Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25.12.2014 № 727-СФ

 



                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


       О реализации Центральным банком Российской Федерации
         законодательства в сфере регулирования, контроля
                 и надзора за финансовыми рынками

     Заслушав информацию Председателя Центрального банка Российской
Федерации   Э.С.Набиуллиной   о   реализации   Центральным   банком
Российской  Федерации  законодательства  в   сфере   регулирования,
контроля  и  надзора  за  финансовыми  рынками,   Совет   Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
     В соответствии с Федеральным законом "О внесении  изменений  в
отдельные законодательные  акты  Российской  Федерации  в  связи  с
передачей Центральному банку  Российской  Федерации  полномочий  по
регулированию, контролю и надзору в  сфере  финансовых  рынков"  на
Центральный  банк  Российской  Федерации  возложены  дополнительные
полномочия  в   области   развития   и   обеспечения   стабильности
отечественного  финансового  рынка,  регулирования  и  надзора   за
некредитными финансовыми организациями.
     Центральный   банк   Российской   Федерации   реализует   свои
полномочия  в  непростых  макроэкономических  и  внешнеполитических
условиях, связанных  с  замедлением  темпов  экономического  роста,
оттоком капитала, со снижением цены на нефть, с ростом инфляционных
ожиданий  на  фоне  резкого  ослабления  обменного   курса   рубля,
введенными отдельными странами в отношении  российских  организаций
ограничениями доступа к внешним финансовым рынкам.
     Центральным   банком   Российской   Федерации   осуществляются
регулирование,  контроль   и   надзор   за   финансовыми   рынками.
Сформированы  финансовые  инструменты  поддержания  ликвидности   в
банковском  секторе,  перечень  которых  периодически  расширяется.
Реализуются меры, направленные  на  совершенствование  деятельности
негосударственных пенсионных  фондов,  субъектов  страхового  дела,
актуариев, микрофинансовых организаций  и  ломбардов,  на  развитие
национальной платежной системы. Успешно  осуществляется  интеграция
финансовой системы Республики Крым и города  федерального  значения
Севастополя в финансовую систему Российской Федерации.
     В  рамках  своих  полномочий  Центральным  банком   Российской
Федерации ведется работа по противодействию легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным  путем,  и  проведению  сомнительных
финансовых  операций.  Также  внедряются  международные  банковские
стандарты, реализуются меры по финансовому оздоровлению  банковской
системы в целом.
     В  то  же  время  действия   Центрального   банка   Российской
Федерации, направленные на поддержание стабильности в экономике  за
счет использования инструментов денежно-кредитной политики, включая
переход к режиму таргетирования  инфляции,  "плавающему"  валютному
курсу, пока не привели к ожидаемым результатам.
     Прогнозируемый  уровень  инфляции   превышен   в   два   раза,
возрастают объемы оттока капитала из российской финансовой системы,
рост негативных ожиданий у экономических агентов влияет на  деловую
и  инвестиционную  активность.  Обменный  курс  рубля  не  отражает
фундаментальных показателей экономики, формируются риски, связанные
с неисполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
     Для  нормализации  сложившейся  ситуации  требуется   принятие
скоординированных упреждающих системных и одновременно неординарных
мер  Правительства  Российской  Федерации  и   Центрального   банка
Российской Федерации в области денежно-кредитной политики.
     Указанные меры в первую  очередь  должны  быть  направлены  на
поддержание  в  экономике  приемлемого  уровня  кредитной   ставки,
достаточного  предложения  денежных  средств,  сохранение   доверия
экономических агентов и граждан к национальной валюте, исключающего
их уход в валюты иностранных государств. При  этом  важно  иметь  в
виду, что реализация этих мер не должна давать участникам валютного
рынка    возможности    использовать    спекулятивные    стратегии,
направленные на искусственное ослабление рубля.
     В целях поддержания стабильности функционирования  финансового
рынка  Российской  Федерации  необходимо  применять  контрцикличный
характер регулирования финансового сектора (в том  числе  в  рамках
совершенствования   процедуры   оценки   рисков   и    формирования
адекватного  уровня   нагрузки   на   капитал),   предусматривающий
временное   смягчение    регулирования    деятельности    кредитных
организаций для улучшения ситуации  с  ликвидностью  и  привлечения
дополнительных  капиталов  в  банковскую  систему   с   последующим
возвратом к более жесткому регулированию.
     После нормализации ситуации на финансовом  рынке  Центральному
банку   Российской   Федерации    необходимо    проводить    единую
государственную денежно-кредитную  политику,  синхронизированную  с
действиями Правительства  Российской  Федерации  по  диверсификации
источников роста российской экономики,  импортозамещению,  снижению
чрезмерной  зависимости  от  экспорта  энергоносителей  и   внешних
источников капитала,  повышению  инвестиционной  активности  внутри
страны.
     В целом поддерживая  действия  Центрального  банка  Российской
Федерации по формированию устойчивого финансового рынка,  адаптации
финансовой системы к неблагоприятным экономическим и  международным
политическим  рискам,   Совет   Федерации   Федерального   Собрания
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять к  сведению  информацию  Председателя  Центрального
банка Российской Федерации Э.С.Набиуллиной о реализации Центральным
банком Российской Федерации законодательства в сфере регулирования,
контроля и надзора за финансовыми рынками.
     2. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации:
     разработать в экстренном порядке конкретные меры  и  механизмы
использования инструментов денежно-кредитной  политики  в  связи  с
ухудшением  сценарных   условий,   заложенных   в   основу   единой
государственной денежно-кредитной политики;
     обеспечить контроль  за  банками,  получившими  для  повышения
своей капитализации от  государственной  корпорации  "Агентство  по
страхованию вкладов" облигации  федерального  займа,  которые  были
направлены в субординированный заем банка  и  (или)  которыми  были
оплачены субординированные облигационные займы, в целях ограничения
возможности направления этих средств на валютный рынок;
     проработать    вопрос    о     предоставлении     инструментов
рефинансирования под активы банков с дисконтом от номинальной цены,
а не от рыночной;
     реализовать  механизм  предоставления  банкам   кредитов   без
обеспечения;
     учитывать в  расчетах  нормативов  ликвидности  банков  ценные
бумаги,   принимаемые   в   качестве   залога    по    инструментам
рефинансирования;
     обеспечить выполнение мероприятий по организации  национальной
системы  платежных  карт  в  соответствии  с  Федеральным   законом
"О национальной платежной системе";
     отложить внедрение в практику кредитных организаций  отдельных
положений международных стандартов Базель III с учетом нестабильной
ситуации на финансовом рынке;
     продолжить   работу   по    совершенствованию    регулирования
деятельности   некредитных    финансовых    организаций    (включая
микрофинансовые организации), осуществляющих предоставление займов,
в целях дальнейшего снижения рисков их деятельности;
     продолжить работу по  совершенствованию  системы  инструментов
денежно-кредитной  политики,  в  частности  по  расширению  перечня
активов,   используемых   кредитными   организациями   в   качестве
обеспечения  по  операциям   рефинансирования,   включая   портфели
кредитов     гражданам,     субъектам     малого     и     среднего
предпринимательства;
     продолжить    совершенствование    механизмов,     применяемых
кредитными  организациями  в  рамках  соблюдения  закрепленного   в
законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию  терроризма  принципа
"знай своего клиента", в том числе при принятии решений об отказе в
установлении   договорных   отношений   или   их   прекращении    в
одностороннем порядке.
     3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     обеспечить  проведение  бюджетной  политики,  направленной  на
сохранение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной
системы  Российской  Федерации,  поддержание  финансовой  и   общей
макроэкономической стабильности;
     ускорить  разработку  и  внесение   в   Государственную   Думу
Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная
Дума) проекта федерального закона,  направленного  на  установление
единых требований к деятельности рейтинговых агентств на территории
Российской Федерации, в том числе к  применяемой  ими  методологии,
требований к аккредитации рейтинговых агентств и ее  аннулированию,
полномочий Центрального банка Российской Федерации по регулированию
и надзору в сфере рейтинговой деятельности, в том числе в отношении
соблюдения  требований  к  методологии   предотвращения   конфликта
интересов при осуществлении рейтинговой  деятельности,  обязанности
органов государственной власти определять  требования  к  рейтингам
контрагентов в целях предоставления мер  государственной  поддержки
только в национальной шкале;
     ускорить разработку и внесение в Государственную Думу  проекта
федерального  закона,  предусматривающего  замену   в   федеральных
законах ссылки  на  ставку  рефинансирования  ссылкой  на  ключевую
ставку ввиду изменения уровня ставки рефинансирования  относительно
других процентных ставок Центрального банка Российской Федерации, а
также внести соответствующие изменения в нормативные правовые  акты
Правительства Российской Федерации;
     ускорить разработку и внесение в Государственную Думу  проекта
федерального  закона,  предусматривающего  ограничение  возможности
получения  юридическими  лицами  займов  от  неопределенного  круга
физических лиц;
     обеспечить справедливый доступ банков к средствам,  выделяемым
для  повышения   их   капитализации   государственной   корпорацией
"Агентство по страхованию вкладов", принимая  во  внимание  участие
докапитализируемых банков в реализации спекулятивных  стратегий  на
валютном рынке, приведших к существенному ослаблению рубля;
     ускорить  реализацию  механизма   проектного   финансирования,
предусматривающего кредитование инвестиционных проектов в  реальном
секторе экономики по доступной процентной ставке, в  том  числе  за
счет реализации программы  докапитализации  банков  с  привлечением
средств Фонда национального благосостояния;
     разработать    и     внедрить     дополнительные     механизмы
государственной  поддержки,  включая  государственные  гарантии   и
субсидирование   процентных   ставок   по   кредитам,    полученным
организациями, реализующими программы импортозамещения;
     разработать  меры,  направленные  на  сохранение   объемов   и
процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам;
     ускорить  работу  по  реализации   возможности   подтверждения
кредитными организациями сведений о доходах заемщика из Пенсионного
фонда Российской Федерации;
     осуществлять выпуск государственных  долговых  обязательств  с
доходностью,  привязанной  к  ключевой  ставке  Центрального  банка
Российской Федерации.
     4. Поручить Счетной палате Российской Федерации осуществлять в
2015 году мониторинг использования банками  облигаций  федерального
займа, полученных для повышения их капитализации от государственной
корпорации  "Агентство  по  страхованию  вкладов",   которые   были
направлены в субординированный заем банка  и  (или)  которыми  были
оплачены субординированные  облигационные  займы,  и  ежеквартально
представлять информацию о результатах мониторинга Совету  Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации.
     5. Комитету Совета Федерации по бюджету  и  финансовым  рынкам
подготовить   проект   федерального   закона,   направленного    на
совершенствование  операций  на  межбанковском  денежном  рынке   и
вводящего в оборот банковский сертификат.
     6. Комитету Совета Федерации по бюджету  и  финансовым  рынкам
проинформировать палату о  реализации  настоящего  постановления  в
период весенней сессии 2015 года.
     7. Контроль за исполнением настоящего постановления  возложить
на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
     8. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Председатель Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                             В.И.МАТВИЕНКО

     Москва
     25 декабря 2014 года
     N 727-СФ

Информация по документу
Читайте также