Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Коми от 28.02.2011 № 32

 

 

 

 

 

                           РЕСПУБЛИКА КОМИ                            

 

                            ПРАВИТЕЛЬСТВО                             

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

 

 

      от 28 февраля 2011 г. N 32
      г. Сыктывкар

 

                                         Утратило силу – Постановление

                                         Правительства Республики Коми

                                            от 15.06.2017 г. N 317

 

       Об утверждении программы Республики Коми по профилактике       
           семейного неблагополучия и социального сиротства           
                   "Ради будущего (2011-2013 годы)"                   

 

       (В редакции Постановлений Правительства Республики Коми

           от 13.09.2012 г. N 380; от 05.08.2013 г. N 278)

 

 

      Правительство Республики Коми

 

      постановляет:

 

      1. Утвердить программу Республики Коми по профилактике семейного
неблагополучия  и  социального  сиротства  "Ради  будущего  (2011-2013
годы)" согласно приложению.
      2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Главы Республики Коми Стаханова В. В.

 

 

Глава
Республики Коми          В. Гайзер

 

 

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ
      к постановлению Правительства Республики Коми
      от 28 февраля 2011 года N 32

 

 

                              ПРОГРАММА                               
              Республики Коми по профилактике семейного               
                неблагополучия и социального сиротства                
                   "Ради будущего (2011-2013 годы)"                   

 

       (В редакции Постановлений Правительства Республики Коми

           от 13.09.2012 г. N 380; от 05.08.2013 г. N 278)

 

                               ПАСПОРТ                                
         программы Республики Коми по профилактике семейного          
                неблагополучия и социального сиротства                
                   "Ради будущего (2011-2013 годы)"                   

 

-----------------------------T-----------------------------------------------¬
¦Наименование Программы      ¦программа Республики Коми по  профилактике  се-¦
¦                            ¦мейного неблагополучия и социального  сиротства¦
¦                            ¦"Ради  будущего  (2011 - 2013 годы)"  (далее  
¦                            ¦Программа)                                     ¦
+----------------------------+-----------------------------------------------+
¦Основание для разработки    ¦распоряжение Правительства Республики  Коми  от¦
¦Программы                   ¦5 октября 2010 г. N 451-р                      ¦
+----------------------------+-----------------------------------------------+
¦Орган управления            ¦Агентство Республики Коми по социальному разви-¦
¦Программой                  ¦тию                                            ¦
+----------------------------+-----------------------------------------------+
¦Заказчик Программы          ¦Агентство Республики Коми по социальному разви-¦
¦                            ¦тию                                            ¦
+----------------------------+-----------------------------------------------+
¦Основные разработчики       ¦Агентство Республики Коми по  социальному  раз-¦

¦и исполнители Программы     ¦витию;                                         ¦

¦                            ¦Министерство образования Республики Коми;      ¦

¦                            ¦Министерство здравоохранения Республики Коми;  ¦

¦                            ¦государственные бюджетные учреждения Республики¦

¦                            ¦Коми в сфере социальной защиты населения (по   ¦

¦                            ¦согласованию); органы опеки и попечительства;  ¦

¦                            ¦государственные образовательные учреждения  для¦

¦                            ¦детей-сирот и детей, оставшихся  без  попечения¦

¦                            ¦родителей (по согласованию);                   ¦

¦                            ¦государственные  и   муниципальные   учреждения¦

¦                            ¦здравоохранения (по согласованию);             ¦

¦                            ¦автономное учреждение Республики Коми  "Комики-¦

¦                            ¦новидеопрокат" (по согласованию)               ¦

         редакции   Постановления   Правительства   Республики  Коми

от 13.09.2012 г. N 380)
+----------------------------+-----------------------------------------------+
¦Сроки реализации Программы  ¦2011 - 2013 годы                               ¦
+----------------------------+-----------------------------------------------+
¦Цель Программы              ¦реализация права ребенка жить  и  воспитываться¦
¦                            ¦в благополучной семье путем  системных  измене-¦
¦                            ¦ний в Республике Коми в организации  работы  по¦
¦                            ¦профилактике семейного неблагополучия  и  соци-¦
¦                            ¦ального сиротства,  реабилитации  семей  группы¦
¦                            ¦риска, развитии семейных  форм  устройства  де-¦
¦                            ¦тей-сирот и  детей,  оставшихся  без  попечения¦
¦                            ¦родителей                                      ¦
+----------------------------+-----------------------------------------------+
¦Задачи Программы            ¦профилактика семейного  неблагополучия.  Реаби-¦
¦                            ¦литация социально неблагополучных семей  и  де-¦
¦                            ¦тей;                                           ¦
¦                            ¦развитие семейных форм  устройства  детей-сирот¦
¦                            ¦и детей, оставшихся  без  попечения  родителей.¦
¦                            ¦Развитие системы профессионального  сопровожде-¦
¦                            ¦ния замещающих семей;                          ¦
¦                            ¦профилактика вторичной  волны  социального  си-¦
¦                            ¦ротства, вызванной  неадекватной  социализацией¦
¦                            ¦выпускников учреждений интернатного типа;      ¦
¦                            ¦укрепление института семьи  с  детьми,  базовых¦
¦                            ¦семейных ценностей,  повышение  воспитательного¦
¦                            ¦потенциала семьи;                              ¦
¦                            ¦информационная и методическая  деятельность  по¦
¦                            ¦профилактике семейного неблагополучия  и  соци-¦
¦                            ¦ального   сиротства.   Повышение   квалификации¦
¦                            ¦(профессиональной  компетенции)   специалистов,¦
¦                            ¦работающих с семьями и детьми                  ¦
+----------------------------+-----------------------------------------------+
¦Целевая группа, на которую  ¦социально неблагополучные семьи  и  дети - 1902¦
¦направлена деятельность по  ¦семьи и 3074 несовершеннолетних;               ¦
¦Программе (количественные и ¦замещающие семьи - 2799 семей;                 ¦
¦качественные показатели)    ¦граждане, желающие принять ребенка  на воспита-¦
¦                            ¦ние в свою семью, - 76 человек;                ¦
¦                            ¦дети-сироты и дети,  оставшиеся  без  попечения¦
¦                            ¦родителей, - 5169 человек;                     ¦
¦                            ¦лица из числа  детей-сирот и детей,  оставшихся¦
¦                            ¦без попечения родителей, - 2984 человека, в том¦
¦                            ¦числе выпускники интернатных учреждений  -  560¦
¦                            ¦человек;                                       ¦
¦                            ¦специалисты, работающие  с семьями  и детьми, -¦
¦                            ¦794 человека                                   ¦
+----------------------------+-----------------------------------------------+
¦Перечень основных           ¦мероприятия Программы структурированы  в  соот-¦
¦мероприятий Программы       ¦ветствии с  поставленной  целью  и  намеченными¦
¦                            ¦задачами по следующим разделам:                ¦
¦                            ¦раздел I. Профилактика семейного   неблагополу-¦
¦                            ¦чия.  Реабилитация  социально   неблагополучных¦
¦                            ¦семей и детей;                                 ¦
¦                            ¦раздел II. Развитие  семейных  форм  устройства¦
¦                            ¦детей-сирот и детей, оставшихся  без  попечения¦
¦                            ¦родителей. Развитие  системы  профессионального¦
¦                            ¦сопровождения замещающих семей;                ¦
¦                            ¦раздел III. Профилактика вторичной волны  соци-¦
¦                            ¦ального сиротства, вызванной  неадекватной  со-¦
¦                            ¦циализацией выпускников учреждений  интернатно-¦
¦                            ¦го типа;                                       ¦
¦                            ¦раздел IV. Укрепление института семьи  с  деть-¦
¦                            ¦ми, базовых семейных ценностей, повышение  вос-¦
¦                            ¦питательного потенциала семьи;                 ¦
¦                            ¦раздел V. Информационная  и  методическая  дея-¦
¦                            ¦тельность по профилактике семейного  неблагопо-¦
¦                            ¦лучия и социального сиротства.  Повышение  ква-¦
¦                            ¦лификации (профессиональной  компетенции)  спе-¦
¦                            ¦циалистов, работающих с семьями и детьми       ¦
+----------------------------+-----------------------------------------------+
¦Объем и источники           ¦общий объем финансирования Программы  составля-¦
¦финансирования Программы    ¦ет 1613 594 275,0 рублей.                      ¦
¦(в текущих ценах года       ¦Объемы финансирования Программы по годам:      ¦
¦разработки, по годам        ¦2011 год - 830 354 175,0 рублей;               ¦
¦реализации и источникам     ¦2012 год - 377332900,0 рублей;                 ¦
¦финансирования Программы)   ¦2013 год - 405 907 200,0 рублей,               ¦
¦                            ¦в том числе:                                   ¦
¦                            ¦2011 год:                                      ¦
¦                            ¦средства  республиканского  бюджета  Республики¦
¦                            ¦Коми    рамках   текущего  финансирования)  
¦                            ¦806 258 100,0 рублей;                          ¦
¦                            ¦средства Фонда поддержки детей,  находящихся  в¦
¦                            ¦трудной   жизненной  ситуации,  -  24 096 075,0¦
¦                            ¦рублей;                                        ¦
¦                            ¦2012 год:                                      ¦
¦                            ¦средства  республиканского  бюджета  Республики¦
¦                            ¦Коми    рамках   текущего  финансирования)  
¦                            ¦373 412 300,0 рублей;                          ¦
¦                            ¦средства Фонда поддержки детей,  находящихся  в¦
¦                            ¦трудной   жизненной  ситуации,  -  3920600,0   ¦
¦                            ¦рублей;                                        ¦
¦                            ¦2013 год:                                      ¦
¦                            ¦средства  республиканского  бюджета  Республики¦
¦                            ¦Коми    рамках   текущего  финансирования)  
¦                            ¦401261300,0 рублей;                            ¦
¦                            ¦средства Фонда поддержки детей,  находящихся  в¦
¦                            ¦трудной   жизненной  ситуации,  -  4 645 900,0 ¦
¦                            ¦рублей                                         ¦
         редакции   Постановлений   Правительства   Республики  Коми

от 13.09.2012 г. N 380; от 05.08.2013 г. N 278)
+----------------------------+-----------------------------------------------+
¦Целевые индикаторы          ¦раздел I. Профилактика  семейного  неблагополу-¦
¦                            ¦чия.  Реабилитация  социально   неблагополучных¦
¦                            ¦семей и детей:                                 ¦
¦                            ¦удельный вес детей-сирот  и  детей,  оставшихся¦
¦                            ¦без попечения родителей,  в  общей  численности¦
¦                            ¦детей в возрасте 0 - 17 лет (на конец отчетного¦
¦                            ¦года), в процентах                             ¦
¦                            ¦численность детей, родители которых лишены  ро-¦
¦                            ¦дительских прав (за отчетный период), человек  ¦
¦                            ¦удельный вес отказов от новорожденных  в  общей¦
¦                            ¦численности родившихся детей (за  отчетный  пе-¦
¦                            ¦риод), в процентах;                            ¦
¦                            ¦раздел II. Развитие  семейных  форм  устройства¦
¦                            ¦детей-сирот и детей, оставшихся  без  попечения¦
¦                            ¦родителей. Развитие  системы  профессионального¦
¦                            ¦сопровождения замещающих семей:                ¦
¦                            ¦удельный вес детей-сирот  и  детей,  оставшихся¦
¦                            ¦без попечения родителей, переданных  на  воспи-¦
¦                            ¦тание в семьи, в общей численности  детей-сирот¦
¦                            ¦и детей,  оставшихся  без  попечения  родителей¦
¦                            ¦(на конец отчетного года), в процентах         ¦
¦                            ¦доля детей, оставшихся  без  попечения  родите-¦
¦                            ¦лей, переданных на воспитание в  семьи  граждан¦
¦                            ¦Российской Федерации, постоянно проживающих  на¦
¦                            ¦территории  Российской  Федерации  (усыновление¦
¦                            ¦(удочерение),  под  опеку  (попечительство),  в¦
¦                            ¦том числе по договору о приемной семье  либо  в¦
¦                            ¦случаях, предусмотренных законом субъекта  Рос-¦
¦                            ¦сийской Федерации  по  договору  о  патронатной¦
¦                            ¦семье (патронате,  патронатном  воспитании),  в¦
¦                            ¦процентах                                      ¦
¦                            ¦численность  детей-сирот  и  детей,  оставшихся¦
¦                            ¦без попечения родителей, переданных  на  воспи-¦
¦                            ¦тание в семьи (за отчетный период), человек;   ¦
¦                            ¦раздел III. Профилактика вторичной волны  соци-¦
¦                            ¦ального сиротства, вызванной  неадекватной  со-¦
¦                            ¦циализацией выпускников учреждений  интернатно-¦
¦                            ¦го типа:                                       ¦
¦                            ¦численность лиц из числа детей-сирот  и  детей,¦
¦                            ¦оставшихся без попечения родителей,  обеспечен-¦
¦                            ¦ных жилыми помещениями  (за  отчетный  период),¦
¦                            ¦человек;                                       ¦
¦                            ¦раздел IV. Укрепление института семьи  с  деть-¦
¦                            ¦ми, базовых семейных ценностей, повышение  вос-¦
¦                            ¦питательного потенциала семьи:                 ¦
¦                            ¦количество  республиканских  мероприятий,   на-¦
¦                            ¦правленных  на  укрепление  института  семьи  с¦
¦                            ¦детьми, базовых семейных  ценностей,  повышение¦
¦                            ¦воспитательного потенциала семьи  (за  отчетный¦
¦                            ¦период), единиц                                ¦
¦                            ¦удельный вес несовершеннолетних, прошедших  со-¦
¦                            ¦циальную реабилитацию в специализированных  уч-¦
¦                            ¦реждениях для  несовершеннолетних,  нуждающихся¦
¦                            ¦в социальной  реабилитации,  и  возвращенных  в¦
¦                            ¦родные семьи (за отчетный  период),  в  процен-¦
¦                            ¦тах;                                           ¦
¦                            ¦раздел V. Информационная  и  методическая  дея-¦
¦                            ¦тельность по профилактике семейного  неблагопо-¦
¦                            ¦лучия и социального сиротства.  Повышение  ква-¦
¦                            ¦лификации (профессиональной  компетенции)  спе-¦
¦                            ¦циалистов, работающих с семьями и детьми:      ¦
¦                            ¦удельный вес специалистов, работающих с  семья-¦
¦                            ¦ми и детьми, находящимися в  трудной  жизненной¦
¦                            ¦ситуации, прошедших курс обучения в рамках  се-¦
¦                            ¦минаров и иных обучающих мероприятий, от  обще-¦
¦                            ¦го числа специалистов, работающих с  семьями  и¦
¦                            ¦детьми, находящимися в  трудной  жизненной  си-¦
¦                            ¦туации (за отчетный период), в процентах       ¦
+----------------------------+-----------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные          ¦по результатам реализации Программы ожидается: ¦
¦результаты реализации       ¦1) положительная динамика показателей  семейно-¦
¦Программы                   ¦го неблагополучия и социального сиротства:     ¦
¦                            ¦уменьшение удельного веса детей-сирот и  детей,¦
¦                            ¦оставшихся без  попечения  родителей,  в  общей¦
¦                            ¦численности детей в возрасте 0 - 17 лет (на ко-¦
¦                            ¦нец отчетного года) с 3,3 процента в 2010  году¦
¦                            ¦до 3,1 процента в 2013 году                    ¦
¦                            ¦уменьшение удельного веса отказов  от  новорож-¦
¦                            ¦денных в общей численности родившихся детей  до¦
¦                            ¦0,2 процента к 2013 году                       ¦
¦                            ¦сокращение  очередности  лиц  из  числа  детей-¦
¦                            ¦сирот и детей, оставшихся без  попечения  роди-¦
¦                            ¦телей, нуждающихся в жилых помещениях,  на  220¦
¦                            ¦человек                                        ¦
¦                            ¦сокращение численности детей, родители  которых¦
¦                            ¦лишены родительских прав, с 592 до 380  случаев¦
¦                            ¦в год;                                         ¦
¦                            ¦2) положительная динамика показателей  семейно-¦
¦                            ¦го устройства детей-сирот и  детей,  оставшихся¦
¦                            ¦без попечения родителей:                       ¦
¦                            ¦увеличение удельного веса детей-сирот и  детей,¦
¦                            ¦оставшихся без попечения родителей,  переданных¦
¦                            ¦на воспитание в семьи, в общей численности  де-¦
¦                            ¦тей-сирот и  детей,  оставшихся  без  попечения¦
¦                            ¦родителей (на конец  отчетного  года),  с  77,6¦
¦                            ¦процента в 2011 году до 85,2  процента  в  2013¦
¦                            ¦году                                           ¦
¦                            ¦увеличение доли детей, оставшихся  без  попече-¦
¦                            ¦ния родителей, переданных на воспитание  в  се-¦
¦                            ¦мьи  граждан  Российской  Федерации,  постоянно¦
¦                            ¦проживающих на территории Российской  Федерации¦
¦                            ¦(усыновление (удочерение), под  опеку  (попечи-¦
¦                            ¦тельство), в том числе по договору  о  приемной¦
¦                            ¦семье либо в случаях,  предусмотренных  законом¦
¦                            ¦субъектов Российской Федерации  по  договору  о¦
¦                            ¦патронатной семье (патронате, патронатном  вос-¦
¦                            ¦питании) с 71,1 процента в 2011  году  до  77,8¦
¦                            ¦процента в 2013 году                           ¦
¦                            ¦увеличение числа детей-сирот  и  детей,  остав-¦
¦                            ¦шихся  без  попечения  родителей,  передаваемых¦
¦                            ¦ежегодно на воспитание в семьи, с 905  детей  в¦
¦                            ¦2011 году до 975 в 2013 году;                  ¦
¦                            ¦3) формирование новой  эффективной  межведомст-¦
¦                            ¦венной системы профилактики семейного  неблаго-¦
¦                            ¦получия и социального  сиротства,  реабилитации¦
¦                            ¦семей и детей, находящихся в трудной  жизненной¦
¦                            ¦ситуации:                                      ¦
¦                            ¦увеличение удельного  веса  несовершеннолетних,¦
¦                            ¦прошедших социальную реабилитацию  в  специали-¦
¦                            ¦зированных учреждениях для  несовершеннолетних,¦
¦                            ¦нуждающихся в социальной реабилитации,  и  воз-¦
¦                            ¦вращенных в родные  семьи,  с  76  процентов  в¦
¦                            ¦2011 году до 78 процентов в 2013  году;     

                               редакции      Постановления     Правительства

                               Республики Коми от 13.09.2012 г. N 380)       ¦
¦                            ¦4) формирование новой эффективной  системы  по-¦
¦                            ¦вышения квалификации  специалистов,  работающих¦
¦                            ¦с семьями и детьми:                            ¦
¦                            ¦увеличение удельного веса  специалистов,  рабо-¦
¦                            ¦тающих с семьями и детьми, прошедших курс  обу-¦
¦                            ¦чения в рамках семинаров и иных  обучающих  ме-¦
¦                            ¦роприятий, от общего числа специалистов,  рабо-¦
¦                            ¦тающих  с  семьями  и  детьми,  находящимися  в¦
¦                            ¦трудной жизненной ситуации  с  35  процентов  в¦
¦                            ¦2011 году до 100 процентов в  2013 году;       ¦
¦                            ¦5) оптимизация системы  учреждений  для  детей-¦
¦                            ¦сирот и детей, оставшихся без  попечения  роди-¦
¦                            ¦телей. Создание  в учреждениях социального  об-¦
¦                            ¦служивания семьи  и  детей,  здравоохранения  и¦
¦                            ¦образования служб нового типа:                 ¦
¦                            ¦организация деятельности 9 служб  сопровождения¦
¦                            ¦замещающих семей и создание новых 12 служб     ¦
L----------------------------+------------------------------------------------

 

          I. Содержание проблемы и обоснование необходимости          
                ее решения программно-целевым методом                 

 

      В круг проблем, которые  в  настоящее  время  являются  наиболее
актуальными  как для страны в целом, так и для Республики Коми, входят
семейное неблагополучие и социальное сиротство.
      В Республике Коми на начало 2010 года проживало около 189  тысяч
детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей (6,3  тысячи  человек,  или
3,4   процента   от   общего   числа   детского  населения),  а  также
несовершеннолетние, проживающие  в  социально  неблагополучных  семьях
(4,2 тысячи человек, или 2,2 процента).
      Ежегодно в  республике  в  среднем  выявляется  около  1  тысячи
детей-сирот  и  детей,  оставшихся без попечения родителей (2007 год -
1012 человек, 2008 год - 953 человека, 2009 год - 847 человек).
      Данные по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, приведены в таблице:
                                                                      Таблица
------T-----------------------------------------------T------T-------T-------¬
¦  N  ¦                  Показатели                   ¦ 2007 ¦ 2008  ¦ 2009  ¦
¦ п/п ¦                                               ¦  год ¦  год  ¦  год  ¦
+-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+
¦  1  ¦                       2                       ¦  3   ¦   4   ¦   5   ¦
+-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+
¦  1. ¦Всего выявлено и учтено  детей-сирот  и  детей,¦ 1012 ¦  953  ¦  847  ¦
¦     ¦оставшихся без попечения родителей             ¦      ¦       ¦       ¦
+-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+
¦  2. ¦Устроено из числа выявленных детей в замещающие¦  635 ¦  595  ¦  487  ¦
¦     ¦семьи всего, в том числе:                      ¦      ¦       ¦       ¦
+-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+
¦ 2.1)¦под опеку, попечительство                      ¦  588 ¦  564  ¦  440  ¦
+-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+
¦ 2.2)¦в приемную семью                               ¦   20 ¦   22  ¦   28  ¦
+-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+
¦ 2.3)¦усыновлено                                     ¦   27 ¦    9  ¦   19  ¦
+-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+
¦  3. ¦Устроено в учреждения  для детей-сирот и детей,¦  308 ¦  287  ¦  232  ¦
¦     ¦оставшихся без попечения родителей             ¦      ¦       ¦       ¦
+-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+
¦  4. ¦Общая численность детей,  устроенных в замещаю-¦ 1053 ¦ 1022  ¦  830  ¦
¦     ¦щие семьи, в том числе:                        ¦      ¦       ¦       ¦
+-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+
¦ 4.1)¦под опеку, попечительство                      ¦  836 ¦  792  ¦  639  ¦
+-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+
¦ 4.2)¦в приемную семью                               ¦  118 ¦  123  ¦   84  ¦
+-----+-----------------------------------------------+------+-------+-------+
¦ 4.3)¦усыновлено                                     ¦   99 ¦  107  ¦  107  ¦
L-----+-----------------------------------------------+------+-------+--------

 

      Динамика  последних  лет   свидетельствует   о   снижении   доли
детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей, в общей
численности детского населения республики за последние два года  (2007
год  -  7161  ребенок, или 3,56 процента от общей численности детского
населения республики, 2008 год - 7067 детей, или 3,6 процента от общей
численности  детского населения республики, 2009 год - 6335 детей, или
3,4 процента)  с  одновременным  ростом  доли  детей,  оставшихся  без
попечения   родителей,   переданных  на  воспитание  в  семьи  граждан
Российской Федерации, в численности выявленных детей,  оставшихся  без
попечения  родителей,  в  течение года (2007 год - 63,4 процента, 2008
год - 63,4 процента, 2009 год - 64,3 процента).
      Наиболее распространенной формой устройства детей на  воспитание
в  семью  являются  опека  и попечительство. Под опеку чаще передаются
дети в возрасте старше пяти лет. На  территории  республики  на  конец
2009  года  в  семьях  опекунов  проживало  3119 детей, оставшихся без
попечения родителей.
      Популярной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения  родителей,  становится  приемная  семья.  С  разработкой  в
республике нормативных  правовых  актов,  направленных  на  социальную
поддержку  граждан,  принявших на воспитание в семью детей, оставшихся
без попечения  родителей,  количество  детей,  переданных  в  приемные
семьи,  значительно возросло (на конец 2007 года - 316 детей, на конец
2008 года - 400 детей, на конец 2009 года - 470 детей).
      Численность   детей,   воспитывающихся   в   организациях    для
детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние
три года снизилась (банк данных детей-сирот и  детей,  оставшихся  без
попечения  родителей,  на  31  декабря  2007  года содержал 2311 анкет
детей, оставшихся без попечения родителей, на 31 декабря 2008  года  -
2114 анкет, на 31 декабря 2009 года - 1965 анкет).
      При относительно положительных показателях семейного  устройства
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  имеет место негативная
тенденция возврата детей из замещающих  семей.  Так,  за  2009  год  в
отношении  144  детей, воспитывающихся в приемных и опекунских семьях,
были приняты решения по отмене опеки  (попечительства)  по  инициативе
самих  опекунов,  попечителей,  приемных  родителей, а также в связи с
ненадлежащим   исполнением   обязанностей   опекунами,   попечителями,
приемными  родителями, включая причину жестокого обращения с ребенком.
В 2008 году указанных решений было принято 108, а в  2007  году  -  86
решений.
      Основной  причиной  возврата  детей  в  интернатные   учреждения
являются  возникающие  сложности  во  взаимопонимании,  в  том числе в
процессе адаптации ребенка к жизни  в  семейных  условиях.  Уменьшение
количества  случаев  возврата  детей в интернатные учреждения возможно
путем развития сети служб сопровождения замещающих семей, оказания  им
всесторонней помощи квалифицированными специалистами.
      Одним из основных факторов, сдерживающих устройство  детей-сирот
и  детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан остается
недостаточная  информированность  населения  о  детях,  нуждающихся  в
устройстве  в семьи, о формах семейного устройства детей, об органах и
учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим  принять
ребенка  в  свою  семью. Недостаточно используются возможности средств
массовой информации, особенно это касается отдаленных сельских районов
республики,   где   в  основном  информирование  осуществляется  через
районные газеты. Кроме того, для эффективной деятельности специалистов
в  области  опеки  и  попечительства необходимо обеспечение постоянной
подготовки,  переподготовки  и  повышения  квалификации  специалистов,
работающих с семьей и детьми.
      Численность     социально      неблагополучных      семей      и
несовершеннолетних,  проживающих  в них, в последние годы в республике
снижается (на 1 января 2008 года - 3801  семья  и  5728  детей,  на  1
января  2009  года  - 3475 семей и 5139 детей, на 1 января 2010 года -
2799 семей и 4232 ребенка, на 1 января 2011 года - 1902 семьи  и  3074
ребенка).   Также   в   2009  году  снизилось  число  случаев  лишения
родительских прав по сравнению с 2008 годом на 124 случая (936 случаев
в   2008   году   и   812  случаев  в  2009  году).  Число  родителей,
восстановленных в родительских  правах,  с  каждым  годом  растет  (18
человек  -  в  2007  году, 30 человек - в 2008 году и 40 чело- век - в
2009 году).
      Однако данная статистика не может служить основанием для  вывода
об искоренении семейного неблагополучия. Одной из причин положительной
динамики  является  уже   упоминавшаяся   общая   тенденция   снижения
численности  населения,  в  том  числе  детского.  Кроме  того,  семьи
снимаются с учета в том числе по следующим основаниям:
      1) родители лишены родительских прав;
      2) дети достигли совершеннолетия;
      3) семьи выехали с места жительства.
      Значительное число указанных семей - это, прежде всего, семьи  с
различными  формами  зависимостей, семьи с нестабильным образом жизни,
для которых  характерным  является  постоянное  усугубление  семейного
неблагополучия.
      Указанное приводит, в частности, к тому, что ежегодно на высоком
уровне    остается    число   детей   и   подростков,   помещаемых   в
специализированные учреждения для  несовершеннолетних,  нуждающихся  в
социальной  реабилитации:  2007  год  - 2832 человека, 2008 год - 2964
человека, 2009 год - 2313 человек, 2010 год - 2161 человек.
      В    основном    в     специализированные     учреждения     для
несовершеннолетних,  нуждающихся  в  социальной  реабилитации,  дети и
подростки поступали по заявлению родителей или законных представителей
(2007  год  - 38,4 процента, 2008 год - 34,1 процента, 2009 год - 35,4
процента,  2010  год  -  46  процентов)  или  по  направлению  органов
социальной защиты населения (2007 год - 27,4 процента, 2008 год - 41,9
процента, 2009 год - 20,5 процента, 2010 год - 17,4 процента).
      Данные  факты  свидетельствуют  о  том,  что  стабильно  высоким
остается    количество    родителей,    которые   отказываются   нести
ответственность  за  воспитание   собственных   детей,   демонстрируют
потребительское отношение к жизни и психологический инфантилизм.
      Некоторые   родители   не   в   полной   мере   осознают    свою
ответственность  за  безопасное поведение ребенка, оставляют детей без
присмотра, в том числе на улице, где те  нередко  становятся  жертвами
насилия.
      Для решения обозначенных проблем в Республике Коми создана  сеть
органов и учреждений:
      1)  комиссии  по  делам  несовершеннолетних  и  защите  их  прав
(Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Коми
и 21 территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите  их
прав);
      2)  учреждения  системы  социальной  защиты населения Республики
Коми   (19   специализированных   учреждений  для  несовершеннолетних,
нуждающихся  в  социальной  реабилитации,  2  центра социальной помощи
семье и детям, 19 отделений по работе с семьей и детьми при центрах по
предоставлению  государственных услуг в сфере социального обслуживания
населения);  редакции  Постановления  Правительства Республики Коми

от 13.09.2012 г. N 380)
      3)  органы  опеки  и  попечительства    каждом   муниципальном
образовании в Республике Коми);
      4)   органы   и   учреждения    системы    здравоохранения    (3
специализированных  дома ребенка, 4 государственных и 26 муниципальных
учреждений здравоохранения, 314 фельдшерско-акушерских пунктов);
      5)   органы    и    учреждения    системы    образования    (424
общеобразовательных   учреждения,   475   дошкольных   образовательных
учреждений, 59 учреждений дополнительного образования,  74  учреждения
профессионального   образования,  39  государственных  образовательных
учреждений   интернатного   типа   и   специального   (коррекционного)
образования,  в  том  числе  детских  домов  для  детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей - 10).
      В целях оптимизации деятельности указанных  служб  в  Республике
Коми предприняты следующие меры:
      1) с 2007 года на базе  государственного  учреждения  Республики
Коми  "Республиканская  общественная  приемная  Главы Республики Коми"
функционирует детская общественная приемная Республики Коми;
      2) с 2010 года в Республике Коми введен институт Уполномоченного
при Главе Республики Коми по правам ребенка;
      3) с 2010 года при государственном  учреждении  Республики  Коми
"Республиканская   общественная   приемная   Главы   Республики  Коми"
организованы    бесплатные    юридические     бюро     по     вопросам
административного, уголовного и уголовно-процессуального права;
      4)   сформирована   законодательная   база   Республики    Коми,
направленная   на   предупреждение   безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних, по вопросам опеки и попечительства;
      5) утверждены государственные стандарты социального обслуживания
населения  Республики  Коми  и  государственные задания для учреждений
социального обслуживания Республики Коми;
      6) осуществлен перевод учреждений социального обслуживания семьи
и  детей  на  программно-целевой  метод работы, позволяющий обеспечить
более     эффективное     осуществление     процесса      реабилитации
несовершеннолетних и их семей;
      7)  применяются  инновационные  формы   работы   с   семьями   и
несовершеннолетними   (например,  заключение  договоров  с  родителями
воспитанников специализированных  учреждений  для  несовершеннолетних,
предусматривающих   определение   прав   и  обязанностей  родителей  и
учреждения);
      8)  функционирует  круглосуточная   бесплатная   республиканская
служба  "Телефон  доверия"    системе  социальной  защиты  населения
Республики Коми) и единый бесплатный телефон  кризисных  состояний  
системе    здравоохранения).   В   2007-2009   годах   за   экстренной
психологической помощью обратились более 10 тысяч человек;
      9) проводится добровольное бесплатное противоалкогольное лечение
(кодирование)   с  применением  фармокоблокад  и  психотерапевтических
методик у взрослых, в том числе и среди родителей  (2008  год  -  3075
человек, 2009 год - 3064 человека);
      10) применяется анкетирование будущих мам в  целях  выявления  и
оказания   медико-психологической   помощи   женщинам  с  депрессивной
настроенностью во время беременности и после родов, определения уровня
психологической   готовности   к   приему  новорожденного  в  семью  и
профилактики отказов от детей;
      11) реализуется  ряд  республиканских  и  ведомственных  целевых
программ,  направленных  на  профилактику  семейного  неблагополучия и
социального сиротства;
      12) проводится активная  работа  по  повышению  профессиональной
квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми;
      13) реализуются международные проекты  по  работе  с  семьями  с
детьми,  находящимися  в  трудной  жизненной  ситуации    2008  года
Республика Коми участвует в  работе  руководящего  комитета  программы
"Дети   и   молодежь  "группы  риска"  в  рамках  программы  Баренцева
Евро-Арктического региона).
      Таким образом,  в  результате  последовательно  реализуемых  мер
удалось достигнуть следующих положительных показателей:
      1) увеличение количества и удельного веса семей,  находящихся  в
социально  опасном  положении,  снятых  с  учета  в связи с улучшением
положения в них (2007 год - 445 семей,  или  36  процентов  от  общего
числа  семей,  снятых  с  учета,  2009  год  -  485  и  44,2  процента
соответственно, 2010 год - 309 и 41,1 процента соответственно);
      2)   увеличение   доли   детей,   прошедших    реабилитацию    в
специализированных  учреждениях для несовершеннолетних, от числа детей
и  подростков,  состоящих   на   учете   в   учреждениях   социального
обслуживания  семьи  и  детей  (2007  год  - 51 процент, 2008 год - 65
процентов, 2009 год - 73 процента, 2010 год - 70,3 процента);
      3) процент жизнеустройства несовершеннолетних  после  выхода  из
специализированных   учреждений   на  протяжении  последних  трех  лет
остается на высоком уровне и составляет порядка 90  процентов,  в  том
числе в родные семьи - порядка 75 процентов;
      4) снижение числа преступлений, совершенных  несовершеннолетними
(2007  год - 1924 преступления, 2008 год - 1445 преступлений, 2009 год
- 1255 преступлений);
      5) снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений (2007 год -
630  преступлений,  2008  год  -  426  преступлений,  2009  год  - 337
преступлений), преступлений с причинением тяжкого вреда здоровью (2007
год  -  38  преступлений,  2008  год  - 25 преступлений, 2009 год - 16
преступлений), краж (2007 год - 878 фактов, 2008 год - 631 факт,  2009
год - 569 фактов);
      6) снижение количества отказов от новорожденных детей (2007  год
- 55 отказов, 2008 год - 50 отказов, 2009 год - 34 отказа);
      7) снижение числа выявлений детей-сирот и детей, оставшихся  без
попечения родителей (1012 детей - в 2007 году, 953 - в 2008 году и 847
- в 2009 году);
      8) снижение числа воспитанников  учреждений  для  детей-сирот  и
детей,  оставшихся  без  попечения родителей (2007 год - 1718 человек,
2008 год - 1674 человека, 2009 год - 1460 человек).
      Однако сохранились и негативные тенденции, а именно:
      1) увеличение количества фактов жестокого обращения с  детьми  и
подростками (с 814 случаев в 2007 году до 1014 случаев в 2009 году);
      2) рост числа суицидальных попыток среди детей и молодежи  (2007
год - 108 фактов, 2008 год - 163 факта, 2009 год - 166 фактов);
      3) увеличение числа несовершеннолетних, по  которым  рассмотрены
на  заседаниях  комиссий  по делам несовершеннолетних и защите их прав
дела за употребление спиртных напитков (2007 год - 2525 человек;  2008
год - 2459 человек, 2009 год - 2615 человек);
      4)  рост  числа  детей,  устроенных  в  специализированные  дома
ребенка  по  заявлению родителей по причине пребывания семьи в трудной
жизненной ситуации  (2007  год  -  18,4  процента,  2008  год  -  28,2
процента, 2009 год - 41,1 процента);
      5)       рост       количества       госпитализированных       в
лечебно-профилактические учреждения заблудившихся, подкинутых и других
детей,  оставшихся  без  попечения   родителей   или   иных   законных
представителей  (2007 год - 581 ребенок, в том числе в возрасте до 4-х
лет - 284 ребенка, 2008 год- 607 детей, в том числе в возрасте до  4-х
лет  -  341 ребенок, 2009 год - 622 ребенка, в том числе в возрасте до
4-х лет - 379 детей);
      6) рост числа возвратов детей из замещающих семей в  интернатные
учреждения  (86  случаев  в  2007  году,  108 случаев в 2008 году, 144
случая в 2009 году);
      7) сохранение высокого процента социального сиротства.
      Следует отметить следующие факторы,  препятствующие  дальнейшему
решению проблемы сиротства:
      1) отсутствие единой межведомственной системы выявления и  учета
семей "группы риска";
      2)  отсутствие  системы  постинтернатной  адаптации  выпускников
интернатных  учреждений,  приводящее к самовоспроизведению социального
сиротства;
      3) отсутствие в  работе  служб  сопровождения  замещающих  семей
правовой     основы    их    деятельности,    а    также    отсутствие
автоматизированного учета и регистрации обращающихся граждан в  службы
сопровождения,  оформления  учетной  документации,  личных  дел, учета
информации о результатах работы с замещающей семьей;
      4) недостаточность  ресурсов  органов  опеки  и  попечительства,
включая кадровых;
      5) недостаточный уровень  обучения  специалистов,  работающих  с
семьей  и  детьми,  по  вопросам особенностей сопровождения замещающих
семей и выпускников интернатных учреждений.
      Следует  отметить,  что  большая   часть   усилий   специалистов
различных  сфер  и  отраслей  направлена  на  оказание помощи семьям и
детям, уже оказавшимся в трудной  жизненной  ситуации,  вместе  с  тем
наиболее эффективной является профилактика семейного неблагополучия. В
связи с этим в Республике Коми назрела необходимость  создания  модели
раннего  выявления  случаев  семейного  неблагополучия  и  социального
сиротства, особое место  в  которой  будет  определено  предотвращению
фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.
      Реализация  программных   мероприятий   предполагает   внедрение
комплексного   межведомственного  подхода  к  решению  рассматриваемой
проблемы.   Программно-целевой    метод    позволит    скоординировать
деятельность   и   обеспечить   межведомственное  взаимодействие  всех
субъектов, заинтересованных в решении проблемы социального сиротства и
социального  неблагополучия  семей  с  детьми,  повысить эффективность
использования финансовых средств.
      Результатом  реализации   Программы   станет   формирование   на
межведомственной основе новой эффективной модели организации работы по
профилактике  семейного  неблагополучия   и   социального   сиротства.
Реализация  мероприятий  будет  продолжена после завершения Программы.
Результативные  и  успешные  технологии,   апробированные   в   рамках
реализации  мероприятий  Программы,  будут  в  дальнейшем предложены к
применению на всей территории Республики Коми.

 

            II. Цель, задачи и сроки реализации Программы             

 

      Целью  Программы  является  реализация  права  ребенка  жить   и
воспитываться  в  благополучной  семье  путем  системных  изменений  в
Республике  Коми  в  организации  работы  по  профилактике   семейного
неблагополучия  и  социального  сиротства,  реабилитации  семей группы
риска,  развитии  семейных  форм  устройства  детей-сирот   и   детей,
оставшихся без попечения родителей.
      Для достижения поставленной в Программе цели  необходимо  решить
следующие задачи:
      1) профилактика семейного неблагополучия. Реабилитация социально
неблагополучных семей и детей;
      2)  развитие  семейных  форм  устройства  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей. Развитие системы профессионального
сопровождения замещающих семей;
      3) профилактика вторичной волны социального сиротства, вызванной
неадекватной социализацией выпускников учреждений интернатного типа;
      4)  укрепление  института  семьи  с  детьми,  базовых   семейных
ценностей, повышение воспитательного потенциала семьи;
      5) информационная и методическая  деятельность  по  профилактике
семейного    неблагополучия   и   социального   сиротства.   Повышение
квалификации (профессиональной компетенции) специалистов, работающих с
семьями и детьми.
      Сроки реализации Программы: 2011-2013 годы.

 

                III. Система программных мероприятий,

             объемы финансирования мероприятий Программы

                        и ожидаемые результаты

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬

¦  N  ¦Наименование мероприятия ¦       Ожидаемые результаты       ¦    Исполнители     ¦Сроки ¦              Объем финансирования (рублей) с указанием источников финансирования             ¦

¦ п/п ¦                         ¦                                  ¦                    ¦реали-+----------------------------------------------------------------------------------------------+

¦     ¦                         ¦                                  ¦                    ¦зации ¦    всего      ¦          2011 г.         ¦         2012 г.         ¦          2013 г.        ¦

¦     ¦                         ¦                                  ¦                    ¦      ¦               +--------------------------+-------------------------+-------------------------+

¦     ¦                         ¦                                  ¦                    ¦      ¦               ¦    бюджет   ¦  средства  ¦   бюджет    ¦ средства  ¦   бюджет    ¦ средства  ¦

¦     ¦                         ¦                                  ¦                    ¦      ¦               ¦  Республики ¦   Фонда    ¦ Республики  ¦   Фонда   ¦ Республики  ¦  Фонда    ¦

¦     ¦                         ¦                                  ¦                    ¦      ¦               ¦     Коми    ¦            ¦    Коми     ¦           ¦    Коми     ¦           ¦

+-----+-------------------------+----------------------------------+--------------------+------+---------------+-------------+------------+-------------+-----------+-------------+-----------+

¦  1  ¦            2            ¦                3                 ¦         4          ¦  5   ¦      6        ¦      7      ¦     8      ¦     9       ¦    10     ¦     11      ¦    12     ¦

+-----+-------------------------+----------------------------------+--------------------+------+---------------+-------------+------------+-------------+-----------+-------------+-----------+

¦                                                                        Раздел I. Профилактика семейного неблагополучия.                                                                     ¦

¦                                                                      Реабилитация социально неблагополучных семей и детей                                                                   ¦

+-----+-------------------------+----------------------------------+--------------------+------+---------------+-------------+------------+-------------+-----------+-------------+-----------+

¦  1. ¦Создание и ведение едино-¦Приобретение  и   установка   про-¦Государственное бюд-¦2011 -¦    4 392 000,0¦  3 613 000,0¦   779 000,0¦          0,0¦        0,0¦          0,0¦        0,0¦

¦     ¦го банка данных социально¦граммного продукта в  41  государ-¦жетное    учреждение¦ 2013 ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦неблагополучных    семей,¦ственном   бюджетном    учреждении¦Республики Коми "Ре-¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦родителей, не выполняющих¦Республики Коми в  сфере  социаль-¦гиональный     центр¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦надлежащим образом  своих¦ной  защиты  населения.  Эффектив-¦развития  социальных¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦обязанностей по  воспита-¦ность для целевой  группы  выража-¦технологий" (далее -¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦нию, обучению и  содержа-¦ется  в   оказании   своевременной¦ГБУ РК "Региональный¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦нию детей,  обмен  опера-¦помощи несовершеннолетним  из  со-¦центр развития соци-¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦тивной информацией  между¦циально неблагополучных  семей,  а¦альных  технологий")¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦заинтересованными субъек-¦также из семей, в которых  родите-¦(по   согласованию),¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦тами системы профилактики¦ли не выполняют  надлежащим  обра-¦государственные бюд-¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦безнадзорности и правона-¦зом своих обязанностей  по  воспи-¦жетные    учреждения¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦рушений  несовершеннолет-¦танию, обучению и  содержанию  де-¦Республики  Коми   в¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦них                      ¦тей  (на  основании   оперативного¦сфере     социальной¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦обмена информацией  между  заинте-¦защиты населения (по¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦ресованными   субъектами   системы¦согласованию)       ¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦профилактики   безнадзорности    и¦                    ¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦правонарушений    несовершеннолет-¦                    ¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦них). Создание единого  информаци-¦                    ¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦онного поля для организации  выяв-¦                    ¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦ления на ранних стадиях  семейного¦                    ¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦неблагополучия  и  учета  несовер-¦                    ¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦шеннолетних  и   семей   указанных¦                    ¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦категорий  посредством   установки¦                    ¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦программного продукта.  Усовершен-¦                    ¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦ствование системы учета и  контро-¦                    ¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦ля числа детей и  семей  указанной¦                    ¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦категории, в том числе  исключение¦                    ¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦их двойного учета субъектами  про-¦                    ¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦

¦     ¦                         ¦филактики безнадзорности и  право-¦                    ¦      ¦               ¦             ¦            ¦             ¦           ¦             ¦           ¦


Информация по документу
Читайте также