Расширенный поиск
Указ Главы Республики Коми от 28.08.1995 № 323Республика Коми Глава Указ 28.08.1995 г. N 323 Утратил силу - Указ Главы Республики Коми от 18.02.2003 г. N 41 О концепции внешнеэкономической деятельности Республики Коми В целях активизации внешнеэкономической деятельности в Республике Коми постановляю: одобрить прилагаемую концепцию внешнеэкономической деятельности Республики Коми; министерствам, ведомствам Республики Коми, главам администраций городов и районов принять концепцию к руководству; рекомендовать коммерческим и некоммерческим организациям Республики Коми руководствоваться концепцией в практической работе. Глава Республики Коми Ю.СПИРИДОНОВ г.Сыктывкар 28 августа 1995 г. N 323 Одобрена Указом Главы Республики Коми от 28 августа 1995 г. N 323 (приложение) КОНЦЕПЦИЯ внешнеэкономической деятельности Республики Коми ВВЕДЕНИЕ Увеличение в Республике Коми числа субъектов внешних связей - экономических, культурных, спортивно-туристических и других - вызывает необходимость координации их деятельности, государственной поддержки, согласования интересов отдельных участников этой деятельности с интересами Республики Коми, ее населения в целом. Такая координация и согласование возможны в рамках концептуально оформленной внешнеэкономической политики. Одновременно данная концепция есть первая попытка осмысления сути и значения внешнеэкономической деятельности (в дальнейшем именуется - ВЭД) Республики Коми. Концепция является основой для разработки отраслевых и функциональных программ ВЭД Республики Коми. 1. ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ Внешнеэкономическая деятельность Республики Коми нацелена на развитие всестороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, регионами России и постепенное подключение к международному и межрегиональному разделению труда, на становление в Республике Коми социально ориентированной рыночной экономики, на достижение следующих целей: роста благосостояния населения Республики Коми и обеспечение его занятости на основе развития производства, создания новых технологий; насыщения потребительского рынка товарами и услугами; сохранения природной среды обитания; создания материальной базы для развития национальных культур и приобщения к общемировым ценностям культуры, экономики, науки, права. Поставленные цели будут решаться в условиях: сотрудничества Республики Коми с административно-территориальными образованиями России и стран СНГ, с другими странами; всемерного и последовательного развития экспортного потенциала Республики Коми и улучшения структуры экспорта, предполагающей постепенное повышение удельного веса товаров с высокой степенью обработки; рационализации импорта; государственной поддержки экспортеров продукции предприятий Республики Коми; привлечения российских и иностранных инвестиций, а также инвестиций стран СНГ; обеспечения гарантий привлечения инвестиций в экономику Республики Коми, участия иностранного капитала в приватизации; использования преимуществ международного разделения труда, потенциальных и инвестиционных возможностей развитых стран; государственной поддержки развития экспортоориентированного и импортозамещающего производства; создания необходимой правовой и организационной базы; развития инфраструктуры и подготовки кадров для ВЭД. В основу ВЭД закладываются следующие принципы: формирование взаимосотрудничества Республики и предпринимателей: республика формирует максимально благоприятные организационно-экономические и правовые условия для хозяйственной инициативы предприятий и организаций; предприятия активно осуществляют торговую, производственную, инвестиционную и инновационную деятельность с учетом государственных и национальных интересов; обеспечение экономической безопасности Республики Коми; максимальная экономическая и народно - хозяйственная (в т.ч. экологическая) эффективность; конкурентная основа и альтернативность выбора проектов (тендерная система), обеспечивающая свободный доступ к информации всех заинтересованных лиц. 2. РЕСПУБЛИКА КОМИ В РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА 1. География внешнеэкономической деятельности Республики Коми и сферы ее интересов География внешнеэкономических связей во многом определяется сложившейся отраслевой структурой экономики Республики Коми. Ее изменение во многом связано с необходимостью расширения рынка сбыта, выравнивания баланса экспорта - импорта в зависимости от степени развития экспортного потенциала Республики Коми и необходимости внедрения новых технологий и производств. Интересы Республики Коми в формировании ее экономических взаимоотношений с государствами СНГ и странами дальнего зарубежья требуют учета политических и социально-экономических факторов. Основные из этих факторов: вхождение потенциальных партнеров в торгово-экономические союзы, блоки и признание ими международных правил торговли; наличие договоров и соглашений, заключенных с Российской Федерацией, по защите инвестиций, торгово-экономическому сотрудничеству, клиринговым расчетам и т.п.; наличие режима наибольшего благоприятствования в торговле; политическая стабильность; состояние внутреннего законодательства потенциальных партнеров, обеспечивающего выгодность экономических связей (налоговые, таможенные правила и т.д.); складывающаяся конъюнктура рынков и их тенденции; конкурентоспособность и специализация предприятий Республики Коми; географическая близость, удобства и стоимость доставки грузов; инвестиционный потенциал партнеров (по капиталу, инновациям и т.д.). Регионы России Принцип безусловного сохранения единого экономического пространства России - основа экономической политики Республики Коми. Северо-Западный регион России (Архангельская, Калининградская, Мурманская, Вологодская, Ленинградская области, Республика Карелия, Санкт-Петербург). В рамках данного региона Республика Коми имеет интерес для товарообмена с европейскими странами через транспортную и путепроводную транзитную инфраструктуру. Одновременно Республика Коми может стать для региона привлекательной для вложения инвестиций в ее топливно-энергетический комплекс. Разработка и поставка топливно-энергетических ресурсов областям региона решает проблему топливного снабжения и служит базой для развития промышленности. Эти общие интересы Республики Коми и областей Северо-Западного региона России требуют усиления политического и экономического влияния региона на общероссийскую политику путем координации своих действий, нахождения и принятия взаимовыгодных решений, повышения статуса и активизации деятельности Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации. В перспективе должна быть выработана единая концепция внешнеэкономической деятельности территорий Северо-Запада России. Регионы Урала и Западной Сибири Для данного региона Республика Коми может стать привлекательной для инвестиций в ее транспортную и путепроводную транзитную инфраструктуру для товарообмена с Центральным и Северо-Западным регионами Российской Федерации и европейскими странами. Центральные регионы России Представляют экономический интерес для Республики Коми в области взаимных поставок продукции и использования мощного научно-технического потенциала этого региона. Возможны государственные и другие инвестиции из данных регионов в топливно-энергетический и лесопромышленный комплексы Республики Коми. Южные регионы России (Краснодарский, Ставропольский и другие края и области) Представляют экономический и социальный интерес для Республики Коми в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, отдыха и лечения граждан Республики Коми. Возможны государственные, республиканские и другие виды инвестиций в производство сельскохозяйственной продукции и ее переработку на месте. Другие регионы России могут стать привлекательными для Республики Коми в части создания дилерских компаний, таможенных складов и складов перевалки, новых рынков сбыта. Возможно создание финансово-промышленных групп для реализации перспективных проектов. Страны СНГ Все страны СНГ, в той или иной степени, заинтересованы во взаимных поставках продукции. Они привлекательны для Республики Коми тем, что имеют одинаковый технический уровень производства продукции, относительную прозрачность границ, отсутствие больших административных и языковых барьеров. Одновременно эти страны нуждаются в наших поставках. В настоящее время среди стран СНГ для Республики Коми наибольший интерес представляют Украина и Беларусь. Географическое положение, этническая близость народов, благоприятный климат, развитая промышленность и сельское хозяйство, наличие кратчайших железнодорожных путей в Восточную Европу и Черноморских портов делает привлекательной перспективу широкого и всестороннего сотрудничества и кооперирования во всех областях деятельности. Страны Прибалтики Страны Прибалтики традиционно входят в зону экономического интереса Республики Коми в силу их географической близости, удобства транспортного сообщения и развитости легкой промышленности и агропромышленного комплекса. Перспективны экономические связи с Калининградом через Литву. Калининград как субъект Российской Федерации, объявленный свободной экономической зоной, с незамерзающим портом на Балтике становится притягательным как морские ворота России в Северную Европу. Страны Восточной Европы (бывшие страны СЭВ) Взаимозависимость экономик вследствие исторически сложившейся специализации промышленности в рамках бывшего СЭВ, схожие общественно-политические проблемы развития общества и, наконец, близкие по своему уровню развития и состоянию экономический базис создают особый политический и социально - экономический интерес Республики Коми, как и России, к этим странам. Особое внимание необходимо уделить возможности восстановления, где это экономически выгодно, прежней специализации и разделения труда, что обеспечивает перспективу сбыта продукции лесопромышленного и топливно - энергетического комплекса Республики Коми на рынках этих стран. Сделаны первые шаги во взаимопроникновении капиталов. В Восточной Европе наиболее благоприятны для размещения капитала Венгрия, Словакия, Чехия, Болгария и Польша. Перспективна организация совместных производств и торговых домов, торговых представительств отдельных фирм, регионов и административно-территориальных единиц. Страны Северной, Центральной и Западной Европы Экономическая привлекательность для Республики Коми данного региона определяется следующими факторами: наличием большого инвестиционно - кредитного потенциала Германии; потенциальной готовностью стран данного региона к расширению торгового сотрудничества и насыщению емкого российского рынка товарами народного потребления; готовностью к продаже научно - технических и технологических достижений и оказанию технической помощи. Одной из основных причин, сдерживающих развитие внешнеэкономических связей с развитыми странами, является, о чем говорилось ранее, слабый экспортный потенциал Республики Коми, основу которого, как и России, составляет природное сырье. Ограниченные импортные возможности Республики Коми определяют ближайшие главные задачи республики и пути их решения: максимальное использование инвестиционного и кредитного потенциала данных стран, имея в виду создание благоприятного инвестиционного климата; приоритет и государственная поддержка импорта, дающего возможность структурной перестройки экономики республики, реконструкции, модернизации, внедрению новых технологий, в первую очередь, это относится к экспортопроизводящим и импортозамещающим производствам. Финляндия Для Республики Коми наиболее привлекательной для сотрудничества по-прежнему является Финляндия, что связано с географической близостью, сходными климатическими условиями, культурно-этнической близостью народов и традиционным торгово - экономическим партнерством в области приграничной торговли. Образование новых государств на территории бывшего СССР усиливает значение Финляндии для Коми и России как торгово-экономического партнера, имеющего возможность связать Коми и Северо-Запад России с транспортной и технической инфраструктурой Северной Европы. Приоритетными направлениями развития торгово - экономического сотрудничества Республики Коми и Финляндии являются: разработка комплексных целевых программ по рациональному использованию природного потенциала республики и, в первую очередь, лесного, далее - топливного и горно-рудного; внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий; сельскохозяйственное производство и переработка его продукции. Другие страны мира и регионы При осуществлении ВЭД Республика Коми должна ориентироваться на высокие технологии не только стран Европы, но любых стран мира, на получение максимального эффекта во взаимоотношениях с ними. 2. Приоритеты развития отраслей экономики Республики Коми Внутренние экономические интересы и внешнеэкономические факторы вызывают необходимость поиска места и роли Республики Коми в межрегиональном разделении труда, а следовательно, к изменению приоритетов в разрезе отраслей народного хозяйства республики, которые вытекают из следующих посылок: максимальной опоры на местные сырьевые ресурсы; использования уникальных природных и рекреационных условий Республики Коми; развития экспортного потенциала республики и его возможной конкурентоспособности; использования накопленного ранее промышленного потенциала и сложившейся специализации; наличия относительно высокого интеллектуального и кадрового потенциала; развития отдельных импортозаменяющих отраслей и производств; перспективы транспортной связи Урала и Севера Европы (транзит). К приоритетным отраслям (комплексам) экономики Республики Коми следует отнести: лесопромышленный комплекс - переход на неистощимое лесопользование, углубленную переработку древесины и ее отходов, вовлечение в переработку лиственных пород, тонкомерной древесины, развитие конечного товарного производства (мебели, книжно-журнальной продукция и других товаров народного потребления); нефте-газовый комплекс - более глубокая переработка углеводородного сырья, повышение отдачи пласта, разведка и подготовка новых месторождений; горно-рудные производства - организация добычи и переработки залежей титана, бокситов и других руд, а также драгоценных металлов; туризм - превращение туризма в массовое явление, создание в связи с этим организационно-технической инфраструктуры; пищевая промышленность - переработка и хранение сельхозпродукции местного производства, в том числе продуктов оленеводства и даров леса (ягод, грибов и т.п.); пушное звероводство - разведение пушных зверей (норок, лис, песцов) и их последующая переработка. Развитие отраслей, непосредственно удовлетворяющих спрос населения, необходимо вести с преимуществом частного, мелкотоварного производства, создающего необходимую конкурентную среду. 3. Механизм развития приоритетных отраслей К числу важнейших направлений внешнеэкономической деятельности Республики Коми относится привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Их эффективное использование должно способствовать решению таких задач, как подключение новых источников финансирования модернизации экономики и социальной инфраструктуры при одновременной экономии валютных ресурсов республики. В целях наращивания своего экономического потенциала и развития социальной инфраструктуры Республика Коми будет поощрять прямые инвестиции в форме создания на своей территории новых, принадлежащих иностранным юридическим и физическим лицам предприятий по производству конкурентоспособных на внешнем рынке товаров и услуг, продажу иностранным инвесторам предприятий и объектов незавершенного строительства, участие зарубежных инвесторов на равных условиях с отечественными в процессе разгосударствления и приватизации собственности. При этом предпочтение будет отдаваться инвесторам, имеющим опыт работы в соответствующих отраслях производства и услуг, знание рынка, достаточные финансовые ресурсы, опыт управления предприятиями, способным продвинуть производимые товары и услуги на международные рынки. Для стимулирования деятельности иностранных инвесторов необходимо создать в Республике Коми благоприятный инвестиционный климат. При наличии политической стабильности, относительно высокого экономического, научно-производственного и кадрового потенциала, запасов многих видов сырья актуальными остаются задачи: создание адекватной нынешним условиям переходного периода правовой базы инвестиционного процесса, упрощение процедуры регистрации предприятий с иностранными инвестициями, льготного налогообложения; гарантии возврата капитала и репатриации прибыли, страхование от некоммерческих рисков, использование залоговых форм привлечения иностранных инвестиций, создание условий, стимулирующих реинвестиции; формирование отвечающей международным стандартам бизнес-инфраструктуры (от удобных офисов, комфортабельных гостиниц и ресторанов до транспорта и современных средств связи); разработка механизма государственных гарантий, которые Республика Коми может предоставить зарубежным инвесторам под особо значимые для республики инвестиционные проекты. Особое место в сфере внешнеэкономических связей Республики Коми занимает зарубежная инвестиционная деятельность. С учетом своих возможностей Республика Коми намерена создавать или приобретать предприятия в странах традиционного производства товаров, импортируемых республикой. В первую очередь это касается продовольственных товаров, не производимых в регионе и России. Создание либо приобретение предприятий в странах традиционного производства этих товаров позволит сократить расходы на их импорт. 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Общие принципы и подходы Новая модель внешнеэкономических связей требует иного осмысления роли государства в лице органов государственного управления, которая заключается в политическом и организационно-техническом обеспечении хозяйственной деятельности субъектов внешнеэкономических связей, при их материально-правовой ответственности и при регулирующем воздействии органов государственного управления. Основная цель органов государственного управления на ближайшую перспективу в области ВЭД - создание и развитие механизма ее обеспечения, имея в виду организацию систем: государственного республиканского экономического протекционизма; конъюнктурно-экономического информационного обеспечения субъектов ВЭД всех форм собственности с целью их ориентировки на максимальную коммерческую выгоду; стимулирования экспорта товаров высокой степени обработки; защиты предприятий экспортеров и импортеров от внешнеэкономических рисков; таможенного, организационного, валютно - финансового и технического обслуживания субъектов ВЭД; законодательного обеспечения ВЭД; подготовка кадров для ВЭД. 2. Создание правовой базы Реализация задач внешнеэкономической деятельности Республики Коми предполагает создание и совершенствование соответствующей правовой базы. Источниками регулирования ВЭД являются федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, приказы и инструкции федеральных органов управления, нормативные акты органов власти Республики Коми. В соответствии с Конституциями Российской Федерации и Республики Коми координация международных и внешнеэкономических связей Республики Коми находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми. Активизация внешнеэкономических связей Республики Коми требует большой законотворческой работы, которая учитывала бы специфику республики и стимулировала участие отечественных предприятий и предпринимателей во внешнеэкономической деятельности. В деле создания необходимой правовой базы свою важную роль должны сыграть соглашения о разделении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Коми в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенном деле. 3. Информационное обеспечение Эффективность внешнеэкономической деятельности в немалой степени зависит от ее информационного обеспечения. Все субъекты, участвующие в экономическом сотрудничестве с зарубежными государствами, нуждаются в оперативной и достоверной информации, относящейся к различным аспектам внешнеэкономических связей. Программа информационного обеспечения должна включать в данном случае три необходимых компонента. Прежде всего, это - информационная база, содержащая сведения двоякого характера. С одной стороны, она включает данные об участниках внешнеэкономической деятельности Республики Коми (своеобразный реестр отечественных производителей с их бизнес-предложениями), экспортном потенциале Республики, ее импортных потребностях, межправительственных соглашениях, заключенных экспортно-импортных контрактах и других сделках, выданных квотах и лицензиях, имеющихся в республике инвестиционных программах и инвестиционных проектах, валютных ресурсах, поступлениях и расходах валютных средств, законодательствах и других нормативных актах Российской Федерации и Республики Коми, регулирующих деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности, а также деятельность иностранных компаний и физических лиц на территории республики. С другой стороны - сведения о крупнейших зарубежных производителях продукции, об экономическом и финансовом положении реальных и потенциальных партнеров по внешнеэкономическим связям, законодательстве иностранных государств и международно-правовых актах, относящихся к сфере внешнеэкономической деятельности, конъюнктуре мирового рынка, ценах на основных рынках по видам продукции, обменных курсах валют, процентных ставках и т.п. Оперативная и качественная обработка и анализ такого количества информации предполагает создание мощного республиканского информационного банка данных, основанного на международных стандартах накопления и передачи данных. Такую систему целесообразно сформировать при Министерстве внешних связей Республики Коми и связать ее при помощи сетевых средств с другими специализированными информационными системами Правительства Республики Коми. Второй компонент информационного обеспечения - это проведение на постоянной основе маркетинговых и конъюнктурных исследований, предоставление по их результатам на коммерческих условиях информационных и консультационных услуг предприятиям, организациям и отдельным предпринимателям. Третий компонент информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности заключается в широкой презентации Республики Коми, ее реальных и потенциальных возможностей в международном сообществе. Цель такой презентации - ознакомление общественности и деловых кругов зарубежных стран с республикой, предоставление бизнесменам всей необходимой информации о Республике Коми от экономического потенциала до гостиничного сервиса, раскрытие реальных перспектив взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с предприятиями и организациями республики. Слабая, фрагментарная и разбросанная информация об этом представляет собой препятствие притоку в Республику Коми иностранных инвестиций. 4. Меры организационного обеспечения Наряду с информационным и правовым обеспечением, повышением эффективности внешнеэкономической деятельности требуется осуществление ряда организационно - структурных инноваций. Одной из них было создание Министерства внешних связей Республики Коми. На очереди - создание ряда других крайне необходимых структур. В перспективе следует рассмотреть вопрос об открытии за рубежом сети специализированных торгово - экономических структур с предоставлением этим структурам статуса представительства Республики Коми. В целях организационной поддержки внешнеэкономической деятельности, а также реализации правительственных программ в перспективе целесообразно создать специализированные внешнеэкономические объединения, например, по экспорту стратегических товаров - нефти и нефтепродуктов, лесоэкспорта, каменного угля и т.п., по импорту продукции сельского хозяйства, медицинского оборудования и препаратов. Плодотворное внешнеэкономическое сотрудничество невозможно без создания системы быстрой и надежной международной связи с любым регионом мира. Республика должна будет выделить определенные финансовые ресурсы для такой системы и обеспечивать на коммерческой основе круглосуточной международной связью, действующей на территории Республики Коми, иностранных и отечественных участников внешнеэкономической деятельности. 5. Меры финансово-кредитного обеспечения Внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов Республики Коми будет поддерживаться экономическим стимулированием экспорта и импорта: предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд, страхования от риска, связанного с внешнеэкономической деятельностью. 6. Кадровое обеспечение Внешнеэкономическая деятельность, как и всякая иная профессиональная деятельность, требует серьезного кадрового обеспечения. Интерес Республики Коми в решении проблемы подготовки специалистов для ВЭД заключается в устранении сегодняшних и будущих потерь в доходах хозяйствующих субъектов, а следовательно, и в доходной части бюджетов районов и городов республики. Подготовка кадров для ВЭД и повышение их квалификации требует государственной поддержки, включая финансовую. Пути решения проблемы: организация краткосрочных и долгосрочных курсов, с отрывом от основной деятельности для работников, уже включенных во ВЭД; введение в учебных заведениях республики спецкурсов, позволяющих готовить молодых специалистов по ВЭД. Экономической основой первого варианта является обучение на коммерческой основе с государственным финансированием. Обучение госслужащих должно происходить на договорной основе. Реализация второго варианта заключается в усилении взаимодействия Правительства и учреждений образования разработки социального государственного заказа данным учреждениям, подкрепленного целевым бюджетным финансированием, в том числе и валютным. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|