Расширенный поиск

Постановление Правительства Архангельской области от 23.03.2011 № 75-пп

 



                 ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                     от 23 марта 2011 г. N 75-пп

                            г. Архангельск

                                      Утратилo силу - Постановление
                                   Правительства Архангельской области
                                        от 15.07.2014 г. N 286-пп

            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
              ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
                       В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ


     В соответствии  с  подпунктом  6.2  пункта  1  статьи  29  Закона
Российской Федерации от 10 июля 1992 года  N 3266-1  "Об образовании",
подпунктом 2 пункта 2 статьи 2 областного закона  от  03  апреля  1996
года N 38-22-ОЗ "Об образовании" и в  целях  обеспечения  прав  лиц  с
ограниченными  возможностями  здоровья  на  образование  Правительство
Архангельской области постановляет:

     1. Утвердить прилагаемую Концепцию  развития  образования  лиц  с
ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области.
     2. Министерству  образования,  науки  и  культуры   Архангельской
области до 01 июля 2011 года:
     1) подготовить предложения  по  внесению  изменений  в  областные
законы   в   сфере   образования,   направленные   на   удовлетворение
образовательных  потребностей  лиц   с   ограниченными   возможностями
здоровья;
     2) подготовить и внести на заседание Правительства  Архангельской
области проекты нормативных правовых актов, направленных на реализацию
положений утвержденной Концепции.
     3.  Настоящее  постановление  вступает  в   силу   со   дня   его
официального опубликования.


Губернатор Архангельской области                       И. Ф. Михальчук



                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                 Архангельской области
                                           от 23 марта 2011 г. N 75-пп

                              КОНЦЕПЦИЯ
               развития образования лиц с ограниченными
            возможностями здоровья в Архангельской области

                          I. Общие положения

     Концепция развития образования лиц с ограниченными  возможностями
здоровья  в  Архангельской  области  (далее  -  Концепция)  определяет
основные задачи органов государственной власти  Архангельской  области
по организации специальных условий обучения и  воспитания  для  лиц  с
ограниченными возможностями здоровья в государственных и муниципальных
образовательных   учреждениях   с   целью   обеспечения    доступности
образовательных учреждений  всех  типов  на  территории  Архангельской
области.
     Концепция разработана в соответствии с Конвенцией  ООН  о  правах
инвалидов, принятой 13 декабря 2006 года  Резолюцией  61/106  на  76-м
заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (далее  -  Конвенция),
Саламанкской  декларацией  о  принципах,   политике   и   практической
деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятой
на всемирной конференции по образованию лиц с  особыми  потребностями,
организованной при участии ЮНЕСКО в 1994 году  (далее  -  Саламанкская
декларация), Конституцией  Российской  Федерации,  Законом  Российской
Федерации от 10 июля 1992  года  N 3266-1  "Об образовании"  (далее  -
Закон Российской Федерации "Об образовании"), Федеральным  законом  от
24  ноября  1995  года  N 181-ФЗ  "О социальной  защите  инвалидов   в
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной  защите
инвалидов), областным  законом  от  03  апреля  1996  года  N 38-22-ОЗ
"Об образовании" (далее - областной закон "Об образовании"). Концепция
направлена на обеспечение реализации государственной политики в  сфере
образования,     определенной     Законом     Российской     Федерации
"Об образовании", в частности, следующих ее принципов:
     гуманистический характер образования, приоритет  общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
     общедоступность образования, адаптивность системы  образования  к
особенностям развития и уровням подготовки обучающихся, воспитанников;
     гарантированность получения образования независимо  от  состояния
здоровья, возраста, места жительства.
     Концепция   предполагает   поэтапное   формирование   организации
общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного
общего,   среднего   (полного)   общего   образования   и   начального
профессионального  образования,   а   также   на   конкурсной   основе
бесплатного среднего профессионального,  высшего  профессионального  и
послевузовского  профессионального  образования  в  государственных  и
муниципальных  образовательных   учреждениях   на   основе   принципов
включающего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
на  всех  уровнях  системы   образования   и   ступенях   обучения   в
образовательных учреждениях общего типа и  предусматривает  разработку
нормативного, программного, учебно-методического обеспечения  процесса
инклюзивного образования, подготовку педагогических  и  управленческих
кадров,   оптимизацию   деятельности    специальных    (коррекционных)
учреждений, придание им новых организационно-методических функций).
     Концепция не  предполагает  прекращения  действия  на  территории
Архангельской  области  специальных  (коррекционных)   образовательных
учреждений.  Специальные  (коррекционные)  образовательные  учреждения
вправе наравне с образовательными учреждениями иных типов  участвовать
в развитии включающего  образования,  в  формировании  соответствующих
моделей и форм организации специальных условий  получения  образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья.
     В Концепции используются следующие понятия:
     инклюзивное  образование  -  совместное  обучение   (воспитание),
включая организацию  совместных  учебных  занятий,  досуга,  различных
видов дополнительного образования, лиц с  ограниченными  возможностями
здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений;
     специальные   условия   получения   образования   -   специальные
образовательные  программы  и  методы  обучения,   учебники,   учебные
пособия, дидактические и  наглядные  материалы,  технические  средства
обучения  коллективного   и   индивидуального   пользования   (включая
специальные),  средства  коммуникации  и   связи,   сурдоперевод   при
реализации   образовательных   программ,   адаптация   образовательных
учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа  всех
категорий  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья,   а   также
педагогические, психолого-педагогические,  медицинские,  социальные  и
иные   услуги,   обеспечивающие   адаптивную   среду   образования   и
безбарьерную   среду   жизнедеятельности,   без    которых    освоение
образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья
невозможно (затруднено);
     особые образовательные  потребности  -  обусловленная  характером
нарушения   и   установленная   компетентной   группой    специалистов
(комиссией) нуждаемость гражданина в изменении содержания  образования
(включении  дополнительных  разделов),  в  использовании   специальных
средств  и  методов   обучения,   в   особой   организации   обучения,
предполагающей    его    индивидуализацию    и    дифференциацию,    в
пролонгированности  процесса   обучения,   в   согласованном   участии
квалифицированных специалистов разного профиля, во включении родителей
ребенка в процесс реабилитации;
     ограничение возможностей здоровья  -  любая  утрата  психической,
физиологической  или  анатомической   структуры   или   функции   либо
отклонение  от  них,  влекущие  полное   или   частичное   ограничение
способности  или   возможности   осуществлять   бытовую,   социальную,
профессиональную или иную деятельность способом и  в  объеме,  которые
считаются нормальными  для  человека  при  прочих  равных  возрастных,
социальных и иных  факторах.  В  зависимости  от  степени  возможности
компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может
быть временным или постоянным;
     сопровождение  -  объединение   специалистов   разного   профиля,
деятельность которых направлена на создание  социально-психологических
условий для успешного обучения и развития каждого  ребенка  независимо
от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной  социальной
среде.

            II. Проблемы в образовании лиц с ограниченными
                        возможностями здоровья

     Система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья  в
Архангельской  области  представлена   специальными   (коррекционными)
учреждениями, специальными  (коррекционными)  группами  и  классами  в
общеобразовательных    учреждениях,    дошкольными     и     школьными
логопедическими пунктами, центрами для детей, нуждающихся в психолого-
педагогической     и     медико-социальной     помощи,      психолого-
медико-педагогическими комиссиями (ПМПК),  а  также  высшими  учебными
заведениями,  осуществляющими  на  территории  Архангельской   области
работу   по   подготовке,   переподготовке,   повышению   квалификации
педагогических   кадров.   В   указанную   систему   включены    также
государственные и муниципальные органы управления образованием.
     В настоящее  время  более  70  процентов  детей  с  ограниченными
возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных учреждениях.  С
этой целью в  общеобразовательных  учреждениях  Архангельской  области
открыты и функционируют 198 специальных  (коррекционных)  классов  для
детей  с  нарушением  слуха,  зрения,  речи,  задержкой   психического
развития,  нарушением   интеллекта.   В   Архангельской   области   60
общеобразовательных учреждений (что составляет 13,5 процента от общего
количества общеобразовательных учреждений)  имеют  лицензии  на  право
реализации  специальных  (коррекционных)  программ.   Вместе   с   тем
реализация  инклюзивного   подхода   не   приобрела   полномасштабного
характера в силу ряда причин:
     отсутствие нормативных правовых актов,  регламентирующих  процесс
инклюзивного образования;
     неравномерность  ресурсной   обеспеченности   и   территориальная
специфика  образовательной  системы  Архангельской  области  (в   ряде
муниципальных  районов  и  городских  округов  Архангельской   области
отсутствуют необходимые специалисты, группы, классы, что не  позволяет
реализовать право особого ребенка на обучение по месту жительства);
     отсутствие специальной подготовки у учителей  общеобразовательных
учреждений;
     несовершенство программно-методического  обеспечения  совместного
обучения.
     Все это определяет неподготовленный, стихийный характер включения
ребенка с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  среду  нормально
развивающихся сверстников.
     Международные правовые акты ориентируют на обязательное включение
лиц с  особыми  нуждами  в  жизнь  общества.  Саламанкская  декларация
провозгласила,  что  "лица,  имеющие  особые  потребности  в   области
образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах,  которые
должны  создать  им  условия   на   основе   педагогических   методов,
ориентированных в первую очередь на детей, с целью удовлетворения этих
потребностей" и что "школы должны принимать всех детей, несмотря на их
физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые  или
другие особенности", среди которых могут быть "дети  с  умственными  и
физическими недостатками и одаренные дети, беспризорные  и  работающие
дети,  дети  из  отдаленных  районов   или   относящиеся   к   кочевым
народностям, дети, относящиеся к языковым, этническим  или  культурным
меньшинствам, и дети из менее  благоприятных  или  маргинализированных
районов или групп населения".
     В рамках действий по образованию  лиц  с  особыми  потребностями,
принятых на той же конференции,  термин  "специальные  образовательные
потребности"  относится  ко  всем  таким  детям   и   молодым   людям,
потребности  которых  зависят  от  различных  видов   физической   или
умственной недостаточности или трудностей, связанных с обучением". Эти
специальные потребности могут существовать  в  течение  всего  периода
обучения либо возникать "на некоторых этапах своего обучения в школе".
     Основными задачами такой школы являются:
     обеспечение качества образования;
     предотвращение   дискриминации,   ориентация   на    уважительное
отношение к различиям людей;
     содействие формированию доброжелательной  среды  и  "включенного"
общества в противовес социальному отчуждению.
     Пунктом 8 Саламанкской декларации закреплено положение о том, что
"в  рамках  инклюзивных   школ   дети   с   особыми   образовательными
потребностями должны получать  любую  дополнительную  помощь,  которая
может им потребоваться для обеспечения их эффективного образования".
     Саламанкская декларация и рамки действий  по  образованию  лиц  с
особыми потребностями предусматривают необходимость обеспечения целого
ряда мер для того, чтобы образование могло быть  "инклюзивным",  среди
которых, в частности, указываются:
     разработка педагогических методов, ориентированных на потребности
детей, способных обеспечить успешное обучение всех детей;
     организация  и  характер  учебного  процесса,  адаптированные   к
потребностям детей, а не наоборот (включая приведение  в  соответствие
различных видов и темпов обучения);
     гибкость учебных планов;
     дополнительная   помощь   детям   с   особыми    образовательными
потребностями, необходимая для их эффективного  образования  в  рамках
обычного, а не специального учебного плана, включая техническую помощь
для коммуникации и мобильности, дополнительные вспомогательные учебные
программы и минимальную помощь во время обычных занятий;
     сочетание образования и реабилитации в комплексе мер  для  лиц  с
особыми образовательными потребностями;
     изменение в процедуре  оценивания  результатов  обучения  с  тем,
чтобы не только оценить прогресс, но и выявить  трудности  обучения  и
определить необходимые меры поддержки;
     подготовка  педагогического  персонала  к   работе   в   условиях
инклюзивной   школы,   в   том   числе   профессиональная    поддержка
специализированных  организаций  и  "внешних"   специалистов   (врачи,
психологи, специалисты, работающие с различными дефектами).

    III. Основные цели и принципы образования лиц с ограниченными
                        возможностями здоровья

     Целью организации образования лиц с  ограниченными  возможностями
здоровья является создание условий  для  максимального  удовлетворения
как  общих  с  нормально   развивающимися   детьми,   так   и   особых
образовательных потребностей.
     Основные принципы образования лиц с  ограниченными  возможностями
здоровья на территории Архангельской области:
     приоритетность инклюзивного образования по сравнению с раздельным
обучением в образовательных  учреждениях  общего  типа  и  специальных
(коррекционных)   образовательных   учреждениях   (с   учетом    права
обучающегося и его законных представителей на  выбор  формы  получения
образования);
     доступность инклюзивного образования  и  обеспечение  возможности
обучения  в  муниципальном  районе  (городском  округе)  Архангельской
области,  где  проживает  гражданин,  имеющий  особые  образовательные
потребности;
     обеспечение   качественного    включающего    образования,    при
организации которого должны  соблюдаться  установленные  требования  к
качеству обучения;
     обеспечение архитектурной доступности учреждений образования  для
лиц с ограниченными возможностями здоровья;
     обеспечение права обучающегося и его законных  представителей  на
выбор образовательного учреждения, предусмотренного статьями 50  и  52
Закона Российской Федерации "Об образовании", в  том  числе  права  на
получение  образования  в   условиях   специального   (коррекционного)
образовательного   учреждения   либо   иного   типа   образовательного
учреждения, предусмотренного пунктом 3  статьи  12  Закона  Российской
Федерации "Об образовании", обеспечивающего включающее образование;
     коллегиальность  принятия  решения   о   необходимости   создания
специальных условий получения образования и  содержании  таких  мер  и
уважение  права  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  их
законных представителей  выражать  мнение  относительно  необходимости
создания таких условий и их содержания.

          IV. Основные задачи органов государственной власти
         Архангельской области по организации образования лиц
                с ограниченными возможностями здоровья

     Основными задачами органов государственной  власти  Архангельской
области по организации образования лиц с  ограниченными  возможностями
здоровья являются:
     1) обеспечение координации  деятельности  исполнительных  органов
государственной власти Архангельской области в сфере защиты прав детей
с ограниченными возможностями здоровья;
     2)   создание   нормативной   правовой   основы,   обеспечивающей
реализацию принципов и норм включающего образования;
     3) создание ресурсных центров поддержки включающего образования с
привлечением   профессионального    психолого-педагогического    опыта
российской и зарубежной систем образования;
     4)  содействие   в   организации   подготовки   всех   участников
образовательного  процесса  -  администраторов,  педагогов  и   других
сотрудников школ, родителей учащихся и самих учащихся школ;
     5) формирование позитивного общественного мнения  об  инклюзивном
образовании для  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  через
проведение постоянных информационных кампаний;
     6)  вовлечение   в   процесс   развития   механизмов   реализации
инклюзивного образования общественных объединений, родительских групп,
профессионалов  из   системы   специального   образования   и   других
заинтересованных участников;
     7)  привлечение   специальных   (коррекционных)   образовательных
учреждений к созданию специальных условий получения образования лицами
с   ограниченными   возможностями   здоровья   в   общеобразовательных
учреждениях Архангельской области.
     Задачами в области дошкольного образования  лиц  с  ограниченными
возможностями здоровья являются:
     1) создание системы раннего выявления (с периода новорожденности)
имеющихся у ребенка нарушений умственного и физического развития;
     2) расширение организационных форм ранней (с первых  дней  жизни)
комплексной  психолого-медико-педагогической  помощи  (центры  раннего
вмешательства, лечебной педагогики, абилитационные и реабилитационные,
психолого-медико-педагогические,        сурдологические        центры,
сурдологопедические    отделения    детских     поликлиник,     группы
кратковременного  пребывания  при  специальных  и  общеобразовательных
дошкольных учреждениях);
     3) объединение  обучения  и  реабилитации  в  процессе  получения
образования;
     4)  вовлечение  детей  с  ограниченными  возможностями   здоровья
начиная с раннего возраста в пространство общения детей.
     Задачами в области начального общего, основного общего,  среднего
(полного)  общего  образования  лиц  с   ограниченными   возможностями
здоровья являются:
     1) обеспечение возможности детям  с  ограниченными  возможностями
здоровья получать образовательные услуги по месту жительства;
     2)  предоставление  ученикам  возможности  развиваться  в   своем
персональном темпе, осваивать программу, адекватную их особенностям  и
возможностям;
     3)   предоставление   каждому   ребенку   возможности    получать
дополнительную помощь на индивидуальных занятиях  со  специалистами  в
соответствии  с  его   проблемами,   а   также   (при   необходимости)
пользоваться поддержкой специалиста (ассистента) на уроках;
     4)  расширение  практики  обучения  детей,  имеющих  ограниченные
возможности здоровья, с помощью дистанционных технологий;
     5) организация профориентационной работы, выявление комфортных  и
дискомфортных  сфер  труда  в  соответствии  с  имеющимися  у  ребенка
нарушениями.
     Задачами  в  области   начального   профессионального,   среднего
профессионального  и  высшего  профессионального  образования  лиц   с
ограниченными возможностями здоровья являются:
     1) организация  инклюзивного  образования  с  учетом  обеспечения
максимальной возможности проявлять свои  способности  и  склонности  в
профессиональном обучении и трудовой деятельности;
     2)  определение  объема  индивидуальной  коррекционно-развивающей
помощи  и  предоставление  мер  поддержки,   адекватных   потребностям
учащихся;
     3)  создание  условий  для  освоения  основных  и  дополнительных
профессиональных программ с  использованием  дистанционных  технологий
(предоставление компьютерной техники,  средств  связи  и  программного
обеспечения).

      V. Финансовое обеспечение образования лиц с ограниченными
                        возможностями здоровья

     Финансовое обеспечение включающего образования  обеспечивается  с
помощью   модели   расчета   финансовых   затрат,    предусматривающей
коэффициенты  увеличения  при   расчете   субвенций   на   организацию
предоставления  детям-инвалидам  бесплатного  дошкольного,  начального
общего, основного общего, среднего  (полного)  общего  образования  по
основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях.
     Основные    принципы    финансового    обеспечения    включающего
образования:
     1) введение  коэффициента  удорожания  стоимости   педагогической
услуги, предоставляемой образовательным учреждением, в зависимости  от
наличия  специальных  (коррекционных)  образовательных  программ   при
расчете нормативов затрат;
     2) целевой   характер    использования    средств,    обеспечение
предварительного и текущего контроля;
     3) предоставление  возможности  общеобразовательному   учреждению
самостоятельно,   в    соответствии    с    требованиями    бюджетного
законодательства,  принимать  решения  о   направлениях   расходования
средств для обеспечения специальных условий обучения.
     Финансирование образовательных  услуг,  предоставляемых  детям  с
ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в соответствии  с
Методикой расчета субвенций местным бюджетам муниципальных  районов  и
городских округов Архангельской области на организацию  предоставления
детям-инвалидам бесплатного дошкольного, начального общего,  основного
общего,   среднего   (полного)   общего   образования   по    основным
общеобразовательным   программам   в   муниципальных   образовательных
учреждениях    и    Методикой    расчета    финансового    обеспечения
образовательной    деятельности    государственных     образовательных
учреждений  Архангельской  области  на   выполнение   государственного
задания, а также нормативов  финансового  обеспечения  образовательной
деятельности  в  расчете  на  одного  обучающегося  в  государственном
образовательном учреждении Архангельской области в год, приведенных  в
приложениях N 1 и 2 к областному закону "Об образовании".

                          _________________



Информация по документу
Читайте также