Расширенный поиск
Постановление Конституционного суда Республики Карелия от 29.09.1995 б/нИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ По делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия "О порядке направления сотрудников органов внутренних дел Республики Карелия за пределы Республики Карелия для временной работы в районах действия Чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов" в части положений, касающихся направления сотрудников органов внутренних дел Республики Карелия в районы "вооруженных конфликтов" г.Петрозаводск 29 сентября 1995 г. Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя О.Б.Переплеснина, судей Л.М.Жарковой, П.А.Союнена, с участием представителей Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия - депутата Демина А.Ю., Фокина М.И., Представителя Председателя Правительства Республики Карелия в Законодательном Собрании Республики Карелия - Киннера А.И., заместителя Прокурора Республики Карелия - Петрова Б.Ф., представителей Министерства Внутренних Дел Республики Карелия - заместителя министра Гусева К.Г., Чупровой А.М., заместителя министра юстиции Республики Карелия - Максимовича И.Н., 29 сентября 1995 года в г. Петрозаводске, рассмотрев в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Закона Республики Карелия "О порядке направления сотрудников органов внутренних дел Республики Карелия за пределы Республики Карелия для временной работы в районах действия Чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов" в части положений, касающихся направления сотрудников органов внутренних дел Республики Карелия в районы "вооруженных конфликтов", установил: 8 февраля 1995 года Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия принят Закон Республики Карелия N 34-ЗРК "О порядке направления сотрудников органов внутренних дел Республики Карелия за пределы Республики Карелия для временной работы в районах действия Чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов", вступивший в силу с момента официального опубликования в газете "Карелия" 25 февраля 1995 года. Согласно данному Закону, сотрудники органов внутренних дел Республики Карелия могут направляться за пределы республики для временной работы в районах действия чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов только по их личной инициативе и на основании письменного рапорта, либо в случаях, когда это прямо предусмотрено условиями контракта о службе в органах внутренних дел. За отказ от выезда за пределы Республики Карелия для временной работы в районах действия чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов они не могут быть уволены и привлечены к дисциплинарной ответственности. До вынесения судом решения по жалобе сотрудника о нарушении данного Закона, он не может быть направлен в указанные районы. Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 14 апреля 1995 года (опубликовано в газете "Карелия" 25 апреля 1995 года N 46) нормы вышеназванного Закона в части направления сотрудников органов внутренних дел Республики Карелия в районы действия чрезвычайного положения признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия и не подлежащими применению. Рассмотрение ходатайства Прокурора Республики Карелия о проверке конституционности положений Закона, касающихся направления сотрудников органов внутренних дел Республики Карелия в районы "вооруженных конфликтов", приостанавливалось до решения Конституционного Суда Российской Федерации по ходатайству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства Российской Федерации. В судебном заседании 26 сентября 1995 года заместитель Прокурора поддержал ходатайство Прокурора Республики Карелия о признании неконституционным Закона N 34-ЗРК в целом как не соответствующего статье 40 Конституции Республики Карелия. Представители Палаты Республики Законодательного Собрания выразили несогласие с ходатайством по тем основаниям, что рассматриваемый Закон принят в рамках совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов по вопросам "защиты прав и свобод человека и гражданина.., обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности". Заслушав объяснения сторон, выступления приглашенных, изучив материалы дела, Конституционный Суд Республики Карелия находит не соответствующими Конституции Республики Карелия положения Закона в части направления сотрудников органов внутренних дел Республики Карелия в районы "вооруженных конфликтов" по следующим основаниям: 1. Республика Карелия самостоятельно принимает решения по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Карелия (статья 40 Конституции Республики Карелия). Обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществляемое и при разрешении вооруженных конфликтов органами внутренних дел Российской Федерации, в том числе и Республики Карелия, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт "б" Конституции Российской Федерации, статья 42 Конституции Республики Карелия). Органы власти республики вправе осуществлять правовое регулирование по этим вопросам. Вместе с тем, принимаемые субъектами Федерации законы и иные нормативные акты по предметам совместного ведения должны соответствовать федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации). В действующем Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном постановлением высшего законодательного органа Российской Федерации - Верховного Совета Российской Федерации 23 декабря 1992 года, установлено, что все граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел являются сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и проходят государственную службу в порядке и на условиях, предусмотренных данным Положением. В систему органов внутренних дел Российской Федерации, помимо других служб, входит милиция Российской Федерации, которая в соответствии со статьей 7 Закона РСФСР "О милиции" подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию). Согласно статье 9 Закона РСФСР "О милиции" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают определенными полномочиями по созданию, реорганизации и ликвидации подразделений местной милиции, финансируемых за счет республиканского и местных бюджетов, а также по определению их численности, назначению и освобождению начальников местной милиции (статья 9 Закона РСФСР "О милиции"). Однако, руководство всей милицией России осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации (статья 7 Закона РСФСР "О милиции"), вследствие чего порядок прохождения службы в криминальной милиции и милиции общественной безопасности является единым, устанавливается федеральным законодательством (статья 20 Закона РСФСР "О милиции", статья 7 Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 12.02.93 N 209). Контракты о службе заключаются с Министерством Внутренних Дел Российской Федерации в лице начальника соответствующего органа внутренних дел (статья 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации). Статьей 20 (часть 9) Закона РСФСР "О милиции" установлено "направление сотрудников милиции РСФСР в целях обеспечения правопорядка на территории других союзных республик", за пределы Российской Федерации, "лишь на добровольной основе и в порядке, определяемом соглашениями между правительствами Российской Федерации и правительством соответствующей союзной республики". Направление сотрудников органов внутренних дел в командировку в районы вооруженных конфликтов в пределах Российской Федерации не требует согласия сотрудников и не ущемляет их конституционных прав, что обусловлено статьей 77 Конституции Российской Федерации о единой системе исполнительной власти в Российской Федерации, статьей 43 Конституции Республики Карелия об участии Республики Карелия в осуществлении федеральных полномочий, добровольно реализованным правом доступа к государственной службе (статья 32 часть 5 Конституции Российской Федерации, статьи 17, 23 Конституции Республики Карелия) и Присягой. Содержащаяся в Законе Республики Карелия норма о соблюдении принципа добровольности при направлении сотрудников органов внутренних дел Республики Карелия для временной работы в районы действия вооруженных конфликтов неправомерна, поскольку нарушает принцип равенства перед законом всех граждан Российской Федерации, закрепленный в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации и статье 12 (часть 1) Конституции Республики Карелия. 2. Республика Карелия - государство в составе Российской Федерации. Конституцией Российской Федерации вопросы федеративного устройства и территории Российской Федерации, регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина, установления порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, обороны и безопасности (пункты "б", "в", "г", "м" статьи 71) отнесены к исключительному ведению Российской Федерации. В законодательных актах Российской Федерации об установлении порядка разрешения вооруженных конфликтов затрагиваются именно эти вопросы, что в соответствии со статьей 76 (часть 1) свидетельствует об их прямом действии на всей территории Российской Федерации. Согласно статьям 1, 11, 12 Закона Российской Федерации "О безопасности" органы внутренних дел относятся к силам обеспечения безопасности, под руководством Министерства Внутренних Дел Российской Федерации и во исполнение решений Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации участвуют в реализации федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности (личности, общества и государства) - вследствие чего регулирование органами государственной власти Российской Федерации порядка прохождения службы всеми сотрудниками органов внутренних дел является правомерным. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 года по делу о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года N 1833, от 30 ноября 1994 года N 2137, от 9 декабря 1994 года N 2166 и постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года N 1360 констатирована необходимость правового регулирования порядка разрешения вооруженных конфликтов немеждународного характера без введения чрезвычайного или военного положения. При этом подтверждена легитимность такого регулирования не только законодательным органом государственной власти Российской Федерации, но, в силу принципа прямого действия Конституции Российской Федерации, и Президентом Российской Федерации, обязанным согласно статье 80 Конституции Российской Федерации принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Органы государственной власти Республики Карелия в силу статей 1 (часть 1), 2 (часть 1), 4 (часть 3) Конституции Республики Карелия не вправе самостоятельно без изменения действующего законодательства Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование порядка прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел. 3. Рассматриваемый Закон Республики Карелия вводит не предусмотренное законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел понятие "направление для временной работы". Временная работа является разновидностью срочного трудового договора (статья 17 КЗОТ РФ). Фактически, сотрудники органов внутренних дел направляются в районы вооруженных конфликтов в служебную командировку, т.е. служебную поездку вне постоянного места работы на определенный срок по поручению правомочного должностного лица для выполнения поставленной задачи и обязанностей, возложенных на милицию Законом. Специфическая деятельность органов внутренних дел предопределяет специальный правовой статус ее сотрудников, а различия, исключения или предпочтения в области их труда и занятий, основанные на особых требованиях, связанных с данным видом государственной службы, не считаются дискриминацией (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года по делу о проверке конституционности абзаца 2 части 7 статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции"). Жесткие и единые требования к дисциплине, профессиональной пригодности, интеллектуальным, физическим и волевым качествам сотрудника милиции обусловлены тяжелыми экстремальными условиями прохождения этого вида государственной службы, определяют надежность всей системы защиты государства, человека и гражданина в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьи 16 (часть 3) Конституции Республики Карелия, являются допустимыми и подлежащими единообразному исполнению на всей территории Российской Федерации. С учетом специфики прохождения службы в органах внутренних дел в законодательстве Российской Федерации зафиксированы гарантии социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, льготы и компенсации, в том числе особые - за выполнение задач в районах действия чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, выплачиваемые из федерального бюджета. По смыслу статьи 2 рассматриваемого Закона сотрудник органов внутренних дел Республики Карелия за нарушение служебного долга не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (статья 2 Закона), а статья 3, устанавливающая только судебный порядок обжалования действий должностных лиц, не соответствует требованиям статьи 55 Конституции Российской Федерации, статей 11 и 16 Конституции Республики Карелия, поскольку ограничивает право сотрудника на обращение с жалобой к вышестоящему руководству, как это предусмотрено статьями 41, 66 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, Закон Республики Карелия N 34-ЗРК противоречит вышеназванным законодательным актам Российской Федерации, нарушает основные принципы службы в органах внутренних дел, превышает полномочия субъекта Российской Федерации, вследствие чего не соответствует статьям 2, 16, 40, 43 Конституции Республики Карелия. На основании изложенного и руководствуясь статьями 2, 31, 33, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия постановил: 1. Признать не соответствующими Конституции Республики Карелия и не подлежащими применению нормы Закона Республики Карелия "О порядке направления сотрудников органов внутренних дел Республики Карелия за пределы Республики Карелия для временной работы в районах действия чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов" в части положений, касающихся направления сотрудников органов внутренних дел в районы "вооруженных конфликтов". 2. Согласно части 2 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно. 3. В силу части 7 статьи 24, части 2 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее Постановление подлежит опубликованию без каких-либо сокращений в газете "Карелия" и в сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия". Конституционный Суд Республики Карелия Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|