порядка их оценки. Проведение аттестации руководителей предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента. Установление порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям за непредоставление указанных выше предложений или их негативную оценку, вплоть до увольнения. Предложения о способе достижения цели города, включающие в себя программу (план) деятельности предприятия, учреждения и предусматривающие достижение ими определенных качественных результатов, что является основой взаимодействия между городом и управляющим муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, разрабатываются управляющим самостоятельно. Невыполнение такой программы (плана, бизнес-плана) является основанием для привлечения управляющего к ответственности. 3.3. Установление порядка периодической отчетности руководителей предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана). Установление требований к форме, полноте отчетов, порядка их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредоставление программы (плана, бизнес-плана). 3.4. Установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели города, невыполнении программы (плана, бизнес-плана). В частности, при обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации предприятия, учреждения, о приватизации муниципального имущества, об изменении программы (плана) и т.д. В противном случае применяются меры ответственности к руководителям предприятия, учреждения. 3.5. Ужесточение контроля за деятельностью руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений и самих предприятий и учреждений, для чего необходимо: - создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности, финансово-экономическом состоянии и соблюдении действующего законодательства муниципальными унитарными предприятиями; - утвердить типовой устав муниципального унитарного предприятия и типовые контракты с руководителем, позволяющие в полном объеме осуществлять изложенный настоящей Концепцией механизм взаимодействия с управляющим; - провести ревизию учредительных документов муниципальных предприятий и учреждений и привести их в соответствие с типовыми; - привести организационно-правовые формы всех муниципальных предприятий и учреждений в соответствие с требованиями законодательства; - структурным подразделениям мэрии устанавливать основные технико-экономические и иные качественные показатели работы муниципальных унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности; - структурным подразделениям мэрии проводить периодический анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений по результатам отчетов, иных контрольных мероприятий; - проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки муниципальных унитарных предприятий; - предусмотреть в учредительных документах муниципальных предприятий целевое направление собственных средств предприятий на воспроизводство основных средств в пределах фонда амортизационных отчислений; - при принятии решения о создании, реорганизации, ликвидации необходимо оценивать баланс интересов производителя, потребителя и города, сохранения сложившейся номенклатуры товаров, услуг, объемов их выпуска и сохранения хозяйственных связей; - откорректировать положение о порядке оплаты труда руководителей муниципальных предприятий и учреждений, включая порядок определения размера вознаграждения (премии) и надбавок. 3.6. Установление принципов определения части прибыли муниципального предприятия, подлежащей перечислению в бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления. Практическая реализация изложенных принципов и подходов предполагает создание соответствующей им правовой основы. 4. Контроль эффективности управления Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам: - поступлению дополнительных доходов в бюджет от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации предприятий и учреждений, а также получению части прибыли предприятий; - сокращению количества предприятий и учреждений, снижению расходов бюджета на их содержание; - снижению цен на определенные виды товаров и услуг; - снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности оставшихся предприятий; - сокращению объемов дотаций убыточным и нерентабельным производствам. II. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПАКЕТАМИ АКЦИЙ, ДОЛЯМИ В УСТАВНЫХ КАПИТАЛАХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ 1. Оценка состояния управления муниципальными пакетами акций (долями) В соответствии с действующими нормативными актами в процессе управления пакетами акций, находящимися в муниципальной собственности, а также осуществления прав участника в хозяйственных обществах принимают участие: департамент муниципального имущества, представители структурных подразделений мэрии. По состоянию на 01.07.2001 г. в муниципальной собственности находятся пакеты акций (доли) 35 хозяйственных обществ, зарегистрированных на территории города, из них: действующих - 21, прекративших деятельность - 8, в процессе ликвидации - 6. Доля муниципального образования в уставных капиталах хозяйственных обществ составляет от 0,5% до 60%. В зависимости от степени участия муниципального образования в уставных капиталах хозяйственные общества классифицируются следующим образом: ------------------------------------------------------------------ ¦ ¦ Всего ¦ В т.ч. действующие ¦ ¦----------------------------------------------------------------¦ ¦ Контрольный пакет (доля) 51% ¦ 1 ¦ - ¦ ¦----------------------------------------------------------------¦ ¦ "Блокирующий" пакет 25% + 1 акция ¦ 3 ¦ 2 ¦ ¦ и более ¦ ¦ ¦ ¦----------------------------------------------------------------¦ ¦ Пакет акций менее 25% ¦ 31 ¦ 19 ¦ ------------------------------------------------------------------ Управление пакетами акций менее 25% УК следует рассматривать в комплексе с иными корпоративными факторами, а именно: - возможность консолидации управленческих функций с иными владельцами акций для достижения необходимого результата; - возможность дополнительного приобретения на рынке ценных бумаг акций общества для формирования более крупного пакета; - возможность принимать участие в органах управления общества (совете директоров, наблюдательном совете). Владельцем акций, приобретаемых на рынке ценных бумаг, выступает муниципальное образование. В зависимости от организационно-правовой формы можно выделить следующие группы хозяйственных обществ, в уставном капитале которых есть доля муниципальной собственности: ------------------------------------------------------------------ ¦ ¦ Всего ¦ В т.ч. действующие ¦ ¦----------------------------------------------------------------¦ ¦ Открытые акционерные общества ¦ 14 ¦ 9 ¦ ¦----------------------------------------------------------------¦ ¦ Закрытые акционерные общества ¦ 9 ¦ 5 ¦ ¦----------------------------------------------------------------¦ ¦ Общества с ограниченной ¦ 12 ¦ 7 ¦ ¦ ответственностью ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------ С учетом количества хозяйственных обществ, в которых город является участником (акционером), а также практики участия в органах управления хозяйственных обществ, несовершенства и недоработки законодательных актов об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, нельзя признать эффективной применяемую систему управления посредством института представителей профильных департаментов. Основная масса вопросов, рассматриваемых на заседаниях советов директоров, наблюдательных советов, прямо или косвенно базируется на знании соответствующего законодательства или правоприменительной практики. Поэтому действенное участие в рассматриваемых вопросах с учетом интересов города может быть построено только на постоянной, профессиональной подготовке представителей в органах управления хозяйственных обществ. Существующий порядок не предусматривает действенных механизмов оценки профессиональных качеств представителей профильных департаментов, квалификации и подготовки с учетом специфики организационной формы общества. 2. Цели управления пакетами акций (долями) Максимизация неналоговых доходов бюджета, создающая предпосылки для снижения городом налогов на деятельность. Обеспечение выполнения хозяйственными обществами общегородских функций (социальные программы, регулирование естественных монополий), а также достижения иных целей, определенных в соответствии с настоящей Концепцией. Стимулирование развития производства, улучшение общих финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных обществ, привлечение инвестиций. Оптимизация управленческих затрат (создание условий управляемости, сокращение количества организаций, где имеется доля города, сокращение расходов, связанных с управлением). 3. Механизм управления Во многом принципы и подходы к управлению пакетами акций, долями, находящимися в муниципальной собственности, аналогичны механизму, изложенному настоящей Концепцией применительно к муниципальным предприятиям и учреждениям. Построение системы взаимоотношений с управляющими должно дополняться системой непосредственного управления местными органами имуществом, заключающейся в принятии решений о распоряжении пакетами акций и имущественными правами, принятии решений об участии в хозяйственных обществах. Применительно к каждому случаю участия города в хозяйственных обществах должна быть осознана и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих. Способы достижения цели определяются органами местного самоуправления в исключительных случаях и только при назначении представителями в указанные организации муниципальных служащих. По общему правилу, предложения о способе достижения цели представляются лицами, привлекаемыми в качестве управляющих, и оцениваются в порядке конкурсного отбора. Управляющие, закрепленные в установленном порядке за юридическими лицами, часть уставного капитала которых находится в муниципальной собственности, обязаны представлять в департамент муниципального имущества отчет по форме, утвержденной мэром города. Кроме того, необходимо определить: - пределы полномочий управляющих в зависимости от категории управляющих и характера объекта управления, порядок взаимодействия управляющих и структурных подразделений мэрии при принятии последними решений, выходящих за пределы полномочий управляющего; - порядок установления информационных потоков о деятельности управляющих и состоянии дел соответствующих хозяйственных обществ, ведения соответствующих баз данных, обработки информации; - обязательные требования к форме и содержанию предложений о способе достижения целей города (программы деятельности управляющего), отчетов управляющих, обязательные критерии оценки достижения результата управления в деятельности хозяйственных обществ; - порядок взаимодействия органов городского самоуправления при принятии управленческих решений о выборе (назначении) управляющего, а также решений, принимаемых по результатам отчетности управляющих, контроля за их деятельностью и оценки иной информации о состоянии дел соответствующих хозяйственных обществ. При обосновании невозможности достижения цели города, выполнении программы деятельности управляющего могут приниматься решения о прекращении участия города в хозяйственном обществе, о распоряжении акциями (долями) иным образом, в том числе путем передачи акций в уставные капиталы других хозяйственных обществ, изменении целей или программы деятельности управляющего. В целях развития системы взаимоотношений с управляющими необходимо привлекать в качестве доверительных управляющих юридических лиц, имеющих в штате аттестованных специалистов, опыт соответствующей деятельности, безупречную деловую репутацию и предоставляющих надежное обеспечение выполнения своих обязательств в сфере управления. Назначение муниципальных служащих представителями в хозяйственные общества производится при наличии обоснования такого назначения (экономия ресурсов по управлению, в целях безопасности и т.д.). Цели и задачи управления акциями, долями, находящимися в муниципальной собственности, предполагают осуществление следующих мероприятий: 3.1. Классификация хозяйственных обществ не только по количественным, но и по качественным показателям. При этом целью классификации является определение основных групп находящихся в муниципальной собственности пакетов акций, долей, по отношению к которым необходимо осуществлять разные управляющие воздействия. Направление классификации: В зависимости от степени ликвидности акций: - акции, которые могут быть реализованы с быстрым значительным поступлением средств в бюджет; - акции, продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет; - акции, реализация которых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, невозможна; - акции, реализация которых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, экономически не целесообразна. В зависимости от целевой принадлежности организации. В зависимости от целей, которые преследует город в деятельности хозяйственных обществ: - стратегическое значение для обеспечения определенных местных задач; - социальные программы; - естественные монополии; - реализация перспективных проектов. В зависимости от возможности влияния на деятельность хозяйственных обществ, обусловленной количеством акций, размером долей, паев (количеством голосов в органах управления организацией). В зависимости от финансового состояния организации, в которой участвует город: - стабильное финансовое состояние; - есть риск банкротства (имеется просроченная более 3 месяцев задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, по заработной плате); - возбуждено дело о банкротстве. В зависимости от численности работников и величины основных фондов организации. 3.2. При управлении пакетами акций, принадлежащими муниципальному образованию в целях осуществления муниципальных функций: - назначение представителями города лиц, входящих в штат структурных подразделений мэрии города и департамента муниципального имущества на условиях основной занятости; - координация работы представителей структурных подразделений мэрии в процессе управления пакетами акций департаментом муниципального имущества; - установление порядка и проведение аттестации специалистов в области управления хозяйственными обществами; - установление порядка использования пакетов акций для выдачи гарантий; - консолидация пакетов акций компаний, служащих выполнению однородных городских целей; - приобретение акций организации для усиления городского участия, если это необходимо для выполнения местных задач и для этого есть необходимые ресурсы, учитывая интересы производителя, потребителя, собственника и города; - установление механизма сохранения пакета (доли участия) при осуществлении дополнительных эмиссий; - пересмотр уставов хозяйственных обществ с позиций обеспечения интересов города. 3.3. В целях увеличения неналоговых доходов, применительно к акционерным обществам, функционирующим в высокодоходных отраслях экономики, производящим ликвидную продукцию, имеющим стабильное финансовое положение, не требующим значительных инвестиционных вложений: - передача государственных акций в муниципальную собственность в зачет финансовых обязательств Архангельской области перед муниципальным образованием "Город Архангельск" либо передача пакетов акций городу в управление под представленную им программу; - купля-продажа акций для целей формирования пакетов акций, которые могут быть проданы наиболее эффективно с точки зрения бюджета; - выпуск производных ценных бумаг, дающих право на приобретение пакетов акций через определенный срок с одновременной передачей муниципальных пакетов акций в доверительное управление покупателю таких ценных бумаг; - приватизация пакетов акций в соответствии с уже определенными механизмами (аукцион, коммерческий конкурс, конкурс с инвестиционными условиями). 3.4. В целях привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и поддержки отечественных товаропроизводителей: - использование пакетов акций, находящихся в муниципальной собственности, в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов; - привлечение эффективного собственника, приобретающего пакет акций в процессе приватизации под условия инвестирования в предприятие; - повышение инвестиционной привлекательности предприятий за счет сокращения доли участия города в уставном капитале; - приобретение акций городом в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа или передача в доверительное управление. 3.5. В целях оптимизации управленческих задач: - оптимизация количества находящихся в муниципальной собственности пакетов акций до уровня, позволяющего реализовать регулирующую и контролирующую функцию города. Отчуждение акций (долей) производится в тех случаях, когда цель, преследуемая городом в деятельности хозяйственного общества, может быть достигнута иным, кроме участия, способом; - внесение мелких пакетов акций, решение о продаже которых было принято, но продажа не состоялась, и пакетов акций, продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет, в уставный капитал компании, формируемой по типу портфельных фондов. После своего создания такая компания получит право самостоятельно распоряжаться своими активами, определять порядок продажи акций, сроки, цены и т.п.; необходима разработка механизма контроля за деятельностью компании (наблюдательный совет, попечительский совет и т.п.); - продажа мелких неликвидных пакетов акций с использованием механизма оборотного выкупа акций акционерным обществом по рыночной стоимости, определяемой в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах". 3.6. Осуществление институциональных преобразований в экономике. Институциональные преобразования в экономике должны быть направлены на постепенное вытеснение неэффективных собственников за счет механизма купли-продажи акций. В отношении организаций, имеющих значительную задолженность перед бюджетом, предлагается принимать решение о реорганизации или о банкротстве по инициативе собственника, с тем чтобы капитализировать задолженность в ликвидные акции вновь образованных в результате реорганизации "чистых" эффективных компаний. 4. Контроль эффективности управления Осуществление контроля за эффективностью управления связано с оценкой: - динамики увеличения доходов от управления находящимися в муниципальной собственности пакетами акций; - сокращения количества закрепленных в муниципальной собственности пакетов акций; - функционирования механизма учета и контроля организаций, в которых город участвует, а также отчетности и контроля управляющих; - сокращения числа мелких неликвидных пакетов акций в собственности. III. УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ 1. Оценка состояния В существующей системе управления недвижимостью имеется ряд нерешенных проблем: - не сформирован полный реестр муниципальной недвижимости, что не позволяет провести четкое разграничение собственности и, как следствие, влечет невозможность проведения достоверного анализа эффективности использования недвижимости; - отсутствует система рыночной оценки объектов и прав пользования (бизнес-оценка, проект) недвижимостью, что приводит (особенно в условиях инфляции) к постоянному занижению стоимости имущества, недополучению рентных платежей; - права собственности на принадлежащие городу объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке, что затрудняет распоряжение ими; - слабо используются многовариантный (фактически применяется только аренда) и индивидуальный подходы к использованию недвижимости; - объекты незавершенного строительства не вовлечены в оборот и утрачивают инвестиционную привлекательность; - земельное законодательство отстает в темпах и качестве развития от иных отраслей, регулирующих оборот недвижимости, что приводит к нестыковке режимов правового использования земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений при объективной связанности их в единый объект недвижимости. 2. Цели и задачи управления Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей: - максимально возможное повышение доходности объектов муниципальной недвижимости; - наиболее эффективное выполнение городом своих социальных функций в процессе использования муниципальной недвижимости; - стимулирование за счет недвижимости развития реального сектора экономики, сделать доступ предпринимателей к объектам недвижимости максимально простым и удобным; - вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства. 3. Для достижения указанных целей необходимо: - сформировать полный реестр муниципальной недвижимости, содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства; - четко разграничить и скоординировать либо сконцентрировать полномочия всех местных органов, участвующих в процессе управления недвижимостью; - сформировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют одно целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения); - установить, в каких случаях и на каком праве должны предоставляться земельные участки; - обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости. Выровнять ставки арендной платы, взимаемой за использование муниципальной недвижимости, со ставками, сложившимися на рынке; - использовать при распоряжении муниципальным имуществом различные правовые конструкции (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал и т.д.), ориентируясь на максимальную эффективность и обоснованность в каждом конкретном случае; - создать условия привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе предоставление на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства; - урегулировать вопросы приобретения городом недвижимости, четко определив цели, ради достижения которых могут быть произведены такие действия; - установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Определить правовые возможности изъятия имущества муниципальных унитарных предприятий (например, в случае неиспользования, использования не по назначению недвижимости или неправомерного распоряжения ими недвижимостью); - выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество муниципальных учреждений, исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение. Провести изъятие указанного имущества; - поскольку город при использовании своей недвижимости участвует в гражданском обороте наравне с другими его участниками, а не как властный субъект, то для эффективного управления недвижимостью необходимо использовать механизм возмещения расходов на управление недвижимостью (в том числе на инвентаризацию и оценку), аналогично гражданско-правовому. Должна быть определена фиксированная пропорция средств, остающихся у органов по управлению недвижимостью, с последующим зачетом этих средств в счет финансирования из бюджета; - цена продажи объектов недвижимости должна определяться на основании рыночной оценки; - урегулировать вопросы передачи ведомственного жилищного фонда из государственной собственности в муниципальную с передачей его на баланс специализированных муниципальных организаций либо решить вопрос его продажи или передачи жильцам. 4. Механизм управления Достижение целей, указанных в предыдущем разделе, возможно при объединении функций формирования и распоряжения объектами недвижимости, включая земельные участки, в одном ведомстве. Следующим шагом в системе управления недвижимостью должна стать выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они должны включать в себя в обязательном порядке следующие принципы: - безусловный приоритет возмездного вида пользования, с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе; - высокодоходная недвижимость должна использоваться в коммерческих целях; - максимальное сокращение льгот при использовании объектов недвижимости; - максимальная прозрачность процедур предоставления в пользование объектов недвижимого имущества с обязательной публикацией списка объектов для всех заинтересованных лиц. При наличии 2-х и более заявителей обязателен способ предоставления объектов путем проведения торгов; - объекты незавершенного строительства, объекты, требующие реконструкции, должны предоставляться на инвестиционных условиях, исходя из рыночной стоимости. Объекты, имеющие отрицательную рыночную стоимость, должны предоставляться инвесторам безвозмездно либо под соответствующий городским интересам инвестиционный проект, должны быть предоставлены городские компенсации или гарантии. 5. Контроль эффективности управления Организация текущего контроля за достижением целей, указанных в данном разделе Концепции, и действенности предпринимаемых для этого мер может осуществляться по следующим параметрам: - полнота реестра объектов недвижимого имущества; - увеличение в доходной части бюджета имущественной составляющей. IV. ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ В результате массовой приватизации большая часть муниципальных предприятий стали частными. Ряд поставленных целей, в том числе и формирование слоя эффективных частных собственников, в процессе приватизации был достигнут. Но к настоящему времени назрела необходимость в смене приоритетов городской политики в области приватизации. Необходима разработка и реализация новых подходов к проведению местной политики в области приватизации, которые могут быть объединены, структурно и содержательно увязаны между собой в рамках новой Концепции приватизации. В рамках данной Концепции с точки зрения вовлечения в процесс приватизации рассматриваются следующие основные элементы муниципального имущества: - муниципальные унитарные предприятия; - муниципальные пакеты акций; - муниципальная недвижимость. 1. Цели, задачи, принципы городской политики приватизации Целью городской политики в области приватизации в соответствии с настоящей Концепцией является проведение процесса приватизации, результатом которого должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: - создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса; - вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов муниципальной собственности, оптимизация структуры муниципальной собственности, включая структуру участия города в хозяйственных обществах, и минимизация расходов бюджета на управление муниципальным имуществом; - привлечение инвестиций, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятий, готовых брать на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно выполнять их; - создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение рынка местной продукцией, расширение производства, создание новых рабочих мест; - обеспечение контроля за выполнением взятых на себя обязательств лицами, ставшими собственниками приватизируемого имущества; - существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления предприятиями, за счет усиления ответственности новых собственников и заинтересованности руководства и персонала предприятий за результаты их производственной деятельности; - рациональное пополнение доходной части бюджета, с акцентом на бюджет развития. Настоящая Концепция основывается на следующих основных принципах проведения приватизации муниципальных объектов (имущества): - решение о целесообразности проведения приватизации вырабатывается органами местного самоуправления в системе механизма управления муниципальным имуществом, определенного Концепцией управления муниципальным имуществом; - решение о приватизации по наиболее важным для экономики и социального развития объектам должно приниматься мэром города в индивидуальном порядке, а окончательное решение принимает городской Совет. В необходимых случаях город должен сохранять участие в управлении предприятиями в форме закрепляемого контрольного или блокирующего пакета акций либо "золотой акции". Способ приватизации каждого объекта муниципальной собственности должен выбираться, исходя из необходимости достижения сформулированной выше цели. Выбор осуществляется мэрией через деятельность соответствующих структур, за которыми закреплены полномочия в сфере приватизации. При этом для выработки предложений могут привлекаться финансовые и юридические консультанты, аудиторы, оценщики. 2. Основные меры по реализации местной политики приватизации Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели местной политики в области приватизации и решение перечисленных задач, должны стать: - дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности; - высоколиквидные предприятия приватизируются, исходя из необходимости соблюдения баланса привлечения инвестиций на развитие предприятий и максимизации поступлений в городской бюджет от их продажи с учетом реальной ценовой оценки предприятий; - приватизация низколиквидных предприятий осуществляется, в основном, исходя из предпочтительности привлечения эффективных собственников, подтвердивших свою готовность и умение осуществлять реальные инвестиции, принимать на себя и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и городом. Продажа низколиквидных предприятий собственникам, удовлетворяющим указанным требованиям, при условии тщательного анализа городом предложенного бизнес-плана, может осуществляться, исходя из рассматриваемого принципа по минимальной цене. Расширение инструментария приватизации: - осуществление выпусков производных ценных бумаг, обеспеченных муниципальным имуществом, позволяющих привлекать деньги с рынка капитала; - проведение купли-продажи акций в целях оптимизации участия города в хозяйственных обществах; - проведение продаж с рассрочкой платежа. Рассрочка должна предоставляться на платной основе. Принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства. Ориентация на интересы потенциальных инвесторов при безусловном совпадении этих интересов с интересами города. Сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов города при приватизации. Приватизация должна рассматриваться не как изолированный этап решения отдельных задач, связанных с единовременным пополнением бюджета, а как структурный элемент единой местной политики по управлению муниципальным имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения рынка товарами и услугами местных товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всего местного хозяйственного комплекса. Методы по реализации городской политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида муниципального имущества. Муниципальные унитарные предприятия: - определить оптимальное количество муниципальных унитарных предприятий, осуществить их преобразование в акционерные общества или продажу по конкурсу, за исключением случаев, когда функции, выполняемые предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм; - провести ускоренную приватизацию объектов незавершенного строительства зданий и сооружений, не используемых для местных нужд, преимущественно в целях создания новых производств. При определении цены указанных объектов в ходе их приватизации руководствоваться принципом, в соответствии с которым продажа объектов осуществляется по минимальной цене при условии принятия новым собственником обязательств в отношении приватизируемого предприятия. Муниципальные пакеты акций: - при принятии приватизационных решений учитывать, что такие их элементы, как сроки приватизации, способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, должны сбалансированно сочетать интересы пополнения бюджета и интересы перспективного развития приватизируемого предприятия; - приватизацию высоколиквидных пакетов акций проводить, привлекая для этого в необходимых случаях финансового консультанта, вознаграждение которого должно быть поставлено в зависимость от величины полученных от приватизации средств; - приватизацию низколиквидных пакетов акций осуществлять путем их продажи по минимальной цене при условии принятия новым собственником пакета инвестиционных и (или) социальных обязательств, проведения независимого предварительного анализа бизнес-плана претендента и контроля со стороны города за системой показателей приватизированного предприятия. Одним из инвестиционных условий может быть погашение задолженности приватизируемых предприятий; - в целях повышения эффективности продажи муниципальных пакетов акций в процессе приватизации проводить широкомасштабные маркетинговые исследования для выявления потенциального спроса на пакеты акций, находящиеся в муниципальной собственности. Определение размеров приватизируемых пакетов акций, определение способов и сроков их приватизации проводить с ориентацией на интересы потенциальных инвесторов, при безусловном непротиворечии этих интересов интересам города; - при приватизации пакетов акций способами, предусматривающими инвестиционные вложения, ориентироваться, прежде всего, на отрасли, дающие быструю отдачу. Планируемые к реализации инвестиционные программы должны быть сжаты во времени до технологически приемлемого уровня. При наличии у города пакета акций размером менее 25 процентов в целях исключения действий, направленных на снижение доли участия города, возможны следующие действия: - внесение акций в уставный капитал другого акционерного общества по рыночной стоимости; - увеличение муниципального пакета акций до уровня не ниже блокирующего за счет внесения по рыночной стоимости муниципального имущества в уставный капитал общества или приобретения акций на вторичном рынке с возможностью последующей продажи пакета акций стратегическому инвестору. Муниципальная недвижимость: - обеспечить организационные условия для приватизации объектов недвижимости, включая предприятия, одновременно с земельными участками. Результатом этого должны стать повышение курсовой стоимости акций предприятий и, как следствие, возможность привлечения инвестиций в целях перспективного развития; - провести приватизацию излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества муниципальных унитарных предприятий и учреждений там, где это целесообразно; - привлекать инвесторов для поддержания памятников истории и культуры, осуществляя при этом контроль со стороны города за неизменностью целевого использования указанных объектов. 3. Контроль за ходом проведения приватизации Цель контроля - минимизация рисков в отношении использования муниципального имущества, безусловной реализации принимаемых новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированного получения средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки. Этапы контроля: - подготовка муниципального имущества к приватизации; - непосредственная реализация приватизационных процедур; - выполнение новым собственником взятых на себя обязательств. Контроль на этапе подготовки муниципального имущества к приватизации должен включать в себя: - контроль за целесообразностью выбора тех или иных объектов муниципальной собственности в качестве объектов приватизации; - контроль конкурсной процедуры выбора финансовых консультантов и оценщиков муниципального имущества; - поэтапный контроль за действиями финансовых консультантов и оценщиков муниципального имущества при выполнении ими предусмотренных процедур; - контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации муниципального имущества (величина отчуждаемых пакетов акций, способ приватизации, сроки приватизации, цена приватизируемого имущества и т.п.). Одним из важных моментов такой процедуры должен стать контроль за обязательным учетом структуры потенциального спроса на приватизируемое имущество. Контроль на этапе непосредственной реализации приватизационных процедур должен предусматривать: - тщательный анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже муниципального имущества (анализ деловой репутации претендентов, продолжительности их деятельности, данных об источниках средств, которыми осуществляется оплата приватизируемого имущества и др.); - тщательный анализ бизнес-планов по выполнению инвестиционных или социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками по условиям коммерческих конкурсов (возможность реализации принимаемых обязательств в установленные сроки, достаточность собственных средств для их реализации, обеспеченность бизнес-планов необходимыми ресурсами и т.д.). Контроль на этапе выполнения новым собственником взятых на себя обязательств должен включать в себя: - контроль за своевременным и полным исполнением новыми собственниками принятых на себя инвестиционных и социальных обязательств, внедрение процедур, минимизирующих риски неисполнения таких обязательств (от штрафных санкций до возвращения объектов в собственность города); - контроль за характером использования приватизированных объектов, условиями приватизации которых предусматривались определенные ограничения (объекты социального назначения, памятники истории и культуры и др.); - контроль и блокирование действий акционерных обществ с долей участия города, направленных на снижение размеров муниципальных пакетов акций. 4. Информационное обеспечение приватизации муниципального имущества Ключевыми задачами информационного обеспечение приватизации является повышение уровня полноты и достоверности информации о приватизации муниципального имущества в целях обеспечения абсолютной прозрачности проходящих процессов, а также создание условий для осуществления контроля города и принятия эффективных решений в отношении муниципальной собственности. Реализации указанных задач должно способствовать: - создание реестра муниципального имущества, включающего в себя систематизированные данные о всех элементах муниципальной собственности (муниципальные унитарные предприятия и учреждения, муниципальные пакеты акций, земля, недвижимость и т.д.), для контроля за составом и состоянием муниципальной собственности и оптимизации принятия решений по ее использованию с точки зрения интересов города. Создание указанного реестра должно включать в себя разработку единой системы показателей учета, контроля и анализа муниципального имущества, разработку правил и процедур обновления данных, системы разграничения доступа к информации различных категорий ее потребителей, реализацию мер ответственности за предоставление недостоверной информации и др.; - формирование системы информационного обеспечения деятельности органа по управлению муниципальным имуществом, обеспечивающей получение, учет, хранение, обработку и выдачу данных об операциях с объектами муниципальной собственности, а также информации, необходимой для проведения предпродажной подготовки приватизируемых предприятий, оценки их стоимости, решения других задач приватизации муниципального имущества. Заключение Значение настоящей Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления городом полномочий собственника муниципального имущества или субъекта имущественных прав, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов города в местном секторе экономики. Последовательная, планомерная и системная реализация настоящей Концепции является реальной предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата и осуществление важнейшей функции города - развивающей и стимулирующей в отношении экономики города. Полная инвентаризация муниципального имущества, вовлечение его в гражданский оборот позволят сформировать реестр муниципального имущества, что является непременным условием выполнения задачи обеспечения привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями - стоимостью и ликвидностью, а также правовым режимом, обеспечивающим адекватный экономическим потребностям порядок их использования. Инвентаризация и классификация муниципального имущества, осуществление мероприятий по повышению его ликвидности позволят создать фонд обеспечения интересов инвесторов, который должен стать серьезным инвестиционным ресурсом и инструментом вовлечения муниципального имущества в инвестиционный оборот. Переход от идеологии массовой приватизации к механизмам выборочной приватизации муниципального имущества позволит городу стать полноправным субъектом экономических отношений и оптимизировать структуру принадлежащих ему активов. Увеличение доходов и иных неналоговых поступлений от более эффективного использования муниципального имущества, оптимизация расходов на управлении им в интересах осуществления развивающей функции города даст возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий и должно быть увязано с расходованием бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в экономику города, прежде всего в ее реальный сектор, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие муниципального имущества. Инструментом реинвестирования является использование в рамках бюджетного процесса бюджета развития. Создавая детальные, правовые и организационные механизмы реализации настоящей Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные, стратегические, экономические интересы города, которым должны служить результаты процесса превращения его в эффективного собственника. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|