Расширенный поиск
Указ Главы Республики Коми от 24.03.2000 № 132Республика Коми Глава Указ 24.03.2000 г. N 132 Утратил силу - Указ Главы Республики Коми от 12.07.2004 г. N 96 О Концепции промышленной политики Республики Коми В целях создания необходимых условий для роста конкурентоспособности продукции промышленных предприятий, объемов промышленного производства и инвестиций постановляю: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию промышленной политики Республики Коми на 2000 - 2005 годы. 2. Министерству экономики Республики Коми во втором квартале 2000 г. разработать и представить на утверждение Главе Республики Коми мероприятия по реализации основных положений Концепции промышленной политики Республики Коми на 2000 - 2005 годы. Глава Республики Коми Ю.СПИРИДОНОВ г.Сыктывкар 24 марта 2000 г. N 132 Утверждена Указом Главы Республики Коми от 24 марта 2000 г. N 132 (приложение) КОНЦЕПЦИЯ промышленной политики Республики Коми на 2000 - 2005 годы Введение Концепция промышленной политики Республики Коми на 2000 - 2005 годы (далее именуется - Концепция промышленной политики) разработана в соответствии с Федеральной целевой программой экономического и социального развития Республики Коми на 1998 - 2005 годы, Региональной программой развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса Республики Коми на 1997 - 2005 годы, отраслевыми программами развития промышленности республики, а также Указом Главы Республики Коми от 16 августа 1999 г. N 321 "Об итогах социально-экономического развития Республики Коми в первом полугодии 1999 г.", распоряжением Главы Республики Коми от 2 сентября 1999 г. N 1047-р. Процессы, происходящие в промышленности, оказывают определяющее влияние на развитие республики и ее геоэкономическое положение в стране. Их регулирование с учетом сложившихся особенностей и динамики экономической ситуации представляет одну из главных задач регионального управления. Промышленность Республики Коми характеризуют следующие особенности, обусловленные историческим развитием и географической основой индустриального освоения. Базовая роль в экономике. В промышленности занято 29,1 процента общей численности работников, произведено 32,4 процента валового регионального продукта, сосредоточено 30 процентов основных фондов. Доля промышленности в общих налоговых поступлениях в бюджет составляет около 50 процентов. Мощная ресурсная основа. Нефть, газ, уголь, горючие сланцы, титановые, алюминиевые, марганцевые, баритовые руды, кварцевое сырье, золото - далеко не полный перечень полезных ископаемых, формирующих минерально-сырьевой потенциал республики. Его валовая ценность в недрах составляет около 11 трлн.долларов США. Значительны по объему и качеству лесные ресурсы: только ежегодный прирост составляет более 26 млн.куб.м. В составе насаждений преобладают спелые и перестойные (67 процентов), а также ценные хвойные породы (84,3 процента). Утяжеленная структура. Промышленность республики почти полностью представлена тяжелой индустрией со значительным преобладанием добывающих отраслей. Доля тяжелой промышленности в общем объеме промышленного производства составляет 94,2 процента (в 1990 году - 87,2 процента), в общей численности промышленно - производственного персонала - 92,7 процента (в 1990 году - 88,7 процента). Децентрализация управления и разгосударствление собственности радикально изменили содержание управления промышленностью на уровне субъекта Российской Федерации: расширили его сферу, усложнили задачи, инициировали использование новых подходов и механизмов. В ситуации экономического кризиса, в разной степени затронувшего отрасли промышленности Республики Коми, обеспечение результативной деятельности органов государственной власти по созданию в регионе эффективной среды для промышленных предприятий настоятельно требует разработки и реализации целенаправленной и адекватной системы намерений и действий. В Концепции промышленной политики изложены основные и приоритетные направления развития промышленности Республики Коми как по социальной значимости, так и по экономическим показателям; определены ресурсы реализации промышленной политики, методы и меры государственной поддержки промышленности. Кроме того, в приложении к Концепции промышленной политики изложены основные направления развития отраслей промышленности Республики Коми, внутренние приоритеты по каждой из отраслей. Государственная поддержка приоритетных направлений по отраслям позволит реализовать основные положения Концепции промышленной политики и обеспечит устойчивое экономическое развитие Республики Коми. 1. Состояние, тенденции и основные проблемы развития промышленности Республики Коми 1.1. Состояние и тенденции развития отраслей промышленности Переход экономики на рыночные методы хозяйствования, включающие реформу собственности, признание экономической самостоятельности предприятий, свободу торговли, рыночное регулирование цен, вызвал гиперинфляцию и рост издержек производства. Относительная стабилизация, наметившаяся в 1996 - 1997 годах и в первой половине 1998 года, была нарушена обострением финансового кризиса, что вновь резко ухудшило экономическое состояние ряда отраслей промышленности. Сокращение оборотных средств, вызванное инфляционными процессами, и невозможность увеличения их из-за чрезмерно высоких процентных ставок банковских кредитов сделали большинство промышленных предприятий неплатежеспособными. Высокие издержки и цены, низкая конкурентная способность многих видов республиканской продукции по сравнению с импортной привели к свертыванию производства в большинстве отраслей промышленности. За 1991 - 1999 годы объем производства в топливной промышленности сократился почти на 50 процентов, в лесопромышленном комплексе - более 40 процентов, промышленности строительных материалов - более 80 процентов. В общем объеме промышленного производства наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли топливной промышленности. Если в 1990 году доли топливной и лесной отраслей составляли около одной трети, то в 1999 году произошло увеличение доли топливной отрасли. Объем промышленной продукции топливной отрасли составил более 60 процентов всего объема промышленного производства республики. Доля нефтедобывающей промышленности в топливно-энергетическом комплексе составляет около половины. Динамика промышленного производства в начале 1999 года характеризовалась некоторым спадом, темпы которого уже с марта стали замедляться. Со второго полугодия обозначился устойчивый прирост выпуска продукции относительно соответствующего периода 1998 года. Основным фактором улучшения динамики производства явились значительный прирост в лесозаготовительной (на 21,3 процента), деревообрабатывающей (на 24,5 процента), целлюлозно-бумажной (на 17,9 процента) отраслях, а также компенсация заметного спада в 1998 году в угольной отрасли. Стабильно работал ряд предприятий легкой и пищевой промышленности. В сравнении с предыдущим годом в 1999 году произошли изменения в отраслевой структуре: увеличилась доля нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Тенденция увеличения удельного веса топливно-энергетического комплекса в структуре промышленного производства является не только региональной, но и общероссийской и будет сохранена в будущем. Это связано, в первую очередь, с наличием устойчивого спроса на энергоресурсы на внешних рынках и ростом мировых цен на них. Такой процесс означает усиление топливно-сырьевой ориентации экономики республики, достигаемой за счет наращивания натуральных объемов производства и роста цен на энергоносители. Доля численности промышленного персонала в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях в общей численности работающих в промышленности возросла с 5,5 процента в 1990 году до 12 процентов в 1999 году, в угольной и лесной отраслях она не изменилась и составила соответственно 25,1 процента и 30,5 процента. В структуре общих налоговых поступлений поступления промышленности составляют 52,7 процента. В составе поступлений в республиканский бюджет Республики Коми наиболее велика доля следующих отраслей: нефтедобывающей - 28,3 процента; лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной - 11,4 процента; угольной - 6,3 процента. В условиях трансформации собственности и приспособления предприятий к платежеспособному спросу произошла поляризация промышленности на сектор перерабатывающих отраслей, ориентированных на внутренний рынок, и энергосырьевой экспортно-ориентированный сектор, которые резко различаются динамикой и уровнем экономических показателей. В Республике Коми на данном этапе наиболее существенными тенденциями, влияющими на формирование системы мер государственного регулирования промышленности, являются: постепенное замедление спада промышленного производства, стабилизация и рост в некоторых отраслях (таких, как целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей, лесозаготовительной и нефтедобывающей). В лесопромышленном комплексе отмечается перераспределение выпуска продукции в пользу глубокой переработки за счет роста конкурентоспособности продукции целлюлозно-бумажной промышленности: ее доля выросла с 50 процентов в 1994 году до 62,2 процента в 1998 году; усиление экспортно-сырьевой, причем моносырьевой, ориентации промышленности и, как следствие, неустойчивости развития, обусловленной колебаниями мирового рынка; усиление в республике позиции крупных и транснациональных промышленных корпораций и консолидация отраслевых активов под их эгидой. Деятельность на территории республики ООО "Севергазпром", ОАО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" и ОАО "Лукойл" актуализирует вопросы согласования республиканских и корпоративных интересов. 1.2. Проблемы развития промышленности Ключевыми проблемами управления и государственного регулирования по основным позициям промышленной деятельности являются: в области формирования и воспроизводства ресурсной базы: обеспечение необходимого прироста промышленных запасов угля в связи с их отработкой, восполнением выбывающих мощностей ликвидируемых шахт и подготовкой участков для работы крупных шахт и разрезов энергетического угля; сокращение подготовленных резервов углеводородного сырья, особенно природного газа, низкие уровни восполнения разведанных запасов и эффективности геологоразведочных работ на нефть и газ, не обеспечивающие воспроизводство ресурсной базы; отставание в изученности рудной базы, недостаточная степень подготовки к эксплуатации ряда перспективных объектов и низкие темпы освоения разведанных месторождений; низкая эффективность лицензионного механизма, не обеспечивающего соблюдение недропользователями условий лицензионных соглашений по обеспечению уровней добычи углеводородов, ввода новых месторождений, расчетов с бюджетами; в области использования основных фондов: угрожающее старение производственных мощностей; износ основных фондов в отраслях топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов составляет более 50 процентов; моральный износ и низкая эффективность использования оборудования, недозагрузка мощностей. В нефтедобыче бездействует две трети скважин годовой мощностью 2 млн.тонн, представляющих основной резерв прироста добычи, неудовлетворительно проводятся реконструкция и ремонт промыслового оборудования. В угольной промышленности отмечаются низкие темпы технического перевооружения перспективных шахт и проведения горно-капитальных работ по подготовке нижних горизонтов. Реконструкции и технического перевооружения требуют разнообразные производства по переработке древесины. В техническом совершенствовании нуждаются многочисленные объекты малой энергетики. На всех предприятиях машиностроения и металлообработки имеются неиспользуемые производственные площади, в том числе и незавершенное строительство; в области добычи и переработки сырья: недостаточное применение прогрессивных методов добычи нефти; ухудшение геолого-технологической структуры нефтяных ресурсов: увеличение доли трудноизвлекаемых запасов (до 40 процентов остаточных извлекаемых запасов), высоковязких, содержащих серу, парафин, - требует внедрения новых технологий добычи, разделения легкой и тяжелой нефти и циклов ее переработки; низкая глубина переработки нефти (42 процента - в Республике Коми, 65 процентов - среднеотраслевая по России); несоответствие технологии качественному составу сырья; невысокая товарность, обусловленная узкой номенклатурой и низким качеством продукции при высоких ценах; недостаточно высокое качество угольной продукции, особенно воргашорских углей, 75 процентов которых без обогащения используется для энергетических нужд, что приносит экономические потери; недостаточно эффективно осваивается минерально-сырьевая база рудных полезных ископаемых - марганца, титана, баритов, золота и др.; не соответствующая мировым стандартам товарная структура переработки древесины; в области управления: ослабление возможностей государственного регулирования промышленной деятельностью в нефтяной и газовой промышленности в связи с формированием вертикально интегрированных структур и предприятий с иностранными инвестициями; снижение эффективности управления государственной собственностью в угольной промышленности и незавершенность процесса построения новых организационных структур - угольных компаний; низкий уровень фирменного менеджмента, наличие неэффективных собственников; в области налоговой и финансово-кредитной политики: недостаточные объемы государственной поддержки угольной промышленности по всем основным направлениям - ценовому, социальному, инвестиционному, по оплате труда; опережающий рост цен и тарифов на услуги, электро-, теплоэнергию и материалы; высокая налоговая нагрузка; недостаток оборотных средств и высокие процентные ставки на кредитные ресурсы; задолженность предприятий в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, долги государства предприятиям; высокий уровень дебиторской задолженности промышленных предприятий; в связи с включением районных коэффициентов и северных надбавок в себестоимость продукции ведение работ по добыче топливных ресурсов в районах Крайнего Севера ставит предприятия республики в неравные условия по сравнению с аналогичными предприятиями других регионов России; в области инвестиционной политики: осознанное использование амортизации не по назначению из-за существующих неплатежей и "проедания" ее в виде выплат заработной платы, доходов по дивидендам, сокрытия в других статьях расходов; недостаточное количество хорошо проработанных инвестиционных проектов технического перевооружения, реконструкции и строительства промышленных объектов; недостаточные темпы разработки нефтяных месторождений на основе соглашений о разделе продукции; недостаточное внимание к разработке и внедрению современных схем привлечения частного отечественного и иностранного капитала для развития лесного комплекса; низкий уровень технико-экономической проработки схем освоения рудных месторождений (наличие устаревших и не соответствующих современным требованиям бизнес-планов, необходимых для привлечения инвестиций); в области производственной инфраструктуры: отсутствие развитой инфраструктуры, ведущее к удорожанию освоения удаленных рудных и ряда нефтегазовых месторождений; недостаточность лесовозных дорог круглогодичного действия. 2. Цель, принципы и задачи промышленной политики Государственная промышленная политика Республики Коми включает систему правовых, экономических и организационных мер органов государственной власти, направленных на повышение эффективности функционирования и развития промышленности Республики Коми и обеспечивающих реализацию ее социально-экономических интересов, стабильность функционирования системы жизнеобеспечения населения и необходимый уровень социальных стандартов. Цель промышленной политики Республики Коми в среднесрочной перспективе состоит в повышении эффективности промышленного производства и конкурентоспособности продукции промышленных предприятий, роста объемов промышленного производства и инвестиций. Промышленная политика Правительства Республики Коми будет реализована через решение следующих задач: структурная перестройка промышленности в сторону развития приоритетных отраслей в целях повышения эффективности функционирования промышленности и увеличения ее вклада в экономику республики; разработка и внедрение форм и методов государственной поддержки приоритетных отраслей промышленности; совершенствование организационной и производственной структуры управления хозяйствующих субъектов и повышение эффективности их деятельности в условиях рыночной экономики; стимулирование создания и производства конкурентоспособной продукции; защита интересов и поддержка местных производителей, развитие малого предпринимательства Республики Коми; разработка эффективной налоговой политики, соответствующей структуре экономики Республики Коми; обеспечение эффективности использования привлекаемых инвестиционных ресурсов в промышленность; развитие научного, технологического, производственного потенциала промышленности; обеспечение наполнения бюджетов всех уровней; построение взаимовыгодных отношений между государством и промышленными предприятиями на основе сочетания общегосударственных, республиканских, местных интересов и интересов предприятий; стимулирование развития кооперативных и хозяйственных связей между предприятиями республики с целью максимального использования существующих мощностей; обеспечение занятости и рост доходов населения. Основными принципами осуществления промышленной политики Республики Коми являются: активное воздействие на экономические механизмы в направлении повышения эффективности и конкурентоспособности промышленности; программно-целевой способ реализации политики; оптимальное использование природных, трудовых и финансовых ресурсов республики, стимулирование внедрения наукоемких, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; рациональное размещение производительных сил на территории Республики Коми; дифференцированный подход к стимулированию и поддержке различных секторов и отраслей промышленности в зависимости от их социально-экономической значимости, экологической безопасности, а также научно-технических перспектив; диверсификация отраслевой и товарной структуры промышленности за счет расширения видов добываемых ресурсов и углубления переработки сырья на предприятиях республики; гласность и обоснованность в определении критериев финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности; ориентация на закрепление и усиление роли промышленности республики в межрегиональном и международном разделении труда. Поставленные цель и задачи промышленной политики позволяют определить необходимые условия эффективной деятельности предприятия и успешной разработки и реализации основных направлений промышленной политики. 3. Основные направления промышленной политики 3.1. Структурная перестройка промышленности Структурная перестройка промышленности в Республике Коми предполагает существенное изменение состава и содержания ее частей, существующих пропорций и связей в целях повышения эффективности функционирования промышленности и увеличения ее вклада в экономику республики. Структурные преобразования в промышленности должны основываться на: изменении отраслевой структуры промышленного производства путем развития наиболее перспективных и динамично развивающихся отраслей промышленности; постепенном изменении профильной структуры промышленности в направлении углубления переработки и повышения качества конечного продукта; расширении товарной структуры промышленного производства с использованием и стимулированием инновационных разработок, производства новых видов товаров, применения обязательной первичной обработки и обогащения сырьевых ресурсов; принятии комплекса мер по обновлению производственного потенциала, развитию производственной инфраструктуры и обеспечению технологической безопасности; поддержании роста жилищного строительства, развитии ипотечного кредитования, поддержке жилищных фондов; реформировании предприятий путем выделения, слияния, присоединения и передачи имущества эффективному собственнику в целях формирования рациональной структуры производства; поощрении и поддержке формирования вертикально интегрированных компаний, обеспечивающих производство конечного потребительского продукта с перераспределением прибыли между всеми участниками производства; формировании государственных унитарных предприятий на неиспользуемых производственных мощностях в потенциально прибыльных отраслях, имеющих длительный срок окупаемости, в целях организации рентабельного производства и последующей продажи таких предприятий с выгодой для республиканского бюджета Республики Коми; поддержке хозяйствующих субъектов в инвестиционной, страховой и финансовой сферах деятельности; формировании территориально-производственных финансовых групп в целях интеграции промышленного производства и решения общих задач для всех хозяйствующих субъектов по восстановлению сбытовой, снабженческой, транспортной и информационной инфраструктуры. Одним из направлений промышленной политики, обеспечивающим формирование оптимальной структуры промышленности, является развитие малого предпринимательства, которое нацелено на насыщение рынка товарами и услугами, преодоление отраслевого монополизма и расширение конкуренции. Об этом свидетельствует тот факт, что почти треть предприятий в промышленности республики относится к малому бизнесу. Развитие малого бизнеса создает дополнительные рабочие места, не требует крупных стартовых инвестиций, обеспечивает более быструю окупаемость затрат и высокую скорость оборота ресурсов, оперативно реагирует на изменения потребительского спроса. Малый бизнес будет развиваться в следующих приоритетных отраслях промышленности: производство продовольственных, промышленных товаров народного потребления; создание предприятий в лесной и деревообрабатывающей отраслях; инновационная, природоохранная и иные виды деятельности. 3.2. Реформирование и реструктуризация предприятий Целью реформирования и реструктуризации предприятий является обеспечение успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи: улучшение финансово-экономических результатов за счет создания эффективного механизма управления, реструктуризации производства, оздоровления финансового состояния предприятия; обеспечение своевременного выполнения текущих обязательств и сокращение задолженности предприятий по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, выплате заработной платы; повышение инвестиционной привлекательности предприятия за счет повышения надежности предприятия как потенциального партнера, достижения прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для его участников (учредителей), инвесторов, кредиторов, разработки бизнес-планов, инвестиционных проектов для привлечения потенциальных инвесторов; развитие Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций должно быть обеспечено соответствующими условиями со стороны государства, такими, как: совершенствование и расширение системы подготовки и переподготовки руководителей и специалистов предприятий в целях их адаптации к постоянно изменяющимся экономическим условиям; создание эффективной лицензионной системы; проведение политики, направленной на создание сети аудиторских и консалтинговых фирм, способных оказать реальную помощь руководителям в осуществлении программы реформирования предприятий. Особенностями государственного регулирования процесса реформирования хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм являются: непосредственное регулирование процесса реформирования государственных предприятий, находящихся в государственной собственности Республики Коми; в отношении остальных будет осуществляться опосредованное воздействие через стимулирование реформирования; существенное обновление и усовершенствование механизмов управления находящимися в государственной собственности акциями (паями, долями) и представления интересов государства в органах управления акционерных обществ. Важнейшим направлением экономической политики в отношении реального сектора экономики является реструктурирование промышленности, которое не может ограничиваться реструктурированием задолженности или изменением структуры управления отдельных предприятий и должно дополняться полным циклом работ по реформированию хозяйствующих субъектов. Реструктурирование промышленности будет способствовать снижению административно-управленческих издержек, экономии оборотного капитала и эффективному менеджменту. Для этого должны быть предприняты следующие меры как нормативного, так и административного характера: стимулирование процесса реформирования путем предоставления налоговых льгот; принудительная реструктуризация предприятий с реализацией процедур антикризисного управления с одновременным осуществлением их финансового оздоровления; реализация на территории Республики Коми разработанной Агентством Урало-Сибирского межрегионального территориального органа Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению по Республике Коми Концепции реализации и совершенствования законодательства о банкротстве на 2000 - 2001 годы; повышение открытости и доступности информации о состоянии предприятий для потенциальных инвесторов, обеспечение ее достоверности, ужесточение ответственности за злоупотребления внутренней информацией; защита прав собственности акционеров и других владельцев предприятий: обеспечение свободного оборота акций открытых акционерных обществ, защита прав мелких акционеров и собственников от злоупотребления со стороны крупных акционеров и высших менеджеров путем создания института менеджмента; принятие решений, способствующих повышению качества работы и ответственности высших менеджеров предприятий, внедрение современных форм управления предприятиями, оказание помощи предприятиям в переходе на международные стандарты бухгалтерского учета и финансового менеджмента. При реструктуризации промышленных предприятий необходимо стимулировать становление финансово-промышленных корпораций, способных к самостоятельному выживанию в условиях внутренней нестабильности и жесткой конкуренции. 3.3. Повышение эффективности управления государственной собственностью Республики Коми В республике разработана нормативная правовая база, направленная на совершенствование системы управления государственной собственностью Республики Коми. Одним из наиболее важных моментов является формирование единого реестра государственной собственности Республики Коми. В целях повышения эффективности управления государственной собственностью Республики Коми в промышленности деятельность Правительства Республики Коми должна быть направлена на: эффективное использование государственного имущества Республики Коми, закрепленного в хозяйственном ведении предприятий; поддержку эффективного собственника, занимающего стабильное положение на рынке, имеющего возможность расширения производства, своевременно и в полном объеме осуществляющего налоговые платежи; создание системы подготовки и аттестации профессиональных менеджеров, управляющих государственной собственностью Республики Коми; эффективное управление пакетами акций (паев, долей), находящихся в государственной собственности Республики Коми, путем их передачи на конкурсной основе в доверительное управление компаниям, имеющим лицензию на выполнение операций по доверительному управлению ценными бумагами. Для повышения эффективности управления промышленными предприятиями республики всех форм собственности необходимо обеспечить выполнение следующих мероприятий: организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации представителей государства в акционерных обществах; повышение эффективности участия представителей Республики Коми в акционерных обществах, акции (паи, доли) которых находятся в государственной собственности Республики Коми, для чего необходима организация консультационной методической помощи представителям государства для повышения эффективности их работы; повышение доли участия Республики Коми в акционерных обществах за счет приобретения акций, если это необходимо для выполнения общегосударственных задач (за счет выкупа предприятиями земельных участков, в процессе реформирования предприятий, через процедуру банкротства, при капитализации просроченной налоговой задолженности и другими возможными способами); усиление контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, акции (паи, доли) которых находятся в государственной собственности Республики Коми, путем проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности, проведения проверок межведомственными комиссиями, ревизионными комиссиями акционерных обществ, специально уполномоченными контролирующими органами. 3.4. Формирование в республике привлекательного инвестиционного климата Республика Коми, благодаря наличию факторов богатой минерально-сырьевой базы, политической стабильности, обеспеченности квалифицированными кадрами, развитой инвестиционной инфраструктуры, по оценке отечественных и зарубежных инвесторов, является инвестиционно привлекательным регионом, однако, уровень инвестиционной активности в республике объективно не адекватен уровню ее потенциальной привлекательности. Основной задачей республиканской инвестиционной политики является обеспечение экономического развития республики за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности важнейших отраслей промышленности. Для выполнения данной задачи Правительство Республики Коми определяет основные направления: создание благоприятного инвестиционного имиджа республики, а также развитие инвестиционной инфраструктуры, необходимой для обслуживания инвестиционной деятельности; мобилизация бюджетных инвестиционных ресурсов всех уровней и обеспечение их эффективного использования для реализации республиканских инвестиционных проектов и программ, обеспечение участия республики в федеральных отраслевых целевых программах; мониторинг инвестиционной деятельности, в том числе проектных разработок и проектного финансирования, систематизация информации о соискателях инвестиций и потенциальных инвесторах, включая оказание поддержки по разработке инвестиционных проектов согласно стандартам и требованиям, предъявляемым международными инвестиционными институтами. Для реализации направлений будут предприняты следующие меры: реформирование республиканского инвестиционного законодательства с целью применения полного набора финансовых и нефинансовых инструментов стимулирования инвестиционной деятельности, разрешенных федеральным законодательством, обеспечение прозрачности инвестиционной политики Правительства Республики Коми; распространение информации о конкурентных преимуществах республики, инвестиционном законодательстве, инвестиционных проектах и предложениях, объектах инвестиционной инфраструктуры в специализированных средствах массовой информации, а также в рамках постоянно действующей универсальной выставки "Коми ЭКСПО"; развитие инвестиционной инфраструктуры, в том числе развитие современной инфраструктуры фондового рынка, привлечение банков, страховых, аудиторских и лизинговых компаний к деятельности по оказанию услуг предприятиям по подготовке и реализации инвестиционных проектов; предоставление предприятиям республики, реализующим эффективные и быстро окупаемые инвестиционные проекты развития важнейших отраслей экономики, льготных кредитов за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, при этом предпочтение будет отдаваться предприятиям, вкладывающим в реализацию проекта собственные средства и, прежде всего, амортизационные фонды в объеме не менее 20 процентов от объема инвестиций; установление субъектам инвестиционной деятельности льготных режимов по налогам, право льготирования по которым предоставлено органам государственной власти Республики Коми, а также предоставление инвестиционных налоговых кредитов в части налогов, подлежащих уплате в республиканский бюджет Республики Коми; предоставление гарантий Правительства Республики Коми по наиболее важным инвестиционным проектам развития экономики республики; осуществление целевых заимствований на отечественном и международном финансовых рынках с целью инвестирования указанных средств в реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов; привлечение к работе на территории республики организаций и программ с иностранным участием, международных банков, институциональных инвесторов (МБРР, ЕБРР и др.); реализация мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой экономического и социального развития Республики Коми на 1998 - 2005 годы, Региональной программой развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса Республики Коми на 1997 - 2005 годы и другими республиканскими целевыми отраслевыми программами; направление федеральным органам исполнительной власти предложений по финансированию республиканских инвестиционных программ и проектов за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития), а также по предоставлению гарантий Правительства Российской Федерации по республиканским инвестиционным программам и проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития); мониторинг и анализ процессов инвестиционной деятельности на территории Республики Коми, с целью выработки и принятия экономически обоснованных решений органов государственной власти Республики Коми, направленных на стимулирование осуществления инвестиций в экономику республики; распространение достоверной систематизированной информации, необходимой как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам; формирование базы инвестиционных проектов путем издания Каталога инвестиционных проектов Республики Коми, а также информирование потенциальных инвесторов о перспективных объектах инвестиций; предоставление средств из республиканского бюджета Республики Коми для подготовки инвестиционных проектов в целях повышения качества их разработки; издание и поддержка консалтинговых компаний, имеющих необходимую квалификацию в данной области; расширение форм сотрудничества с зарубежными организациями в области инвестиционной деятельности. 3.5. Налоговая политика Целью проводимой налоговой политики в Республике Коми является рост доходов республиканского бюджета Республики Коми на основе стимулирования увеличения объемов промышленного производства и роста его эффективности с одновременным уменьшением налоговой нагрузки на предприятия. Всесторонней поддержкой Правительства Республики Коми будет пользоваться реализация намерений о постепенном смещении центра тяжести налогообложения с производственной сферы на сферу потребления. В соответствии со сложившейся структурой экономики республики, имеющей сырьевую направленность, целесообразно внести в федеральные органы государственной власти законодательные инициативы по увеличению доли поступлений в республиканский бюджет Республики Коми за счет платежей за пользование природными ресурсами. Предстоит сконцентрировать усилия на создании и развитии тех отраслей экономики, которые в первую очередь формируют территориальные финансовые ресурсы, республиканский бюджет Республики Коми. Налоговая политика Правительства Республики Коми основывается на существующем законодательстве и предусматривает следующие меры: совершенствование республиканского налогового законодательства, предполагающее внесение изменений и дополнений в ряд действующих законов, а также разработка новых законов и иных нормативных правовых актов Республики Коми; предоставление инвестиционных налоговых кредитов в целях стимулирования развития производства, позволяющего обеспечить государственную поддержку предприятий приоритетных отраслей, нацеленность на конечный результат и гарантированность возврата бюджетных средств; предоставление налоговых льгот социально значимым предприятиям, а также предприятиям, включенным в программы социально-экономического развития Республики Коми, и осуществление контроля за эффективным использованием средств, высвобождаемых в результате получения налоговых льгот; лоббирование в федеральных органах законодательной и исполнительной власти интересов предприятий и населения, осуществляющих свою производственную деятельность в условиях Севера, проведение протекционистской налоговой политики в интересах местных товаропроизводителей; реструктуризация образовавшейся задолженности предприятий по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды; реализация принципа формирования прогноза доходов республиканского бюджета Республики Коми на основе прогноза развития отраслей экономики, конкретных предприятий; совершенствование и упрощение методики определения налогооблагаемой базы. 3.6. Научно-техническая и инновационная политика Государственная научно-техническая и инновационная политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для интеграции науки, техники, производства в интересах развития промышленности Республики Коми, стимулирование научных разработок в рамках функционирования системы "маркетинг - НИОКР - производство", предопределяющей выпуск конкурентоспособной продукции; разработку и реализацию научных нововведений, обеспечивающих достижение поставленных целей с максимально полезными результатами для промышленного развития республики. Инновационная политика Правительства Республики Коми будет реализована по следующим направлениям: тщательный отбор приоритетных направлений научно - технического, технологического, инновационного развития; прекращение бесперспективной практики распыления централизованных средств по всему фронту работ; усиление роли базовых нововведений, связанных со структурными крупномасштабными изменениями промышленной системы, способными повысить конкурентоспособность экономики республики; применение программно-целевого подхода к реализации промышленной политики; интеграция научных и производственных организаций в направлении обеспечения качества, надежности продукции в области ее стандартизации и сертификации; переход к конкурсно-контрактной системе организаций исследования и разработок, превращение их результатов в товар. Для реализации этих направлений необходимо решить следующие задачи: создать инновационную инфраструктуру (инновационные центры, технопарки, др. коммерческие структуры в области инновационного бизнеса); провести обследование научных организаций, университетов и институтов, проектных и проектно-технологических организаций и определить их потенциал; сформировать государственный заказ на научные и проектные разработки сроком на пять лет; определить приоритетные направления научных исследований и конструкторских разработок; разработать систему мер по поддержке научных исследований; возродить систему научно-технической информации; создать систему стимулов для повышения престижности научного труда, закрепления научных кадров, привлечения молодежи в научно-техническую сферу; обеспечить развитие изобретательства и рационализаторства, поддержать патентоведение и коммерческую реализацию патентов; выделить основные направления технологического развития по отраслям. 3.7. Повышение конкурентоспособности продукции Государственная промышленная политика в Республике Коми будет ориентирована на активное проведение организационных, экономических и правовых изменений, содействующих повышению эффективности и конкурентоспособности республиканских предприятий. Рост производства высококачественной продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках, позволит решить задачи обеспечения занятости, повышения доходов и качества жизни населения; расширения налоговой базы; сбалансированности республиканского бюджета Республики Коми и улучшения платежного баланса. Повышение конкурентоспособности продукции республиканских товаропроизводителей предполагается путем формирования государственной политики по следующим направлениям: повышение качества продукции; продвижение товаров на рынок; эффективное ценообразование. В целях повышения качества продукции будут предприняты следующие меры: развитие добросовестной конкуренции товаропроизводителей на внутреннем рынке с использованием методов антимонопольного регулирования; осуществление государственного контроля над деятельностью естественных монополий, для чего необходимо развитие технологического аудита; стимулирование развития отраслей перерабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичных и быстроокупаемых производств, и их первоочередная инвестиционная поддержка; создание финансово-экономических предпосылок для реконструкции производственных мощностей, осуществления технического и технологического перевооружения в отраслях промышленности; конкурсное размещение государственных заказов на поставку продукции; развитие межотраслевого и межрегионального сотрудничества предприятий на основе долгосрочных договоров, заключенных в рамках межправительственных соглашений, осуществление диверсификации производства; стимулирование производства высококачественных товаров путем эффективной реализации мер государственной поддержки промышленных предприятий; ориентация на мировые стандарты качества. Продвижение товаров на рынок призвано содействовать расширению спроса на промышленную продукцию республиканских товаропроизводителей на внутреннем и на внешнем рынках, что предусматривает: развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное продвижение товаров от производителей к потребителям, мониторинг товарных рынков и свободный доступ к информации всех участников рынка; повышение престижа республиканской продукции путем организации выставок и ярмарок, участия предприятий Республики Коми в межрегиональных и международных выставках и ярмарках; совершенствование системы поощрения республиканских товаропроизводителей путем присвоения почетных дипломов и наград Республики Коми отдельным видам высококачественной продукции; улучшение подготовки предприятий республики по участию в международных тендерах, в том числе проводимых международными финансовыми организациями. Эффективное ценообразование является одним из важнейших условий повышения конкурентоспособности продукции промышленных предприятий Республики Коми и предполагает: проведение политики сдерживания роста цен на первичные энергоносители и другие сырьевые ресурсы за счет повышения эффективности производства и совершенствования налогообложения при одновременном стимулировании внедрения энергосберегающих технологий в перерабатывающих отраслях; усиление ценового контроля над деятельностью естественных монополий; внедрение механизма заключения ценовых соглашений между предприятиями, работающими в одной технологической цепочке или осуществляющими взаимопоставки продукции, не противоречащих антимонопольному законодательству и предусматривающих дифференциацию цен в зависимости от качества, новизны продукции, объемов и сроков поставки, условий оплаты, а также формы и методы ограничения и сдерживания роста цен; активное воздействие на формирование оптимальной структуры финансовых потоков, в том числе на основе реализации мер государственного контроля над денежным обращением, сведения к минимуму неденежных и налично-денежных форм расчетов; расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам для пополнения оборотных средств и осуществления инвестиционной деятельности; ограничение темпов роста цен путем улучшения экономической ситуации в республике, в том числе оздоровления производственной сферы и сокращения дефицита консолидированного бюджета Республики Коми. 3.8. Развитие внешнеэкономической деятельности Главной целью промышленной политики в сфере развития внешнеэкономической деятельности является государственная поддержка производства конкурентоспособной продукции и продвижение республиканских товаров на рынки других регионов России и зарубежные рынки. Реализация задач промышленной политики в области внешнеэкономической деятельности Республики Коми выражается в: формировании нормативной правовой базы; эффективном проведении экспортно-импортной политики; развитии торгово-экономического сотрудничества с другими регионами России и субъектами зарубежных стран. В целях формирования нормативно правовой базы необходимо инициировать разработку законодательных актов на уровне Правительства Российской Федерации: о проведении гибкой налоговой и таможенно-тарифной политики в зависимости от конъюнктуры мирового рынка; о создании благоприятных условий для привлечения инвестиций в производственную сферу. Основными направлениями экспортно-импортной политики Республики Коми являются: поддержка энерго-сырьевых производств с целью укрепления позиций на традиционных рынках, наращивания экспорта и притока иностранной валюты в республику; поддержка и стимулирование развития перерабатывающих отраслей промышленности, расширяющих экспортные поставки, ассортимент экспортируемой продукции и совершенствующих ее качество до уровня мировых стандартов; создание системы поддержки экспортных операций, способствующей уменьшению количества посредников при осуществлении экспортных поставок продукции; построение структуры импорта, ориентированной, в первую очередь, на ввоз современных технологий и оборудования для переработки промышленного и сельскохозяйственного сырья, производства продукции пищевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также товаров необходимого импорта; ограничение импортных поставок продукции, аналоги которой производятся на внутреннем рынке; стимулирование развития импортозамещающих производств. Для повышения эффективности и масштабов экспортно-импортной деятельности на основе расширения торгово-экономического сотрудничества необходимо: принимать активное участие в отечественных и международных форумах, выставках, ярмарках, проведении рекламных компаний; заключение новых и реализация существующих договоров по сотрудничеству Республики Коми с регионами России и субъектами зарубежных государств; развитие различных форм кооперации предприятий промышленности с зарубежными и российскими партнерами. 3.9. Охрана окружающей среды, энерго- и ресурсосбережение Состояние окружающей среды является решающим фактором социально-экономического развития Республики Коми, поскольку экономика базируется, преимущественно, на интенсивном изъятии и расходовании природных ресурсов. На территории Республики Коми практически все промышленные предприятия оказывают определенное влияние на окружающую среду. Наиболее негативное воздействие на экологию оказывают предприятия топливно-энергетического, лесохимического и строительного комплексов. Основными причинами такого положения являются: несоответствие уровня развития промышленности современным экологическим требованиям; значительный износ основных средств производства; слабый контроль за технологическим процессом. Результаты наблюдения за загрязнением окружающей среды свидетельствуют, что, несмотря на общий спад промышленного производства, уровень загрязнения лишь стабилизировался, а в отдельных случаях наблюдается его рост. Первоочередными задачами Правительства Республики Коми по обеспечению охраны окружающей среды являются: формирование и введение системы регламентации и ограничений режимов природопользования, которая позволит определить пределы человеческого воздействия на конкретные территории; формирование эффективно действующей системы экологического мониторинга с использованием имеющихся и обновляемых данных дистанционного зондирования Земли на базе научно-технического центра при КНЦ УрО РАН; совершенствование нормативных правовых актов, направленное на укрепление системы экологических фондов; обеспечение приоритетного финансирования республиканских целевых программ экологической направленности; укрепление и расширение международного сотрудничества в рамках программы "ТАСИС", по линии Мирового банка и др.; проведение паспортизации хозяйственных объектов, представляющих потенциальную экологическую опасность, с определением мер по снижению экологических рисков; создание условий для повышения квалификации персонала, обслуживающего экологически важные объекты; продолжение работы по экологизации общества в тесном союзе органов государственной власти Республики Коми и природоохранных органов с неправительственными организациями. В целях улучшения ситуации в области охраны окружающей среды необходимо предусмотреть следующие меры, направленные на ресурсо - и энергосбережение: повышение эффективности государственного регулирования по вопросам энерго- и ресурсосбережения, разработка мероприятий по активизации энергосбережения в промышленности и снижению ресурсо - и энергоемкости производств; организация эффективных мер по энергоучету (внедрение приборов учета энергоресурсов); использование автономных систем тепло- и водоснабжения, теплоизоляция зданий и сооружений; реализация водосберегающих мероприятий; стимулирование развития малой энергетики на основе использования естественных ресурсов; повышение эффективности использования энергетических ресурсов без ущемления интересов населения и промышленных предприятий; снижение дотаций из республиканского и местных бюджетов за потребляемые энергоресурсы. 3.10. Совершенствование трудовых отношений Главная задача совершенствования трудовых отношений - восстановление взаимосвязи уровня и динамики доходов, получаемых работниками промышленных предприятий с результатами их финансово-хозяйственной деятельности. Формирование системы оплаты труда работников промышленных предприятий должно строиться на основе экономического анализа, детального хозяйственного расчета и реальной оценки финансовых возможностей предприятия. Увеличение заработной платы должно быть обусловлено ростом объемов производства и улучшением финансово-экономических показателей. Необходимо принять меры по усилению зависимости оплаты труда руководителей промышленных предприятий от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и уровня оплаты труда работников этих предприятий; устанавливать для государственных и муниципальных промышленных предприятий, для предприятий с долей государственной собственности, а также рекомендовать предприятиям других форм собственности предельно допустимые соотношения размеров оплаты труда руководителей и остальных работников. Значительная роль в успешной реализации основных положений Концепции промышленной политики будет отведена совершенствованию всех форм социального партнерства. Урегулирование вопросов заработной платы, условий труда, социальной защиты работников отраслей промышленности в процессе проведения переговоров объединений работодателей, профсоюзных организаций и представителей органов исполнительной власти Республики Коми, достижение взаимоприемлемых договоренностей являются серьезным фактором снижения социальной напряженности в коллективах промышленных предприятий и источником роста эффективности их деятельности. Решение задач социального партнерства достигается в рамках республиканского трехстороннего соглашения (между Правительством Республики Коми, Союзом предпринимателей Республики Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми), отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений (между отраслевыми министерствами, объединениями работодателей и объединениями профсоюзов), а также коллективных договоров (между работодателями и профсоюзными организациями конкретных промышленных предприятий). Регулирование оплаты труда работников отраслей промышленности на основе социального партнерства будет включать в себя систему обязательных для применения норм, взаимоувязанных по уровням соглашений. Одним из направлений упорядочения оплаты труда работников отраслей промышленности станет применение принятой в рамках республиканского трехстороннего соглашения Единой региональной тарифной сетки, обеспечивающей гарантии оплаты труда соответствующих профессионально-квалификационных групп работников. 3.11. Кадровая политика Сложившаяся профессионально-квалификационная структура рынка рабочей силы маловосприимчива к изменяющимся отношениям в сфере производства, что в значительной степени сдерживает возможности реализации программ структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности продукции предприятий Республики Коми. Основной задачей кадровой политики Правительства Республики Коми является подготовка квалифицированных кадров всех уровней для отраслей промышленности, способных работать в условиях рыночной экономики. Для решения поставленной задачи необходимо осуществление следующих мероприятий: введение государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации персонала; формирование и обеспечение системы государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности, в том числе и для малого предпринимательства; обеспечение качества образовательных услуг через совершенствование механизма лицензирования и аккредитации образовательных организаций, сертификации и аттестации преподавателей, издание учебных и методических пособий, современных педагогических технологий, создание сети методических и информационных центров. Реализация основных направлений развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в Республике Коми будет направлена на решение следующих задач: формирование многоуровневой системы подготовки кадров, построенной на основе образовательных модулей непрерывного профессионального образования; разработка теории методологии государственных образовательных стандартов профессионального образования, их методическое обеспечение; подготовка научно обоснованных контролирующих программ и тестов; изменение профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования; подготовка специалистов по профессиям, обучение по которым ранее не осуществлялось: в сфере обслуживания, экологии, охраны труда, социальной работы, рыночной инфраструктуры; участие работодателей в реализации образовательных программ профессионального образования. Необходимым условием эффективной деятельности предприятия и успешной разработки и реализации основных направлений промышленной политики является формирование экономических и финансовых основ промышленного производства. 4. Экономические и финансовые основы промышленной политики Экономическими и финансовыми основами промышленной политики в Республике Коми являются: программы развития отраслей промышленности; республиканские программы развития малого предпринимательства; экономические и правовые институты, регламентирующие деятельность предприятий и правила их хозяйственной деятельности; государственные и частные инвестиции, внутренние финансовые источники предприятий, ресурсы финансово-кредитной сферы, страховых организаций и инвестиционных институтов; современные технологии, инновационные разработки, реформирование и реструктуризация предприятий. Для укрепления экономических и финансовых основ промышленной политики Правительства Республики Коми необходимо: обеспечить значительный приток высокоэффективных вложений частных инвесторов и, прежде всего, крупного корпоративного капитала, способствующих высокой отдаче от инвестируемого капитала, росту реальных доходов и накоплений у предприятий; повысить конкурентоспособность продукции, сформировать благоприятную конкурентную среду для отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке, при этом кредитная политика должна быть направлена на создание условий для переориентации финансовых ресурсов из финансового сектора в промышленность и увеличение объема реального кредитования производства; обеспечить объемы государственных кредитных ресурсов, направляемых на реализацию промышленной политики, в структуре государственных инвестиций в размере не менее 30 - 40 процентов от общего объема инвестиций; привлечь средства рынка ценных бумаг путем вовлечения в фондовый оборот продаваемых на аукционах и конкурсах крупных пакетов акций, в том числе акций, принадлежащих государству; продолжить работу по развитию рынка в направлении увеличения доли долгосрочных инвестиционно-ориентированных инструментов, в первую очередь, облигаций промышленных предприятий и стимулировать проведение вторичных эмиссий акций предприятий; продолжить практику формирования финансового баланса республики с расчетом ожидаемой прибыли и амортизации в целях формирования источников развития промышленности и их эффективного использования; принять меры по предотвращению использования амортизационных отчислений предприятий на цели, не связанные с обновлением основных производственных фондов; разработать мероприятия по формированию финансовых ресурсов предприятий и стимулированию увеличения оборотного капитала хозяйствующих субъектов; продолжить работу по вовлечению в хозяйственный оборот земли через выкуп ее предприятиями, а также путем создания акционерных обществ, где вкладом в уставный капитал будут земельные участки; совершенствовать работу по взысканию задолженностей в республиканский бюджет Республики Коми через развитие механизма капитализации задолженности предприятий и организацию площадок по продаже долгов; стимулировать развитие коммерческого кредитования и факторинговых операций в целях регулирования задолженности между промышленными предприятиями, бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами; осуществлять индивидуальную работу с каждым крупным налогоплательщиком в целях обеспечения полного и своевременного поступления налоговых платежей и сборов в бюджеты всех уровней; разработать меры по снижению ставки процентов по кредитам, используемым для развития производства. Важнейшей задачей Правительства Республики Коми будет стимулирование внутреннего спроса, для чего необходимо осуществление следующих мер: совершенствование системы госзаказов, погашение задолженности по заработной плате, увеличение заработной платы и пенсий, стимулирование жилищного строительства и развития транспортной инфраструктуры; создание условий для привлечения предприятиями промышленности целевого финансирования для собственного развития; создание единой информационной системы по всем видам выпускаемой в Республике Коми продукции и ценам на нее, внутреннему и внешнему спросу и прогнозам их изменения. Основные направления промышленной политики реализуются при участии Правительства Республики Коми, выраженном в подготовке мер по государственной поддержке предприятий и использованию методов государственного регулирования экономики. 5. Государственное регулирование и меры государственной поддержки промышленности 5.1. Методы государственного регулирования в промышленности Промышленная политика Республики Коми реализуется с помощью следующих методов государственного регулирования: проведение взвешенной внешнеэкономической политики с использованием методов стимулирования импортно-экспортных операций, формирования инфраструктуры внешней торговли и разработка системы поддержки и защиты отечественного товаропроизводителя; принятие и исполнение отраслевых и региональных программ с четким определением источников финансирования и результатов их реализации; прогнозирование и планирование промышленного производства с разработкой товарных, финансовых балансов и потребностей в ресурсах, в том числе трудовых; совершенствование системы управления, предусматривающей разработку законодательного механизма разграничения прав и обязанностей собственников и управляющих, создание системы государственного контроля за деятельностью управляющих (для предприятий государственной и смешанной формы собственности), создание системы непрерывного обучения и переподготовки управленческих кадров; санация неэффективных производств на основе законодательства о банкротстве, развитие и всесторонняя поддержка института антикризисных управляющих, изучение и распространение опыта антикризисного управления; правовая регламентация деятельности хозяйствующих субъектов с использованием законодательства о защите прав потребителей, регистрации и лицензировании деятельности предприятий, антимонопольного законодательства; прямое управление государственными предприятиями, квалифицированное воздействие на акционерные общества с долей участия государства в уставном капитале; государственное регулирование цен и тарифов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; развитие добросовестной конкуренции с использованием методов антимонопольного регулирования, исполнение установленных законодательством ограничений по приобретению крупных пакетов акций и слиянию хозяйственных обществ; поддержка предпринимательства через формирование системы лизинга, консалтинговых услуг, внедрение новых финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, разработка и осуществление специализированных программ помощи для малого бизнеса; ужесточение налоговой дисциплины с одновременным упорядочением системы сбора налогов; организация более совершенной системы учета и отчетности, помощь в разработке финансовой, сбытовой, ценовой, амортизационной и инвестиционной политики предприятий. Указанные методы будут применяться гибко и дифференцированно, с учетом возможностей государства, специфики отраслей, а также изменений рыночной конъюнктуры. 5.2. Меры государственной поддержки Государственная поддержка промышленности осуществляется органами государственной власти Республики Коми в соответствии с определенными Концепцией промышленной политики приоритетами и условиями. Финансовая поддержка предприятиям промышленности из средств республиканского бюджета Республики Коми оказывается в соответствии с законами Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на текущий финансовый год и "О порядке предоставления государственной финансовой поддержки в Республике Коми". Для обеспечения регулирующих воздействий на процессы в промышленности Правительство Республики Коми будет применять различные меры поддержки, как прямые, так и косвенные. Прямые меры государственной поддержки промышленности: предоставление налогового кредита, инвестиционного налогового кредита; предоставление налоговых льгот предприятиям в соответствии с Законом Республики Коми "О привлечении инвестиций в экономику Республики Коми"; предоставление отсрочки или рассрочки задолженности налоговых платежей в республиканский бюджет Республики Коми; предоставление в аренду государственного имущества Республики Коми на льготных условиях; предоставление льготных кредитов за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на инвестиционную поддержку предприятий; предоставление средств республиканского бюджета Республики Коми на разработку бизнес-планов инвестиционных проектов; распределение между промышленными предприятиями на конкурсной основе государственных заказов на поставку продукции для государственных нужд; предоставление гарантий Правительства Республики Коми для инвесторов; финансирование программ развития промышленности на долевых началах с другими участниками. Косвенные меры поддержки промышленности: проведение протекционистской политики в федеральных органах государственной власти с целью получения для предприятий Республики Коми контрактов на поставку продукции для федеральных и республиканских государственных нужд, централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том числе в рамках федеральных целевых программ; реструктуризации задолженностей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, гарантий Правительства Российской Федерации для инвесторов; содействие предприятиям Республики Коми в расширении рынков сбыта продукции через развитие внешнеэкономических связей республики с другими регионами Российской Федерации и государствами; стимулирование развития сети инфраструктуры услуг для предприятий промышленности по маркетингу, консалтингу, лизингу, сертификации продукции и производства, штрихкодированию, обучению кадров и др.; содействие предприятиям промышленности в передаче в муниципальную собственность жилого фонда и ведомственных объектов соцкультбыта; содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями. В целях обеспечения поддержки малого бизнеса в реальном секторе производства будут применяться следующие меры: совершенствование нормативной правовой базы налогообложения и деятельности малых предприятий; совершенствование системы финансирования и кредитования малого бизнеса, в том числе через систему микрокредитования; упрощение процедуры регистрации субъектов малого бизнеса, ведения отчетности, выдачи разрешений и так далее; развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Государственная поддержка будет оказываться предприятиям, принимающим на себя обязательства по разработке, согласованию с органами государственной власти Республики Коми и выполнению планов стратегического развития предприятий, содержащих обязательства по объемам производства, занятости, энергопотреблению, использованию производственных мощностей, соблюдению прав акционеров, и выполнению условий соглашений с органами государственной власти Республики Коми. Изложенные методы государственного регулирования и меры государственной поддержки экономики Республики Коми служат основой механизма реализации промышленной политики, включающего основные этапы, последовательность, инструменты и методы реализации Концепции промышленной политики. 6. Реализация промышленной политики Промышленная политика Республики Коми будет ориентироваться на планомерную поддержку и усиление реального сектора экономики. Органам государственной власти Республики Коми необходимо обоснованно определить экономические потребности и увязать их с имеющимися ресурсами. Особое внимание следует уделить восстановлению управляемости экономическими процессами, перейти к программно-целевому, индикативному, ориентирующему и корректирующему планированию. Реализация промышленной политики в Республике Коми должна осуществляться в два этапа. Основная задача первого этапа (2000 - 2002 годы) - создание финансовых и организационно-правовых предпосылок для осуществления технологического прорыва в потенциально конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках отраслях и производствах и ускорение преодоления технического отставания в отраслях и производствах, выпускающих пользующуюся спросом продукцию, но недостаточно эффективных. На этом этапе основные ресурсы, направляемые на развитие промышленности, необходимо сосредоточить на финансировании и поддержке: быстроокупаемых проектов ("точек роста"), приоритетность которых определяется степенью эффективности и надежности проекта; отраслей и производств, обладающих потенциальной конкурентоспособностью на мировом рынке. В результате реализации данного этапа и создания благоприятного инвестиционного климата в республике предприятия смогут активнее вкладывать свои ресурсы в основной капитал, обеспечивая модернизацию, реконструкцию и расширение производства на новой технической основе. При этом будут приниматься меры по устранению диспропорций в научно-технической, инновационной и инвестиционной политике. На основе достигнутых результатов в реальном секторе экономики на втором этапе (2002 - 2005 годы) основной задачей является обеспечение последовательного развития и роста объемов производства перерабатывающих отраслей промышленности. Используя сложившуюся благоприятную ситуацию на мировом рынке сырьевых ресурсов, необходимо обеспечить бюджетное перераспределение средств на инвестиционную поддержку и техническое оснащение перерабатывающих отраслей промышленности, развитие машиностроения, повышение глубины переработки в лесопильной и деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, пищевой и легкой промышленности. Перераспределение бюджетных средств позволит компенсировать структурные перекосы в развитии промышленности и смягчить зависимость развития промышленности Республики Коми от колебаний мировых цен на сырьевые ресурсы. Все отрасли промышленности Республики Коми можно сгруппировать в зависимости от уровня развития, степени конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках и другим характеристикам: экспортоспособные отрасли промышленности, прежде всего добывающая; отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в относительно короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка; отрасли, характеризующиеся значительным техническим отставанием, не способные в короткие сроки выйти на внешние рынки, но за которыми нужно сохранить значительную долю внутреннего рынка. Для первой группы отраслей (нефтяная, газовая, лесная, горнодобывающая) имеются реальные возможности развития на собственной финансовой базе. Задача состоит в том, чтобы создать условия для их укрепления за счет привлечения сторонних инвестиций. Инвестиции необходимы, в первую очередь, для форсированного внедрения эффективных проектов разработки нефтяных месторождений, для обеспечения надежности систем трубопроводного транспорта. Эти отрасли весьма привлекательны для иностранных инвестиций, в них должны создаваться условия для их максимального притока без ущерба для экономической безопасности республики. Необходимо добиваться того, чтобы иностранные инвестиции привлекались на условиях, обеспечивающих размещение значительной доли заказов на предприятиях Республики Коми и реинвестирование прибыли в Республику Коми. Для второй группы отраслей и производств (деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, лесохимия) характерно, что их продукция, способная выйти на внешние рынки, будет сталкиваться там с особо острой конкуренцией, а иностранные инвестиции чаще будут обуславливаться политическими условиями, отражающими интересы зарубежных конкурентов, как правило, представленных крупными транснациональными корпорациями. Основные методы промышленной политики для данных отраслей - государственные инвестиции, закупки и субсидии, кредиты, на взаимоприемлемых условиях иностранные инвестиции. Важное значение будут иметь политическая поддержка и гарантии Правительства Республики Коми, государственная поддержка при организации сбыта продукции на внешних рынках и создание условий для формирования внутреннего спроса на их продукцию. К производствам и отраслям третьей группы (машиностроение, легкая и пищевая промышленность) должны быть применены меры, направленные, в первую очередь, на стимулирование внутреннего и внешнего спроса на их продукцию. Эта группа отраслей производит потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения, что требует различных методов поддержки внутреннего спроса. С целью увеличения спроса на потребительские товары в республике возможны следующие меры: кредитование населения с целью покупки жилья и товаров длительного пользования местного производства; содействие предприятиям в формировании собственной сбытовой сети; поощрение лизинга машин, механизмов и оборудования. В результате реализации Концепции промышленной политики в этих отраслях должны быть созданы особо благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, прежде всего тех, которые приносят с собой новые технологии и опыт управления. В целях централизации средств и сосредоточения усилий на приоритетных для республики отраслях промышленности, обеспечивающих наибольшие поступления в республиканский бюджет Республики Коми и способствующих таким образом решению социальных задач, в Концепции промышленной политики определены основные отрасли промышленности и показатели их развития на среднесрочную перспективу. 7. Законодательное обеспечение промышленной политики Для реализации основных направлений промышленной политики Республики Коми потребуется трансформация действующей в настоящее время нормативной правовой базы: внесение изменений в уже существующие законы, а также разработка новых законодательных и других нормативных правовых актов. Для привлечения инвестиций в нефтегазодобывающую отрасль республики реализуются проекты освоения месторождений в рамках соглашения о разделе продукции. В связи с этим необходима разработка и принятие Закона Республики Коми "О соглашениях о разделе продукции". В целях реализации этого закона необходимо разработать и принять следующие нормативные правовые акты: о порядке взаимодействия органов государственной власти Республики Коми, координации их деятельности по вопросам подготовки и реализации Соглашений о разделе продукции с органами государственной власти Российской Федерации и недропользователями; о закреплении прав недропользователя на открытые им в процессе ведения геологоразведочных работ за счет собственных средств месторождения углеводородного сырья; об изменении порядка распределения отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающих в республиканский бюджет Республики Коми. В целях реализации основных положений Концепции промышленной политики необходима разработка следующих нормативных правовых актов: по стимулированию роста объемов промышленного производства; о поощрении и развитии рационализаторства и изобретательства; по утверждению порядка предоставления налоговых кредитов; по утверждению порядка предоставления инвестиционных налоговых кредитов; в соответствии со сложившейся структурой экономики Республики Коми, имеющей сырьевую направленность, необходимо внести законодательные инициативы по увеличению доли поступлений в республиканский бюджет Республики Коми за счет платежей за пользование природными ресурсами, в том числе пересмотреть ставки лесных податей; подготовить новую редакцию Положения о порядке представления интересов Республики Коми в акционерных обществах, товариществах и иных предприятиях смешанной формы собственности, акции (доли, паи) которых находятся в государственной собственности Республики Коми, с целью стимулирования работы представителя государства, расширения его прав, обязанностей и ответственности, возможности самостоятельного принятия решений и т.д.; разработать условия лицензионных соглашений, наиболее полно учитывающих интересы Республики Коми и недропользователей; внести изменения в Законы Республики Коми "О налоге с продаж", "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"; разработать и принять закон Республики Коми "О предоставлении налоговых льгот социально значимым предприятиям". В качестве законодательной инициативы внести в Правительство Российской Федерации законопроекты: об особом порядке налогообложения предприятий, находящихся в северных регионах; о снижении налога на прибыль в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта; о снижении и постепенном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на импортное оборудование, материалы и комплектующие, не производимые в стране. Приложение к Концепции промышленной политики Республики Коми НАПРАВЛЕНИЯ развития основных отраслей промышленности Республики Коми Стратегия развития промышленного производства Республики Коми основывается на имеющихся конкурентных преимуществах, учете слабых мест и должна осуществляться в соответствии с российской стратегией промышленной политики. Достаточные природные богатства Республики Коми позволяют в определенной степени опираться в развитии на добывающую промышленность (нефть, газ, уголь, бокситы и др.). Это преимущество необходимо использовать в целях развития. Однако промышленная политика должна приобрести дифференцированный характер, т.е. с точки зрения применяемых методов строиться по-разному для разных групп производств и отраслей. В промышленности Республики Коми на основании статистических данных объемов и эффективности промышленного производства, численности занятого персонала, бюджетных поступлений и тенденций развития предприятий можно выделить в качестве приоритетных направлений отрасли, уже подтвердившие свою конкурентоспособность. Это топливно-энергетический комплекс, лесная отрасль (целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность), в перспективе - горнорудная промышленность. 1. Нефтегазовый комплекс Главной целью развития нефтегазового комплекса Республики Коми является обеспечение его устойчивого функционирования, максимально эффективное использование ресурсов и производственного потенциала. Приоритетными направлениями развития нефтегазодобывающей отрасли Республики Коми будут: расширение сети магистральных нефтегазопроводов, в том числе строительство магистрального газопровода "Ямал-Европа" по территории Республики Коми и новой нитки магистрального нефтепровода "Харьяга-Усинск"; комплексное освоение Ярегского нефтетитанового месторождения и эксплуатация Вуктыльского НГКМ в режиме хранилища-регулятора; освоение месторождений на основе соглашения о разделе продукции; наращивание сырьевой базы ООО "Севергазпром"; реконструкция производства, замена физически изношенного и морально устаревшего оборудования, приведение качества выпускаемых нефтепродуктов в соответствие с мировыми стандартами и повышение эффективности переработки нефти и газового конденсата. Необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности организации отдельных направлений по переработке легкой и высоковязкой нефти и ее переработки непосредственно в районе добычи. Стратегическим документом развития нефтегазового комплекса Республики Коми на ближайшее пятилетие будет Федеральная целевая программа комплексного освоения нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорской провинции (далее именуется - Программа), работа над которой завершается. Программа предусматривает: достижение добычи нефти в 2005 году до 12 - 13 млн.тонн в год; достижение уровня добычи газа на территории Республики Коми к 2005 году в объеме 3,5 млрд.куб.м.; совершенствование систем разработки месторождений на базе создания новых моделей глубинного строения недр и выявление на этой основе новых крупных зон нефтегазонакопления; внедрение новых технологий добычи нефти, обеспечивающих повышение нефтеотдачи на 30 - 40 процентов; создание эффективной системы поддержания пластового давления и совершенствование существующей системы разработки, в первую очередь, на Усинском и Возейском месторождениях; реабилитацию бездействующего и простаивающего фонда нефтяных скважин; ввод в разработку новых месторождений: Северо-Кожвинского, Южно-Лыжского, Субборского, Сунаельского, Средне-Макарихинского, Западно-Сынатыского и других; увеличение объемов добычи тяжелой нефти путем интенсификации разработки Ярегского месторождения и пермокарбоновой залежи Усинского месторождения. 2. Угольная промышленность Главной целью развития угольной промышленности является оптимизация и совершенствование структуры угледобывающего производства и вспомогательных предприятий Печорского бассейна, техническое переоснащение отрасли, создание благоприятных условий труда и быта в шахтерских городах, достижение на этой основе прироста добычи угля, обеспечивающего рентабельную работу предприятий. Приоритетными направлениями развития угольной отрасли являются: реконструкция и техническое перевооружение перспективных шахт и вспомогательных производств; совершенствование форм собственности и структуры управления предприятиями путем создания единой угольной компании с целью усиления и централизации функции управления; обеспечение выхода угольных предприятий республики на бездотационный режим работы; переселение высвобождаемых работников и их семей из городов Воркуты и Инты в регионы средней полосы России; завершение процесса ликвидации неперспективных шахт и вспомогательных производств. Восполнение выбывающих производственных мощностей по добыче угля в ближайшие годы должно обеспечиваться приростом добычи на перспективных шахтах за счет их реконструкции и технического перевооружения. Стратегия долговременного развития угледобычи в Печорском бассейне будет строиться, исходя из потенциальных возможностей действующего шахтного фонда, наличия устойчивого спроса на угольную продукцию и ее конкурентоспособности с другими углями на региональных рынках. 3. Лесопромышленный комплекс Главной целью развития лесного комплекса является создание высокоэффективных лесозаготовительных и перерабатывающих производств, базирующихся на современных технологиях с учетом требований охраны окружающей среды и рационального лесопользования, способных обеспечить выпуск разнообразной и конкурентоспособной продукции не только для нужд республики, но и других регионов России и зарубежных государств. Приоритетными направлениями развития лесопромышленного комплекса являются: реконструкция плитных производств с выпуском новых конкурентоспособных видов древесных плит; модернизация и техническое перевооружение действующих лесопильных и деревообрабатывающих производств, ориентированных на глубокую переработку древесины; реконструкция действующих и строительство новых целлюлозно-бумажных предприятий; глубокая переработка древесины с вовлечением в переработку мелкотоварной, низкокачественной и мягколиственной древесины, а также развитие предприятий лесохимии; организация производств по выпуску полнокомплектных деревянных жилых домов заводского изготовления; увеличение к 2005 году доли целлюлозно-бумажной продукции до 67 процентов в общем объеме производства продукции лесопромышленного комплекса, повышение уровня химической и химико-механической переработки древесины до 64 процентов; создание опытно-экспериментальных предприятий для подготовки квалифицированных специалистов и оснащения лесного комплекса различным современным высокоэффективным ресурсосберегающим оборудованием и технологиями для комплексной безотходной переработки древесины; строительство лесовозных дорог круглогодичного действия; увеличение объемов рубки лесов с соблюдением экономических и экологических ограничений, доведение объемов заготовки древесины к 2005 году до 12 млн.куб.м. 4. Горнорудная промышленность Целью развития горнорудной промышленности является обеспечение потребности Российской Федерации и Республики Коми в минеральном сырье за счет комплексного освоения природных ресурсов и последующей его глубокой переработки. Приоритетными направлениями развития горнорудной отрасли являются: развитие освоения месторождений бокситов Среднего Тимана; комплексное освоение Ярегского нефтетитанового месторождения; разработка Хойлинского месторождения баритов для обеспечения нужд нефтегазового комплекса; разработка Парнокского месторождения железомарганцевых руд; ускорение геологоразведочных работ и начало освоения месторождений марганца на Среднем Тимане; завершение геологоразведочных работ и начало освоения месторождений коренного золота в Кожимском районе; разработка месторождений кварцевого сырья "Желанное", кварцитопесчаников "Обе-из" и других; организация производств по переработке горнорудного сырья внутри республики вплоть до промежуточных продуктов или концентратов. Направления развития основных отраслей промышленности особо остро поднимут вопрос развития таких отраслей, как машиностроение, электроэнергетика, промышленность строительных материалов. Необходимо в самое кратчайшее время разработать комплекс мер, позволяющий закрепить положительные тенденции в данных отраслях и создать условия для устойчивого развития экономики Республики Коми. 5. Электроэнергетика Целью развития электроэнергетики является полное обеспечение электрической и тепловой энергией всех потребителей Республики Коми, повышение надежности функционирования энергосистемы, обеспечение энергетической безопасности Республики Коми и экономии энергетических ресурсов. Важнейшие задачи: энергосбережение, рационализация и сопряжение технологических структур в системе "производство = потребление". Оптимизация сочетания централизованного и децентрализованного энергоснабжения с учетом местных условий, развитие крупной и малой энергетики. Совершенствование финансово-экономического механизма в энергопроизводстве и энергопотреблении. В области энергетической политики предусматривается: разработать республиканскую программу развития энергетики Республики Коми на период до 2010 года; уточнить и оптимизировать схемы теплоснабжения городов Республики Коми; разработать нормативную правовую базу республиканского уровня в области энергетики и энергосбережения; создать организационные структуры в Республике Коми по эффективному государственному регулированию развития электро - и теплоэнергетики и проведению энергосберегающей политики; проводить экономическую политику, стимулирующую развитие малой энергетики в Республике Коми как альтернативу чрезмерной централизации энергопроизводства и средство снижения затрат в энергообеспечении отдельных категорий потребителей; ускорить ввод вторых системообразующих линий электропередачи напряжением 500 и 220 кВ между городами: Воркута, Инта, Печора, Ухта, Микунь, Сыктывкар и межсистемных связей с Архангельской энергосистемой с целью повышения надежности электроснабжения северных и южных районов республики и Котласского энергоузла Архангельской области путем выдачи запертых мощностей Печорской ГРЭС; рассмотреть в разрабатываемой схеме развития ОЭС Северо-Запада на период до 2010 года возможность повышения энергетической безопасности Северного экономического района путем сооружения эффективных и экологически чистых технологий сжигания углей; в соответствии с решением Координационного совета ассоциации "Северо-Запад" от 12 января 2000 г., с целью разрешения проблем, определяющих развитие электроэнергетики ОЭС Северо-Запада в период до 2010 года, изучить в 2000 году соответствующими органами исполнительной власти Республики Коми совместно с институтом "Севзапэнергосетьпроект" целесообразность сооружения Интинской ГРЭС в Республике Коми с использованием местных углей и строительства широтной электрической связи между восточной и западной частями ОЭС. 6. Пищевая и перерабатывающая промышленность Основным направлением развития пищевой и перерабатывающей промышленности является улучшение качества и увеличение ассортимента выпускаемой продукции на основе внедрения современного оборудования и новых технологий. Одна из важнейших социальных задач - обеспечение населения качественным хлебом и хлебобулочными изделиями. Эта проблема решается по двум направлениям: развитие и модернизация действующих производств; создание сети малых пекарен в отдаленных сельских населенных пунктах; увеличение ассортимента выпускаемой продукции; упаковка хлебобулочных изделий; расширение сети фирменных магазинов и торговых точек предприятий в целях удешевления хлеба и обеспечения жителей Республики Коми свежим хлебом. Развитие перерабатывающей отрасли в Республике Коми имеет несколько направлений: более полная, глубокая переработка мяса, молока, для чего требуется осуществление программы модернизации перерабатывающих предприятий; приобретение и установка асептических линий для производства стерилизованного молока с длительным сроком хранения, с целью увеличения сроков его реализации; внедрение новых видов упаковки, дозировки и фасовки производимой продукции для повышения потребительского спроса и увеличения конкурентоспособности; внедрение технологий производства твердых сычужных сыров на молочных заводах первичного звена, что позволит отказаться от производства масла и повысить рентабельность производства; модернизация имеющихся производств по переработке мяса, что позволит полностью перерабатывать закупаемый в Республике Коми скот, увеличить глубину переработки и расширить ассортимент выпускаемой продукции, пользующейся потребительским спросом; оказание поддержки малым предприятиям, занимающимся переработкой сельскохозяйственной продукции, в том числе в виде льготного инвестиционного кредитования, инвестиционных налоговых кредитов. 7. Строительный комплекс Главной задачей строительного комплекса Республики Коми является максимальное использование и развитие мощностей подрядных организаций и предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций для обеспечения строительства. Реализация поставленной задачи потребует осуществления реструктуризации строительной отрасли республики с целью упорядочения структуры строительного комплекса, рационального использования строительной базы, стимулирования предприятий по внедрению в производство современных строительных материалов и конструкций. Строительный комплекс Республики Коми будет развиваться по следующим направлениям: использование конкурсного подбора исполнителей (подрядных организаций) независимо от их территориального базирования, что приведет к созданию полноценного рынка подрядных работ, а также снижению сроков и стоимости строительства; эффективная загрузка имеющихся мощностей строительных организаций республики, обеспечение технического переоснащения строительного комплекса; максимальное вовлечение в оборот местных природных ресурсов; техническое переоснащение действующих производств на базе внедрения современных отечественных и западных технологий по производству эффективных и конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций полной заводской готовности на базе местных строительных материалов; внедрение и расширение использования в перспективе новых строительных материалов; техническое переоснащение домостроительных заводов с целью перехода на гибкую, мобильную и более экономичную технологию домостроения, в том числе для обеспечения ведения реконструкции ранее построенных жилых домов; организация выпуска облицовочного кирпича на Сыктывкарском и Ухтинском заводах. Будет проведена работа по поиску путей снижения стоимости строительства с одновременным выводом строительства на новый уровень качества. 8. Легкая и местная промышленность Легкая и местная промышленность Республики Коми находится в кризисном состоянии. Производственная база устарела, предприятия работают на привозном сырье, продукция не пользуется потребительским спросом. В Республике Коми только одно предприятие легкой промышленности - Усть-Цилемский кожевенный завод работает на местном сырье, однако, на заводе необходимо провести реконструкцию производственных мощностей и принять меры по организации квотированных поставок на завод сортного кожевенного сырья. Для поддержания товаропотоков, обеспечивающих государственные нужды, и поддержки предприятий легкой промышленности Республики Коми установить, что учреждения бюджетной сферы производят приобретение продукции легкой промышленности за счет средств, предусмотренных в сметах расходов, через республиканский государственный заказ на основе проведения внутренних торгов. Необходимо сформировать развитую систему товародвижения, создающую благоприятные условия для товаропроизводителей Республики Коми и способствующую оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров. Решение этой задачи возможно через создание оптовых предприятий регионального (республиканского) масштаба, обеспечивающих потребительский рынок стандартизованными товарами. Рыночные преобразования обострили проблему информационного обеспечения. Организацию системы информационного обеспечения республиканского потребительского рынка надо начать с выпуска каталога потребительских товаров, производимых в Республике Коми всеми предприятиями независимо от формы собственности и профиля деятельности, и регулярно обновлять его. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|