Расширенный поиск

Областной закон Архангельской области от 28.05.1996 № 48-24-ОЗ

               А Р Х А Н Г Е Л Ь С К А Я   О Б Л А С Т Ь


                           ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

                                     Утратил силу - Областной закон
                                          Архангельской области
                                      от 15.07.2003 г. N 184-23-ОЗ

                 О РЕФЕРЕНДУМЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
  
                       ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1.  Референдум Архангельской области

     Референдум  Архангельской  области   -  всенародное   голосование
граждан   Архангельской   области   по наиболее  важным вопросам жизни
области,   относящимся  к ведению  области  либо к совместному ведению
Российской Федерации и области.
     Референдум  Архангельской      области      является       высшим
непосредственным  выражением  воли населения  области,   проводится на
всей  территории   Архангельской   области   -  субъекте    Российской
Федерации,   на  основе   всеобщего  равного  и прямого волеизъявления
при тайном  голосовании.  Каждый  участник  референдума обладает одним
голосом.
     Граждане  на референдуме  голосуют  лично.  Участие в референдуме
является   свободным,   контроль   за  волеизъявлением    граждан   не
допускается.

     Статья 2.  Право на участие в референдуме

     В  референдуме   Архангельской   области  имеет право участвовать
каждый  гражданин  Российской  Федерации,   проживающий на  территории
Архангельской  области   и  достигший  на день  проведения референдума
18 лет.
     Не  могут  участвовать  в референдуме  граждане, признанные судом
недееспособными   или   содержащиеся   в  местах   лишения  свободы по
приговору суда.

     Статья 3.  Вопросы референдума Архангельской области

     На референдум не могут выноситься вопросы:
     -  принятия   и  изменения   бюджета    области,   исполнения   и
изменения внутренних финансовых обязательств области;
     -  введения,   изменения   и  отмены   налогов и сборов,  а также
освобождения от их уплаты;
     -  принятия    чрезвычайных    и    срочных  мер  по  обеспечению
общественного порядка, здоровья и безопасности населения.

     Статья 4.  Финансирование референдума

     Финансирование  мероприятий,    связанных    с    подготовкой   и
проведением   референдума  Архангельской  области,   осуществляется за
счет средств областного бюджета.

     Статья  5.  Законодательство    о    референдуме    Архангельской
области

     Законодательство  о    референдуме     Архангельской     области
составляют  Конституция  Российской  Федерации,   Устав  Архангельской
области,  настоящий  областной  закон,  другие областные законы.

      ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 6.  Инициатива проведения референдума

     Инициатива  проведения    референдума    Архангельской    области
принадлежит:
     -  группе   граждан,   собравшей   не  менее  20  тысяч  подписей
граждан области, имеющих право на участие в референдуме;
     -  квалифицированному     большинству     депутатов    областного
Собрания депутатов (2/3 от установленного числа депутатов);
     - главе администрации области;
     -  общественным  объединениям,   уставы  которых  предусматривают
участие в выборах.
     Инициатива  проведения    референдума    может     исходить    от
предприятий,    учреждений    через    субъекты,    обладающие  правом
требования   проведения   референдума,   указанные   в  части   первой
настоящей статьи.

     Статья  7.  Реализация  инициативы  граждан  области о проведении
референдума

     Группа  граждан,   общественное   объединение   могут  образовать
инициативную   группу   в  количестве   не менее  20 человек для сбора
подписей   в  поддержку    инициативы    о    проведении   референдума
Архангельской области.
     Инициативная  группа   обращается   в   избирательную    комиссию
Архангельской области с ходатайством о регистрации группы.
     В ходатайстве указываются:
     1.  Формулировка     вопроса    (вопросов)    предлагаемого   для
вынесения на референдум.
     2.  Ф.И.О.,   дата   рождения,   адреса мест жительства,  серии и
номера паспортов членов инициативной группы.
     3.  Протокол   собрания   инициативной   группы,  на котором было
принято  решение  о выдвижении  инициативы  о проведении референдума.
     Избирательная  комиссия     в    двухнедельный    срок   со   дня
поступления    ходатайства    принимает    решение    о    регистрации
инициативной   группы,   выдает   ей  регистрационное  свидетельство и
извещает   об    этом    областное    Собрание   депутатов   и   главу
администрации области.
     В  случае  отказа  в регистрации   инициативной  группе  выдается
мотивированное  постановление  избирательной  комиссии,  которое может
быть обжаловано в судебном порядке.
     Основанием  для отказа  в регистрации  инициативной  группы может
быть только  нарушение  инициативной  группой   положений  Конституции
Российской   Федерации,   Устава   области   и  настоящего  областного
закона.
     С  момента      получения      регистрационного     свидетельства
инициативная  группа  вправе  собирать  подписи в поддержку инициативы
проведения        референдума.      Регистрационное      свидетельство
действительно  в течение  трех месяцев  со  дня   выдачи.  Расходы  по
сбору подписей несет инициативная группа.
     Подписи  собираются  посредством  внесения  их в подписные листы,
содержащие  формулировку   вопроса,   выносимого   на референдум.  При
этом на  одно муниципальное  образование  должно  приходиться не более
двух тысяч подписей.
     По  окончании  сбора  подписей,   но не позднее  окончания  срока
действия    регистрационного    свидетельства,   инициативная   группа
подсчитывает   число   собранных   подписей   и  составляет   итоговый
протокол инициативной группы.
     Подписные  листы,    пронумерованные    и    сброшюрованные,    и
экземпляр   итогового  протокола  передается  в избирательную комиссию
Архангельской области.
     Избирательная  комиссия    в    двухнедельный    срок   проверяет
представленные  документы  и со своим  заключением   направляет  их  в
областное   Собрание   депутатов,   одновременно   информируя  об этом
главу администрации области.
     Если  в  результате   проверки   будет   установлено,  что  число
действительных    подписей    меньше    установленного     количества,
избирательная    комиссия    выносит    постановление    об  отказе  в
проведении    референдума.    Копия     постановления     направляется
инициативной    группе,   которая   не  может   повторно  выступать  с
предложением о проведении референдума по данному вопросу.

     Статья 8.  Подписной лист референдума

     Подписные  листы   изготавливаются   по    форме,   указанной   в
приложении к настоящему областному закону.

     Статья 9.  Назначение референдума Архангельской области

     Областное  Собрание  депутатов,   глава  администрации области  в
соответствии   с  действующим  областным  законодательством  принимает
одно из следующих решений:
     - о назначении референдума, дате и мерах по его проведению;
     -  об отклонении  требования  о назначении  референдума в  случае
нарушения настоящего закона;
     -  о принятии  решения,  предлагаемого  в требовании о проведении
референдума,   непосредственно   областным   Собранием   депутатов или
главой    администрации    области    без    последующего   проведения
референдума.
     Голосование  может  быть назначено  на  любой   выходной  день  в
период   до  трех   месяцев   со дня  опубликования решения областного
Собрания депутатов о назначении референдума.
     Назначение  референдума      главой     администрации     области
оформляется постановлением.

      ГЛАВА III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА

     Статья 10. Комиссии по проведению референдума

     Подготовку и проведение референдума осуществляют:
     -  избирательная  комиссия  Архангельской  области, действующая в
качестве    областной    комиссии     по     проведению    референдума
Архангельской области;
     -  территориальные  (районные,   городские  и другие) комиссии по
проведению референдума;
     - участковые комиссии по проведению референдума.

     Статья  11.  Порядок  формирования   территориальных   (районных,
городских и других) комиссий по проведению референдума

     Территориальные  (районные,   городские   и  другие)  комиссии по
проведению  референдума   формируются   в  составе   5 - 9  членов  не
позднее   10  дней  со дня  опубликования  решения областного Собрания
депутатов о назначении референдума.
     Состав  территориальных  комиссий  назначается  выборным органами
местного  самоуправления.   Председатель,   заместитель  председателя,
секретарь   территориальной  комиссии  избираются  тайным голосованием
на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.
     При  определении   кандидатур  в состав  территориальной комиссии
по проведению  референдума  выборный  орган   местного  самоуправления
учитывает   предложения  общественных  объединений,   собраний граждан
по месту работы, службы, учебы и жительства.
     В  случае,   если   выборный   орган  местного  самоуправления не
назначил  в установленный  срок состав  территориальной   комиссии  по
проведению   референдума    либо   если  на данной территории выборный
орган    местного     самоуправления     отсутствует,     формирование
территориальной    комиссии   производится   избирательной   комиссией
Архангельской  области   не  позднее   5  дней   по  истечении  срока,
определенного в части первой данной статьи.

     Статья  12.    Порядок    формирования   участковых  комиссий  по
проведению референдума

     Участковые  комиссии  по проведению  референдума   формируются  в
составе   5  -   10  членов  районными,   городскими представительными
органами  местного  самоуправления  не позднее  чем за 40 дней до  дня
проведения референдума.
     При  определении  кандидатур  в состав   участковых  комиссий  по
проведению   референдума   выборный   орган   местного  самоуправления
учитывает  предложения  общественных  объединений,   собраний граждан,
имеющих  право  на участие  в референдуме,   по месту работы,  службы,
учебы   и  жительства.   Председатель,   заместитель   председателя  и
секретарь  участковой  комиссии  избираются  тайным голосованием на ее
первом заседании из числа членов этой комиссии.
     В  случае,  если представительный  орган  местного самоуправления
не назначил  состав  участковых  комиссий  в срок либо если на  данной
территории   выборный   орган   местного   самоуправления отсутствует,
формирование   участковых   комиссий   производится    соответствующей
(районной,   городской)   территориальной   комиссией   по  проведению
референдума  не позднее  5 дней  по истечении  срока,  определенного в
части первой настоящей статьи.
     На  участке  референдума,   образованном  на судне, находящемся в
плавании,  состав  участковой  комиссии  назначается капитаном судна в
срок,   установленный   частью   первой    настоящей   статьи,   а   в
исключительных   случаях   -  не   позднее   чем  за  пять дней до дня
проведения референдума.

     Статья  13.  Полномочия  избирательной   комиссии   Архангельской
области по проведению референдума Архангельской области

     Комиссия по проведению референдума Архангельской области:
     1)  осуществляет    контроль     за     законностью    проведения
референдума Архангельской области;
     2)  координирует    деятельность    комиссий     по    проведению
референдума на территории области;
     3)  устанавливает    формы    бюллетеня    для   голосования   на
референдуме,    списков    граждан,    имеющих   право  на  участие  в
референдуме,  и других   документов   референдума;   утверждает  текст
бюллетеня   для   голосования  на референдуме,   при этом формулировка
выносимого  на референдум   вопроса   должна   полностью  совпадать  с
соответствующей  формулировкой  в подписном  листе  референдума;
     4)  заслушивает   сообщения   органов   исполнительной  власти  и
органов   местного   самоуправления,   руководителей   государственных
предприятий,     учреждений     и     организаций      по     вопросам
организационно-технической   подготовки  и проведения  референдума;
     5)  контролирует  своевременность   и  правильность   составления
списков   граждан,   имеющих   право   на  участие  в  референдуме,  и
предоставление этих списков для ознакомления граждан;
     6)  содействует   средствам   массовой   информации  в проведении
мероприятий,   направленных   на  разъяснение   содержания    вопроса,
вынесенного на референдум;
     7)  обеспечивает  изготовление   бюллетеней   для  голосования  и
снабжение  ими территориальных  комиссий  по проведению  референдума;
     8)  устанавливает  итоги  голосования  на референдуме и  передает
их областному  Собранию  депутатов  и главе  администрации области;
     9)  публикует    (обнародует)    результаты     голосования    на
референдуме в  средствах массовой информации;
     10)  рассматривает  жалобы  (заявления)  на  решения  и  действия
(бездействие)   нижестоящих   комиссий   по  проведению  референдума и
принимает по ним мотивированные решения;
     11)  распределяет    между    территориальными    комиссиями   по
проведению  референдума  денежные  средства,  выделенные на подготовку
и  проведение   референдума,   и  обеспечивает   контроль   за целевым
использованием указанных денежных средств;
     12)  осуществляет   иные   полномочия  в соответствии с настоящим
областным законом.

     Статья  14.  Полномочия  территориальной  (районной,  городской и
других) комиссии по проведению референдума

     Территориальная  (районная,   городская   и  другие)  комиссии по
проведению референдума:
     1)  осуществляет    контроль    за    подготовкой  и  проведением
референдума  на соответствующей  территории,   информирует   население
об адресах  и о номерах  телефонов  участковых  комиссий по проведению
референдума;
     2)  координирует   работу   участковых   комиссий  по  проведению
референдума  на соответствующей   территории,   рассматривает   жалобы
(заявления)   на  решения   и действия  (бездействие)  этих комиссий и
принимает по ним мотивированные решения;
     3)  распоряжается    денежными    средствами,    выделенными   на
подготовку  и  проведение   референдума,   и  распределяет   их  между
участковыми комиссиями по проведению референдума;
     4)  организует  доставку   бюллетеней   для  голосования  и  иных
документов участковым комиссиям по проведению референдума;
     5)  оказывает   организационно-техническую   помощь    участковым
комиссиям   по  проведению  референдума  в организации  голосования на
участках референдума;
     6)  устанавливает    итоги    голосования    на   референдуме  на
соответствующей   территории,   сообщает    их    средствам   массовой
информации    и    передает    протокол    об   итогах  голосования  в
избирательную комиссию Архангельской области;
     7)  обеспечивает     передачу     документации,     связанной   с
подготовкой и проведением референдума в архив;
     8)  осуществляет   иные   полномочия   в соответствии с настоящим
областным законом.
     Полномочия  территориальной  комиссии  по проведению  референдума
прекращаются  по истечении  30 дней  после  официального опубликования
результатов референдума.

     Статья  15.    Полномочия   участковой   комиссии  по  проведению
референдума

     Участковая комиссия по проведению референдума:
     1)  оповещает    население    об   адресе  и  о  номере  телефона
участковой  комиссии  по проведению  референдума,   времени ее работы,
а также о дне и месте проведения голосования;
     2)  составляет  и уточняет  список   граждан,  имеющих  право  на
участие в референдуме, по участку референдума;
     3)  проводит  ознакомление  граждан  со списком граждан,  имеющих
право на  участие  в референдуме,  рассматривает  заявления об ошибках
и о неточностях  в указанном  списке  и решает  вопрос  о  внесении  в
него соответствующих изменений и дополнений;
     4)  обеспечивает    подготовку    и    надлежащее    оборудование
помещения для проведения голосования;
     5)  контролирует  соблюдение  на территории  участка  референдума
правил размещения агитационных материалов;
     6) организует голосование на участке референдума;
     7)  производит     подсчет     голосов,     устанавливает   итоги
голосования  по участку  референдума,   составляет  протокол об итогах
голосования    и    передает    его   в  территориальную  комиссию  по
проведению референдума;
     8)  рассматривает   жалобы   (заявления)  на нарушения настоящего
областного  закона  и принимает  по ним  мотивированные решения;
     9)  осуществляет   иные   полномочия   в соответствии с настоящим
областным законом.
     Полномочия  участковой    комиссии   по  проведению   референдума
прекращаются   через   10  дней   после   официального   опубликования
результатов референдума.

     Статья 16. Статус членов комиссий по проведению референдума

     Члены  комиссий    по    проведению    референдума  Архангельской
области,  имеющие  право  решающего  голоса, обязаны присутствовать на
всех     заседаниях     соответствующей    комиссии    по   проведению
референдума.
     Члены  комиссий    по    проведению   референдума  как  с  правом
решающего, так и с правом совещательного голоса;
     1) заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии;
     2)  вправе    выступать    на    заседании   комиссии,    вносить
предложения   по  вопросам,   входящим  в компетенцию  соответствующей
комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
     3)  вправе    задавать   другим   участникам  заседания  комиссии
вопросы  в соответствии  с повесткой  дня и  получать на них ответы по
существу;
     4)  вправе  знакомиться   с  любыми   документами  и  материалами
соответствующей  и нижестоящих  комиссий  и получать  заверенные копии
этих документов.
     Члены  комиссий    с    правом    совещательного   голоса  вправе
присутствовать  при подсчете  голосов   и  составлении   протокола  об
итогах  голосования  и при  иных действиях,  осуществляемых комиссией.
     При  принятии   решения   комиссией   члены  комиссии  с   правом
совещательного голоса в голосовании не участвуют.
     Член  комиссии  с правом  решающего  голоса может быть освобожден
от  обязанностей   члена   комиссии  до истечения  срока полномочий по
решению органа, его назначившего, в случаях:
     1)  подачи   членом   комиссии   заявления  в  письменной форме о
сложении своих полномочий;
     2)  утраты   членом   комиссии  гражданства Российской Федерации;
     3)  вступления  в законную  силу обвинительного  приговора суда в
отношении члена комиссии;
     4)  признания   члена   комиссии   решением  суда,  вступившим  в
законную  силу,  недееспособным,  ограниченно  дееспособным, безвестно
отсутствующим или умершим.
     Члену  комиссии   по  проведению  референдума  с правом решающего
голоса,   освобожденному    во    время    подготовки   и   проведения
референдума  от основной  работы,   оплата  труда производится за счет
средств,   выделенных  на проведение  референдума.   В  течение  срока
своих   полномочий   он  не   может   быть по инициативе администрации
(работодателя)  уволен  с работы  или без  его согласия  переведен  на
другую работу.
     Инициативная  группа,    указанная   в  части   первой  статьи  7
настоящего   областного    закона,    после    опубликования   решения
областного     Собрания     депутатов    о    назначении   референдума
Архангельской  области   вправе   назначить   одного  члена  с  правом
совещательного   голоса   в состав  комиссии  Архангельской области по
проведению   референдума.    Та    же    инициативная   группа   после
формирования   территориальных   и участковых  комиссий  по проведению
референдума   вправе   назначить   по  одному   члену  соответствующей
комиссии с правом совещательного голоса.
     Полномочия  члена   комиссии   с  правом   совещательного  голоса
прекращаются       через      10      дней      после     официального
опубликования (обнародования) результатов референдума.

     Статья  17.  Гласность  в деятельности  комиссий   по  проведению
референдума

     Решения  комиссий   по  проведению   референдума   публикуются  в
печати и передаются другим средствам массовой информации.
     Комиссии  доводят   до  сведения   граждан   итоги  голосования и
результаты    референдума.    На     заседаниях     комиссий    вправе
присутствовать   уполномоченные   представители  инициативной  группы,
зарегистрированной   в  соответствии   со    статьей    7   настоящего
областного  закона,  и представители  средств  массовой информации.
     В  день    проведения    референдума    в   помещениях   участков
референдума    с  момента   начала   работы   участковой  комиссии  до
окончания  оформления  документов  об итогах  голосования на  участках
референдума    вправе    присутствовать    наблюдатели,   направленные
инициативной   группой,   общественными    объединениями,    а   также
представители средств массовой информации.
     Полномочия  наблюдателя  должны  быть удостоверены  в  письменной
форме    общественным    объединением   или   инициативной  группой  с
указанием   фамилии,   имени,   отчества,   адреса  места   жительства
наблюдателя,    а    также    номера    и   места  нахождения  участка
референдума,   на который  он направляется.   Полномочия   наблюдателя
действительны  только  при предъявлении  паспорта  или заменяющего его
документа.   Предварительное  уведомление  о направлении   наблюдателя
на участок референдума не требуется.
     Наблюдатель вправе:
     1)  знакомиться  со списками  граждан,   имеющих право на участие
в референдуме;
     2)  присутствовать    при    голосовании    граждан,  которые  по
состоянию  здоровья  или другим  уважительным  причинам  голосуют  вне
участка референдума;
     3)  присутствовать   при    подсчете    голосов   и   составлении
протокола   участковой  комиссии  по проведению  референдума об итогах
голосования;
     4)  обращаться  в участковую  комиссию  по проведению референдума
с предложениями и замечаниями;
     5)  обжаловать   действия   (бездействие)  участковой комиссии по
проведению  референдума  в территориальную   комиссию   по  проведению
референдума.
     Предложения  и    замечания     наблюдателей     рассматриваются
председателем   участковой   комиссии,   а  при   необходимости  -  на
заседании   участковой   комиссии.   Вмешательство    наблюдателей   в
действии комиссии по проведению референдума не допускается.

     Статья  18.  Организация   деятельности   комиссий  по проведению
референдума

     Территориальные  и   участковые    комиссии     по     проведению
референдума   проводят  свои первые  заседания  не позднее двух дней с
момента их формирования.
     Деятельность  комиссий      по       проведению       референдума
осуществляется    на   основе   коллегиальности.   Заседание  комиссии
является  правомочным,   если  на нем  присутствует большинство членов
комиссии с правом решающего голоса.
     Решения  комиссий   по  проведению   референдума    об   избрании
председателя,  заместителя  председателя  и секретаря  соответствующей
комиссии,   по  вопросам   финансового   обеспечения    подготовки   и
проведения    референдума,    об    установлении   итогов  голосования
принимаются   большинством    голосов    от    общего   числа   членов
соответствующей    комиссии   по  проведению   референдума   с  правом
решающего голоса.
     Решения  комиссий  по проведению  референдума  по  иным  вопросам
принимаются   простым   большинством  голосов  от числа присутствующих
членов  соответствующей  комиссии  по проведению  референдума с правом
решающего   голоса.   Решения  комиссии  подписываются председателем и
секретарем комиссии.
     Члены  комиссий   по  проведению   референдума,   не  согласные с
решением,   принятым  комиссией,  вправе  в письменной форме высказать
особое  мнение,  которое  должно  быть доведено председателем комиссии
до сведения  вышестоящей  комиссии  не позднее   чем  в  течение  трех
дней,   а  за   три   дня  до   дня  проведения  референдума  и в день
проведения референдума - немедленно.
     Решения  комиссий   по  проведению  референдума,   противоречащие
Конституции  Российской  Федерации,   настоящему   областному  закону,
либо  принятые   комиссией   по проведению  референдума  с превышением
установленных  полномочий,  подлежат  отмене  вышестоящей комиссией по
проведению  референдума  или судом.  При этом  вышестоящая комиссия по
проведению  референдума  вправе  принять  самостоятельное  решение  по
существу вопроса.
     Решения  комиссий   по  проведению   референдума,    принятые   в
пределах   их  полномочий,   обязательны  для органов  государственной
власти  и органов  местного  самоуправления,   а также для нижестоящих
комиссий про проведению референдума.
     Заседания  комиссий  по  проведению   референдума   созывается  и
проводится    председателем    или   по  его   поручению  заместителем
председателя    комиссии.    Заседания    комиссий    по    проведению
референдума   проводятся   также  по требованию  не менее трети членов
комиссии с правом решающего голоса.
     На  заседаниях   комиссий    по    проведению   референдума   при
рассмотрении     жалобы     (заявления)     вправе      присутствовать
представители заинтересованных сторон.

     Статья  19.  Содействие   деятельности   комиссий   по проведению
референдума

     Государственные  органы,   органы   местного   самоуправления,  а
также    их    должностные    лица   обязаны  оказывать  комиссиям  по
проведению  референдума  содействие  в реализации   их  полномочий,  в
том  числе  в предоставлении  необходимых  для проведения  референдума
помещений,  транспорта,  средств  связи,  технического оборудования, а
также   предоставлять   сведения   и  материалы,   давать  ответы   на
обращения   комиссий  по проведению  референдума  в течение пяти дней,
а за пять  дней до  дня проведения  референдума  и в  день  проведения
референдума - немедленно.

     Статья  20.  Обжалование   решений   и  действий    комиссий   по
проведению референдума

     Решения  и   действия   (бездействие)   комиссий   по  проведению
референдума   и  их   должностных   лиц   могут  быть   обжалованы   в
вышестоящую     комиссию     по    проведению    референдума   или   в
соответствующий   суд.   Предварительное   обращение   в   вышестоящую
комиссию    не   является   обязательным   условием  для  обращения  в
соответствующий суд.
     Решения  нижестоящей   комиссии  по проведению  референдума могут
быть отменены,  а ее действия  могут  быть приостановлены  вышестоящей
комиссией  по проведению  референдума.  При этом  вышестоящая комиссия
по проведению  референдума  вправе  принять   самостоятельное  решение
по существу жалобы (заявления).
     Решения  по жалобам   (заявлениям)   поступившим   в  вышестоящую
комиссию   по проведению  референдума  в ходе  подготовки референдума,
принимаются  в течение   пяти   дней   с  момента  поступления  жалобы
(заявления)    в  комиссию,   а  за   пять   дней  до  дня  проведения
референдума и в день проведения референдума - немедленно.

     Стать  21.  Образование   участков   референдума    Архангельской
области

     Для  проведения    голосования    и  подсчета   голосов  граждан,
имеющих   право   на  участие   в  референдуме,   образуются   участки
референдума.
     Участки  референдума  образует  глава  местной  администрации  по
согласованию    с    соответствующей   территориальной   комиссией  по
проведению  референдума  не позднее  чем за  45 дней до дня проведения
референдума   с  учетом   административно-территориального  деления  и
местных  условий  в целях  создания  максимальных удобств для граждан,
имеющих   право  на участие  в референдуме,   из расчета не более 3000
граждан на каждый участок.
     В  больницах   и  других   местах  временного пребывания граждан,
имеющих  право   на  участие   в  референдуме,   в  труднодоступных  и
отдаленных   районах,   на  судах,   находящихся   в  день  проведения
референдума  в плавании,  могут  образовываться  участки референдума в
срок,    предусмотренный    частью   второй   настоящей  статьи,  а  в
исключительных  случаях  - не   позднее   чем  за  пять  дней  до  дня
проведения референдума.
     Военнослужащие  - граждане  Российской   Федерации   голосуют  на
общих   участках   референдума.   В  порядке   исключения  допускается
образование  участков  референдума  в воинских  частях,  расположенных
в  обособленных,   удаленных  от населенных  пунктов  районах.  В этих
случаях  участки  референдума  образуют  командиры воинских частей  по
решению   соответствующей   территориальной   комиссии   по проведению
референдума.  При этом  должен  быть обеспечен  доступ в помещение для
голосования    всем    членам    участковой   комиссии  по  проведению
референдума,  наблюдателям     по     предъявлении    соответствующего
удостоверения   о  полномочиях   и  паспорта   или   заменяющего   его
документа.
     Списки  участков  референдума  с указанием  их границ,  адресов и
номеров  телефонов  участковых  комиссий   по  проведению  референдума
подлежат   обязательному   опубликованию   (обнародованию)  не позднее
чем за 35 дней до дня проведения референдума.

     Статья  22.  Списки   граждан,   имеющих   право  на  участие   в
референдуме Архангельской области

     Список  граждан,   имеющих  право  на участие в  референдуме,  по
участку    референдума    составляется    участковой    комиссией   по
проведению  референдума   на  основании   данных,   представляемых  по
установленной    форме    главой   местной   администрации.  Данные  о
гражданах,   имеющих  право  на участие  в референдуме,  глава местной
администрации   направляет   в  участковую   комиссию   по  проведению
референдума   не  позднее   чем   за  40   дней  до   дня   проведения
референдума.
     Список  составляется   в  алфавитном   или   ином   порядке   (по
населенным   пунктам,   улицам,   домам,   а  также  на основе адресов
граждан).   В  списке   указываются   фамилия,   имя,  отчество,   год
рождения  (в возрасте  18 лет  - дополнительно  день и месяц) и  адрес
места жительства гражданина.
     Список  военнослужащих  - граждан  Российской  Федерации,  членов
их семей  и других  граждан  Российской  Федерации, если они проживают
на   территории   воинской   части,   расположенной   в  Архангельской
области,   составляется    на    основании    данных,   представляемых
командиром   воинской   части   в  срок,   установленный частью первой
настоящей статьи.
     Военнослужащие,  проживающие     вне     пределов    расположения
воинской  части,   включаются  в списки  по месту жительства на  общих
основаниях.
     Списки  граждан,  обладающие  избирательным  правом на территории
Архангельской  области,  которые  в день  проведения референдума будут
находиться  в больницах   и  других   местах   временного  пребывания,
составляются   на  основании  данных,   представляемых  руководителями
указанных учреждений.
     Список  граждан    по   участку   референдума,  образованному  на
судне,   находящемся  в  день   проведения   референдума  в  плавании,
составляется  на основании  данных,  представляемых  капитаном судна.
     Список  граждан,   имеющих   право   на  участие  в   референдуме
Архангельской   области,   составляется  в двух  экземплярах по форме,
утверждаемой   комиссией   референдума   Архангельской    области,   и
подписывается   председателем   участковой   комиссии   по  проведению
референдума   и  ее   секретарем.   Один   экземпляр  списка  граждан,
имеющих   право   на  участие   в референдуме,   остается в участковой
комиссии,   а  второй   экземпляр    передается    в   соответствующую
территориальную   комиссию  по проведению  референдума  не позднее чем
за 16 дней до дня проведения референдума.

     Статья  23.  Порядок  включения  в списки  граждан, имеющих право
на участие в референдуме Архангельской области

     В  списки   граждан,   имеющих   право  на участие в референдуме,
включаются  граждане  Российской  Федерации  в соответствии со статьей
2 настоящего областного закона.
     Основанием  для включения  гражданина   Российской   Федерации  в
список   по конкретному  участку  референдума  является его проживание
на  территории   данного   участка   референдума,   устанавливаемое  в
соответствии   с  федеральным   законом,   определяющим  права граждан
Российской   Федерации   на  свободу    передвижения,    выбор   места
пребывания  и места  жительства  на территории  Российской Федерации.
     Гражданин  может  быть включен  в список  только на одном участке
референдума.
     Граждане,  имеющие  право  на участие  в референдуме, находящиеся
в   день   проведения   референдума   в  больницах   и  других  местах
временного  пребывания,   включаются  в список  граждан, имеющих право
на участие в референдуме по месту их пребывания.
     Студенты  и аспиранты  дневной  формы  обучения, имеющие право на
участие   в  референдуме   и проживающие  в общежитиях,   включаются в
список  по участку  референдума  по месту  нахождения общежития.
     Граждане,  имеющие    право    на    участие  в  референдуме,  но
поселившиеся  на территории  участка  референдума  после представления
списка  для всеобщего  ознакомления,  а также  граждане, по какой-либо
иной причине   не  включенные   в  список,    включаются    участковой
комиссией   по  проведению   референдума   в  список  дополнительно на
основании  документов,   удостоверяющих  их личность  и подтверждающих
место жительства на территории данного участка референдума.

     Статья  24.  Ознакомление  со списком  граждан,  имеющих право на
участие в референдуме Архангельской области

     Списки  граждан,   имеющих   право   на  участие  в  референдуме,
представляются   для   всеобщего   ознакомления   не позднее чем за 30
дней до дня проведения референдума.
     Каждому  гражданину  Российской  Федерации  предоставляется право
заявить    в    участковую   комиссию   по  проведению  референдума  о
невключении  его в  список   граждан,   имеющих  право  на  участие  в
референдуме,   а  также   о  любой  ошибке  или неточности в указанном
списке.
     Участковая  комиссия   обязана   проверить  заявление и устранить
ошибку  или неточность  либо не  позднее  чем  через  24  часа  выдать
заявителю   ответ  в письменной  форме  с изложением мотивов принятого
решения.   Решение  участковой   комиссии   может  быть  обжаловано  в
вышестоящую   комиссию   по проведению  референдума,   которая обязана
рассмотреть  жалобу  (заявление)  в трехдневный  срок, а за три дня до
дня  проведения   референдума   и  в   день   проведения референдума -
немедленно,  или  в   суд.   При   положительном для заявителя решении
исправление  в списке  производится  участковой  комиссией немедленно.
     Вносить  изменения  в списки  граждан,   имеющих право на участие
в референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.

     Статья  25.    Финансовое   обеспечение   проведения  референдума
Архангельской области

     При  назначении  референдума  в порядке,  установленном настоящим
законом,  областное   Собрание   депутатов   утверждает представленные
главой  администрации  расходы  на проведение   референдума,  проводит
необходимые  изменения  в областной  бюджетном  законодательстве.
     Комиссия  по  проведению   референдума   Архангельской    области
распределяет    полученные   денежные   средства   между  нижестоящими
комиссиями по проведению референдума.
     Председатели  комиссий  по проведению  референдума  распоряжаются
выделенными   денежными   средствами   и  несут   ответственность   за
соответствие  финансовых  документов  решениям  комиссий по проведению
референдума по финансовым вопросам.
     Формы  финансового  отчета  комиссий  по проведению референдума о
поступлении  и расходовании  средств,   выделенных   на  подготовку  и
проведение    референдума,   устанавливаются   комиссией   референдума
Архангельской    области    в    соответствии    с   законодательством
Российской Федерации.
     Участковые  комиссии  по  проведению   референдума   представляют
территориальным   комиссиям   по  проведению   референдума  финансовые
отчеты   не  позднее   чем   через   10  дней  со   дня   официального
опубликования результатов референдума.
     Территориальные  комиссии     по      проведению      референдума
представляют   финансовые   отчеты  комиссии  Архангельской области по
проведению  референдума   не  позднее   чем   через  30  дней  со  дня
официального опубликования результатов референдума.
     Комиссия  по  проведению   референдума   Архангельской    области
представляет  сводный  финансовый  отчет  не позднее чем через 60 дней
со  дня   официального   опубликования   (обнародования)   результатов
референдума   областному   Собранию   депутатов,   главе администрации
области и публикует в печати.

     Статья 26.  Агитация по вопросам, вынесенным на референдум

     Граждане  Российской    Федерации,    общественные    объединения
вправе  в любых  допускаемых  законом   формах  и  законными  методами
беспрепятственно    вести    агитацию    за    или  против  проведения
референдума,   за или  против  участия  в референдуме,  за или  против
вопроса, выносимого на референдум.
     Не  допускаются    пропаганда    или    агитация,    возбуждающие
социальную,   расовую,   национальную   или   религиозную  ненависть и
вражду.     Запрещается     пропаганда     социального,      расового,
национального, религиозного или языкового превосходства.
     Запрещается  проводить     агитацию,     распространять     любые
агитационные материалы:
     1) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
     2)  благотворительным  организациям  и религиозным  объединениям;
     3) членам комиссий по проведению референдума.
     Агитация  заканчивается   в  ноль   часов   по  местному  времени
накануне  дня,   предшествующего  дню проведения  референдума.  В день
проведения   референдума   и  в   предшествующий   ему  день  агитация
запрещается.  Агитационные  печатные  материалы,  ранее вывешенные вне
помещений   комиссий   по  проведению   референдума,   сохраняются  на
прежних местах.
     Агитация,  предусмотренная   частью   первой   настоящей  статьи,
может проводиться:
     1) через средства массовой информации;
     2)  путем  проведения  различных  мероприятий (собраний и  встреч
с гражданами,   публичных  дебатов  и дискуссий,   митингов,  шествий,
демонстраций, иных мероприятий);
     3)  путем  выпуска  и распространения  печатных,  аудиовизуальных
и иных агитационных материалов;
     4) в иных не запрещенных законом формах.
     Запрещается  проведение          агитации,         сопровождаемой
предоставлением   гражданам   бесплатно   или   на  льготных  условиях
товаров,   услуг   (за   исключением   информационных  услуг),  ценных
бумаг, а также выплатой денежных средств.
     Все  агитационные    печатные    материалы    должны    содержать
информацию   об организации  и о лицах,   ответственных  за их выпуск.
Распространение  анонимных  агитационных  материалов  запрещается.
     Комиссии  по     проведению     референдума,     поставленные   в
известность  о распространении  анонимных  или подложных  агитационных
материалов    либо    об    иных   нарушениях  установленного  порядка
проведения  агитации,   вправе  обратиться  в соответствующие органы с
представлением     о     пресечении     противоправной    агитационной
деятельности.
     Вывешивание  агитационных  материалов  на памятниках,  обелисках,
зданиях,   сооружениях   и  в   помещениях,    имеющих   историческую,
культурную   или   архитектурную   ценность,   а  также  в  помещениях
комиссий   по  проведению   референдума   и  в   помещениях   участков
референдума запрещается.
     Средства  массовой  информации,   одним  из  учредителей  которых
являются    государственные    органы,    предприятия,   учреждения  и
организации  либо которые  финансируются  полностью  или  частично  за
счет  государственных  средств  или средств  местного  самоуправления,
обязаны  обеспечить  равные  возможности  для агитации за  или  против
вопроса, вынесенного на референдум.

        ГЛАВА IV. ГОЛОСОВАНИЕ НА РЕФЕРЕНДУМЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ
              ОБЛАСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ

     Статья 27. Помещение для голосования

     Помещение  для  голосования   предоставляется   в   распоряжение
участковой     комиссии     по     проведению     референдума   главой
соответствующей администрации.
     В  помещении   для   голосования   должен  быть  зал,  в  котором
размещаются  кабины  или специально  оборудованные  места для  тайного
голосования    либо   должны   быть  пригодные для тайного голосования
комнаты.   Кабины,   специально  оборудованные  места либо комнаты для
тайного     голосования     оснащаются    столиками    и   письменными
принадлежностями.   Применение  карандашей  при заполнении  бюллетеней
для голосования на референдуме не допускается.
     В  помещении  для голосования  либо   непосредственно  перед  ним
участковая  комиссия  оборудует  стенд,  на котором помещаются образцы
заполнения  бюллетеней  для голосования  на референдуме  как за, так и
против   вопроса,   вынесенного  на референдум,   а если на референдум
вынесен  проект  закона,   то на  стенд помещаются текст этого проекта
и  текст   действующего   закона,   который  предлагается отменить или
изменить.

     Статья 28.  Бюллетень для голосования на референдуме

     В  бюллетене    для    голосования     на    референдуме    точно
воспроизводится    текст    вынесенного    на   референдум  вопроса  и
указываются  варианты  волеизъявления  голосующего  словами  "за"  или
"против", под которыми помещаются пустые квадраты.
     При  вынесении    на    референдум    нескольких   вопросов   они
включаются   в  один   бюллетень   для   голосования  на  референдуме,
последовательно    нумеруются    и    отделяются    друг   от    друга
горизонтальными  линиями.  Альтернативные  редакции  какой-либо статьи
проекта закона также последовательно нумеруются.
     Бюллетень  для  голосования   на  референдуме   должен  содержать
разъяснение о порядке его заполнения.
     В  случае   проведения  референдума  Архангельской области в один
день с  местным  референдумом  бюллетени  для  голосования  на  каждом
референдуме  изготавливаются  на бумаге  разных  цветов либо каждый из
бюллетеней имеет иной отличительный знак.
     Форма  и  текст   для   голосования  на референдуме Архангельской
области  утверждаются  комиссией  референдума   Архангельской  области
не позднее  чем за  30 дней  до дня  проведения референдума. Бюллетени
для голосования  на референдуме  печатаются  не  позднее   чем  за  20
дней  до   дня   проведения   референдума  по распоряжению комиссии по
проведению   референдума   Архангельской   области.    Территориальные
комиссии    по   проведению   референдума   получают  от  комиссии  по
проведению   референдума   Архангельской    области    бюллетени   для
голосования    не    позднее   чем   за  16  дней  до  дня  проведения
референдума.   Участковые   комиссии    по    проведению   референдума
получают   от  территориальных   комиссий   по проведению  референдума
бюллетени  для голосования   не  позднее   чем   за  три  дня  до  дня
проведения референдума.
     По  каждому    участку    референдума    число   бюллетеней   для
голосования   не  может   превышать   более   чем на полпроцента число
зарегистрированных  граждан,  имеющих  право  на участие в референдуме
на   данном    участке   референдума.   На  участке   референдума,  на
территории    которого    ожидается    прибытие     для    голосования
значительного  числа  граждан  Российской  Федерации с открепительными
удостоверениями  на право  участия  в референдуме,   число  бюллетеней
для  голосования   может   быть   увеличено   решением соответствующей
территориальной комиссии по проведению референдума.
     В  правом   верхнем   углу   бюллетеня  для  голосования ставятся
подписи  двух членов  участковой  комиссии  по проведению референдума,
которые   заверяются   печатью   участковой   комиссии.  Не заверенные
участковой    комиссией    по    проведению    референдума   бюллетени
признаются    бюллетенями   неустановленной   формы   и  при  подсчете
голосов не учитываются.

     Статья 29.  Порядок голосования на референдуме

     На  всех участках  референдума  голосование  проводится с 8 до 22
часов.   О  времени   и  месте   голосования   участковая  комиссия по
проведению  референдума  оповещает  граждан  не позднее чем за 20 дней
до дня проведения референдума.
     На  участках  референдума,  образованных  на судах, находящихся в
день  проведения   референдума   в  плавании,   в воинских  частях,  в
отдаленных   и  труднодоступных   районах,   участковая   комиссия  по
проведению   референдума   может   объявить   голосование  законченным
ранее   22  часов   по  местному   времени,   если  проголосовали  все
граждане    Российской    Федерации,   имеющие   право  на  участие  в
референдуме, включенные в список.
     Если  гражданин   Российской   Федерации,   включенный  в  список
граждан,   имеющих  право  на участие  в референдуме обнаружит, что не
будет   иметь   возможности   прибыть  в день проведения референдума в
помещение  того   участка   референдума,   где  он  включен  в  список
граждан,   имеющих   право   на  участие   в  референдуме,  он  вправе
получить   в  участковой    комиссии    по    проведению   референдума
открепительное   удостоверение   на  право  участия  в референдуме.  В
получении   открепительного   удостоверения   на  право    участия   в
референдуме   гражданин   расписывается   в  списке   с указанием даты
получения.   Выдача  открепительного  удостоверения  регистрируется  в
реестре    выдачи   открепительных   удостоверений.   По  предъявлении
открепительного  удостоверения   гражданин   должен   быть  включен  в
список  граждан,   имеющих  право  на участие в референдуме,  на любом
другом    участке    референдума.     Открепительное     удостоверение
погашается   в  присутствии   предъявителя   и  хранится   у секретаря
участковой  комиссии.   Форма  открепительного  удостоверения и  форма
реестра  выдачи  открепительных  удостоверений  утверждаются комиссией
референдума Архангельской области.
     Досрочное  голосование   граждан,   которые  не могут быть в день
общего   голосования   по  месту   своего   жительства,   может   быть
осуществлено   в  помещении   территориальной  комиссии  по проведению
референдума  (за 15  - 4 дня  до референдума)  или участковой  (за 3 -
1 день  до референдума)  так,   чтобы  при этом не была нарушена тайна
голосования.
     Если  гражданин   голосует  в помещении  территориальной комиссии
референдума,  то на   обратной   стороне   выдаваемого  ему  бюллетеня
ставится печать комиссии и две подписи членов комиссии.
     Заполненный  бюллетень  гражданин  помещает  в  конверт,  который
заклеивает  и  передает  дежурному  члену  комиссии.  На месте склейки
на конверте  ставится  печать   соответствующей   территориальной  или
участковой комиссии.
     Территориальная  комиссия   передает    списки    проголосовавших
граждан  и  конверты   с  бюллетенями   в  соответствующую  участковую
комиссию референдума.
     Комиссия  по   проведению   референдума   Архангельской   области
вправе  разрешить  провести  голосование  досрочно, но не ранее чем за
15  дней   до  дня   проведения   референдума,   на  судах  торгового,
рыболовного,    научно-исследовательского,  военно-морского  и речного
флотов,   которые   в день  проведения  референдума будут находиться в
иностранных     портах,     экспедициях,     плавании,     в    других
труднодоступных и отдаленных местностях.
     В  8  часов   в  день    проведения    референдума   председатель
участковой   комиссии   по  проведению  референдума  объявляет участок
референдума  открытым  и предъявляет  членам  комиссии, наблюдателям и
присутствующим  в помещении  для голосования  гражданам  все ящики для
голосования,   которые   затем   опечатываются;   затем   председатель
участковой  избирательной      комиссии      предъявляет      комиссии
запечатанные  конверты   с  бюллетенями    досрочно    проголосовавших
избирателей,   распечатывает   их  и   опускает   в  урну,  после чего
приглашает   граждан,   имеющих   право   на  участие  в  референдуме,
приступить к голосованию.
     При  получении   бюллетеня   для   голосования   на   референдуме
гражданин  проставляет  в списке  граждан,  имеющих право на участие в
референдуме,   серию  и номер  своего  паспорта  или  заменяющего  его
документа.  С согласия  гражданина  либо по  его просьбе серия и номер
предъявляемого  им паспорта  или  заменяющего   его   документа  могут
быть  проставлены   в  списке   членом   участковой  комиссии с правом
решающего  голоса.   Гражданин  проверяет  правильность  произведенной
записи и расписывается.
     В  случае,   если   гражданин,   имеющий  право  на   участие   в
референдуме,   не  имеет   возможности   самостоятельно  расписаться в
получении  бюллетеня  для  голосования   на  референдуме,   он  вправе
воспользоваться    помощью   другого   лица,   за  исключением  членов
комиссии  по проведению  референдума  и наблюдателей.  Лицо, оказавшее
гражданину    помощь,   указывает   свои   фамилию,  имя,  отчество  и
расписывается   в  списке   граждан,   имеющих   право  на  участие  в
референдуме,  в графе  "Подпись  гражданина  о получении бюллетеня для
голосования на референдуме".
     Каждый  гражданин,   имеющий   право   на  участие в референдуме,
голосует   лично.   Голосование   за  других   лиц   не   допускается.
Заполнение  бюллетеня  для голосования  на референдуме  производится в
кабине,   специально  оборудованном  месте  или  комнате  для  тайного
голосования,   в  которых   не допускается  присутствие  кого бы то ни
было,   за исключением   этого   гражданина.   Гражданин,  не  имеющий
возможности   самостоятельно  заполнить  бюллетень  для голосования на
референдуме,   вправе  пригласить  в кабину,  специально оборудованное
место    или    комнату   для   тайного  голосования  любое  лицо,  за
исключением   членов    комиссий    по    проведению   референдума   и
наблюдателей.   Фамилия,   имя,   отчество   этого  лица указывается в
списке  граждан,   имеющих  право  на участие в референдуме,  рядом  с
подписью   гражданина,   имеющего  право  на участие в референдуме,  о
получении бюллетеня для голосования на референдуме.
     Если  гражданин     голосует    за    принятие   вынесенного   на
референдуме  вопроса,   он ставит  знак "плюс"  или любой иной знак  в
квадрате    под    словом    "за".   Если  гражданин  голосует  против
вынесенного  на референдум  вопроса,  он ставит  знак "плюс" или любой
иной знак в квадрате под словом "против".
     Заполненный  бюллетень    для    голосования    на    референдуме
гражданин,  имеющий  право  на участие  в референдуме, опускает в ящик
для голосования.   Ящики  для голосования  должны  находиться  в  поле
зрения   членов   участковой   комиссии   по  проведению референдума и
наблюдателей.
     Участковая  комиссия    по    проведению    референдума   обязана
обеспечить   возможность   участия   в  голосовании   всем  гражданам,
имеющим   право   на  участие  в референдуме,   в том числе гражданам,
которые  по состоянию  здоровья  либо по  другим уважительным причинам
не  могут  прибыть  для голосования  на участок  референдума и сделали
по этому  поводу  заявление  в устной  или письменной  форме.  В  этих
целях   на  участке   референдума  должно  быть необходимое количество
переносных  ящиков  для голосования.   Количество   переносных  ящиков
для  голосования  определяется  решением  территориальной  комиссии по
проведению  референдума.   Заявление   о  предоставлении   возможности
проголосовать    вне   помещения   участка   референдума  должно  быть
подтверждено  гражданином  в письменной  форме   по  прибытии  к  нему
членов   участковой   комиссии   по  проведению   референдума.  Членам
участковой   комиссии   по  проведению   референдума,   выезжающим  по
заявлениям    о    предоставлении    возможности    проголосовать  вне
помещения  участка  референдума,   выдаются  бюллетени для голосования
на   референдуме,   в   получении    которых   они   расписываются,  в
количестве,   соответствующем  числу  заявлений.   Число заявлений,  а
также    число    использованных    и    возвращенных  бюллетеней  для
голосования   на  референдуме    указывается    в    отдельном   акте.
Одновременно    в  списке   граждан,   имеющих   право  на  участие  в
референдуме,   делается  отметка  о том,   что гражданин  проголосовал
вне помещения  участка  референдума.   При проведении  голосования вне
помещения  участка  референдума  вправе   присутствовать  наблюдатели.
По   возвращении    членов    участковой    комиссии    по  проведению
референдума  в помещение  участка  референдума   переносной  ящик  для
голосования  не вскрывается  до начала  подсчета  голосов. Организация
голосования  вне помещений   участка   референдума   должна  исключать
возможность  нарушения  права  гражданина  на участие в референдуме, а
равно возможность искажения его волеизъявления.
     Председатель  участковой   комиссии   по  проведению  референдума
следит  за порядком  в помещении  для голосования.   Его  распоряжения
обязательны  для всех  присутствующих  в помещении  для голосования. В
случае  отсутствия  председателя  участковой   комиссии  его  заменяет
заместитель   председателя   участковой   комиссии,   а при отсутствии
последнего   -  секретарь   или   иной   член   участковой   комиссии,
уполномоченный комиссией.
     Член  участковой    комиссии     по     проведению    референдума
отстраняется    от    участия    в  работе   комиссии,  а  наблюдатель
незамедлительно   удаляется   из  помещения   участка   референдума  в
случае,   если  они нарушают  тайну  голосования или пытаются повлиять
на  волеизъявление   гражданина.   Решение    об    этом   принимается
участковой комиссией.
     В  случае,   если   гражданин,   имеющий  право  на   участие   в
референдуме,  считает,  что при  заполнении  бюллетеня для голосования
совершил  ошибку,  он вправе  обратиться  к члену участковой комиссии,
выдавшему   бюллетень   для   голосования  на референдуме,  с просьбой
выдать  ему новый  бюллетень  для голосования  на  референдуме  взамен
испорченного.   Член   участковой   комиссии   выдает гражданину новый
бюллетень   для   голосования   на  референдуме,    делая   при   этом
соответствующую  отметку  в списке  граждан,  имеющих право на участие
в референдуме,  рядом  с фамилией  указанного  гражданина. Испорченный
бюллетень    для   голосования   на  референдуме   погашается,  о  чем
составляется отдельный акт.

     Статья  30.  Подсчет   голосов   граждан,   принявших  участие  в
референдуме, участковой комиссией по проведению референдума

     По  истечении   времени  голосования  на референдуме председатель
участковой  комиссии  по проведению  референдума  объявляет о том, что
получить   бюллетени   для   голосования  и проголосовать могут только
граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.
     Перед  вскрытием    ящиков   для   голосования  члены  участковой
комиссии   в  присутствии   наблюдателей,   если   они   находятся   в
помещении      для     голосования,     подсчитывают     и    погашают
неиспользованные  бюллетени  для голосования  на  референдуме.   Число
этих  бюллетеней   оглашается   и  заносится   в  протокол  участковой
комиссии  по проведению  референдума  об  итогах   голосования,  после
чего    председатель    участковой   комиссии   проверяет  сохранность
печатей   или   пломб   на    ящиках   для   голосования,   предлагает
удостовериться   в  их   сохранности   членам   участковой  комиссии и
наблюдателям  и вскрывает  ящики  для  голосования.   Вскрытие  ящиков
для  голосования   осуществляется   поочередно   - вначале  переносных
ящиков  для голосования,  затем  стационарных  ящиков для голосования.
     Вначале  производится   подсчет   бюллетеней   для голосования на
референдуме,   находившихся  в переносных   ящиках   для  голосования.
Число   бюллетеней   для голосования  на референдуме,   находившихся в
переносных  ящиках   для   голосования,   не  должно  превышать  число
подтверждений   в письменной  форме  граждан  о проведении голосования
вне помещения участка референдума.
     В  случае   обнаружения   в  переносном   ящике  для  голосования
большего   числа   бюллетеней   для   голосования на референдуме,  чем
число подтверждений  в письменной   форме   граждан,   все  бюллетени,
находившиеся    в  переносном   ящике   для   голосования,  признаются
недействительными   решением   участковой   комиссии   по   проведению
референдума.
     Этот  факт с  указанием  фамилий  членов участковой  комиссии  по
проведению  референдума,   обеспечивавших  проведение  голосования вне
помещения   участка   референдума,   отражается    в   акте,   который
прилагается  к протоколу  участковой  комиссии  об итогах голосования.
     При  подсчете  голосов  граждан,   имеющих  право  на  участие  в
референдуме,   прежде   всего   отделяются   бюллетени неустановленной
формы,   то есть  не изготовленные   официально   либо  не  заверенные
участковой  комиссией  по проведению  референдума,  и недействительные
бюллетени   для   голосования   на    референдуме.   Недействительными
считаются   бюллетени   для   голосования  на референдуме,  по которым
невозможно   установить   волеизъявление   гражданина,   в   частности
такие,  в которых  знак "плюс"  или любой  иной знак проставлен в двух
квадратах  или не  проставлен  ни в одном  из них.  При  возникновении
сомнения    в  недействительности   бюллетеней   для   голосования  на
референдуме  участковая  комиссия  разрешает  вопрос голосованием. При
принятии    решения    о  признании   бюллетеня   для  голосования  на
референдуме  недействительным  участковая  комиссия  указывает на  его
оборотной   стороне   причины   недействительности  данного бюллетеня.
Эта запись  заверяется  подписями  не менее   трех  членов  участковой
комиссии.     Недействительные    бюллетени    для    голосования   на
референдуме  хранятся  упакованными  отдельно  от других бюллетеней.
     Подсчет  голосов    граждан,    имеющих    право   на  участие  в
референдуме,  должен  проводиться  непосредственно  членами участковой
комиссии   по  проведению  референдума  с правом  решающего голоса без
перерыва  до получения  итогов  голосования,   о которых  должны  быть
извещены  все члены  участковой  комиссии,  а также наблюдатели.
     Участковая  комиссия   по  проведению   референдума    составляет
протокол об итогах голосования.
     В  протокол   об  итогах   голосования   по  участку  референдума
вносятся следующие данные:
     1)  число  граждан,   имеющих  право на  участие  в  референдуме,
зарегистрированных    по    участку   референдума,   включая  граждан,
внесенных   в  список   граждан,   имеющих    право   на   участие   в
референдуме, дополнительно;
     2)  число    бюллетеней    для    голосования   на   референдуме,
полученных участковой комиссией;
     3)  число    выданных    участковой    комиссией   открепительных
удостоверений;
     4)  число  предъявленных  прибывшими  для голосования  гражданами
открепительных удостоверений;
     5)  число  бюллетеней  для голосования  на референдуме,  выданных
гражданам в помещении участка референдума;
     6)  число  бюллетеней  для голосования  на референдуме,  выданных
гражданам,    проголосовавшим   досрочно   и  вне   помещения  участка
референдума;
     7)  число    погашенных    бюллетеней    для    голосования    на
референдуме;
     8)  число    бюллетеней    для    голосования   на   референдуме,
содержащихся  в переносных  ящиках  для голосования   (за  исключением
бюллетеней неустановленной формы);
     9)  число    бюллетеней    для    голосования   на   референдуме,
содержащихся  в стационарных  ящиках  для голосования  (за исключением
бюллетеней неустановленной формы);
     10)  число   извлеченных   из  ящиков  для голосования бюллетеней
неустановленной формы;
     11)  число    действительных    бюллетеней   для  голосования  на
референдуме;
     12)  число      бюллетеней     для     голосования,    признанных
недействительными   (в  том   числе   отдельной    строкой   -   число
бюллетеней   для голосования,   не содержащих  отметок  ни по одной из
позиций);
     13)  число    голосов,    поданных    за  вопрос,  вынесенный  на
референдум;
     14)  число   голосов,   поданных  против вопроса,  вынесенного на
референдум.
     В  случае   вынесения   на  референдум   альтернативных вариантов
решения  вопроса  в протокол  вносятся  все варианты и  число  голосов
граждан,   принявших   участие  в референдуме,   поданных за каждый из
вариантов,   а также  число  голосов   граждан,  принявших  участие  в
референдуме, поданных против всех вариантов.
     В  число  граждан,   имеющих  право  на  участие  в  референдуме,
внесенных   в  список   по  участку   референдума,   включаются  также
граждане,   проголосовавшие   по  открепительным   удостоверениям   на
данном  участке  референдума,   и не  включаются граждане,  получившие
открепительные удостоверения на данном участке референдума.
     Протокол  участковой   комиссии   по  проведению   референдума об
итогах  голосования  составляется  в трех  экземплярах  в  присутствии
всех  членов   участковой   комиссии   и наблюдателей  и подписывается
всеми присутствующими  членами  участковой  комиссии.  Член участковой
комиссии,   не  согласный  с протоколом  в целом  или с отдельными его
положениями,   вправе  приложить  к протоколу  свое особое  мнение,  о
чем   в   протоколе   делается   соответствующая   запись.  К  первому
экземпляру  протокола  приобщаются  жалобы  (заявления)  на  нарушения
настоящего  областного  закона,   поступившие  в участковую комиссию в
день проведения  референдума,   а  также   принятые   по  ним  решения
участковой  комиссии.   Заверенные  копии  жалоб (заявлений) и решений
по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.
     Если  на   голосование    выносилось    одновременно    несколько
вопросов   либо   проводилось   более   одного  референдума,   подсчет
голосов   и  составление   протокола  по каждому  вопросу производятся
отдельно.
     Не  допускается   заполнение   протокола   об  итогах голосования
карандашом  и внесение  в него  каких  бы то ни было исправлений.  При
выявлении   ошибок,   несоответствий  в протоколе  участковой комиссии
по проведению  референдума   об  итогах   голосования,   а  также  при
сомнении    в    правильности    составления    указанного   протокола
вышестоящая  комиссия   по  проведению   референдума   вправе  принять
решение   о  повторном   подсчете  голосов  соответствующей участковой
комиссией.  Повторный  подсчет  голосов  граждан проводится участковой
комиссией   в присутствии  не менее  трех членов  вышестоящей комиссии
по проведению референдума.
     Первый  экземпляр   протокола  участковой  комиссии по проведению
референдума    об    итогах    голосования    после   его   подписания
незамедлительно    направляется   в  соответствующую   территориальную
комиссию по проведению референдума.
     Второй  экземпляр  протокола  участковой  комиссии по  проведению
референдума    об    итогах    голосования    вместе   с  опечатанными
бюллетенями    для    голосования    на    референдуме,    погашенными
открепительными   удостоверениями,   со  списками   членов  участковой
комиссии   с  правом    совещательного    голоса,    наблюдателей   от
инициативной    группы,    общественных    объединений,    иностранных
(международных)   наблюдателей,   представителей   средств    массовой
информации,   присутствовавших   при   подсчете   голосов,  хранится у
секретаря участковой комиссии до окончания ее работы.
     Третий  экземпляр  протокола  участковой  комиссии по  проведению
референдума  об итогах  голосования  предоставляется  для ознакомления
членам   участковой   комиссии   с  правом    совещательного   голоса,
наблюдателям, представителям средств массовой информации.

     Статья  31.  Установление   итогов   голосования  территориальной
комиссией по проведению референдума

     На  основании  протоколов   участковых   комиссий  по  проведению
референдума   об итогах  голосования  путем  суммирования содержащихся
в них данных  территориальная  комиссия   по  проведению   референдума
устанавливает   итоги   голосования   на  соответствующей  территории.
Суммирование  данных,  содержащихся  в протоколах  участковых комиссий
об   итогах    голосования,    осуществляют    непосредственно   члены
территориальной комиссии с правом решающего голоса.
     Территориальная  комиссия  по проведению  референдума  составляет
протокол  об итогах  голосования,  в который  заносятся данные о числе
участковых    комиссий    на    соответствующей   территории  и  числе
протоколов  участковых  комиссий,   на основании  которых составляется
протокол   об  итогах   голосования   по  соответствующей  территории,
суммарные  данные   протоколов   участковых   комиссий,  установленные
частью   девятой   статьи   30 настоящего  областного закона,  а также
общее число  бюллетеней,   полученных  соответствующей   комиссией  от
комиссии Архангельской области по проведению референдума.
     Протокол  территориальной  комиссии  по  проведению   референдума
об итогах  голосования  по соответствующей  территории  составляется в
трех экземплярах  и  подписывается   всеми   присутствующими   членами
территориальной   комиссии.   К  протоколу   в  обязательном   порядке
прилагается  сводная  таблица,   которая  включает  данные  протоколов
всех  участковых   комиссий   по  соответствующей   территории.   Член
территориальной  комиссии,   не согласный  с протоколом  в  целом  или
отдельными   его   положениями,   вправе   приложить  к протоколу свое
особое  мнение,   о чем  в протоколе  делается соответствующая запись.
К  первому   экземпляру  протокола  приобщаются  жалобы (заявления) на
нарушения    настоящего    областного     закона,     поступившие    в
территориальную    комиссию   по  проведению   референдума,   а  также
принятые  по ним  решения  территориальной  комиссии. Заверенные копии
жалоб    (заявлений)   и  решений   по  ним   приобщаются  ко  второму
экземпляру протокола.
     При  выявлении      ошибок,     несоответствий     в    протоколе
территориальной   комиссии   по  проведению   референдума   об  итогах
голосования  по соответствующей  территории,   а также  при сомнении в
правильности   составления    указанного    протокола    комиссия   по
проведению    референдума    Архангельской   области   вправе  принять
решение    о     повторном     подсчете     голосов    соответствующей
территориальной   комиссией.   Повторный   подсчет  голосов проводится
территориальной  комиссией   в  присутствии   не  менее   трех  членов
комиссии по проведению референдума Архангельской области.
     Первый  экземпляр   протокола    территориальной    комиссии   по
проведению   референдума   об  итогах  голосования  по соответствующей
территории  после  его подписания  и сводная  таблица  незамедлительно
направляются    в  комиссию   Архангельской   области   по  проведению
референдума.
     Второй  экземпляр    протокола    территориальной    комиссии  по
проведению  референдума  об итогах   голосования   по  соответствующей
территории   и  сводная   таблица   вместе   с  протоколами участковых
комиссий    по    проведению    референдума,    со   списками   членов
территориальной    комиссии    с    правом    совещательного   голоса,
наблюдателей  от  инициативной   группы,   общественных   объединений,
иностранных   (международных)  наблюдателей,   представителей  средств
массовой   информации,   присутствовавших   при   установлении  итогов
голосования  по соответствующей  территории  и составлении  протокола,
хранятся  у секретаря   территориальной   комиссии   до  окончания  ее
работы.
     Третий  экземпляр   протокола    территориальной    комиссии   по
проведению   референдума   об  итогах  голосования  по соответствующей
территории  и  сводная   таблица   предоставляются   для  ознакомления
членам   территориальной   комиссии   с правом  совещательного голоса,
наблюдателям, представителям средств массовой информации.

     Статья  32.  Определение  результатов  референдума  Архангельской
области

     На  основании     протоколов     территориальных    комиссий   по
проведению  референдума  об итогах  голосования,   путем  суммирования
содержащихся   в  них   данных   комиссия   референдума  Архангельской
области    определяет     результаты     референдума.     Суммирование
содержащихся   в  протоколах   комиссий   по  проведению   референдума
данных  осуществляют   непосредственно   члены   комиссии  референдума
Архангельской области с правом решающего голоса.
     Комиссия  референдума     Архангельской     области      признает
референдум  состоявшимся,   если  в голосовании  приняло участие более
половины граждан, имеющих право на участие в референдуме.
     Число  граждан,   принявших  участие  в голосовании, определяется
по  числу   бюллетеней    для    голосования    установленной   формы,
извлеченных из ящиков для голосования.
     Комиссия  референдума  Архангельской  области   признает  решение
принятым    на   референдуме,   если   за  него  в  целом  по  области
проголосовало   более   половины   граждан,    принявших   участие   в
голосовании.  Если на  референдум  выносились  альтернативные варианты
вопросов  и ни один  из указанных  вариантов  не получил  необходимого
числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.
     Комиссия  референдума    Архангельской     области     составляет
протокол   о  результатах  референдума,   который  подписывается всеми
присутствующими  членами  комиссии  с правом   решающего  голоса  и  в
который вносятся следующие данные:
     1)  число  территориальных  комиссий  по проведению референдума;
     2)  число   протоколов   территориальных   комиссий по проведению
референдума   об    итогах    голосования,    на   основании   которых
составляется  протокол  комиссии  референдума  Архангельской области;
     3) число граждан,  имеющих право  на участие в референдуме;
     4)  число    выданных    участковыми   комиссиями  по  проведению
референдума открепительных удостоверений;
     5)  число       предъявленных      гражданами      открепительных
удостоверений;
     6)  число    бюллетеней    для    голосования   на   референдуме,
полученных  участковыми  комиссиями  по проведению  референдума;
     7)  число  бюллетеней  для голосования  на референдуме,  выданных
гражданам на участках референдума;
     8)  число   бюллетеней   для   голосования,  выданных  гражданам,
проголосовавшим  досрочно  и вне  помещений  участков референдума;
     9)  число     погашенных     бюллетеней    для   голосования   на
референдуме;
     10)  число    бюллетеней    для    голосования   на  референдуме,
содержащихся  в переносных  ящиках  для голосования   (за  исключением
бюллетеней неустановленной формы);
     11)  число   бюллетеней    для    голосования   на   референдуме,
содержащихся  в стационарных  ящиках  для голосования  (за исключением
бюллетеней неустановленной формы);
     12)  число   извлеченных   из  ящиков  для голосования бюллетеней
неустановленной формы;
     13)  число    действительных    бюллетеней   для  голосования  на
референдуме;
     14)  число    бюллетеней    для    голосования   на  референдуме,
признанных  недействительными  (в  том   числе   отдельной  строкой  -
число   бюллетеней   для   голосования  на референдуме,  не содержащих
отметок ни по одной из позиций);
     15)  число    голосов,    поданных    за  вопрос,  вынесенный  на
референдум;
     16)  число   голосов,   поданных  против вопроса,  вынесенного на
референдум.
     В  случае   вынесения   на  референдум   альтернативных вариантов
вопроса  в протокол  вносятся  все варианты  и число голосов  граждан,
принявших  участие  в референдуме,   поданных  за каждый из вариантов,
а также  число  голосов  граждан,   принявших участие  в  референдуме,
поданных против всех вариантов.
     Если  на   голосование    выносилось    одновременно    несколько
вопросов    либо   проводилось   более   одного  референдума,  подсчет
голосов  и составление  протокола  по  каждому   вопросу  производятся
отдельно.
     Член  комиссии  референдума,  не согласный  с протоколом комиссии
референдума  о результатах  референдума  в целом  или с отдельными его
положениями,  вправе  приложить  к протоколу  свое  особое  мнение,  о
чем в протоколе делается соответствующая запись.
     К  протоколу   комиссии   референдума   Архангельской  области  о
результатах  референдума  в обязательном  порядке  прилагается сводная
таблица,   которая  включает  данные  протоколов всех  территориальных
комиссий по проведению референдума.

     Статья  33.    Опубликование    и  вступление   в  силу  решения,
принятого на референдуме Архангельской области

     Принятое  на референдуме  Архангельской  области  решение и итоги
голосования  в целом  по области  подлежат  официальному опубликованию
комиссией   референдума   Архангельской  области  не позднее трех дней
после определения  результатов   референдума.   Комиссия   референдума
Архангельской   области   в тот  же срок  опубликовывает для всеобщего
сведения  итоги  голосования  по каждой  территории области  с  учетом
положений статьи 31 настоящего областного закона.
     Решение,  принятое    на    референдуме   Архангельской  области,
является  общеобязательным,    не    нуждается     в    дополнительном
утверждении  и   вступает    в    силу    со   дня   его  официального
опубликования.
     Решение,  принятое    на    референдуме,    действует   на   всей
территории  области  и может  быть отменено  или изменено не иначе как
путем принятия решения на новом референдуме.
     Если  для  реализации   решения,   принятого    на   референдуме,
требуется  издание     дополнительного     правового     акта,   орган
государственной  власти,   в чью  компетенцию  входит  данный  вопрос,
обязан  в  течение   15  дней   со  дня   вступления  в  силу решения,
принятого  на  референдуме,   определить   срок   подготовки   данного
правового акта.

     Статья 34.  Хранение документации референдума

     Документация  участковых   комиссий   по проведению  референдума,
включая  бюллетени  для  голосования   на  референдуме   и  погашенные
открепительные    удостоверения,    передается    в    соответствующие
территориальные  комиссии  по проведению  референдума  не  позднее  10
дней со  дня официального  опубликования  результатов  референдума.
     Территориальные  комиссии    по    проведению    референдума   по
окончании   своей   работы   сдают   всю  документацию  на  постоянное
хранение в архивное учреждение.
     По  истечении    двух    лет   после  официального  опубликования
результатов  референдума  бюллетени  для голосования  на референдуме и
погашенные    открепительные    удостоверения   уничтожаются,   о  чем
составляется  акт  по   форме,   утверждаемой   комиссией  референдума
Архангельской области.
     Документация  комиссии   Архангельской   области   по  проведению
референдума   сдается   на постоянное  хранение  в архивное учреждение
через   год    со   дня    официального    опубликования   результатов
референдума Архангельской области.

      ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
               О РЕФЕРЕНДУМЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья  35.  Ответственность  за нарушение   законодательства   о
референдуме Архангельской области

     Лица,  препятствующие   свободному   осуществлению    гражданином
Российской   Федерации   его   права   на  участие в референдуме путем
подкупа,   обмана,   применения  физического  насилия или  угрозы  его
применения,  подлога  документов  референдума,  заведомо неправильного
подсчета  голосов  граждан,   имеющих  право на участие в референдуме,
или иным  путем,   либо  препятствующие  работе комиссий по проведению
референдума  и работе  членов  указанных  комиссий,  а также  законной
деятельности    инициативной    группы,   наблюдателей   или  условиям
проведения   агитации,   либо   препятствующие   выполнению   решения,
принятого   на  референдуме,   несут   административную  или уголовную
ответственность в соответствии с законодательством.

                ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 36. Вступление в силу настоящего областного закона

     Настоящий  областной    закон    вступает   в  силу  со  дня  его
официального опубликования.



     Глава администрации области          А.А.Ефремов

     г. Архангельск.
     28 мая 1996 года.
     N 48-24-ОЗ





                                                        Приложение
                                               к областному закону
                                           от 28.05.96  N 48-24-ОЗ

                          ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

__________________________________________________________________
    (Наименование территории, где собираются подписи граждан)

__________________________________________________________________

  (Наименование  объединения,  образовавшего  инициативную  группу)
------------------------------------------------------------------
¦Номер           ¦Дата       ¦Наименование избирательной комиссии¦
¦регистрационного¦регистрации¦субъекта Российской Федерации,     ¦
¦свидетельства   ¦           ¦которая зарегистрировала           ¦
¦                ¦           ¦инициативную группу                ¦
+----------------+-----------+-----------------------------------+
¦                ¦           ¦                                   ¦
¦                ¦           ¦                                   ¦
-----------------+-----------+------------------------------------
     Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем  инициативу  о проведении
референдума  Архангельской  области   с   формулировкой    вопроса
(вопросов):
__________________________________________________________________

--------------------------------------------------------------------
¦NN ¦ Фамилия, ¦Дата    ¦ Адрес      ¦Серия и номер¦Дата   ¦Подпись¦
¦п/п¦ имя,     ¦рождения¦ места      ¦паспорта или ¦подписи¦       ¦
¦   ¦ отчество ¦        ¦ жительства ¦заменяющего  ¦       ¦       ¦
¦   ¦          ¦        ¦            ¦его документа¦       ¦       ¦
+---+----------+--------+------------+-------------+-------+-------+
¦ 1.                                                               ¦
¦ 2.                                                               ¦
¦                                                                  ¦
¦10.                                                               ¦
--------------------------------------------------------------------

     Подписной лист удостоверяю: _________________________________
__________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, дата рождения,  место жительства, серия и
номер паспорта  или заменяющего  его документа  лица,  собиравшего
подписи)
                                                  (Подпись и дата)

Уполномоченный инициативной группы: ______________________________
__________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, дата рождения,  место жительства, серия и
номер паспорта  или  заменяющего  его  документа   уполномоченного
инициативной группы)
                                                  (Подпись и дата)




Информация по документу
Читайте также