Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Республики Коми от 31.12.2010 № 616-рРЕСПУБЛИКА КОМИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РАСПОРЯЖЕНИЕ от 31 декабря 2010 г. N 616-р г. Сыктывкар (В редакции Постановления Правительства Республики Коми от 31.01.2012 г. N 24) 1. Утвердить Основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года согласно приложению. 2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, иным органам исполнительной власти Республики Коми, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), руководствоваться Основными направлениями развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми при разработке документов стратегического характера в области агропромышленного комплекса, а также планов мероприятий по их реализации, руководствоваться Основными направлениями развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года. 4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Республики Коми Бурова А.А. (В редакции Постановления Правительства Республики Коми от 31.01.2012 г. N 24) Глава Республики Коми В. Гайзер УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2010 г. N 616-р (приложение) ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года Введение Основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года разработаны в целях определения ключевых проблем развития агропромышленного комплекса и выработке приоритетов государственной политики в области агропромышленного комплекса, которые позволяют повысить эффективность сельскохозяйственного производства и производств по переработке сельскохозяйственной продукции, а также обеспечить рост качества жизни в сельской местности. Основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года разработаны в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", Законом Республики Коми "О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми", постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45 "О Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года". Основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года определяют цели, задачи и приоритетные направления формирования эффективного сельского хозяйства, повышения уровня обеспечения пищевыми продуктами высокого качества за счет собственного производства, создание условий для рентабельного ведения отрасли, а также для улучшения качества жизни сельского населения. 1. Анализ состояния агропромышленного комплекса Республика Коми не относится к регионам, где агропромышленный комплекс занимает доминирующее положение. Сельскохозяйственное производство ведется на территориях с плохо развитой инфраструктурой, особенно транспортной и энергетической, при значительной удаленности от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (концентрированных кормов, семян, удобрений, сельскохозяйственной техники и т.д.), ограниченной доступности этих территорий и разбросанности производителей сельскохозяйственной продукции на большой территории Республики Коми. Реформы последних лет, как и по всей стране, значительно изменили аграрный сектор в Республике Коми. На селе появились новые хозяйствующие субъекты, сформировались новые земельные и имущественные отношения. Вместе с тем рыночные преобразования не способствовали развитию отрасли. Объемы производства сельскохозяйственной продукции, поголовье сельскохозяйственных животных снизились по сравнению с уровнем 1990 года в несколько раз. В структуре продовольственных ресурсов Республики Коми доля ввозимой продукции составляет 88,5 процента. В результате снижения собственного производства Республика Коми вынуждена увеличивать завоз продовольствия. В настоящее время за счет собственного производства обеспечивается около 27 - 30 процентов потребляемого населением мяса и молока, 98 процентов картофеля, 24 процента овощей и более 70 процентов яиц. Вместе с тем агропромышленное производство продолжает играть важную роль в обеспечении населения Республики Коми продуктами питания и жизнеобеспечения сельского населения. Присутствие местной сельскохозяйственной продукции на региональном продовольственном рынке препятствует монополизации локальных рынков отдельными поставщиками продукции и является серьезным стабилизирующим фактором сдерживания цен на сельскохозяйственную и пищевую продукцию, ввозимую из других регионов России и иностранных государств. Принятые в 2005 - 2009 гг. меры по осуществлению государственной поддержки в вопросах кадрового обеспечения агропромышленного комплекса способствовали преодолению сложившихся в отрасли негативных тенденций. За последние три года удалось стабилизировать численность работающих в отрасли. Переломным стал 2006 год, когда число принятых специалистов превысило число уволенных. Впервые за последние годы в отрасль пришло 55 молодых специалистов, обычно эта цифра составляла 40 - 44 человека. Но несмотря на довольно значительный объем выпуска (ежегодный выпуск специалистов с высшим и средним специальным образованием составляет от 270 до 300 человек), ощутим дефицит в отрасли зоотехников, ветеринаров, технологов по переработке мяса и молока. Всего же среднегодовая потребность в специалистах составляет 80 - 100 человек. Потребность агропромышленного комплекса в рабочих кадрах ежегодно составляет порядка 200 человек. 1.1. Сельское хозяйство По итогам 2008 и 2009 годов индекс производства продукции сельского хозяйства составил 106% и 104% соответственно. В целом за 2005 - 2009 годы производство сельскохозяйственной продукции снизилось на 3 процента. 1.1.1. Растениеводство Растениеводство в Республике Коми представлено овощеводством открытого и защищенного грунта, выращиванием картофеля и кормопроизводством. За анализируемый период продукция растениеводства уменьшилась на 26 процентов, характерным является снижение производства картофеля и овощей. Тенденция сокращения посевных площадей сохраняется в течение нескольких лет. Средняя урожайность сельскохозяйственных культур в Республике Коми невысокая. Сложившийся уровень урожайности сельскохозяйственных культур в первую очередь обусловлен низким природным плодородием почв. Характерными особенностями почв Республики Коми является высокая кислотность и низкое содержание доступных для растений элементов питания. Из-за отсутствия комплексного подхода к работе с землей ухудшается ее качественное состояние. За пять последних лет внесение минеральных удобрений и органических удобрений сократилось почти в два раза. Из года в год сокращался машинно-тракторный парк. Износ основных видов сельскохозяйственных машин достиг критического значения. Нагрузки на технику превышали нормативные значения более чем в полтора раза. Но в последние два года ситуация изменилась, наметились положительные тенденции по обновляемости технических средств. В 2009 году новой техники поступило в 3,8 раза больше, чем в 2004 году, а списано в 3,6 раза меньше. Особенностью 2009 года является значительное увеличение приобретения современных высокотехнологичных машин. Несмотря на то, что степень износа основных фондов снизилась по сравнению с 2004 годом на 3,4 процента, она остается довольно высокой и составляет более 40 процентов. Из имеющегося парка сельскохозяйственной техники более 10 лет работают 82 процента тракторов, 72 процента кормоуборочных комбайнов, прицепное оборудование изношено на 70 процентов. Энергообеспеченность в расчете на 100 гектаров посевной площади и энерговооруженность в расчете на одного среднегодового работника в сельском хозяйстве с 2004 года выросла на 27 и 36 процентов соответственно. Рост обусловлен не увеличением энергетических мощностей, а сокращением посевных площадей и численности работников сельскохозяйственных организаций. 1.1.1.1. Производство картофеля В 2009 году выращено 75,7 тыс. тонн картофеля. Площади посадок картофеля снизились за 5 лет на 20 процентов. Основное производство картофеля и овощей сосредоточено в личных подсобных хозяйствах граждан, которые в 2009 году вырастили 92 процента общего урожая картофеля. В 2009 году в сельскохозяйственных организациях урожайность картофеля с одного гектара составила 106 центнеров. 1.1.1.2. Производство овощей Овощей в 2009 году собрали 19,1 тыс. тонн, в том числе овощей закрытого грунта - 3,4 тыс. тонн. Площади посадок овощей с 2004 года уменьшились на 22 процента. Основными производителями овощей являются личные подсобные хозяйства граждан, которые собрали в 2009 году 75% овощей. Показатели урожайности овощей открытого грунта и овощей, выращенных в зимних теплицах, за 2008 - 2009 годы были лучшими с 1990 года. В 2009 году с одного гектара собрали 231 центнер овощей открытого грунта. 1.1.1.3. Кормопроизводство Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства занимаются, главным образом, кормопроизводством. За анализируемый период площади под кормовыми культурами уменьшились в 1,5 раза. В настоящее время площади естественных кормовых угодий, как источники самых дешевых и полноценных кормов, зарастают кустарником, становятся непригодными для механизированной обработки, снижается их продуктивность. Объемы заготовки кормов ежегодно сокращаются. В последние пять лет только в 2009 году сельскохозяйственные организации заготовили кормов больше предыдущего года на 20 процентов в пересчете на кормовые единицы. На одну условную голову крупного рогатого скота сельскохозяйственные организации заготовили 21,5 центнера кормовых единиц. Урожайность однолетних трав в 2009 году составила 100 центнеров зеленой массы, многолетних трав - 80 центнеров. 1.1.2. Животноводство Производство продукции животноводства за 2005 - 2009 годы увеличилось на 11 процентов. Доля животноводства в структуре валовой продукции сельского хозяйства в 2009 году составила 71 процент. Если в последние годы в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах наблюдается тенденция увеличения в структуре производства доли животноводства, то в личных подсобных хозяйствах граждан ситуация противоположная. Последние пять лет для животноводства Республики Коми характерными являются рост производства скота и птицы на убой, неустойчивые тенденции роста валового сбора яиц, снижение производства молока. На протяжении всего периода после реформ в агропромышленном комплексе численность сельскохозяйственных животных и птицы снижалась. Эффективность использования маточного поголовья скота остается невысокой, генетический потенциал сельскохозяйственных животных реализуется не полностью. Сокращение объемов капиталовложений в сельское хозяйство Республики Коми привело к снижению эффективности использования основных производственных фондов. В настоящее время степень износа основных фондов в животноводстве составляет более 43 процентов. Всего за пять лет введено в действие за счет строительства и реконструкции 1,62 тыс. скотомест для крупного рогатого скота, 0,69 - для свиней, на 7,2 тонн мяса в смену увеличили мощности птицефабрики мясного направления. До сих пор многие товаропроизводители используют в животноводстве устаревшие технологии с большой долей применения ручного труда. Недостаток финансовых ресурсов не позволяет осуществлять не только строительство и реконструкцию животноводческих помещений, которые требуют больших расходов, но простое поддержание имеющихся ферм в безопасном состоянии как для работников, так и для животных. 1.1.2.1. Молочное скотоводство Поголовье крупного рогатого скота сокращалось в среднем на тысячу голов в год. С 2004 года крупного рогатого скота стало на 20 процентов меньше, в том числе численность коров уменьшилась на 28 процентов. Сокращение поголовья коров явилось основным фактором снижения объемов производства молока. Валовой надой молока за анализируемый период снизился на 18 тыс. тонн, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на 5 тыс. тонн. Всего в 2009 году надоено 62,6 тыс. тонн молока, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 31,8 тыс. тонн. Продуктивность коров в сельскохозяйственных организациях с 2006 года превысила 3000 килограммов на голову. 1.1.2.2.Производство скота и птицы Несмотря на неоднозначные тенденции на протяжении 2005 - 2009 годов, производство скота и птицы на убой (в живой массе) выросло на 20 процентов. В 2009 году произведено на убой 29,0 тыс. тонн скота и птицы в живом весе, из них 74 процента произведено сельскохозяйственными организациями, 3,5 процента крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Населением выращено 6,5 тыс. тонн скота и птицы на убой, из которых 5,1 тыс. тонн использованы на личное потребление. Мясное скотоводство В последние годы отмечается устойчивая тенденция снижения объемов производства мяса крупного рогатого скота. В 2009 году его производство составило 5,8 тыс. тонн (20 процентов общего производства скота и птицы) или 61 процент к уровню 2004 года. Более 60 процентов его производится в личных подсобных хозяйствах граждан. Выращиванием чистопородного мясного крупного рогатого скота в Республике Коми занимаются только две сельскохозяйственные организации. Производство мяса крупного рогатого скота характеризуется высокой убыточностью, не является экономически эффективным производством. Низкая эффективность содержания крупного рогатого скота мясных пород в Республике Коми во многом зависит от его малой численности, незначительных объемов производимого мяса и несоблюдения технологий кормления и содержания животных. Основным источником производства говядины, как в Республике Коми, так и в России, являются выбракованные коровы и откормочный контингент из молочного стада, на долю которых приходится 98 процентов этого вида мяса. Свиноводство Положительные тенденции произошли в свиноводстве: увеличилось поголовье свиней на 27 процентов, производство мяса свиней в живом весе - на 14 процентов, в том числе в сельскохозяйственных организациях в 1,9 раза. В 2009 году мяса свиней в живом весе произведено 3,9 тыс. тонн или 13 процентов от общего объема производства скота и птицы. Положительные тенденции развития свиноводства стали наблюдаться с началом реализации проекта по реконструкции свинокомплекса в Сыктывдинском районе. Мясное птицеводство Рост производства мяса обеспечивался в основном за счет птицеводства: производство мяса птицы за последние пять лет увеличилось почти в два раза. С 2004 года в структуре производства скота и птицы на убой (в живой массе) доля мяса птицы выросла с 45 процентов до 77 процентов. Использование современных технологий, быстрый оборот вложенных средств свидетельствуют об инвестиционной привлекательности мясного птицеводства. Оленеводство Несмотря на незначительную долю в структуре производства скота и птицы на убой (5 процентов), существенное значение в сельском хозяйстве Республики Коми имеет отрасль, традиционная для северных районов России, - оленеводство. На конец 2009 года в Республике Коми во всех категориях хозяйств насчитывалось 82 тыс. оленей, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 64 тыс. голов. По сравнению с 2004 годом численность оленей сократилась на 2 тысячи голов или на 3 процента. В целях совершенствования породных качеств и улучшения генетического потенциала оленей действуют два племенных репродуктора по разведению северных оленей ненецкой породы. Отсутствие точных данных по оленеемкости оленьих пастбищ на территории Республики Коми затрудняет планирование общей численности оленей и объемов производства оленины на перспективу. Низкий уровень развития оленеводства, как и других отраслей сельского хозяйства, обусловлен слабой материально-технической базой, отсутствием необходимых ресурсов для строительства современных убойных пунктов, применения новых технологий глубокой переработки оленины, строительства коралей на путях миграции оленей, отсутствие которых ограничивает проведение зооветеринарных мероприятий, а также факторий и промежуточных баз на путях кочевий оленеводов. 1.1.2.3.Производство яиц Основными производителями яиц являются сельскохозяйственные организации. Производство яиц ежегодно увеличивалось за исключением 2007 года. В 2009 году произведено 184,8 миллионов штук яиц при средней годовой яйценоскости кур-несушек 313 штук. К 2004 году прирост производства составил более 10 процентов. 1.2. Пищевая и перерабатывающая промышленность В Республике Коми в структуре обрабатывающих производств по видам на долю пищевых продуктов, включая напитки, в 2009 году приходилось 6,5 процента. Положительные тенденции в отрасли постепенно приобретают устойчивый характер. Прирост производства мяса, в первую очередь мяса птицы, позволил сохранить положительную динамику производства основных видов мясной продукции. По сравнению с 2004 годом выработка мяса и субпродуктов 1 категории в 2009 году увеличилась на 74 процента, колбасных изделий - на 64 процента, мясных полуфабрикатов - на 36 процентов. Выше уровня 2004 года произведено пива и минеральных вод. Выработка хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий определялась соответствующим потребительским спросом с учетом численности населения. Заметных успехов достигло производство товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы. В 2009 году рыбы переработано почти в два раза больше, чем в 2004 году. Сохраняется устойчивая тенденция снижения выпуска молочной продукции. В 2009 году цельномолочной продукции произведено на 19 процентов меньше, чем в 2004 году, масла животного - на 2 процента, выработка сыров жирных сократилась более чем в два раза. Основными причинами являются снижение объемов молочного сырья, поступающего на переработку, а также неразвитая инфраструктура рынка, отсутствие квалифицированных кадров. Несмотря на отрицательные тенденции по отдельным видам продукции, пищевая промышленность в целом остается рентабельной отраслью. К 2008 году почти все производства, за исключением производства мяса и мясопродуктов, стали прибыльными. Однако общее состояние пищевой и перерабатывающей отрасли в большинстве своем не отвечает современным требованиям по техническим и технологическим характеристикам. Существующие мощности перерабатывающих предприятий, построенных в основном в советское время, морально и физически устарели и требуют модернизации с использованием современных инноваций. В последние годы мало строится новых объектов. Среднегодовой ввод мощностей по производству хлебобулочных изделий за последние пять лет сократился по сравнению с началом девяностых годов в 7 раз, цельномолочной продукции - более чем в два раза. Выше среднего износ основных фондов в производстве молочных продуктов, хлеба и хлебобулочных изделий. Наиболее быстрыми темпами обновляются основные фонды в производстве мяса и мясопродуктов. Уровень обновления в этой сфере производства в 2008 году составил 25,3 процента. Уровень использования производственных мощностей очень низкий. Имеющиеся производственные мощности по производству пищевых продуктов в среднем по Республике Коми простаивают более половины рабочего времени. 2. Оценка ресурсного потенциала агропромышленного комплекса Ресурсный потенциал агропромышленного комплекса включает в себя совокупность земельных, племенных, материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов, имеющихся в наличии у производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Земельные ресурсы Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Республике Коми составляет 418,3 тыс. гектаров, в том числе площадь сельскохозяйственных угодий, используемых землепользователями для сельскохозяйственного производства, - 190,9 тыс. гектар или менее 50 процентов от их общей площади. В структуре земельных угодий наибольший удельный вес занимают сенокосы, пастбища - 74 процента. При общей площади пашни 102,5 тыс. гектаров посевная площадь составляет - 41,5 тыс. гектаров. На 100 голов крупного рогатого скота в 2009 году приходилось 149 гектаров кормовых культур на пашне, 263 гектара - сенокосов и 90 гектаров - пастбищ. Поголовье сельскохозяйственных животных В животноводстве на 1 января 2010 года насчитывалось 39,6 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе коров - 19 тыс. голов, свиней - 27,1 тыс. голов, овец и коз - 17 тыс. голов, оленей - 82 тыс. голов, лошадей - 5,2 тыс. голов, птицы - 1850 тыс. голов. Племенные ресурсы Молочное животноводство Республики Коми основывается на разведении двух пород крупного рогатого скота: холмогорской и айрширской. Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород составляет 15,4 процента. Племенными хозяйствами ежегодно реализуется более 300 голов племенного молодняка крупного рогатого скота. В Республике Коми имеется 470 голов чистопородного поголовья крупного рогатого скота мясного направления, в том числе 166 голов маточного поголовья герефордской породы крупного рогатого скота мясного направления. Материально-технические ресурсы В сельскохозяйственных организациях и организациях по обслуживанию сельского хозяйства на начало 2010 года имелось 1033 трактора, 51 кормоуборочный комбайн, 16 картофелеуборочных комбайнов, 96 доильных установок и агрегатов. Энергетическая мощность сельскохозяйственных организаций - 302 тыс. лошадиных сил или 970 лошадиных сил на 100 гектаров посевной площади. Коэффициент годности основных фондов в сельском хозяйстве - 57,9. В Республике Коми насчитывается более 270 производств - производителей пищевых продуктов. Балансовая стоимость основных фондов, участвующих в производстве пищевых продуктов, включая напитки, составляет около 800 миллионов рублей. Уровень использования имеющихся производственных мощностей по производству пищевых продуктов может быть увеличен в два раза. Финансовые ресурсы По итогам 2009 года сельскохозяйственные организации без субъектов малого предпринимательства получили прибыль в сумме 513 миллионов рублей, рентабельность проданных товаров (работ и услуг) составила 8,2 процента. Финансовый результат от деятельности организаций пищевой промышленности - 235 миллионов рублей при рентабельности 14,6 процента. Трудовые ресурсы Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве в 2009 году, составила 6,0 тыс. человек или 1,3 процента от общей численности по всем отраслям экономики Республики Коми. В организациях работников, занятых в сельском хозяйстве, насчитывалось 3,7 тыс. человек. Среднесписочная численность работников в пищевой промышленности - около 4,0 тыс. человек. Продовольственные ресурсы Собственное производство, характеризующее уровень самообеспеченности продовольственными товарами, составляет по молоку и молокопродуктам - 29,6 процента, мясу и мясопродуктам - 26,8 процента, яйцу - 71,3 процента, картофелю - 98 процентов, овощам - 24,3 процента. Потребление молока и молочных продуктов, мяса и мясопродуктов, овощей в Республике Коми значительно ниже рекомендуемых норм питания, а также среднего уровня потребления по России и Северо-Западному федеральному округу. Несмотря на сложные природно-климатические условия в Республике Коми имеются условия для развития сельскохозяйственного производства и производства пищевой и перерабатывающей промышленности: 1) наличие сельскохозяйственных угодий для производства высококачественных кормов; 2) наличие пашни для производства картофеля и овощей; 3) наличие племенной базы по крупному рогатому скоту, в том числе высокопродуктивных пород молочного скота; 4) наличие трудовых ресурсов; 5) наличие спроса населения на качественную продукцию, производимую местными производителями. Факторами, сдерживающими развитие агропромышленного комплекса, являются: 1) низкий удельный вес продукции, производимой с использованием современных технологий и оборудования; 2) недостаточный уровень кормов по объему и качеству, что приводит к несбалансированности рационов кормления животных по питательным веществам; 3) отсутствие экономической мотивации реализации имеющихся в Республике Коми возможностей развития агропромышленного комплекса; 4) неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - перерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля", в результате чего на долю производителей приходится 20 - 30 процентов вместо 50 - 55 процентов от розничной цены на готовую продукцию. 3. Основные проблемы развития агропромышленного комплекса Анализ современного состояния агропромышленного комплекса позволяет определить, что основными проблемами, препятствующими его эффективному развитию, являются: в сельском хозяйстве: 1) нарушение межотраслевых связей и пропорций, которые в конечном итоге вызвали технологическую деградацию отрасли; 2) неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства - низкий уровень рыночной инфраструктуры, изношенность основных производственных фондов, опережающие темпы роста цен на потребляемые ресурсы, особенно энергоресурсы; 3) значительное снижение почвенного плодородия, выведение из сельскохозяйственного оборота земель. Практически прекращена мелиорация земель, в разы сократилось внесение органических и минеральных удобрений, растет количество неиспользуемых земель; 4) недостаточный уровень государственной поддержки и отсутствие методов целевого регулирования всего агропромышленного комплекса, что привело к низкой конкурентоспособности продукции; 5) ухудшение количественного и качественного потенциала трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, что сдерживает восстановление посевных площадей, стабилизацию в животноводстве, освоение новых технологий; 6) отсутствие мотивации для молодых специалистов переехать или остаться жить и работать в сельской местности из-за непривлекательности труда в сельском хозяйстве, бытовой неустроенности, низкого уровня жизни на селе; 7) финансовая неустойчивость отрасли, затрудняющая доступ производителей сельскохозяйственной продукции к рынкам кредитных ресурсов, привлечению частных инвестиций на развитие производства, высокий удельный вес убыточных организаций. в пищевой и перерабатывающей промышленности: 1) низкий технический уровень предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, высокая доля трудоемких операций, выполняемых вручную. Отсутствие или недостаточное использование автоматических линий значительно снижает производительность труда в отрасли; 2) высокая степень износа основных средств. Износ оборудования составляет в отрасли более 50 процентов, в том числе по хлебозаводам, расположенным в сельской местности, - более 70 процентов. Следствие этого - низкое качество выпускаемой продукции и перерасход сырья. Значительная часть вторичных ресурсов сырья не используется или используется неэффективно; 3) низкая загруженность сырьем большинства перерабатывающих предприятий (менее 40%), высокая степень сезонности поступления молока на переработку, что создает проблемы с разработкой ассортимента и реализацией продукции, неудовлетворительное качество сельскохозяйственного сырья, поступающего на переработку; 4) нерациональное территориальное размещение предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Отсутствие перерабатывающих и пищевых производств в отдельных муниципальных образованиях, где имеются сырьевые возможности, и существует реальная необходимость обеспечения потребности населения в конкретных продуктах питания, в том числе хлебом и хлебобулочными изделиями, в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах; 5) недостаточное кадровое обеспечение, особенно это касается перерабатывающих и хлебопекарных предприятий, расположенных в сельской местности. Отсутствие специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку, не позволяет заниматься освоением современных технологий, внедрением технических регламентов на продукцию, обеспечением качества и безопасности продукции. 4. Цели и задачи развития агропромышленного комплекса Главной целью развития агропромышленного комплекса является создание эффективного, конкурентоспособного и оптимального по своей структуре агропромышленного производства, способного повысить уровень самообеспечения Республики Коми основными видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия, отвечающего требованиям полноценного и качественного питания людей, живущих в северных условиях. Достижение указанной цели должно быть обеспечено за счет развития агропромышленного комплекса по инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства и улучшения используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов, повышения конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Для развития агропромышленного комплекса требуется формирование комплексного подхода к государственному управлению отраслью за счет решения следующих задач: 1) совершенствование нормативной правовой базы в области агропромышленного комплекса, способствующей его эффективному развитию, в том числе регулирующей предоставление государственной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 2) восстановление, сохранение и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения; 3) модернизация производственного потенциала отрасли, стимулирование внедрения инновационных технологий, программ по повышению энергоэффективности и энергосбережения, в том числе: а) в животноводстве - реконструкция и строительство животноводческих помещений с использованием высокопроизводительного оборудования, современных технологий, переход на инновационные безотходные и экологически чистые технологии, совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных, повышение обеспеченности кормами собственного производства; б) в растениеводстве - переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии ведения земледелия, в том числе в картофелеводстве и овощеводстве, увеличение доли площадей, засеваемых элитными семенами, биоэнергетику и биотехнологии защиты растений от воздействия неблагоприятных природно-климатических условий и биологических факторов; в) в обеспечении основными видами сельскохозяйственной техники - ускорение обновления сельскохозяйственной техники и оборудования на инновационную, энерго- и ресурсосберегающую технику нового поколения; г) в пищевой и перерабатывающей промышленности - формирование современного типа отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности с высокой инновационной составляющей и новым технологическим укладом с использованием передового отечественного и зарубежного опыта в этой сфере; 3) сохранение и развитие северного оленеводства, рациональное использование кормовых ресурсов оленьих пастбищ; 4) совершенствование регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, развитие потребительской кооперации как инструмента обеспечения переработки и сбыта сельскохозяйственной и пищевой продукции, в том числе обеспечение доступа к рынку малых форм хозяйствования за счет объединения их в сельскохозяйственные кооперативы и продажи продукции под единым брендом или создания альтернативных торговых сетей, создания оборудованных рабочих мест на рынках городов и районных центров Республики Коми, распределительных логистических центров и логистических центров по предпродажной подготовке продукции, расширения прямых поставок продукции в систему общественного питания, реализации продукции по государственным и муниципальным контрактам; 5) укрепление интеграционных связей производителей пищевых продуктов с производителями сельскохозяйственной продукции; 6) создание информационно-аналитической системы управления отраслью с целью выявления основных проблем и ограничений развития отрасли и принятия управленческих решений по вопросам государственного регулирования агропромышленного комплекса, в том числе государственной поддержки сельского хозяйства; 7) удовлетворение потребности отрасли в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов и кадров рабочих профессий, востребованных в агропромышленном производстве; 8) привлечение инвестиций в высокотехнологичные и конкурентоспособные производства, повышение доступности кредитных ресурсов для производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 9) повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе; 10) формирование устойчивого землепользования субъектов сельскохозяйственного производства; 11) развитие социальной инфраструктуры в сельской местности. 5. Приоритетные направления развития агропромышленного комплекса 5.1. Развитие растениеводства В растениеводстве предстоит освоение интенсивных технологий, основанных на обновлении парка тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений и выполнения работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев высокоурожайными сортами. 5.1.1.Развитие производства картофеля и овощей Традиционными культурами в растениеводстве - картофелем и овощами необходимо заниматься только при использовании интенсивных технологий. Увеличение производства картофеля и овощей будет осуществляться главным образом за счет наращивания их производства в сельскохозяйственных организациях при некотором сокращении в хозяйствах населения. Одновременно предусматривается существенный рост урожайности этих культур. Площади под посадками картофеля в организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах планируется увеличить до 700 гектаров к 2020 году и обеспечить рост урожайности картофеля до 180 - 200 центнеров с гектара, а под овощами открытого грунта соответственно до 100 гектаров при урожайности 250 центнеров с гектара. Значительного увеличения площадей под овощами защищенного грунта не планируется, прирост производства будет обеспечиваться за счет роста урожайности с одного квадратного метра. В целях увеличения производства картофеля и овощей необходимо: 1) организовать первичное семеноводство оздоровленного картофеля, объемы выращивания элитных семян картофеля довести до 150 тонн в год; 2) укрепить материально-техническую базу организаций, занимающихся выращиванием картофеля и овощей, за счет приобретения ресурсосберегающих, высокотехнологичных тракторов, сельскохозяйственной техники, оборудования для картофеле и овощехранилищ, строительства теплиц нового поколения; 3) обеспечить сохранение и повышение почвенного плодородия земель за счет увеличения объемов внесения органических и минеральных удобрений, использования наиболее эффективных средств защиты и регуляторов роста растений, в том числе для внекорневой подкормки, внедрение точечного земледелия; 4) активизировать работу полевых лабораторий по определению наличия и недостатка элементов питания в растениях с целью принятия оперативного решения по оптимизации питания, а также создать лабораторию качества для диагностики болезней картофеля на ранней стадии заражения. 5.1.2. Развитие кормопроизводства Развитие кормопроизводства в целях обеспечения надежной собственной кормовой базы путем создания оптимального сырьевого конвейера из многолетних и однолетних трав будет обеспечено за счет: 1) рационального использования естественных сенокосов и пастбищ, внедрения ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий заготовки кормов, укрепления материально-технической базы хранения кормов; 2) восстановления системы мелиорации земель, в том числе под кормовыми культурами, на площади не менее 3000 гектаров; 3) проведения культуртехнических работ, поверхностного и коренного улучшения лугов и пастбищ; 4) осуществления комплекса мер по ежегодному посеву многолетних трав с насыщением бобовыми культурами до 3 - 4 тыс. гектаров, залужения низкопродуктивных угодий, освоения пастбище- и сенокосооборотов; 5) увеличения посевных площадей под зерновыми и зернобобовыми культурами на зерносенаж (сильные корма) и силос; 6) увеличения посевных площадей под рапсом путем подбора наиболее плодородных полей для его возделывания, проведения полного окультуривания, прежде всего - известкования земель; 7) организация деятельности семеноводческих хозяйств по производству собственных семян злаковых трав. 5.2. Развитие животноводства Приоритетными направлениями в развитии животноводства являются: 1) увеличение производства продукции животноводства для более полного обеспечения населения Республики Коми качественными и свежими продуктами питания собственного производства; 2) развитие животноводства как индустриальной и инновационной отрасли; 3) развитие и размещение отраслей животноводства исходя из необходимости удовлетворения потребностей населения в продуктах животноводства, рационального использования производственных и трудовых ресурсов. Рост производства животноводческой продукции будет обеспечен на основе интенсификации и повышения продуктивности животных за счет обеспечения сбалансированными кормами поголовья скота, содержащегося в комплексах и на фермах, и совершенствования продуктивных и породных качеств животных. Будет продолжен завоз и распространение высокопродуктивного племенного скота. Переход на инновационный путь развития отраслей животноводства должен осуществляться на основе ускоренных темпов строительства, реконструкции и модернизации основных производственных мощностей, способствующих повышению производительности труда, росту продуктивности животных, снижению себестоимости единицы продукции, обеспечения сельскохозяйственного производства квалифицированными кадрами, использования научных разработок, содействия росту крупнотоварных производств животноводческой продукции, отвечающей требованиям качества и безопасности производимой продукции. Развитие и размещение отраслей животноводства в целях эффективного использования ресурсов предполагает: 1) в южных районах Республики Коми - развитие преимущественно производства молока, мяса крупного рогатого скота, картофеля, овощей открытого грунта и фуражного зерна; 2) в центральных районах Республики Коми - специализация на производстве молока, мяса крупного рогатого скота, мяса свиней, картофеля, овощей открытого и закрытого грунта, продукции птицеводства; 3) в северных районах Республики Коми - развитие молочно-мясного скотоводства, оленеводства и картофелеводства; 4) в районах Крайнего Севера - специализация на производстве молока в целях обеспечения населения цельным молоком, развитие оленеводства. 5.2.1. Развитие молочного скотоводства В молочном скотоводстве следует обеспечить поголовье коров в количестве не менее 16000 голов, в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - не менее 11000 голов, при годовой продуктивности 4300 килограммов на голову. Для раскрытия и реализации генетического потенциала молочного скотоводства необходимо качественное кормление, а также привлечение высококвалифицированных специалистов в животноводство. Для развития молочного скотоводства Республика Коми располагает всеми необходимыми предпосылками. Имеются достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов. Апробированы технологии интенсивного молочного животноводства, высокопродуктивные породы молочного скота. В целях рационального размещения отрасли предусматривается концентрация производства молока в пригородных территориях Республики Коми, которые характеризуются высокой плотностью населения. Обоснованным является развитие интенсивного высокопродуктивного молочного скотоводства вокруг городов Сыктывкар, Ухта, Емва, Печора, Инта на основе ускоренных темпов строительства, реконструкции и модернизации основных производственных мощностей. Наряду с крупными проектами в молочном животноводстве, планируемыми к реализации на пригородных территориях Республики Коми, в северных, отдаленных и труднодоступных районах необходимо создание небольших семейных ферм с поголовьем до 100 коров, с собственной переработкой и организацией сбыта, а также реализация проектов по выращиванию нетелей в личных подсобных хозяйствах граждан. 5.2.2. Развитие мясного скотоводства Сложившаяся обстановка в скотоводстве, когда прошло значительное сокращение поголовья крупного рогатого скота, выдвигает необходимость развития специализированного мясного скотоводства. Ускоренное развитие мясного скотоводства позволит в интересах всего населения в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину. В первостепенном порядке необходимо создать дополнительные стимулы, в том числе меры государственной поддержки, для прекращения снижения поголовья крупного рогатого скота, преждевременного забоя молодняка, повышения удельного веса коров мясного направления в структуре стада и использования молочного поголовья мясомолочных и молочных пород для воспроизводства молодняка и откорма. Развитию мясного скотоводства будет способствовать создание специализированных ферм по разведению и откорму скота мясных пород с применением экономической мотивации сельскохозяйственных товаропроизводителей в откорме скота и производстве говядины, использование апробированной малозатратной выгульно-пастбищной технологии мясного скотоводства. В связи с тем, что основная товарная продукция начнет поступать только через 3 - 4 года после первоначального формирования мясных стад, в этот период мясное скотоводство нуждается в государственной поддержке, как из федерального бюджета, так и из республиканского бюджета Республики Коми, в том числе на стимулирование формирования мясных ферм в крупных хозяйствах, а также мясных стад в фермерских хозяйствах. 5.2.3. Развитие свиноводства Для увеличения мясных ресурсов собственного производства в среднесрочной перспективе рассматривается развитие свиноводства - отрасли, которая, как и птицеводство, позволяет вести высокорентабельное производство с применением интенсивных технологий и с коротким сроком окупаемости инвестиций. Рост производства свинины и повышение качественных показателей свиноводства будут обеспечены на основе внедрения новейших достижений в области кормления животных, ресурсосберегающих технологий, использования высокопродуктивных племенных ресурсов, завозимых из-за пределов Республики Коми, соблюдения требований ветеринарной и биологической безопасности производства. Завершение реконструкции свинокомплекса мощностью 35,7 тыс. голов, позволит увеличить производство мяса свиней до 6,6 тыс. тонн в год, то есть почти в два раза по сравнению с 2009 годом. 5.2.4. Развитие птицеводства В птицеводстве завершение реконструкции действующих птицефабрик на основе ресурсосберегающих технологий, использование высокопродуктивных кроссов птицы, оптимизированных рационов кормления обеспечат производство мяса бройлеров до 30 тыс. тонн и сбор куриных яиц до 165 - 170 миллионов штук в год. 5.2.5. Развитие оленеводства Для развития оленеводства - традиционной в условиях Республики Коми отрасли, необходимо во всех районах Республики Коми, где осуществляется данный вид деятельности, обеспечить строительство современных убойных пунктов по забою оленей и цехов по переработке мяса оленей, оборудованных с использованием инновационных технологий, а также факторий - промежуточных баз на путях кочевий оленеводов и коральных сооружений. Повышению доходности оленеводства будет способствовать внедрение безотходных технологий по переработке продуктов за счет строительства мощностей по переработке оленьих шкур, крови и эндокринно-ферментного сырья. Поголовье оленей необходимо стабилизировать на уровне 84 тыс. голов. Развитию оленеводства будет способствовать принятие закона Республики Коми "О северном оленеводстве" и долгосрочной республиканской целевой программы. 5.3. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности В пищевой и перерабатывающей промышленности необходимо обеспечить: 1) увеличение объемов выпуска молока и молокопродуктов на 25 процентов, мяса и мясопродуктов - на 60 процентов при улучшении качества выпускаемой продукции; 2) увеличение обеспеченности населения пищевой продукцией из сельскохозяйственного сырья, произведенного производителями Республики Коми, в том числе по молоку и молокопродуктам, мясу и мясопродуктам - до 35 процентов от общего объема потребляемых ресурсов. Основные направления развития пищевой и перерабатывающей промышленности должны быть обеспечены за счет решения задач по: 1) модернизации и обновлению имеющихся производственных мощностей, повышению уровня их использования; 2) строительству новых производственных мощностей с применением инновационных технологий, внедрением научных достижений в пищевой и перерабатывающей промышленности; 3) обеспечению квалифицированными кадрами; 4) внедрению технических регламентов на пищевую продукцию; 5) рациональному размещению пищевых и перерабатывающих производств на территории Республики Коми в целях их эффективного использования; 6) стимулированию развития производства пищевых продуктов в организациях, способных обеспечить выпуск продуктов питания, отвечающих требованиям качества и безопасности; 7) развитию кооперативных и интегрированных структур в агропромышленном комплексе Республики Коми. Для решения намеченных задач необходимо проведение следующих мероприятий: 1) строительство и реконструкция мощностей по убою скота (убойных пунктов), соответствующих санитарным и ветеринарным требованиям, по расстоянию максимально приближенным к производителям сырья, а также модернизация и реконструкция имеющихся мясоперерабатывающих цехов; 2) реконструкция и модернизация имеющихся цехов по переработке молока с использованием современного оборудования, новых упаковочных материалов, а также приобретение модулей по переработке молока в районах Республики Коми, где отсутствуют перерабатывающие мощности; 3) строительство и техническое перевооружение хлебопекарных производств для удовлетворения потребностей населения в хлебе и хлебобулочных изделиях; 4) создание и техническое оснащение производств по предпродажной подготовке картофеля и переработке овощей; 5) содействие внедрению технических регламентов на пищевую продукцию; 6) оказание адресной государственной поддержки по реализации инновационных проектов в области переработки сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов; 7) создание интегрированных систем на основе кооперации, объединения технологически связанных предприятий по производству продукции, ее переработке и реализации; 8) стимулирование развития собственной сырьевой базы в организациях перерабатывающей промышленности. 5.4. Развитие агропродовольственного рынка В целях развития рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основе повышения конкурентоспособности продукции необходимо решить основные задачи по: 1) расширению рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за счет: а) использования торговой сети организаций потребительской кооперации Республики Коми с целью увеличения закупа сельскохозяйственной продукции от сельскохозяйственных товаропроизводителей; б) организации и развития сельскохозяйственных рынков на территории Республики Коми; в) использования сельскохозяйственными товаропроизводителями торговых площадей на универсальных рынках и в торговых павильонах; 2) совершенствование взаимодействия товаропроизводителей с торговыми организациями по увеличению доли реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производимых товаропроизводителями на территории Республики Коми: а) организации закупок сельскохозяйственной продукции от личных подсобных хозяйств граждан; б) расширения ярмарочных форм торговли в виде сезонных ярмарок, ярмарок выходного дня, выставочных ярмарок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Республики Коми, а также обеспечения участия организаций агропромышленного комплекса Республики Коми в межрегиональных, международных ярмарках-выставках с перспективой вхождения на продовольственные рынки Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов страны по реализации продукции, производимой в Республике Коми; в) обеспечению участия производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Коми в размещении заказов на поставку продуктов питания для государственных и муниципальных нужд, в том числе стимулированию заключения прямых долгосрочных контрактов с организациями социальной сферы на поставку сельскохозяйственной продукции и продовольствия от товаропроизводителей Республики Коми; г) развитию единой системы контроля качества агропродовольственной продукции на всех этапах ее прохождения от поля до конечного потребителя; д) созданию сельскохозяйственных потребительских сбытовых кооперативов и регионального логистического центра по сбыту сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. 5.5. Развитие кадрового обеспечения Освоение новых технологий и совершенствование управления в агропромышленном комплексе подразумевает, прежде всего, наличие профессиональных кадров. Эта проблема в отрасли существовала всегда, а в последние годы она стала особенно острой. Решение задачи по удовлетворению потребности отрасли в квалифицированных руководителях, специалистах и кадрах рабочих профессий, востребованных в агропромышленном комплексе Республики Коми, должно быть обеспечено за счет: 1) организации переподготовки и повышения квалификации специалистов и рабочих кадров в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования Республики Коми и других регионов России; 2) организации целевой и целевой контрактной подготовки специалистов, в том числе по новым перспективным специальностям на базе учреждений высшего профессионального образования Республики Коми и других регионов России; 3) применения мер материального стимулирования для закрепления квалифицированных руководителей, специалистов и рабочих кадров в отрасли; 4) содействия по организации проведения учебно-производственной практики студентов, учащихся учебных учреждений, обучающихся по сельскохозяйственным специальностям, в организациях агропромышленного комплекса Республики Коми; 5) обеспечения мер социальной защиты руководителей сельскохозяйственных организаций; 6) повышения качества прогнозирования потребности региона в трудовых ресурсах, создания информационной базы сведений о потребности агропромышленного комплекса в квалифицированных рабочих и специалистах. 5.6. Устойчивое развитие сельских территорий Экономической базой устойчивого развития сельских территорий является создание условий для наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции, достижения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе малых форм хозяйствования, что в конечном итоге обеспечит рост доходов сельского населения. Меры по развитию агропромышленного комплекса, диверсификация сельской экономики, предусматривающая создание в сельской местности максимально возможного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, позволят решить проблему занятости сельского населения, обеспечить сохранение и создание новых рабочих мест. Немаловажным фактором в решении задачи по обеспечению занятости является расширение доступа сельского населения к земельным ресурсам, предотвращение нерационального перевода земель сельскохозяйственного назначения в иные категории земель. Наряду с распространением опыта кооперации и некооперативных форм взаимодействия граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств стоит задача по обеспечению поддержки эффективной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства, и потребительской кооперации, а также развития несельскохозяйственной деятельности, в том числе сельского туризма, народных промыслов, сбора и переработки дикорастущего сырья и иных видов продукции из местного сырья. Одним из важных направлений развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни населения, в том числе совершенствование социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий. Формирование комплексной социальной инфраструктуры, включая доступность газификации сельских населенных пунктов, обеспечение их жителей питьевой водой, дорогами с твердым покрытием, будет осуществляться в соответствии с разработанными федеральными и региональными нормативами и соответствующими целевыми программами. Решение задачи по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, будет способствовать созданию условий для повышения престижности проживания в сельской местности, привлечения и закрепления молодых квалифицированных специалистов и рабочих кадров. При этом будут использованы различные формы государственной поддержки, в том числе участие федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми (в соответствии с федеральными целевыми и долгосрочными республиканскими целевыми программами) в компенсации основной части затрат на строительство благоустроенного жилья, его водообеспечение, газификацию, а также кредитование, включая использование ипотечных механизмов, с субсидированием процентной ставки по кредитам, предоставленным коммерческими банками. 6. Механизмы реализации Основных направлений развития агропромышленного комплекса до 2020 года Основными механизмами реализации Основных направлений развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года будут являться: 1) совершенствование нормативно-правовой базы в области агропромышленного комплекса; 2) участие в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 3) участие в реализации мероприятий федеральных целевых программ в области агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий; 4) разработка и реализация долгосрочных республиканских целевых и ведомственных целевых программ в области агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий; 5) расширение доступа производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к кредитным ресурсам; 6) оптимизация структуры и размещения отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в соответствии с природно-климатическим потенциалом, необходимости удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, рационального использования производственных ресурсов Республики Коми; 7) развитие системы инновационной, инвестиционной государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 8) мониторинг состояния и тенденций развития агропромышленного комплекса. В области поддержки сельскохозяйственного производства приоритетными являются: 1) финансовая поддержка инноваций в сельском хозяйстве, связанных с обновлением основных фондов, освоением новых технологий и приобретением новых машин и оборудования, элитных семян и племенного скота, минеральных удобрений, средств защиты растений и других материально-технических ресурсов; 2) компенсационные меры, ограждающие производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия от негативного воздействия на их экономику посредством удорожания материально-технических ресурсов, используемых в отрасли; 3) финансовая поддержка преодоления производственных рисков, связанных с природными и иными явлениями, не зависящими от сельскохозяйственных товаропроизводителей; 4) стимулирование восстановления посевных площадей сельскохозяйственных культур, а также производства продукции животноводства; 5) стимулирование мероприятий по землеустройству и землепользованию земель сельскохозяйственного назначения и земель сельскохозяйственного использования; 6) стимулирование привлечения квалифицированных работников, подготовка и переподготовка кадров; 7) информационное и консультационное обеспечение производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Экономическими инструментами государственной поддержки являются: 1) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам не являющимися государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями; 2) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг; 3) участие в софинансировании расходов, предусмотренных в федеральных целевых программах на развитие сельских территорий; 4) гарантии Республики Коми сельскохозяйственным товаропроизводителям, иные формы государственной поддержки. 7. Ожидаемый результат реализации Основных направлений развития агропромышленного комплекса Результативность реализации Основных направлений развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года будет определяться показателями, характеризующими: уровень производства сельскохозяйственной и пищевой продукции, уровень самообеспеченности продовольственными товарами, уровень доходов сельского населения, в том числе заработной платы в организациях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, уровень газификации и водообеспечения в сельской местности, а также уровень обеспеченности сельского населения жильем. Реализация основных направлений развития агропромышленного комплекса позволит обеспечить производство скота и птицы на убой до 50 тыс. тонн, молока - около 70 тыс. тонн, овощей 25 тыс. тонн, картофель - 83 тыс. тонн. Прирост производства продукции позволит повысить уровень самообеспеченности продовольственными товарами региона к 2020 году по картофелю - до 100 процентов, овощам - до 37 процентов, молоку и молокопродуктам, мясу и мясопродуктам - до 35 процентов, яйцам - до 80 процентов от всех потребляемых ресурсов. Среднемесячная начисленная заработная плата работников, занятых в агропромышленном комплексе увеличится к 2020 году в 3 - 4 раза. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|