Расширенный поиск
Закон Коми Советской Социалистической Республики от 12.02.1992 № б нРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ЗАКОН Утратил силу - Закон Республики Коми от 15.11.2001 г. N 69-РЗ О недрах (В редакции Законов Республики Коми от 02.02.96 г. N 11-РЗ; от 04.04.2000 г. N 18-РЗ; от 17.07.2000 г. N 41-РЗ) Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Республики Коми, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды и рассолы. Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства, граждан, проживающих на территории Республики Коми, а также прав пользователей недр. РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство Республики Коми о недрах Законодательство Республики Коми о недрах основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми, нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других нормативных правовых актов Республики Коми. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и Республики Коми. Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, регулируются законодательством Российской Федерации. Отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми. Статья 2. Правовое регулирование отношений недропользования Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Коми в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, а также заключаемыми в соответствии с ними федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Положения настоящего Закона, касающиеся разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Коми, действуют на территории Республики Коми до заключения договора о разграничении предметов ведения и полномочий в области регулирования отношений недропользования между Российской Федерацией и Республикой Коми. Органы местного самоуправления Республики Коми вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и Республики Коми. (В редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) Статья 3. Собственность на недра Недра на территории Республики Коми, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой это допускается настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться в федеральной собственности, собственности Республики Коми, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Статья 4. Фонд недр Республики Коми Фонд недр Республики Коми является составной частью единого государственного фонда недр Российской Федерации и состоит из используемых и неиспользуемых участков недр в пределах территории Республики Коми. Владение, пользование и распоряжение фондом недр Республики Коми осуществляется в интересах народа Республики Коми и всех народов Российской Федерации. Статья 5. Участки недр федерального значения Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и Главы Республики Коми. Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами. Статья 6. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования В соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования входят: 1) разработка и совершенствование федерального законодательства о недрах; 2) определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ; 3) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых; 4) создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств; 5) государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; 6) определение совместно с органами государственной власти Республики Коми перечня полезных ископаемых, относимых на территории Республики Коми к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, республиканского значения и местного значения; 7) составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр; 8) распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации; 9) введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды; 1О) распоряжение совместно с органами государственной власти Республики Коми фондом недр Республики Коми, за исключением участков федерального значения; 11) определение совместно с органами государственной власти Республики Коми условий и порядка взимания платы за пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам полезных ископаемых, установление форм и размеров платы за пользование участками недр федерального значения, а также утверждение договоров на условиях раздела продукции; 12) координация научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ, связанных с пользованием недрами; 13) защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации; 14) разрешение споров по вопросам пользования недрами между Республикой Коми и другими субъектами Российской Федерации; 15) заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр; 16) государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения. Реализация общей федеральной политики недропользования в Республике Коми осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и соответствующими органами государственной власти Республики Коми. Статья 7. Компетенция Государственного Совета Республики Коми в сфере регулирования отношений недропользования В компетенцию Государственного Совета Республики Коми в сфере регулирования отношений недропользования входят: 1) принятие и изменение законов Республики Коми и иных законодательных актов Республики Коми; 2) обеспечение контроля за соблюдением и исполнением настоящего Закона, единообразным применением законодательства Республики Коми о недрах; 3) утверждение по представлению Главы Республики Коми республиканской программы развития и использования минерально-сырьевой базы; 4) установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения; 5) определение общего порядка проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами; 6) ратификация международных и межгосударственных договоров и соглашений в области рационального размещения и использования минерально-сырьевой и топливно-энергетической базы Республики Коми; 7) приостановление действия на территории Республики Коми законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих интересы Республики Коми в области использования и охраны недр, с одновременным обращением в Конституционный Суд Российской Федерации. В компетенцию Государственного Совета Республики Коми входит регулирование и других вопросов в области использования и охраны недр в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми. Статья 8. Компетенция Главы Республики Коми в сфере регулирования отношений недропользования В компетенцию Главы Республики Коми в сфере регулирования отношений недропользования входят: 1) участие в разработке и реализации государственных (федеральных) программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации на территории Республики Коми; 2) разработка и реализация республиканской программы развития и использования минерально-сырьевой базы; 3) распоряжение совместно с Российской Федерацией фондом недр Республики Коми и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального значения, республиканского значения и местного значения; 4) защита интересов малочисленных народов, защита прав пользователей недр и интересов граждан; разрешение в пределах своих полномочий споров по вопросам пользования недрами; 5) заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр республиканского и местного значения. В компетенцию Главы Республики Коми входит регулирование и других вопросов в области использования и охраны недр в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми. В соответствии с Законом Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" Глава Республики Коми или по его поручению иные республиканские органы исполнительной власти вправе передавать федеральным органам исполнительной власти на основании соглашения с ними выполнение части своих полномочий в области использования и охраны недр, а также принимать на себя исполнение полномочий, переданных им федеральными органами исполнительной власти. Объем и характер полномочий, передаваемых республиканскими органами исполнительной власти федеральным органам, предварительно согласовываются с Государственным Советом Республики Коми. Статья 9. Компетенция республиканского органа управления фондом недр В компетенцию республиканского органа управления фондом недр входят: 1) создание и ведение республиканского фонда геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и соответствующих местных бюджетов; 2) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; 3) составление республиканских балансов запасов и ведение кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр республиканского и местного значения в установленных пределах; 5) лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр республиканского и местного значения; 6) определение порядка и условий пользования месторождениями полезных ископаемых; 7) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр на территории Республики Коми в соответствии с установленным порядком. В компетенцию республиканского органа управления фондом недр входит регулирование и других вопросов в области использования и охраны недр в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми. Республиканский орган управления фондом недр наделяется полномочиями территориального подразделения федерального органа управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми. Статья 10. Компетенция представительных органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования (Название статьи в редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) В компетенцию представительных органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования входят: (В редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) 1) контроль за соблюдением настоящего Закона на соответствующей территории; 2) утверждение местных программ развития минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; 3) определение порядка проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. В компетенцию представительных органов местного самоуправления входят и иные полномочия в сфере регулирования отношений недропользования, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Коми. (В редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) Статья 11. Компетенция администраций муниципальных образований в сфере регулирования отношений недропользования (Название статьи в редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) В компетенцию администраций муниципальных образований в сфере регулирования отношений недропользования входит: (В редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) 1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков; 2) разработка местных программ развития минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности и организация их выполнения; 3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений (лицензий) на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на использование недр в целях не связанных с добычей полезных ископаемых для местных нужд; 4) составление и представление по установленной форме территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых в республиканский фонд геологической информации и учет участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых для местных нужд; (В редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) 5) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 26 настоящего Закона; 6) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, а также при использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых для местных нужд; 7) введение в установленном порядке ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде. В компетенцию администраций муниципальных образований входят и иные полномочия в сфере регулирования отношений недропользования, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Коми. (В редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) РАЗДЕЛ 2. ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ Статья 12. Виды пользования недрами Недра предоставляются в пользование для: 1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; 2) геологического изучения, включающего поиски и разведку месторождений полезных ископаемых; 3) добычи полезных ископаемых; 4) использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; 5) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 6) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); 7) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае одновременная добыча может производиться только на условиях, определенных лицензией. Статья 13. Участки недр, предоставляемые в пользование В соответствии с лицензией на разведку и добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, определящие объект пользования и зоны влияния работ, связанных с пользованием недрами. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр, придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование. Статья 14. Ограничение пользования недрами Пользование отдельными участками недр в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды может быть ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий. Запрещается пользование недрами для хранения и захоронения радиоактивных отходов и материалов, вывозимых из других государств. Статья 15. Сроки пользования недрами Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок недра предоставляются в пользование: для геологического изучения - на срок до 5 лет; для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, - на срок до 2О лет; при совмещении указанных видов пользования - на срок до 25 лет. Сроки пользования недрами при добыче полезных ископаемых определяются исходя из технико-экономического обоснования их разработки, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов. Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления лицензии на право пользования. Они могут быть продлены по инициативе пользователя недр на указанные в части первой настоящей статьи сроки при выполнении им оговоренных в лицензии условий. Статья 16. Пользователи недр Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами. Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия. Статья 17. Основания получения права пользования недрами Право пользования недрами может быть приобретено пользователем: 1) на основании совместного решения федерального или республиканского органов управления фондом недр и Главы Республики Коми по результатам конкурса или аукциона; 2) на основании решения Правительства Российской Федерации по согласованию с Главой Республики Коми для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ; 3) в порядке переоформления действующих лицензий на основаниях, предусмотренных настоящим Законом и законодательством Российской Федерации; 4) в порядке, установленном Государственным Советом Республики Коми для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющими местное значение, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) на основании решения федерального или республиканского органа управления государственным фондом недр, согласованного с Главой Республики Коми, для целей геологического изучения недр. Статья 18. Государственная система лицензирования Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно - аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление. Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение: практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы; социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации; равных прав всех юридических лиц и граждан в получении лицензий; развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами; необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на республиканский орган управления фондом недр. Республиканский орган управления государственным фондом недр осуществляет подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов (аукционов) и предоставлением лицензий, согласовывает условия лицензии с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, государственными органами охраны окружающей природной среды, органами государственного горного надзора, а в части, касающейся платы, - с государственными органами управления экономикой. При предоставлении лицензии на бесконкурсной основе все виды согласований проводятся совместно с потенциальным пользователем недр. Лицензия предоставляется на основании решения Главы Республики Коми по представлению республиканского органа управления фондом недр, как территориального подразделения федерального органа управления государственным фондом недр, а в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона, - федеральным или республиканским органом управления фондом недр. Оформление, регистрация и выдача лицензии на пользование недрами осуществляется республиканским органом управления фондом недр. Статья 19. Лицензия на пользование недрами и ее содержание Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Допускается предоставление лицензии на несколько последовательных видов пользования недрами. Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию. Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: 1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; 2) вид и данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; 3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование; 4) указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; 5) сроки действия лицензии, сроки подготовки технического проекта, сроки начала работ и выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу; 6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; 7) согласованный уровень добычи минерального сырья и нормативы потерь, право собственности на добытое минеральное сырье, а также соглашение о его долевом распределении; 8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами; 9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по рациональному использованию и охране недр, окружающей природной среды, безопасному ведению работ; 1О) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель; 11) обязательства недропользователя на случай прекращения пользования недрами по его инициативе; 12) порядок и способ измерения и учета добытого сырья. Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе договора на условиях раздела продукции, контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону и законодательству Российской Федерации о недрах. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение установленных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Статья 20. Порядок предоставления лицензий на пользование недрами Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов, а также на иных основаниях, изложенных в статье 17 настоящего Закона. Определение условий конкурса или аукциона по каждому объекту или группе объектов осуществляется органами, предоставляющими лицензии. Информация о предстоящих конкурсах (аукционах), их итогах, а также о предоставлении лицензий на пользование недрами на иных основаниях должна быть опубликована в средствах массовой информации. Статья 21. Отказ в праве на участие в конкурсе или аукционе Отказ в праве на участие в конкурсе или аукционе может последовать в следующих случаях: 1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона; 2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; 3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; 4) если в случае предоставления лицензии данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования. Статья 22. Антимонопольные требования при пользовании недрами Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти органов местного самоуправления, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на: (В редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с настоящим Законом; уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе; замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами; дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании; дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры. Федеральный или республиканский орган управления фондом недр по согласованию с Главой Республики Коми вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых для месторождений, предоставляемых в пользование. Статья 23. Переход права пользования недрами и переоформление действующей лицензии Право пользования недрами переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности (юридическому лицу) в следующих случаях: 1) при изменении организационно-правовой формы предприятия пользователя недр; 2) при реорганизации предприятия - пользователя недр путем присоединения другого предприятия либо слияния с другим предприятием, если доля участия прежнего пользователя недр в уставном капитале вновь созданного предприятия составляет не менее половины этого капитала; 3) при реорганизации предприятия - пользователя недр путем разделения либо выделения из него другого предприятия, когда вновь созданное предприятие продолжает деятельность в соответствии с лицензией на участке прежнего пользователя. При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению. При этом содержание лицензии пересмотру не подлежит. Переоформление лицензии обязательно также при изменении названия предприятия - пользователя недр. Лицензия переоформляется по заявлению пользователя недр органами, предоставившими лицензию. Порядок переоформления лицензии определяется в соответствии с требованиями настоящего Закона и законодательства Российской Федерации к оформлению и регистрации лицензии на пользование недрами при ее выдаче. Отказ в переоформлении лицензии может быть обжалован пользователем недр в судебном порядке. Право пользования недрами, полученное пользователями недр, не может быть ими передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, предусмотренной гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Статья 24. Основания для прекращения права пользования недрами Право пользования недрами прекращается: 1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия; 2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; 3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; 4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных пунктом 2 части первой статьи 23 настоящего Закона. Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: 1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; 2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; 3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; 4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие); 5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; 7) по инициативе владельца лицензии. При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке. Статья 25. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами В случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Закона, отказ от права пользования недрами должен быть заявлен владельцем лицензии письменным уведомлением органов, предоставивших лицензию, не позднее чем за шесть месяцев до заявленного срока. Владелец лицензии на пользование недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срока прекращения права пользования недрами. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы, предоставившие лицензию, взыскивают сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй статьи 24 настоящего Закона, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр. В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 24 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. При досрочном прекращении права пользования недрами консервация или ликвидация предприятия производится в порядке, предусмотренном статьей 36 настоящего Закона. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в пунктах 1 (при наличии вины предприятия), 2 и 3 части второй статьи 24 настоящего Закона, или по инициативе пользователя недр. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия - пользователя недр несет государство, если пользование недрами прекращено по причинам, указанным в пункте 1 (при отсутствии вины предприятия) и пункте 4 части второй статьи 24 настоящего Закона. В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии. Статья 26. Предоставление недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Коми. Статья 27. Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом Главой Республики Коми. Статья 28. Основные права и обязанности пользователя недр Пользователь недр имеет право: 1) использовать предоставленный ему участок недр для деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии; 2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству; 3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством; 4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии; 5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода; 6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией; 7) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. Пользователь недр обязан обеспечить: 1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; 2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; 3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами (и ее сохранность); 4) сохранность геологической документации, проб, образцов и другого каменного материала, шлифов и других препаратов из них, первичных результатов измерений и анализов, полученных в процессе пользования недрами; 5) представление геологической информации в федеральный и (или) республиканский фонды геологической информации; 6) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и (или) республиканский фонд геологической информации, в органы государственной статистики; 7) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; 8) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; 9) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; 10) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; 11) выполнение условий, установленных лицензией; 12) своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами. РАЗДЕЛ 3. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР Статья 29. Основные требования по рациональному использованию и охране недр Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; 6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; 8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; 9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 1О) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; 11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения. Требования к рациональному использованию и охране недр должны быть отражены в условиях конкурсов (аукционов), лицензий на пользование недрами и в проектно-технической документации по объектам недропользования. В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть прекращено, приостановлено или ограничено специально на то уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством. (В редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) Статья 30. Геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых Для определения промышленной ценности месторождений полезных ископаемых, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки при геологическом изучении недр и при постановке запасов полезных ископаемых на государственный баланс осуществляется геолого-экономическая оценка месторождений на основе критериев и требований, устанавливаемых федеральным органом управления государственным фондом недр. Статья 31. Порядок разработки месторождений полезных ископаемых и пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами. Статья 32. Первичная переработка минерального сырья пользователями недр Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить: 1) соблюдение стандартов (норм, правил), технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья; 2) дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья; 3) наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты. Статья 33. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, пользователи недр обязаны обеспечить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. (В редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) Органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивают государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняют контрольные функции. Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору. Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются: 1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование; 2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты; 3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам; 4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование; 5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон; 6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей; 7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил; 8) осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов; 9) управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках; 1О) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций. Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности. Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами. Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место. При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления. (В редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) Статья 34. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения республиканского органа управления фондом недр об отсутствии сведений о наличии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения республиканского органа управления фондом недр и территориальных органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и работы по рекультивации территории и демонтажу. Статья 35. Условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам - владельцам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством. Решение об отчуждении таких земельных участков принимается федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти Республики Коми в соответствии с их полномочиями. Статья 36. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом. При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение. Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанных с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора. Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей. Статья 37. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается. В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию. РАЗДЕЛ 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья 38. Государственное регулирование отношений недропользования Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля. В задачи государственного регулирования входят: определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Республике Коми; обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение геологического изучения территории Республики Коми; введение платежей, связанных с пользованием недрами; установление норм и правил в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами. Статья 39. Государственное управление отношениями недропользования на территории Республики Коми Государственное управление отношениями недропользования на территории Республики Коми осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Главой Республики Коми, а также федеральным и республиканским органами управления фондом недр и органами государственного горного надзора. Республиканский орган управления фондом недр не может выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих геологическое изучение и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься предпринимательской деятельностью. Статья 40. Геологическая информация о недрах Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности, или в собственности пользователя недр. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и (или) республиканский фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр. Распоряжение геологической информацией, полученной за счет средств республиканского и местных бюджетов Республики Коми, осуществляется республиканским органом управления фондом недр. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и предоставляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и (или) республиканский фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях. Республиканским органом управления фондом недр могут в соответствии с законодательством устанавливаться дополнительные формы предоставления геологической информации о недрах. Должностные лица республиканского фонда геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение. Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для других объектов собственности. Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ геологическую и иную информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности только с разрешения собственника информации. Статья 41. Государственный учет и государственная регистрация Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами. Государственные учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр. Статья 42. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых Запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации и Республики Коми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образование, полномочия и порядок деятельности специального государственного органа Республики Коми по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых определяется положением, утверждаемым Главой Республики Коми. Статья 43. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Месторождения и проявления полезных ископаемых подлежат учету в установленной форме государственных кадастров. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых. Статья 44. Государственный баланс запасов полезных ископаемых С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановка запасов полезных ископаемых (кроме общераспространенных) на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора. Постановка запасов общераспространенных полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляется в порядке, установленном республиканским органом управления фондом недр. Статья 45. Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным и республиканским органами управления фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и (или) республиканский фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Статья 46. Вознаграждения за выявление месторождения полезного ископаемого или геологического объекта, представляющего научную или культурную ценность Лица, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, имеют право зарегистрировать указанный участок недр в республиканском органе управления фондом недр. При подтверждении республиканским органом управления фондом недр новизны и ценности указанных участков недр лицам, их зарегистрировавшим, выплачивается поощрительное денежное вознаграждение. Лица, открывшие неизвестное ранее месторождение, имеющее промышленную ценность, а также выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность, имеют право на государственное денежное вознаграждение. Порядок выплаты и размеры поощрительного и государственного денежных вознаграждений устанавливаются Правительством Российской Федерации или Главой Республики Коми. Статья 47. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, установленного порядка пользования недрами, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами. К выполнению функций по государственному контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр могут привлекаться внештатные инспектора, осуществляющие свою деятельность на общественных началах. Полномочия органов государственного геологического контроля, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а полномочия внештатных инспекторов геологического контроля определяются положением, утверждаемым Главой Республики Коми. Статья 48. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профессиональными союзами. Полномочия органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. РАЗДЕЛ 5. ПЛАТА ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ Статья 49. Система платежей при пользовании недрами Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных статьей 58 настоящего Закона. При пользовании недрами производятся следующие виды платежей: 1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; 2) платежи за пользование недрами; 3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 4) акцизы. Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за акваторию, плату за геологическую информацию о недрах. Пользователи недр могут получать скидку с платежей за пользование недрами в соответствии со статьей 57 настоящего Закона. Взимание с пользователя недр иных платежей, не предусмотренных законодательством, не допускается. Статья 50. Платежи за пользование недрами С пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Окончательные размеры этих платежей устанавливаются органом, выдавшим лицензию на право пользования недрами. Статья 51. Распределение платежей за пользование недрами Платежи за пользование недрами поступают в федеральный, республиканский и местные бюджеты. В местные бюджеты поступают: платежи за поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых и платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых на территориях соответствующих муниципальных образований; (В редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных. В республиканский бюджет Республики Коми поступают сумма бонуса (дополнительного вознаграждения) по результатам проводимых аукционов, конкурсов и часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, за исключением тех, плата за которые поступает только в местные бюджеты. В федеральный бюджет поступает часть платежей за добычу полезных ископаемых, за исключением тех, плата за которые поступает только в республиканский бюджет Республики Коми и местные бюджеты. (В редакции Закона Республики Коми от 17.07.2000 г. N 41-РЗ) Платежи за добычу углеводородного сырья распределяются в следующей пропорции: местный бюджет - 3О%; республиканский бюджет Республики Коми - 3О%; федеральный бюджет - 40%. Платежи за добычу других полезных ископаемых распределяются в следующей пропорции: местный бюджет - 5О%; республиканский бюджет Республики Коми - 25%; федеральный бюджет - 25%. Распределение платежей за добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений и групп месторождений федерального значения между бюджетами разных уровней может устанавливаться в иных пропорциях. Пропорции устанавливаются по соглашению всех заинтересованных сторон. В спорных случаях решение по этому вопросу принимает Федеральное Собрание Российской Федерации. Суммы платежей от использования недр, поступивших в республиканский бюджет Республики Коми, используются в соответствии с Законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на предстоящий финансовый год с обязательным учетом интересов воспроизводства и развития минерально-сырьевой базы, регионального геологического изучения территории, развития геологической науки и геотехнологии, экологического мониторинга и охраны недр. При пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов и этнических групп часть платежей, поступающих в местные бюджеты, используется для социально-экономического развития этих народов и групп. Статья 52. Формы внесения платы за пользование недрами Плата за пользование недрами может взиматься в формах: денежных платежей; части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр; выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в республиканский бюджет Республики Коми и местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставной фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы устанавливается в лицензии на право пользования недрами. Не допускаются требование и принятие в качестве платы за пользование недрами радиоактивных и других материалов и продуктов, распоряжение которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации входит в исключительное ведение Российской Федерации, а также услуг военного характера и информации, составляющей государственную тайну. Не допускается требование предоставления информации, составляющей коммерческую тайну пользователя недр, в счет оплаты за пользование недрами. Статья 53. Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств За пользование геологической информацией о недрах, полученной за счет государственных средств, взимается плата. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Получение сведений об участке недр иным путем, кроме установленного указанным положением, не освобождает пользователя недр от платы за геологическую информацию. Статья 54. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы поступает в федеральный бюджет и используется для целевого финансирования работ, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр. Часть отчислений, в том числе все отчисления, производимые при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, по представлению федерального органа управления фондом недр направляется в республиканский бюджет Республики Коми для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии с республиканскими и местными программами геологического изучения недр. Из них часть отчислений по представлению республиканского органа управления фондом недр может передаваться добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр. Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающих в республиканский бюджет Республики Коми, определяется Законом Республики Коми. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы может не производиться при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается Главой Республики Коми по представлению органа, предоставляющего лицензию на пользование недрами. Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере О,5 - 1,5 процента направляется на выплату вознаграждений за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, аккумулируемые в бюджетах различных уровней и передаваемые добывающим предприятиям, используются только по целевому назначению. Порядок их использования определяется Правительством Российской Федерации и Главой Республики Коми. Статья 55. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сборов определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии на пользование недрами. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий направляется в органы, выдающие лицензии на пользование недрами. Статья 56. Акцизы Акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, могут вводиться Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "Об акцизах". Статья 57. Скидка с платежей за пользование недрами Скидка с платежей за пользование недрами может предоставляться: пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов; пользователю недр, осуществляющему добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения. Решение об установлении скидки с платежей за пользование недрами и о ее размере принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами. Статья 58. Освобождение от платежей при пользовании недрами Освобождаются от платежей следующие категории пользователей недр: 1) собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд; 2) пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр; 3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, указанных в пункте 6 статьи 12 настоящего Закона. В целях стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях или пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы полезных ископаемых, использования вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в целях внедрения экологически безопасных технологий и технологий, повышающих извлечение основных и попутных полезных компонентов, пользователи недр могут частично или полностью освобождаться от платежей за пользование недрами и (или) получать отсрочки от уплаты этих платежей. Решение о предоставлении отсрочек или об освобождении от платежей принимается Главой Республики Коми по представлению органа, предоставляющего лицензию на пользование недрами. Государственный Совет Республики Коми может устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в республиканский бюджет Республики Коми. Освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в части средств, зачисляемых в республиканский бюджет Республики Коми: 1) пользователи недр, осуществляющие разработку притрассовых месторождений общераспространенных полезных ископаемых с целью организации временных карьеров по добыче дорожно-строительных материалов для строительства, реконструкции и содержания отдельных участков автодорог общего пользования, лесовозных и иных автодорог местного значения; 2) пользователи недр, осуществляющие разработку торфа, сапропеля и карбонатных пород для сельскохозяйственных нужд. Указанная льгота предоставляется законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год в порядке, установленном Законом Республики Коми "О налоговых льготах". (Часть дополнена - Закон Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) РАЗДЕЛ 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Статья 59. Виды ответственности За нарушение настоящего Закона должностные лица и граждане несут административную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и Республики Коми. Статья 60. Административная ответственность за нарушение настоящего Закона Должностные лица предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, а также граждане, виновные в: предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом; нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами; самовольном пользовании недрами; нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности; систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами; неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; невыполнении предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за недропользованием, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке: должностные лица - от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; граждане - от одного до десяти минимальных размеров оплаты труда. Статья 61. Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 60 настоящего Закона рассматриваются: республиканским органом управления фондом недр в порядке, установленном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях; административными комиссиями при администрациях муниципальных образований - в случаях, если административные правонарушения связаны с добычей общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, а также при использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых для местных нужд. (В редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) Рассматривать дела и налагать штрафы от имени республиканского органа управления фондом недр вправе: Главный государственный инспектор государственного геологического контроля по Республике Коми - штрафы в размерах, установленных статьей 60 настоящего Закона; государственные инспектора государственного геологического контроля по Республике Коми - штрафы на должностных лиц в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда; штрафы на граждан в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда. Статья 62. Обжалование постановления об административном правонарушении Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано: а) постановление должностного лица государственного геологического контроля по Республике Коми - руководителю республиканского органа управления фондом недр или в суд; б) постановление административной комиссии - в соответствии с действующим законодательством. При несогласии с решением руководителя республиканского органа управления фондом недр или главы администрации муниципального образования, принятым по результатам рассмотрения жалобы, гражданин или должностное лицо вправе обратиться в суд. (В редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) Статья 63. Исполнение постановления о наложении штрафа и порядок направления взысканных сумм штрафа Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. В случае неуплаты штрафа нарушителем в установленный срок, постановление о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке в соответствии со статьей 286 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Суммы взысканных штрафов направляются: в соответствующие местные бюджеты - суммы штрафов, наложенных административными комиссиями; в республиканский бюджет Республики Коми - суммы штрафов, наложенных должностными лицами государственного геологического контроля. Суммы штрафов, зачисляемые в республиканский бюджет Республики Коми, направляются на финансирование воспроизводства и развития минерально-сырьевой базы, регионального геологического изучения территории, развития геологической науки и геотехнологии, экологического мониторинга и охраны недр. Статья 64. Порядок разрешения споров Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством. Статья 65. Возмещение причиненного вреда Вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, или создании таких условий, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, средств соответствующих бюджетов. (В редакции Закона Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр. Подлежит возмещению также вред, причиненный государству в случае, если участок недр не передан в пользование. Размер вреда определяется федеральным или республиканским органом управления фондом недр. Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в федеральный, республиканский и местные бюджеты. Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр. Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами. Статья 66. Заключительные положения Главе Республики Коми привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. Рекомендовать органам местного самоуправления освободить от платежей за пользование недрами: 1) пользователей недр, осуществляющих поиски, оценку, разведку и разработку притрассовых месторождений общераспространенных полезных ископаемых с целью организации временных карьеров по добыче дорожно-строительных материалов для строительства, реконструкции и содержания отдельных участков автодорог общего пользования, лесовозных и иных автодорог местного значения; 2) пользователей недр, осуществляющих поиски, оценку, разведку и разработку торфа, сапропеля и карбонатных пород для сельскохозяйственных нужд. (Статья дополнена - Закон Республики Коми от 04.04.2000 г. N 18-РЗ) Председатель Верховного Совета Коми ССР Ю.Спиридонов г.Сыктывкар 12 февраля 1992 года Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|