Расширенный поиск
Постановление Государственного Совета Республики Коми от 30.10.1998 № I-13/64Республика Коми Государственный Совет Постановление 30.10.1998 г. N I-13/64 О Концепции государственной социальной политики Республики Коми на 1999 - 2001 годы В целях определения задач социальной политики в Республике Коми на ближайшую перспективу, разработки и реализации мер по их решению Государственный Совет Республики Коми постановляет: 1. Утвердить Концепцию государственной социальной политики Республики Коми на 1999 - 2001 годы (приложение N 1). 2. Утвердить примерный перечень законопроектов для включения в план законотворческой деятельности Государственного Совета Республики Коми по реализации Концепции государственной социальной политики Республики Коми на 1999 - 2001 годы (приложение N 2). 3. Рекомендовать Главе Республики Коми до 1 января 1999 года разработать и утвердить план действий Правительства Республики Коми по реализации Концепции государственной социальной политики Республики Коми на указанный период. 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственного Совета Республики Коми В.ТОРЛОПОВ Приложение N 1 к Постановлению Государственного Совета Республики Коми от 30 октября 1998 года N I-13/64 "О Концепции государственной социальной политики Республики Коми на 1999 - 2001 годы" КОНЦЕПЦИЯ государственной социальной политики Республики Коми на 1999 - 2001 годы ВВЕДЕНИЕ Сложившаяся ситуация в социальной сфере Республики Коми обусловлена общим состоянием экономики, ходом и результатами экономических реформ, а также состоянием материальных и финансовых ресурсов как в Российской Федерации, так и в Республике Коми. Несмотря на отдельные позитивные тенденции в различных областях социальной сферы республики (сохранение существующей сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, улучшение демографической ситуации, увеличение численности поступающих в высшие учебные заведения и т.д.), острота ситуации в ней не преодолена. Функционирование многих учреждений социальной сферы, особенно в сельской местности, осложнено отсутствием средств на их поддержание и развитие, низкой оплатой труда работников и задержками с ее выплатой. Созданные в республике новые социальные институты (службы занятости, государственные внебюджетные фонды) функционируют недостаточно эффективно. Действующее законодательство не соответствует реальным экономическим возможностям государства, что нередко ведет к его нарушению: занижению размеров и несвоевременности выплат пособий гражданам, имеющим детей; сокращению компенсационных расходов на питание учащихся школ; произвольному сокращению и невыплате денежных средств на содержание детей-сирот и детей, находящихся под опекой. Состояние республиканского бюджета Республики Коми не позволяет в ближайшей перспективе надеяться на значительное улучшение, в том числе нормативного, финансирования отраслей социальной сферы. Сложившаяся ситуация в социальной сфере, изменение экономических основ общества требуют глубокого реформирования социальной сферы, реализации новых принципов и приоритетов социальной политики. Важнейшая задача сегодняшнего дня - стабилизация всех сфер общества в процессе реализации антикризисных мер и его дальнейшего реформирования, обеспечение необходимых условий для реализации конституционных прав граждан. Решить ее возможно только на основе проведения активной социальной политики. Социальная политика в Республике Коми в среднесрочной перспективе останется важным фактором, предупреждающим и смягчающим негативные социальные последствия проводимых экономических реформ. Она будет нацелена на закрепление наметившихся позитивных тенденций в экономике и социальной сфере, создание прочной основы для повышения жизненного уровня людей по мере преодоления кризисного состояния общества, сокращение масштабов бедности, оптимизацию ситуации на рынке труда и рост реальных доходов населения. Настоящая Концепция государственной социальной политики Республики Коми, продолжая и развивая достигнутое в социальной сфере, определяет новые цели, задачи, принципы и приоритеты социальной политики на ближайшую перспективу (1999 - 2001 годы). Концепция явится основой для разработки и принятия адекватных ситуации решений и практических мер со стороны законодательных и исполнительных органов власти республики по обеспечению основных конституционных прав и гарантий гражданам Республики Коми. РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЬ, ПРИОРИТЕТЫ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 1999 - 2001 ГОДЫ Главной целью государственной социальной политики Республики Коми на 1999 - 2001 годы является повышение уровня жизни и обеспечение государственных социальных гарантий населению в основных сферах жизнедеятельности. Приоритетами государственной социальной политики Республики Коми на 1999 - 2001 годы являются: - обеспечение максимально возможной занятости трудоспособного населения, сдерживание роста безработицы; - обеспечение роста реальных денежных доходов населения; - обеспечение государственных социальных гарантий в сфере охраны здоровья населения, образования, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, экологической безопасности; - обеспечение гарантий доступности медицинской помощи, образовательных, культурных, спортивных, транспортных услуг для сельского населения; - оказание адресной социальной помощи малообеспеченным семьям и нуждающимся гражданам; - социальная поддержка семей с детьми, инвалидов и граждан пожилого возраста; - обеспечение гарантий получения образования и занятости для молодежи, проведения активной молодежной политики; - предоставление государственной поддержки населению в строительстве и приобретении жилья, оплате жилищно-коммунальных услуг; - совершенствование социального партнерства; - формирование информационно открытого общества и создание условий для получения гражданами доступной и достоверной информации. Для достижения поставленной цели и реализации указанных приоритетов государственной социальной политики предстоит решить следующие основные задачи: - совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию конституционных прав и гарантий гражданам республики; - активное внедрение социального проектирования и программно-целевых методов в управление социальными процессами; - создание условий трудоспособным гражданам для обеспечения своего материального благополучия на основе трудовой и предпринимательской деятельности, развития всех форм самозанятости населения; - регулирование ситуации на региональных рынках труда, решение проблемы несоответствия профессионально-квалификационной структуры незанятых граждан структуре фактической потребности персонала, смягчение проблемы территориальных диспропорций потребности и наличия трудовых ресурсов; - регулирование внешней и внутренней миграции населения, упорядочение привлечения и использования в республике иностранной рабочей силы; - совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы; - обеспечение своевременности выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, содействие решению проблем погашения задолженности по заработной плате работникам внебюджетного сектора экономики; - обеспечение своевременности выплаты ежемесячного пособия на ребенка и погашение задолженности по данному пособию за предыдущие годы малообеспеченным семьям; - обеспечение стабильного финансирования и функционирования здравоохранения, образования, культуры; - восстановление и развитие социальной инфраструктуры в сельской местности; - совершенствование адресной социальной помощи, создание условий для поэтапного приближения доходов населения к размерам прожиточного минимума и уменьшение масштабов и глубины бедности в республике; - упорядочение системы социальных льгот и гарантий; - сохранение и развитие надежной системы государственного пенсионного обеспечения; - становление и развитие систем негосударственного пенсионного обеспечения и социального страхования; - оптимизация сети действующих и вводимых стационарных учреждений социального обслуживания, совершенствование платных услуг в сфере социального обслуживания населения; - государственное регулирование цен и тарифов на наиболее социально значимые товары и услуги; - формирование системы минимальных государственных социальных стандартов и их обеспечение; - принятие дополнительных мер по укреплению кредитно - финансовой и бюджетной дисциплины; - усиление государственного контроля за деятельностью негосударственных внебюджетных фондов, целевым расходованием средств, находящихся в их распоряжении; - оптимизация управленческих структур в органах государственной власти, в первую очередь устранение параллелизма и дублирования в их деятельности, удешевление содержания их аппаратов; - содействие развитию благотворительности и меценатства в республике; - развитие договорных отношений в системе социального партнерства, повышение роли отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров и усиление контроля за их выполнением; - повышение степени информированности населения о проводимой государственной социальной политике, формах государственной поддержки населения, причинах вводимых в социальной сфере республики некоторых ограничений; - укрепление правопорядка и общественной дисциплины; - повышение активности неправительственных организаций в реализации Концепции социальной политики Республики Коми на основе конкурсного метода отбора неправительственных организаций в качестве партнеров государственных структур в решении различных социальных проблем, используя при этом систему грантов; - реализация мер по развитию средств массовой информации и социально значимого, в том числе национального книгоиздания. Основные принципы реализации указанных приоритетов и задач государственной социальной политики Республики Коми на 1999 - 2001 годы: - приоритет прав и свобод человека в сочетании с индивидуальной ответственностью гражданина за свое материальное благополучие; - солидарная ответственность общества и его членов; - разграничение функций федеральных, республиканских органов власти и органов местного самоуправления в управлении социальной сферой; - преодоление отраслевого подхода к социальной сфере; - необходимость взаимосвязи Концепции социальной политики Республики Коми с экономической политикой; - комплексность, адресность, социальная стандартизация, преемственность реформаторских действий. РАЗДЕЛ 2. ТРУД И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1. Оплата труда Основными задачами государственной социальной политики в области реформирования оплаты труда являются: - обеспечение роста реальной заработной платы работников в тесной увязке с результатом их работы, квалификацией и профессионализмом; - обеспечение уровня государственных гарантий минимальной оплаты труда; - внедрение экономических методов регулирования оплаты труда, средств предприятий (организаций), направляемых на потребление; - повышение заработной платы работников бюджетной сферы посредством индексации тарифной части, совершенствования системы премирования, доплат и надбавок, а также поэтапного повышения ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки работников бюджетной сферы до размеров прожиточного минимума; - сохранение принципа приоритетности расходов бюджетов различных уровней для обеспечения своевременности выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы; - установление зависимости размеров оплаты труда руководителей от эффективности работы руководимых ими организаций, в том числе через систему трудовых договоров (контрактов); - обеспечение гарантий минимальной оплаты труда для работников, занятых во внебюджетном секторе экономики, путем развития многоуровневой договорной системы через подписание генеральных, региональных, отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных, территориальных соглашений и коллективных договоров; - усиление мер экономической, административной, уголовной ответственности должностных лиц, собственников либо их представителей, осуществляющих функции работодателя, за нарушение прав работников на полную, своевременную оплату выполняемой работы. 2. Охрана труда Основными задачами государственной социальной политики в области охраны труда являются: - обеспечение гарантий работникам предприятий всех форм собственности безопасных условий труда; - защита интересов работников организаций всех форм собственности, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, а также членов их семей; - совершенствование системы государственного управления охраной труда; - усиление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, соответствием рабочих мест нормам и правилам техники безопасности; - совершенствование экономических механизмов, стимулирующих работодателей вкладывать средства в улучшение условий и охраны труда. 3. Занятость населения Основными задачами государственной социальной политики в области занятости населения являются: - недопущение массового высвобождения работающих и резкого увеличения роста безработицы; - сохранение имеющихся и создание дополнительных рабочих мест; - достижение сбалансированности между профессиональным составом трудовых ресурсов и структурой рабочих мест; - расширение форм занятости и режимов труда; - повышение качественных характеристик кадрового потенциала; - создание условий безработным гражданам для повышения своей квалификации или приобретения новой профессии, пользующейся спросом на рынке труда; - расширение объемов занятости безработных граждан на сезонных, временных и общественных работах; - оказание организационной и материальной поддержки всем формам самозанятости населения, особенно в сельской местности; - повышение профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов; - совершенствование механизма квотирования рабочих мест для слабозащищенных категорий граждан на рынке труда; - формирование и развитие инфраструктуры рынка труда. 4. Социальное партнерство Основными задачами государственной социальной политики по совершенствованию социального партнерства являются: - формирование системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на основе социальных стандартов и индикаторов; - повышение роли трудового договора в правовом обеспечении законных интересов работников, усиление правовых требований к содержанию, заключению и выполнению трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений; - обеспечение участия работников в управлении организациями, в решении вопросов о реструктуризации, банкротстве, ликвидации организаций; - повышение ответственности должностных лиц за выполнение норм действующего законодательства, регламентирующих участие представителей объединений работодателей и профсоюзов в разработке законодательных и других нормативных актов, относящихся к сфере трудовых отношений; - разработка правовых механизмов совершенствования организационных форм социального партнерства и процедур взаимодействия между участниками Регионального соглашения по социально-экономическим вопросам; - создание необходимой нормативной правовой базы, содействующей активизации участия предпринимательских объединений в процессе регулирования трудовых отношений. РАЗДЕЛ 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ 1. Образование Основными задачами государственной социальной политики по сохранению и дальнейшему развитию отрасли образования являются: - обеспечение государственных гарантий на реализацию конституционных прав граждан на образование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Коми на всех ступенях и уровнях системы образования; - реализация в полном объеме законов Республики Коми "Об образовании", "О государственных языках Республики Коми" и Республиканской программы развития образования в Республике Коми (II этап) на 1997 - 2000 годы; - создание эффективной системы управления образованием, обеспечивающей взаимодействие государства и общественности в интересах динамичного развития и высокого качества образования, его многообразия и ориентации на удовлетворение запросов личности и общества; - развитие сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных; - внедрение национально-региональных компонентов образовательных государственных стандартов; - создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов. В области дошкольного образования: - реализация региональной комплексной целевой подпрограммы "Развитие системы дошкольного образования"; - сохранение существующей сети дошкольных учреждений с введением в действие государственных образовательных стандартов и их учебно-методическое обеспечение; - обеспечение равных возможностей для всех детей, уважение прав ребенка на сохранение своей индивидуальности при реализации базисного содержания, воспитания и обучения; - обеспечение условий для необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; - обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием путем создания комплексов (детский сад - начальная школа), позволяющих создать оптимальные условия для охраны и улучшения здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся; - внедрение новых учебных программ "Радуга", "Развитие", "Одаренные дети", "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков в системе дошкольно-школьного обучения" и национально-региональных программ, направленных на приобщение детей к родному языку и культуре. В области среднего (полного) общего образования: - осуществление дальнейшей структурной перестройки и дифференциации сети образовательных учреждений, поддержка образовательных учреждений инновационного типа; - повышение качества образования в соответствии с интересами, склонностями, способностями и состоянием здоровья ребенка, использование вариативности, адаптивности образования, переход на образование по выбору и образование, развивающее личность; - рациональное использование учебно-методической базы и бюджетных средств на содержание отрасли, привлечение внебюджетных средств для сохранения и развития образования; - создание условий для обеспечения психолого-медико - педагогической коррекции и социальной реабилитации детей с особенностями в развитии, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их интеграции в общество. В области дополнительного образования: - сохранение государственной системы дополнительного образования, доступной для широкого круга детей и подростков; - создание условий для получения допрофессиональной подготовки в системе дополнительного образования детей; - обновление содержания дополнительного образования детей на принципах разноуровневости и вариативности; - расширение и реконструкция сети учреждений дополнительного образования детей в объемах, позволяющих удовлетворить потребности не менее 50 процентов учащихся. В области начального профессионального образования: - сохранение учреждений начального профессионального образования Республики Коми в едином образовательном пространстве России на достигнутом уровне; - обеспечение баланса двух региональных социально - образовательных функций: воспроизводящей, связанной с сохранением традиционных ценностей профтехобразования, и развивающей, направленной на создание инновационных востребованных рынком региональных профессий; - разработка и принятие республиканских компонентов государственных стандартов в области начального профессионального образования; - осуществление перехода на преимущественно договорные отношения в подготовке квалифицированных кадров в соответствии с ситуацией на рынке труда; - осуществление мероприятий по социальной защите учащихся начального профессионального образования. В области среднего профессионального образования: - сохранение, совершенствование и развитие сети средних специальных учебных заведений; - создание условий для поступления в средние специальные учебные заведения детей-инвалидов, детей-сирот; - разработка регионального компонента государственных образовательных стандартов и научно-методических исследований по стыковке учебных планов средних специальных учебных заведений и высших учебных заведений; - адаптация системы среднего профессионального образования к работе в условиях рыночных отношений. В области высшего профессионального образования: - внедрение непрерывной многоуровневой схемы профессионального образования, включающей начальное, среднее и высшее образование, систему послевузовского образования и переподготовку кадров; - повышение эффективности целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием как на территории Республики Коми, так и за ее пределами по заказу органов местного самоуправления, ежегодное экономически обоснованное формирование республиканского государственного заказа специалистов, обеспечение выполнения условий контракта работодателями, включая обеспечение предоставления жилья и социальных льгот; - формирование системы социальной поддержки студентов, развитие социально-культурной инфраструктуры высших учебных заведений за счет привлечения бюджетных и внебюджетных средств; - создание расширенной, централизованной системы международного образовательного обмена высшим, послевузовским образованием в Республике Коми с обеспечением многоканального финансирования и предоставлением льгот юридическим и физическим лицам, осуществляющим спонсорскую помощь в области финансирования международных образовательных программ. В области кадрового обеспечения сферы образования: - совершенствование процесса воспроизводства педагогических кадров республики: профориентация старшеклассников на педагогическую профессию, отбор абитуриентов педагогических учебных заведений, профессиональная направленность подготовки будущего педагога, трудоустройство выпускника (молодого учителя) и адаптация его к практической работе в образовательном учреждении, профессиональное становление и рост мастерства педагога; - повышение эффективности целевой контрактной подготовки будущих педагогов по заказу местных администраций; - совершенствование системы переподготовки, повышения квалификации и творческого развития педагогических, инженерно - педагогических, научно-педагогических и руководящих кадров учреждений образования. В области дополнительного образования взрослых: - формирование системы дополнительного профессионального образования, отвечающего требованиям социально-экономических реформ и направленной на создание четкой мобильной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов. 2. Охрана здоровья населения Основными задачами государственной социальной политики по обеспечению конституционных гарантий на охрану здоровья населения, получение бесплатной медицинской и лекарственной помощи являются: В области медицинской помощи: - обеспечение устойчивого функционирования государственных учреждений здравоохранения на основе изменения порядка и объемов финансирования отрасли, структуры управления; - обеспечение приоритетности во всех формах учреждений здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости, инвалидизации и смертности населения, угроз возникновения эпидемических вспышек; - формирование и поддержка стремления людей к здоровому образу жизни на основе обеспечения их достоверными медико-гигиеническими знаниями; - обеспечение защиты права пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи как в республике, так и за ее пределами; - обеспечение доступности получения первичной медико - санитарной помощи сельскому населению; - развитие традиционной медицинской деятельности, платных медицинских услуг, частных структур здравоохранения. В области санаторно-курортного обслуживания: - сохранение, восстановление и дальнейшее развитие сети санаториев-профилакториев Республики Коми; - усиление государственного регулирования и контроля за состоянием санаторно-курортного обслуживания населения с возложением на Министерство здравоохранения Республики Коми функций управления и координации по данным вопросам. В области экологической защиты населения: - обеспечение необходимого качества питьевой воды и атмосферного воздуха в местах проживания людей; - обеспечение экологической безопасности жилища; - обеспечение акустической (в том числе ультраинфразвуковой), электромагнитной и радиационной безопасности населения; - ликвидация интегральных многолетних нефтезагрязнений земель в районах промышленного освоения месторождений нефти; - научно обоснованное рекультивационное восстановление техногенно нарушенных природных объектов, наземных и водных экосистем; - медико-социальная реабилитация населения северных районов республики, подвергшихся воздействию крупных аварий на объектах нефтегазового комплекса, связанных с негативными экологическими последствиями; - обеспечение экологически безопасного развития промышленности путем проведения экологической экспертизы нормативно-правовых актов, в том числе ведомственных, затрагивающих вопросы здоровья людей; - создание системы экологического образования населения. В области физической культуры, спорта, туризма и отдыха населения: - реализация Закона Республики Коми "О физической культуре и спорте"; - улучшение физического состояния здоровья населения и в первую очередь детей на основе улучшения физкультурно - оздоровительной работы с населением, увеличения количества центров физической культуры и здоровья; - увеличение количества бесплатных услуг, в первую очередь детям, людям с ограниченными возможностями, малоимущим гражданам в центрах физической культуры и здоровья; - развитие массового физкультурно-спортивного движения, создание индустрии туризма и отдыха. 3. Культура Основными задачами государственной социальной политики в области дальнейшего сохранения и приумножения культурных ценностей Республики Коми являются: - реализация законов Республики Коми "О культуре", "О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов", "О кинематографии" и Государственной целевой программы "Сохранение и развитие культуры и искусства Республики Коми (1997 - 1999 годы)"; - сохранение доступности использования культурного наследия, музейных и библиотечных фондов Республики Коми; - сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных художественных промыслов и ремесел, поддержка любительского художественного творчества и культурно-досуговой деятельности; - сохранение и развитие отечественной кинематографии; - содействие развитию национальных культур народов, проживающих в Республике Коми, укреплению культурного сотрудничества с регионами России и зарубежными государствами; - совершенствование финансово-хозяйственного механизма и создание условий для благотворительности, меценатства и спонсорства в сфере культуры; - создание условий для развития профессионального искусства; - развитие художественного и культурологического образования, приведение структуры специальностей в соответствие с новыми социально-экономическими условиями жизни общества. 4. Национальные отношения Основными задачами государственной социальной политики в области национальных отношений являются: - реализация Концепции государственной национальной политики Республики Коми и законов Республики Коми "О национально - культурной автономии", "О государственных языках в Республике Коми"; - развитие государственности Республики Коми в составе Российской Федерации; - сохранение прочного гражданского мира, взаимопонимания и согласия между представителями всех национальностей, проживающих в Республике Коми; - создание экономических, политических, государственно - правовых, социально-культурных условий и гарантий для развития всех народов на основе соблюдения норм и принципов международного права в отношении народов, конституционных прав человека и гражданина, народов, Республики Коми как суверенного государства в составе Российской Федерации; - объединение усилий всех звеньев государственной системы, структур гражданского общества, политиков, религиозных деятелей для достижения межнационального согласия и мира, утверждения принципов взаимопонимания между людьми различных национальностей и вероисповедания; - продолжение формирования законодательства Республики Коми по вопросам национальной политики и национальных отношений; - обеспечение реализации многообразных национальных интересов в различных сферах общественной жизни, условий для участия граждан всех национальностей в экономических, социальных, культурных и общественно-политических процессах республики; - проведение государственной политики, направленной на сохранение языков всех национальностей Республики Коми, оказание финансовой, организационной и иной поддержки национально-культурным объединениям в разработке и реализации программ сохранения и развития языков; - поддержка и развитие языка, культуры, жизненного уклада коми народа в соответствии с международными нормами и принципами; - учет целей и принципов государственной национальной политики при разработке республиканских программ: социально-экономического развития республики; развития форм традиционного природопользования на территориях проживания коренного населения; возрождения и развития традиционных отраслей хозяйства и народных промыслов; поддержки новых видов производства; - дальнейшее развитие всесторонних связей с финно-угорскими странами и регионами, поддержка коми диаспоры за пределами Республики Коми; - решение проблемы беженцев и вынужденных переселенцев. 5. Жилищное строительство и жилищно-коммунальные услуги Основными задачами государственной социальной политики являются: В области жилищного строительства: - обеспечение всех категорий граждан доступным жильем на основе создания организационных, правовых и финансовых предпосылок; - увеличение объемов и повышение качества жилищного строительства; - перестройка производственной базы жилищного строительства на современном техническом уровне; - обеспечение возможности улучшения жилищных условий населения со средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставления субсидий на строительство и приобретение жилья, оказания помощи в развитии индивидуального жилищного строительства, в том числе в сельской местности, и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье; - обеспечение жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, северян, беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших от аварий и стихийных бедствий, и других категорий граждан, обеспечение жильем которых осуществляется государством с привлечением средств федерального бюджета; - упорядочение планировки и застройки городов. В области жилищно-коммунальных услуг: - постепенный переход жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми в режим безубыточного функционирования на основе снижения издержек в отрасли путем упорядочения ценообразования, энерго- и ресурсосбережения, совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством; - обеспечение пересмотра политики льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, находящихся в компетенции Правительства Республики Коми и местных администраций; - обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества. 6. Пенсионное обеспечение Основными задачами государственной социальной политики по реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение являются: - принятие дополнительных мер по укреплению сложившейся в республике системы управления пенсионным обеспечением как гаранта пенсионных прав граждан; - активизация совместной деятельности отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми с Правительством Республики Коми по укреплению финансовой устойчивости Фонда и погашению задолженности организаций всех форм собственности по платежам в Фонд; - завершение внедрения системы персонифицированного учета и подготовки информационной базы о трудовом стаже и заработке застрахованных лиц для назначения пенсий; - обеспечение своевременного и полного перерасчета и индексаций пенсий, установленных законодательством Российской Федерации; - реализация собственной законодательной инициативы и поддержка предложений субъектов Российской Федерации, направленных на осуществление неотложных мер, обеспечивающих социальную защиту пенсионеров. 7. Социальное страхование Основными задачами государственной социальной политики в области государственного социального страхования являются: - обеспечение в полном объеме государственных гарантий в области государственного социального страхования граждан республики; - обеспечение финансовой устойчивости фонда, включая повышение эффективности контроля за целевым расходованием страховых взносов; - принятие дополнительных мер по совершенствованию системы страховых платежей и взносов, обеспечивающих надежность и многоканальность их поступления, своевременность и полноту уплаты, и реализацию на этой основе механизма экономической заинтересованности работодателей в снижении страховых рисков; - содействие развитию негосударственного (добровольного) социального страхования. РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ Основными задачами государственной социальной политики являются: В области социального обслуживания населения: - обеспечение реализации законов Республики Коми "О прожиточном минимуме в Республике Коми", "О социальном обслуживании населения Республики Коми", "О социальной защите ветеранов в Республике Коми"; - преодоление дефицита мест в стационарных учреждениях социального обслуживания путем реконструкции действующих и строительства новых, преимущественно в небольших городах, поселках, сельской местности, малокомплектных стационарных учреждений, совершенствования порядка направления лиц, действительно нуждающихся в систематическом обслуживании в стационарных условиях; - расширение сети полустационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания и специализированных отделений социальной помощи на дому, обеспечивающих социальную адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов; - укрепление материальной базы социального обслуживания в соответствии с нормативными требованиями; - активное привлечение средств граждан, которым предоставляются услуги в сфере социального обслуживания, с целью расширения спектра предоставляемых услуг, повышения их качества, сохранения при этом бесплатности предоставления основных видов услуг для наиболее незащищенных групп населения по утвержденному перечню гарантированных услуг; - развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания. В области социальной адаптации инвалидов: - обеспечение реализации Закона Республики Коми "О социальной защищенности инвалидов в Республике Коми"; - создание комплексной системы социальной адаптации инвалидов, включающей в себя как медицинское освидетельствование инвалидов, так и разработку индивидуальных программ их медицинской, социальной и психологической реабилитации; - осуществление комплекса мер, направленных на трудовую реабилитацию и вовлечение инвалидов в посильную трудовую деятельность, включающих профессиональную подготовку, создание рабочих мест для инвалидов; - проведение льготной финансово-кредитной и налоговой политики в отношении предприятий общественных организаций инвалидов и предприятий, применяющих труд инвалидов; - создание основ индустрии по производству приспособлений бытового назначения, протезно-ортопедических изделий и реабилитационной техники для инвалидов, а также сеть их сервисного обслуживания; - поэтапное формирование жизненной среды обитания инвалидов, обеспечивающей доступ к объектам социальной инфраструктуры, средствам транспорта, связи и информации. В области поддержки семьи: - обеспечение выполнения Концепции государственной семейной политики Республики Коми, ее основных направлений, приоритетов; - обеспечение адресного характера социальной помощи нуждающимся семьям и гражданам; - осуществление государственного стимулирования малого, в том числе семейного бизнеса, различных форм самозанятости, введение долгосрочного льготного кредитования молодых семей, семей с несовершеннолетними детьми; - развитие новых социальных технологий поддержки семьи, в том числе сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение перечня оказываемых им социальных услуг, в том числе консультативных по профилактике социального неблагополучия, содействие выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям жизни. В области формирования равных прав и возможностей мужчин и женщин: - поэтапное решение вопросов, связанных с ростом уровня женской безработицы, обеспечение женщинам равных с мужчинами прав и возможностей на рынке труда, а также содействие созданию экономических условий самозанятости и развития женского предпринимательства; - разработка и принятие дополнительных экономических мер, направленных на повышение заинтересованности работодателя, представляющего предприятия всех форм собственности, в приеме на работу женщин, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику, на дому; - завершение к 2000 году высвобождения женщин от тяжелых работ и работ с вредными условиями труда; - принятие участия в формировании федеральной системы правовых государственных мер по предотвращению насилия в отношении женщины, социальной реабилитации пострадавших от насилия; - содействие более широкому представительству женщин в органах государственной власти. В области социальной защиты детей: - обеспечение гарантированных государством условий реализации конституционных прав и законных интересов детей на полноценную жизнь, образование, воспитание, на физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие; - обеспечение правовой защиты детства в соответствии с Законом Республики Коми "О защите прав детей в Республике Коми"; - создание государственной системы профилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; - формирование государственной службы охраны здоровья матери и ребенка, путем внедрения в практику детского здравоохранения современных технологий диагностики, мониторинга и лечения детей; - дальнейшее развитие социальных служб, социально - реабилитационных центров по защите и поддержке различных категорий детей; - реализация системы мер по возрождению духовной, нравственной и физической культуры детей; по поддержке одаренных детей; по стимулированию гражданской активности детей и подростков; деятельности молодежных и детских общественных объединений в этой сфере. В области социальной поддержки молодежи: - реализация Закона Республики Коми "О молодежи"; - разработка и принятие конкретных мер по обеспечению минимальной стартовой инвестиционной поддержки молодежи, особенно молодых семей; содействие развитию института молодых семей, жилищной программы и программы трудоустройства; организации системы молодежного досуга и отдыха. - содействие развитию специализированных служб молодежи, молодежных бирж труда, центров по трудоустройству, молодежного предпринимательства. РАЗДЕЛ 5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Сложившаяся ситуация в экономике и ограниченные финансовые возможности страны и республики не позволят в ближайшие (1999 - 2001) годы обеспечить стабильное в полном объеме финансирование потребностей социальной сферы, а также установленных федеральным законодательством и правовыми нормативными актами Республики Коми некоторых гарантий и льгот для всех категорий населения. В этих условиях основными задачами финансового обеспечения социальной сферы республики и основных направлений данной Концепции являются: - законодательное закрепление принципов и методик справедливого распределения средств федерального бюджета между центром и субъектами с одной стороны, а с другой - совершенствование межбюджетных отношений на региональном уровне; - законодательное утверждение минимальных социальных стандартов и нормативов для бюджетно-поглощающих отраслей и использование их в качестве основы для формирования проекта республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов; - сокращение нерациональных государственных расходов, прежде всего путем изменения системы дотаций и льгот, в том числе за счет перехода от дотирования отраслей и организаций к поддержке непосредственно населения; - предоставление бюджетных средств только под эффективные инвестиционные проекты на конкурсной основе; - финансирование бюджетных учреждений на сметной основе с утверждением лимита средств на оплату коммунальных услуг и содержание аппарата управления; - концентрация дополнительных ресурсов из всех источников на приоритетных направлениях социальной политики для обеспечения основных конституционных прав и гарантий граждан (оплаты труда, выплаты пенсий, пособий, стипендий, компенсаций и т.п.); - ужесточение государственного контроля за полнотой поступления средств в бюджеты всех уровней и целевым использованием как бюджетных средств, так и средств государственных внебюджетных фондов; - установления порядка обязательной ежегодной публикации отчетов о расходовании средств всеми государственными внебюджетными фондами; - пересмотр структуры отраслей социальной сферы с учетом перехода к рыночным отношениям, наличия и тенденции к росту сети негосударственных учреждений, подготовки специалистов исходя из потребности рынка труда, исключения параллелизма и дублирования функций в социально-культурных отраслях; - проведение глубокого и всестороннего анализа существующей системы государственных социальных гарантий и льгот, оценка их адекватности в качестве инструментов социальной защиты, рассмотрев возможность и целесообразность их коррекции и строгой адресной направленности; - определение финансовой базы по реализации основных направлений социальной политики Республики Коми с учетом долей затрат на эти цели бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных фондов, финансовых возможностей других фондов, средств организаций всех форм собственности, финансово-кредитных и страховых структур, трансфертов, субвенций и дотаций, иностранных источников, спонсорских средств и личных средств граждан; - финансирование ряда социальных программ и форм государственного социального заказа на конкурсной основе с выделением грантов и предоставлением налоговых льгот исполнителям указанных программ; - усиление государственного контроля за обоснованностью тарифов и цен на предоставляемые услуги населению, в том числе жилищно-коммунальные, транспортные и т.п. Заключение Принимая Концепцию государственной социальной политики Республики Коми на 1999 - 2001 годы, Государственный Совет Республики Коми исходит из того, что построение социального государства возможно при условии, когда три его составляющие - эффективная экономика, сильная власть и общественные институты будут находиться в постоянном взаимодействии. Сложившаяся в стране и республике социально-экономическая ситуация требует принципиально новых подходов к формированию социального законодательства, обеспечивающего реальное право населения Республики Коми на государственную социальную поддержку, усиление ее адресности. Концепция государственной социальной политики Республики Коми на 1999 - 2001 годы должна обеспечить согласованную деятельность органов законодательной и исполнительной власти республики, направленную на смягчение последствий системного кризиса, создание предпосылок для экономического роста и финансового оздоровления, обеспечения конституционных прав и гарантий всем гражданам республики. Приложение N 2 к Постановлению Государственного Совета Республики Коми от 30 октября 1998 года N I-13/64 "О Концепции государственной социальной политики Республики Коми на 1999 - 2001 годы" ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ законопроектов для включения в план законотворческой деятельности Государственного Совета Республики Коми по реализации Концепции Государственной социальной политики Республики Коми на 1999 - 2001 годы 1. О разработке, принятии государственных программ в Республике Коми и осуществления контроля за их исполнением. 2. О производстве и реализации спиртоводочной продукции в Республике Коми. 3. О бытовом обслуживании населения в Республике Коми. 4. О начальном профессиональном образовании в Республике Коми. 5. О социальном заказе. 6. О частном здравоохранении в Республике Коми. 7. О защите населения от туберкулеза. 8. О профилактике венерических заболеваний в Республике Коми. 9. О приемной семье в Республике Коми. 10. Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Коми. 11. О личном подсобном хозяйстве в Республике Коми. 12. Семейный кодекс Республики Коми. 13. О социальном развитии села в Республике Коми. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|