Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 28.12.2001 № 455-II ЗС

 



               ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ                
                          РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ                          

 О поправках к проекту N 44004-3 Гражданского процессуального кодекса 
           Российской Федерации, принятому в первом чтении            

       В соответствии со статьей 104 Конституции Российской  Федерации
Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:
       1. Внести на  рассмотрение  Государственной  Думы  Федерального
Собрания  Российской  Федерации  состоящие  из  16  пунктов поправки в
проект  N  44004-3  Гражданского  процессуального  кодекса  Российской
Федерации, принятого в первом чтении.
       2. Направить настоящее постановление и поправки с пояснительной
запиской   в   Комитет   Государственной  Думы  Федерального  Собрания
Российской Федерации по законодательству.

       Председатель                            Председатель
       Палаты Представителей                   Палаты Республики
                  Н.И. ЛЕВИН                      В.В. ШИЛЬНИКОВ

Петрозаводск
28 декабря 2001 г.
N 455-II ЗС
                                                ПРИЛОЖЕНИЕ            
                                     к постановлению Законодательного 
                                        Собрания Республики Карелия   
                                           от 28 декабря 2001 г.      
                                                N 455-II ЗС           

                               ПОПРАВКИ                               

                              к проекту                               
 N 44004-3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, 
                      принятому в первом чтении                       

       1.Статью 4 дополнить частью 3 следующего содержания:
       "3. Суд возбуждает гражданское дело по  заявлению  прокурора  в
защиту  государственных  и  иных  публичных  интересов,  а  в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами - в
защиту прав, свобод и охраняемых законом, интересов граждан".
       Роль прокурора как гаранта соблюдения законности в  силу  своей
специфичности  должна быть обособлена в гражданском процессе от других
лиц, правомочных обратиться в суд в защиту прав,  свобод  и  интересов
неопределенного круга лиц, либо в защиту интересов государства.
       2. Изменить статью 45, изложив ее в следующей редакции:
       "1. Прокурор вправе от имени государства  обратиться  в  суд  с
заявлением  в  защиту  государственных и иных публичных интересов, а в
случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом  и  другими  федеральными
законами  -  в  защиту  прав,  свобод  и  охраняемых законом интересов
граждан.
       2. Прокурор  по  обращениям,  указанным  в  части  1  настоящей
статьи,   освобождается   от   оплаты   судебных  расходов,  он  может
знакомиться  с  материалами  дела,   заявлять   отводы,   представлять
доказательства  и участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства,
давать  заключения  по  вопросам,  возникающим  во   время   судебного
разбирательства,  а  также  совершать  другие процессуальные действия,
предусмотренные  законом,  кроме  заключения  мирового  соглашения.  В
случае  отказа  прокурора  от  иска, предъявленного в защиту интересов
другого лица, рассмотрение дела по  существу  продолжается,  если  это
лицо  или  его законный представитель не заявят об отказе от иска. При
отказе  истца  от  иска,  заявленного   прокурором,   суд   прекращает
производство  по  делу, если это не нарушает интересов государства или
охраняемых законом интересов другого лица.
       3.  В целях защиты прав, свобод и охраняемых законом  интересов
других лиц, прокурор вправе по своей инициативе или по инициативе суда
вступить в дело в любой стадии процесса для дачи заключения.
       Участие  прокурора  для   дачи   заключения   обязательно   при
рассмотрении  дел,  подсудных  по  первой  инстанции  Верховному  Суду
Российской Федерации, Верховным судам субъектов Федерации, а также при
рассмотрении   других   дел,   в  случаях,  предусмотренных  настоящим
Кодексом или федеральными законами".
       По части 1 - Предложенная в проекте формулировка сводит участие
прокурора  в процессе только по делам искового производства, тогда как
предлагаемая   поправка    учитывает    предусмотренную    действующим
законодательством  и  данным  проектом  возможность  прокурора принять
участие по делам и других четырех судопроизводств.
       Полагаем уместным в самой норме раскрыть  понятие  прокурора  в
гражданском  процессе,  поскольку  статья  38  проекта в этой же главе
раскрывает понятие стороны в деле.
       В силу специфичности  своего  положения  прокурор  не  является
стороной  по  делу,  не  имеет  своего интереса, а всегда выступает от
имени государства,  отстаивает  права  граждан,  интересы  общества  и
государства,  за  исключением  случаев,  когда он выступает в качестве
ответчика. Эта специфика задач и процессуального  положения  означает,
что  нельзя  автоматически  придать  прокурору все права и обязанности
истца,  как  они  прописаны   в   статье   39   проекта.   Юридическая
терминология,   присущая   понятию  «истец»,  не  всегда  применима  в
отношении прокурора. В частности, прокурор не обжалует судебные  акты,
а опротестовывает их.
       По  части  2  -  Полномочия  прокурора  по   защите   интересов
государства    должны    быть   «застрахованы»   от   эксцесса   лица,
представляющего в суде государственный орган.  Отказ  истца  от  иска,
заявленного  прокурором в интересах государства, может быть обусловлен
разными причинами - от недостаточной компетенции  представителя  истца
до  его  недобросовестности, поэтому в данном случае нельзя прекращать
дела только по формальному основанию отказа истца от иска.  Необходимо
руководствоваться  критерием  полезности  предпринимаемых действий для
государства.
       Предложенное редакционное изменение сохраняет структуру проекта
и   позволяет   отразить  особый  характер  процессуальных  полномочий
прокурора в гражданском процессе.
       По части 3 - В соответствии с частью 3 статьи  35  Федерального
закона  "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с
процессуальным   законодательством   Российской    Федерации    вправе
обратиться  в  суд  с  заявлением  или  вступить в дело в любой стадии
процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых  законом
интересов общества или государства.
       Таким  образом,  предлагаемые  изменения,  во-первых,  позволят
распространить   на   прокурора,   вступившего   в   дело   без  иска,
процессуальные  полномочия  лица,  участвующего  в  деле,   во-вторых,
позволят   сохранить   имеющийся  эффективный  инструмент  для  защиты
государственных и общественных интересов.
       Предлагаемое   положение   о   даче    прокурором    заключения
соответствует части 4 статьи 192 проекта.
       Принцип равенства всех перед законом и  судом,  закрепленный  в
статье  6 проекта, позволяет исключить какую-либо предвзятость суда по
делам, где прокурор давал заключение.
       3. В части 2 статьи 254 после слов  «представителя  органа  или
должностного лица, принявшего нормативный правовой акт» включить слова
"и прокурора".
       4.  В абзаце  6  статьи  262  после  слов  "должностного  лица"
включить через запятую слово ", прокурора".
       5.  В статье 278 после  слов  "представителя  органа  опеки  и
попечительства" включить слово "прокурора".
       6.  В статье 293  после  слов  "представителя  органа  опеки  и
попечительства" включить слова "и прокурор"».
       По  перечисленным  категориям  дел  участие  прокурора   в   их
рассмотрении предусмотрено действующим законодательством.
       7. Изменить наименование статьи 340 проекта:
       "Статья 340. Право кассационного обжалования и опротестования".
       Дополнить статью 340 проекта частью 2 следующего содержания:
       "Прокурор  или  заместитель  прокурора  приносит   протест   на
незаконное  или  необоснованное  решение  суда,  независимо  от  того,
участвовал  ли  он  в  данном  деле.  Помощники  прокурора,  прокуроры
управлений  и  отделов  могут  приносить  протесты  только по делам, в
рассмотрении которых они участвовали".
       В соответствии со статьей 36 Федерального закона "О Прокуратуре
Российской  Федерации"  прокурор  или его заместитель в пределах своей
компетенции  приносит  в  вышестоящий  суд  кассационный  или  частный
протест либо протест в порядке надзора.
       Немалое   количество   в   общей   массе   опротестованных,   а
впоследствии  отмененных незаконных судебных актов, приходится на долю
прокуратуры.  За  2000  год  прокурорами  принесено  около  34   тысяч
кассационных,  частных  и надзорных протестов по гражданским делам. Из
них судами удовлетворено 72,5 процента кассационных протестов.
       Эта   статистика   наглядно   демонстрирует   действенность   и
востребованность  в  рамках судебной системы такого средства повышения
качества правосудия, как кассационный прокурорский протест.  Пока  что
рано   отказываться   от   этого   эффективного  средства  исправления
допущенных судебных ошибок.  Поэтому  считаем  необходимым,  сохранить
данную  форму  прокурорского  реагирования  на  нарушение законности в
гражданском судопроизводстве  и  в  новом  Гражданском  процессуальном
кодексе.
       8. В главе 41 наименование статей 341, 342, 343, 344, 345, 346,
347,  348,  375,  376, 377, 379 и в тексте указанных статей после слов
"обжалование", "жалобу" в соответствующем  падеже  внести  слова  "или
опротестование", "или протест" в соответствующем падеже.
       9.  Изменить наименование статьи 349 проекта:
       "Статья 349. Отказ от кассационной жалобы  и  отзыв  протеста".
Дополнить   часть   1   статьи  349  проекта  предложением  следующего
содержания:  "Прокурор,  принесший  кассационный  протест,   а   также
вышестоящий  прокурор  вправе  отозвать  протест  до  начала судебного
заседания. Об отзыве протеста извещаются лица, участвующие в деле".
       10. В тексте статей 350, 351, 355, 360,  370,  374  после  слов
"обжалование",  "жалобу"  в  соответствующем  падеже внести слова "или
опротестование", "или протест" в соответствующем падеже.
       П. Включить в часть 4 статьи 387 проекта вместо  слова  "судья"
слова "лица, которым предоставлено право принесения протеста в порядке
надзора".
       12.   Включить  в  статью  393  проекта  часть   3   следующего
содержания:
       "3. В рассмотрении дела в  порядке  надзора  принимает  участие
прокурор,   который   поддерживает   принесенный  им  или  вышестоящим
прокурором протест или дает заключение по  делу,  рассматриваемому  по
протесту председателя суда или заместителя".
       Части 3 и 4 считать соответственно частями 4 и 5.
       13.  Включить в статью 401 проекта после слов "участвовавшими в
деле" слова "или прокурором".
       14. Дополнить первое предложение части  1  статьи  447  проекта
словами  после  запятой  "и  прокурором принесен протест". После слова
"жалоба" во втором предложении части 1 статьи 447 проекта вместо слова
"подается" включить слова "и протест подаются".
       Часть 2 статьи 447 проекта дополнить словами после запятой:  ",
которое   может   быть   обжаловано   или   опротестовано  в  порядке,
предусмотренном настоящим Кодексом".
       15.  Включить в статью 401 проекта после слов "участвовавшими в
деле" слова "или прокурором".
       Если  прокурор  не  участвовал  в  деле,  по  которому  принято
решение,  вступившее  в  законную силу, однако это решение затрагивает
права, свободы и охраняемые законом интересы граждан,  неопределенного
круга  лиц,  либо  интересы  государства,  он должен иметь возможность
подать заявление о пересмотре  такого  решения  по  вновь  открывшимся
обстоятельствам".
       16. Дополнить первое предложение части  1  статьи  447  проекта
словами  после  запятой  "а  прокурором принесен протест". После слова
"жалоба" во втором предложении части 1 статьи 447 проекта вместо слова
"подается" включить слова "и протест подаются".
       Часть 2 статьи 447 проекта дополнить словами после запятой:  ",
которое   может   быть   обжаловано   или   опротестовано  в  порядке,
предусмотренном настоящим Кодексом".
       Предлагаемые поправки согласовываются с  пунктом  4  статьи  19
Федерального  закона "О судебных приставах" и положениями Федерального
закона "О Прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которыми
надзор  за  исполнением законов при осуществлении судебными приставами
своих функций осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и
подчиненные ему прокуроры.


Информация по документу
Читайте также