Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Республики Карелия от 24.05.2008 № 217р-П

 



            РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ             

       В   целях   реализации   Комплексного   проекта    модернизации
образования  в  Республике  Карелия  в  2008-2009 годах, утвержденного
постановлением Правительства Республики Карелия от 11 марта 2008  года
N  55-П  "О реализации Комплексного проекта модернизации образования в
Республике Карелия в 2008-2009 годах":
        1.  Утвердить  прилагаемую  методику  нормативного  подушевого
финансирования  обеспечения прав граждан на получение общедоступного и
бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
(полного)  общего  образования,  а также дополнительного образования в
муниципальных общеобразовательных учреждениях Республики Карелия.
       2. Рекомендовать органам местного самоуправления  муниципальных
районов  и  городских  округов  Республики  Карелия применять методику
нормативного  подушевого  финансирования,   утвержденную   пунктом   1
настоящего    распоряжения,   при   распределении   и   доведении   до
муниципальных  общеобразовательных   учреждений   средств   субвенции,
предоставляемой  из  бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных
образований на финансовое обеспечение  государственных  гарантий  прав
граждан   на   получение  общедоступного  и  бесплатного  дошкольного,
начального  общего,  основного  общего,  среднего   (полного)   общего
образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных
учреждениях.

       Глава Республики Карелия          С.Л. КАТАНАНДОВ

Петрозаводск
24 мая 2008 года N
217р-П



                                              Утверждена распоряжением
                                      Правительства Республики Карелия
                                          от 24 мая 2008 года N 217р-П

                               Методика                               
                нормативного подушевого финансирования                
  обеспечения прав граждан на получение общедоступного и бесплатного  
 дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) 
      общего образования, а также дополнительного образования в       
            муниципальных общеобразовательных учреждениях             
                          Республики Карелия                          

                          I. Общие положения                          

       1. Настоящая методика  нормативного  подушевого  финансирования
(далее  - методика) определяет механизм формирования расходов (порядок
расчёта    норматива    подушевого     финансирования,     поправочных
коэффициентов)   и   доведения   финансовых   средств   на  реализацию
государственных гарантий прав граждан на  получение  общедоступного  и
бесплатного   общего  образования  в  соответствии  с  государственным
образовательным  стандартом  общего   образования   при   установлении
базового   принципа   финансирования   общеобразовательных  учреждений
("средства следуют за  учеником"  и  их  объем  не  зависит  от  числа
работников общеобразовательного учреждения).
       В соответствии с Законом Республики Карелия от 29  апреля  2005
года  N 874-ЗРК "Об образовании" к расходным обязательствам Республики
Карелия в области образования  относится  обеспечение  государственных
гарантий  прав  граждан  на  получение  общедоступного  и  бесплатного
дошкольного, начального общего, основного общего,  среднего  (полного)
общего    образования,   а   также   дополнительного   образования   в
общеобразовательных учреждениях.
       Для финансового обеспечения указанных расходных обязательств из
бюджета  Республики  Карелия местным бюджетам ежегодно предоставляется
субвенция   в   размере,   необходимом   для    реализации    основных
общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату
труда работников общеобразовательных учреждений, расходов  на  учебные
пособия,   технические   средства   обучения,  расходные  материалы  и
хозяйственные нужды (за исключением расходов на  содержание  зданий  и
коммунальных   расходов,   осуществляемых   из   местных  бюджетов)  в
соответствии  с  нормативами,   установленными   законами   Республики
Карелия.
       Применение  методики  не  допускает  снижения   общего   объема
субвенции  местным  бюджетам  (за  исключением случаев снижения объема
оказываемых    муниципальными    общеобразовательными     учреждениями
образовательных услуг).
       2. Формирование расходов и доведение объёмов финансовых средств
до   общеобразовательного  учреждения  на  реализацию  государственных
гарантий  прав  граждан  на  получение  общедоступного  и  бесплатного
дошкольного,  начального  общего, основного общего, среднего (полного)
общего   образования,   а   также   дополнительного   образования    в
общеобразовательных  учреждениях  осуществляется  на  основе  принципа
нормативного   подушевого   финансирования   в   расчете   на   одного
обучающегося (далее - нормативное подушевое финансирование).
       3. Норматив подушевого финансирования обеспечения прав  граждан
на  получение  общедоступного  и  бесплатного  дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего  (полного)  общего  образования,  а
также  дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в
соответствии  с  государственным  образовательным  стандартом   общего
образования   в   Республике  Карелия  (далее  -  норматив  подушевого
финансирования)  выступает  в  качестве  гарантированной   минимальной
стоимости  бюджетной образовательной услуги, предоставляемой гражданам
в Республике Карелия.
       4.  Норматив  подушевого  финансирования  должен   обеспечивать
государственные  гарантии  прав  граждан на получение общедоступного и
бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
(полного)  общего  образования,  а также дополнительного образования в
общеобразовательных     учреждениях     по     реализации     основных
общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату
труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на  учебники
и  учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы
и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий  и
коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).
       5. Реализация принципа нормативного  подушевого  финансирования
осуществляется на следующих уровнях:
       - на уровне межбюджетных отношений (бюджет Республики Карелия –
бюджет муниципального района, городского округа);
       - на уровне внутрибюджетных  отношений  (бюджет  муниципального
района,    городского   округа   –   смета   расходов   муниципального
общеобразовательного учреждения);
       - на уровне общеобразовательного учреждения.

                  II. Уровень межбюджетных отношений                  

         6. На межбюджетном уровне производится  расчет  субвенции  на
финансовое   обеспечение  государственных  гарантий  прав  граждан  на
получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего,
основного  общего,  среднего  (полного)  общего  образования,  а также
дополнительного  образования  в  общеобразовательных  учреждениях   на
основании  методики расчета субвенций, утвержденной Законом Республики
Карелия от 1 ноября 2005 года N 915-ЗРК "О межбюджетных  отношениях  в
Республике Карелия".
       При   расчёте   субвенции   используется   принцип   подушевого
финансирования     в    расчёте    на    одного    обучающегося    для
общеобразовательных учреждений, расположенных на территории  города  и
посёлков городского типа.
       Объём  субвенции  в   части   общеобразовательных   учреждений,
расположенных  на территории сельских населённых пунктов, определяется
на  один  класс-комплект,  с  учётом  требований  статьи   41   Закона
Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".

                III. Уровень внутрибюджетных отношений                

       7. Объем  средств  на  финансовое  обеспечение  государственных
гарантий  прав  граждан  на  получение  общедоступного  и  бесплатного
дошкольного, начального общего, основного общего,  среднего  (полного)
общего    образования,   а   также   дополнительного   образования   в
общеобразовательных учреждениях определяется исходя  из  среднегодовой
численности  обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений,
расположенных  в  городской   местности,   среднегодового   количества
классов-комплектов    сельских    муниципальных    общеобразовательных
учреждений и финансовых нормативов, используемых  в  методике  расчета
субвенции на указанные цели.
       8.  Для  определения  объема  финансирования  обеспечения  прав
граждан   на   получение  общедоступного  и  бесплатного  дошкольного,
начального  общего,  основного  общего,  среднего   (полного)   общего
образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных
учреждениях   в   соответствии   с   государственным   образовательным
стандартом  общего  образования  для муниципальных общеобразовательных
учреждений органы местного самоуправления  рассчитывают  муниципальный
подушевой   финансовый   норматив   и   поправочные   коэффициенты  по
установленной настоящей методикой формуле.
       9.  Предусмотренная  настоящей  методикой  система  поправочных
коэффициентов   является   механизмом   для   сохранения   гарантий  и
выравнивания  условий  получения   гражданами   качественного   общего
образования,  независимо от места жительства, стимулирования процессов
развития и оптимизации сети общеобразовательных учреждений,  повышения
качества    образовательных    программ    и    условий    организации
образовательного  процесса,  повышения   эффективности   использования
бюджетных средств.
       Система  поправочных  коэффициентов  разработана  в  результате
оценки   структуры   и  видов  образовательных  программ  федерального
государственного   стандарта   общего   образования,   реализуемых   в
общеобразовательных учреждениях Республики Карелия.
       10. В систему поправочных коэффициентов в методике  входят  три
типа повышающих коэффициентов:
       1) повышающие коэффициенты  (k)  по  видам  общеобразовательных
программ,  предусмотренных федеральным государственным образовательным
стандартом:
       k1–   повышающий   коэффициент   общеобразовательных   программ
дополнительного    (углубленного),   профильного,   гимназического   и
лицейского, кадетского обучения (равен 0,15);
       k2 - повышающий коэффициент  общеобразовательных  программ  для
детей с ограниченными возможностями здоровья (равен 0,2);
       k3  -  повышающий  коэффициент  по  программам  дополнительного
образования,   лицензированным  и  реализуемым  в  общеобразовательных
учреждениях (равен 0,1);
       2)  повышающие  коэффициенты  (r),   учитывающие   масштабность
общеобразовательного   учреждения  (ООУ),  расположенного  в  сельском
поселении, его структурные особенности:
       r1 - полнокомплектное ООУ (равен 1);
       r2 - учитывающий малочисленность ООУ (от 2 до 3);
       r3 - учитывающий малокомплектность ООУ (от 1 до 2).
       Для   определения   масштабности   ООУ    в    данном    случае
рассматривается  показатель  "отношение  ученик/учитель"  в  следующих
диапазонах:
       малочисленное ООУ - показатель от  4  до  8  учеников  на  1-го
учителя,  или  соответственно  общая  численность  обучающихся средней
(полной)   общеобразовательной   школы,   расположенной   в   сельской
местности, от 64 и до 108 обучающихся;
       малокомплектное ООУ - показатель от 8 до 10  учеников  на  1-го
учителя,  или  соответственно  общая  численность  обучающихся средней
(полной)   общеобразовательной   школы,   расположенной   в   сельской
местности, от 108 и до 154 обучающихся;
       3)  повышающий   коэффициент   (t),   учитывающий   особенности
организации    образовательного    процесса    (месторасположение    и
географическое положение, удаленность, специфика деятельности и т.п.),
сетевые  технологии его организации (осуществляющие подвоз, работающие
с  филиалами  и  структурными  подразделениями   в   школьном   округе
("магнитные школы"), реализующие программы дистанционного обучения (от
1 до 1,5).
       11.  Муниципальный  норматив  подушевого   финансирования   (N)
рассчитывается по формуле:

             N = S / (n1 + k1 x n2 + k2 x n3 + k3 x n4),              
       где:
       S  –  финансовый  норматив,  используемый  в  методике  расчёта
субвенции  на  финансовое  обеспечение  государственных  гарантий прав
граждан  на  получение  общедоступного  и   бесплатного   дошкольного,
начального   общего,   основного  общего,  среднего  (полного)  общего
образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных
учреждениях (с учётом коэффициентов);
       n1  –  общая  численность  обучающихся   (включая   численность
обучающихся  по общеобразовательным программам дошкольного образования
в  общеобразовательных  учреждениях,   при   наличии   соответствующей
лицензии), принимаемая за 1;
       n2  –  доля  обучающихся   по   дополнительным   (углубленным),
профильным,  гимназическим,  лицейским,  кадетским общеобразовательным
программам в общей численности обучающихся;
       n3 – доля обучающихся  по  общеобразовательным  программам  для
детей  с ограниченными возможностями здоровья (в том числе обучающихся
на дому и детей-инвалидов) в общей численности обучающихся;
       n4   -   доля   обучающихся   по   программам   дополнительного
образования,   лицензированным  и  реализуемым  в  общеобразовательных
учреждениях в общей численности обучающихся (не более 0,5).

       Снижение   величины   муниципального    норматива    подушевого
финансирования  и принятых поправочных коэффициентов в течение периода
их действия, как  правило,  не  допускается  (за  исключением  случаев
снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг).
       12.   Объем   расходов   общеобразовательного   учреждения   на
реализацию  образовательной программы в соответствии с государственным
стандартом общего образования Ф(БРК) определяется по формуле:

                      Ф(БРК) = (N х У) х t x r ,                      
       где:
       N – муниципальный норматив подушевого финансирования;
       У – количество видов предоставляемых  образовательных  услуг  в
общеобразовательном  учреждении  с  учётом  численности  обучающихся и
повышающих    коэффициентов    по    всем    видам     лицензированных
общеобразовательных программ, определяемое по формуле:

                   У = о1 + k1xо2 + k2xо3 + k3xо4,                    
       где:
       о1  –  общая  численность  обучающихся   (включая   численность
обучающихся по общеобразовательным программам дошкольного образования,
при наличии соответствующей лицензии);
       о2 – численность обучающихся по  дополнительным  (углубленным),
профильным,  гимназическим,  лицейским,  кадетским общеобразовательным
программам;
       о3 – численность обучающихся по общеобразовательным  программам
для   детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  (в  том  числе
обучающихся на дому и детей-инвалидов);
       о4 -  численность  обучающихся  по  программам  дополнительного
образования,   лицензированным  и  реализуемым  в  общеобразовательных
учреждениях (не более 50% от общей численности обучающихся);
       t,  r   –   применение   системы   поправочных   коэффициентов,
установленных для данного общеобразовательного учреждения (учитывающих
масштабность и структурные особенности ООУ, расположенного в  сельской
местности,  особенности  организации  образовательного  процесса в ООУ
городской или  сельской  местности);  полученная  с  применением  всех
поправочных  коэффициентов  величина  (N  х  t  х  r)  для конкретного
общеобразовательного учреждения не должна более чем в 3 раза превышать
установленный муниципальный норматив подушевого финансирования N.
       13.    Объем    средств    на    финансирование    деятельности
общеобразовательного  учреждения  на  соответствующий  финансовый  год
рассчитывается по формуле:

                     Ф = Ф(БРК) + Ф(О) + Ф(МБ) ,                      
       где:
       Ф – общие расходы общеобразовательного учреждения;
       Ф(О) - объем расходов на  образование,  финансируемых  за  счёт
средств  бюджета  Республики Карелия, в том числе субвенции и субсидии
(за исключением субвенции, указанной в пункте 1  настоящей  методики),
расходы    на   финансирование   мероприятий   в   рамках   реализации
приоритетного национального проекта "Образование"  и  Инициатив  Главы
Республики  Карелия  и  т.п.  Объем  данных  расходов  определяется по
каждому общеобразовательному учреждению индивидуально в соответствии с
нормативными правовыми актами;
       Ф(МБ)    -    объем    расходов,     отнесённых     действующим
законодательством  к  полномочиям  (расходным  обязательствам) органов
местного самоуправления в области образования (расходы на  организацию
предоставления  общедоступного и бесплатного общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования по основным  общеобразовательным
программам.    Объем   данных   расходов   определяется   по   каждому
общеобразовательному  учреждению  индивидуально   в   соответствии   с
нормативными  правовыми  актами,  а  по  отдельным видам ненормируемых
расходов - исходя из средних  расчетных  показателей,  сложившихся  за
предыдущие годы, с применением индексов-дефляторов.
       14. Органы местного  самоуправления  могут  устанавливать  свои
нормативы  финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений
и поправочные коэффициенты к ним за счет средств местных бюджетов  (за
исключением субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Карелия).

             IV. Уровень общеобразовательного учреждения              

       15. Применение принципа нормативного подушевого  финансирования
на уровне общеобразовательного учреждения заключается:
       - в расчете Фонда оплаты труда  (ФОТ)  на  основании  стоимости
(базовой)   бюджетной  образовательной  услуги  в  общеобразовательном
учреждении, с учетом  общей  численности  обучающихся,  комплектования
классов   (классов-комплектов)   и   всех   видов  общеобразовательных
программ;
       - в выдерживании соотношения ФОТ и учебных расходов в  принятых
муниципальным   образованием   пропорциях   на   текущий  учебный  год
(рекомендованный оптимум 80%), ФОТ = 0,8 Ф(БРК);
       - в выдерживании рекомендуемых пропорций ФОТ = 0,7 Фоту  +  0,3
Фотпр,  где:  Фоту  – фонд оплаты труда учителей и Фотпр – фонд оплаты
труда прочих работников образовательного учреждения;
       -  в   формировании   фонда   стимулирования   профессиональной
деятельности  работников образовательного учреждения – от 10 до 40% от
Фоту.


     V. Возможные направления выравнивания условий осуществления      
     образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях      

       16.   Комплексная   реструктуризация   и    оптимизация    сети
образовательных учреждений:
       - реорганизация начальных малокомплектных  школ  путем  слияния
(присоединения)  к  основным  и  средним  школам с учетом транспортной
доступности;
       - организация подвоза  обучающихся  из  близлежащих  населенных
пунктов в основные (средние) школы;
       -  изменение   вида   образовательных   учреждений   с   учетом
возможности   реализации   общеобразовательных  программ  определенной
ступени;
       - сокращение сети  малокомплектных  школ  (численностью  до  10
человек) с учетом транспортной доступности;
       - осуществление приема детей в  первые  классы  малокомплектных
сельских школ один раз в два года.
       17. Работа с кадровыми ресурсами:
       - оптимизация штатных расписаний образовательных  учреждений  с
учетом количества обучающихся и применяемых образовательных программ и
технологий;
       -   обучение   и   подготовка   кадров   к   использованию    в
образовательном процессе новых методик и технологий;
       - использование  возможности  интеграции  предметов  в  учебных
планах образовательных учреждений.
       18. Внутриотраслевые преобразования:
       - обеспечение оптимальной  наполняемости  классов-комплектов  с
учетом численности обучающихся;
       - обеспечение  оптимального  количества  классов  в  параллели,
особенно на третьей ступени обучения (не менее 3-х классов);
       - корректировка учебной нагрузки учителей и обучающихся за счет
эффективного    использования    часов   регионального   и   школьного
компонентов базисного учебного плана;
       -  определение  оптимального  соотношения  фонда  оплаты  труда
учителей  к фонду оплаты труда других категорий работников, сокращение
доли        расходов        на         административно-управленческий,
учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал.

                     VI. Заключительные положения                     

       19. Введение нормативного подушевого финансирования в  условиях
фактически     сложившегося     неравенства     условий    организации
образовательного процесса (различная  наполняемость  классов,  наличие
деления   классов   на   группы  и  т.д.),  не  исключает  неравенство
фактических расходов в отдельных  общеобразовательных  учреждениях  и,
как  следствие,  может  повлечь  за  собой  разную стоимость бюджетной
образовательной услуги.
       20. Учитывая  вышеуказанные  обстоятельства,  в  исключительных
случаях объем финансирования конкретных общеобразовательных учреждений
в переходный (адаптационный) период (не более  3-х  лет),  может  быть
пересмотрен  путем  внесения  изменений  в  нормативные  правовые акты
органов местного самоуправления  в  части  корректировки  поправочного
коэффициента    для    отдельных   муниципальных   общеобразовательных
учреждений.
       При этом выравнивание целесообразно  осуществлять  не  за  счет
понижения   поправочных   коэффициентов   других   общеобразовательных
учреждений, а за  счет  дополнительного  финансирования  учреждений  с
низкой  или  высокой  стоимостью  бюджетной образовательной услуги при
условии  отсутствия  реальных  резервов  оптимизации  их  деятельности
(увеличения наполняемости классов, сокращения дополнительной нагрузки,
численности обслуживающего персонала и т.д.).
       21. Система поправочных коэффициентов, установленных  настоящей
методикой  и  утверждаемых  органами  местного  самоуправления,  носит
временный характер и применяется на переходный (адаптационный) период.

       Предусмотренный  настоящей  методикой   механизм   нормативного
подушевого  финансирования  создает  условия для введения в Республике
Карелия новой системы оплаты труда (НСОТ), повышения заработной  платы
руководителей и работников общеобразовательных учреждений, оптимизации
учебной  нагрузки  и  тем  самым   стимулирования   заинтересованности
педагогических  работников  в  проведении  мероприятий по выравниванию
условий осуществления образовательного процесса, повышения доступности
качественного  образования,  что  положительно  скажется  на улучшении
социальной ситуации.



Информация по документу
Читайте также