Расширенный поиск
Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 08.05.1996 № 400ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О Программе "Информатизация Республики Карелия. Приоритетные направления информатизации на 1996-1998 годы" В целях создания условий для формирования и развития единого информационного пространства Республики Карелия, обеспечения информационной поддержки процесса принятия решений органами государственного управления, взаимодействия с информационными системами иного уровня постановляю: 1. Утвердить Программу "Информатизация Республики Карелия. Приоритетные направления информатизации на 1996-1998 годы" (далее именуется - Программа). 2. Утвердить государственным заказчиком Программы Администрацию Председателя Правительства Республики Карелия. 3. Администрации Председателя Правительства Республики Карелия, Министерству экономики Республики Карелия учитывать при разработке проектов республиканского бюджета начиная с 1997 года включение Программы в перечень программ, финансируемых из республиканского бюджета. Председатель Правительства Республики Карелия В. СТЕПАНОВ Петрозаводск 8 мая 1996 г. N 400 ПРОГРАММА "Информатизация Республики Карелия" Приоритетные направления информатизации на 1996-1998 гг. Петрозаводск, 1996 год Введение Информатизация - это процесс развития и массового применения информационных средств и технологий, основанных на компьютерной технике и телекоммуникациях, для оптимального обеспечения социальных, экономических и индивидуальных потребностей в доступе к информационным ресурсам общества. Результатом этого процесса является овладение стратегическим ресурсом, которым стала информация, и практическое его использование. Этот результат достигается через построение единого информационного пространства, что в свою очередь является необходимым условием перехода в перспективе к информационному обществу. Информатизация Карелии является частью процесса информатизации России, при этом стратегия ее реализации должна учитывать географические, экономические, социальные и культурные особенности республики, в том числе ее положение как пограничного региона Российской Федерации и возрастающую роль Карелии в развитии международного сотрудничества, прежде всего в северном регионе Европы. Государственная политика по организации и координации деятельности в сфере информатизации Республики Карелия должна быть направлена на создание единого республиканского информационного пространства (как составной части глобального российского и мирового информационного пространства). Построение и наполнение этого пространства является предпосылкой эффективного использования информационных ресурсов для экономического и социального развития республики. Оно создаст условия для реализации конституционного права граждан на информацию и обеспечит необходимый уровень информированности населения республики, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. На сегодняшний день процесс информатизации в республике можно охарактеризовать как информатизацию "снизу". Большинство отраслевых организаций Карелии, предприятия малого и среднего бизнеса в настоящее время ведут работы по автоматизации процессов накопления, хранения и обработки информации на базе компьютерных технологий. Внедрены автоматизированные рабочие места (АРМ) специалистов и создаются локальные вычислительные сети (ЛВС) в системе образования, министерстве внутренних дел, министерстве по труду и занятости населения, министерстве экологии и природных ресурсов, в структуре банков, библиотек и в других организациях. Формируются базы данных, содержащие информацию, отражающую состояние отдельных аспектов социальной сферы и экономики республики. На территории республики функционируют телекоммуникационные средства связи СПРИНТ, РОСПАК, RELCOM, IASNET и др. Однако существует ряд проблем, которые невозможно решить при отсутствии централизованной составляющей республиканской информатизации: - отсутствует достаточное количество надежных каналов связи, что не позволяет использовать в полной мере даже существующие на текущий момент информационные ресурсы; - существующие базы данных разнородны как по форме представления информации, структурам данных, так и по программному обеспечению. Отсутствуют единые требования по структуре данных, программному обеспечению и т.п.; - существующие базы данных, как правило, не являются ни общедоступными, ни даже просто доступными. Содержащаяся в них информация часто не соответствует общепринятым стандартам, взаимно несовместима; - сложившиеся информационные связи являются в основном вертикальными и ориентированными на федеральный уровень. На текущий момент процесс информатизации не затронул горизонтальные связи внутри республики; - не разработана система юридической и технической защиты информации, включая регламентацию порядка и условий использования данных и средства санкционирования доступа к информации; - не урегулированы правовые отношения в области информационных ресурсов. Отсутствие координации приводит к тому, что различные организации нередко дублируют информационные базы друг друга, затрачивая на это силы и средства, многократно превышающие оптимальные. Неподготовленность в области информационных технологий управленческих кадров и населения не позволяет с достаточной эффективностью использовать даже имеющиеся информационные и телекоммуникационные ресурсы. Далеко не всегда вовремя нужная информация находит своего потребителя. Программа предполагает реализацию взаимосвязанных проектов, которые будут формироваться самостоятельно, но при обеспечении ряда общих требований, таких, как совместимость программно-аппаратных средств, стандартизация информационных технологий, управляемость и координируемость процессов информатизации, взаимодоступность информации. РАЗДЕЛ I Цели и задачи Программы Программа "Информатизация Республики Карелия" (далее - Программа) определяет цели, задачи и приоритеты информатизации Республики Карелия на период до 1998 года, исходя из принципов, целевых установок и приоритетов Программы информатизации Российской Федерации, учитывая экономические, социальные и культурные особенности региона и современное состояние проблемы освоения информационных ресурсов в республике. Указанные в Программе основные направления отражают комплекс взаимосвязанных аспектов и проблем согласованной разработки и внедрения информационных технологий различного уровня, принадлежности и целевого назначения. Программа также содержит сведения о нормативно - правовой базе информатизации и общее описание организационной структуры и механизма реализации Программы. Программа намечает основные направления решения проблемы. Вместе с тем, как сама Программа, так и ее направления, которые нашли или найдут в ближайшем будущем свое воплощение, строится как открытая система. Открытая, как в смысле организации новых направлений, так и в смысле наполненности конкретных уже проработанных здесь направлений. 1.1. Цели и принципы информатизации Республики Карелия Основными составляющими глобальной цели информатизации являются: - создание информационной инфраструктуры республики, обеспечивающей эффективную применимость современных информационных технологий, технических и программных средств; - развитие рынка информационных услуг; - обеспечение оперативной информационной поддержки процедур принятия решений для управления экономическими и социальными процессами на уровне республики, территории, отдельной организации; - формирование информационных потребностей, развитие информационной культуры населения и создание условий для полного, достоверного и своевременного представления информации, необходимой гражданам в процессе выполнения ими всех общественно значимых видов деятельности; - информационная поддержка мониторинга экологической обстановки на территории республики, состояния природных ресурсов, планирования природопользования; - создание системы трансграничного информационного обмена, реализующей взаимный доступ к отечественным и зарубежным базам данных, межмашинный обмен данными, проведение телеконференций. Свою роль информатизация выполнит и оправдает затраты на ее проведение только в том случае, если будет проводиться с единых позиций, базироваться на единых принципах, к которым относятся: - подчиненность целей информатизации целям социально-экономического развития республики, экономическая и социальная направленность информатизации; - соответствие структур и методов информатизации требованиям перехода к рыночной экономике; - выгодность информатизации для республики, каждой ее административно-экономической единицы, предприятия, коллектива, семьи, личности; - ориентация на экономические методы управления информатизацией; - конкурсность путей осуществления информатизации, источников и форм ее финансирования; - саморазвитие процесса информатизации; - совместимость информатизации республики с мировым процессом информатизации на всех ее уровнях; - интеграция республиканских информационных ресурсов; - обеспечение потенциальной доступности республиканского, общегосударственного и мирового информационного пространства каждому жителю республики; - максимальное использование опыта, накопленного в области информатизации, а также научного и кадрового потенциала республики. Основными предпосылками успешного осуществления информатизации Карелии являются: - включение идеологии информатизации общества в государственную политику; - формирование единого информационного пространства Карелии с вхождением его в информационное пространство России и мирового сообщества; - координация усилий научных и творческих коллективов, государственных и коммерческих структур по внедрению перспективных информационных средств и технологий; - методологическая, организационная и экономическая интеграция, расширение регионального, межрегионального и международного сотрудничества, направленные на создание единого информационного пространства. 1.2. Задачи Программы на период до 1998 года Основные задачи Программы информатизации на период до 1998 года: - создание и развитие республиканских систем и сетей, определяющих информационную инфраструктуру республики, с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Карелии и Российской Федерации; - формирование и защита информационных ресурсов республики как достояния Карелии; - обеспечение интересов безопасности в сфере информатизации ; - обеспечение единства стандартов в сфере информатизации, их соответствие федеральным и международным рекомендациям и требованиям; - создание и совершенствование системы привлечения иностранных инвестиций и механизма стимулирования государственных и негосударственных структур в разработке и реализации проектов информатизации; - информатизация процессов управления на уровне высших органов государственной власти, включая использование системы распределенных республиканских банков данных для принятия решений в сфере политики и экономики республики; - информатизация социально-экономических и гуманитарных сфер, включая информатизацию сферы образования, труда и занятости, социальной защиты и др.; - использование современных информационных технологий, основанных на компьютерных сетях разного уровня, базах данных с возможностями удаленного доступа, телекоммуникациях с поддержкой стандартов открытых систем; - организация работ по сертификации программ, систем, коллективов, работающих в области информатизации; - создание распределенных республиканских банков данных, содержащих данные и знания по всем социально-экономическим аспектам жизнедеятельности республики; - подготовка, введение и корректировка правовых и хозяйственных норм, обеспечивающих темпы и направления информатизации республики, диктуемые развитием ее экономической и социальной сферы; - подготовка квалифицированных кадров в области новых информационных технологий; - подготовка населения республики к активному использованию новых возможностей, предоставляемых с развитием информационных технологий. Приоритеты задач Программы определяются, исходя из основных направлений государственной политики в сфере информатизации, которые сформулированы в Постановлении Правительства Республики Карелия от 31 мая 1995 года N 431 и целей Программы. 1.3. Общесистемные требования При формировании единого информационного пространства республики необходимо ориентироваться на следующие общесистемные требования: - Функциональная полнота (системность) информационно-технологической среды. Информационно-технологическая среда должна включать в себя все известные на сегодня компоненты, обеспечивающие сбор, хранение, обработку и передачу информации, а также совместимость всех технологических средств (вычислительной техники, средств телекоммуникации, программного обеспечения), обеспечивающих указанные процессы. - Соответствие информационно-технологической среды целям и задачам информатизации. Средства информационно-технологической среды должны обеспечивать текущие и перспективные потребности в информационных услугах с учетом перестройки экономического механизма, создания новых субъектов и новых взаимоотношений между ними. - Управляемость и координируемость процессов информатизации. Информатизация должна осуществляться по согласованной программе и координироваться из единого центра в целях исключения дублирования работ и минимизации затрат. - Стандартизация элементов информационной технологии и унификация проектных решений. Стандартизация и унификация при создании компонентов инфраструктуры информатизации необходимы в целях интеграции информационных баз в единое информационное пространство. - Интеграция информационных и технических ресурсов республики, использование уже имеющихся автоматизированных информационных систем. РАЗДЕЛ II Основные направления Программы Ситуация сегодняшнего дня (экономическая. социальная, уровень развития и наличия программных, технических средств, наличие средств телекоммуникации и т.п.) определяет следующие основные направления информатизации республики на 1996-1998 гг.: - Информационные системы органов управления. - Телекоммуникация. - Нормативно-правовое обеспечение и защита информации. - Системы формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов. - Базы данных по проектным решениям в области информатизации. - Кадровое обеспечение Программы информатизации. Выбор этих направлений отражает проблемы, которые можно решить только на межведомственном уровне, за счет бюджетного и других источников финансирования, включая создание Фонда информатизации РК. Направлений республиканской информатизации значительно больше, однако решение именно этих проблем определяет развитие информатизации РК. 2.1. Направление I. "Информационные системы органов управления" Обязательным условием успешного развития процессов информатизации в Республике Карелия является создание систем формирования и использования информационных ресурсов, обеспечивающих потребности органов управления в получении, передаче, обработке, хранении и использовании информации. Необходимо разработать и выполнить привязку и адаптацию существующих и создаваемых предметных автоматизированных подсистем на трех уровнях: республика-район-город. При этом следует учитывать, что необходимый экономический и социальный эффект достигается при условии, что создаваемые и внедряемые системы естественным образом будут интегрированы в существующие структуры управления республикой. Для эффективного функционирования создаваемых систем необходимо выработать и реализовать единые требования к информационному обеспечению. В основу разработки требований следует положить следующие принципы: - инвариантность разрабатываемых и внедряемых систем относительно оргструктуры управления; - открытость перечня реализуемых управленческих функций; - распределенная обработка информации по технологически замкнутым элементам системы, уровням иерархии управления, принятия решений, контроля исполнения; - источником информации являются организации, юридически отвечающие за первичную регистрацию и учет соответствующих реальных объектов; - необходим выход на региональные и межрегиональные банки данных, включая международные. При этом элементы информационных систем (ИС), проектируемых в рамках Программы по данному направлению, должны разрабатываться с учетом следующих принципов: - сочетание автономности отдельных частей ИС и целостности всей системы; - проектирование систем "сверху-вниз" и практическая реализация "снизу-вверх"; - инвариантность проектируемых баз данных к моделям развития и механизмам управления республикой; - приближение средств обработки данных к местам их возникновения и постоянного использования; - совместимость ИС по подсистемам и с ИС вышестоящих территориальных уровней; - открытость и адаптируемость к постоянно меняющимся условиям функционирования; - модульность построения, максимальная возможность типизации проектных решений; - этапность создания и внедрения. Создание информационных систем органов управления предполагает разработку: системы информационного обеспечения высших органов управления Республики Карелия; информационных систем и сетей для городских и районных администраций; автоматизированных систем поддержки принятия управленческих решений, систем подготовки документов. 2.2. Направление II. "Телекоммуникация" Основной задачей в области обеспечения телекоммуникаций и связи является создание и развитие республиканской компьютерной сети и ее интеграция в российские и общемировые информационные сети. Анализ состояния и перспектив развития информационной инфраструктуры в мире свидетельствует о необходимости создания в республике сети передачи данных с коммутацией пакетов как инструмента, обеспечивающего оперативный обмен информацией между субъектами экономической деятельности и другими юридическими и физическими лицами при полном соблюдении международных стандартов и принципов построения открытых сетей. Сеть передачи данных должна обеспечивать требования конфиденциальности, полноты, достоверности, своевременности предоставления требуемой информации. Создание сети передачи данных предполагает развитие республиканской системы связи и ее техническое переоснащение. Создание компьютерной сети Карелии позволит органам государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций и населению республики получить доступ к российской и мировой системе информационных и коммуникационных услуг. Региональная сеть должна обеспечить широкий доступ к информационно-вычислительным ресурсам, накопленным как у нас в стране, так и за рубежом (базы и банки данных, информационные системы, супер-ЭВМ и т.д.). В результате должны быть представлены основные услуги: - удаленный доступ к российским и мировым информационным центрам (с использованием современных технологий, в частности INTERNET); - удаленный доступ к банкам и базам данных, электронным библиотечным каталогам, системам автоматизированного проектирования; - электронная почта; - организация и участие в телеконференциях; - дистанционное обучение; - создание распределенных издательских систем. Основные принципы построения региональной компьютерной сети: - Реализация программно-технического комплекса сети в виде открытой системной архитектуры, обеспечивающей модификацию оборудования и системных программных средств в течение жизненного цикла системы, при сохранении накопленных информационных фондов, прикладных подсистем, информационных технологий в условиях ее непрерывного функционирования для обеспечения длительного жизненного цикла системы и эффективности капиталовложений. - Ориентация и максимальное использование в проектных решениях международных и государственных стандартов, что обеспечивает максимальную адаптируемость системы к новым программным и техническим средствам, а также ее сопряжение с существующими и развивающимися информационно-коммуникационными сетями и системами. - Ориентация на использование возможностей действующих и разрабатываемых проектов развития Государственной системы телекоммуникаций России. - Использование сертифицированных, лицензионно чистых или свободно распространяемых инструментальных программных средств. - Обеспечение необходимого уровня защищенности, надежности хранения информации, режимов санкционированного доступа к информационным фондам. Целесообразно выделить следующие основные этапы создания единой компьютерной сети: - выявление требований к структурным элементам региональной сети, включая использование в качестве элементов локальных вычислительных сетей, уже имеющихся на ряде предприятий, министерств и ведомств; - разработка проекта сети, определение этапов ее создания и развития; - изучение спроса на услуги сети и совершенствование сети с учетом информационных потребностей; - поэтапный переход на использование цифровых каналов связи. Создание сети целесообразно выполнять, объединив усилия, опыт и средства организаций, работающих в этом направлении: АО "Электросвязь", ТЦУМС, ГТС и организаций, заинтересованных в получении телекоммуникационных услуг. Особого внимания и поддержки требуют проекты по созданию корпоративных сетей в области образования, науки, культуры. Перечень первоочередных проектов на ближайшие три года в направлении развития средств телекоммуникации и связи для задач информатизации РК приведен в разделе III (табл. 1). 2.3. Направление III. "Нормативно-правовое обеспечение и защита информации" Одним из важнейших аспектов создания систем формирования, распространения и использования информационных ресурсов являются работы по их нормативно-правовому обеспечению. Это связано с тем, что по форме собственности информационные ресурсы (ИР) делятся на: государственные ИР, созданные на основе бюджетного финансирования; негосударственные ИР, созданные на собственные средства организаций (предприятий) и частных лиц; ИР смешанной формы собственности, созданные на основе долевого финансирования государственными и негосударственными организациями (частными лицами). Государственные ИР и ИР смешанной формы собственности призваны обслуживать социально значимые потребности республики, а также потребности органов власти и управления. Негосударственные ИР обслуживают общественно значимые потребности общества и используются для обеспечения исключительно внутрифирменной или личной деятельности. Начиная с 1992 года в Российской Федерации издано не менее 200 нормативных документов, относящихся к вопросам информации и информатизации и составляющих основу нормативно-правовой базы информатизации. Важнейшими из них являются следующие: 1. Закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". 2. Закон Российской Федерации от 19.02.1993 N 4524-1 "О Федеральных органах Правительственной связи и информации". 3. Указ Президента Российской Федерации от 20.01.1994 N 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации". 4. Закон Российской Федерации от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". 5. Указ Президента Российской Федерации от 03.04.1995 N 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации". Содержание данных нормативных актов приводится в приложении II. Приложение III содержит перечень основных нормативных актов (29 наименований) со ссылками на источники публикации. Основываясь на федеральном законодательстве информатизация республики должна учитывать особенности развития Карелии и ее информационных ресурсов, для чего программа информатизации предполагает разработку ряда нормативных актов, учитывающих эти особенности: - нормативные акты о порядке представления в органы государственного управления, в т.ч. в территориальные, информации, необходимой для принятия управленческих решений; - нормативные акты, определяющие порядок доступа юридических и физических лиц к необходимой информации, в т.ч. конфиденциальной; - законодательство о защите прав граждан в условиях информатизации общества (права, связанные с созданием баз данных с информацией, имеющей личный характер); - законодательство об охране интеллектуальной собственности (включая вопросы использования информации); - законодательство о свободе доступа к информации с учетом защиты национальных интересов. Вопросы нормативно-правового обеспечения информатизации и защита информации (информационная безопасность) тесно взаимосвязаны. Под информационной безопасностью понимается защищенность от различного рода внешних и внутренних угроз системы формирования и распространения автоматизированных информационных ресурсов (АИР), обеспечивающая их эффективное использование в интересах граждан, общества и государства. К основным задачам обеспечения информационной безопасности в Республике Карелия относятся: - выявление и оценка угроз системе АИР; - усиление мер защиты государственной, коммерческой и личной тайн путем предотвращения утечки, искажения, сокрытия и уничтожения информации и других форм незаконного вмешательства; - защита информационных прав личности; - защита прав собственности юридических и физических лиц на информационные продукты и технологии; - защита авторских прав на результаты интеллектуальной и творческой деятельности. При разработке проектов информатизации, связанных с созданием АИР, должны быть предусмотрены средства реализации указанных задач. 2.4. Направление IV. "Системы формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов" Одной из основных задач информатизации является подготовка автоматизированных информационных ресурсов обо всех основных предметных объектах Республики Карелия. Средством создания единого общекарельского информационного пространства является информационная интеграция существующих ведомственных и территориальных информационных систем и информационных ресурсов в единую распределенную информационно-телекоммуникационную систему, содержащую данные и знания, необходимые для поддержки принятия жизненно важных для Республики Карелия решений. Создание автоматизированных информационных ресурсов предполагает решение следующих задач: - создание баз данных отраслей и ведомств, интегрированных в единую распределенную систему баз данных и информационных ресурсов Карелии; - обеспечение доступа к единой системе баз данных и информационных ресурсов всех групп пользователей республики; - обеспечение достоверности, непротиворечивости, целостности, минимальной избыточности создаваемых баз данных; - обеспечение единых эффективных механизмов поиска информации в системе баз данных и информационных ресурсов Карелии; - обеспечение постоянного развития системы, актуализации и пополнения ее информационных ресурсов; - обеспечение эффективного взаимодействия создаваемой системы с общегосударственной и мировой системой информационных ресурсов. Создание систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов необходимо проводить на основе концептуального подхода и этапности работ с охватом основных направлений региональной информатизации. В настоящее время одной из первоочередных задач является создание БД нормативно - правовых актов Республики Карелия, так как в условиях непрерывной экономической реформы и в связи с обновлением многих правовых документов органы управления РК, министерства и ведомства, государственные учреждения, коммерческие структуры, а также граждане республики в процессе своей деятельности испытывают потребность в оперативном обеспечении достоверной и актуальной информацией о законодательных актах. Необходимо создать базу данных, содержащую исчерпывающие сведения о научном и преподавательском потенциале республики, который необходимо использовать с максимально возможной эффективностью. Первоочередные проекты по данному направлению приведены в таблице 1 раздела III. 2.4.1. "Создание и сопровождение WWW "Карелия" При реализации включения Карелии в мировое информационное пространство, т.е. в INTERNET, одной из основных задач является наполнение информационных серверов по принятой в INTERNET технологии (WWW, WAIS, Archie, Usernet News). С позиции конечного пользователя (отдельные граждане, аналитические группы в крупных и мелких организациях и предприятиях, администрациях районов, городов республики) важнейшей является возможность собирать разрозненные данные в единый архив в виде, пригодном для делового анализа и последующего принятия решений. Цель данного направления - способствовать интеграции республики в российское, европейское и мировое информационное пространство путем создания, установки и предоставления доступа к карельским информационным ресурсам в виде баз данных, сформированных по правилам международной телекоммуникационной сети INTERNET, которые должны быть актуальными и представлять интерес для российских и зарубежных пользователей сети INTERNET (правительственных, государственных, коммерческих организаций, учреждений образования, науки и культуры). Предполагается размещать на WWW "Карелия" информацию, предоставляемую органами государственной власти, местного самоуправления городов и районов, предприятиями, организациями, а также сведения о природных ресурсах, экологическом, экономическом состоянии региона, положении в области развития образования, науки и культуры. Для реализации данного направления необходимо решить следующие первоочередные задачи: - разработать структуру для информационного наполнения WWW "Карелия"; - разработать единую технологию сопровождения WWW в республике. 2.4.2. "Создание геоинформационных систем (ГИС) для анализа и принятия решений" В современных условиях становления новых экономических отношений и возрастания роли местных органов самоуправления в организации системы комплексного использования региональных ресурсов проблемы, связанные с правильным и своевременным учетом территориального фактора, выходят на первый план и требуют совершенных средств обработки информации. Технология ГИС применима везде, где необходимо учитывать, обрабатывать и демонстрировать территориально распределенную информацию. Пользователями ГИС могут быть организации, чья деятельность базируется на использовании и анализе природных ресурсов: - кадастровые и экологические службы; - органы управления территориями, для которых ГИС-это средство информационной поддержки, подготовки и принятия решений; - различные коммерческие организации, чья работа зависит от учета территориального фактора. ГИС можно рассматривать как расширение концепции баз данных для координатно привязанной информации. ГИС представляет собой новый уровень и способ интеграции и структурирования информации. В реальном окружающем мире большая часть информации относится к объектам, для которых важную роль может играть пространственное положение, форма и взаиморасположение. ГИС могут значительно расширить возможности систем управления базами данных (СУБД), добавить дополнительные удобства пользования и наглядность, предоставляя картографический интерфейс для организации запроса к базе данных и средства генерации картографического отчета, что придает СУБД новую функциональность, использующую пространственные взаимоотношения между объектами. Целью создания геоинформационных систем является разработка средств, методов и организационно-технологических схем, позволяющих: - обеспечить информационную поддержку принятия управленческих решений; - обеспечить органы государственной власти современными компьютерными технологиями формирования, обработки, анализа и представления территориально - привязанной информации в цифровом, графическом и текстовом видах; - подготовить базовый комплект территориально-привязанной информации по основным ресурсным, хозяйственным и социальным направлениям; - отработать технологии создания и поддержания в актуальном состоянии базы данных с представлением территориально-привязанной информации на карте Республики Карелия; - разработать технологии создания, обновления и представления информации республиканского назначения; - формализовать методы управления территориально-распределенными объектами с использованием геоинформационных систем. Перечень первоочередных проектов в области ГИС-технологий приведен в разделе III (табл. 1). 2.4.3. "Маркетинг" Процесс формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов должен сопровождаться активной маркетинговой деятельностью, основными задачами которой являются: - расширение круга пользователей создаваемых баз данных; - реклама и совершенствование методов сбыта имеющейся информационной продукции; - выработка эффективной политики цен на информацию; - определение потребностей в разработке и формировании новых баз данных, поиск их разработчиков; - анализ полноты системы АИР, выявление и устранение ее "слабых мест". 2.5. Направление V. "Базы данных по проектным решениям в области информатизации" Основными целями формирования баз данных по существующим, разрабатываемым и перспективным проектным решениям в области информатизации являются: - устранение неоправданного дублирования разработок в области информатизации; - использование апробированных проектных решений; - привлечение к выполнению проектов высококвалифицированных специалистов. Первоочередные работы в этом направлении включают: - разработку структуры и программной поддержки баз данных; - эксплуатацию баз данных; - решение организационных вопросов по актуализации баз (как по инициативе организации, ведущей базы, так и по инициативе разработчиков проектов). Необходимо сформировать базу данных по специалистам в области информатизации, включающую сведения о квалификации специалистов, специализации, проектах и программах, разработанных с участием специалиста и т.п. Такая база является обязательным инструментом для быстрого и эффективного формирования экспертных групп, рабочих групп по реализации конкретных проектов и т.п. База данных "Мониторинг информатизации" должна стать основным инструментом контроля выполнения Программы. 2.6. Направление VI. "Кадровое обеспечение Программы информатизации" Решающее значение для успешной реализации Программы имеет подготовка в области информатики пользователей системы АИР. В этой области республика обладает значительным потенциалом: - Высококвалифицированные научные и преподавательские кадры для работы в области информатики готовят: ПетрГУ, КГПИ, КНЦ РАН. - В республике функционирует в составе ПетрГУ Региональный центр новых информационных технологий, специально созданный как территориальное звено инфраструктуры информатизации России. Центр организует постоянно действующие общие и специализированные курсы обучения в области применения новых информационных технологий на базе персональных компьютеров для предприятий, организаций и частных лиц. - Кадры высокой квалификации имеют республиканские НИИ, предприятия, организации, фирмы, специализирующиеся в области разработки и применения информационных технологий. - Ряд фирм ведет подготовку и переподготовку кадров по основам работы на ПЭВМ (в том числе и по направлениям Службы занятости населения). Однако, полностью остроту проблемы подготовки кадров это не решает. Причинами этого, в частности, являются: - высокие темпы совершенствования программного обеспечения (частое появление новых программных средств); - психологические факторы и т.п. Для успешного выполнения работ по информатизации Республики Карелия необходима продуманная система подготовки кадров, включающая в себя: - опережающую подготовку специалистов с высшим образованием в области информационных технологий; - обеспечение непрерывного образования и переподготовки специалистов в области информационных технологий; - подготовку и переподготовку сотрудников госаппарата как пользователей информационных систем; - подготовку и переподготовку сотрудников организаций и коммерческих структур, использующих АИР или являющихся источниками информации для нее; - обучение населения, в первую очередь молодежи. Тематика работ по данному направлению: 1. Разработка прогноза потребности и планов подготовки специалистов высшей квалификации для реализации Программы. 2. Разработка комплексной программы подготовки в области информатизации государственных служащих министерств и ведомств, высших органов управления Республики Карелия. 3. Разработка квалификационных требований по знаниям и навыкам в области информатизации, предъявляемых к работнику госслужбы. 4. Разработка рекомендаций по квалификационным требованиям персонала предприятий, организаций и коммерческих структур, работающего с системой АИР. РАЗДЕЛ III Организация реализации Программы 3.1. Общие положения Исходя из целей информатизации республики, управление процессом информатизации должно быть ориентировано на ее конечные цели - создание системы информационного обеспечения и информационной поддержки задач социально-экономического развития республики, в том числе автоматизация административно-управленческой деятельности. Сложность и взаимозависимость процессов информатизации в Карелии требует организации управления информатизацией на республиканском уровне. Система управления информатизацией в регионе должна включать государственные, территориально - отраслевые и общественные организации. В условиях ограниченных финансовых ресурсов Правительство РК не имеет возможности для создания в республике специализированных организаций, которые по его заказу выполняли бы разработку согласованных элементов единого информационного пространства РК для всех его участников. В то же время, в Карелии существует ряд научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий, занимающихся разработкой проектов в области информатизации. Развивается рынок программно-аппаратных средств и телекоммуникационных услуг: более пяти лет активно работают на рынке компьютерные фирмы, такие как САМПО-90, МКС, Тандем, Ланд Марк, Ноутис, Элиас, Внедрение и др. В этой ситуации необходимо обеспечить соблюдение некоторых стандартов взаимодействия организаций-разработчиков. Стандарты должны вырабатываться на взаимосогласованной основе. Проекты информатизации целесообразно выбирать на конкурсной основе по представлению разработчиков и с привлечением экспертных групп, сформированных из наиболее квалифицированных в данной области специалистов. 3.2. Координация работ по реализации Программы 3.2.1. Координационный Совет По Постановлению Председателя Правительства РК от 31 мая 1995 года N 431 создан Координационный Совет при Председателе Правительства Республики Карелия для реализации государственной политики в области информатизации и утверждено Положение о нем. Согласно Положению, основными задачами КС по информатизации РК являются: - участие в разработке и проведении государственной политики в сфере информатизации; - подготовка предложений о республиканских приоритетах в сфере информатизации; - участие в разработке проектов законодательных и иных нормативных актов РК по вопросам информатизации; - организация экспертизы государственных общереспубликанских информационных, автоматизированных, информационно-вычислительных систем и сетей, систем баз и банков данных (кроме специальных и защищенных), а также обеспечение контроля за их созданием и использованием; - координация деятельности по разработке республиканских программ в сфере информатизации; - разработка предложений по определению функций государственного заказчика по общереспубликанским системам информатизации. Одной из основных функций Совета (как это уже отмечено выше) является организация экспертизы государственных общереспубликанских информационных, автоматизированных, информационно-вычислительных систем и сетей, систем баз и банков данных (кроме специальных и защищенных), а также обеспечение контроля за их созданием и использованием. Экспертиза конкретных решений в области информатизации осуществляется экспертными группами (ЭГ) по основным направлениям информатизации, формируемыми Координационным Советом. В органах муниципального управления целесообразно назначить ответственного за информатизацию с непосредственным подчинением главе самоуправления территории. Координационный Совет организует подготовку проектов постановлений Правительства РК, других законодательных и нормативных актов по вопросам информатизации республики. 3.2.2. Направления работы и экспертные группы Работы по реализации Программы организуются прежде всего по направлениям, которые сформулированы в разделе II Программы. В процессе реализации Программы, исходя из перспективных, системных, технологических и других соображений могут создаваться новые направления, пополняться уже прорабатываемые направления. Тот же принцип целесообразно применять и к формированию экспертных групп (ЭГ): группы формируются только по мере необходимости. Текущий список направлений и состав экспертных групп утверждается Координационным Советом по информатизации РК. Полный список потенциально необходимых проектов информатизации приводится в приложении I. На начальном этапе реализации Программы предполагается создание следующих направлений и экспертных групп: - Направление "Информационные системы органов управления" ЭГ Информационное обеспечение высших органов управления (административная структура РК, Правительство РК, Законодательное Собрание РК) ЭГ Информационное обеспечение городских и районных администраций ЭГ Системы поддержки принятия управленческих решений ЭГ Системы хранения и поиска документов - Направление "Телекоммуникация" ЭГ Проект региональной телекоммуникационной сети ЭГ Корпоративная сеть образования, науки и культуры РК ЭГ Техника и аппаратура каналов и сетей связи ЭГ Системное сетевое программное обеспечение и протоколы ЭГ Анализ производительности телекоммуникационных узлов - Направление "Нормативно-правовое обеспечение и защита информации" ЭГ Безопасность данных ЭГ Нормативно-правовое обеспечение - Направление "Системы формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов" ЭГ Информационное обеспечение Координационного Совета по информатизации РК, администрации Правительства РК, организаций-участников Совета ЭГ WWW "Карелия" ЭГ ГИС - Направление "Кадровое обеспечение программы информатизации" ЭГ Переподготовка и повышение квалификации ЭГ Высшее образование и аспирантура ЭГ Школьное образование В целом управление информатизацией должно быть направлено на повышение эффективности использования потенциала региона, обеспечивать реализацию механизмов развития информатизации и быть ориентировано на удовлетворение информационных потребностей в республике. 3.3. Основные направления и первоочередные проекты Программы Таблица 1 -----------------------------------------------------------------¬ ¦ Направления работ ¦ +---T------------------------------------------------------------+ ¦ I ¦ Информационные системы органов управления ¦ +---+----T-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1 ¦Обследование органов управления ¦ ¦ +----+-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 2 ¦Разработка технического проекта информационных систем ¦ ¦ ¦ ¦высших органов управления ¦ ¦ +----+-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 3 ¦Разработка пилотных проектов информационных систем и ¦ ¦ ¦ ¦баз данных органов управления (на примере выбранных ¦ ¦ ¦ ¦министерств и других органов управления) ¦ ¦ +----+-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 4 ¦Создание и совершенствование информационной ¦ ¦ ¦ ¦компьютерной сети органов управления ¦ +---+----+-------------------------------------------------------+ ¦ II¦ Телекоммуникация ¦ +---+----T-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1 ¦Разработка проекта региональной телекоммуникационной ¦ ¦ ¦ ¦сети ¦ ¦ +----+-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 2 ¦Создание корпоративной сети образования, науки, ¦ ¦ ¦ ¦культуры Республики Карелия ¦ ¦ +----+-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 3 ¦Интеграция ведомственных корпоративных сетей ¦ +---+----+-------------------------------------------------------+ ¦III¦ Нормативно-правовое обеспечение и защита информации ¦ +---+----T-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1 ¦Работы по созданию нормативно - правового обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦систем формирования и использования информационных ¦ ¦ ¦ ¦ресурсов ¦ ¦ +----+-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 2 ¦Разработка методов и средств защиты информации от ¦ ¦ ¦ ¦несанкционированного доступа, искажения и т.п. ¦ +---+----+-------------------------------------------------------+ ¦ IV¦ Системы формирования, распространения и рационального ¦ ¦ ¦ использования информационных ресурсов ¦ +---+----T-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1 ¦Создание общедоступных баз данных об информационных ¦ ¦ ¦ ¦ресурсах Республики Карелия (БД, кадастры, реестры) ¦ ¦ +----+-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 2 ¦Создание базы данных кадров науки и образования ¦ ¦ ¦ ¦республики ¦ ¦ +----+-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 3 ¦Создание базы данных нормативных актов Республики ¦ ¦ ¦ ¦Карелия ¦ +---+----+-------------------------------------------------------+ ¦IV.1 ¦Создание и сопровождение WWW "Карелия" ¦ +--------+-------------------------------------------------------+ ¦IV.2 ¦Создание геоинформационных систем (ГИС) для анализа ¦ ¦ ¦и принятия решений ¦ +---T----+-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1 ¦Формирование электронной картографической основы ГИС ¦ ¦ ¦ ¦Республики Карелия ¦ ¦ +----+-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 2 ¦Создание информационной основы ГИС республики и ¦ ¦ ¦ ¦наполнение картографических и тематических баз данных ¦ ¦ +----+-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 3 ¦Создание республиканского Атласа Карелии на базе ¦ ¦ ¦ ¦ГИС-технологий ¦ ¦ +----+-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 4 ¦Создание электронного справочника по административ- ¦ ¦ ¦ ¦но-территориальному делению Республики Карелия ¦ +---+----+-------------------------------------------------------+ ¦ V ¦ База данных по проектным решениям в области ¦ ¦ ¦ информатизации ¦ +---+----T-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1 ¦База данных "Мониторинг информатизации" ¦ ¦ +----+-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 2 ¦База данных специалистов в области информатизации ¦ ¦ +----+-------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 3 ¦Создание электронного справочника по существующим, ¦ ¦ ¦ ¦разрабатываемым и перспективным проектным решениям ¦ ¦ ¦ ¦в области информатизации ¦ +---+----+-------------------------------------------------------+ ¦ VI¦ Кадровое обеспечение программы информатизации ¦ L---+------------------------------------------------------------- 3.4. Финансовые затраты по направлениям информатизации (прогноз) Таблица 2 -------------------------------------T---------------------------¬ ¦ ¦ Объем финансирования ¦ ¦ Направления работ ¦ (в млн. руб.) ¦ ¦ +------T------T------T------+ ¦ ¦Всего ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ +------------------------------------+------+------+------+------+ ¦I. Информатизация системы органов ¦ 1900 ¦ 500 ¦ 700 ¦ 700 ¦ ¦ управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+------+------+------+------+ ¦II. Телекоммуникация ¦ 2500 ¦ 500 ¦ 1000 ¦ 1000 ¦ +------------------------------------+------+------+------+------+ ¦III. Нормативно-правовое обеспе- ¦ 600 ¦ 100 ¦ 200 ¦ 300 ¦ ¦ чение и защита информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+------+------+------+------+ ¦IV. Системы формирования, распрост-¦ 3000 ¦ 600 ¦ 1200 ¦ 1200 ¦ ¦ ранения и рационального исполь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зования информационных ресурсов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+------+------+------+------+ ¦IV.1 Создание и сопровождение WWW ¦ 1300 ¦ 300 ¦ 500 ¦ 500 ¦ ¦ "Карелия" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+------+------+------+------+ ¦IV.2 Создание геоинформационных ¦ 2500 ¦ 500 ¦ 1000 ¦ 1000 ¦ ¦ систем (ГИС) для анализа и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принятия решений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+------+------+------+------+ ¦V. Разработка и сопровождение баз ¦ 1000 ¦ 200 ¦ 400 ¦ 400 ¦ ¦ данных по проектным решениям в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области информатики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+------+------+------+------+ ¦VI. Кадровое обеспечение программы ¦ 700¦ 200 ¦ 250 ¦ 250 ¦ ¦ информатизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+------+------+------+------+ ¦ ИТОГО ¦ 13500¦ 2900 ¦ 5250 ¦ 5350 ¦ L------------------------------------+------+------+------+------- Заключение Программа определяет приоритетные направления информатизации Республики Карелия на период 1996-1998 гг. Результат реализации этих направлений: формирование единого информационного пространства республики, интеграция информационных ресурсов в федеральные и мировые информационные системы, что в конечном счете положительно скажется на экономическом уровне развития республики. Отсутствие координации работ по информатизации на республиканском уровне или недостаточный уровень таких работ не остановит разработку конкретных проектов, систем, сетей на уровне предприятия, ведомства, территории, но последствия этого очевидны: локальные решения будут мало совместимы и, безусловно, интеграция таких систем потребует весьма значительных ресурсов; не исключено дублирование разработок и, как следствие, неоправданное расходование республиканских ресурсов; при реализации конкретных проектов будут использоваться не всегда лучшие решения (а скорее доступные) по программному, техническому, кадровому обеспечению и т.п. Эти и подобные причины с очевидностью приведут в скором времени к тому, что при значительных затратах не будет получен должный эффект. Экономическая ситуация подсказывает необходимость отказа от традиционного пути разработки подобных систем как единого целого и единственно возможный сейчас путь реализации Программы: разработка "снизу-вверх" от предприятий с использованием имеющихся ресурсов; реализация части основных проектных решений на уровне города, района, республики с полным или частичным выделением средств органами соответствующего уровня управления; координация всех разработок в части, входящей в республиканскую систему, Координационным Советом и его экспертными группами по направлениям информатизации. Основные направления информатизации определены, однако количество направлений и их конкретное содержание должны подвергаться постоянному уточнению и корректировке в соответствии с текущей ситуацией. Отбор проектов в программу должен осуществляться на конкурсной основе по таким критериям, как: - соответствие планируемых результатов реальным запросам практики и их направленности на решение прикладных острых, актуальных проблем; - высокое качество проектов, обеспечивающее конкурентоспособность на рынке информационных услуг; - срок и стоимость выполнения работ. Длительность проектов, включаемых в программу, может быть различной в зависимости от времени, объективно необходимого для создания запланированной работы и варьироваться от 3 месяцев до 3 лет. Порядок экспертизы проектов - один из первоочередных вопросов, нуждающихся в организационно-правовом регулировании. Информатизация республики представляет собой сложный многоаспектный социальный процесс, затрагивающий интересы различных организаций, учреждений, предприятий и практически всех слоев населения. Поэтому для ее проведения необходимо преодоление ведомственных барьеров, концентрация усилий, всеобщая заинтересованность в информатизации как эффективном средстве ускорения достижения целей социально-экономического развития республики. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|