Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Республики Коми от 16.08.2010 № 361-рРЕСПУБЛИКА КОМИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РАСПОРЯЖЕНИЕ от 16 августа 2010 г. N 361-р г. Сыктывкар (В редакции Постановлений Правительства Республики Коми от 06.10.2011 г. N 451; от 20.06.2012 г. N 253) В целях определения и реализации в деятельности органов государственной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми (далее - государственные органы Республики Коми) единой государственной политики в сфере региональной информатизации, в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития Республики Коми: 1. Утвердить Концепцию информатизации Республики Коми (далее - Концепция) согласно приложению. 2. Рекомендовать государственным органам Республики Коми, органам местного самоуправления в Республике Коми при планировании и проведении мероприятий по информатизации руководствоваться Концепцией. роль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Первого заместителя Главы Республики Коми Чернова А.Л."; (В редакции Постановления Правительства Республики Коми от 20.06.2012 г. N 253)Глава Республики Коми В. Гайзер УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Республики Коми от 16 августа 2010 г. N 361-р (приложение) КОНЦЕПЦИЯ информатизации Республики Коми (В редакции Постановлений Правительства Республики Коми от 06.10.2011 г. N 451; от 20.06.2012 г. N 253) Введение Настоящая Концепция определяет общие принципы информатизации Республики Коми, построения информационного общества и электронного правительства в Республике Коми, включает в себя как положения, определяемые документами и программами федерального уровня, так и положения, определяемые условиями (особенностями) развития Республики Коми. Переход к информационному обществу является одной из самых актуальных задач, стоящих перед Республикой Коми и Российской Федерацией в целом. Без внедрения информационно-коммуникационных технологий невозможны ни модернизация экономики, ни эффективное государственное управление, ни повышение качества социальной сферы. Отставание в развитии соответствующих институтов, методов, средств чревато серьезными социальными и экономическими потерями, повышением уровня рисков, снижением темпов роста как на региональном, так и на федеральном уровне. Информатизация Республики Коми является стратегической целью Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми. В соответствии с этим стратегические и тактические планы органов государственной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми (далее - государственные органы Республики Коми) должны быть скорректированы в соответствии с Концепцией информатизации Республики Коми (далее - Концепция). 1. Понятия, используемые в Концепции: 1) государственная услуга - деятельность по реализации функций государственного органа Республики Коми при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Коми полномочий органов, предоставляющих государственные услуги; 2) государственные информационные ресурсы - информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов Республики Коми сведения и документы; 3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств; 4) информационное общество - ступень развития современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах; 5) информационные коммуникационные технологии (далее - ИКТ) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; 6) многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) - российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна"; 7) муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований; 8) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями; 9) предоставление услуг по принципу "одного окна" - организация работы по осуществлению отдельных государственных полномочий, позволяющая гражданам и организациям получать требуемые ими услуги и конечные документы в установленные сроки без непосредственного взаимодействия с должностными лицами, принимающими решения по согласованию и выдаче данных документов; 10) служба "одного окна" - подразделение администрации муниципального образования, которое осуществляет централизованный прием заявок у населения на выдачу соответствующих справок, копий документов и т.д. (согласно перечню услуг, оказываемых на базе службы "одного окна"), а также осуществляет контроль за соблюдением сроков подготовки документов, производит их выдачу заявителю; 11) удостоверяющий центр - юридическое лицо, оказывающее услуги по предоставлению пользователям информационной системы открытых и закрытых ключей электронной подписи; (В редакции Постановления Правительства Республики Коми от 06.10.2011 г. N 451) 12) центр общественного доступа (далее - ЦОД) - информационная служба, основной целью деятельности которой является создание условий для граждан и организаций на свободный доступ к официальным документам, к законодательной, нормативно-правовой информации на основе использования новых информационных технологий; 13) центр телефонного обслуживания (далее - ЦТО) - организация или организационная структура, оказывающая услуги по телефонному информированию граждан и организаций о государственных услугах (функциях) и муниципальных услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) на территории Республики Коми, обладающая всеми необходимыми для этого организационными, техническими, иными материальными ресурсами и персоналом; 14) электронная подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе; (В редакции Постановления Правительства Республики Коми от 06.10.2011 г. N 451) 15) электронное общество - совокупность средств, систем, способов и механизмов доступа к различным сервисам и услугам через телекоммуникационные сети общего пользования; 16) электронное правительство в Республике Коми (далее - электронное правительство) - механизм функционирования государственных органов Республики Коми, обеспечивающий выполнение функций государственного управления, регулирования, контроля и максимально ориентированный на предоставление услуг гражданам и организациям путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий; 17) электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком, с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. 2. Предпосылки информатизации в Республике Коми Для создания информационного общества и его составляющих элементов - электронного общества и электронного правительства - существует ряд объективных предпосылок. Во-первых, уровень, интенсивность и скорость взаимодействия общества и государственных органов Республики Коми требует новых подходов. Классические подходы к административному управлению уже не обеспечивают оперативного и адекватного реагирования на быстро меняющуюся ситуацию, не позволяют обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Возникают неизбежные проблемы с оперативной подготовкой и контролем исполнения решений, при этом неполнота данных или медлительный анализ могут приводить к серьезным проблемам в социально-экономической сфере, к возникновению и неконтролируемому развитию кризисных ситуаций на всех уровнях управления и контроля. Во-вторых, возрастает роль государства как сервисной структуры, обеспечивающей предоставление соответствующих государственных услуг населению. Данная функция, в подобном ее представлении, является достаточно новой для государственных органов Республики Коми, исторически ориентированных на организационные, контрольные, нормативно-регулятивные функции. При этом все существующие сервисные модели так или иначе опираются на информационное взаимодействие и электронные способы коммуникации. Кроме того, возрастают требования общества к государственным органам Республики Коми и органам местного самоуправления в Республике Коми. В-третьих, развитие технических средств коммуникации, обработки, предоставления информации само по себе меняет существующий мир и сложившиеся устои общественных и производственных отношений ("цифровой вызов"). Государство не может остаться в стороне от этих процессов, позволить себе отставание в этой области. 3. Цели и задачи информатизации Республики Коми Основной целью информатизации Республики Коми является повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Конкретные цели и задачи определяются в соответствии с федеральными стратегиями, концепциями и программами, программными документами и решениями государственных органов Республики Коми и включают в себя: 1) обеспечение эффективного управления социально-экономи-ческим развитием Республики Коми, обеспечение оперативного и стратегического мониторинга общественно-политической и экономической ситуации в Республике Коми; 2) обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности государственных органов Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных (муниципальных) услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных (муниципальных) услуг; 3) улучшение качества управления в государственных органах Республики Коми и органах местного самоуправления в Республике Коми; 4) обеспечение потребности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми в информации и информационном взаимодействии; 5) обеспечение информационного взаимодействия между государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, гражданами, бизнесом и общественными институтами; 6) совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения подготовки принятия решений и контроля за их исполнением; 7) повышение качества образования, медицинского обслуживания, социального развития на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий; 8) развитие науки, техники и технологий, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; 9) сохранение культуры многонационального народа, проживающего на территории Республики Коми, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения. В свете поставленных стратегических целей основной целью оперативного горизонта (ближайшего будущего) является создание взаимоувязанной, надежной, работоспособной, безопасной системы, обеспечивающей информационное взаимодействие между государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми и гражданами, бизнесом, общественными институтами и организациями бюджетной сферы. При этом под "системой" понимается не столько совокупность технических средств и программного обеспечения, сколько совокупность элементов (людей, ролей, организационных и функциональных структур), связанных устойчивыми отношениями между собой и образующих внутренне организованное единое целое. Для достижения перечисленных выше целей требуется решить следующие задачи: 1. Сформировать единую методологию и политику информационного взаимодействия между субъектами информационного общества, а именно: 1) разработать общую информационную политику, определяющую правила организации информационного взаимодействия между субъектами информационного общества; 2) разработать необходимые стандарты межведомственного информационного обмена; 3) разработать необходимые регламенты, определяющие как межведомственные, так и внутриведомственные процессы, регламентирующие как предоставление государственных услуг, так и обеспечение текущей деятельности органов государственной власти. 2. Обеспечить образовательную и научно-практическую базу информационного общества, а именно: 1) организовать обучение населения базовым навыкам использования информационно-коммуникационных технологий; 2) организовать проведение переподготовки и повышения квалификации специалистов государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми в области информатизации, предоставления электронных услуг, использования электронного документооборота; 3) организовать подготовку специалистов с надлежащим уровнем компетенции и квалификации в области информационных технологий, информационно-аналитической деятельности, социального управления и взаимодействия; 4) обеспечить формирование региональной научной школы в области информационных технологий, информационной безопасности, информационно-аналитической деятельности, социального управления и организации взаимодействия в информационном обществе. 3. Обеспечить организационную и правовую поддержку информационного общества и информационного взаимодействия, а именно: 1) сформировать нормативную правовую базу по вопросу информатизации в Республике Коми и создания в Республике Коми системы, позволяющей юридическим и физическим лицам функционировать в условиях информационного общества; 2) создать необходимые организационные структуры. 4. Создать техническую инфраструктуру, а именно: 1) обеспечить наличие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми; 2) обеспечить наличие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры необходимого качества предоставления государственных услуг, включая каналы связи до конечных пользователей (получателей услуг); 3) обеспечить наличие необходимых вычислительных ресурсов (в частности, серверов и систем хранения данных); 4) обеспечить наличие необходимого лицензированного программного обеспечения. 5. Обеспечить развитие системы обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми, а именно: 1) развитие ведомственных сайтов в сети "Интернет", полноту и своевременность размещения на них соответствующей информации, удобство использования, а также доступ через них к данным, содержащимся в ведомственных информационных системах; 2) формирование инфраструктуры общественного доступа к размещаемой в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми и предоставляемых организациям и гражданам государственных услугах; 3) внедрение в практику деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми центров обработки телефонных обращений граждан; 4) создание единой системы информационно-справочной поддержки граждан по вопросам предоставления государственных услуг и взаимодействия граждан с государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми; 5) создание технологических серверных площадок в сегменте сети "Интернет" для размещения сайтов государственных органов Республики Коми и сайтов органов местного самоуправления в Республике Коми в сети "Интернет"; 6) развитие сайтов государственных органов Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми в сети "Интернет". 6. Обеспечить эффективное использование государственных информационных ресурсов, а именно: 1) провести инвентаризацию существующих государственных информационных ресурсов; 2) обеспечить государственную регистрацию информационных ресурсов и ведение реестра государственных информационных ресурсов; 3) обеспечить совместимость и взаимодействие информационных ресурсов независимо от их ведомственной принадлежности; 4) разработать систему мониторинга качества и эффективности использования государственных информационных ресурсов. 7. Обеспечить информационную безопасность, а именно: 1) обеспечить возможность надежной и безопасной идентификации участников информационного общества (в том числе получателей государственных услуг в рамках электронного правительства); 2) обеспечить надлежащий уровень информационной безопасности при выполнении всех мероприятий Концепции, определяемый законами и иными нормативными актами, в частности, федеральными законами "О персональных данных", "О государственной тайне", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". 8. Обеспечить информационно-аналитическую поддержку принятия решений руководителями государственных органов Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, а именно: 1) обеспечить организацию информационно-аналитического ситуационного центра Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, позволяющего реализовывать эффективное управление социально-экономическим развитием республики на основе оценки проблемных ситуаций посредством специальных методов обработки разнородной информации, построения сценариев развития ситуации в режиме реального времени, оперативного и стратегического мониторинга общественно-политической и экономической ситуации в Республике Коми; 2) обеспечить работу региональной системы мониторинга хода реализации приоритетных национальных проектов и социально-экономического развития Республики Коми (региональный сегмент ГАС "Управление"); 3) обеспечить внедрение информационно-аналитических систем поддержки принятия управленческих решений в практику деятельности органов государственной власти Республики Коми. 4. Перечень мероприятий по информатизации Республики Коми План развития информационного общества и формирования электронного правительства на трехлетний период состоит из перечня мероприятий по информатизации Республики Коми и состоит из следующих блоков: 1) формирование электронного правительства; 2) использование ИКТ в системе здравоохранения и социальной защиты населения; 3) использование ИКТ в образовании и науке, подготовка образовательных кадров в сфере ИКТ; 4) использование ИКТ в культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения; 5) использование ИКТ для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; 6) управление развитием информационного общества и общесистемных мероприятий; 7) подготовка специалистов в ИКТ в области государственного и муниципального управления. 4.1. Электронное правительство Внедрение электронного правительства направлено на повышение качества и сокращение сроков предоставления государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми услуг субъектам информационного общества (гражданам, объединениям, организациям), обеспечение доступа к информации об их деятельности, создание эффективных процессов государственного и муниципального управления. Электронное правительство позволяет, используя современные ИКТ, перейти от классических методов административного управления, основанных на правилах и инструкциях, к методам организационного управления на основе применения системного подхода при управлении проектами и регламентации предоставления государственных услуг и межведомственного взаимодействия. В рамках указанного направления осуществляются следующие мероприятия: 1) информирование о деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми; 2) переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием среды межведомственного электронного взаимодействия; 3) интеграция государственных информационных систем с использованием инфраструктуры электронного правительства; 4) обеспечение деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми. 4.1.1. Информирование о деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми Принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми определяются Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Информирование граждан и других субъектов информационного общества о деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми осуществляется: 1) путем размещения информации на соответствующих интернет- ресурсах по инициативе государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми; 2) путем размещения ответов на вопросы в интернет-приемных; 3) путем предоставления в электронном виде ответов на запросы, поступившие от субъектов информационного общества (граждан, общественных объединений, организаций, средств массовой информации); 4) путем ответа в письменном виде на запросы (в том числе на вопросы, поступившие в электронном виде); 5) в процессе личного приема граждан; 6) иными путями, предусмотренными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми. 4.1.2. Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде Применение принципов сервисно-ориентированной архитектуры для организации межведомственного электронного взаимодействия позволит гибко перестраивать регламенты межведомственного информационного обмена и процессы оказания государственных услуг. Порядок перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг Республики Коми определяется Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", этапы перехода и мероприятия по организации перехода определены в сводном плане перехода на предоставление в электронном виде государственных и иных услуг органами исполнительной власти Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми. 4.1.3. Интеграция государственных информационных систем с использованием инфраструктуры электронного правительства Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде возможен только тогда, когда государственные ведомственные информационные системы будут интегрированы в единое пространство инфраструктуры электронного правительства. Организация такого межведомственного взаимодействия требует построения специальной интеграционной инфраструктуры, необходимой для предоставления государственных и муниципальных услуг через портал государственных услуг (функций) Республики Коми. Целями мероприятия являются: 1) создание интеграционных информационных телекоммуникационных подсистем, обеспечивающих автоматическое информационное взаимодействие между функциональными компонентами инфраструктуры электронного правительства; 2) повышение эффективности выполнения государственными органами Республики Коми и органами местного самоуправления в Республике Коми закрепленных за ними функций, требующих оперативного межведомственного взаимодействия за счет интеграции ведомственных информационных систем. 4.1.4. Обеспечение деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми К данному направлению относится обеспечение общей для всех государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми деятельности: 1) осуществление функций главных распорядителей и получателей средств регионального бюджета и местных бюджетов, предусмотренных на содержание указанных органов, размещение заказа и заключение государственных (муниципальных) контрактов для удовлетворения своих нужд, управление имуществом, закрепленным за указанными органами на праве оперативного управления, осуществление делопроизводства, обеспечение безопасности жизнедеятельности и мобилизационной подготовки, использование имущества, кадровая работа в рамках такого органа; 2) мониторинг социально-экономической, социально-политической обстановки, экологической ситуации и состояния природно-ресурсного потенциала в Республике Коми; 3) прогнозирование и упреждающее реагирование на кризисные ситуации в Республике Коми. Одним из способов совершенствования системы управления и выхода на современные технологии управления является автоматизация управленческих процессов, внедрение современных ИКТ. Информационно-аналитический ситуационный центр Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми обеспечит информационную поддержку процесса повседневного управления и координации деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми в политической и социально-экономической сфере Республики Коми, а также поддержку принятия коллективных решений при рассмотрении сложных проблем и для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 4.2. ИКТ в системе здравоохранения и социальной защиты населения Данный блок включает мероприятия по развитию системы здравоохранения и социальной защиты населения Республики Коми на основе ИКТ: 1) мероприятия по созданию региональных центров компетенции в области электронной медицины на базе действующих лечебно-профилактических учреждений; 2) обеспечение предоставления услуг по медицинскому обслуживанию там, где расстояние является критическим фактором (Телемедицина); 3) внедрение современных электронных медицинских систем; 4) создание Региональной информационно-аналитической медицинской системы на базе единого центра обработки данных, ведение единой электронной истории болезни и единой электронной амбулаторной карты пациента; 5) внедрение в сфере здравоохранения информационной системы "Электронная регистратура" с единым центром приема звонков (Call-центр) на базе единого Центра обработки данных с целью повышения доступности и качества медицинских услуг для населения Республики Коми; 6) создание единой базы данных клиентов отрасли социальной защиты населения и обеспечение учреждений социальной защиты населения доступом к базе данных для предоставления государственных услуг в электронной форме; 7) внедрение в сфере социальной защиты населения технологий идентификации заявителей на основе универсальной электронной карты. 4.3. ИКТ в образовании и науке, подготовка образовательных кадров в сфере ИКТ Целью работы, осуществляемой в рамках данного направления, является, в первую очередь, предоставление возможностей доступа к информационно-образовательным ресурсам всем слоям населения во всех поселениях Республики Коми, обеспечение равных возможностей получения базового образования с обеспечением необходимого качества такого образования. По данному направлению реализуются мероприятия по стимулированию использования ИКТ в сфере образования (всех уровней), а также в научных учреждениях: 1) по созданию системы региональных электронных источников научно-технической информации на базе имеющихся в Республике Коми высших учебных заведений и научных учреждений; 2) по созданию региональных центров компетенции в области использования ИКТ в образовании на базе образовательных учреждений, обладающих соответствующими компетенциями; 3) по информационному обеспечению учебного процесса в школах и других учебных заведениях; 4) по обеспечению контроля за процессом обучения (и вовлечение в него) семьи и социальных институтов (в частности, внедрение "электронных дневников"); 5) по управлению общественной активностью молодежи с использованием социальных сетей нового поколения; 6) по повышению компьютерной и информационной грамотности, подготовки, переподготовки, дополнительного обучения и образования в области ИКТ. 4.4. ИКТ в культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения Данный блок включает мероприятия по созданию региональных центров компетенции в области электронных библиотек, электронных архивов, электронных музеев на базе соответствующих учреждений культуры. 4.5. ИКТ для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Данный блок включает мероприятия по использованию ИКТ в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Республики Коми. 4.6. Использование ИКТ в экономике и социальном развитии Данный блок включает мероприятия по использованию ИКТ в целях осуществления государственной политики социального и экономического развития. По данному направлению реализуются мероприятия по стимулированию использования ИКТ по следующим направлениям: развитие системы государственного управления; развитие инновационной системы; инвестиционная политика; развитие финансового рынка; природопользование; развитие производственной инфраструктуры; структурная политика; жилищное строительство; реформа жилищно-коммунального хозяйства; развитие рынка труда; социальное развитие; территориальное развитие. 4.7. Управление развитием информационного общества и общесистемные мероприятия В данном направлении должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие системный характер развития информационного общества в Республике Коми: 1) разработка общей архитектуры информатизации Республики Коми, описывающей уровни архитектуры деятельности, прикладных систем и технологическую платформу, а также учитывающей архитектурные аспекты эффективности и результативности, информации и данных, интеграции и взаимодействия, информационной безопасности и доверия и т.д.; 2) совершенствование нормативной правовой базы Республики Коми в сфере развития и использования ИКТ; 3) обеспечение информационной безопасности в Республике Коми; 4) разработка региональной единой системы нормативно-справочной информации (реестров, классификаторов, справочников и системы управления ими); 5) разработка обеспечивающих и инфраструктурных информационных систем; 6) обеспечение доступности ИКТ для социально незащищенных слоев населения (создание центров общественного доступа, центров телефонного обслуживания населения, информационных киосков и пр.); 7) информационное обеспечение развития информационного общества и формирование электронного правительства. 5. Текущее состояние информатизации в Республике Коми Для повышения открытости деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми, осуществления взаимодействия с гражданами и организациями на основе ИКТ создан и функционирует официальный Интернет-портал Республики Коми rkomi.ru, а также сайты органов местного самоуправления в Республике Коми. На портале развернута адаптивная система доступа пользователя к базе нормативных правовых актов Республики Коми, которые определены как "обязательные к опубликованию". Кроме этого, на портале с определенной периодичностью публикуются "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" на двух государственных языках Республики Коми - русском и коми. В государственных органах Республики Коми и органах местного самоуправления в Республике Коми в настоящее время информационные технологии применяются главным образом для автоматизации функций отдельных рабочих мест, связанных с задачами документооборота и информационно-аналитического обеспечения. Использование электронной подписи (далее - ЭП) стало возможным благодаря созданию на базе государственного учреждения Республики Коми "Центр информационных технологий" удостоверяющего центра Республики Коми. (В редакции Постановления Правительства Республики Коми от 06.10.2011 г. N 451) В Республике Коми функционирует корпоративная сеть передачи данных государственных органов Республики Коми, объединяющая 25 государственных органов Республики Коми и 24 территориальных управления федеральных органов исполнительной власти, позволяющая организовать электронное взаимодействие между этими органами со скоростью до 1 Гбит/с. В целях реализации государственной политики в сфере обеспечения внедрения ИКТ в сферу предоставления государственных услуг в Республике Коми создана информационная система доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав и повышения качества предоставления государственных услуг гражданам и организациям Республики Коми. Официальный адрес портала государственных услуг (функций) Республики Коми - pgu.rkomi.ru. В целях организации доступа к порталу государственных услуг (функций) Республики Коми развернута сеть центров общественного доступа на базе пунктов коллективного доступа в интернет Управления Федеральной почтовой службы Республики Коми - филиала ФГУП "Почта России" и муниципальных библиотек. Важным направлением реализации государственной политики в социальной сфере является решение задач повышения качества жизни населения на основе широкого применения современных информационных технологий. Информационные системы используются в работе органов социальной защиты населения. Предоставление услуг осуществляется по принципу "одного окна". Используется региональная отраслевая информационно-аналитическая система - Программный комплекс "Социальная защита". В Республике Коми создана и развивается передовая информационная система - автоматизированная геоинформационная кадастровая система Республики Коми (далее - АГИКС РК). АГИКС РК объединяет сведения о состоянии территории Республики Коми, природных ресурсах, их доступности и использовании, населении и его социально-экономическом положении, а также сведения об охране окружающей среды. Данная система направлена на информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений. В рамках АГИКС РК организовано межведомственное информационное взаимодействие и совместимость отраслевых информационных систем. Предоставление информации из АГИКС РК пользователям осуществляется путем установки специализированных рабочих мест непосредственно в ведомствах, передачи в виде информационно-справочных систем на компакт-дисках, предоставления доступа к информационным ресурсам АГИКС РК по компьютерным сетям (интернет, корпоративная сеть государственных органов Республики Коми). Во всех государственных органах Республики Коми внедрены и сопровождаются: Автоматизированная система бюджетного учета "Смета", Подсистема "Распорядитель бюджетных средств" автоматизированного рабочего места финансового органа системы Автоматизированный центр контроля "Финансы-2", Автоматизированный центр контроля "Госзаказ". 6. Методология информатизации Республики Коми 6.1. Сервисная модель как путь к эффективному применению ИКТ Сервисная модель предполагает, что любая государственная услуга должна быть представлена в виде сервисного продукта, имеющего определенные устойчивые характеристики. Сервисная модель предполагает, что эти характеристики представлены в определенной форме, позволяющей проводить оценку эффективности использования ресурсов при предоставлении услуги. Преимущество сервисной модели состоит в том, что она позволяет измерять, оценивать и сравнивать полезные для потребителя результаты предоставления услуги и ресурсы, которые потребовались в процессе ее получения. 6.2. Проектный и процессный подходы управления информатизацией При проектировании структуры управления информатизацией республики должна применяться комбинация проектного и процессного подходов в управлении. Проектный подход используется при организации процесса государственного управления при помощи новых информационных технологий. На каждое новое направление информатизации создается проект, имеющий четкие признаки начала и окончания. Принципиальной особенностью проектного подхода в управлении является то, что вся совокупность проектов по информатизации планируется и выполняется как единая комплексная программа. Программой предполагается внедрение единой методологии и контроля за созданием ведомственных информационных систем путем внедрения объединенных государственных информационных ресурсов, единой информационно-технологической инфраструктуры, а также за счет разработки нормативно-методологической документации. Процессный подход обеспечит использование ресурсов для обеспечения предоставления и поддержки государственных услуг, регламентировав взаимодействие различных ресурсов на основе системы правил. С каждым процессом тесно связан набор ключевых показателей эффективности, характеризующих ход его исполнения. 6.3. Общий контроль качества информатизации Контроль качества информатизации подразумевает ревизию системы управления проектами, формирования перечня областей для улучшения, модификации проектов, детальное описание процессов управления инцидентами и управления изменениями. Все проекты должны быть не только формализованы, но и хорошо документированы, вплоть до детальных процедур. Существование системы контроля качества информатизации подразумевает наличие полной модели работы по проектам информатизации. При использовании процессного подхода система контроля эффективно решается с помощью модели процессов. Модель процессов представляет собой связанную структуру процессов, которая позволяет планировать дальнейшее их развитие. При определении целевого уровня качества информатизации в качестве критериев выступают такие факторы, как стратегия социально-экономического развития Республики Коми, внешние требования к информатизации, размер и территориальная распределенность ресурсов, используемые информационные системы и технологии. Для определения соответствия общему стратегическому подходу информатизации Республики Коми создается целевая модель развития информатизации. Для осуществления контроля управления информатизацией используются ключевые показатели эффективности, которые определяют выполнение различных этапов проектов информатизации, осуществляется их постоянный мониторинг. 7. Целевая модель управления информатизацией Республики Коми 7.1. Структура управления информатизацией Республики Коми Основными элементами структуры управления информатизацией в Республике Коми являются Единая Служба Заказчика и Оператор электронного правительства. Консультативную и организующую роль выполняет Координационный совет по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Коми, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми от 21 мая 2010 г. N 148. Роль Единой Службы Заказчика выполняет Админи информатизации и связи Республики Коми, отвечающий". координацию работ в области информатизации, создание и обеспечение функционирования электронного правительства, формирование информационного общества в Республике Коми. (В редакции Постановления Правительства Республики Коми от 20.06.2012 г. N 253) Оператор электронного правительства - сервисная организация, выполняющая все необходимые работы по обслуживанию, эксплуатации, сопровождению электронного правительства и его подсистем. Служба Заказчика - структурное подразделение государственного органа Республики Коми, обеспечивающее взаимодействие между Единой Службой Заказчика, Оператором электронного правительства и поставщиками услуг. 7.2. Целевая архитектура предоставления государственных услуг Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в том числе взаимодействие государственных органов Республики Коми, предоставляющих государственные услуги, и органов местного самоуправления в Республике Коми, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении или организующих предоставление государственных и муниципальных услуг, и заявителей, осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, объединенные в единую ИКТ-инфраструктуру. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде состоит из группы процессов заявки на получение услуги и получения результатов услуги (предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, подача заявителем и прием запросов и иных документов, получение заявителем сведений о ходе предоставления государственных и муниципальных услуг, получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги) и группы процессов предоставления услуг (работы, выполняемые государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми в процессе обработки заявок получателей услуг, и иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги). Единой точкой доступа к государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронном виде, является портал государственных услуг (функций) Республики Коми. Портал государственных услуг (функций) Республики Коми рассматривается как результативное и эффективное с точки зрения как государственных органов Республики Коми, так и получателей услуг средство оказания государственных услуг. Для заявителей в первую очередь это - единый источник актуальной, полной, непротиворечивой и точной информации по государственным услугам, а также возможность получения государственных услуг по принципу "одного окна". Для уполномоченных государственных органов Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми и организаций - это фактор совершенствования системы управления в области результативности и эффективности предоставления государственных услуг, а также механизм организации межведомственного взаимодействия и наиболее эффективного использования информационного ресурса в сфере ведения. Доступ пользователей к порталу государственных услуг (функций) Республики Коми осуществляется следующими способами: непосредственно: 1) с использованием индивидуального подключения через сеть "Интернет" к порталу государственных услуг (функций) Республики Коми; 2) с использованием для доступа к порталу государственных услуг (функций) Республики Коми терминалов в ЦОД; опосредованно, через операторов: 1) службы "одного окна" или МФЦ; 2) ЦТО. Для обеспечения своевременного и надлежащего выполнения всех заявок на оказание государственных услуг в электронном виде организуется мониторинг хода предоставления услуги, позволяющий контролировать сроки предоставления услуги, а также другие действия государственных служащих Республики Коми, занятых в процессах предоставления государственных услуг. С этой целью разрабатываются электронные административные регламенты, определяющие юридически значимые действия, связанные с предоставлением государственных услуг в электронном виде. 7.3. Архитектура информатизации 7.3.1. Общие требования к системе Архитектура информатизации должна соответствовать текущим и перспективным целям и функциональным задачам электронного правительства и информационного общества, должна удовлетворять следующим основным требованиям: 1) требование индивидуализации. Удобный индивидуальный доступ к информационным системам для всех потенциальных групп пользователей с функциональностью, соответствующей задачам, решаемым этими группами пользователей; 2) принцип безопасности и надежности. Обеспечение безопасности функционирования информационных систем и надежная защита данных от ошибок и несанкционированного воздействия (в том числе подмены данных), от преднамеренного разрушения или потери информации, а также авторизация пользователей, управление рабочей нагрузкой, резервированием и оперативным восстановлением функционирования информационных систем после сбоев; 3) требование модульности. Архитектура информационных систем должна быть достаточно гибкой и допускать относительно простое, без коренных структурных изменений, развитие и наращивание функций и ресурсов информационных систем в соответствии с расширением сфер и задач их применения. Требование модульности реализуется с использованием сервис-ориентированной архитектуры (SOA); 4) принцип системности. Архитектура информационных систем должна быть построена таким образом, чтобы все взаимосвязанные подсистемы строились по единой методологии и отвечали единым принципам взаимодействия, надежности и управления; 5) стандартизованность информационных потоков. Входные и выходные данные информационных систем должны представляться в стандартизованных форматах; 6) масштабируемость. Система должна позволять тиражирование разработанной функциональности на государственные органы Республики Коми и органы местного самоуправления в Республике Коми; 7) интуитивная понятность. Пользовательский интерфейс должен соответствовать требованиям логичности и простоты в расположении элементов управления; 8) непротиворечивость и логичность. Для исключения избыточности технологических процедур при работе в информационных системах следует единообразно реализовать общие для всех функций процедуры. Все действия, выполняемые пользователями в информационных системах, должны приводить к единственному, однозначно интерпретируемому пользователем результату, обладать свойствами непротиворечивости, общей логики взаимосвязей и отсутствия дублирования; 9) адресность. Информация и (или) информационные услуги предоставляются конкретному пользователю информационной системы (государственный орган Республики Коми, орган местного самоуправления в Республике Коми, организация, гражданин), подлежащему идентификации, с учетом существующих у пользователя полномочий и прав доступа. 7.3.2. Архитектура электронного правительства Взаимодействие различных информационных систем и подсистем в рамках электронного правительства, обеспечение межведомственного взаимодействия, а также взаимодействие с федеральными информационными системами реализуется на принципах SOA (service-oriented architecture, сервисно-ориентированная архитектура), позволяет использовать независимые сервисы (с четко определенными интерфейсами), обеспечивать взаимодействие информационных систем различных производителей. Архитектура электронного правительства состоит из: 1) контура взаимодействия с получателями государственных услуг, состоящего из точек доступа (службы "одного окна" (или МФЦ), ЦОД, ЦТО) и единой точки доступа - портала государственных услуг (функций) Республики Коми; 2) контура управления и контроля предоставления государственных услуг и внутренних процессов государственных органов Республики Коми; 3) контура информационного обмена, реализованного на принципах сервисно-ориентированной архитектуры и обеспечивающего обмен данными между информационными системами различного типа по определенным правилам и в соответствии с регламентами информационного обмена. 7.3.2.1. Системы регистрации, управления заданиями и сервисами Подсистема регистрации обращений получателей государственных услуг и управления заданиями и сервисами (услугами) предназначена для регистрации обращений получателей услуг, диспетчеризации и контроля исполнения задач в процессе предоставления государственных услуг. При построении данной подсистемы используются подходы сервисного управления и ITSM (IT Service Management, управление ИТ-обслуживанием), позволяющие обеспечить гарантированное исполнение заявок (обращений) различного типа в определенные административными регламентами сроки. Для технической реализации данной подсистемы используются решения класса ServiceDesk/ServiceManager, конфигурируемые под решение задач предоставления государственных услуг в электронном виде. 7.3.2.2. Системы мониторинга и управления процессами Подсистема мониторинга и управления процессами обеспечивает контроль за процессами, выполняемыми государственными органами Республики Коми и их структурными подразделениями в рамках задач электронного правительства и информационного общества в целом. 7.3.2.3. Системы электронного документооборота Данные подсистемы предназначены для: 1) обеспечения юридически значимого электронного документооборота (с применением ЭП); (В редакции Постановления Правительства Республики Коми от 06.10.2011 г. N 451) 2) регистрации, хранения, поиска электронных документов; 3) организации контроля движения документов в соответствии с административными регламентами; 4) организации контроля сроков исполнения документов; 5) отслеживания изменений в документах, контроля версий (редакций). Система электронного документооборота должна охватывать весь цикл делопроизводства в рамках электронного правительства, должна быть интегрирована с системой мониторинга и управления процессами. 7.3.2.4. Аналитические системы Комплекс аналитических систем включает в себя специализированные системы, предназначенные для мониторинга и анализа социально-экономической, социально-политической, экологической ситуации в регионе, анализа общего информационного фона, прогнозирования нештатных и кризисных ситуаций, социального моделирования и мониторинга, подготовки принятия управленческих решений. Вышеупомянутые специализированные системы функционируют в рамках сети информационно-аналитических центров государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми, замыкающихся на информационно-аналитический ситуационный центр Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми. Для обеспечения оперативной аналитической информацией лиц, принимающих решения, разрабатывается система сбора, хранения, обработки и отображения информации. 7.3.2.5. Удостоверяющий центр (ЭЦП) Вопросы, связанные с ЭЦП и удостоверяющим центром Республики Коми, регулируются Федеральным законом "Об электронной цифровой подписи", Федеральным законом "Об электронной подписи" и постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2008 г. N 390 "Об удостоверяющем центре органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, и о мерах по применению средств электронной подписи". (Пункт в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 06.10.2011 г. N 451) 7.3.2.6. Центр обработки данных В рамках создания электронного правительства планируется создание центра обработки данных, включающего централизованную систему хранения данных. При этом такая система не заменяет существующие базы данных и ведомственные информационные хранилища, а объединяет и интегрирует их, обеспечивая возможность сквозного поиска информации, безопасного доступа к данным и балансировки нагрузки в сети. 7.3.2.7. Обеспечение безопасности информации Подсистема информационной безопасности должна обеспечивать многоуровневую защиту информационных систем с учетом требований к подсистемам путем использования административных, организационных, программно-технических мер и средств обеспечения безопасности информации в процессе ее хранения, обработки и передачи по каналам связи. Для обеспечения информационной безопасности должно быть разработано задание по безопасности, удовлетворяющее требованиям Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В задании по безопасности должна быть предусмотрена защита по всем основным классам угроз (угрозы прямого воздействия, угрозы системе безопасности, угрозы управлению, угрозы трафику, прочие угрозы). 8. Стратегия развития информатизации Республики Коми Данный раздел Концепции представляет собой "дорожную карту", описывающую пути достижения поставленной цели, основные этапы работ и принципы управления и контроля за выполняемыми работами. 8.1. Оперативный план информатизации Республики Коми 8.1.1. Создание организационной структуры управления информатизацией На данном этапе формируются организационно-функциональные структуры, необходимые для выполнения программы информатизации и построения информационного общества, в частности, Единая Служба Заказчика и Оператор электронного правительства. 8.1.2. Разработка Системного проекта В рамках Системного проекта выполняются следующие работы: 1) проводится обследование ИКТ - деятельности в государственных органах Республики Коми и органах местного самоуправления в Республике Коми; 2) строится информационная модель и карты (схемы) процессов, обеспечивающих функционирование электронного правительства и информационного общества в целом; 3) разрабатывается высокоуровневая архитектура электронного правительства и основных систем, обеспечивающих развитие информационного общества; 4) разрабатывается методология формирования электронного правительства и развития информационного общества; 5) разрабатывается комплект взаимоувязанных технических заданий на основные (приоритетные) информационные системы. 8.1.3. Разработка нормативной правовой базы На данном этапе разрабатывается и принимается комплект документов, создающих правовую базу для выполнения работ по информатизации и созданию информационного общества на территории Республики Коми, а также для исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в электронном виде. 8.1.4. Построение технической инфраструктуры В рамках данного направления разрабатывается план развития транспортной телекоммуникационной сети, определяются первоочередные объекты, разрабатываются соответствующие технические задания и выполняются проекты. Результатом работ является функционирующая транспортная информационно-коммуникационная сеть, обеспечивающая информационное взаимодействие в рамках электронного правительства и информационного общества на территории Республики Коми. 8.1.5. Разработка, внедрение и развитие информационных систем В рамках данного направления на основании взаимоувязанных технических заданий разрабатываются и внедряются базовые информационные системы, обеспечивающие предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде. 8.1.6. Поэтапный переход на предоставление государственных услуг в электронном виде Переход на предоставление услуг в электронном виде рекомендуется осуществлять посредством последовательного выполнения пяти ключевых этапов в соответствии со cводным планом перехода на предоставление в электронном виде государственных и иных услуг органами исполнительной власти Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми. 8.2. Тактический план информатизации Республики Коми В рамках тактического плана реализуются конкретные проекты, включенные в План развития информационного общества и формирования электронного правительства в Республике Коми на трехлетний период. 9. Механизм реализации Концепции информатизации Республики Коми Реализация настоящей Концепции осуществляется посредством выполнения плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Коми на трехлетний период. Государственные органы Республики Коми и органы местного самоуправления в Республике Коми вносят в установленном порядке предложения по включению мероприятий в план мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства на трехлетний период. По каждому мероприятию указываются объемы и источники предусмотренного финансирования, цели и задачи мероприятия, ожидаемые результаты реализации мероприятия, в том числе значения целевых показателей, планируемые сроки и этапы реализации и сведения об ответственных исполнителях. Информатизация в органах местного самоуправления в Республике Коми обеспечивается принятием муниципальных правовых актов. 10. Срок реализации Концепции информатизации Республики Коми Срок реализации Концепции информатизации Республики Коми определяется периодом 2010 - 2012 годы. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|