Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Архангельской области от 23.09.2002 № 178ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 сентября 2002 г. N 178 г.Архангельск Утратилo силу - Постановление Правительства Архангельской области от 24.06.2014 г. N 255-пп_ О ПОДПРОГРАММЕ "МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ ПОМОРЬЯ" НА 2003 - 2005 ГОДЫ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА" Учитывая решение правительства администрации области от 27.06.2002 N 12/3 о подпрограмме "Молодые ученые Поморья" на 2003 - 2005 годы программы "Развитие науки и технологий в Архангельской области до 2005 года", постановляю: 1. Утвердить прилагаемую подпрограмму "Молодые ученые Поморья" на 2003 - 2005 годы программы "Развитие науки и технологий в Архангельской области до 2005 года" (далее - Подпрограмма). 2. Департаментам, комитетам, управлениям администрации области обеспечить выполнение мероприятий Подпрограммы. 3. Департаменту финансов администрации области совместно с отделом науки и высшей школы при формировании областного бюджета предусматривать выделение средств на реализацию Подпрограммы. 4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации области по социальным вопросам Румянцеву Т.Д. Глава администрации А.А.ЕФРЕМОВ Утверждена постановлением главы администрации Архангельской области от 23.09.2002 N 178 ПОДПРОГРАММА "МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ ПОМОРЬЯ" НА 2003 - 2005 ГОДЫ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА" Паспорт Подпрограммы "Молодые ученые Поморья" на 2003 - 2005 годы Наименование Подпрограмма "Молодые ученые Поморья" на 2003 - документа 2005 годы программы "Развитие науки и технологий в Архангельской области до 2005 года" Основания - поручение главы администрации области; для разработки - решение правительства администрации Архангельской области от 30 января 2001 года N 45/1 "О программе социально-экономического развития Архангельской области на 2001 - 2005 годы" (подпрограмма 11 "Развитие науки и технологий в Архангельской области до 2005 года"); - решение правительства администрации Архангельской области от 25 декабря 2001 г. N 8/1 "Об основных направлениях развития среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в Архангельской области на 2002 - 2004 годы" Государственный Отдел науки и высшей школы администрации заказчик Архангельской области Основные - отдел науки и высшей школы администрации разработчики области; - департамент образования администрации области; - Совет ректоров ВУЗов Архангельской области; - Архангельский научный центр Уральского отделения Российской академии наук Цель и задачи Цель Подпрограммы - сохранение наиболее плодотворной части научного персонала, сокращение оттока из науки молодых специалистов; обеспечение минимально необходимых воспроизводственных кадровых потребностей фундаментальной, прикладной и вузовской науки, научных комплексов высокотехнологичных отраслей промышленности на основе устойчивой стабилизации научной сферы региона, усиления мотивации труда в науке. Задачи Подпрограммы: - усиление государственной политики в сфере науки и привлечение молодежи к научно - техническому творчеству и научным исследованиям; - формирование системы поддержки молодых ученых и привлечение талантливых молодых людей в науку; - укрепление материально-технической базы сферы науки; - развитие системы непрерывного научного творчества (довузовская, вузовская и послевузовская подготовка); - пропаганда научных и научно-технических достижений молодежи; - совершенствование организации и управления сферой науки для эффективного стимулирования и вовлечения в нее талантливой молодежи Перечень Нормативно-правовое обеспечение поддержки основных молодых ученых; кадровое обеспечение научных мероприятий учреждений; создание условий, мотивирующих молодежь к занятию научным и научно-техническим творчеством Сроки реализации 2003 - 2005 годы Исполнители - отдел науки и высшей школы администрации основных области; мероприятий - департамент образования администрации области; - комитет по делам женщин, семьи и молодежи администрации области; - Совет ректоров ВУЗов Архангельской области; - Архангельский научный центр УрО РАН; - межрегиональный Ломоносовский фонд; - областная научная библиотека им. Н.А.Добролюбова; - учреждения высшего и среднего профессионального образования; - научные организации и учреждения Объемы Всего по программе - 12640 тыс. руб., и источники в том числе: финансирования - федеральный бюджет - 5250 тыс. руб.; - областной бюджет - 3160 тыс. руб.; - внебюджетные средства учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных учреждений и организаций - 4230 тыс. рублей Ожидаемые - организация в научных учреждениях рабочих результаты мест, эффективных и привлекательных для молодых специалистов, прежде всего по приоритетным направлениям развития науки и социально-экономической сферы региона; - создание и внедрение в научных организациях эффективной системы адаптации молодых специалистов; - реализация первого этапа мер по совершенствованию профессионально - квалификационной, отраслевой и секторной структуры научных и научно-педагогических кадров в соответствии с приоритетами государственной и областной научно - технической, образовательной и экономической политики; - снижение оттока из науки молодых кадров; - увеличение ежегодного притока молодых способных к науке специалистов в научно - техническую сферу Система контроля Контроль за реализацией Подпрограммы за исполнением осуществляет в установленном порядке отдел науки и высшей школы администрации области Введение Несмотря на сохранение значительного научного потенциала, определенные прогрессивные преобразования научной сферы региона, наличие весомых достижений ученых и некоторое улучшение финансово-экономической ситуации как в стране в целом, так и в Архангельской области, региональная наука и ее кадровый состав находятся в неустойчивом состоянии. Социально-экономические и политические реформы последнего десятилетия, неопределенность государственной научно-технической политики осложнили условия труда и социальное положение ученых. В течение 1990-х годов более чем в два раза сократилась их численность, из-за "утечки умов" ухудшились качественные характеристики научных кадров. В результате средний возраст российского ученого составляет 49 лет, кандидата наук - 52 года, доктора наук - 61 год. Массовый отток из академических и отраслевых НИИ, научных подразделений ВУЗов молодых и средневозрастных квалифицированных специалистов, сопровождаемый старением и выбытием по возрасту из сферы науки и высоких технологий опытных научных кадров, делает реальной угрозу утраты преемственности между поколениями российских ученых, значительно снижает эффективность их труда. В этой связи возникает необходимость решения двух основных задач: 1) совершенствование возрастной структуры научных кадров путем снижения оттока из научной сферы, привлечения и закрепления в науке необходимого количества молодых талантливых ученых и специалистов; 2) улучшение общих условий труда, профессионально - квалификационной структуры и эффективной занятости научного персонала, способного обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности региональной науки и техники, экономики и социальной сферы. Успешное решение этих задач требует комплексного подхода - сочетания целевых (адресных) методов поиска, отбора и вовлечения в научную деятельность молодых талантливых ученых и специалистов с общими методами поддержки научно-технической сферы. На федеральном и региональном уровнях создана легитимная основа поддержки науки и молодых ученых. Данная Подпрограмма разработала с учетом таких нормативных документов, как Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (N 127-ФЗ от 23.08.1996), Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (N 125-ФЗ от 22.08.1996), Указ Президента РФ "О доктрине развития российской науки" (N 884 от 13.06.1996), Постановление Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации" (N 543 от 07.05.1997), Федеральная программа развития образования (N 51-ФЗ от 10.04.2000), соответствующие программы поддержки молодых ученых Минпромнауки России, Минобразования России, Российской академии наук, областной закон "О региональной научно-технической политике Архангельской области", решение правительства администрации Архангельской области от 30.01.2001 N 45/1 "О программе социально-экономического развития Архангельской области на 2001 - 2005 годы" (подпрограмма 11 "Развитие науки и технологий в Архангельской области до 2005 г.", решение правительства администрации Архангельской области от 25.12.2001 N 8/1 и постановление администрации Архангельской области "О подпрограмме "Основные направления развития среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в Архангельской области на 2002 - 2004 годы". Разработчиками Подпрограммы стали отдел науки и высшей школы администрации области, департамент образования администрации области, Совет ректоров ВУЗов Архангельской области, Архангельский научный центр УрО РАН. Подпрограмма разрабатывалась в течение 2001 года в рамках реализации программы "Развитие науки и технологий в Архангельской области до 2005 года" и выполнения поручения главы администрации области. Проект Подпрограммы обсуждался в научных учреждениях и высших учебных заведениях, на заседаниях Совета ректоров ВУЗов области, Президиума Архангельского научно-образовательного центра, рабочей группы под руководством заместителя главы администрации области Румянцевой Т.Д., во время работы региональной научно-практической конференции молодых ученых "Ломоносова достойные потомки" (Архангельск, ноябрь 2001 г.), прошел согласование в структурных подразделениях администрации области и территориальных органах федеральных министерств и ведомств. Подпрограмма содержит анализ кадрового состояния науки и проблем, стоящих перед молодыми учеными в настоящее время, цели, задачи и приоритетные направления реализации программы, мероприятия по их реализации и ожидаемые результаты. Мероприятия Подпрограммы учитывают основные положения соответствующих федеральных и областных законов, а также социально-экономические, этнокультурные, экологические, демографические и другие особенности Архангельской области, направлены на решение вопросов, отнесенных Федеральными законами "О науке и государственной научно-технической политике" (1996) и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1997), Уставом Архангельской области к ведению органов государственной власти и местного самоуправления в Архангельской области. Исполнителями Подпрограммы являются департаменты, комитеты, управления администрации Архангельской области, научные организации, учреждения высшего и среднего профессионального образования, Совет ректоров ВУЗов Архангельской области, Архангельский научный центр УрО РАН, межрегиональный Ломоносовский фонд, областная научная библиотека им. Н.А.Добролюбова. I. Оценка состояния развития науки и участия в ней молодежи в Архангельской области Научные разработки на территории Архангельской области осуществляют три типа научных организаций: а) академические, к которым относятся: - Архангельский научный центр Уральского отделения Российской академии наук (АНЦ УрО РАН), созданный решением Президиума РАН от 30.10.2001 N 266 в составе Института экологических проблем Севера УрО РАН (ИЭПС), Института физиологии природных адаптации УрО РАН (ИФПА) и Архангельского филиала Института экономики УрО РАИ (АФ ИЭ); - Северный научный центр Российской академии медицинских наук (РАМН), работающий в структуре СГМУ; - Поморский центр Северо-западного отделения Российской академии образования (РАО) на базе ПГУ им. М.В.Ломоносова; б) отраслевые, среди которых особенно выделяются пять научно-исследовательских институтов: Северный НИИ лесного хозяйства (СевНИИЛХ), Архангельский НИИ сельского хозяйства (АрхНИИСХ), ГУП "Северное отделение Полярного НИИ рыбного хозяйства и океанографии" (СевПИНРО), ОАО "Научдревпром-ЦНИИМОД", НИПТБ "Онега"; в) вузовские - 16 научных центров и институтов, 20 научно-исследовательских и проблемных лабораторий работают на базе учреждений высшего профессионального образования, ведущими среди которых являются Архангельский государственный технический университет (АГТУ), Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова (ПГУ), Северный государственный медицинский университет (СГМУ), СевмашВТУЗ, Архангельский филиал ВЗФЭИ. Всего на территории области находятся 23 государственных и негосударственных ВУЗа и филиала, где обучаются 35 тыс. студентов, 30% из которых занимаются в научных студенческих обществах. А из 23 тыс. студентов 32 средних специальных учебных заведений области научной работой занимаются 10% учащихся. Продолжается процесс интеграции академической и вузовской науки, что проявляется в организации совместных исследовательских проектов, научно-исследовательских экспедиций, в создании научно-образовательных центров (например, НОЦ "Химия природных соединений" на базе АГТУ совместно с УрО РАН и ИФПА УрО РАН, НОЦ "Биомедицинские проблемы ИЭПС геоэкологии" на базе ПГУ и ИЭПС, отдел морских исследований на базе ИЭПС УрО РАН и Северного межрегионального управления по гидрометеорологии). На основе соглашений администрации Архангельской области с Минпромнауки России, Минобразования России, Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) и Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) проводится долевое финансирование научно-исследовательских проектов на конкурсной основе. Начиная с 1998 года, на конкурсной основе формируется областной заказ на научно-технические и исследовательские проекты, финансируемые за счет средств областного бюджета по статье "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". Приоритет в этих конкурсах следует отдавать научным коллективам, в состав которых входят молодые ученые. Координационную работу в сфере науки осуществляет отдел науки и высшей школы администрации Архангельской области совместно с Советом ректоров ВУЗов Архангельской области и Президиумом Архангельского научно-образовательного центра (АНОЦ), представляющим академическую, вузовскую и отраслевую науку и созданным на основе АОНЦ 4 июня 2001 года (соответствующее соглашение подписано главой администрации Архангельской области А.А.Ефремовым, вице-президентом РАН, академиком Лаверовым Н.П. и заместителем председателя УрО РАН, академиком Большаковым В.Н.). В настоящее время членами АНОЦ являются 15 организаций. Таким образом, созданы необходимые предпосылки для того, чтобы Архангельск стал крупным научно-образовательным центром, в рамках которого происходит интеграция академической, отраслевой и вузовской науки, способной решать социально-экономические проблемы региона. Мониторинг состояния научного потенциала области позволяет представить следующую картину. За период с 1996 г. по 2002 г. возросла численность как кандидатов, так и докторов по всем отраслям наук. В три раза возросло число докторов наук - с 56 до 165. В полтора раза выросло число кандидатов наук - на конец 2001 года их было более 1000 человек. В области сегодня работают 1 член-корреспондент РАН, 1 академик РАМН, 1 член-корреспондент РАО, около 70 действительных членов и членов-корреспондентов общественных академий. В номенклатуре научных работников, утвержденной Министерством науки и технологий РФ в январе 2000 года, определена 21 отрасль науки, по 20 из них в Архангельской области есть специалисты. В настоящее время среднестатистический ученый в Архангельской области - это вузовский работник. Более 800 кандидатов и 150 докторов наук работают в высших учебных заведениях; место работы - г. Архангельск, далее по убывающей - г. Северодвинск, г. Коряжма, г. Новодвинск, Соловки. Из общего количества около 1/3 составляют доктора медицинских наук, среди всех кандидатов 25% составляют кандидаты медицинских наук. Стабильный рост кандидатов и докторов наук в последние три года наблюдается в ПГУ им. М.В.Ломоносова и СГМУ (примерно по 20 кандидатов и по 8 - 10 докторов наук каждый год). Созданная в ВУЗах за последние годы система подготовки кадров способствует тому, что рост числа докторов и кандидатов наук активно идет за счет обучения в аспирантуре и докторантуре, а не за счет приглашенных специалистов. Основная масса специалистов высшей квалификации работает на кафедрах и в научных центрах ведущих ВУЗов области. Одна из наиболее острых проблем региональной науки - старение научного потенциала, которая порождает проблему сохранения научных школ. В нашем регионе в разных отраслях эта проблема проявляется по-разному. Так, распределение докторов наук по возрастным категориям свидетельствует, что количество ученых в них примерно равное - от 15% до 19%. Исключение составляют "старшая" и "младшая" возрастные категории, в их состав входят по 6% - 7% от общего числа докторов. Явного разрыва между поколениями докторов наук нет. Но это благополучие иллюзорное, поскольку такая картина обеспечивается за счет докторов медицинских наук. В то же время анализ по отдельным отраслям наук приводит к иным выводам. Есть отрасли наук, по которым нет докторов, например, географические науки, или их настолько мало, что говорить о преемственности поколений не приходится. По одной из важнейших для региона отраслей - науки о Земле (геолого-минералогические) в регионе 3 доктора наук, и ни один ВУЗ не готовит инженеров-геологов и геофизиков. Весьма неоднозначно кадровое состояние прикладной науки в Архангельской области, есть примеры явного разрушения и столь же явного возрождения. Так, считавшийся некогда сильным, прикладной институт ЦНИИМОД в настоящее время продолжает терять кадры - из 21 кандидата наук, работавших в 1995 году, в 2001 г. осталось 4 (зато двое из них защитили докторские диссертации в 2002 г.). А в организации "Северный научно-исследовательский институт промышленности" в настоящее время нет ни одного специалиста высшей квалификации (в 1995 г. было 8 кандидатов наук). Трудные времена переживает и Северный научно - исследовательский институт лесного хозяйства, что объясняет уход кадров из института: из 21 кандидата наук, работавших в 1995 г., осталось 15. Номинально существует Северный филиал НИИ охотничьего хозяйства и звероводства РАСХМ. Однако есть и позитивные примеры. В два раза увеличилось число кандидатов наук в СевПИНРО. Это одно из стабильно работающих предприятий, где научные исследования по-прежнему сохранили свою значимость. В 2000 г. впервые на материалах исследований в СевПИНРО защищена докторская диссертация. За последние годы значительно улучшилось положение в Архангельском НИИ сельского хозяйства. Институт не только не потерял, но резко увеличил численность научных кадров: в 1995 г. в нем работали 2 кандидата наук, а и настоящее время - 7 кандидатов и 4 доктора наук, 4 аспиранта. Вместе с тем условия существования научно-исследовательских институтов лесного и сельскохозяйственного профиля на Севере трудно сравнивать - сельское хозяйство из-за сурового климата не являлось престижной отраслью, за исключением животноводства. В то время как институты ЛПК ранее имели большие возможности. В результате демонтажа системы отраслевого управления научно-производственные предприятия вынуждены искать способы выживания, адаптации к новым условиям, приспосабливаться к суженному платежеспособному спросу. Различия в результатах этих поисков очевидны. В связи с сокращением в 1980 - 90-е годы численности специалистов, выполнявших научные исследования и разработки, большое значение приобрела подготовка научных кадров силами научно-образовательных учреждений региона. Во-первых, уже в студенческие годы 10% студентов ССУЗов и 30% студентов ВУЗов начинают заниматься научно-исследовательской работой под руководством опытных преподавателей. Во-вторых, в Архангельской области подготовку научных и научно-педагогических кадров осуществляют четыре организации, имеющие аспирантуру и докторантуру (ПГУ, СГМУ, АГТУ, ИЭПС УрО РАН). Количество диссертационных советов за последние пять лет увеличилось с 4 (по 5 специальностям) до 8 (по 16 специальностям), а численность аспирантов - с 228 человек (по 40 специальностям) до более 400 человек (по 57 специальностям). Общее число докторантов в области в 2001 году возросло и составило 32 человека, из них 18 человек в возрасте до 40 лет и 14 - в возрасте от 40 до 49 лет. Это резерв научного потенциала, и задача не только выучить молодых людей, но и закрепить их в научных учреждениях. К сожалению, не все выпускники аспирантуры или докторантуры остаются работать в научных учреждениях и ВУЗах. Основные причины этого: низкая заработная плата, нестабильное социально-экономическое положение ученых, неудовлетворительное решение социально-бытовых вопросов (таблица 2). Решение этих проблем делает необходимой разработку региональной программы поддержки молодых ученых и вовлечения молодежи в сферу научно-технической деятельности, а также комплекса мер прямого и косвенного стимулирования научной деятельности. УРОВНИ СТИПЕНДИЙ (И ЗАРПЛАТ) МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ +----------------------------------------------------------------+ ¦ Организации ¦ Стипендия (зарплата), руб. ¦ ¦ +-------------------------------------¦ ¦ ¦ Аспиранты ¦ Соискатели ¦ Докторанты ¦ +--------------------------+-----------+------------+------------¦ ¦ АГТУ ¦ 700 ¦ 1012 ¦ 1970 кн ¦ +--------------------------+-----------+------------+------------¦ ¦ СГМУ ¦ 850 ¦ 2500 ¦ 1700 ¦ +--------------------------+-----------+------------+------------¦ ¦ ПГУ ¦ 842 ¦ 1144 ¦ 1638 ¦ +--------------------------+-----------+------------+------------¦ ¦ СевмашВТУЗ ¦ 1930 ¦ 2470 ¦ 4250 ¦ +--------------------------+-----------+------------+------------¦ ¦ ИЭПС ¦ 1350 ¦ 1100 ¦ 1700 ¦ +--------------------------+-----------+------------+------------¦ ¦ НИПТБ "Онега" ¦ 3590 ¦ ¦ ¦ +--------------------------+-----------+------------+------------¦ ¦ АрхНИИСХ ¦ ¦ 1694 ¦ ¦ +--------------------------+-----------+------------+------------¦ ¦ ИФПА ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+-----------+------------+------------¦ ¦ в среднем ¦ 1113 ¦ 1655 ¦ 2251,6 ¦ +----------------------------------------------------------------+ К основным проблемам привлечения талантливой молодежи в науку относятся следующие: 1. Условия труда, не отвечающие современным требованиям, и нестабильное социальное положение ученых (в том числе низкая заработная плата, неудовлетворительное решение социально-бытовых вопросов). 2. Снижение социального статуса научного и научно-педагогического труда. 3. Отток научных кадров из региона и в другие сферы социально-экономической деятельности. 4. Старение научных кадров. 5. Угроза утраты преемственности между поколениями ученых и потеря традиций научных школ. II. Цели и задачи Подпрограммы, сроки реализации Цель Подпрограммы - сохранение наиболее плодотворной части научного персонала, сокращение оттока из науки молодых специалистов; обеспечение минимально необходимых воспроизводственных кадровых потребностей фундаментальной, прикладной и вузовской науки, научных комплексов высокотехнологичных отраслей промышленности на основе устойчивой стабилизации научной сферы региона, усиления мотивации труда в науке. Задачи Подпрограммы: - усиление государственной политики в сфере науки и привлечение молодежи к научно-техническому творчеству и научным исследованиям; - формирование системы поддержки молодых ученых и привлечение талантливых молодых людей в науку; - укрепление материально-технической базы сферы науки; - развитие системы непрерывного научного творчества (довузовская, вузовская и послевузовская подготовка); - пропаганда научных и научно-технических достижений молодежи; - совершенствование организации и управления сферой науки для эффективного стимулирования и вовлечения в нее талантливой молодежи. Сроки реализации Подпрограммы - 2003 - 2005 годы. III. Ресурсное обеспечение Подпрограммы Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением федерального бюджета, внебюджетных средств научных учреждений и ВУЗов, бюджетов муниципальных образований области. Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 12640 тыс. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 5250 тыс. руб., областного бюджета - 3160 тыс. руб., внебюджетных средств учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных учреждений и организаций - 4230 тыс. руб. Объемы финансирования Подпрограммы на 2003 - 2005 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета на очередной финансовый год, исходя из возможностей областного бюджета. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОДПРОГРАММЫ (тыс. рублей, в ценах 2002 года) +----------------------------------------------------------------+ ¦ Источники финансировании ¦ 2003 г. ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦ Итого ¦ +--------------------------+---------+---------+---------+-------¦ ¦Всего по Подпрограмме ¦ 2480 ¦ 4600 ¦ 5560 ¦ 12640 ¦ +--------------------------+---------+---------+---------+-------¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦из областного бюджета ¦ 620 ¦ 1150 ¦ 1390 ¦ 3160 ¦ +----------------------------------------------------------------+ IV. Механизм реализации Подпрограммы Реализация Подпрограммы осуществляется, как правило, на основе контрактов, заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий. Отбор мероприятий в Подпрограмму осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с областным законом "О конкурсах на размещение заказов по поставке товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (в редакции от 19.02.2002 N 88-12-ОЗ). Финансирование Подпрограммы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке, через государственного заказчика в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год. При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Подпрограммой государственный заказчик уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, а также перечень мероприятий для ее реализации в установленные сроки. Механизм реализации Подпрограммы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий Подпрограммы; плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий, проектов; соглашений, заключаемых государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов; перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования. V. Организация управления и контроль за ходом реализации Подпрограммы Отдел науки и высшей школы администрации области осуществляет контроль за ходом реализации Подпрограммы, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Подпрограммы на очередной финансовый год, а также подготавливает информацию о ходе реализации Подпрограммы за отчетный квартал и по итогам за год. Государственный заказчик в своих отчетах информирует департамент финансов администрации области и департамент экономического развития Архангельской области также обо всех заключенных с исполнителями Подпрограммы государственных контрактах (договорах) и их финансировании из областного бюджета. Корректировка Подпрограммы, в том числе включение в нее новых подпрограмм или мероприятий, а также продление срока ее реализации, осуществляется в установленном порядке по предложению отдела науки и высшей школы администрации области. Срок действия Подпрограммы может продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока действия Подпрограммы на более длительный период разрабатывается новая программа. При необходимости департамент финансов администрации области и департамент экономического развития Архангельской области с участием отдела науки и высшей школы администрации области организуют проверки хода реализации Подпрограммы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование средств, достигнутые результаты. По результатам проверок готовятся и вносятся на рассмотрение главы администрации области предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования Подпрограммы или о их прекращении. Контроль включает периодическую отчетность исполнителей о качестве и сроках реализации программных мероприятий и рациональном использовании выделяемых им финансовых средств. VI. Оценка эффективности реализации Подпрограммы Важнейшим результатом реализации Подпрограммы будет увеличение числа молодых людей, занимающихся научным и научно-техническим творчеством, вовлеченных в решение актуальных для региона социально-экономических проблем. Подпрограмма позволит привлечь в регион средства федерального бюджета за счет участия в долевом финансировании соответствующих программ Минпромнауки России, Минобразования России, РАН. Реализация Подпрограммы позволит: - организовать в научных учреждениях рабочие места, эффективные и привлекательные для молодых специалистов и ученых, прежде всего по приоритетным направлениям развития науки и социально-экономической сферы региона; - создать и внедрить в научных организациях эффективную систему адаптации молодых специалистов; - реализовать систему мер по совершенствованию профессионально-квалификационной, отраслевой и секторной структуры научных и научно-педагогических кадров в соответствии с приоритетами государственной и областной научно-технической, образовательной и экономической политики; - снизить отток из науки молодых перспективных кадров; - создать систему материального и морального стимулирования научной молодежи, увеличить приток молодых способных к науке специалистов в научно-техническую сферу. VII. Система программных мероприятий Мероприятия Подпрограммы предусматривают решение конкретных задач, скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям с учетом современных тенденций развития сферы науки, исходя из реальной социально-экономической ситуации в области. Подпрограмма предполагает решение проблемы вовлечения молодежи (школьников, студентов средних специальных учебных заведений и ВУЗов, активно занимающихся в СНО, аспирантов и докторантов) в сферу науки и техники; создание системы материального и морального стимулирования для занятий молодежи научными исследованиями и научно-техническим творчеством. При этом имеется в виду создание эффективной организационно-управленческой структуры, материально-технической базы, кадровое обеспечение. Основные мероприятия Подпрограммы: - нормативно-правовое обеспечение и государственное управление процессом вовлечения молодежи в сферу науки; - экономические формы и методы активизации развития кадрового потенциала научно-технической сферы; - организационные формы и методы обеспечения эффективной занятости научной молодежи; - формы и методы социально-кадрового характера; - образовательные формы и методы привлечения молодых специалистов в науку. VIII. Мероприятия по реализации Подпрограммы +------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Мероприятия ¦Сроки ¦ Исполнители ¦ Объем ¦ Ожидаемые ¦ ¦ ¦реали-¦ ¦финансирования ¦ результаты ¦ ¦ ¦зации ¦ ¦ из областного ¦ ¦ ¦ ¦(год) ¦ ¦ бюджета, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тыс. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2003¦2004¦2005 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦год ¦год ¦год /¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего¦ ¦ +------------------------------------------------------------------------------¦ ¦ 1. Нормативно-правовое обеспечение и государственное ¦ ¦ управление процессом вовлечения молодежи в сферу науки ¦ +------------------------------------------------------------------------------¦ ¦1.1. Внести изменения ¦ 2003 ¦Отдел науки и¦ - ¦ - ¦ - ¦Формирование ¦ ¦ и дополнения ¦ ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦эффективного ¦ ¦ в постановление ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦правового ¦ ¦ главы администрации ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦поля развития ¦ ¦ Архангельской области¦ ¦комитет по ¦ ¦ ¦ ¦сферы науки, ¦ ¦ от 18.09.2000 N 257 ¦ ¦делам женщин,¦ ¦ ¦ ¦способствующе-¦ ¦ "О стипендиях ¦ ¦семьи и ¦ ¦ ¦ ¦го вовлечению ¦ ¦ главы администрации ¦ ¦молодежи ¦ ¦ ¦ ¦в нее молодежи¦ ¦ Архангельской области¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ студентам и ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аспирантам высших и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средних специальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных заведений" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦1.2. Разработать ¦ 2003 ¦Отдел науки и¦ - ¦ - ¦ - ¦Приведение ¦ ¦ "Положение ¦ ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦"Положения" ¦ ¦ о стипендиях ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦в соответствие¦ ¦ главы администрации ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦с измененным ¦ ¦ Архангельской области¦ ¦комитет по ¦ ¦ ¦ ¦постановлением¦ ¦ студентам, аспирантам¦ ¦делам женщин,¦ ¦ ¦ ¦главы ¦ ¦ и докторантам высших ¦ ¦семьи и ¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦ ¦ и средних специальных¦ ¦молодежи ¦ ¦ ¦ ¦области N 257 ¦ ¦ учебных заведений" ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦и повышение ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦престижа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стипендий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦главы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦1.3. Разработать и принять¦ 2003 ¦Отдел науки и¦ - ¦ - ¦ - ¦Создание ¦ ¦ областной закон ¦ ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦условий ¦ ¦ "О возвратном ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦для развития ¦ ¦ кредитовании научно -¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦инновационных ¦ ¦ исследовательских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологий ¦ ¦ и научно-технических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с участием ¦ ¦ проектов с участием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦талантливой ¦ ¦ молодых ученых" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦молодежи ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦1.4. Создать Совет ¦ 2003 ¦Отдел науки и¦ - ¦ - ¦ - ¦Эффективность ¦ ¦ молодых ученых ¦ ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦управления ¦ ¦ при администрации ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦сферой науки ¦ ¦ Архангельской области¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦и вовлечения ¦ ¦ ¦ ¦комитет по ¦ ¦ ¦ ¦в нее молодежи¦ ¦ ¦ ¦делам женщин,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦семьи и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦молодежи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------------------------------------------¦ ¦ 2. Экономические формы и методы активизации развития ¦ ¦ кадрового потенциала научно-технической сферы ¦ +------------------------------------------------------------------------------¦ ¦2.1. Учредить премию ¦ 2003 ¦Администрация¦ 10 ¦ 10 ¦10/30¦Создание ¦ ¦ имени М.В.Ломоносова ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦системы ¦ ¦ для молодых ученых ¦ ¦Ломоносовский¦ ¦ ¦ ¦стимулирования¦ ¦ Архангельской ¦ ¦фонд ¦ ¦ ¦ ¦молодых ученых¦ ¦ области, внесших ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦для их ¦ ¦ особый вклад ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности ¦ ¦ в развитие науки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в сфере науки ¦ ¦ и техники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и техники ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦2.2. Установить три ¦ 2003 ¦Администрация¦ 10 ¦ 10 ¦10/30¦Материальное ¦ ¦ стипендии главы ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦стимулирование¦ ¦ администрации области¦ ¦отдел науки и¦ ¦ ¦ ¦молодых ¦ ¦ молодым докторантам ¦ ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦докторантов ¦ ¦ (до 40 лет) наряду со¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стипендиями студентам¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и аспирантам ВУЗов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ССУЗов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦2.3. Организовать ¦2003 -¦Отдел науки и¦150 ¦200 ¦ 250/¦Морально - ¦ ¦ областной конкурс ¦ 2005 ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ 600 ¦материальное ¦ ¦ грантов для молодых ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦стимулирование¦ ¦ ученых на проведение ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦научной ¦ ¦ научно - ¦ ¦АНЦ УрО РАН, ¦ ¦ ¦ ¦молодежи ¦ ¦ исследовательских ¦ ¦АНОЦ, ВУЗы ¦ ¦ ¦ ¦в решении ¦ ¦ работ и для участия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦актуальных ¦ ¦ в научных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦для региона ¦ ¦ конференциях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проблем ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦2.4. Разработать ¦2003 -¦Департамент ¦ - ¦ - ¦ - ¦Создание ¦ ¦ предложения по ¦ 2004 ¦экономическо-¦ ¦ ¦ ¦системы ¦ ¦ привлечению ресурсов ¦ ¦го развития, ¦ ¦ ¦ ¦взаимодействия¦ ¦ бизнеса к поддержке ¦ ¦отдел науки и¦ ¦ ¦ ¦бизнеса ¦ ¦ мероприятий ¦ ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦и науки ¦ ¦ по привлечению ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ молодых талантливых ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специалистов в сферу ¦ ¦АНЦ УрО РАН, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ науки, инноватики ¦ ¦АНОЦ, Совет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и высоких технологий ¦ ¦ректоров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ВУЗов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦2.5. Создать систему ¦2003 -¦Отдел науки и¦ - ¦300 ¦ 300/¦Создание ¦ ¦ возвратного ¦ 2005 ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ 600 ¦системы ¦ ¦ кредитования научно -¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦материального ¦ ¦ исследовательских ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦стимулирования¦ ¦ и научно-технических ¦ ¦АНЦ УрО РАН, ¦ ¦ ¦ ¦молодых ¦ ¦ проектов с участием ¦ ¦АНОЦ, ВУЗы ¦ ¦ ¦ ¦специалистов ¦ ¦ молодых ученых ¦ ¦научные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦2.6. Изучить возможность ¦ 2003 ¦Отдел науки и¦ - ¦ - ¦ - ¦Создание ¦ ¦ компенсационных ¦ ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦стимулов ¦ ¦ поощрительных выплат ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦для работы в ¦ ¦ молодым талантливым ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦Архангельской ¦ ¦ специалистам ¦ ¦АНЦ УрО РАН, ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ при условии возврата ¦ ¦АНОЦ, ВУЗы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их из ведущих ВУЗов ¦ ¦научные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ страны в сферу науки ¦ ¦учреждения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и высоких технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ региона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦2.7. В случае ¦2003 -¦Департамент ¦ 30 ¦ 30 ¦30/90¦Поддержка ¦ ¦ необходимости ¦ 2005 ¦финансов, ¦ ¦ ¦ ¦почетных ¦ ¦ осуществить ¦ ¦отдел науки и¦ ¦ ¦ ¦стипендиатов ¦ ¦ материальную ¦ ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦российских и ¦ ¦ поддержку на долевой ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦международных ¦ ¦ основе студентов ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦фондов ¦ ¦ и аспирантов, ¦ ¦ВУЗы, научные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ получивших стипендии ¦ ¦учреждения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ из российских и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ международных фондов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (соросовским ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стипендиатам и др.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦2.8. Заключить соглашение ¦ 2003 ¦Отдел науки и¦100 ¦150 ¦ 200/¦Участие ¦ ¦ с администрацией ¦ ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ 450 ¦в программах ¦ ¦ Санкт-Петербурга об ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦Северо-Запад- ¦ ¦ участии архангельских¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ного ¦ ¦ ученых в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федерального ¦ ¦ "Санкт-Петербургском ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦округа ¦ ¦ конкурсе персональных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грантов (стипендий) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для студентов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аспирантов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ молодых ученых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и специалистов", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводимом в рамках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Федеральной целевой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "Государственная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержка интеграции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ высшего образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и фундаментальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ науки" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦2.9. Принять участие в ¦2003 -¦Отдел науки и¦ 50 ¦100 ¦ 150/¦Финансирование¦ ¦ программах поддержки ¦ 2005 ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ 300 ¦на долевой ¦ ¦ молодых ученых, ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦основе ¦ ¦ реализуемых РАН, ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦программ ¦ ¦ Минпромнауки России, ¦ ¦АНЦ УрО РАН, ¦ ¦ ¦ ¦поддержки ¦ ¦ Минобразования России¦ ¦ВУЗы, научные¦ ¦ ¦ ¦молодых ученых¦ ¦ ¦ ¦учреждения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦АОНЦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------------------------------------------¦ ¦ 3. Организационные формы и методы обеспечения ¦ ¦ эффективной занятости научной молодежи ¦ +------------------------------------------------------------------------------¦ ¦3.1. Создать ¦ 2003 ¦Отдел науки и¦ 10 ¦ 10 ¦10/30¦Оперативное ¦ ¦ научно-информационную¦ ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦управление ¦ ¦ базу данных "Молодые ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦занятостью ¦ ¦ ученые Поморья" ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦и вовлечением ¦ ¦ ¦ ¦АНЦ УрО РАН, ¦ ¦ ¦ ¦молодежи ¦ ¦ ¦ ¦ВУЗы ¦ ¦ ¦ ¦в решение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦региональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проблем ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦3.2. Разработать систему ¦2003 -¦Отдел науки и¦ - ¦ - ¦ - ¦Повышение ¦ ¦ мер по укреплению ¦ 2004 ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦профессиональ-¦ ¦ взаимодействия ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦ного и ¦ ¦ учреждений науки ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦методического ¦ ¦ и ВУЗов ¦ ¦АНЦ УрО РАН, ¦ ¦ ¦ ¦уровня молодых¦ ¦ с промышленностью ¦ ¦ВУЗы, научные¦ ¦ ¦ ¦специалистов ¦ ¦ в области подготовки ¦ ¦учреждения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-технических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадров, расширению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ участия молодых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ талантливых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специалистов и ученых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в работе ведущих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научных учреждений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ВУЗов по приоритетным¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ направлениям развития¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ науки и техники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦3.3. Внести необходимые ¦2003 -¦ВУЗы, ССУЗы, ¦ 60 ¦100 ¦ 140/¦Разработка и ¦ ¦ изменения в систему ¦ 2005 ¦АНЦ УрО РАН, ¦ ¦ ¦ 300 ¦внедрение ¦ ¦ организации, ¦ ¦научные ¦ ¦ ¦ ¦в практику ¦ ¦ руководства и ¦ ¦учреждения, ¦ ¦ ¦ ¦теоретико - ¦ ¦ развития научной ¦ ¦отдел науки и¦ ¦ ¦ ¦методологичес-¦ ¦ деятельности учащейся¦ ¦высшей школы,¦ ¦ ¦ ¦ких основ ¦ ¦ молодежи, студентов ¦ ¦департамент ¦ ¦ ¦ ¦формирования ¦ ¦ и молодых ученых: ¦ ¦образования, ¦ ¦ ¦ ¦навыков ¦ ¦ а) довузовский этап ¦ ¦комитет по ¦ ¦ ¦ ¦научного и ¦ ¦ подготовки молодежи ¦ ¦делам женщин,¦ ¦ ¦ ¦научно - ¦ ¦ к научно-техническому¦ ¦семьи и ¦ ¦ ¦ ¦технического ¦ ¦ творчеству: ¦ ¦молодежи ¦ ¦ ¦ ¦творчества ¦ ¦ - активное привлечение ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦молодежи ¦ ¦ ученых ВУЗов и ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦на различных ¦ ¦ научных учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦этапах ее ¦ ¦ к организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦становления ¦ ¦ мероприятий областной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(довузовская, ¦ ¦ школы одаренных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вузовская, ¦ ¦ детей, к организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦послевузовская¦ ¦ научных объединений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подготовка) ¦ ¦ учащихся, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-практических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конференций, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предметных олимпиад, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выставок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ творчества, летних ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследовательских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспедиций, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профильных лагерей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и школ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - участие в российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для молодежи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и школьников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "Шаг в будущее"; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - привлечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лицеистов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гимназистов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и школьников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ спецклассов к участию¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в вузовских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ студенческих научных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конференциях, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в научных сессиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и других мероприятиях¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в качестве слушателей¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и выступающих; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ б) вузовский этап ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовки студентов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к научной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-педагогической¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ карьере: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - проведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мероприятий в НОЦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и через советы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по научной работе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ студентов в ВУЗах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - участие в открытых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конкурсах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Минобразования России¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на лучшую научную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работу студентов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по естественным, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техническим и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гуманитарным наукам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - организация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ежегодного областного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конкурса на лучшую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ студенческую работу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по естественным, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техническим и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гуманитарным наукам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - дальнейшее развитие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аспирантуры и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ докторантуры в ВУЗах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и научных учреждениях¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ как механизма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовки кадров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для науки и высшего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦3.4. Организовать ¦2003 -¦Отдел науки и¦ 90 ¦100 ¦ 120/¦Пропаганда ¦ ¦ пропаганду научных ¦ 2005 ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ 310 ¦достижений ¦ ¦ достижений молодежи, ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦науки и ¦ ¦ а также ежегодно ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦участия ¦ ¦ проводить ¦ ¦ВУЗы, ¦ ¦ ¦ ¦молодых ученых¦ ¦ региональную ¦ ¦АНЦ УрО РАН, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-практическую ¦ ¦научные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конференцию ¦ ¦учреждения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с участием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Архангельской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области, ведущих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отечественных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зарубежных ученых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------------------------------------------¦ ¦ 4. Формы и методы социально-кадрового характера ¦ +------------------------------------------------------------------------------¦ ¦4.1. Разработать ¦2003 -¦Отдел науки и¦ - ¦ - ¦ - ¦Повышение ¦ ¦ и реализовать ¦ 2005 ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦профессиональ-¦ ¦ образовательную ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦ного уровня ¦ ¦ программу ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦специалистов ¦ ¦ по совершенствованию ¦ ¦АНЦ УрО РАН, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы кадровых служб¦ ¦Институт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научных учреждений ¦ ¦управления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и ВУЗов на базе ¦ ¦права и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современных систем ¦ ¦повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и методов управления ¦ ¦квалификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ персоналом ¦ ¦ПГУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦4.2. На основе соглашений ¦2003 -¦Отдел науки и¦ - ¦ - ¦ - ¦Разграничение ¦ ¦ о разграничении ¦ 2005 ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦полномочий ¦ ¦ полномочий ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦между ¦ ¦ между администрацией ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦федеральными и¦ ¦ Архангельской области¦ ¦АНЦ УрО РАН, ¦ ¦ ¦ ¦региональными ¦ ¦ с Минпромнауки России¦ ¦АНОЦ, Совет ¦ ¦ ¦ ¦органами ¦ ¦ и Минобразования ¦ ¦ректоров ¦ ¦ ¦ ¦власти в сфере¦ ¦ России регулярно ¦ ¦ВУЗов ¦ ¦ ¦ ¦управления ¦ ¦ участвовать в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наукой ¦ ¦ процедуре аттестации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научных и научно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадров, превратив ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аттестацию в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективный механизм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценки, повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качества и обновления¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-кадрового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ потенциала ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦4.3. Разработать положение¦ 2003 ¦Отдел науки и¦ - ¦ - ¦ - ¦Подготовка ¦ ¦ о целевой контрактной¦ ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦высококвалифи-¦ ¦ подготовке научных ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦цированных ¦ ¦ кадров, необходимых ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦специалистов ¦ ¦ для социально - ¦ ¦АНЦ УрО РАН, ¦ ¦ ¦ ¦в ведущих ¦ ¦ экономической сферы ¦ ¦АНОЦ, Совет ¦ ¦ ¦ ¦научных ¦ ¦ региона, ¦ ¦ректоров ¦ ¦ ¦ ¦центрах России¦ ¦ в аспирантуре ¦ ¦ВУЗов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и докторантуре ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ведущих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научных центров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и университетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по приоритетным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ направлениям науки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и техники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦4.4. Продолжить ¦2003 -¦Научные ¦ - ¦ - ¦ - ¦Повышение ¦ ¦ совершенствование ¦ 2005 ¦учреждения, ¦ ¦ ¦ ¦профессиональ-¦ ¦ работы ¦ ¦ВУЗы ¦ ¦ ¦ ¦ного уровня ¦ ¦ специализированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦специалистов ¦ ¦ научных и ученых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ советов научных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждений и ВУЗов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в направлении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обновления, повышения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессионального и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ морально-этического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уровня кадрового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состава, расширение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состава советов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ за счет молодых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ талантливых докторов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и кандидатов наук ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------------------------------------------¦ ¦ V. Образовательные формы и методы привлечения ¦ ¦ молодых специалистов в науку ¦ +------------------------------------------------------------------------------¦ ¦5.1. Подготовка ¦2003 -¦Отдел науки и¦ 60 ¦ 90 ¦ 120/¦Повышение ¦ ¦ и проведение ¦ 2005 ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ 270 ¦квалификации, ¦ ¦ тематических научных ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦обмен опытом ¦ ¦ школ (в том числе ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦работы ¦ ¦ летних), методических¦ ¦АНЦ УрО РАН, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ семинаров по ¦ ¦ВУЗы, научные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации научно - ¦ ¦учреждения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследовательских ¦ ¦областная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работ для молодых ¦ ¦научная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ученых (включая курсы¦ ¦библиотека ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользования Интернет)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦5.2. Создание постоянно ¦2003 -¦Отдел науки и¦ - ¦ - ¦ - ¦Создание ¦ ¦ обновляющейся ¦ 2005 ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦информационной¦ ¦ информационной базы ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦системы для ¦ ¦ данных по российским ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦пользователей ¦ ¦ и международным ¦ ¦АНЦ УрО РАН, ¦ ¦ ¦ ¦- молодых ¦ ¦ научным фондам, ¦ ¦ВУЗы ¦ ¦ ¦ ¦ученых ¦ ¦ конкурсам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и мероприятиям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для молодых ученых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦5.3. Осуществить меры по ¦2003 -¦Отдел науки и¦ 50 ¦ 50 ¦ 50/ ¦Улучшение ¦ ¦ подготовке менеджеров¦ 2005 ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ 150 ¦управления ¦ ¦ в научной сфере ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦сферой науки ¦ ¦ путем включения ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в соответствующие ¦ ¦Институт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программы ¦ ¦управления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Минпромнауки России, ¦ ¦права ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Минобразования России¦ ¦и повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и разработки ¦ ¦квалификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собственных ¦ ¦ПГУ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательных ¦ ¦АНЦ УрО РАН ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ курсов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+------+-------------+----+----+-----+--------------¦ ¦5.4. Разработать ¦2003 -¦Ломоносовский¦ - ¦ - ¦ - ¦Знакомство ¦ ¦ и осуществить план ¦ 2005 ¦фонд, ¦ ¦ ¦ ¦молодежи ¦ ¦ работы с молодыми ¦ ¦отдел науки и¦ ¦ ¦ ¦с достижениями¦ ¦ учеными на базе ¦ ¦высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦и развитием ¦ ¦ Ломоносовского дома ¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦науки ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦в регионе ¦ +------------------------------------------------------------------------------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|