Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Республики Коми от 22.02.2011 № 44-рРЕСПУБЛИКА КОМИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РАСПОРЯЖЕНИЕ от 22 февраля 2011 г. N 44-р г. Сыктывкар В целях создания условий для перехода к инновационному сценарию развития отраслей экономики и социальной сферы Республики Коми, обеспечения устойчивого экономического и социального развития Республики Коми: 1. Одобрить Концепцию развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми на период до 2015 года (далее - Концепция) согласно приложению. 2. Министерству экономического развития Республики Коми, органам исполнительной власти Республики Коми обеспечить реализацию задач, предусмотренных Концепцией. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми при планировании и осуществлении мероприятий по поддержке и развитию инновационной деятельности руководствоваться положениями Концепции. 4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Республики Коми - министра финансов Республики Коми Тукмакова В.А. Глава Республики Коми В. Гайзер ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Республики Коми от 22 февраля 2011 г. N 44-р (приложение) КОНЦЕПЦИЯ развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми на период до 2015 года Введение Одной из приоритетных задач, стоящих перед органами государственной власти Республики Коми, является активизация инновационной деятельности в регионе, формирование эффективной региональной инновационной системы. Эффективное использование научного потенциала должно обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие и служить улучшению качества жизни каждого жителя Республики Коми. Инновационная деятельность, имея такие особенности, как отдаленность и неопределенность результатов, высокие риски, слабее поддается рыночному регулированию и потому нуждается в государственной поддержке. Это делает необходимым предпринимать органам исполнительной власти Республики Коми определенные действия, дополняя рыночные механизмы управления государственными и привлекая к данной работе все заинтересованные стороны. В разработке Концепции развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми на период до 2015 года (далее - Концепция) приняли участие представители всех органов исполнительной власти Республики Коми, представители бизнес-сообщества, научных и образовательных организаций, ученые, жители республики. Это позволило рассмотреть существующие проблемы с различных точек зрения и выработать максимально приемлемые механизмы их решения. Основной целью разработки Концепции является определение путей и механизмов обеспечения развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми. Концепция разработана с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Коми в сфере инновационной деятельности и является их логическим развитием. Регулирование вопросов развития инновационной деятельности осуществляется с учетом: Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"; Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации от 30 марта 2002 г. N Пр-576; Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 5 августа 2005 г. N 2475п-П7; Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15 февраля 2006 г. (протокол N 1); Закона Республики Коми "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми"; постановления Правительства Республики Коми от 14 сентября 2009 г. N 260 "О долгосрочной республиканской целевой программе "Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми (2010 - 2012 годы)". 1. Основные понятия и термины, используемые в Концепции Применяемые в Концепции термины используются в следующих значениях. Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, нового маркетингового метода или организационного метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. При этом минимальным признаком инновации является требование, чтобы продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым (или значительно улучшенным) для практики организаций, что включает в категорию инноваций продукты, процессы и методы, которые организации создали первыми и/или продукты, процессы и методы, заимствованные от других организаций. Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений) в новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Кроме того, инновационной деятельностью признается деятельность, направленная на освоение в производстве и (или) практическое применение новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса. Инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих и осуществляющих свою деятельность в процессе создания и реализации инновационной продукции. Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных технических и технологических решений, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и продвижение на рынок нового вида продукции, технологического процесса с целью получения прибыли или иного общественно полезного эффекта. Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги, необходимые для осуществления и развития инновационной деятельности. Субъекты инновационной деятельности - физические и юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность и (или) содействующие ее осуществлению, в том числе: 1) организации и физические лица, осуществляющие создание и использование инноваций; 2) технопарки, технологические инкубаторы, информационные и инновационные центры, центры трансфера технологий, иные специализированные субъекты инновационной деятельности, содействующие созданию и распространению инноваций; 3) инвесторы, направляющие средства на финансирование инновационной деятельности; 4) собственники (правообладатели) и создатели (авторы) объектов интеллектуальной собственности, разрабатываемых, реализуемых и используемых в процессе инновационной деятельности; 5) организации, оказывающие субъектам инновационной деятельности услуги в сфере консалтинга, маркетинга, образования, информационного и кадрового обеспечения, сертификации, инжиниринга, финансового лизинга. Центр трансфера технологий - структурное подразделение организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, которое обеспечивает коммерциализацию интеллектуального продукта, полученного в результате инновационной деятельности. Технопарк - специализированный научно-производственный территориальный комплекс, на базе которого создаются благоприятные условия для развития инновационной деятельности, становления малых и средних наукоемких предприятий посредством предоставления субъектам инновационной деятельности в пользование помещений и оборудования, финансовой и кадровой помощи, необходимых услуг. Технопарк может быть юридическим лицом или структурным подразделением высшего учебного заведения, научного центра (научной организации), промышленного предприятия. Венчурные инвестиции - вложения денежных средств, в том числе в виде акционерного капитала, в быстрорастущие высокотехнологичные инновационные предприятия. 2. Исходные условия, ключевые проблемы и предпосылки развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми В настоящее время ситуация в инновационной сфере Республики Коми складывается неоднозначно. В силу естественно-природных и исторических причин республика является преимущественно пользователем инноваций, полученных извне, и характеризуется недостаточной наукоемкостью производства. Инновационная активность организаций в республике в 2007 - 2009 годах была незначительна, а в 2009 году отмечено ее заметное снижение, в условиях финансового кризиса и спада производства организации меньше уделяют внимания внедрению на рынке инновационных продуктов, услуг, процессов и способов производства. Так, число организаций, осуществляющих инновационную деятельность в 2009 году, сократилось по сравнению с 2008 годом на 40% и составило 15 единиц. При этом технологические инновации осуществляли 14 организаций. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, в 2009 году не осуществляли инновационную деятельность организации, занимающиеся обработкой древесины и производством изделий из дерева, издательской и полиграфической деятельностью, деятельностью, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий. Как и ранее традиционно активно внедряли инновации организации, занимающиеся добычей топливно-энергетических полезных ископаемых, текстильным и швейным производством, производством пищевых продуктов, нефтепродуктов, бумаги, очисткой и распределением воды. В 2008 году по доле организаций, осуществлявших технологические инновации, Республика Коми была на 27 месте среди субъектов Российской Федерации, в Северо-Западном федеральном округе на 4 месте. Лучше, чем в республике, ситуация складывалась в г. Санкт-Петербурге (максимум), Новгородской и Вологодской областях. В 2009 году отмечается снижение уровня инновационной активности предприятий (с 9,7% в 2008 году до 6,3% в 2009 году), что сдерживает технологические преобразования в республике. Затраты организаций на технологические инновации в 2009 году составили 632 млн. рублей и снизились по сравнению с 2008 годом на 16%. При этом основным источником финансирования инновационной деятельности являлось самофинансирование. В 2009 году за счет собственных средств организаций было профинансировано 79% всех затрат на технологические инновации. В 2009 году заметно изменилась направленность инновационной деятельности: если в 2008 году основные затраты на технологические инновации осуществлялись на приобретение программных средств (37% всех затрат), то в 2009 году на первый план выступили исследование и разработка новых продуктов, услуг и производственных процессов (43%, в 2008 году - только 19%). Сохраняется высоким удельный вес расходов на приобретение машин и оборудования (28% по итогам 2009 года). Наряду с этим на маркетинговые исследования, обучение и подготовку персонала приходилось в совокупности менее 1%, что создает ограничение развития инновационной деятельности и, следовательно, снижает рост объемов производства, производительность труда и конкурентоспособность продукции. Выпуск инновационной продукции в 2009 году существенно сократился и составил 1,4 млрд. рублей (13% от уровня 2008 года). Такое значительное сокращение инновационной продукции, в первую очередь, связано с завершением трехлетнего периода с начала выпуска инновационной продукции в организациях по производству нефтепродуктов. Соответственно сократилась и доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров в целом по обследованным организациям (с 4,7% в 2008 году до 0,6% в 2009 году). Крайне слабо развита в республике инфраструктура поддержки инновационной деятельности, что препятствует формированию конкурентной среды и развитию предпринимательской инициативы. В настоящее время отдельные функции инновационной инфраструктуры выполняют организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которые не адаптированы к потребностям инновационно-активных организаций и не обеспечивают необходимый для развития инновационной деятельности спектр услуг. Кроме того, организациям инновационной инфраструктуры в республике сложно функционировать без государственной поддержки. Таким образом, в целом республика характеризуется невысокой инновационной активностью и во многом это объясняется рядом сдерживающих развитие инновационной деятельности факторов, таких как: 1) недостаток у организаций собственных средств на инновации; 2) низкий инновационный потенциал организаций; 3) высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости инноваций; 4) неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы; 5) недостаток высококвалифицированных кадров для ведения инновационной деятельности; 6) недостаток инвестиционного и венчурного капитала; 7) неразвитость инновационной инфраструктуры; 8) низкий уровень развития конкурентных рынков; 9) слабо развитое взаимодействие между наукой и бизнесом. Ситуацию в сфере развития инновационной деятельности в разрезе отраслей экономики и социальной сферы Республики Коми можно охарактеризовать следующим образом. В условиях сохранения сырьевой направленности нефтегазового комплекса республики, внедрение современных технологий в основном сосредоточено на добыче углеводородного сырья. При этом возможность в полной мере проводить инновационную политику по развитию добывающих мощностей является прерогативой вертикально-интегрированных и средних компаний. Малые компании нефтегазовой отрасли, как правило, имеют мелкие с трудноизвлекаемыми запасами месторождения, что увеличивает их затраты на производство добычи нефти и ограничивает внедрение новых технологий. Развитие инновационной деятельности в нефтегазовой отрасли определено ситуацией дефицита инвестиций. Поэтому создание перерабатывающих производств с получением высококачественной продукции, развитие воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, вовлечение в разработку новых месторождений и залежей углеводородного сырья осложнено большими капиталовложениями и повышенными требованиями к экологическим вопросам освоения месторождений полезных ископаемых и безопасности создаваемых производств. Также как и нефтегазовый, современный горнорудный комплекс Республики Коми характеризуется как имеющий сырьевую направленность при отсутствии производств по глубокой переработке горнорудного сырья. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что, во-первых, вертикально-интегрированные компании, являющиеся собственниками и недропользователями месторождений бокситов, марганцевой руды, золота имеют современные и рентабельные перерабатывающие производства в различных регионах России и поэтому рассматривают месторождения республики именно как поставщиков дешевого и высококачественного сырья для поддержания стартовых этапов имеющихся технологических и производственных цепочек. Во-вторых, создание новых перерабатывающих производств на базе вовлечения в промышленный оборот новых месторождений полезных ископаемых осложнено большими капиталовложениями в проведение геологического доизучения и доразведки месторождений, обоснование промышленной значимости запасов, получение лицензии на право пользования недрами, создание транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, организацию добычи и переработки минерального сырья. В угольной промышленности Республики Коми, как и в других ее отраслях, отмечается отсутствие эффективно функционирующей системы развития инновационной деятельности, особенно в части создания и применения новых техники и технологий, позволяющих интенсифицировать производственные процессы и безаварийную работу угольных предприятий. Тем не менее, на некоторых предприятиях угольной промышленности отмечается внедрение высокопроизводительного горношахтного оборудования, систем управления, программ безопасности труда и производства, а также прогрессивных систем разработки угольных пластов, позволяющих улучшить технико-экономические показатели работы горных предприятий. Развитие инновационной деятельности в сфере недропользования в Республике Коми практически отсутствует. Технологии ведения геологоразведочных работ и добычных работ не изменяются. Однако внедрение новой техники в производственные процессы все же наблюдается. Это приобретение иностранных компактных мобильных буровых установок, большегрузных автомобилей, использование навигационных систем и космоснимков для определения местоположения объектов недропользования, ведение мониторинга и контроля. В сфере современного лесопромышленного комплекса республики развитие инновационной деятельности и активная техническая модернизация производства ограничены недостаточной социально-экономической эффективностью отрасли. Поэтому в настоящее время наибольшую инновационную активность проявляют предприятия, имеющие наибольшую экономическую эффективность (фанерное и целлюлозно-бумажное производство). Низкая экономическая эффективность характерна для предприятий, функционирующих в области лесопиления и деревообработки. Такая ситуация обусловлена во многом тем, что имеющее сырьевую направленность лесопиление республики выпускает и поставляет на экспорт продукцию с низкой добавленной стоимостью, формируя основную часть стоимости за рубежом. Кроме того, в лесопилении еще достаточно широко используется оборудование, которое отличается повышенной энергоемкостью производства, слабо развито использование компьютерного оборудования для автоматической сортировки древесного сырья и получаемых пиломатериалов, высока доля ручного труда на всех этапах лесопиления. Качество производимых пиломатериалов не всегда соответствует современным требованиям по геометрии, "чистоте" поверхности получаемых изделий, что также негативно отражается на их цене при продаже. Однако, несмотря на то, что большая часть механической обработки древесины все еще ограничивается выпуском обрезных пиломатериалов, тем не менее, растет количество малых и средних предприятий, которые осваивают выпуск более дорогой продукции, в частности, отделочных материалов из дерева (вагонка, доска пола) и различных столярных изделий (окон, дверей). В связи с развитием приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов активизация инновационной деятельности отмечается в лесозаготовительной отрасли, а также на предприятиях по выпуску различных видов древесных плит. В целом инновационное развитие предприятий лесопромышленного комплекса носит точечный характер, когда речь идет о замене и модернизации отдельного оборудования. При этом его технологическую основу составляет импортное оборудование. Развитие инновационной деятельности среди организаций, занятых в сфере агропромышленного комплекса Республики Коми, осложнено низкой рентабельностью большей части хозяйствующих субъектов комплекса, а также высокой степенью износа его производственных фондов. Однако в сложившихся условиях в некоторых организациях отрасли ведется работа по внедрению, использованию современной техники и оборудования, в частности: 1) в растениеводстве используются новые технологии при выращивании картофеля и овощей, при заготовке сенажа; приобретается новая энергосберегающая техника; используются элитные семена, новые средства химизации и защиты растений, в том числе продуктов биотехнологии; осуществляется строительство современных теплиц, позволяющих значительно снизить расход материальных ресурсов; 2) в животноводстве осуществляется модернизация, техническое и технологическое перевооружение производственных мощностей с использованием энерго- и ресурсосберегающих машин и технологического оборудования; используются высокопродуктивный племенной скот молочных пород, высокопродуктивные кроссы яичной и мясной птицы российской селекции, высокопродуктивный племенной материал свиней голландской селекции; осуществляется строительство современных ферм с внедрением ресурсосберегающих технологий, беспривязным содержанием животных, прогрессивных систем доения и первичной обработки молока; 3) в производстве пищевых продуктов реализуется ряд инвестиционных проектов по техническому переоснащению производств, внедрению энергоэкономных технологий, современных систем качества. Невысокая инновационная активность характерна и для сферы строительства Республики Коми. При расчете на одну организацию объемы выполненных работ и полученная прибыль невелики. Данный фактор сдерживает активное внедрение в среде строительных организаций инновационных материалов и технологий, требующих больших финансовых затрат. В инновационном развитии и модернизации нуждается современный жилищно-коммунальный комплекс Республики Коми. Высокий процент износа коммунального оборудования и доли ветхого и аварийного жилья, низкая активность населения в решении вопросов, связанных с управлением их общим имуществом, отсутствие конкуренции, недостаточное финансирование - все это сдерживает развитие инновационной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Тем не менее, организациями коммунального комплекса отмечается реализация ряда инвестиционных и производственных программ, направленных в том числе на внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами в системах водоснабжения и водоотведения, новых технологий обеззараживания питьевых и сточных вод, перевод коммунальных котельных на более эффективные виды топлива, закрытие нерентабельных котельных с переводом потребителей на альтернативные источники тепла, модернизацию теплоснабжения в сельских районах. Несмотря на имеющиеся положительные тенденции, в целом деятельность организаций коммунального комплекса республики направлена на поддержание и восстановительные работы объектов инженерной инфраструктуры в эксплуатационном режиме, ликвидацию утечек и неучтенных расходов воды, тепла, замену ветхих тепловых и водопроводных сетей. Социальная сфера Республики Коми, как и реальный сектор экономики, не отличается высоким уровнем инновационного развития и характеризуется недостаточным материально-техническим и программным обеспечением учреждений социальной сферы, слабым оснащением отрасли современными информационно-коммуникационными технологиями. В здравоохранении Республики Коми большое внимание уделяется внедрению инноваций в таких областях, как оказание высокотехнологичной медицинской помощи, развитие эндоскопических и видеоэндоскопических методов диагностики и лечения, развитие телемедицинских технологий. В области социальной защиты населения республики отмечается разработка и внедрение инновационных технологий, методик, программ социального обслуживания населения, новых продуктов и услуг, направленных на повышение эффективности работы учреждений системы социальной защиты населения, упрощение предоставления гражданам справочной информации о предоставляемых мерах социальной поддержки и о результатах принятия решений по обращениям, предоставление новых форм социальной помощи. Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация современной системы образования. В настоящее время в республике уделяется внимание обновлению организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования, повышению гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, развитию системы общего, дополнительного и профессионального образования, расширению участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. Кроме того, повышение профессиональных требований к кадрам в соответствии с задачами инновационного развития, включая их уровень интеллектуального и культурного развития, требует перехода к качественно новому уровню развития сферы культуры и искусства, сохранения и популяризации объектов культурного наследия. На сегодняшний день муниципальными и государственными учреждениями культуры проводится работа по сохранению нравственных ценностей, развитию мотивационной сферы, формированию восприимчивости населением новых идей. Реконструкция Академического театра драмы имени В. Савина, проведение значимых культурных мероприятий всероссийского и международного уровня, активный межрегиональный творческий обмен подтверждают большой культурный потенциал республики. За последний период при организации повышения квалификации кадрового состава отрасли приоритетными направлениями стали управление культурными проектами и оценка их эффективности, разработка стратегий развития учреждений культуры и искусства, маркетинг, обучение навыкам бизнес-планирования. Сотрудниками учреждений разработаны бизнес-планы по внедрению комплексной системы автоматизированного ведения театрального билетного хозяйства, продвижению изделий народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства, изготовлению сувенирной продукции, развитию цифровых технологий при производстве культурного продукта и т.д. Вместе с тем, состояние материально-технической базы многих учреждений культуры и искусства, неразвитость информационно-коммуникационных технологий и, как следствие, отсутствие должного современного сервиса не могут удовлетворять растущие потребности населения республики в реализации творческого потенциала и приобщении к культурным ценностям. Немаловажная роль в процессе перехода к инновационному сценарию развития принадлежит национальной политике. На протяжении последних лет в Республике Коми ведется активная работа по внедрению инновационных методов при реализации этнокультурных проектов, проводится работа по внедрению новых механизмов реализации государственной национальной политики, обладающих высокой эффективностью. Кроме того, сегодня в республике используются инновационные технологии в сфере функционирования коми языка. Электронные учебные пособия, самоучители, компьютерные игры востребованы в образовательных, культурных учреждениях республики. Таким образом, для развития всех отраслей экономики характерны низкая внедряемость научных и инновационных разработок, преимущественно сырьевая направленность отраслей промышленного комплекса, высокие затраты на развитие традиционных отраслей экономики. Тем не менее, в Республике Коми имеется ряд преимуществ и предпосылок для инновационного развития, в частности: 1) наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов; 2) активная и последовательная политика органов государственной власти Республики Коми по развитию приоритетных отраслей экономики, поддержке и стимулированию инновационной деятельности; 3) наличие зарождающихся элементов инновационной инфраструктуры; 4) наличие многопрофильного научно-образовательного комплекса; 5) наличие высокого образовательного и научного потенциала, кадров высшей квалификации. В Республике Коми действует более 60 учреждений и организаций с основным видом деятельности "Научные исследования и разработки", насчитывается 22 высших учебных заведения, в которых обучается порядка 35 тыс. студентов, ежегодно выпускается около 6 тыс. квалифицированных специалистов. Научные исследования, проводимые в Республике Коми, соответствуют ее хозяйственному профилю и специфике природных условий жизнедеятельности. Тематика фундаментальных исследований охватывает физико-математические основы естествознания, материаловедение и синтез новых веществ, геологическое строение земной коры и процессы минералообразования, биологическое разнообразие природы северных и арктических территорий и экологию биогеоценозов, воспроизводство жизни в условиях экстремального и сурового климата, надежность функционирования технических систем, социально-экономические процессы, историю народонаселения, филологию и литературоведение. В мировой и отечественной науке зафиксированы высокие достижения научного сообщества Республики Коми. К ним относятся: 1) оценка современного состояния флоры и фауны, выявление биоразнообразия таежных и тундровых экосистем, обоснование методов биоресурсной экономики в районах Крайнего Севера, установление закономерностей совместного действия малых доз радиации и тяжелых металлов на живые организмы и растения; 2) новые данные о геотектонике, стратиграфии и литологии европейского Северо-Востока, методы геолого-технологической и геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых, теория конденсации и кристаллизации минерального вещества, определение роли кристаллов неорганических углеводородов в зарождении жизни на Земле; 3) пионерные исследования в области иммунологии и биотехнологии на базе "местных" растений как источников полисахаридов, обладающих иммуномоделирующей активностью и выраженным действием на эндокринную и сердечно-сосудистую системы организма, новые методы диагностики состояния сердца; 4) приоритетные работы в области лесохимии и органического синтеза, создание биопрепаратов, стимулирующих рост растений, создание конструкционных композиционных керамических материалов на основе нанотехнологий; 5) математические доказательства в части контракции алгебраических структур, классификации гладких многообразий, а также в задачах дифференциальных уравнений и теории вероятностей; 6) обоснование энергоэкономических характеристик функционирования сложных технических систем; 7) разработка теории и методологии территориального планирования с определением потенциалов развития северных хозяйственных систем; 8) археологические открытия и исторические исследования, показывающие процессы освоения и обживания территорий со сложными природными условиями и формирования устойчивых историко-культурных "ядер" на Европейском Севере. Проводимые в республике прикладные исследования нацелены на решение проблем комплексного освоения природно-ресурсного потенциала республики и прилегающих регионов, создания новых производств, материалов и технологий, повышение продуктивности сельского и лесного хозяйства, совершенствование организации производства и инфраструктуры, развитие устойчивых межнациональных отношений и этнокультур. В прикладных исследованиях особое внимание уделяется инновационным технологиям и продуктам, создание которых требует генерации научных знаний и практического опыта, объединенных в единую систему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Возможности использования результатов научных исследований для инновационного развития отраслей экономики и социальной сферы Республики Коми оцениваются наличием десятков научно-исследовательских проектов, готовых для внедрения в практику, а также стремлением научных работников перевести свои достижения в плоскость их хозяйственного использования. Концептуально отмечаются следующие возможности: 1) в технологии геологического изучения недр - наличие региональных центров, специализированных на микро- и наноминералогическом, спектроскопическом, изотопном, рентгеноструктурном анализе, моделировании кристаллообразующих процессов, геофизических и минералого-технологических исследованиях; 2) в технологии добычи и переработки полезных ископаемых - синтез знаний в области скважинной гидродобычи, подземного и кучного выщелачивания, биотехнологической переработки минерального сырья и др.; 3) развитие наукоемких отраслей горнопромышленного комплекса " наличие технико-экономических обоснований для организации новых производств, например, искусственных кристаллов, нанотехнологических материалов и композитов, различных видов керамики, каменного литья, оптоволокна, стекла и др.; 4) в биотехнологии - наличие предпроектной документации для развития новых лесохимических и медико-биологических производств, производства химических реагентов для устранения загрязнения природных ландшафтов, создания технических систем измерения и учета древесины и т.п.; 5) в электронной связи - заявка и технико-экономическое обоснование на создание оптоволоконной сети высокой пропускной способности по линии Екатеринбург - Пермь - Сыктывкар - Архангельск. Имеющийся в республике опыт необходимо использовать в целях устойчивого экономического и социального развития Республики Коми. 3. Цель, задачи и направления развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми Главной целью развития инновационной деятельности является создание условий для перехода к инновационному сценарию развития отраслей экономики и социальной сферы Республики Коми, обеспечение устойчивого экономического и социального развития республики, повышение эффективности и конкурентоспособности экономики на основе эффективного использования научного, научно-технического, инновационного потенциала республики и превращение его в один из основных факторов экономического роста. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих основных задач: 1) создание благоприятной экономической и правовой среды для активизации инновационной деятельности действующих организаций и создания нового инновационного бизнеса; 2) содействие развитию и формированию инновационной инфраструктуры; 3) эффективное использование научного потенциала в целях инновационного развития Республики Коми; 4) содействие кадровому обеспечению высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы Республики Коми; 5) создание и устойчивое развитие информационной среды по вопросам развития инновационной деятельности в республике и повышение инновационной культуры. Развитие инновационной деятельности в базовых отраслях промышленности будет направлено на ускоренное использование отечественных научно-технических и технологических достижений науки и техники, внедрение информационных технологий, автоматизированных систем управления. Основными направлениями инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы будут следующие. В нефтегазовом комплексе - ускоренное освоение отечественных и зарубежных технологических достижений в воспроизводстве минерально-сырьевой базы, добыче, переработке и транспорте нефти и газа; повышение эффективности геологоразведочных работ, увеличение коэффициента извлекаемости нефти, вовлечение в разработку низкопроницаемых неоднородных пластов малой толщины, извлечение остаточных запасов нефти на месторождениях, находящихся на завершающей стадии разработки. В угольной промышленности - улучшение потребительских свойств угольной продукции и создание новых систем глубокой переработки сырья; техническое перевооружение угледобывающего производства, включая оснащение разрезов высокопроизводительной горно-транспортной техникой непрерывного и циклического действия, в том числе для селективной отработки угольных пластов; внедрение циклично-поточной и поточной технологии, обеспечение развития технологии подземной угледобычи с преимущественным использованием в длинных очистных забоях механизированных комплексов нового технического уровня, а также короткозабойной техники с применением комбайнов непрерывного действия и самоходных средств транспортировки угля; разработка и внедрение эффективных технологий обогащения углей; разработка и внедрение технологий промышленной добычи шахтного метана; развитие собственной генерации на попутном газе, снижение экологической нагрузки на окружающую природную среду; создание и внедрение технологий промышленного производства газообразных (этанол) и жидких (СЖТ) продуктов глубокой переработки угля; разработка новых технологий и оборудования для эффективной дегазации угольных пластов; повышение эффективности и безопасности подземных работ, использование новых автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей. В горнорудном комплексе - создание производств по глубокой переработке местного сырья на территории Республики Коми и создание новых высокотехнологичных отраслей - металлургической и химической (Боксито-глиноземного комплекса в Республике Коми, Сосногорского глиноземного завода; Ярегского горно-химического комплекса мощностью 650 тыс.тонн по добыче и комплексной переработке руды с созданием инновационных продуктов (пигментного диоксида титана, аэросила, материалов наноструктуры); разработка и внедрение в практику новых геотехнологических методов добычи минерального сырья, увеличение глубины его переработки; техническое и технологическое перевооружение геологоразведочной и горнодобывающей отраслей, в частности: внедрение различных модификаций скважной добычи глубокозалегающих бокситовых руд, калийных и калийно-магниевых солей, золота, а также других полезных ископаемых (скважинная гидравлическая добыча, скважинное подземное и кучное выщелачивание руды) и обогащения (рентгено-радиометрической, фотометрической сепарации); внедрение перспективных способов переработки и обогащения полезных ископаемых (активация, модифицирование, криотермическое воздействие, плазмо- и электрохимическая переработка); внедрение технологии синтеза минералов и переработки полезных ископаемых с целью получения искусственных кристаллов, нанотехнологических материалов и композитов, различных видов керамики, каменного литья, оптоволокна, стекол, ювелирных изделий и др.; разработка и внедрение современных методов прогноза, поиска месторождений полезных ископаемых и мониторинга минерально-сырьевой базы. В лесопромышленном комплексе - наращивание мощностей целлюлозно-бумажного производства; диверсификация товарной структуры плитной продукции; развитие переработки пиломатериалов для получения клееных деревянных изделий, строительных и мебельных элементов, других конструкционных материалов; формирование индустриального деревянного домостроения; создание новых производств по переработке отходов деревообработки; развитие переработки низкокачественной древесины и древесных отходов в биотопливо, переработки зеленой массы в эфирные масла. В машиностроении - производство конкурентоспособной по цене и качеству продукции, обеспечивающей, в первую очередь, реализацию ресурсо- и энергосберегающих технологий в отраслях реального сектора экономики; обеспечение технологического перевооружения и автоматизации машиностроительных производств; развитие современных методов контроля и диагностики деталей, узлов, агрегатов и машин в процессе изготовления, эксплуатации; интегрирование республиканских производителей машиностроительной продукцией в глобальные производственно-технологические цепочки (российские и мировые). В агропромышленном комплексе - формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства; обновления техники и внедрение современных ресурсосберегающих технологий; производство экологически чистых продуктов питания и глубокая переработка продукции сельского хозяйства (земледелия и животноводства), а также продукции традиционных отраслей и промыслов Севера; применение современных технологий при возделывании, селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур с учетом ведения земледелия в нестабильных климатических условиях; разведение высокопродуктивных пород животных и кроссов птицы; использование элитных семян, новых средств химизации и защиты растений, в том числе продуктов биотехнологии. В сфере строительства - производство экологически чистых строительных материалов, изделий и конструкций на местном сырье, повышение их качества и долговечности; разработка и внедрение быстро возводимых экономичных конструкций зданий и сооружений с учетом мерзлотной обстановки и растепления грунтов; применение в проектах и строительстве зданий и сооружений и объектов инженерной инфраструктуры экономически целесообразных конструкций и конструктивных систем, теплоизоляционных материалов, изделий на основе полимеров, металлопластика и других инновационных материалов, технологий; обеспечение комфорта, безопасности и экологичности объектов строительного комплекса. В сфере транспорта и дорожного хозяйства - повышение качества транспортного обслуживания населения и обеспечение транспортной доступности; внедрение инновационных продуктов, услуг и технологий в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры; обеспечение внедрения и широкомасштабного освоения в дорожном хозяйстве республики новых технологий, материалов, конструкций, машин, механизмов и технических решений, направленных на повышение долговечности и обеспечение сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, и искусственных сооружений на них, повышение безопасности дорожного движения и экологической безопасности, обеспечение качества проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог; использование инновационных методов управления дорожным хозяйством, ориентированных на развитие и применение интеллектуальных автоматизированных информационно-аналитических и управленческих систем. В отрасли связи - строительство волоконно-оптических линий связи; продолжение строительства республиканской мультисервисной сети; строительство пассивных оптических абонентских сетей по новой технологии PON (Passive Optical Network); предоставление услуги телевещания по цифровым каналам связи (IP-TV) (интерактивное телевидение); строительство виртуальных корпоративных городских сетей связи (IP VPN); строительство сетей 3G; строительство цифрового телерадиовещания. В энергетике - снижение объемов потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов и сокращение расходов на оплату энергоресурсов в сопоставимой оценке; снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии, воды и природного газа; проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением и создание системы показателей, характеризующих эффективность использования энергетических ресурсов на территории Республики Коми, осуществление мониторинга и анализа этих показателей, в том числе в разрезе муниципальных образований; расширение применения энергосберегающих технологий в процессах производства продукции и оказания услуг, бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе при реконструкции, модернизации и капитальном ремонте основных фондов; широкая пропаганда энергосбережения. В сфере жилищно-коммунального хозяйства - техническая модернизация систем тепло-, газо- и водоснабжения; обеспечение жилищно-коммунального хозяйства современными котлами, системами подготовки и очистки воды, оборудованием, трубопроводами с внедрением современных энергосберегающих технологий; развитие производства источников тепловой энергии и систем теплоснабжения, водоснабжения на основе местного сырья; внедрение новых технологий энерго-, ресурсосбережения в котельных, системах теплоснабжения и водоснабжения; внедрение новых технологий мониторинга за расходом энергоресурсов, развития информационных систем, ориентированных на потребителей. В сфере здравоохранения - внедрение современных высокоэффективных методов, технологий диагностики и лечения заболеваний, лидирующих в структуре заболеваемости и смертности населения республики; разработка и внедрение новых технологий сохранения здоровья населения (профилактика); улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, информатизация их деятельности; внедрение стандартов оказания медицинской помощи; развитие телемедицины с использованием современных информационно-телекоммуникационных средств. В сфере социальной защиты населения - разработка новых технологий и методов работы по предоставлению государственных и социальных услуг; расширение рынка социальных услуг через привлечение к оказанию услуг на конкурсной основе негосударственных некоммерческих организаций; модернизация системы социального обслуживания, в том числе за счет повышения эффективности предоставления реабилитационных услуг инвалидам, разработки новых подходов к организации реабилитации инвалидов, технологий социальной работы; информатизация сферы социальной защиты населения на основе формирования и использования информационных ресурсов. В сфере образования - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе путем развития креативного сознания и инновационного потенциала учащихся на основе проектной и исследовательской деятельности, обновления структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, формирования сети ресурсных центров и муниципальных базовых школ, развития вариативности образовательных программ в системе общего и профессионального образования; модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, способных к самообучению и саморазвитию, готовых самостоятельно решать поисковые задачи, формирующих развитие инновационной экономики в логической цепочке создания новых знаний, трансформации их в высокие технологии для организации производства конкурентоспособной наукоемкой продукции и продвижения ее на рынок; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, в том числе путем создания прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; развитие системы интеграции "образование - наука - производство" с целью ускоренного использования новых знаний в развитие экономики региона. В сфере культуры - разработка и реализация инновационных проектов и программ в области культуры и искусства, имеющих значимый экономический и социальный эффект; внедрение современных компьютерных, информационно-коммуникационных технологий, корпоративных и интегрированных информационных систем в области библиотечного, музейного и театрального дела; содействие в развитии культурного туризма как деятельности, имеющей целью приобщение людей к культурному наследию Республики Коми; содействие развитию народных художественных промыслов; развитие творческих индустрий, обеспечивающих культурное содержание сфер досуга и развлечений, поддержка конкурентоспособности этнических форм массовой и популярной культуры; обеспечение стабильных условий развития всех форм участия в государственно-частном партнерстве для развития сферы культуры, повышения доступности, роста объемов и улучшения качества товаров, работ и услуг. В сфере национальной политики - стимулирование использования инновационных методов в осуществлении проектов, направленных на сохранение взаимопонимания и согласия между представителями всех национальностей, создание экономических, правовых и социально-культурных условий и гарантий для развития всех народов, проживающих в республике; использование инновационных методов в области сохранения национальной самобытности, развития родных языков и национальной культуры; внедрение инновационных технологий в сферу функционирования государственных языков Республики Коми. В ходе социально-экономического развития республики будут развиваться новые направления инновационной деятельности во всех отраслях экономики и социальной сферы. 4. Основные механизмы развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Для достижения поставленных цели и задач развития инновационной деятельности необходима реализация комплекса мер правового, организационного, институционального, экономического характера, который включает в себя нижеследующие направления. Создание благоприятной экономической и правовой среды для активизации инновационной деятельности организаций и создания нового инновационного бизнеса Механизмами реализации данного направления являются: совершенствование нормативной правовой базы, стимулирующей развитие и активизацию инновационной деятельности на территории Республики Коми; осуществление комплексного и системного мониторинга развития инновационной деятельности; формирование приоритетных направлений инновационных разработок и внедрение их в производство в Республике Коми; формирование системы стимулирования участников научно-технической и инновационной деятельности; совершенствование и расширение форм государственной поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности; содействие продвижению инновационных проектов, стимулирование спроса на инновационную продукцию; консультационная поддержка инициаторов инновационных проектов при регистрации объектов интеллектуальной собственности и их использовании; учреждение премий Правительства Республики Коми за достижения в области внедрения достижений науки в производство; организация конкурсов инновационных проектов. Важнейшим механизмом создания благоприятной среды для развития инноваций станет разработка Правительством Республики Коми правовых основ развития и активизации инновационной деятельности. Эта работа будет включать: совершенствование законодательства Республики Коми, направленного на совершенствование и развитие форм и порядка предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, разработки и внедрения новых механизмов развития и стимулирования научной и инновационной деятельности; разработку предложений по совершенствованию федерального законодательства с целью устранения препятствий, стоящих на пути развития инновационной деятельности в целом по стране, в том числе направленных на решение вопросов об унификации и стандартизации правовой терминологии в инновационной сфере, о разработке и принятии на федеральном уровне нормативных правовых актов, необходимых для создания благоприятного инновационного климата в Российской Федерации. На достижение данной задачи будет направлен постоянный мониторинг развития инновационной деятельности. Органы исполнительной власти Республики Коми должны вести постоянный мониторинг развития инновационной деятельности в курируемых отраслях (сферах) управления, потребностей организаций курируемых отраслей (сфер) управления в разработках науки и спроса на них; мониторинг предложений науки по вопросам, требующим решения в курируемых отраслях (сферах) управления. Его результаты будут использоваться органами исполнительной власти Республики Коми для оценки научно-технического потенциала курируемых отраслей экономики и социальной сферы, разработки мер по их развитию, при установлении приоритетных направлений научно-технических и инновационных разработок. По результатам проводимого мониторинга будут создаваться электронные базы данных (реестры) организаций инновационной инфраструктуры; организаций, производящих инновационные товары и предоставляющих инновационные услуги; инновационных товаров (услуг), производимых (оказываемых) организациями в Республике Коми; инновационных проектов и идей. Данные базы будут доступны для всех заинтересованных лиц и будут использованы в целях поиска партнеров, получения заинтересованными лицами информации о рынке услуг, инновационных продуктов, потребностях экономики в разработках. По итогам мониторинга формируются приоритетные направления инновационных разработок и внедрения их в производство в Республике Коми. Это направление позволит выявить наиболее значимые для социально-экономического развития Республики Коми научные направления, создать перечни научно-технических, инновационных проектов и критических технологий. При формировании учитываются также: 1) перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечень критических технологий Российской Федерации; 2) предложения научной общественности Республики Коми; 3) приоритеты программ социально-экономического развития Республики Коми и результаты их исполнения; 4) текущее состояние экономики и социальной сферы Республики Коми; 5) направления научной, научно-технической и инновационной деятельности научных организаций и инновационно активных организаций. Органами исполнительной власти Республики Коми формируется система стимулирования участников научно-технической и инновационной деятельности. Такая система предоставляет субъектам инновационной деятельности различные виды льгот и преференций, включая налоговые льготы, предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Коми, и включает меры как для организаций, осваивающих инновации, так и для планирующих новые инновационные производства. Совершенствование форм государственной поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, создания новых высокотехнологичных производств, модернизации оборудования и внедрения новых технологий на промышленных предприятиях будет предусматривать: 1) расширение форм экономической поддержки инновационной деятельности, в том числе связанных с началом деятельности; 2) разработку механизмов государственной поддержки научных исследований в областях, способных создать основу структурного преобразования экономики, 3) развитие системы страхования рисков инновационных организаций на начальных стадиях их развития от осуществления инновационной деятельности и инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкие проекты, 4) поддержку реализации проектов, в ходе которых отрабатываются новые механизмы организации научно-технической деятельности (например, по созданию центров коммерциализации научно-технических разработок при вузах, научно-исследовательских институтах); 5) создание условий для привлечения капитальных вложений и инвестиций на финансирование инновационных научных исследований и разработок, содействие их внедрению в производство; 6) формирование системы привлечения частных инвестиций для реализации инновационных проектов. Важным направлением деятельности станет содействие продвижению инновационных проектов, стимулирование спроса на инновационную продукцию. Одним из таких механизмов может стать установление в числе критериев отбора заявок инновационности товара, работы или услуги, закупаемых для государственных нужд, а также при предоставлении государственной поддержки любого вида. Содействие развитию и формированию инновационной инфраструктуры Содействие формированию инновационной инфраструктуры преследует цели установления кооперационных связей между наукой, образованием и производством, привлечения инвестиций в сферу инноваций, обеспечение субъектов инновационной деятельности всем комплексом консалтинговых, информационных, финансовых и иных услуг. При реализации данного направления будут: 1) внедрены механизмы, направленные на создание и развитие инновационной инфраструктуры; 2) формироваться и вестись базы данных инновационно-активных организаций, организаций инновационной инфраструктуры; 3) проводиться регулярная оценка деятельности инфраструктуры в республике по объему, составу и качеству услуг, а также спроса на них со стороны действующих организаций; 4) оказываться содействие деятельности организаций, оказывающих услуги в области интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, технологическому аудиту, коучинг- и тренинг-центров, осуществляющих информационно-консультационные функции, а также услуги по разработке бизнес-планов инновационных проектов; 5) оказываться содействие развитию объектов финансовой составляющей инновационной инфраструктуры, привлечению венчурных инвестиций и развитию венчурных схем финансирования; 6) оказываться содействие в развитии межрегиональных, внешних связей организаций инновационной инфраструктуры; 7) развиваться сотрудничество и проводиться совместные мероприятия в области развития инновационной инфраструктуры с российскими и международными организациями, институтами развития, в первую очередь, расположенными на территории Северо-Западного федерального округа; 8) проводиться мероприятия, способствующие взаимодействию объектов инфраструктурной сети (совместные семинары, заседания, веб-страницы, инновационные офисы и другие). В целях содействия развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы, формирования общих условий для развития государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности будут развиваться механизмы координации деятельности органов исполнительной власти Республики Коми, субъектов инновационной деятельности при решении общих задач, разработке программ и мероприятий по развитию инновационной системы, механизмы участия предпринимательского сектора в определении приоритетных направлений инновационных и научно-технических разработок. Эффективное использование научного потенциала в целях инновационного развития Республики Коми Непременным условием создания предпосылок устойчивого социально-экономического развития общества является развитие и эффективное использование научного потенциала. Именно научный потенциал является тем рычагом, с помощью которого государство может обеспечить структурную перестройку экономики, насыщение рынка конкурентоспособной продукцией. Научный потенциал Республики Коми недостаточно задействован. Поэтому органами исполнительной власти Республики Коми будут реализовываться механизмы, направленные на эффективное использование научного потенциала в целях инновационного развития Республики Коми. Они будут включать: 1) финансирование в установленном порядке научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных, в том числе с инновационной деятельностью в рамках государственного заказа на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; 2) формирование условий и механизмов для реализации научного и образовательного потенциала; 3) разработку и реализацию механизмов поддержки развития и создания малых форм предприятий в инновационной сфере на базе высших учебных заведений и научных учреждений республики; 4) реализацию мероприятий, направленных на усиление связи образования и науки с реальным сектором экономики и стратегическими направлениями развития; 5) усиление международного научно-технического сотрудничества; 6) создание научно-технических советов; 7) привлечение научных организаций республики и представителей научной общественности к решению задач социально-экономического развития Республики Коми. Поскольку важнейшую роль в развитии инновационной деятельности играет прикладная наука, будет проводиться политика стимулирования эффективных исследований. Выбор направлений исследований и разработок, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, будет группироваться вокруг основных приоритетов экономического развития Республики Коми. Произойдут изменения в формировании тематики исследований и разработок: при их выборе необходимо опираться на потребности отраслей экономики, для чего необходимо привлечение потенциальных потребителей результатов исследований, заинтересованных в их внедрении в производство. Будут разрабатываться механизмы государственной поддержки научных исследований в областях, способных создать основу структурного преобразования экономики. Для научного решения вопросов и проблем в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы, а также приемки выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и выполнения иных задач будут создаваться научно-технические советы. В целях коммерциализации научного потенциала научных и образовательных учреждений будут сконцентрированы усилия на поддержке создания и развития малых инновационных предприятий при этих организациях. Будут развиваться механизмы стимулирования притока молодых специалистов в прикладную науку и инновационный бизнес. Особое внимание будет уделено поддержке студенческой инновационной предпринимательской активности. Содействие кадровому обеспечению высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы Республики Коми Мероприятия данного направления будут направлены на устранение сложившегося противоречия между существующей системой подготовки кадров для инновационной сферы и требованиями, предъявляемыми изменившимися условиями развития экономики. Будет организована работа по формированию нового уровня подготовки кадров: необходимы специалисты, способные к самообучению, саморазвитию, готовые самостоятельно решать поисковые задачи, с "инновационным мышлением". Появление таких специалистов будет обеспечено не только силами вузов, но и внедрением новых интеграционных форм, объединяющих возможности научных, образовательных, производственных организаций. Механизмами реализации данного направления станут: 1) разработка и реализация механизмов поддержки подготовки педагогических кадров, способных развивать творческие способности детей и учащейся молодежи; 2) повышение инновационной культуры на всех уровнях образования; 3) создание условий для самоорганизации образовательной, научной и инновационной деятельности для раннего творческого развития личности, вовлеченности в инновационную деятельность, а также формирования нового экономического мышления, ориентированного на активизацию инновационной деятельности; 4) развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной области, в сфере инновационного менеджмента, малого инновационного предпринимательства, защиты интеллектуальной собственности; 5) содействие в организации практического профессионального обучения специалистов в Республике Коми, занятых в сфере научной и инновационной деятельности; 6) содействие в организации практического обучения изобретателей и иных заинтересованных лиц, желающих открыть свое дело в сфере инновационного бизнеса в Республике Коми; 7) содействие в организации проведения мастер-классов, семинаров, сессий практического консалтинга российскими специалистами в сфере инноваций для субъектов инновационной деятельности в Республике Коми; 8) организация обучения и стажировок представителей инновационно-активных организаций, организаций инновационной инфраструктуры на производственных предприятиях, в организациях России и за рубежом; 9) организация обучения сотрудников средств массовой информации для обеспечения квалифицированной информационной поддержки; 10) содействие прохождению производственной практики студентами высших учебных заведений Республики Коми на предприятиях, осуществляющих инновационную деятельность; 11) разработка и реализация механизмов стимулирования деятельности преподавателей, аспирантов и ученых по подготовке кадров для субъектов инновационной деятельности; 12) содействие формированию целевого заказа организаций экономики и социальной сферы на подготовку кадров в области инновационной деятельности; 13) разработка и реализация механизмов закрепления кадров в инновационной системе, создания благоприятных социокультурных условий для обеспечения качества жизни населения. Создание и устойчивое развитие информационной среды по вопросам развития инновационной деятельности в республике и повышение инновационной культуры Необходимым элементом развития инновационной деятельности в регионе должны быть меры по повышению инновационной культуры и развитию информационной среды, благоприятной для развития инноваций. Средства массовой информации должны быть нацелены на повышение авторитета ученого, изобретателя, новатора инновационной деятельности. Развитие информационной среды будет обеспечиваться следующими механизмами: 1) создание специализированного Интернет-портала, посвященного вопросам развития науки и инноваций в Республике Коми, расширяющего возможности позиционирования региона в сети "Интернет" и круга потенциальных инвесторов и потребителей инновационной продукции; 2) разработка и изготовление печатных и электронных информационных материалов по инновационной деятельности и инновационным проектам Республики Коми; 3) проведение тематических семинаров по вопросам инновационной политики и развития инновационной деятельности; 4) проведение мероприятий пропагандистского характера, имеющих целью привлечь общественное внимание к вопросам инновационной деятельности, повышение инновационной культуры, в том числе пропаганда успехов и опыта работы в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации; 5) проведение конкурсных мероприятий, направленных на выявление перспективных проектов и их продвижения; 6) обеспечение доступа к информации о новейших разработках в целях введения результатов научно-технической и инновационной деятельности в хозяйственный оборот; 7) системное информирование широкой общественности и заинтересованных участников о реализации политики в области инновационного развития, комплексное освещение в средствах массовой информации вопросов инновационной деятельности; 8) привлечение общественных объединений в сфере науки, образования, промышленности и предпринимательства, молодежной политики, социальной сферы к реализации инновационной идеологии. В развитии и активизации инновационной деятельности, повышении инновационной культуры немаловажная роль принадлежит работе по активному продвижению региона, организаций, инновационных проектов, научных исследований и разработок. На решение данной задачи будут направлены: 1) размещение информации об инновационных проектах в сети "Интернет"; 2) участие представителей Республики Коми в межрегиональных, федеральных и международных инновационных выставках, салонах, конференциях, форумах; 3) поддержка участия субъектов инновационной деятельности в выставках, ярмарках, иных мероприятиях, с целью продвижения инновационных технологий, продукции, услуг на рынок, обмена опытом, установления взаимовыгодного партнерства; 4) проведение презентаций инновационного потенциала в России и за рубежом. 5. Ожидаемые результаты реализации Концепции Реализация в республике Концепции будет способствовать достижению производственных и социально-экономических изменений республики, носящих системный характер. В конечном итоге это позволит обеспечить повышение конкурентоспособности экономики региона, улучшить качество жизни населения. Результатами реализации Концепции станут: 1) активизация инновационной деятельности, направленная в том числе на внедрение и широкомасштабное освоение во всех отраслях экономики и социальной сферы республики новых технологий, материалов, конструкций, методов; 2) создание и развитие эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие всех участников инновационного процесса на всех этапах инновационного цикла; 3) изменение структуры и динамики роста внутреннего валового продукта за счет производства и реализации продуктов с высокой добавленной стоимостью; 4) создание позитивного имиджа региона, где происходит развитие инновационного бизнеса; 5) формирование позитивного отношения к инновационному процессу; 6) увеличение налоговой базы и бюджетной обеспеченности; 7) создание новых рабочих мест; 8) увеличение количества занятых в инновационной сфере. Реализация мероприятий Концепции позволит достичь индикаторов инновационного развития экономики республики к 2015 году, приведенных в таблице: Таблица +-------------------------------------+-----------+----------+----------+ ¦ Целевой индикатор ¦ Единица ¦ 2009 ¦ 2015 ¦ ¦ ¦ измерения ¦ ¦ (оценка) ¦ +-------------------------------------+-----------+----------+----------+ ¦доля инновационной продукции в общем¦ % ¦ 0,6 ¦ 1,5 ¦ ¦объеме промышленной продукции ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------+-----------+----------+----------+ ¦совокупный уровень инновационной ак-¦ % ¦ 6,3 ¦ 8 ¦ ¦тивности ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------+-----------+----------+----------+ ¦число организаций, осуществляющих те-¦ единиц ¦ 14 ¦ 25 ¦ ¦хнологические инновации ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------+-----------+----------+----------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|