Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 03.02.2011 № 25р-ПРАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ Внести в Региональную целевую программу "Развитие кадрового потенциала Республики Карелия" на период 2008-2012 годов, одобренную Распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 апреля 2008 года N 142р-П и утвержденную Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 22 мая 2008 года N 928-IV ЗС, изменения, изложив ее в редакции согласно приложению. Исполняющий обязанности Главы Республики Карелия Ю.А. КАНЧЕР Петрозаводск 3 февраля 2011 г. N 25р-П Приложение к Распоряжению Правительства Республики Карелия от 3 февраля 2011 года N 25р-П РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ" НА ПЕРИОД 2008-2012 ГОДОВ ПАСПОРТ Региональной целевой программы "Развитие кадрового потенциала Республики Карелия" на период 2008-2012 годов |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| | Наименование Программы | - Региональная целевая программа "Развитие | | | кадрового потенциала Республики Карелия" на | | | период 2008-2012 годов | |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| | Дата принятия решения о | - Распоряжение Главы Республики Карелия от | | разработке проекта | 6 декабря 2006 года N 764-р; | | Региональной целевой | Распоряжение Правительства Республики Карелия от | | программы и утверждении | 15 декабря 2007 года N 464р-П | | Концепции Целевой | | | программы | | |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| | Дата принятия решения | - Распоряжение Правительства Республики Карелия | | об утверждении Целевой | от 1 апреля 2008 года N 142р-П | | программы | | |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| | Государственный | - Министерство труда и занятости Республики | | заказчик Программы | Карелия | |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| | Основные разработчики | - Министерство труда и занятости Республики | | Программы | Карелия; | | | Министерство экономического развития Республики | | | Карелия; | | | Министерство образования Республики Карелия | |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| | Цели и задачи Программы | - целью Программы является прогноз потребности в | | | подготовке кадров для экономики и социальной | | | сферы Республики Карелия. | | | Для достижения цели необходимо решать следующие | | | главные задачи: | | | разработка и совершенствование нормативно- | | | правовой базы по вопросам кадрового обеспечения; | | | комплексное исследование ресурсного потенциала | | | Республики Карелия; | | | мониторинг кадров хозяйствующих субъектов и | | | определение потребностей работодателей в кадрах; | | | профориентация и мониторинг соответствия | | | подготовки кадров прогнозу потребности в | | | подготовке кадров для экономики и социальной | | | сферы Республики Карелия; | | | информационное обеспечение | |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| | Важнейшие целевые | - рост доли крупных и средних предприятий, | | индикаторы и показатели | подающих заявки на подготовку кадров, в том | | Программы | числе на среднесрочную и долгосрочную | | | перспективу, от их общего количества; | | | снижение величины среднего по всем видам | | | экономической деятельности поправочного | | | коэффициента, применяемого для распространения | | | заявленной работодателями потребности в | | | подготовке кадров на все организации, учтенные в | | | обследовании; | | | удельный вес включенной в обследование | | | численности населения в общей численности | | | населения муниципальных образований; | | | удельный вес выпускников школ, принявших участие | | | в профориентационных мероприятиях, в общей | | | численности выпускников школ; | | | доля учреждений профессионального образования | | | всех уровней, осуществляющих подготовку кадров в | | | соответствии с прогнозом потребности в подготовке | | | кадров для экономики и социальной сферы | | | Республики Карелия, в общем количестве учреждений | | | профессионального образования; | | | доля молодежи, поступившей на обучение профессиям | | | и специальностям в соответствии с прогнозом | | | потребности в подготовке кадров для экономики и | | | социальной сферы Республики Карелия, в общей | | | численности молодежи, принятой на очное обучение; | | | занято выпускников очной формы обучения | | | учреждений профессионального образования | | | соответствующего года (на конец периода); | | | информационная доступность содержания, хода | | | реализации и результатов выполнения Программы | |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| | Сроки и этапы | - Региональная целевая программа рассчитана на | | реализации Программы | выполнение в течение 2008-2012 годов и не | | | предполагает разделения на этапы | |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| | Перечень подпрограмм | - не имеется | |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| | Объемы и источники | - финансирование мероприятий Программы | | финансирования | планируется осуществлять за счет средств бюджета | | Программы | Республики Карелия. Общий объем финансовых | | | средств, необходимых для реализации программных | | | мероприятий за счет средств бюджета Республики | | | Карелия в 2008-2012 годах, составит 8,38 млн. | | | рублей, в том числе по годам: 2008 год - без | | | финансирования, 2009 год - 3,73 млн. рублей, 2010 | | | год - 1,51 млн. рублей, 2011 год - 1,57 млн. | | | рублей, 2012 год - 1,57 млн. рублей | |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| | Ожидаемые конечные | - социальный: | | результаты реализации | сокращение разрыва между профессионально- | | Программы | квалификационными характеристиками граждан, | | | ищущих работу, и требованиями работодателей; | | | снижение дефицита квалифицированных кадров по | | | профессиям и специальностям, имеющим спрос; | | | повышение социально полезной отдачи системы | | | профессионального образования республики; | | | снижение объемов привлечения иностранной рабочей | | | силы в республику; | | | рост доли занятого населения региона, в том числе | | | молодежи, и, как следствие, рост уровня жизни | | | населения; | | | снижение социальной напряженности и уровня | | | преступности; | | | экономический: | | | рост за период 2009-2012 годов на 12,0 | | | процентных пунктов доли крупных и средних | | | предприятий, подающих заявки на подготовку | | | кадров, в том числе на среднесрочную и | | | долгосрочную перспективу, от их общего | | | количества; | | | снижение за период 2009-2012 годов в 3,1 раза | | | величины среднего по всем видам экономической | | | деятельности поправочного коэффициента, | | | применяемого для распространения заявленной | | | работодателями потребности в подготовке кадров на | | | все организации, учтенные в обследовании | |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| | Система организации | - государственный заказчик - Министерство труда | | контроля за исполнением | и занятости Республики Карелия: | | Программы | несет ответственность за своевременную и | | | качественную подготовку и реализацию Программы; | | | осуществляет координацию деятельности | | | исполнителей Программы по подготовке и реализации | | | программных мероприятий, а также по анализу | | | использования средств бюджета Республики Карелия; | | | ежегодно согласовывает с Министерством | | | экономического развития Республики Карелия | | | уточненные показатели эффективности Программы на | | | соответствующий год, а также подготавливает | | | предложения по уточнению программных мероприятий | | | на очередной финансовый год; | | | осуществляет ведение ежеквартальной отчетности | | | по реализации Программы; | | | подготавливает годовой доклад о ходе реализации | | | Программы на основе информации, представленной | | | органами исполнительной власти Республики | | | Карелия - исполнителями Программы. | | | Управление Программой и механизм взаимодействия | | | государственного заказчика и исполнителей | | | осуществляются в соответствии с Постановлением | | | Правительства Республики Карелия от 29 апреля | | | 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых | | | программах Республики Карелия" | |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Проблема обеспечения экономики и социальной сферы Республики Карелия квалифицированными кадрами рабочих и специалистов сформировалась в течение переходного периода к рыночной экономике. В настоящее время проблема характеризуется тем, что существует значительный разрыв между профессионально-квалификационной структурой предлагаемой рабочей силы и требованиями работодателей, что усиливает имеющийся дефицит кадров по требуемым профессиям и специальностям. Одновременно отсутствует прогноз потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы Республики Карелия (далее - Прогноз потребности). Существующая проблема развития кадрового потенциала республики отражена в ситуациях на рынке труда и на рынке образовательных услуг, состоянии человеческих ресурсов, состоянии партнерских отношений и может решаться путем государственного регулирования положения в этих сферах. Современный рынок труда представляет собой сложную систему отношений работодателей и наемных работников. Достижение относительного равновесия в этой сфере обеспечивается за счет единства саморегулирования и государственного регулирования. В республике на 1 января 2008 года уровень регистрируемой безработицы превысил на территории 12 муниципальных образований республики средний республиканский показатель. В Карелии имеется большая дифференциация предложения рабочей силы по муниципальным образованиям. Число претендентов на одно рабочее место на начало 2008 года, например, в Калевальском и Лоухском районах превышало этот же показатель в городах Петрозаводск и Сортавала в десятки раз. То есть в республике налицо наличие трудоизбыточных и трудонедостаточных районов. Среди зарегистрированных в 2007 году безработных граждан молодежь в возрасте 16-29 лет составляла 36,0 процента, из которых 18,0 процента не имели профессии (специальности). Для эффективного вовлечения молодежи в трудовую деятельность необходимо развивать систему профессионального образования и профессиональной подготовки. В 2007 году 85 процентов потребности в работниках, заявленной предприятиями и организациями в государственную службу занятости населения, это профессии рабочих. Наиболее трудно заполняемые вакансии это высококвалифицированные рабочие, инженеры некоторых специальностей, воспитатели дошкольных учреждений, младший медицинский персонал. Одновременно с дефицитом кадров существует проблема их высокой текучести. Наиболее высокая текучесть кадров имеет место по малоквалифицированным и низкооплачиваемым профессиям. Главный фактор, влияющий на уровень безработицы, - наличие рабочих мест, конкурентоспособных по уровню производительности, условиям, оплате и культуре труда с рабочими местами в развитых странах, создающих занятому человеку комфортные условия жизни. Несмотря на создание в экономике и социальной сфере региона за период 2006-2010 годы более 9000 рабочих мест, прогнозируемая численность занятых в экономике граждан имеет небольшую тенденцию к снижению от 353 тысяч человек в 2006 году до 352 тысяч человек в 2010 году. Эти процессы говорят о том, что одновременно с созданием новых идет выбытие имеющихся рабочих мест. Для повышения эффективности использования трудового потенциала необходимо, во-первых, чтобы количество вновь созданных рабочих мест превышало количество выбывающих, и, во-вторых, чтобы проводилась переподготовка высвобождаемых граждан под новые потребности рынка труда. Образовательный потенциал в Карелии характеризуется многоуровневой системой образовательных учреждений, в которую входят учреждения высшего, среднего, начального профессионального, основного и дополнительного образования, центры повышения квалификации и профессиональной подготовки. При этом в республике функционируют 10 учреждений начального профессионального образования (НПО). Успешно работают 19 учреждений среднего профессионального образования (СПО), в том числе 4 филиала. Высшее профессиональное образование (ВПО) представляют три государственных высших учебных заведения, 12 филиалов вузов. В мировой практике при подготовке кадров нормальным считается соотношение обучаемых 1:3:5 специалистов с различным уровнем профессионального образования, начиная с высшего. В Республике Карелия это соотношение имеет явное нарушение. Например, в 2006/07 учебном году количество обучаемых специалистов разных профессиональных уровней на 10 тыс. населения было: ВПО - 364 человека, СПО - 201 человек и НПО - 98 человек, то есть соотношение 1,0:0,6:0,3. Сложившаяся в республике система подготовки и переподготовки кадров не соответствует формирующемуся спросу, в результате чего рынок труда со стороны квалификационной составляющей рабочей силы значительно отстал от спроса, причем на фоне возрастающей потребности экономики региона в специалистах с начальным и средним профессиональным образованием происходит снижение доли выпускников именно этих уровней образования. Начиная с 2006 года Республика Карелия вступила в период абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста. По прогнозу до 2010 года численность населения республики сократится на 27 тысяч и составит 670 тысяч человек. Численность экономически активного населения также будет сокращаться и составит в 2010 году 379 тысяч человек. Переход республики к инновационному пути развития требует оценки качественного состава работающих и принятия мер для его изменения. К настоящему времени сформировалась острая потребность в подготовке специалистов технического профиля, которая будет существенно усиливаться с учетом необходимости массовой замены высококвалифицированных рабочих кадров, средний возраст которых в наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности сегодня составляет 53-57 лет. Эта ситуация усугубляется старением населения в целом по республике. Одним из факторов поддержания человеческих ресурсов и их размещения по территории республики могла бы стать миграция населения, но общая численность зарегистрированных иностранных работников составляет не более 0,4 процента совокупной численности занятого населения и существенного влияния на рынок труда в республике не оказывает. Особую остроту проблеме подготовки квалифицированных кадров придает сокращение численности выпускников школ республики. Численность выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений в 2010 году соответственно будет в 9 классах на 1437 человек и в 11 классах на 1469 человек меньше выпуска 2007 года. Общая численность учащихся школ за этот период сократилась на 2377 человек. Состояние человеческих ресурсов Республики Карелия требует особо рационального подхода к их использованию. Всевозрастающую роль при наборе кадров на конкретном производстве играют престижность его рабочих мест, уровень заработной платы, условия труда, социальная защищенность работников, возможность профессионального роста. Только при условии развития социального партнерства возможно найти решение этих вопросов. Основной "потребитель продукции" системы подготовки кадров - работодатель. С учетом перспектив развития именно он должен заявлять о своих потенциальных потребностях. Однако в настоящее время получение информации от работодателей о потребностях в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу является также проблемным вопросом. Должен быть сформирован механизм его решения. Необходимость развития кадрового потенциала Республики Карелия содержится в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года, в которой отмечено, что среди наиболее значимых факторов, ограничивающих и сдерживающих развитие республики, есть и такой - дефицит подготовленных кадров для эффективной реализации современных проектов развития. Для решения проблемы развития кадрового потенциала республики необходимо объединить усилия и ресурсы всех заинтересованных сторон: органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, учреждений профессионального образования. Программно-целевой метод решения проблемы - наиболее рациональный путь для создания устойчивого равновесия между спросом на рынке труда и предложением на рынке образовательных услуг, формирования методов для регулирования и управления процессами, происходящими на этих рынках. Решение проблемы развития кадрового потенциала программно-целевым методом позволит обеспечить: - сокращение разрыва между профессионально-квалификационными характеристиками граждан, ищущих работу, и требованиями работодателей; - снижение дефицита квалифицированных кадров по профессиям и специальностям, имеющим спрос; - свертывание подготовки специалистов из числа молодежи по "модным и престижным" профессиям и специальностям, не имеющим спроса; - снижение объемов привлечения иностранной рабочей силы в республику, рациональное использование человеческих ресурсов региона; - сокращение численности незанятого населения и безработицы; - рост темпов повышения уровня жизни населения. Проблема развития кадрового потенциала имеет следующие наиболее реальные варианты решения: - реализация Программы в запланированных объемах финансирования; - принятие Программы с уменьшенными объемами финансирования; - решение проблемы кадрового потенциала непрограммными методами. Наиболее предпочтительным является первый вариант, так как он позволит достичь цели и выполнить задачи Программы в полном объеме. Рисками при решении проблемы развития кадрового потенциала программно-целевым методом могут быть: - недостаточная глубина развития партнерских отношений между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и работодателями; - недостаточно качественный уровень информации по оценке потребности в кадрах и наличии трудовых ресурсов в связи с отсутствием в начальном периоде реализации Программы нормативных документов, определяющих взаимодействие участников реализации Программы; - неразвитость рынка жилья в регионе и, соответственно, нежелание значительной части незанятой молодежи, проживающей в сельских поселениях, на перемену места жительства при поиске работы. 2. Основные цели и задачи Программы Цель - прогноз потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы Республики Карелия. Для достижения цели необходимо решать следующие задачи: - разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам кадрового обеспечения; - комплексное исследование ресурсного потенциала Республики Карелия; - мониторинг кадров хозяйствующих субъектов и определение потребностей работодателей в кадрах; - профориентация и мониторинг соответствия подготовки кадров Прогнозу потребности; - информационное обеспечение. Эти цель и задачи полностью соответствуют компетенции заказчика и исполнителей Программы. Реализация Программы в полной мере будет содействовать решению проблем занятости населения республики. Подготовка кадров в соответствии с Прогнозом потребности приведет к повышению социальной отдачи системы профессионального образования, так как подготовка рабочих и специалистов будет сближаться с потребностями работодателей. В целом увеличится эффективность использования трудовых ресурсов республики. Целевые индикаторы и показатели результатов, позволяющие оценивать ход реализации Целевой программы по годам, отражены в таблице N 1. Таблица N 1 |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Показатели | Единицы | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | | | измерения| год | год | год | год | год | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Цель. Прогноз потребности в подготовке кадров для экономики и социальной | | сферы Республики Карелия | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Рост доли крупных и средних | проценты | - | 18,0 | 20,0 | 25,0 | 30,0 | | организаций, подающих заявки на | | | | | | | | подготовку кадров, в том числе на | | | | | | | | среднесрочную и долгосрочную | | | | | | | | перспективу, от их общего | | | | | | | | количества | | | | | | | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Снижение величины среднего по | единицы | - | 4,9 | 2,3 | 1,9 | 1,6 | | всем видам экономической | | | | | | | | деятельности поправочного | | | | | | | | коэффициента, применяемого для | | | | | | | | распространения заявленной | | | | | | | | работодателями потребности в | | | | | | | | подготовке кадров на все | | | | | | | | организации, учтенные в | | | | | | | | обследовании | | | | | | | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Задача 1. Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по | | вопросам кадрового обеспечения | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Количество разработанных | единицы | 2 | - | - | - | - | | нормативных документов | | | | | | | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Задача 2. Комплексное исследование ресурсного потенциала | | Республики Карелия | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Удельный вес включенной в | проценты | - | 30,0 | 35,0 | 40,0 | 50,0 | | обследование численности | | | | | | | | населения в общей численности | | | | | | | | населения муниципальных | | | | | | | | образований | | | | | | | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Задача 3. Мониторинг кадров хозяйствующих субъектов и определение | | потребностей работодателей в кадрах | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Удельный вес количества крупных и | проценты | - | 40,0 | 50,0 | 60,0 | 70,0 | | средних организаций, привлеченных | | | | | | | | к работе по оценке потребностей в | | | | | | | | кадрах, от общего количества | | | | | | | | крупных и средних организаций | | | | | | | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Рост к предыдущему году | проценты | - | - | 106,0| 103,0| 101,0| | количества профессий и | | | | | | | | специальностей, заявленных | | | | | | | | работодателями для обучения по | | | | | | | | укрупненным группам профессий | | | | | | | | (по Общероссийскому | | | | | | | | классификатору занятий) | | | | | | | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Увеличение к предыдущему году | проценты | - | - | 114,0| 107,0| 103,0| | численной потребности на | | | | | | | | подготовку квалифицированных | | | | | | | | кадров по укрупненным группам | | | | | | | | профессий (по Общероссийскому | | | | | | | | классификатору занятий) | | | | | | | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Задача 4. Профориентация и мониторинг соответствия подготовки кадров | | Прогнозу потребности | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Удельный вес муниципальных | проценты | 100,0| 100,0| 100,0| 100,0| 100,0| | образований, охваченных | | | | | | | | профориентационными | | | | | | | | мероприятиями, в общем количестве | | | | | | | | муниципальных образований | | | | | | | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Удельный вес выпускников школ, | проценты | 28,0 | 30,0 | 35,0 | 38,0 | 40,0 | | принявших участие в | | | | | | | | профориентационных мероприятиях, | | | | | | | | в общей численности выпускников | | | | | | | | школ | | | | | | | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Доля учреждений профессионального | проценты | - | - | 27,0 | 40,0 | 80,0 | | образования всех уровней, | | | | | | | | осуществляющих подготовку кадров | | | | | | | | в соответствии с Прогнозом | | | | | | | | потребности, в общем количестве | | | | | | | | учреждений профессионального | | | | | | | | образования | | | | | | | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Доля молодежи, поступившей на | проценты | - | - | 25,0 | 45,0 | 70,0 | | обучение профессиям и | | | | | | | | специальностям в соответствии с | | | | | | | | Прогнозом потребности, в общей | | | | | | | | численности молодежи, принятой | | | | | | | | на очное обучение | | | | | | | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Занято выпускников очной формы | проценты | - | - | 87,0 | 88,0 | 89,0 | | обучения учреждений | | | | | | | | профессионального образования | | | | | | | | соответствующего года (на конец | | | | | | | | периода) | | | | | | | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Задача 5. Информационное обеспечение | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| | Информационная доступность для | проценты | - | 100,0| 100,0| 100,0| 100,0| | населения Республики Карелия | | | | | | | | содержания, хода реализации и | | | | | | | | результатов выполнения Программы | | | | | | | |—————————————————————————————————————————|——————————|——————|——————|——————|——————|——————| 3. Сроки реализации Программы и решения задач Региональная программа рассчитана на выполнение в течение 2008-2012 годов и не предполагает разделения на этапы. Первым условием достижения цели Программы является выполнение в 2008 году задачи N 1 о разработке нормативно-правовой базы по вопросам кадрового обеспечения. Эта база будет служить основой для взаимодействия заказчика, участников и исполнителей Программы. Далее по годам действия Программы будет осуществляться реализация ее задач с ежегодным, начиная с 2009 года, формированием Прогноза потребности на последующий период и улучшением его качественных параметров. Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть: - снижение на 50 и более процентов характеристик и показателей оценки реализации Программы по сравнению с планируемыми за период не менее одного года; - отсутствие финансирования; - непредставление отчетности в установленной форме и в надлежащие сроки. 4. Перечень программных мероприятий Реализация всего комплекса мероприятий Программы позволит решить ее задачи и достичь цели (приложение к Программе). Перечень мероприятий содержит следующие разделы: I. Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам кадрового обеспечения. II. Комплексное исследование ресурсного потенциала Республики Карелия. III. Мониторинг кадров хозяйствующих субъектов и определение потребностей работодателей в кадрах. IV. Профориентация и мониторинг соответствия подготовки кадров Прогнозу потребности. V. Информационное обеспечение. Мероприятия Программы взаимосвязаны по ожидаемым результатам, срокам, исполнителям. Мероприятия Программы направлены на: - совершенствование нормативной правовой и методологической базы для изучения и оценки рынков труда и образовательных услуг, разработки механизма их сбалансированности, организации мониторинга потребностей в рабочих и специалистах в профессиональном разрезе по муниципальным образованиям, видам экономической деятельности, формирования Прогноза потребности; - организацию на основе Прогноза потребности подготовки и переподготовки кадров необходимой квалификации для приоритетных и инновационных сфер деятельности, а также в соответствии с потребностями рынка труда; - осуществление мероприятий по профессиональной ориентации молодежи. Мероприятия Программы предусматривают: - разработку и принятие новых и корректировку действующих нормативных правовых актов Республики Карелия; - проведение работы по оценке реально имеющихся человеческих ресурсов в разрезе муниципальных образований; - формирование системы взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и работодателей по определению потребностей в кадрах в профессионально-квалификационном разрезе; - ежегодный мониторинг изменений состава человеческих ресурсов и потребностей работодателей в кадрах; - проведение профориентационной работы с молодежью по мотивации ее на получение профессионального образования в соответствии со спросом на рынке труда; - информирование населения республики через различные средства массовой информации о результатах реализации программных мероприятий, выполнении задач Программы. Прогнозируемый объем расходов на реализацию Программы составит 8,38 млн. рублей, в том числе: 2008 год - без финансирования, 2009 год - 3,73 млн. рублей, 2010 год - 1,51 млн. рублей, 2011 год - 1,57 млн. рублей, 2012 год - 1,57 млн. рублей. Оценка реализации Программы будет осуществляться по целевым индикаторам и показателям результатов, в том числе по следующим показателям: - наличие разработанных и принятых нормативных документов; - удельный вес включенной в обследование численности населения в общей численности населения муниципальных образований; - уровень привлечения крупных и средних предприятий к работе по оценке потребностей в кадрах от общего числа организаций; - доля средних и крупных предприятий, подавших заявки на подготовку кадров, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективу, от их общего числа; - удельный вес выпускников школ, принявших участие в профориентационных мероприятиях, в общей численности выпускников школ; - информационная доступность содержания, хода реализации и результатов выполнения Программы. 5. Механизм реализации Программы Основными участниками, ответственными за реализацию Программы, являются: Министерство труда и занятости Республики Карелия; Министерство образования Республики Карелия; Министерство экономического развития Республики Карелия; Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму; Государственный комитет Республики Карелия по вопросам развития местного самоуправления. Все органы исполнительной власти Республики Карелия, координирующие деятельность работодателей по курируемым видам экономической деятельности, должны быть среди исполнителей Программы как органы, участвующие в формировании заявок на потребность в кадрах на перспективу. Государственный заказчик Программы - Министерство труда и занятости Республики Карелия: - несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы; - осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу использования средств бюджета Республики Карелия; - ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития Республики Карелия уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а также подготавливает предложения по уточнению программных мероприятий на очередной финансовый год; - осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы; - подготавливает годовой доклад о ходе реализации Программы на основе информации, представленной органами исполнительной власти Республики Карелия - исполнителями Программы. Исполнители Программы ежегодно: - разрабатывают предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняют затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы; - уточняют перечень целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы на соответствующий год и их поквартальную разбивку. В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственного заказчика и исполнителей осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых программах Республики Карелия". 6. Оценка социально-экономической эффективности Программы Реализация Программы позволит обеспечить социальный и экономический эффект. Социальный: - сокращение разрыва между профессионально-квалификационными характеристиками граждан, ищущих работу, и требованиями работодателей; - снижение дефицита квалифицированных кадров по профессиям и специальностям, имеющим спрос; - повышение социально полезной отдачи системы профессионального образования республики; - снижение объемов привлечения иностранной рабочей силы в республику; - рост доли занятого населения республики, в том числе молодежи, и, как следствие, рост уровня жизни населения; - снижение социальной напряженности и уровня преступности. Экономический: - рост за период 2009-2012 годов на 12,0 процентных пунктов доли крупных и средних предприятий, подающих заявки на подготовку кадров, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективу, от их общего количества; - снижение за период 2009-2012 годов в 3,1 раза величины среднего по всем видам экономической деятельности поправочного коэффициента, применяемого для распространения заявленной работодателями потребности в подготовке кадров на все организации, учтенные в обследовании. Оценка эффективности Программы осуществляется по следующей методике. Целью Программы является прогноз потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы Республики Карелия. Это позволит проводить мониторинг соответствия приема в учреждения профессионального образования спросу работодателей (Прогнозу потребности) и оценить наличие человеческих ресурсов для обучения. В рамках реализации Программы планируется сформировать тенденцию к созданию устойчивого равновесия между спросом на рынке труда и предложением на рынке образовательных услуг, формирование методов для регулирования и управления процессами, происходящими на этих рынках, отработать показатели результатов и индикаторы для оценки ситуации. Ежегодное формирование Прогноза потребности осуществляется на основе сведений работодателей. В данном случае эффективность реализации Программы может быть выражена двумя показателями повышения качества Прогноза потребности: - рост доли крупных и средних предприятий, подающих заявки на подготовку кадров, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективу, от их общего количества; - снижение средней по всем видам экономической деятельности величины поправочного коэффициента, применяемого для распространения заявленной работодателями потребности в подготовке кадров на все организации, учтенные в обследовании. Повышение качества Прогноза потребности зависит от количества участников его формирования. Поэтому первый из названных показателей характеризует степень участия крупных и средних организаций в формировании Прогноза потребности. Индикатор выполнения этого показателя за год определяется как отношение количества организаций, сообщивших в соответствующем году сведения о потребности в подготовке кадров на перспективу, к общему количеству крупных и средних организаций. Второй из названных показателей характеризует степень повышения точности Прогноза потребности по необходимым объемам подготовки кадров. Индикатор выполнения этого показателя за год определяется как отношение статистической среднесписочной численности работников, учтенных для формирования Прогноза потребности действующих крупных и средних организаций, к среднесписочной численности работников таких организаций, подавших сведения о потребности в подготовке кадров на перспективу. Ухудшения экологических показателей в Республике Карелия при реализации Программы не предполагается. Приложение к Программе ПЕРЕЧЕНЬ программных мероприятий |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | N | Наименование мероприятия | Сроки | Исполнители | Ожидаемые результаты | | п/п | | реали- | | (социальные, количественные | | | | зации | | оценки) | | | | (годы) | | | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | I. Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам кадрового обеспечения | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 1. | Подготовка и принятие | 2008 | Министерство труда и | разработка и утверждение | | | правовых актов | | занятости Республики | документов, определяющих порядок | | | Республики Карелия по | | Карелия, Министерство | ежегодного формирования Прогноза | | | формированию Прогноза | | экономического развития | потребности, устанавливающих | | | потребности | | Республики Карелия, | требования к формированию | | | | | Министерство образования | Прогноза потребности по уровням | | | | | Республики Карелия | профессионального образования, | | | | | | определяющих виды сведений для | | | | | | формирования Прогноза | | | | | | потребности, сроки и формы | | | | | | представления этих сведений, | | | | | | участников работы по | | | | | | формированию Прогноза | | | | | | потребности и мониторингу | | | | | | использования его результатов, | | | | | | публикация результатов | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 2. | Включение в Соглашение | 2009- | Министерство труда и | участие сторон в проведении | | | между Правительством | 2012 | занятости Республики | согласованной политики в | | | Республики Карелия, | | Карелия | вопросах определения | | | Объединением организаций | | | потребностей в кадрах, повышения | | | профсоюзов в Республике | | | качества рабочей силы, уровня | | | Карелия и Союзом | | | профессиональной подготовки | | | промышленников и | | | кадров, обязательств по | | | предпринимателей | | | повышению эффективности системы | | | (работодателей) | | | внутрифирменного развития и | | | Республики Карелия | | | обучения персонала | | | вопросов формирования и | | | (по необходимости) | | | использования кадрового | | | | | | потенциала региона | | | | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | II. Комплексное исследование ресурсного потенциала Республики Карелия | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 3. | Организация и проведение | 2009- | Министерство труда и | в 2009 году - 20 семинаров во | | | семинаров, совещаний для | 2012 | занятости Республики | всех муниципальных районах и | | | работодателей, | | Карелия | городских округах, 2010 год - | | | администраций | | | 12 семинаров, 2011 год - 2 | | | муниципальных | | | семинара, 2012 год - 2 | | | образований, органов | | | семинара. Вовлечение во | | | исполнительной власти | | | взаимодействие с органами | | | для разъяснения цели и | | | исполнительной власти Республики | | | задач Программы, | | | Карелия по развитию кадрового | | | содержания нормативно- | | | потенциала крупных и средних | | | правовых и методических | | | предприятий: 2009 год - 40,0 | | | материалов, порядка | | | процентов, 2010 год - 50,0 | | | работы по изучению | | | процентов, 2011 год - 60,0 | | | спроса на кадры и | | | процентов, 2012 год - 70,0 | | | формирования Прогноза | | | процентов | | | потребности, других | | | | | | вопросов реализации | | | | | | Программы | | | | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 4. | Проведение обследований | 2009- | Министерство труда и | для формирования объективных | | | социально- | 2012 | занятости Республики | сведений в разрезе муниципальных | | | демографического состава | | Карелия, Министерство | образований о составе населения, | | | населения муниципальных | | экономического развития | постоянно проживающего в | | | районов в разрезе | | Республики Карелия, | республике, с целью повышения | | | городских и сельских | | Государственный комитет | эффективности использования его | | | поселений, а также | | Республики Карелия по | трудового потенциала охват | | | городских округов и | | вопросам развития | обследованиями населения | | | ежегодного мониторинга | | местного самоуправления, | республики: 2009 год - 30,0 | | | изменений трудового | | органы местного | процентов, 2010 год - 35,0 | | | потенциала | | самоуправления | процентов, 2011 год - 40,0 | | | | | (по согласованию) | процентов, 2012 год - 50,0 | | | | | | процентов. В том числе охват | | | | | | обследованиями населения | | | | | | сельских поселений - 100 | | | | | | процентов ежегодно | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | III. Мониторинг кадров хозяйствующих субъектов и определение потребностей работодателей в | | кадрах | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 5. | Организация и проведение | 2009- | Министерство труда и | включение работодателей в | | | маркетинговых | 2012 | занятости Республики | управление подготовкой | | | исследований | | Карелия, Министерство | квалифицированных рабочих и | | | регионального рынка | | экономического развития | специалистов. | | | трудовых ресурсов путем | | Республики Карелия, | Доведение степени информирования | | | письменных запросов, | | Министерство по | крупных и средних организаций от | | | других форм | | природопользованию и | их общего количества о | | | взаимодействия с | | экологии Республики | возможностях участия в | | | работодателями о | | Карелия, Министерство | реализации Программы: 2009 год - | | | потребностях в | | сельского, рыбного и | 40,0 процентов, 2010 год - 50,0 | | | подготовке кадров на | | охотничьего хозяйства | процентов, 2011 год - 60,0 | | | среднесрочную и | | Республики Карелия, | процентов, 2012 год - 70,0 | | | долгосрочную перспективу | | Министерство | процентов | | | | | строительства Республики | | | | | | Карелия, Министерство | | | | | | здравоохранения и | | | | | | социального развития | | | | | | Республики Карелия, | | | | | | Государственный комитет | | | | | | Республики Карелия по | | | | | | жилищно-коммунальному | | | | | | хозяйству и энергетике, | | | | | | Государственный комитет | | | | | | Республики Карелия по | | | | | | вопросам развития | | | | | | местного самоуправления, | | | | | | органы местного | | | | | | самоуправления | | | | | | (по согласованию) | | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 6. | Составление рейтинга | 2009- | Министерство труда и | ежегодное определение перечней | | | профессий и | 2012 | занятости Республики | профессий, пользующихся | | | специальностей, в том | | Карелия | наибольшим спросом у | | | числе в разрезе | | | работодателей, по муниципальным | | | муниципальных | | | образованиям для установления | | | образований | | | необходимых объемов подготовки | | | | | | кадров. | | | | | | Рост к предыдущему году: | | | | | | количества профессий по | | | | | | укрупненным группам: 2009 год - | | | | | | базовый, 2010 год - на 6,0 | | | | | | процентов, 2011 год - на 3,0 | | | | | | процента, 2012 год - на 1,0 | | | | | | процент; | | | | | | численности рабочих и | | | | | | специалистов, заявляемой | | | | | | работодателями для подготовки: | | | | | | 2009 год - базовый, 2010 год - | | | | | | на 14,0 процентов, 2011 год - на | | | | | | 7,0 процентов, 2012 год - 3,0 | | | | | | процента | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 7. | Создание и обработка | 2009- | Министерство труда и | расширение выборочной | | | массива сведений о | 2012 | занятости Республики | совокупности крупных и средних | | | потребностях организаций | | Карелия | организаций для создания массива | | | республики в рабочих и | | | сведений о потребностях в | | | специалистах в | | | кадрах: 2009 год - 18,0 | | | профессиональном разрезе | | | процентов, 2010 год - 20,0 | | | на перспективу, | | | процентов, 2011 год - 25,0 | | | подготовка обобщенных | | | процентов, 2012 год - 30,0 | | | прогнозных информаций и | | | процентов. | | | сведений о потребностях | | | Сокращение значений поправочных | | | в кадрах | | | коэффициентов к заявленным | | | | | | объемам подготовки кадров по | | | | | | видам экономической деятельности | | | | | | в среднем до: 2009 год - 4,9 | | | | | | (базовый); 2010 год - 2,3; 2011 | | | | | | год - 1,9; 2012 год - 1,6 | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 8. | Организация и проведение | 2009- | Министерство труда и | рост доли крупных и средних | | | мониторинга | 2012 | занятости Республики | организаций, подающих сведения | | | профессиональной | | Карелия, Министерство | об обучении персонала, от их | | | переподготовки персонала | | экономического развития | общего количества: 2009 год - | | | на крупных и средних | | Республики Карелия, | базовый, 2010 год - на 27,0 | | | предприятиях республики | | Министерство по | процентных пунктов, 2011 год - | | | | | природопользованию и | на 35,0 процентных пунктов, 2012 | | | | | экологии Республики | год - на 39,0 процентных пунктов | | | | | Карелия, Министерство | | | | | | сельского, рыбного и | | | | | | охотничьего хозяйства | | | | | | Республики Карелия, | | | | | | Министерство | | | | | | строительства Республики | | | | | | Карелия, Министерство | | | | | | здравоохранения и | | | | | | социального развития | | | | | | Республики Карелия, | | | | | | Государственный комитет | | | | | | Республики Карелия по | | | | | | жилищно-коммунальному | | | | | | хозяйству и энергетике, | | | | | | работодатели | | | | | | (по согласованию) | | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | IV. Профориентация и мониторинг соответствия подготовки кадров Прогнозу потребности | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 9. | Проведение массовых | 2008- | Министерство образования | охват ежегодно 100 процентов | | | профориентационных | 2012 | Республики Карелия, | муниципальных образований | | | мероприятий "Путь в | | Государственный комитет | проведением профориентационной | | | профессию" для учащихся | | Республики Карелия по | работы для комплектования | | | общеобразовательных | | делам молодежи, | государственных учреждений | | | учреждений в | | физической культуре, | профессионального образования и | | | муниципальных | | спорту и туризму, | подготовка кадров из числа | | | образованиях | | Министерство труда и | граждан, постоянно проживающих в | | | | | занятости Республики | регионе. | | | | | Карелия, органы местного | Обеспечить удельный вес участия | | | | | самоуправления | выпускников школ в | | | | | (по согласованию) | профориентационных мероприятиях | | | | | | от общей численности выпускников | | | | | | школ: | | | | | | 2008 год - 28,0 процентов, 2009 | | | | | | год - 30,0 процентов, 2010 год - | | | | | | на 35,0 процентов, 2011 год - на | | | | | | 38,0 процентов, 2012 год - на | | | | | | 40,0 процентов | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 10. | Проведение | 2009- | Министерство образования | охват опросами 1 раз в 2 года до | | | социологических | 2012 | Республики Карелия, | 80 процентов учащихся старших | | | исследований по изучению | | Государственный комитет | классов общеобразовательных | | | профессиональных | | Республики Карелия по | учреждений республики | | | предпочтений учащихся | | делам молодежи, | | | | школ, получение данных | | физической культуре, | | | | для разработки и | | спорту и туризму, | | | | корректировки | | Министерство труда и | | | | направлений проведения | | занятости Республики | | | | профориентационной | | Карелия | | | | работы | | | | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 11. | Определение количества | 2010- | Министерство труда и | оценка 1 раз в год участия | | | учреждений | 2012 | занятости Республики | учреждений профессионального | | | профессионального | | Карелия, Министерство | образования в реализации цели и | | | образования всех | | образования Республики | задач Программы. Доля участия | | | уровней, осуществляющих | | Карелия | учреждений профессионального | | | подготовку кадров на | | | образования всех уровней в | | | перспективу в | | | подготовке кадров в соответствии | | | соответствии с Прогнозом | | | с Прогнозом потребности: 2010 | | | потребности | | | год - 27,0 процентов, 2011 год - | | | | | | 40,0 процентов, 2012 год - 80,0 | | | | | | процентов | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 12. | Сопоставление с | 2010- | Министерство труда и | оценка 1 раз в год сближения | | | Прогнозом потребности | 2012 | занятости Республики | объемов и профессионального | | | фактического приема | | Карелия, Министерство | разреза приема в учреждения | | | молодежи по дневной | | образования Республики | профессионального образования | | | форме обучения в | | Карелия | всех уровней с потребностями | | | учреждения | | | работодателей. Доля молодежи, | | | профессионального | | | поступившей на обучение | | | образования | | | профессиям и специальностям в | | | | | | соответствии с Прогнозом | | | | | | потребности, в общей численности | | | | | | молодежи, принятой на очное | | | | | | обучение: 2010 год - 25,0 | | | | | | процентов, 2011 год - 45,0 | | | | | | процентов, 2012 год - 70,0 | | | | | | процентов | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 13. | Осуществление | 2010- | Министерство образования | подготовка 2 раза в год сведений | | | мониторинга занятости | 2012 | Республики Карелия | о занятости выпускников | | | выпускников очной формы | | | учреждений профессионального | | | обучения учреждений | | | образования в разрезе уровней | | | профессионального | | | образования по 28 укрупненным | | | образования, | | | группам профессий и | | | расположенных на | | | специальностей: на начало | | | территории Республики | | | календарного года - прогноз | | | Карелия | | | численности выпускников и их | | | | | | занятости, по итогам полугодия - | | | | | | фактический выпуск и прогноз | | | | | | занятости. | | | | | | Обеспечить занятость выпускников | | | | | | очной формы обучения учреждений | | | | | | профессионального образования | | | | | | (на конец периода): 2010 год - | | | | | | 87,0 процентов, 2011 год - 88,0 | | | | | | процентов, 2012 год - 89,0 | | | | | | процентов | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | V. Информационное обеспечение | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 14. | Популяризация в | 2009- | Министерство по | подготовка ежегодно каждым | | | средствах массовой | 2012 | природопользованию и | органом исполнительной власти | | | информации | | экологии Республики | Республики Карелия не менее | | | профессиональных | | Карелия, Министерство | одного выступления в СМИ. | | | достижений рабочих и | | сельского, рыбного и | Формирование у молодежи | | | специалистов различных | | охотничьего хозяйства | ценностей квалифицированного | | | видов экономической | | Республики Карелия, | труда, повышение престижа | | | деятельности | | Министерство | рабочих профессий | | | | | строительства Республики | | | | | | Карелия, Министерство | | | | | | здравоохранения и | | | | | | социального развития | | | | | | Республики Карелия, | | | | | | Государственный комитет | | | | | | Республики Карелия по | | | | | | жилищно-коммунальному | | | | | | хозяйству и энергетике, | | | | | | работодатели | | | | | | (по согласованию) | | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 15. | Публикация в средствах | 2008- | Министерство труда и | информирование населения о ходе | | | массовой информации, в | 2012 | занятости Республики | реализации Программы 4 раза в | | | том числе в сети | | Карелия | год, поквартально | | | Интернет, материалов о | | | | | | результатах реализации | | | | | | Программы, выполнения | | | | | | задач, достижении | | | | | | поставленной цели | | | | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 16. | Разработка, издание и | 2009- | Министерство труда и | подготовка ежегодно не менее | | | распространение | 2012 | занятости Республики | одного материала с целью | | | информационно-рекламных | | Карелия | информирования и привлечения | | | материалов о Программе | | | работодателей к формированию | | | | | | Прогноза потребности | |—————|——————————————————————————————|—————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|