Расширенный поиск

Постановление Государственного Совета Республики Коми от 17.12.1997 № I-9/53

                                                                       
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                Республика Коми                       
                                                                      
                             Государственный Совет                    
                                                                      
                                 Постановление                        
                                                                      
                                                                      
                            17.12.1997 г. N I-9/53                    
                                                                      
                                                                      
                      Об обращении в Конституционный Суд              
                 Российской Федерации с запросом о толковании         
                   пункта "б" части 2 статьи 125 Конституции          
                             Российской Федерации                     


         Государственный Совет Республики Коми, руководствуясь  частью
5  статьи 125 Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой
статьи  3,  статьей  105  Федерального  конституционного   закона   "О
Конституционном Суде Российской Федерации",

         постановляет:

         1. Обратиться в Конституционный Суд  Российской  Федерации  с
запросом  о  толковании  пункта  "б"  части  2  статьи 125 Конституции
Российской Федерации в отношении  судебной  подведомственности  дел  о
соответствии  Конституции  Российской Федерации конституций республик,
уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской
Федерации (текст запроса прилагается).
         2. Поручить кандидату юридических  наук,  профессору  Арапову
Николаю Трифоновичу представлять Государственный Совет Республики Коми
при рассмотрении данного запроса  в  Конституционном  Суде  Российской
Федерации.
         3.   Направить   данное   Постановление   и   текст   запроса
законодательным   (представительным)  органам  государственной  власти
субъектов Российской Федерации.
         4.  Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со  дня  его
принятия.


         Председатель Государственного Совета
         Республики Коми          В.ТОРЛОПОВ



         Конституционный Суд
         Российской Федерации


                                    ЗАПРОС                            
                  о толковании пункта "б" части 2 статьи 125          
                       Конституции Российской Федерации               

         Государственный  Совет  Республики  Коми  (Республика   Коми,
г.Сыктывкар,  ул.Коммунистическая,  дом  8),  руководствуясь  частью 5
статьи 125 Конституции Российской Федерации, пунктом  4  части  первой
статьи   3,   статьей  105  Федерального  конституционного  закона  "О
Конституционном Суде Российской Федерации", просит Конституционный Суд
Российской  Федерации  дать  толкование  пункта "б" части 2 статьи 125
Конституции Российской Федерации.
         Основанием для обращения  в  Конституционный  Суд  Российской
Федерации  явилась  обнаружившаяся неопределенность в понимании пункта
"б" части 2 статьи 125  Конституции  Российской  Федерации,  вызванная
решением Верховного Суда Республики Коми от 5 сентября 1997 года.
         Верховный Суд Республики Коми рассмотрел в открытом  судебном
заседании  дело  по  заявлению  Прокурора  Республики Коми о признании
недействительными статей 13 и 14 Закона Республики Коми от 13  октября
1994  года "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми
и  депутата  местного  представительного  органа  власти".   Правовыми
нормами  этого  Закона  была  установлена неприкосновенность депутатов
Государственного  Совета   Республики   Коми   и   депутатов   местных
представительных   органов  власти.  В  частности,  в  соответствии  с
положениями частей  второй  и  третьей  статьи  13  названного  Закона
"Депутат  не  может  быть  привлечен  к уголовной или административной
ответственности, налагаемой в судебном порядке,  задержан,  арестован,
подвергнут  обыску  или  допросу без согласия соответствующего Совета,
кроме случаев задержания на месте  преступления,  а  также  подвергнут
личному  досмотру,  за  исключением  случаев,  когда это предусмотрено
федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
         Неприкосновенность депутата распространяется  на  его  жилое,
служебное  помещения, багаж, личное и служебное транспортное средства,
переписку, используемые им средства связи, а  также  на  принадлежащие
ему документы.".
         Верховный Суд Республики Коми признал положение статей  13  и
14  Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета
Республики Коми и депутата местного представительного  органа  власти"
(с  изменениями  и дополнениями, принятыми 18 января и 10 октября 1996
года)  в  части  неприкосновенности  депутатов  в  сфере   уголовного,
уголовно-процессуального,                           административного,
административно-процессуального права и особого порядка привлечения их
к  уголовной и административной ответственности недействительными и не
подлежащими применению со дня вступления решения в  законную  силу  по
тем  основаниям,  что  они,  по  мнению  суда, противоречат положениям
Конституции Российской Федерации.
         Сложившаяся практика рассмотрения федеральными  судами  общей
юрисдикции  дел о соответствии Конституции Российской Федерации и(или)
федеральному законодательству законов субъектов Российской Федерации и
признания  их  недействительными  и не подлежащими применению вызывает
сомнение с точки зрения подведомственности обозначенной категории  дел
и правомочности их рассмотрения указанными судами.
         В соответствии с пунктом "б" части 2 статьи  125  Конституции
Российской  Федерации  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  по
запросам   Президента   Российской   Федерации,   Совета    Федерации,
Государственной   Думы,   одной  пятой  членов  Совета  Федерации  или
депутатов Государственной Думы,  Правительства  Российской  Федерации,
Верховного  Суда  Российской  Федерации  и  Высшего  Арбитражного Суда
Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной  власти
субъектов   Российской   Федерации   разрешает   дела  о  соответствии
Конституции Российской Федерации  конституций  республик,  уставов,  а
также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации,
изданных по вопросам, относящимся к  ведению  органов  государственной
власти    Российской   Федерации   и   совместному   ведению   органов
государственной власти Российской Федерации и органов  государственной
власти субъектов Российской Федерации.
         Правовые  основы  статуса  Конституционного  Суда  Российской
Федерации,  установленные  в  Конституции  Российской Федерации, более
детально и конкретно закрепляются в Федеральном конституционном законе
"О  Конституционном  Суде  Российской Федерации", в частности, пункт 1
части первой статьи 3, определяющей полномочия  Конституционного  Суда
Российской  Федерации,  гласит,  что  Конституционный  Суд  Российской
Федерации  разрешает  дела  о  соответствии   Конституции   Российской
Федерации  "конституций  республик,  уставов,  а  также законов и иных
нормативных  актов  субъектов  Российской   Федерации,   изданных   по
вопросам,   относящимся   к  ведению  органов  государственной  власти
Российской Федерации и  совместному  ведению  органов  государственной
власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской  Федерации",  а  глава  IХ  названного  Закона   определяет
особенности конституционного судопроизводства по данной категории дел.
         Нормы  Гражданского  и  Гражданско-процессуального   кодексов
Российской  Федерации  не предусматривают полномочий федеральных судов
общей юрисдикции по признанию законов субъектов  Российской  Федерации
недействительными    и    не   подлежащими   применению   по   причине
несоответствия  указанных   актов   субъектов   Российской   Федерации
положениям Конституции Российской Федерации.
         На основании изложенного просим дать  толкование  пункта  "б"
части   2  статьи  125  Конституции  Российской  Федерации  с  позиции
признания за Конституционным Судом Российской Федерации исключительной
компетенции  по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской
Федерации конституций республик,  уставов,  а  также  законов  и  иных
нормативных   актов   субъектов   Российской  Федерации,  изданных  по
вопросам,  относящимся  к  ведению  органов   государственной   власти
Российской  Федерации  и  совместному  ведению органов государственной
власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской  Федерации,  и,  соответственно,  отсутствия  полномочий  у
федеральных  судов  общей  юрисдикции  по  рассмотрению   дел   данной
категории.
         Приложение:
         1. Текст статьи 125 Конституции  Российской  Федерации  -  30
экз.<*>;
         2. Решение Верховного Суда Республики Коми от 5 сентября 1997
года - 30 экз.<*>


         Председатель Государственного Совета
         Республики Коми          В.ТОРЛОПОВ

         -------------------------
         <*> Не приводится.


Информация по документу
Читайте также