Расширенный поиск
Закон Республики Коми от 28.12.1993 № XII-17/10Российская Федерация Республика Коми Верховный Совет Закон 28.12.1993 г. N XII-17/10 Утратил силу - Закон Республики Коми от 06.10.2006 г. N 92-РЗ Об образовании (В редакции Законов Республики Коми от 27.02.98 г. N 9-РЗ; от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Республике Коми осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми и нормами международного права. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Статья 2. Законодательство Республики Коми в области образования 1. Законодательство Республики Коми в области образования основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми, Законе Российской Федерации "Об образовании", иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Республики Коми в области образования. Части 2-4. (Исключены - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 3. Принципы государственной политики Республики Коми в области образования Государственная политика Республики Коми в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального и республиканского культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, культурных традиций и национально-территориальных особенностей Республики Коми; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) обеспечение высокого содержательного уровня образования, соответствия образовательных услуг современным научным и педагогическим требованиям путем государственной поддержки приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований в области образования; 5) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 6) свобода выбора языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования; 7) свобода и плюрализм в образовании; 8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений. Статья 4. Республиканская программа развития образования в Республике Коми 1. Организационной основой государственной политики Республики Коми в области образования является Республиканская программа развития образования в Республике Коми, разрабатываемая Правительством Республики Коми, и утверждаемая законом Республики Коми, основывающаяся на Федеральной программе развития образования. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Разработка Республиканской программы развития образования в Республике Коми осуществляется в условиях гласности, широкого обсуждения ее проекта общественностью. 2. Доклад Главы Республики Коми о ходе реализации Республиканской программы развития образования ежегодно представляется Государственному Совету Республики Коми и публикуется в печати. Статья 5. Государственные гарантии прав граждан в области образования 1. В Республике Коми гарантируется возможность получения образования гражданами Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости и в других случаях могут быть установлены только законом. 2. В Республике Коми гарантируются гражданам общедоступность и бесплатность получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования и на конкурсной основе бесплатность получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 3. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. 4. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральными законами и законами Республики Коми. 5. В Республике Коми создаются гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. 6. В Республике Коми оказывается содействие в получении образования лицами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных республиканских стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Республики Коми. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 7. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Статья 6. Язык (языки) обучения 1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР О языках народов Российской Федерации и Законом Республики Коми "О государственных языках Республики Коми". (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 2. Республика Коми создает условия для получения гражданами образования на русском и коми языках, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 3. Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. 4. Во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных учреждениях изучение русского и коми языков как государственных языков Республики Коми является обязательным в соответствии с государственными образовательными стандартами. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 7. (Исключена - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 8. Государственные образовательные стандарты 1. Государственные образовательные стандарты в Республике Коми состоят из федерального и национально-регионального компонентов. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов учитывает национальные, исторические и социально-экономические особенности Республики Коми, специфику состава населения и определяет обязательный минимум содержания национально-региональных образовательных программ. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 2. Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов включает в себя образовательные области, состоящие из: (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) коми языка, литературы, культуры; истории и социологии Республики Коми; регионоведения и природоведения, географии и экологии Республики Коми; произведений писателей и поэтов Республики Коми, пишущих на русском языке; языка, литературы и культуры народов, проживающих на территории Республики Коми; педагогических и информационных технологий, используемых на территории Республики Коми; абзац; (Исключен - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов устанавливается Правительством Республики Коми в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. (Дополнен - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 3. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Статья 9. Понятие системы образования Республики Коми Система образования Республики Коми входит в единую систему образования Российской Федерации и представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Статья 10. Образовательные программы 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Республике Коми реализуются образовательные программы двух типов: общеобразовательные (основные и дополнительные); профессиональные (основные и дополнительные). 2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования. 3. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования. 4. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. 5. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Республике Коми определяются федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 11. Формы получения образования 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. 2. Перечень профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации. Статья 12. (Исключена - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 13. Негосударственные образовательные организации 1. Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. 2. Деятельность негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной Законом Российской Федерации "Об образовании". (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 14. Образовательные учреждения 1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. 2. Образовательное учреждение является юридическим лицом. 3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных объединений и религиозных организаций). (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 4. К образовательным относятся учреждения следующих типов: а) дошкольные; б) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); в) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; г) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; д) учреждения дополнительного образования; учреждения дополнительного образования детей; учреждения дополнительного образования взрослых; (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) е) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); ж) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. 5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. 6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. Части 7-9. (Исключены - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 15. Устав образовательного учреждения Устав образовательного учреждения разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом законодательством, и должен содержать сведения, предъявляемые к уставам образовательных учреждений. (Статья в редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 16. Общие требования к содержанию образования 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. 2. Содержание образования должно обеспечивать: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование гармонично развитого человека, гражданина и патриота, нацеленного на сохранение и мирное совершенствование человеческого сообщества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру. 3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. 4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Разработка примерных образовательных программ обеспечивается в установленном порядке органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим управление образованием. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовать дополнительные образовательные программы и образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ. 7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства. 8. Образовательные учреждения при реализации образовательных программ используют возможности учреждений культуры. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 17. Общие требования к организации образовательного процесса 1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графикам и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием в пределах своей компетенции обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 2. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. 4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. 5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными образовательными стандартами. 6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психологического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. 7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся. 8. Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием. (Дополнена - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 18. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения 1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения. Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. 2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 3. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования производится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 4. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми; граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий. Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады. Часть. (Дополнена - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 19. Реализация общеобразовательных программ 1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). 2. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников. 3. Образовательные программы дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. 4. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного учителя или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Перевод обучающихся в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образовательного учреждения. 5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени образования. Статья 20. Дошкольное образование 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. 2. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. 3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. 4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. 5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 21. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование 1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом. (Часть в редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 3. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 4. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. 5. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет. Для категорий обучающихся, указанных в пунктах 10 - 12 статьи 56 настоящего Закона, предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен. 6. По согласию родителей (законных представителей) и органов местного самоуправления обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 7. По решению органа управления образовательного учреждения и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства. Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 8. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей). (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 22. Реализация профессиональных образовательных программ 1. Профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся с отклонениями в развитии и инвалидов, реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и уровням образования, установленным федеральным законодательством. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3. Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в образовательные учреждения профессионального образования. Статья 23. Профессиональная подготовка 1. Целью профессиональной подготовки является ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. 2. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки. 3. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 24. Начальное профессиональное образование 1. Целью начального профессионального образования является подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании. 2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня), а также в учреждениях среднего и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. Статья 25. Среднее профессиональное образование 1. Целью среднего профессионального образования является подготовка специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. 2. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, могут получить среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. 3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. 4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. 5. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может осуществлять профессиональную подготовку по программам высшего профессионального образования в установленном законодательством порядке. Статья 26. Высшее профессиональное образование 1. Целью высшего профессионального образования является подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. 2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). 3. Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным программам. 4. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. 5. Получение высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Статья 27. Послевузовское профессиональное образование 1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. 2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, докторантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 28. Дополнительное образование 1. Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. 2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуальной педагогической деятельности. Статья 29. Документы об образовании 1. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения. 2. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 3. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ. 4. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования. Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 5. В Республике Коми в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы): а) основное общее образование; б) среднее (полное) общее образование; в) начальное профессиональное образование; г) среднее профессиональное образование; д) высшее профессиональное образование; е) послевузовское профессиональное образование. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца. ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 30. (Исключен - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 31. Полномочия Государственного Совета Республики Коми и Правительства Республики Коми в области образования (Название статьи в редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 1. К полномочиям Государственного Совета Республики Коми в области образования относятся: (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 1) определение государственной политики в области образования; 2) принятие законов Республики Коми и иных нормативных правовых актов в области образования; (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 3) установление республиканских нормативов финансирования образования; 4) установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников; (Дополнен - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 5) финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем выделения из средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходы на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов); (Дополнен - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 6) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законодательства в области образования; (Дополнен - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 7) другие полномочия, отнесенные к компетенции высшего законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Коми. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 2. К полномочиям Правительства Республики Коми в области образования относятся: (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 1) реализация государственной политики Республики Коми в области образования; 2) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений, находящихся в государственной собственности Республики Коми, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 3) разработка и реализация целевых республиканских программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей; (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 4) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин; (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 5) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ведении государственных органов управления образованием; (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 6) установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 7) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 8) контроль за исполнением государственных образовательных стандартов; (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 9) установление республиканских нормативов финансирования образования; (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 10) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников; (Дополнен - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 11) иные полномочия, отнесенные к его компетенции законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статьи 32-34. (Исключены - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 35. Компетенция и ответственность образовательного учреждения Компетенция и ответственность образовательного учреждения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Статья в редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статьи 36-39. (Исключены - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 40. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется в порядке, установленном законодательством. (Статья в редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Глава 4. (Исключена - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) ГЛАВА 5. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 45. (Исключена - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 46. Государственные гарантии приоритетности образования 1. Основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования. 2. В Республике Коми гарантируется ежегодное выделение средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год на нужды образования в порядке и на условиях, определенных законодательством. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 3. (Исключена - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 4. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых республиканскими и местными нормативами финансирования образования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо достижения им возраста, определенного законодательством в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Части 5-7. (Исключены - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 47. (Исключена - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 48. Особенности экономики среднего профессионального, высшего профессионального образования 1. Получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в пределах федерального компонента государственного образовательного стандарта осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств республиканского бюджета Республики Коми в соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обучение. 2. Финансирование затрат, связанных с введением национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, осуществляется за счет республиканского бюджета Республики Коми в порядке, установленном Правительством Республики Коми. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 3. В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке студентов, в том числе устанавливают в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных студентов социальные пособия (стипендии), другие пособия и льготы, в том числе по оплате питания, проезда к месту постоянного проживания и расходов на приобретение учебных принадлежностей, на оздоровительные мероприятия, а также устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом. 4. Государственные и муниципальные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений. Статья 49. Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами 1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях. 2. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем или являющиеся собственностью данного образовательного учреждения, используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 3. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объем финансирования этого образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц). 4. Образовательное учреждение вправе участвовать в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ и других организаций только своей собственностью. 5. Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением. Статья 50. Материально-техническая база образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных за ним и (или) принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущества, оборудования и другого имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на данной территории. 2. Развитие материально-технической базы государственного или муниципального образовательного учреждения осуществляется самим образовательным учреждением в пределах закрепленных за ним бюджетных и собственных средств. 3. Органы управления образованием и органы местного самоуправления обязаны оказывать услуги подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 51. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений 1. Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 2. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) направляется по его усмотрению на развитие данного образовательного учреждения, в том числе на увеличение расходов на заработную плату. Данная деятельность не относится к предпринимательской. 3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд. Статья 52. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения осуществляется в порядке, установленном законодательством. (Статья в редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 53. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения Образовательное учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность в порядке и на условиях, определенных законодательством. (Статья в редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 54. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (Статья в редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 55. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием 1. Государство в лице уполномоченных государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных расходов на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях. 2. Основанием для предъявления иска является рекламация государственной аттестационной службы (инспекции) на качество подготовки обучающихся. ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ Статья 56. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников 1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательных учреждений определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. 2. Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. 3. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. 4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, государственными и муниципальными библиотеками, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения. 5. Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня. 6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи. 7. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 8. Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. 10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда. 12. Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования. 13. Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности. Сверхнормативное финансирование таких образовательных учреждений осуществляется за счет средств учредителя. Критерии отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности. 14. Привлечение обучающихся, воспитанников образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. 15. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются. 16. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом. 17. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения и учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное образовательное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа. 18. В случае прекращения деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования студенты переводятся в другие образовательные учреждения. 19. Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации. 20. Обучающиеся, воспитанники негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, имеют право на получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации для обучающихся, воспитанников государственных и муниципальных образовательных учреждений. 21. (Исключена - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 57. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников 1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендации согласованных с органами здравоохранения. 2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. 3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодически бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя. 4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. 5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников. 6. Организация питания в образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на образовательные учреждения и организации общественного питания. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 7. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством. 8. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 58. Права и обязанности родителей (законных представителей) 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. 2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения. 3. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении. 4. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования. Статья 59. Занятие педагогической деятельностью 1. Порядок комплектования работников образовательных учреждений регламентируется их уставами. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. 2. Порядок допуска лиц к педагогической деятельности регулируется федеральным законодательством. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 60. Оплата труда работников образовательных учреждений 1. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором. Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 2. Педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Российской Федерации. 3. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования. Изыскание средств на эти цели путем превышения максимально допустимых учебных нагрузок на педагогического работника образовательного учреждения запрещается. 4. Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников образовательных учреждений устанавливается законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Части 5-6. (Исключены - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 61. Права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы 1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства. 2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. 3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников. 4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 5. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются законодательством Российской Федерации. Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 6. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 7. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия. 8. Педагогическим работникам образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размерах, устанавливаемых федеральным законодательством. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) 9. На работников учебных и научных лабораторий, учебно-производственных, производственных мастерских (цехов) и учебных хозяйств организаций системы образования распространяются льготы и преимущества, устанавливаемые для работников соответствующих производств. (В редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Статья 62. Трудовые отношения работников образовательных учреждений Трудовые отношения работников образовательных учреждений регулируются законодательством Российской Федерации. (Статья в редакции Закона Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Глава 7. (Исключена - Закон Республики Коми от 01.12.2003 г. N 70-РЗ) Председатель Верховного Совета Республики Коми Ю.СПИРИДОНОВ г. Сыктывкар 28 декабря 1993 года N XII-17/10 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|