Расширенный поиск
Областной закон Архангельской области от 28.05.1996 № 49-24-ОЗА Р Х А Н Г Е Л Ь С К А Я О Б Л А С Т Ь ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Утратил силу - Областной закон Архангельской области от 30.06.2004 г. N 240-31-оз О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Областных законов Архангельской области от 25.02.2000 г. N 187-27-ОЗ; от 06.06.2001 г. N 43-6-ОЗ) ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие местного референдума Местный референдум - голосование граждан, проживающих в границах территорий муниципальных образований, по вопросам местного значения в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом Архангельской области и областным законом "О местном самоуправлении в Архангельской области". Местный референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Статья 2. Вопросы, выносимые на местный референдум 1. На местный референдум могут выноситься вопросы местного значения, отнесенные к таковым федеральным и областным законодательством. 2. На местные референдумы не могут выноситься вопросы: 1) принятия и изменения местного бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств муниципального образования; 2) введения, изменения и отмены местных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; 3) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Статья 3. Обязательность решений местного референдума 1. Решения, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, имеют обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования, а также граждан. 2. Решения, принятые на местном референдуме, могут быть обжалованы в судебном порядке. Статья 4. Право населения на участие в местном референдуме В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом в соответствии с федеральным и областным законодательством (далее - граждане). Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются. Статья 5. Общие принципы проведения местного референдума 1. Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным. 2. Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 3. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего проживания или нахождения объектов недвижимой собственности, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Каждый гражданин имеет один голос. Статья 6. Контроль за соблюдением закона о местном референдуме Контроль за соблюдением закона о местном референдуме осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. В осуществлении контроля за соблюдением закона о местном референдуме имеют право участвовать представители политических партий, иных общественно-политических организаций и движений, зарегистрированных в установленном порядке, инициативных групп по проведению местного референдума, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, Архангельского областного Собрания депутатов, депутаты представительного органа местного самоуправления. Статья 7. Материальное обеспечение местного референдума 1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет местного бюджета. 2. Предприятия, учреждения и организации, органы местного самоуправления предоставляют в распоряжение комиссий местного референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения местного референдума. Аренда помещений и оборудования оплачивается комиссиями по проведению местного референдума. ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 8. Инициатива проведения местного референдума Инициатива проведения местного референдума принадлежит: - группе граждан, собравшей не менее 5% подписей граждан муниципального образования, имеющих право на участие в референдуме, но не менее 50 подписей; - квалифицированному большинству депутатов представительного органа местного самоуправления; - главе местного самоуправления; - общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в выборах. Инициатива проведения референдума может исходить от предприятий, учреждений, организаций через субъекты, обладающие правом требования проведения референдума, указанные в части 1 настоящей статьи; Статья 9. Порядок реализации инициативы граждан муниципальных образований о проведении местного референдума Каждый гражданин, проживающий на территории муниципального образования, группа граждан, общественное объединение могут образовать инициативную группу в количестве не менее 10 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении местного референдума. Инициативная группа обращается к главе местного самоуправления с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве указываются: 1. Формулировка вопроса (вопросов) предлагаемого для вынесения на местный референдум. 2. Ф.И.О., дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта членов инициативной группы или документа его заменяющего. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении местного референдума. Глава местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом представительный орган местного самоуправления. Свидетельство о регистрации изготавливается по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему закону. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление, которое может быть обжаловано в судебном порядке. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, Устава Архангельской области и настоящего закона. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума. Регистрационное свидетельство действительно в течение трех месяцев со дня выдачи. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на местный референдум. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей, о чем составляется протокол инициативной группы. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр протокола инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы главе местного самоуправления. Глава местного самоуправления проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление и в течение 10 дней направляет подписные листы, экземпляр протокола инициативной группы и копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления. Копия постановления направляется также инициативной группе. Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей меньше установленного количества, глава местного самоуправления выносит постановление об отказе в проведении местного референдума, копия указанного постановления направляется инициативной группе и данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении местного референдума в течение одного года по этому вопросу. В случае, если глава местного самоуправления обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней. Статья 10. Подписной лист местного референдума В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума (подписном листе) указываются: 1) наименование муниципального образования, где проводится сбор подписей; 2) номер регистрационного свидетельства и дата регистрации; 3) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на местный референдум; 4) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, его подпись и дата. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении N 9 к настоящему закону. Статья 11. Назначение местного референдума Представительный орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений: - о назначении местного референдума, дате и мерах по его проведению; - об отклонении требований о назначении местного референдума, в случае нарушений настоящего закона; - о принятии решения, предлагаемого в требовании о проведении референдума, непосредственно представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования без последующего проведения референдума. В случае отрицательного решения представительного органа местного самоуправления все процедуры, предусмотренные настоящим Законом, прекращаются. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период до трех месяцев со дня опубликования решения представительного органа местного самоуправления. Абзац(Исключен - Областной закон Архангельской области от 06.06.2001 г. N 43-6-03). ГЛАВА III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 12. Комиссии по проведению местного референдума Подготовку и проведение местного референдума осуществляют: 1) Территориальная комиссия по проведению местного референдума; 2) участковые комиссии по проведению местного референдума. Статья 13. Территориальная комиссия по проведению местного референдума Территориальная комиссия по проведению местного референдума формируется в составе 5 - 9 членов не позднее 10 дней со дня опубликования решения представительного органа местного самоуправления о назначении местного референдума. Состав территориальной комиссии назначается представительным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя, секретарь территориальной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии. При определении кандидатур в состав территориальной комиссии по проведению местного референдума представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан по месту работы, службы, учебы и жительства. Статья 14. Порядок формирования участковой комиссии по проведению местного референдума Участковая комиссия по проведению местного референдума формируется в составе 5 - 10 членов представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до дня проведения местного референдума. При определении кандидатур в состав участковой комиссии по проведению местного референдума представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан, по месту работы, службы, учебы и жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, формирование участковой комиссии производится территориальной комиссией по проведению местного референдума. Статья 15. Полномочия территориальной комиссии по проведению местного референдума Территориальная комиссия по проведению местного референдума: 1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением местного референдума на территории муниципального образования, информирует население об адресах и номерах телефонов участковых комиссий по проведению местного референдума; 2) координирует работу участковых комиссий по проведению референдума, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по ним мотивированные решения; 3) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение местного референдума, и распределяет их между участковыми комиссиями по проведению местного референдума; 4) организует доставку бюллетеней для голосования и иных документов участковым комиссиям по проведению местного референдума; 5) оказывает организационно-техническую помощь участковым комиссиям по проведению местного референдума в организации голосования на участках референдума; 6) устанавливает итоги голосования на местном референдуме, сообщает их средствам массовой информации и передает протокол об итогах голосования в представительный орган местного самоуправления; 7) обеспечивает передачу документации, связанной с подготовкой и проведением местного референдума, в архивное учреждение муниципального образования; 8) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. Статья 16. Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума Участковая комиссия по проведению местного референдума: 1) оповещает население об адресе участковой комиссии по проведению местного референдума, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования; 2) составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по участку местного референдума; 3) проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в указанном списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений; 4) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования; 5) контролирует соблюдение на территории участка местного референдума правил размещения агитационных материалов; 6) организует голосование на участке местного референдума; 7) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку местного референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию по проведению местного референдума; 8) рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона и принимает по ним мотивированные решения; 9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума прекращаются после выполнения требований части первой статьи 36 настоящего закона. Статья 17. Статус членов комиссии по проведению местного референдума Члены территориальной и участковой комиссий по проведению местного референдума, назначенные в соответствии со статьями 13 и 14 настоящего закона, имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии по проведению местного референдума. Члены комиссии по проведению местного референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: 1) заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии; 2) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования; 3) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; 4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих комиссий и получать заверенные копии этих документов. Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией. При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: 1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; 2) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; 3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии; 4) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим. Члену комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса, освобожденному во время подготовки и проведения референдума от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение местного референдума. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. Инициативная группа, указанная в части первой статьи 9 настоящего закона, вправе назначить одного члена с правом совещательного голоса в территориальную комиссию по проведению местного референдума и по одному члену в участковые комиссии по проведению местного референдума. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. Статья 18. Гласность в деятельности комиссий по проведению местного референдума Решения комиссий по проведению местного референдума, итоги голосования и результаты местного референдума публикуются в печати и доводятся до сведения граждан другими средствами массовой информации. На заседаниях комиссий вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, зарегистрированной в соответствии со статьей 9 настоящего закона, и представители средств массовой информации. В день проведения местного референдума в помещениях участков местного референдума с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на участках местного референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, представители средств массовой информации. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства наблюдателя, а также номера участка местного референдума, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок местного референдума не требуется. Наблюдатель вправе: 1) знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в местном референдуме; 2) присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка местного референдума; 3) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования; 4) обращаться в участковую комиссию по проведению местного референдума с предложениями и замечаниями; 5) обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии по проведению местного референдума в территориальную комиссию по проведению местного референдума. Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия комиссии по проведению местного референдума не допускается. Статья 19. Организация деятельности комиссий по проведению местного референдума Территориальная комиссия по проведению местного референдума проводит свое первое заседание не позднее трех дней со дня ее формирования. Участковые комиссии по проведению местного референдума проводят свои первые заседания не позднее двух дней с момента их формирования. Деятельность комиссий по проведению местного референдума осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссий принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. При принятии решения комиссией по проведению местного референдума в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены комиссии по проведению местного референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в течение трех дней, а за три дня до дня проведения местного референдума и в день проведения референдума - немедленно. Решения участковых комиссий по проведению местного референдума, противоречащие Конституции Российской Федерации, настоящему Закону, другим федеральным и областным законам либо принятые комиссией по проведению местного референдума с превышением установленных полномочий, могут быть обжалованы в территориальную комиссию по проведению местного референдума или в судебном порядке. При этом территориальная комиссия по проведению местного референдума вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса. Решения территориальной комиссии по проведению местного референдума, противоречащие Конституции Российской Федерации, настоящему Закону, другим федеральным и областным законам либо принятые комиссией по проведению местного референдума с превышением установленных полномочий, могут быть обжалованы в судебном порядке. Решения территориальной комиссии по проведению местного референдума, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для органов местного самоуправления, а также для нижестоящих комиссий по проведению местного референдума. Заседание комиссии по проведению местного референдума созывается и проводится председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание комиссии по проведению местного референдума проводится также по требованию не менее трети членов комиссии с правом решающего голоса. На заседании комиссии по проведению местного референдума при рассмотрении жалобы (заявления) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Статья 20. Содействие деятельности комиссий по проведению местного референдума Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям по проведению местного референдума содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения местного референдума помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий по проведению местного референдума в течение пяти дней, а за пять дней до дня проведения местного референдума и в день проведения референдума - немедленно. Статья 21. Обжалование решений и действий комиссий по проведению местного референдума Решения и действия (бездействие) территориальной комиссии по поведению местного референдума и ее должностных лиц могут быть обжалованы в соответствующий суд. Решения и действия (бездействие) участковых комиссий по проведению местного референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в территориальную комиссию по проведению местного референдума или в соответствующий суд. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в соответствующий суд. Решения участковой комиссии по проведению местного референдума могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены территориальной комиссией по проведению местного референдума. При этом территориальная комиссия по проведению местного референдума вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления). Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в территориальную комиссию по проведению местного референдума в ходе подготовки референдума, принимаются в течение пяти дней с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за пять дней до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются в течение 10 дней. Статья 22. Образование участков местного референдума Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, образуются участки местного референдума. Участки местного референдума образует глава местного самоуправления по согласованию с территориальной комиссией по проведению местного референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения местного референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, из расчета не более 3000 граждан на каждый участок местного референдума. В больницах и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, могут образовываться участки местного референдума в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня проведения местного референдума. Военнослужащие - граждане Российской Федерации голосуют на общих участках местного референдума. В порядке исключения допускается образование участков местного референдума в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях участки местного референдума образуют командиры воинских частей по решению территориальной комиссии по проведению местного референдума. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам участковой комиссии по проведению местного референдума, наблюдателям по предъявлении соответствующего удостоверения о полномочиях и паспорта или заменяющего его документа. Списки участков местного референдума с указанием их границ, адресов участковых комиссий по проведению местного референдума подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 35 дней до дня проведения местного референдума. Статья 23. Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме Список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по участку местного референдума составляется участковой комиссией по проведению местного референдума на основании данных, представляемых по установленной форме главой местного самоуправления. Данные о гражданах, имеющих право на участие в местном референдуме, глава местного самоуправления направляет в участковую комиссию по проведению местного референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведения местного референдума. Список составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, а также на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина. Список военнослужащих - граждан Российской Федерации, членов их семей, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи. Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинской части, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях. Списки граждан, которые в день проведения местного референдума будут находиться в больницах и других местах временного пребывания, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. Список граждан по участку местного референдума, образованному на судне, находящемся в день проведения местного референдума в плавании, составляется на основании данных, представляемых капитаном судна. Список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой территориальной комиссией по проведению местного референдума, и подписывается председателем участковой комиссии по проведению местного референдума и ее секретарем. Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, остается в участковой комиссии, а второй экземпляр передается в территориальную комиссию по проведению местного референдума не позднее чем за 16 дней до дня проведения местного референдума. Статья 24. Порядок включения в списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме В списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, включаются граждане Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего закона. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список по конкретному участку местного референдума является факт его проживания на территории данного участка местного референдума, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации. Гражданин может быть включен в список только на одном участке местного референдума. Граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, находящиеся в день проведения местного референдума в больницах и других местах временного пребывания, включаются в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту их пребывания. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в местном референдуме и проживающие в общежитиях, включаются в список по участку местного референдума по месту нахождения общежития. Граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, но поселившиеся на территории участка местного референдума после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией по проведению местного референдума в указанный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка местного референдума. Статья 25. Ознакомление со списком граждан, имеющих право на участие в местном референдуме Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения местного референдума. Каждому гражданину, предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению местного референдума о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке. Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в территориальную комиссию по проведению местного референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, после начала подсчета голосов запрещается. Статья 26. Финансовое обеспечение проведения местного референдума Проведение местного референдума финансируется за счет средств соответствующего местного бюджета. Решение о выделении средств принимается при назначении местного референдума на основании расчетов, представляемых местной администрацией. Глава администрации муниципального образования перечисляет территориальной комиссии по проведению местного референдума выделенные средства в сроки, обеспечивающие проведение местного референдума в назначенную дату. Территориальная комиссия распределяет полученные денежные средства между участковыми комиссиями по проведению местного референдума. Председатели комиссий по проведению местного референдума распоряжаются выделенными денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по проведению местного референдума по финансовым вопросам. Формы финансового отчета участковых комиссий по проведению местного референдума о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, устанавливается территориальной комиссией по проведению местного референдума в соответствии с законодательством Российской Федерации и Архангельской области. Участковые комиссии по проведению местного референдума представляют территориальным комиссиям по проведению местного референдума финансовые отчеты не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. Территориальная комиссия по проведению местного референдума представляет финансовый отчет представительному органу местного самоуправления и главе муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума и публикует его в печати. Статья 27. Агитация по вопросам, вынесенным на местный референдум Граждане, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" проведения местного референдума, "за" или "против" участия в местном референдуме или иного вопроса, выносимого на местный референдум. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы: 1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти области, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей; 2) воинским частям, военным учреждениям и организациям; 3) благотворительным организациям и религиозным объединениям; 4) членам комиссий по проведению местного референдума. Агитация заканчивается в ноль часов накануне дня, предшествующего дню проведения местного референдума. В день проведения местного референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению местного референдума, сохраняются на прежних местах. Агитация, предусмотренная частью первой настоящей статьи, может проводиться: 1) через средства массовой информации; 2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий); 3) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов; 4) в иных не запрещенных законом формах. Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Комиссии по проведению местного референдума, поставленные в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению местного референдума и в помещениях участков местного референдума запрещается. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени для агитации "за" или "против" вынесенного на местный референдум вопроса на каналах государственных телерадиокомпаний издается территориальной комиссией по проведению местного референдума с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации, при обязательном рассмотрении предложений инициативной группы. ГЛАВА IV. ГОЛОСОВАНИЕ НА МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ Статья 28. Помещение для голосования Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии по проведению местного референдума главой местного самоуправления. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней для голосования на местном референдуме не допускается. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования на местном референдуме как "за", так и "против" вопроса, вынесенного на референдум. Статья 29. Бюллетень для голосования на местном референдуме В бюллетене для голосования на местном референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на местный референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. При вынесении на местный референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на референдуме, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Бюллетень для голосования на местном референдуме должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. Форма и текст бюллетеня для голосования на местном референдуме утверждаются территориальной комиссией по проведению местного референдума не позднее чем за 28 дней до дня проведения местного референдума. Бюллетени для голосования на местном референдуме печатаются не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума по распоряжению территориальной комиссии по проведению местного референдума. Участковые комиссии по проведению местного референдума получают от территориальных комиссий по проведению местного референдума бюллетени для голосования не позднее чем за три дня до дня проведения референдума. По каждому участку местного референдума число бюллетеней для голосования не может превышать более чем на полпроцента число зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в местном референдуме на данном участке местного референдума. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии по проведению местного референдума или печать участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией по проведению местного референдума бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Статья 30. Порядок голосования на местном референдуме На всех участках местного референдума голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению местного референдума оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума. (В редакции Областного закона Архангельской области от 25.02.2000 г. N 187-27-ОЗ) На участках местного референдума, образованных на судах, находящихся в день проведения местного референдума в плавании, в воинских частях участковая комиссия по проведению местного референдума может объявить голосование законченным ранее 20 часов, если проголосовали все граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, включенные в список. (В редакции Областного закона Архангельской области от 25.02.2000 г. N 187-27-ОЗ) Гражданин, который в день проведения местного референдума по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень в помещении территориальной (за 15 - 4 дня до дня проведения референдума) или участковой (за 3 - 1 день до дня проведения референдума) комиссии по проведению местного референдума так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если гражданин голосует в помещении территориальной комиссии по проведению местного референдума, то на обороте выдаваемого ему бюллетеня ставится печать территориальной комиссии по проведению местного референдума. Заполненный бюллетень гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой комиссии по проведению местного референдума. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно территориальной или участковой комиссии либо подписи двух членов комиссии по проведению местного референдума. Территориальная комиссия передают списки проголосовавших граждан и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию по проведению местного референдума. В случае досрочного голосования гражданина в территориальной комиссии секретарь участковой комиссии по проведению местного референдума, на территории которой проживает данный гражданин, делает в соответствующей строке списка граждан запись: "проголосовал досрочно" (после поступления в комиссию запечатанного конверта с бюллетенем из территориальной комиссии по проведению местного референдума) и расписывается. В 8 часов в день проведения местного референдума председатель участковой комиссии по проведению местного референдума объявляет участок местного референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются. Затем председатель участковой комиссии по проведению местного референдума предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими гражданами. При этом проверяется неповрежденность конвертов, наличие на них заверительных подписей и печатей, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке граждан. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено более одного бюллетеня, все извлеченные из конверта бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, приступить к голосованию. При получении бюллетеня для голосования на местном референдуме гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования на референдуме, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссий по проведению местного референдума и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свои фамилию, имя, отчество и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, в графе "Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования на местном референдуме". Каждый гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня для голосования на референдуме производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования на местном референдуме, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов комиссий по проведению местного референдума и наблюдателей. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на местный референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "против". Заполненный бюллетень для голосования на местном референдуме гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению местного референдума и наблюдателей. Участковая комиссия по проведению местного референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в местном референдуме, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок местного референдума и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме. В этих целях на участке местного референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется решением территориальной комиссии по проведению местного референдума. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению местного референдума. Членам участковой комиссии по проведению местного референдума, выезжающим по заявлениям о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка местного референдума, выдаются бюллетени для голосования на местном референдуме, в получении которых они расписываются, в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования на местном референдуме указывается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения участка местного референдума. При проведении голосования вне помещения участка местного референдума вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии по проведению местного референдума в помещение участка местного референдума переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация голосования вне помещения участка местного референдума должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в местном референдуме, а равно возможность искажения его волеизъявления. Председатель участковой комиссии по проведению местного референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при отсутствии последнего - секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный комиссией. Член участковой комиссии по проведению местного референдума отстраняется от участия в работе комиссии, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка местного референдума в случае, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования на местном референдуме, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на местном референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования погашается, о чем составляется отдельный акт. Статья 31. Подсчет голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, участковой комиссией по проведению местного референдума По истечении времени голосования на местном референдуме председатель участковой комиссии по проведению местного референдума объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования на местном референдуме. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии и наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных ящиков для голосования, затем стационарных ящиков для голосования. Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования на местном референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования на местном референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число подтверждений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка местного референдума. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования на местном референдуме, чем число подтверждений в письменной форме граждан, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии по проведению местного референдума. Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии по проведению местного референдума, обеспечивавших проведение голосования вне помещения участка местного референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования. При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией по проведению местного референдума, и недействительные бюллетени для голосования на местном референдуме. Недействительными считаются бюллетени для голосования на местном референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности такие, в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения в недействительности бюллетеней для голосования на местном референдуме участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности данного бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии. Недействительные бюллетени для голосования на местном референдуме хранятся упакованными отдельно от других бюллетеней. Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. Участковая комиссия по проведению местного референдума составляет протокол об итогах голосования. В протокол об итогах голосования по участку местного референдума вносятся следующие данные: 1) число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, зарегистрированных по участку местного референдума, включая граждан, внесенных в список дополнительно; 2) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, полученных участковой комиссией; 3) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных гражданам в помещении участка местного референдума; 4) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка местного референдума; 5) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно; 6) число погашенных бюллетеней для голосования на местном референдуме; 7) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 8) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 9) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; 10) число действительных бюллетеней для голосования на местном референдуме; 11) число бюллетеней для голосования, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций); 12) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на местный референдум; 13) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум. В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных против всех вариантов. Протокол участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в участковую комиссию в день проведения местного референдума, а также принятые по ним решения участковой комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола территориальная комиссия по проведению местного референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов территориальной комиссии по проведению местного референдума. Первый экземпляр протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в территориальную комиссию по проведению местного референдума. Второй экземпляр протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования вместе с опечатанными бюллетенями для голосования на местном референдуме, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования предоставляется для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации. Статья 32. Определение результатов местного референдума На основании протоколов участковых комиссий по проведению местного референдума об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная комиссия по проведению местного референдума не позднее чем через три дня со дня проведения местного референдума устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии с правом решающего голоса. Территориальная комиссия по проведению местного референдума составляет протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о числе участковых комиссий и числе протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, суммарные данные протоколов участковых комиссий. Протокол территориальной комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий. Член территориальной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в территориальную комиссию по проведению местного референдума, а также принятые по ним решения территориальной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования после его подписания в трехдневный срок направляется в представительный орган местного самоуправления. Второй экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования по соответствующей территории вместе с протоколами участковых комиссий по проведению местного референдума, со списками членов территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования по соответствующей территории и составлении протокола, хранится у секретаря территориальной комиссии в течение 1 года. Территориальная комиссия по проведению местного референдума признает местный референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования. Территориальная комиссия по проведению местного референдума признает решение принятым на местном референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на местный референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными. Постановлением территориальной комиссии по проведению местного референдума результаты голосования в отдельных участках могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений настоящего Закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае территориальная комиссия по проведению местного референдума вправе поручить участковым комиссиям по проведению местного референдума провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления территориальной комиссии по проведению местного референдума. Статья 33. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на местном референдуме Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) территориальной комиссией по проведению местного референдума не позднее семи дней после определения результатов местного референдума. Итоги голосования по местному референдуму в объеме данных, содержащихся в протоколах участковых и территориальной комиссий по проведению местного референдума об итогах голосования, должны предоставляться для ознакомления любому гражданину Российской Федерации, наблюдателю, представителю средств массовой информации. Принятое на местном референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) территориальной комиссией по проведению местного референдума, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на местном референдуме. Статья 34. Использование автоматизированной информационной системы В случае использования в ходе местного референдума автоматизированной информационной системы комиссия по проведению местного референдума образует группу из числа членов комиссии с правом решающего голоса и членов комиссии с правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены комиссии по проведению местного референдума имеют право на ознакомление с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее. С момента начала голосования и до момента подписания протокола территориальной комиссией по проведению местного референдума о результатах местного референдума автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от участковых комиссий по проведению местного референдума территориальной комиссии. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационного центра территориальной комиссии по проведению местного референдума информационным центрам участковых комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации. Данные о ходе и об итогах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения. К протоколу соответствующей комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования, хранящемуся у секретаря комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использованием автоматизированной информационной системы и лица, ответственного за введение в автоматизированную информационную систему информации. Статья 35. Юридическая сила решения, принятого на местном референдуме Решение, принятое на местном референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории муниципального образования и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом местном референдуме. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, то орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки данного правового акта. Статья 36. Хранение документации местного референдума Документация участковых комиссий по проведению местного референдума, включая бюллетени для голосования на местном референдуме, передается в территориальную комиссию по проведению местного референдума не позднее 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. Территориальная комиссия по проведению местного референдума по окончании своей работы через год со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума сдает всю документацию на постоянное хранение в архивное учреждение муниципального образования. По истечении двух лет после официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума бюллетени для голосования на местном референдуме уничтожаются, о чем составляется акт. ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ Статья 37. Ответственность за нарушение законодательства о местном референдуме Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации его права на участие в местном референдуме путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов местного референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, или иным путем, либо препятствующие работе комиссий по проведению местного референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на местном референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 38. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации области А.А.Ефремов г. Архангельск. 28 мая 1996 года. N 49-24-ОЗ Приложение N 1 к областному закону от 28.05.96 N 49-24-ОЗ -------------------------------------------------------------------- ¦ С В И Д Е Т Е Л Ь С Т В О ¦ ¦ о регистрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Выдано___________________________________________________________¦ ¦ (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства,¦ ¦ _________________________________________________________________¦ ¦ серия и номер паспорта или заменяющего его документа) ¦ ¦ ¦ ¦ являюще____ уполномоченным представителем инициативной группы____¦ ¦ ¦ ¦ _______________________________________________________________по¦ ¦ (наименование инициативной группы) ¦ ¦ ¦ ¦ сбору подписей в поддержку инициативы о проведении местного¦ ¦ ¦ ¦ референдума______________________________________________________¦ ¦ (муниципальное образование, в котором осуществляется ¦ ¦ ¦ ¦ _________________________________________________________________¦ ¦ инициатива о проведении местного референдума) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ N___ от "__"____________199__г. Свидетельство о ¦ ¦ регистрации дает право на ¦ ¦ организацию и ¦ ¦ непосредственный сбор ¦ ¦ подписей в поддержку ¦ ¦ инициативы о проведении ¦ ¦ местного референдума ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ М.П. Глава местного самоуправления ¦ ¦ _____________________________ ______________ ¦ ¦ (муниципальное образование) (подпись) ¦ ¦ ¦ -------------------------------------------------------------------- Приложение N 2 к областному закону от 28.05.96 N 49-24-ОЗ ПОДПИСНОЙ ЛИСТ ___________________________________________________________ (наименование муниципального образования, где собираются подписи граждан) ___________________________________________________________ (наименование общественного объединения, образовавшего инициативную группу; заполняется в соответствующем случае) -------------------------------------------------------------------- ¦ Номер ¦ Дата ¦ Наименование муниципального ¦ ¦регистрационного¦регистрации¦ образования, где зарегистрирована ¦ ¦ свидетельства ¦ ¦ инициативная группа ¦ +----------------+-----------+-------------------------------------+ -------------------------------------------------------------------- Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении местного референдума с формулировкой вопроса (вопросов): ___________________________________________________________________ ------------------------------------------------------------------- ¦ N ¦Фамилия, имя,¦ Дата ¦ Адрес ¦Серия и N ¦ Дата ¦Подпись¦ ¦п/п¦ отчество ¦рождения¦ места ¦паспорта, ¦подписи¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жительства¦заменяющего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦документа ¦ ¦ ¦ +---+-------------+--------+----------+-----------+-------+-------+ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------+--------+----------+-----------+-------+-------+ ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------- Подписной лист удостоверяю:___________________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (подпись и дата) Уполномоченный инициативной группы:_______________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного инициативной группы) (подпись и дата) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|