Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Республики Карелия от 08.07.2011 № 347р-П

Российская Федерация

Республика Карелия   

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 июля 2011 года № 347р-П

г. Петрозаводск

 

В целях реализации пункта 2а Поручения Президента Российской Федерации от 24 июля 2009 года № Пр-1890:

1. Утвердить прилагаемую Региональную целевую программу стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011-2015 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Главы Республики Карелия Канчера Ю.А.

3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

 

 

 Глава Республики Карелия                                       А.В. Нелидов

 


Утверждена распоряжением

Правительства Республики Карелия

от 8 июля 2011 года № 347р-П

 

 

Региональная

целевая программа стимулирования

развития жилищного строительства

в Республике Карелия на 2011-2015 годы

 

ПАСПОРТ

Региональной целевой программы

стимулирования развития жилищного строительства

в Республике Карелия на 2011-2015 годы

 

Наименование Программы

- Региональная целевая программа стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011-2015 годы (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

- поручение Президента Российской Федерации от            24 июля 2009 года № Пр-1890

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050)

Решение о разработке Программы Правительством Республики Карелия

- поручение Главы Республики Карелия от 11 октября 2010 года № ПГ 5.1 (заседание Президиума Правительства Республики Карелия от 11 октября 2010 года № 5)

Государственный заказчик Программы

- Министерство строительства Республики Карелия

Основные разработчики - исполнители Программы

- Министерство строительства Республики Карелия,

Министерство экономического развития Республики Карелия,

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия,

Министерство образования Республики Карелия,

Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия,

Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд,

Государственный комитет Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике,

Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам

 

Цель Программы

- повышение доступности жилья для населения путем строительства жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности, а также ценовой доступности, в том числе достижение установленных для Республики Карелия контрольных значений целевого показателя по вводу жилья

Задачи Программы

- основные задачи Программы:

1. Обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья.

2. Создание условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий.

3. Государственная поддержка граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий.

4. Создание условий для повышения доступности ипотечного жилищного кредитования для граждан республики и  внедрение новых ипотечных программных продуктов, реализуемых открытым акционерным обществом «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее – ОАО «АИЖК»).

5. Обеспечение устойчивого развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов).

6. Создание условий для обеспечения земельных участков, предназначенных под жилищное строительство, социальной, коммунальной и дорожной инфраструктурой.

7. Оказание содействия муниципальным образованиям при разработке градостроительной документации.

8. Развитие базы промышленности строительных материалов Республики Карелия (с учетом внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, материалов и решений).

9. Снижение административных барьеров в строительстве.

10. Формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов.

11. Увеличение доли строительства жилья экономического класса, включая создание фонда жилья социального найма, арендного жилья.

12. Информационная открытость при формировании государственной политики по стимулированию развития жилищного строительства

 

 

Важнейшие целевые показатели Программы

- годовой объем ввода жилья, в том числе жилья экономического класса, малоэтажного жилья, многоэтажного жилья;

обеспеченность населения жильем;

доля ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде;

коэффициент доступности жилья для населения;

доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств

Сроки и этапы реализации Программы

- сроки реализации Программы

2011-2015 годы в два этапа:

I этап (2011-2012 годы):

разработка нормативно-правовой базы;

формирование земельных участков под жилищное строительство;

II этап (2013-2015 годы):

комплексное освоение земельных участков

Объемы и источники финансирования Программы

- финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных на реализацию мероприятий соответствующих долгосрочных целевых программ Республики Карелия, ведомственных целевых программ, адресной инвестиционной программы Республики Карелия, текущего финансирования, и средств внебюджетных источников

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- по результатам реализации Программы планируется достижение следующих конечных результатов:

1. Достижение годового объема ввода жилья в 2015 году 350,0 тыс.кв.метров общей площади с перспективой увеличения к 2020 году до 685,0 тыс.кв.метров.

2. Увеличение доли годового ввода к 2015 году:

- жилья экономического класса до 30 процентов;

- малоэтажного жилья до 40 процентов.

3. Достижение обеспеченности населения жильем к 2015 году до 26,06 кв.метра на человека.

4. Обеспечение территории Республики Карелия документами территориального планирования и градостроительного зонирования в полном объеме.

5. Создание фонда жилья социального найма для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения данного вопроса в рамках участия в программах социальной и коммерческой ипотеки, а также формирование маневренного жилищного фонда.

6. Формирование условий для строительства доходных домов на жилищном рынке.

7. Ежегодный прирост доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, не менее 2 процентов

Система организации контроля за реализацией Программы

- оперативный контроль за реализацией и общая координация хода выполнения Программы обеспечивается государственным заказчиком Программы.

Органы исполнительной власти Республики Карелия и органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия (по согласованию), участвующие в реализации Программы, ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют государственному заказчику Программы отчеты о ходе реализации Программы.

На основании представленных сведений государственный заказчик Программы осуществляет ежеквартальный и ежегодный мониторинг реализации Программы, составляет ежеквартальный отчет о результатах реализации мероприятий Программы, ежегодно проводит оценку эффективности реализации Программы, готовит доклад о выполнении Программы.

Контроль осуществляется рабочей группой по обеспечению реализации на территории Республики Карелия приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

 


Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа

Одной из приоритетных задач развития как Российской Федерации, так и Республики Карелия является наращивание объемов строительства жилья, в том числе малоэтажного, и повышение его доступности для семей с различным уровнем доходов, а также стимулирование спроса на жилье путем совершенствования методов государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий.

Основным из направлений государственной жилищной политики является реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», задачи которого направлены на создание условий для развития жилищного строительства в регионе, сбалансированного стимулирования спроса и предложения на жилищном рынке.

Основной стратегической целью развития Республики Карелия является повышение качества жизни населения, одним из показателей которого является обеспечение населения жильем.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Высокая потребность в улучшении жилищных условий жителей Республики Карелия, значительная рыночная стоимость жилья по сравнению со среднедушевыми доходами граждан обуславливают необходимость принятия мер для решения обозначенных проблем.

 

1.1. Состояние жилищного фонда и жилищное строительство в Республике Карелия

В Республике Карелия на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция роста показателей ввода жилья. Ежегодный прирост составлял не менее 10%, за исключением 2010 года, когда снижение объемов ввода жилья по отношению к 2009 году составило 13,5%.

Это связано с экономической ситуацией 2008-2009 годов, которая повлияла на развитие строительной отрасли республики в части сокращения количества вновь начинаемых строительством объектов жилищного строительства.

По итогам 2010 года ввод жилья в республике составил 142,55 тыс. кв. метров, что к запланированному вводу жилья (140,0 тыс.кв.м) составило 101,8%. Из них индивидуальными застройщиками построено 44,14 тыс. кв. метров общей площади жилых домов. Удельный вес индивидуального жилищного строительства в общем объеме введённого в 2010 году жилья – 31%. К уровню 2009 года ввод жилья составил 86,6%.

Динамика жилищного строительства в Республике Карелия представлена на диаграмме (тыс.кв.метров):

 

 

Несмотря на тенденцию роста объемов вводимого жилья, Республика Карелия отстает по масштабам жилищного строительства от других субъектов Северо-Западного федерального округа. По итогам 2010 года республика находится на 8 месте по Северо-Западному федеральному округу. В расчете на душу населения ввод жилья в 2010 году составил 0,22 кв.метра (8 место по округу).

Всего за последние 6 лет в Республике Карелия:

предприятиями строительной отрасли Республики Карелия выполнено работ на сумму 42,1 млрд. рублей;

объем инвестиций в основной капитал, направленный на увеличение основных фондов, составил более 116,2 млрд. рублей;

построено 782,3 тыс. кв. метров жилья, что составляет 4,7% от всего имеющегося на сегодняшний день жилищного фонда Республики Карелия;

построено 10550 квартир, в том числе 2445 квартир - в индивидуальных жилых домах.

На основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия по состоянию на 1 января 2011 года жилищный фонд республики составляет 16354,1 тыс.кв. метров общей площади жилых помещений, из них 73% находится в городской местности и 27% - в сельской.

В целом уровень обеспеченности населения республики жильем достаточно высокий и на 1 января 2011 года составлял 24,19 кв. метра на одного жителя, что выше среднего значения по России на 12,6%. По Северо-Западному федеральному округу республика находится на 6 месте.

Однако не все существующее жилье удовлетворяет условиям качественного, комфортного жилья. Только 61,5% жилищного фонда республики оборудовано водоснабжением, канализацией, отоплением, ваннами (душем). Следовательно, на одного жителя республики приходится только 14,5 кв. метра благоустроенного жилья.

Кроме того, 3,6 % жилищного фонда республики составляет ветхий и аварийный жилищный фонд, 8,1% жилищного фонда построено ранее 1946 года, 2,5% жилищного фонда имеет износ более 65%.

Существующий жилищный фонд имеет тенденцию к износу, поэтому очевидно, что существующие темпы жилищного строительства не решают проблему улучшения жилищных условий широких слоев населения.

По состоянию на 1 января 2011 года общая потребность населения, проживающего на территории Республики Карелия, в улучшении жилищных условий, оценивается в размере 1037,0 тыс. квадратных метров общей площади жилья, в том числе:

587,0 тыс.кв.метров – на расселение ветхого и аварийного жилищного фонда;

450,0 тыс.кв.метров – на предоставление жилья гражданам, состоящим на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, из расчета предоставления 18 кв.метров общей площади жилья на каждого.

Потребность в строительстве коммерческого жилья в республике составляет порядка 150,0 тыс.кв.метров общей площади жилья в год.

Коэффициент доступности жилья в республике достаточно высок, и в 2010 году он составил 4,37 лет. По Северо-Западному федеральному округу он выше только в Ленинградской области и Санкт-Петербурге.

Для снижения коэффициента доступности жилья необходимы меры направленные на стимулирование предложения на жилищном рынке, снижение себестоимости строительства жилья.

 

1.2. Малоэтажное жилищное строительство в Республике Карелия

Развитие малоэтажного домостроения – одно из приоритетных направлений массового жилищного строительства.

На 1 января 2011 года ввод индивидуального жилья в республике составляет более 30% от общего объема.

Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме ввода жилья представлена на диаграмме.

Значительная часть населения республики (более 320,0 тыс. человек из общего числа населения республики 644,2 тыс. человек) проживает в малых городах, численностью меньше 20,0 тыс. человек,  и  сельской местности.

Удельный вес индивидуального жилищного строительства в городской и сельской местности (в % к общему объему ввода индивидуального жилья) представлен на диаграмме:

Развитие малоэтажного строительства – это  реальная возможность ускорить обеспечение граждан комфортным жильем по доступным ценам. Для этого необходимо обеспечить реализацию проектов по строительству новых районов малоэтажной застройки, ускоренное вовлечение в оборот новых земельных участков, их обустройство инженерной инфраструктурой, развитие индустрии быстровозводимого, энергоэффективного, экологичного индивидуального жилья.

С целью развития малоэтажного жилищного строительства и создания благоприятного инвестиционного климата в жилищной сфере на территории Республики Карелия:

1) распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 июня 2008 года № 281р-П утверждена отраслевая целевая программа «Развитие индивидуального жилищного строительства в Республике Карелия» на 2008-2010 годы.

В программе определены пути и порядок оказания государственной поддержки, содействия индивидуальным застройщикам и муниципальным образованиям по развитию малоэтажного жилищного строительства;

2) Законом Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1134-ЗРК
«О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» определены нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, в том числе для строительства индивидуальных жилых домов, на землях населенных пунктов (до 150 кубических метров древесины на корню один раз в 20 лет на семью или одиноко проживающего гражданина).

В 2010 году в рамках Закона заключено 325 договоров купли-продажи лесных насаждений для строительства индивидуальных жилых домов на 48,2 тыс. куб. метров леса;

3) в рамках проводимых мероприятий по газификации республики, разработана проектно-сметная документация, которая учитывает перспективную малоэтажную застройку на территории газифицируемых населенных пунктов. Потребность в объемах природного газа учитывает расходы, как на пищеприготовление, так и на горячее водоснабжение и отопление, что существенно повышает комфортность, экономичность и экологичность возводимого малоэтажного жилья;

4) в целях информирования граждан, проживающих на территории Республики Карелия и желающих построить индивидуальный жилой дом, разработана «Памятка застройщику индивидуального жилья», в которой  даны подробные рекомендации от первого до последнего этапа возведения жилого дома, то есть от выбора типа строения до ввода его в эксплуатацию (порядок предоставления земельного участка под индивидуальную жилую застройку, необходимость составления проектной документации, орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, и т.д.);

5) выполнена научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа «Исследования дощатых конструкций с податливыми соединениями», которая решает задачи применения в строительной практике Республики Карелия прогрессивных средств соединения дощатых конструкций. В рамках работы создана программа расчета перемещений узлов фермы, позволяющая выполнять вариантное проектирование дощатых конструкций с податливыми соединениями, проектировать конструкции минимальной материалоемкости, что позволяет сократить затраты граждан при строительстве индивидуальных жилых домов.

Основными проблемами малоэтажного жилищного строительства являются: 

1. Отсутствие в основной массе генеральных планов поселений и проектов планировки территорий под малоэтажное жилищное строительство.

2. Высокая стоимость работ (акт выбора земельного участка, работы по межеванию и постановке на кадастровый учет, формирование землеустроительного дела) по определению границ земельного участка. Средняя стоимость работ по формированию участка для индивидуального жилищного строительства с последующим выставлением на аукцион составляет 80,0 тыс. рублей. Сроки исполнения работ колеблются от 3 до 12 месяцев.

3. Отсутствие достаточного количества сформированных земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, особенно на территориях привлекательных для развития индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) (Прионежский, Пряжинский, Лахденпохский, Сортавальский, Питкярантский районы и Петрозаводский городской округ).

4. Возможность «замораживания» предоставленных земельных участков под индивидуальную застройку на период выдачи разрешения на строительство (на срок 10 лет), вывода таких участков на вторичный «спекулятивный» рынок. Эксплуатация законченных строительством жилых домов без получения разрешений на ввод объектов.

 

1.3. Состояние разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Республики Карелия

Значительной проблемой является отсутствие в большинстве муниципальных образований Республики Карелия документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена разработка схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений.

В Республике Карелия по состоянию на 1 января 2011 года 76 из 127 муниципальных образований осуществляют полномочия в области градостроительной деятельности. Администрации остальных населенных пунктов передали в соответствии с заключенными соглашениями администрациям муниципальных районов полномочия по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселения.

В республике по состоянию на 1 января 2011 года из 127 муниципальных образований разработаны и утверждены документы территориального планирования 4-х муниципальных образований - генеральный план Петрозаводского городского округа, Гарнизонного сельского поселения и схемы территориального планирования Медвежьегорского, Питкярантского муниципальных районов, что составляет 3,1 % от количества документов территориального планирования, которые необходимо разработать.

Разработаны и находятся в стадии согласования документы территориального планирования 6 муниципальных образований - схемы территориального планирования Беломорского, Лахденпохского, Пряжинского, Калевальского муниципальных районов, генеральные планы Костомукшского городского округа, Сегежского городского поселения.

В стадии разработки находятся схемы территориального планирования 10 муниципальных районов: Лоухского, Олонецкого, Сегежского, Суоярвского, Сортавальского, Пудожского, Кондопожского, Муезерского, Кемского, Прионежского и генеральные планы 8 поселений: Кондопожского, Питкярантского, Сортавальского, Медвежьегорского, Олонецкого городских поселений, Хаапалампинского, Деревянского, Курортного сельских поселений.

Из 111 муниципальных образований, к полномочиям которых отнесена разработка правил землепользования и застройки, они утверждены только в Петрозаводском городском округе. В разработке находятся правила землепользования и застройки Медвежьегорского и Олонецкого городских поселений.

С целью создания благоприятного климата и обеспечения доступности информации о состоянии территорий для привлечения инвестиций на их развитие за счет средств бюджета Республики Карелия ведется работа по созданию ГИС строительной отрасли Республики Карелия и интерактивного картографического сайта на основе документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

С 2010 года в республике ведется работа по созданию прототипа ГИС ТП РК (географические информационные системы территориального планирования Республики Карелия) на основе документов территориального планирования республики и муниципальных образований, что позволит:

- сократить сроки подготовки данных, формируемых по межведомственным запросам;

- сократить трудозатраты на предварительную обработку данных, интегрируемых в ГИС ТП РК и ЕГИС РК (единая географическая информационная система Республики Карелия), подготовку аналитических материалов по заданной тематике;

- обеспечить проведение мониторинга процессов реализации схем территориального планирования по Республики Карелия, более комплексно и наглядно представлять необходимую информацию.

Результаты работ будут использованы Министерством строительства Республики Карелия и органами местного самоуправления при формировании и ведении баз данных и ГИС схем территориального планирования и подготовке ведомственных рабочих документов по реализации схем территориального планирования. Использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ позволит ввести в практику формирование и ведение специализированных геоинформационных баз данных, интеграционные составляющие, обеспечивающие эффективный межведомственный информационный обмен и представление информации в создаваемую в республике «ЕГИС РК».

 

1.4. Промышленность строительных материалов

Для снижения стоимости жилищного строительства, а также эксплуатационных затрат на содержание объектов, необходимо увеличение производства современных по ассортименту и номенклатуре высококачественных и конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций, снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат в производстве строительных материалов, изделий и конструкций.

Основными целями государственного регулирования в отрасли промышленности строительных материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности, экономичности и экологичности, в республике является:

-  удовлетворение потребности внутреннего рынка в современных строительных материалах, изделиях и конструкциях;

-  защита местных производителей строительных материалов, изделий и конструкций;

-  обеспечение развития мощностей по выпуску продукции отрасли за счет комплексного использования местного природного сырья для производства строительных материалов, изделий и конструкций;

-  привлечение инвестиций для модернизации действующих производств и введения новых мощностей;

-  стимулирование развития предприятий преимущественно за счет собственных ресурсов.

Республика Карелия обладает достаточной базой промышленности основных строительных материалов, которая включает в себя:

- предприятия по производству сборных железобетонных изделий, конструкций крупнопанельного домостроения, товарного бетона и раствора, мощностью 85,0 тыс. куб. метров в год;

- завод по производству  керамического кирпича, мощностью 30,0 млн. штук условного кирпича в год;

- завод по производству теплоизоляционного материала (пенополистирол), мощностью 30,0 тыс. куб. метров в год;

- предприятия по производству оконных и дверных блоков из ПВХ и дерева, мощностью 36,0 тыс.кв. метров в год;

- завод по производству минеральных посыпок для производства кровельных материалов, мощностью 80,0 тыс. тонн в год.

В связи с тем, что республика территориально расположена вблизи крупных промышленных центров – г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, по мнению инвесторов, проводивших анализ рынка, производство отдельных видов строительных материалов, таких как санфаянс, керамические облицовочные изделия, стекло, кровельные материалы и других в Карелии экономически нецелесообразно.

Конкурентоспособным направлением остается производство органических теплоизоляционных материалов (пенополистирол) и теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна (базальт) при условии гарантий качества, стабильности характеристик и долговечности (по сроку службы строительной системы). В Карелии существует производство эффективного тепло- и звукоизоляционного материала на основе пенополистирола, а также реализуется крупный инвестиционный проект по производству теплоизоляционной плиты из каменной ваты (аналог Rockwool, Paroc).

В рамках республиканской целевой программы «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса Республики Карелия на 2000-2002-2010 годы», одобренной постановлением Правительства Республики Карелия от 15 сентября 2000 года № 260-П, в Республике Карелия осуществляется производство строительных нерудных материалов, таких как щебень, песок, гравий и других.

В настоящее время 49 предприятий горнопромышленного комплекса республики осуществляют добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Карелия, в том числе 28 предприятий  ведут добычу и переработку строительного камня с целью производства щебня, 14 - добывают строительный камень с целью производства блоков,  3 - строительный песок и песчано-гравийную смесь. Кроме этого еще 30 предприятий дорожной и строительной отрасли осуществляют добычу песка и песчано-гравийной смеси с целью обеспечения своего основного вида экономической деятельности.  

Объем выпускаемой годовой продукции составляет:

- щебень 8,0-10,0  млн. куб.метров,

- блоков 24,0-25,0 тыс. куб. метров,

- песчано-гравийной смеси – 780,0 тыс. куб. метров,

- песка – 350,0 тыс. куб. метров,

- глины – 6,0 тыс. куб. метров.

Обеспеченность республики запасами нерудных строительных материалов составляет:

- щебень – 4700,0 млн. куб. метров,

- блочный камень – 60,0 млн. куб. метров,

- песчано-гравийная смесь – 340,0 млн. куб. метров,

- песок – 70,0 млн. куб. метров,

- глина – 61,0 млн. куб. метров.

Предприятия по производству щебня расположены в Прионежском, Пряжинском, Питкярантском, Сортавальском, Лахденпохском, Кондопожском, Беломорском, Пудожском, Муезерском, Суоярвском муниципальных районах, по добыче блочного камня и производству облицовочных изделий в Питкярантском, Сортавальском, Лахденпохском, Прионежском, Кондопожском, Пудожском, Кемском, Лоухском муниципальных районах и Петрозаводском городском округе. Добычу глины и производство кирпича ведет одно предприятие в Кондопожском муниципальном районе. Песчано-гравийная смесь и песок добываются во всех муниципальных районах республики.

Учитывая, что в республике древесина была и остается традиционно приоритетным материалом для индивидуального жилищного строительства, ежегодный объем индивидуальных жилых домов, построенных с применением конструкций из дерева, составляет более 75% от общего объема индивидуального строительства.

Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года № 1766-IV ЗС, предусматривается расширение выпуска продукции деревообработки. Приоритетной является стратегия расширения рынка на основе традиционных товарных брендов (северная сосна, карельская береза, мебель Карелии) и формирования новых карельских брендов («Карельский Дом» и «Карельская Деревня» - многофункциональные, экологически чистые технологии современной урбанизации). Кроме увеличения объемов выпуска одним из направлений развития деревообрабатывающей отрасли является освоение производства новых видов продукции, соответствующих мировому уровню, а также повышение ее качества.

Действующие в настоящее время на территории Карелии производственные мощности позволяют производить до 1,1 млн. куб. м пиломатериалов в год, 130,0 тыс. условных куб. метров плит ДСП, 60,0 тыс. куб. метров клееного щита, до 50,0 тыс. куб. метров в год фанеры.

Потребность Республики Карелия в выпуске основных строительных материалов приведены в приложении № 3.

В рамках взаимодействия с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее – Фонд «РЖС») Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства принято решение о вовлечении в оборот находящихся в федеральной собственности земельных участков общей площадью около 24 га для целей размещения объектов для производства строительных материалов. В настоящее время Фондом «РЖС» проведены аукционы по продаже двух земельных участков. Объявить аукционы по продаже остальных двух участков для размещения предприятий стройиндустрии планируется в течение первого полугодия 2011 года.

На указанных земельных участках застройщиками могут быть размещены предприятия по производству бетона, железобетона открытого  твердения, фасадных кассет, цементно-песчаной черепицы, отделочных материалов, оконных и дверных деревянных блоков, прочих строительных материалов.

Одним из важнейших и приоритетных вопросов в развитии жилищного строительства и строительной индустрии является применение энерго- и ресурсосберегающих технологий в производстве строительных материалов и эффективных решений и технологий в строительстве, отвечающих современным градостроительным и экологическим требованиям.

 

1.5. Реализация проектов комплексного освоения  
  и развития территорий

Развитию жилищного строительства препятствует сложная процедура выделения земельных участков, наличие административных барьеров, слабое развитие инженерной инфраструктуры и высокий уровень износа коммунальных сетей.

Вопрос подготовки земельных участков под строительство жилья является одним из ключевых как с точки зрения сокращения сроков строительства, так и с точки зрения возможного снижения его стоимости.

Основными механизмами по повышению комфортности жилья, особенно в малых населенных пунктах, является обеспечение земельных участков комплексной жилой застройки коммунальной инфраструктурой, модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества.

Период точечной застройки в крупных городах республики, с использованием возможностей уже существующих объектов коммунальной инфраструктуры практически завершается. Действующие мощности сегодня уже не могут в полном объеме обеспечить потребности строящихся объектов. Планируемое увеличение объемов жилищного строительства невозможно обеспечить без опережающего развития коммунальной и инженерной инфраструктуры новых территорий.

В настоящее время на территории г. Петрозаводска реализуется один из наиболее перспективных инвестиционных строительных проектов комплексного жилищного строительства «Застройка жилого района «Древлянка – II». Территория района занимает 242 га и состоит из 5-ти микрорайонов, реализация проекта позволит обеспечить строительство более 700,0 тыс.кв. метров общей площади жилья.

Разработан и утвержден проект планировки жилого района «Древлянка – II». Подготовлена исходная разрешительная градостроительная документация на проектирование и строительство инженерных сетей и транспортной инфраструктуры жилого района.

В 2009 году состоялся аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка микрорайона № 8 жилого района «Древлянка – II».

На данный момент идут проектно-изыскательские работы, в том числе ведется разработка подробной концепции застройки микрорайона № 8 финским архитектурным бюро AMFI Architects .

На предоставленном участке  предполагается строительство 66 жилых домов (1980 квартир), что составит около 106,7 тыс.кв. метров общей площади жилья.

Планируется осуществлять строительство закрытыми кварталами по 3-4 дома с высотой не более 5-ти этажей, с устройством внутриквартальных детских площадок и наружными гостевыми автостоянками.

В этом районе будут функционировать все необходимые для жителей объекты инфраструктуры (гипермаркет, 3-х уровневый крытый паркинг, офисные административные помещения, спортивный комплекс, школа, детский сад и другие). В общей сложности предполагается строительство коммерческих и административных зданий, общей площадью около 6,5 тыс.кв.метров, в том числе 2,5 тыс.кв.метров – школа, 1,3 тыс.кв.метров - детский сад.

Начало строительства 1-й очереди (4 секции, около 5,0 тыс.кв.метров)  планируется на конец 2011 года, со сроком ввода в эксплуатацию во II квартале 2013 года.

В 2009 году состоялся аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка микрорайона № 8 застройки «Древлянка-II». Администрация Петрозаводского городского округа проводит работы по подготовке пакетов документов для проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства микрорайонов № 7 и 9.

Информация по осуществляемым и планируемым к реализации проектам строительства малоэтажных микрорайонов жилищного строительства в Республике Карелия представлена в приложении № 6.

 

1.6. Выполнение государственных гарантий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан

Стабильный спрос на жилье должен быть поддержан механизмами, ориентированными на привлечение доступных финансовых ресурсов для приобретения жилья населением, в качестве которых помимо собственных средств граждан предусматриваются кредитные ресурсы и средства, предоставленные в виде различных форм государственной поддержки.

Выполнение государственных гарантий по улучшению жилищных условий различных категорий населения осуществлялось в рамках реализации региональной целевой программы «Жилище» на 2004-2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года № 2559-III ЗС, в том числе подпрограммам  «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006-2010 годы, «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия» на 2006-2008 годы и до 2010 года и основных мероприятий, обеспечивающих реализацию на территории Республики Карелия федеральной целевой подпрограммы «Выполнение государственных  обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», а также в рамках республиканской целевой программы «Социальное развитие села Республики Карелия до 2010 года» в части оказания государственной поддержки в строительстве и приобретении жилья в сельской местности.

В рамках данных программ с использованием средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия в период с 2004 по 2010 годы улучшили жилищные условия более 6000 семей республики.

Начиная с 2008 года, в Республике Карелия, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» реализуются программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 1 января 2007 года, в Республике Карелия насчитывалось 652 аварийных многоквартирных жилых дома общей площадью 123,3 тыс. кв. метров.

В соответствии с проведенной инвентаризацией аварийных многоквартирных домов и по данным Реестра аварийных многоквартирных домов в «Автоматизированной информационной системе – «Реформа ЖКХ» общая площадь многоквартирных домов, признанных аварийными по состоянию на 1 января 2011 года, составляет 188,7 тыс.кв. метров.

Наблюдается ежегодный рост количества аварийных жилых домов. Поскольку жилищное строительство на территориях значительного количества поселений не ведется, проблема расселения граждан из аварийного жилищного фонда в таких поселениях практически не решается.

В рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года                        № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» по заявкам 2008-2009 годов в республике расселено 4661 кв. метров общей площади в многоквартирных домах в 3 муниципальных образованиях республики (Петрозаводский городской округ, Сортавальское городское поселение, Кемское городское поселение), в результате получили новое жилье 99 семей численностью 298 человек.

В 2010 году государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства были одобрены 2 заявки Республики Карелия на получение финансовой поддержки на расселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе:

1) по региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 17 мая 2010 года № 93-П, в которой принимают участие 4 муниципальных образования республики:

Петрозаводский городской округ – строительство 72-квартирного жилого дома,

Сортавальское городское поселение – приобретение 12 квартир у застройщика;

Беломорское городское поселение – строительство 47-квартирного жилого дома;

Ляскельское сельское поселение – строительство четырех 4-квартирных жилых домов.

Результатом реализации программы станет расселение 7088,3 кв. метра общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных жилых домах, в которых проживает 398 человек.

2) по региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июля 2010 года 147-П, участниками программы являются 9 муниципальных образований. Результатом реализации программы будет расселение 344 человек, проживающих в 38 аварийных многоквартирных жилых домах, расселяемая площадь жилых помещений в которых составляет 6777,2 кв. метра.

3) по региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2010 год (2 этап), утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 13 октября 2010 года № 219-П, участниками программы станут 2 муниципальных образования. В рамках реализации Программы будет расселено 2209,5 кв. метра в аварийных многоквартирных домах, а жилищные условия улучшат 130 человек.

Таким образом, по состоянию на 1 января 2012 года планируется полностью освоить лимит средств, определенный государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В результате реализации программ в Республике Карелия будет расселено только 16,3% многоквартирных жилых домов (20,7 тыс.кв.метров), отнесенных к аварийному жилищному фонду на 1 января 2007 года.

Для улучшения жилищных условий гражданами используется такая мера социальной поддержки, как средства материнского (семейного) капитала. За период 2008-2010 годов сертификаты получили более 11 тысяч семей, 7,5% из которых воспользовались средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий.

В соответствии с законодательством, начиная с 2011 года, семьи, получившие материнский капитал в 2008 году, могут использовать его на улучшение жилищных условий.

 

1.7. Развитие ипотечного жилищного кредитования

Рост стоимости жилья, особенно в городе Петрозаводске, отсутствие у подавляющего большинства граждан денежных средств на приобретение жилья без использования кредитных механизмов способствовали обострению жилищной проблемы. В этих условиях реализация подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2006-2008 годы и до 2010 года», утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 28 июня 2006 года № 82-П, стала единственным выходом из сложившейся ситуации.

Программа ипотечного жилищного кредитования действует в республике с 2002 года. Принятый за основу способ – компенсация процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (займу) для отдельных категорий граждан – за время действия программы доказал свою обоснованность, поскольку этой мерой государственной поддержки воспользовалось почти пять тысяч семей.

Особое внимание было уделено созданию и развитию системы рефинансирования закладных. В этой связи развитие взаимоотношений с ОАО «АИЖК» и создание регионального оператора ОАО «АИЖК» в Республике Карелия – государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Фонд государственного имущества Республики Карелия» (далее – ГУП РК «Фонд государственного имущества Республики Карелия») позволило первичным кредиторам (заимодавцам) выдавать ипотечные жилищные кредиты (займы) на условиях стандартов ОАО «АИЖК» с последующим рефинансированием ипотечных ценных бумаг. Эти меры привели к снижению среднего размера процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам), а также увеличению средней продолжительности срока таких кредитов (займов).

Вместе с тем, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях, ипотечное кредитование для многих граждан остается малодоступным способом улучшения жилищных условий.

Основными причинами являются высокая стоимость жилья, значительный размер первоначального взноса за приобретаемое жилое помещение, необходимый для получения ипотечного кредита (займа), а также невысокий размер ежемесячных доходов у значительной части населения, особенно у молодых или многодетных семей. Также следует отметить, что в настоящее время большая часть жилья приобретается на вторичном рынке.

В Республике Карелия сначала действовала республиканская программа развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2001-2006 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2000 года № 338-П, а затем подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия» на 2006-2008 годы и до 2010 года. Основными целями реализации положений указанных нормативных правовых актов являлись:

- развитие финансовых механизмов ипотечного жилищного кредитования, обеспечивающих доступность приобретения жилья для работающего населения Республики Карелия;

- повышение доступности кредитных (заемных) средств для жителей Республики Карелия на улучшение жилищных условий;

- привлечение ипотечных жилищных кредитов (займов) в жилищное строительство.

Начиная с 2002 года в сфере ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия были достигнуты следующие результаты:

- количество участников программы (2003-2009 годов) - 5 623 человек, в том числе количество участников программы с оказанием государственной поддержки в форме компенсации процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам) - 4 793 человек;

- объем денежных средств бюджета Республики Карелия, направленный на оказание государственной поддержки в форме компенсации процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам), - 334 328 926, 95 рублей;

- количество выданных ипотечных жилищных кредитов (займов) кредиторами (заимодавцами) - 6 685;

- объем выданных ипотечных кредитов (займов) уполномоченными банками и заимодавцами (в период с 2002 года по 1 октября 2010 года) - 6 801 758 тыс. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 28 декабря 2009 года № 300-П «О реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия» на 2006-2008 годы и до 2010 года региональной целевой программы «Жилище» на 2004-2010 годы и в 2010 году» с 1 января по 31 декабря 2010 года действие подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия» в части включения новых участников было приостановлено. В настоящее время оказание государственной поддержки в форме компенсации процентной ставки по ипотечным кредитам (займам) продолжается только в рамках ранее заключенных соглашений с участниками подпрограммы.

Исполнитель подпрограммы – государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Фонд государственного имущества Республики Карелия» (далее - ГУП РК «Фонд государственного имущества Республики Карелия». Размер уставного фонда предприятия в 2006 году составлял 3174171 рублей, с 2008 года - 34005171 рублей.

В рамках соглашения о сотрудничестве, заключенного 24 ноября 2003 года между Правительством Республики Карелия и ОАО «АИЖК», по состоянию на конец 2010 года было рефинансировано 748 закладных на общую сумму 707,3 млн.рублей. На обслуживании у ГУП РК «Фонд государственного имущества Республики Карелия» находится 685 закладных на общую сумму 529,4 млн.рублей, кроме того, данное предприятие за счет собственных оборотных средств выдает ипотечные займы по следующим кредитным продуктам ОАО «АИЖК»: «Вторичный рынок», «Новостройка», «Военная ипотека», «Материнский семейный капитал» с последующим рефинансированием ипотечных ценных бумаг в ОАО «АИЖК» по утверждаемым графикам поставок.

Основными направлениями развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия должны стать продолжение оказания государственной поддержки отдельным категориям граждан в виде компенсации процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (займу), а также реализация мероприятий, направленных на повышение доступности комфортного жилья экономического класса на первичном рынке, в том числе с использованием возможностей специальных программ и кредитных продуктов ОАО «АИЖК».

 

1.8. Подготовка специалистов строительной отрасли
в Республике Карелия

Внедрение новых технологий в области строительных материалов и строительных систем требует обеспечения строительной отрасли квалифицированными специалистами.

В настоящее время в учреждениях профессионального образования Республики Карелия осуществляется подготовка по следующим профессиям и специальностям в области строительства: 

Таблица 1

№ п/п

Код

Наименование профессии/ специальности

Учебное заведение

По программам начального профессионального образования:

1.

22.2.

мастер отделочных строительных работ

Технологический лицей

(г. Петрозаводск)

Профессиональное училище № 11                   (г. Медвежьегорск)

Северный колледж (г. Сегежа)

2.

22.4.

мастер столярно-плотничных и паркетных работ

Технологический лицей

 (г. Петрозаводск)

Профессиональное училище № 20 (г.Питкяранта)

3.

22.11.

монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

Профессиональное училище № 11

(г. Медвежьегорск)

Северный колледж (г. Сегежа)

 

4.

22.18.

электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

Индустриальный колледж

(г.Петрозаводск)

По программам среднего профессионального образования:

5.

270103

строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Сортавальский колледж (г.Сортавала)

Петрозаводский строительный техникум (г.Петрозаводск)

6.

270112

водоснабжение и водоотведение

Петрозаводский техникум городского хозяйства (г.Петрозаводск)

7.

270116

монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий 

Индустриальный колледж (г.Петрозаводск)

8.

270301

архитектура

Петрозаводский строительный техникум (г.Петрозаводск)

По программам высшего профессионального образования:

9.

270102

промышленное и гражданское строительство

Петрозаводский государственный университет (г.Петрозаводск)

10.

270112

водоснабжение и водоотведение

Петрозаводский государственный университет (г.Петрозаводск)

 

По состоянию на 1 января 2011 года на строительных специальностях в учебных заведениях республики обучается 1405 человек, из них по программам начального профессионального образования - 571 человек, среднего профессионального образования – 511, высшего профессионального образования – 323 человека. Потребность в кадрах на 2010 год составляет 779 человек.

При этом в сфере профессионального образования Республики Карелия существует ряд проблем, в числе которых отставание учебно-производственной базы, недостаточный престиж строительных профессий, недостаток высококвалифицированных специалистов-преподавателей и мастеров производственного обучения, отсутствие финансирования на учебные расходы (в том числе на современные строительные материалы).

В данных условиях стратегической задачей является преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий строительной отрасли.

Необходима государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования, которые занимаются подготовкой рабочих кадров и специалистов для предприятий строительной отрасли, посредством предоставления им субсидий из федерального бюджета на реализацию инновационных образовательных программ.

Государственная поддержка необходима на приобретение современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, программного и методического обеспечения, способствующего их реализации, организацию стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения.

На базе ведущих учреждений профессионального образования Республики Карелия необходимо создать учебно-производственные центры подготовки кадров для строительной отрасли республики, привлечь к активному сотрудничеству социальных партнеров, расширить сферу предоставляемых услуг, создать систему непрерывного образования, увеличить объемы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения.

 

1.9. Взаимодействие с Федеральным фондом
содействия  развитию жилищного строительства

Многие населенные пункты в Республике Карелия подходят к той стадии, когда их ресурс свободных и готовых для застройки площадок уже исчерпан. Данное обстоятельство является одной из основных причин, сдерживающих рост жилищного строительства. Проблема усугубляется еще и фактором неразвитости социальной инфраструктуры малых городов и поселений республики, которая ведет к миграции населения в более крупные населенные пункты.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия общая протяженностей сетей коммунальной инфраструктуры составляет 14578 км (из них нуждающихся в замене 1072 км), в том числе:

- электроснабжение 10806 км;

- газоснабжение 181 км;

- теплоснабжение 912 км;

- водоснабжение 1632 км;

- водоотведение 1047 км.

Перспективы развития обеспеченности инженерной и социальной  инфраструктурой земельных участков определены в Схеме территориального планирования Республики Карелия, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 6 июля 2007 года № 102-П.

Привлечение инвестиций в жилищное строительство для удовлетворения растущего спроса со стороны жителей республики, невозможно без вовлечения в оборот земельных участков, находящихся в городах Республики Карелия.

Кроме того, развитие жилищного строительства требует вовлечения в оборот новых земель из зон, прилегающих к крупным населенным пунктам, таким как  Петрозаводск,  Костомукша,  Кондопога,  Сегежа  и Сортавала.

Как правило, земельные участки, находящиеся в пригородной зоне, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в федеральной собственности. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации такими землями являются земли,  находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Основным механизмом вовлечения в оборот дополнительных земельных участков является освоение с помощью Фонда «РЖС»  неиспользуемых, либо используемых не по назначению земельных участков, находящихся в федеральной собственности. На территории Республики Карелия такие земельные участки имеются.

В целях реализации Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» и дополнительного вовлечения в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности, 30 января 2009 года между Правительством Республики Карелия и Фондом «РЖС» заключено Соглашение о взаимодействии (сотрудничестве).

В соответствии с Соглашением одним из основных принципов взаимодействия сторон является подготовка проектов предложений (заявок) об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, для жилищного и иного вида строительства.

В рамках заключенного соглашения подготовлены и направлены в Фонд «РЖС» заявки с предложениями по использованию земельных участков, находящихся в федеральной собственности и планируемых под осуществление жилищного и иного строительства, в том числе для производства строительных материалов, изделий и конструкций.

В настоящее время Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства принято решение в отношении одного земельного участка.                                                                                            

Таблица  2

 

№ п/п

Местоположение участка

Площадь,

га

Планируемое использование

Планируемый объем ввода жилья, кв. метров

1.

Республика Карелия,

г. Петрозаводск,

ул. Зайцева, д. 6

0,13

многоэтажное жилищное строительство экономического класса

2246,8

 

1.10. Основные проблемы в сфере жилищного строительства

Одним из факторов, сдерживающих развитие жилищного строительства, является отсутствие инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, на которых градостроительной и планировочной документацией предусмотрена комплексная жилая застройка. В связи с этим необходимо участие государства в мероприятиях, направленных на создание условий для комплексного развития территорий, обеспечение земельных участков коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой, что позволит кроме увеличения привлекательности снизить стоимость квадратного метра жилья.

Кроме того, развитие жилищного строительства сдерживается неудовлетворительным техническим состоянием существующих тепловых сетей, водопроводного и канализационного оборудования. Физический износ основных фондов котельных составляет 55%, центральных тепловых  пунктов - 50,1%, тепловых сетей - 62,8%, тепловых насосных станций -52,3%, требуют немедленной перекладки около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации.

Потери тепловой энергии в результате отсутствия эффективной изоляции достигают по некоторым муниципальным образованиям республики 25%, потери воды на нужды хозяйственно-питьевого водоснабжения - 18%.

Более 50 % затрат, включенных в тарифы на коммунальные услуги, изменяются под воздействием внешних факторов, поскольку значительная часть ресурсов, используемых для производства услуг является привозной.

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающие поставку указанных ресурсов по распределительным сетям, в большинстве  являются естественными локальными монополистами. Их деятельность подлежит регулированию. В основном это предприятия частной формы собственности (около 80%).

Большинство действующих в республике систем питьевого водоснабжения находится в состоянии, которое  не позволяет  обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие. В Республике Карелия в 2009 году 52,5% проб питьевой воды из разводящей сети не соответствовали гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (в 2007 году - 56,6%, в 2008 – 53%), по микробиологическим показателям – 9,7% (в 2007 году - 10,9%, в 2008 - 10,5%).

В большинстве районов республики уровень очистки сточных вод не соответствует нормативам. Загрязнение водных объектов при недостаточной эффективности работы очистных сооружений влечет ухудшение качества подаваемой потребителям питьевой воды и создает опасность для здоровья населения.

Еще одной важной проблемой является непривлекательность отрасли жилищно-коммунального хозяйства для частных инвестиций и, как результат, низкая конкуренция в отрасли.

В первую очередь это связано с невозможностью гарантирования тарифов в средне- и долгосрочной перспективе, что приводит к незащищенности потенциальных инвесторов перед действиями органов государственной власти (в лице тарифных органов) и органов местного самоуправления, ежегодно пересматривающих решения об уровнях тарифов, нормативах потребления, инвестиционных надбавках к тарифам.

Кроме того, остро стоит проблема приоритетного обеспечения территорий жилой застройки объектами социальной инфраструктуры, обеспечивающими нормативные потребности населения муниципальных образований Республики Карелия в социальных услугах: дошкольных и общеобразовательных учреждениях, объектах здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта.

В Республике Карелия имеются резервы для оптимизации излишне регламентированной и громоздкой процедуры выдачи исходно-разрешительной документации на строительство, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры, для устранения искусственных административных барьеров для строительного бизнеса.

Существующая практика свидетельствует о том, что полный цикл строительства объекта с учетом получения согласований может составлять порядка трех лет.

Проблемными вопросами для застройщиков остаются оформление земельных участков. Так, количество органов исполнительной власти и организаций в Республике Карелия, чье согласование необходимо получать от даты подачи заявления на предоставление земельного участка до даты выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства, в среднем составляет 15 инстанций. Необходимо принять меры по оптимизации процедур формирования и предоставления земельных участков для строительства и получения разрешения на строительство.

Выдача технических условий нередко осуществляется коммунальными компаниями с завышенными требованиями (когда предоставляются земельные участки, не обеспеченные инженерной инфраструктурой). Иногда технические условия являются просто «не подъемными» для инвесторов.


Информация по документу
Читайте также