Расширенный поиск
Постановление Правительства Архангельской области от 23.03.2011 № 75-ппПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 марта 2011 г. N 75-пп г. Архангельск Утратилo силу - Постановление Правительства Архангельской области от 15.07.2014 г. N 286-пп ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", подпунктом 2 пункта 2 статьи 2 областного закона от 03 апреля 1996 года N 38-22-ОЗ "Об образовании" и в целях обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование Правительство Архангельской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области. 2. Министерству образования, науки и культуры Архангельской области до 01 июля 2011 года: 1) подготовить предложения по внесению изменений в областные законы в сфере образования, направленные на удовлетворение образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья; 2) подготовить и внести на заседание Правительства Архангельской области проекты нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений утвержденной Концепции. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Архангельской области И. Ф. Михальчук УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Архангельской области от 23 марта 2011 г. N 75-пп КОНЦЕПЦИЯ развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области I. Общие положения Концепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области (далее - Концепция) определяет основные задачи органов государственной власти Архангельской области по организации специальных условий обучения и воспитания для лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственных и муниципальных образовательных учреждениях с целью обеспечения доступности образовательных учреждений всех типов на территории Архангельской области. Концепция разработана в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, принятой 13 декабря 2006 года Резолюцией 61/106 на 76-м заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (далее - Конвенция), Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятой на всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, организованной при участии ЮНЕСКО в 1994 году (далее - Саламанкская декларация), Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации "Об образовании"), Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов), областным законом от 03 апреля 1996 года N 38-22-ОЗ "Об образовании" (далее - областной закон "Об образовании"). Концепция направлена на обеспечение реализации государственной политики в сфере образования, определенной Законом Российской Федерации "Об образовании", в частности, следующих ее принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; общедоступность образования, адаптивность системы образования к особенностям развития и уровням подготовки обучающихся, воспитанников; гарантированность получения образования независимо от состояния здоровья, возраста, места жительства. Концепция предполагает поэтапное формирование организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на основе принципов включающего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях системы образования и ступенях обучения в образовательных учреждениях общего типа и предусматривает разработку нормативного, программного, учебно-методического обеспечения процесса инклюзивного образования, подготовку педагогических и управленческих кадров, оптимизацию деятельности специальных (коррекционных) учреждений, придание им новых организационно-методических функций). Концепция не предполагает прекращения действия на территории Архангельской области специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения вправе наравне с образовательными учреждениями иных типов участвовать в развитии включающего образования, в формировании соответствующих моделей и форм организации специальных условий получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. В Концепции используются следующие понятия: инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений; специальные условия получения образования - специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено); особые образовательные потребности - обусловленная характером нарушения и установленная компетентной группой специалистов (комиссией) нуждаемость гражданина в изменении содержания образования (включении дополнительных разделов), в использовании специальных средств и методов обучения, в особой организации обучения, предполагающей его индивидуализацию и дифференциацию, в пролонгированности процесса обучения, в согласованном участии квалифицированных специалистов разного профиля, во включении родителей ребенка в процесс реабилитации; ограничение возможностей здоровья - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным; сопровождение - объединение специалистов разного профиля, деятельность которых направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной социальной среде. II. Проблемы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья Система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области представлена специальными (коррекционными) учреждениями, специальными (коррекционными) группами и классами в общеобразовательных учреждениях, дошкольными и школьными логопедическими пунктами, центрами для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи, психолого- медико-педагогическими комиссиями (ПМПК), а также высшими учебными заведениями, осуществляющими на территории Архангельской области работу по подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогических кадров. В указанную систему включены также государственные и муниципальные органы управления образованием. В настоящее время более 70 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных учреждениях. С этой целью в общеобразовательных учреждениях Архангельской области открыты и функционируют 198 специальных (коррекционных) классов для детей с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, нарушением интеллекта. В Архангельской области 60 общеобразовательных учреждений (что составляет 13,5 процента от общего количества общеобразовательных учреждений) имеют лицензии на право реализации специальных (коррекционных) программ. Вместе с тем реализация инклюзивного подхода не приобрела полномасштабного характера в силу ряда причин: отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих процесс инклюзивного образования; неравномерность ресурсной обеспеченности и территориальная специфика образовательной системы Архангельской области (в ряде муниципальных районов и городских округов Архангельской области отсутствуют необходимые специалисты, группы, классы, что не позволяет реализовать право особого ребенка на обучение по месту жительства); отсутствие специальной подготовки у учителей общеобразовательных учреждений; несовершенство программно-методического обеспечения совместного обучения. Все это определяет неподготовленный, стихийный характер включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Международные правовые акты ориентируют на обязательное включение лиц с особыми нуждами в жизнь общества. Саламанкская декларация провозгласила, что "лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей, с целью удовлетворения этих потребностей" и что "школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности", среди которых могут быть "дети с умственными и физическими недостатками и одаренные дети, беспризорные и работающие дети, дети из отдаленных районов или относящиеся к кочевым народностям, дети, относящиеся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, и дети из менее благоприятных или маргинализированных районов или групп населения". В рамках действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятых на той же конференции, термин "специальные образовательные потребности" относится ко всем таким детям и молодым людям, потребности которых зависят от различных видов физической или умственной недостаточности или трудностей, связанных с обучением". Эти специальные потребности могут существовать в течение всего периода обучения либо возникать "на некоторых этапах своего обучения в школе". Основными задачами такой школы являются: обеспечение качества образования; предотвращение дискриминации, ориентация на уважительное отношение к различиям людей; содействие формированию доброжелательной среды и "включенного" общества в противовес социальному отчуждению. Пунктом 8 Саламанкской декларации закреплено положение о том, что "в рамках инклюзивных школ дети с особыми образовательными потребностями должны получать любую дополнительную помощь, которая может им потребоваться для обеспечения их эффективного образования". Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями предусматривают необходимость обеспечения целого ряда мер для того, чтобы образование могло быть "инклюзивным", среди которых, в частности, указываются: разработка педагогических методов, ориентированных на потребности детей, способных обеспечить успешное обучение всех детей; организация и характер учебного процесса, адаптированные к потребностям детей, а не наоборот (включая приведение в соответствие различных видов и темпов обучения); гибкость учебных планов; дополнительная помощь детям с особыми образовательными потребностями, необходимая для их эффективного образования в рамках обычного, а не специального учебного плана, включая техническую помощь для коммуникации и мобильности, дополнительные вспомогательные учебные программы и минимальную помощь во время обычных занятий; сочетание образования и реабилитации в комплексе мер для лиц с особыми образовательными потребностями; изменение в процедуре оценивания результатов обучения с тем, чтобы не только оценить прогресс, но и выявить трудности обучения и определить необходимые меры поддержки; подготовка педагогического персонала к работе в условиях инклюзивной школы, в том числе профессиональная поддержка специализированных организаций и "внешних" специалистов (врачи, психологи, специалисты, работающие с различными дефектами). III. Основные цели и принципы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Целью организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для максимального удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей. Основные принципы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Архангельской области: приоритетность инклюзивного образования по сравнению с раздельным обучением в образовательных учреждениях общего типа и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (с учетом права обучающегося и его законных представителей на выбор формы получения образования); доступность инклюзивного образования и обеспечение возможности обучения в муниципальном районе (городском округе) Архангельской области, где проживает гражданин, имеющий особые образовательные потребности; обеспечение качественного включающего образования, при организации которого должны соблюдаться установленные требования к качеству обучения; обеспечение архитектурной доступности учреждений образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение права обучающегося и его законных представителей на выбор образовательного учреждения, предусмотренного статьями 50 и 52 Закона Российской Федерации "Об образовании", в том числе права на получение образования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения либо иного типа образовательного учреждения, предусмотренного пунктом 3 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании", обеспечивающего включающее образование; коллегиальность принятия решения о необходимости создания специальных условий получения образования и содержании таких мер и уважение права лиц с ограниченными возможностями здоровья и их законных представителей выражать мнение относительно необходимости создания таких условий и их содержания. IV. Основные задачи органов государственной власти Архангельской области по организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Основными задачами органов государственной власти Архангельской области по организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья являются: 1) обеспечение координации деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) создание нормативной правовой основы, обеспечивающей реализацию принципов и норм включающего образования; 3) создание ресурсных центров поддержки включающего образования с привлечением профессионального психолого-педагогического опыта российской и зарубежной систем образования; 4) содействие в организации подготовки всех участников образовательного процесса - администраторов, педагогов и других сотрудников школ, родителей учащихся и самих учащихся школ; 5) формирование позитивного общественного мнения об инклюзивном образовании для лиц с ограниченными возможностями здоровья через проведение постоянных информационных кампаний; 6) вовлечение в процесс развития механизмов реализации инклюзивного образования общественных объединений, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников; 7) привлечение специальных (коррекционных) образовательных учреждений к созданию специальных условий получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Архангельской области. Задачами в области дошкольного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья являются: 1) создание системы раннего выявления (с периода новорожденности) имеющихся у ребенка нарушений умственного и физического развития; 2) расширение организационных форм ранней (с первых дней жизни) комплексной психолого-медико-педагогической помощи (центры раннего вмешательства, лечебной педагогики, абилитационные и реабилитационные, психолого-медико-педагогические, сурдологические центры, сурдологопедические отделения детских поликлиник, группы кратковременного пребывания при специальных и общеобразовательных дошкольных учреждениях); 3) объединение обучения и реабилитации в процессе получения образования; 4) вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья начиная с раннего возраста в пространство общения детей. Задачами в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья являются: 1) обеспечение возможности детям с ограниченными возможностями здоровья получать образовательные услуги по месту жительства; 2) предоставление ученикам возможности развиваться в своем персональном темпе, осваивать программу, адекватную их особенностям и возможностям; 3) предоставление каждому ребенку возможности получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с его проблемами, а также (при необходимости) пользоваться поддержкой специалиста (ассистента) на уроках; 4) расширение практики обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, с помощью дистанционных технологий; 5) организация профориентационной работы, выявление комфортных и дискомфортных сфер труда в соответствии с имеющимися у ребенка нарушениями. Задачами в области начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья являются: 1) организация инклюзивного образования с учетом обеспечения максимальной возможности проявлять свои способности и склонности в профессиональном обучении и трудовой деятельности; 2) определение объема индивидуальной коррекционно-развивающей помощи и предоставление мер поддержки, адекватных потребностям учащихся; 3) создание условий для освоения основных и дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий (предоставление компьютерной техники, средств связи и программного обеспечения). V. Финансовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Финансовое обеспечение включающего образования обеспечивается с помощью модели расчета финансовых затрат, предусматривающей коэффициенты увеличения при расчете субвенций на организацию предоставления детям-инвалидам бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях. Основные принципы финансового обеспечения включающего образования: 1) введение коэффициента удорожания стоимости педагогической услуги, предоставляемой образовательным учреждением, в зависимости от наличия специальных (коррекционных) образовательных программ при расчете нормативов затрат; 2) целевой характер использования средств, обеспечение предварительного и текущего контроля; 3) предоставление возможности общеобразовательному учреждению самостоятельно, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, принимать решения о направлениях расходования средств для обеспечения специальных условий обучения. Финансирование образовательных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в соответствии с Методикой расчета субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на организацию предоставления детям-инвалидам бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях и Методикой расчета финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Архангельской области на выполнение государственного задания, а также нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности в расчете на одного обучающегося в государственном образовательном учреждении Архангельской области в год, приведенных в приложениях N 1 и 2 к областному закону "Об образовании". _________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|