Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Коми от 28.02.2011 № 32РЕСПУБЛИКА КОМИ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 февраля 2011 г. N 32
г. Сыктывкар
Утратило силу – Постановление
Правительства Республики Коми
от 15.06.2017 г. N 317
Об утверждении программы Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства "Ради будущего (2011-2013 годы)"
(В редакции Постановлений Правительства Республики Коми
от 13.09.2012 г. N 380; от 05.08.2013 г. N 278)
Правительство Республики Коми
постановляет: 1. Утвердить программу Республики Коми по профилактике семейного
неблагополучия и социального сиротства "Ради будущего (2011-2013 годы)" согласно приложению. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Главы Республики Коми Стаханова В. В. Глава Республики Коми В. Гайзер
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства Республики Коми
от 28 февраля 2011 года N 32
ПРОГРАММА Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства "Ради будущего (2011-2013 годы)"
(В редакции Постановлений Правительства Республики Коми
от 13.09.2012 г. N 380; от 05.08.2013 г. N 278)
ПАСПОРТ программы Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства "Ради будущего (2011-2013 годы)" -----------------------------T-----------------------------------------------¬ ¦Наименование Программы ¦программа Республики Коми по профилактике се-¦ ¦ ¦мейного неблагополучия и социального сиротства¦ ¦ ¦"Ради будущего (2011 - 2013 годы)" (далее -¦ ¦ ¦Программа) ¦ +----------------------------+-----------------------------------------------+ ¦Основание для разработки ¦распоряжение Правительства Республики Коми от¦ ¦Программы ¦5 октября 2010 г. N 451-р ¦ +----------------------------+-----------------------------------------------+ ¦Орган управления ¦Агентство Республики Коми по социальному разви-¦
¦Программой ¦тию ¦ +----------------------------+-----------------------------------------------+ ¦Заказчик Программы ¦Агентство Республики Коми по социальному разви-¦
¦ ¦тию ¦ +----------------------------+-----------------------------------------------+ ¦Основные разработчики ¦Агентство Республики Коми по социальному раз-¦
¦и исполнители Программы ¦витию; ¦
¦ ¦Министерство образования Республики Коми; ¦
¦ ¦Министерство здравоохранения Республики Коми; ¦
¦ ¦государственные бюджетные учреждения Республики¦
¦ ¦Коми в сфере социальной защиты населения (по ¦
¦ ¦согласованию); органы опеки и попечительства; ¦
¦ ¦государственные образовательные учреждения для¦
¦ ¦детей-сирот и детей, оставшихся без попечения¦
¦ ¦родителей (по согласованию); ¦
¦ ¦государственные и муниципальные учреждения¦
¦ ¦здравоохранения (по согласованию); ¦
¦ ¦автономное учреждение Республики Коми "Комики-¦
¦ ¦новидеопрокат" (по согласованию) ¦
(В редакции Постановления Правительства Республики Коми
от 13.09.2012 г. N 380)
+----------------------------+-----------------------------------------------+ ¦Сроки реализации Программы ¦2011 - 2013 годы ¦ +----------------------------+-----------------------------------------------+ ¦Цель Программы ¦реализация права ребенка жить и воспитываться¦ ¦ ¦в благополучной семье путем системных измене-¦ ¦ ¦ний в Республике Коми в организации работы по¦ ¦ ¦профилактике семейного неблагополучия и соци-¦ ¦ ¦ального сиротства, реабилитации семей группы¦ ¦ ¦риска, развитии семейных форм устройства де-¦ ¦ ¦тей-сирот и детей, оставшихся без попечения¦ ¦ ¦родителей ¦ +----------------------------+-----------------------------------------------+ ¦Задачи Программы ¦профилактика семейного неблагополучия. Реаби-¦ ¦ ¦литация социально неблагополучных семей и де-¦ ¦ ¦тей; ¦ ¦ ¦развитие семейных форм устройства детей-сирот¦ ¦ ¦и детей, оставшихся без попечения родителей.¦ ¦ ¦Развитие системы профессионального сопровожде-¦ ¦ ¦ния замещающих семей; ¦ ¦ ¦профилактика вторичной волны социального си-¦ ¦ ¦ротства, вызванной неадекватной социализацией¦ ¦ ¦выпускников учреждений интернатного типа; ¦ ¦ ¦укрепление института семьи с детьми, базовых¦ ¦ ¦семейных ценностей, повышение воспитательного¦ ¦ ¦потенциала семьи; ¦ ¦ ¦информационная и методическая деятельность по¦ ¦ ¦профилактике семейного неблагополучия и соци-¦ ¦ ¦ального сиротства. Повышение квалификации¦ ¦ ¦(профессиональной компетенции) специалистов,¦ ¦ ¦работающих с семьями и детьми ¦ +----------------------------+-----------------------------------------------+ ¦Целевая группа, на которую ¦социально неблагополучные семьи и дети - 1902¦ ¦направлена деятельность по ¦семьи и 3074 несовершеннолетних; ¦ ¦Программе (количественные и ¦замещающие семьи - 2799 семей; ¦
¦качественные показатели) ¦граждане, желающие принять ребенка на воспита-¦ ¦ ¦ние в свою семью, - 76 человек; ¦ ¦ ¦дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения¦ ¦ ¦родителей, - 5169 человек; ¦ ¦ ¦лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся¦ ¦ ¦без попечения родителей, - 2984 человека, в том¦
¦ ¦числе выпускники интернатных учреждений - 560¦ ¦ ¦человек; ¦ ¦ ¦специалисты, работающие с семьями и детьми, -¦ ¦ ¦794 человека ¦ +----------------------------+-----------------------------------------------+ ¦Перечень основных ¦мероприятия Программы структурированы в соот-¦ ¦мероприятий Программы ¦ветствии с поставленной целью и намеченными¦ ¦ ¦задачами по следующим разделам: ¦ ¦ ¦раздел I. Профилактика семейного неблагополу-¦ ¦ ¦чия. Реабилитация социально неблагополучных¦ ¦ ¦семей и детей; ¦ ¦ ¦раздел II. Развитие семейных форм устройства¦ ¦ ¦детей-сирот и детей, оставшихся без попечения¦ ¦ ¦родителей. Развитие системы профессионального¦ ¦ ¦сопровождения замещающих семей; ¦ ¦ ¦раздел III. Профилактика вторичной волны соци-¦ ¦ ¦ального сиротства, вызванной неадекватной со-¦ ¦ ¦циализацией выпускников учреждений интернатно-¦ ¦ ¦го типа; ¦ ¦ ¦раздел IV. Укрепление института семьи с деть-¦ ¦ ¦ми, базовых семейных ценностей, повышение вос-¦ ¦ ¦питательного потенциала семьи; ¦ ¦ ¦раздел V. Информационная и методическая дея-¦ ¦ ¦тельность по профилактике семейного неблагопо-¦ ¦ ¦лучия и социального сиротства. Повышение ква-¦ ¦ ¦лификации (профессиональной компетенции) спе-¦ ¦ ¦циалистов, работающих с семьями и детьми ¦ +----------------------------+-----------------------------------------------+ ¦Объем и источники ¦общий объем финансирования Программы составля-¦ ¦финансирования Программы ¦ет 1613 594 275,0 рублей. ¦ ¦(в текущих ценах года ¦Объемы финансирования Программы по годам: ¦ ¦разработки, по годам ¦2011 год - 830 354 175,0 рублей; ¦ ¦реализации и источникам ¦2012 год - 377332900,0 рублей; ¦ ¦финансирования Программы) ¦2013 год - 405 907 200,0 рублей, ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦2011 год: ¦ ¦ ¦средства республиканского бюджета Республики¦ ¦ ¦Коми (в рамках текущего финансирования) -¦ ¦ ¦806 258 100,0 рублей; ¦ ¦ ¦средства Фонда поддержки детей, находящихся в¦ ¦ ¦трудной жизненной ситуации, - 24 096 075,0¦ ¦ ¦рублей; ¦ ¦ ¦2012 год: ¦ ¦ ¦средства республиканского бюджета Республики¦ ¦ ¦Коми (в рамках текущего финансирования) -¦ ¦ ¦373 412 300,0 рублей; ¦ ¦ ¦средства Фонда поддержки детей, находящихся в¦ ¦ ¦трудной жизненной ситуации, - 3920600,0 ¦ ¦ ¦рублей; ¦ ¦ ¦2013 год: ¦ ¦ ¦средства республиканского бюджета Республики¦ ¦ ¦Коми (в рамках текущего финансирования) -¦ ¦ ¦401261300,0 рублей; ¦ ¦ ¦средства Фонда поддержки детей, находящихся в¦ ¦ ¦трудной жизненной ситуации, - 4 645 900,0 ¦ ¦ ¦рублей ¦ (В редакции Постановлений Правительства Республики Коми
от 13.09.2012 г. N 380; от 05.08.2013 г. N 278)
+----------------------------+-----------------------------------------------+ ¦Целевые индикаторы ¦раздел I. Профилактика семейного неблагополу-¦ ¦ ¦чия. Реабилитация социально неблагополучных¦ ¦ ¦семей и детей: ¦ ¦ ¦удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся¦ ¦ ¦без попечения родителей, в общей численности¦ ¦ ¦детей в возрасте 0 - 17 лет (на конец отчетного¦
¦ ¦года), в процентах ¦ ¦ ¦численность детей, родители которых лишены ро-¦ ¦ ¦дительских прав (за отчетный период), человек ¦ ¦ ¦удельный вес отказов от новорожденных в общей¦ ¦ ¦численности родившихся детей (за отчетный пе-¦ ¦ ¦риод), в процентах; ¦ ¦ ¦раздел II. Развитие семейных форм устройства¦ ¦ ¦детей-сирот и детей, оставшихся без попечения¦ ¦ ¦родителей. Развитие системы профессионального¦ ¦ ¦сопровождения замещающих семей: ¦ ¦ ¦удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся¦ ¦ ¦без попечения родителей, переданных на воспи-¦ ¦ ¦тание в семьи, в общей численности детей-сирот¦ ¦ ¦и детей, оставшихся без попечения родителей¦ ¦ ¦(на конец отчетного года), в процентах ¦ ¦ ¦доля детей, оставшихся без попечения родите-¦ ¦ ¦лей, переданных на воспитание в семьи граждан¦ ¦ ¦Российской Федерации, постоянно проживающих на¦ ¦ ¦территории Российской Федерации (усыновление¦ ¦ ¦(удочерение), под опеку (попечительство), в¦ ¦ ¦том числе по договору о приемной семье либо в¦ ¦ ¦случаях, предусмотренных законом субъекта Рос-¦ ¦ ¦сийской Федерации по договору о патронатной¦ ¦ ¦семье (патронате, патронатном воспитании), в¦ ¦ ¦процентах ¦ ¦ ¦численность детей-сирот и детей, оставшихся¦ ¦ ¦без попечения родителей, переданных на воспи-¦ ¦ ¦тание в семьи (за отчетный период), человек; ¦ ¦ ¦раздел III. Профилактика вторичной волны соци-¦ ¦ ¦ального сиротства, вызванной неадекватной со-¦ ¦ ¦циализацией выпускников учреждений интернатно-¦ ¦ ¦го типа: ¦ ¦ ¦численность лиц из числа детей-сирот и детей,¦ ¦ ¦оставшихся без попечения родителей, обеспечен-¦ ¦ ¦ных жилыми помещениями (за отчетный период),¦ ¦ ¦человек; ¦ ¦ ¦раздел IV. Укрепление института семьи с деть-¦ ¦ ¦ми, базовых семейных ценностей, повышение вос-¦ ¦ ¦питательного потенциала семьи: ¦ ¦ ¦количество республиканских мероприятий, на-¦ ¦ ¦правленных на укрепление института семьи с¦ ¦ ¦детьми, базовых семейных ценностей, повышение¦ ¦ ¦воспитательного потенциала семьи (за отчетный¦ ¦ ¦период), единиц ¦ ¦ ¦удельный вес несовершеннолетних, прошедших со-¦ ¦ ¦циальную реабилитацию в специализированных уч-¦ ¦ ¦реждениях для несовершеннолетних, нуждающихся¦ ¦ ¦в социальной реабилитации, и возвращенных в¦ ¦ ¦родные семьи (за отчетный период), в процен-¦ ¦ ¦тах; ¦ ¦ ¦раздел V. Информационная и методическая дея-¦ ¦ ¦тельность по профилактике семейного неблагопо-¦ ¦ ¦лучия и социального сиротства. Повышение ква-¦ ¦ ¦лификации (профессиональной компетенции) спе-¦ ¦ ¦циалистов, работающих с семьями и детьми: ¦ ¦ ¦удельный вес специалистов, работающих с семья-¦ ¦ ¦ми и детьми, находящимися в трудной жизненной¦ ¦ ¦ситуации, прошедших курс обучения в рамках се-¦ ¦ ¦минаров и иных обучающих мероприятий, от обще-¦ ¦ ¦го числа специалистов, работающих с семьями и¦ ¦ ¦детьми, находящимися в трудной жизненной си-¦ ¦ ¦туации (за отчетный период), в процентах ¦ +----------------------------+-----------------------------------------------+ ¦Ожидаемые конечные ¦по результатам реализации Программы ожидается: ¦
¦результаты реализации ¦1) положительная динамика показателей семейно-¦ ¦Программы ¦го неблагополучия и социального сиротства: ¦ ¦ ¦уменьшение удельного веса детей-сирот и детей,¦ ¦ ¦оставшихся без попечения родителей, в общей¦ ¦ ¦численности детей в возрасте 0 - 17 лет (на ко-¦
¦ ¦нец отчетного года) с 3,3 процента в 2010 году¦ ¦ ¦до 3,1 процента в 2013 году ¦ ¦ ¦уменьшение удельного веса отказов от новорож-¦ ¦ ¦денных в общей численности родившихся детей до¦ ¦ ¦0,2 процента к 2013 году ¦ ¦ ¦сокращение очередности лиц из числа детей-¦ ¦ ¦сирот и детей, оставшихся без попечения роди-¦ ¦ ¦телей, нуждающихся в жилых помещениях, на 220¦ ¦ ¦человек ¦ ¦ ¦сокращение численности детей, родители которых¦ ¦ ¦лишены родительских прав, с 592 до 380 случаев¦ ¦ ¦в год; ¦ ¦ ¦2) положительная динамика показателей семейно-¦ ¦ ¦го устройства детей-сирот и детей, оставшихся¦ ¦ ¦без попечения родителей: ¦ ¦ ¦увеличение удельного веса детей-сирот и детей,¦ ¦ ¦оставшихся без попечения родителей, переданных¦ ¦ ¦на воспитание в семьи, в общей численности де-¦ ¦ ¦тей-сирот и детей, оставшихся без попечения¦ ¦ ¦родителей (на конец отчетного года), с 77,6¦ ¦ ¦процента в 2011 году до 85,2 процента в 2013¦ ¦ ¦году ¦ ¦ ¦увеличение доли детей, оставшихся без попече-¦ ¦ ¦ния родителей, переданных на воспитание в се-¦ ¦ ¦мьи граждан Российской Федерации, постоянно¦ ¦ ¦проживающих на территории Российской Федерации¦ ¦ ¦(усыновление (удочерение), под опеку (попечи-¦ ¦ ¦тельство), в том числе по договору о приемной¦ ¦ ¦семье либо в случаях, предусмотренных законом¦ ¦ ¦субъектов Российской Федерации по договору о¦ ¦ ¦патронатной семье (патронате, патронатном вос-¦ ¦ ¦питании) с 71,1 процента в 2011 году до 77,8¦ ¦ ¦процента в 2013 году ¦ ¦ ¦увеличение числа детей-сирот и детей, остав-¦ ¦ ¦шихся без попечения родителей, передаваемых¦ ¦ ¦ежегодно на воспитание в семьи, с 905 детей в¦ ¦ ¦2011 году до 975 в 2013 году; ¦ ¦ ¦3) формирование новой эффективной межведомст-¦ ¦ ¦венной системы профилактики семейного неблаго-¦ ¦ ¦получия и социального сиротства, реабилитации¦ ¦ ¦семей и детей, находящихся в трудной жизненной¦ ¦ ¦ситуации: ¦ ¦ ¦увеличение удельного веса несовершеннолетних,¦ ¦ ¦прошедших социальную реабилитацию в специали-¦ ¦ ¦зированных учреждениях для несовершеннолетних,¦ ¦ ¦нуждающихся в социальной реабилитации, и воз-¦ ¦ ¦вращенных в родные семьи, с 76 процентов в¦ ¦ ¦2011 году до 78 процентов в 2013 году; (В редакции Постановления Правительства
Республики Коми от 13.09.2012 г. N 380) ¦ ¦ ¦4) формирование новой эффективной системы по-¦ ¦ ¦вышения квалификации специалистов, работающих¦ ¦ ¦с семьями и детьми: ¦ ¦ ¦увеличение удельного веса специалистов, рабо-¦ ¦ ¦тающих с семьями и детьми, прошедших курс обу-¦ ¦ ¦чения в рамках семинаров и иных обучающих ме-¦ ¦ ¦роприятий, от общего числа специалистов, рабо-¦ ¦ ¦тающих с семьями и детьми, находящимися в¦ ¦ ¦трудной жизненной ситуации с 35 процентов в¦ ¦ ¦2011 году до 100 процентов в 2013 году; ¦ ¦ ¦5) оптимизация системы учреждений для детей-¦ ¦ ¦сирот и детей, оставшихся без попечения роди-¦ ¦ ¦телей. Создание в учреждениях социального об-¦ ¦ ¦служивания семьи и детей, здравоохранения и¦ ¦ ¦образования служб нового типа: ¦ ¦ ¦организация деятельности 9 служб сопровождения¦ ¦ ¦замещающих семей и создание новых 12 служб ¦ L----------------------------+------------------------------------------------ I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом В круг проблем, которые в настоящее время являются наиболее актуальными как для страны в целом, так и для Республики Коми, входят
семейное неблагополучие и социальное сиротство. В Республике Коми на начало 2010 года проживало около 189 тысяч детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (6,3 тысячи человек, или 3,4 процента от общего числа детского населения), а также несовершеннолетние, проживающие в социально неблагополучных семьях (4,2 тысячи человек, или 2,2 процента). Ежегодно в республике в среднем выявляется около 1 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 год - 1012 человек, 2008 год - 953 человека, 2009 год - 847 человек). Данные по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, приведены в таблице: Таблица ------T-----------------------------------------------T------T-------T-------¬ ¦ N ¦ Показатели ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ ¦ п/п ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ +-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ +-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦ 1. ¦Всего выявлено и учтено детей-сирот и детей,¦ 1012 ¦ 953 ¦ 847 ¦ ¦ ¦оставшихся без попечения родителей ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦ 2. ¦Устроено из числа выявленных детей в замещающие¦ 635 ¦ 595 ¦ 487 ¦ ¦ ¦семьи всего, в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦ 2.1)¦под опеку, попечительство ¦ 588 ¦ 564 ¦ 440 ¦ +-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦ 2.2)¦в приемную семью ¦ 20 ¦ 22 ¦ 28 ¦ +-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦ 2.3)¦усыновлено ¦ 27 ¦ 9 ¦ 19 ¦ +-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦ 3. ¦Устроено в учреждения для детей-сирот и детей,¦ 308 ¦ 287 ¦ 232 ¦ ¦ ¦оставшихся без попечения родителей ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦ 4. ¦Общая численность детей, устроенных в замещаю-¦ 1053 ¦ 1022 ¦ 830 ¦ ¦ ¦щие семьи, в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦ 4.1)¦под опеку, попечительство ¦ 836 ¦ 792 ¦ 639 ¦ +-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦ 4.2)¦в приемную семью ¦ 118 ¦ 123 ¦ 84 ¦ +-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦ 4.3)¦усыновлено ¦ 99 ¦ 107 ¦ 107 ¦ L-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------- Динамика последних лет свидетельствует о снижении доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения республики за последние два года (2007
год - 7161 ребенок, или 3,56 процента от общей численности детского населения республики, 2008 год - 7067 детей, или 3,6 процента от общей численности детского населения республики, 2009 год - 6335 детей, или
3,4 процента) с одновременным ростом доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, в численности выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, в течение года (2007 год - 63,4 процента, 2008 год - 63,4 процента, 2009 год - 64,3 процента). Наиболее распространенной формой устройства детей на воспитание в семью являются опека и попечительство. Под опеку чаще передаются дети в возрасте старше пяти лет. На территории республики на конец 2009 года в семьях опекунов проживало 3119 детей, оставшихся без попечения родителей. Популярной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, становится приемная семья. С разработкой в республике нормативных правовых актов, направленных на социальную поддержку граждан, принявших на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, количество детей, переданных в приемные семьи, значительно возросло (на конец 2007 года - 316 детей, на конец
2008 года - 400 детей, на конец 2009 года - 470 детей). Численность детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние
три года снизилась (банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 31 декабря 2007 года содержал 2311 анкет детей, оставшихся без попечения родителей, на 31 декабря 2008 года - 2114 анкет, на 31 декабря 2009 года - 1965 анкет). При относительно положительных показателях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеет место негативная тенденция возврата детей из замещающих семей. Так, за 2009 год в отношении 144 детей, воспитывающихся в приемных и опекунских семьях, были приняты решения по отмене опеки (попечительства) по инициативе самих опекунов, попечителей, приемных родителей, а также в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей опекунами, попечителями, приемными родителями, включая причину жестокого обращения с ребенком.
В 2008 году указанных решений было принято 108, а в 2007 году - 86 решений. Основной причиной возврата детей в интернатные учреждения являются возникающие сложности во взаимопонимании, в том числе в процессе адаптации ребенка к жизни в семейных условиях. Уменьшение количества случаев возврата детей в интернатные учреждения возможно путем развития сети служб сопровождения замещающих семей, оказания им
всесторонней помощи квалифицированными специалистами. Одним из основных факторов, сдерживающих устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан остается
недостаточная информированность населения о детях, нуждающихся в устройстве в семьи, о формах семейного устройства детей, об органах и
учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять
ребенка в свою семью. Недостаточно используются возможности средств массовой информации, особенно это касается отдаленных сельских районов республики, где в основном информирование осуществляется через районные газеты. Кроме того, для эффективной деятельности специалистов в области опеки и попечительства необходимо обеспечение постоянной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми. Численность социально неблагополучных семей и несовершеннолетних, проживающих в них, в последние годы в республике снижается (на 1 января 2008 года - 3801 семья и 5728 детей, на 1 января 2009 года - 3475 семей и 5139 детей, на 1 января 2010 года - 2799 семей и 4232 ребенка, на 1 января 2011 года - 1902 семьи и 3074 ребенка). Также в 2009 году снизилось число случаев лишения родительских прав по сравнению с 2008 годом на 124 случая (936 случаев в 2008 году и 812 случаев в 2009 году). Число родителей, восстановленных в родительских правах, с каждым годом растет (18 человек - в 2007 году, 30 человек - в 2008 году и 40 чело- век - в 2009 году). Однако данная статистика не может служить основанием для вывода об искоренении семейного неблагополучия. Одной из причин положительной динамики является уже упоминавшаяся общая тенденция снижения численности населения, в том числе детского. Кроме того, семьи снимаются с учета в том числе по следующим основаниям: 1) родители лишены родительских прав;
2) дети достигли совершеннолетия;
3) семьи выехали с места жительства.
Значительное число указанных семей - это, прежде всего, семьи с различными формами зависимостей, семьи с нестабильным образом жизни, для которых характерным является постоянное усугубление семейного неблагополучия. Указанное приводит, в частности, к тому, что ежегодно на высоком
уровне остается число детей и подростков, помещаемых в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: 2007 год - 2832 человека, 2008 год - 2964 человека, 2009 год - 2313 человек, 2010 год - 2161 человек. В основном в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, дети и подростки поступали по заявлению родителей или законных представителей (2007 год - 38,4 процента, 2008 год - 34,1 процента, 2009 год - 35,4 процента, 2010 год - 46 процентов) или по направлению органов социальной защиты населения (2007 год - 27,4 процента, 2008 год - 41,9 процента, 2009 год - 20,5 процента, 2010 год - 17,4 процента). Данные факты свидетельствуют о том, что стабильно высоким остается количество родителей, которые отказываются нести ответственность за воспитание собственных детей, демонстрируют потребительское отношение к жизни и психологический инфантилизм. Некоторые родители не в полной мере осознают свою ответственность за безопасное поведение ребенка, оставляют детей без присмотра, в том числе на улице, где те нередко становятся жертвами насилия. Для решения обозначенных проблем в Республике Коми создана сеть органов и учреждений: 1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Коми и 21 территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их
прав); 2) учреждения системы социальной защиты населения Республики Коми (19 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 2 центра социальной помощи семье и детям, 19 отделений по работе с семьей и детьми при центрах по
предоставлению государственных услуг в сфере социального обслуживания
населения); (В редакции Постановления Правительства Республики Коми
от 13.09.2012 г. N 380)
3) органы опеки и попечительства (в каждом муниципальном образовании в Республике Коми); 4) органы и учреждения системы здравоохранения (3 специализированных дома ребенка, 4 государственных и 26 муниципальных
учреждений здравоохранения, 314 фельдшерско-акушерских пунктов); 5) органы и учреждения системы образования (424 общеобразовательных учреждения, 475 дошкольных образовательных учреждений, 59 учреждений дополнительного образования, 74 учреждения профессионального образования, 39 государственных образовательных учреждений интернатного типа и специального (коррекционного) образования, в том числе детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 10). В целях оптимизации деятельности указанных служб в Республике Коми предприняты следующие меры: 1) с 2007 года на базе государственного учреждения Республики Коми "Республиканская общественная приемная Главы Республики Коми" функционирует детская общественная приемная Республики Коми; 2) с 2010 года в Республике Коми введен институт Уполномоченного
при Главе Республики Коми по правам ребенка; 3) с 2010 года при государственном учреждении Республики Коми "Республиканская общественная приемная Главы Республики Коми" организованы бесплатные юридические бюро по вопросам административного, уголовного и уголовно-процессуального права; 4) сформирована законодательная база Республики Коми, направленная на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по вопросам опеки и попечительства; 5) утверждены государственные стандарты социального обслуживания
населения Республики Коми и государственные задания для учреждений социального обслуживания Республики Коми; 6) осуществлен перевод учреждений социального обслуживания семьи
и детей на программно-целевой метод работы, позволяющий обеспечить более эффективное осуществление процесса реабилитации несовершеннолетних и их семей; 7) применяются инновационные формы работы с семьями и несовершеннолетними (например, заключение договоров с родителями воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, предусматривающих определение прав и обязанностей родителей и учреждения); 8) функционирует круглосуточная бесплатная республиканская служба "Телефон доверия" (в системе социальной защиты населения Республики Коми) и единый бесплатный телефон кризисных состояний (в системе здравоохранения). В 2007-2009 годах за экстренной психологической помощью обратились более 10 тысяч человек; 9) проводится добровольное бесплатное противоалкогольное лечение
(кодирование) с применением фармокоблокад и психотерапевтических методик у взрослых, в том числе и среди родителей (2008 год - 3075 человек, 2009 год - 3064 человека); 10) применяется анкетирование будущих мам в целях выявления и оказания медико-психологической помощи женщинам с депрессивной настроенностью во время беременности и после родов, определения уровня психологической готовности к приему новорожденного в семью и профилактики отказов от детей; 11) реализуется ряд республиканских и ведомственных целевых программ, направленных на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства; 12) проводится активная работа по повышению профессиональной квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми; 13) реализуются международные проекты по работе с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (с 2008 года Республика Коми участвует в работе руководящего комитета программы "Дети и молодежь "группы риска" в рамках программы Баренцева Евро-Арктического региона). Таким образом, в результате последовательно реализуемых мер удалось достигнуть следующих положительных показателей: 1) увеличение количества и удельного веса семей, находящихся в социально опасном положении, снятых с учета в связи с улучшением положения в них (2007 год - 445 семей, или 36 процентов от общего числа семей, снятых с учета, 2009 год - 485 и 44,2 процента соответственно, 2010 год - 309 и 41,1 процента соответственно); 2) увеличение доли детей, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, от числа детей
и подростков, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания семьи и детей (2007 год - 51 процент, 2008 год - 65 процентов, 2009 год - 73 процента, 2010 год - 70,3 процента); 3) процент жизнеустройства несовершеннолетних после выхода из специализированных учреждений на протяжении последних трех лет остается на высоком уровне и составляет порядка 90 процентов, в том числе в родные семьи - порядка 75 процентов; 4) снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (2007 год - 1924 преступления, 2008 год - 1445 преступлений, 2009 год
- 1255 преступлений); 5) снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений (2007 год -
630 преступлений, 2008 год - 426 преступлений, 2009 год - 337 преступлений), преступлений с причинением тяжкого вреда здоровью (2007 год - 38 преступлений, 2008 год - 25 преступлений, 2009 год - 16 преступлений), краж (2007 год - 878 фактов, 2008 год - 631 факт, 2009
год - 569 фактов); 6) снижение количества отказов от новорожденных детей (2007 год - 55 отказов, 2008 год - 50 отказов, 2009 год - 34 отказа); 7) снижение числа выявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1012 детей - в 2007 году, 953 - в 2008 году и 847 - в 2009 году); 8) снижение числа воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 год - 1718 человек, 2008 год - 1674 человека, 2009 год - 1460 человек). Однако сохранились и негативные тенденции, а именно:
1) увеличение количества фактов жестокого обращения с детьми и подростками (с 814 случаев в 2007 году до 1014 случаев в 2009 году); 2) рост числа суицидальных попыток среди детей и молодежи (2007 год - 108 фактов, 2008 год - 163 факта, 2009 год - 166 фактов); 3) увеличение числа несовершеннолетних, по которым рассмотрены на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав дела за употребление спиртных напитков (2007 год - 2525 человек; 2008
год - 2459 человек, 2009 год - 2615 человек); 4) рост числа детей, устроенных в специализированные дома ребенка по заявлению родителей по причине пребывания семьи в трудной жизненной ситуации (2007 год - 18,4 процента, 2008 год - 28,2 процента, 2009 год - 41,1 процента); 5) рост количества госпитализированных в лечебно-профилактические учреждения заблудившихся, подкинутых и других детей, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей (2007 год - 581 ребенок, в том числе в возрасте до 4-х
лет - 284 ребенка, 2008 год- 607 детей, в том числе в возрасте до 4-х
лет - 341 ребенок, 2009 год - 622 ребенка, в том числе в возрасте до 4-х лет - 379 детей); 6) рост числа возвратов детей из замещающих семей в интернатные учреждения (86 случаев в 2007 году, 108 случаев в 2008 году, 144 случая в 2009 году); 7) сохранение высокого процента социального сиротства.
Следует отметить следующие факторы, препятствующие дальнейшему решению проблемы сиротства: 1) отсутствие единой межведомственной системы выявления и учета семей "группы риска"; 2) отсутствие системы постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений, приводящее к самовоспроизведению социального сиротства; 3) отсутствие в работе служб сопровождения замещающих семей правовой основы их деятельности, а также отсутствие автоматизированного учета и регистрации обращающихся граждан в службы
сопровождения, оформления учетной документации, личных дел, учета информации о результатах работы с замещающей семьей; 4) недостаточность ресурсов органов опеки и попечительства, включая кадровых; 5) недостаточный уровень обучения специалистов, работающих с семьей и детьми, по вопросам особенностей сопровождения замещающих семей и выпускников интернатных учреждений. Следует отметить, что большая часть усилий специалистов различных сфер и отраслей направлена на оказание помощи семьям и детям, уже оказавшимся в трудной жизненной ситуации, вместе с тем наиболее эффективной является профилактика семейного неблагополучия. В связи с этим в Республике Коми назрела необходимость создания модели раннего выявления случаев семейного неблагополучия и социального сиротства, особое место в которой будет определено предотвращению фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. Реализация программных мероприятий предполагает внедрение комплексного межведомственного подхода к решению рассматриваемой проблемы. Программно-целевой метод позволит скоординировать деятельность и обеспечить межведомственное взаимодействие всех субъектов, заинтересованных в решении проблемы социального сиротства и социального неблагополучия семей с детьми, повысить эффективность использования финансовых средств. Результатом реализации Программы станет формирование на межведомственной основе новой эффективной модели организации работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства. Реализация мероприятий будет продолжена после завершения Программы. Результативные и успешные технологии, апробированные в рамках реализации мероприятий Программы, будут в дальнейшем предложены к применению на всей территории Республики Коми. II. Цель, задачи и сроки реализации Программы Целью Программы является реализация права ребенка жить и воспитываться в благополучной семье путем системных изменений в Республике Коми в организации работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, реабилитации семей группы риска, развитии семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для достижения поставленной в Программе цели необходимо решить следующие задачи: 1) профилактика семейного неблагополучия. Реабилитация социально
неблагополучных семей и детей; 2) развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие системы профессионального сопровождения замещающих семей; 3) профилактика вторичной волны социального сиротства, вызванной
неадекватной социализацией выпускников учреждений интернатного типа; 4) укрепление института семьи с детьми, базовых семейных ценностей, повышение воспитательного потенциала семьи; 5) информационная и методическая деятельность по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства. Повышение квалификации (профессиональной компетенции) специалистов, работающих с семьями и детьми. Сроки реализации Программы: 2011-2013 годы.
III. Система программных мероприятий, объемы финансирования мероприятий Программы
и ожидаемые результаты
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ N ¦Наименование мероприятия ¦ Ожидаемые результаты ¦ Исполнители ¦Сроки ¦ Объем финансирования (рублей) с указанием источников финансирования ¦
¦ п/п ¦ ¦ ¦ ¦реали-+----------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦зации ¦ всего ¦ 2011 г. ¦ 2012 г. ¦ 2013 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+-------------------------+-------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ средства ¦ бюджет ¦ средства ¦ бюджет ¦ средства ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Республики ¦ Фонда ¦ Республики ¦ Фонда ¦ Республики ¦ Фонда ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Коми ¦ ¦ Коми ¦ ¦ Коми ¦ ¦
+-----+-------------------------+----------------------------------+--------------------+------+---------------+-------------+------------+-------------+-----------+-------------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦
+-----+-------------------------+----------------------------------+--------------------+------+---------------+-------------+------------+-------------+-----------+-------------+-----------+
¦ Раздел I. Профилактика семейного неблагополучия. ¦
¦ Реабилитация социально неблагополучных семей и детей ¦
+-----+-------------------------+----------------------------------+--------------------+------+---------------+-------------+------------+-------------+-----------+-------------+-----------+
¦ 1. ¦Создание и ведение едино-¦Приобретение и установка про-¦Государственное бюд-¦2011 -¦ 4 392 000,0¦ 3 613 000,0¦ 779 000,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦
¦ ¦го банка данных социально¦граммного продукта в 41 государ-¦жетное учреждение¦ 2013 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неблагополучных семей,¦ственном бюджетном учреждении¦Республики Коми "Ре-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦родителей, не выполняющих¦Республики Коми в сфере социаль-¦гиональный центр¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦надлежащим образом своих¦ной защиты населения. Эффектив-¦развития социальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанностей по воспита-¦ность для целевой группы выража-¦технологий" (далее -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нию, обучению и содержа-¦ется в оказании своевременной¦ГБУ РК "Региональный¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нию детей, обмен опера-¦помощи несовершеннолетним из со-¦центр развития соци-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тивной информацией между¦циально неблагополучных семей, а¦альных технологий")¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заинтересованными субъек-¦также из семей, в которых родите-¦(по согласованию),¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тами системы профилактики¦ли не выполняют надлежащим обра-¦государственные бюд-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безнадзорности и правона-¦зом своих обязанностей по воспи-¦жетные учреждения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рушений несовершеннолет-¦танию, обучению и содержанию де-¦Республики Коми в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦них ¦тей (на основании оперативного¦сфере социальной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦обмена информацией между заинте-¦защиты населения (по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ресованными субъектами системы¦согласованию) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦профилактики безнадзорности и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦правонарушений несовершеннолет-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦них). Создание единого информаци-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦онного поля для организации выяв-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ления на ранних стадиях семейного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦неблагополучия и учета несовер-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦шеннолетних и семей указанных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦категорий посредством установки¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦программного продукта. Усовершен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ствование системы учета и контро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ля числа детей и семей указанной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦категории, в том числе исключение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦их двойного учета субъектами про-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦филактики безнадзорности и право-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|